Болезни Военный билет Призыв

Методика расписание уроков. Методика «Составление расписания на неделю

(С.Я.Рубинштейн в модификации В. Ф.Моргуна)

Методика может быть проведена со всем классом

Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом.

Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количе­ство уроков. Уроки можно писать любые. Это и будет расписание на не­делю для нашей школы будущего.

Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное рас­писание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием «школы бу­дущего», составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном распи­сании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагно­стику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предме­там.

Познавательные психические процессы

Для изучения познавательных психических процессов рекомендованы в основном те методики психологической диагностики, которые могут активно использоваться учителем начальных классов без привлечения школьного психолога.



Восприятие

Методика "Собери картинки"*

Методика позволяет изучить особенности целостности вос­приятия.

Материал: 8 разрезанных картинок, секундомер.

Примерные варианты разреза картинок

2. Подсчитывается среднее арифметическое время сбора кар­тинки. Полученные результаты сопоставляются с результатами других учеников класса.

3. В ходе анализа особое внимание обращается ни способ сложения картинки (хаотический, случайный или последователь­ный, продуманный), наличие или отсутствие смысловой догадки в
начале выполнения задания, степень речевой активности ре­бенка, наличие или отсутствие связи между количеством дета­лей картинки со скоростью и правильностью составления. На основе полученных данных делается вывод об особенностях це­лостности восприятия младшего школьника.

* Формы отчетности

1. Заполненная таблица.

2. Протокол обработки.

3. Вывод об особенностях целостности восприятия.

Общий вывод. На основе полученных данных описать осо­бенности восприятия изучаемого учащегося и сформулировать педагогические рекомендации.

Внимание

Студент ведет наблюдение на уроке за проявлением внимания учеников, а также использует различные диагностические методики, с помощью которых определяет развитие отдельных его свойств.

Изучение методом наблюдения причин отвлечения внимания учащихся на уроке

Объект исследования. В качестве объекта исследования студент выбирает из класса одного ученика (возможно наблюдение за од­ним учеником нескольких студентов).

Программа наблюдения. Раздражителями, которые отвлекают внимание ребенка на уроке, являются предметы внешнего мира, другие люди, он сам. Причем удельный вес их в ходе урока не­одинаков. В связи с этим студенту предлагается описывать си­туации на разных этапах урока, связанные с отвлечением внимания ученика.

Обработка данных. На основе данных таблицы можно сде­лать вывод, в какой момент урока отвлечение внимания ребенка было наиболее интенсивным и какими причинами определя­лось. Далее студент должен определить, что является главной при­чиной невнимательного отношения к учебной деятельности на протяжении урока.

Приведем возможные варианты ситуаций, в которых наблю­дается изучаемое явление: ребенок что-то не понял, переспра­шивает, раньше других заканчивает работу или, наоборот, опаз­дывает, утомляется, обращается с различными просьбами к сосе­дям, разговаривает, играет в игрушки; учитель прерывает изложение материала, делает постоянно замечания, отвлекается от темы урока, слишком быстро или медленно говорит; постоянные паузы во время урока, неудачная демонстрация наглядных пособий и др. В качестве объектов, отвлекающих внимание детей, могут выступать различные побочные раздражители: звонок, прозвучав­ший раньше времени, чей-то неожиданный приход в класс, ин­тонация учителя и т.п.

* Формы отчетности

1.Заполненная наблюдаемыми фактами таблица.

2. Анализ полученного материала с выводом об основных
причинах отвлечения внимания у наблюдаемого ребенка на данном
уроке и рекомендации педагогу.

Установление уровня устойчивости вни­мания учащихся при проверке текстов

(методика "Исправь ошибки")*

(подготовлена профессором Л.В Байбородовой)

Цель: изучить отношение школьников к отдельным пред­метам и учителям.

Ход проведения. Школьникам предлагается составить рас­писание самого благоприятного для них дня либо расписа­ние занятий на всю неделю.

