Болезни Военный билет Призыв

Математика для дошкольников: занимательные задачи, примеры, интересные задания. Конспект занятия по фэмптема: «сложение и вычитание Сложение для 5 лет

Елена Галимуллина
«Сложение». Конспект занятия по математике в форме игры

Тема : Сложение

Тип занятия : интеллектуально-развивающий.

Вид занятия : формирование элементарных математических представлений .

Форма проведения : игра.

Интеграция образовательных областей : «познание» , «коммуникация» , «физическая культура» , «социализация» , «труд» , «художественное творчество» .

Цель :

1. Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака «+» ;

2. Тренировать умение выделять и называть свойства предмета, умение сравнивать предметы по свойствам;

3. Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логические способности, коммуникативные качества.

Задачи :

Обучающие задачи :

1. мотивировать детей на включение в игровую деятельность;

2. актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;

3. актуализировать представления о действии сложения групп предметов ;

4. уточнить представление детей о действии сложения с помощью знака «+» ;

5. сформировать представление о переместительном свойстве сложения ;

6. закрепить представления о действии сложения и его записи с помощью знака «+» .

Развивающие задачи :

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи :

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математическим занятиям .

Методы и материалы :

Практические : игра, физминутка, рисование (дорисуй и раскрась, действия с плакатами.

Наглядные : рассматривание плаката, использование иллюстраций.

Словесные : рассказ воспитателя, беседа, диалог, указание, вопросы.

Игровой : использование сюрпризных моментов.

Поощрение, анализ занятия .

Материал и оборудование :

Плакаты, карандаши, рабочие тетради.

Ход занятия:

1. Вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель сажает детей за столы и рассказывает, что сегодня мы будем играть. Для этого нам надо разделиться на команды :1ряд - это одна команда, 2ряд - это вторая команда.

Итак, ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно. Дорогие ребята, это письмо от девочки Тани и мальчика Вани, они просят нас помощь им.

Ребята, мы поможем Тане и Ване? (да)

Вот что у них случилось, мама попросила Таню и Ваню пойти с ней в лес за грибами. Пока мама собиралась, Таня и Ваня, затеяли игру в салочки.

Как вы думаете, правильно ли поступили дети? (нет)

Почему вы так думаете? (потому что дома не следует играть в подвижные игры )

1-е задание :

Воспитатель рассказывает, что во время игры Таня и Ваня уронили любимую мамину вазу и разбили её.

Давайте, ребята, исправим это положение.

Как это можно сделать? (можно вазу склеить)

Хотите помощь Тане и Ване склеить вазу? (да)

Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает детям сложить вазу из 2 частей . Один человек из каждой команды должен сложить одну вазу .

После того как дети выполнят задание, воспитатель задаёт вопрос :

На сколько частей была разбита ваза? (на 2 части)

Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (мы сложили части )

Что больше – целая ваза или любая её часть? (целая ваза больше любой её части)

Воспитатель рассказывает, что после того, как дети склеили вазу, Таня и Ваня с мамой пошли в лес. В лесу Таня нашла 3 грибочка, а Ваня нашёл 2 грибочка. Перед тем как идти домой Таня и Ваня решили сложить грибы в мамин пакет .

Воспитатель складывает грибы в третий пакет и подводит итог : части (показывает на меленькие мешки) сложили , соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок) .

2-е задание :

Сколько грибочков нашла Таня?

Из 1 команды выходит ребёнок и прикрепляет 3 грибочка в маленький мешок.

Сколько грибочков нашёл Ваня?

Из второй команды выходит ребёнок и прикрепляет 2 грибочка в другой маленький мешок.

Что сделали Таня и Ваня потом? (сложили всё в мамин пакет )

Воспитатель уточняет : части находки сложили в одно целое .

Воспитатель рассказывает, что для того, чтобы показать сложение , не обязательно ссыпать части вместе - можно между частями поставить значок, который говорит о том, что части складывают.

Какой значок показывает, что части сложили (+)

3-ое задание :

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

Вставайте из-за столов.

Нас ждет физминутка!

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь

Пола ручками коснитесь

Сели-встали, сели – встали

И на месте поскакали.

