Болезни Военный билет Призыв

Методология майерс бриггс. Istp - умелец. Шкала J-P. Суждение – восприятие

Ежедневно люди сталкиваются с различного рода конфликтами: в семье, на работе, в общественном транспорте. Конфликтные ситуации возникают из-за ряда различных причин: стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта, накопившиеся противоречия, также это могут быть индивидуально-психологические причины, отражающие индивидуальные психологические особенности личности, такие как темперамент или характер. Здесь я бы хотела остановиться на индивидуально-психологических причинах.

Существуют совершенно противоположные по характеру и поведению люди. На протяжении долгого времени многие ученые работают над проблемой определения типов человека. Их насчитывается большое множество. В своей курсовой работе я остановлюсь на типологии Катарины Бриггс и Изабель Майерс-Бриггс (далее типология Майерс-Бриггс). Они разработали четырехфункциональную модель психологического типа, из которых появились 16 психологических типов. Две из четырех функций (Мышление и Чувство) являются рациональными, функциями принятия решения. Остальные две (Ощущение и Интуиция) являются иррациональными, функциями восприятия информации. Если доминирующая функция индивида - рациональная (Мышление или Чувство), то вспомогательная функция всегда одна из двух иррациональных (Ощущение или Интуиция), и наоборот. Третья и четвертая функции - всегда отражения первой и второй. Например, если Ощущение - первая и Мышление - вторая, то Чувство (противоположность Мышлению) должна быть третьей, а Интуиция (противоположная Ощущению) будет четвертой. В данной курсовой работе будет рассматриваться поведение людей-интуитов, так называемых людей N-типа, в особенности их конфликтное поведение. Цель данной курсовой работы−определение особенностей конфликтного поведения людей N-типа. Задачи данного исследования:

· Изучить историю и содержание типологии Майерс-Бриггс.

· Выявить характерные черты людей, принадлежащих N-типу.

· Определить особенности людей-интуитов в сравнении с людьми-сенсориками.

· Определить особенности конфликтного поведения людей N-типа.

История типологии Майерс-Бриггс

Типология Майерс-Бриггс− типология личности, основанная на основе идей Карла Густафа Юнга , созданна в 1959 г. – MBTi – Индикатор типов Майерс-Бриггс, переведена на 26 языков мира.

В 1972 году был создан Center for Applications of Psychological Type (CAPT), ведущий исследовательскую деятельность и осуществляющий подготовку специалистов по применению MBTI. Широкую популярность тест MBTI и типология Майерс-Бриггс стали приобретать после того, как права на его продажу (в 1975 году) получила Consulting Psychologists Press , занявшаяся его продвижением. В том же (1975) году под эгидой CAPT была проведена первая конференция, посвящённая типологии Майерс-Бриггс, которая и теперь проводится каждые 2 года. В 1979 году была учреждена Association of Psychological Type (APT), представляющая интересы MBTI, а также занимающаяся подготовкой непсихологов для работы с этим тестом. В немалой степени популярности типологии Майерс-Бриггс среди широких масс способствовала публикация в 1984 году популярной книги D. Keirsey и M. Bates («Please Understand Me: Character and Temperament Types»). Значительная часть исследований по типологии Майерс-Бриггс публикуется в журнале The Journal of Psychological Type .

Об истории типологии Майерс-Бриггс в России можно заметить, что первое её упоминание в СССР относится к 1978 году, а первый краткий очерк был опубликован в 1984 году.

Идентификатор типов Майерс-Бриггс широко применяется в бизнесе, и частности в некоторых крупных западных компаниях. В США до 70 % выпускников средних школ проходят определение типа личности с помощью MBTI для целей выбора будущей профессии.

Основные типологии: шкалы и типы

Myers-Briggs Type Indicator предназначен для определения одного из 16 типов личности. Он включает в себя 8 шкал, объединенных попарно. Назначение типологии и тестов - помочь человеку в определении его индивидуальных предпочтений, - какие полюса шкал ему более соответствуют.

1. Шкала E-I - ориентация сознания:

Е (Е xtraversion, экстраверсия) - ориентация сознания наружу, на объекты,
I (I ntroversion, интроверсия) - ориентация сознания внутрь, на субъекта;

2. Шкала S-N - способ ориентировки в ситуации:

S (S ensing, ощущение) - ориентировка на конкретную информацию,
N (iN tuition, интуиция) - ориентировка на обобщённую информацию;

3. Шкала T-F - основа принятия решений:

T (T hinking, мышление) - рациональное взвешивание альтернатив;
F (F eeling, чувство) - принятие решений на эмоциональной основе;

4. Шкала J-P - способ подготовки решений:

J (J udging, суждение) - предпочтение планировать и заранее упорядочивать информацию,
P (P erception, восприятие) - предпочтение действовать без детальной предварительной подготовки, больше ориентируясь по обстоятельствам.

Сочетание шкал дает обозначение одного из 16 типов, например: ENTP, ISFJ и т. д.

В данной будет рассматриваться конфликтное поведение людей N типа.

Особенности людей N –типа

Люди-интуиты предпочитают получать информацию на основе абстрактного мышления, в рамках определённых понятий. Второе важное предпочтение их темперамента, следовательно, то, как они предпочитают оценивать полученную информацию, – объективно (логика) или субъективно (этика).

Основные характеристики интуитов:

– Склонны думать сразу о нескольких вещах; друзья и коллеги часто обвиняют в рассеянности.

– Считают перспективы будущего скорее заманчивыми, чем пугающими; обычно их больше интересует то, куда они двигаются, а не положение, в котором они находятся.

– Убеждены в том, что «скучные подробности» – это тавтология.

– Считают, что время – понятие относительное; неважно, который час, – они никогда не посчитают, что опоздали, если собрание (обед или иное мероприятие) не началось без них.

– Любят вдаваться в причины тех или иных событий исключительно потому, что это доставляет им удовольствие.

– Склонны к каламбурам и любят играть словами (не исключено, что они приступаете к этому занятию, едва проснувшись).

– Замечают за собой привычку искать взаимосвязи и взаимозависимости между большинством явлений, не принимая их такими, какими они кажутся; они неизменно спрашивают: «Что это может означать?»

– Склонны давать самые общие ответы на вопросы, и не понимают, почему люди так часто не могут следовать их указаниям; раздражает, когда у них просят точные инструкции.

– Предпочитают мечтать о том, на что они потратят свою следующую зарплату, вместо того чтобы приступить к наведению порядка в своих денежных делах.

Для более наглядного определения людей N-типа можно провести линию различия между интуитами(N) и сенсориками(S).

Cенсорики – буквалисты: им нужны точные сведения. Что же касается интуитов, то они, напротив, могут найти сто ответов на один и тот же вопрос, и ни один из них не покажется сенсорику достаточно точным. Для интуита все относительно и все имеет какой-то смысл. Если интуит ищет какую-то частность, он рискует пройти мимо неё, даже не заметив. Сенсорику трудно смириться с таким подходом, для него все реально: как можно не заметить то, что реально существует и находится прямо перед глазами?

В библейской книге Исхода описана классическая дилемма «сенсорик – интуит». Можно вспомнить рассказ о том, как Моисей отправил на поиски Земли обетованной двенадцать разведчиков. Из ответов этих последних ясно, что десять из них – сенсорики, а двое – интуиты. Сенсорики, как гласит Библия, помимо всех прочих деталей с поразительной точностью описали, сколько людей они видели, чем были заняты и где побывали. Интуиты же, напротив, свели описание тех же событий к следующей фразе: «Эта земля изобилует молоком и мёдом». Должно быть, такое описание вызвало у сенсориков смех, поскольку земля в их восприятии едва ли могла изобиловать даже водой.

Даже кажущиеся простыми инструкции вроде «Пожалуйста, рассортируйте эти заявления, чтобы выявить наиболее квалифицированных соискателей», могут иметь для сенсорика и для интуита совершенно разный смысл. Вот несколько ключевых понятий, которые описывают, чем сенсорики и интуиты отличаются друг от друга:

На основе данной сравнительной таблицы уже можно понять ярко выраженные отличительные черты людей-интуитов, которые могут становиться причинами ряда конфликтов.

