Лексический повтор в поэтическом тексте: его функции, примеры
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«С музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой. К этому убеждению приходит автор текста. Подтверждение этой мысли - (А)_____ («как вздох своей земли» в предложении 34). Более того, музыка пробуждает не только чувства, но стремление совершать хорошие поступки. Как доказательство - в предложении 32 используется такой троп, как (Б)_____ («не прорастала жалостью»). В тексте используется (В)_____ («восторженными» слезами - предложение 20). Придают особую эмоциональность тексту (Г)_____ (предложения 8, 23)».
Список терминов:
1) сравнительный оборот
5) метафора
6) парцелляция
7) вопросно-ответная форма изложения
8) экспрессивный повтор
9) восклицательные предложения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку - скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём мне рассказывала музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
(17) «Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. (18) «За что, мальчик?» — (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, — это была моя родина.
(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (З0)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (ЗЗ)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.
(По В. Астафьеву*)
* Виктор Петрович Астафьев (1924-2001), выдающийся русский прозаик. Важнейшие темы творчества - военная и деревенская.
Источник текста: ЕГЭ 2013. Русский язык: тренировочные задания / И.П. Цыбулько, С.И. Львова - М. : Эксмо, 2012. - 136 стр.
Вариант 6.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Заполним пропуски.
«С музыкой, которая звучит как напоминание о родине, человек никогда не останется сиротой. К этому убеждению приходит автор текста. Подтверждение этой мысли - сравнительный оборот («как вздох своей земли» в предложении 34). Более того, музыка пробуждает не только чувства, но стремление совершать хорошие поступки. Как доказательство - в предложении 32 используется такой троп, как метафора («не прорастала жалостью»). В тексте используется эпитет («восторженными» слезами - предложение 20). Придают особую эмоциональность тексту восклицательные предложения (предложения 8, 23)».
Ответ: 1539.
Ответ: 1539
Правило: Языковые средства выразительности.Задание 26
АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.
При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь . Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д. Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе значения слова, вторая – строение предложения. Это деление Вы сможете провести, зная, что все средства делят на ДВЕ большие группы: в первую включаются лексические (неспециальные средства) и тропы; во вторую фигуры речи (часть из них называют синтаксическими).
26.1 ТРОП-СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.
Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.
В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.
1.Эпитет (в пер. с греч. - приложение, прибавление) - это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными :
грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).
Эпитеты могут также выражаться:
-существительными , выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать - сыра земля; Поэт - это лира, а не только няня своей души (М. Горький);
-наречиями , выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко ...(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);
-деепричастиями : волны несутся гремя и сверкая ;
-местоимениями , выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:
Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие ! (М. Ю. Лермонтов);
-причастиями и причастными оборотами : Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).
2. Сравнение - это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И зарево, как вечный метеор ,
Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)
Сравнения выражаются различными способами:
Формой творительного падежа существительных:
Соловьем залетным Юность пролетела,
Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)
Формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);
Сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:
Как хищный зверь , в смиренную обитель
Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов);
При помощи слов подобный, похожий, это:
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза (А. Ахматова);
При помощи сравнительных придаточных предложений:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Точно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.(С. А. Есенин)
3.Метафора (в пер. с греч. - перенос) - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.
Все метафоры делятся на две группы:
1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;
2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):
И меркнет звезд алмазный трепет
В безбольном холоде зари (М. Волошин);
Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)
Метафора бывает не только одиночной : она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях - охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора , цельный художественный образ.
4. Олицетворение - это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:
Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли , И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы . (М. Ю. Лермонтов)
5. Метонимия (в пер. с греч. - переименование) - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:
Между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);
Между предметом и материалом, из которого сделан предмет: ...не то на серебре, - на золоте едал (А. С. Грибоедов);
Между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел , трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц... (Ю. К. Олеша)
6. Синекдоха (в пер. с греч. - соотнесение) - это разновидность метонимии , основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит:
С меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет... (А. С. Пушкин);
С части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)
7. Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. - описательное выражение), - это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах
А. С.Пушкина - «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой - «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».
8.Гипербола (в пер. с греч. - преувеличение) - это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)
И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).
9. Литота (в пер. с греч. - малость, умеренность) - это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)
И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)
10. Ирония (в пер. с греч. - притворство) - это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)
26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Примечание: В заданиях иногда указано, что это лексическое средство. Обычно в рецензии задания 24 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом. Обратите внимание: именно эти средства чаще всего необходимо найти в задании 22!
