Болезни Военный билет Призыв

Лжедмитрий 1 настоящее. Гибель царевича Дмитрия. Прахом самозванца выстрелили в сторону Польши

  • 20 июня претендент при общем ликовании вступил в Москву. Звонили церковные колокола. Улицы были заполнены людьми, которые славили истинного царя и преклоняли перед ним колени. Впереди поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копьями, колесницы, заложенные шестернями, и верховые лошади царские, богато украшенные; далее барабанщики и полки россиян, духовенство с крестами и Лжедмитрий на белом коне, в одежде великолепной, в блестящем ожерелье, вокруг его 60 бояр и князей; за ними дружина литовская, немцы, казаки и стрельцы. Люди восклицали: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Димитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России!» Лжедмитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу.
  • 18 июля бывшая царица Мария (Нагая), теперь монахиня Марфа, официально признала самозванца своим сыном Дмитрием. Она знала, конечно, что он не был её сыном, но, как сама объясняла в последствии, боялась, что её убьют, если она откажется признать его.

Через три дня Дмитрия торжественно венчали на царство.

Самозванец вместе с чрезвычайной расточительностью обнаружил ненасытную жажду роскоши и удовольствий. Кремлевские царские палаты ему показались недостаточно современными, и он: затеял постройку нового роскошного дворца с многочисленными тайными ходами на случай опасности. Самозванец осыпал своих приближенных наградами и подарками, в больших количествах закупал драгоценные сосуды, украшения, шелковые ткани и другие товары у немецких, еврейских и польских торговцев, понаехавших по его приглашении в Москву. Но особенно проявилась крайняя распущенность самозванца в его необузданном похотливом сладострастии. Не довольствуясь злосчастной Ксенией Годуновой, он постоянно требовал все новых и новых жертв. Михаил Молчанов, известный убийца Годуновых, усердно служил ему. Даже монастыри не были пощажены. Это послужило одной из причин, почему будущая лжецарица не спешила со своим приездом в Москву.

Дмитрий попал в ловушку несовместимости интересов политических, религиозных и социальных сил - национальных и международных - поддержавших его предприятие. Он щедро раздавал обещания всем. Кто помогал захватить престол, и теперь, когда он его имел, от него ждали выполнения многих противоречащих друг другу обязательств. Однако он не желал становиться орудием кого бы то ни было. Вместо этого он пытался установить собственный политический курс, для чего ему приходилось маневрировать между конфликтующими сторонами со всем доступным ему искусством. Но бесконечно это длиться не могло.

Дмитрий продолжил политическую линию Бориса, чья власть основывалась на поддержке средних классов русского общества, дворянства и посадских. Он вызвал из ссылки всех бояр, выступавших против царя Бориса, включая собственных мнимых родственников Нагих, Романовых и Богдана Бельского. Он «…удвоил жалованье сановникам и войску; …отменил многие торговые и судные пошлины; строго запретил всякое мздоимство и наказал многих судей бессовестных; обнародовал, что в каждую Среду и Субботу будет сам принимать челобитные от жалобщиков на Красном крыльце. Он издал также достопамятный закон о крестьянах и холопах: указал всех беглых возвратить их отчинникам и помещикам, кроме тех, которые ушли во время голода, бывшего в Борисово Царствование, не имев нужного пропитания; объявил свободными слуг, лишенных воли насилием, без крепостей внесенных в Государственные книги. Чтобы оказать доверенность к подданным, Лжедимитрий отпустил своих иноземных телохранителей и всех Ляхов, дав каждому из них в награду за верную службу по сороку злотых, деньгами и мехами…».

Таким образом, всем служилым удвоенно было содержание; помещикам удвоили их земельные наделы, все судопроизводство было объявлено бесплатным; всем должностным лицам удвоено содержание и строго вопрошено брать посулы и помины.

Дмитрий преобразовал боярскую думу и назвал ее сенатом: «…он спешил, изменить состав нашей древней Государственной Думы: указал заседать в ней, сверх Патриарха (что в важных случаях и дотоле бывало), четырем Митрополитам, семи Архиепископам и трем Епископам, надеясь, может быть, обольстить тем мирское честолюбие Духовенства (при прежних царях высшее православное духовенство приглашалось в Боярскую думу лишь в исключительных случаях, но Лжедмитрий отвел патриарху и архиереям постоянные места), а более всего желая следовать уставу Королевства Польского; назвал всех мужей Думных Сенаторами, умножил число их до семидесяти, сам ежедневно там присутствовал, слушал и решал дела, как уверяют, с необыкновенною легкостью. Пишут, что он, имея дар краснословия, блистал им в совете, любил уподобления, часто ссылался на Историю, рассказывал, что сам видел в иных землях, то есть в Литве и в Польше; изъявлял особенное уважение к Королю Французскому, Генрику IV; хвалился, подобно Борису, милосердием, кротостью, великодушием и твердил людям ближним: «Я могу двумя способами удержаться на престоле: тиранством и милостию; хочу испытать милость и верно исполнить обет, данный мною Богу: не проливать крови».

Политика, выбранная Лжедмитрием, носила компромиссный характер. Сознательно он избрал образцом, в стиле правления, период Избранной рады. Царь объявил свободу торговли, промыслов и ремесел, отменив все прошлые ограничения. Он говорил: «От свободной торговли, дозволенной всем и каждому, государство богатеет…».

Англичане замечают, что это был первый государь в Европе, который сделал свое государство в такой степени свободным. Свобода торговли и обращения в каких-нибудь полгода произвела то, что в Москве все подешевело, и небогатым людям стали доступны такие предметы житейских удобств, какими прежде пользовались только богатые люди и бояре.

В Россию стали во множестве приглашать иностранцев, которые могут оказаться полезными для Московского государства.