Также важно сказать, что не бывает «чистых» интуитов. Как уже говорилось ранее сочетание шкал Майерса-Бриггса дает обозначение одного из 16 типов. Хотелось бы затронуть 6 из них: INTP(интроверт, интуит, логик, персивер), ENTP(экстраверт, интуит, логик, персивер), ENFJ(экстраверт, интуит, эмоционал, тактик), INFJ(интроверт, интуит, эмоционал, тактик), ENFP(экстраверт, интуит, эмоционал, персивер), INFP(интроверт, интуит, эмоционал, персивер), ENTJ(экстраверт, интуит, логик, тактик), INTJ(интроверт, интуит, логик, тактик).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Типы личности и отношений по соционике и MBTI

Распространённость типологии Майерс - Бриггс и MBTI

Идентификатор типов Майерс-Бриггс широко применяется в бизнесе, в частности, в ряде крупных западных компаний . В США до 70 % выпускников средних школ проходят определение типа личности с помощью MBTI для целей выбора будущей профессии . Ежегодно более 2 млн человек заполняют опросник MBTI. Опросник MBTI переведен на 30 языков (в том числе и русский язык) и используется по всему миру. Основные прикладные области применения типологии Майерс-Бриггс :

  • самопознание и личностный рост;
  • карьерный рост и профориентация;
  • развитие организаций;
  • тренинги управления и лидерства;
  • решение проблем;
  • семейные консультации;
  • образование и составление учебного плана;
  • научная работа;
  • тренинги межличностного взаимодействия.

История типологии Майерс-Бриггс

Типология Майерс - Бриггс изначально разрабатывалась Изабель Бриггс Майерс и её матерью Кэтрин Бриггс на основе работы «Психологические типы» швейцарского психиатра Карла Густава Юнга . Первые публикации Кэтрин Бриггс относятся к концу 1920-х. Первая версия теста Майерс - Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator, MBTI) появилась в 1942 году, первая версия руководства по использованию типологии - в 1944 году. В 1956 году тест был опубликован Службой образовательного тестирования (англ. ETS ), Принстон , штат Нью-Джерси . В 1969 году Изабель Бриггс Майерс вместе с главой медицинского центра Университета Флориды , Гейнсвилл Мэри Макколли основали типологическую лабораторию. Эта лаборатория в 1972 году была преобразована в Центр приложений психологического типа (англ. Center for Applications of Psychological Type , CAPT) .

Центр ведёт исследовательскую деятельность и готовит специалистов по применению MBTI. Широкую популярность тест MBTI и типология Майерс - Бриггс стали приобретать после того, как права на его продажу (в 1975 году) получила Consulting Psychologists Press , занявшаяся его продвижением. В том же (1975) году под эгидой CAPT была проведена первая конференция, посвящённая типологии Майерс - Бриггс, которая и теперь проводится каждые 2 года . В 1979 году была учреждена Association of Psychological Type (APT), представляющая интересы MBTI, а также занимающаяся подготовкой непсихологов для работы с этим тестом. В немалой степени популярности типологии Майерс-Бриггс среди широких масс способствовала публикация в 1984 году популярной книги Д. Кейрси и М. Бэйтса . Значительная часть исследований по типологии Майерс - Бриггс публикуется в журнале The Journal of Psychological Type .

Основы типологии: шкалы и типы

Myers-Briggs Type Indicator предназначен для определения одного из 16 типов личности. Он включает в себя 8 шкал, объединённых попарно. Назначение типологии и тестов - помочь человеку в определении его индивидуальных предпочтений, установив, какие полюса шкал ему более соответствуют.

1. Шкала E-I - ориентация сознания:

Е (Е xtraversion, экстраверсия) - ориентация сознания наружу, на объекты,
I (I ntroversion, интроверсия) - ориентация сознания внутрь, на субъекта;

2. Шкала S-N - способ ориентировки в ситуации:

S (S ensing, здравый смысл) - ориентировка на конкретную информацию,
N (iN tuition, интуиция) - ориентировка на обобщённую информацию;

3. Шкала T-F - основа принятия решений:

T (T hinking, мышление) - рациональное взвешивание альтернатив;
F (F eeling, чувство) - принятие решений на эмоциональной основе;

4. Шкала J-P - способ подготовки решений:

J (J udging, суждение) - предпочтение планировать и заранее упорядочивать информацию,
P (P erception, восприятие) - предпочтение действовать без детальной предварительной подготовки, больше ориентируясь по обстоятельствам.

Сочетание шкал даёт обозначение одного из 16 типов, например: ENTP, ISFJ и т. д.

Функциональная модель

В типологии Майерс - Бриггс и типологии Юнга используются разные функциональные модели типа.

Принципиальные отличия в моделях типа этих типологий существуют для интровертных типов. Интровертные типы в типологии Майерс - Бриггс имеют доминирующую и вспомогательную функции как у юнговских типов с иным значением рациональный/иррациональный (решающий/воспринимающий). Например, интровертный тип с доминирующим мышлением (это рациональная/решающая функция) у Юнга является рациональным, а в типологии Майерс - Бриггс - иррациональным/воспринимающим; на примере конкретных типов: тип INTP в типологии Майерс - Бриггс имеет первые 2 функции как у юнговского типа INTJ (интровертный мыслительный с вспомогательной интуицией), и наоборот. У Юнга рациональными называются только типы с доминирующей рациональной функцией, а иррациональными - только типы с доминирующей иррациональной функцией, и это не зависит от признака экстраверсии/интроверсии типа .

Также, у некоторых последователей Майерс - Бриггс (Joe Butt, Marina Heiss) наблюдается отличие в функциональной модели в отношении параметра экстраверсия-интроверсия у 3-й функции. У Юнга параметр экстраверсия-интроверсия 3-й функции отличается от такового у доминирующей функции, в то время как у некоторых последователей Майерс - Бриггс он совпадает.

Хотя типология Майерс - Бриггс предполагает существование 8 психических функций, большинство её сторонников придерживаются 4-функциональной модели (реформированная 4-функциональная юнговская модель - у Юнга не была указана «вертность» 2-й и 3-й функций), и лишь немногие - 8-функциональную.

Критика опросника MBTI и типологии в целом

Высокая валидность опросника MBTI подвергается сомнению. Выявилось, что некоторые шкалы «не работают» на клиническом уровне диагностики: об этом свидетельствуют не только накопленные эмпирические данные психологов-профессионалов, но и результаты исследования Е. Ф. Абельской (автора одной из последних адаптированных версий MBTI [форма F]): «Как показал <…> факторный анализ, айтемы методики образуют четыре фактора, два из которых ясно интерпретируются в соответствии с теоретическими конструктами (TF и EI), а два имеют смешанный характер и указывают на концептуальную близость конструктов S и J, N и P» (ср. с зарубежным исследованием 1989 года). Если для задач исследований социологического характера такие результаты вполне удовлетворительны, то для индивидуальной диагностики - нет, так как подобные «неточности» определяют высокую вероятность ошибки в определении типа конкретного человека.

Так, факторный анализ MBTI выявил 6 кластеров вместо ожидаемых 4 (соответственно шкалам-дихотомиям) . Несмотря на то, что юнговские дихотомии независимы, в тесте MBTI некоторые из них значимо коррелируют (JP и SN) . Подобные недостатки валидности определяют значительную вероятность ошибки в определении типа конкретного человека. Другие исследования также выявили несоответствия результатов MBTI и теории, которые можно отнести на его низкую валидность. Исследование связи типов, определённых MBTI, и количеством их представителей в разных профессиях не выявило таковых выраженных связей (Myers and McCaulley) , при том что, исходя из теории типов, такая связь должна существовать. Аналогично, Военный исследовательский институт (Army Research Institute, США) после проведения по поручению армии США исследований MBTI сделал заключение о его непригодности для профориентации . Также комитет, специально созданный Национальной академией наук США, обобщил результаты 20 исследований валидности теста MBTI и заключил, что его шкалы T-F и S-N показывают низкую валидность, на основании чего тест был признан непригодным для профориентации . Тест-ретестовая (повторная) проверка результатов тестирования при помощи MBTI с интервалом 8 недель показывает достаточно высокую надёжность на уровне 0.7-0.8 и выше .

