Болезни Военный билет Призыв

Люди с образным мышлением. Развитие мышления: приемы, методы, упражнения. Образное мышление у ребенка

  • Мышление создаёт и воспринимает образы на языке чувственного восприятия.
  • НЛП вводит понятие репрезентативная система , которое определяет язык, в котором мышление кодирует образы.
  • См. также

    Образное мышление - мышление в виде образов путём их создания, формирования, поддержки, передачи, оперирования, видоизменения с помощью мыслительных процессов. Входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности. Реализуется с помощью механизма представления. Передаёт знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) реальной действительности, а формирует целостную мысленную картину отдельного участка действительности. Пространственное мышление, ассоциативное мышление, наглядно-образное мышление, визуальное мышление можно рассматривать как разновидности образного. Противопоставляется без-Образному мышлению.

    Чем большее количество людей подпитывают образ своими чувствами, тем образ сильнее, тем сильнее возможность обратного влияния образа на деятельность человека , людей (сообщества). Способен формировать характеры , манеру поведения больших и малых социальных групп, в связи с чем встаёт проблема определённой культуры творения образов, присущей народам и странам, нациям, государствам и этносам . Наследие образного мышления любого народа можно рассматривать как своеобразный «оттиск» его воззрений на мир, замысел жизни, своё предназначение в мире, своеобразный культурный автопортрет.

    • Образное восприятие

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Образное мышление" в других словарях:

      ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ - см. Мышление образное. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …

      образное мышление - <...> мышление, совершающееся в форме связи и сочетания образов. Образное мышление – конкретное мышление, свойственное ребенку раннего возраста и вообще на примитивных ступенях развития, образное мышление является главной формой мышления.… … Словарь Л.С. Выготского

      Образное мышление - процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. О.м. представляет собой единую систему форм отражения наглядно действенного,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      Образное мышление - вид мыслительного процесса, в котором используются образы … Психология человека: словарь терминов

      Совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно… … Википедия

      наглядно-образное мышление - Категория. Форма мышления. Специфика. Характеризуется тем, что в его основе лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта после наглядно действенного мышления, данный вид … Большая психологическая энциклопедия

      БЕЗ-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ - см. Мышление без образное. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

      Наглядно образное мышление мышление, в основе которого лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта … Психологический словарь

      Наглядно-образное мышление - один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью М. н. о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета … Словарь-справочник по педагогической психологии

      Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    "Как странно выглядят мечты, когда они становятся реальностью"

    Одной из граней образного мышления является чувственное знание или говоря языком парапсихологов эмпатийное восприятие*. Критерием возврата человека к образному мышлению является умение мыслить методом озарения. Это метод мысленного погружения в проблему, при котором ответ приходит мгновенно, как озарение. Он именно приходит, выстреливает из подсознания . Возникает внутреннее состояние радости - вот оно, теперь все понятно. Ответ приходит сам. Например, тот же Менделеев именно таким способом и открыл таблицу элементов. А люди, которые могут мгновенно перемножить любые числа? В таких случаях и работает образное мышление, которое обычно сопровождается чувством эмоционального накала. Человек внутренне проводит какую-то работу, он погружается в проблему, и затем выстреливает ответ. Еще его называют методом погружения.

    /*Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Многие специалисты считают эмпатию врожденным свойством, которое генетически детерминировано. Жизненный опыт индивида может только усилить или ослабить ее. Эмпатия зависит от доступности и богатства жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника, на одну эмоциональную волну с ним./

    Получается, что человек, который раскрывает в себе образное мышление, начинает по-другому решать поставленные перед ним задачи. Механизмы решения задач также могут эволюционировать или деградировать в зависимости от роста человека или его упадка.

    Люди, которые постарше, наверняка помнят, что в школе они не заучивали таблицу сложения. Они понимали принцип, как можно их сложить. Сейчас в школах учат не только таблицы умножения, но и таблицы сложения. Они просто зазубривают готовые ответы. Безусловно это показатель деградации.


    И еще, лингвисты хорошо знают, что английский язык абсолютно пустой . Он не вызывает в сознании человека образов. Его иногда называют языком искусственным или знаковым. Всего-навсего отражение материального в неведомо откуда взявшемся звуке, где звук далёк от того, что он отражает. Возьмём звуковое значение принятия пищи, по-русски: еда, пища, харч, хавчик, жор, есть и другие звуковые обозначения этого процесса. А в английском? Одно слово “фуд” . Или: я тебя люблю, тебя люблю я, да люблю я тебя! А в английском: I love you . Всё, больше ничего и никак иначе. Только знак, никакой образно-временной наполненности.

    Поэтому честные учёные из Израиля прямо заявили, что русский язык развивает не только левое полушарие головного мозга, но и правое. Потому что он создаёт образы, а другие европейские языки на это не способны.

    Самый же отсталый из европейских языков - это английский. Единственное, что он способен развить, так это память и левое полушарие головного мозга. Вот и ответ, почему самый примитивный из европейских языков так стремительно навязывается всему миру. Но это так, к слову о лингвистике.

    Поэтому разумно предположить, что у наших пращуров было больше механизмов решения поставленных задач. Допустим человек искал ответ на поставленный вопрос. Он погружался в этот вопрос. По сути, он соединял два образа: образ себя на данный момент, и образ ситуации, в которой он оказался. А дальше синтезируя два эти образа на чувственном уровне, ему методом озарения приходил ответ наиболее оптимального решения. Или человек занимался выбором правильного действия из веера возможных решений. Он брал образ себя, образ ситуации и дальше образ возможного решения . Синтезировав три этих образа, он получал ответ того, к чему это приведет. То есть что будет, если человек сделает такой выбор. И сейчас многие люди так делают, особенно те, у кого не так сильно развито левое полушарие (структурно-логическое мышление, абстрактное) по сравнению с правым полушарием (чувственно-эмоциональное, интуитивное, связь с информационным полем Вселенной). Происходит считывание образом моделирования событий, образом выбора вектора дальнейшего движения.