«Дмитрий более всего любил беседовать со своими боярами о том, что нужно дать народу образование, убеждал их путешествовать по Европе, посылать детей для образования за границу, заохочивал их к чтению и приобретению сведений; Сам Димитрий хорошо знал Св. писание и любил приводить из него места, но не терпел исключительности. «У нас, - говорил он духовным и мирянам, - только одни обряды, а смысл их укрыть. Вы поставляете благочестие только в том, что сохраняете посты, поклоняетесь мощам, почитаете иконы, а никакого понятия не имеете о существе веры, вы называете себя новым Израилем, считаете себя самым праведным народом в мире, а живете совсем не по христиански, мало любите друг друга, мало расположены делать добро. Зачем вы презираете иноверцев? Что же такое латинская, лютерская вера? Все такие же христианские, как и греческая. И они в Христа веруют». Когда ему заговорили о семи соборах и о неизменяемости их постановлений, он на это сказал: «Если было семь соборов, но отчего же не может быть и восьмого, и десятого и более? Пусть всякий верит по своей совести. Я хочу, чтоб в моем государстве все отправляли богослужение по своему обряду»

Очень важными были новые законы о холопстве. При Годунове человек, запродавшиё себя в холопы, «по наследству» вместе с прочим имуществом переходил к наследникам своего хозяина, мало того, все его потомство автоматически становилось холопами. Согласно указу Лжедмитрия, эту практику отменили - со смертью господина холоп получал свободу, а запродаваться в «кабалу» мог только сам, его дети оставались свободными. Кроме того было постановление, что помещики, не кормившие своих крестьян во время голода не смеют более удерживать их на своих землях; а помещик не сумевший изловить своего беглого крепостного в течение пяти лет, теряет на него все права. Лжедмитрий был совершенно не жесток, временами заходя в доброте чересчур далеко к своей же невыгоде.

Первым врагом Лжедмитрия был сам он, легкомысленный и вспыльчивый от природы, грубый от худого воспитания, - надменный, безрассудный и неосторожный от счастья. Удивляя бояр остротою и живостью ума в делах государственных, державный пришлец часто забывался: оскорбляя их насмешками, упрекал невежеством, дразнил хвалою иноземцев и твердил, что россияне должны быть их учениками, ездить в чужие земли, видеть, наблюдать, образовываться и заслужить имя людей. Польша не сходила у него с языка. Он распустил своих иностранных телохранителей, но исключительно ласкал поляков, только им давал всегда свободный к себе доступ, с ними обходился дружески советовался как с ближними; взял даже в тайные секретари двух ляхов Бучинских. Лжедмитрий не думал следовать русским: желал во всем уподобляться ляху, в одежде и в прическе, в походке и телодвижениях; ел телятину, которая считалась у нас заповедным, грешным яством; не мог терпеть бани и не ложился спать после обеда (как издревле делали все россияне от венценосца до мещанина), но любил в сие время гулять: украдкою выходил из дворца, бегал из места к месту, к художникам, золотарям, аптекарям; а царедворцы не зная, где царь, везде искали его с беспокойством и спрашивали об нем на улицах: чему дивились москвитяне. Все забавы и склонности Лжедмитрия казались странными: он любил ездить верхом на диких, бешеных жеребцах и собственной рукой, в присутствии двора и народа, бить медведя; сам испытывал новые пушки и стрелял из них в цель с редкою меткостью; сам учил воинов, строил, брал приступом земляные крепости, кидался свалку и терпел, что иногда толкали его небрежно, сшибали с ног, давили - то есть хвалился искусством всадника, зверолова, пушкаря, бойца, забывая достоинства монарха. Он не помнил сего достоинства и в действиях своего нрава вспыльчивого: за малейшую вину, ошибку, неловкость выходил из себя и бивал, палкою, знатнейших воинских чиновников - а низость в государстве противнее самой жестокости для народа.

3. Конец правления Лжедмитрия I

Вскоре же после венчания Лжедмитрия на царство, Василий Иванович Шуйский, развернул бурную деятельность: стал по ночам собирать доверенных лиц, главным образом из влиятельного московского купечества, убеждал их что новый царь - самозванец, намерен продать Русь полякам, уничтожить православную веру, а посему его следует побыстрее свергнуть. Люди Шуйского пытались забросить эти идеи в массы - однако массы не проявили никакого интереса, наоборот, поспешили донести куда следует. Братьев Шуйских сотоварищи быстро арестовали, однако Лжедмитрий отказался судить их сам и передал дело «собору» их духовенства, бояр и представителей прочих сословий. Собор приговорил Василия Шуйского к смертной казни, а его братьев Дмитрия и Ивана к ссылке. Лжедмитрий помиловал всех, вернул Шуйских ко двору - что его в последствии и погубило. 17 мая 1606 года мнимый Дмитрий был убит боярскими заговорщиками. Упав с высоты и разбив себе голову, ребра и ноги, его застрелили из ружья. Его короткое царствование сопровождалось непрерывной борьбой за право на самостоятельные действия. Это право активно ограничивали поляки, приведшие его на трон и считавшие его своей марионеткой, это право ограничивали боярские группировки, каждая из которых стремилась использовать царя в своих целей. Он пытался лавировать между народом и боярскими кланами, он лихорадочно искал почву под ногами, пытался опереться на народные массы, на мелкое служилое дворянство, на купцов. В итоге он не смог получить поддержки ни от кого, в результате чего так трагично закончилось его правление.

