Болезни Военный билет Призыв

Личность – что это такое, структура, характеристики. Что такое личность – психология личности и все что с ней связано

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект - объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Образ жизни как социально - философское понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе. Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.

Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно - практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.

Велики значения и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом А.С. Макаренко: исходить из признания воспитуемого личностью. И делать это надо со всей серьезностью, не отказывая воспитуемым в признании возможности совершения ими тех подвигов, о которых воспитатель говорит как о высоких образах достижения исключительных результатов в области производства, науки и техники, литературы и искусства.

Пусть не все мечты сбудутся и не все замыслы осуществятся. Пусть не все молодые люди, с которыми имеет дело воспитатель, окажутся достаточно одаренными или сумеют полно выявить свои способности. Речь идет о другом. Все они наверняка будут облагорожены отношением к ним как к высшей ценности, неповторимым индивидуальностям, могущим при надлежащем развитии явить миру все доступные человеку достижения творческого духа. В худшем случае творческая личность может не получиться, но сформируется человек, который, как минимум, не будет препятствовать становиться творческими личностями другим.

Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь убогие односторонности. Строительство собственной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.

Поэтому развитие человека - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего, обеспечить физическое развитие. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психологического развития как развитие духовное. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении в его общество - в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке.

Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Воспитание - в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействия воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Новорожденному родители передают опыт вертикального хождения, речевого общения, младшему школьнику - опыт математических преобразований, письменного общения, подросткам и юношам - опыт разнообразной деятельности и т.д. Всю жизнь человек усваивает какой-то и чей-то опыт и лишь на его основе создает свой. Только став наследником прошлого, он становится полноценным членом своего общества. В этом смысле воспитание есть культурно - формирующий процесс. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углубляет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития, которое потом опять влияет на воспитание. На протяжении всей жизни человека эти явления взаимно обеспечивают друг друга.

К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание проблемам воспитания и образования молодежи. Они подходили к ним с различных, но тесно связанных друг с другом сторон - социальной, идеологической, педагогической и т.д., оценивая роль воспитания высшей мерой - влиянием на развитие личности, на ход общественного прогресса.

Воспитание они рассматривали как одно из важнейших средств.

В совокупности мысли Маркса и Энгельса о воспитании цельную диалектико-материалистическую концепцию, которая основывается на следующих положениях: воспитание обусловлено господствующими общественными отношениями; носит исторический и классовый характер; имеет свои объективные закономерности.

Под воспитанием мы понимаем три вещи:

Во - первых : умственное воспитание.

Во - вторых : физическое воспитание.

В - третьих : техническое обучение.

Маркс и Энгельс уделяли большое внимание идейному воспитанию, приобщению молодежи к истории и традицияям революционной борьбы.

Под умственным (интеллектуальным) воспитанием основоположники марксизма понимали «умственное образование», которое подрастающее поколение должно получать, прежде всего, в школе. Маркс и Энгельс призывали молодежь к настойчивой, систематической учебе, к постоянному самообразованию, что настоятельно диктуется жизнью.

Необходимым условием технического образования подрастающего поколения Маркс и Энгельс называли соединение воспитания с производительным трудом.

В системе воспитания молодежи основоположники марксизма, важное место отводили физической культуре. Большую роль этих занятий Энгельс видел и в подготовке юношей к военной службе.

О каких бы «составных частях» воспитания ни говорили основоположники марксизма, их мысль так или иначе была направлена на важнейшую проблему - всестороннее развитие личности. Ее формированию в конечном счете должны служить и каждая из этих составных частей, и весь процесс воспитания в целом.

Передавать опыт, следовательно, воспитывать, можно через средства массовой информации, в музеях через искусство, посредством религии, в системе управления через политику, идеологию, непосредственно в семье, на производстве через производственные отношения и т.д. Среди них особо выделяется образование.

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образованном человеке. Образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.

Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.

Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития.

Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.

Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Самообучение - является аналогом учению.

Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни.» Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.

Основоположники марксизма глубоко раскрыли такую сложную проблему, как «человек и обстоятельства».

Характер каждого человека слагается всегда из двух элементов: природного, коренящегося в телесном организме человека, и духовного, вырабатывающегося в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств. Но как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов, вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности.

