Болезни Военный билет Призыв

Методика изучения самооценки личности подростка. Виды самооценки: ее диагностика, уровни, функции и развитие. Инструкция к проведению исследования

Здравствуйте, дорогие друзья!

Самооценка - хитрая и очень хрупкая штука! Если вы хоть раз позволите себе усомниться в собственных качествах - будьте уверены, зерна сомнения надолго поселяться в вашей голове.
Для чего нам с вами нужна самооценка? С ее помощью можно давать оценку личным подвигам, а иногда и провалам!

Она является мерилом адекватного восприятия мира и поступков, помогает отделять «хорошо от плохо» и участвует в формировании мотивации, для достижения успеха! Более того, самооценка позволяет лучше понять себя и собственную природу!

Но существует один важный нюанс - это возможно только тогда, когда данный инструмент находится в рабочем состоянии и способен предоставить качественные отчеты о проделанной работе!

А что делать, когда сомнения в нормальности оценочного аппарата все же появились? Вы замечали за собой неуверенность, отсутствие веры в успех, самоедство или пренебрежение к другим? В таком случае, своевременная диагностика самооценки - лучший метод, для нормализации правильного восприятия себя любимого!

Что есть норма или отклонение?

Оптимальная - адекватная оценка личных способностей и качеств, критическое отношение к ситуациям и возможностям. Человек с оптимальной самооценкой умеет ставить перед собой достижимые цели, спокойно реагировать на неудачи и радоваться победам.

Иными словами, она не позволяет завысить полномочия в оценке, но и относится к себе с полным пренебрежением также. Это демонстрация , терпимости и работы над собой;
неоптимальная - это тот вид самооценки, что отклоняется от нормы. Она может колебаться в сторону завышенной или заниженной. Чем опасно подобное явление?

Неоптимальная самооценка приводит к идеализированию поступков, перспектив и поведенческих норм. И даже если неудачи случились, человек выберет полное игнорирование, чтобы не пошатнуть самооценку на пьедестале.

Действительность искажается, справедливые замечания будут восприняты, как покушение на святое, а разум откажется делать выводы. Это были последствия завышенной самооценки. ? Коварная привычка оценивать себя ниже имеющихся способностей, может сделать из человека трусливого зайца, который боится реализовывать потенциал.

Робость, ложный страх и другие прелести - это все результат неоптимальной самооценки, что обнаружат методы диагностики личности, одним из которых является метод Будасси.

Методика С.А. Будасси

Чем вызвана самооценка? Естественно, потребностью самоутвердиться! Нам хочется думать, что мы - очень классные ребята: успешные, любящие и любимые, счастливые и талантливые! Главная миссия людей - найти свое место в жизни, используя доступные средства для самовыражения. Но одно дело, когда слова и реальность сопоставимы, совершенно иной вариант - притянуты за уши.

Данная методика основана на ранжировании. Будасси создал ее таким образом, чтобы сопоставить реальное Я и идеальное (придуманная, улучшенная версия себя), определив настоящий уровень самооценки!

Каким образом людям свойственно себя оценивать? Дневников или таблиц в этом процессе вы не найдете, а вот 2 разных подхода - да:

  1. сравнение имеющихся достижений, поступков и побед с уровнем личных целей и желаний;
  2. путь наименьшего сопротивления — сравнение себя с другими людьми!

Проведя анализ самооценки по методу Будасси, вы сможете увидеть, к какому типу она относится. И как обстоят дела на самом деле!?

Методика Дембо-Рубинштейн

Название, в виде двух объединенных фамилий, метод получил благодаря известным авторам, одна из которых изучала представления о счастье, другая - безграничные тайны человеческой самооценки.

Метод основан на оценке ключевых аспектов человека: его качеств, способностей, состояния здоровья и даже характера. Он очень часто применяется психологами в работе не только с подростками, но и взрослыми людьми.

Он формирует собой небольшой тест, главной задачей которого выступает определение реалистичности, сил и устойчивости самооценки. Какие способы диагностики помогут раскрыть все тайны реального отношения к себе?