    Стоит отметить, что левополушарная и правополушарная работы не противопоставлены друг другу вообще никак. Распространенное суждение гласит, что левое полушарие отвечает за структурно-логическое мышление, за логико-математический анализ, а правое полушарие за образно-чувственное.

    *Современная система образования утверждает, что направлена на то, чтобы гипертрофировать левое полушарие и при этом как-то ограничить правое полушарие. Но мы видим, что для современных людей уже не доступны элементарные логические конструкции.

    Образная работа включается тогда, когда у человека в гармонии оба полушария. Мы опять видим троичность . И обосновать это достаточно легко. Как включается метод погружения? Мы начинаем думать, и искать логические взаимосвязи с изучаемым объектом. У нас включается левое полушарие. Но дальше, в процессе этой работы, идет определенная сонастройка с образом задачи. И благодаря этой сонастройке у нас активизируется правое полушарие. Мы начинаем чувствовать этот образ на уровне эмпатии сверхчувственного восприятия. Логика по-прежнему работает, но одновременно мы уже ищем ответ, чувствуя задачу. Вот тогда и выстреливает мыслеобраз ответа.

    Еще одним способом образного мышления, но более низкого порядка, является разговорная речь.

    Вы никогда не задумывались над тем, как в вашей голове возникают слова? По большому счету они возникают спонтанно. Мы формируем в голове образ той мысли, которую хотим донести, и она изливается в виде предложения. Если бы мы задумывались над каждым словом, мы не смогли бы так быстро говорить. Как только мы начинаем подбирать слова, речь становится прерывистой. На этой основе и появилась наука, изучающая психологию человека по его речи. Или, к примеру, в голове возникает образ зебры, и мы сразу же понимаем, что это полосатое парнокопытное. Если слово неизвестно - не возникает ничего. Можно сказать, что это память, но ни один современный компьютер не сможет так быстро подобрать то описание, которое как озарение возникает в нашей голове. Да и где там может все это уместиться? Мы не ищем ответ, мы его сразу получаем. Подумайте над этим.

    Понять, какое полушарие у вас развито больше поможет простое упражнение. Сложите, не задумываясь, пальцы рук в замок. В зависимости от того, палец какой руки окажется сверху, то противоположное полушарие у вас и более развито. Если сверху палец левой руки, то более развито правое полушарие.
    Теперь сложите пальцы рук так, чтобы сверху оказался палец другой руки. Чем большее неудобство для вас доставляет эта процедура, тем больше разница в развитии полушарий головного мозга. В таком случае вам необходимо отстающее полушарие подтягивать к более развитому, а не наоборот.

    Важно гармоничное развитие обоих полушарий . Именно поэтому в старину люди умели писать двумя руками, а воины умели сражаться сразу двумя мечами. Если ваш ребенок левша, не спешите переучивать его в правшу . Гораздо важнее просто научить его писать или держать молоток правой рукой также как и левой. Тогда вы получите гармоничную личность, а не личность с подавленной интуицией.

    Одной из задач, которую умели делать древние жрецы, было умение одновременно писать двумя руками в двух тетрадках тексты на две темы. Именно это нашло свое отражение в легендах о Цезаре в том, что он умел одновременно решать несколько задач. Отсюда же и ведическое понятие дважды рожденных.

    Да и мужчина и женщина, по сути, являются половинками чего-то единого, хотя и находящегося на другом плане мироздания. Все по образу и подобию, как вверху, так и внизу.

    Поэтому образное мышление - это мышление методом озарения . Обычно погружение происходит через левое полушарие. Мы осмысляем, думаем, пытаемся логически выявить закономерности. Дальше через концентрацию происходит активизация правого полушария, человек начинает чувствовать задачу. И когда они выравниваются, происходит озарение, выстреливается готовый мыслеобраз ответа, который мы просто считываем. Это можно сравнить с буквицей Ижеи, с образом потока. Человек входит как бы в поток. Между полушариями появляется поток, который и считывается умом. Вхождение в поток является следствием и приятным побочным эффектом выравнивания пропорционального соотношения активации полушарий головного мозга. Теперь понятно, почему сознание сравнивается с потоком, а жизнь с движением?

    Когда мы работаем со слогами в буквице, что происходит? Мы берем слог, есть одна буквица со своим образом, есть и другая со своим образом. Дальше начинается логическая работа погружения в синтез этих двух образов, и их чувственное осознание. Мы берем две частности и выдаем синтезированный мыслеобраз общего. Говоря другими словами, мы делаем шаг левым полушарием, потом шаг правым, выравниваемся и выстреливает поток общего мыслеобраза. По сути, мы занимаемся свитием, в противовес развитию, синтез в противовес анализу.

    И еще. Образное мышление включает процесс разархивирования сжатой информации из энергоинформационного поля Нави,(Ноосфера) а образы - это ключи или принципы для извлечения информации из прошлого опыта мироздания. Этот опыт и называют Хрониками Акаши и энергоинформационным полем Нави.

    Путь развития необходим для того, чтобы находить уникальное, неповторимое в чем-то общем. А путь свития необходим для того, чтобы в уникальных вещах находить нечто общее. А говоря другими словами, происходит самосовершенствование через познание непознанного в самом себе. А теперь подумайте, в чем суть образного "противостояния" Белобога и Чернобога.

    ЭПИЛОГ

    Давайте рассмотрим один пример обратной связи образного мышления и математики. Мы упоминали при описании Буквицы, что одна грань образа буквицы I (Ижеи) тождественна силе тока. По сути вектор силы. Кроме этого мы знаем, что I=U/R, где, U - напряжение, вектор устремления электронов, сила за единицу пространства, R - сопротивление или инерция, равная массе за единицу времени, I - сила тока, количество электронов за единицу времени.

