Болезни Военный билет Призыв

Методическая работа преподавателя ее цели и содержание. Особенности методической деятельности педагога профессионального обучения. Деятельность методической службы в школе

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

в образоват. учреждениях Рос. Федерации, часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели М. р.: освоение наиб. рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактич. и метод. подготовленности педагога к организации и ведению уч.-воспитат. работы; обмен опытом между членами пед. коллектива, выявление и пропаганда актуального пед. опыта. М. р. ориентирована на достижение и поддержание высокого качества уч.-воспитат. процесса в школе. Она осуществляется в течение уч. года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов. Содействует развитию навыков пед. анализа, теоретич. и эксперим. исследований.

Осн. направления, содержание и формы М. р. определяет пед. совет уч. заведения. Как правило, непосредств. руководителем М. р. является заместитель директора по уч.-воспитат. работе. Из опытных учителей, классных руководителей и др. педагогов в школе формируется метод. совет - координац. центр М. р. и рабочий орган пед. совета. В плане М. р. применительно к условиям конкретной школы получают отражение актуальные социально-пед. проблемы и программные требования. М. р. организуется с учётом возможности для учителей непосредственно ознакомиться с опытом коллег-педагогов на занятиях в институтах усовершенствования учителей, др. учреждениях повышения квалификации.

При планировании содержания М. р. особое уделяется индивидуальным результатам деятельности педагогов, качеств, составу пед. коллектива, особенностям кадровой ситуации в образовал1, учреждении, а также сложившимся в нём традициям и формам М. р.

В городских и крупных сел. школах создаются метод. объединения (комиссии) по предметам и циклам предметов (естеств.-матем., обществоведческому и др.), по виду воспитат. работы (классных руководителей и др.). Такие объединения могут быть общешкольными или - в необходимых случаях - дифференцированными по ступеням обучения. Работа педагогов в объединениях направлена на обеспечение постоянного единства воспитат. работы в школе и на практич. решение проблем межпредметных связей, выработку единых пед. требований к изучению близких и смежных тем, к применению терминологии уч. предметов, к расчётам и оформлению задач и т. п.

В рамках объединений организуются семинары, конференции, пед. чтения, индивидуальные и групповые консультации, собеседования и т. п., а также наставничество. Одна из осн. форм М. р. - посещение открытых уроков и внеклассных занятий с последующим пед. анализом и коллективным обсуждением (работа педагога оценивается не только в частнометодическом, но и в обще дидактическом и идейно-воспитательном аспектах).

Одна из важных особенностей М. р. - её творческий . Поддержанию духа творчества способствуют совместная разработка конкретной метод. проблемы, избранной пед. коллективом, организа-ционно-деятельностные и деловые игры с моделированием разл. психолого-пед. ситуаций, школы передового опыта. Формы М. р. в конкретных условиях имеют разную эффективность (в т. ч. и для каждого педагога), но в совокупности они дополняют друг друга, разнообразят проф. коллег.

В планировании и организации коллективных метод. мероприятий, проводящихся в течение рабочего дня учителей, важное значение имеет тщательный выбор времени и сроков, к-рые должны быть приемлемы для всех участников М. р. и не нарушать установленного внутр. распорядка. Необходим также учёт времени, требующегося на индивидуальную подготовку к метод. занятиям. В школе создаются метод. кабинеты и уголки, в к-рых подбираются и систематизируются Тематич. разработки, поурочные планы лучших педагогов, устраиваются выставки. Руководители метод. объединений, учителя-методисты подбирают лит-ру по отд. темам, выступают с обзорами новинок этой лит-ры; организуют библиографич. картотеки и т. п.

При необходимости в школе созывается оперативное метод. совещание, на к-ром педагоги знакомятся с официальными метод. документами или обсуждают неотложные вопросы организации уроков и воспитат. работы.

Учителя малокомплектных школ работают, как правило, в межшкольных метод. объединениях, создаваемых органами образования на базе опорных школ.