3 способа

  1. Подумайте, в каких сферах вы обладаете заниженной самооценкой, а в какой завышенной? Это могут быть различные зоны коммуникаций, например: отношения с противоположным полом, да и вообще всеми живыми существами - низкая, оценка крутости поступков, манер и т. д. — высокая. Но чаще всего, люди с заниженной самооценкой хотя бы в 2 конкретных областях, не могут похвастаться оптимальным уровнем самооценки в других, разве что это защитная реакция психики;
  2. вам свойственна ругань по отношению к себе? Любите преуменьшать свою значимость и обесцениваете любые попытки думать о себе хорошо? Поздравляю, у вас заниженная самооценка!;
  3. вы чувствуете свою уникальность просто потому, что вы хороший человек? Думаете, что другие люди — холопы? Считаете, что море по колено, а трава зеленая только в вашем дворике? Ура, торжественно объявляю - ваша самооценка летит в космос!

Простое упражнение

Упражнения для диагностики созданы специально для того, чтобы достать из глубин подсознания истинное отношение к себе, а не завуалированное. Поэтому сейчас я предлагаю вам правдиво ответить на несколько вопросов:

  • запишите слова, с помощью которых вы себя ругаете. Это фразы и словосочетания, что разрушают вашу самооценку;
  • подумайте, если бы эти слова говорили не вы, кто бы мог это делать? Опишите свою реакцию на это и человека, критикующего действия, его пол, возраст и т. д.;
  • похвалите себя за хорошее поведение, поступки, слова. Что вы чувствуете? Неловкость, робость, радость? Иногда самооценку разрушает критика, что в детстве звучала из уст родителя или влиятельного человека. И тогда работать над устранением проблемы уже стоит в контексте не только поднятия самооценки, но и и .

Вашему вниманию видео, в котором небольшой тест, для определения уровня самооценки:

На этом точка!

Подписывайтесь на обновления, а в комментариях делитесь впечатлениями от тестов или своих методик диагностики!

Самооценка представляет собой оценку той ценности, которую с точки зрения индивидуума он представляет как личность. Ей приписывают выполнение трёх функций: защита, регуляция и развитие.

Виды самооценки

Самооценкой именуется оценка личностью своих действий, суждений и мыслеформ. Известно разделение на виды самооценки. Так она бывает адекватной, заниженной и завышенной. От того к какому виду можно отнести самооценку той или иной личности напрямую зависит её поведение в человеческом сообществе.

Существует распространённое заблуждение, которое заключается в том, что якобы продуктивна. Однако, это не совсем так. Любое отклонение от адекватного восприятия себя, своих способностей и своего положения влечёт за собой многочисленные проблемы в психологическом состоянии, взаимоотношению с людьми и личностного развития.

Низкая самооценка влечёт за собой нерешительность и скованность в своих поступках. Она делает человека неуверенным, робким и склонным к влиянию со стороны других людей. Часто подобные люди бояться высказать свою точку зрения и испытывают чувство вины. Они нередко становятся завистливыми и мстительными, выискивая любые возможности для самоутверждения. Низкая самооценка часто формируется ещё в раннем возрасте. Однако, бывают случаи, когда она происходит и у взрослых людей.

Завышенная самооценка вводит человека в состояние иллюзии относительно своих реальных возможностей и своего потенциала. Слишком высокая оценка собственных качеств часто входит в диссонанс относительно реальных достижений человека и, соответственно, мнению окружающего сообщества. Это может привести к конфликтам, т.к. индивидуум, склонный к завышенной самооценке, будет считать, что его недооценивают. Они уверены, что превосходят других людей и постоянно стремятся это доказать. Подобный подход часто приводит к тому, что окружающие люди начинают избегать их общества.

Самооценка и уверенность в себе

Есть два основных фактора, которые влияют на возможность человека стать успешным, это адекватная самооценка и уверенность в себе. Они непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Если у личности есть проблемы в адекватной оценке собственных возможностей, он не сможет приобрести конструктивную уверенность в своих силах. Такому человеку необходимо провести анализ своих действий и выработать умение оценивать свои качества адекватно, не преувеличивая и не преуменьшая их значимость. Процесс такой метаморфозы может занять долгие годы.

Можно выделить несколько черт, характерных для людей уверенных в себе:

  • Выражение своих потребностей от своего имени, не прикрываясь некоторой формацией («мне нужно» или «Я хочу», вместо «для таких как я»);
  • Положительная оценка своих возможностей и достижение целей, которые достижимы, но не просты;
  • Признание собственных достижений и собственных неудач;
  • Умение выражать свои мысли и воспринимать конструктивную критику.
  • Восприятие достижение поставленных задач как фактор успешность, и, в то же время, в случае невозможности выполнения поставленных целей адекватная оценка результата и поиск более реальных задач;
  • Выполнение задач по мере поступления, не форсируя и не откладывая на потом.