    Какую буквицу можно соотнести с устремлением и приближением к цели? Буквицу Укъ, пределом которой является буквица Оукъ. Теперь вспоминаем - чтобы включить поток, что нужно остановить, что этому сопротивляется? Правильно - мысль, мыслительный процесс нашего мозга. Получаем буквицу Мыслетѣ. К чему мы пришли? I=У/М. А если подставить числовые значения буквиц, мы получим: 10=400/40. Совпадение? Хорошо, давайте найдем мощность - Р=U·I или У·I=҂Д (4000) - усиление потока волей порождает действие высшего порядка. А сам поток можно получить усилив бытие (Есть) знанием (Вѣди) - I=В·Е.

    Конечно, логик скажет: I=М/Д, I=С/К, I=Ф/N и т. д. и т. п. Давайте вспомним, что означает деление по х"арийской арифметике: соотношение сфер влияния или отношение того, что вверху к тому, что внизу. И в данном случае это отношение порождает поток. Тогда М/Д - соотношение мыслей и дел порождает поток божественного света. С/К - соотношение озвученной мысли и соединения (наполнения) нескольких систем (объем) опять порождает вектор силы. Ф/N - соотношение значимости сути и воплошенного образа. Все результаты этих арифметических действий порождают различные виды движения.

    Если вы по-прежнему сомневаетесь, можно пойти еще дальше, утверждая, что имея дело с электрическим током, мы, по сути, имеем дело с механическими аспектами электричества и магнетизма, и феномен тока можно описать теми же математическими уравнениями, которые применяются к обычному движению в пространстве. Т е прийти к уравнению v=s/t, где v - скорость, s - пространство, t - время. Закон подобия в действии.

    Здесь уже уместно привести высказывание известного альтернативного физика Брюса ДеПальма:

    “Время, как проявление более глубокой и базовой силы - вот что нас заботит. Точка соприкосновения - инерция объектов связана с энергией времени, текущей через них”.

    Вспомнив квантовую теорию и приравняв пространство и время к единице, мы можем прийти к единице скорости считывания потока озарения в материальном мире. Как вы думаете, чему она равна? Сознание - это поток, поток - это электрический ток, электрический ток - это скорость нервных импульсов, нервные импульсы - это основа работы мозга. Что в их основе? Свет! Следовательно, естественная единица скорости в Явном или материальном мире равна скорости света, т е 2,9989 x 1010 см/сек. Округлив, мы получим 3 (Глаголи) - движение, истечение, направление, передача знания от истока. Хотя и без округления - достаточно интересное число. А через частоту света мы выходим на физические величины единиц пространства и времени.

    Величина тока измеряется количеством электронов (единиц пространства) за единицу времени. Единица пространства за единицу времени - это определение скорости, поэтому электрический ток - это скорость, т е движение. С математической точки зрения не важно, движется ли масса в пространстве или в массе движется пространство. Осталось только понять какой вид движения находится в основе. Подумайте над этим в терминах и образах свития и развития Вселенной.

    Понять все это чисто логически - бесполезная трата времени. Это можно только прочувствовать. Вот в этом и заключена вся суть образного мышления.

    Не засоряйте, чада молвь Родную, глаголом и наречиями чужого языка.
    В сердцах живут лишь словеса Родные, и мертвы для Души иные голоса.

    Немного волнительных фото-картин:

    Это и есть настоящий друг!

    Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

    1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
    2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
    3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

    Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

    Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

    Виды мышления человека

    Чаще всего психологи разделяют мышление по содержанию:

    абстрактное (словесно-логическое) мышление;

    Наглядно-образное мышление

    Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.

    Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.

    Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.

    В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.

    Упражнения на развитие наглядно-образного мышления:

    1. Вопрос-ответ:

    Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква?

    Форма ушей у немецкой овчарки?

    Количество комнат в жилой комнате вашего дома?

    2. Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:

    Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет?

    Какие блюда подавались?

    О чем была беседа?

    Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели.

    Представленная картинка была черно-белой или цветной?

    Опишите зрительный образ помещения.

    3. Опишите каждый из представленных предметов:

    капли утренней росы;

    парящий в небе орел.

    4. Вообразите Красоту, Богатство, Успех.

    Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.

    5. Представьте людей, с которыми вы сегодня общались.

    Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).

    Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)

    Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.

    У абстрактного мышления выделяют 3 формы:

    понятие – предметы объединяются по признакам;

    суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;

    умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.

    Пример абстрактного мышления:

    У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?

    Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты. А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление.

    Упражнения на развитие абстрактного мышления:

    1. «Кто лишний?»

    Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

    осторожный, быстрый, веселый, печальный;

    индюк, голубь, ворона, утка;

    Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;

    квадрат, указка, окружность, диаметр.

    тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

    2. Чем отличаются:

    У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

    3. Главное и второстепенное.

    Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

    Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.

    Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.

    Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.

    Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.

    Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.

    Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

    4. Прочитайте словосочетания наоборот:

    завтра премьера спектакля;

    приходи в гости;

    5. За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

    (жук, жаба, журнал, жестокость…).

    6. Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен.

    Наглядно-действенное мышление

    Подразумевает решение мыслительных задач через преобразование возникшей в реальности ситуации. Это самый первый способ перерабатывать полученную информацию.

    Такой вид мышления активно развивается у детей дошкольного возраста. Они начинают объединять различные предметы в единое целое, анализировать и оперировать ими. Развивается в левом полушарии мозга.

    У взрослого человека этот вид мышления осуществляется через трансформацию практической пользы у реальных предметов. Наглядно-образное мышление крайне развито у людей, которые занимаются производственным трудом – инженеров, сантехников, хирургов. При виде предмета они понимают, какие действия с ним надо совершать. В народе говорят, что у людей подобных профессий «набита рука».

    Наглядно-образное мышление помогало древним цивилизациями, например, измерять землю, ведь во время процесса задействованы и руки, и мозг. Это так называемый ручной интеллект.

    Отлично развивает наглядно-действенное мышление игра в шахматы.

    Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

    1. Самое простое, но очень эффективное задание на развитие этого вида мышления – это сбор конструкторов. Деталей должно быть как можно больше, не менее 40 штук. Можно использовать наглядную инструкцию.
    2. Не менее полезны для развития такого вида мышления и различные пазлы, головоломки. Чем больше будет деталей, тем лучше.
    3. Составьте из 5 спичек 2 равных треугольника, из 7 – 2 квадрата и 2 треугольника.
    4. Превратите в квадрат, разрезав один раз по прямой линии, круг, ромб и треугольник.
    5. Слепите из пластилина кошку, дом, дерево.
    6. Определите без специальных приборов вес подушки, на которой вы спите, всей надетой на вас одежды, размер комнаты, в которой вы находитесь.

    У каждого человека должны быть развиты все три типа мышления, но преобладает всегда один вид. Определить это можно еще в детстве, во время наблюдения за поведением ребенка.

    Читайте также:

    Интеллект человека

    Развитие критического мышления

    Как избавиться от негативных мыслей?

    комментариев 6

    Теории о происхождении и наличии мышления у человека делятся на 2 группы. Представители первой считают, что интеллектуальные способности врождённые и неизменные. Одной из наиболее известных теорий первой группы является теория мышления гештальтпсихологии. Согласно второй группе, умственные способности развиваются в процессе жизни человека. Мышление зависит либо от внешних воздействий среды, либо от внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и другого.

    Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

    […] притягиваем к себе то, о чем думаем. Позитивное мышление приносит радость, успех, богатство и счастье в жизнь. […]

    […] - это способность/умение использовать воображение, мышление, врожденные и приобретенные навыки и память для […]

    […] воспринимают мир несколько иллюзорно. Но в тоже время мышление и функции памяти развиты замечательно. Часто […]

    […] развивает способности, формирует мышление. Включенность личности в трудовой процесс приводит к […]

    Развитие образного мышления

    Мы частенько завидуем тем, кто может, не тратя времени на длительный анализ ситуации, найти выход из нее. Такие люди будто обладают невероятно развитой интуицией, потому что все последующие расчеты только подтверждают правильность принятого ими решения. Возможно, свою роль здесь играет и интуиция, а возможно все дело в том, что у них развито образное мышление. Что это такое и как стать таким виртуозом мысли мы сейчас и поговорим.

    Образный тип мышления и его разновидности

    Человеческое мышление очень многогранно, ведь всем нам ежедневно приходится решать очень разные задачи. Но все же существует разделение на типы, правда, классификации различны. Некоторые школы делят мышление на практическое и теоретическое, другие говорят о шаблонном и нешаблонном мышлении, третьи же классифицируют мышление по использованию различных заместителей реальности – слова, предмета или образа. То есть согласно последней классификации различают предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

    Нас интересует образное (наглядно-образное, образно-ассоциативное или пространственно-образное) мышление. Считается, что этот тип мышления был следующим этапом после развития предметно-действенного. Образное мышление позволяет увидеть всю ситуацию целиком, не опираясь на четкие логические цепочки. Если не нужен словесный ответ, то и вывод и не формулируется. Слово в этом типе мышления является только средством выражения преобразований, выполненных посредством образов. Некоторые склонны рассматривать воображение как разновидность образного мышления, но это неверно. Воображение воссоздает нужный образ из образной памяти, а образное мышление опирается на реально существующие предметы.

    Формирование образного мышления происходит постепенно, по мере развития всех психических процессов и накопления жизненного опыта. Некоторым людям, вследствие их индивидуальных особенностей, бывает сложно оперировать мысленными образами, им обязательно необходимо наличие наглядной основы. Но как оказывается, развить образное мышление возможно, конечно, если потратить время и приложить должные усилия.

    Как развить образное мышление?

    Существует множество упражнений на развитие наглядно-образного мышления, давайте рассмотрим наиболее распространенные из них.

    1. Очень популярны различные загадки на развитие образного мышления. Забавно, что часто с ними справляются дети, а вот их родители затрудняются с решением. К примеру, вот такая загадка: что все люди на Земле делают одновременно? Ответ на нее – становятся старше.
    2. Для тренировки образного мышления поможет следующее упражнение. Припомните всех людей, с которыми вы общались в этот день. Представьте во всех подробностях как они выглядели – цвет глаз и волос, рост, возраст, одежда. Попробуйте представить их манеры, привычки. Проделайте то же самое с людьми, которых вы видели вчера, на выходных, во время последнего отпуска, на дне рождения.
    3. Представьте любую положительную эмоцию, только не привязывайте ее к какому-либо объекту или воспоминанию. Постарайтесь воспроизвести разные эмоции. Насколько хорошо у вас это получается?
    4. Развитию наглядно-образного мышления поможет геометрия, а точнее геометрические фигуры. Представьте каждое из следующих тел: сферу, куб, призму, пирамиду, тетраэдр, икосаэдр, додекаэдр, октаэдр. Не торопитесь сразу воспроизвести образ, сначала представьте расположение граней, мысленно изучайте объекты снаружи и изнутри, попробуйте почувствовать объемность каждой фигуры.
    5. Если представлять реально существующие объекты у вас получается хорошо, создайте мысленный образ того, чего вы никогда не видели. Вообразите сказочных персонажей и животных, представьте средства передвижения будущего, одежду и украшения, которые будут носить правнуки наших внуков.
    6. Кроме образов определенных вещей нужно тренироваться в представлении чистых идей, не привязанных ни к какому конкретному объекту. Представьте идею красоты, энергии, мира, гармонии, иллюзии и реальности.

    Возможно, первое время образы будут получать не такими яркими, как хотелось бы. Чтобы это исправить, попробуйте просто смотреть, чувствовать, но не описывать словами свои ощущения.

    Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

    Образное мышление. Развитие образного мышления

    Под мышлением мы понимаем человеческую способность рассуждать, отражая действительность через слово, понятие, суждение, представление. По форме различают следующие его виды: наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое.