Так заканчивается правление Лжедмитрия I, русского царя, которому, чуть ли не единственному в Европе самозванцу, удалось не просто произвести возмущение, а сесть на престол и продержаться там около года, ведя при этом очень умную политику, которой восхищались не только друзья, но и недруги Лжедмитрия. Реформы, проведенные Лжедмитрием были безупречны и хороши. Правление Лжедмитрия закончено, но ответ на вопрос - кто такой Лжедмитрий I - так и не найден. Мы знаем множество фактов о Лжедмитрии, когда он пытался проложить себе дорогу к трону, когда он, будучи властителем России, вел толковую политику, которая была очень благотворна для страны людей, живущих в ней, но все же являются ли Лжедмитрий I и Григорий Отрепьев одним и тем же лицом...Дискуссии и споры о личности первого самозванца самым широким образом развернулись в России только во второй половине XIX века, правда, еще во второй половине XVIII в. Миллер занимался Лжедмитрием I, склоняясь к убеждению, что царевич был настоящий. Многие историки сто лет назад считали, что самозванец и в самом деле был чудесным образом избежавшим смерти сыном Ивана Грозного. Эта точка зрения берет начало в XVII в., когда немало иностранных авторов придерживались именно ее (Паэрле, Томас Смит и др.). Однако первым, кто выдвинул версию о подлинности Дмитрия и горячо ее отстаивал, был француз Жак Маржерет, который был очевидцем и участником Смуты и, кроме того, был начальником одного из отрядов дворцовой гвардии Лжедмитрия. Мне кажется, что лучше Маржерета еще никто не опроверг версии, будто Лжедмитрий был заранее подготовлен поляками и иезуитами, несколько лет воспитываясь ими. Вот, что он писал об иезуитах, якобы «воспитавших» Дмитрия: «Я думаю, что они не смогли бы воспитать его в такой тайне, что кто-нибудь из польского сейма, а следовательно, и воевода сандомирский, в конце концов не узнали бы... и если бы он был воспитан иезуитами, они, безомнения научили бы его говорить и читать по-латински...». Достоверно известно, что латинского Лжедмитрий не знал, и подписывая королю и папе послания, даже в своем имени и титуле делал грубейшие ошибки: вместо «imperator» - «in Perator», вместо «Demetrius» - «Demiusti»... Кроме того, разве не должен был самозванец взойдя на трон, казнить направо и налево, вырубая всех потенциальных смутьянов? Наконец свержение и убийство Лжедмитрия опять-таки несут на себе отпечаток странной, непонятной торопливости. Есть еще одно доказательство, о том, что Гришка Отрепьев и Лжедмитрий I - совершенно разные люди. Впервые Годунов назвал самозванца «Гришкой Отрепьевым» только в январе 1605г. - когда о существовании самозванца было известно уже несколько лет, когда он со своими отрядами четыре месяца находился в пределах России. Полное впечатление, что Годунов едва ли не до самого последнего момента не знал, кто же такой самозванец... Также, есть прямые сообщения о том, что Гришка Отрепьев прибыл в Москву с войском Лжедмитрия, но был им впоследствии за пьянство и беспутное поведение сослан в Ярославль... Как ни грустно, но истину мы не узнаем никогда. Самозванец мог и оказаться настоящим царевичем Дмитрием. А мог и оказаться жертвой спланированной Романовыми долголетней игры. Загадка Лжедмитрия навсегда останется загадкой.

Феномен самозванчества на Руси имеет глубокие психологические корни. Во-первых, неистребимая вера в «доброго царя» или барина. Во-вторых, искреннее сочувствие гонимым и обиженным, особенно если те слабы и беззащитны, не могут сами постоять за себя. В-третьих, готовность стать под знамена якобы чудом спасшегося законного наследника престола, когда само имя – пароль и знамя. И, наконец, в-четвертых, укорененность таких черт русского менталитета как стремление к душевному простору, авантюризм, расчет на «авось» и благосклонность «госпожи удачи». Стремительное восхождение, впрочем, как и закат звезды Лжедмитрия I стало лишь своеобразным прологом в череде всё новых и новых самозванцев.

Биография Лжедмитрия I (15??-1606г)

Смерть бездетного царя Федора Иоанновича, а также странная гибель в Угличе младшего сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия, до предела обострили борьбу за царский престол. Победителем в этой схватке вышел царский шурин Борис Годунов. Молва упорно обвиняла его заказном убийстве малолетнего царевича. И что бы Борис ни предпринимал для поднятия собственного имиджа в глазах народа, клеймо цареубийцы преследовало его до конца. Так что к появлению самозванца всё было готово. Согласно наиболее укоренившейся в историографии версии имя царевича Дмитрия присвоил себе беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Эта версия изложена Н.М.Карамзиным и образно обыграна А.С.Пушкиным в трагедии «Борис Годунов».

Красавцем этот человек не был, скорее, его можно назвать уродливым: крупные бородавки на лице, непропорциональное телосложение, рыжие волосы. Восхождение к власти Лжедмитрий начал из Польши. Несколько крепостей сдались ему без боя. Скоропостижно умирает Борис Годунов. Войска в массе своей переходят на сторону самозванца. Ближайшие родственники Годунова, в частности, сын Федор были убиты восставшим московским людом. В конце июня 1605 года Лжедмитрий въехал в Москву.

Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I

Короткое царствование Лжедмитрия отмечено усилением «польской партии» при русском дворе, возвращением из ссылки всех пострадавших при Борисе Годунове, удвоением жалования служилым людям. Самозванец был невероятно щедр на милости. У монастырей были конфискованы земельные наделы. Мздоимство (т.е. взяточничество) было запрещено особым указом. Улучшилось положение крепостных крестьян. Боярскую думу новый царь повелел именовать Сенатом. Он был доступен для общения с простыми людьми, рассматривал челобитные и давал регулярные аудиенции. Себя Лжедмитрий объявил императором, или цезарем. Традиция абсолютного самодержавия, таким образом, сохранялась и усиливалась. Учрежденная Тайная канцелярия, состоявшая из поляков, отвечала за личную безопасность царя. Все ограничения по передвижению внутри страны и выезда за ее пределы были ликвидированы. Назревала война с турками.

Лжедмитрий был веротерпим и стремился к европеизации Руси. В жены он взял дочь польского воеводы Мнишка – Марину. Народ любил нового царя, хотя сомнения в законности его власти оставались. Этим и воспользовались бояре во главе с Василием Шуйским. В результате заговора Лжедмитрий был убит. Тело его сожгли, а пеплом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши, откуда он и пришел на Русь.