Черта национальности не только заметна сама по себе, но примешивается ко всем другим характеристическим чертам человека и сообщает каждой из них свой особый оттенок.

Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще.

Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

Педагог К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития.

ВЫВОД

Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально - человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.

Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.

Поэтому - то личность и есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.

Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала - с детства - в такие взаимоотношения с другим человеком, внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью.

Понятия личности человека и деятельности являются важнейшими в психологии. Психология изучает не , сознание вообще, а психику конкретной личности в ее конкретной деятельности.

Личность - это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития.

Из определения видно, что понятие личности нельзя отождествлять с понятием человека, индивида. Новорожденный ребенок еще не личность. Психически больные люди временно утрачивают существенные черты личности, а при тяжелых психических заболеваниях происходит «распад» личности.

Чтобы стать личностью, человек должен достичь определенного уровня психического развития.

Носителем качеств сформированной личности является взрослый психически здоровый человек.

Для личности характерна прежде всего ее принадлежность обществу. Человек не существует вне общества, он - составная часть общества. С первых лет жизни ребенок окружен людьми и вещами, созданными их трудом. Воспитывая ребенка, взрослые учат его говорить, пользоваться различными предметами, передают ему знания и умения, привлекают к труду и другим видам общественной деятельности людей. Но все, чему учат ребенка и чем он практически пользуется, носит на себе печать общественных отношений. Вещи, способы действия с ними, язык, мораль, наука порождены обществом, представляют собой его достояние. Таким образом, формирующаяся личность независимо от своей воли подвергается влиянию сложившихся общественных отношений, а затем и участвует в них. Те мысли, чувства и желания, которые человек считает своими, в конечном счете порождены жизнью общества, его потребностями, хотя и носят они субъективный, индивидуальный характер. К. Маркс, раскрывая сущность личности, утверждал, что «… она есть совокупность общественных отношений». Это следует понимать как в том смысле, что личность неотделима от общества, так и в том, что ее сознание и поведение зависят от конкретных общественных условий, в которых она развивается. Хорошо известно, например, что часто человек, воспитанный в среде эксплуататоров, обладает чертами личности, характерными для эксплуататоров: пренебрежение к труду, эгоизм, скупость или расточительность, черствость и т. п. И наоборот, человек, воспитанный в среде эксплуатируемых, чаще всего обладает такими чертами личности, как чувство братской солидарности, коллективизм, стремление к свободе и независимости, уважение к труду и людям труда, чувство собственного достоинства.

Однако вопрос о влиянии общества на формирование личности человека значительно сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Общественные условия, в которых живут люди, многообразны и отличаются разной степенью общности Существуют социальные условия, которые сохраняются всегда и всюду, где живут люди, например общение людей посредством языка, необходимый обществу производительный труд, наличие орудий труда и созданных трудом материальных и духовных ценностей. Эти условия существования личности относятся к общечеловеческим.

Но существуют и условия меньшей общности, например те, которые характерны для определенного исторического времени. Трудовая деятельность людей, характер общения между ними, орудия труда и прочее были разными при первобытнообщинном строе, в эпоху рабства, феодализма и т. д. Опять-таки, и рабство, и феодализм, и капитализм имеют разные формы и стадии развития, территориальные варианты.

В классовом обществе человек принадлежит к определенному классу и нации, что неизбежно влияет на формирование его личности.

Но даже люди, принадлежащие к одному классу, нации, живущие в одном государстве, городе или селе, занятые одним видом труда, имеют свою, еще более конкретную, узкую социальную среду: они воспитываются в семьях, различных по составу, традициям, материальному и культурному уровням, имеют разных друзей, разные обязанности. Между формирующейся личностью и окружающими людьми устанавливаются разные взаимоотношения, которые меняются в зависимости от возраста ребенка.

Кроме того, человек не пассивно воспринимает все эти влияния разной общности и содержания. По мере увеличения жизненного опыта, накопления знаний и умений, развития самостоятельности он все активнее сам воздействует на людей и некоторые обстоятельства жизни, усиливая или ослабляя их влияние на себя, свою личность.

