Болезни Военный билет Призыв

Культурология как наука определение. Структура культурологического знания. Культурология как гуманитарная наука

, языкознания , этнографии , религии , социологии и искусствоведения . Однако, в зарубежной научной классификации культурологию как отдельную науку не выделяют . Данная область знаний в англоговорящих странах называется Cultural studies, а в немецкоговорящих странах - Kulturwissenschaft. Феномен культуры в Европе и Америке понимается преимущественно в социально -этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология .

Предмет культурологии

Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная , опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы - экономическую, политическую, религиозную, художественную - с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

Метод культурологии

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: - Генетический: направлен на обнаружение генезиса. - Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).

Основные школы культурологии

Общественно-историческая школа

Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту , Гегелю и Гумбольдту , группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями считают иногда: в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби , а в России - Н. Я. Данилевский .

Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.

Расово-антропологическая школа

Основная идея этой школы - показать решающее влияние расового фактора на историческое и культурное развитие. По мнению представителей данной школы, расы не равны между собой, что обуславливает неравенство создаваемых ими ценностей. Всё поведение людей детерминировано биологическим происхождением, расовые смешения вредны, так как они наносят урон развитию культуры. Основные представители: Жозеф Гобино , Людвиг Вольтман , Жорж Лапуж .

Социологическая школа

В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот , П.А.Сорокин , Альфред Вебер .

Символическая школа

Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё - и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр , Эрнст Кассирер , Клод Леви-Стросс .

Культурология в России

Становление культурологической науки в России связано с деятельностью советского-армянского ученого Э.С. Маркаряна (1929-2011) и его первыми научными исследованиями по культурологии в 1960-1970-х гг., открывшими новое направление в советской науке . На рубеже 1980-1990-х гг. культурология в России получила официальное признание и была легализована как направление науки и направление высшего образования. За последние десятилетия в России сложились школы:
- философии культуры (А. И. Арнольдов, Г. В. Драч, Н. С. Злобин , М. С. Каган , В. М. Межуев, Ю.Н. Солонин , М. Б. Туровский и др.).
- теории культуры (Б. С. Ерасов, А. С. Кармин, Вал. А. Луков , А. А. Пелипенко , Э. В. Соколов, А. Я. Флиер и др.),
- истории культуры (С. Н. Иконникова, И. В. Кондаков, Э. А. Шулепова, И. Г. Яковенко и др.),
- социологии культуры (А. С. Ахиезер , Л. Г. Ионин, Л. Н. Коган , А. И. Шендрик и др.),
- культурной антропологии (А.А. Белик, Э. А. Орлова, Ю. М. Резник и др.),
- прикладной культурологии (О.Н. Астафьева, И. М. Быховская и др.),
- культурологии искусства (К. Э. Разлогов , Н. А. Хренов и др.),
- семиотики культуры (Ю.М. Лотман , В. Н. Топоров , Вяч. В. Иванов , Е. М. Мелетинский и др.),
- культурологического образования (Г. И. Зверева, А. И. Кравченко. Т. Ф. Кузнецова, Л. М. Мосолова и др.).
С 1992 г. приступил к работе научно-исследовательский , а в 2006 г. было образовано Научно-образовательное культурологическое общество (НОКО) , объединившее в своих рядах основную массу российских культурологов. В вузах России ведется широкая подготовка специалистов-культурологов, диссертационными советами присваиваются ученые степени по специальностям теория и история культуры, философская антропология и философия культуры. Как научно-исследовательское направление культурология находится на подъеме в связи с возрастающей значимостью таких социокультурных процессов, как «культуроцентрическая» тенденция развития современного мира, глобализация , мультикультурализм и пр.

