Болезни Военный билет Призыв

Метод графических ассоциаций запоминания словарных слов. Мастер-класс "Приёмы работы над правописанием словарных слов". Подбор и запись однокоренных слов

Школьникам с «врождённой грамотностью» намного проще даётся общеобразовательное обучение. Такие люди могут писать без единой ошибки, не зазубривая правила - они пишут слова интуитивно, не задумываясь. Некоторым же очень трудно запомнить правописание, и практически каждое предложение вызывает затруднение.

Правописание при помощи рисунков

Чтобы запомнить простое слово, можно применить способ графической ассоциации. Этот метод превращает обучение в своеобразную игру, поэтому дети занимаются с удовольствием, и результаты практически всегда положительны.

Нужно нарисовать предмет, отражающий «проблемное слово», и выразить акцент на конкретной букве, вызывающей затруднение. Однако, этот метод не подходит для изображений с абстрактными понятиями. Лучше пользоваться таким приёмом только для запоминания слов, которые можно изобразить.

Чтобы воспользоваться графическим методом, нужно обыграть проблематичную букву. Например, для запоминания слова «яблоко» требуется нарисовать этот фрукт с буквой «О». Ребёнок быстрее научится правильно писать, если применять такие хитрости для написания без орфографических ошибок.

Огромным преимуществом в таком методе является то, что для него не требуется никаких определённых художественных навыков для рисования. Рисунки выполняются схематично, не нужно точно и красиво изображать предметы, главное - запомнить правильное написание.

Например, для успешного запоминания слова «поросёнок» нужно нарисовать само животное и выделить на рисунке его нос. Форма пятачка напоминает букву «О», с которой часто встречаются ошибки. Сконцентрируйте внимание на том, что рисунок изображает слово с двумя «О», нарисовав на пятаке два отверстия.

Преимущества графического метода

Впоследствии, чтобы вспомнить, как пишется слово, достаточно представить нарисованную картинку. Психологи одобряют такой метод запоминания, ведь при самостоятельном изображении предметов намного легче воспроизвести в памяти правильное написание.

Все дети в младшем школьном возрасте обожают учиться правописанию, изображая предметы на бумаге. Ребёнок одновременно развивает свои художественные навыки и запоминает правильное написание без утомительного зазубривания правил. На первых порах нужно контролировать обучение, а впоследствии ребёнок сможет справиться и без помощи взрослых.

Недостаток приёма использования рисунков для грамотного письма

Но всё же у этого способа есть один недостаток - формируется установка на запоминание всех слов без исключения только графическим методом, привычка поиска изображения в памяти для правильного написания.

С помощью исследований было выяснено, что к «поиску рисунка глазами» очень быстро привыкают, ученики запоминают правописание таким методом даже при наличии чётких правил.

3. II этап. Практическая реализация проекта.

4. Развитие речи на уроках развития русского языка.

5. Психодиагностика на уроках русского языка.

6. "О любви к орфографическим правилам..."

7. Развитие орфографической интуиции на уроках русского языка.

8. Ассоциативный алгоритм запоминания словарных слов.

Ассоциативный алгоритм запоминания словарных слов

Ребенку с первых его шагов в учебной деятельности в учебнике русского языка О.Л. Соболевой предлагается три альтернативных пути, три способа овладения грамотным письмом: осмысленное применение правила, обращение к орфографической интуиции и запоминание.

Запоминание на сознательном уровне орфографического образа слова - один из эффективных путей овладения грамотностью. Автор решает одновременно две задачи: помочь ребенку запомнить, как пишутся конкретные слова, и гораздо более важную - способствовать интенсивному развитию мозговых структур, а не только памяти.

В учебниках О.Л. Соболевой практически отсутствует механическое запоминание. Не секрет, что в больших дозах оно может привести к притуплению способностей и уменьшению творческого потенциала ребенка. Кроме того, такое запоминание отнюдь не способствует повышению интереса к предмету. Поэтому естественным и необходимым становится обращение к яркой эмоционально-образной памяти ребенка, к огромным возможностям, заложенным в ассоциативном способе мышления.