11. Синонимы , т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый -отважный, бежать - мчаться, глаза (нейтр.) - очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.
Синонимы могут быть контекстными.
12. Антонимы , т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина - ложь, добро - зло, отвратительно - замечательно ), также обладают большими выразительными возможностями.
Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.
Ложь бывает доброй или злой ,
Сердобольной или беспощадной,
Ложь бывает ловкой и нескладной,
Осмотрительной и безоглядной,
Упоительной и безотрадной.
13. Фразеологизмы как средства языковой выразительности
Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора ), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется:
1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята );
2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету ) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши ); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока - торж. ) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (безцаря в голове - неодобр., мелкая сошка - пренебрежит., грош цена - презр. ).
14. Стилистически окрашенная лексика
Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:
1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:
а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька
б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга ; презрительные: балбес, зубрила, писанина ; бранные/
2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:
а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция ); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная ; публицистическая: репортаж, интервью ; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты
б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий
15. Лексика ограниченного употребления
Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:
Лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет - петух, векша - белка );
Лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач );
Лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз - в речи моряков, утка - в речи журналистов, окно - в речи преподавателей );
Лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам - молодежному: тусовка, навороты, крутой ; компьютерному: мозги - память компьютера, клава - клавиатура ; солдатскому: дембель, черпак, духи ; жаргону преступников: братва, малина );
Лексика устаревшая (историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка ; архаизмы - устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело - лоб, ветрило - парус ); - лексика новая (неологизмы - слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: блог, слоган, тинейджер).
26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств- это уровень предложения или нескольких предложений.
Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.
16.Риторический вопрос - это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей? .. (M. Ю. Лермонтов);
17.Риторическое восклицание - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:
То было в утро наших лет - О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);
Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)
18.Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:
Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);
О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)
19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) - это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.
Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват .
Анафора (в пер. с греч. - восхождение, подъем), или единоначатие, - это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);
Эпифора (в пер. с греч. - добавка, конечное предложение периода) - это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно (А. А. Фет);
Досталась им буханка светлого хлеба - радость!
Сегодня фильм хороший в клубе - радость!
Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли- радость! (А. И. Солженицын)
Подхват - это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);
20. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. - идущий рядом) - тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской... (М. Ю. Лермонтов);
Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов,
И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)
Часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).
21. Инверсия (в пер. с греч. - перестановка, переворачивание) - это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:
Согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);
Дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов);
22.Парцелляция (в пер. с франц. - частица) - стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц - фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане - не физические лица. А люди . (Из газет)
23.Бессоюзие и многосоюзие - синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов , речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)
В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:
Зато и внук,и правнук, и праправнук
Растут во мне, пока я сам расту... (П.Г. Антокольский)
24.Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:
Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)
25.Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. - противоположение) - это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы - общеязыковые и контекстуальные:
Ты богат, я очень беден, Ты - прозаик, я - поэт (А. С. Пушкин);
Вчера еще в глаза глядел,
А ныне - все косится в сторону,
Вчера еще до птиц сидел,
Все жаворонки нынче - вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)
26.Градация (в пер. с лат. - постепенное повышение, усиление) - прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:
Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);
Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)
Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)
27.Оксюморон (в пер. с греч. - остроумно-глупое) - это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья , светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);
Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);
Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)
28.Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).
29.Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…
Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:
-восклицательные предложения ;
- диалог, скрытый диалог;
-вопросно-ответная форма изложения такая форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы;
-ряды однородных членов;
-цитирование;
-вводные слова и конструкции
-Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.
В том числе эллипсис, то есть пропуск сказуемого.
Эти понятия рассматриваются в школьном курсе синтаксиса. Именно поэтому, наверное, эти средств выразительности чаще всего в рецензии называют синтаксическими.
