Болезни Военный билет Призыв

Лексический повтор в поэтическом тексте: его функции, примеры

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«С музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой. К этому убеждению приходит автор текста. Подтверждение этой мысли - (А)_____ («как вздох своей земли» в предложении 34). Более того, музыка пробуждает не только чувства, но стремление совершать хорошие поступки. Как доказательство - в предложении 32 используется такой троп, как (Б)_____ («не прорастала жалостью»). В тексте используется (В)_____ («восторженными» слезами - предложение 20). Придают особую эмоциональность тексту (Г)_____ (предложения 8, 23)».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

5) метафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку - скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём мне рассказывала музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17) «Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. (18) «За что, мальчик?» — (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, — это была моя родина.

(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (З0)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (ЗЗ)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

(По В. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924-2001), выдающийся русский прозаик. Важнейшие темы творчества - военная и деревенская.

Источник текста: ЕГЭ 2013. Русский язык: тренировочные задания / И.П. Цыбулько, С.И. Львова - М. : Эксмо, 2012. - 136 стр.

Вариант 6.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Заполним пропуски.

«С музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой. К этому убеждению приходит автор текста. Подтверждение этой мысли - сравнительный оборот («как вздох своей земли» в предложении 34). Более того, музыка пробуждает не только чувства, но стремление совершать хорошие поступки. Как доказательство - в предложении 32 используется такой троп, как метафора («не прорастала жалостью»). В тексте используется эпитет («восторженными» слезами - предложение 20). Придают особую эмоциональность тексту восклицательные предложения (предложения 8, 23)».

Ответ: 1539.

Ответ: 1539

Правило: Языковые средства выразительности.Задание 26

АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.

При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь . Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д. Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе значения слова, вторая – строение предложения. Это деление Вы сможете провести, зная, что все средства делят на ДВЕ большие группы: в первую включаются лексические (неспециальные средства) и тропы; во вторую фигуры речи (часть из них называют синтаксическими).

26.1 ТРОП-СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.

Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

1.Эпитет (в пер. с греч. - приложение, прибавление) - это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными :

грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).

Эпитеты могут также выражаться:

-существительными , выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать - сыра земля; Поэт - это лира, а не только няня своей души (М. Горький);

-наречиями , выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко ...(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);

-деепричастиями : волны несутся гремя и сверкая ;

-местоимениями , выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие ! (М. Ю. Лермонтов);

-причастиями и причастными оборотами : Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

2. Сравнение - это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Горят аулы, нет у них защиты.

Врагом сыны отечества разбиты,

И зарево, как вечный метеор ,

Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

Сравнения выражаются различными способами:

Формой творительного падежа существительных:

Соловьем залетным Юность пролетела,

Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)

Формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);

Сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

Как хищный зверь , в смиренную обитель

Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов);

При помощи слов подобный, похожий, это:

На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза (А. Ахматова);

При помощи сравнительных придаточных предложений:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Точно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.(С. А. Есенин)

3.Метафора (в пер. с греч. - перенос) - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

Все метафоры делятся на две группы:

1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;

2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):

И меркнет звезд алмазный трепет

В безбольном холоде зари (М. Волошин);

Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);

И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

Метафора бывает не только одиночной : она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях - охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора , цельный художественный образ.

4. Олицетворение - это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли , И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы . (М. Ю. Лермонтов)

5. Метонимия (в пер. с греч. - переименование) - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:

Между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);

Между предметом и материалом, из которого сделан предмет: ...не то на серебре, - на золоте едал (А. С. Грибоедов);

Между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел , трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц... (Ю. К. Олеша)

6. Синекдоха (в пер. с греч. - соотнесение) - это разновидность метонимии , основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит:

С меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет... (А. С. Пушкин);

С части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)

7. Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. - описательное выражение), - это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах

А. С.Пушкина - «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой - «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».

8.Гипербола (в пер. с греч. - преувеличение) - это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

9. Литота (в пер. с греч. - малость, умеренность) - это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)

И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

10. Ирония (в пер. с греч. - притворство) - это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)

26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Примечание: В заданиях иногда указано, что это лексическое средство. Обычно в рецензии задания 24 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом. Обратите внимание: именно эти средства чаще всего необходимо найти в задании 22!

11. Синонимы , т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый -отважный, бежать - мчаться, глаза (нейтр.) - очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.

Синонимы могут быть контекстными.

12. Антонимы , т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина - ложь, добро - зло, отвратительно - замечательно ), также обладают большими выразительными возможностями.

Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

Ложь бывает доброй или злой ,

Сердобольной или беспощадной,

Ложь бывает ловкой и нескладной,

Осмотрительной и безоглядной,

Упоительной и безотрадной.

13. Фразеологизмы как средства языковой выразительности

Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора ), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется:

1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята );

2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету ) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши ); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока - торж. ) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (безцаря в голове - неодобр., мелкая сошка - пренебрежит., грош цена - презр. ).

14. Стилистически окрашенная лексика

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:

1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:

а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька

б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга ; презрительные: балбес, зубрила, писанина ; бранные/

2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:

а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция ); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная ; публицистическая: репортаж, интервью ; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты

б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий

15. Лексика ограниченного употребления

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:

Лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет - петух, векша - белка );

Лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач );

Лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз - в речи моряков, утка - в речи журналистов, окно - в речи преподавателей );

Лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам - молодежному: тусовка, навороты, крутой ; компьютерному: мозги - память компьютера, клава - клавиатура ; солдатскому: дембель, черпак, духи ; жаргону преступников: братва, малина );

Лексика устаревшая (историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка ; архаизмы - устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело - лоб, ветрило - парус ); - лексика новая (неологизмы - слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: блог, слоган, тинейджер).

26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств- это уровень предложения или нескольких предложений.

Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

16.Риторический вопрос - это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей? .. (M. Ю. Лермонтов);

17.Риторическое восклицание - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:

То было в утро наших лет - О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);

Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)

18.Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:

Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);

О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)

19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) - это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.

Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват .

Анафора (в пер. с греч. - восхождение, подъем), или единоначатие, - это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);

Эпифора (в пер. с греч. - добавка, конечное предложение периода) - это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно (А. А. Фет);

Досталась им буханка светлого хлеба - радость!

Сегодня фильм хороший в клубе - радость!

Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли- радость! (А. И. Солженицын)

Подхват - это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);

20. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. - идущий рядом) - тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской... (М. Ю. Лермонтов);

Я был вам звенящей струной,

Я был вам цветущей весной,

Но вы не хотели цветов,

И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)

Часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).

21. Инверсия (в пер. с греч. - перестановка, переворачивание) - это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:

Согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);

Дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов);

22.Парцелляция (в пер. с франц. - частица) - стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц - фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане - не физические лица. А люди . (Из газет)

23.Бессоюзие и многосоюзие - синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов , речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)

В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:

Зато и внук,и правнук, и праправнук

Растут во мне, пока я сам расту... (П.Г. Антокольский)

24.Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:

Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)

25.Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. - противоположение) - это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы - общеязыковые и контекстуальные:

Ты богат, я очень беден, Ты - прозаик, я - поэт (А. С. Пушкин);

Вчера еще в глаза глядел,

А ныне - все косится в сторону,

Вчера еще до птиц сидел,

Все жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

26.Градация (в пер. с лат. - постепенное повышение, усиление) - прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)

27.Оксюморон (в пер. с греч. - остроумно-глупое) - это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья , светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);

Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);

Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)

28.Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).

29.Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…

Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:

-восклицательные предложения ;

- диалог, скрытый диалог;

-вопросно-ответная форма изложения такая форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы;

-ряды однородных членов;

-цитирование;

-вводные слова и конструкции

-Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.

В том числе эллипсис, то есть пропуск сказуемого.

Эти понятия рассматриваются в школьном курсе синтаксиса. Именно поэтому, наверное, эти средств выразительности чаще всего в рецензии называют синтаксическими.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

Термин

Определение

Пример

Повтор слов в началах смежных отрезков речи

Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой. ()

Аллитерация

Стилистически значимый повтор согласных звуков

Мор оз и солнце: день чудесный! Ещё ты др емлешь, др уг пр елестный – пор а, кр асавица, пр оснись: откр ой сомкнутой негой взор ы навстр ечу север ной Авр о ры, звездою север а явись! ()

Антитеза

Высказывание, построенное на основе резкого противопоставления

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Архаизмы

Слова, устаревшие вследствие того, что понятия, обозначаемые ими, приобрели новое название. У архаизмов в современном языке обязательно есть синонимы

Дщерь – дочь, живот – жизнь, дружество – дружба, очи – глаза

Ассонанс

Стилистически значимый повтор согласных

Бро жу ли я вдо ль у лиц шу мных, вхо жу ль во мно го лю дный храм. ()

Бессоюзие

Пропуск союзов при перечислении

Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…()

Вопросно-ответное единство

Такое построение высказывания, при котором автор сначала задает вопрос, а потом отвечает

Многосоюзие

Намеренные повторы союзов и, да, или.

Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. ()

Неологизмы

Новые слова, значения слов и выражения, которые еще не вошли в активное употребление, например, неологизмы конца XX века

Тостер, парковка, менеджер, горячая точка.

Неполные предложения

Предложения, в которых отсутствуют необходимые для понимания смысла слова, обычно передают волнение или непринужденную разговорную речь

Савельич за него заступился…: «И охота было не слушаться, - говорил он сердито, - воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря бы утихла, отправились бы дальше. И куда спешили. Добро бы на свадьбу» ()

Однокоренные слова

Подчеркнутый повтор наиболее значимых в смысловом, идейном отношении однокоренных слов

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. ()

Оксюморон

Парадоксальное, противоречивое словосочетание слов, связанных подчинительной связью

«Живой труп», «Горячий снег»,звонкая тишина, красноречивое молчание

Олицетворение

Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия

Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается младость. ()

Перифраза (перифраз)

Замена слова описательным выражением, которое выделяет наиболее существенные в данном контексте признаки

Санитар леса и серый душегуб (о волке), черное золото (о нефти)

Разговорная лексика

Стилистически сниженная лексика, характерная для разговорного стиля, для непринужденной речи. может использоваться в публицистике и художественной литературе

Охранники, рукавицы на руках, кинулись , чтобы унять, хватали собак за ошейники. (Из газеты)

Риторический вопрос

Вопрос, который ставится не с целью получить ответ на него, а чтобы привлечь внимание слушателей или читателей к тому или иному явлению

Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? ()

Риторическое восклицание

Придание высказыванию восклицательной интонации

Ну как не порадеть родному человеку! ()

Синекдоха

Перенос значения на основе части и целого, а также единичного и множественного

Всё спит – и зверь, и человек, и птица. () Пуще всего береги копейку. ()

Синтаксический параллелизм

Повтор схожих по структуре предложений и их отрезков

Белеет прус одинокий в тумане моря голубом!... Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)

Сравнение

Обороты, в которых происходит сопоставление двух предметов или явлений на основе сходства. Признаками сравнения являются: 1) наличие в тексте обоих компонентов – того, что сравнивают, и того, с чем сравнивают; 2) формальных выразителей сравнения: а) сравнительного союза как будто, словно и др., б) формы творительного падежа , в) формы сравнительной степени, г) слов похож, подобен, сравним и др. На основе сравнения может строиться развернутое сравнение

1) Водная гладь как зеркало. 2) лететь стрелой. 3) «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее». () 4) Парламент похож на лодку, которую каждый раскачивает в свою сторону

Повтор слов или словосочетаний на границах смежных отрезков речи

Я за свечку – свечка в печку. (К. СЧуковский)

Слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства

Суффикс, сила тока, оксид, млекопитающие

Умолчание

Обрыв высказывания, чтобы читатель или слушатель сам додумал мысль, а также, чтобы передать взволнованную речь, испуг

Нет, я не хотел … быть может, вы … я думал, что уж барону время умереть. ()

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, которые не создаются в речи каждый раз заново, а воспроизводятся как готовые, закрепленные в памяти языковые единицы

Бежать сломя голову, ахиллесова пята, иметь в виду, бить баклуши и др.

Экспрессивная книжная лексика

Лексика книжных функциональных стилей (публицистического, литературного, художественного), обладающая большой выразительностью, содержащая в себе положительные или отрицательные оценки предмета речи

Постой, царевич. Наконец, я слышу речь не мальчика, но мужа . () Но ты поднялся, ты взыграл, Ты прошумел грозой и славой – и бурны тучи разогнал, и дуб низвергнул величавый. ()

Художественное определение. В качестве эпитетов используются прилагательные, причастия и качественные наречия, существительные-приложения

Среди цветущих нив и гор друг человечества печально замечает везде невежества убийственный позор()

Повторы слов в концах смежных отрезков речи

Налево пойдешь – сам пропадешь, направо пойдешь – с конем пропадешь

1. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по дорогам.

А. Историзмы

2. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже юношей изящных фамилий было у него (Петра I)теперь человек триста. (А. Толстой)

Б. Лексический повтор

3. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит! (М. Лермонтов)

В. Олицетворение

4. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А. Фет)

Г. Фразеологизмы

Д. Эпитет

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат (С. Орлов)

А. Вопросно-ответное единство

2. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. ()

Б. Гипербола

3. Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал? (Н. Гоголь)

В. Многосоюзие

4. Ягненочком кудрявым месяц гуляет в молодой траве. (С. Есенин)

Г. Риторический вопрос

Д. Сравнение

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Вывели лошадей, не понравились они мне. (И. Тургенев)

А. Градация

2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин)

Б. Инверсия

3. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку – та бежать (К. Чуковский)

В. Оксюморон

4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Г. Риторическое обращение

Д. Синтаксический параллелизм

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

А. Антитеза

Б. Лексический повтор

В. Многосоюзие

Г. Риторическое восклицание

Д. Эпитет

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Вянет, вянет лето красно; улетают ясны дни; стелется туман ненастный ночи дремлющей в степи.