При наличии адекватной самооценки, человек становится уверенной в себе личностью. Для её формирование нужно прилагать немало усилий на практике и совершения определённого воздействия, оценивая совершенные действия в последующем.

Диагностика самооценки

Для определения уровня адекватности в оценке своей личности, потенциала и достижения необходимо обратиться к такому фактору, как диагностика самооценки.

Существует огромное множество разнообразных техник, позволяющих это осуществить:

  • Методика Дембо-Рубинштейн. Она даёт возможность оценить три главных параметра, определяющих самооценку: высоту, реалистичность и устойчивость. Главным в этой методике является обращать внимание на те комментарии, которые даёт человек по поводу его нахождения на том или ином уровне в этих шкалах. Для оценки индивидуума, разговор с ним является ключевым.
  • Методика Будасси. Основана на корреляции качеств идеального «Я» и реального. Данный метод полагается на самооценивании личности. Человек сам находит точки соприкосновения реальных своих характеристик с идеальными. Или же в сравнении себя с другими людьми.
  • Тест Кеттелла. На данный момент представляет собой очень популярный метод оценивания личности и её ключевых черт. Данный опросник служит для определения 16 личностных факторов. Одним из них является самооценка. Оптимальными являются средние числа в результате, которые показывают адекватную самооценку.
  • Метод В. Шур. Так же его можно именовать «лесенкой». Проводится как групповой, так и индивидуальный вариант. Чаще всего применяется на детях. Заключается в том, что перед человеком, или группой людей, изображают лестницу из семи ступенек. На первой находятся «хорошие» люди, а на седьмой «плохие». И личность должна сама определить своё местоположение.
  • Тест Тимоти Лири. Заключается в списке из 128 суждений, разделённых на 8 типов взаимоотношений по 16 пунктов в каждом. Они упорядочены в зависимости от степени интенсивности по возрастающей. Особенностью данного метода заключается то, что суждения сгруппированы не подряд, а по 4 типа и повторяются через равные промежутки.

Так же существует и множество других техник. Перечислить все не представляется возможным в формате одной статьи.

Развитие самооценки

Развитие самооценки происходит постоянно, на протяжении всей жизни. Однако самым важным этапом является раннее детство. Посему, очень значительным влиянием пользуются родители, а так же воспитатели и учителя в детских садах и начальных школах. Именно на данном этапе закладывается фундамент представлений о мире и своём положении в нём.

Ребёнок в первую очередь подражает тем взрослым людям, которые его окружают. А так же ищет их одобрения. Таким образом, не имея опыта противостояния авторитетному мнению, самооценка, которая задаётся ребёнку родителями, принимается им беспрекословно.

В дошкольном возрасте формируется стереотип поведения человека. Он закладывается родителями вместе с социализацией личности. Ребёнка учат быть учтивым, общительным, скромным. Часто так же передаются шаблоны общественного поведения, которые могут со временем стать преградой для достижения личных целей.

При появлении в окружении других детей, ребёнок начинает больше сравнивать себя со своими сверстниками, а не с родителями. Хотя ключевую роль, всё ещё играют взрослые. В частности учителя. Здесь выходит на передний план успеваемость и адекватность нормам поведения в школьной среде. В этом возрасте прививаются основные ярлыки поведения.

Часто это происходит не совсем адекватно реальной картине, а то и совсем неадекватно. непоседливого назовут хулиганом. Если он не справляется с учебным планом – то его назовут ленивым. Подобные суждения так же принимаются на веру, будучи авторитетными.

Подходя к взрослой жизни, подросток всё меньше считается с мнением старших, принимая за авторитет теперь оценку его ровесников, поскольку в этом возрасте человек стремиться занять свою определённую нишу в социальной иерархии. Первоначально у человека развивается критическое отношение к другим людям и лишь потом к себе и своим действиям. Это часто приводит к тому, что ребёнок может поступать неоправданно жестоко по отношению к окружающим людям. Важным критерием для личности является принадлежность к той или иной социальной группе. Если индивидуум не чувствует себя принятым в ту или иную компанию, он будет искать другую, где он займет своё подобающее место. Часто именно этот фактор играет роль в том, что ребёнок вливается в «дурную» компанию.

