Болезни Военный билет Призыв

Местничество в истории и причины его отмены. Почему было решено отменить местничество

12 (22) января 1682 г. решением Земского собора было отменено местничество - система распределения служебных мест в Русском государстве XV-XVII вв. при назначении на военную, административную и придворную службу с учётом происхождения человека и служебного положения его предков.

Институт местничества возник на рубеже XV-XVI вв. как следствие централизации государства и ликвидации удельной системы. Название такого порядка произошло от обычая занимать «место» на службе и за государевым столом в соответствии со знатностью. Тот из феодалов, который считал своё происхождение более древним и благородным, либо личные заслуги более значительными, занимал место за столом ближе к царю и, соответственно, претендовал на более высокую должность в войске или в гражданской администрации. Назначение на военные и государственные должности определялось не пригодностью или способностью человека, а его «отечеством» (знатностью) и положением родни (отца, деда). При такой системе каждый дворянин при вступлении на административную, военную или придворную службу получал чин согласно месту, какое занимали в государственном аппарате его предки, минуя низшие должности. В системе служебной иерархии положение человека зависело не от личных заслуг, а от происхождения. Местничество, с одной стороны, разделяло знать на соперничающие кланы, а с другой - закрепляло за узким кругом знатных фамилий исключительное право на замещение высших постов.

Сложность и пестрота отношений внутри княжеских, боярских и дворянских родов и между ними, недостоверность генеалогических сведений приводили к частым спорам и распрям, которые разбирали царь и Боярская дума. В связи с этим при Иоанне Грозном был составлен «Государев родословец», в котором была перечислена высшая знать, и «Государев разряд» - списки назначений на высшие должности, начиная со времён Ивана III - на их основе производились все новые назначения. В первой половине XVI в. местничество наблюдалось лишь среди бояр и бывших удельных князей. С середины XVI столетия это явление стало проникать в среду дворян, а в XVII в. - даже в среду городовых чинов. Одним из главных недостатков местничества был тот факт, что люди способные, но недостаточно родовитые не могли занять сколько-нибудь значительного места на военной и государственной службе. В то же время местничество открывало возможности для занятия высших служебных постов людям, не обладающим достаточными для этого способностями, но происходящим из знатных фамилий.

Развитие абсолютизма в России, создание централизованного бюрократического аппарата, а также интересы обороны страны, требовавшие, чтобы во главе армии стояли способные военачальники, привели к отмене местничества. Представителям дворянства предписывалось «во всех службах быть между собой без мест, где кому великий государь укажет, и никому ни с кем впредь разрядом и местами не считаться, и разрядные случаи и места отставить и искоренить». После уничтожения разрядных книг было объявлено о кодификации всех дворянских родов в родословных книгах по степеням знатности.

Реформы «Избранной Рады».

Около 1549 г. вокруг молодого Ивана IV сложил-

ся совет близких к нему людей, получивший название «Избранная

рада». Так назвал его на польский манер А. Курбский в одном из сво-

их сочинений. Состав Избранной рады не совсем ясен. Ее возглавлял

А. Ф. Адашсв, происходивший из богатого, но не очень знатного рода.

В работе Избранной рады участвовали представители различных

слоев господствующего класса: князья Д. Курлятев, А. Курбский,

М. Воротынский, московский мифополит Макарий и священник

Благовещенского собора Кремля (домашней церкви московских ца-

рей), духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Виско-

вагый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между

различными слоями господствующего класса. Избранная рада просу-

ществовала до 1560 г.; она проводила преобразования, получившие

название реформ середины XVI в. Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государст-

венного управления, а также управления отдельными территориями

стали поручаться («приказываться», как тогда говорили) боярам. Так

появились первые приказы - учреждения, ведавшие отраслями госу-

дарственного управления или отдельными регионами страны. В сере-

дине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском),

Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная па-

лата (Арсенал). Иностранными делами управлял Посольский приказ,

финансами - приказ Большой приход, государственными землями,

раздаваемыми дворянам,- Поместный приказ, холопами - Холопий

приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями, на-

пример приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, приказ Казан-

ского дворца - присоединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государст-

венный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов

и судом. С усложнением задач государственного управления число

приказов росло. Ко времени петровских преобразований в начале

XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позво-

лило централизовать управление страной.

Стала складываться единая система управления на местах. Ранее

там сбор налогов поручался боярам-кормленщикам, они были факти-

ческими правителями отдельных земель. В их личное распоряжение

поступали все средства, собранные сверх необходимых податей

в казну, т. е. они «кормились» за счет управления землями.