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
Термин | Определение | Пример |
Повтор слов в началах смежных отрезков речи | Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой. () |
|
Аллитерация | Стилистически значимый повтор согласных звуков | Мор оз и солнце: день чудесный! Ещё ты др емлешь, др уг пр елестный – пор а, кр асавица, пр оснись: откр ой сомкнутой негой взор ы навстр ечу север ной Авр о ры, звездою север а явись! () |
Антитеза | Высказывание, построенное на основе резкого противопоставления | Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. |
Архаизмы | Слова, устаревшие вследствие того, что понятия, обозначаемые ими, приобрели новое название. У архаизмов в современном языке обязательно есть синонимы | Дщерь – дочь, живот – жизнь, дружество – дружба, очи – глаза |
Ассонанс | Стилистически значимый повтор согласных | Бро жу ли я вдо ль у лиц шу мных, вхо жу ль во мно го лю дный храм. () |
Бессоюзие | Пропуск союзов при перечислении | Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…() |
Вопросно-ответное единство | Такое построение высказывания, при котором автор сначала задает вопрос, а потом отвечает | |
Многосоюзие | Намеренные повторы союзов и, да, или. | Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. () |
Неологизмы | Новые слова, значения слов и выражения, которые еще не вошли в активное употребление, например, неологизмы конца XX века | Тостер, парковка, менеджер, горячая точка. |
Неполные предложения | Предложения, в которых отсутствуют необходимые для понимания смысла слова, обычно передают волнение или непринужденную разговорную речь | Савельич за него заступился…: «И охота было не слушаться, - говорил он сердито, - воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря бы утихла, отправились бы дальше. И куда спешили. Добро бы на свадьбу» () |
Однокоренные слова | Подчеркнутый повтор наиболее значимых в смысловом, идейном отношении однокоренных слов | Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. () |
Оксюморон | Парадоксальное, противоречивое словосочетание слов, связанных подчинительной связью | «Живой труп», «Горячий снег»,звонкая тишина, красноречивое молчание |
Олицетворение | Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия | Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается младость. () |
Перифраза (перифраз) | Замена слова описательным выражением, которое выделяет наиболее существенные в данном контексте признаки | Санитар леса и серый душегуб (о волке), черное золото (о нефти) |
Разговорная лексика | Стилистически сниженная лексика, характерная для разговорного стиля, для непринужденной речи. может использоваться в публицистике и художественной литературе | Охранники, рукавицы на руках, кинулись , чтобы унять, хватали собак за ошейники. (Из газеты) |
Риторический вопрос | Вопрос, который ставится не с целью получить ответ на него, а чтобы привлечь внимание слушателей или читателей к тому или иному явлению | Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? () |
Риторическое восклицание | Придание высказыванию восклицательной интонации | Ну как не порадеть родному человеку! () |
Синекдоха | Перенос значения на основе части и целого, а также единичного и множественного | Всё спит – и зверь, и человек, и птица. () Пуще всего береги копейку. () |
Синтаксический параллелизм | Повтор схожих по структуре предложений и их отрезков | Белеет прус одинокий в тумане моря голубом!... Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов) |
Сравнение | Обороты, в которых происходит сопоставление двух предметов или явлений на основе сходства. Признаками сравнения являются: 1) наличие в тексте обоих компонентов – того, что сравнивают, и того, с чем сравнивают; 2) формальных выразителей сравнения: а) сравнительного союза как будто, словно и др., б) формы творительного падежа , в) формы сравнительной степени, г) слов похож, подобен, сравним и др. На основе сравнения может строиться развернутое сравнение | 1) Водная гладь как зеркало. 2) лететь стрелой. 3) «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее». () 4) Парламент похож на лодку, которую каждый раскачивает в свою сторону |
Повтор слов или словосочетаний на границах смежных отрезков речи | Я за свечку – свечка в печку. (К. СЧуковский) |
|
Слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства | Суффикс, сила тока, оксид, млекопитающие |
|
Умолчание | Обрыв высказывания, чтобы читатель или слушатель сам додумал мысль, а также, чтобы передать взволнованную речь, испуг | Нет, я не хотел … быть может, вы … я думал, что уж барону время умереть. () |
Фразеологизмы | Устойчивые сочетания слов, которые не создаются в речи каждый раз заново, а воспроизводятся как готовые, закрепленные в памяти языковые единицы | Бежать сломя голову, ахиллесова пята, иметь в виду, бить баклуши и др. |
Экспрессивная книжная лексика | Лексика книжных функциональных стилей (публицистического, литературного, художественного), обладающая большой выразительностью, содержащая в себе положительные или отрицательные оценки предмета речи | Постой, царевич. Наконец, я слышу речь не мальчика, но мужа . () Но ты поднялся, ты взыграл, Ты прошумел грозой и славой – и бурны тучи разогнал, и дуб низвергнул величавый. () |
