Болезни Военный билет Призыв

Латеральное мышление – это искусство нестандартно жить и мыслить. Латеральное мышление. Учебник творческого мышления — Эдвард де Боно

Edward de Bono. Lateral Thinking. Creativity Step By Step

Эта книга, безусловно, a must для каждого, кто интересуется креативностью. Эдвард де Боно - один из ведущих международных авторитетов в этой области. Книга интересна все еще свежим подходом (что, правда, свидетельствует скорее о фантастической ригидности общественного сознания, так как написана она 35 лет назад), практичностью, британской четкостью. Минусы: читается она не очень легко, однако по-моему, это усилие оправдывается.

Наверно, стоит здесь дать краткое изложение вводной части — постараюсь пересказать более-менее близко к тексту.

Самый эффективный метод создания новых идей — это инсайт, производящий реструктурирование уже имеющейся информации. В качестве инструмента, целенаправленно способствующего инсайту, автор предлагает то, что называет далее латеральным мышлением. (Lateral - боковой, поперечный, направленный в сторону.) Кстати, понятие «латеральное мышление» (lateral thinking) с подачи де Боно прочно вошло в английский язык и уже заняло место в словарях.

Память является особой средой, в которой информация организуется в . Это самоорганизующаяся, растущая, невероятно эффективная система, однако обратной стороной ее эффективности являются определенные ограничения, поскольку паттерны с трудом поддаются перестройке.

Латеральное мышление имеет ту же основу, что и инсайт, креативность и юмор, но в отличие от них может применяться столь же намеренно, как и логическое мышление. Латеральное мышление включает реструктурирование паттернов, уход от сдерживающих паттернов и создание новых паттернов.

Латеральное мышление совершенно отлично от традиционного вертикального мышления (логика, математика), где движение происходит последовательными шагами, каждый из которых должен быть обоснован. Вертикальное мышление работает методом исключения. При этом, хотя шаги в вертикальном мышлении могут быть абсолютно корректными, исходная точка пути может быть выбрана, основываясь на восприятии, обусловленном используемыми паттернами. Однако, как образно замечает автор, вы не сможете сделать дырку в другом месте, углубляя уже существующую дырку.

Латеральное мышление — способ мышления, привычка, расположение ума. Существуют специальные практические техники, которые позволяют развить навыки латерального мышления и одновременно имеют практическое применение. Разбору этих техник и посвящена основная часть книги.

В принципе описываемые далее техники не являются изобретением де Боно. Некоторые из них, например случайный стимул, использовались тысячелетиями. Де Боно принадлежит скорее специфическое видение этих техник, помогающее понять механизмы их работы.

О собственных техниках, самая известная из которых — , де Боно рассказывает в других, более поздних книгах.

Заметки по теме

Рецензия на книгу Серьезное творческое мышление на nomagic.ru

Комментировать (уже 6)

    […] Сегодня я на неделю уезжаю в Оксфорд на курс Эдварда де Боно, крестного отца креативности и автора интересной системы эффективного мышления, об одной из книг которого я рассказывал на сайт. Курс будет состоять из двух частей: CoRT (Cognitive Research Trust) и Six Thinking Hats. По возвращении я подробно расскажу о нем. […]

    […] CoRT - это базовый курс де Боно по обучению навыкам мышления. (Вдумайтесь в эти слова. Сама мысль о том, что можно всерьез учить кого-то думать, вначале кажется абсурдной.) Кто такой Эдвард де Боно, в двух словах рассказать не получится — придется отослать любознательных читателей к его биографии. Скажу только, что это человек невероятной продуктивности, способный написать такую книгу, как Латеральное мышление, в самолете за время перелета из одной страны в другую. […]

    «…Один из способов избежать жесткости слов заключается в том, чтобы мыслить на основе наглядных образов, не пользуясь словами вообще. Опираясь на эти образы, человек вполне способен мыслить последовательно. Трудности возникают лишь тогда, когда мысль нужно выразить словами. К сожалению, мало людей способны мыслить визуально, да и не все ситуации могут быть проанализированы посредством зрительных образов. Тем не менее привычку к визуализации мышления стоило бы приобрести, ибо зрительные образы обладают такой подвижностью и пластичностью, какой не обладают слова.

    Визуальное мышление означает не просто использование первичных зрительных образов в качестве материала мышления. Это было бы слишком примитивно. Визуальный язык мышления использует линии, диаграммы, ответа, графики и массу других средств для того, чтобы проиллюстрировать те соотношения, которые было бы весьма затруднительно описать обычным языком. Подобные зрительные образы легко меняются под влиянием динамических процессов и, кроме того, дают возможность показать одновременно прошедшие, настоящие и будущие результаты влияния любого процесса…»

    Эдвард де Боно «Латеральное мышление» гл.5

    […] Таким образом, становится понятным, что для преодоления издержек механизма работы сознания нужен особый тип мышления, который бы сознательно стремился не только использовать его преимущества, но и компенсировать его недостатки. Эдвард де Боно, чтобы избежать путаницы, придумал для него свое название — латеральное мышление. О том, что это такое, можно прочитать в его одноименной книге, о которой я уже писал. А можно подойти к этому вопросу креативнее и вначале попробовать самим описать его свойства […]

    […] Многие открытия в науке и технике были сделаны именно посредством «прыжков». Иногда гипотеза даже исходила из неверных предпосылок, однако, когда она подтверждалась, для нее находились другие основания. О прыжках пишет, в частности, Эдвард де Боно в «Латеральном мышлении«, сравнивая особенности вертикального и латерального мышления. […]

    при написании этой книги у него и был этот самый инсайт, раз столько внимания и есть спрос это направление достойно внимания, тем более оно позволяет моментально реализовывать мысли не анализируя, что можно делать после, если не самому, то кто то точно найдется… интересно найти и почитать ее…

С развитием науки и технологий на первый план выходит задача развития soft skills - таких навыков, как, например, гибкость и универсальность, которые помогают быстро адаптироваться к любой ситуации. Чтобы быть на плаву, необходимо постоянно придумывать нестандартные идеи, поэтому в сети все популярнее становятся запросы: как развивать творческое мышление? как научиться генерировать идеи? Существует множество методологий и подходов к развитию креативности. Анна Орлова, методист образовательных программ школы креативного мышления ИКРА, рассказывает о том, как научиться креативить.

