Болезни Военный билет Призыв

«Лёгкое дыхание. Лёгкое дыхание Чистое дыхание бунин читать краткое содержание

Экспозиция рассказа - описание могилы главной героини. Далее следует изложение ее истории. Оля Мещерская - благополучная, способная и шаловливая гимназистка, безразличная к наставлениям классной дамы. В пятнадцать лет она была признанной красавицей, имела больше всех поклонников, лучше всех танцевала на балах и бегала на коньках. Ходили слухи, что один из влюбленных в нее гимназистов покушался на самоубийство из-за ее ветрености.

В последнюю зиму своей жизни Оля Мещерская «совсем сошла с ума от веселья». Ее поведение заставляет начальницу сделать очередное замечание, упрекнув ее, среди прочего, в том, что она одевается и ведет себя не как девочка, но как женщина. На этом месте Мещерская ее перебивает спокойным сообщением, что она - женщина и повинен в этом друг и сосед ее отца, брат начальницы Алексей Михайлович Малютин.

Спустя месяц после этого разговора некрасивый казачий офицер застрелил Мещерскую на платформе вокзала среди большой толпы народа. Судебному приставу он объявил, что Мещерская была с ним близка и поклялась быть его женой. В этот день, провожая его на вокзал, она сказала, что никогда не любила его, и предложила прочесть страничку из своего дневника, где описывалось, какее совратил Малютин.

Из дневника следовало, что это случилось, когда Малютин приехал в гости к Мещерским и застал дома одну Олю. Описываются ее попытки занять гостя, их прогулка по саду; принадлежащее Малютину сравнение их с Фаустом и Маргаритой. После чая она сделала вид, что нездорова, и прилегла на тахту, а Малютин пересел к ней, сначала целовал ей руку, затем поцеловал в губы. Дальше Мещерская написала, что после того, что случилось потом, она чувствует к Малютину такое отвращение, что не в силах это пережить.

Действие заканчивается на кладбище, куда каждое воскресенье на могилу Оли Мещерской приходит ее классная дама, живущая в иллюзорном мире, заменяющем ей реальность. Предметом предыдущих ее фантазий был брат, бедный и ничем не примечательный прапорщик, будущность которого ей представлялась блестящей. После гибели брата его место в ее сознании занимает Оля Мещерская. Она ходит на ее могилу каждый праздник, часами не спускает глаз с дубового креста, вспоминает бледное личико в гробу среди цветов и однажды подслушанные слова, которые Оля говорила своей любимой подруге. Она прочла в одной книге, какая красота должна быть у женщины, - черные глаза, черные ресницы, длиннее обычного руки, но главное - легкое дыхание, и ведь у нее (у Оли) оно есть: «…ты послушай, как я вздыхаю, - ведь правда есть?»

И. А. Бунин

"Лёгкое дыхание"

Жанр: рассказ

Данный рассказ написан в 1916 году. Этот год известен прежде всего Первой Мировой войной, начавшимися боями под Верденом и тяжёлой, нестабильной обстановкой в России. Бунин на то время ещё проживал в России, страной правил Николай II.

Действия произведения происходят в России, примерно в то же время.

Основные герои:

Оля Мещерская - гимназистка пятнадцати лет, отличалась от своих сверстниц своей красотой и шаловливостью.

Любила балы и катание на коньках, пользовалась большим успехом у поклонников и младших классов, которые особенно её любили. Оля не боялась быть испачканной чернилами или выйти с растрёпанными волосами, она была изящна и неповторима с такими чертами, не только внешними, но и внутренними.

Начальница гимназии - строгая женщина, недолюбливавшая Олю. Моложавая, однако седая.

Классная дама - женщина, постоянно посещавшая могилу Оли, сделавшая это своеобразным обрядом. Жила в мире своих иллюзий и мечт.

Казачий офицер - "некрасивый, плебейского вида". Застрелил Олю на вокзале.

