Болезни Военный билет Призыв

 Курская областная научная библиотека им. Н. Асеева

22 февраля 2016 г. скончался выдающийся ученый, замечательный педагог, основатель научной школы психологов Сибири, человек большой души, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Почетный работник высшего профессионального образования Владимир Григорьевич Асеев.

Владимир Григорьевич родился 16 ноября 1931 г. в г. Тулуне Иркутской области. В 1955 г. окончил отделение логики и психологии Иркутского государственного университета. В 1955–1957 гг. работал учителем в Тулунском техникуме механизации сельского хозяйства. В 1957 г. поступил в аспирантуру Института психологии Академии педагогических наук РСФСР (г. Москва), где учился и выполнял исследовательскую работу под руководством профессора Д.А. Ошанина. С 1960 г. Владимир Григорьевич продолжил трудовую деятельность в Иркутском государственном педагогическом институте. В 1962 г. в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова В.Г. Асеев успешно защитил кандидатскую, а 1974 г. в НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР – докторскую диссертацию по проблеме монотонного труда в условиях поточно-конвейерного производства.

В 1970 г. в Иркутском педагогическом институте по инициативе Владимира Григорьевича была создана кафедра психологии, открыты аспирантура и лаборатория экспериментальной психологии.

Укрепление позиций психологии нашло свое отражение в создании Восточно-Сибирского отделения Общества психологов СССР. Его председателем был утвержден В.Г. Асеев. Это позволило упрочить связи местных психологов с научными центрами Москвы и других городов, наладить с ними постоянный обмен научной и организационной информацией.

Летом 1999 г. по инициативе В.Г. Асеева на базе Иркутского педагогического института была проведена Выездная сессия Центрального Совета Общества психологов СССР. В Иркутск приехали многие ведущие советские психологи во главе с президентом Общества психологов СССР академиком Б.Ф. Ломовым. Проведение сессии имело большое значение – она способствовала активизации психологических исследований не только в Иркутске, но и во всей Восточной Сибири.

Будучи с 1978 г. по 1985 г. проректором по научной работе вуза, Владимир Григорьевич много сил и энергии уделял консолидации усилий ученых по разработке фундаментальных научных направлений и повышению эффективности вузовской науки. С 1986 г. по 2002 г. он возглавлял кафедру общей и теоретической психологии, здесь он продолжал работать в должности профессора до 2014 г. При его непосредственном участии в 1992 г. был создан первый среди вузов Сибири и Дальнего Востока факультет психологии, которым В.Г. Асеев первое время руководил.

В 1991 г. при Иркутском государственном педагогическом университете был открыт первый в Сибири и на Дальнем Востоке специализированный Совет по защите кандидатских диссертаций по психологическим и педагогическим научным специальностям, который в 2002 г. был преобразован в докторский. Являясь бессменным председателем диссертационного совета, В.Г. Асеев внес неоценимый вклад в подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации для регионов Сибири и Дальнего Востока. Под его руководством защищено более 40 кандидатских и 8 докторских диссертаций, десятки дипломных работ и магистерских диссертаций. Среди его учеников – преподаватели и научные сотрудники вузов не только Иркутска, но и других регионов Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск, Кемерово, Улан-Удэ, Чита, Красноярск, Омск, Томск, Хабаровск, Благовещенск и др.), Москвы, Санкт-Петербурга.

Владимир Григорьевич являлся автором более 100 научных трудов. Его монография «Преодоление монотонности труда в промышленности», изданная в 1974 г. центральным издательством «Экономика», стала не только основным научным трудом нового направления в области психологии труда, но и научным руководством для исследователей страны.

В.Г. Асеев – действительный член Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека, академик Международной Академии наук высшей школы. Он удостоен Почетного знака «Отличник высшего образования СССР», награжден медалью «За заслуги перед высшей школой», главной ведомственной наградой Министерства образования и науки РФ за заслуги в области педагогических наук – медалью К.Д. Ушинского.