Латеральное мышление: что это такое и зачем нужно?

Латеральное мышление - это способ творческого мышления, который помогает генерировать большое количество идей с помощью разрушения или изменения существующих паттернов. Термин ввел Эдвард де Боно - британский психолог, писатель и специалист в области творческого мышления, - в книге «Искусство думать» (New Think: The Use of Lateral Thinking, 1967).

Как это работает?

Начнем с того, что нейронные сети нашего мозга постоянно укладывают всю поступающую информацию в паттерны. Эти паттерны, то есть наш опыт, облегчают каждодневную работу мозга, но затрудняют придумывание новых решений, потому что вся входящая информация, имеющая сходство с существующим паттерном, воспринимается как существующий паттерн. А с возрастом паттерны становятся все более глубокими и, грубо говоря, прочными, так что нам становится все сложнее и сложнее действовать (и придумывать) вне их рамок.

Креативный процесс в латеральном мышлении - это преодоление шаблонного мышления с помощью креативных прыжков. Эдвард де Боно выделил множество алгоритмов работы латерального мышления. Мы поговорим об одном, состоящем из трех этапов.

1. Фокусировка на задаче

Это очень важный этап, поскольку, чем лучше (уже, точнее) фокус, тем проще нам создавать что-то новое. Де Боно выделяет несколько способов фокусировки, например, на области действия или цели. Какой объем информации должна содержать фокусировка? Не слишком много, хотя бы потому, что обилие информации, с одной стороны, тормозит творческое мышление, а с другой подталкивает к уже существующим идеям.

2. Генерируем латеральный разрыв

После того, как мы сфокусировались на задаче, необходимо расширить паттерны и уйти в абстракцию при помощи провокативных методик. На этом этапе мы получаем набор абсурдных решений. Важный момент: на этапе получения провокационных решений не старайтесь сразу же сделать из них что-то реальное, у вас будет такая возможность чуть позже.

3. Установление связи

После разрыва шаблона на предыдущем этапе нам необходимо установить связь и приземлить абсурдное решение. Именно на этом этапе мы и получаем что-то новое.

Какие методики существуют?

Рассмотрим основные методики:

1. Провокативные методики

Есть 6 базовых методов ухода в абстракцию:

дополнение (случайный вход)
- добавление одного или нескольких элементов объекту;

инверсия
- поиск противоположности объекту или его отдельным элементам;

исключение
- исключение определенного элемента (элементов) из нашего объекта;

гиперболизация
- увеличение или уменьшение одного или нескольких свойств объекта;

замена
- изменении одного или нескольких элементов нашего объекта. Замена, по сути, является комбинацией «удаления» и «дополнения»;

изменение порядка
- замена последовательности одного или нескольких элементов объекта.

2. Плюс-минус-интересно

После формулирования вашего абсурдного решения в первую колонку вы заносите положительные аспекты, во вторую отрицательные, а в третью наблюдения и примечания, на которые пока нет ответа. Пример:

3. Установление связи

Поговорим подробнее о 4 методах перехода:


- Извлечение принципа

Вы берете провокационную идею и выделяете из нее принцип работы/концепцию/достоинство/аспект. Затем отбрасываете все остальное и работаете только с тем, что удалось извлечь, строя на этом приземленную идею.

- Фокусирование на различии

В данном случае провокационная идея сравнивается с существующей идеей или привычным способом действий, а затем определяются основные различия.

- Покадровый переход

Эту методику сложнее всего описать. Нужно представить, что провокационная идея приведена в действие. Мы визуализируем то, что произойдет, и выделяем не конечный результат, а последовательность мгновенных состояний.

- Положительные аспекты

Это самый простой из методов перехода. Мы ищем в провокационной идее прямые выгоды и преимущества. Какая ценность идеи видна с первого взгляда? В данном случае нас интересует немедленная выгода, а не то, к чему может привести провокационная идея. Мы извлекаем эту выгоду и пытаемся воплотить ее в новой идее.

Почему это важно?

Методология латерального мышления 一 полезный инструмент для развития креативности, который учит осознанно подходить к придумыванию, что делает творческий процесс более продуктивным. Важно отрабатывать все методики на практике. Креативность приходит с опытом.

Первый вопрос, который возникает при прочтении названия статьи: «что такое латеральное мышление»? Данное понятие было введено в обиход более 45 лет назад, но актуальность свою оно не потеряло и сегодня. Мы привыкли в повседневной жизни использовать логическое мышление (вертикальное), а в случае латерального (горизонтального) мышления нам нужно взглянуть на задачу с другой стороны без подсказок поэтапного поиска логики. С детства нас учат систематизировать все наши задачи, анализировать и искать решения с применением логики и известных переменных. Но логическое мышление, к сожалению, не всем подвластно. А вот латеральным мышлением может овладеть каждый, главное научиться абстрагироваться и смотреть на ситуацию под другим углом. В этом нет ничего сложного, главное не побоятся и начать.

Эдвард де Боно – основоположник теории «латерального мышления». Он рекомендует использовать «латеральное мышление» в качестве одного из способов для решения сложных задач.

Эдвард де Боно опубликовал книгу «Искусство думать »,
чтобы помочь читателям научиться применять латеральное
мышление в бизнес целях, в творческих моментах
и ежедневно в личной жизни.

Данная книга раскроет перед Вами многие секреты техники горизонтального мышления, ссылаясь при этом на конкретные примеры и доступные трактовки. «Искусство думать » подарит Вам уникальное умение мыслить нестандартно во время стандартных ситуаций.

Почему же все-таки стоит использовать латеральное мышление в повседневной жизни?

1. Не мыслить шаблонно в стандартных ситуациях

Из любой ситуации всегда есть выход, но часто мы не можем увидеть очевидное, так как смотрим не в ту сторону. Данный способ мышления поможет развить у Вас способность мыслить нешаблонно и с успехом применить приобретенные навыки на практике. Латеральное мышление подходит не только для решения задач – оно помогает по-новому смотреть на вещи и порождать новые идеи любого рода.