А. Анафора

2. Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя, и над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Б. Градация

3. Ура! В Россию скачет кочующий деспот. Спаситель горько плачет, а с ним и весь народ.

В. Лексический повтор

4. Я твой – я променял порочный двор Цирцей, роскошные пиры, забавы, заблужденья на мирный шум дубров, на тишину полей, на праздность вольную, подругу размышленья.

Г. Риторический вопрос

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Другой пуская поет героев и войну, я скромно возлюбил живую тишину.

А. Антитеза

2. Нет, нет, напрасны ваши песни, я вас люблю, все тот же я. Дни наши, милые друзья, бегут, как утренние тени, как воды быстрого ручья.

Б. Метонимия

3. Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам: их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам…

В. Синтаксический параллелизм

4. Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, туда, где синеют морские края, туда, где гуляет лишь ветер …да я!

Г. Сравнение

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. В чужбине свято наблюдая родной обычай старины: на волю птичку выпускаю при светлом празднике весны.

А. Вопросно-ответное единство

2. Гречанка верная! Не плачь – он пал героем! Свинец врага в его вонзился грудь.

Б. Инверсия

3. Теперь, оставя шумный свет, и муз, и ветреную моду, что ж изберете вы? – Свободу.

В. Метонимия

4. Чья мысль восторгом угадала, постигла тайну красоты? Чья кисть, о небо, означала сии прекрасные черты.

Г. Синекдоха

Д. Риторический вопрос

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

А. Архаизм

2. Твоя серебряная пыль меня кропит росою хладной: ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль…

Б. Оксюморон

В. Риторический вопрос

Г. Сравнение

Д. Экспрессивный повтор

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. В глуши, во мраке заточенья тянулись долго дни мои без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви.

А. Бессоюзие

2. Все те же мы: нам целый мир в чужбина; отечество нам Царское Село.

3. Как приведение, за рощею сосновой луна туманная взошла…

В. Оксюморон

4. Нет ни в чем вам благодати; с счастием у вас разлад: и прекрасны вы некстати, и умны вы невпопад.

Г. Перифраза

Д. Сравнение

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я предаюсь своим мечтам.

А. Гипербола

2. В безмолвии садов, весной, во мгле ночей, поет пред розою восточный соловей. Но роза милая не чувствует, не внемлет, и под влюбленный гимн колеблется и дремлет.

Б. Метафора

3. В пустыне чахлой и скупой, на почве, зноем раскаленной, анчар, как грозный постовой, стоит – один во всей вселенной.

В. Олицетворение

4. Молчи, бессмысленный народ, подёнщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий, ты червь земли, не сын небес…

Г. Синтаксический параллелизм

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. (М. Шолохов)

А. Архаизм

2. Твоя серебряная пыль меня кропит росою хладной: ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль…

Б. Оксюморон

3. Ты ждал, ты звал … я был окован; вотще рвалась душа моя: могучей страстью очарован, у берегов остался я.

В. Риторический вопрос

4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. (С. Есенин)

Г. Сравнение

Д. Экспрессивный повтор

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Здесь барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца

А. Антитеза

2. Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман, исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман.

Б. Лексический повтор

3. О вы, хранимые судьбами для сладостных любви наград; любви бесценными слезами благословится ль ваш возврат.

В. Многосоюзие

4. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.

Г. Риторическое восклицание

Д. Эпитет

ТЕСТ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА 9 класс

1. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла» (С. Есенин)

1. гипербола

2. градация

3. риторическое восклицание

4. сравнение

2. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Чу… снег хрустит… прохожий; дева к нему на цыпочках летит, и голосок ее звучит нежней свирельного напева». ()

1. антитеза

2. олицетворение

4. сравнение

3. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами» (М. Горький)

1. метафора

2. олицетворение

3. сравнение

4. экспрессивная книжная лексика

4. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не такие, чтобы толстые, однако и не тонкие» (Н. Гоголь)

1. антитеза

2. антонимы

3. бессоюзие

4. метафора

5. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Клянусь четой и нечетой, клянусь мечом и правой битвой, клянуся утренней звездой, клянусь вечернею молитвой» (