Примечания

Литература

  • Астафьева О. Н. , Разлогов К. Э. Культурология: предмет и структура // Культурологический журнал / Рос. ин-т культурологии. - 2010. - № 1.
  • Ахутин А. В. Парадоксы культурологии // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество / Рос. ин-т культурологии. - М.: Академический проект, 2005. - С. 10-47.
  • Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Главный редактор и составитель С.Я.Левит. - СПб. : Университетская книга, 1998. - 640 с. - 10 000 экз, экз. - ISBN 5-7914-0022-5
  • Доброхотов А. Л. , Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2010. - 480 с.: илл. - (Высшее образование).
  • Пучков А. А. Архитектуроведение и культурология: Избранные статьи. - Киев: Изд. дом А. С.С, 2005. - 608 с. - ISBN 966-8613-06-6 .
  • Флиер А. Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие. 2 переработанное издание. – М.: Согласие, 2010. – 672 с. – ISBN 978-5-86884-134-7
  • Флиер А. Я. Культурология 20 – 11. – М.: Согласие, 2011. – 560 с. – ISBN 978-5-86884-141-5
  • Флиер А. Я. Феномен культурологии: опыт новой интерпретации // Обсерватория культуры. 2011. № 2. С. 4-19.

Ссылки

  • Ассоциация культурологических кафедр и научных центров
  • Костина А. В. Высшее культурологическое образование в XXI веке: перспективы развития // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 11 - Высшее образование для XXI века.
  • Кузнецова Т. Ф. Динамика социогуманитарного знания: судьбы современной культурологии // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение » . - 2012. - № 2 (март - апрель) (архивировано в WebCite).
  • Кузнецова Т. Ф. Картина мира как проблема в курсе культурологии // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 4. - С. 28-32.
  • Тарасов А. Б. Культурология праведничества // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 2. - С. 155-159.
  • Хорина Г. П. Судьба социалистической идеи в России в курсе культурологии // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 4. - С. 43-45.
  • Шендрик А. И. Об актуальности культурологии как науки и учебной дисциплины // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 4. - С. 24-28.
  • Пелипенко А.А. В защиту культурологии .

И Америке понимается преимущественно в социально -этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии , религии , искусства и права .

    Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию.

    Фундаментальная культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры .

    Прикладная культурология , опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы - экономическую, политическую, религиозную, художественную - с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

    Методы культурологии

    Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

    Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

    Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.

    Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

    Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путём восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

    Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш. О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

    Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

    Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

    Основные школы культурологии

    Общественно-историческая школа

    Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту , Гегелю и Гумбольдту , группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями считают иногда: в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби , а в России - Н. Я. Данилевский .

    Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.

    Натуралистическая школа

    Главная черта этой школы - стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснить культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека. Основные представители: Зигмунд Фрейд , Карл Юнг , Конрад Лоренц , Бронислав Малиновский .

    Социологическая школа

    В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот , П. А. Сорокин , Альфред Вебер .

    Символическая школа

    Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё - и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр , Эрнст Кассирер , Клод Леви-Стросс .

    Культурология в России

    Становление культурологической науки в России связано с деятельностью советского-армянского ученого Эдуарда Саркисовича Маркаряна (1929-2011) и его первыми научными исследованиями по культурологии в 1960-1970-х гг., открывшими новое направление в советской науке . На рубеже 1980-1990-х гг. культурология в России получила официальное признание и была легализована как направление науки и направление высшего образования.

    За последние десятилетия в Российской Федерации сложились следующие основные культурологические школы:

    • философии культуры (А. И. Арнольдов, Г. В. Драч, Н. С. Злобин , М. С. Каган , В. М. Межуев , Ю. Н. Солонин , М. Б. Туровский и другие).
    • теории культуры (Б. С. Ерасов, А. С. Кармин, Вал. А. Луков , Вл. А. Луков , А. А. Пелипенко , Э. В. Соколов, А. Я. Флиер и др.),
    • истории культуры (С. Н. Иконникова, И. В. Кондаков, Э. А. Шулепова, И. Г. Яковенко и др.),
    • социологии культуры (И. С. Ахиезер , Л. Г. Ионин, Л. Н. Коган , А. И. Шендрик и др.),
    • культурной антропологии (А. А. Белик, Э. А. Орлова, А. С. Орлов-Кретчмер , Ю. М. Резник и др.),
    • прикладной культурологии (О. Н. Астафьева, И. М. Быховская и др.),
    • культурологии искусства (К. Э. Разлогов , Н. А. Хренов и др.),
    • семиотики культуры (Ю. М. Лотман , В. Н. Топоров , В. В. Иванов , Е. М. Мелетинский и др.),
    • культурологического образования (Г. И. Зверева, А. И. Кравченко, Т. Ф. Кузнецова, Л. М. Мосолова и др.).