2. Никогда не опускать руки

Часто мы сталкиваемся на первый взгляд с не разрешимыми задачами, но латеральное мышление помогает нам найти выход из самых запутанных историй с позитивным исходом. Никогда нельзя опускать руки, ведь борьба и поиски выхода – это уже полпути к счастливому исходу, а заранее выброшенный белый флаг – обеспеченный провал.

3. Использовать нетривиальный способ решения задач

Чтобы не объяснять, как и что нужно делать в самых запутанных моментах жизни, приведем вам пример из книги:

«Много лет назад, когда должников еще бросали в долговую тюрьму, один лондонский купец имел несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Ростовщик, уродливый старик, влюбился в юную дочь купца и предложил ему сделку: он простит долг, если получит в жену его дочь…И дочь и отец были в ужасе. Тогда коварный ростовщик предложил…: он положит в пустой кошель два камешка, черный и белый, а девушка пусть вытащит один из них. Если ей попадется черный, она станет его женой, если белый – останется с отцом. Долг в обоих случаях будет считаться погашенным… Ростовщик наклонился, чтобы найти камушки для жребия, и дочь купца заметила, что он подобрал и положил в кошель два черных камня. Затем он повернулся к девушке и предложил ей вытащит один из камней»…

Чтобы Вы сделали на ее месте? Вертикальное мышление не поможет в этом случае. Люди мыслящие вертикально, сосредоточились бы на факте, что девушке нужно вытянуть камешек. Люди, мыслящие латерально, направят свое мышление на оставшийся камень. Они могут исследовать все ракурсы ситуации.

«Девушка в нашей истории запустила руку в кошель, вытащила камень, и не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, где он мгновенно затерялся…Впрочем не беда: если Вы загляните в кошель, то сможете по цвету оставшегося камня сказать, какой камень я вынула».

4. Появление новых идей улучшит Вашу жизнь

Прийти к новой идее очень легко каждому. Энтузиазм – залог рождения новой мысли. Латеральное мышление помогает не только появлению новых идей, но и более экономному подходу к их реализации.

5. Изучение структуры задачи упростит ее решение

В каждой задаче есть своя структура, познав каждый элемент можно понять, что именно может стать исходной точкой в ее решении. Чем лучше мы будем знать нашу цель, тем легче нам будет объяснить себе, что и как нам нужно сделать. Например, вместо того, чтобы считать «стены дома опорой для крыши, подумайте о них как о подвешенных к ней» или можете отказаться «от идеи, что Земля движется вокруг Солнца, и представьте себе, что Солнце движется вокруг Солнца». Ко всем проблемам есть подходы, которые на первый взгляд не видны.

Выйти из рамок конкретной задачи в поисках другого взгляда на нее – задача очень сложная. Иногда нужно отпустить отвлечься от проблемы, чтобы посмотреть на нее с другой стороны. Решение может прийти мгновенно и не целиком, а лишь далекой идеей, но только в Ваших силах развить ее максимально и качественно.

Марина Познякова

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня мы рассмотрим, что такое латеральное мышление, а также то, чем оно полезно и в каких ситуациях может пригодиться.

Немного теории

Латеральность – это одна из разновидностей творческого мышления, которая позволяет посмотреть на сложность или какую-либо ситуацию под совсем необычным углом.При этом исключает наличие алгоритма действий и избавляет от привычных стереотипов и шаблонов.

Человек может мыслить абсолютно в любом направлении, и даже если допустит ошибку – это не скажется негативно на результате, так как последующие решения позволять исправить ситуацию. Что очень отличается от пошаговых инструкций и логических размышлений, где из-за малейшего недочёта крах может потерпеть вся запланированная система действий.

Между прочим, «мозговой штурм» был основан именно на этой разновидности мышления. И что самое интересное, этот метод вполне может совмещаться с логикой. Сам термин ввел в обиход знаменитый психолог Эдвард де Боно в конце 1960-х годов. Он «умудрился» подвергнуть систематизации творчество, а также доказал, что креативность является очень важной характеристикой для личности, которая желает развиваться и достигать успеха, и необходимой для самоорганизующихся информационных систем.

Идеи Эдварда де Боно

  1. Эдвард считает, что стереотипы, помимо того, что позволяют человеку сориентироваться и определить необходимый ход действий, также ограничивают человека. К примеру, достаточно всего раз отравиться мороженым, чтобы перестать его покупать вообще. Так называемый полученный опыт отлично помогает сохранить целостность и безопасность, но человек способен в дальнейшем просто перестать проверять насколько какой-то шаблон совпадает с реальностью в данной ситуации. Может, он перестал работать, а личность находится в фантазиях и боится рискнуть, чтобы проверить.
  2. Вертикальное мышление, то есть вышеуказанными шаблонами, со временем убивает возможность мыслить креативно, а также изобретать что-то новое. Что, кстати, очень «стопорит» при решении проблем. Помните выражение «наступить на грабли»? Так вот, если у вас в жизни часто возникают ситуации, похожие друг на друга, то пора изменить подход в их решении.
  3. Боно приводил пример, объясняющий, как действует его метод. Допустим, вы находитесь в песочнице и у вас есть лейка с водой. Так вот, если вы воду начнёте лить на песок, в одно и тоже место, то она поначалу немного растечётся, после чего сделает ямку, в которой будет собираться, образуя своеобразный колодец. Теперь проведём аналогию с процессом обдумывания чего-то у человека. Вода – это информация, поступающая извне, песок – наш мозг, и соответственно образовавшийся колодец – стереотип. И вот как раз латеральность – возможность сделать бороздки, чтобы выпустить воду по бокам, пока ямка (стереотип) не углубилась ещё больше, что означало бы придание ему устойчивости.
  4. Использование его в повседневной жизни необходимо, как и задняя передача у автомобиля, без которой не выбраться из гаража или тупика. Умея сдавать назад, вы же не будете так ездить постоянно? Но если не научитесь, то и пользование машиной будет совсем нелегким трудом.
  5. Личность, которая привыкла в своих размышлениях руководствоваться шаблонами, не способна творить и придумывать что-то новое.