Следует отметить, что существует два подхода к диагностике личности: «факторный» и «типологический». Каждый из них имеет как свои преимущества, так и ограничения (подробнее о двух подходах см. ), и решает принципиально разные задачи. В целом, при типологическом подходе происходит закономерное «огрубление» индивидуально-психологических характеристик конкретного человека.

В рецензии на русский перевод книги И. Майерс-Бриггс и П. Майерс «MBTI: определение типов», А. Г. Шмелев указывает, что теория типологии Майерс - Бриггс содержит следующие «натяжки», не подтвердившиеся затем при наборе эмпирических данных:

  • Число психологических типов и различающих их факторов оказывается много больше, чем в этой схеме. Например, ни один из факторов MBTI не коррелирует с уровнем усвоения человеком морально-социальных регуляторов поведения, то есть, например, с таким достаточно важным при отборе персонала критерием, как предрасположенность к корпоративной лояльности в противоположность стремлению обкрадывать компанию.
  • Людей, которые описываются «чистыми» MBTI-типами, оказывается много меньше, чем «смешанных» типов. Типичной является ситуация, когда, например, по ответам человек с вероятностью 0,6 принадлежит к одному типу, 0,5 - к другому, и 0,4 - к третьему. Отбрасывание информации о втором и третьем возможном типе приводит к огрублению и потере точности предсказаний схемы.
  • При ответах на вопросы тестов люди склонны обманывать, тем более если от этого зависят важные для них вещи типа поступления в ВУЗ или приёма на работу. Это снижает ценность MBTI для отбора персонала.
  • Теория Юнга, положенная в основу MBTI, сейчас считается архаической и доэкспериментальной, и не соответствует множеству экспериментальных тестов, выявивших объективные различия в когнитивных стилях различных людей. Даже те различия, которые по логике должны были бы коррелировать с соответствующими факторами MBTI, не всегда это демонстрируют в эксперименте.
  • Теория типов отрицает превосходство параметрического описания над типологическим, что противоречит накопленным в психометрии данным. Попросту говоря, параметрическое описание представляет собой указание измеренного положения психики человека в многомерном пространстве параметров, а типологическое - только указание, в какую из областей по некоторым признакам человек попадает - что огрубляет схему.

См. также

Примечания

  1. CPP -  case_studies - MBTI .
  2. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. - M.: «ИНФРА-М», 1999., с. 73
  3. Isabel Briggs Myers. Introduction to Type: A Guide to Understanding Your Results on the MBTI Instrument. - С. 6. - 45 с. - ISBN 978-0050436073 .
  4. , с. 340.
  5. aptinternational.org .
  6. The Journal of Psychological Type .
  7. http://socionic.info/pdf/as498.pdf
  8. Абельская Е. Ф. Типоведческое исследование психического склада личности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01
  9. Sipps, G.J., R.A. Alexander, and L. Friedt. «Item Analysis of the Myers-Briggs Type Indicator.» Educational and Psychological Measurement , Vol. 45, No. 4 (1985), pp. 789-796.
  10. McCrae, R.R. and P.T. Costa. «Reinterpreting the Myers-Briggs Type Indicator from the Perspective of the Five-Factor Model of Personality.» Journal of Personality , Vol. 57, No. 1 (1989), pp. 12-40.
  11. Шмелев Александр Георгиевич. УЖЕ НЕ СОЦИОНИКА, НО ЕЩЕ НЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2010. - № 27 (203) . - С. 104-108 .

Литература

  • Голдстэйн Д., Крегер О. Творческая личность. Как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности. - М: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 978-5-00057-246-7. - 416с.
  • Каммероу Дж. М., Баргер Н. Д., Кирби Л. К. Ваш психологический тип и стиль работы. - Пер. с англ. А.Багрянцевой. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. - ISBN 5-89939-046-8 . . - 224 с - Jean M. Kummerow, Nancy D. Barger, Linda K. Kirby. Work Types. Warner Books, A Time Warner Co., 1997.
  • Крегер О., Тьюсон Дж. Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим = Type Talk. The 16 Personality Types That Determine How We Live, Love, and Work. - М. : Альпина Паблишер , 2013. - 356 с. - ISBN 978-5-9614-4475-9 .
  • Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. - М.: Персей - Вече - АСТ. - 1995. - 560 с; 2-е изд.: М.: 2005. - 477 с - Otto Kroeger, Janet Thuesen. Type Talk at Work.
  • Крегер О., Тьюсон Дж. Шестнадцать дорог любви. - М.: Персей - Вече - АСТ. - 1995. - 430 с - Otto Kroeger, Janet Thuesen. 16 Ways to Love Your Lover.
  • Куэнк Н. MBTI: Полное руководство по интерпретации. - Пер. с англ. «ООО Пароль». - М. : Издательство «Бизнес Психологи», 2010. - ISBN 978-5-91809-002-2 . . твердая обложка, 256 стр. - Naomi L. Quenk. Essentials of Myers-Briggs Type Indicator® Assessment. Автор - вице-президент Myers-Briggs Foundation.
  • Майерс И., Майерс П. MBTI. Определение типов. У каждого свой дар - М: Издательство: «Бизнес Психологи», 2010. - ISBN 978-5-91809-004-6 , твердый переплет, 320 стр. - Gifts Differing: Understanding Personality Type - книга Изабель Бриггс Майерс, пропитанная её духом и стремлением познакомить читателя с MBTI.
  • Овчинников Б. В., Павлов К. В., Владимирова И. М. Ваш психологический тип. - СПБ.: «Андреев и сыновья», 1994. - 238 с - В книге имеются значительные совпадения по тексту с англоязычной книгой: Keirsey D., Bates M. Please Understand Me.
  • Тайгер П., Баррон-Тайгер Б. Делай то, для чего ты рождён. М. - 2005. - 688 с, пер. с англ. - Paul Tieger, Barbara Barron-Tieger. Do What You Are: Discover the Perfect Career for You through the Secrets of Personality Type. (Внимание! Перевод данной книги некорректен, допускаются серьёзные искажения терминологии!)
  • Тайгер П., Баррон-Тайгер Б. Какого типа Ваш ребёнок. М. - 2005. - 448 с, пер. с англ. - Paul Tieger, Barbara Barron-Tieger. Nurture By Nature.
  • Тайгер П., Баррон-Тайгер Б. Читать человека как книгу. - М.: АСТ, 2000. - 288 с - Paul Tieger, Barbara Barron-Tieger. The Art of Speed Reading People.
  • Хеджес П. Анализ характера, или типология по Майерс-Бриггс. - М: Эксмо , 2003. - ISBN 5-699-03114-6 . - 320 с - Patricia Hedges. Understanding your personality. With Myers-Briggs and more. 1993.

О типологии личности Майерс-Бриггс написано либо много и непонятно, либо мало и ещё непонятнее. И, несмотря на то, что тест на её определение нередко критикуется, он остаётся важным ключом для понимания характеристик личности. Если говорить обобщённо – с его помощью определяется, как люди воспринимают мир и принимают решения. Многие западные компании требуют прохождения теста Майерс-Бриггс при трудоустройстве. Также, по данным авторов Википедии , около 70% американских выпускников проходят тестирование с целью узнать свои сильные стороны и выбрать будущую профессию. Да и в целом он даёт возможность для самоанализа, поэтому мы и подготовили для вас эту статью и онлайн-тест.