Лит.: Горская Г. И., Чуpакова Р. Г., Организация уч.-воспитат. процесса в школе, M. M. M. Поташник.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Книги

  • Методическая работа в дошкольной образовательной организации. Учебник. Гриф МО РФ , Виноградова Н.А.. Учебник обобщает и систематизирует теоретические и практические основы методического сопровождения деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций. При этом методическое… Купить за 904 грн (только Украина)
  • Методическая работа в дошк. образ. орг.: Уч. , Микляева, Наталья Викторовна, Виноградова, Надежда Александровна. Учебник обобщает и систематизирует теоретические и практические основы методического сопровождения деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций. При этом методическое…

План.
1. Понятие и сущность научно – методической деятельности преподавателя.
2. Функции и виды методической деятельности педагога.
3. Содержание научно – методической деятельности преподавателя педколледжа.

Литература:
1. Ерошина, В.И. Методическая деятельность педагога // Профессионал. – 2004. - № 3. – С. 21 – 24.
2. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в ССУЗе / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. – М. : Владос, 2002. – 298 с.
3. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения / Н. Е. Эрганова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 162 с.

1.Понятие и сущность научно - методической деятельности преподавателя.
Педагогическая деятельность преподавателя многогранна, сложна, трудоемка, в ней нет неизменных элементов. Все это требует постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения, эффективных путей сотрудничества с обучающимися в процессе обучения.
Составной частью совершенствования педагогического мастерства преподавателя является его научно – методическая работа.
Методическая работа – это одна из обязанностей преподавателя ССУЗа и направлена на разработку и совершенствование методики преподавания дисциплины.
Научно – методическая работа – это научное исследование, цель которого получение собственных, т.е. авторских выводов и результатов в области преподавания конкретной образовательной дисциплины и в рамках избранной темы (Е. Ю. Тепишкина).
Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной деятельности преподавателя. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.
Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Вторая – заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и обучающей деятельности педагога, а термины «методическая деятельность», «обучающая деятельность» используются как синонимы.
Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности.
Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием. Мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.
Главная цель научно – методической работы:
повышение профессиональной квалификации и научно – методического уровня педагогов;
обеспечение целостного педагогического процесса научно – обоснованными методическими материалами (программами, планами, учебными пособиями, дидактическими материалами и т. д.).
Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.
Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления – это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организационное, - необходимо определить отличия в их предмете деятельности.
Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.
Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.
Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.
Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.
Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

2.Функции и виды методической деятельности педагога.
Основными функциями методической деятельности преподавателя выступают:
аналитическая, связанная с анализом существующих методических разработок, материалов, опыта коллег;
проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;
нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
исследовательская – поиск новых форм и методов работы.
Виды методической деятельности.
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности.
Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, относятся:
-анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
-методический анализ учебного материала;
-планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
-моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
-конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;
-разработку методики обучения по предмету;
-разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
-управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
-рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профессионально-педагогических кадров. В процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.