Обработка и интерпретация результатов. При обработ­ке составленного учащимися расписания на неделю выделя­ют следующие рубрики: 1) число выборов уроков, совпа­дающее с фактическим расписанием; 2) число выборов уро­ков больше, чем в фактическом расписании; 3) число выборов уроков меньше, чем в фактическом расписании;

4) отсутствие выборов уроков по данному предмету,

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА»

(описание подготовлено на основе разработок профессора В.Н. Максимовой)

Цель: определить уровень развития интеллектуальных умений и обученности учащихся.

Ход подготовки и проведения. Диагностическая конт­рольная работа может быть проведена по любому учебному предмету. Практика показывает, что наиболее целесообраз­но проводить контрольные работы по трем учебным пред­метам из таких образовательных областей, как:

Языки и литература;

Математика;

Общественные или естественные науки.

Задания для контрольных работ составляются твор­ческими группами учителей совместно с методистами и научными консультантами. Как правило, они обсужда­ются на заседаниях кафедр или методических объедине-

ний учителей. Диагностическая контрольная работа со­стоит из шести заданий, направленных.

На узнавание;

На запоминание;

На понимание;

На обобщение внутри темы;

На межтемное обобщение;

На межпредметное обобщение.

В качестве примера можно привести задания диагности­ческих контрольных работ по литературе и алгебре для уча­щихся 10 класса.

Тема «Творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступ­ление и наказание»»

1. Дается отрывокиз романа. Требуется определить,кому принадлежат приведенные слова.

2. Дать определение жанра романа.

3. Какую причину, побудившую Раскольникова к пре­ступлению, Вы считаете главной? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Как Вы считаете, почему Раскольникова, Лужина и Свидригайлова можно назвать «двойниками»?

5. Какие традиции в изображении Петербурга в класси­ческой литературе продолжает Достоевский?

6. Назовите художников-иллюстраторов произведений Достоевского.

Тема «Логарифмическая функция»

1. Задается несколько формул функций. Требуется выпи­сать только формулы логарифмических функций.



2. Дать определение логарифмической функции.

3. Построить график логарифмической функции по за­данной формуле функции.

4. Исследовать заданную функцию.

5. Решить логарифмическое неравенство.

6. Решить задачу с физическим содержанием. Методика проведения диагностической работы не отли­чается от обычной контрольной работы по предмету.

Обработка и интерпретация полученных результатов. Вы­полнение заданий оценивается баллами. Наибольшее количе­ство баллов за правильно выполненное задание следующее:

первое задание - 1 балл;

второе задание - 2 балла;

третье задание - 3 балла;

четвертое задание - 4 балла;

пятое задание - 5 баллов;

шестое задание - 6 баллов. Максимальная оценка за контрольную работу - 21 балл. Для перевода баллов в «школьную» систему отметок можно использовать следующую шкалу:

20-21 балл - «5»;

18-19 баллов - «4»;

16-17 баллов - «З»;

15 и меньше - «2».

Коэффициент обученное™ учащихся того или иного клас­са определяется как частное от деления суммы баллов, полу­ченных всеми учениками за выполнение всех заданий, на мак­симально возможное количество баллов, которое могут полу­чить ученики данного класса при правильном выполнении всех заданий. О развитии у учащихся умений узнавать, запо­минать, понимать и обобщать можно узнать, если произвести аналогичные математические операции с данными, получен­ными при выполнении школьниками того или иного задания. Для выявления индивидуальных характеристик обученности и развития интеллектуальных качеств необходимо определить частное отделения количества баллов, полученных отдельным учеником за выполнение всех или одного задания, на 21 балл или на наибольшее количество баллов, которое можно полу­чить при успешном выполнении одного из заданий.

Всем читателям блога «ШколаЛа» доброго дня! Ну как ваша школьная жизнь? Ещё чуток, и появится время передохнуть, ведь скоро первые в этом учебном году .

Все потихоньку втянулись в рабочий ритм, привыкли, что кому-то почти каждый день с утра нужно переодеваться в физкультурную форму, кто-то учебный день в школе начинает с цифр, а некоторые просыпаются под музыкальные произведения и активные движения художественной кисточкой. У кого что «на завтрак для ума», и тому причиной заведённое школьное расписание уроков.