После окончания школы, пройдя переходный возраст, человек вступает во взрослую жизнь, уже обладая тем набором установок, которые в нём укоренились с раннего детства. Они могут быть как «со знаком плюс», так и «со знаком минус». Позитивная установка способствует устойчивости в своей самооценке и стойкости в восприятии своих неудач, которые будут более походить на перегруппировку.

Адекватная самооценка

В человеческом сообществе существует множество действительно талантливых и одарённых людей, которые не смогли достигнуть желанных высот только вследствие своей низкой самооценки. Адекватная самооценка является тем фундаментом, на котором можно построить крепкую динамику успеха. Оценить её можно либо на практике в деле достижения поставленных целей или же при помощи выводов специалистов в данной сфере.

Адекватная самооценка выражается в реалистичном взгляде на себя и собственные достижения. Она позволяет человеку критически оценивать свои возможности, ставить цели, которые возможно реализовать, и достигать их. Существует множество факторов, влияющих на её развитие. Среди них как структура собственного восприятия себя и окружающей действительности, так и влияние суждения окружающих людей.

Адекватная оценка своей личности привносит человеку состояние гармонии и уверенности в себе и своих силах. Она помогает не только компенсировать свои негативные качества, но и дать достойную реализацию своим талантам.

Высокая самооценка

Бытует мнение, часто ошибочное, что высокая самооценка способствует успешной реализации в человеческом сообществе. С точки зрения психологов, данное утверждение очень далеко от истины. На самом деле завышенная самооценка столь же опасна, сколь и заниженная, поскольку формирует неадекватное представление о себе и окружающих людях. Она способствует тому, что человек воспринимает конструктивную критику «в штыки».

Такие люди часто находят в любых случаях попытку уязвить их . Они агрессивно реагируют на любую попытку их поправить или указать на недостаток. В противоположность людям с завышенным самомнением, люди с адекватной самооценкой способны воспринимать критику окружающих людей и осознают свои недостатки и дефекты. Они не ощущают угрозы со стороны мнения окружающих людей, а посему не находятся в постоянном напряжении ожидая от других людей «агрессии» в свою сторону.

Существует два признака завышенной самооценки:

  • Слишком высокое суждение о себе, своей личности и своих способностях
  • Высокий уровень нарциссизма

Хотя сама по себе умеренно высокая самооценка не так уж и плоха, но она имеет одно опасное свойство. Если подобная оценка не будет подкреплена реальными достижениями, человек может приобрести противоположную, заниженную самооценку.

Поднятие самооценки

Более 80-ти процентов людей обладают заниженной самооценкой. Они не способны адекватно оценивать свои способности и качества, находясь в плену постоянной самокритики.

Может решить проблему собственной реализации и достижения как успехов в общении в своей среде, так и достижению определённых карьерных высот.

Итак, что же необходимо сделать, чтобы повысить свою самооценку?

Прежде всего, нужно перестать сравнивать себя по отношению к другим. Всегда, во всех случаях можно найти человек более или менее успешного, чем вы. Нужно просто отдавать себе отчет, что ваши личные качества уникальны. Необходимо найти свои собственные достоинства и положительные черты.

Если вам высказали комплимент, примите его с благодарностью. Не отказывайтесь от него. Ну и наконец, смените своё окружение. Поскольку люди конструктивные и мыслящие позитивно будут способны адекватно воспринимать ваши качества и будут способствовать повышению вашей самооценки. Таких людей должно быть больше в сфере вашего общения, чем других.

Психодиагностика самосознания направлена на выявления продукта самосознания – представления о себе. Самооценка – важный фактор, в значительной мере определяющий поведение человека, направление его деятельности и общение с окружающими.

Методик самооценки личности, дающих 100% результат, пожалуй, не существует, но попытки их создания предпринимались неоднократно. Наиболее часто практикующие психологи используют методики самооценки личности, разработанные С.А. Будасси, Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн, а также Л.П. Пономаренко.

Методика самооценки личности Будасси

Самооценка связана с потребностью в самоутверждении, стремлением найти свое место в жизни и социуме, то есть с одной из основных потребностей человека.