Владимир Григорьевич был человеком, достойным восхищения. Он был предан науке, трудился на ее благо и стремился к тому, чтобы научные достижения использовались на практике. Владимир Григорьевич заботился о научной смене и пестовал студентов и аспирантов. В течение всей своей жизни он приложил много сил и завершил на практике в Иркутском педагогическом университете построение «вертикали» профессионального продвижения выпускника вуза: студент – специалист – аспирант – докторант.

Владимир Григорьевич был широко образованным и необычайно эрудированным человеком. Доброжелательный, скромный, улыбчивый, любитель шахмат и знаток хороших книг, он был отличным рассказчиком и замечательно владел письменной речью. Общение с Владимиром Григорьевичем было не только интеллектуально и творчески обогащающим, но всегда по-человечески теплым.

С его уходом разорвалась важная нить, связывающая воедино Сибирь с Дальним Востоком и Москвой в научном психологическом поле. Но, тем не менее, благодаря его трудам и трудам его учеников эта связь должна продолжиться.

Светлая ему память …

АСЕЕВ Николай Николаевич (28.VI.(10.VII.) 1889, Льгов, Курской губ. - 16.VII. 1963, Москва) - поэт.
Родился в семье страхового агента. Детство прошло во Льгове, воспитывали его дед; охотник и рыболов, неисправимый фантазер и мечтатель, и бабушка, замечательная певунья и сказительница. От них он получил знания народного языка, интерес и склонность к поэзии.
В своих воспоминаниях Н. Асеев называет Льгов, Курск, Суджу, Обоянь, Рыльск, Фатеж городами своего детства. Десятилетним мальчиком привез его дед в Курск, чтобы определить в реальное училище. Оно считалось одним из лучших в России. Рядом с ним - на 2-й Сергиевской (ныне ул.Володарского) в доме № 34 жили двоюродные братья отца. Сын одного из них, Василия, - Сергей - уже учился в реальном. Семья Асеевых принадлежала к культурной сфере курского общества. В доме была хорошая библиотека, музыкальные инструменты.
Пытливость ума, начитанность выделяли юношу среди других учащихся реального, но он был со многими дружен, участвовал в товарищеских сходках.
На таких встречах обсуждались не только литературные, но и политические проблемы. В феврале 1905 г. учащимися была составлена петиция против строгости надзирателей. Дирекция отвергла ее, и учащиеся вышли на демонстрацию, которая была разогнана полицейскими. Николая Асеева и некоторых его друзей, исхлестанных нагайками, заперли в полицейском участке, где они провели всю ночь. 15 февраля в городе прошло собрание родителей пострадавших ребят, которое практических результатов не дало.
В училище были хорошие, знающие учителя, в частности, словесник А. Е. Данилевич, у которого будущий поэт квартировал. Он во многом повлиял на литературные вкусы Н. Асеева: русская и зарубежная классика, устное народное творчество - все это формировало его мировоззрение. В юности он мечтал стать артистом. Артистка областной филармонии В. Н. Андреева вспоминала, что они вместе часто выступали в клубах города. Но победила поэзия. Он посылает свои стихи в журнал "Русская мысль", а в 1914 г. выходит первый его сборник "Ночная флейта".
После реального Асеев едет в Москву, учится в коммерческом институте, посещает лекции на филологическом факультете МГУ, завязывает знакомства с литературной молодежью. Здесь он знакомится с В. Маяковским, между ними возникает крепкая дружба. В 1927 г. они вместе приезжали в Курск. Из воспоминаний П. И. Лавута, организатора поездок В. Маяковского по стране: "Поздно ночью едем в Курск, Асеев на извозчике рассказывает о своих курских годах. Маяковский слушает жадно, расспрашивает о подробностях... Асеев повел его осматривать город. 19 и 20 февраля в Доме Красной Армии (теперь Дом офицеров) состоялись их выступления".
Н. Асеев был участником первой мировой войны, Октябрь застал его на Дальнем Востоке, с 1921 г. он живет в Москве. Вместе с Маяковским работает в журналах "Леф" и "Новый Леф", в газетах "Известия", "Заря Востока", "Вечерняя Москва", "Правда", во многих журналах, много ездит по стране. Поэт был награжден орденами: Ленина и Труд, Кр.Знамени.
В 1941 г. за поэму "Маяковский начинается" он был удостоен Государственной премии. В военные годы им было создано две поэмы и множество стихов. Главные книги после войны - "Раздумья" (1955 г.), "Лад" (1961 г.), "Самые мои стихи (1962 г.). В 1963 г. вышло 5-томное собрание сочинений поэта.
Через всю жизнь поэт пронес любовь к своему родному краю, и Курской земле. Ей он посвящает цикл стихов "Курские края" и "Богатырскую поэму".
Умер Н.Н. Асеев 16 июля 1963 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
При жизни Н. Н. Асеева было опубликовано 74 стихотворных сборника его произведений. Помимо огромного количества лирических стихотворений, Н. Н. Асеев создал около двадцати поэм, несколько десятков стихотворных фельетонов, семь книг прозы – художественной и критической, переводил на русский язык с украинского, польского, чешского, азербайджанского, армянского, испанского. Также публиковал статьи по вопросам истории русского стиха.
Земляки увековечили память о поэте. В честь поэта названа улица Асеева в Курске, Курская областная научная библиотека. В городе Льгове действует литературно-мемориальный музей поэта, его именем названа улица. В 2014 г., в дни празднования 125-летия со дня рождения Асеева, перед зданием Курской областной научной библиотеки был установлен бюст поэта.