Методы развития

«6 шляп»


Самым известным и популярным является метод «6 шляп», благодаря которому все возникшие идеи вполне могут сосуществовать, не отрицая друг друга и не противореча. Для этого необходимо представить, что обдумывая какую-то проблему, чтобы приблизить решение, вы поочередно меняете шляпы, которые отвечают за определенную сферу и подход к мыслительной деятельности. Можно использовать коллективно, наделив каждого её участника определённой ролью.

Итак, сама расшифровка:

  • Белый – информация и «сухие» доводы, аргументы, теория.
    Красный – чувствительность (отвечает за любые, даже малейшие ощущения и эмоции)
    Жёлтый – оптимистичность, с помощью которой обнаруживаются преимущества и ресурсы.
    Черный – критика, недочёты и слабые места.
    Зелёный – генерирование новых и «свежих» идей.
    Синий – подведение итогов, а также обозначение «зоны ближайшего развития».

Творческая пауза

То есть возможность отдохнуть или переключиться на другую задачу, чтобы с новыми силами вернуться к изучению и поисков выхода из сложившейся ситуации, если в процессе отдыха не возник инсайт. Помните, что такое инсайт? Это озарение, неожиданное понимание проблемы в тот момент, когда занимаешься совсем другими вопросами и делами.

Ведь, даже если мы переключились на решение задач, не связанных с возникшей проблемой, то подсознание всё равно продолжает поиски способов, даже когда вы спите. Поэтому, чтобы не испытывать чрезмерный стресс и не загонять себя в тупик, разряжайте обстановку совсем другими занятиями.

Альтернатива

То есть, готовность человека приостановиться даже в тот момент, когда кажется, что придумал идеальный выход из положения, и поразмышлять ещё о возможных вариантах. Такой способ не позволит вам зациклиться на чём-то одном и «закостенеть», исключая возникновение «неработающих» стереотипов. Со временем вы уже автоматически будете продолжать искать возможные оптимальные решения, не останавливаясь в мыслительных процессах, а совершенствуясь и развиваясь.

Самой основной проблемой, вызывающей нарушения в способности творчески мыслить и генерировать новые идеи – это наросший пласт критики, которой подвергает себя личность. Отчего, чем опытнее, и взрослее человек становится, тем, как бы ни было парадоксально – глупее. Боно даже провёл ряд экспериментов, где показывал взрослым и детям один и тот же рисунок, предлагая рассказать обо всех вариантах и ассоциациях, которые возникают в ответ на него. Посмотрите внимательно, что он вам напоминает? Подключите фантазию, помните, что нет правильных и не правильных ответов, каждый из них имеет право на жизнь.


Сколько у вас вышло? Так вот, по результатам Боно, оказалось, что дети могут назвать до 40 вариантов, в то время, как взрослым не под силу и 10. А все потому, что «привязывались» к самой геометрической фигуре, относясь как к шаблону геометрии, ведь так учили в школе. А теперь представьте, сколько мы теряем в жизни, из-за ограниченности взглядов, потому что научились поддавать оценке свои действия, и выработали целую кучу стандартов.

Поэтому избавляйтесь от внутреннего критика, расширьте свои внутренние границы, и тогда вас ждёт больше возможностей, потому что вы их сможете хотя бы заметить. Постарайтесь и придумайте все 40, а то и больше вариантов, на что похожа эта фигура.

«Безумно глупо»

Старайтесь придумывать безумные и глупые идеи намеренно. Вот увидели картинку в журнале, и набросали пару вариантов о том, что и как на ней происходит. Только не очевидное, что, допустим, девушка лежит на шезлонге, отдыхая и загорая. Может, она потеряла сознание, потому что спасалась от стаи диких маленьких рыбок, и выбралась из бассейна совсем обессиленная? Когда научитесь не чувствовать стыд и вину за глупости, а наоборот – удовольствие, считайте, что первые шаги в сторону креативности удались.

«Данетки»

Как творческие способности развить незаметно, играя и развлекаясь? Да легко, с помощью «данеток». Это такие задачки, которые учат формулировать и задавать вопросы, причём, так, что они не иссякают. Играть можно как онлайн, так и с друзьями, что очень разрядит обстановку и настроит на весёлый лад. Условия просты, спрашивать нужно так, чтобы следовал закрытый ответ, то есть только «да» или «нет».

Самих задач в интернете полно. Приведу пример: «Одна женщина, прежде, чем лечь спать, спрятала туфельку в сейф. Почему она так сделала?». И вот с помощью вопросов пробуйте добраться до истины, это действительно увлекает и развивает.

Экспериментируйте

Стабильность – это хорошо, но если заметили, что в чём-то она мешает, рискуйте и действуйте по-другому, тогда и последствия будут совсем не такими, как обычно. К примеру, после нескольких неудачных романов женщина пришла к мысли, что «все мужчины одинаковы». Знакомый шаблон, да? Только, если задуматься, они были чем-то похожи, допустим, пристрастием к развлечениям. И теперь, живя с этим стереотипом, она неосознанно будет выбирать именно тех мужчин, которые ему соответствуют, убеждаясь, каждый раз, в своей правоте.

Подвергайте сомнению любую информацию


Это поможет вашему воображению набросать варианты, объясняющие подозрения. И кстати, это один из способов дедукции, о котором вы сможете почитать подробнее в статье . А это опять-таки подтверждает, что латеральность включает в себя и логику.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Если вы хотите более углублённо изучить методы Эдварда де Боно, то рекомендую почитать его книгу «Латеральное мышление» . А ещё не забывайте, что развивать важно обе половинки мозга, чтобы достигнуть гармонии в своём развитии. Лучшие методы и способы описаны в статье «Основные функции правого полушария головного мозга а также упражнения для его развития». Успехов вам и свершений на пути саморазвития!
Материал подготовила Журавина Алина.

Латеральное мышление

Эдвард де Боно

(СПб.:Питер Паблишинг, 1997. – 320с.)

