Болезни Военный билет Призыв

Литературные произведения о природе пороша. Анализ стихотворения «Пороша» Есенина С.А. Жанр, направление и размер

Пейзажная лирика характерна для творчества почти каждого русского поэта. Для кого-то обращение к описанию природы дает возможность лишний раз восхититься красотой русского леса, поля, степи; кто-то с помощью пейзажа созерцает красоту и начинает философствовать, а есть такие поэты, кто использует пейзаж в качестве своеобразной иллюстрации к раздумьям лирического героя. Именно к числу таких поэтов смело можно отнести Сергея Александровича Есенина .

Его стихи всегда отличаются резким, без всяких предисловий, вступлением в основной сюжет . Герой сразу заявляет, что он делает. Например, «Я иду долиной…» , «Поет зима – аукает» , «Ты меня не любишь, не жалеешь…» . Не стало исключением и довольно известное стихотворение «Пороша», написанное в 1914 голу, в самом начале поэтической карьеры Есенина. Уже в первой строчке названо главное действие героя и лаконично описана окружающая обстановка:

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.

Не совсем понятна связь с названием, ведь пороша – это выпавший ночью снег, который перестал идти к утру, но на нем успели появиться свежие следы бегавших ночью животных. Герой наслаждается тишиной и первозданностью красоты зимнего леса, однако ему мешают крики расшумевшихся ворон. Примечательно, что они серые, ведь обычный их цвет – черный.

А дальше всё весьма традиционно: зима сопоставляется с невидимкой, заколдовавшей зимний лес. Теперь он дремлет «под сказку сна» . Но на этом превращения не заканчиваются: например, сосна «понагнулась, как старушка, оперлася на клюку» , как будто повязавшись белою косынкой. Однако для создания такого, казалось бы, простого произведения поэту пришлось воспользоваться различными художественными средствами . Во-первых, просторечные формы слов «понагнулась» , «повязалася» , «оперлася» гармонично сочетаются с образом сосны-старушки, ведь подобная речь характерна не для злобных старух, а для ласковых, приветливых бабушек.

Во-вторых, использование сравнительных оборотов позволяет ясно представить не только сосну, но и дорогу, покрытую шалью из снега и напоминающую ленту, которая убегает вдаль. Даже способы сравнения Есенин выбирает разные: в первом случае – союзы словно и будто, а во втором – форму творительного падежа.

Разнообразен и тонический рисунок стихотворения. Каких только звуков, оказывается, ни услышишь в зимнем лесу! Это и звон бубенцов проезжающих саней, и крик расшумевшихся ворон, и удары дятла, видимо, из-за своего однообразия больше напоминающие герою долбежку.

Вообще, нужно отметить, что настроение лирического героя почти не изменяется на протяжении всего стихотворения. Он не впадает в экзальтацию от красоты зимнего леса, хоть тот и напоминает ему сказку, но и не остается равнодушным к окружающему его пейзажу. Герой погружен в раздумья, поэтому дорога кажется бесконечной лентой, убегающей вдаль. При этом он успевает заметить, что «валит снег и стелет шаль» (вот и объяснение названию стихотворения!). А простор, которого много, дает простор и мыслям.

Конечно, тема дороги , пути, не имеющего ни начала ни конца, не нова в русской поэзии и литературе в целом. Ведь еще Николай Гоголь в своей поэме «Мертвые души» задавал риторический вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ». Вряд ли лирический герой стихотворения Сергея Есенина задавался столь же глобальными вопросами.

Скорее всего, он просто любовался красотой русского зимнего пейзажа и представлял, каким может быть лес без присутствия человека. Разыгравшаяся фантазия создает в сознании любого человека совершенно фантастические образы. Но не каждый способен их выразить с помощью слов, а уж тем более, с помощью стихотворной речи. Поэтому далеко не все становятся поэтами.

И в то же время ощущение своего единства, слияния с природой, восприятие себя частью этой самой природы свойственно почти каждому человеку. А становится возможным подобное состояние только наедине с природой. Это тоже традиция русской поэзии, к которой Есенин не мог не обратиться.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение

Одним из важных моментов в творчестве С. Есенина является природная лирика. Его стихотворения, посвященные красоте окружающего мира, пейзажные зарисовки наполнены неподдельной нежной привязанностью к природе. Есенин умел даже в, казалось бы, неприглядном сельском пейзаже увидеть свою прелесть и очарование. А использование метафор и олицетворения позволяет наполнить произведение своими чувствами. Ниже представлен анализ стихотворения "Пороша" по плану.