Краткая история

Предыстория появления типологии восходит к работам Карла Юнга, который в опубликованной в 1921 г. книге «Психологические типы» предположил, что основных психологических функций, помогающих человеку воспринимать мир, четыре. Это – , чувства, и ощущения. Этот труд был гораздо фундаментальнее, чем представления американки Кэтрин Бриггс, которая просто интересовалась различиями в характерах разных людей. Но, познакомившись с типологией Юнга, она, поддерживаемая своей дочерью Изабель Бриггс-Майерс, начала детально изучать данную проблематику и даже опубликовала пару научных статей. Типов она выделяла также четыре, и основывалась, по собственному же признанию, на работах Юнга. Но позже теорию значительно расширила дочь, придав ей очертания современной.

Случилось это в годы Второй мировой войны. Именно тогда появился Myers-Briggs Type Indicator (MBTI – собственно типология, также часто используется термин «соционика»). Это не была «голая» теория – исследовательницы опирались на оригинальные испытания, ими же составленные. Цель изысканий была самой благородной: на основе тестирования определить индивидуальные личностные предпочтения в работе и подобрать женщинам, которые должны были заменить на производстве ушедших в армию мужчин, занятия, где они смогут по достоинству проявить свои таланты. Уже позже, в 50-60-е годы, о типологии положительно отзывались видные учёные, были проведены новые опыты, позволяющие уточнить методику. Но кроме последователей, MBTI имеет и ряд критиков, которые указывают на то, что типология Майерс-Бриггс почти дублирует исследования К. Юнга в теоретической части и не всегда обнаруживает свою валидность на практике.

4 дескриптора

Суть системы психологического тестирования MBTI заключается в том, что, благодаря измерению уникальных комбинаций личностных факторов человека, можно предугадать его склонность к определённому виду деятельности, стиль его действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие ему чувствовать себя комфортно и уверенно. Для и чего были придуманы, 4 шкалы (дескриптора), по которым исследуется личность:

  • ориентация сознания (интроверсия-экстраверсия),
  • ориентация в ситуации (здравый смысл – интуиция)
  • основа принятия решений ()
  • способ подготовки решений (рациональность – иррациональность)

Рассмотрим каждую шкалу подробнее:

Шкала EI: ориентация сознания


Интроверты (I-тип) не обязательно замкнутые и некоммуникабельные люди как это часто изображают «жёлтые» издания. Они могут быть общительными и компанейскими, но черпают и лучше работают наедине с собой. Такие люди отдают предпочтение мысли, а не слову, поэтому перед тем, как что-то сказать, всегда думают.

В отличие от экстравертов (E-тип), у которых коммуникабельность граничит с болтливостью. Для них за счастье находиться и работать с другими людьми. Проблемы они решают не в одиночку за закрытыми дверьми, а путём обсуждения, что позволяет находить компромисс. Но и возникают такие ситуации чаще – природа человеческого общения, да ещё и в избытке, даёт о себе знать.

Простыми словами, шкала EI рассказывает об общей ориентации сознания:

  • Е (экстраверт) - ориентация на внешние объекты;
  • I (интроверт) - ориентация внутрь, на самого себя.

Шкала SN: ориентация в ситуации


Перевод слова «sensing» как «здравый смысл» является не совсем точным. Люди, принадлежащие к S-типу, оценивая ситуацию, берут во внимание все детали, которые можно понять и ощутить благодаря «сенсорам» – зрению, нюху, прикосновению. Они опираются на внешние, уже известные данные и последовательны в своих решениях, которые тщательно обдумывают и взвешивают. Они всегда точны, для них не имеют значения догадки, не подтверждённые фактами, а первостепенное значение имеет только то, что происходит здесь и сейчас.

N-тип более склонен полагаться на интуицию. Зачастую это люди с развитым , для которых мир – это сосредоточение возможностей. Они небрежнее относятся к фактам, но способны видеть картину глобально, самые разные пути развития событий.

Простыми словами, шкала SN - отражает избранный способ ориентировки в ситуации:

  • S (сенсорика) - ориентация на факты и полученный опыт;
  • N (интуиция) - ориентация на предчувствия, общую информацию.

Шкала TF: основа принятия решений


Принятие решений основывается на известной дихотомии: эмоции и интеллект (IQ vs EQ). Т-тип – это люди, для которых стоит на первом месте. Они следуют голосу разума и принимают решения, лишь тщательно всё обдумав. Представители данного типа хорошо анализируют информацию, а также справедливы и объективны.

Простыми словами, шкала TF - как человек принимает решения:

  • T (мышление, логика) - способность рационально взвесить «за» и «против»;
  • F (чувство, этика) - решения принимаются эмоционально.

Шкала JP: способ подготовки решений


Те, кто относится к Р-типу, не способны к всеобъемлющему контролю и планированию, но могут воспринимать много информации и сразу по нескольким каналам. Они многозадачны, хорошо справляются с работой в сжатые сроки, не паникуют, когда что-то идёт не так. Таким людям перемены даются очень легко, ведь умение – их сильная сторона.

J-тип, наоборот, однозадачны, склонны к и алгоритмизации. Для них важна в первую очередь стабильность, они стараются исключить хаос и подойти к решению любой проблемы во всеоружии, предварительно всё продумав. Такие люди способны хорошо ставить , определять приоритеты и достигать результат.

Простыми словами, шкала JP - как готовится решение:

  • J (суждение и рациональность) - планирование и упорядочивание;
  • P (восприятие и иррациональность) - стремление ориентироваться по обстоятельствам, умение адаптироваться.

Пройти онлайн-тест из 20 вопросов

Тест Майерс-Бриггс, наряду с многими другими популярными в мировой практике тестами, включен в курс . Пройдя его, можно получить детальную характеристику своей личности, слабых и сильных сторон, склонностей, чтобы лучше разобраться в себе и использовать эти знания для саморазвития.

Приведенный ниже тест позволит определить, к какому «полюсу» для каждой дихотомии более склонен человек. Тест содержит 20 вопросов: по 5 вопросов для каждого дескриптора. Именно нечетное количество вопросов для каждой шкалы дает возможность получить вашу склонность к тому или иному полюсу (четное количество дало бы возможность получить промежуточный результат: 50 на 50).

Перед началом теста, важно понять следующие вещи:

  1. Никакие вопросы никакого, даже самого подробного, опросника не могут охватить все поведение человека. Данный тест позволяет лишь «очертить рамки» и указывает на уклон, а не на всеобъемлющее доминирование одних свойств над другими.
  2. Независимо от принадлежности к какому-либо типу, каждый человек использует в повседневной жизни оба полюса предпочтений, но в разной мере. К примеру, мы можем быть общительными с хорошими знакомыми, но чаще являться интровертами.
  3. При ответе на вопрос выбирайте тот вариант, который кажется наиболее предпочтительным и комфортным для вас в большинстве жизненных ситуаций. Если оба варианта не нравятся, то выбирайте наименее непривлекательный вариант.
  4. Пройдя тест, вы узнаете не только свой тип личности, но и получите небольшое объяснение результата. Не забудьте ответить на все вопросы, для этого удобнее всего идти по порядку.

Узнайте свой тип креативности по типологии Майерс-Бриггс

1. В компании вы:

2. Вы в большей степени:

3. Принимая решения, вам легче иметь дело с:

4. Вы чувствуете себя лучше, когда:

5. На вечеринках вы:

6. Выполняя обычную работу, вам приятнее:

7. Чаще вы человек:

8. В большинстве случаев следует:

9. Когда Вы находитесь в обществе, вы обычно предпочитаете:

10. Когда вы читаете в свое удовольствие, вам нравится, когда писатель:

11. Вас больше привлекает:

12. Вы можете сказать, что вы в большей степени:

13. Вы обычно:

14. Вас скорее можно назвать:

15. Какое слово из пары вам больше нравится:

16. Какое слово из пары вам больше нравится:

17. Какое слово из пары вам больше нравится:

18. Какое слово из пары вам больше нравится:

19. Какое слово из пары вам больше нравится:

20. Следование расписанию в делах:

УЗНАТЬ

Результат:

16 типов личности: интерпретация результатов теста

Вы получили результат, который является одним из 16 типов личности, которые образуются в результате пересечения описанных выше 4-х дескрипторов, содержащих по 2 элемента (четыре в квадрате – 16). Эти 16 типов присвоено условное нарицательное имя для каждого типа, чтобы было проще ориентироваться:

Реалист, администратор, руководитель (ESTJ: экстраверт, сенсорик, логик, рационал). Очень работоспособный, социально-адаптированный тип, всегда чувствует необходимость доводить начатое дело до завершения. Планирует деятельность, практически относиться к окружающим вещам. Склонен проявлять любовь и заботу о близких, любит шумные веселья, компании. Добродушен, но резковат, может быть вспыльчивым и упертым.