Художественное определение. В качестве эпитетов используются прилагательные, причастия и качественные наречия, существительные-приложения | Среди цветущих нив и гор друг человечества печально замечает везде невежества убийственный позор() |
|
Повторы слов в концах смежных отрезков речи | Налево пойдешь – сам пропадешь, направо пойдешь – с конем пропадешь |
1. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по дорогам. | А. Историзмы |
2. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже юношей изящных фамилий было у него (Петра I)теперь человек триста. (А. Толстой) | Б. Лексический повтор |
3. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит! (М. Лермонтов) | В. Олицетворение |
4. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А. Фет) | Г. Фразеологизмы |
Д. Эпитет |
1. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат (С. Орлов) | А. Вопросно-ответное единство |
2. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. () | Б. Гипербола |
3. Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал? (Н. Гоголь) | В. Многосоюзие |
4. Ягненочком кудрявым месяц гуляет в молодой траве. (С. Есенин) | Г. Риторический вопрос |
Д. Сравнение |
1. Вывели лошадей, не понравились они мне. (И. Тургенев) | А. Градация |
2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин) | Б. Инверсия |
3. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку – та бежать (К. Чуковский) | В. Оксюморон |
4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? | Г. Риторическое обращение |
Д. Синтаксический параллелизм |
А. Антитеза |
|
Б. Лексический повтор |
|
В. Многосоюзие |
|
Г. Риторическое восклицание |
|
Д. Эпитет |
1. Вянет, вянет лето красно; улетают ясны дни; стелется туман ненастный ночи дремлющей в степи. | А. Анафора |
2. Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя, и над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря? | Б. Градация |
3. Ура! В Россию скачет кочующий деспот. Спаситель горько плачет, а с ним и весь народ. | В. Лексический повтор |
4. Я твой – я променял порочный двор Цирцей, роскошные пиры, забавы, заблужденья на мирный шум дубров, на тишину полей, на праздность вольную, подругу размышленья. | Г. Риторический вопрос |
1. Другой пуская поет героев и войну, я скромно возлюбил живую тишину. | А. Антитеза |
2. Нет, нет, напрасны ваши песни, я вас люблю, все тот же я. Дни наши, милые друзья, бегут, как утренние тени, как воды быстрого ручья. | Б. Метонимия |
3. Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам: их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам… | В. Синтаксический параллелизм |
4. Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, туда, где синеют морские края, туда, где гуляет лишь ветер …да я! | Г. Сравнение |
1. В чужбине свято наблюдая родной обычай старины: на волю птичку выпускаю при светлом празднике весны. | А. Вопросно-ответное единство |
2. Гречанка верная! Не плачь – он пал героем! Свинец врага в его вонзился грудь. | Б. Инверсия |
3. Теперь, оставя шумный свет, и муз, и ветреную моду, что ж изберете вы? – Свободу. | В. Метонимия |
4. Чья мысль восторгом угадала, постигла тайну красоты? Чья кисть, о небо, означала сии прекрасные черты. | Г. Синекдоха |
Д. Риторический вопрос |
А. Архаизм |
|
2. Твоя серебряная пыль меня кропит росою хладной: ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль… | Б. Оксюморон |
В. Риторический вопрос |
|
Г. Сравнение |
|
Д. Экспрессивный повтор |
1. В глуши, во мраке заточенья тянулись долго дни мои без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви. | А. Бессоюзие |
2. Все те же мы: нам целый мир в чужбина; отечество нам Царское Село. | |
3. Как приведение, за рощею сосновой луна туманная взошла… | В. Оксюморон |
4. Нет ни в чем вам благодати; с счастием у вас разлад: и прекрасны вы некстати, и умны вы невпопад. | Г. Перифраза |
Д. Сравнение |
1. Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я предаюсь своим мечтам. | А. Гипербола |
2. В безмолвии садов, весной, во мгле ночей, поет пред розою восточный соловей. Но роза милая не чувствует, не внемлет, и под влюбленный гимн колеблется и дремлет. | Б. Метафора |
3. В пустыне чахлой и скупой, на почве, зноем раскаленной, анчар, как грозный постовой, стоит – один во всей вселенной. | В. Олицетворение |
4. Молчи, бессмысленный народ, подёнщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий, ты червь земли, не сын небес… | Г. Синтаксический параллелизм |
1. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. (М. Шолохов) | А. Архаизм |
2. Твоя серебряная пыль меня кропит росою хладной: ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль… | Б. Оксюморон |
3. Ты ждал, ты звал … я был окован; вотще рвалась душа моя: могучей страстью очарован, у берегов остался я. | В. Риторический вопрос |
4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. (С. Есенин) | Г. Сравнение |
Д. Экспрессивный повтор |
1. Здесь барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца | А. Антитеза |
2. Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман, исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман. | Б. Лексический повтор |
3. О вы, хранимые судьбами для сладостных любви наград; любви бесценными слезами благословится ль ваш возврат. | В. Многосоюзие |
4. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. | Г. Риторическое восклицание |
Д. Эпитет |
ТЕСТ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА 9 класс
1. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла» (С. Есенин)
1. гипербола
2. градация
3. риторическое восклицание
4. сравнение
2. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Чу… снег хрустит… прохожий; дева к нему на цыпочках летит, и голосок ее звучит нежней свирельного напева». ()
1. антитеза
2. олицетворение
4. сравнение
3. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами» (М. Горький)
1. метафора
2. олицетворение
3. сравнение
4. экспрессивная книжная лексика
4. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не такие, чтобы толстые, однако и не тонкие» (Н. Гоголь)
1. антитеза
2. антонимы
3. бессоюзие
4. метафора
5. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Клянусь четой и нечетой, клянусь мечом и правой битвой, клянуся утренней звездой, клянусь вечернею молитвой» (
1. градация
2. контекстуальные антонимы
3. синекдоха
4. эпифора
6. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн» (
1. антитеза
2. многосоюзие
3. перифраза
4. развернутая метафора
7. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Победой прославлено имя твое, твой щит на вратах Цареграда; и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе» (
1. анафора
2. гипербола
8. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю слугу, несущего мне утром чашку чаю вопросами…» (
1. вопросительно-ответное единство
2. гипербола
3. именительный представления
4. ряды однородных членов
9. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Предрассветное. Синее. Раннее. И летающих звезд благодать» (С. Есенин)
1. именительный представления
2. перифраза
3. парцелляция
4. умолчание
10. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Мир таинственный, мир мой древний, ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе» (С. Есенин)
1. гипербола
2. градация
4. развернутая метафора
11. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Слова и воздух этих сказок настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям» (Ю. Бондарев)
1. антитеза
2. градация
3. неполное предложение
4. эпитеты
12. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Так же как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрепанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестершимся золотым тиснением на переплетах, книги, раз только раскрытые и недолистанные до конца. Такие, как сухой школьный формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку, к таким не тянется рука с трепетом волнения, они не друзья…» (Ю. Бондарев)
1. парцелляция
2. эллипсис
3. метонимия
4. многосоюзие
Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «»
1Д 2А 3Б 4Д 1Б 2В 3Г 4Д 1Б 2А 3Д 4Г 1В 2Д 3Б 4Г 1В 2Г 3Д 4А 1А 2Г 3Б 4В 1Б 2В 3А 4Д 1Г 2Д 3А 4В 1А 2Б 3Д 4В 1Г 2В 3А 4Б
школы №1 ЕМР
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ
ТЕМА: «ПОВТОР КАК ОДНО ИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»
План урока:
Вступление
Основная часть
а) звуковой повтор;
б) анафора;
в) эпифора;
г) параллелизм;
д) подхват;
е) лексический и экспрессивный повтор
3. Заключение
На предыдущих уроках мы рассмотрели самые распространённые тропы и фигуры. На данном уроке подробнее остановимся на различных видах повтора как одного из выразительных средств языка.
Повтор - повторение слов, выражений, композиционных элементов в художественном тексте. К повторам относятся: анафора, подхват, рефрен, синтаксический параллелизм, эпифора, эпистрофа, звуковые повторы.
Звуковой повтор – повторение одинаковых, сходных звуковых сочетаний в художественной речи.
Аллитерация (от лат. ad - к, при + litera -буква). Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием, применяемый для создания определённого образа.
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин).
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом
(Ф.Тютчев)
Ассонанс - а) неточная, неполная рифма, основанная на совпадении либо ударных гласных, либо слогов, на которые падает ударение, либо комплексов согласных, смежных с одинаковыми гласными;
б) концентрированное повторение гласных звуков:
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
(М.Лермонтов)
Анафора (греч. anaphora - вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством...
(М.Ю. Лермонтов)
Единый зачин делает речь экспрессивной, выразительно подчеркивая основную мысли текста. Различают различные виды анафоры.
Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков. Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища. (Пушкин)
Анафора морфемная. Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов.... Черноглазую девицу, Черногривого коня! (Лермонтов)
Анафора лексическая. Повторение одних и тех же слов. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин)
Анафора синтаксическая. Повторение одних и тех же синтаксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (А.С. Пушкин)
Эпифора (греч. epiphora из epi - после + phoros - несущий). Стилистическая фигура, противоположная анафоре (см.), заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
Параллелизм (греч. «parallelos» - идущий рядом) - фигура, представляющая собой однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный параллелизм обычно сопровождается тематическим, содержательным. Сходство в построении предложений раскрывает живую связь образов:
Жизнь без тревог - прекрасный светлый день,
Тревожная - весны младые грезы.