Находкой в этом отношении стала ассоциативная методика запоминания и усвоения информации, разработанная Василием Агафоновым, автором оригинальных учебных пособий «Неправильные правила», «Совсем неправильные правила», «Считайте в рифму» и многих других. Его замечательные сказки и стихи, в которых реализован ассоциативный алгоритм запоминания, стали при создании учебника основой словарной работы.

Алгоритм запоминания, который автор предлагает ребенку, в учебниках распространен в первую очередь на слова с непроверяемыми орфограммами, то есть на словарные слова. Однако любое слово, написание которого подчиняется правилу, само собой разумеется, тоже можно запомнить. Таким образом, по отношению к любому слову ребята могут выбирать между правилом, орфографической интуицией и собственной памятью. Помимо прочего, это работает на развитие альтернативного мышления ребенка, развивает его способность к самоанализу: он учится понимать самого себя, прислушиваться к себе. Это очень важно.

Суть алгоритма в том, чтобы найти зацепку, ассоциативную ниточку, мостик между словом, которое ты хочешь запомнить, и другим словом, в котором «упрямая» буква слышится ясно и четко.

На первом этапе ассоциативная «зацепка» включается в эмоционально-образный контекст сказки или стихотворения. Кроме текста, в котором необходимый для запоминания образ буквы повторяется различными способами, есть еще рисунки. В рисунках возникает множество дополнительных ниточек, вторичных «зацепок», которые усиливают эффект запоминания. Визуальная метафора возбуждает эмоциональную память ребенка, активизирует его внимание к объекту запоминания, обеспечивает избирательную направленность этого внимания. Органичное соединение вербального и графического образов создает прочную основу для ненасильственного, активного и долговременного запоминания. Вот как это может быть:

СКАЗКА О БАКЕ С «О»

Жила-была когда-то давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом и любила выть на круглую луну, которая немножко похожа на букву «О» . И грызть бублик, похожий на букву «О» . А ещё она любила смотреть на круглое облако и на круглое солнце, похожие на букву «О» , любила осень, которая начинается с буквы «О». В общем, вы, конечно, догадались, что она полюбила и саму букву «О» . А когда полюбила, то захотела писаться с этой буквой.

Ну хорошо, - сказали ей, - будем писать тебя «бока».

Нет, я так не хочу! С какого ещё бока?! - обиделась бака. - Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с «О».

И стали её писать с «О» .Вот так: с «О » бака. А потом и просто: собака. Так до сих пор и пишут.

(В. Агафонов)

Как видите, ниточек много, и они пронизывают собой весь текст сказки: это и слова, где "О" под ударением, и слова, которые начинаются с этой буквы, и игра с ее формой - акцентация внимания на реальных предметах, напоминающих эту букву по форме: круглая луна, бублик, похожий на букву "О" , круглое облако, круглое солнце.

Есть еще и подтекст, работа с которым, по мнению нейрофизиологов, активизирует мыслительные процессы и является мощным фактором развития мозговых структур ребенка.

И наконец, есть рисунок. Вы сможете рассмотреть на нем письменный образ буквы "О", и обилие круглых предметов, которые с большим желанием и очень быстро отыскивает ребенок: окошко в доме, тарелка и т.д. Запомнить помогает цвет, мажорная энергетика рисунка, его особенности, учитывающее целостное и одновременно дискретное восприятие ребенка.

В каждом случае волшебные ниточки, как мы называем их с детьми, разные. Так, чтобы запомнить, как пишется береза, оказалось достаточно всего один раз прочитать с детьми четыре строчки:

Берёза так была бела,

Что буква "Е" из слова "белый"

К ней незаметно перешла

И уходить не захотела.

(В. Агафонов)

Стоит ребенку «войти» в картинку, вжиться в нее (а это происходит за несколько секунд) и всмотреться в выражение лица березы и особенно самой буквы, так трепетно и нежно прильнувшей к стволу, - и уже просто невозможно написать береза с буквой «И» .