    Наложницей Лжедмитрия была единственная оставшаяся в живых из рода Годуновых – Ксения. Лишь незадолго до приезда невесты царь приказал сослать любовницу в один из отдаленных монастырей.

    Надругательство над телом Лжедмитрия показало, насколько переменчив народ в своих симпатиях: на мертвое лицо надели карнавальную маску, в рот вставили дудку, и еще три дня труп мазали дегтем, посыпали песком и оплевывали. Это была «торговая казнь», которой подвергали только лиц «подлого» происхождения.

История России.Лжедмитрий I

Лжедмитрий I

Дмитрий-самозванец
Николай НЕВРЕВ

17 мая 1606 года поперёк рыночного прилавка величиной с аршин на Красной площади лежало тело убитого человека. Во рту у него торчала дудка, на брюхе лежала чёрная харя (маска), под мышкой бычий пузырь - скоморошья волынка... А под прилавком валялся труп преданного Петра Басманова.

Григорий
Евгений КИБРИК

А ведь всего год назад ему поклонялись, вся Россия присягнула этому человеку. Каждый тогда целовал крест и клялся "прирождённому государю своему, царю и Великому князю Дмитрию Ивановичу". Он был венчан на царство по всем канонам российского правящего дома, а вот теперь его убили и выволокли сюда, чтобы каждый желающий мог потешиться

Кем же он был? Талантливым актёром, гениальным политическим авантюристом, фантазёром, сумасшедшим или просто банальным пройдохой.

Где-то в то же время, когда у Ивана Грозного родился сын Дмитрий, у Якова-Богдана Отрепьева и жены его Варвары тоже появился наследник, которого нарекли Юшкой (Юрием, Георгием). Род Отрепьевых, ветвь рода Нелидовых, был весьма старинным и почтенным. Они имели исконные вотчины в ряде уездов, но служили в Москве. Дед Елизарий Замятня был объезжим головой, а отец - стрелецким сотником, но рано погиб в пьяной ссоре у кабака в Немецкой слободе. Юшка осиротел, а вдова вернулась домой. С 7-летнего возраста Юшку учили чтению по Часослову и Псалтырю, а затем отправили в Москву учиться письму. Учение давалось Отрепьеву с поразительной легкостью. Он поступил на службу на московское подворье бояр Романовых, был замечательным наездником и рубакой. Но перелом в карьере наступил в ноябре 1600 г., когда Романовы, узнав о болезни Бориса Годунова, собрали в своих дворах немалое войско из вооружённых слуг, надеясь сесть на царство. Но царь послал туда стрельцов и под стенами романовского подворья произошло настоящее сражение. Вооруженная свита Романовых оказала отчаянное сопротивление, но была разбита. Отрепьеву удалось бежать. Он вернулся домой и, опасаясь наказания, постригся в монастыре Иоанна Предтечи в Железном Борку, став смиренным чернецом (монахом) Григорием.

Чудов монастырь
Владимир ФАВОРСКИЙ

Чернец тяготился монашеским одеянием, поэтому, поскитавшись по провинциальным монастырям, отправился в столицу. Тем более, что оставшиеся в живых опальные слуги Романовых скоро были прощены. Григорий, благодаря протекции - челобитию своего деда Замятни архимандриту Чудова монастыря, попал в этот самый аристократический кремлевский монастырь. У него был прекрасный почерк, память. Он недолго прожил под надзором деда и вскоре был переведён в свою келью, где и занялся литературным трудом. Григорий сочинил прекрасное Похвальное слово русским святителям митрополитам Петру, Алексею и Ионе, Каноны другим святым. Старания Отрепьева были оценены патриархом, он стал кем-то вроде его секретаря, ходил с ним наверх, на заседания Боярской думы. И с этого момента мог начаться его стремительный взлет.

Келья в Чудовом монастыре

Владимир ФАВОРСКИЙ Cергей ГАЛАКТИОНОВ

Пимен и Григорий, Владимир ФАВОРСКИЙ

Григорий
Владимир ФАВОРСКИЙ

В то время, когда Борис Годунов пытался справиться с голодом и тяжелыми настроениями внутри страны, за толстыми стенами Чудова монастыря Московского Кремля монах Григорий примерял на себя лавры своего кумира Александра Македонского. Ни писательская, ни тем более духовная карьера его не прельщали. Ещё во время скитаний по монастырям, якобы, один из монахов опознал в нём царевича Дмитрия и указал на царские знаки - бородавку на носу и разную длину рук. И, как говорится, нашего Григория понесло, замыслил он... Масштаб его авантюры был грандиозен, с какого-то момента он и сам уверовал в собственные фантазии и своё царское происхождение. И московский престол стал основной целью жизни. Самозванство было самым великим грехом на Руси. Существовало понятие вор: вор огородный, вор бельевой, вор карманник... и вор царского имени - самый тяжкий, за который власти преследовали особенно жестоко. Но и это не остановило Отрепьева.


Келья Пимена в Чудовом монастыре, , Кузьма ПЕТРОВ-ВОДКИН


Пимен, Евгени й КИБРИК

Келья в Чудовом монастыре. Пимен и Григорий
Василий ШУХАЕВ Борис ЗВОРЫКИН

И вот в одну из февральских ночей 1602 года наш монах ухитрился бежать из Чудова монастыря с двумя своими приятелями-чернецами. Далее его маршрут пунктирно:

Киево-Печерский монастырь, откуда он был выставлен монахами, как расстрига;
- некоторое время жил у известного князя Януша Острожского, пытался заручиться финансовой и политической поддержкой, но по велению воеводы был выдворен гайдуками за ворота замка;

В конце весны 1602 г. Григорий Отрепьев попал В Литву, ловко ускользнув на границе из рук царской страж и.

Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе
Григорий МЯСОЕДОВ \



Корчма на литовской границе
Владимир ФАВОРСКИЙ

Карл ШРЕДЕР

Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе, Василий ШУХАЕВ


Мнишек и Вишневецкий, Владимир ФАВОРСКИЙ


Самозванец и поэт, Владимир ФАВОРСКИЙ

В Литве Отрепьев оказался у арианов, представителей одного из самых крайних течений протестантизма. Он попал в арианскую школу в Гоще, где учился польскому и латыни. Из Гощи, сделав крюк в Запорожье, но не получив и там прямой поддержки, наконец, оказался в Польше у князя Адама Вишневецкого, зятя Юрия Мнишека

Самозванец и Курбский
Владимир ФАВОРСКИЙ

Именно у Вишневецких после тайной исповеди, Григорий Отрепьев стал официально именоваться московским царевичем Дмитрием. Сначала покровителей у него было немного, всего 2 крупных магната, затем подтянулись ещё некоторые представители Польской Шляхты. Однако Польский сейм запретил полякам поддерживать Самозванца, а канцлер и гетман Ян Замойский и вовсе возмущался в его адрес:

Это что за античная комедия? Это комедия Плавта или Теренция, что ли?
Король Сигизмунд III дважды встречался с Григорием в Кракове, но не решился открыто и официально поддерживать Отрепьева и ограничился тем, что дал ему денежную субсидию и позволил вербовать в свою дружину охочих людей.

Марина Мнишек,Кибрик

Марина Мнишек и Лжедмитрий, Владимир ФАВОРСКИЙ

Лжедмитрий, Владимир ФАВОРСКИЙ

Клавдий ЛЕБЕДЕВ

Марина Мнишек и Дмитрий Самозванец в саду Самборского замка, Степан ГАЛАКТИОНОВ

Василий ШУХАЕВ

Борис ЗВОРЫКИН

Владимир СВИТАЛЬСКИЙ

Затем Самозванец был привезён в Самбор, где и познакомился со своей будущей невестой Мариной Мнишек. Эта встреча стала воистину судьбоносной. Красавицу-польку, отчаянную, такую же амбициозную и авантюрную, как и Григорий, замаячивший в перспективе русский престол, не мог не прельстить. И тут же в Самборе Самозванец подписал обязательство, предписывавшее, помимо прочего, назначить свадьбу с Мариной после того, как он будет венчан на русский престол

Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма
Николай НЕВРЕВ

Оказавшись в Польше, Отрепьев времени даром не терял и не скупился на обещания. Он тайно перешёл в католичество и пообещал Папе римскому в случае своего воцарения в течение года ввести в России католицизм, правда, позже все таки прибавил год - страна большая, людей много. Польскому королю посулил Чернигово-Северские земли, будущему тестю Мнишеку - Новгород Великий, Псков и много денег впридачу..

Литовская граница (16 октября 1604 года)
Евгений КИБРИК

Самозванец и князь Курбский, Р.Ф.Штейн

Литовская граница, Борис ЗВОРЫКИН

Князь Курбский, Евгений КИБРИК

С небольшой горсткой сторонников Григорий двинулся на Москву. Они выбрали не короткий путь через Смоленск, а длинный - через Чернигов и Северские земли, где скопилось немало недовольных Борисом Годуновым казаков. Не без трудностей (Янош Острожский отогнал все корабли и лодки ниже Киева с берегов Днепра) Самозванец с помощью мещан Киева переправился через Днепр и в середине октября пересёк русско-литовскую границу. Однако в январе 1605 г. правительственные войска в битве при Добриничах разбили армию Самозванца, который с немногочисленными её остатками был вынужден уйти в Путивль.

Сражение при Добриничах, Юрий КАШТАНОВ


Равнина близ Новгорода-Северского, Владимир ФАВОРСКИЙ

Гавриил Пушкин Лжедмитрий и боярин Пушкин
Евгений КИБРИК Василий ШУХАЕВ


Пётр Басманов и Гаврила Пушкин


Пушкин и спящий Самозване

Владимир ФАВОРСКИЙ

Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой,
А мнением, да, мнением народным...

Позже за верную службу Гаврила Пушкин был Лжедмитрием I сделан думным дворянином и великим сокольничим, став одним из наиболее приближенных к новому царю лиц.

Ставка
Владимир ФАВОРСКИЙ

Современники свидетельствуют, что копьём и мечом Самозванец не взял ни одного города, а всё подмётными письмами. Но случилось подобное ещё и потому, что страна этого захотела сама. Как и знатные бояре и князья, массово предавшие Годуновых и перешедшие на сторону Самозванца (сомневаюсь, что многие из них верили в легенду о спасшемся царевиче).

Вступление Лжедмитрия I в Москву
Клавдий ЛЕБЕДЕВ
Заручившись поддержкой "матери" Марии Нагой, 20 июня 1605 года Лжедмитрий I торжественно, под колокольный звон, въехал в Москву, как законный государь.

Demetreus Imperator
НХ

Но воцарившись в России, Дмитрий не торопился выполнять обещания, данные полякам, вёл себя независимо. Не ввёл католичество, не разрешил строить католические храмы, не согласился величаться просто Великим князем, а, напротив, именовался цесарем - императором. Юрий Мнишек, рассчитывавший на полноводную денежную реку, текущую из Москвы в Самбор, просчитался и получил в лучшем случае тоненький ручеёк да диковинные подарки для дочери.

Русские летописи отмечают ум, образованность и уверенность в себе Лжедмитрия I. Присутствуя на заседаниях Боярской думы, он удивлял всех своим тонким и точным пониманием проблем, быстрым решением государственных дел


Портрет Лжедмит, Гравюра XVII века

Дмитрий УТКИН

Заочное обручение Марины Мнишек с Лжедмитрием I в Кракове
12 ноября 1605 г.
Гравюра с картины неизвестного художника XVII в.
В качестве заочного жениха выступал глава Посольского приказа Афанасий Власьев


Патриарх Иов отказывается признать Лжедмитрия I
Пётр ГЕЛЛЕР

Клавдий ЛЕБЕДЕВ

Лжедмитрий I и царевна Ксения Годунова, Клавдий ЛЕБЕДЕВ


Лжедмитрий I и царевна Ксения Годунова

Лжедмитрий в ождании приезда невесты времени не терял. Ксения Годунова (и не только) на полгода стала его утехой. А затем по требованию отца Марины Мнишек она была сослана в Горицкий Воскресенский женский монастырь и пострижена в монахини под именем инокини Ольги. Оставшиеся дни она и провела в скитаниях по монастырям. Скончалась в 1622 г. в Княженском Нижегородском монастыре.

