Болезни Военный билет Призыв

Максим (логико-сенсорный интроверт). Студия "живая соционика" - максим горький

Ах, какой был мужчина!
Ну, настоящий полковник!
Из песни Аллы Пугачевой «Полковник»

Надежный, правильный, ответственный МАКСИМ отличается хорошей осанкой и широкими прямыми плечами - у него настоящая военная выправка. Ему подойдет любая форменная одежда. Но со своей короткой стрижкой он выглядит аккуратным и подтянутым в любой одежде. Движется спокойно, размеренно, никогда не суетится. Открытое, волевое, мужественное лицо внушает доверие - сразу ясно, что такой человек не станет заниматься интригами и строить козни.

МАКСИМ не навязывает контакта, не слишком словоохотлив, когда не находится достойной темы для разговора. Он не из тех, кто стремится взять на себя роль тамады.

Если вы найдете подходящую тему для беседы, он будет во всех подробностях отвечать на ваши вопросы и подведет логическую базу подо что угодно, начиная от работы компьютера и заканчивая искусством и любовью. У него системное мышление.

Если немного пошутить и похихикать, он может и разулыбаться в ответ. Главное - не напугать его обилием никак не связанных между собой сведений (придерживайтесь начатой темы) или предложением самому выбрать, куда бы вам сейчас отправиться: в зоопарк, в кино, в ресторан, в дельфинарий, в библиотеку, на дискотеку или просто побродить по улицам.

Неудобство в отношениях с МАКСИМОМ связано с его упорным нежеланием откликаться на ваши деловые предложения (например, завтра поклеить вам обои на кухне) или внезапные просьбы дать денег.

Шаг первый (вперед)

МАКСИМ ориентирован на требования этикета, поэтому при первой встрече он покажется вам человеком доброжелательным, веселым, внимательным и компанейским. Он с удовольствием рассуждает о человеческих отношениях, о том, какими они должны быть. Дайте себе труд его послушать.

Ключевые фразы:
«Надо же, как вы серьезно об этом думали и как понятно объясняете».
«Как вы умеете встать на место другого человека и посочувствовать ему».
«Редко встретишь таких заинтересованных собеседников».

Веселая, эмоциональная девушка, оценившая гуманизм и отзывчивость МАКСИМА, может рассчитывать на то, что ее рейтинг будет выше остальных.

Шаг второй (вперед)

Вы должны знать, что МАКСИМ ненавидит неопределенность. Его серединная мечта может быть сформулирована так: жизнь должна быть радостной и без неприятных неожиданностей. Вот и от вас требуется всего лишь быть веселой и стараться не оставлять его в неизвестности по любому вопросу. Никакой загадочности, никаких слов вроде: «Я скажу тебе это потом», «Пусть это будет моим секретом», «Разберемся по ходу дела» и т. п.

Избавляйте его от проблемы выбора везде, где только представится случай. Вы должны четко видеть преимущества одного из равноценных вариантов и, ни минуты не колеблясь, выбирать именно его (причем все равно какой - главное решительно). А если у вас нет аргументов, скажите что-нибудь вроде: «По крайней мере, так будет гораздо веселей!»

Глядя на ваш оптимизм, МАКСИМ непременно начнет думать, что его выбор оказался правильным. Почаще демонстрируйте уверенность в том, что ничего плохого не случится, что вместе вы со всем справитесь, что для огорчений нет причин.

Рядом с такой оптимистичной и надежной партнершей МАКСИМ будет чувствовать себя более счастливым, чем без нее.

Шаг третий (вперед)

Если требуется подвигнуть МАКСИМА на решительный шаг, вы должны напомнить ему, что ваши прекрасные отношения длятся уже столько лет (месяцев, недель, но готовьтесь к тому, что это могут быть годы), что пора уже принимать решение.

Скажите ему: «Сейчас как раз очень подходящий момент, чтобы на долгие годы сохранить наше чувство и тот прекрасный стиль отношений, который у нас с тобой сложился.

Мы столько лет (месяцев, недель) доказывали друг другу свою надежность, что теперь можем смело смотреть в будущее» и так далее.

Ключевые фразы:
«Не будем терять время!»
«Пока мы молоды…»
«Пора подумать о детях».
«Родители будут рады видеть внуков».

Шаг назад

Если вы больше не чувствуете себя в силах выносить бесконечные объяснения по каждому бытовому вопросу, по всей видимости, вам лучше закончить ваши отношения. Как обычно, позволяем партнеру сохранить лицо. Здесь это особенно важно, потому что как ГАМЛЕТ, так и МАКСИМ - типы стрессонеустойчивые.

Надеваем маску и берем все на себя. «Дорогой! Не могу же я подвергать тебя таким испытаниям, как семейная жизнь, в наше неустойчивое время.