    Российскими культурологами был разработан ряд фундаментальных теорий функционирования культуры. Например, теория культуры как деятельности, в соответствии с которой историческое развитие культуры определяется развитием всей системы технологий социальной практики ; теория культуры как адаптивно-адаптирующей системы, в соответствии с которой культура не только пассивно адаптируется к внешним условиям своего функционирования, но и активно адаптирует их ; теория баланса социальной и культурной динамики, в соответствии с которой при ускорении социального развития общества снижается уровень его локальной культурной самобытности и наоборот и др.

    С 1992 года приступил к работе научно-исследовательский . На сегодняшний день, наряду с центральным отделением расположенным в Москве, открыты ещё три филиала РИК - Сибирский(открыт в 1993 г. в Омске), Санкт-Петербургское отделение (открыто в 1997 году) и Южный филиал (Открыт в 2012 году в Краснодаре)

    В 2006 году было образовано Научно-образовательное культурологическое общество (НОКО), объединившее в своих рядах значительное число российских культурологов [ ] .

    В ВУЗах РФ ведётся подготовка специалистов-культурологов, диссертационными советами присваиваются ученые степени по специальностям история, теория и философия культуры, философская антропология. Как научно-исследовательское направление культурология находится на подъёме в связи с возрастающей значимостью таких социокультурных процессов, как «культуроцентрическая» тенденция развития современного мира (Глобализация , Мультикультурализм и пр.) [ ] .

    Примечания

    Литература

    • Астафьева О. Н. , Разлогов К. Э. Культурология: предмет и структура // Культурологический журнал / Рос. ин-т культурологии. - 2010. - № 1.
    • Ахутин А. В. Парадоксы культурологии // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество / Рос. ин-т культурологии. - М.: Академический проект , 2005. - С. 10-47.
    • Доброхотов А. Л. , Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2010. - 480 с.: илл. - (Высшее образование).
    • Елисеев А. Л., Тюрин Е. А. Культурология. Учебно-методическое пособие для студентов дистанционной (заочной) формы обучения. - Орел: Изд-во ОрелГТУ , 1999. - 234 с.
    • Костина А. В. Высшее культурологическое образование в XXI веке: перспективы развития // «Знание. Понимание. Умение ». - М. : МосГУ , 2009. - № 11 - Высшее образование для XXI века .
    • Кузнецова Т. Ф. Динамика социогуманитарного знания: судьбы современной культурологии // «Знание. Понимание. Умение ». - М. : МосГУ , 2012. - № 2 .
    • Кузнецова Т. Ф.

    Введение

    Глава 1. Культурология как наука

    1.1 Современное понимание культурологии как науки

    Глава 2. Основные этапы становления культурологического знания

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900-1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.

    Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения.

    Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как ее создателя.

    Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, то есть обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.

    Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой, и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи.

    Актуальность: Прежде чем «культурно» развиваться, а это необходимо каждому, в какой-то мере, индивиду, человеку, необходимо знать, что такое культура, откуда она появилась и для чего нужна в современном обществе. Данная работы раскрывает все эти вопросы и направлена на развитие научного знания личности.

    Целью данной работы является, описать и охарактеризовать понятие культурология.

    1. Указанная цель обусловила решение следующих задач:

    2. Дать определение понятию «культура» и «культурология»

    3. Осветить цели, задачи, предмет, методы культурологи

    4. Дать современное понимание культурологии

    5. Описать основные этапы становления культурологического знания

    ГЛАВА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

    Культурология - область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.

    Культурология - наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.

    Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем

    Уайт Лесли Алвин (1900-1975) - американский культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции. Уайта является стремление обосновать характер культуры. Уайт подразделял культуру на три подсистемы:

    1) Технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.)

    2) Социальную (типы коллективного поведения)

    3) Идеологическую (идеи, верования, знания)

    В этой иерархии подсистем основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными.

    Уайт сформулировал общий закон развития культуры: «Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе». В книге «Наука о культуре» (1949) ввел в научный обиход понятие «культурология», которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. Уайт определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.), следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.