Видят мир таким, «каков он есть», переводят свои восприятия на объективный язык. Испытывают необходимость в том, чтобы навязывать свои оценки окружающим, устанавливая твердый порядок действий, который опирается на определенную программу. Управлять порядком где-либо – самое естественное занятие для них.

  • 11% мужчин
  • 6% женщин

Командир, предприниматель (ENTJ: экстраверт, интуит, логик, рационал). Способен четко выделять собственные возможности и способности, легко вдохновляется и начинает новые дела, увлекается динамичными видами спорта, которые дарят экстремальные ощущения. Чувствует новые тенденции, идет на риск, полагаясь на интуицию. С уверенностью использует в работе новые технологии, глубоко анализирует себя и окружающий мир. Склонен к позитивному мышлению и близкому общению с людьми.

Имеют потребность в контроле и необычные способности к лидерству. Они распахнуты настежь, навстречу бесчисленным возможностям и смыслам, которые переводятся на язык объективных мыслительных операций и приводят к упорядоченной и своевременной деятельности. Для них жизнь раскрывается в борьбе, в споре, в схлестывании с окружающими во имя познания.

  • 3% мужчин
  • 1% женщин

Организатор, инспектор (ISTJ: интроверт, сенсорик, логик, рационал). Любит порядок и строгость, глубоко вникает в работу, анализируя информацию с разных сторон. Отличается некой педантичностью. Реально смотрит на вещи, берется за дело только если точно знает, что сможет его завершить. Вызывает доверие, но предпочитает короткие деловые контакты с другими людьми.

Имеют чувство ответственности. Их поведение ориентировано на конечный результат. Объективная, конкретная, ближайшая информация у них немедленно передается «внутрь» и внимательно анализируется. Их склонность ко всему, что находится «здесь и теперь», не позволяет им ничего принимать на веру или допускать что-либо. Все, что они видят, есть для них объективная и осязаемая реальность, в которой они немедленно наводят определенный порядок.

  • 16% мужчин
  • 7% женщин

Увещеватель, наставник (ENFJ: экстраверт, интуит, этик, рационал). Очень эмоциональная личность, склонен к эмпатии и проявлению широкого спектра эмоций. Обладает выразительной мимикой и красноречием. Способен предчувствовать разные события и готовиться к ним заранее. Улавливает несоответствия в словах и эмоциях других людей. Часто не уверен в любви партнера, склонен к ревности.

Их внимание сосредоточено на тех, кто их окружает, и они прекрасно понимают, кто в чем нуждается. Их богатое воображение и вдохновляющая натура выражают себя весьма конкретно и организованно, что позволяет им осуществлять свои фантазии. Имеют способность к интуитивному постижению ситуации при внимательном и заботливом отношении к позиции всех участников.

  • 3% женщин
  • 2% мужчин

Учитель, воспитатель, энтузиаст (ESFJ: экстраверт, сенсорик, этик, рационал). Способен влиять на людей с помощью эмоционального давления, при этом хорошо ладит с ними, может поднять настроение, склонен жертвовать собственными интересами ради другого человека и проявлять любовь и заботу о близких. В работе всего добивается самостоятельно, любит, когда другие люди подчеркивают его достоинства.

Предрасположенность к решению обеспечивает их всем необходимым для того, чтобы было легко устанавливать контакты с кем бы то ни было. Их субъективная чувствительность привносит гармонию в любую ситуацию, одновременно пытаясь упорядочить ее, направить ход событий по определенному руслу; и делают они это мягко, но настойчиво.

  • 17% женщин
  • 8% мужчин

Аналитик, провидец, вдохновитель (INTJ: интроверт, интуит, логик, рационал). Умеет отличать главное от второстепенного, не любит пустых разговоров, склонен к четкому практичному мышлению. В работе этот тип любит использовать необычные идеи, при этом демонстрируя свою независимость. Использует интуицию там, где не знает точных ответов. Не любит шумных компаний, ощущает трудности в налаживании отношений с другими людьми.

Их богатый внутренний мир хранит в себе безграничные возможности, которые реализуются в виде стремления все улучшить и усовершенствовать. Слова, планы, проекты, идеи, люди – все им хочется сделать лучше, чем есть в действительности. По их мнению, даже самое лучшее можно сделать еще более лучшим. Стремятся к законченности.

  • 3% мужчин
  • 1% женщин

Вдохновитель, консультант, советчик, гуманист (INFJ: интроверт, интуит, этик, рационал). Тонко чувствует характер отношений между людьми, придает большое значение доверию, не прощает измен. Умеет выявлять скрытые способности других, наделен талантом воспитателя. Увлекается самообразованием, люди часто обращаются к нему за советом. Очень раним, тяжело переносить агрессию и недостаток любви.

Их движущая сила – интуиция, направленная внутрь, – поставляет им неиссякаемый поток идей и возможностей. И чем большую роль играет в INFJ интроверсия, тем более текучей, податливой и открытой им кажется жизнь. Но внешний мир изменяет направление этого потока вдохновенной творческой активности: они чувствуют призвание служить людям и осуществляют это весьма организованно и упорядоченно.

  • 2% женщин
  • 1% мужчин

Исполнитель, хранитель, защитник (ISFJ: интроверт, сенсорик, этик, рационал). Распознает наигранность и фальшь в отношениях, делит людей на своих – чужих, руководя психологической дистанцией. Отстаивает свои взгляды и принципы. Умеет постоять за себя и своих близких, не переносит морального превосходства других людей. Умеет глубоко анализировать себя и других.

Аккуратные, добродушные, приверженные порядку и в высшей степени исполнительные и заботливые, они черпают силы в самих себе и во всем том, что видят, слышат, чувствуют, осязают и пробуют. Силы эти направлены на служение окружающим, при этом вся деятельность четко рассчитана и распланирована. Видят свое предназначение в том, чтобы помогать другим и делать их счастливее.

  • 19% женщин
  • 8% мужчин

Изобретатель, искатель, мечтатель (ENTP: экстраверт, интуит, логик, иррационал). Отличается широким кругом интересов, умеет приспосабливаться к новым условиям и легко переходит к новым методам работы. Является генератором идей, не любит традиции и рутину. Умеет объяснять сложные идеи, будучи в них первопроходцем. В большей мере склонен к синтезу в мышлении, создает новую идею из готовых составляющих.

Их изобретательность постоянно ищет применения в самых различных профессиональных и непрофессиональных сферах. Она берет начало в предрасположенности к интуиции, открывающей перед ними безграничные возможности, в сочетании с их объективной способностью к принятию решений, направленной на окружающий мир. Это приводит к тому, что все преобразуется в идеи и схемы. Их больше привлекают новые идеи, они находятся в непрерывном напряжении деятельности.

  • 4% мужчин
  • 2% женщин

Непоседа, маршал, реалист (ESTP: экстраверт, сенсорик, логик, иррационал). Склонен применять физическую силу с целью достигнуть победы любой ценой. Препятствия только усиливают его желание выиграть. Любит руководить, не вынося подчинения. Анализируя ситуацию, любит составлять конкретный план действий, четко ему следует.

Их внимание направлено на людей и мир объектов. Сбор информации происходит при помощи пяти органов чувств. В дальнейшем информация оценивается и анализируется объективно, но при этом они остаются подвижными и доступными для новых альтернатив. Способны дать быстрый, точный, практически ценный, объективный и ясно выраженный ответ в любой ситуации.