Введение

Латеральное мышление тесно связано с интуицией, твор­ческими способностями и чувством юмора. Все они имеют одну и ту же основу. Но в то время как обладание интуици­ей, творческими задатками и чувством юмора скорее дело случая, овладение латеральным мышлением - процесс, во многом зависящий от нас. Латеральное мышление, так же как и мышление логическое, - это вполне конкретный способ применения собственного мыслительного аппарата. Однако два эти способа имеют коренные отличия.

Цель культуры - внедрение в жизнь идей. Цель об­разования - обмен этими воспринятыми идеями. Цель обоих - такое совершенствование идей, чтобы они по­стоянно шли в ногу со временем. Единственно возмож­ный способ изменения идей - конфликт, который может протекать в двух направлениях.

В одном случае это лобовая конфронтация между иде­ями-соперницами. Одна идея добивается господства над другой, которая подавляется, но не изменяется. Во втором случае происходит конфликт между новыми данными и старыми представлениями. В результате подобного кон­фликта устаревшая идея должна быть изменена.

Таков метод науки, ибо она постоянно стремится вы­искать какие-то новые данные, чтобы низвергнуть старые идеи и поднять на щит новые. Но этим методом пользу­ется не только наука - таков метод человеческого по­знания в целом.

Образование основывается на испытанном временем допущении, что человеку нужно лишь накапливать как

можно больше информации, такой багаж сам собой пре­творится в плодотворные идеи. Мы создали целый на­бор средств для обработки этой информации: математи­ку - для расширения ее границ, логическое мышление - для ее просеивания.

Метод конфликта при изменении идей действенен там, где информация может быть оценена строго объективно. Но он совершенно перестает работать, когда новые дан­ные оцениваются лишь через призму старых идей. Вмес­то того чтобы подвергаться изменениям, старые представ­ления только усиливают свои позиции и становятся еще более неподатливыми.

Наиболее эффективный метод изменения идей - это действовать не извне, конфликтным путем, а изнутри, при­бегая к интуитивной перегруппировке доступной инфор­мации. Интуиция - единственный продуктивный способ преобразования идей в неопределенной ситуации - когда информацию невозможно оценить объективно.

Но даже когда это можно сделать, как, например, в науке, интуитивная перегруппировка данных позволяет совершить подлинный скачок вперед. Образование в идеале имеет дело не только со сбором информации, но и с наилучшим использованием уже накопленных све­дений.

Когда идеи идут впереди информации, а не плетутся вслед за ней, прогресс не заставит себя ждать. Однако мы пока еще не создали практических средств для раз­вития интуиции. Мы можем лишь накапливать сведения, надеясь, что рано или поздно она даст о себе знать. Лате­ральное мышление способно стать средством совершен­ствования самой интуиции.

Интуиция, творческие способности и чувство юмора трудноуловимы именно из-за того, что наш мыслитель­ный аппарат высокоэффективен. Функционируя, он пре­образует все, что его окружает, в некие стереотипы или модели. Как только эти модели созданы, уже можно их распознавать, на них реагировать, к ним прибегать. А ког-

да их используют постоянно, они внедряются в наше со­знание еще глубже.

Система моделей - очень эффективный способ обра­ботки информации. Стоит создать такие модели, и они становятся своего рода кодом. Вот в чем преимущество системы кодирования: вместо того чтобы набирать всю информацию, человек собирает ее лишь столько, сколько необходимо для определения закодированной модели, к которой он затем и обращается. Это подобно тому, как с помощью каталожного шифра мы находим в библиотеке книги по нужной тематике.

Удобно говорить о нашем мыслительном механизме как о некой машине по обработке информации - напоми­нающей скорее компьютер. Однако наш мыслительный аппарат - не машина, а особая среда, позволяющая посту­пающей информации выстраиваться в виде стереотипов. Эта «запоминающая» система, способная самоорганизовы­ваться, самоукрупняться, действует очень надежно, созда­вая набор стереотипов, - именно в таком процессе и за­ключается эффективность нашего обычного мышления.

Но огромная продуктивность системы создания моде­лей или стереотипов влечет за собой и ряд недостатков. Пользуясь ею, легко располагать стереотипы в различ­ном сочетании и увеличивать их число, но крайне трудно перестроить их самих, чтобы иметь возможность на них влиять. И интуиция, и чувство юмора связаны с измене­нием стереотипов.

Творчество также связано с подобной перестройкой, но здесь больший упор делается на решительный уход от ограничивающих нас стереотипов. Латеральное мышле­ние включает в себя перестройку привычных представле­ний и создает условия для появления новых моделей.

Латеральное мышление тесно связано с творчеством. Но итог творчества - это, как правило, лишь описание конечного результата, а латеральное мышление - это опи­сание процесса. Результатом можно только восхищаться, а процесс возможно научиться применять на практике.

В творчестве мы привыкли видеть загадочное сочета­ние таланта и чего-то этакого, неуловимого. Такая оценка может быть оправдана для мира искусства, где творчес­кие способности зависят от развития в человеке чувства прекрасного, эмоционального отклика и дара самовыра­жения. Но такая оценка неприемлема вне этого мира. Все чаще и чаще творчество начинают рассматривать как существенный компонент, который способствует преоб­разованию и прогрессу.

Способность творить начинают ценить выше знаний и умений, поскольку и те и другие в наши дни становятся все более и более доступными. Чтобы научиться давать толчок своим творческим способностям, необходимо ли­шить их ореола таинственности и рассматривать как один из методов применения своего мыслительного аппарата - метод обработки информации. Именно это и входит в задачу латерального мышления.

Цель латерального мышления - генерация идей. Су­ществует расхожее мнение, будто появление новых идей имеет непосредственное отношение к разработке техни­ческих новинок. Это не совсем так. Новые идеи - дви­жущая сила преобразований и прогресса во всех сферах человеческой деятельности: от науки до искусства, от по­литики до устройства собственной судьбы.

Еще одна задача латерального мышления - высвобож­дение из оков старых представлений, что в свою очередь помогает изменить отношение к происходящему и позво­ляет взглянуть на многие привычные вещи по-иному. Избавление от старых идей и генерирование новых - вот две родственные грани латерального мышления.