К 75-ЛЕТИЮ В.Г. АСЕЕВА

16 ноября 2006 г. доктору психологических наук, профессору, Заслуженному деятелю науки Российской Федерации Владимиру Григорьевичу Асееву исполнилось 75 лет.

В.Г. Асеев родился в г. Тулунге Иркутской области в семье рядового служащего. В 1955 г. после окончания Иркутского государственного университета по специальности «логика и психология» он работал преподавателем в Тулунгском техникуме механизации сельского хозяйства. В 1957 г. В.Г. Асеев поступил в аспирантуру Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН РСФСР (Москва), где учился и выполнял научную работу под руководством проф. Д.А. Ошанина - специалиста в области психологии труда и инженерной психологии.

После учебы в аспирантуре (1960) В.Г. Асеев вернулся в Иркутск и поступил на работу в Иркутский государственный педагогический институт, в котором продолжает трудиться и в настоящее время. Здесь он прошел путь от ассистента кафедры педагогики до проректора по научной работе.

В 1962 г. В.Г. Асеев успешно защитил в МГУ им. М.В. Ломоносова кандидатскую диссертацию по проблеме монотонности труда в условиях поточно-конвейерного производства. В 1974 г. по этой же проблеме он защитил докторскую диссертацию в НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР. Его первая монография «Преодоление монотонности труда в промышленности» (1974) была высоко оценена специалистами и стала научным руководством для студентов, специализирующихся в области психологии труда. В 1960–1970-е гг. его статьи по вопросам психологии и психофизиологии труда регулярно публиковались в центральных журналах и изданиях («Вопросы психологии», «Социалистический труд», «Новые исследования в педагогических науках» и др.).

В 1980-е гг. В.Г. Асеев выполнил ряд хоздоговорных работ на железнодорожном транспорте («Психофизиологическое обоснование работы локомотивных бригад»), в обувной промышленности («Организация системы чередования производственных операций по принципу компенсации психофизиологических функций»), на слюдяных фабриках («Обоснование рациональных режимов труда и отдыха»). Последующие исследования по проблемам психологии труда и управления, адаптации молодежи к трудовой и учебной деятельности, которые проводились В.Г. Асеевым и членами его кафедры, нашли отражение в 10 опубликованных сборниках научных работ и в монографии «Управленческая деятельность директора инновационной школы и ее психологическое обеспечение». Практические рекомендации, вытекающие из этих исследований, были в свое время использованы на ряде промышленных предприятий, в системе общего и профессионального образования, а также в других сферах практики.

В.Г. Асеев является автором более 80 научных трудов. По результатам своих исследований он неоднократно выступал на различных конференциях и семинарах, на всесоюзных и всероссийских съездах Общества психологов. В 1980 г. на XXII Международном психологическом конгрессе (Лейпциг, ГДР) он представил обобщающий доклад по итогам своей многолетней научной деятельности.