Там - солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь - и гром, и, молния, и слезы...
Параллелизм имеет разнообразные формы.
Когда умирают кони – дышат,
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – гаснут,
Когда умирают люди – поют песни.
(В.Хлебников)
Разновидностями его являются, в частности, единоначатие (анафора) и концовка (эпифора).
Подхват - фигура, которая заключается в подчеркнутом повторении конца стиха в начале следующего стиха:
Придет оно, большое, как глоток, -
Глоток воды во время зноя летнего.
(Р.И. Рождественский)
Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры.
Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, повторяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С.Есенин)
В те времена алчущий читатель искал книгу – теперь алчущая книга гоняется за читателем. Книга перестала быть учителем жизни, общество, всё вокруг себя превратившее в товар, уронило и значение книги. (Д.Лихачёв)
Экспрессивный (эмоциональный повтор) – повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального восприятия текста или передачи эмоционального состояния автора или героя.
Скорей, скорей, - кричали мальчики, подгоняя друг друга… (А.Гайдар)
Выполнение задания В-8 потребует очень внимательного прочтения текста и осмысления его изобразительно-выразительных особенностей. Для правильного выполнения этого задания нужно разбираться в разнообразии средств выразительности речи, хорошо знать основную терминологию и особенности стилей и типов речи.
Готовясь к экзамену, почаще заглядывай в глоссарий, выполняй упражнения и тестовые задания. Желаю удачи!
РОДИОНОВА АННА ПАВЛОВНА
учитель русского языка и литературы
школы №1 ЕМР
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ
УРОК 4
ТЕМА: «ПОВТОР КАК ОДНО ИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»
План урока:
Вступление
Основная часть
а) звуковой повтор;
б) анафора;
в) эпифора;
г) параллелизм;
д) подхват;
е) лексический и экспрессивный повтор
3. Заключение
На предыдущих уроках мы рассмотрели самые распространённые тропы и фигуры. На данном уроке подробнее остановимся на различных видах повтора как одного из выразительных средств языка.
Повтор - повторение слов, выражений, композиционных элементов в художественном тексте. К повторам относятся: анафора, подхват, рефрен, синтаксический параллелизм, эпифора, эпистрофа, звуковые повторы.
Звуковой повтор – повторение одинаковых, сходных звуковых сочетаний в художественной речи.
Аллитерация (от лат. ad - к, при + litera -буква). Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием, применяемый для создания определённого образа.
Ш ип енье п енистых бокалов и п унш а п ламеньголубой (Пушкин).
Люблю гр озу в начале мая,
Когда весенний первый гр ом,
Как бы р езвяся и игр ая,
Гр охочет в небе г олубом
(Ф.Тютчев)
Ассонанс - а) неточная, неполная рифма, основанная на совпадении либо ударных гласных, либо слогов, на которые падает ударение, либо комплексов согласных, смежных с одинаковыми гласными;
б) концентрированное повторение гласных звуков:
У наших у шки на маку шке,
Чу ть у тро осветило пу шки
И леса синие верху шки –
Французы ту т как ту т.
(М.Лермонтов)
Анафора (греч. anaphora - вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
Клянусь я первым днем творенья ,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством...
(М.Ю. Лермонтов)
Единый зачин делает речь экспрессивной, выразительно подчеркивая основную мысли текста. Различают различные виды анафоры.
Анафора звуковая . Повторение одних и тех же сочетаний звуков. Гр озой снесенные мосты, Гр оба с размытого кладбища. (Пушкин)
Анафора морфемная . Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов.... Черно глазую девицу, Черно гривого коня! (Лермонтов)
Анафора лексическая . Повторение одних и тех же слов. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин)
Анафора синтаксическая . Повторение одних и тех же синтаксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (А.С. Пушкин)
Эпифора (греч. epiphora из epi - после + phoros - несущий). Стилистическая фигура, противоположная анафоре (см.), заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(Блок)
Параллелизм (греч. «parallelos» - идущий рядом) - фигура, представляющая собой однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный параллелизм обычно сопровождается тематическим, содержательным. Сходство в построении предложений раскрывает живую связь образов:
Жизнь без тревог - прекрасный светлый день,
Тревожная - весны младые грезы.
Там - солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь - и гром, и, молния, и слезы...