Латеральное мышление во многом отличается от вер­тикального - традиционного типа мыслительной дея­тельности. При вертикальном мышлении человек про­двигается вперед, делая последовательные шаги, каждый из которых должен быть оправдан.

При латеральном же мышлении человек использует поступающую информацию не ради нее самой, а ради ре-

зультата, который она может принести. При этом типе мышления вполне допустимо ошибиться на каком-то эта­пе, но в итоге все же прийти к правильному решению. При вертикальном мышлении (в логике или математи­ке) такое исключено: ошибка на любом этапе чувстви­тельно скажется на итоге.

При латеральном мышлении намеренно изыскивают постороннюю информацию. При вертикальном мышле­нии выбирают только то, что имеет прямое отношение к делу.

Латеральное мышление не подменяет вертикальное. Необходимы оба. Они дополняют друг друга. Для лате­рального мышления характерна созидательность, для вер­тикального -■ избирательность.

При вертикальном мышлении можно прийти к опре­деленному заключению, сделав ряд обоснованных шагов. Поскольку эти шаги выглядят разумными, человек полно­стью уверен в правильности своего вывода.

Но каким бы верным ни был сам путь, его отправная точка всегда обусловлена тем или иным зависящим от нашего восприятия (перцепционным) выбором, который накладывает отпечаток на используемые нами устоявшие­ся понятия. К примеру, перцепционный выбор способству­ет созданию резких разграничений и противопоставлений, после чего вертикальное мышление начинает работать с организованными в таком ключе концептуальными по­нятиями.

Латеральное мышление требуется как раз для того, что­бы контролировать обусловленный восприятием выбор, который находится вне досягаемости вертикального мыш­ления. Латеральное мышление также заставляет усом­ниться в любом строгом выводе, каким бы оправданным и обоснованным он ни казался.

Латеральное мышление расширяет возможности вер­тикального мышления. Вертикальное мышление развива­ет идеи, рожденные при латеральном мышлении. Нельзя вырыть яму в каком-то ином месте, если только углуб-

лять уже существующую. Вертикальное мышление ис­пользуют для углубления уже имеющейся ямы. С помо­щью латерального мышления яму роют на новом месте.

Из-за того что в прошлом особый упор делался исклю­чительно на вертикальное мышление, обучение латераль­ному мышлению приобретает теперь особую актуаль­ность. И вовсе не потому, что для достижения прогресса одного вертикального мышления недостаточно, - пребы­вая в одиночестве, оно может стать опасным.

Подобно вертикальному мышлению, латеральное - это определенный метод использования нашего мыслитель­ного аппарата, то есть его привычных действий и устано­вок. Точно так же, как существует специальная техника вертикального мышления, имеются и особые приемы лате­рального мышления, к которым можно всегда прибегнуть.

В настоящей книге на подобных приемах внимание акцентируется не оттого, что они составляют некую осо­бо важную часть латерального мышления, а потому, что обладают немалой практической ценностью. Для разви­тия навыков латерального мышления одних благих наме­рений и побуждений недостаточно. Требуется соответ­ствующая обстановка, в какой удобно попрактиковаться, и набор действенных приемов, которые можно было бы взять на вооружение. Если хорошо осмыслить эти приемы и приобрести сноровку при их использовании, латераль­ное мышление становится установкой сознания. Кроме того, эти приемы можно применять и в самых разнооб­разных практических целях.

Латеральное мышление - вовсе не какое-то новое чудодейственное средство. Можно найти немало приме­ров, как кто-то когда-то прибегал к такому мышлению для достижения определенных результатов. Всегда на­ходились люди, от природы склонные мыслить подоб­ным образом.

Цель книги: показать, что латеральное мышление - основополагающая часть мышления и что каждый может овладеть его навыками. Вместо того чтобы просто упо-

вать на свою интуицию и творческие задатки, человек может прибегать к приемам латерального мышления впол­не продуманно и осознанно.

Задача мышления - собирать информацию и использо­вать ее как можно лучше. Благодаря особенности нашего мыслительного аппарата, который способен создавать мо­дели устойчивых понятий, мы можем извлечь максималь­ную пользу из новой информации, только если располага­ем набором средств для преобразования старых моделей и их модернизации.

Традиционные методы мышления учат нас, как подвер­гать такие модели проверке, определяя их действенность. Но мы так и не сумеем воспользоваться доступной ин­формацией наилучшим образом, если не будем знать, как создавать новые модели и избавляться от диктата старых.

Вертикальное мышление занимается или выявлением надежности концептуальных моделей, или их использо­ванием. Латеральное мышление связано с перестройкой таких моделей (интуиция) и созданием условий для по­явления новых (творчество). Латеральное и вертикаль­ное мышления взаимно дополняют друг друга. Необходи­мо владеть навыками и того, и другого. Однако в системе общественного образования упор неизменно делается толь­ко на вертикальное мышление.

Потребность в латеральном мышлении вызвана теми ограничениями, с которыми связана работа мыслительно­го аппарата, когда он действует как самоукрупняющаяся запоминающая система.

Как пользоваться этой книгой

Цель этой книги отнюдь не желание познакомить читате­ля с какой-то новой темой. Книга должна стать своего рода практическим пособием. Причем ею может пользо­ваться обычный читатель - для своего собственного со­вершенствования, а еще лучше учитель - для блага сво­их учеников.

Раскрытые в этой книге мыслительные процессы носят универсальный характер. Они присущи людям любого возраста и образования. Я демонстрировал действие са­мых элементарных из этих процессов во время занятий с группами, состоящими из бесспорных интеллектуалов, таких как опытные программисты, и, по их отзывам, учеба прошла для них не без пользы. Чем более подготовлены ученики, тем легче им абстрагироваться и отделять суть процесса от конкретной формы наглядного примера.

И если ученики более юного возраста получают удо­вольствие от самого упражнения, те, что постарше, стара­ются осмыслить, что же за этим упражнением стоит. Про­стые примеры можно приводить, работая с группами всех возрастов. Более сложные следует предлагать только уче­никам старшего возраста. В группах младшего возраста визуальная форма упражнений намного более эффективна, чем устное объяснение, поскольку ребенок постоянно

стремится выразить все зрительно и, что важнее, понять представленное тоже с помощью зрительных образов.