Наконец, будучи природным существом, человек имеет ряд врожденных свойств - своеобразное строение тела, индивидуальные питания и жизненной практики. Психические свойства возникают из и состояний, многократно пережитых человеком. Так, часто повторяющиеся гневные вспышки (аффекты) могут перейти в отрицательное свойство личности - эффективность. Взаимосвязанные психические свойства образуют структуру личности, характерный для нее психический склад. Вопрос о структуре личности еще не решен в науке. Существуют разные подходы к нему, указывают разные структурные элементы. Однако чаще всего в структуру личности включают направленность (т. е. устойчивые потребности и интересы, убеждения и идеалы, стремления и склонности, установки, образующие систему основных мотивов (побуждений) и жизненных целей личности), способности, темперамент и характер. Центральным элементом структуры личности является направленность. По ней можно судить о том, какие жизненные цели ставит перед собой данный человек и почему; почему в своих взаимоотношениях с людьми он поступает так, а не иначе; чем он больше всего интересуется, что более всего ценит в жизни и что осуждает. Направленность определяет избирательное отношение человека к миру и степень его общественной трудовой активности. Направленность выражает характерную для личности жизненную позицию. Способности человека указывают на его прирожденные и воспитанные возможности в усвоении знаний, в овладении различными профессиями и видами творчества. В темпераменте личность проявляется с динамической стороны, со стороны быстроты и силы протекания психических процессов и действий. Так, одним людям свойственны живость, подвижность, впечатлительность, неустойчивость настроений; другим - вспыльчивость, энергичность, страстность; третьим - медлительность, спокойствие и пр. Особенности темперамента сказываются на всей деятельности человека и влияют на формирование его характера. Что касается характера, то в нем наиболее ярко выражено индивидуальное лицо личности, ее отличие от других людей. Характер личности синтезирует, объединяет в себе все психические свойства, присущие определенному человеку. Он формируется в конкретных условиях его жизни и воспитания и проявляется в разнообразных отношениях этого человека к окружающему миру и к самому себе. Психические свойства личности влияют на все психические процессы и действия человека, которые приобретают индивидуальное своеобразие, характерное для каждой личности. Люди по-разному воспринимают, запоминают, думают, чувствуют и действуют.

В протекании каждого психического процесса и действия сказывается их обладатель - определенный человек, личность.

В структуру личности входят некоторые природные ее свойства (своеобразие конструкции тела, врожденные свойства , задатки, состояние органов чувств и органов речи к моменту рождения). Однако врожденные и наследственные факторы, будучи природной основой для формирования психики человека, не влияют на поведение личности непосредственно, а только через те конкретные социальные отношения, в которых развивается личность. Известно, что подросток с очень некрасивым лицом, сильными дефектами речи, взрослый человек карликового роста чувствуют и ведут себя иначе, чем другие дети и взрослые.

Важнейшим условием существования и развития личности и вместе с тем наиболее характерной чертой, выражающей сущность личности, является ее активность, которая представляет собой способность личности воздействовать на окружающий мир с целью его изменения, с целью созидания.

Личность - активный участник деятельности общества, прежде всего трудовой деятельности.

Какие дела данный человек считает для себя жизненно важными, насколько серьезно его и общественным обязанностям, кто он - творец, инициатор или только исполнитель, доводит ли начатые дела до конца, как переживает успехи и неудачи, как относится к товарищам по совместной деятельности - все это характеризует личность человека .

Источником активности личности служат его потребности, интересы, убеждения, моральные чувства, страсти, влечения, привычки, установки. Побуждения к активности у человека могут быть различными по степени осознанности, по значимости их для личности и по общественной ценности.

Реальное положение личности в обществе отражается в ее сознании.

