Болезни Военный билет Призыв

Люблинская уния 1569 года ее последствия кратко. Люблинская уния

Люблинская уния - государственный союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало единому федеративному государству, известному как Речь Посполитая. Акт унии был заключён 28 июня 1569 г. и 1 июля того же года утверждён раздельно депутатами польского и литовского сеймов на общем сейме , созванном в Люблине. 4 июля уния была ратифицирована королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом .

Сейм начался в январе и продолжался с перерывами до августа из-за борьбы польской шляхты за доминирование, литовских вельмож - за сохранение самостоятельности. Королевству Польскому были переданы Волынь, Подолье, Подляшье и современные украинские земли, ранее принадлежавшие Великому княжеству Литовскому. Заключение унии объясняется необходимостью укрепления позиций Великого княжества Литовского в Ливонской войне.

Печать с гербом Речи Посполитой. XVI в.

До подписания Люблинской Унии велось множество дискуссий об окончательном объединении Литвы и Польши и закреплении действий всех предыдущих уний. Главной оппозиционной силой были литовские магнаты, опасавшиеся утраты множества полномочий и прав, а также полного растворения в польской шляхте, без получения высоких постов в новом государстве. Однако Литва продолжала терпеть серьёзные притеснения со стороны России, а к середине 16 века угроза полного поражения в войне с Россией и дальнейшего включения Литвы в состав России стала реальностью. Польская шляхта не торопилась оказывать военную или какую-то другую помощь Литве, не получая ничего взамен. К 60-м годам 16-го столетия польская и литовская знать наконец пришли к взаимопониманию и решили планировать военные кампании сообща. Сигизмунд II Август, король Польши и Великий князь Литвы, предложил проект нового объединения, который сначала был опубликован в Литве, а затем и в самой Польше. Неожиданно проект унии приобрёл множество сторонников и позволил нейтрализовать литовскую знать на землях современных Украины и Белоруссии, которая всячески сопротивлялась переходу под власть польского короля. Реальной мотивацией короля Сигизмунда II было опасение польско-католической партии, что Литва, с прекращением в лице Сигизмунда-Августа литовско-польской династии Ягеллонов, отделится от Польши. В отличие от всех предыдущих уний, Люблинская уния заранее планировалась как конституционное и законное объединение Польши и Литвы под властью одного выборного короля.

Польский грош 1579 года с изображением Стефана Батория. Такие монеты и стали основной валютой после денежной реформы