В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление (сыск

и суд по особо важным государственным делам) было передано

в руки губных старост (губа - округ), избиравшихся из местных

дворян, земских старост - из числа зажиточных слоев черносошного

населения там, где не было дворянского землевладения, городовых

приказчиков или излюбленных голов - в городах. Таким образом,

в середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в, фор-

ме сословно-представительной монархии.

Судебник 1550 г. Общая тенденция к централизации страны вы-

звала необходимость издания нового свода законов - Судебника

1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Су-

дебника внесли в него изменения, связанные с усилением централь-

ной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев

день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал

за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от

господина. Впервые было введено наказание за взяточничество госу-

дарственных служащих.

Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа, по ко-

торой московский рубль стал основной денежной единицей страны.

Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Насе-

ление страны было обязано нести тягло - комплекс натуральных

и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена еди-

ная для всего государства единица взимания налогов - большая

соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального по-

ложения владельца земли соха составляла 400-600 десятин земли.

Военная реформа. Ядро армии составляло дворянское ополче-

ние. Под Москвой была посажена на землю «избранная тыся ча»-1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя,

должны были смагь его опорой. Впервые было составлено Уложение

о службе. Во1чинник или помещик мог начинать службу с 15 лет

и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин,

и дворянин должны были выставлять одного воина и явля!ься на

смотры «конно, людно и оружно».

В 1550 I . было создано постоянное стрелецкое войско. На пер-

вых порах стрельцов набрали 3 тыс. человек. Кроме тою, в армию

стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно.

Была усилена аршллсрия. Для несения пограничной службы привле-

калось казачество.

Бояре и дворяне, сое являвшие ополчение, назывались «служилы-

ми людьми по отечеству», i. e. по происхождению. Другую группу

составляли «служилые люди но прибору» (т. с. по набору). Кроме

стрельцов туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража,

близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство

фортификационных сооружений) выполняла «посоха» - ополчение

из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

На время военных походов ограничивалось местничество. В сере-

дине XVI в. был составлен официальный справочник - «Государев

родословец», упорядочивший местнические споры.

Стоглавый собор. В 1551 г. по инициативе царя и митрополита

был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого,

поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения

церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией

государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы

Ивана IV. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных рус-

ских землях, был составлен общерусский список.

Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей терри-

тории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписы-

валось создавать новые произведения, следуя утвержденным образ-

цам. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретен-

ные ею до Стоглавого собора. В дальнейшем церковники могли

покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения.

Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении утверди-

лась линия на его ограничение и контроль со стороны царя.

Реформы 50-х годов XVI в. способствовали укреплению Россий-

ского централизованного многонационального государства. Они уси-

лили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального

управления, укрепили военную мощь страны.

Алексею Михайловичу наследовал старший сын - четырнадцатилетний Федор Алексеевич (1676-1682). Царь был слаб здоровьем, с трудом передвигался и не мог в полную силу заниматься государственными делами. Большое влияние приобрела его сестра - царевна Софья, властная и целеустремленная, она являла собой новый тип русской женщины, вырвавшейся из ограничений теремной жизни. Влиянием пользовались и родственники Федора по матери - Милославские. Короткое правление Федора ознаменовалось важной реформой - в 1682 г. было отменено местничество - система назначения на должности в зависимости от родовитости претендентов. Местничество было ненавистно дворянству, справедливо видевшего в нем механизм, обеспечивавший преимущество родовитой аристократии. Оно было невыгодно и государству - нередко важные должности занимали родовитые, но малоспособные люди, не справлявшиеся со своими обязанностями. Ликвидация местничества была важной вехой на пути сближения боярского и дворянского сословий, теперь уравненных по службе.

Вопрос 1. Борьба за власть после смерти Федора Алексеевича. Правление Софьи.