Личность выражает себя определенным уровнем сознания и самосознания. Что думает человек об окружающем мире, насколько богаты, разнообразны и глубоки его знания, что радует и печалит его, в какой степени он осознает свои потребности, возможности и обязанности, свои достоинства и недостатки - все это характеризует его как личность. Сознание личности - это ее знание о мире и о себе, а также активное отношение к окружающей действительности. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание»,- писал К. Маркс. Для личности очень характерны ее отношения к отдельным людям и обществу в целом, к своему труду и труду других людей, отношение к материальным и культурным ценностям общества, к его настоящему и будущему, наконец, отношение и к самой себе, что выражается в определенной самооценке. Свои отношения личность проявляет в разных формах: в форме суждений, мнений, в форме переживаний, чувств и в форме действий и поступков. Чем богаче взаимные отношения между личностью и другими людьми, тем богаче психический мир этой личности. Одной из важнейших задач советской семьи, школы и общественных организаций является воспитание у молодого поколения коммунистических отношений к людям, общественной собственности и к труду.

Характерным признаком личности является ее единство, под которым понимают своеобразное переживание человеком нераздельности своей психики и вместе с тем отграниченности, обособленности своего «я» от внешнего мира. Единство личности формируется постепенно. Сначала у ребенка своего тела, их движений и функций объединяются в целостное переживание своего организма, затем в процессе жизнедеятельности, овладения предметными действиями и речью формируется способность ребенка относить к своему «я» свои действия, эмоции, мысли, желания («это я сделал», «мне страшно», «я думаю», «я хочу»). Единство личности проявляется в нераздельности, слитности познавательных, эмоциональных и волевых процессов и побуждений к ним. Любой психический акт, например мыслительный, существует для личности не только как акт познания, но одновременно и как особое переживание (интеллектуальное чувство) и акт воли (интеллектуальное действие).

Единство личности сохраняется при переживании не только настоящего, но также прошедшего и будущего.

Личность осознает себя и во времени, отличая свои воспоминания и стремления от воспоминаний и стремлений других людей.

Личность занимает в системе доступных ей социальных отношений определенное положение, или позицию, которая практически реализуется в виде социальных ролей, выполняемых человеком в различных общественных группах и ситуациях.

Каждый человек может одновременно входить в состав нескольких социальных групп, таких, как семья, производственный коллектив, общественно-политическая организация, спортивная команда и пр.

В этих объединениях он выполняет разные роли, разные социальные функции: в семье - роль отца или матери, главной обязанностью которых является воспитание детей; на производстве - роль начальника цеха, социальная функция которого состоит в организации труда рабочих и т. п. Члены социальных групп, в которые входит личность, ожидают от нее выполнения определенных обязанностей и определенной формы поведения. Поэтому социальные группы оказывают существенное влияние на формирование индивидуальных качеств личности. Через роли человек вовлекается в жизнь общества, усваивает социальный опыт, изменяется, совершенствуется и вместе с тем сам оказывает активное влияние на других людей и их деятельность.

Личность может «вжиться» в свою роль, привыкнуть к ней. В других случаях, наоборот, некоторые из ролей тяготят ее. Возможны также случаи конфликтных переживаний при выполнении различных социальных ролей.

С понятием социальной роли тесно связано понятие притязаний личности. Притязания личности - это те роли, которые она считает для себя возможными и желаемыми, и результаты (цели), которых она хотела бы достичь. Уровень притязаний человека можно выявить, предлагая ему задачи разной трудности. Один человек сразу же берется за трудные задачи, другой предпочитает легкие. Существует и такой тип притязаний, когда человек стремится не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи. В этом случае он выбирает задачу или очень легкую, или очень трудную: выполняя легкую задачу, он обязательно добьется успеха, а выполняя очень трудную, имеет возможность сослаться на ее чрезмерную трудность, и его самолюбие не пострадает.

Уровень притязаний личности зависит от нескольких факторов:

  1. от реальной трудности заданий;
  2. от значимости этих заданий (и всей деятельности) для личности с учетом отношений к ней некоторых людей (товарищей, учителей);
  3. от переживания успехов и неудач в прошлом при выполнении подобных задач;
  4. от самооценки и всего склада личности.

Так, есть люди, уровень притязаний которых сдвигается только вверх; у других сдвиги в уровне притязаний отсутствуют вне зависимости от результатов выполнения заданий; у третьих он все время меняется, «подстраиваясь» к уровню предшествующего выполнения задач того же типа и др. (исследование А. И. Самошина). Бывает и так, что уровень притязаний снижается. Ученик, попавший в число неуспевающих, вначале глубоко переживает свои неудачи, а затем, если ему вовремя не помочь, свыкается с новой ролью и может снизить уровень притязаний в достижении учебных целей.