А вдруг я не смогу родить тебе здорового ребенка.

Я не могу обещать, что не влюблюсь завтра в кого-нибудь другого - ведь все так переменчиво в этом мире.

На самом деле, если честно, я ведь ничего не могу тебе обещать. Сам понимаешь, кругом такая нестабильность!»

Обнаружив, что рядом с ним существо зыбкое, как утренний туман, МАКСИМ ужаснется, как он мог серьезно отнестись к мысли жить вместе неизвестно с кем. Конечно, правильнее будет разойтись и еще раз проверить свои чувства - подумает обстоятельный МАКСИМ.

Художественный образ: СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК (Г. X . Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»),
КАМНОЕДОВ (А. и Б. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»)

Любовь Бескова, Елена Удалова

Ключевые слова для Максима: система, порядок, приверженность различным регламентам и правилам, волевой стиль и жесткость проведения своей программы в жизнь, любая неординарность вызывает чувство тревоги и неуверенности, поскольку выпадает из общего правила, консерватизм, уверенность в физическом влечении, но неуверенность в чувствах; для уверенности в чувствах необходим сильно эмоциональный партнер.

1. Шкала интертипности - соционический балл 0.

Этот психотип отличается особой приверженностью к определенной системе, порядку, которые он склонен поддерживать и навязывать другим волевыми методами. Но семейные отношения достаточно традиционно регламентированы, и обязанности супругов общественно известны. Эта система вполне может оказаться приемлемой как для одного, так и для другого супруга. Поэтому, если оба имеют примерно одинаковые представления о тех обязанностях, которые должен каждый выполнять в браке, то особых проблем может и не возникнуть, даже несмотря на то, что в этой паре будет ощущаться дефицит этико-интуитивной стороны отношений. Максим - практик, у которого сильны логика и сенсорика. Следовательно, здесь мы можем ожидать вполне согласованного сосуществования супругов этого типа. У них есть все возможности для того, чтобы наладить жизнь в своей семье по определенным правилам, которые оба будут выполнять достаточно ответственно.

Оба супруга, имея в первом канале сильную структурную логику, достаточно успешно умеют быть хозяйственными, разумно планировать и учитывать все семейные ресурсы, быть экономными и рачительными. У них все хорошо продумано и грамотно использовано для дела. Ничего, что может быть еще использовано, не выбрасывается, начиная от любых железок до слегка подпорченных продуктов питания.

Развитая сенсорность второго канала дает им не только умение действовать волевым образом, принуждая других подчиняться своим требованиям, но и быть чувствительными к эстетике, в частности, красоте домашней обстановки, уюту, чистоте и комфорту. Кроме того, оба супруга Максима вполне хорошо осознают и осуществляют свои сексуальные потребности. Но при этом каждому из них необходим эмоциональный партнер, чтобы быть уверенным в его чувствах. Оба они, муж - Максим и жена - Максим, такими качествами не обладают, поэтому в такой семье интимная сфера отношений может оказаться чисто физическим удовлетворением потребностей, и при этом будет ощущаться недостаток эмоциональности, теплоты и фантазии, поскольку интуиция у этого психотипа - слабая, более того, ранимая функция.

Слабость интуиции может обернуться также чрезмерной ревностью, а кроме того, плохим пониманием, какими способностями обладают их дети. Максим, чаще всего, уверен в своей совершенной правоте по любому поводу и стремится эту уверенность распространить на окружающих, в том числе и на своих домочадцев. По отношению к детям это может вылиться в то, что, не понимая их природных склонностей, родители Максимы станут навязывать им свой образ и ритм жизни, что может оказаться впоследствии весьма и весьма негативным. Такому подходу способствует также и слабость этики этого психотипа.

Представим себе, например, что психотип ребенка - Гексли. Шаловливый и неорганизованный, он будет постоянно подвергаться нападкам со стороны родителей из-за своего неумения делать все вовремя, содержать свои вещи и свое жилище в образцовом порядке, из-за нетривиальных выходок, совершенно непонятных родителям. И вообще, он ничего не умеет делать так, как это умеют делать и требуют родители. Ему никогда не выработать в себе ту отлаженную моторность, в которой живут психотипы Максимы, а постоянное давление волевой сенсорики может привести к расстройству его нервной системы.

МАКСИМ. ТОЖДЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ТОЖДЕСТВЕННЫЙ БРАК: МАКСИМ - МАКСИМ.

2. Маскулинность и фемининность; 3. Кормилец и хозяйка.


Максим - муж, Максим - жена.
Мужчина Максим - один из самых "мужественных" психотипов (маскулинность = 3), приверженец кодекса чести в том варианте, как он его сам понимает, как правило - великолепный работник, на которого можно положиться. Учитывая его стремление занять как можно более высокий пост, он способен достаточно хорошо обеспечить материальное благосостояние своей семьи (кормилец = 7).