Кстати, я спрашивала детей, какую именно строчку нарисовал художник, и всегда слышала ответ: четвертую, «и уходить не захотела» . Через какое бы время ни попалось в диктанте это слово, образ, воспринятый из рисунка и текста, мгновенно и непроизвольно возникнет в сознании ребенка - и ошибки не будет.

Однако стихи и сказки, просторный контекст для ассоциативной «зацепки» на следующем этапе усвоения алгоритма уже необязателен. Достаточно просто образа. Например, чтобы запомнить слово огурец, можно представить себе огромный-преогромный огурец и сказать самому себе: «Ого! О-го-го-го, какой огурец! Огромный, хороший! И сам похож на букву «О». Он и начинается с буквы «О»!» Вот и все!

Оказалось, что ребенок гораздо легче, чем взрослый, изобретает свои собственные ниточки и привязывает к ним слова, «как воздушные шарики». Я считаю, что моим ученикам помогает само слово «упрямые». «Им не хватало этого слова, как не хватало глагола придумай вместо составь. Им так и хочется переупрямить «упрямые» слова и написать их правильно, без ошибки». Может быть, и в самом деле семантика слова упрямый вызывает определенные эмоциональные импульсы, усиливается мотивация запоминания, мотивация поиска конкретных приемов, способных помочь «переупрямить» слово.

Позже автор уже только предлагаем свой вариант ассоциативной «зацепки», давая ребенку понять, что это именно вариант. Делать это можно, например, так. Помещаем в алой рамочке три словарных слова: колесо, страница и платок. В задание вводится метафора: «Постарайся привязать каждое упрямое слово к другому слову...». А чуть ниже:

Колесо колется спицами?

Страница - странная?

Из платка Дюймовочке сшили платье?

Ищи волшебные ниточки!

В самом деле, так и представляешь себе колесо от велосипеда, из которого торчат острые спицы и колются. Они ведь кО лются, поэтому кО лесо !

Интересный факт! Дети не путают слова-помощники, которые находят по ассоциации, и родственные слова. В их сознании это четко разделяется, и никаких специальных усилий для этого не требуется: только однажды, раз и на всегда развести эти понятия. Вопросительными знаками мы как бы говорим ребенку: "Мы вот что придумали, но может быть, у тебя есть другой вариант? Другой образ? Можешь воспользоваться нашим, а можешь и своим".

И очень важно, чтобы ребенок уже в семь лет понимал, что ассоциации у каждого свои, хотя они и могут иногда совпадать у разных людей. Очень важно научить ребенка непроизвольно находить тот образ, который больше подходит именно ему и именно для него облегчает запоминание, доверять себе в этом отношении.

Сам образ волшебных ниточек (и словесный, и на рисунке) тоже работает. Ниточки, узелки, привязки, зацепки, мостики - все эти слова, когда ребенок их слышит или читает, стимулируют ассоциативное мышление, способствуют непроизвольному возникновению образов, ассоциативных цепочек.

Навык ассоциативной работы формируется у младших школьников настолько быстро, что уже к концу первого класса они намного опережают в этом своих родителей, а нередко и учителя. А самое главное - им нравится так запоминать.

Котлета

Жил-был кот. Не любил он зиму, а любил он лето!

Так сильно любил, что начал ездить по свету, чтобы догнать лето. Кот прославился, и стали его называть Кот - лета.

Кот Кот-лета был отличным кулинаром. Он изобретал разные блюда из мяса. Однажды он взял фарш, добавил лук, яйца, соль, перец, перемешал и слепил маленькие круглые лепёшечки. Кот Кот-лета поджарил их на сковороде. Всем понравилось новое блюдо. Люди ходили к коту Кот-лете за рецептом. Он открыл ресторан, в котором фирменным блюдом были лепёшки из фарша. Все полюбили это блюдо и назвали такую лепешку в честь кота Кот-леты – КОТЛЕТА . С тех пор котлеты знают все!

Иней

Жили-были две буквы – "И" и "Й" . Они были очень похожи друг на друга, хотя немножко и отличались. У "Й" был бантик, а у "И" его не было. Первоклассники всё время их путали. Вместо "И" писали "Й" или наоборот.