1. градация

2. контекстуальные антонимы

3. синекдоха

4. эпифора

6. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн» (

1. антитеза

2. многосоюзие

3. перифраза

4. развернутая метафора

7. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Победой прославлено имя твое, твой щит на вратах Цареграда; и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе» (

1. анафора

2. гипербола

8. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю слугу, несущего мне утром чашку чаю вопросами…» (

1. вопросительно-ответное единство

2. гипербола

3. именительный представления

4. ряды однородных членов

9. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Предрассветное. Синее. Раннее. И летающих звезд благодать» (С. Есенин)

1. именительный представления

2. перифраза

3. парцелляция

4. умолчание

10. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Мир таинственный, мир мой древний, ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе» (С. Есенин)

1. гипербола

2. градация

4. развернутая метафора

11. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Слова и воздух этих сказок настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям» (Ю. Бондарев)

1. антитеза

2. градация

3. неполное предложение

4. эпитеты

12. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Так же как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрепанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестершимся золотым тиснением на переплетах, книги, раз только раскрытые и недолистанные до конца. Такие, как сухой школьный формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку, к таким не тянется рука с трепетом волнения, они не друзья…» (Ю. Бондарев)

1. парцелляция

2. эллипсис

3. метонимия

4. многосоюзие

Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «»

1Д 2А 3Б 4Д 1Б 2В 3Г 4Д 1Б 2А 3Д 4Г 1В 2Д 3Б 4Г 1В 2Г 3Д 4А 1А 2Г 3Б 4В 1Б 2В 3А 4Д 1Г 2Д 3А 4В 1А 2Б 3Д 4В 1Г 2В 3А 4Б


школы №1 ЕМР


ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ



ТЕМА: «ПОВТОР КАК ОДНО ИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»


План урока:


Вступление


Основная часть


а) звуковой повтор;


б) анафора;


в) эпифора;


г) параллелизм;


д) подхват;


е) лексический и экспрессивный повтор


3. Заключение


На предыдущих уроках мы рассмотрели самые распространённые тропы и фигуры. На данном уроке подробнее остановимся на различных видах повтора как одного из выразительных средств языка.


Повтор - повторение слов, выражений, композиционных элементов в художественном тексте. К повторам относятся: анафора, подхват, рефрен, синтаксический параллелизм, эпифора, эпистрофа, звуковые повторы.


Звуковой повтор – повторение одинаковых, сходных звуковых сочетаний в художественной речи.


Аллитерация (от лат. ad - к, при + litera -буква). Повторение одина­ковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием, применяемый для создания определённого образа.


Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пуш­кин).


Люблю грозу в начале мая,


Когда весенний первый гром,


Как бы резвяся и играя,


Грохочет в небе голубом


(Ф.Тютчев)


Ассонанс - а) неточная, неполная рифма, основанная на совпадении либо ударных гласных, либо слогов, на которые падает ударение, либо комплексов согласных, смежных с одинаковыми гласными;


б) концентрированное повторение гласных звуков:


У наших ушки на макушке,


Чуть утро осветило пушки


И леса синие верхушки –


Французы тут как тут.


(М.Лермонтов)


Анафора (греч. anaphora - вынесение вверх). Стилистическая фигу­ра, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в на­чале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).


Клянусь я первым днем творенья,


Клянусь его последним днем,


Клянусь позором преступленья


И вечной правды торжеством...


(М.Ю. Лермонтов)


Единый зачин делает речь экспрессивной, выразитель­но подчеркивая основную мысли текста. Различают различные виды анафоры.


Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний зву­ков. Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища. (Пушкин)


Анафора морфемная. Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов.... Черноглазую девицу, Черногривого коня! (Лермонтов)


Анафора лексическая. Повторение одних и тех же слов. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин)


Анафора синтаксическая. Повторение одних и тех же син­таксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (А.С. Пушкин)


Эпифора (греч. epiphora из epi - после + phoros - несущий). Стили­стическая фигура, противоположная анафоре (см.), заключающа­яся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого па­раллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно ти­тулярный советник? (Гоголь).


Милый друг, и в этом тихом доме


Лихорадка бьёт меня.


Не найти мне места в тихом доме


Возле мирного огня!



Параллелизм (греч. «parallelos» - идущий рядом) - фигура, представляющая собой однородное синтаксиче­ское построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный парал­лелизм обычно сопровождается тематическим, содержа­тельным. Сходство в построении предложений раскрыва­ет живую связь образов:


Жизнь без тревог - прекрасный светлый день,


Тревожная - весны младые грезы.