10 января 1569 года недалеко от Люблина начал работу польско-литовский сейм, который должен был решить вопрос об унии двух государств, однако переговоры шли очень тяжело и соглашение зимой достигнуто не было. Представители Литвы поставили свои условия: общий сейм для выбора короля на границе Литвы и Польши, коронование короля в Вильно литовской короной, созыв сеймов попеременно в Литве и Польше, назначение на должности в Литве лишь её уроженцев. Эти условия вызвали сильные возражения с польской стороны, и ни одно из них не было принято. Польский проект унии был составлен епископом краковским Падневским. Его условиями были: избрание и коронование в одной Польше, один вальный сейм, сенат, также монета. В знак протеста против польского давления литовская депутация под руководством Николая «Рудого» Радзивилла в ночь на 1 марта тайком покинула Люблин. Более всего депутация опасалась того, что король Сигизмунд может принять единоличное решение. Давление шляхты, неудачи Литвы в Ливонской войне 1558-1583 и стремление получить военную помощь со стороны Польши в борьбе с Царством Русским заставили литовских магнатов пойти на возобновление переговоров. Польский сейм использовал поддержку литовской и украинской шляхты, которая была недовольна господством крупных землевладельцев в княжестве и пыталась получить такие же права, как и польская шляхта, санкционировал акты короля. Опираясь на поддержку польской и волынской шляхты, король Сигизмунд II Август в марте 1569 издал универсал о присоединении Подляского и Волынского воеводств, Подолья и Киева к Польскому королевству. Различные литовские помещики поддерживали разные пути дальнейшего развития ситуации. Одни поддерживали унию с Польшей, другие склонялись к унии с Россией. Король пригрозил отобрать поместья и должности у той знати, которая не присягнёт на верность королю. Между тем, успех проделанных аннексий побуждал польскую шляхту к дальнейшим действиям. Предлагалось присоединить таким же образом все остальные территории ВКЛ , да и само его название запретить навеки, заменив на «Новую Польшу». На фоне этих событий в Люблин приехали депутаты от Великого княжества, хотя теперь их заботили вопросы утраты провинций в пользу Польши, нежели сама уния. В долгих спорах о правомерности таких присоединений поляки настаивали на том, что земли эти издавна принадлежали Польше, ссылаясь, например, на кратковременный захват Киева Болеславом Храбрым в XI веке. Впоследствии поляки начали отстаивать ту точку зрения, что вопросы дальнейших аннексий уже решены и обсуждаться не должны. Возражения литовцев отклонялись так как литвины сами виноваты, что отсутствовали на сейме тогда, когда всё это решалось. После принятия Универсала, который отобрал у Литвы значительную часть её территории, 5 апреля литовская депутация под руководством Яна Ходкевича вернулась и продолжила переговоры, полностью сменив тактику. Жёсткие требования по отношению к полякам сменились просьбами о восстановлении статуса-кво и возвращения Литве большей части отобранных у неё привилегий. Эти просьбы были отклонены, причем особенно усердно против них выступали послы вновь присоединенного Полесского воеводства, радовавшиеся приобретению «польских вольностей». 24 мая 1569 литовские посланники принесли присягу Короне Польской. Вслед за тем было объявлено о присоединении к Польскому королевству Киевского и Брацлавского воеводств. Под властью Литвы остались только северо-западные русские земли: Берестейщина и Пинщина. 27 июня 1569 года послы выразили согласие на все пункты предложенной с польской стороны унии, прося лишь о смягчении некоторых формулировок. 28 июня была окончательно подписана Люблинская уния. 1 июля 1569 в торжественной обстановке послы Великого княжества Литовского и отдельно депутаты польского сейма подписали акт об унии, ратифицировав ее, по сути, с обеих сторон. 4 июля 1569 Уния была дополнительно ратифицирована королём в Люблинском замке. В то же время, некоторые частные вопросы заняли ещё около месяца, причём много споров было из-за распределения должностей, а сейм в итоге завершился лишь 12 августа 1569 года. На нем в последний раз были городские представители (2 от Кракова); здесь же совершилось окончательное распадение сейма на две палаты - сенаторскую и посольскую; посольская или шляхетская демократия, с этого времени выступала с явными претензиями на преобладающее значение в государстве. Уния завершила процесс объединения двух государств, который начался с заключения Кревской унии 1385 года - соглашения о династическом союзе между Литвой и Польшей, по которому литовский великий князь Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королём. До этого условия унии в Крево уточняли и закрепляли Виленско-Радомская уния (1401 год),

Причины унии

Великое княжество. Литовское постепенно приходило в упадок результате. Ливонской войны с. Московией (1558-1583 гг) оно оказалось на грани военной катастрофы и вынуждено было пойти на уступки. Польше, назойливых во добивалась присоединения. Литвыви.

Польша и. Литва объединились в одно государство, получившую название"Республика"(на польском языке -. Речь. Посполитая) с единым королем, сеймом, денежной системой, законами, католицизмом как государственной религией. Ли итовське княжество получило статус автономии. Все украинские земли, ранее принадлежавшие. Литве, переходили под власть непосредственно. Польшаедньо. Польщі.

Последствия. Люблинской унии

Украинские земли, в отличие от литовских, не обеспечили себе отдельный статус в политической, социально-правовой системе нового государства

o. На украинскую территорию распространялись через. Польшу новые формы социальной и правовой жизни, в том числе принципы корпоративной организации общества, шляхетской демократии, городского самоврядува. Ання тощ.

o. Общественная верхушка понесла ощутимый влияния католицизма и польской духовной культуры, следствием чего стала стремительная полонизация украинской шляхты

Вовлечение Украины в международную систему экономической жизни привело к окончательного закрепощения крестьян, постоянного роста эксплуатации подневольного населения, сосредоточения торговли в руках шляхт т.

Стремясь интенсифицировать сельское хозяйство и сориентировать его на потребности внешнего рынка, поляки образовывали собственные хозяйства, назывались фольварками (в переводе с немецкого - хутор, фер. РМА). Во поместья отводились лучшие земли, а их развитие обеспечивался за счет барщины - принудительной подневольного труда крестьян. Развертывание фильварковой системы уменьшило крестьянские наделы, привело д в увеличение барщины, примусов и потере крестьянами права переходду.