4-ое задание :

Таня съела 4 маленьких яблочка, а потом одно большое яблоко. Ваня съел одно большое яблоко, а патом 4 маленьких яблочка. Но Тане показалось, что Ваня съел больше яблок и они поссорились. Ребята давайте поможем Тане и Ване, и посчитаем сколько всего яблок съел каждый из них, для этого надо решить пример и прикрепить столько яблок, сколько они съели.

1. 4 яблока + 1 яблоко = 5 яблок,

2. 1 яблоко + 4 яблока = 5 яблок.

Итак, они съели по 5 яблок и им не из-за чего ссориться. Теперь они помирились и благодарят вас ребята за помощь.

Вывод : если при сложении поменять части местами, то целое не изменится.

5-ое задание :

На этот раз Таня и Ваня читали книгу и увидели, что автор книги сделал ошибку.

Ребята вы сможете исправить ошибку? (да)

Воспитатель приглашает по одному человеку с каждой команды и объясняет задание.

На плакате группа картинок определите кто или что лишнее?

1. цыплёнок

2. колокольчик

Молодцы, вы отлично справились.

6-ое задание :

И я читаю следующее задание :

Воспитатель приглашает по одному человеку с каждой команды и объясняет задание.

На плакате группа картинок надо дать общее название для этих картинок. Таня и Ваня, затрудняются помогите им ребята.

1. насекомые

2. деревья

Молодцы, справились с заданием.

7-ое задание :

Посмотрим, какое следующее задание нам приготовили Таня и Ваня?

Воспитатель приглашает по одному человеку с каждой команды и объясняет задание.

Следующее задание называется : «Дорисуй и раскрась» .

Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.

Ребята, вы выполнили все задания. Таня и Ваня вам очень благодарны за помощь. Ребята, а вам понравилось наше занятие ?

Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…

А Таня и Ваня в благодарность вам за помощь оставили вот этот сундучок. Заглянем в него?

Посмотрите, это сладкие гостинцы!

Приветствую всех читателей моего блога. Математика для дошкольников – понятие очень обширное. Давайте сначала поговорим об этапах развития дошколят, поймем какие занятия подходят под каждый возраст. Затем я поделюсь с вами несколькими занимательными заданиями, которые легко подготовить своими руками. Поделюсь замечательной математической игрой, которую вы можете скачать. И дам свой отзыв о тетрадях с примерами, по которым занимается мой ребенок.

Все фотографии в статье увеличиваются при клике на них

Возраст дошкольников конечно разный, да и возможности в математике у малыша трех лет будут сильно отличаться от пятилетки. Всё, что будет описано в данной статье, вы сможете изменить под уровень своего ребенка.

Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:

  1. младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет;
  2. средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет;
  3. старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.

Все родители знают, что чем интересней проходит обучение, тем больше ребенок из него осознает. Математика не всем дается одинаково легко, поэтому именно в этом предмете стоит уделить внимание интерактивным занятиям. Не важно если это будут игры, задачи, логические задания, нужно постараться, чтобы они проходили в интересной для дошкольника форме. Чтобы настроить малыша на занятие можно провести с ним веселую физкультминутку.

Занимательная игра – Готовим оладушки

Начну с игры, которая имела большой успех у моего сына, сейчас ему 4 года 11 месяцев. На подготовку материала у меня ушло 10 минут.

Мне понадобилось:

  • Плотный картон;
  • маркер;
  • ножницы;
  • предмет помогающий нарисовать круг;
  • кухонная лопатка.

Я взяла лист картона от коробки, который разрезала на круги. Это наши оладушки, я даже позолотила их края маркером . На лицевой стороне написала примеры, а на обратной стороне ответы. Ребенку предлагается приготовить маме вкусные оладушки, но вкусными они будут только если он назовет правильный ответ.

Я была активным участником этой занимательной игры по математике и конечно же бурно реагировала на качество приготовленных оладий . Скажу, что наблюдая за ребенком, я осознала еще один навык, который здесь отрабатывается. Не сразу получилось у моего дошкольника перевернуть оладушки кухонной лопаткой. Будьте уверены, что в этой веселой игре развивается и координация движений.

После того как все оладушки были готовы, Александр решил продолжить игру по своим правилам. Он взял оставшуюся часть коробки и сообщил мне, что это моя тарелка. Аккуратно кухонной лопаткой, ребенок перенес все оладушки на воображаемую тарелку. Затем маме нужно было их кушать. Вот тут-то я и познала память моего сына! Он предлагал попробовать каждый кружок называя его разным именем.