Однажды ночью буквы посовещались и придумали, как помочь детям. Они попросили слог "не" устроиться между ними. и на доске появилось предложение "И – не Й!".

Утром дети увидели его и обрадовались. Буквы им очень помогли. А учительница сказала: "Какое красивое слово серебрится на нашей доске! " И дети хором прочитали слово "ИНЕЙ". С этого дня они навсегда запомнили, как пишется это красивое слово.

А одна девочка нарисовала целое наглядное пособие, которое помогает запомнить, как пишется слово осадки. Она нарисовала на большом листе бумаги огромное облако и написала около него - ОБЛАКО. Потом нарисовала дождь и снег, которые идут из этого облака и написала: ОСАДКИ. И соединила эти два слова стрелкой: осадки - потому что из облака. Здорово!

Но дело не в том, чтобы запомнить тридцать, или сорок, или даже двести конкретных слов, и даже не в том, чтобы научиться запоминать таким способом написание любого слова. Самое важное - то, что ребята экстраполируют ассоциативный алгоритм запоминания вообще на любую учебную информацию - по математике, природоведению, по любым предметам. Впрочем, наверно, даже и не это самое главное, а то, что этот алгоритм развивает, что он сообщает необходимый импульс ассоциативным процессам в деятельности мозга, увеличивает творческий потенциал детей. Ну и просто - делает интересней и эмоциональней жизнь на уроке. Ассоциативная методика - не единственная, с помощью которой автор помогает детям запоминать образ слова. Есть много других приемов: игра со шрифтом, насыщение текста определенной буквой и звуком, этимологические открытия, которые мы совершаем. Однако ассоциативная линия остается ведущей. Она проходит даже сквозь этимологический анализ. В ребенке формируется активная потребность в несущей информацию метафоре, вырабатывается не только навык усвоения такой метафоры, но и навык ее создания.

При работе с метафорой (как чужой, так и собственной) включается эмоциональная память, запоминание и усвоение становятся быстрыми и прочными.Нужно сказать, что ассоциативная методика, и в частности, те ее приемы, которые работают на запоминание, помогают согласовывать различные каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический, и в этом одно из ее достоинств.Пусть в этой статье будет еще одно стихотворение об "упрямом" слове. Мы с детьми продолжаем учиться запоминать!

Маленький маляр

Как-то краской красил шар

Очень маленький маляр.

Был маляр росточком мал,

Со стремянки он упал.

Со стремянки вниз упал,

В букву "А" рукой попал.

В букве "А" рука застряла,

А ему и горя мало:

"Ну и что, что я упал?

Ну и что, что ростом мал?

А зато я красил шар,

Потому что я маляр!"

(В. Агафонов)

Положительные эффекты:

Словарные слова дети пишут практически без ошибок. А алгоритм запоминания словарных слов у ребят стал излюбленным «снарядом» для тренировки воображения и памяти. Они часто предлагают свои ассоциации, идеи, образы, придумывают сказки и даже сочиняют стихи.