  • 6% мужчин
  • 3% женщин

Медиатор, чемпион (ENFP: экстраверт, интуит, этик, иррационал). Способен тонко чувствовать других людей, обладает развитой фантазией. Любит творческую работу, не переносит однообразие и рутину. Общителен, любит давать дельные советы в сфере взаимодействия с людьми.

Сочетание предрасположенности к экстраверсии, интуиции, чувствительности и восприимчивости дает им уникальную способность к эффективному сотрудничеству, участию в разнообразных предприятиях и умение противостоять неожиданностям. Воспринимают жизнь в разнообразии ее возможностей и истолковывают эти возможности с точки зрения их влияния на людей. Все это сопровождается активным взаимодействием с окружающим миром, а их любознательная позиция позволяет им ориентироваться в постоянной смене ситуаций.

  • 10% женщин
  • 6% мужчин

Аниматор, политик, деятель (ESFP: экстраверт, сенсорик, этик, иррационал). Способен видеть возможности других, используя эти знания с целью манипуляции. Руководит более слабыми, четко определяя их слабые места. Любит держать дистанцию, в общении скорее руководствуется собственными интересами. В глазах других пытается выглядеть незаурядной оригинальной личностью, но часто таким не является.

Для них достаточно надежно только то, что имеет отношение к «здесь и теперь». Живут, в основном, ради настоящего момента. Больше начинают, чем заканчивают. Сосредоточенность на немедленных результатах делает их нетерпимыми к разного рода процедурам, шаблонам и прочим препятствиям. Стараются использовать каждую минуту для того, чтобы вступить в полезную беседу. Стремятся к гармонии человеческих взаимоотношений.

  • 10% женщин
  • 7% мужчин

Архитектор, критик, аналитик (INTP: интроверт, интуит, логик, иррационал). Этот тип – эрудит с философским складом ума. Осторожен, принимает решение только с уверенностью в его правильности, анализируя прошлое в его связи с будущим. Не любит бурных проявлений эмоций, ценит уют и комфорт.

Задумчивость побуждает их исследовать все, что поставляет им интуиция. Их стремление к объективности требует тщательного анализа всей информации, а их непредвзятость и подвижность обеспечивает восприимчивость к неожиданным и новым фактам, какими бы они ни были. Такая комбинация предрасположений приводит к постановке парадоксальной цели: они вечно пытаются собрать в единое целое постоянно увеличивающееся количество данных. Однако постоянный приток новых сообщений и фактов этому препятствует. И в результате все мысли, идеи и планы, как бы окончательно они ни были сформулированы, в последний момент неизбежно меняются, лишь только «новые данные» о внешних или внутренних влияниях становятся доступными для исследователя. Поэтому они находятся в постоянном напряжении.

  • 5% мужчин
  • 2% женщин

Мастер, умелец (ISTP: интроверт, сенсорик, логик, иррационал). Ощущения являются для него главным источником познания мира. Проявляет эмпатию, тонко чувствует и любит других людей, отвергает искусственность и фальшь. Отличается техническим складом ума, любит работать руками, при этом всегда укладываясь в нужные сроки.

Сосредоточенные на себе, склонные к объективности в принятии решений, они более расположены выжидать, анализировать ситуацию, нежели сразу предлагать свое решение и бросаться в бой. Их взгляд на мир предельно конкретный, но в сочетании со свойственной им открытостью это может приводить к более непредсказуемым поступкам, чем этого можно было бы ожидать.

  • 9% мужчин
  • 2% женщин

Созерцатель, лирик, целитель (INFP: интроверт, интуит, этик, иррационал). Мечтательная и лирическая личность, умеет интуитивно прогнозировать события, хорошо разбирается в людях, любит и «чувствует» их. Обладает хорошим чувством юмора, вызывает расположение других людей. Большое значение этот тип придает внешнему виду. Не умеет экономить, а во время работы любит долго отдыхать.

Стремление к самопознанию, самоопределению и согласию с самим собой. Благодаря качествам интровертов, их размышления направлены на самих себя, свойства интуитивистов обеспечивают их чувством бесконечных возможностей, заключенных в человеке. Чувствительность заставляет задуматься о том, как использовать эти возможности к своей собственной пользе и на благо окружающих, а качества воспринимающего позволяют сохранять восприимчивость к постоянному потоку новой информации.

  • 5% женщин
  • 4% мужчин

Придумщик, композитор (ISFP: интроверт, сенсорик, этик, иррационал). Умеет наслаждаться обычной жизнью, спокойно перенося однообразие и рутину. Легко уживается с людьми, уважая их личное пространство, при этом требуя от них такого же отношения. Любит шутить, развлекать, избегает конфликтных ситуаций. Часто является помощником, любит ощущать себя нужным и значимым в глазах других людей.

Нежные и заботливые, открытые и подвижные, задумчивые и сдержанные, практичные и приземленные. Это люди, которым не хочется руководить и воздействовать на других, которые не стремятся переделать мир и даже до конца понять его, а принимают таким, каков он есть.

  • 10% женщин
  • 8% мужчин
Организационное поведение: учебное пособие Спивак Владимир Александрович

2.6. Популярная модель личности Майерс – Бриггс

Рассмотрим возможности исследования личностных свойств и прогнозирования поведения на основе весьма популярной в США модели Майерс – Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator – MBTI) известного специалиста в области менеджмента Р. Дафта.

В MBTI используются 4 пары атрибутов, помогающих определить один из шестнадцати различных типов личности.

1. Интроверсия – экстраверсия: указывает на источник ментальной энергии. Экстраверты (Е – extroverts) заряжаются энергией в процессе взаимодействия с окружающими, в то время как интроверты (I – introverts) черпают энергию, концентрируясь на собственных мыслях и чувствах.

2. Сенсорика – интуиция: указывает на то, как человек обрабатывает информацию. Люди с сенсорными предпочтениями (S – sensing) собирают и обрабатывают информацию с помощью пяти чувств, тогда как принадлежащие интуитивному типу (N – intuition) исходят из целостного образа. Например, последние концентрируют больше внимания на структурах, взаимоотношениях и догадках, чем на элементах и деталях.

3. Мышление – чувства: эта пара характеристик определяет, какую роль играют эмоции в принятии решений. Люди с приоритетом в области чувств (F – feeling) руководствуются своими ценностями и понятиями о правильном и неправильном; кроме того, они учитывают эмоциональную реакцию окружающих на принимаемое решение. Люди мыслительного типа (Т – thinking) стараются быть объективными и стремятся логически обосновывать свои решения.

4. Решения – восприятие: указывает на отношение к неоднозначным ситуациям и скорость принятия решения. «Решающие» личности (J – judging) любят точность и определенность. Им нравится определять цели и подводить итоги; они принимают быстрые решения на основе имеющихся данных. Напротив, «воспринимающие» (Р – perceiving) склонны к неопределенности и не любят подведения итоговых результатов; в процессе принятия решения они могут несколько раз менять свою точку зрения. Человек этого типа, прежде чем принять решение, обычно собирает и обрабатывает большое количество информации.

Различные комбинации этих характеристик образуют 16 типов личности. Слабые и сильные стороны человека обусловлены теми предпочтениями, которые он отдает интроверсии – экстраверсии, сенсорике – интуиции, мышлению – чувствам, решениям – восприятию. Люди, знающие о своих предпочтениях, могут менять их в процессе обучения и приобретения жизненного опыта.