3.Содержание научно – методической деятельности преподавателя педагогического колледжа.
В качестве компонентов, составляющих содержание научно – методической деятельности преподавателя, можно выделить следующие:
-анализ профессиональной деятельности специалистов, выявление основных трудовых функций и профессиональных компетенций – разработка модели специалиста разработка модели профессиональной подготовки (учебных планов, программ и др.);
-разработка учебно – методического обеспечения преподаваемых дисциплин;
-совершенствование форм и методов обучения;
-индивидуализация обучения (индивидуальные задания и работы, индивидуализация заданий в коллективных формах работы, обучение по индивидуальным учебным планам);
-разработка заданий для самостоятельной работы студентов (обучающих программ, задач, упражнений, деловых игр и др.);
-разработка дидактических материалов для учебных занятий;
-методические разработки, как обобщение накопленного опыта по отдельной проблеме организации учебно – воспитательного процесса (методические рекомендации, методические пособия, учебные пособия, учебники;
-более сложный этап – методическая работа с элементами научного исследования: научные проекты, диссертации, участие в грантах, конкурсах, выставках.
О результатах своей научно – методической работы преподаватель докладывает на заседаниях предметно – цикловых комиссий, конференциях, заседаниях кафедры, педагогических чтениях, в периодической печати.
В колледже действует целостная методическая служба – это система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагогических работников, их профессионального мастерства, в конечном счете – на повышение качества профессионального образования (В. И. Ерошина).
Можно выделить основные направления методической службы:
педагогическое: оказание практической помощи педагогам в совершенствовании методического мастерства, повышение квалификации, консультативная помощь преподавателям в научно – методическом обеспечении образовательных стандартов.
Управленческое: создание педагогического коллектива, способного к инновационным преобразованиям учебно – воспитательного процесса в условиях реализации государственного образовательного стандарта.
Научное: организация опытно – экспериментальной работы по апробации новых идей, концепций, программ развития образовательного учреждения.
Технологическое: анализ на диагностической основе педагогической деятельности, описание педагогического труда, осмысление перехода на новые педагогические технологии.
Главным органом методической службы являются предметно – цикловые комиссии. Предметно – цикловая комиссия – это общеколледжное объединение преподавателей определенного предмета или близких между собой предметов (например, общественных дисциплин, педагогики и психологии и др.).
Каждую предметно – цикловую комиссию возглавляет председатель, внутри них работают ведущие специалисты по отдельным дисциплинам. Вне предметно – цикловых комиссий существуют самостоятельные творческие группы и методические объединения (например, методическое объединение классных руководителей). Базовым компонентом предметно – цикловых комиссий являются преподаватели колледжа – исполнители научно – методической работы, которые работают в предметно – цикловых комиссиях, творческих группах и др. под руководством своих председателей или индивидуальных научных руководителей и консультантов.
В систему научно – методической деятельности колледжа включаются методический кабинет, библиотека, информационно – техническая служба, которая обеспечивает тиражирование авторских дидактических материалов, создание электронных презентаций обобщенного опыта, видеосъемку и др.
Вся научно – методическая работа проводится в строгом соответствии с годовым планом колледжа, курируется директором колледжа. Оперативное руководство осуществляет заместитель директора по научно – методической работе.
Научно – методическая система педагогического колледжа включает также внешнюю кооперацию:
-научные учреждения и вузы;
-различные органы и учреждения образования;
-органы и учреждения печати.
Также можно выделить основные формы методической работы:
-коллективные: педагогический совет, методический совет, методические объединения, методические комиссии, педагогические мастерские, экспериментальные лаборатории, предметно – цикловые комиссии.
-Индивидуальные: самообразование, курсы повышения квалификации (как минимум раз в пять лет) – краткосрочные – 72 часа, тематические и проблемные семинары – 72-100 часов, длительные – более 100 часов; индивидуальная работа педагога над повышением профессионального мастерства.
Таким образом, результатом научно – методической деятельности преподавателя является методический профессионализм – это мера и способ творческой саморегуляции личности в разнообразных видах общения и деятельности, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.
4. Методические умения преподавателя.
Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций.
Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной школы. Она включает:
1. Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.
2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.
3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.
4. Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.
5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.
6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.
7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.
8. Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся.
9. Умение разрабатывать различные формы учебной и учебно-практической деятельности учащихся.
10. Умение проводить анализ уроков теоретического производственного обучения.
Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала. В нее входят:
1. Умение планировать систему уроков по изучаемой схеме на основе методического анализа.
2. Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.
3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.
4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.
5. Умение применять методы теоретического и производственного обучения.
6. Умение анализировать методические разработки.
Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:
1. Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.
2. Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.
3. Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.
Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.
Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения предмета «Методика профессионального обучения».
Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.
Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.
Таким образом, научно – методическая деятельность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности преподавателя педагогического колледжа и направлена на совершенствование методики преподавания читаемой дисциплины.

Основные дидактические единицы . Понятие, особенно- сти, основные направления профессионально-педагогической деятельности. Виды профессионально-педагогической дея-тельности: преподавание, воспитательная и методическая ра- бота, производственно-технологическая, исследовательская, организационно-управленческая, культурно-просветительская деятельность. Методическая деятельность педагога профессио- нальной школы в структуре профессионально-педагогической деятельности: особенности, структура, направления, виды. Me-тодические умения. Уровни и формы осуществления методиче- ской деятельности в профессиональной школе.

1. Методическая деятельность в полной мере не ис- следовалась и не описывалась как самостоятельный вид про- фессиональной деятельности педагога . В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую дея- тельность.

Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразовани- ем педагога, работой с дидактическими средствами, повышени- ем квалификации в предметной области .

Вторая – заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предме- ту . В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и обучающей деятельности педагога, а термин «методическая деятельность», «обучающая деятельность» ис- пользуются как синонимы. |

Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокуп- ность относительно самостоятельных умений с четко выражен- ной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности .

Под методической деятельностью следует понимать само- стоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обу- чающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин .



2. Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и вос- питанием. Мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обуче- ния различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выпол- нения, единая структура этого вида профессиональной дея- тельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.

Цель методической деятельности – обслуживание практи-ки обучения .

Функции методической деятельности :

– аналитическая;

– проектировочная, связанная с перспективным планиро-ванием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;

– конструктивная, включающая систему действий, свя- занных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), пред- ставление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирова- ния новых знаний и профессиональных умений и навыков;

– нормативная, способствующая выполнению образова- тельных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учеб- ного заведения;

– исследовательская.

3. Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления – это сложный мыслительный про- цесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или орга-низационное, – необходимо определить отличия в их предмете деятельности .

4. Объектом методической деятельности педагога профес- сиональной школы является процесс формирования профес-сиональных знаний, умений и навыков .

Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета . Эта деятельность про- является опосредованно через методические продукты (резуль- таты), созданные в ходе методического проектирования и кон- струирования.

5. Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов . Опыт педагога-новатора ассоци- ируется с конкретным методическим приемом, который скон- струирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в раз- личных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы но результатам иссле- дования собственной научно-методической системы. I

6. Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; ал- горитмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, мето- ды обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. . Про- дуктами методической деятельности пользуются учащиеся на учебных занятиях.

7. Методические умения могут быть сформированы на опре- деленных уровнях :

Первый уровень сформированности методического уме- ния характеризуется осознанием цели использования того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методи- ческих рекомендациях. На этом уровне формируются методи- ческие умения в процессе изучения учебного предмета «Мето- дика профессионального обучения». ||

Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.

Третий уровень характеризуется переносом отдельных ме- тодических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос осущест- вляется на основе осознания целей и использования сформиро- ванной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества.

Задание 8. Перечислите виды профессионально-педагогическом деятельности педагога профессиональной школы, дайте им крат кую характеристику. Какое место среди этих видов занимает ме-тодическая деятельность? (Ответ можно представить схемати-чески)

Задание 9. . Решите предложенные ниже задачи. Во время ре- шения задач подумайте, какой педагог завоевывает расположения обучающихся в первую очередь? Почему? Ответ обоснуйте.

Задача 1 . В профессиональное училище пришел специалист высокой квалификации, отлично знающий свой предмет, автор нескольких изобретений и учебных пособий, но на учебном заня- тии обучающиеся работают неохотно, много пропускают, шумят. Почему сложилась данная ситуация? Как ее можно разрешить?

Задача 2 . В профессиональном училище работает мастер,который хорошо владеет ремеслом и быстро обучает ему сту- дентов на оборудовании. Когда в училище проходила аттеста- ция, мастер ее не прошел, его собираются уволить. Почему? Что нужно сделать мастеру, чтобы предотвратить увольнение?

Задача 3 . Молодой преподаватель профессионального учили-ща пользуется большим уважением среди обучающихся, так какон очень креативный (участвует вместе со студентами в меропри- ятиях, олимпиадах и конкурсах), отзывчивый (помогает студен- там решить их проблемы, затруднения), добрый. Однако во времяконтрольного среза обучающиеся показали результат ниже сред- него. Почему? Что необходимо предпринять преподавателю?

Задание 10. Распределите методические умения педагога про- фессионального обучения, представленные в информационном фраг- менте ниже, по группам. Заполните табл. 3.

Ведущие направления в развитии образования, определенные "Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы", могут быть реализованы при условии постоянного совершенствования педагогической деятельности руководителей, педагогов образовательных учреждений различных типов и видов .

В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях.

Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют разные мнения о сущности методической деятельности.

Во-первых, как отмечает Н.А. Морева, одни авторы методическую деятельность объединяют с методической работой, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области.