Мы, родители, иногда возмущаемся, зачем детям по утрам бегать кроссы, чтобы на втором уроке сидеть за партой вспотевшими в полусырой одежде. Почему бы не сделать первым уроком литературу, а логику математики оставить на «после обеда».

А и вправду, есть ли какие-то правила составления расписания уроков, кто ответственен за этот важный процесс в школе, и чем это самое ответственное должностное лицо руководствуется, когда распределяет учебную нагрузку?

Правильное школьное расписание – залог успешной учёбы

И это давно подтвердившийся факт. Грамотно составленное педагогами школы расписание уроков – это прямая взаимосвязь со школьными отметками в классном журнале, ибо оно помогает сохранить работоспособность на протяжении не только всего учебного дня, но и всей календарной недели и даже всей четверти.

Знают ли на самом деле учителя, что в их руках находится в прямом смысле этого слова здоровье каждого ученика и его учебный потенциал, которые можно одним движением канцелярской ручки перечеркнуть?

Вот давайте и проверим, насколько в наших с вами начальных школах стремятся к тому, чтобы детям было легко учиться. Итак, что нужно учесть при составлении школьного расписания уроков?


Вот там табличка трудности уроков в начальной школе по СанПину:

математика – 8 баллов

русский и иностранные языки – 7

окружающий мир и информатика – по 6 баллов

литература – 5

история – 4

рисование и музыка – по 3 балла

технология – 2

физкультура – 1

Нда, хоть каждое утро с музыки да рисования начинай и физкультурой заканчивай!

Некоторые педагоги пользуются табличкой Сивкова, разработанной в 1975 году, она пошире и предназначена для всех одиннадцати классов.

Кстати, зная расписание уроков ребёнка, можно построить своего верблюда, посчитав на каждый день учёбы количество баллов. Получается горбик ко вторнику — среде? Значит, школе за расписание можно поставить пятёрку.

  • В-третьих, в правильном расписании обязательно должны чередоваться сложные предметы с более простыми. И тут есть одна заковырка: не рекомендуется ставить рядом однотипные дисциплины, например, если друг за дружкой могут идти сложные математика с иностранным, так как они разные по содержанию, то русский с литературой лучше разделить.
  • В-четвёртых, специалисты советуют педагогам уйти от так называемых «пар», известных больше студентам, и избегать сдвоенных уроков по одной дисциплине. От такой однообразной нагрузки дети начальной школы, да и старшей тоже, очень устают. Потому младшим школьникам «парами» учиться запрещено вообще.

Увы, сделать идеально никогда не получается: то педагогов мало, то классов не хватает.

Буквой закона

Решила подкрепить художественное слово буквой закона. Открываю Постановление Главного санитарного врача от 29.12.2010 за номером 189, который утвердил СанПин 2.4.2.2821-10. Под этим набором цифр спрятаны требования к организации процесса обучения. Пролистываем не менее интересные главы про школьные территории и здания, помещения и оборудование, и . Вот глава Х, которая-то нам и нужна. Итак:

  • уроки не раньше 8 утра,
  • 1-е, 5-е, 9-е и 11-е классы – исключительно в первую смену,
  • три учебных смены (а когда-то ведь пробовали!) запрещено,
  • зафиксированная в табличке учебная нагрузка, выше которой нельзя.

Хотелось бы отметить, что такое учебная нагрузка. Это максимальное количество академических часов в неделю. Она зависит от того, учитесь ли вы ещё и по субботам. К слову, первоклашкам в выходные учиться законом запрещено. Итак, академический максимум в часах при 6-дневной и 5-дневной учебной неделе соответственно:

  • 1-ый класс - 21 час,
  • 2 – 4 классы – 26 либо 23 часа,
  • 5-ый класс – 32 либо 29 часов,
  • 6-ой класс – 33 либо 30 часов,
  • 7-ой класс – 35 либо 32 часа,
  • 8 – 9 классы – 36 либо 33 часа,
  • 10 – 11 классы – 37 либо 34 часа.

Нагрузка – нагрузке рознь. Можно ведь и по 10 уроков поставить в день, а потом в субботу «балду гонять». Ан нет, нельзя!