    Первое из них больше присуще людям творческих профессий. Его суть составляют психологические отношения и связи с людьми, предметами, событиями, обстоятельствами, процессами.

    Образное мышление это процесс познания, при котором в сознании человека формируется мысленный образ, отражающий воспринимаемый объект окружающей среды. Образное мышление реализуется на основе представлений того, что человек воспринимал раньше. Образы при этом извлекаются из памяти или создаются воображением. В ходе решения мыслительных задач эти образы могут претерпевать такие изменения, которые приводят к нахождению новых, неожиданных, неординарных, творческих решений сложных задач.

    Как мы используем образное мышление?

    Благодаря образному мышлению можно научиться находить выход из сложных ситуаций, решать непростые проблемы. Например, можно использовать с этой целью следующий приём визуализации:

    1. Представьте свою проблему в виде картинки-образа. К примеру, у Вас проблемы в бизнесе. Представьте его в виде увядающего деревца.

    2. Придумайте и нарисуйте образы, отражающие причину происходящего и образы-«спасатели», которые помогут найти решение. Например, избыток солнца (слишком много устаревших, давлеющих, принятых кем-то ранее решений, которые мешают мыслить креативно. Избыток солнца может также олицетворять, например, усилившуюся конкуренцию). Подумайте, что нужно для того, чтобы спасти растение: полив (новые идеи и решения), или защита от солнца, или приглашение специалиста-садовода, или удобрение почвы, или что-то ещё?

    3. Не торопите себя, переосмысление не наступает мгновенно, но вскоре оно непременно приходит в виде озарения.

    Образное мышление может помочь нам успокоиться, обеспечивая психологическую защиту от нервирующей ситуации или неприятного человека. Мы склонны принимать происходящее близко к сердцу, и поэтому нуждаемся в защите психики от перегрузки. Чаще всего используется приём представления обидчика в абсурдном или комичном виде. Например, Вас задела и обидела чья-то скупость. Не обижайтесь, лучше представьте запасливого хомячка с большущими, набитыми щеками. Ну не может он без припасов, так устроен. Стоит ли обижаться? Лучше улыбнитесь. Беспощадного сатрапа представьте совершенно голым – это смешно и нелепо, и его крик больше не будет иметь над Вами власти.

    Есть предположение, что способность визуализации будущего увеличивает шансы на его воплощение. Чем красочнее и подробнее визуализировать, тем лучше. Правда, есть оговорка: как и во всем хорошем, в данной визуализации следует соблюдать меру. Главный принцип – «не навреди».

    Использование образного мышления делает жизнь интереснее, а общение и самореализацию – полнее.

    Развитие образного мышления

    Как же развить образное мышление?

    Вот некоторые упражнения, которые могут в этом помочь:

    Посмотрите на любой выбранный предмет. Рассматривайте его в течение некоторого времени. Закрыв глаза, визуализируйте его в подробностях. Откройте глаза, проверьте, насколько полно и точно всё представили и что «недоглядели».

    Вспомните, как выглядит вещь, которую Вы вчера надевали (обували). Подробно опишите её, постарайтесь не упустить ни одной детали.

    Представьте какое-нибудь животное (рыбу, птицу, насекомое) и подумайте над тем, какую пользу или вред оно может принести. Вся работа должна происходить мысленно. Нужно «видеть» животное и ясно представлять всё, что с ним ассоциируется. Например, собака. Увидьте, как она встречает, как радостно машет хвостом, лижет руки, смотрит в глаза, играет с ребёнком, защищает Вас во дворе от обидчиков… Все события должны происходить, как в киноленте. Дайте волю фантазии. Это упражнение можно выполнять разными способами: используя несвязанные ассоциации или как фильм с последовательно развивающимся сюжетом с логическим продолжением.

    Образное мышление у детей

    Дети легко представляют в своём воображении и предметы, и обстоятельства, это для них так же естественно, как дышать. В детстве воображение так сливается с мышлением, что их и не разделить. Развитие мышления ребёнка происходит во время игр, рисования, лепки, конструирования. Все эти занятия заставляют представлять то или иное в уме, что и становится базой образного мышления. На этой основе впоследствии сформируются вербальное и логическое мышление, без которых не обойтись на занятиях в школе.

    Детское восприятие мира через образы способствует развитию воображения, фантазии, а также становится основой развития творческого потенциала, столь важного для достижения успеха в любом деле.

    Какие упражнения способствуют развитию образного мышления у детей?

    1. Читаем или рассказываем сказки с мимикой, жестами, эмоциями.

    2. Играем, перевоплощаясь. Играем вместе с детьми, меняем роли и образы. Поощряем детские игры с перевоплощением.

    3. Рисуем – и вспоминаем, и сочиняем, и допридумываем. Пусть ребёнок вспоминает персонажа из прочитанной недавно сказки или мультяшного героя. А потом пусть дорисует ему нового друга или просто нового персонажа. Получилась «каляка маляка»? Дорисуйте её так, чтобы вышло что-то новое или что-то узнаваемое.

    4. Сочиняем. Можете начать сами – о том, что видите: об этом маленьком росточке, пробившемся между камней, об этом неутомимом муравьишке, тянущем ношу втрое больше его самого, об этом кузнечике… Сочиняйте вместе, не бойтесь фантазировать и поощряйте фантазию ребёнка.

    5. Загадки – настоящая находка. Их можно загадывать по дороге, их можно придумывать. Они заставляют рассматривать предметы и явления с разных сторон, мыслить нестандартно и не сдаваться.

    6. Наблюдаем и подмечаем: на что или на кого похоже это облако, этот камушек, эта коряга?

    Игры на мышление очень помогут Вашему ребёнку получать новые знания, сопоставлять, запоминать, раскрывать отношения между явлениями, познавать мир и развиваться.