Запоминание словарных слов методом ассоциаций Проблема

  • Многолетний опыт работы показал, что не смотря на кропотливую работу по запоминанию словарных слов, учащиеся продолжают делать ошибки.
  • Многократно возникал вопрос, как за короткий промежуток времени достичь хорошего результата, то есть при наименьших усилиях научить запоминать словарные слова надолго, прочно, основательно?
Проблемные вопросы
  • Учёные о памяти человека
  • Методика ассоциативного запоминания
  • Экспериментальное исследование
  • Практические рекомендации и выводы
Ученые о памяти
  • Память – способность нервной системы (головного мозга) воспринимать окружающую действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить воспринятые сведения, а затем, по мере необходимости, воспроизводить её.
Метод графических ассоциаций
  • При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нём запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.
Звуковые (фонетические) ассоциации
  • Предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна.
  • завтрак
  • На завтрак раки
Комбинированный метод
  • Это использование при запоминании словарного слова и графических, и фонетических ассоциаций одновременно, в том случае, если в этом слове содержится несколько непроверяемых букв
Методика ассоциативного запоминания словарных слов
  • Проблема : дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов.
  • Цель : научить правильно писать словарные слова.
  • Средство : использование метода ярких ассоциаций.
  • Суть метода : трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Методика- не догма, а источник творчества Требования к ассоциативному образу
  • Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
  • Ассоциативная связь может быть по:
  • Цвету иней- снег, белый
  • Форме корзина- овальная
  • Месту завод- труба
  • Звучанию эстафета- «Эй!»
  • Действию стакан- ставлю
  • Назначению капуста- заяц
  • Материалу газета- бумага
  • Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Практические рекомендации и выводы
  • Применение ассоциативного метода способствует успешному запоминанию словарных слов.
  • Повышается интерес к обучению, учащиеся находятся в постоянном поиске, творческий процесс приносит радостные эмоции и удовольствие от работы.
  • Самое главное, дети стали хорошо учиться.
Ассоциативный метод имеет ряд ограничений:
  • Нельзя навязывать взрослые ассоциации ребёнку
  • Нельзя перегружать ассоциациями память
Используемая литература
  • Рождественский Н.С. Обучение орфографии в школе.- М.: Владос, 1992.- 218 с.
  • Соболева О.Л. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык- 1 класс»
  • Матюгин И.Ю. Как запоминать слова- Д.: Сталкер, 1997.- 448 с.
  • Матюгин И.Ю. Как развивать хорошую память-Д.: Сталкер, 2003.
  • Шульгина В.П. Методическая копилка для учителя начальных классов- Р-на-Д.: Феникс, 2002.

I. Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения. Я представляю вам сегодня мастер-класс на тему “Приемы работы над правописанием словарных слов”.

– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?
– Выучить, запомнить.
– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.

При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.

– Сегодня, на мастер-классе мы освоим приемы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, т.е. через применение деятельностного подхода.

II. Игра “Вставь пропущенную букву”.

Слова: винегрет, палисадник, агроном (в каждом слове пропущена безударная гласная).

Прошу вас поднять нужную букву на карточке.

Кол-во ошибок в зале – 1.

III. Использование приемов эйдетики для формирования орфографического навыка.

– Вот вам и проблема! Для решения, которой используются методы эйдетики и мнемотехники.

“Эйдос” по-гречески образ. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву нужно "оживить" букву, создать ее "образ" в конкретном слове. Образы у человека создаются при воздействии на органы чувств – след от воздействия остается в образной памяти (это основы психологии).

Суть этого метода в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.

“Ассоциативные зацепки” , с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.

Винегрет (лат. vinum – уксус, заправка для салата на основе уксуса).

Палисадник. Многие учащиеся неверно толкуют значение слова, соотнося палисадник с гр. poly (“много, многое”). Исходя из такого толкования, они ошибочно заменяют гласную о на а в первом слоге. Чтобы исключить эту ошибку, достаточно объяснить этимологию слова. В основе палисадника лежит латинское слово palus – “заостренная палка”. Таким образом, проверочное слово найдено.

Агроном – греч. agrós поле и ómos закон.

Прием № 1. Разъяснение лексического смысла слова, этимология слова.
Приём № 2. Метод звуковых ассоциаций.

а) Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания).
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Пассажир – пасса жир берет билет в касс е.
Улица – на улиц е встречаю знакомые лиц а.
Запад – на запад е солнце пад ает.

б) В слове спряталось другое слово.
Горизонт – гори, зонт ! (Нарисуй этот фантастический сюжет.)
Облако – на облак е лак.
Пловец – плов ец плывет в плов е.
Соловей – соло вей поет соло.

в) Дети представляют какое-то действие, запах, включат тактильные и вкусовые ощущения. Например, мини-сказка: “Женщи на варит щи. Она хорошая хозяйка. Дома вкусно пахнет щами. Они горячие”.

У детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом.

Приём № 3. Графические ассоциации – мнемотехника (по схожести изображения).

“Мнемоника (греч.Mnemonika – искусство запоминания). Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций”

Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.

Приём № 4. “Мускульная память”.

А теперь повернулись…… пишем: “Первую гласную в слове энтузиазм, вторую гласную в слове тренировка” (выполняется письмо на спине впереди сидящего ученика).