Латеральное мышление начинает занимать важное ме­сто в жизни ребенка после семи лет и будет сопровож­дать его вплоть до завершения им университетского об­разования. Может показаться, что возрастной диапазон слишком широк, но латеральные мыслительные процес­сы столь же неотъемлемы для человека, как и логическое мышление, и, разумеется, их нельзя соотносить с каким-то определенным возрастом. Кроме того, такое мышление помогает разобраться во всех тонкостях той или иной учебной дисциплины даже лучше, чем математика.

Приемы латерального мышления уместны при изуче­нии и точных наук, и истории, и иностранных языков. Благодаря такой универсальной пригодности приведен­ный в этой книге материал не требует привязки к како­му-то конкретному учебному предмету.

Нужно стремиться, чтобы по крайней мере начиная с семи лет у ребенка развивалась привычка мыслить «латерально». К какой возрастной группе будут конкретно применены предложенные в этой книге идеи, будет зави­сеть от того, насколько преподаватель способен изложить рекомендуемый материал в доступной форме. Здесь мо­гут встретиться две ошибки:

    Допущение, что латеральное мышление вполне ес­тественно и свойственно буквально всем людям.

    Допущение, что оно - нечто исключительное и многим недоступно, учи их или не учи.

Практическая сторона книги будет принимать все бо­лее и более универсальный характер по мере того, как читатель станет продвигаться от страницы к странице (исключение составляет лишь дополнительный материал, предназначенный для педагогов).

В целом, первая часть практических упражнений мо­жет быть применена на занятиях с детьми семилетнего возраста, а все последующие разделы годятся для людей

любого возраста. Однако это вовсе не означает, что пер­вая часть пригодна только для маленьких детей, а после­дующие - для взрослых. Знакомить с приемами лате­рального мышления можно любые возрастные группы.

Форма изложения

Подобно логическому, латеральное мышление ■- это об­щие установки для нашего ума, которые позволяют нам в необходимых случаях прибегать к тому или иному набору приемов. Однако эти мыслительные установки легче всего привить на специальных занятиях, где используются конк­ретные упражнения и примеры, которые должны способ­ствовать развитию навыков латерального мышления. Без таких упорядоченных занятий человек оказывается всего лишь сторонним наблюдателем проявлений латерального мышления, что никак не сможет помочь ему превратить такие мыслительные операции в привычку.

Намного полезней отвести определенный период времени для обучения латеральному мышлению, чем пытаться незаметно вводить его принципы в учеб­ный процесс при изучении других предметов.

Если педагогу нужно обучить учеников приемам это­го мышления одновременно с каким-то другим предме­том, тогда он должен отвести в учебной программе не­много времени исключительно на их освоение (при этом упражнения могут быть проделаны на том же материале, что изучается по основному предмету).

Одного часа еженедельно на протяжении всего учеб­ного цикла будет вполне достаточно, чтобы позна­комить учеников с приемами латерального мышле­ния - или приемами развития творческих, способно­стей, если вам больше нравится такое определение.

Части книги, носящие практический характер, поделе­ны на несколько разделов. Я бы не советовал посвящать какому-либо из них всего одно занятие, а затем перехо­дить к следующему. Это принесет мало пользы.

Ученику следует прорабатывать каждый раздел снова и снова, пока он хорошенько не усвоит его содержание. Можно посвятить его изучению целый ряд занятий, даже на протяжении нескольких месяцев. При этом основной материал может все время меняться, но отрабатываемый прием латерального мышления должен оставаться неиз­менным.

Важно практическое применение техники латерально­го мышления, а не теоретические знания, которые могут быть приобретены в ходе занятий. Ученик одинаково лег­ко может научиться латеральному мышлению и когда ста­нет тщательно осваивать какой-либо один прием, и когда будет недолго упражняться в выполнении ряда приемов по отдельности. В технике упражнений нет ничего замыс­ловатого. Важна та установка, которая за ними стоит.

Но одного увещевания и благих побуждений здесь не­достаточно. Если вы решили освоить какой-то навык, то должны пройти курс формального обучения, чтобы иметь возможность попрактиковаться - и овладеть необходи­мым инструментарием, то есть набором приемов. Луч­ший способ обрести навык латерального мышления - научиться пользоваться этим набором приемов, прибегая к каждому из которых вы сможете добиваться одного и того же желаемого результата.

Учебные материалы

Многие из помещенных в этой книге примеров могут показаться тривиальными и надуманными. Да они, по су­ществу, таковы и есть. Примеры приводятся лишь для того, чтобы прояснить сам процесс мышления. Их задача

не научить чему-то читателя, а помочь понять естествен­ные механизмы, которые определяют работу его мысли. Подобно тому как содержание притч или сказок куда ме­нее значимо, чем заложенная в них мораль, так и наши примеры могут выглядеть тривиальными, но они помогут привлечь ваше внимание к самой сути.

К несчастью, в нашем сознании отсутствует переклю­чатель, который позволял бы переходить от решения бо­лее важных вопросов к вопросам менее значительным. Какова бы ни была значимость той или иной пробле­мы, наш мыслительный аппарат действует в одном и том же ключе - так, как подсказывает ему природа. Вдоба­вок при решении первостепенных вопросов на работу всей системы могут нежелательно повлиять собственные эмоциональные всплески, которые обычно не мешают, ког­да мы занимаемся рассмотрением каких-нибудь мелочей. В результате организм действует хуже, чем способен по своим возможностям.

Таким образом, изъяны в функциях мыслительного аппарата, когда он занимается разрешением три­виальных вопросов, носят во многом тот же харак­тер, что и сбои, которые происходят в его работе, когда мы имеем дело с серьезными проблемами.

Нам важен сам процесс, а не то, что его окружает. Тривиальные и нарочитые примеры помогают раскрыть процесс мышления в его чистом виде. И мы получаем как бы его квинтэссенцию. Это сходно с тем, когда мы отделяем выраженные алгебраической формулой жизнен­ные отношения от обозначающих их символов.