Действия рассказа начинаются с описания могилы Оли, гимназистки, резко отличавшейся на фоне её сверстниц прежде всего своей красотой и шаловливостью. Последняя зима выдалась для Оли особенно "весёлой", однажды она неслась по коридору, играя с младшими классами, как её неожиданно вызвали в кабинет начальницы. Женщина сделала Оле несколько замечаний, в частности, что та носит слишком "женскую причёску", на что Оля ответила, что она и есть женщина и рассказала, кто её сделал такой: брат начальницы - 56-летний Алексей Михайлович Малютин.

Через некоторое время Оля погибла от пули казачьего офицера, с которым она вела роман, и даже обещала выйти за него, но в последний момент вдруг заявила, что и не собиралась его любить и показала страницу из своего дневника, в котором описывала, как она стала женщиной с Малютиным. Прочитав это, офицер застрелил Олю на вокзале.

Могилу гимназистки часто посещает её классная дама, которая живёт в мире своих грёз и "выдумок". Она вспоминает разговор Оли с подругой о том, какой должна быть истинно красивая женщина. Оля говорила, что такая женщина должна обладать "лёгким дыханием". Со смертью Оли оно разнеслось по миру с ветром.

Моё мнение:

Многие критики и литературоведы называют этот рассказ одним из лучших в творчестве Бунина. Я могу с этим согласиться. Перечитав немало рассказов Ивана Алексеевича, понимаешь, насколько красиво он пишет, в "Лёгком дыхании" это просматривается особенно. Задумка, окольцовка, слог рассказа - всё это безупречно выверено Буниным. Когда читаешь этот рассказ сам начинаешь дышать как-то легко, несмотря на его трагичность.

Меню статьи:

Рассказ «Лёгкое дыхание» – одно из самых сложных и философски наполненных произведений И.А. Бунина. Перед читателем открывается довольно простая история из жизни обычной гимназистки, но именно она заставляет задуматься о многих насущных вопросах не только современности, но и бытия.

«Лёгкое дыхание» по жанровым особенностям относится к новелле, которая ставит перед собой задачу посредством уникального и конкретного события показать не только судьбу своего героя, но и воссоздать картину жизни всего общества, включая его пороки и заблуждения.

Композиция рассказа сложная и необычная. За основу взят приём обратного повествования. В начале произведения читатель узнаёт – главная героиня Оля Мещерская мертва, а далее знакомится с ней и историей её жизни, уже понимая, что она будет трагичной.

Анализ произведения Бунина «Лёгкое дыхание»

Композиционные сдвиги и контрасты встречаются на протяжении всего рассказа. Сначала идёт повествование из настоящего (могила девушка), которое переходит к событиям прошлого (описание жизни в гимназии). Затем читатель возвращается ко времени, близкому к настоящему, – смерть Оли и следствие над офицером, совершившим убийство. После чего повествование снова перемещается в прошлое, рассказывая о пошлой связи между девушкой и Малютиным. Вот опять описывается настоящее: классная дама по пути к кладбищу, где похоронена героиня. Заканчивается произведение очередной отсылкой к прошлому – диалогу Оле Мещерской со своей подругой и её размышлениях о «лёгком дыхании» женщины.

В каждом эпизоде, рассказывающем об этапе жизни Мещерской (взросление, нравственное падение и гибель) автор обращается к различным формам: повествованию, портрету, речи действующих лиц, пейзажным зарисовкам, записям из дневника и авторским ремаркам.

Время произведения постоянно прерывается или останавливается, а читатель восстанавливает хронологию произошедшего. Повествование размыто, но благодаря этому чтение новеллы не только вызывает интерес, но и придаёт новые смыслы, даёт ответ на главный вопрос: «Почему судьба Оли настолько трагична?»