Женщина Максим , как и другие практики, имеет нулевой балл фемининности (0), будучи также, как и ее муж, сенсориком, она способна успешно наладить и организовать домашнее хозяйство, поддерживать в нем образцовый порядок (хозяйка = 7).

Среди женщин этого психотипа можно встретить очень заботливых матерей, нежно любящих своих детей и готовых самоотверженно для них сделать все, что может только от них зависеть. Таким образом, если по второй шкале маскулинность - фемининность мы получили небольшой балл гендерных свойств (2), то третья шкала для такой пары психотипов очень успешна (14) и дает основной вклад в притягательность для существования такого брака.

4. Конформность; 5. Эмоционально-сексуальная совместимость.

Заметим, что сильно снизила общий балл четвертая шкала (-6), поскольку оба партнера весьма неуступчивы, если только что-то выпадает из системы их представлений. Если же эта система одинакова, то проблем не возникнет. К тому же с годами супруги обычно подстраиваются друг к другу, так что эти системы могут оказаться вполне идентичными, и они оба будут действовать как единый механизм, поддерживая друг друга в целостной общности.

Последняя, пятая шкала дала только 3 балла по первой составляющей - квадральной совместимости. Логичность (0) и сенсорность (0) обоих супругов вклада не добавили.

Дополнительные замечания. Уменьшение конфликтности супругов за счет согласованности их действий в паре можно, по-видимому, отметить дополнительным знаком "+". Действительно, конфликтность Максима проявляется чаще, если кто-то действует иначе, чем он считает. Если супруги одного психотипа "притерлись", то у них, как правило, оказываются общими мнения по тому или иному вопросу и нет оснований для конфликтов.
А вот обеднение сексуальных отношений из-за того, что в паре нет интуитивно-этического общения - достаточно отрицательное обстоятельство, тем более что сенсорность этого типа во втором канале предполагает высокую значимость для него этой сферы жизни. Так что здесь, скорее, уместно поставить еще и "-".

Итоговый расчет выглядит следующим образом:

Муж - Максим, жена - Максим.

1. Интертипность: 0

2. Маскулинность и фемининность: 3+0=3

3. Кормилец - хозяйка: 7+7=14

4. Конформность: -3-3=-6

5. Квадральность, эмоциональность, сенсорность: 3+0+0=3 ИТОГО: 14(+,-)

Е.С.Филатова."Супружество в системе соционики".

ЭТИ СТРАНИЦЫ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ:

МАКСИМ: ЛОГИКО - СЕНСОРНЫЙ ИНТРОВЕРТ, ЛСИ.

Максим - человек структуры, которую он стремится найти и в нее встроиться, ей следовать и ее усовершенствовать. Этому может способствовать систематизация всего, что его окружает, классификация, установление иерархий, законов. Все это должно быть четко зафиксировано в различных правилах и инструкциях, которые могут помочь упорядочить жизнь. Максим всегда конкретен. Его интересуют только насущные проблемы, а не абстрактные теории. Любое дело он продумывает глубоко и основательно, стремится разобраться в его сути. Если не хватает сведений - обращается к многочисленным справочникам, чтобы все соответствовало уже известным данным. При этом он часто напоминает компьютер со встроенной программой, которой он будет неукоснительно следовать.

Сила воли, целеустремленность, порядок и дисциплина - вот основной стиль проведения программы ЛСИ в жизнь. Он стремится занять в служебной иерархии как можно более высокое место, доминировать в коллективе, справедливо полагая, что своим умением организовать труд и самому качественно работать он это заслужил. Максим живет в жесткой системе своих установок и ревностно следит за тем, чтобы его место в иерархической вертикали уважали окружающие.

Чтобы обезопасить свой стиль руководства, Максим старается пользоваться юридическими законами, ведомственными инструкциями. Занимая высокое административное положение, ЛСИ может проявить и диктаторские наклонности. Он считает, что все должны подчиняться тому, что по его мнению, верно. Он способен проводить в жизнь свою линию неуклонно, методично, не давая ни себе, ни другим никаких поблажек. Это качество характера часто выражается в непримиримости, в неумении идти идти на компромиссы, также проявляется и в любви.

СОЦИОНИКА МАКСИМ.


Как правило, он очень хорошо осознает, насколько партнер может быть лидером либо ведомым. Сам Максим, обладая сильным характером и развитой логикой, предпочитает того, кто будет не уверен в себе, колебаться в принятии решений, легко уступает. Особенно это относится к мужчина ЛСИ. Обнаружив, что понравившаяся женщина обладает сильным характером или превосходит его в служебном положении, немедленно откажется от нее, поскольку это противоречит его системе установок. Максим человек властный , в нем силен инстинкт собственника, и он не допустит, чтобы кто-то им управлял. Но если его советы остаются без внимания, сильно переживает. Если ему привести логические доводы его неправоты, может с этим и согласиться, но просто эмоциональный прессинг не приемлет ни в какую, может воспринять это просто как волевой нажим и тогда, что в таких случаях для него характерно, может стать и агрессивным.