Православным украинских запрещалось занимать высшие государственные должности; в городах православные украинские отстранялись от участия в самоуправлении, украинский ремесленники и купцы оказались в менее выгодных условиях чем польские (большие налоги, запрет заниматься определенными ремеслами, ограничения торговли и тд.).

В учреждениях царила только польский язык и латынь (как язык образования, судопроизводства, делопроизводства)

Брестская церковная уния

В 1596 г в. Бресте была провозглашена церковная уния - объединение православной церкви с католической, в результате чего образовалась новая - униатская церковь (греко-католическая). Униатская церковь сохраняла славян. НСК язык и православные обряды, но признавала догматы католической церкви и переходила под власть. Папы римськогго.

Существование православной церкви в. Речи. Посполитой было запрещено

Против церковной унии выступили народные массы, часть знати во главе с князем. Василием. Константином. Острожским (1527-1608 гг), братства (общественные организации мещан, созданные для защиты православной пас ствия). Это заставило. Польшу в 1632 г вновь разрешить легальное существование православной церквейкви.

Братства

Значительный вклад в национально-культурную жизнь кон XVI - нач XVII в сделали братства. По структуре они напоминали городские цехи, имели уставы, в которых предусматривалось регулярное проведение собраний, выборность во старшины и принятия присяги. Существовали на членские взносы братьев и пожертвования. Братства основывали типографии, братские школы. Особенно известны. Успенское братство во. Львове (1585 г),. Киевское бого вленське братство (1615 г),. Луцкое. Чеснохрестский братство (1617 р (1617 р.).

Таким образом, с приходом. Польше было поставлено под сомнение формирования украинской как отдельной этнической общности. В Украине разворачивается освободительное движение против польской колониальной политики украинского зн нать теряет роль выразителя национальных интересов, роль ведущего слоя освободительного движения. Эти функции берет на себя казачество, уже в XVI в заявило о себе как о заметную социальную силсилу.

Люблинская уния 1569

соглашение об объединении Польши и Великого княжества Литовского в одно государство - Речь Посполитую (польск. Rzeczpospolita, буквально - республика). Рассмотрение вопроса об унии началось в январе 1569 в Люблине на общем сейме польских и литовских феодалов. Подписана 28 июня (1 июля утверждена раздельно депутатами польского и литовского сеймов). Завершила начавшийся с Кревской унии 1385 (См. Кревская уния 1385) процесс объединения обоих государств.

Л. у. предусматривала установление в Польше и Литве единообразного государственного устройства, общей денежной системы, общего сейма. Во главе Речи Посполитой стоял король, избираемый совместно польскими и литовскими феодалами. Л. у. подтвердила присоединение к польской короне части территории Великого княжества Литовского, объявляла Ливонию общим владением, отменяла взаимные пошлины. Как единое государство Речь Посполита выступала и на международной арене. Вместе с тем Л. у. не ликвидировала полностью государственной обособленности Литвы: были сохранены особое законодательство и суды, отдельные высшие административные должности, казна, войско, официальным языком остался русский (белорусский); в течение 17-18 веков эти элементы государственности отмирали - Третьего мая 1791 конституция фактически ликвидировала остатки государственности Литвы.

Публ.: Akta unii Polski z Litwa. 1385-1791, Kraków 1932.

А. И. Рогов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Люблинская уния 1569" в других словарях:

    Ян Матейко. Люблинская уния Люблинская уния (польск. Unia lubelska, белор. Люблінская унія, лит. Liublino unija) соглашение об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеративное государство (Rzeczpospolita Obojga… … Википедия

    Об объединении Польши и Вел. кн ва Литовского в одно гос во. Подписана 28 июня (1 июля утверждена раздельно депутатами польск. и литов. сеймов). Л. у. завершила начавшийся с Кревской (личной) унии 1385 процесс объединения обоих гос в. Заключение… … Советская историческая энциклопедия

    Соглашение (28 июня) об объединении Польши и Великого княжества Литовского в одно государство Речь Посполиту. Устанавливала единообразное государственное устройство, общий сейм, денежную систему. Остатки государственности Литвы (суды, казна,… … Энциклопедический словарь

    Соглашение об объединении королевства Польши и Великого княжества Литовского в одно государство Речь Посполитую. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    1569 соглашение (28 июня) об объединении Польши и Великого княжества Литовского в одно государство Речь Посполиту. Устанавливала единообразное государственное устройство, общий сейм, денежную систему. Остатки государственности Литвы (суды, казна … Большой Энциклопедический словарь