Письмо на спине было рекомендовано Питером Янгом и Колином Тайр в книге "Научи своего ребенка читать". Убедитесь, что ребенок почувствовал, что вы написали, объясните ему, что это за буква и попросите его написать ее на бумаге. Данная система работает благодаря "мускульной памяти": способности запоминать информацию через действия тела.

IV. Итак, называем буквы пропущенные буквы: …

Слово (хором).

Винегрет, палисадник, агроном, горизонт, облако, яблоко, энтузиазм, тренировка.

Приём № 5. Выделение безударной гласной размером и цветом и развешивается по всему классу сами учениками при помощи скотча.

Приём № 6. Диктанты наоборот.

Учитель предлагает значение заданного слова, дети определяют слово. Далее работу можно строить в таком плане: либо дети сами записывают слово и определяют опасные места, либо идёт коллективный разбор слова, т.е. по принципу комментированного письма.

Для таких диктантов учителю необходимо иметь несколько вариантов значений от простых до более сложных, для того чтобы при затруднениях в ответах дети имели возможность самостоятельно придти к заданному слову. Целесообразно, по возможности, иметь карточки с изображением картинки словарного слова.

Агроном –

1) специалист по улучшению культуры земледелия;
2) человек, знающий законы земледелия.

Директор –

1) руководитель предприятия, учреждения;
2) человек, умеющий управлять коллективом.

1) недалеко от чего-нибудь;
2) приблизительно.

Я выбрала для работы следующие виды упражнений:

  • Метод звуковых ассоциаций;
  • Метод графических ассоциаций (мнемотехника);
  • Запись слова под разным углом зрения (на солнышке);
  • Выделение безударной гласной размером и цветом;
  • Использование языкового материала;
  • Орфографические пятиминутки;
  • Диктанты наоборот.

При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти.
Результатом применения данного метода являются качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку (уменьшение ошибок в письменных работах).

Прием такого обучения запоминанию слов обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез.

Опыт показал, что планомерное применение названных приемов дает возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам по сравнению с обучением с помощью традиционных приемов.

При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.