Тестирование С.А. Будасси позволяет измерять самооценку в количественном выражении, основываясь на ранжировании. Представления человека о самом себе кажутся ему достоверными, независимо от того, объективны они или субъективны, истинны или ложны. При этом качества, которые человеку свойственно приписывать самому себе, не всегда адекватны. Методика самооценки личности Будасси определяет уровень и адекватность самооценки, как соотношение между идеальным и реальным Я.

Самооценка личности происходит двумя путями:

  • Сопоставляя уровень своих желаний с реальными достижениями;
  • Сравнивая себя с другими людьми.

При этом она всегда субъективна, а ее показателями являются уровень и адекватность.

Собственное отношение к себе складывается у человека под влиянием оценок окружающих людей, это распространяется на отдельные формы активности: поведение, общение, деятельность и переживания. Методика самооценки личности Будасси предполагает оценку четырех блоков качеств, каждый из которых является отражением одного из уровней активности личности. По результатам исследования самооценка может быть:

  • Оптимальной – человек правильно оценивает свои способности и возможности, относится к себе достаточно критически, реально смотрит на неудачи и успехи, ставит перед собой осуществимые цели. Оценку своих достижений он проводит не только со своей точки зрения, но и пытается предположить, как это выглядит в глазах других людей. То есть адекватная самооценка не допускает с одной стороны, переоценки, а с другой – излишней критичности к себе;
  • Неоптимальная – слишком завышенная или заниженная самооценка. Неадекватно завышенная самооценка приводит к тому, что человек идеализирует себя и свои возможности. Это чревато игнорированием неудач ради сохранения привычной высокой оценки себя и своих поступков. При этом человек отвергает все, что нарушает это идеалистическое представление, восприятие действительности искажается и отношение к ней становится не рациональным, а исключительно эмоциональным. Справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов деятельности – как несправедливо низкая.

Данная методика самооценки личности также позволяет выявить заниженную самооценку, то есть ниже реальных возможностей человека. Это, обычно, приводит к робости, неуверенности в себе и как следствие, невозможности реализовать свои способности. Такой человек боится поставить перед собой сложные цели, ограничиваясь решением обыденных задач.

Неадекватная самооценка нарушает процесс самоуправления и зачастую приводит к конфликтным ситуациям. Человек с завышенной самооценкой провоцирует конфликт из-за пренебрежительного отношения к другим и неуважительного обращения с ним. При заниженной самооценке люди чрезмерно критичны, они требовательны к себе и не менее требовательны к другим. Из-за этого также могут возникать конфликты, так как такой человек не прощает промахов и склонен постоянно подчеркивать недостатки других, хоть и делает это из лучших побуждений.

Данная методика самооценки личности позволяет получить ее количественную характеристику, что может стать отправной точкой для развития у обследуемого адекватной самооценки на основе самопознания.

Только познав и оценив себя, человек может сознательно контролировать свое поведение и заниматься самовоспитанием.

Методика самооценки личности Дембо-Рубинштейн

Эта методика названа по имени двух ее авторов, Тамары Дембо и Суссаны Яковлевны Рубинштейн. Дембо разрабатывала свою методику для изучения представлений о счастье, а Рубинштейн создала ее модификацию для изучения самооценки, расширив по количеству шкал и вариантам интерпретации.

Методика самооценки личности Дембо-Рубинштейн основана на непосредственной оценке по шкале ряда личных качеств, таких как характер, здоровье, способности и др. В рамках этого тестирования, обследуемые должны на вертикальных линиях отметить знаками уровень развития у них определенных качеств и притязаний, то есть какое развитие этих качеств могло бы их удовлетворить. Основными параметрами самооценки является ее высота, устойчивость и реалистичность. Эта методика самооценки личности часто используется психологами в практической работе со школьниками.

Методика «Дерево»

Изучение самооценки качеств личности по методике Л.П. Пономаренко используется для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Эта методика направлена на определение особенностей протекания адаптационного процесса и позволяет выявить возможные проблемы ребенка.

В ходе тестирования детям предлагается лист бумаги, на котором изображено дерево с расположенными на нем и под ним человечками. Рассмотрев внимательно дерево и человечков обследуемый должен обвести фломастером красного цвета ту фигурку, с которой он себя ассоциирует, а зеленого – человечка, на месте которого он бы хотел находиться. При этом каждая ветка дерева может быть равна личным достижениям и успехам. Каждому человечку присвоен номер. Интерпретация результатов выполнения этой методики самооценки личности проводится исходя из того, какие позиции выбирает школьник.