Особенности раннего творчества поэта

В анализе стихотворения "Пороша" можно рассказать об отличительных особенностях лирических Данное творение, написанное им в 1914 г., относится к этому периоду. Все его строчки дышат чистотой и свежестью.

В этих строчках Есенин стремится запечатлеть дорогие с детства ему картины. В самом начале своего творческого пути поэт обращается к знакомым ему образам и воспоминаниям, потому что они сильно отличались от серой действительности. Москва, с ее суетой и шумом, утомляет поэта, поэтому в своих мыслях он все чаще обращается к образам знакомых с детства пейзажей.

Лирическая составляющая

В анализе стихотворения "Пороша" можно рассказать и о том, что это произведение раскрывает романтическую сторону поэта. Есенин удивительным образом сочетает умиротворение и спокойствие с динамичностью конной езды. Одиноко стоящую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая ожидает приезда родных, подвязавшись белой косынкой.

Зимний лес кажется поэту таинственным царством, тишину в котором нарушает только звон колокольчиков. Дорога, по которой едет лирический герой, настраивает на философские размышления, позволяя отвлечься от различных мелких забот. Поэт черпал в созерцании природы не только вдохновение, но и умиротворение. Есенин был готов отказаться от всех благ городской жизни, только бы слышать стук копыт по снегу.

В анализе стихотворения "Пороша" можно сказать и то, что поэт, для придания зимнему пейзажу большей загадочности, использует различные звуки, которые нарушают царственную тишину леса. И даже треск снега под копытами лошадей кажется очень громким - настолько тихо в зимнем царстве.

Лирический герой стихотворения любуется трудами зимы, которую он сравнивает с невидимкой. Эта волшебница, тихо и неслышно, украсила россыпью снега деревья, запорошила все дорожки и лесные тропинки. И весь лес погрузился в зимний сон, и в процессе созерцания этой картины на душе у лирического героя становится спокойно и светло.

Композиционные особенности

Далее в анализе стихотворения "Пороша" следует определить особенности его оформления. Есенин написал свое произведение, использовав кольцевую композицию, с градацией - усилением какого-либо действия или явления. Если в самом начале стихотворения герой просто едет, то уже в конце он стремительно скачет.

В анализе стихотворения Есенина "Пороша" следует отметить, что оно написано четырехстопным хореем. Данный размер придает произведению музыкальность и легкую напевность. В стихотворении сочетаются женская и мужская рифмы. Таким образом, произведение стало еще более выразительным.

Художественные средства выразительности

В анализе стихотворения Есенина "Пороша" отдельно стоит рассмотреть и стилистические приемы. Поэт использовал синекдоху, олицетворения, метафоры и сравнения для того, чтобы "оживить" зимнюю картину. Чтобы придать еще больше красок и таинственности, Есенин применяет эпитеты.

Благодаря синтаксическому параллелизму и развернутым олицетворениям читатель ощущает все волшебство зимы. Это произведение - одно из лучших лирических творений поэта, поэтому школьники выполняют письменный анализ стихотворения "Пороша".

Многие с нетерпением ждут лета, потому что становится тепло, цветут цветы, земля одевается во все оттенки зеленого. Есенин же хочет показать людям, что зима - это прекрасное время года, когда все напоминает волшебную сказку. После прочтения этого стихотворения читатель чувствует восхищение этим временем года. Но не только восторженное отношение к зиме является главной мыслью этого произведения. Есенин также хотел показать, как важно, чтобы человек замечал прекрасное и умел этим восхищаться; люди могут обрести равновесие в единении с природой.

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина

Есенин переехал в Москву в возрасте 17 лет. Городская жизнь привлекала скромного деревенского поэта своими безграничными возможностями. Вместе с тем в его душе постоянно накапливалась тоска по родному селу, куда он мог приезжать все реже и реже. Выходом стали воспоминания, которые выражались в стихотворениях. Любовь поэта к родине в раннем творчестве была, в основном, связана с образами русской природы. Эти произведения стали блестящими образцами пейзажной лирики. Одним из таких стихотворений является «Пороша» (1914 г.). Поэт планировал включить его в целый сборник стихотворений для детей «Зарянка», но не смог осуществить этот замысел.