Характеризуя личность взрослого или ребенка со стороны уровня притязаний, следует выяснить, насколько притязания приемлемы для общества по содержанию целей, которых добивается субъект, а также насколько они действенны.

Успехи и неудачи в достижении целей личность переживает с присущей ей глубиной и силой. Эти переживания наиболее выражены в конфликтных ситуациях и при существовании преград («барьеров»), которые реально непреодолимы или кажутся таковыми данному лицу. У некоторых людей в подобных случаях возникает устойчивое психическое состояние, называемое фрустрацией (см. «Эмоции и чувства»). Это состояние протекает в активной или пассивной форме. При активной форме фрустрации у повышенная раздражительность, обидчивость, гневливость, стойкое упрямство, злобливость, агрессивность. При пассивной форме - замкнутость, «уход в себя», неуверенность в своих силах, самобичевание, безразличие к событиям окружающей жизни. Наличие фрустрации говорит о неблагополучии в жизненной позиции человека и требует чуткого, внимательного отношения к нему, продуманного педагогического подхода.

Показателем высокого развития личности является ее устойчивость по отношению к случайным влияниям других людей и обстоятельств. Устойчивость личности возможна лишь при господстве высокоморальных мотивов поведения и деятельности над всеми другими мотивами. Их прежде всего и надо воспитывать у человека с ранних лет его жизни.

Личность развивается.

Человек не рождается на свет с уже сложившимися свойствами своей личности и с готовыми отношениями к миру. Личность каждого человека формируют другие люди и обстоятельства жизни. С известного возраста развитие личности зависит также и от собственных усилий ее в самовоспитании.

Развитие личности всегда происходит в определенных социальных условиях: экономических, идеологических, бытовых. Ведущую роль в этом процессе выполняет общественно организованное обучение и воспитание.

Развитие человека в личность идет в следующих направлениях.

  • Изменяется реальное положение личности среди других людей: с каждым годом жизни ребенка усложняются требования к нему, меняются и его права.
  • Расширяется сфера деятельности личности; становится также более разнообразной по видам и более продуктивной. Так, если жизнь ребенка-дошкольника заполнена играми, то ребенок-школьник не только играет, но прежде всего учится, помогает взрослым в их труде, выполняет общественные поручения, участвует в работе предметных кружков, занимается спортом и т. п.
  • Повышается уровень сознательности личности. Ребенок, усваивая жизненный опыт других людей - знания, умения, общественно полезные формы поведения,- становится более разумным, точнее понимает явления окружающей жизни, людей и самого себя. Это позволяет ему быть более самостоятельным в мнениях и поступках.
  • Происходит развитие индивидуальности личности. У ребенка под влиянием воспитания и жизненного опыта совершенствуются психические процессы, возникают более сложные потребности и интересы, формируются убеждения, способности н пр. Постепенно меняется вся структура сознания и поведения личности. На первый план все заметнее выступает деятельность мышления в наиболее развитых его формах, моральные чувства и волевые качества личности. Все это позволяет человеку успешнее управлять своим поведением и свободнее подчинять его объективной необходимости и моральному долгу. Развитие индивидуальности состоит в том, что личность приобретает собственное, индивидуальное лицо, свой стиль работы и поведения.
  • Вместе с развитием сознательности и самостоятельности человека возрастает и роль самовоспитания личности. Уже подросток пытается самостоятельно закалять свою волю, совершенствовать свой характер. Начиная с юношеского возраста самовоспитание становится постоянной заботой многих людей.

Идеалом человечества всегда была всесторонне развитая личность

Т. е. человек, в котором гармонически сочетается «духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство» . При построении современного общества воспитание всесторонне развитых людей становится реально осуществимой практической задачей.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

§ Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).

§ Личность – "живой человек из плоти и крови", вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр "взрывных" изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму (С.Л. Рубинштейн).

§ Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)

§ Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).

§ Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).

§ Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).

§ Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).

§ Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).

§ Личность есть формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).

§ Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков )

Человек - самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Понимание сущности человеческой субъективности возможно только с позиций целостного, системного и историко-эволюционного подходов. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах А.Н.Леонтьева.