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    1569 года, соглашение об объединении королевства Польши и Великого княжества Литовского (см. ЛИТОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО) в одно государство Речь Посполитую (см. РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ). Люблинская уния завершила процесс объединения двух государств,… … Энциклопедический словарь

    Люблинская уния - Л юблинская уния (1569) … Русский орфографический словарь

    Соединение Литвы с Польшей в одно государство, состоявшееся на сейме в г. Люблине. Вызвана была Л. уния опасением польско католической партии, что Литва, с прекращением в лице Сигизмунда Августа литовско польской династии Ягеллонов, отделится от… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • , Коялович М.О.. Книга представляет собой репринтное издание 1863 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…
  • Люблинская уния или соединение Литовского княжества с Польским королевством на Люблинском сейме в 1569 году. , Коялович М.О.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1863 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…

21 декабря 1568 г. Сигизмунд Август выдал литовским представителям указание касательно плана работы совместного польско‑литовского сейма. Заседания сейма начались в январе 1569 г.

В начале первого совместного заседания посланники польской шляхты потребовали, чтобы во всех дискуссиях участвовали обе стороны, и никто не проводил отдельных совещаний. Поляки на опыте прежних сеймов опасались, что литовские вельможи, собираясь отдельно, смогут подавить оппозицию со стороны своей шляхты. Литовцы отказались принять польское требование, и на первом своем самостоятельном собрании попытались сформулировать свой план унии. Как того и опасались посланники польской шляхты, окончательным вариантом литовской программы стала программа вельмож. В итоге каждая из двух сторон – поляки и литовцы – представляла на рассмотрение совместных заседаний свой собственный проект унии, и существенные расхождения обеих сторон в отношении характера унии приводили в тупик.

Поляки настаивали на полном включении Великого княжества Литовского в состав Польши. Даже само название Литва должно было быть исключено, и у монарха должен был быть единственный титул – «король Польши».

Литовцы, наоборот, предлагали тесную федерацию Польши и Литвы. Общего правителя должен выбирать совместный сейм, который следует проводить на границе между двумя странами, и в Кракове монарха будут короновать королем Польши, а в Вильно – великим князем литовским. Для решения вопросов внешней политики, войны, и других важных дел, касающихся интересов обеих стран, должен будет собираться по очереди то в Польше, то в Литве совместный польско‑литовский сейм. Местные дела каждого из государств должны будут обсуждаться отдельно на польских и литовских сеймах. Литва сохранит свои собственные законы и систему правосудия. Только коренные жители великого княжества смогут быть назначены на официальные должности в великокняжеском правительстве и администрации. Однако полякам и литовцам будет позволено покупать земельные угодья в другой стране‑участнице договора.

Литовский план вызвал у польских депутатов негодование. Поляки доказывали, что во времена первой унии между двумя государствами, принятой в 1385 г., Литва входила в состав Польши, и что последующие изменения статуса унии и уступки Литве отменили основного принципа этой унии. Польский подход к проблеме, таким образом, был скорее юридическим, нежели практическим. Польский делегат Иероним Оссолинский заявил, что «уния Великого княжества Литовского (с Польшей) была установлена и скреплена клятвой давным‑давно. Польские короли на этом основании правили Литвой и даровали ей различные свободы. Нам остается только внести такие коррективы (в детали договора об унии), которые представляются необходимыми, а затем провести в жизнь все положения прежней унии».

Двумя главными ораторами от литовской делегации были воевода Вильно Николай Радзивилл Рудый и судебный исполнитель Ян Иеронимович Ходкевич. Во время совещания между польскими сенаторами и литовскими членами совета вельмож Ходкевич сказал, что «наши народы (т.е. литовцы и русские) и мы (т.е. члены совета вельмож) – честные и достойные люди, а что касается наших свобод, то мы равны любому другому народу, включая и вас, господа поляки. Нам бы не хотелось заключать унию, прежде чем мы установим добрый порядок в нашем содружестве и покажем вам, что вы заключаете союз с друзьями, равными вам по достоинствам и внутреннему устройству. В первую очередь, мы должны решить этот вопрос с нашим собственным государем (т.е. Сигизмундом Августом, как великим князем литовским). Только после этого мы будем рады обсудить унию с вами. Король (т.е. Сигизмунд Август, как король Польши) ничего в вопросе об унии нерешает. Это исключительно наше дело, поскольку мы свободные люди и христиане. Никто не может вести наших дел, кроме нас самих как это делали наши предки».