Виноваты в случившемся все. Это и классная дама, которая не смогла наладить общение со своей ученицей, подсказать ей советом и стать наставницей. Естественно, это Малютин, обольстивший и совративший Олю. Есть доля вины и на плечах родителей девушки, о которых в рассказе упоминается немного. Разве они не были обязаны оберегать свою дочь от легкомыслия и как минимум не заводить дружбу с таким человеком, как Малютин.

Трагический исход предопределило и отношение Оле Мещерской к жизни. Человек также ответственен за свою судьбу и то, что происходит с ним. И.А. Бунин говорит об этом в своём произведении предельно отчётливо.

Интерпретация «Легкого дыхания» в контексте психологии искусства

Книга о психологии искусства принадлежит выдающемуся психологу и культурологу Льву Выготскому. В частности, автор занимается также рассмотрением рассказа Ивана Бунина. По мнению Выготского, в рассказе писатель новаторски вводит две линии повествования, которые развиваются параллельно и не вписываются в традиционный хронотоп (термин Михаила Бахтина – другого, не менее именитого российского культуролога). Это сюжетные линии.

Первая линия посвящена посещению могилы Оли Мещерской. По сути, эта часть, повествующая о классной даме девушки, о директрисе пансионата, в котором училась Ольга. Женщина использует могилу Оли как площадку для воображаемой реализации собственных несбыточных надежд и мечтаний. Классная дама словно примеряет на себя жизнь Оли Мещерской. Вторая же линия – основная – это рассказ о судьбе умершей девушки. Героиня Бунина прожила короткую, но яркую жизнь, и читатель вполне может сравнить Олю с мотыльком, который живет всего один день.

Также Выготский пишет о линиях, находящихся вне самой истории Бунина. Таким образом, одна линия – это то, что «поэт взял как готовое» (имеется в виду описание природы, кладбища, быта, пансиона, повседневности, характеров и т. д.), а вторая линия – это «расположение этого материала по законам художественного построения». Первую линию Выготский называет материалом или фабулой произведения, а вторую – формой или сюжетом. В свою очередь, сюжет разветвляется еще на две хронологически несогласованных линии, о которых мы писали выше.

Характеристика главных персонажей рассказа «Лёгкое дыхание»

Оля Мещерская – главная героиня рассказа. Она дочь зажиточных родителей. Лучше всех танцует на балах и катается на коньках. Девушка отличается от своих сверстниц красотой и женственностью: рано «стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам», а «в пятнадцать она слыла уже красавицей». Оля противопоставлена другим гимназисткам своим отношением к жизни. Если другие тщательно причёсывались, были очень чистоплотны, «следили за своими сдержанными движениями», то героиня рассказа не боялась «ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос».

В её образе переплетается детская наивность, искренность, простота с небывалой женственностью и красотой. Такое губительное сочетание послужило причиной зависти, ревности, появления тысячи слухов о том, что она ветрена, не способна любить и доводит своим поведением любимого человека до самоубийства. Однако автор отчётливо даёт понять, что эти мнения людей об Ольге Мещерской беспочвенны. Её красота и неповторимость привлекает не только молодых людей, но и зло с роковым исходом.

К героине тянутся дети, которые чувствуют в ней хорошего человека. Рассказчик постоянно упоминает об Оле только в контексте прекрасных пейзажей и гармоничных мест. Когда она катается на коньках, то на улице погожий розовый вечер. Когда девушка на прогулке, то солнце блестит «через весь мокрый сад». Всё это указывает на симпатию автора к своему персонажу.

Ольга всегда тянется к прекрасному, совершенному. Её не устраивает обывательское отношение к себе и жизни. Однако именно такая позиция главной героини вместе с её неповторимостью и душевной тонкостью предопределяют трагический исход. Разве могло быть по-другому? Нет. Оля Мещерская противопоставлена всему миру, её поступки неосознанны, а поведение не зависит от современных норм и правил, принятых в обществе.