За время работы в Иркутском государственном педагогическом институте (ныне университете) он зарекомендовал себя не только творчески работающим ученым, но и инициативным организатором науки. В 1970 г. он создал кафедру психологии, открыл аспирантуру, организовал Восточно-Сибирское отделение Общества психологов СССР. При его непосредственном участии создавался факультет психологии, которым он первое время руководил, выполняя обязанности декана факультета. По инициативе В.Г. Асеева в 1979 г. на базе Иркутского государственного педагогического института была проведена выездная сессия Центрального совета Общества психологов СССР, в работе которой приняли участие многие ведущие отечественные психологи - Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев, Е.В. Шорохова, Ю.М. Забродин, А.А. Крылов и другие. Это событие привело к существенной активизации психологических исследований и развитию психологического образования в Восточной Сибири.

Являясь проректором по научной работе (1978–1985), В.Г. Асеев много сил и энергии уделял консолидации усилий ученых пединститута для разработки крупных фундаментальных научных направлений, преодоления мелкотемья и повышения эффективности вузовской науки. По его инициативе ВАК России открыл в 1991 г. при Иркутском педагогическом университете первый в Сибири и на Дальнем Востоке специализированный совет по защитам кандидатских диссертаций по психологии. В 2002 г. этот совет был преобразован в докторский. Выполняя бессменно обязанности председателя диссертационного совета, В.Г. Асеев вносит значительный вклад в подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации для регионов Сибири и Дальнего Востока. Непосредственно под его руководством защищено 35 кандидатских и две докторские диссертации. За большую помощь в подготовке психологических кадров Благовещенский государственный педагогический университет присвоил ему звание «Почетный профессор Благовещенского государственного педагогического университета».

В.Г. Асеев ведет также большую педагогическую и научно-методическую работу. Он читает ряд основных лекционных курсов на факультете психологии. Для студентов и аспирантов им написаны и опубликованы учебные пособия: «Возрастная психология» (Иркутск, 1990), «Пакет психодиагностических методик» (Иркутск, 1992), «Как работать над кандидатской диссертацией» (Иркутск, 1998), «Введение в профессию психолога» (Иркутск, 2000), «Психология труда» (Иркутск, 2004). За успешную и многогранную научную, научно-методическую и педагогическую работу В.Г. Асеев неоднократно награждался Почетными грамотами педуниверситета, Иркутского облисполкома, Министерства просвещения РСФСР, Почетной грамотой и премией губернатора Иркутской области. В 1981 г. он был награжден Минпросом СССР почетным знаком «Отличник высшего образования СССР», а в 1996 г. указом Президента России ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

Коллеги, друзья, многочисленные ученики, аспиранты и студенты сердечно поздравляют Владимира Григорьевича с юбилеем и желают ему доброго здоровья и дальнейших творческих успехов в научной и педагогической деятельности.

См. также в других словарях:

    В статье имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок. Вы можете улу … Википедия

    МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ - – выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив – «жажда успеха» – активность – цель – «достижение успеха». М. д. отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Психология личности раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент д … Википедия

    ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ - социологич. теория, имеющая своим предметом личность в качестве объекта и субъекта соц. отношений в рамках соц. историч. процесса и целостных обществ. систем, на уровне взаимосвязей личности и соц. общностей, включая малые контактные группы и… … Российская социологическая энциклопедия

    Развитие мотивационной сферы, мотив, мотивация - Мотив (от французского mutiw) побудительная сила, причина, от латинского приводить в движение, толкать. Мотивация совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива. Отношение учащихся к учебной… … Энциклопедия педагогических технологий

    МОТИВЫ - (франц., ед. ч. motif, от лат. moveo двигаю), побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В совр. психологии термин «М.» применяется для обозначения разл. явлений и… …

    ПОВЕДЕНИЕ - совокупность реальных действий, внеш. проявлений жизнедеятельности живых существ, в т. ч. человека. В обыденной речи и пед. практике традиционно принята более узкая трактовка П. как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и… … Российская педагогическая энциклопедия