Приведем образные обобщенные (в формате слогана) характеристики каждого из 16 типов:

1. ISTJ: прирожденные организаторы жизни.

2. ISFJ: преданные своему делу.

3. INFJ: вдохновляющий лидер и последователь.

4. INTJ: вольные мыслители жизни.

5. ISTP: просто делайте это.

6. ISFP: дела говорят красноречивее слов.

7. INFP: сделать жизнь приятнее.

8. INTP: осмыслители жизни.

9. ESTP: ловить момент.

10. ESFP: сделаем работу веселее.

11. ENFP: результат – люди.

12. ENTP: результат – это прогресс.

13. ESTJ: прирожденные руководители.

14. ESFJ: друзья всех и каждого.

15. ENFJ: сладкоречивые увещеватели.

16. ENTJ: прирожденные лидеры.

Из книги Бренд-интегрированный менеджмент автора Тульчинский Григорий Львович

Исследование личности бренда Как правило, бренд исследуется посредством проективной техники, в рамках которой он «воплощается» в воображаемую личность, животное, растение и так далее.Личность корпоративного бренда можно исследовать следующими

Из книги Как оценить работника за одну встречу автора

ТЕСТ МАЙЕРС-БРИГГС Для получения сведений, к какой работе наиболее пригоден тот или иной кандидат, лучше всего воспользоваться емким, но достаточно простым тестом Майерс-Бриггс.Для проведения теста предложите кандидату ответить на ряд вопросов. Объясните ему, что на

Из книги Уверенность в себе автора Кинан Кейт

Права личности Некоторые права люди не используют лишь потому, что принадлежат к роду человеческому. А именно: вы – человек, поэтому имеете право:? получать удовольствие от жизни;? быть самим собой в полной мере и совершенно свободно;? иметь собственное мнение и

Из книги Мотивация и стимулирование: на пути к успеху фирмы автора Баженова Елизавета Викторовна

Самоактуализация личности Но как такую команду создать? Из кого? В фирме господина Федорова новые должности не предусматривались. Следовательно, команда должна была сложиться из старых кадров. А поскольку в фирме работало небольшое число людей, то требовалось их

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Тестирование личности Тестирование личности – это, как следует из названия, тесты на выявление черт характера, темперамента и наклонностей. Тестирование личности часто используется для измерения честности и искренности человека, а также для выявления лиц, обладающих

Из книги Компетентность в современном обществе автора Равен Джон

Модель компетентности и психологическая модель способностей Прежде чем перейти к дальнейшему обсуждению данной модели компетентности, рассмотрим ее фундаментальные отличия от многофакторной модели способностей, столь популярной в психологической литературе.

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

Из книги Основы делового общения автора Сорокина Алла Викторовна

17. Психологический портрет личности Каждый человек обладает индивидуальными чертами и личностными качествами – интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, – формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой,

Из книги Психология как бизнес. Как психологу раскрутить себя автора Черников Юрий Николаевич

Модель 1.0 и модель 2.0 – найдите тысячу отличий Модель 1.0 – это модель старшего поколения, схема вчерашнего дня. В этом случае мы заканчиваем вуз, затем повышаем свою квалификацию до уровня тренера-психотерапевта, психолога-консультанта, потом становимся

Из книги Утерянное искусство красноречия автора Доуиз Ричард

Из книги Великолепная команда. Что нужно знать, делать и говорить для создания великолепной команды автора Миллер Дуглас

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Из книги Магия продаж автора Ладыгин Александр

Из книги Личная власть автора Мрочковский Николай Сергеевич

ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ Пирамида А. МаслоуВедение эффективной беседы с клиентом на этапе выявления потребностей немыслимо без понимания структуры типичных потребностей личности человека. А эта структура давно и блестяще описана очень известным американским психологом

Из книги Человеку свойственно продавать. Удивительная правда о том, как побуждать других к действию автора Пинк Дэниель

3. Темная сторона личности На следующий день я шел на работу в полной боевой готовности. По дороге никаких конфликтов не возникло, поэтому приготовился построить всех своих подчиненных на совещании в десять утра.Вошел в офис в 9:30 и обнаружил свой кабинет запертым на ключ.

Мировой опыт применения типологии Майерс-Бриггс

Идентификатор типов Майерс-Бриггс широко применяется в бизнесе, и частности в некоторых крупных западных компаниях. В США до 70 % выпускников средних школ проходят определение типа личности с помощью MBTI для целей выбора будущей профессии. Изучение типологии Майерс-Бриггс одобрено Американской Психологической Ассоциацией в рамках продолжения образования по Категории 1 для психологов. .

История типологии Майерс-Бриггс

Типология Майерс-Бриггс изначально разрабатывалась Изабель Майерс-Бриггс и её матерью Кэтрин Бриггс на основе работы «Психологические типы» швейцарского психиатра Карла Густава Юнга . Первые публикации Кэтрин Бриггс относятся к концу 1920-х. Первая версия теста Майерс-Бриггс - Myers-Briggs Type Indicator (MBTI) - появилась в 1942 году, первая версия руководства по использованию типологии - в 1944 году.

В 1972 году был создан Center for Applications of Psychological Type (CAPT), ведущий исследовательскую деятельность и осуществляющий подготовку специалистов по применению MBTI. Широкую популярность тест MBTI и типология Майерс-Бриггс стали приобретать после того, как права на его продажу (в 1975 году) получила Consulting Psychologists Press , занявшаяся его продвижением. В том же (1975) году под эгидой CAPT была проведена первая конференция, посвящённая типологии Майерс-Бриггс, которая и теперь проводится каждые 2 года. В 1979 году была учреждена Association of Psychological Type (APT), представляющая интересы MBTI, а также занимающаяся подготовкой непсихологов для работы с этим тестом. В немалой степени популярности типологии Майерс-Бриггс среди широких масс способствовала публикация в 1984 году популярной книги D. Keirsey и M. Bates . Значительная часть исследований по типологии Майерс-Бриггс публикуется в журнале The Journal of Psychological Type .

Об истории типологии Майерс-Бриггс в России можно заметить, что первое её упоминание в СССР относится к 1978 году, а первый краткий очерк был опубликован в 1984 году.

Основы типологии: шкалы и типы

Myers-Briggs Type Indicator предназначен для определения одного из 16 типов личности. Он включает в себя 8 шкал, объединенных попарно. Назначение типологии и тестов - помочь человеку в определении его индивидуальных предпочтений, - какие полюса шкал ему более соответствуют.

1. Шкала E-I - ориентация сознания:

Е (Е xtraversion, экстраверсия) - ориентация сознания наружу, на объекты,
I (I ntroversion, интроверсия) - ориентация сознания внутрь, на субъекта;

2. Шкала S-N - способ ориентировки в ситуации:

S (S ensing, ощущение) - ориентировка на конкретную информацию,
N (iN tuition, интуиция) - ориентировка на обобщённую информацию;

3. Шкала T-F - основа принятия решений:

T (T hinking, мышление) - рациональное взвешивание альтернатив;
F (F eeling, чувство) - принятие решений на эмоциональной основе;

4. Шкала J-P - способ подготовки решений:

J (J udging, суждение) - предпочтение планировать и заранее упорядочивать информацию,
P (P erception, восприятие) - предпочтение действовать без детальной предварительной подготовки, больше ориентируясь по обстоятельствам.

Сочетание шкал дает обозначение одного из 16 типов, например: ENTP, ISFJ и т. д.

«Я обозначаю оба очерченных типа как иррациональные на том уже указанном основании, что они основывают весь свой образ действия не на суждении разума, а на абсолютной силе восприятия.»

Таким образом, Изабель Майерс «суждением»/«восприятием» не вводила нового понятия, а лишь выбрала одно из обозначений Юнга для «рациональности»/«иррациональности». Однако при этом, изменив функциональную модель типов Юнга.

Принципиальные отличия в моделях типа этих типологий существуют для интровертных типов. Интровертные типы в типологии Майерс-Бриггс имеют доминирующую и вспомогательную функции как у юнговских типов с иным значением рациональный/иррациональный (решающий/воспринимающий). Например интровертный тип с доминирующим мышлением (это рациональная/решающая функция) у Юнга является рациональным, а в типологии Майерс-Бриггс иррациональным/воспринимающим; на примере конкретных типов - тип INTP в типологии Майерс-Бриггс имеет первые 2 функции как у юнговского типа INTJ (интровертный мыслительный с вспомогательной интуицией), и наоборот. У Юнга рациональными называются только типы с доминирующей рациональной функцией, а иррациональными только типы с доминирующей иррациональной функцией, и это не зависит от признака экстраверсии/интроверсии типа.