Остальные персонажи, включая классную даму, Малютина, подругу Оли и прочее окружение, введены автором лишь для того, чтобы акцентировать индивидуальность героини, её необычность и незаурядность.

Главная идея рассказа «Лёгкое дыхание»

Исследователи давно пришли к выводу, что понять замысел автора помогает не столько внешний, сколько внутренний сюжет, наполненный психологическим, поэтическим и философским смыслами.

Героиня рассказа легкомысленна, но в хорошем смысле этого слова. Неосознанно она подвергается любовной связи с Малютиным, другом отца. Но разве в этом есть вина девушки, которая поверила взрослому человеку, говорившему о чувствах к ней, проявлявшему, как оказалось, показную доброту и казавшегося настоящим кавалером?

Оля Мещерская не похожа на всех остальных персонажей, противопоставлена им и в то же время одинока. Эпизод падения и отношений с Малютиным только обострил внутренний конфликт и протест героини.

Мотивы главной героини
Ряд исследователей считают, что героиня сама искала смерти. Она специально передала лист из дневника офицеру, который узнал о порочной связи своей возлюбленной и расстроился так, что выстрелил в девушку. Тем самым Ольга вырвалась из замкнутого порочного круга.

Другие литературоведы полагают, что одна ошибка, т.е. порочная связь с Малютиным, не заставила девушку задуматься о случившемся. В результате чего, Ольга завела отношения с офицером, не имевшим «ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала», совершив вторую по счёту и уже роковую ошибку.

Рассмотрим эпизод прощания с офицером на вокзале с другого ракурса. Ольга отдала ему самое ценное и сокровенное – лист с записью из дневника. Что если она любила своего будущего убийцу и решила рассказать горькую правду о случившемся с ней. Правда, офицер воспринял это не как признание, а как насмешку, обман той, кто «поклялась быть его женой».

Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием повести , посвященной теме трагической любви.

Одна из самых известных повестей открывает читателю Россию начала ХХ века, не пытаясь приукрасить реальную жизнь людей.

При интерпретации рассказа И.А. Бунина «Лёгкое дыхание» читателю открывают не только разные смыслы, но и варианты трактовки событий. Причин случившейся трагедии в произведении много, как и попыток объяснить их.

С уверенностью можно сказать о том, что образ Ольги Мещерской противоречив, но симпатичен автору. Тогда как окружающий мир показан скудным и серым, не способным на чувства, поступки и понимание происходящего. Это подтверждают образы Малютина, начальницы гимназии, казачьего офицера. Окружение героини не просто чуждо, а враждебно красоте, своей глупостью и пошлостью губит то необыкновенное и неповторимое, что есть в человеке – «лёгкое дыхание» или желание жить, отдавшись своим чувствам и эмоциям.

Рассказы Бунина проникнуты тонким психологизмом, поэтому в них важна каждая мелочь. Но человеческая память не способна удержать все детали из прочитанного, если летние дни напряженного чтения уже далеко позади. В помощь ученикам приходит кратчайшее содержание «Легкого дыхания» для читательского дневника от «Литерагуру», а также , где написано все необходимое для составления качественного отзыва.

(306 слов) На уездном кладбище появился новый крест, возвышавшийся над глиняной насыпью. В него был вделан медальон, внутри которого фотография улыбчивой гимназистки - Оли Мещерской. Далее автор рассказывает ее историю.

В детстве Оля ничем не выделялась среди своих одноклассниц, но с возрастом она стала приобретать живую и естественную красоту. Мещерскую любила вся гимназия: она лучше всех танцевала на балах, младшие классы души в ней не чаяли, Оля была очаровательна и прелестна.

Когда стала девушкой, о ней стали ходить слухи: якобы она ветрена и принимает ухаживания от огромного количества мужчин.