Царь Алексей Михайлович женился дважды - сначала на Марии Милославской, а после ее смерти - на Наталье Нарышкиной. Ему унаследовал старший сын - Федор, но он не имел потомства, ипосле его смерти, согласно традиции, власть переходила к его единоутробному брату Ивану, но тот не мог исполнять обязанностей царя по болезненности и слабоумию. Боярская дума и высшее духовенство решили передать трон Петру - сыну Алексея Михайловича от Натальи Нарышкиной. Это решение вызвало недовольство клана Милославских, среди которых наиболее решительно действовала царевна Софья Алексеевна. Царица Наталья - мать Петра, не имела способностей к управлению. Не отличались дарованиями и ее родственники из клана Нарышкиных. Политический кризис, последовавший за смертью царя Федора, способствовал обострению социальных противоречий. В мае 1682 г. московские стрельцы, раздраженные задержкой жалования и произволом командования, подняли восстание. Они ворвались в Кремль, убили нескольких бояр из окружения царицы. Среди стрельцов пронесся слух, что царица Наталья решила извести царевича Ивана. Наталье пришлось показывать толпе обоих братьев - Петра и Ивана. Восстанием воспользовался клан Милославских. По их наущению стрельцы потребовали, чтобы царями были оба брата - Иван и Петр, а обязанности правительницы выполняла их сестра Софья. Добившись власти, Софья привела стрельцов к повиновению - их предводитель князь Хованский был убит, были казнены и наиболее несговорчивые стрельцы, многие были разосланы из Москвы. Наталья Нарышкина с сыном Петром была вынуждена переехать в село Преображенское в подмосковье. Петр оставался царем, но реальной политикой занималась его сестра. Софья оказалась решительным и деятельным политиком. Правительство Софьи занялось решением крымской проблемы. В 1687 и 1689 гг. русские войска под командованием фаворита Софьи князя В. Голицына совершили два похода на Крым. Но из-за плохой подготовки и необеспеченности коммуникаций оба похода закончились неудачно. В 1689 г. царица Наталья женила сына на дворянке Евдокии Лопухиной. С этого момента Петр считался совершеннолетним. Власть Софьи становилась незаконной. Она пыталась бороться, но без больших шансов на успех, большая часть общества поддерживала Петра, даже стрельцы, на которых пыталась опереться Софья, отказались выступить против царя. Софья была лишена власти и посажена под домашний арест.

12 (22) января 1682 г. решением Земского собора было отменено местничество - система распределения служебных мест в Русском государстве XV-XVII вв. при назначении на военную, административную и придворную службу с учётом происхождения человека и служебного положения его предков.

Институт местничества возник на рубеже XV-XVI вв. как следствие централизации государства и ликвидации удельной системы. Название такого порядка произошло от обычая занимать «место» на службе и за государевым столом в соответствии со знатностью. Тот из феодалов, который считал своё происхождение более древним и благородным, либо личные заслуги более значительными, занимал место за столом ближе к царю и, соответственно, претендовал на более высокую должность в войске или в гражданской администрации. Назначение на военные и государственные должности определялось не пригодностью или способностью человека, а его «отечеством» (знатностью) и положением родни (отца, деда). При такой системе каждый дворянин при вступлении на административную, военную или придворную службу получал чин согласно месту, какое занимали в государственном аппарате его предки, минуя низшие должности. В системе служебной иерархии положение человека зависело не от личных заслуг, а от происхождения. Местничество, с одной стороны, разделяло знать на соперничающие кланы, а с другой - закрепляло за узким кругом знатных фамилий исключительное право на замещение высших постов.

Сложность и пестрота отношений внутри княжеских, боярских и дворянских родов и между ними, недостоверность генеалогических сведений приводили к частым спорам и распрям, которые разбирали царь и Боярская дума. В связи с этим при Иоанне Грозном был составлен «Государев родословец», в котором была перечислена высшая знать, и «Государев разряд» - списки назначений на высшие должности, начиная со времён Ивана III - на их основе производились все новые назначения. В первой половине XVI в. местничество наблюдалось лишь среди бояр и бывших удельных князей. С середины XVI столетия это явление стало проникать в среду дворян, а в XVII в. - даже в среду городовых чинов. Одним из главных недостатков местничества был тот факт, что люди способные, но недостаточно родовитые не могли занять сколько-нибудь значительного места на военной и государственной службе. В то же время местничество открывало возможности для занятия высших служебных постов людям, не обладающим достаточными для этого способностями, но происходящим из знатных фамилий.

Развитие абсолютизма в России, создание централизованного бюрократического аппарата, а также интересы обороны страны, требовавшие, чтобы во главе армии стояли способные военачальники, привели к отмене местничества. Представителям дворянства предписывалось «во всех службах быть между собой без мест, где кому великий государь укажет, и никому ни с кем впредь разрядом и местами не считаться, и разрядные случаи и места отставить и искоренить». После уничтожения разрядных книг было объявлено о кодификации всех дворянских родов в родословных книгах по степеням знатности.

Лит.: Бобровский П. О. Местничество и преступления против родовой чести в русском войске до Петра I. СПб., 1888; Волчанецкая Е. Н. Местничество в древней Руси. СПб., 1907; Маркевич А. И О местничестве. Киев, 1879; Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 1-е. СПб., 1676-1688. Т. 2 (1830). № 905; Седов П. В. К изучению источников по истории отмены местничества // Вспомогательные исторические дисциплины. СПб., 1998. Т. XXVI; Талина Г. В. Государственная власть и системы регулирования социально-служебного положения представителей высшего общества в начальный период становления абсолютизма в России (1645-1682 гг.). М., 2001; Хмыров М. Д. Местничество и разряды. СПб., 1862; Эскин Ю. М. Местничество в России XVI-XVII вв. Хронологический реестр. М., 1994; Эскин Ю. М. Очерки истории местничества в России XVI-XVII вв. М., 2009.