Николай Радзивилл, отвечая Оссолинскому, прибавил и замечание исторического характера: "Ваша честь, вы сказали, что польские короли долгое время правили Литвой. Я не думаю, что уже отпет реквием по усопшему великому князю литовскому или что Литва получила свободы только тогда, когда король Польши начал править ею".

Защита литовской автономии Ходкевичем и Радзивиллом сильно разгневала поляков. Как отмечает автор «Дневника» сейма, «такие беседы приносили больше взаимного раздражения, чем результатов».

Положение литовцев действительно было серьезным, поскольку большинство поляков не желало идти на какие‑либо уступки, а сложная военная и дипломатическая ситуация диктовала необходимость немедленного соглашения с ними. 29 января Николай Радзивилл сказал с горечью: «Когда мы уезжали на сейм, враг (т.е. московиты) был у нас за спиной. Мы мечтали о том, что уния с вами будет скреплена взаимной любовью. Мы почти бежали сюда, чтобы заключить ее, в то время как наши праотцы в таких же случаях обычно ходили медленно».

В феврале, чтобы выйти из тупика, король приказал литовцам прекратить их сепаратные совещания и провести общее заседание с поляками. Вместо того, чтобы подчиниться приказу, литовские вельможи решили бойкотировать дальнейшие собрания. Один за другим они начали уезжать домой. Большинство делегатов от литовской шляхты последовало за ними. К 1 марта на сейме остались одни поляки.

Вскоре выяснилось, что литовцы недооценили возникшую ситуацию. Поляки были полны решимости и так просто дела оставлять не собирались. Кроме того, что было более существенно, готовность отделиться от великого княжества выразила русская (украинская) шляхта Волыни и Подляшья.

Возможно, что в то время как все еще шли заседания сейма, между поляками и посланниками от украинской шляхты из этих двух областей велись тайные дружеские переговоры. Во всяком случае, поляки были хорошо осведомлены о теплом отношении к унии делегатов Волыни и Подляшья и решили воспользоваться этим.

5 марта Сигизмунд Август выпустил Эдикт о «возвращении» Польше Волыни и Подляшья и немедленном включении этих двух областей в состав Польши. Через три дня он отдал приказ вельможам и посланникам шляхты Волыни и Подляшья 27 марта явиться на сейм и присягнуть на верность польской короне.

Первой реакцией литовцев было желание оказать королю вооруженное сопротивление. В Подляшье и Волынь советом вельмож, были разосланы приказы о мобилизации на войну с Польшей. Поляки также собрались объявить военный сбор. Однако вскоре литовцы поняли, что их сил недостаточно, особенно после того, как шляхта тех двух областей, которые у них были отняты, отказалась сотрудничать с ними.

Утрата Волыни и Подляшья стала для Литвы суровым ударом, лишившим великое княжество значительной части его военных и финансовых ресурсов. Более того, многие литовские вельможи владели в тех областях земельными угодьями и занимали там административные должности. От них незамедлительно потребовали принести клятву верности Польше на основании указа Сигизмунда Августа от 8 марта.

Наиболее показательным примером противоречия указа Сигизмунда желаниям литовских вельмож был случай с Остафием Воловичем, помощником канцлера великого княжества. Когда литовцы в феврале покинули сейм, они оставили Воловича и помощника казначея великого княжества Николая Нарушевича в Вильно в качестве наблюдателей. Волович не владел наследственными поместьями в Подляшье, но ему было даровано там три бенефиция в качестве награды за его заслуги перед великим княжеством. Сразу же после указа от 8 марта король приказал Воловичу принести присягу верности Польше. Волович умолял короля «открыть свое второе ухо» (т.е. выступить в качестве великого князя литовского) и позволить ему (Воловичу) посоветоваться другими литовскими вельможами. Сигизмунд остался глух к его просьбам, и Волович отказался принести присягу, за что был наказан конфискацией его бенефициев в Подляшье.