Там - солнца луч и в зной оливы сень,


А здесь - и гром, и, молния, и слезы...



Параллелизм имеет разнообразные формы.


Когда умирают кони – дышат,


Когда умирают травы – сохнут,


Когда умирают солнца – гаснут,


Когда умирают люди – поют песни.


(В.Хлебников)


Разновид­ностями его являются, в частности, единоначатие (ана­фора) и концовка (эпифора).


Подхват - фигура, которая заключается в подчеркну­том повторении конца стиха в начале следующего стиха:


Придет оно, большое, как глоток, -


Глоток воды во время зноя летнего.


(Р.И. Рождественский)


Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры.


Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, повторяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.


Не напрасно дули ветры,


Не напрасно шла гроза.


(С.Есенин)


В те времена алчущий читатель искал книгу – теперь алчущая книга гоняется за читателем. Книга перестала быть учителем жизни, общество, всё вокруг себя превратившее в товар, уронило и значение книги. (Д.Лихачёв)


Экспрессивный (эмоциональный повтор) – повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального восприятия текста или передачи эмоционального состояния автора или героя.


Скорей, скорей, - кричали мальчики, подгоняя друг друга… (А.Гайдар)


Выполнение задания В-8 потребует очень внимательного прочтения текста и осмысления его изобразительно-выразительных особенностей. Для правильного выполнения этого задания нужно разбираться в разнообразии средств выразительности речи, хорошо знать основную терминологию и особенности стилей и типов речи.


Готовясь к экзамену, почаще заглядывай в глоссарий, выполняй упражнения и тестовые задания. Желаю удачи!

РОДИОНОВА АННА ПАВЛОВНА

учитель русского языка и литературы

школы №1 ЕМР

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ

УРОК 4

ТЕМА: «ПОВТОР КАК ОДНО ИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»

План урока:

    Вступление

    Основная часть

а) звуковой повтор;

б) анафора;

в) эпифора;

г) параллелизм;

д) подхват;

е) лексический и экспрессивный повтор

3. Заключение

На предыдущих уроках мы рассмотрели самые распространённые тропы и фигуры. На данном уроке подробнее остановимся на различных видах повтора как одного из выразительных средств языка.

Повтор - повторение слов, выражений, композиционных элементов в художественном тексте. К повторам относятся: анафора, подхват, рефрен, синтаксический параллелизм, эпифора, эпистрофа, звуковые повторы.

Звуковой повтор – повторение одинаковых, сходных звуковых сочетаний в художественной речи.

Аллитерация (от лат. ad - к, при + litera -буква). Повторение одина­ковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием, применяемый для создания определённого образа.

Ш ип енье п енистых бокалов и п унш а п ламеньголубой (Пуш­кин).

Люблю гр озу в начале мая,

Когда весенний первый гр ом,

Как бы р езвяся и игр ая,

Гр охочет в небе г олубом

(Ф.Тютчев)

Ассонанс - а) неточная, неполная рифма, основанная на совпадении либо ударных гласных, либо слогов, на которые падает ударение, либо комплексов согласных, смежных с одинаковыми гласными;

б) концентрированное повторение гласных звуков:

У наших у шки на маку шке,

Чу ть у тро осветило пу шки

И леса синие верху шки –

Французы ту т как ту т.

(М.Лермонтов)

Анафора (греч. anaphora - вынесение вверх). Стилистическая фигу­ра, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в на­чале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

Клянусь я первым днем творенья ,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством...

(М.Ю. Лермонтов)

Единый зачин делает речь экспрессивной, выразитель­но подчеркивая основную мысли текста. Различают различные виды анафоры.

Анафора звуковая . Повторение одних и тех же сочетаний зву­ков. Гр озой снесенные мосты, Гр оба с размытого кладбища. (Пушкин)

Анафора морфемная . Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов.... Черно глазую девицу, Черно гривого коня! (Лермонтов)

Анафора лексическая . Повторение одних и тех же слов. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин)

Анафора синтаксическая . Повторение одних и тех же син­таксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (А.С. Пушкин)

Эпифора (греч. epiphora из epi - после + phoros - несущий). Стили­стическая фигура, противоположная анафоре (см.), заключающа­яся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого па­раллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно ти­тулярный советник? (Гоголь).

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

(Блок)

Параллелизм (греч. «parallelos» - идущий рядом) - фигура, представляющая собой однородное синтаксиче­ское построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный парал­лелизм обычно сопровождается тематическим, содержа­тельным. Сходство в построении предложений раскрыва­ет живую связь образов:

Жизнь без тревог - прекрасный светлый день,

Тревожная - весны младые грезы.