    В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).

    Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию истории, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» как естественной среды становления и развития человека.

    Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

    Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.

    Направления культурологии - социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.

    Гуманитарная культурология- концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных текстах культуры.

    Фундаментальная культурология- разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.

    Прикладная культурология- использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

    Социальные перспективы культурологии - в ходе информационной революции неизбежно наступит этап революции в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.

    Предмет культурологи:

    1. Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;

    2. Исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.

    3. Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.

    4. Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.

    5. Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

    Методы культурологи:

    1. Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

    2. Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

    3. Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.

    ПЛАН – СХЕМА.……………………………………………………….. 3

    ВВЕДЕНИЕ…….…………………………………………………………. 4

    1. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРОЛОГИИ» КАК НАУКИ ………………….. 6 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ…. 8

    3. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ…………….. 12

    4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ……... 13

    5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 18

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….. ………...……. 19

    ПЛАН СХЕМА

      В вводной части указать когда и кем введено понятие «культурологи». Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900-1975) для обозначения новой научной дисциплины. Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей. Актуальность культурологи.

      Культурология - наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности. Культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры.

      Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный традициях и нормах, обычаях, законах. Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта. Направления культурологии: социальная, прикладная, гуманитарная, фундаментальная.

      В 20 веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через философию культуры.

      Основные вехи в истории и логике становления понятия «культура»: появление термина, разделение на материальную и духовную культуру, первое научное определение культуры, выявление функций структурных элементов культуры, относительность сравнения ценностных установок культур.

      Подведение итога, с указанием использованной литературы.

    Введение

    Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900-1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.

    Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения.

    Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как ее создателя.

    Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, то есть обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.

    Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой, и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи.

    Актуальность: Прежде чем «культурно» развиваться, а это необходимо каждому, в какой-то мере, индивиду, человеку, необходимо знать, что такое культура, откуда она появилась и для чего нужна в современном обществе.

    Цель работы:

      Дать определение понятию «культурология»

      Осветить цели, задачи, предмет, методы культурологии

      Дать современное понимание культурологии

      Описать основные этапы становления культурологического знания

      КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

    Культурология - область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.

    Культурология - наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.

    Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем.

    Итак, что же это за научная дисциплина - культурология? Культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности. Поэтому следует иметь в виду, что реальное развитие той или иной конкретной культуры может не совсем совпадать с общетеоретическими закономерностями, что, впрочем, не ставит под сомнение саму теорию.

    Культура, как легко понять, есть дело исключительно человеческое, поэтому культурология относится к семье гуманитарных дисциплин. Вообще-то говоря, почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления. Так, может быть, культурология как самостоятельная наука и не нужна? Оказывается, что все-таки нужна. Во-первых, именно она осмысливает культуру в целом - от бытового уклада до концепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, которые мы получаем из других гуманитарных дисциплин. Во-вторых, это позволяет изучать культуру как качественно своеобразный феномен, как систему, которая, как известно, всегда богаче суммы ее составляющих и к ней несводима. И в-третьих, этой науке под силу выявить наиболее общие культурологические законы, действующие на всех «этажах» культуры и применимые к самым разным ее объектам - от отдельной личности до человечества в целом.

    Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или менее тесные связи с другими гуманитарными дисциплинами, такими как философия, социология.

      ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

    Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию истории, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» как естественной среды становления и развития человека.

    Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

    Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.

    Направления культурологии - социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.

    Гуманитарная культурология- концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных текстах культуры.

    Фундаментальная культурология- разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.

    Прикладная культурология- использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

    Социальные перспективы культурологии - в ходе информационной революции неизбежно наступит этап революции в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.

    Предмет культурологи:

      Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;

      Исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.

      Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.

      Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.

      Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

    Методы культурологи:

      Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

      Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

      Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.

      Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

      Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

      Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

      Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

      Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

    Задачи культурологи:

      формировании способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

      развитии способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;

      привитии нравственных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.

    Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

    3.СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ

    В 20 веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через философию культуры. связь эта имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Ведь сама проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания или в отдельных культурологических дисциплинах, под сильнейшим воздействием философии. С другой стороны, методы конкретно- культурологических исследований подчас воспринимаются философией и используются при решении чисто философских вопросов. Немаловажно и то, что философия и теория культуры весьма часто соприсутствуют и тесно переплетаются в творчестве многих ученых.

    Для современного понимания культуры весьма важной представляется игровая теория культуры, принадлежавшая Хейзинге, который считает игру основой и источником культуры. Он отмечает, что игра старше культуры, ведь основные черты игры уже присутствуют в мире животных. И все же игра перешагивает биологические рамки, присутствует во всех формах рациональной деятельности человека: искусстве, философии, праве и многом другом.

    Теории архетипов культуры, принадлежавшей К. Юнгу. Архетипы культуры заложены в психике человека, в ее наиболее глубоких слоях – коллективном, бессознательном. Архетипы, проецируясь на внешний мир, определяют своеобразие культуры. важнейшей является идея Юнга о сакрализации как действенном способе формирования реальной культуры: ценности и установки того или иного типа культуры освещают в коллективном сознании, переносятся в него из бессознательного, воспринимаются как священные ценности, не подлежащие критике.

    4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

    Этимология термина «культура» восходит к латинскому cultura - обработка, возделывание. Возникнув в эпоху земледелия, слово cultura зафиксировало меру участия человека в облагораживании природы. Долгое время, данное понятие употреблялось для определения влияния человека на природу, для выявления тех результатов, которых достигал человек в овладении её силами.

    К концу XVII века в трудах немецкого ученого Пуффендорфа (1684 г.) культура предстает в обобщенном виде как содеянное человеком без учета в нем и окружающей среде природного. Возникает точка зрения, что «культура» - это контркультура. Пуффен-дорф придал термину «культура» ценностную окраску, указав на то, что культура по своему назначению, по своей значимости является тем, что возвышает человека, выступает как результат собственной деятельности, дополняющей его внешнюю и внутреннюю природу. В такой трактовке и феномен, и термин «культура» приблизились к научному пониманию.

    Но все же как самостоятельное явление социальной жизни, достойное и требующее научного исследования, культура была осознана и рассмотрена во второй половине XVIII в. в эпоху Просвещения. Просветители (в частности, Жан-Жак Руссо) выделили культуру как нечто, как явление, которое противостоит естественной среде, естественной Природе. Руссо трактует культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Поэтому и функция культуры у Руссо - разрушающая. Культурные народы, по его мнению, «испорченные», морально «развращенные» по сравнению с «чистыми» первобытными народами.

    Важной вехой в становлении понятия стали идеи немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера (1744 - 1803), который трактовал культуру как ступень совершенствования человека и прежде всего ступень развития наук и просвещения. В его трактовке культура - это то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития.

    Немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804) связывал содержание культуры с совершенством разума, поэтому и социальный прогресс для него - развитие культуры как совершенствование разума. Другой немецкий мыслитель Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) связывал культуру с духовными характеристиками: для него культура - это независимость и свобода духа.

    Таким образом, в представленных позициях культура характеризуется как духовная сторона общественной жизни, как ценностный аспект духовной составляющей человека.

    В конце XIX века, наследуя просветительские идеи о прогрессивной динамике общественной жизни, немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818 - 1883), основываясь на материалистическом понимании истории, выдвинул в качестве глубинного основания культуры материальное производство, что привело к делению на материальную и духовную стороны культуры при доминировании первой. К. Маркс расширил содержательные границы культуры, включив в неё не только духовные, но и материальные образования. Однако заслуга Маркса еще и в том, что он обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, показал культуру во всем социальном производстве, во всех социальных проявлениях. Кроме того, он увидел в культуре функциональную способность связывать историю человечества в единый целостный процесс.

    Первую попытку определения культуры сделал английский этнограф Эдуард Бернард Тайлор (1832 - 1917), основоположник эволюционистской школы, который понимал культуру как сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

    Культура в понимании Тайлора предстает как простое перечисление разнородных элементов, не связанных в систему. Кроме того, он утверждал, что на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода. Именно эта идея и попытка переноса идеи Ч. Дарвина на общественное развитие легли в основу эволюционизма.