Очень сильно в сенсорике Максима чувство прекрасного, он стремится к тому, чтобы окружить себя красивыми вещами, наслаждаться их совершенством, оценивать их с точки зрения безупречности дизайна.

В области потенциальных возможностей кого-либо или чего-либо Максим чувствует себя также неуверенно. Ему трудно оценить то, что не лежит на поверхности, хорошо заметной внешне: перспективы развития производства, возможный спрос на товары... Во всех этих вопросах Максим слабо компетентен, поэтому проявляет осторожность. Плохо учитывая индивидуальность человека, он склонен всех нивелировать. Ему трудно смириться с неординарной личностью, которую трудно встроить в какую-то систему. Со слабостью интуиции связан и его консерватизм, поскольку хорошо проверенное старое всегда надежнее, чем новая неопределенность.

ПСИХОТИП МАКСИМ.

Плохо разбираясь в эмоциональных проявлениях людей, Максим старается вести себя корректно, придерживается норм поведения, принятых в обществе. Его чувства спрятаны глубоко внутри, и он благодарен тому, кто способен накалом своих чувств раскрыть его самого, вывести из запретной для него самого области. как правило, он человек скрытный, даже сильные эмоции старается не показывать. Не будучи способным почувствовать настроение человека, может прилюдно сделать выговор, правильный по существу, но обидный по форме.

В любви Максим стремится к спокойным отношениям, которые должны укладываться в определенную логическую систему. Прежде чем разрешить себе отдаться своему влечению, Максим долго выбирает объект своих чувств и затем не менее долго проверяет его соответствие принятой системе. Он постоянно анализирует поведение партнера, и если тот в чем-то не соответствует выработанному образу, легко расстанется с ним. Для него важно, чтобы тот, кто им избран, полностью принадлежал ему. Он не стремится покорить как можно больше субъектов, ему достаточно одного, но надежного.

Трудно ожидать от него потери контроля над собой от нахлынувших чувств. Скорее, он ждет этого партнера, который накалом своих страстей высвободит его эмоции из-под собственного запрета, но для этого должно пройти много времени, чтобы Максим был уверен в надежности любви своего партнера. Очень ревнив. Может оказаться и так, что физическое влечение становится превалирующим в отношении Максима, и он стремится во что бы то ни стало покорить своего партнера. Сопротивление последнего может разжечь в ЛСИ сильную страсть и желание во что бы то ни стало добиться своей цели. В таких случаях он может стать настойчивым и даже жестоким.

Одновременно может проявлять и щедрость, чтобы задобрить подарком, вызвать ответное чувство. (Я тебя люблю, и ты все равно будешь моею.) Его чувство, если оно возникло, устойчиво и прочно. Любимого человека Максим берет под свое покровительство и относится к нему как к своей собственности. Хочет его усовершенствовать, научить тому, что сам считает правильным и в обустройстве интерьера жилища, и в способах приготовления пищи, и в подходах к работе. Он может предъявлять к объекту своих чувств много требований, исходя из самых лучших побуждений. Именно в этом он видит проявление заботы.

Как и другие сенсорные типы, Максим прекрасно осознает свое физическое влечение и нисколько его не скрывает. Однако он плохо осознает свои эмоции, не уверен в своих чувствах. Поэтому долго присматривается к партнеру, боясь ошибиться, в этом он недоверчив и долго проверяет по внешним признакам, насколько его любят, насколько чувства к нему - настоящие. Несмотря на то что с ним бывает трудно ощутить душевный комфорт, он надежный и ответственный спутник жизни для того, кого он избрал. Несомненно, этот психотип скорее мужской, чем женский.

Ключевые слова для Максима: система, порядок, приверженность различным регламентам и правилам, волевой стиль, жесткость проведения своей программы в жизнь; любая неординарность вызывает чувство тревоги и неуверенности, поскольку выпадает из общего правила, консерватизм, уверенность в физическом влечении, но неуверенность в чувствах, потребность в сильных эмоциях партнера.

Е.С.Филатова "Супружество в системе соционики".

Портретная галерея:

Максим Горький, Шарль Морис Талейран, Калигула, Джиду Кришнамурти, Иосиф Сталин, Мартин Лютер, Корбюзье, Анатолий Карпов, Сальвадор Дали, Тулуз Лотрек, Пабло Пикассо, Андрей Тарковский, Гойко Митич, Василий Шукшин и его герой в кинофильме "Калина красная", Бари Алибасов, Ален Делон, Константин Райкин, Игорь Скляр, Николай Караченцев, Василий Лановой, Геор­гий Тараторкин. Самым точным описанием типа Максим можно считать Клима Самгина, героя романа М. Горького "Жизнь Клима Самгина".