См. также в Президентской библиотеке:

ð Курс на укрепление самодержавной власти с сер. 17века

ð Уменьшилась роль Боярской думы, собиралась лишь по указаниям царя, изменение состава в основном из дворян

ð С 1653 г. Практически прекращается созыв Земских соборов

ð Усилилось значение приказов (80 приказов)

ð Создан приказ тайных дел по контролю за деятельностью приказов и ведению политического сыска

ð Складывалась самодержавная дворянская монархия

ð дальнейшее укрепление самодержавной власти, укрепление авторитета власти и престижа личности царя

ð развитие приказной системы и усиление роли приказов в управлении государства

ð укрепление позиций центральной власти на местах

ð начало реорганизации русского войска («полки нового строя»)

ð борьба за подчинение церкви государству

1649 г - «Соборного уложения», основные положения:

Окончательное юридическое закрепощение крестьян (бессрочный сыск крестьян)

Регламентация прав всех сословий

Прикрепление жителей посада к «тяглу» и месту жительства

Федор Алексеевич (1676-1682гг.)

Воспитатель: С. Полоцкий

ð 1676 г – введение подворного обложения

ð 1682 г. – стрелецкий бунт («хованщина»)

ð 1682 г. – отмена местничества

Причины отмены местничества в 80-х гг. ХVII в.:

Назревшая потребность преобразований в России требовала изменения принципа назначения на высшие государственные должности;

Местнические порядки негативно отражались на государственной и военной службе, системе распределения чинов и должностей в русском государстве;

Местничество стесняло царя в праве выборе высших должностных лиц;

Местничество вносило соперничество, зависть, споры в среду боярства.

2. Значение отмены местничества:

Основным источником продвижения по службе становились личностные качества, профессиональные навыки, ревностная служба государю;

Был нанесен удар притязаниям феодальной знати на власть;

Представители дворянства, постепенно становившиеся опорой абсолютизма, одержали победу в борьбе с боярством за преобладание в правящей верхушке России.

Софья – регентша (1682-1689гг.)

Государственные деятели : В. Голицын

1687 г. – открытие Славяно-греко-латинской академии

1682г. – межевание земель

1687,1689 гг. – Крымские походы

Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права

ð 17 век – переход от средневековья к новому времени, в Европе в этот период формируются буржуазные отношения. В России – окончательно сложился феодальный строй.

ð Складывается мелкотоварное производство

ð Возникают мануфактуры – крупные предприятия с ручным трудом, разделенным по специальности

ð Формируется всероссийский рынок

ð Организуются ярмарки

ð 1653 г. – введена единая пошлина, отменены внутренние поборы с купцов.

ð 1667 г. – Новоторговый устав (Ордин – Нащокин)

ð Специализация районов

ð Сельское хозяйство основалось отсталым, основой отношений феодалов и крепостных крестьян стала барщинная система и оброк, экстенсивный характер развития

Итак, в 17 веке в России складываются условия для развития буржуазных отношений, основанных на товарно-денежной экономике.

Церковный раскол

1653 г . – проведение церковной реформы патриархом Никоном по унификации (единообразию) службы.

Цель проведения:

ð Москва будучи центром православия, использовала русские обряды, которые не придерживались верующие других стран

ð Возникла необходимость пересмотреть церковные книги, иконопись, вернуть церковь к греческим канонам: обрядам, строительству крестово-купольных церквей.

Противники нововведений с протопопом Аввакумом выступали за старые обряды.

Поизошел раскол церкви, появились старообрядцы (раскольники), которых преследовали, подвергали каре.

Общих характеристики никониан и старообрядцев:

Вера в Святую Троицу;

Вера в спасительный подвиг Иисуса Христа; вера в непорочное зачатие;

Обряды крещения причастия, соборования, отпевания

Различия:

1658 г. патриарх Никон покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой . Возможно, он рассчитывал, что его попросят вернуться. Нособор 1666-1667 гг., предавший анафеме староверов, также лишил сана и Никона . Алексей Михайлович поддержал это решение. Никона сослали на север, в Ферапонтов монастырь . Некогда всесильный патриарх последние 15 лет жизни провел в заточении.

Никон, не довольствуясь положением духовного владыки, вмешивался в мирские дела: во время отсутствия царя возглавлял все правительственные дела, повелевал боярами. Как и Филарета, его называли «великим государем». Он придерживался идеи о том, что «священство выше царства».

Алексей Михайлович, повзрослев и получив политический и военный опыт, решительно воспротивился все усиливавшимся притязаниям Никона на светскую власть. В этом его поддержал церковный собор 1666 г., т. к. Никон нажил множество врагов и среди священников.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12