    Одним из первых приблизился к пониманию культуры как некоторой системы английский социолог Герберт Спенсер (1820 - 1903), который рассматривал общество и культуру как организм, где есть свои органы и части тела. И здесь существенно не то, что происходит отождествление культуры с физиологической природой организма, а то, что разные части социума, имея свои функции, находятся в единстве.

    В 50-е годы XX в. приходит осознание того, что культура - такое содержание общественной жизни, которое обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Поэтому у каждого общества своя культура, обеспечивающая воспроизводство и его жизненность. В силу этого нельзя оценивать культуры по принципу «хуже – лучше», более развита или менее. Так возникает теория культурного релятивизма (М. Херсковиц), в рамках которой формируется представление о том, что в основе культуры лежит система ценностей, определяющая отношения «человек – мир».

    Представления о культуре были расширены тем интересом, который был проявлен к ней австрийским психоаналитиком Зигмундом Фрейдом (1856 - 1936), связавшим культуру с психическими стереотипами. Именно в рамках психологической антропологии происходит включение личности в культуру.

    Следующий этап обогащения понятия культуры связан с идеями структурализма, который получил распространение и как научное направление, и как методология исследования феноменов культуры.

    И так основные вехи в истории и логике становления понятия «культура»:

    Появление термина, его первоначальная связь с возделыванием, обработкой, облагораживанием земли (т.е. природы);

    Оппозиция естественное (природное) - культурное (сотворенное человеком): французский просветитель Ж.Ж. Руссо;

    Духовная сторона общественной жизни, её ценностный аспект: немецкие просветители;

    Разделение на материальную и духовную культуру, доминирование материального производства, понимание истории культуры как единого целостного процесса: марксизм;

    Первое научное определение культуры путем перечисления разнопорядковых элементов, не связанных в систему: Э.Б. Тайлор;

    Соотношение понятий культура и цивилизация;

    Аналогия между культурой и живым организмом, все части которого, выполняя свои функции, находятся в единой динамичной системе;

    Выявление функций структурных элементов культуры в отношении между собой и по отношению к целому: функционализм;

    Относительность сравнения ценностных установок культур в силу их самобытности, целостности и жизнеспособности: культурный релятивизм;

    Включение личности (с ее сознанием и подсознанием, рациональными и иррациональными моментами) в культуру: психологическая антропология, психоанализ;

    Распространение метода структурной лингвистики на различные области социокультурной действительности, воссоздание системы символов, отражающих строение культуры: структурализм.

    От вполне ограниченного, узкого понимания культуры, носящего романтический, субъективный оттенок, общественная мысль переместилась в сферу познания всего мира созданной человеком «второй природы», применяя в этом познании общепринятые в науке методы и руководствуясь в оценке результатов современными критериями научности, такими как логичность, непротиворечивость, возможность экспериментальной проверки.

    Культурологический метод анализа, находится в стадии становления, еще достаточно трудно с максимальной долей определенности зафиксировать именно культурологический аспект исследования феномена культуры, так как культурология - интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисциплинарных областях, оперирует материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, социологических, психологических и других исследований. Культурология, находящаяся в поле напряжения между социально-научным и гуманитарным подходами, в качестве объекта имеет весь мир искусственных порядков (вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т.п.), а в качестве специального предмета исследует процессы генезиса и морфологии культуры, ее структуры, сущности и смысла, типологии, динамики и языка.

    Заключение

    Перспективы развития культурологии как науки и как сферы практической деятельности видятся одновременно в трех направлениях.

    Во-первых, на пути сближения с социологией. Понимание культуры как системы социальных технологий по выработке ценностных ориентаций общества, создание комплекса духовных принципов человеческой жизнедеятельности, инструмента самопознания и самоидентификации человеческих коллективов, системы информационно-коммуникативных полей обмена информацией и наследования социального опыта - все это формирует проблемное поле для культурологических и социологических исследований.

    Во-вторых, на пути определенной экологизации культурологического знания, сближения его с некоторыми областями социальной географии, экологии, социоестественной истории, а также с поисками природно-культурной гармонии.