Квадральные признаки:

бетта-квадра; веселый, решительный, аристократ.

Диадные признаки:

рациональный (шизотим), упрямый, беспечный, индивидуалист.

Индивидуальные признаки:

интроверт, статик, деклатим, позитивист, сенсорик, логик, тактик, эмотивный.

Первая функция - уровень организации личности, или принцип существования. Зона уверенности. "Хорошо"

субъектная логика - моя собственная логика, мое понимание, объяснение, описание, концепция, теория. Иерархия представлений о том, что ближе, что дальше, что выше, что ниже. Моя картина мира, мое мировоззрение. Мое образование, т. е. система моих образов, моя школа

зона уверенности. Мое собственное понимание, мое описание мира, моя школа. Принцип существования Максима: "Мир понятен, следовательно, я существую". Это люди, которых переубедить практически невозможно. Мир таков, как я его понимаю. Понимание консервативно, как бы закристаллизовано.

Атака на первую функцию, как мы уже говорили, часто вызывает агрессию. По первой функ­ции человек сам все знает, здесь набирается его собственный опыт. В случае Максима это - моя школа, мое описание мира, мое представление о мире. Переспорить или переубедить Максима по первой функции невозможно: "Я сам знаю, как мир устроен, не надо мне ничего объяснять. А, у вас факты? Я вам сам объясню эти факты!"

Наше индивидуальное сознание отграничено, поэтому оно должно на что-то уверенно опираться. Если Максим действительно сталкивается с тем, от чего он при всем желании не может откреститься, ему так же, как и Робеспьеру, нужно время, чтобы перестроиться, снова сделать свое описание мира целостным и непротиворечивым. Он должен сам проанализировать новый материал и выработать свое отношение: принять что-то либо отвергнуть.

Максим частенько выглядит глубоким интровертом. Он совсем не говорун. Я редко встречал людей этого типа, которые любили бы поговорить. Они немногословны, и если им приходится делать доклады, то, как правило, это хорошо структурированный материал, логично выстроенный от начала до конца.

Если вы хотите вызвать у Максима агрессию, это легко сделать: "Да, барахло твой учитель, что он знает?!" Реакция может оказаться совершенно неадекватная. А поскольку творческая функция - физическое действие, то что окажется под рукой, то в вас и полетит. Я экспериментировал, чудом увернулся.

Минус-первая функция. Зона игнорирования. Минус-ценности. "Плохо"

объектная логика - логика объективного мира, объективные обстоятельства, факты. Методики, статистика. Реальная связь событий. Моя территория

мир именно таков, каким я его вижу, все остальное в зоне игнорирования. Реальные обстоятельства могут восприниматься просто как досадное препятствие. Если я учусь, то просто слушаю, что мне учитель говорит, и тогда мое понимание - это то, что говорит учитель, это моя школа. В любом другом случае это некий фиксированный набор представлений о мире, оп­ределенная стандартная картина. Причем в зоне игнорирования запросто ­могут оказаться прописка, штамп в паспорте, законы, правила уличного движения, уголовный кодекс и прочие социальные реалии. Однако если в том мире, который ты выдумал, не существует, допустим, уголовного кодекса в том виде, в котором он существует у всех остальных, то ты можешь вдруг неожиданно для себя вступить в конфликт с этим самым кодексом. И, соответственно, оказаться вдруг изолированным от общества "в местах не столь отдаленных". Обществу ведь все равно, как ты понимаешь мир и какой там у тебя тип информационного метаболизма.

Вторая функция. Творческая. Уровень функционирования. Зона риска. "Надо"

объектная сенсорика - форма, действие, движение, поступок, внешность, жесты и мимика. Воля. Мое умение, сила, влияние, деньги, имидж

зона риска, риск может быть даже чисто физический. Садишься в машину к такому человеку и сразу чувствуешь повышенный уровень опасности: он проезжает на скорости 120 км/ч в пяти сантиметрах от другой машины, а иначе ему неинтересно. Ему интересно, чтобы это было красиво. Как правило, он прекрасно водит машину, гораздо лучше, чем многие другие, но нужен еще какой-то уровень риска, что-то, дающее ощущение жизни. Можно увидеть компьютерщика, который рабо­тает с такой скоростью, что не успеваешь следить ни за руками, ни за экраном, так все мелькает. Виртуоз! Паганини! Зона творчества, зона риска: движение, взаимодействие с объектом. У людей типа Максим есть потребность в физическом действии. Их много среди артистов-каскадеров, учеников школ боевых искусств, мимов. Им нравятся отточенные формы движения, действия. Им нравится прыгать, стрелять, водить машину. Частенько людей этого типа можно встретить на подиуме. Демонстрация одежды или самих себя - это их творческое место. Иногда эти люди обладают довольно вычурным каллиграфическим почерком, свое­образной походкой, манерой одеваться. Среди актеров яркие представители этого типа: Николай Караченцев, Константин Райкин, Талгат Нигматтулин.