Помилование Василия Ивановича Шуйского перед казнью, НХ

Потребовав убить царя Фёдора II Годунова и его мать, Лжедмитрий далее хотел править по-доброму, больше ни одной казни совершено не было. Воевод и противников свозили к нему связанными, привязанными за бороды, но не казнили. Он вернул ссыльных. Простил заговорщика Василия Шуйского и Ко, отменил казнь и сослал его на на Север, но вернул с дороги. На свою голову... И это была одна из его непростительных ошибок.

Въезд Марины Мнишек со свитой в Москву 3 мая 1606 г.
Неизвестный художник

Въезд в Москву Марины Мнишек
Фёдор СОЛНЦЕВ

Прием польских послов Лжедмитрием I. 3 мая 1606.
Неизвестный художник Государственный исторический музей

Марина Мнишек
Борис ЗВОРЫКИН

Венчание Лжедмитрия I и Марины Мнишек (и её коронация) в Москве 8 мая 1606 года

Марина Мнишек Коронационный портрет
Шимон БОГУШ

Марина Мнишек в коронационной одежде
8 мая состоялась свадьба и коронация Марины Мнишек,
она стала первой коронованной русской царицей

Лжедмитрий I, Марина Мнишек и Юрий Мнишек

Марина Мнишек
Гравюра 1609 г


Марина Мнишек
Гравюра 1609 г

Лжедмитрий I и Марина Мнишек
Виталий ЕРМОЛАЕВ

Печать и подпись (с ошибкой) Лжедмитрия I

Но постепенно, а особенно во время свадьбы, подданые начали подмечать в поведении государя много такого, что не укладывалось в их представления о русском царе. Сейчас, наверное, смешно, но Дмитрию вменяли в вину то, он был безбород, что не мыл руки после еды и ел телячье мясо (на его употребление был запрет до петровских времён), не спал после обеда, а отправлялся гулять по городу (да не в возке-карете, а верхом), любил конские ристалища, ходил, пританцовывая, а не чинно-благородно, опираясь на князей и бояр, а после венчания в Успенском соборе с Мариной Мнишек, ни разу не пошёл в баню. Это позволило распускать слухи, что он не наш, "поганый" и ведёт себя не по-русски.

Царица Марфа обличает Лжедмитрия
Раскрашенная литография по эскизу В. БАБУШКИНА

Кроме этого, царь затевал совершенно колоссальный военный поход на Крым, в это время под Москвой стояла отмобилизованная дворянская армия. Но вряд ли русское дворянство горело желанием отправиться в этот поход. Во время многодневных празднований по поводу венчания Дмитрий отошел от государственных дел, а приехавшие поляки вели себя крайне безобразно: в пьяном разгуле врывались в московские дома, бросались на женщин, грабили прохожих. Этим решил воспользоваться отряд заговорщиков из двухсот дворян во главе с всё тем же Василием Шуйским. Они понимали, что народ любит Дмитрия, поэтому, объявили, что поляки хотят извести царя и бояр. Государь был предупреждён, но не принял никаких мер, так был уверен в себе и преданности людей своей персоне

Последние минуты Дмитрия Самозванца
Карл ВЕНИГ

Лжедмитрий I
Из книги В.П.Верещагина История Государства Российского
в изображениях Державных его Правителей

Толпа заговорщиков, воспользовавшись неразберихой, ворвалась во Кремль, смяла охрану. Дмитрий храбро защищался, не струсил, но сорвался с перехода и сломал ногу. Его допрашивали, а он твердил, что истиный царевич. Тогда один из дворян, Григорий Валуев, застрелил самозванца из пистолета со словами:
- Дайте, я заткну рот этому свистуну...
Это случилось в ночь на 17 мая 1606 года.


Смерть Самозванца
Гравюры XIX в.


Смерть Самозванца
Гравюры XIX в .

Убийство Дмитрия Самозванца
Борис ЧОРИКОВ

Воистину слава земная проходит быстро и Лжедмитрий - наглядная к этому иллюстрация... Сказка о воскресшем царевиче Димитрие стала былью, но ненадолго. За неё пришлось дорого заплатить. Ситуация с Самозванцем быстро подошла к своему концу, т.к. подавая надежды и обещания, надо было стремиться их оправдывать и выполнять. За 11 месяцев правления не было никаких особых результатов

Без сомнения, Григорий Отрепьев был неординарной личностью, удивительным человеком. Он несколько раз начинал всё "с нуля", но в фантастически короткие сроки вновь делал карьеру. Умный, образованный, тонкий, демагогичный и...редкостный мерзавец, готовый на любой низкий поступок ради власти.
Честолюбие его сжирало: он хотел быть знаменитым, чтобы о нём всегда помнили потомки. А ведь ему это удалось! Он стал, пожалуй, единственной русской исторической фигурой допетровской эпохи, кому посвятили свои сочинения европейские литераторы по следам его похождений (драма Великий князь Московский Лопе де Веги, неоконченная драма Фридриха Шиллера Дмитрий Самозванец), чей профиль был чеканен на медалях, чьи портреты встречаются по сей день в европейских музеях.

А тело Гришки Отрепьва после Красной площади закопали в чистом поле у обочины дороги. Но пошли слухи, что над могилой появились какие-то голубые огоньки, что он колдун и чернокнижник. Тогда труп выкопали, отвезли в село с говорящим названием Котлы, там сожгли, прахом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши, откуда он пришёл

Но это не помогло искоренить т.н. самозванство, и пошло оно гулять, как чума, по России-матушке...