– Мама, это кулебяка с рисом, мясом и чуть-чуть жаренного лучка. А это ромовая баба с шоколадной подливкой.

И так со всеми 12 кружками, которые мне предлагалось отведать . Интересно вот что – ребенок никогда не ел тех блюд, которые называл. О них он узнал из прочитанных нами книг и из занятий по английскому или французскому языку.

Занимательные занятия на математической доске

Увидев в Ютубе вот это видео, мне очень захотелось сделать нечто подобное, и я не ошиблась! Мой сын воспринял подобную математику очень занимательной.

У меня в наличии была досточка, которая покупалась для работы с пластилином, но не использовалась по назначению. Ее цвет коричневый и я решила не красить черной краской. Подготовка игры составила 5 минут.

Мне потребовалось:

  • Тонкая досточка;
  • молоток;
  • канцелярские гвоздики;
  • мелок;
  • канцелярские резинки.

Как видно на фотографии, пользовались мы этой доской много, много раз. Поначалу я писала примеры только на сложение, затем только на вычитание, потом стала их чередовать.

Математика для дошкольников с досточкой, как и с игрой в оладушки имеет огромный потенциал. В обоих случаях мама может написать примеры по уровню знаний собственного ребенка. Доску можно легко использовать с двумя детьми – стер, написал для второго. Помимо математических способностей тренируем мелкую моторику с резиночками и гвоздиками . А самое главное, что обучение проходит в занимательной форме и ребенок получает от него удовольствие.

Занимательные задачи – Собери цветок

Мой сын очень любит канцелярские гвоздики. Сделав доску, описанную выше, я поняла, что интерес ребенка будет еще больше, если ему самому придется втыкать гвоздики. Уже имея практику подобных занятий, я взяла кусок пенопласта, в нем не остаются следы от острия и можно использовать множество раз. На изготовление материала ушло 15 минут.

Мне потребовалось:

  • Цветная бумага;
  • кусок пенопласта;
  • канцелярские гвоздики;
  • синельная проволока;
  • горячий пистолет;
  • маркер,
  • рукавица для натирания машины (можно обойтись цветной бумагой).

На момент занятия у нас были подготовлены сердцевинки 80, 90 и 100. Ребенку предлагается одна сердцевинка и множество лепестков и листиков. Дошкольник вполне способен найти примеры, ответом которых будет номер написанный в центре. Таким образом он собирает цветок.

Для занимательных задач можно делать лепестки на сложение, вычитание, в будущем я планирую делать на умножение и деление. Тут все зависит от уровня дошкольника в математике.

Советую, не делать каждый цветок разного цвета, иначе ребенок просто соберет цветовую гамму не утруждая себя в счете.

Вот готовый цветок, который легко разбирается и можно собирать следующий. Я дополняю номера по мере возможности и храню все бумажные части в zip пакете.

Наша математика для дошкольников в играх описана . Очень советую прочитать о подвижных и настольных играх.

Вспомогательный материал для таблицы Зайцева

Многие пользуются таблицей Зайцева и наступает момент, когда родителю уже отказывает фантазия в ее занимательном использовании. У нас появилась, правда ненадолго, вспомогательная таблица. На ее изготовление у меня ушло 10 минут.

Мне понадобилось:

  • Лист цветной бумаги;
  • маркер;
  • линейка;
  • ножницы;
  • ламинатор (можно взять картон, тогда ламинатор не понадобится).

Измерив размер отсеков на таблице Зайцева, я начертила пять прямоугольников. Середина остается открытой. Номера слева, справа, вверху и внизу открываются в виде окошек. Ребенку предлагается, поставить открытое окошко на любое выбранное им число, и постараться посчитать какие числа находятся в остальных четырех окошках.

У меня была идея, на следующий день сделать такую же занимательную таблицу, только с номерами -2, +2, -20, +20. Мне понадобилось бы перевернуть лист цветной бумаги горизонтально, чтобы уместить окошки. Но делать этого не пришлось, так как Александр заявил:

– Мама, это глупая игра!

Вот какую тенденцию я наблюдаю в течении последних месяцев. Мой сын очень любит мультики, которые он смотрел будучи малышом и с удовольствием их пересматривает. Он любит книжки, которые мы читали пару лет назад и периодически просит их перечитать. Даже игрушки для малышей привлекают внимание Александра, он может спросить, где его пирамидка, так как хочет ее собрать. Но! Если в математике я даю моему дошкольнику задания, которые он с легкостью выполняет, то они ему неинтересны. Вот и под глупой игрой он подразумевал “Мама, ну что тут считать!”.