Другой аспект этой творческой функции - манипуляция с объектом. Максим часто встречается среди коллекционеров. Эти люди хорошо разбираются в каких-то нюансах формы и функционирования самых разнообразных объектов. Им интересно что-то коллекционировать: марка такая, марка другая, бабочки, этикетки, нэцке. Именно им мы зачастую обязаны сохранением каких-то забытых форм утвари, возрождением древних, почти забытых искусств. Они прекрасно помнят самые разные нюансы, мельчайшие различия формы.

Максим - это человек, который очень хорошо ориентируется в пространстве. Он может побывать один раз в доме и будет хорошо знать, где что лежит. Для него не представляет особого труда детально запомнить, как выглядел, во что был одет другой человек. Интересно, что сам Максим терпеть не может, когда трогают его вещи.

Минус-вторая функция. Зона нормативов, эталонов, стереотипов поведения. "Не надо"

субъектная сенсорика

зона нормативов - самочувствие, ощущение здоровья – нездоровья. У людей этого типа повышен порог чувствительности, в частности болевой порог. Они могут терпеть боль гораздо больше, чем другие люди. Они даже выглядят иногда мазохистами, могут долгое время изнурять себя физически. Такой человек может целый день отрабатывать какой-нибудь прием, какое-то сложное дви­жение, несмотря на неудобную позу, голод, холод или жару. В еде и сексе консервативен и к большему разнообразию не стремится.

Третья функция. Принцип самооценки. Место наименьшего сопротивления. "Проблемы"

субъектная интуиция - целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени

зона проблем - целостность внутренней ситуации. Человек уходит из ситуации, которая угрожает его внутренней целостности. Пусть работа плохо оплачивается, пусть это неудобно и с других точек зрения, его выбор будет в пользу структур, обеспечивающих ему состояние внутреннего покоя и гармонии. Люди этого типа стараются организовать внешнюю ситуацию так, чтобы их внутренняя ситуация была целостна. Это, как правило, пребывание в жестких закрытых структурах: армейских, криминальных. Это служение чему-либо, например религии. Внутренняя ситуация всегда целостна, потому что внешняя всегда определена. "Не я говорю, но через меня говорит высшая сила, я - только проводник" или "Солдат карму не создает". Стремление к целостной внутренней ситуации порождает позицию "Я хороший, если меня нет". В этом случае человек превращается в элемент какой-либо системы, как бы растворяясь в ней, превращаясь в ее функцию, реализуя, таким образом, эту самую ситуацию "меня нет". Исключительно защищенная и целостная внутренняя позиция.

Минус-третья функция. Зона решения проблем

объектная интуиция - целостность внешней ситуации. Последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура

Организация внешней ситуации, которая надежно обеспечит внутренний покой. Стабильность внешнего распорядка, иерархии, функционирования, служебного расписания, должностных обязанностей. Все функции на своих местах.

Четвертая функция. Суггестивная. Принцип оценки места. Мотивы. "Хочу"

объектная этика - Внешние отношения. Отношения людей между собой и отношение людей ко мне. Эмоции других людей

Максим внушаем именно в этой сфере. "Хочу, чтобы ко мне хорошо относились. Хочу, чтобы меня ценили и уважали". Если в компании ко мне хорошо относятся, значит, это хорошее место. Этим качеством Максима зачастую пользуются его предприимчивые знакомые. Ситуация "меня ценят, мне доверяют, я справлюсь" может оказаться весьма опасной для человека этого типа. В лучшем случае окажется, что он работает "за спасибо". И это, пожалуй, самый безобидный вариант.

Четвертая функция - это место в структуре типа ИМ, где человек мнителен. Здесь всегда существуют какие-то программы: или те, которые установили другие люди, или те, которые человек сам для себя установил. Именно по четвертой функции программы весьма жесткие.

Что касается Максима, то он мнителен в отношениях, т. е. подозрителен. Окружающие могут весьма эффективно на него влиять, питая эту подозрительность. Допустим, человеку говорят: "А знаешь, Коля-то на самом деле тебя не любит. На самом деле он ведь про тебя совсем другое говорит". И человек начинает присматриваться: действительно, как-то не так Коля себя ведет и интонации какие-то неискренние… Закрадывается подозрение. Заронить сомнение по четвертой функции очень просто, здесь человек всегда мнителен. В этом месте он не доверяет себе и становится зависимым от мнения других людей, часто видит то, что ему скажут.