Ассоциативная методика запоминания словарных слов
Мышление учащихся младших классов носит наглядно-образный характер, то есть опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. А значит нужно использовать любую возможность, чтобы около слова «зажечь звездочку»: связать со словом какие-то яркие образы, что-то необычное, удивительное, найти неожиданный поворот в толковании слова или какую-то ассоциацию, не связанную с лингвистикой.
Для того чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо " оживить " букву, создать ее " образ " в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
В статье М. Гафитулина и Т. Поповой "Слово о словарном слове" предлагается обучить детей пользоваться различными видами ассоциаций для запоминания написания слов, не проверяемых в современном языке. Авторы выдвигают требования к ассоциативному образу:
а) «Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству» и т.д.
б) Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове".
Например: Словарное слово - берёза. Ассоциативный образ - берёза по цвету белая, или берёза кудрявая (чтобы расчесать кудрявую берёзу, нужен гребень, по форме, напоминающий букву Е). Результат: бЕрёза – бЕлая – грЕбЕнь (Е)
Дети могут путать слова-подсказки с проверочными словами, например, думая, что белая и берёза – это родственные слова. В таких случаях необходимо объяснять детям, что это просто подходящее к данному слову слово-образ.
Есть также еще важное правило, которого следует придерживаться: Нельзя навязывать ученику свои ассоциации. У каждого должны быть свои ассоциации, в этом и есть вся ценность этого приема. Учитель же должен сначала показать классу аналогичный разбор 3 – 5 словарных слов. Затем произвести совместный разбор 3 – 5 новых словарных слов.
Вот несколько примеров словарных слов и ассоциативных образов:
гАзета – бумАга
дИректОр – крИк, рОт
инЕй – бЕлый, снЕг
сОбака – хвОст
кАрман – дырА
кАпуста – зАяц
лАдонь - лАпа
Придумать можно много ассоциаций, и детям это очень нравится. Также есть большой плюс подобного урока – даже если дети забудут ассоциации – на уроке идет работа со словом, что уже помогает запомнить орфограммы.
Этим приемом нужно предложить детям пользоваться не только на данном уроке, но всегда при изучении дома новых словарных слов. Способ ассоциаций может помочь и при заучивании иностранных слов.
Этот прием хорош и тем, что слова запоминаются детьми в ходе игры. Дети играют со словом, что немаловажно в начальных классах.
Ассоциативная методика имеет также и другие виды:
Метод графических ассоциаций (запоминание на основе ярких рисунков, которые опираются на смысл и орфограмму слова).
Метод фонетических ассоциаций (метод Агафонаова).
Метод графических ассоциаций
Этот метод просто не может не понравиться детям. Для того, чтобы запомнить словарное слово, ребенок выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудности в написании, либо надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву.
Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.
Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.
Рассмотрим первый прием, где делаем рисунки на буквах.
Например:
На букву «о» легко рисовать помидор, а буква «и» - это ножи, которыми можно нарезать пОмИдор
Когда ужалит крАпива, трудно удержаться от крика "А-а-а".
Из бАнАнов очень легко можно выложить букву "А," но невозможно сделать букву о и т.д.
Второй прием. Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемных «связей», которые заключается в следующем:
1. запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
2. объединенные в группы слова должны «оживать», «двигаться».
Например:
КЛАСС
СУББОТА
РУССКИЙ
У нашего класса в субботу был русский язык.
ТРАМВАЙ
МАГАЗИН
ЗАВТРАК
МАЛИНА
Мы приехали на трамвае в магазин и купили на завтрак малину.
Метод фонетических ассоциаций
Этот метод предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, слово завтрАк. Созвучное ему слово рАк. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится – на завтрак раки. Придуманная фраза хорошо звучит и хорошо представляется, также может сопровождаться рисунком. Или, например, инженер – Женя – инженер, тарелка – тарелка-это тара.
Теперь рассмотрим занимательные приемы, которые предложил В.Агафонов в своей книге «Неправильные правила».
Он предлагает воспользоваться чудесной образной памятью детей и придумать для словарных слов свои правила – «неправильные». А сделать это он предлагает с помощью ассоциаций, чтобы активно заработала эмоционально-образная память.
Принцип работы заключается в следующем: запоминаемое слово связываем с другим, в котором «проблемная» буква сомнений не вызывает. И чтобы по звучанию это слово было похоже на словарное. Ассоциативная связь обыгрывается в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится «приемный родственник», который поможет выделить и прочно запомнить нужную орфограмму. Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания.
Возьмем, например, слово газета. Как запомнить, что оно пишется через «а», а не «о»? Подберем для него «приемного родственника» - слово газ. В этом слове звук «а» - ударный и написать здесь «о» просто невозможно. А само слово совпадает с первой частью слова газета. Осталось только связать их между собой.
Агафонов делает это так:
«Газированная газета»
Что случилось тут у нас?
Из газеты вышел газ!
Словно снег газета тает
И по ветру не летает!
Меньше марки стала эта
Очень странная газета!
Все решим проблемы разом:
Мы её наполним газом!
Газированной газете
Газ нужней всего на свете?
Нет, сказать я должен, ей
Буква «А» всего нужней!
Также Агафонов предлагает нагнетать нужную букву в тексте стихотворения, «насытить» его этой буквой. Пусть соответствующий ей звук ахает, охает, громыхает, перекатывается в стихах – и опять-таки напоминает ребенку, какую букву надо писать в словарном слове. Например, в той же «Газированной газете» буква «а» встречается 27 раз, что существенно превышает среднее количество букв «а»в двенадцати коротких строчках.
Как мы видим игровых элементов в нетрадиционных приемах значительно больше, чем в традиционных, значит, для учащихся это метод будет более интересен, да и по эффективности он ни сколько не отстает, а даже, на наш взгляд, превосходит.
Ассоциативная методика – интересна и увлекательна, она развивает ассоциативное мышление детей, она эффективна, но она не предусматривает работы со словом и не объясняет значение слов.