Произведение стало классическим образцом есенинской пейзажной лирики. Его главная особенность – удивительная краткость в сочетании с огромной выразительностью. Есенин изображает простые и знакомые каждому картины. Лирический герой совершает прогулку верхом по зимнему лесу. Его образ лишь угадывается по первому слову («еду»). Нет даже описания чувств и настроения главного героя. Читатель остается с прекрасным пейзажем один на один, ничто не мешает его спокойному созерцанию.

Характерный прием Есенина – создание сказочной атмосферы. Произведение для детей в его понимании всегда должно иметь волшебный характер. Со второй строфы в стихотворение естественным образом вводятся сказочные герои. Лес оказывается «заколдован невидимкой». Старая сосна может быть сравнима с образом самой Бабы-яги, которая «оперлася на клюку». Неожиданно автор вновь возвращает читателя в действительность, замечая на сосне дятла. Это сочетание стирает грань между реальным и сказочным мирами, что облегчает детское восприятие стихотворения.

В каждой строчке ощущается бесконечная любовь автора к родной природе. Эту любовь он стремится передать детям, познакомить их с удивительным миром, находящимся совсем рядом.

Стихотворение завершается картиной раздолья со скачущим конем. Традиционный элемент русского пейзажа – «бесконечная дорога» с непрекращающимся снегопадом. Этот образ символизирует широту русской души, ее необъятность и открытость.

Есенин адресует свое стихотворение не только детям. Познакомившись с городской жизнью, он понял, насколько люди утратили связь со своими корнями. Известно, например, недоумение, с которым встречали «поэтические звезды» крестьянского поэта, обутого в простые валенки. Есенин хотел пробудить в людях если не любовь, то хотя бы интерес к своей родине. Первым шагом на пути к этому он справедливо считал знакомство с прекрасным русским пейзажем.

Акцентологический уровень

Стихотворение «Пороша» относится к ранней лирике . Это – яркий образец пейзажной лирики.

Размер стихотворения – четырехстопный хорей. Выбранный размер придает тексту музыкальность и напевность.

Стихотворение написано сочетанием женской (звоны – вороны) и мужской (снегу – лугу) рифм.

Фонетический уровень

Во втором четверостишии встречается повторение согласного звука «с» — пример аллитерации: «Заколдован невидимкой, / Дремлет лес под с каз ку с на, / С ловно белою кос ынкой / Подвязалас я с ос на».

В начале третьей строфы повторяется гласный звук «а» — пример ассонанса: «Пона гнулась, как ста рушка , / Оперла ся на клюку».

Лексический уровень

В стихотворении использован прием синекдохи («под копытом на снегу» — имеется в виду не одно копыто, а оба; упоминание части вместо целого), во второй строфе – два развернутых олицетворения. Продолжением второго олицетворения про сосну служат две первых строки третьего четверостишия. В заключительной строфе использованы метафора («стелет шаль») и сравнение («дорога убегает лентой вдаль»).

Синтаксический уровень

Конец строк не означает конец предложения. Например, в первой строке сразу два предложения: «Еду. Тихо». Много переносов предложения из строки в строку (фр. Enjambement).

Лексико-синтаксический уровень

Можно говорить о кольцевой композиции с градацией (нагнетением): в начале стихотворения лирический герой «едет», в конце – «скачет».

Идейный уровень

Стихотворение построено на синтаксическом параллелизме и развернутых олицетворениях. В восприятии Есенина вся природа – «святая обитель», храм чудес. Здесь и лес, и сосна – живые существа, описанные как люди. Поэт стремится донести до читателей свое восхищение перед зимней природой – в этом идея стихотворения. Главная мысль – неразрывность природного и человеческого.

Павел Николаевич Малофеев

Почти у каждого русского поэта есть произведения, в которых читателю представлены пейзажные картины. Есенин не исключение. Его пейзажная лирика дает читателю возможность как - будто созерцать картины природы на яву, подумать о прекрасном, восхищаясь красотами русской земли.

Стих «Пороша» точно так же дает возможность погрузиться в зимний лес. Написан он с помощью четырехстопного хорея. Все описано настолько реалистично, что читая его, чувствуешь прелесть зимнего морозного воздуха и скрип снега под ногами.