В крайних своих выражениях этот тип становится маниакально подозрительным. Например, Сталин, которому иногда казалось, что на него как-то не так смотрят, как-то не так относятся, что-то против него замышляют. Такие качества вождя и породили в конечном счете атмосферу всеобщей подозрительности и страха.

Горький Максим

А.М.Горький

В провинциальных городах все интеллигентные люди друг друга знают, давно уже выболтались друг пред другом, и, когда в среду их вступает новое лицо, оно вносит с собою вполне естественное оживление. На первых порах ему рады, с ним носятся; более или менее осторожно ощупывают - нет ли в нем чего-либо особенного, при этом иногда немножко царапают его. Затем, если человек легко поддается определению, его определяют каким-нибудь словцом, и - дело сделано. Новое лицо входит в круг местных интересов и становится своим человеком, а если местные интересы не охватят его, оно будет скучать от одиночества и, может быть, запьет, сопьется с круга,- никто ему в этом не помешает.

В деле познавания нами души ближнего есть какая-то странная торопливость,- мы всегда спешим определить человека как можно скорее. Поспешность эта в большинстве случаев ведет к тому, что тонкие черты и оттенки характера не замечаются нами, а может быть, даже и намеренно не замечаются, потому что, не укладываясь в одну из наших мерок, мешают нам скорей покончить с определением, человека. И, наверное, часто бывает так, что эти черты,- быть может, очень важные в человеке, готовые развиться в нем до оригинальности,- не развиваются лишь потому, что остаются не замеченными со стороны, и, может быть, человек сам заражается невниманием к ним и борется с их ростом, боясь быть непохожим на людей. Если же эти черты и оттенки особенно выпуклы, они вызывают в обществе даже враждебное, чувство, и тогда к обладателю их начинают относиться так же, как нищие на церковной паперти к своему товарищу, который получил от купчихи семишником больше, чем они.

Полугода не прошло с того дня, как в наш город приехал на службу архитектор Аким Андреевич Шебуев, и уже о нем заговорили, он стал желанным гостем во всех интеллигентных кружках. Он сразу возбудил к себе всеобщий интерес, но в то же время никому не понравился. Суждения о нем были очень разнообразны, но одинаково сдержанны, сухи, и за ними явно чувствовалось нечто нелестное для архитектора: какое-то недоверие и даже враждебность к нему. Он не только не поддавался определению, но чем дальше, тем более замечалось в нем каких-то еретических особенностей. Уже одно то, что он ходил ко всем и никому не отдавал предпочтения, возбуждало неприязненное чувство к нему. В каждом кружке есть своя мораль, свои симпатии и вкусы невидимые, но прочные веревочки, которые, связывая всех членов кружка в одно целое, отграничивают его от других кружков. Было замечено, что Шебуев не хочет связать себя этими веревочками и даже дерзко и насмешливо пытается спутать или порвать их. А это вызывало раздражение против него, но вместе с тем и усиливало интерес к нему.

Он и с внешней стороны сразу привлекал к себе внимание. Это был человек лет тридцати, среднего роста, широкоплечий, с большой головой на крепкой жилистой шее и несоразмерно длинными руками. Природа, должно быть, очень торопилась создать его и поэтому отделала чрезвычайно небрежно. Лицо у него было грубое, скуластое; широкий лоб слишком выдавался вперед, отчего серые глаза глубоко ввалились в орбиты. Длинный горбатый нос некрасиво загибался к русым усам и вместе с толстой нижней губой, которая казалась пренебрежительно оттопыренной, придавал лицу выражение насмешливое и неприятное. Но его живые, блестящие глаза несколько скрашивали это топорное лицо, а когда он улыбался, оно принимало выражение добродушно-умное, но опять-таки какое-то снисходительное. Говорил он громко и уверенно, сопровождая и подчеркивая речь сильными угловатыми жестами длинных рук, а голос у него был какого-то неопределенного тембра, как будто еще не выработался. И вообще в нем было что-то незаконченное, угловатое. Одевался он в очень дорогие костюмы из каких-то особенно плотных и прочных материй. Сшитые удобно, они отличались явным пренебрежением к моде. То он являлся в длинном сюртуке, застегнутом наглухо вплоть до ворота и похожем на военный мундир, то на его широкой фигуре красовалось какое-то подобие австрийской куртки. И это особенно раздражало некоторых.

Уж если он действительно оригинал,- говорил наш умный и рассудительный доктор Кропотов,- так зачем же подчеркивать это еще и костюмом? И почему,- раз он хочет привлекать к себе внимание даже и внешностью своей,- почему бы тогда не одеваться во всё красное или голубое?