Во-вторых, методическую деятельность относят к работе, связанной с обучением конкретному предмету.

Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности .

Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием . Исходя из этих мнений, мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.

Цель методической деятельности - обслуживание практики обучения. Функции методической деятельности обозначила И.В. Никишина:

Аналитическая;

Проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности; - конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;

Нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;

Исследовательская .

Объектом методической деятельности педагога учреждения профессионального образования является процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.

Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.

Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.

Преподавательская деятельность, осуществляемая в учреждении профессионального образования, относится к числу профессий, требующих от работника целого ряда качеств. А.С. Кахаров, Н.У. Ярычев отмечают, что он должен владеть содержанием преподаваемого предмета на профессиональном уровне, развивать в себе познавательные потребности и обширные исследовательские интересы, уметь преломлять полученные теоретические знания к реальному процессу подготовки студентов, совершенствовать глубину, гибкость и самостоятельность мышления . Практика показывает, что преподаватель действует тем успешнее, чем более он подготовлен в методическом отношении. Иными словами, речь идет о наличии или зарождении методической системы преподавателя.

Поскольку тема нашего исследования касается системы индивидуальной методической деятельности преподавателя, обратимся к пониманию сущности системы методической деятельности.

Такие авторы, как Т.Г. Буржинская , Н.В. Кузьмина , Т.К. Смыковская считают, что методическая система является разновидностью педагогической системы, а образующие ее элементы выполняют методические функции. На этом основании можно утверждать, что в методической системе преподавателя делается акцент не на его методических знаниях и умениях, а на их применении при выполнении педагогических задач. Такая интерпретация методической системы позволяет увидеть в ней ресурсы для активного использования преподавателем в учебном процессе новых педагогических средств.

Таким образом, методическая система преподавателя учреждения профессионального образования представляет собой идеальную конструкцию, отражающую его представления об организации и осуществления педагогической деятельности. Однако в реальной профессиональной практике каждый преподаватель строит собственную модель методической системы, в которой интегрируются его педагогические идеалы и ценности, внутренняя позиция, опыт профессиональной деятельности, личностные качества и система отношений с коллегами и студентами. В этой связи целесообразно говорить об индивидуальной методической системе преподавателя. Тем более что в качестве важных признаков методической системы следует видеть неповторимость, персонифицированность, обогащенность жизненным и профессиональным опытом (Т.Г. Буржинская , С.Н. Поздняк , Т.К. Смыковская ).

Термин "индивидуальная" в данном случае подчеркивает тот факт, что речь идет о методической системе конкретного преподавателя. В преломлении к методической системе индивидуальный контекст обнаруживается не только в постановке целей, но и в том, что у каждого преподавателя в осуществлении педагогической деятельности имеются вполне определенные представления и предпочтения, своего рода образцы, на которые он склонен опираться. У преподавателей, в том числе и молодых, складывается своеобразный характер взаимоотношения со студентами, формируется отношение к тем или иным педагогическим методам и приемам. В конечном счете, в дальнейшем это приводит к образованию педагогических пристрастий. Это как раз и указывает на индивидуальный подтекст методической системы преподавателя .

В соответствии с этим под индивидуальной методической системой преподавателя колледжа следует понимать идеальную конструкцию, отражающую представления преподавателя об организации и осуществлении педагогической деятельности, раскрывающую его методические предпочтения, характер взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса и отношение к тем или иным педагогическим методам и приемам, и определяющую, в конечном счете, направленность на результативную учебную работу студентов. Другими словами, индивидуальная методическая система преподавателя раскрывает пути, с помощью которых могут быть определены и реализованы целевые, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства обучения и воспитания студентов колледжа.

В становлении индивидуальной методической системы большую роль играет активная позиция преподавателя. Система его взглядов, убеждений и ценностных ориентаций в совокупности с эмоционально-оценочным отношением к педагогической деятельности могут служить движущей силой в направлении совершенствования используемых методических подходов. Это, в свою очередь, может служить источником методического вдохновения и стремления к созданию собственной методической системы.