Тем не менее, думаю, что некоторым родителям идея понравится, и они смогут разнообразить занятия по таблице Зайцева со своими детками.

Математика для дошкольников – скачать игру

Мой сын принес из лицея, где он учится, настольную игру. Это были малюсенькие карточки, нарисованные от руки, по всей видимости воспитателями. Но смысл игры мне очень понравился и я решила сделать ее хорошего качества для моих подписчиков.

для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи: закреплять умение прибавлять и отнимать; формировать понятия что такое «плюс», и что такое «минус»; развивать внимание, память; воспитывать желание выполнять действия, идти к поставленной цели, начатое дело доводить до конца.

Материалы и оборудования: «незнайка», карточки «плюс и минус», 3 больших модулей квадратов и 2 маленьких модулей квадрата, счетный материал: на каждого ребенка по 5 яблок и один ежик.

Ход работы:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим… (стук в дверь), - Кто это? (входит «Незнайка» и ежик).

«Незнайка», - Здравствуйте ребята, я к вам так торопился в гости, что упал и у меня в голове все перепуталось, я вам нес показать какие-то странные знаки чтобы вы мне помогли разобраться что это, а так как я все перепутал я наверно вообще ничего не смогу понять! (плачет).

«Воспитатель», - Ребята, может, поможем нашему «незнайке» разобраться что у него за знаки?

(Ответы детей.)

(Воспитатель показывает детям «плюс», «минус».)

Ребята, вы знаете эти знаки? - Как они называются? (плюс и минус)

Молодцы ребята! – А что нам помогает сделать «плюс»? («Плюс» может прибавить одно число к другому.)

А что делает «минус»? («Минус» может одно число отнять от другого.)

Молодцы, правильно!

«Воспитатель», Незнайка, ты понял, что это за знаки? (Да.)

Ребята, давайте мы с вами сначала «незнайке» покажем, как прибавлять предметы друг к другу?

Дети, посмотрите, перед вами лежат 5 квадратов, посмотрите внимательно на них и скажите, какие у них отличия?

(3 квадрата больших и 2 квадрата маленьких.)

Молодцы, правильно!

Ребята, сколько будет, если отнять от 5 квадратов 3 больших квадрата? (2 маленьких квадрата.)

Правильно!

Если мы отнимем 2 маленьких квадрата от 2-х маленьких квадратов, сколько получится? (Правильно, 0 квадратов.)

А если от 5 квадратов отнимем 1 большой квадрат, сколько останется квадратов? (Останется 2 больших квадрата и 2 маленьких квадрата.)

Молодцы, правильно!

А теперь давайте попробуем прибавлять квадраты, какой мы будем ставить знак? («Плюс.)

Молодцы! Все верно!

Данил попробует выйти ко мне и к 1-му маленькому квадрату прибавить еще 1 маленький квадрат! – Сколько Данил, получится всего квадратов? (получится 2 маленьких квадрата) – Молодец, верно!

Теперь нужно к 2 маленьким квадратам прибавить 3 больших квадрата, сколько всего получится квадратов? (всего получится 5 квадратов) – Молодцы!

И последнее задание, слушайте внимательно: к 2-м большим квадратам прибавить 1 большой квадрат, получится?..(3 больших квадрата)

Правильно!

«Воспитатель», «Незнайка», ты все понял, для чего нужны знаки «плюс и минус»?

«Незнайка», да я все понял, «плюс» нужен для того что бы прибавлять, а «минус» для того что бы отнимать, правильно ребятки? (да).

«Воспитатель», ну хорошо ребята, а теперь давайте немножко отдохнем и проведем с вами физ. минутку:

Вот помощники мои (Руки вперед).

Их как хочешь поверни.

Покрутили, повертели

И работать захотели.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы писать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

На носочках выше, выше,

И спокойнее подышим.