Доктор был человек солидный и ужасно любил порядок. Идя по тротуару и увидав камешек на нем, он непременно ловким ударом трости отшвыривал его из-под ноги на мостовую и всегда после этого так оглядывался вокруг себя, точно приглашал всех людей брать с него пример. Все вопросы он давно уже решил, и всё в жизни было для него просто и ясно. Настроение у него было спокойное, внешность внушительная, речь уверенная; он имел в городе большую практику среди купечества, играл в винт по маленькой и искал себе невесту. У него была роскошная русая борода, и во время разговора он всегда поглаживал ее медленным и красивым жестом. Высокого роста, здоровый, он держался прямо.

Шебуев с первых же встреч возмутил его.

Помилуйте! - даже несколько обиженно говорил он,- ведь это бог знает что! У него всё в голове спутано, перемешано, и он решительно не имеет того, что называется определенным миросозерцанием и для меня имеет значение, так сказать, диплома на звание культурного и, скажу, передового человека. Я, конечно, не буду отрицать его ума, но скажу - это ум грубый, негибкий ум, первобытный, не ограненный дисциплиной логики...

У доктора был огромный запас прилагательных, и когда он начинал что-нибудь определять, то как будто кирпичами обкладывал предмет определения. Так как при всех своих достоинствах доктор был еще и либеральный человек, то он считал своим долгом аккуратно посещать субботы Варвары Васильевны Любимовой

Около этой женщины собрались в маленький, тесный кружок, быть может, самые интересные люди в городе, и она пользовалась среди них искренним уважением. По специальности акушерка, она училась еще и за границей, привезла оттуда диплом на звание врача, но как врач не практиковала. Однако диплом этот дал ей возможность читать курс гигиены в местной женской гимназии и в воскресной школе. Устроилось это благодаря ее хорошим отношениям с губернаторшей, у которой она принимала, а также, наверное, благодаря тому, что в ней самой было нечто неотразимое, искренно и глубоко располагавшее всех к ней. Образованная, работящая и скромная она была красива тою здоровой русской красотой, которая теперь встречается уже редко, почему-то отцветая из поколенья в поколенье.

Высокого роста, стройная, с могучей грудью и овальным лицом, с огромной косой каштановых волос, она двигалась плавно, голову держала высоко, и это придавало ее фигуре осанку гордую и смелую... Очень хорош был взгляд ее темно-голубых глаз, красиво оттененных густыми, почти черными бровями. Спокойный, ласкающий и умный,- он как-то сразу вызывал почтительное чувство к этой женщине, возбуждая у каждого желание понравиться ей. Всегда красиво-ласковая, всегда приветливая, она умела как-то особенно улыбаться,- спокойной бодростью духа веяло на человека от этой улыбки. Голос у нее был мягкий, грудной, но она говорила немного, кратко, и в каждом слове ее чувствовалась искренность прямой и несложной души. На вечерах у нее всегда было шумно, и в оживлении гостей ее сдержанность и молчаливость выступали особенно заметно. Была у нее одна странность - она не любила женщин, и у нее не было подруг, кроме Татьяны Николаевны Ляховой.

Татьяна Николаевна заведовала воскресной школой и любила свое дело всей силой сердца, А сердце у нее было хорошее, неисчерпаемо доброе и, должно быть, такое же живое, трепетное, испещренное лучистыми морщинами, как и ее милое лицо. Она была вдовой почетного мирового судьи и председателя съезда мировых Матвея Кирилловича Ляхова, умершего от разрыва сердца лет восемь тому назад, в день ареста его единственного сына, только что кончившего университет. Татьяна Николаевна схоронила мужа, проводила сына до Перми и, возвратясь домой, вся ушла в свою школу, и прежде горячо любимую ею. В тот же год помер и сын ее от чахотки. Говорили, что, узнав об его смерти из официальной бумаги, Татьяна Николаевна с испугом подняла кроткие глаза свои к небу и робко, вся вздрагивая, спросила:

Ну, зачем это?.. За что это?..

А через три дня уже снова взялась за работу. Школа была для нее как бы храмом, и она неустанно служила в нем, полная священного трепета и непоколебимой веры в свое дело. Была она маленькая, худенькая, нервная; на ее сморщенном, розоватом личике, как две неугасимые лампады, горели славные, по-детски ясные глаза. Одетая всегда в одно и то же гладкое черное шерстяное платье, она, как ласточка, изо дна в день мелкими и быстрыми шагами носилась по улицам города, отыскивая уроки для молодежи, посещая захандрившую от усталости или больную учительницу, вечно с книгами под мышкой, вечно озабоченная и живая... Сердце у нее, наверное, не умолкая, ныло от тоски по сыне, но никто не умел и не мог так, как она, ободрять утомившихся и тоскующих людей... Ее все любили, хотя порою и подтрунивали над нею за то, что она называла своей верой. А вера у нее была ясная и наивная, как и сама она.