    В-третьих, в сближении культурологии с информатикой, при необходимости понимания культуры как специфического языка социально-информационных связей, и информационного поля человеческой цивилизации - как поля ее культуры.

    Список использованной литературы

      Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.

      Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.

      Кармин А.С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.

      Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.

      Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.: М. 1991.

    Два корня слова «культурология» (лат. cultura – возделывание, обработка, почитание и греч. logos – понятие, учение) задают проблемное поле научной дисциплины, указывая на предмет ее непосредственного исследования. Культурология изучает все, что связано с культурно-историческим процессом от первобытности до современности, стремясь раскрыть смысл происходящего в культуре. С одной стороны, культурология может быть понята буквально как наука о культуре, с другой – как междисциплинарная метатеория, пытающаяся через погружение в культуру, психологию народов постичь действие механизмов истории, тайны творчества.

    История культурологической мысли насчитывает несколько тысячелетий, ведь родоначальниками культурфилософской традиции можно считать софистов и киников – философские школы Древней Греции V в. до н.э. Вместе с тем культурология – наука молодая. Как самостоятельная область знания она возникла в XX веке и находится сейчас в стадии самоопределения и становления. Суть этого становления можно определить как движение от совокупности культурологических учений к логике культуры (В.Библер).

    Немало факторов предопределило возникновение и развитие культурологической науки.

    Во-первых, за тысячелетия существования человечества создан огромный «архив» мировой культуры, за последние три века написано немало научных исследований, посвященных проблемам культуры. Возникла потребность разобраться в этом материале с целью выработки целостного взгляда на культуру, ее место и роль в жизнедеятельности человека и общества.

    Во-вторых, глобальный кризис современной цивилизации высвечивает и проблемы кризиса культуры, требуя не разрозненного знания о культуре и ее тенденциях, представленного в различных гуманитарных науках, а самостоятельной науки, способной подсказать, как изменить ситуацию.

    В-третьих, каждая значительная историческая эпоха, начиная с древности, формировала свою «картину мира». Культура, если понимать ее как «вторую природу», т.е. нечто созданное творческими усилиями человека, существует столько же, сколько человеческое общество, но необходимым элементом «картины мира» она становится только в Новое время. Именно эта эпоха и стимулировала исследования феномена культуры.

    В XX веке начала формироваться новая «картина мира», в создании которой активно участвуют представители современного научного знания. Новое мировидение подразумевает целостное исследование всего универсума, включая не только мир природы, но и социум, и культуру. В становление нового мировидения внесли свой вклад такие ученые XX века как выдающиеся врачи-психоаналитики З.Фрейд, К.Г.Юнг, К.Ясперс, Э.Фромм, физики-теоретики М.Борн и А.Эйнштейн, этолог К.Лоренц, физико-химик И.Пригожин, биогеохимик В.И.Вернадский, антропологиезуит Т.де Шарден, врач и миссионер А.Швейцер, математик, писатель и поэт А.Белый и др. Kультурология как область гуманитарного знания принимает активное участие в формировании нового мировидения, тесно сотрудничая в этом с естествознанием. Назрела необходимость самоопределения культурологии, нужно было уточнить специфику культурологического знания и место культурологии в системе гуманитарных наук.

    На рубеже XIX – XX вв. неокантианцы Г.Риккерт и В.Виндельбанд предложили концепцию разделения наук о природе и наук о культуре. Суть ее в следующем. Естествознание (науки о природе) и история (науки о культуре) изучают одну действительность в многообразных формах ее проявления. Но изучают по-разному. Естествознание исследует необходимые повторяющиеся и устойчивые связи и отношения в природе, используя так называемый генерализирующий метод. В результате формулируется закон – универсальное и всеобщее, независимое от человеческого сознания, от его субъективного мира и непредсказуемых действий.

    Науки о культуре (гуманитарное знание) изучают историю и человека, мир ценностей, используя так называемый индивидуализирующий метод. События истории, в отличие от природных явлений, – неповторимы, уникальны, индивидуальны. В этих событиях заметен след человека, его сознания, его субъективности. Сформулировать «бесстрастный» закон в истории трудно. Если законы природы не зависят от человека, он лишь открывает их, чтобы использовать в своих целях, то в гуманитарных науках, наоборот, человек – главное действующее лицо. Это следует учитывать, чтобы избежать возможных ошибок в исследовательских установках, связанных с этноцентризмом и хроноцентризмом. Этноцентризм (греч. ethnos – народ, лат. centrum – центр) – это свойство этнического самосознания, отражающее тенденцию рассматривать нормы и ценности собственной культуры как основу для оценки и выработки суждений о других культурах.