(2 раза)

Молодцы, садитесь за столы! – У каждого из вас, посмотрите, лежит по 5 яблок, и один ежик, сейчас вам «Незнайка», будем давать задания, а вы выполнять, только слушать нужно очень внимательно, иначе ничего у нас с вами не выйдет! - Хорошо? - Ну, тогда слушаем:

1-ое задание:

Нужно ежику на его иголки положить 5 яблок, и ежик пополз домой, пока он полз, он потерял 2 яблока, ребята, сколько у ежика на иголках осталось яблок? (у ежика на иголках осталось 3 яблока). – Молодцы, правильно! Ползет ежик дальше, и потерял еще 2 яблока, сколько у ежика осталось яблок? (Одно яблоко.)

Молодцы!

Ребята, в такой ситуации какой можно поставить знак «плюс» или «минус»? (минус).

Почему? (Потому что ежик терял яблоки по дороге, пока возвращался домой.)

Молодцы! Правильно!

2-ое задание:

Ежик очень расстроился, что потерял яблоки по дороге и решил вернутся и найти потерянные яблоки, вот он полз и нашел сначала 2 яблока, и у него стало сколько яблок? (теперь у ежика 3 яблока), дальше полз и нашел еще одно яблоко, сколько сейчас стало у ежика яблок? (у ежика 4 яблока).

Ребята, а сейчас какой использовался знак? («плюс»).

Молодцы! Правильно!

Ребята, но ежик дополз до того места от куда он начинал свою дорогу, и яблок больше не нашел, сколько ему не хватает яблок? (одно яблоко) – А почему одно яблоко не хватает? (Потому что, когда ежик начинал свой путь, у него было 5 яблок, а сейчас 4 яблока.)

Что нужно сделать, как вы думаете?

(Добавить одно яблоко.)

А где мы его возьмем, если его нет?

(Нарисуем.)

Хорошо! Давайте!

3-ие задание:

Посмотрите у каждого из вас лежит белое яблоко на столе, давайте мы с вами его раскрасим, и отдадим своему ежику, что бы он не расстраивался!

Приступайте к работе!

(Каждый ребенок раскрашивает свое яблоко и вешает его на своего ежика.)

«Незнайка» - Молодцы, ребята, вы справились с моими заданиями, и все помогли мне запомнить! Большое вам спасибо! Теперь я могу возвращаться обратно к себе домой! До свидания ребята!

«Д» - До свидания «Незнайка» и ежик!

«Воспитатель» - Ребята, а теперь давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались?

Кто приходил к нам в гости?

Что такое «плюс и минус»?

Если мы прибавляем, то какой нужен знак?

А если отнимаем?

Что мы раскрашивали сегодня?

Зачем мы это делали? (помогали ежику вернуть свое яблоко).

(Ответы детей.)

Молодцы! Сегодня вы справились со всеми заданиями! Вам понравилось помогать «незнайке» и ежику?

Можете быть свободны! Идите играйте!

Для того, чтобы ребенок, возраст которого составляет 6 лет, развивал себя в области математики, для него необходимо правильно подготовить задание. Здесь хорошо бы знать темперамент ребенка и чувствовать его характер. Также следует быть готовым к тому, что начинать учить свое чадо необходимо с самых азов. Желательно, чтобы малыш 6 лет уже научился считать до 20. И мог решать несложные математические задания с цифрами до 10. Также развивать ребенка нужно в понимании вычислений «сложение», «вычитание», «больше-меньше-равно». К 7 годам, дети уже могут считать и сравнивать десятки. Проверить знания своего чада и расширить его математические знания можно в домашних условиях, вот примеры заданий в картинках для детей 6 лет по математике.

Учимся считать

Точный счет: задайте вопрос ребенку, сколько на картинке футбольных, баскетбольных, гандбольных, теннисных мячей. А если сын или дочь не знют какого-то вида спорта, обязательно расскажите и найдите картинки по этой теме. Расширяйте кругозор.

Считаем до 20: посчитай от 1 до 20. Каждое число называй вслух и показывай пальчиком, чтобы узнать куда ведет волшебная дорожка. Посмотри, какое число следует за 12? А какой предшествует 17? Какие числа стоят между 13 и 16, 17 и 19?

Объясните: число, когда его записывают, может иметь одну цифру (однозначное число), а может две цифры (двузначное число). Чтобы научиться быстро считать, нужно выучить название чисел от 1 до 20 и названия десятков. И в дальнейшем, просто прибавлять к десяткам, уже знакомые тебе цифры от 1 до 9.