Литовские вельможи решили сделать последнюю попытку защитить права великого княжества. 5 апреля польский сенат принял особую литовскую делегацию, состоявшую из Яна Ходкевича, Остафия Воловича и еще трех вельмож. Они выступили с протестом против решения короля присоединить к Польше Подляшье и Волынь и потребовали нового избрания депутатов и всестороннего обсуждения этой проблемы другим сеймом. Поляков не устраивали срочные выборы и возобновление заседаний сейма к 29 мая, но, хотя и неохотно, они согласились, потребовав «возвращения» Польше еще двух областей – Киева и Браслава. 6 июня Сигизмунд Август издал указ о возвращении Киевской земли и включении ее в состав Польши. Что касается Браслава, король решил, что специально предпринимать что‑либо не имеет смысла, поскольку раньше Браслав был частью Волыни и его включение в состав Польши являлось всего лишь делом административного порядка. 16 июня шляхта из Браславской и Винницкой земель дали присягу верности польской короне.

К 6 июня, когда литовские вельможи и посланники шляхты вернулись на сейм, Великое княжество Литовское уже лишилось всех своих украинских владений – то есть, примерно трети своего населения. Дальнейшее сопротивление Польше было невозможно. Представ перед сеймом, Ходкевич слезно просил о возвращении Литве незаконно отобранных областей и настаивал на некоторых изменениях в пользу Литвы в польском проекте договора; но дело великого княжества было проиграно. Отчаяние литовских вельмож в полной мере проявляется в письме Николая Радзивилла Нарушевичу, в котором автор горько сожалеет о «похоронах и уничтожении навсегда ранее свободного и независимого государства, известного как Великое княжество Литовское».

1 июля 1569 г. договор об унии был подписан как поляками, так и литовцами. 4 июля Сигизмунд Август утвердил его.

В своей основе договор представлял собой польский план унии. Пожелания литовцев были приняты в расчет только в некоторых деталях. Основные принципы были следующими:

1. Польша и Литва должны были составить единое содружество (res publica), единое государство (unum regnum), единый народ (unus populus).

2. Они должны иметь единого суверена, с титулом «король Польский, Великий князь Литовский».

3. Суверен должен избираться сенатом и шляхтой объединенного народа.

4. Избирательный сейм должен будет собираться в Польше, а не в Литве.

5. Вновь избранный король, после того как примет корону, должен дать клятву защищать свободы обоих народов.

6. Король должен быть коронован в Кракове. Отдельной церемонии посажения на великое княжение литовское не будет.

7. Будет существовать лишь один сенат и один сейм; и тот и другой будут установлениями польской короны («коронными»).

8. Внешняя политика будет одной и той же для обоих народов.

9. Земельные угодья могут приобретаться поляками в Литве и литовцами в Польше.

Легче было провозгласить эти принципы, чем воплотить их в реальную действительность. Полностью Литва в состав Польши так и не вошла и сохранила свою автономию даже после Люблинской унии.

Показательно, что противоречия в этом отношении были в самом тексте договора. Хотя слияние двух народов – поляков и литовцев и было провозглашено, в договоре все‑таки упоминались «два народа», пусть и объединенные. Все еще продолжал использоваться титул «Великий князь Литовский». Все должности в правительстве и высшей администрации великого княжества остался нетронутыми. Великое княжество все еще сохраняло свой государственный герб. Литве было позволено пользоваться ее собственным сводом законов (статутом), хотя ей и были даны указания, пересмотреть его для координации с польским законодательством.

Примечательно также, что на сейме было решено определи статус Ливонии, как включенной и в Польшу и в Литву. Такое решение тоже подразумевало существование двух разных государств, хотя и объединенных.

В дальнейшем развитии взаимоотношений между Польшей и Литвой автономия последней подтверждалась часто и во многих аспектах. Договор об унии, как уже было сказано, запрещал дальнейшую деятельность литовского сейма. Фактически же, это учреждение было возрождено в качестве предварительного совещания литовских депутатов перед поездкой на совместный сейм в Польше. Это совещание называлось «Головной Сейм» великого княжества. Сейм принял характер конгресса польской и литовской делегаций, на котором должны были улаживаться их разногласия. Во многих случаях литовцы выражали свои «протесты» сейму. Автономный статус Великого княжества Литовского явно ощущался во время междуцарствия, когда литовский Головной Сейм фактически управлял страной.