Если школа старается неукоснительно придерживаться законодательной основы в своей работе, то никакой завуч либо методист, кто станет расписывать предметы и преподавателей, не поставит:

  • более 4 уроков для первоклашек, им можно пятым раз в неделю сделать физкультуру,
  • более 5 уроков для 2-4 классов, им разок при 6-ти дневной учебной неделе дозволяется просидеть 5 уроков, а шестым станет та же физкультура,
  • более 6 уроков в день для 5-6 классов,
  • более 7 уроков в день для 7-11 классов.

Посчитали сразу же у себя, сколько выходит фактически? Укладываетесь? Едем дальше.

Этот требовательный СанПин устанавливает те самые правила распределения школьных предметов по сложности, о которых мы уже с вами упомянули, указывая педагогам, что при составлении расписания дисциплины основные, такие как математика, русский и иностранный языки, окружающий мир (по СанПин – природоведение), информатика, должны «разбавляться» музыкой и ИЗО, технологией (в СанПине она ещё с советских времён под названием «труды») и физкультурой.

К слову, после физкультуры нельзя ставить письменные уроки и контрольные.

Трудные предметы главврач России предписывает ставить у первоклашек на второй урок, у 2-4 классов – на второй и третий, для остальных – на второй, третий и четвёртый. И ещё важно: контрольные, оказывается, могут быть по одной в день, на 2-м, 3-м либо 4-м уроке.

Вот это действительно интересно — на практике вряд ли такое возможно. Если в младших классах педагог сам распределит порядок тестирования, то как будут договариваться в старшей школе, например, учитель биологии и учитель алгебры, ну или любой другой?

Но педагоги здесь защищены: это не прямой запрет закона, а рекомендация, так что если ребёнок сначала написал тест по математике, а потом ещё и завернулся на русский, то вряд ли кто внемлет вашему возмущению.

Вообще, пришла к выводу, что составление школьного расписания – это на самом деле титанический труд, хоть и интересный на первый взгляд. А поручают эту головную боль обычно одному из заместителей директора школы в соответствии с должностной инструкцией. Потому предлагаю не быть слишком предвзятыми к нашим учителям и небольшие погрешности всё-таки выпускать из-под нашего пристального взгляда.

Друзья, предлагаю вам подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте» , чтобы всегда быть в курсе школьных событий.

Всего вам доброго!

Пособие предназначено для заместителей директоров образовательных учреждений и всех тех, кто по долгу службы занимается составлением расписания занятий.
В книге излагаются основные требования к расписанию и дается методика составления расписания уроков, позволяющая учесть максимально возможный комплекс требований и, что самое главное, конкретику данного образовательного учреждения.
Приведен пример составления расписания уроков.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ РАСПИСАНИЯ УРОКОВ.
Известно» что работоспособность учащихся не остается неизменной в продолжение дня и недели. Причем характерно, что она зависит и от возраста ученика. Эти колебания работоспособности приведены в таблицах 1 и 2.

Из этих данных о дневном и недельном циклах изменения работоспособности учащихся составитель расписания должен сделать соответствующие выводы и принять меры, направленные на сохранение ее высокого уровня во время прохождения учебного процесса.

Кроме того, общеизвестно, что работоспособность учащихся во второй половине дня, хотя и подвержена аналогичным колебаниям, но в общем ниже, чем в первой.

Поэтому администрация образовательного учреждения должна принять все возможные меры для рационального распределения классов по сменам с учетом возрастных особенностей при условии обучения в первой смене максимально возможного числа учащихся. При этом в связи с повышенной трудностью работы выпускных (9-х и 11-х) и первых классов учащиеся этих классов должны заниматься только в первую смену.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методика составления расписания занятий в образовательном учреждении, Пайкес В.Г., 1999 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Практикум по педагогике, Казимирская И.И., Торхова А.В., Бычковский П.М., 1999
  • Развитие читательских навыков у детей, Иншакова О.Б., Иншакова А.Г., 2014
  • Если Праздник, то Праздник-Праздник, Зима, Часть 3, Галянт И.Г., 2019
  • Если Праздник, то Праздник-Праздник, Зима, Часть 2, Галянт И.Г., 2019

Следующие учебники и книги.