P.S. Когда ответное посольство польское прибыло на брачный пир в Москву, его туда не пустили. Это была вопиющая вещь! Юрий Мнишек в знак протеста покинул 9 мая свадебный пир своего зятя. А царица Марина Мнишек спаслась чудом, схоронившись под юбкой своей гофмейстерины.

Самозванец, выдававший себя за «чудесно спасшегося» царевича Дмитрия Ивановича, Царь и Великий князь Московский и всея Руси (1605-1606).

Происхождение Лжедмитрия I неясно. В исторической науке наиболее распространена официальная версия правительства , что он - беглый дьякон московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, сын галичского дворянина Богдана Отрепьева.

Лжедмитрий I появился в 1601-1602 годах в Польше, где выдавал себя за «чудесно спасшегося» сына . Был поддержан польскими магнатами и католическим духовенством. В 1603-1604 годах была развернута подготовка его возведения на русский трон. Лжедмитрий I тайно принял католичество и обещал после воцарения отдать Польше Северскую и Смоленскую земли, участвовать в антитурецком союзе, оказать помощь королю в его борьбе со Швецией, ввести в католичества, жениться на дочери сандомирского воеводы сенатора Е. Мнишка , передать ей в качестве «вена» и и уплатить Е. Мнишку 1 миллион злотых.

Осенью 1604 года Лжедмитрий I перешел с польско-литовским отрядом русскую границу в районе Чернигова (ныне на Украине). Успеху его авантюры способствовали волнения крестьян, развернувшиеся в южных районах русского государства. Несмотря на поражение под , Лжедмитрию I удалось укрепиться на юге (в Путивле, ныне на Украине).

После внезапной смерти Бориса Годунова его армия под перешла на сторону Лжедмитрия I. 1 июня 1605 года в Москве произошло восстание, свергнувшее царя Федора II Борисовича. 20 (30) июня 1605 года самозванец вступил в , 21 июня (1 июля) венчался на царство в Московского Кремля.

Заняв царский престол, Лжедмитрий I пытался проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Стремясь опереться на провинциальное дворянство, он увеличил ему денежные и земельные оклады за счет конфискации финансовых средств у монастырей и намечавшегося пересмотра их прав на земельные владения.

Лжедмитрий I предпринял попытку реорганизации армии. Им был сделан ряд уступок крестьянам и холопам (указы от 7 января и 1 февраля 1606 года). Южные районы были на 10 лет освобождены от налогов, и в них была прекращена обработка «десятинной пашни». Однако политика и увеличение налогов (в частности, из-за необходимости отправки денег в Польшу) вызвали весной 1606 года усиление крестьянско-казацкого движения. Не сумев привлечь на свою сторону все слои феодалов, Лжедмитрий I пошел на уступки восставшим: он не применил силу для подавления движения и включил в готовившийся Сводный судебник статьи о крестьянском выходе.

Из-за невыполнения Лжедмитрием I его обещаний о введении католичества, территориальных уступках и военной помощи Польше против Швеции ухудшились отношения с Сигизмундом III. Кризис внутренней и внешней политики создал условия для организации заговора знати во главе с князем . Во время восстания горожан против поляков, прибывших на свадебные торжества Лжедмитрия I и , самозванец был убит заговорщиками в Московском Кремле.

После поругания на Лобном месте тело Лжедмитрия I было захоронено за Серпуховскими воротами Москвы. Позднее его тело выкопали, сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки в сторону Польши.

Испекли Самозванца в польской печке, а вот заквасили его в России.

Ключевский

История Лжедмитрия берет свое начало в 1601 году в Польше. 1 ноября 1601 года к польскому королю Сигизмунду 3 пришел папский нунций и уведомил его о том, что в имении Адама Вишневецкого появился россиянин, который называет себя царевичем Дмитрием, выжившим после Углича , и который сейчас намеревается вернуть себе российский престол с помощью татар и казаков. Король приказал привести претендента в Краков для удостоверения его личности. Состоялась встреча, во время которой молодой человек, называвший себя царевичем Дмитрием, выказывал готовность перейти в католичество и начать подготовку к походу в Россию.

Примерно в это же время о самозванце стало известно и в России. Борис Годунов прямо обвинил бояр в том что самозванец это их рук дело и результат их интриги. Было названо и конкретное имя предателя - Григорий Отрепьев. Это имя было связано Годуновым с Романовыми. Показательно, что бороьбу с самозванцем Годунов доверил тем боярам, которые ненавидели Романовых: Шуйские, Галицыны и Мстиславские.

Лжедмитрий 1 это Григорй Отрепьев?

Кем был самозванец Лжедмитрий 1? Версия что это был Григорий Отрепьев мягко говоря сомнительная. Отрепьев никак не тянул на роль самозванца, потому что Григорию было уже за 30, а самозванцу было чуть более 20 лет. Следовательно разница 10-12 лет. Да и прямых доказателсьтво того, что это одно и тоже лицо,нет. Поэтому следует различать Лжедмитрия 1 и Отрепьева, поскольку достоверных сведений о том, что это одно и тоже лицо, в истории России нет.

История Григория Отрепьева такова. Его отец был сотник, которого по пьянке зарезали в драке. Гришка с молодых лет был очень способным человеком. У него был хороший почерк, он переписывал книги, отличался большим артистизмом, поступил на службу к Романову старшему, принимал участие в сражении на подворье Романовых в 1600 году, и спасаясь от виселецы. В 20 лет был пострижен в монахи. Из Суздаля непонятным образом попал в Чудов монастырь. В 1602 году оказался в Литве, где, как принято считать, объявил себя царевичем Дмитрием.