При этом необходимо заметить, что проектирование индивидуальной методической системы является сложным процессом в силу сложности и неоднозначности представления самой методической системы. В понимании проектирования индивидуальной методической системы преподавателя мы придерживаемся точки зрения Т.К. Смыковской , которая выделяет следующие требования к проектированию методической системы учителя:

1) в проектировании индивидуальной методической системы невозможна точность и однозначность, которая характерна для технического проектирования;

2) проект индивидуальной методической системы должен учитывать не только изменчивость окружающей образовательной среды, но и изменяющиеся особенности преподавателя;

3) совокупность основных принципов проектирования индивидуальной методической системы должна быть относительно целостной и охватывать все важнейшие компоненты и этапы проектировочной деятельности.

Проектируя методическую систему, преподаватель не просто подбирает методы, технологии и средства педагогической деятельности, а создает такой проект, который отражает одну из важнейших характеристик - целостность методической системы. Поэтому от преподавателя зависит, насколько выбор элементов методической системы будет обоснованным, насколько их содержательная интерпретация будет целесообразной.

Ясно, что ресурсы индивидуальной методической системы должны быть не только методически грамотно выстроены, но и отражать специфику и индивидуальное своеобразие педагогической деятельности самого преподавателя. В этой связи принципиальный интерес представляет вопрос о движущих силах подготовки преподавателя колледжа к проектированию индивидуальной методической системы и педагогических средствах, обеспечивающих активизацию таких движущих сил. В качестве отправной точки для решения данного вопроса целесообразно опереться на исследование М.В. Чураковой, которая изучает возможности внутриорганизационного повышения квалификации кадров в учреждении среднего профессионального образования для развития научно-методической компетенции преподавателя .

В заключение параграфа, отметим, что методическая деятельность - это самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Методическая деятельность педагога [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Методическая работа является индикатором профессионализма современного педагога.

Понятие методической деятельности

Методическая работа очень важна для современного педагога. Однако в науке нет единого подхода к её пониманию. Одни считают, что методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Другие считают, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. Существует и третья точка зрения, согласно которой методическая деятельность воспринимается в качестве совокупности относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально- педагогической деятельности.

Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием.

Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.

Функции методической деятельности:

  • аналитическая;
  • проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
  • нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
  • исследовательская .
Объект методической деятельности – процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.

Предмет методической деятельности – различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета.

Субъект методической деятельности – педагог или коллектив педагогов.

Значение методической деятельности

Методическая работа способствует развитию профессионализма и отдельного учителя, и всего педагогического коллектива одновременно на рабочем месте, носит более постоянный характер, достаточно управляема, и позволяет за короткий промежуток времени получить на практике реальные результаты. Именно в ОУ, благодаря хорошо налаженной методической работе, происходит осмысление и присвоение полученных знаний, как в период курсовой подготовки, так и в межкурсовой период, а также обеспечивается единство теории и практики в деятельности педагога.

Положение о методической работе в школе определяет круг ее задач и функций, основные направления, требования к ее организации и осуществлению.

Методическую работу нужно рассматривать как целостную систему, основанную на достижениях науки, передовом педагогическом опыте и анализе результатов учебно-воспитательного процесса конкретного образовательного учреждения. Она включает взаимосвязанные между собой меры, действия и мероприятия, направленные на повышение; уровня профессионального мастерства учителя, развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, что, несомненно, приведет и к более отдаленному результату – развитию личности ученика.

Деятельность методической службы в школе

Методическая служба образовательного учреждения решает множество задач. Вот некоторые из них:

  • анализ состояния педагогической деятельности в ОУ;
  • удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей учителей;
  • освоение и применение современных педагогических технологий в образовательном процессе;
  • создание условий для организации и реализации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров ОУ и другие.

Направления деятельности методической службы образовательного учреждения: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная и др.

Аналитическая деятельность и комплексная диагностика являются основополагающими в методической работе в частности и в образовательном учреждении в целом. Именно они способствуют выявлению и оценке причин возникающих проблем, эффективности применения тех или иных способов и средств достижения целей деятельности, повышения качества образования. На основе локального и модульного анализов работы делается и системный анализ.