Последняя зима Оли была солнечной и снежной. Мещерская проводила время на катке. Она грациозно скользила по льду, когда ее вызвала начальница. В своем кабинете та стала упрекать ученицу, что она все еще гимназистка и не может носить такую прическу, столь дорогие туфли. Оля вела себя открыто и искренне, она не видела греха в том, что чувствует себя женщиной. Более того, воспитанница призналась, что в этом виноват брат начальницы - Алексей Малютин, офицер и друг семьи Мещерских.

Через месяц Малютин застрелил Олю на платформе вокзала. Офицер утверждал, что Мещерская обманула его, обещав стать его женой, но на платформе якобы призналась, что все это лишь издевка. Она также показала ему страницу из своего дневника, в которой говорилось об их встречах. Повествование в дневнике заканчивается рассказом о приставаниях со стороны Малютина: он любезничал, пытался целовать Олю через платок, которым она прикрывалась от смущения. Героиня призналась в своем дневнике, что не может этого пережить.

Классная дама, которая отчитывала девушку в своем кабинете, посещает могилу своей ученицы. Ее брата, прапорщика Малютина, убили под Мукденом. Она ходит на кладбище каждый праздник и с упованием думает об Оле Мещерской. Она часто вспоминает случайно подслушанный диалог между Олей и ее подругой: Мещерская прочитала в одной из папиных книг, что женщина не только должна обладать красотой и грацией, но и - легким дыханием. «А ведь оно у меня есть», - сказала Оля.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Лёгкое дыхание

Экспозиция рассказа - описание могилы главной героини. Далее следует изложение её истории. Оля Мещерская - благополучная, способная и шаловливая гимназистка, безразличная к наставлениям классной дамы. В пятнадцать лет она была признанной красавицей, имела больше всех поклонников, лучше всех танцевала на балах и бегала на коньках. Ходили слухи, что один из влюбленных в нее гимназистов покушался на самоубийство из-за её ветрености.

В последнюю зиму своей жизни Оля Мещерская "совсем сошла с ума от веселья". Ее поведение заставляет начальницу сделать очередное замечание, упрекнув её, среди прочего, в том, что она одевается и ведет себя не как девочка, но как женщина. На этом месте Мещерская её перебивает спокойным сообщением, что она - женщина и повинен в этом друг и сосед её отца, брат начальницы Алексей Михайлович Малютин.

Спустя месяц после этого разговора некрасивый казачий офицер застрелил Мещерскую на платформе вокзала среди большой толпы народа. Судебному приставу он объявил, что Мещерская была с ним близка и поклялась быть его женой. В этот день, провожая его на вокзал, она сказала, что никогда не любила его, и предложила прочесть страничку из своего дневника, где описывалось, как её совратил Малютин.

Из дневника следовало, что это случилось, когда Малютин приехал в гости к Мещерским и застал дома одну Олю. Описываются её попытки занять гостя, их прогулка по саду; принадлежащее Малютину сравнение их с Фаустом и Маргаритой. После чая она сделала вид, что нездорова, и прилегла на тахту, а Малютин пересел к ней, сначала целовал ей руку, затем поцеловал в губы. Дальше Мещерская написала, что после того, что случилось потом, она чувствует к Малютину такое отвращение, что не в силах это пережить.

Действие заканчивается на кладбище, куда каждое воскресенье на могилу Оли Мещерской приходит её классная дама, живущая в иллюзорном мире, заменяющем ей реальность. Предметом предыдущих её фантазий был брат, бедный и ничем не примечательный прапорщик, будущность которого ей представлялась блестящей. После гибели брата его место в её сознании занимает Оля Мещерская. Она ходит на её могилу каждый праздник, часами не спускает глаз с дубового креста, вспоминает бледное личико в гробу среди цветов и однажды подслушанные слова, которые Оля говорила своей любимой подруге. Она прочла в одной книге, какая красота должна быть у женщины, - черные глаза, черные ресницы, длиннее обычного руки, но главное - легкое дыхание, и ведь у нее (у Оли) оно есть: "...ты послушай, как я вздыхаю, - ведь правда есть?"