Нужно сказать что Романовы очень здорово подчистили историю России за столетия своего правления. Многие документы того времени историки называют откровенными подделками. Поэтому вероятность, что Самозванец был Отрепьевым есть, но она крайне невелика. Но каким было на самом деле правление Лжедмитрия 1 и кем он был - достоверно мы до сих пор не знаем. И скорее всего никогда не узнаем.

Связь Лжедмитрия с семьей Мнишек

Оказавшись в Польше Лжедмитрий влюбился в дочь местного воеводы Марину Мнишек. Ее отец, Юрий Мнишек, был человек вороватый (его не раз на этом ловили). Поэтому Лжедмитрий обещал тому:

  1. После воцарения выдать 1 миллион злотых на погашение долгов Мнишека.
  2. Отдать Марине в полное владение Новгород и Псков
  3. Способствовать переходу своих будущих подданных в католичество.

Это были условия сделки между Лжедмитрием и семьей Мнишек. После этого состоялась помолвка. Поляки начали готовиться к походу. Очень интересно что Сигизмунд 3 от похода Лжедмитрия 1 в Россию дистанцировался, сразу же и написав письмо Борису Годунову о том, что здесь есть самозванец, который собирает людей, но это все волонтеры, а Сигизмунд 3 к этому отношения не имеет.

Начало похода на Россию

13 октября 1604 года войско Лжедмитрия отправилось в поход в Россию. Войско состояло из поляков 2000 донских запорожских казаков, которые и форсировали Днепр. Какие меры предпринял Борис? Он отправил к Марии Нагой человека и Мария (то есть мать Дмитрия) сделала заявление о том, что Дмитрий действительно погиб в Угличе, а на Россию идет самозванец. В Литву отправили дядю Отрепьева, чтобы он разоблачил племянника, но его не допустили к Лжедмитрию.

Карта движения Лжедмитрия


Тем временем армия Лжедмитрия легко занимала территорию за территорией. Народ, особенно казаки, которые ненавидели Годунова радостно встречали его и говорили: "Встает наше красно солнышко, возвращается к нам Дмитрий Иванович!". И всего за 2 недели под властью Лжедмитрия оказались огромные территории под бассейном Десны и Северского Донца до верховьев Оки. Из крупных городов были взяты Моравск и Чернигов. То есть почти вся южная Русь поднялась против Годунова. Это был не столько успех Лжедмитрия, сколько поражений Годунова. Тут уже стало понятно, что ачало правления Лжедмитрия 1 в россии это просто вопрос времени.

Бояре встают на сторону Лжедмитрия и Польши

В то время, как наставниками сына Годунова стали Пётр Басманов и Богдан Бельский (тот самый, которому выщипали по одному волосу из бороды), клан годуновых очень быстро утратил контроль над армией. А Басманов устроиз заговор против Годуновых. Царские войска бежали из под Кром, а самозванец, который уже спешил бежать из России, вернулся и начал двигаться на Москву. 1 июня посланец Лжедмитрия Гаврила Пушкин (предок поэта) прибыл в село Крсное под Москвой и подняли давно назревшее антигодуновское восстание. Богдан Бельский, который был главным следователем по делу о смерти Дмитрий в Угличе, и который клялся до этого, что Дмитрий умер, здесь всенародно сказал, что он лгал, потому, что он спас царевича, которого хотел извести мерзавец Годунов. Но Бельский спас мальчика.

Этому же присягнул и Василий Шуйский, сказав, что узнает царевича Дмитрия. Самое главное - своего сына узнала Мария Нагая, которая до этого дважды клялась в том, что ее сын умер и похоронен. Федора Годунова и его жену арестовали и поместили в дом к малюте Скуратову, где вскоре их задушили.

Въезд самозванца в Москву

20 июня 1605 года москвичи с восторгом встречали торжественно въезжавшего в город Лжедмитрия (естественно, мы сейчас говорим, что это Лжедмитрий, а тогда народ встречал Дмитрия Ивановича). Новый царь сразу вернул ко двору Романовых и других бояр, которые пострадали при Годунове. Федор Романов, отец будущего царя Михаила, был также возвращен и назначен патриархом Ростовским. Фактически именно с 20 июня началось правление Лжедмитрия 1 в Москве.

8 мая 1606 года Лжедмитрий повенчался с Мариной Мнишек. Это произошло в пятницу и на Николин день, что было против устава православной церкви. В тоже самое время самозванец не спеши выполнять свои обещания перед поляками. Он не превратился в польского ставленника, и вообще (что удивительно) вел себя как природный царь, как будто он всю жизнь был царем: он прекрасно знал этикет, говорил на иностранных языках, называл себя императором задолго до Петра 1, выступал за расширение контактов с Западом, установил бесплатные суды. Боярам Лжедмитрий не нравился в виду своей большой активности, а также в виду того, что он максимально стал отдалять бояр от управления страной.

Конец правления Лжедмитрия 1

Лжедмитрий 1 не выполнил свои обещания полякам и не стал своим для московских бояр. Поэтому к лету 1606 года он оказался в вакууме. У Лжедмитрия больше не было поддержки за рубежом. Этим и решили воспользоваться бояре, устроив заговор. Его организовали Шуйские. Но заговор был раскрыт, а Шуйские были арестованы. Судьи приговорил Василия Шуйского к казни.

Но по просьбе в Марии Нагой и других влиятельных бояр Лжедмитрий не только помиловал Василия Шуйского, но и полностью его простил. В результате Шуйский остался там где он и был, и тут же начал плести второй заговор. 16 мая 1606 года Шуйские пустили слух об опасности царю от поляков, а сами под шумок вошли в кремль 17 мая. Басманова и самозванца убили (нужно понимать, что это был тандем). Изуродованный труп Лжедмитрия оставили на лобном месте, привели Нагую, у которой в очередной раз спросили - ее это сын или нет. Она мастерски вывернулась, сказав: "Теперь, какой есть, - конечно не мой". Тело Лжедмитрия сожгли, прах забили в пушку и выстрелили в сторону Польши. Марина Мнишек бежала из Москвы.