(А.А. Фет)
Параллелизм имеет разнообразные формы.
Когда умирают кони – дышат,
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – гаснут,
Когда умирают люди – поют песни.
(В.Хлебников)
Разновидностями его являются, в частности, единоначатие (анафора) и концовка (эпифора).
Подхват - фигура, которая заключается в подчеркнутом повторении конца стиха в начале следующего стиха:
Придет оно, большое, как глоток , -
Глоток воды во время зноя летнего.
(Р.И. Рождественский)
Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры.
Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, повторяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С.Есенин)
В те времена алчущий читатель искал книгу – теперь алчущая книга гоняется за читателем. Книга перестала быть учителем жизни, общество, всё вокруг себя превратившее в товар, уронило и значение книги. (Д.Лихачёв)
Экспрессивный (эмоциональный повтор) – повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального восприятия текста или передачи эмоционального состояния автора или героя.
- Скорей, скорей , - кричали мальчики, подгоняя друг друга… (А.Гайдар)
Выполнение задания В-8 потребует очень внимательного прочтения текста и осмысления его изобразительно-выразительных особенностей. Для правильного выполнения этого задания нужно разбираться в разнообразии средств выразительности речи, хорошо знать основную терминологию и особенности стилей и типов речи.
Готовясь к экзамену, почаще заглядывай в глоссарий, выполняй упражнения и тестовые задания . Желаю удачи!
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Антонимы | ||
Многозначные слова | ||
Омонимы | ||
Синонимы | ||
просторечная лексика . | ||
Диалектизм | ||
Историзм Архаизм. | ||
Заимствованная лексика | ||
Неологизмы | ||
Канцеляризм | ||
Термин | ||
Профессионализм | ||
Жаргонизм | ||
Фразеологизм |
лексический повтор;
разговорная лексика;
оценочная лексика;
Экспрессивный лексический повтор
СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
Ш ипенье пенистых бокалов и пунш
АССОНАНС (франц. assonance - созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), которое служит для создания звукового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным./Думаю думу свою.
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминают такие звуки (напр., в русском языке «мяу-мяу», «ха-ха», «тик-так»).
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогут и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. Существуют так называемые уменьшительно-ласкательные суффиксы –оньк-, еньк-, -ик, -к-, -ечк-, -ок (девонька, деревенька, столик, шёрстка, местечко, флажок). Им противоположны суффиксы преувеличения: -ищ-, ущ и др.: бородища, здоровущий. Есть суффиксы, помогающие выразить неодобрение, даже пренебрежение: -онк- (собачонка), -ишк-. (бельишко), в просторечных словах суффиксы - юг-, -яг- (шоферюга, деляга, ворюга). Вот примеры, показывающие неисчерпаемость нашего языка. Простое существительное кот. Какие суффиксы можно к нему добавить? А вот какие: котик, коточек, котя, котяра, котишка, котище, кошара. К прилагательному белый? Беленький, белёхонький, белёшенький, беловатый, белесый.
Определённые чувства помогут выразить и некоторые приставки. Например, приставка пре- в значении очень покажет превосходство данного качества в предмете, явлении, образе: предобрый старик, пренеприятное известие; усиливает впечатление «нанизывание» приставок для создания какого-то эффекта, например, «Пооткормили меня, поотлежался да и вдругорядь на фронт» (В. Белов); «Худяков и вовсе позаглядывал весело» (Ф. Абрамов). Как видно из примеров, к глаголу легче подобрать приставки: в сочетании с другими средствами словообразования они создают яркую экспрессию: бегать – добегаться, убегаться, отбегаться, избегаться, выбегаться.
Как пахарь, битва отдыхает.
(А.С. Пушкин)
Меткое и образное сравнение! Передышка в сражении - это короткий отдых в самой тяжелой работе - труде пахаря.
Семантические фигуры речи
Антитеза - (от греч. противоположение) - стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. Антитеза выражается обычно антонимами - словами с противоположными значениями. Она дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы или явления, противоположные проявления качества или свойства, сделав их смысловым «фокусом» фразы. Антитеза реализуется чаще всего в определенных конструкциях, в которых противоположность подчеркивается союзами, интонацией и другими средствами.
Ты богат, я очень беден; /Ты прозаик, я поэт...
(А.С. Пушкин)
Оксюморон, или оксиморон - (греч. остроумно-глупое)- соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого: И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой.(А.С. Пушкин).