Там - солнца луч и в зной оливы сень,

А здесь - и гром, и, молния, и слезы...

(А.А. Фет)

Параллелизм имеет разнообразные формы.

Когда умирают кони – дышат,

Когда умирают травы – сохнут,

Когда умирают солнца – гаснут,

Когда умирают люди – поют песни.

(В.Хлебников)

Разновид­ностями его являются, в частности, единоначатие (ана­фора) и концовка (эпифора).

Подхват - фигура, которая заключается в подчеркну­том повторении конца стиха в начале следующего стиха:

Придет оно, большое, как глоток , -

Глоток воды во время зноя летнего.

(Р.И. Рождественский)

Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры.

Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, повторяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

(С.Есенин)

В те времена алчущий читатель искал книгу – теперь алчущая книга гоняется за читателем. Книга перестала быть учителем жизни, общество, всё вокруг себя превратившее в товар, уронило и значение книги. (Д.Лихачёв)

Экспрессивный (эмоциональный повтор) – повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального восприятия текста или передачи эмоционального состояния автора или героя.

- Скорей, скорей , - кричали мальчики, подгоняя друг друга… (А.Гайдар)

Выполнение задания В-8 потребует очень внимательного прочтения текста и осмысления его изобразительно-выразительных особенностей. Для правильного выполнения этого задания нужно разбираться в разнообразии средств выразительности речи, хорошо знать основную терминологию и особенности стилей и типов речи.

Готовясь к экзамену, почаще заглядывай в глоссарий, выполняй упражнения и тестовые задания . Желаю удачи!


ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Антонимы
Многозначные слова
Омонимы
Синонимы
просторечная лексика .
Диалектизм
Историзм Архаизм.
Заимствованная лексика
Неологизмы
Канцеляризм
Термин
Профессионализм
Жаргонизм
Фразеологизм



лексический повтор;

разговорная лексика;

оценочная лексика;

Экспрессивный лексический повтор

СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ

Ш ипенье пенистых бокалов и пунш



АССОНАНС (франц. assonance - созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), которое служит для создания звукового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным./Думаю думу свою.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминают такие звуки (напр., в русском языке «мяу-мяу», «ха-ха», «тик-так»).

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогут и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. Существуют так называемые уменьшительно-ласкательные суффиксы –оньк-, еньк-, -ик, -к-, -ечк-, -ок (девонька, деревенька, столик, шёрстка, местечко, флажок). Им противоположны суффиксы преувеличения: -ищ-, ущ и др.: бородища, здоровущий. Есть суффиксы, помогающие выразить неодобрение, даже пренебрежение: -онк- (собачонка), -ишк-. (бельишко), в просторечных словах суффиксы - юг-, -яг- (шоферюга, деляга, ворюга). Вот примеры, показывающие неисчерпаемость нашего языка. Простое существительное кот. Какие суффиксы можно к нему добавить? А вот какие: котик, коточек, котя, котяра, котишка, котище, кошара. К прилагательному белый? Беленький, белёхонький, белёшенький, беловатый, белесый.

Определённые чувства помогут выразить и некоторые приставки. Например, приставка пре- в значении очень покажет превосходство данного качества в предмете, явлении, образе: предобрый старик, пренеприятное известие; усиливает впечатление «нанизывание» приставок для создания какого-то эффекта, например, «Пооткормили меня, поотлежался да и вдругорядь на фронт» (В. Белов); «Худяков и вовсе позаглядывал весело» (Ф. Абрамов). Как видно из примеров, к глаголу легче подобрать приставки: в сочетании с другими средствами словообразования они создают яркую экспрессию: бегать – добегаться, убегаться, отбегаться, избегаться, выбегаться.

Как пахарь, битва отдыхает.

(А.С. Пушкин)

Меткое и образное сравнение! Передышка в сражении - это короткий отдых в самой тяжелой работе - труде пахаря.

Семантические фигуры речи

Антитеза - (от греч. противоположение) - стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. Антитеза выражается обычно антонимами - словами с противоположными значениями. Она дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы или явления, противоположные проявления качества или свойства, сделав их смысловым «фокусом» фразы. Антитеза реализуется чаще всего в определенных конструкциях, в которых противоположность подчеркивается союзами, интонацией и другими средствами.

Ты богат, я очень беден; /Ты прозаик, я поэт...

(А.С. Пушкин)

Оксюморон, или оксиморон - (греч. остроумно-глупое)- соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого: И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой.(А.С. Пушкин).