Хотя, согласно Люблинской Унии, литовский свод законов, должен был быть пересмотрен для того, чтобы приспособить литовские законы к польским, эта ревизия была проведена в Литве литовско‑русскими юристами и продолжала традиции первых двух статутов. Новый статут – третий – был одобрен королем Сигизмундом III в 1588 г. Характерно, что существование унии даже не было упомянуто в Третьем Статуте. Как и первые два, Третий Статут был написан по‑русски (по‑западнорусски). Впервые его напечатали в Вильно сразу же после принятия.

В своем предисловии к первому изданию Третьего Статута его издатель, Лев Сапега, писал: «Из всех народов нам было бы особенно стыдно не знать своих законов, поскольку они написаны нами на нашем собственном, а не на иностранном языке».

Русский язык оставался официальным языком правительства, администрации и законотворчества Великого княжества Литовского на протяжении более чем столетия после Люблинской унии. Только в 1697 г. литовское правительство повелело заменить в официальных документах русский язык на польский.

Даже после совершенной полонизации в конце XVII века Литва сохраняла свою автономию еще на протяжении почти столетия. Лишь в соответствии с положениями польской конституции от 3 мая 1791 г. остатки литовской конституции были аннулированы, и полное вхождение Литвы в состав Польши состоялось окончательно. Однако это произошло накануне падения самой Польши. Оба народа пережили свое возрождение после первой мировой войны в качестве двух отдельных государств.

Хотя Литва и оставалась автономной после Люблинской унии, ее мощь значительно ослабла из‑за присоединения к Польше украинских областей великого княжества. Последнее сохранило за собой только белорусские земли.

Что касается взаимоотношений между социальными группами в Литве, то привилегированное положение вельмож в значительной степени поколебалось. Теперь в политическом отношении на передний план выдвинулась шляхта, и совет вельмож вынужден был с этим смириться.

Но, как это ни странно, главный удар был нанесен унией по русским. До нее только Галиция и часть Подолии находились под непосредственным господством Польши. Теперь вся Западная Русь была разделена на две части, одна из которых оставалась присоединенной к Литве, а другая находилась под властью Польши. Белоруссия и Украина в политическом отношении были отделены друг от друга.

Постепенно полякам удалось распространить свое влияние на основную часть украинского дворянства, но они не смогли добиться того же с украинскими казаками и крестьянами. Вскоре стало очевидным, что в Люблине Польша «проглотила» больше чем она могла «переварить».

Польско-Литовский период или эпоха начинается с двух разных стран таких как Литва и Польша. Это древняя история, которая включает непосредственно и историю Украины. Так как она имеет собой границу Польшу, то и история Украины была очень связана с этим государством. Но в истории существует разделение на эпохи и поэтому пребывание Украины под властью других княжеств знаменует и период в истории Украины.

После нападения кочевников в XIII-XIV, на Севере над Балтикой образовалась новая государственная организация - Литва. Которая объединяла не только свои земли, но и делала наступления на белорусские, а также на украинские земли.

В середине XIII, после того как образовалось Литовское государство, князь литовский Мендовг (1230г) занял Новгородок, что привело к столкновению с Даниилом Романовичем, но в 1254 году был заключён мир и они даже породнились: Мендовг отдал свою дочь за сына Даниила. Но междоусобная война привела Литву к распаду. И во второй раз объединил её в 1316 году Гедимин, получивши белорусские и украинские земли. Так начинался новый период в истории, который ознаменовал дальнейшее Украины, а также определял её положение на тот момент. Гедимин старался наладить отношения с князьями тех земель, которые взял, то есть для улучшения прочности своего государства. Он делал это через женитьбу своих детей с детьми князей. Также содействовал укреплению украинской культуры в Литве.

Так началась длительная история, которая через определённый период имела воздействие на Украину и которая направила ход украинской истории в тот период.