    Образное мышление у взрослых

    Существует несложный тест-проверка, позволяющий понять, хорошо ли развито Ваше образное мышление. Для этого нужно выбрать любую картинку (не старайтесь сразу брать сложные изображения, начните с простых), разглядывать её в течение некоторого времени (около минуты), стараясь учесть все нюансы – расположение линий и предметов, цвет и оттенки, сюжет и прочие нюансы. После того, как почувствуете, что все подметили, закройте глаза и мысленно добейтесь детального воспроизведения. Увидьте её с закрытыми глазами четко и ясно. Получилось? Отлично! Это означает, что нужно только поддерживать уже имеющийся у Вас уровень образного мышления. А вот если картинки не получилось, если были проделы или расплывчатые формы – тренируйтесь, выполняя это упражнение.

    Усложнённый вариант – визуализация абстрактных картинок. Можете сами нарисовать такую из точек, изломанных линий, узоров, используя разные цвета и формы, а потом запомнить. Обращайте внимание на детали и отдельные признаки. Игры для развития мышления несложно найти в Интернете, на сайтах, посвящённых саморазвитию. Помогают в этом и развивающие тренажёры Битрейники. Например, в игре «Пирамидстрой» образное мышление вкупе с воображением помогут запомнить совершенно не связанные между собой слова, соединив их в невероятный рассказ. Тренировки и игры для развития мышления очень помогают поддерживать мозговую деятельность в тонусе, им стоит уделять внимание в течение всей жизни.

    Развитие образного мышления улучшает творческие способности, благоприятствует проявлению креативности, генерированию новых идей. Кроме того, благодаря развитию образного мышления улучшается запоминание, облегчается усвоение нового, улучшается интуиция, появляется гибкость мышления.

    Желаем Вам уверенности в своих силах и успешного в саморазвития!

    Образное мышление имеет ряд особенностей, превращающих его в универсальный инструмент, который можно и нужно использовать в своей жизни любому человеку

    Сообщества

    Недавние

    Мозг - главный орган человека. В нем заключены все победы и поражения. Мозг, как и тело, можно и нужно развивать.

    Развитие образного мышления: особенности, способы и рекомендации

    Мыслительная деятельность человека является многогранной. Ведь каждому из нас приходится сталкиваться с самыми разными задачами, требующими своего, особого подхода. Образное мышление непосредственно связано с восприятием человеком предметов реального мира. Происходит оно в тесном взаимодействии с другими психическими процессами – памятью, вниманием, воображением.

    У каждого ли человека имеются способности мыслить образно?

    Развитие образного мышления интересует многих, однако есть взрослые, которые не уверены в своих способностях. Необходимо понимать, что в человеческом мышлении некоторые процессы осуществляются визуально. Иногда человек осознает, что он оперирует своими прошлыми восприятиями, их воспоминаниями, как реальными предметами. Чтобы оценить данную особенность, можно ответить на три следующих вопроса:

    • Из какого материала были сделаны ваши любимые ботинки, когда вам было 15 лет? Каковы они были на ощупь?
    • Сколько окон в деревенском домике у вашей бабушки (вашего дедушки, троюродной тети)?
    • Как будет выглядеть латинская буква S, если ее «отзеркалить» в обратную сторону?

    Обычно люди, которые отвечают на первый из перечисленных вопросов, представляют себе обувь, которую они носили в подростковом возрасте, мысленным взором «дотрагиваясь» до ее поверхности. Что касается второго вопроса, то обычно человек извлекает из памяти образ этого дома, «обходит» его кругом, считая окна. Что касается буквы S, то обычно в процессе ее мысленного «отзеркаливания» человек мысленно вращает ее и «смотрит» на результат. Эти примеры показывают, что в процессе воспроизведения образов участвуют одни и те же психические процессы.

    Образное мышление у деток дошкольного возраста

    Наглядно-образное мышление является главным типом мышления у ребенка в дошкольном возрасте. Именно с его помощью малыш совершает большинство операций. К тому моменту, когда ребенок вступает в этот период развития, он умеет выполнять только те задания, которые можно сделать с помощью орудия или ручками. Такие действия направлены на то, чтобы достичь непосредственного результата. В процессе развития ребенка его действия становится все более сложными. Возникают задачи другого типа, в которых результат активности малыша будет не прямым, а иметь косвенный характер. Самый простой пример – это бросание мячика об стенку. Мяч кидается для того, чтобы ребенок его затем снова поймал. Те же задачи, в которых результат действий косвенный, включают в себя игру с конструктором, механическими игрушками и проч.

    Развитие наглядно-образного мышления у детей – важная задача. Ведь чтобы решать усложненные задачи, не обойтись без умения управлять образами. Также данный тип мышления учит ребенка реагировать на образы, предъявляемые внешним миром. Поэтому для дошкольника развитие образного мышления является залогом успешного обучения в младших классах. В среднем дошкольном возрасте дети учатся удерживать в воображении образы различных предметов, закреплять шаблоны. К примеру, огурчик ассоциируется с формой овала, квадрат – с формой поверхности стола.

    Простые способы развития воображения у дошколят

    Самые простые методы развития наглядно-образного мышления у дошколят – это:

    • Наблюдение красивых пейзажей.
    • Экскурсии на различные выставки произведений искусства.
    • Путешествия, в которых родитель расскажет подробно о памятнике природы.
    • Пазлы различных уровней сложности.
    • Изготовление поделок из цветного картона, аппликаций.
    • Рисование с использованием как ведущей, так и неведущей руки.

    Оригами

    Большой популярностью у родителей и педагогов пользуется изготовление фигурок из бумаги. Для этого требуется всего лишь несколько предметов – картон, бумага, ножницы. Как правило, маленькие дети не очень интересуются сложным процессом сгибания бумаги до тех пор, пока не увидят результат. Поэтому взрослому хорошо для начала продемонстрировать «чудеса» этого вида поделок.