Подходы к анализу методической работы могут быть самые разные: результаты реализации программы работы коллектива по единой методической теме; решение запланированных задач; освоение приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения и т. п.

В анализе необходимо показать возросший уровень педагогического мастерства, определить, что способствовало росту и привело к запланированным результатам.

В современных школах аналитическая деятельность оказывается самым слабым звеном. Изменения в уровне профессиональной компетентности учителя не рассматриваются. Не умея анализировать, учитель не сможет научить данному умению и учеников. Формирование интеллектуальных, как и других общеучебных умений, сегодня становится одной из актуальных проблем образования.

Комплексная диагностика включает в себя диагностику педагогической деятельности: ее мотивы, профессиональные знания преподаваемого предмета, его методики, знания педагогики и психологии, потребности в повышении профессиональной компетентности и т. д. и выполняет констатирующую и прогностическую функции.

Диагностика необходима для изучения индивидуальных особенностей профессионального роста, выявления характера продвижения в развитии мастерства учителя.

Уровень профессиональной компетентности должен рассматриваться как содержательная характеристика деятельности учителя, а процесс самосовершенствования – как развитие, смена качественно своеобразных этапов деятельности.

Организационно-методическая деятельность включает в себя планирование, организацию и координацию методической работы коллектива.

Планирование в целом может быть перспективным (долгосрочным) – "Программа развития", годовой план, включающий в себя планы по различным направлениям деятельности ОУ, в том числе и по методической работе, и краткосрогным (оперативным) на разные сроки: месяц, неделю, день.

Информационная деятельность. Большинство педагогов, занимающихся инновационной деятельностью, теряются в потоке информации. Им нужны ориентиры. Объем информационных данных должен быть достаточным, чтобы эффективно управлять процессом.

Внутришкольный контроль помогает выявлять отклонения от программ, планов деятельности, определять успехи, достигнутые коллективом, и возникающие проблемы.

Причины падения престижа методической деятельности

На современном этапе наблюдается падение престижа методической работы в среде учителей. Это объясняется многими объективными и субъективными причинами. Ключевые из них нашли отражение на рисунке ниже.

Правильная организация методической работы, наполнение ее необходимым содержанием в плане обеспечения непрерывности процесса освоения учителем профессии, развития уровня его профессиональной компетентности, формирования индивидуального стиля деятельности и педагогического мастерства, исключения параллелизма и дублирования эти проблемы для руководителя школы далеко не простые.

В структуре профессиональной компетентности, в этой сложной многогранной характеристике уровня квалификации педагога могут быть различные компоненты. Ниже они изображены схематично.

Структура профессиональной компетентности педагога

За 70 с лишним лет существования методическая служба в образовании России претерпела значительные изменения. Они коснулись всех компонентов ее характеристики: целей, содержания, организационных и дидактических форм, методов и приемов, результативности.

Нельзя не учитывать различную исходную готовность учителя к восприятию каких-либо образовательных программ. Важно понимать, что их содержание должно быть дифференцированным в соответствии с уровнем квалификации учителя.

  • Уровень начинающего специалиста, который готов к выполнению трудовых функций в рамках своей профессии, но еще недостаточно способен реализовывать их на практике.
  • Уровень неспециалиста, пришедшего в школу в силу определенных обстоятельств, владеющего теорией предметной области, но не имеющего психолого-педагогических знаний.
  • Уровень учителя-профессионала, где у педагога присутствуют глубокие системные теоретические знания учебного предмета, практические умения, закрепленные в опыте, и профессионально значимые личностные качества.
  • Уровень учителя-мастера, обеспечивающего стабильно высокие результаты своего труда без перегрузки учащихся.
  • Уровень учителя-исследователя .

Период профессионального роста учителя от уровня полученной квалификации до уровня педагогической культуры и мастерства, уровня исследователя у каждого учителя свой, и задачей руководителя является создание условий для быстрейшего становления высокопрофессионального специалиста. Хорошо организованная система непрерывного образования может открыть путь к мастерству и рядовым учителям.

Литература

  1. Дуда Надежда Николаевна Методическая работа как средство повышения профессионального роста педагога // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/576515/
  2. Успенский В.Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.