В этом произведение нет долгих предисловий, автор сразу говорит о том, что творится вокруг, что в данный момент происходит в его жизни. «Еду. Тихо. Слышны звоны. Под копытом на снегу».

И далее, сразу после четкой постановки действия, он начинает описывать лес зимой, используя при этом разные литературные приемы. Одним из таких есть то, что Есененин использует просторечные слова, характерны для обычной разговорной речи. Это и «понагнулась, повязалась, оперлась». Далее автор использует сравнительные обороты. «Словно белою косынкой...», «Понагнулась как старушка...»

Все это помогает как - бы наводить читателя на ощущение сказки в лесу, на восхищение этой сказочной атмосферой, где оживают деревья, разговаривают птицы и звери. Каких только звуков не услышишь в лесу. Автор использует аллитерацию, частое повторение звука «с». Когда Есенин рассказывает о старушке сосне, то на помощь он призывает ассонанс, в начале третьей строфы часто повторяется звук «а».

Читая произведение «Пороша», представляешь себе одухотворенные образы природы. Все описано так, что пред глазами живые предметы и люди, а не обычный зимний лес. И этим автор хочет еще раз доказать, что главная черта в отношениях человека и природы – это единство.

Анализ стихотворения Пороша Сергея Есенина

Автор очень любил в своих стихотворениях описывать великолепие родных просторов. Строки наполнены теплотой, чуткостью, восторгом. И это естественно, ведь у поэта было очень тонкое ощещения восприятия. Он с точностью мог подметить все, что его окружало, расписать это такими словами, что читаешь, и диву даешься, насколько все может быть красивым и ярким. Его строчки вдохновляли, заставляли переживать моменты вместе с поэтом.

Раннее творчество, в том числе и его стихотворение «Пороша», будто пронизаны невинностью и прохладой. Он пишет в своих строках все, что дорого его сердцу с самого младенчества. В этот период творчества, поэт все чаще начинает вспоминать свое прошлое, где есть резкий контраст со своим настоящим. Есенин устает от суетливой Москвы, ему хочется уединения, покоя, в зимний лес, на природу, где нет никого, где есть только тишина и умиротворение.

«Пороша» не только популярна как пейзажная лирика, но так же здесь проявляется и романтизм. Сирую сосну характеризует с деревенской старушонкой, а лес, зачарованной невидимкой, видит как сказочным спящим королевством. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», - здесь описана безмятежность и грациозность. Так же поэт очень хорошо расписывает лошадиную прыть, которая приносит ему великое счастье, а саму дальнюю дорогу, заставляет задуматься и позабыть все свои проблемы и невзгоды.

Поэт мог долгое время наслаждаться красотой природы, чувствуя в ней свое вдохновение, спокойствие. Ему не нужны блага современного общества, известность. И благодаря стихотворениям о природе Есенин получил популярность в обществе. Поскольку, каждый благодаря его стихам, мог представить себе дивную красоту природы, прокатиться на лошадях, почувствовать влажный сырой воздух и побыть наедине с самим собой.

Анализ стихотворения Пороша по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения На железной дороге Фета

    Афанасий Афанасьевич Фет начал описывать путешествия по железной дороге только спустя восемь - девять лет после ее появления. Современники Фета расценивали тему путешествий, как совершенно новую и интересную.

  • Анализ стихотворения Июль Пастернака 7 класс

    С возрастом, поэт изменил мировоззрение к своей творческой работе и отрекся от использования средств авангардистских движений, но иногда все же мог соотнести предметы и явления, к живым, воодушевляя их

  • Анализ стихотворения Еду тихо слышны звоны Есенина

    Природа и человек – две составляющие нашего огромного мира, которые всегда присутствуют на страницах произведений русской литературы. Не является исключением и стихотворение Сергея Есенина

  • Анализ стихотворения До свиданья, друг мой, до свиданья Есенина

    Стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания…» является одним из самых известных произведений Сергея Александровича Есенина. Оно было написано в декабре 1925 года, накануне смерти поэта

  • Анализ стихотворения Память Гумилева

    Гумилев не принял революцию и со всем смирением принял итог этой личной позиции. Он не просто понимал свою печальную участь, но и неоднократно предсказал собственный расстрел, который состоялся совсем немного времени спустя после написания