    Лепка из пластилина

    Это один из самых простых и увлекательных способов развития образного мышления для малышей. Лепка позволяет развить не только фантазию, но и мелкую моторику. Даже если у малыша будут получаться самые простые изделия – «колобки», «морковки», «мячики», самое главное, чтобы занятие у него вызывало интерес. Пластилин должен быть мягким, пластичным. Можно заменить этот материал полимерной глиной или же предложить ребенку лепку из соленого теста.

    Образное мышление. Младшая школа

    Становясь старше, ребенок постепенно перестает в своем мышлении опираться на наглядные образы. Возможности мышления становятся все более широкими, малыш учится давать все более широкие характеристики объектам. Он учится оперировать разными образами в памяти, преобразовывать их – к примеру, соединять объекты и разделять их в своей фантазии. Развитию логического и образного мышления способствуют различные игры:

    • Настольные игры (например, домино, лото). Интерес у малыша могут вызвать и специальные головоломки.
    • Чтение различных детских книг, красочных журналов с интересными описаниями, энциклопедий.
    • Работа творческого характера: рисование, макраме, создание аппликаций. Развитию образного мышления у школьников помогает и лепка.
    • Просмотр мультфильмов и фильмов об окружающем мире.
    • Семейные праздники, путешествия.
    • Прогулки на природе.

    Хорошим упражнением для развития наглядно-образного мышления дошкольников является игра «На что это похоже?». Она позволяет ребенку научиться оригинально и творчески подходить к решению задач. Задание заключается в том, что на каждую картинку (кружочек, квадрат, треугольник, спираль, или абстрактный рисунок) нужно придумать как можно больше ассоциаций. Это упражнение хорошо проводить в группе деток. Данная игра хорошо способствует развитию образного мышления у младших школьников.

    Зачем необходимо образное мышление взрослому

    Развитое образное мышление необходимо во многих профессиях – например, без него не обойтись дизайнерам. Фраза «нарисуйте мне что-нибудь яркое и запоминающееся» не должна ставить работника в тупик; напротив, эти слова должны быть катализатором мыслительной деятельности. Работа над образным мышлением помогает развивать и аналитические способности. Упражнения для развития таких навыков будут полезны не только работникам творческих профессий, но и всем тем, кто хотел бы расширить свой кругозор.

    Образное мышление: как развить взрослому

    Прежде чем приступать к выполнению упражнений, взрослому необходимо поверить в себя, выбросить мысль о том, что он не обладает хорошо развитым чувством юмора, творческой жилкой, воображением. Все эти способности есть у каждого – просто, скорее всего, они оказались на «задворках» сознания.

    Прямое доказательство того, что каждый человек обладает воображением – это способность вызывать в памяти наглядные образы. Каждый помнит, как выглядит его родитель, подруга или друг. Человек также способен описать особенности ближайшей к нему станции метро или же любимого места в городе. Не нужно подолгу заниматься упражнениями на развитие образного мышления, чтобы восстановить в памяти мелкие детали любимых мест, вспомнить, как выглядят дома и улицы родного города. Так, можно совершить воображаемое «путешествие» во времени и снова оказаться в плену ярких воспоминаний. Поэтому стоит только немного потрудиться, чтобы расширить пространство своей фантазии.

    Бином фантазии

    Хорошим способом развития образного мышления является упражнение под названием «Бином фантазии». Его автор – знаменитый сказочник Джанни Родари. Нужно сказать, что методика подойдет как взрослому, так и ребенку. Писатель поясняет: обычные ассоциации не развивают воображения. Например, словосочетание «конь - пес» не дает простора для фантазии, являясь всего лишь упоминанием животных из одного семантического ряда.

    Способ Джанни Родари способствует развитию художественно-образного мышления. «Бином фантазии» в идеальном варианте должен определяться посредством случая. Например, можно открыть наугад книгу (или разные книги) на разных страницах. Можно скомбинировать два отрывка фраз из рекламы.

    Эксперимент сказочника

    Джанни Родари вспоминает о том, как на уроке экспериментировал с детьми со случайно выбранным словом «шкаф». Отдельно взятое, оно вряд ли смогло бы вызвать какие-либо эмоции – никто не станет ни смеяться, ни плакать, думая о шкафе. Однако если связать понятие «шкаф» с понятием «пес», то все становится совершенно иначе. Самый простой способ связать воедино эти два образа – использовать предлоги. Например, «пес в шкафу», «пес на шкафу». Тогда воображение подскажет различные образы – это может быть собака, бегущая с собственной будкой на спине по улице. Или же собака, у которой есть персональный шкаф с разными нарядами.

    Другие методы

    Еще несколько способов развития образного мышления:

    • Работа с друдлами – каракулями со множеством значений, которые необходимо описать. Такие картинки по своему виду напоминают каракули, которые человек рисует во время разговора по телефону или же слушая скучную лекцию. Однако у друдла есть одна особенность – его создатели изначально закладывают в него смысл. На картинке ниже можно увидеть друдлы, которые способствуют развитию образного мышления.
    • Еще один способ – пробовать воспроизводить в воображении только что увиденные предметы. Хорошо помогает игра под названием «Спички». Для ее проведения нужно бросить на стол пять спичек, посмотреть на них, отвернуться, и на другом конце стола изобразить их расположение другими пятью спичками. Поначалу может не получиться, однако практика со временем принесет результат. С каждым разом необходимо стараться тратить меньше времени на воспроизведение. Когда начнет получаться, количество спичек можно увеличить.
    • Также можно придумывать новые функции уже привычным предметам. К примеру, в привычных кружевных или капроновых колготках можно сушить лук, использовать в качестве оформительного элемента для декора цветочных горшков, изготавливать из них куклы.
    • Еще один хороший способ – это подбор эпитетов и антиэпитетов к слову. Для выполнения этого упражнения нужно выписать по центру листа бумаги любое слово, с правой стороны – те определения, что ему подходят. С левой – разместить слова, которые никак нельзя употребить с этим предметом или явлением. В качестве примера можно рассмотреть слово «человек». Человек может быть свободным, умным, богатым, худым, продвинутым и т. д. Определения, которые не подойдут к этому слову – старинный, тугоплавкий, жидкий, заостренный.
    • Можно попробовать воспроизвести последнюю встречу с друзьями или коллегами. В процессе воспоминания необходимо постараться вспомнить: сколько человек было в компании? Что на них было надето? Какие блюда были на столе? О чем шел разговор, какие темы обсуждались? Какие переживания сопровождали эту встречу?