  1. Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, т.е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии.

Человек как индивид - это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности:в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н.А.Бердяев, русский религиозный философ, писал: «Человек- есть принципиальная новизна в природе. Тело человека- культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека».

Даже человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, иными способами, являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей. В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».

  1. Личность - одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И.Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла.

  • Первый, наиболее очевидный смысл - несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет.
  • Второй - социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.

Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т.е. выступать в разных ролях. Однако личность- это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность - это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей.

Несмотря на то, что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты:

    1. личность - это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;
    2. личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязан с другими людьми. А.Н.Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека - существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы;
    3. сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение - это поведение по собственному свободному выбору;
    4. личность - это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.
  1. Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое) - высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности - это жизненный путь человека.

Феномен личности слишком сложен, чтобы дать ему однозначное определение. Можно рассматривать ее, как социальный субъект или цепочку психологических связей. Ценность понимания, что такое личность, состоит в том, оно помогает лучше разобраться в себе, изучить свои способности, мотивацию, темперамент. Позволяет научиться применять полученные знания на практике, выстраивая взаимоотношения с другими людьми.

Что такое личность?

Личность - это совокупность индивидуальных социальных и психологических свойств характера и поведения. Существуют определенные свойства, структура и типы личности. Они отличаются, так как в основу каждого метода классификации положены исследования и точки зрения разных ученых в области психологии и социологии. Объединяют их разве что некоторые свойства, помогающие «нарисовать» социальный и психологический портрет личности.

  • Характер. Важный компонент, демонстрирующий отношение к миру, окружающим, жизни, определяющий поведение и формирующий взгляды.
  • Темперамент. В соответствии с этой характеристикой существует деление на типы личностей: меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник. Каждому из них присущи свои реакции на жизненные обстоятельства, их восприятие.
  • Мотивация. У человека может быть несколько мотивов, определяющих его поступки и исходящих от его потребностей. Они являются движущей силой, чем сильнее мотивация, тем целеустремленней человек.
  • Способности. Бывают волевые, умственные, физические, душевные, пр. Они являются основой для свершений и достижения целей. Но не всегда человек умело ими распоряжается.
  • Эмоциональность. Показывает, как человек выражает свое отношение к ситуации, людям, событиям.
  • Направленность. Способность определять ценности и цели, двигаться к их достижению. Это совокупность вещей, осязаемых и неосязаемых, которые действительно дороги человеку.
  • Мировосприятие. Взгляд на жизнь, виденье мира, отношение к ним. Бывает реалистичным, мистическим, женским, мужским, положительным, отрицательным.
  • Опыт. Знания и навыки, постигнутые на протяжении жизни, сформировавшие мировоззрение, привычки.
  • Рисунок тела. Внешнее выражение характеристик личности: походка, мимика, жесты, сутулость или попытка держать спину ровно, пр.

Социальная структура личности

Структуру личности социология определяет, как совокупность объективных и субъективных свойств, формирующих ее детальность, зависящих от общества.

Существует 2 подхода, в каждом из которых выделяются свои важные компоненты:

  • Деятельность, культура, память. Деятельность предполагает осознанные поступки по отношению к объекту или субъекту. Культура затрагивает социальные нормы, тяготеющие над поступками индивидуума. Память является кладезем знаний, сформированных в опыт.
  • Ценностные ориентации, социальные роли, культура. Это трио отражает свойства характера, приобретенные при взаимодействии с субъектами социума, привитые родителями, доставшиеся «по наследству», сформированные жизненным опытом.

Структура личности в психологии

Психологическая структура личности в основном состоит из следующих компонентов:

  • Направленность. Потребности, установки, интересы. Бывает, что у человека ведущим является только один из компонентов, а остальные менее развиты. Например, у человека, есть потребность в работе, но это не значит, что он будет испытывать к ней интерес. Чтобы сработала направленность, в данном случае может быть достаточно и финансового мотива.
  • Способности. Эта составляющая влияет на предыдущую. Например, у индивидуума есть способности к рисованию, это порождает интерес, который является ведущим компонентом направленности и побуждения к развитию именно в этой сфере.
  • Характер. Самая важная компонента, порой человека судят именно по ней, а не по направленности или способностям. Например, человеку со скверным и сложным характером будет сложно влиться в общество, даже если он будет обладать феноменальными способностями в какой-либо сфере.
  • Самоконтроль. Определяет способность планировать поведение, трансформироваться, корректировать поступки.