Заключение Люблинской унии в 1569 году

Соединение Литвы с Польшей в одно государство, состоявшееся на сейме в г. Люблине было вызвано из-за опасения польско-католической партии, что Литва, с прекращением в лице Сигизмунда-Августа литовско-польской династии Ягеллонов, отделится от Польши. Вопрос об унии обсуждался еще на варшавском сейме 1563-64 гг., на котором король отрекся от своих наследственных прав на Литовское государство в пользу польской короны; здесь же был издан "варшавский рецесс", послуживший основой последующих переговоров. Литовские магнаты были против унии, не желая утратить наследственных прав заседания в королевском совете и в то же время допустить распространение на земян и бояр прав польской шляхты; боялись они, кроме того, наплыва поляков. В 1565 г. глава литовской партии Николай Черный Радзивилл умер и литовская оппозиция ослабела. На 23 декабря 1568 г., после разных мелких сеймов, был созван большой, или вальный, сейм в Люблине, но литвины съезжались очень неохотно и медленно, и открытие сейма состоялось лишь 10 января 1569 г. Представители Литвы поставили свои условия: общий сейм для выбора короля на границе Литвы и Польши, коронование короля в Вильно литовской короной, созыв сеймов попеременно в Литве и Польше, назначение на должности в Литве лишь ее уроженцев. Эти условия вызвали сильные возражения с польской стороны, и ни одно из них не было принято. Польский проект унии был составлен еп. краковским Падневским. Его условия были: избрание и коронование в одной Польше, один вальный сейм, сенат, также монета. Это разногласие заставило литовских послов сначала заседать отдельно, а в конце февраля без всякого оповещения внезапно уехать из Люблина. Удаление их не имело желанного воздействия на короля и польских послов, которые прибегли теперь к мерам резким и незаконным: сейм (почти исключительно из поляков) решил отделить от Литвы Волынь и Полесье и "воссоединить" их с Польшей.

Несмотря на протесты литовских сенаторов и неудовольствие части населения, эта мера была приведена в исполнение и королевские универсалы угрозой отнятия поместий заставили сенаторов и послов этих земель вернуться в Люблин.5 апр. на сейм явилось литовское посольство, прося отмены универсалов, "отрезывавших у Литвы крылья", и снова указывая на ранее дарованные Литве привилегии; эти просьбы были отклонены, причем особенно усердно против них выступали послы вновь присоединенного Полесского воеводства, радовавшиеся приобретению "польских вольностей". В течение мая присягнули королю представители Волыни. Литовские послы тем временем снова вернулись на сейм, отвечали на требования польской стороны лишь мольбами и наконец 27 июня выразили согласие на все пункты предложенной с польской стороны унии, прося лишь о смягчении некоторых выражений.1 июля 1569 г. совершилась торжественная присяга обеих сторон; некоторые частные вопросы заняли еще около месяца, при чем много споров было из-за распределения. 12 августа сейм закончился. На нем в последний раз были городские представители (2 от Кракова); здесь же совершилось окончательное распадение сейма на две палаты - сенаторскую и посольскую; посольская или шляхетская демократия, с этого времени выступает с явными претензиями на преобладающее значение в государстве. "1 июля 1569 года в городе Люблине Актом Объединительного Сейма всех сословий Польской Короны и Великого княжества Литовского было провозглашено образование Речи Посполитой - федеративного государства "двух народов", которые сливались в "единое неразрывное тело".

Положение Украины в период унии

С утверждением Люблинской унии заканчивается литовско-русский период в истории Украины. Это немного иной период (как и все) дающий понимание тому что Украине необходимо иметь своё независимое существование и процветание государства, но к сожалению она не имела своего суверенного положения на тот момент.

Люблинская уния 1569 года стала для украинцев событием большого значения. Украинские земли в составе Польской короны имели такие административные единицы: воеводства Русское, Белжское, Подольское, Волынское, Братславское, Киевское, также Черниговское. В них действовал "Литовский статут" и был русский язык господствующим, но его вытесняли польская и латинская. В социальной структуре панов-магнатов было уровнено со шляхтой. Украинскую шляхту уровняли в правах с польской. Также с приходом польской шляхты происходят значительные перемены в религии, население старались направить принять католичество.

Но всё-таки с новыми польскими порядками улучшилось положение городского населения. А больше всего потерпело сельское население. Оно утратило право на землю, была увеличена панщина (в XVI веке на Волыни достигала трёх дней в неделю). Был ограничен переход от одного владельца к другому.

Наступление польского правительства и шляхты на украинские земли для окатоличевания, с одной стороны и социального порабощения, с другой, вызвало отпор украинского народа. А также против этого начало контрнаступление казачество. Но мало магнатов защищало свою веру, национальность и культуру. Все это дало свой толчок к тому чтобы бороться за независимость на протяжении многих лет. Эта борьба длилась очень длительное время и восходит ко временам Богдана Хмельницкого. Что говорит о том, как долго длилось управление княжества Литовского, и как долго народ хотел независимости своего государства.