    Данные упражнения можно преобразовывать на свое усмотрение. Главное в них то, что эти методы задействуют образное мышление. Чем чаще выполнять упражнения, тем больше это свойство психики будет развиваться.

    Мыслить неординарно и глубже, чем это делают все, можно научиться с помощью простых упражнений. Как развить у взрослых образное мышление? Выделяя на упражнения от 15 минут времени каждый день, вы гарантируете себе эффективный результат.


    Развитие абстрактного мышления у человека

    1. Читайте надписи справа налево , гуляя по городу или по дороге на работу. Таким образом вывеска Магазин меха приглашает будет читаться как: теашалгирп ахем низагаМ.
    2. Когда вы напрасно тратите время на что-то необходимое (например, на очередь), доставайте книгу и читайте ее снизу вверх . Таким образом вы получите последовательность событий, противоположную настоящей.
    3. Как развить абстрактное мышление у ребенка ? Придумывайте вместе с ним странные и необычные мужские и женские имена. За время одного упражнения можно около пяти. Например, Лаприонида и Намертил.
    4. На листе бумаги нарисуйте вымышленное животное, которое может иметь части тела реально существующих животных. Например, туловище медведя, поросячий пятачок и уши слона. Придуймате название для этого существа.
    5. Придумайте словосочетания, которые будут противоречивы . Например, черный снег, низкий небоскреб, жесткий пух.
    6. Как развивать креативное мышление ? Выберите слово и представьте его аббревиатурой. Затем попробуйте ее расшифровать. Например, НЕБО — немой эллипс богатых оленей.
    7. Перечислите несколько назначений обычного предмета . При этом не следует ограничиваться его стандартными функциями. Например, за столом можно не только обедать или читать книгу, но и спать на нем после тяжелого дня или построить домик из него.
    8. Развитие мышления в пожилом возрасте . Тут помогут ассоциации. Для того, чтобы развить ассоциации, возьмите лист бумаги и напишите на нем как можно больше слов на одну букву за четыре минуты. Например, ш Шиншилла, шуба, штамп, шарф, и тому подобное.
    9. Как развить дивергентное мышление ? Выберите слово (существительное) и на листе в один столбик напишите десять прилагательных, которые ему подходят, а в другой — которые не подходят. Старайтесь пользоваться прилагательными из разных сфер. Например, ум — чистый, ясный, глубокий, учительский, в другом столбце — вкусный, колючий, мягкий.
    10. Упражнение, которое следует выполнять несколько раз в день: когда вы наблюдаете любую картину из жизни, старайтесь дать ей название, как художник. Неважно, сатирическое или серьезное, главное — чтобы оно полностью отражало суть картины.

    Используя эти простые приемы, через некоторое время вы будете замечать, что смотрите на мир уже совсем не так, как большинство серой массы. Вы сможете находить нестандартные решения в обыденных задачах. И кто знает, к каким успехам это вас приведет…

    Мышление это процесс отражения существенных связей и отношений, предметов и явлений.

    Основные виды мышления:

    Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

    Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления - становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.

    Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

    Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

    И. Калмыкова выделяет:

    Репродуктивное мышление - это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения.

    Продуктивное мышление – это мышление, в котором полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими.

    Формы мышления:

    В психологической науке различают такие логические формы мышления: понятие; суждение; умозаключение.

    Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных

    свойств предмета или явления.

    Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связимежду предметами и явлениями действительности.

    Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений

    нового суждения.

    Пример на формы мышления:

    1.Все преступники должны быть наказаны.

    2.Некоторые люди - преступники.

    3.Некоторые люди должны быть наказаны.

    29. Операции мышления:

    Мышление – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, а в более общем смысле - психический процесс отражения действительности. Важную роль для мышления играет понимание.

    Виды мышления:

    Наглядно-действенное мышление – способность решать практические задачи, оперируя необходимыми для этого предметами. Часто этот вид мышления называют низшим, элементарным. Оно обнаруживается в поведении детей или животных. Однако исследования показывают, что наглядно-действенное мышление свойственно также многим видам профессиональной деятельности. С его помощью решают довольно сложные задачи изобретатели, хирурги, руководители, полководцы.

    Наглядно-образное мышление . В основе этого типа мышления лежит разрешение проблемной ситуации с помощью образа предмета, воспроизведенного по памяти или в воображении.

    Комплексное мышление строится на основе обобщений. Свойственно детям или народам, находящимся на первобытной стадии развития. При комплексном мышлении один и тот же предмет или явление могут входить в самые разные комплексы.

    Практическое мышление совершается в ходе практической деятельности. В отличие от теоретического мышления, направленного на решение отвлеченных задач, практическое мышление сопряжено с решением практических вопросов и основано на обобщении практического опыта.

    В психологии выделяют следующие операции мышления:

    Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целые найти сходство и различие между ними. Сравнение может быть направлено или на установление сходства предметов, или на установление различия, или на то и другое одновременно.

    Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем элементов, признаков и свойств.

    Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

    Абстракция . Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Пример: воздух, стекло, воду мы выделяем в них общий признак-прозрачность и можем мыслить о прозрачности вообще; наблюдая движение небесных тел, машин людей, животных, мы выделяем общий признак - движение и мыслим о движении вообще как о самостоятельном объекте.

    Обобщения - мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Обобщение обычно проявляется в выводах, определениях, правилах, классификации.

    Конкретизация - это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. Конкретизировать - значит привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение, правило, закон.