Структура личности по Фрейду

В структуре личности, предложенной Фрейдом, следующие компоненты:

  • Оно. Неосознанная часть, порождающая желания, внутренние инстинкты, либидо. Составляющая, основывающаяся на биологическом влечении, движимая стремлением к удовольствию. Если есть напряжение, разрядить его можно за счет фантазий, рефлекторных действий. Нереализованные желания часто выливаются в проблему в социальной жизни.
  • Эго. Сознание, которое контролирует Оно. Эго отвечает за удовлетворение желаний Оно. Но это происходит после того, как будут проанализированы обстоятельства, реализация желаемого не должна противоречить общественным нормам.
  • Суперэго. Совокупность морально-этических принципов и табу, влияющих на поведение человека. Они зарождаются в детстве (3 – 5 лет), в период, когда родители уделяют наибольшее внимание воспитанию детей. Эти правила закрепляются в детской направленности, позже дополняются собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Три компонента должны развиваться одинаково, если один из них будет более активным, баланс нарушается. Сбалансированная работа трех составляющих позволяет выработать защитный механизм:

  • Отрицание. Вызывает подавление импульсов, исходящих изнутри.
  • Проекция. Когда человек приписывает свои негативные черты другим людям.
  • Замещение. Когда недостижимый объект заменяется тем, который доступен.
  • Рационализация. Человек способен логически объяснить свои действия.
  • Формирование реакции. Совершение поступков, противоположных внутренним импульсам, которые человек считает запретными.

Фрейд также выделил комплексы Электры и Эдипа. Дети неосознанно рассматривают одного из родителей, как полового партнера, чувствуя ревность ко второму. Девочки видят угрозу в матери, мальчики в отце.

Структура личности по Рубинштейну

Рубинштейн называл 3 компонента структуры:

  • Направленность. Она включает убеждения, мотивированность, потребности, мировоззрение, поведенческие факторы. Выражает социальную сущность, определяет вид деятельности.
  • Навыки, знания. Средства, полученные через познания и предметную деятельность. Знания помогают ориентироваться в мире, умения позволяют заниматься конкретной деятельностью, навыки способствуют достижению результатов.
  • Типологические свойства. Сюда относится темперамент, характер, способности, делающие человека уникальным.

Кроме того, Рубинштейн выделял уровни организации:

  • Жизненный. Включает опыт, нравственность, мировоззрение.
  • Личностный. Индивидуальные особенности характера.
  • Психический. Психологические процессы, специфичность, активность.

Рубинштейн считал, что формирование личности происходит благодаря взаимодействию с социумом и миром в целом. Структура направленности личности складывается из осознанных действий и подсознания.

Структура личности по Юнгу

Юнг выделил такие компоненты:

  • сознание;
  • коллективное бессознательное;
  • индивидуальное бессознательное.

Сознание делится на человеческое Я (персону), показываемое другим и Эго, реальную сущность человека. Персона помогает социализироваться. Это маска, которую человек носит, чтобы войти в контакт с другими индивидуумами. Это позволяет производить впечатление, привлекать внимание. Заставляет покупать модные вещи, дорогие автомобили, большие дома, чтобы соответствовать и вписаться в определенный слой общества.

Эго – ядро, сформированное из переживаний, мыслей, осознания своих действий, решений. Это опыт, знания, навыки. Благодаря Эго человек является целостной личностью.