Многие примеры даны в зрительных образах, в том числе и в геометрических формах. Сделано это намерен­но, потому что если бы мы ограничились только устными объяснениями, это увело бы нас в сторону от проблемы. Слова уже содержат в себе направленную информацию, и при обсуждении процесса мышления приходится невольно возвращаться к самой ситуации, так как выбор выражений

при описании чего-то - это показатель определенной точки зрения, влияющей на мыслительный процесс.

Для наших целей лучше всего подходит какая-то про­стейшая ситуация, та, что еще не успела подвергнуться нашему осмыслению. И ее лучше всего представить в зри­тельных образах, причем наиболее предпочтительны гео­метрические - конкретные и четкие, - мысленная обра­ботка их легче поддается изучению.

Когда мы имеем дело со словесными описаниями, кро­ме выбора точки зрения и подбора слов, нам также меша­ют и определенные смысловые нюансы, которые могут стать причиной недопонимания. А при зримом изобра­жении оттенки смысла не играют роли. Определенная картинка одинаково выглядит для всех, хотя каждый мо­жет дать ей собственное истолкование.

После того как будут поняты принципы, стоящие за тривиальными примерами, и ученики достаточно напрак­тикуются в предложенных приемах мышления, можно пе­рейти к более жизненным ситуациям. Это аналогично тому, когда мы, изучая математику, делаем поначалу неза­мысловатые и отвлеченные вычисления, а затем приме­няем тот же алгоритм действий при решении более се­рьезных задач.

Диапазон представленных в книге учебных материа­лов, несомненно, узок. Они приведены просто как обра­зец. Человек, обучающий латеральному мышлению - либо учеников, либо родных детей, - должен дополнять представленные на этих страницах примеры своими соб­ственными.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ. Прежде всего нужно обратить

внимание на следующее:

1. В разделе, где дается упражнение с последователь­ной перестановкой фигур из картона, можно вос­пользоваться предложенными образцами, а также вырезать фигуры иной формы, которые иллюстри­ровали бы тот же принцип. Кроме того, неплохо

было бы попросить самих учеников придумать но­вые фигуры.

    Фотографии и картинки можно взять из газет или журналов. Они особенно полезны в разделе, где говорится о том, как следует смотреть на определен­ную ситуацию с разных точек зрения и как давать ей различное толкование. Естественно, к таким ил­люстрациям не должно быть никаких сопроводи­тельных надписей. Картинки для удобства можно наклеить на картон. Если в журнале найдется це­лый ряд подходящих иллюстраций, следует приоб­рести несколько его экземпляров и использовать их как постоянное учебное пособие.

    Рисунки с изображением каких-то сценок или лю­дей могут придумать сами ученики. Такой зри­тельный материал вполне пригоден и для всех ос­тальных в группе. Не имеет значения, будет ли такой набросок сложным или не очень аккурат­ным, - важно лишь, как на него будут реагировать Другие.

    В разделах, где требуется выполнить проект в виде рисунка, представленного материала вполне доста­точно для занятий с несколькими потоками учени­ков.

СЛОВЕСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. В этом случае упражнения можно представлять в письменной и устной форме или записанными на пленку. Письменный материал:

    Можно выбрать из газет и журналов.

    Не возбраняется написать самому преподавателю, ос­ветившему какую-то тему под определенным (пусть условным) углом зрения.

    Его могут предоставить сами ученики - надо по­просить их написать короткий рассказ на какую-то конкретную тему.

Устный материал:

    Можно взять из радиопередач, записав их на маг­нитофон, или запечатлеть на пленке чью-то речь, про­изнесенную от имени любого вымышленного лица.

    Его могут создать сами ученики: одного из них надо попросить сымпровизировать несколько фраз на за­данную тему.

ПРОБЛЕМНЫЙ МАТЕРИАЛ. Обсуждение какой-нибудь проблемы полезно тем, что оно вызывает напряженную работу мысли. Тему для обсуждения лучше выбрать зара­нее. Рассматриваемые проблемы могут быть самыми раз­нообразными.

    Общемировые проблемы, например нехватка продук­тов питания. Разговор здесь может быть самым свободным.

    Вопросы более частного характера, например регу­лирование движения транспорта в городе. С подоб­ными проблемами ученикам самим приходилось сталкиваться в жизни.

    Насущные проблемы. Они касаются взаимоотноше­ний, которые складываются в повседневной жизни любого учебного заведения. Если кого-то беспоко­ят вопросы личного характера, разумней подойти к их решению, рассматривая их как бы со стороны, словно они относятся к какому-то третьему лицу.

    Проблемы, встречающиеся при проектировании или усовершенствовании чего-либо. Задача здесь долж­на состоять в том, чтобы разрешение проблемы дало определенный положительный эффект. Подоб­ные проблемы обычно привязаны к конкретным объектам, но могут быть и более общими, например как лучше организовать работу детского сада или торговлю в супермаркете.

    Узкие проблемы. К ним относится все, что имеет вполне определенное житейское решение. Суще-

ствует некий способ что-то сделать, и когда его на­ходят - рассматривают, насколько он хорош. Такие задачи могут носить чисто прикладной (к примеру, как повесить бельевую веревку) или отвлеченный характер (как проделать в открытке отверстие, в которое можно просунуть голову). Подобные зада­чи можно заимствовать из самых разнообразных источников. Просмотрев любую газету, можно выбрать какие-то общемировые или менее масштабные проблемы (напри­мер, забастовки).

Их подсказывает и повседневная жизнь (скажем, как более эффективно организовать движение поездов).

Их называют и сами ученики по просьбе преподавате­ля, который делает подборку названных ими примеров.

Проблемы, связанные с конструированием чего-либо, могут быть отнесены к любому объекту (автомобиль, стол, учебная парта); учеников просят подумать о том, как его усовершенствовать. Можно предложить им более слож­ное задание: скажем, придумать автоматический способ изготовления чего-то, требующего ручного труда, напри­мер какое-то замысловатое устройство. Или попросить учеников поразмышлять, как сделать ту же операцию с меньшей затратой сил.