Также, у некоторых последователей Майерс-Бриггс (Joe Butt, Marina Heiss) наблюдается отличие в функциональной модели в отношении параметра экстраверсия-интроверсия у 3-й функции. У Юнга параметр экстраверсия-интроверсия 3-й функции отличается от такового у доминирующей функции, в то время как у некоторых последователей Майерс-Бриггс он совпадает.

Другое отличие между типологиями в том, что понимание последователями Майерс-Бриггс содержания 8 функций (их 8 с учётом экстраверсии/интроверсии) Юнга может отличаться как от понимания другими последователями, так и самим Юнгом. Это является следствием того, что уделив большое внимание развитию MBTI, значительно лучше были проработаны бинарные признаки, лежащие в основе данного теста, нежели функции Юнга.

Типология Майерс-Бриггс и соционика: разные типологии

Следует отметить, что существует два подхода к диагностике личности - «факторный» и «типологический». Каждый из них имеет как свои преимущества, так и ограничения (подробнее о двух подходах см. ), решая принципиально разные задачи. В целом, при типологическом подходе происходит закономерное «огрубление» индивидуально-психологических характеристик конкретного человека.

Примечания

См. также

  • Эволюция взглядов Юнга на типологию / А. М. Ельяшевич, Д. А. Лытов

Книги и статьи

  • Авила А. Найди свою любовь! Типы людей и их совместимость. - М: Астрель, 2004. - . . мягкая обложка, 304 стр. - Alexander Avila. Love Types. 1999.
  • Барсова А. Жизнь как игра по правилам и без правил. Личность в зеркале судьбы. - М.: Дрофа-Плюс, 2004. - 224 с.
  • Блюмина Т. А. Вековые натуры в семье, школе, обществе. - М.: 1996.
  • Ваганов П. С. Человек, риск, безопасность. - СПб., изд-во СПбГУ, 2002. - 160 с.
  • Каммероу Дж. М., Баргер Н. Д., Кирби Л. К. Ваш психологический тип и стиль работы. - Пер. с англ. А.Багрянцевой. - М: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - . . - 224 с - Jean M. Kummerow, Nancy D. Barger, Linda K. Kirby. Work Types. Warner Books, A Time Warner Co., 1997.
  • Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л.: Медицина - 1978.
  • Крёгер О., Тьюсон Дж. Типы людей: 16 типов личности - М.: Персей - Вече - АСТ. - 1995. - 544 с; 2-е изд.: М.: 2005. - 352 с - Otto Kroeger, Janet Thuesen. Type Talk.
  • Крёгер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. - М.: Персей - Вече - АСТ. - 1995. - 560 с; 2-е изд.: М.: 2005. - 477 с - Otto Kroeger, Janet Thuesen. Type Talk at Work.
  • Крёгер О., Тьюсон Дж. Шестнадцать дорог любви. - М.: Персей - Вече - АСТ. - 1995. - 430 с - Otto Kroeger, Janet Thuesen. 16 Ways to Love Your Lover.
  • Куэнк Н. MBTI: Полное руководство по интерпретации. - Пер. с англ. «ООО Пароль» - М: Издательство «Бизнес Психологи», 2010. - . . твердая обложка, 256 стр. - Naomi L. Quenk. Essentials of Myers-Briggs Type Indicator® Assessment. Автор – вице-президент Myers-Briggs Foundation.
  • Ливер Б. Л. Обучение всего класса. - М.: Новая школа, 1995. - Betty lou Leaver. Teaching the Whole Class.
  • Майерс И., Майерс П. MBTI. Определение типов. У каждого свой дар – М: Издательство: «Бизнес Психологи», 2010. - , твердый переплет, 320 стр. - Gifts Differing: Understanding Personality Type – книга Изабель Бриггс Майерс, пропитанная ее духом и стремлением познакомить читателя с MBTI.
  • Овчинников Б. В., Павлов К. В., Владимирова И. М. Ваш психологический тип. - СПБ.: «Андреев и сыновья», 1994. - 238 с - В книге имеются значительные совпадения по тексту с англоязычной книгой: Keirsey D., Bates M. Please Understand Me.
  • Овчинников Б. В., Владимирова И. М., Павлов К. В. Типы темперамента в практической психологии. - СПб., Речь, 2003. - 288 с.
  • Павлов К. В. Ваш психологический тип. - Киев: Кофр, 1996. - см. Овчинников, Павлов, Владимирова. То же самое, но под одной фамилией.
  • Петрова Е. Ю. Психологические типы Юнга. - СПб, «Мебиус», 1997. - 56 с - «Гибрид» соционики и типологии Кирси.
  • Практическая психология для менеджеров (под ред. М. К. Тутушкиной). - М., «Филин», 1996. - 368 с.
  • Практическая психология для преподавателей (под ред. М. К. Тутушкиной). - М., «Филин», 1996. - 328 с.
  • Психодиагностика основных типологических характеристик личности (сост. Овчиннинков Б. В., Павлов К. В., Тутушкина М. К.) - СПб., СПб. гос. архит.-строит. ун-т, 1994. - 56 с.
  • Советы психолога менеджеру (под ред. Тутушкиной М. К.) - СПб., СПб. гос. арх.-строит. ин-т, 1994. - 194 с.
  • Тайгер П., Баррон-Тайгер Б. Делай то, для чего ты рождён. М. - 2005. - 688 с, пер. с англ. - Paul Tieger, Barbara Barron-Tieger. Do What You Are: Discover the Perfect Career for You through the Secrets of Personality Type. (Внимание! Перевод данной книги некорректен, допускаются серьёзные искажения терминологии!)
  • Тайгер П., Баррон-Тайгер Б. Какого типа Ваш ребёнок. М. - 2005. - 448 с, пер. с англ. - Paul Tieger, Barbara Barron-Tieger. Nurture By Nature.
  • Тайгер П., Баррон-Тайгер Б. Читать человека как книгу. - М.: АСТ, 2000. - 288 с - Paul Tieger, Barbara Barron-Tieger. The Art of Speed Reading People.
  • Тигер П. Д., Баррон-Тигер Б. Делай то, для чего ты рождён. - М.: Армада, 1996. - 491 с - Paul Tieger, Barbara Barron-Tieger. Do What You Are: Discover the Perfect Career for You through the Secrets of Personality Type. В переводе допущены грубые ошибки, затрудняющие понимание.
  • Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. - M.: «ИНФРА-М», 1999.
  • Фрид Дж., Бирнбаум Д. Чтение личности. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 288 с.
  • Хеджес П. Анализ характера, или типология по Майерс-Бриггс - М: Эксмо, 2003. - . - 320 с - Patricia Hedges. Understanding your personality. With Myers-Briggs and more. 1993.
  • Хеджес П., Коэн Д. Тайны характера - М: ЭКСМО, 2004. - . - 512 с, ил.
  • Шиян, А. А. Руководство по социальным технологиям. Электронный ресурс/ 1-е изд. - 2001/Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/shijan%5Frukovodstvo/
  • Шнейдерман Б. Психология программирования: человеческие факторы в вычислительных и информационных системах. - М: «Радио и связь», 1984. - Ben Shneiderman. Software Psychology. (Книга интересна скорее исторически - как первая более-менее подробная публикация о типологии Майерс-Бриггс на русском языке всего на нескольких страницах).
  • Щёголев И. В. 16 типов личности - 16 типов почерка. - СПб: Питер, 2005. - . - 144 с, ил.
  • Лытов Д. «Зарубежная типология Юнга сегодня: неизвестное об известном»
  • Духовской Т. А., Лустач А. В. Дихотомии или аспекты? Основное отличие соционики и западной типологии психики
  • Типы личности в состоянии стресса / Types unfer stress - по материалам Д.Дина: англоязычный вариант авторских текстов и их перевод на русский язык