Важно, при обучении ребенка счету до 30 и далее, обращать внимание и правильно называть предыдущие и последующие числа в ряду.

Считаем до 30: посчитай, передвигая пальчиком, от 1 до 30. Посмотри, какое число стоит после 20? Какое число стоит перед 28?

Учим десятки: когда предметов мало, мы можем их посчитать по одному 1-10. Но если предметов много, удобнее считать десятками, значит объединив в группы по 10. Если в кучке лежат 10 яблок — это 1 десяток, а если 2 раза по 10 яблок, то есть 20 яблок — это 2 десятка.

Больше, меньше, равно

Посмотри на картинку и ответь на вопросы: сколько в классе девочек? сколько мальчиков? Кого больше, мальчиков или девочек? Сколько в классе всего человек (вместе с учительницей)? Сколько учеников повесили рюкзаки на спинку стула? А сколько всего стульчиков ты видишь на картинке? Чего больше, стульчиков или рюкзаков?

Решаем задачи и примеры

простые примеры на сложение в картинках

Если ваш 6 летний ребенок легко справляется с этими заданиями, постепенно усложняйте задачи. Пробуйте вычитать.

Примеры по математике для детей 6 лет

Учимся составлять примеры на сложение и вычитание и развиваем логическое мышление и графические навыки. Карточки с примерами можно распечатать.

Задания для умников

Реши примеры, посмотри, где ошибся мальчик Петя, найди не верные ответы

Первые задания для тех детей, которые никогда ранее в своей жизни не сталкивались с математическими задачами, необходимо давать постепенно. Если ваш малыш и цифр не знает, начните занятия с заданий для детей 3-5 лет. И начинать нужно с наиболее элементарных примеров. Это может быть сложение и вычитание в пределах 5. Отлично подойдут для этой цели счетные палочки. Необходимо так преподнести принцип сложения и вычитания, чтобы он смог понять основную суть любых математических действий.

Однако перед этим очень важно научить малыша считать хотя бы до 10. Если он это еще не освоил, то рано для него готовить какие-либо задания по математике.
Для того, чтобы дети хорошо научились считать, а также вычитать и прибавлять, можно подготовить тематические плакаты, на которых красочно изображены какие-либо близкие для их восприятия предметы. Для мальчиков в роли подобных предметов могут выступать машинки, солдатики самолетики, для девочек – куклы, элементы из посуды, куклы либо иные вещи, с которыми они зачастую играют.

Задание для детей, возраст которых не превышает 6 лет, должны быть построены весьма тщательно. Здесь помимо изучения математических основ должна прослеживаться и игровая форма усвоения материала. Ведь если по математике задания будут подобраны для них сухо и неинтересно, маленьким детям, с учетом их неусидчивости, весьма непросто будет освоить нужную информацию.

Творческим подходом от взрослых при составлении математических задач для самых маленьких членов семьи могут стать картинки, на которых изображены любимые мультипликационные герои их детей. Именно таким образом ребенка можно заинтересовать уроком математики и создать ему дополнительный стимул постигать основы сложения либо вычитания. К примеру, если на рисунке изображены известные из мультика герои Чип и Дейл. И вот они через плакат задают для детей задачу: сколько будет сложить 2 яблока, имеющихся у Чипа, с 3 яблоками, которыми обладает Дейл? И дети начинают задумываться, чтобы помочь своим любимым персонажам разрешить возникшую дилемму.

Конечно, чтобы правильно составить задачу для детей, возраст которых составляет 6 лет, нужно обладать не только смекалкой, но и проявить креатив в данном вопросе. Но не стоит при этом забывать о том, что научить основам математики ребенка – задача не из простых, требующая от взрослого человека немалого усердия и терпения!

Тема занятия: Задачи на сложение и вычитание.

Цели:
Учить детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия;
Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10, закрепить представление о последовательности чисел;
Учить детей решать задачи на смекалку (построение фигур, составленных из палочек) ;
Развивать умение планировать полный или частичный ход решения;
Представлять изменения, которые произойдут в результате перемещения палочек.

Задачи:
Закрепить представление о геометрических фигурах, знаках «больше», «меньше», учить детей пользоваться ими, закреплять представление о порядковом и обратном счете, использовании цифр, об отношении смежных чисел, о составе числа из двух меньших.
Воспитывать у детей навыки учебной деятельности, стремление помочь товарищу, участвовать в осуществлении общей цели.