Стоило только мне погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью. (Н. С. Лесков)
Такие слова, обладающие несовместимыми в обычной речи семантическими «атомами» («жизнь» и «смерть», «веселье» и «скука» и т. п.), соединяются в поэтическом тексте как взаимопроницаемые противоположности и дают художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях (живой труп - по существу неживой живой человек, скучающая веселость - показная веселость и т.п.).
Градация - (лат. постепенное возвышение, усиление) - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. В соответствии с этим различают градацию восходящую (подъем) и нисходящую (спуск, спад). «При одном предположении подобного случая вы бы должны были... испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, океаны слез!..»
(Ф.М. Достоевский).
Параллелизм - (греч. идущий рядом) - синтаксическая фигура, представляющая собой однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный параллелизм обычно сопровождается тематическим, содержательным. Пример:
Анафора - греч. anaphora - вынесение вверх) - повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз)
А. Пушкин
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов...
М. Лермонтов
Есть также риторическое восклицание . Оно подчеркивает эмоциональность авторской речи, усиливает выражение чувств.
Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения) идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:
Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)
Парцелляция - художественный прием, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение графически отображается с помощью точек. Парцелляция имитирует разговорную речь.
Например: Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах. (М. Зощенко).
Инверсия - (от лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи. Пример: "Сметливость его и тонкость чутья меня поразили". (А. Пушкин).
"Досадно было, боя ждали" (М. Лермонтов).
"Тут сгорел мой приятель со стыда" (И. Тургенев).
"Инверсия - тонкое средство художественной речи. Инверсии употребляются и в художественной прозе - где они едва ли бывают "вынужденными", поскольку ритм прозы гораздо более свободен, чем в поэзии, в стихе" (В.В. Кожинов).
"Инверсия и другие риторические фигуры, построенные на "игре" порядком и расположением слов, позволяют создать ощущение речевого пространства"
(Ю.Б. Борев).
Подхват - фигура, которая заключается в подчеркнутом повторении конца стиха в начале следующего стиха:
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Антонимы | Это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению. ! Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте. | Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной, Ложь бывает ловкой и нескладной. Осмотрительной и безоглядной, Упоительной и безотрадной. |
Многозначные слова | Это слова, имеющие много значений | Лапа - 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева |
Омонимы | Это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению. | Планировать - составлять план Планировать - постепенно, плавно снижаться в Засыпать - погружаться в сон Засыпать - покрыть слоем чего-нибудь сыпучего. |
Синонимы | Это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию!Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными | Битва, побоище, сеча, баталия, стычка, сражение Да что там народ! Нас и так уже иначе как населением не называют. |
В разговорной речи может встречаться просторечная лексика . | Сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. | Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать (в значении смеяться). |
Диалектизм | Это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью. | Бурак – свёкла, няша –болото, кочет – петух, козюли – змеи. |
Историзм Архаизм. | Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали, и перешедшие в лексику ограниченного пользования. Архаизмы (от греч. archaios – древний) – это также устаревшие слова, но они вышли из употребления не потому, что исчезли предметы и явления, которые они обозначают, а потому, что в речь вошли другие слова, обозначающие эти же реалии. | Арбалет, граммофон, кулак, барщина. Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище. |
Заимствованная лексика | это слова, заимствованные из других языков в результате языковых контактов. | Метро, кофе, пальто, жюри, амбар, артист, авария |
Неологизмы | Неологизмы – новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка. | Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж. |
Канцеляризм | КАНЦЕЛЯРИЗМЫ, слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля. | «входящие - исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п. |
Термин | От лат. terminus – предел, граница, пограничный знак. Слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. | Ноосфера, дебет, кредитор и т. п. |
Профессионализм | Полуофициальные и неофициальные слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией. | балда - тяжелый молот для дробления горных пород у горняков. |
Жаргонизм | Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками. | Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, сервить – пользоваться средой “Интернет”, облом – неудача |
Фразеологизм | Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии – относительно самостоятельного раздела лексикологии. | Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны и т. д. |
Следует отметить, что в задании 3 встречаются и другие термины лексических средств выразительности:
лексический повтор;
разговорная лексика;
сниженная разговорная лексика;
книжная (в т. ч. экспрессивная) лексика;
общественно-политическая лексика;
оценочная лексика;
экспрессивный лексический повтор
СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
Широко используются в тексте, особенно в тексте поэтическом, выразительные средства фонетики. К ним относятся:
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. al - к, при и littera - буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность, создают звуковой образ. Напр., «Ш ипенье пенистых бокалов и пунш а пламень голубой» (А. С. Пушкин).