Стоило только мне погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью. (Н. С. Лесков)

Такие слова, обладающие несовместимыми в обычной речи семантическими «атомами» («жизнь» и «смерть», «веселье» и «скука» и т. п.), соединяются в поэтическом тексте как взаимопроницаемые противоположности и дают художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях (живой труп - по существу неживой живой человек, скучающая веселость - показная веселость и т.п.).

Градация - (лат. постепенное возвышение, усиление) - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. В соответствии с этим различают градацию восходящую (подъем) и нисходящую (спуск, спад). «При одном предположении подобного случая вы бы должны были... испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, океаны слез!..»

(Ф.М. Достоевский).

Параллелизм - (греч. идущий рядом) - синтаксическая фигура, представляющая собой однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный параллелизм обычно сопровождается тематическим, содержательным. Пример:

Анафора - греч. anaphora - вынесение вверх) - повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз)

А. Пушкин

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов...

М. Лермонтов

Есть также риторическое восклицание . Оно подчеркивает эмоциональность авторской речи, усиливает выражение чувств.

Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения) идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:

Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)

Парцелляция - художественный прием, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение графически отображается с помощью точек. Парцелляция имитирует разговорную речь.

Например: Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах. (М. Зощенко).

Инверсия - (от лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи. Пример: "Сметливость его и тонкость чутья меня поразили". (А. Пушкин).

"Досадно было, боя ждали" (М. Лермонтов).

"Тут сгорел мой приятель со стыда" (И. Тургенев).

"Инверсия - тонкое средство художественной речи. Инверсии употребляются и в художественной прозе - где они едва ли бывают "вынужденными", поскольку ритм прозы гораздо более свободен, чем в поэзии, в стихе" (В.В. Кожинов).

"Инверсия и другие риторические фигуры, построенные на "игре" порядком и расположением слов, позволяют создать ощущение речевого пространства"

(Ю.Б. Борев).

Подхват - фигура, которая заключается в подчеркнутом повторении конца стиха в начале следующего стиха:

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Антонимы Это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению. ! Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте. Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной, Ложь бывает ловкой и нескладной. Осмотрительной и безоглядной, Упоительной и безотрадной.
Многозначные слова Это слова, имеющие много значений Лапа - 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева
Омонимы Это слова, одинако­вые по звучанию (при возможном различном написании) или напи­санию (при возмож­ном различном звуча­нии), но разные по значению. Планировать - составлять план Планировать - постепенно, плавно снижаться в Засыпать - погружаться в сон Засыпать - покрыть слоем чего-нибудь сыпучего.
Синонимы Это слова одной и той же части речи, одина­ковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию!Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными Битва, побоище, сеча, бата­лия, стычка, сражение Да что там народ! Нас и так уже иначе как населением не называют.
В разговорной речи может встречаться просторечная лексика . Сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать (в значении смеяться).
Диалектизм Это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью. Бурак – свёкла, няша –болото, кочет – петух, козюли – змеи.
Историзм Архаизм. Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали, и перешедшие в лексику ограниченного пользования. Архаизмы (от греч. archaios – древний) – это также устаревшие слова, но они вышли из употребления не потому, что исчезли предметы и явления, которые они обозначают, а потому, что в речь вошли другие слова, обозначающие эти же реалии. Арбалет, граммофон, кулак, барщина. Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище.
Заимствованная лексика это слова, заимствованные из других языков в результате языковых контактов. Метро, кофе, пальто, жюри, амбар, артист, авария
Неологизмы Неологизмы – новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка. Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж.
Канцеляризм КАНЦЕЛЯРИЗМЫ, слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля. «входящие - исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п.
Термин От лат. terminus – предел, граница, пограничный знак. Слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Ноосфера, дебет, кредитор и т. п.
Профессионализм Полуофициальные и неофициальные слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией. балда - тяжелый молот для дробления горных пород у горняков.
Жаргонизм Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками. Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, сервить – пользоваться средой “Интернет”, облом – неудача
Фразеологизм Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии – относительно самостоятельного раздела лексикологии. Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны и т. д.

Следует отметить, что в задании 3 встречаются и другие термины лексических средств выразительности:

лексический повтор;

разговорная лексика;

сниженная разговорная лексика;

книжная (в т. ч. экспрессивная) лексика;

общественно-политическая лексика;

оценочная лексика;

экспрессивный лексический повтор

СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ

Широко используются в тексте, особенно в тексте поэтическом, выразительные средства фонетики. К ним относятся:

АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. al - к, при и littera - буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность, создают звуковой образ. Напр., «Ш ипенье пенистых бокалов и пунш а пламень голубой» (А. С. Пушкин).