Демонстративный материал: таблица с изображением цифр от 1 до 10 в разных размерах, таблица с изображением тарелки, на которой сделаны разрезы, 7 цветных изображений конфет; доска, мел.

Раздаточный материал: счетные палочки.

Предварительная работа: игры «Назови и покажи», «Проделки Шапокляк».

Методы и приемы: сюрпризный момент, игровые приемы, уточнения, опросы.

Ход занятия

«Назови и покажи»

Назовите и покажите числа от 1 до 10 и в обратном порядке от 10 до 1.

— Какое число идет до 5? (4? 3? 2?)
— Какое число идет после 7 (8? 9?)
— Почему 7 идет после 6? (3 после 2?)
— Почему 8 идет до 9? (6 до 7?)

Звучит песня Чебурашки из мультфильма «Чебурашка и Гена».

— Ребята, вы слышите, кто-то поет. Кто это?

Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, а там Чебурашка Гена.

— Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел? Узнаете их?

Чебурашка рассказывает детям, что с ними случилось.

«Проделки Шапокляк»

Гена и Чебурашка путешествовали поездом. На одной из станции Шапокляк решила сорвать путешествие и отцепила некоторые из вагончиков. Какие это вагончики? Назовите их номера.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.
Подтянись на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у вас!
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять.
Прибавляю, отнимаю,
Математику я знаю.
И поэтому с утра
Я кричу: «Ура! Ура!»

— Ребята, сегодня мы будем не только составлять задачи, но и учиться рассказывать, что нужно сделать, чтобы ее решить. А наши гости Гена и Чебурашка будут следить и тоже учиться решать задачи.
— Посмотрите, сколько конфет в тарелке. («В тарелке 6 конфет»)
— Я положу в тарелку еще 1 конфетку. Составьте задачу про то, что я сделала.

Вызванный ребенок рассказывает задачу.

— Что мы знаем? Сколько было конфет? Сколько конфет я положила?
— Да, это мы знаем, это условие задачи. Чего мы не знаем? Верно, мы не знаем, сколько конфет стало в тарелке — это вопрос задачи. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
— Мы знаем, сколько было конфет, а раз мы знаем, зачем же их пересчитывать.
Больше или меньше стало конфет после того, как я положила в тарелку еще 1 конфетку?
— Правильно, конфет стало больше. Чтобы решить задачу, надо к 6 прибавить 1, получится 7. Можно теперь ответить на вопрос задачи? Кто ответит на вопрос задачи? Так что же мы сделали, чтобы решить задачу? Воспитатель просит 2 детей повторить решение задачи. Ребята, мы теперь будем не только отвечать на вопрос задачи, но и рассказывать о том, что нужно сделать, чтобы ее решить. Решим еще 1 задачу. В тарелке было 7 конфет, 1 конфетку я дала Сереже. Придумайте задачу.
— Что мы знаем? Что мы не знаем? Больше или меньше стало конфет в тарелке после того, как я дала 1 яблоко Сереже?
— Верно, конфет стало меньше. Чтобы решить задачу, надо из 7 вычесть 1, получится 6. Сколько конфет осталось в тарелке? Что же мы сделали, чтобы решить задачу?

«Назови фигуры»

— Ребята, назовите эти геометрические фигуры.
— А теперь, скажите, сколько на картинке кружочков? (9)
— Сколько овалов? (7)
— Сколько треугольников? (8)
— Сколько квадратов? (8)
— Каких фигур больше? Больше, чем какие фигуры?
— Каких фигур меньше? Меньше, чем какие фигуры?
— А каких фигур поровну?

«Задание с палочками»

— Ребята, отсчитайте 4 палочки и сложите из них квадрат.
— А теперь, подумайте, какую палочку надо переложить на другое место, чтобы получить стульчик?
— Отсчитайте 6 палочек и сложите из них домик. Подумайте, какие 2 палочки надо переложить, чтобы получился флажок. Когда вы решите, как переложите палочки, и представите, что флажок получится, выполняйте задание.
— Ребята, скажите флажок, который получился у вас, похож с этими флажками.
— Из каких цветов состоит флаг России, Татарстана? Молодцы!
— А давайте, мы наши флажки подарим нашим друзьям – Чебурашке и Гене.
— Скажите, ребята, понравилось вам сегодняшнее занятие? Что понравилось?