Индивидуальное бессознательное сформировано из мыслей, убеждений, переживаний, желаний. Ранее они были для человека актуальны, но после того как он их пережил, превратились в воспоминания. Они хранятся в бессознательном, иногда выходят наружу. Делятся на архетипы:

  • Тень. Своеобразный темный двойник. Это порочные желания, негативные чувства, аморальные мысли, которые личность подавляет, так как боится столкнуться с ними в открытую. Юнг считал, что вытеснять темную сторону вредно, ее нужно принять и на ее фоне рассматривать свои хорошие черты.
  • Анима и анимус. Мужское и женское начало. Анимус придает женщинам мужские черты – твердость воли; анима дает возможность мужчинам иногда побыть слабыми – показать мягкость. Юнг объяснял это присутствием мужских и женских гормонов у противоположных полов. Присутствие понятий анима и анимус дает возможность женщинам и мужчинам лучше понимать друг друга.
  • Самость. Юнг называл его стержнем, формирующим целостность. Самость развивается только при сбалансированном развитии всех компонентов структуры.

Структура личности по Леонтьеву

А. Н. Леонтьев определяет личность как опыт, совокупность поступков, решений. Он делил структуру личности на уровни:

  • Психофизические предпосылки. Сюда относятся темперамент, задатки, которые могут перерасти в способности.
  • Экспрессивно-инструментальный. Роли, характер, способности. Это внешняя оболочка человека, через которую он взаимодействует с миром.
  • Внутренний мир. Ценности, смысл, отношения. Это взгляд человека на мир сквозь призму собственного мнения о нем.
  • Экзистенциальный уровень. Включает свободу, духовность, ответственность.

Леонтьев выделил в своей теории понятие «второе рождение личности». Оно происходит, когда человек корректирует свое поведение, находя новые методы решения конфликтных и сложных ситуаций.

Структура личности по Платонову

К. К. Платонов выстроил пирамидальную структуру личности, имеющую четыре подструктуры (от фундамента к вершине):

  • Биологическая обусловленность. Генетика и физиология. Сюда относятся возраст, пол.
  • Формы отображения. Мышление, внимание, память, восприятие, ощущения. Чем более они развиты, тем шире у человека возможности.
  • Социальный опыт. Навыки, умения, знания, приобретенные через опыт.
  • Направленность. Мировоззрение, стремления, убеждения, идеалы.

Соционические типы личности в психологии

Соционика – концепция, разработанная Аушрой Аугустинавичюте, на основе типов личности, предложенных Юнгом. В разных источниках присутствуют различные обозначения, условно их можно разделить на такие группы.

Аналитики:

  • INTJ – стратег. Обладает богатым воображением, у него всегда есть план и на ближайшую субботу, и на 20 лет вперед.
  • INTP – ученый. Творчество и изобретательность – их конек. Верят в науку, считают, что она способна все объяснить.
  • ENTJ – командир. Находчивость, храбрость, сила духа – сильные черты таких людей. Они всегда находят решение проблемы.
  • ENTP – полемист. Мыслители, обладающие любопытством, острым умом. С радостью вступают в споры.

Дипломаты:

  • INFJ – активист. Идеалистичные, порой мстительные, обычно малоразговорчивые, но воодушевляющие.
  • INFP – посредник. Альтруисты, способные прийти на помощь в любую минуту.
  • ENFJ – тренер. Обладают необычной харизмой, прирожденными лидерскими качествами, могут воодушевить, очаровать.
  • ENFP – борец. Общительнее, креативные, творческие, оптимисты, полные энтузиазма.

Хранители:

  • ISTJ – администратор. Воспринимают только факты, надежны.
  • ISFJ – защитник. Обладают высокой ответственностью, окажут помощь близким.
  • ESTJ – менеджер. У таких людей легко получается управлять массами, они умелые администраторы.
  • ENFJ – консул. Общительные, популярные, любят заботиться о других.

Искатели:

  • ISTP – виртуоз. Им присущи храбрость, тяга к экспериментам, мастера на все руки.
  • ISFP – артист. Обладают тонким очарованием, готовы броситься на поиски и изучение неизведанного.
  • ESTP – делец. Восприимчивые, энергия в них бьет ключом, любят рисковать, умны.
  • ESFP – развлекатель. С таким человеком не соскучишься, они всегда веселы, обожают спонтанные поступки и сюрпризы.

Чтобы быстро разобраться в человеке, достаточно разобрать его личность по полочкам. В этом помогают теории о ее структуре и типах. Эта информация помогает выстраивать деловые и личные связи.