    личность - Врожденные особенности мышления, ощущений и поведения, определяющие уникальность индивида, его образ жизни и характер адаптации и являющиеся результатом конституционных факторов развития и социального положения. Краткий толковый психолого… … Большая психологическая энциклопедия

    Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    Одна из ключевых проблем криминологии. Данные многочисленных криминологических исследований позволяют выделить следующую структуру П.л., в которую входят действительно социально значимые и социально обусловленные признаки, являющиеся ядром… … Энциклопедия юриста

    - (Я образ, Образ «Я») система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Содержание 1 Термин 2… … Википедия

Асеев Владимир Григорьевич – доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент МАН ВШ.

Родился 17 ноября 1931 г. в . В 1950 г. окончил среднюю школу, а в 1955 г. – Иркутский государственный университет по специальности «Логика и психология», получив квалификацию «Учитель средней школы, преподаватель логики, психологии, русского языка и литературы». В 1955–1957 гг. работал учителем русского языка и литературы в Тулунском техникуме механизации сельского хозяйства.

В 1957 г. поступил в аспирантуру института психологии АПН РСФСР (Москва), где учился и выполнял научную работу под руководством профессора Д.А. Ошанина – специалиста в области психологии труда и инженерной психологии. После учебы в аспирантуре в 1960 г. Владимир Григорьевич вернулся в Иркутск и поступил на работу в Иркутский государственный педагогический институт (ныне Восточно-Сибирская государственная академия образования). Здесь он прошел путь от ассистента кафедры педагогики до проректора по научной работе.

В 1963 г. В.Г. Асеев защитил кандидатскую, а в 1974 г. – докторскую диссертации. В 1970 г. им была создана кафедра психологии, открыта аспирантура, а также организовано Восточно-Сибирское отделение общества психологов СССР (ныне – Иркутское отделение Российского психологического общества). В 1975 г. ему присвоено звание профессора. При его непосредственном участии создавался факультет психологии, которым он первое время руководил, выполняя обязанности декана факультета.

В.Г. Асеев стал инициатором проведения в 1979 г. на базе Иркутского государственного педагогического института выездной сессии Центрального совета Общества психологов СССР. В работе сессии приняли участие многие ведущие отечественные психологи: Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев, Е.В. Шорохова, Ю.М. Забродин, А.А. Крылов и др. Это событие привело к существенной активизации психологических исследований и развитию психологического образования в Восточной Сибири.

По результатам своих исследований Владимир Григорьевич неоднократно выступал на различных конференциях и семинарах, на всесоюзных и всероссийских съездах Общества психологов. В 1980 г. на XXII Международном психологическом конгрессе (Лейпциг, ГДР) он представил обобщающий доклад по итогам своей многолетней научной деятельности. Им опубликовано около 100 научных трудов, а монография «Преодоление монотонности труда в промышленности» (1974 г.) стала основой нового научного направления в области психологии труда. На основе разрабатываемого научного направления В.Г. Асеевым создана своя научная школа. Его аспирантами и учениками защищено 8 докторских и около 40 кандидатских диссертаций.

По его инициативе ВАК России открыл в 1994 г. при Иркутском педагогическом университете первый в Сибири и на Дальнем Востоке специализированный Совет по защите кандидатских диссертаций по педагогическим и психологическим научным специальностям. В 2002 г. этот совет был преобразован в докторский. Выполняя бессменно обязанности председателя диссертационного совета, В.Г. Асеев вносит значительный вклад в подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации для регионов Сибири и Дальнего Востока. Он – почетный профессор Благовещенского государственного педагогического университета, почетный член Международной академии психологических наук.

За успешную и многогранную научную, научно-методическую и педагогическую работу В.Г. Асеев неоднократно был отмечен почетными грамотами педагогического университета, Иркутского облисполкома, Министерства просвещения РСФСР, награжден Почетной грамотой и Премией губернатора Иркутской области. В 1981 г. Министерством просвещения СССР ему был вручен почетный знак «Отличник высшего образования СССР».