    Если этноцентризм возвеличивает традиции и ценности своей этнической группы до уровня всеобщей значимости, то хроноцентризм (гр. chronos – время) опасен перенесением собственных ценностей на другие исторические эпохи и культуры. Например, эпоха Возрождения, возвеличивая творческую личность-самость, видела ее проявления во всех – в том числе древних – культурах. Такая искусственная актуализация прошлого искажала объект исследования и не давала возможности воссоздать подлинный мир столь любимой гуманистами античной культуры. Все это необходимо учитывать исследователю, который занимается гуманитарными науками.

    Необходимо отметить, что культурой как объектом научного познания занимаются различные гуманитарные науки: антропология, этнология, философия и социология культуры, классическая филология, структурная лингвистика, история культуры, искусствоведение и др. Каждая из этих «наук о культуре» изучает культуру под углом зрения своего предмета и метода. Например, история культуры раскрывает особенности, сходства и различия культурного развития определенных эпох, стран и народов, дает богатую информацию о многообразии культурных ценностей, о вкладе народов в мировую культуру человечества, о сложностях и противоречиях культурно-исторического процесса. Этнография изучает быт, верования, искусство народов мира. Этнология посредством сравнительного изучения национальных культур стремится выявить общие законы культурного развития. Социология культуры рассматривает культуру с точки зрения ее функционирования в эмпирически данной системе общественных отношений. Философия культуры выявляет сущность и значение культуры.

    Поскольку культурология является интегративной дисциплиной, в ней применяются различные исследовательские методы. Культурология пользуется как общенаучными методами – системный подход, структурно-функциональный метод, метод единства исторического и логического, – так и методами частных наук. Примером применения методов разных научных дисциплин может служить книга Э.Б.Тайлора «Первобытная культура». В ней применен метод комплексного использования данных этнографии, археологии, фольклористики и других смежных дисциплин.

    История культурологических учений. Истоки культурологии следует искать в античности. В римской интеллектуальной традиции появился сам термин «культура» (греки использовали понятие «пайдейя»), древнегреческие мыслители – софисты и киники – первыми указали на противоположность природного и культурного, разделив совершаемое «по природе» и «по установлению». Если софисты зафиксировали проблему противоположности природного и социально-культурного, то школа киников (Антисфен, Диоген Синопский) довела эту противоположность до логического предела: социальные связи и культурные навыки представлялись им мнимостью, животная естественность противопоставлялась законам общества. По существу, софисты и киники – это первые культурфилософы и первые критики культуры.

    В Древнем Риме знаменитый политик, философ, оратор Марк Туллий Цицерон (II – I вв. до н.э.) ввел в обиход выражение «cultura anima», то есть говорил о культуре души, культуре в смысле ухода, улучшения, облагораживания духовных склонностей и способностей человека. Но все же основной идеей, на которой сконцентрировали свое внимание умы античности, была идея гармонии природы-макрокосма и человека-микрокосма.

    В Средние века с их теоцентрической (греч. theos – Бог, лат. centrum – центр) направленностью проблема культуры не могла оказаться в фокусе общественного интереса. Пути к Богу, к святости, к спасению – вот что волновало людей Средневековья.

    Новое время породило антропоцентрическое (греч. anthropos – человек) мышление, основанное на гуманизме, рационализме и историзме. Последовательное появление и утверждение в западноевропейском сознании этих идей создало возможность принципиально нового взгляда на культуру: она была оценена как важнейшая, самостоятельная область человеческой деятельности, стала объектом общественного интереса и научного исследования.

    Определяющей для культурологической мысли стала эпоха Просвещения. Мыслители XVIII века дали первое теоретическое обоснование культуры, неразрывно связав его с идеей исторического развития – бесконечного и неуклонного «прогресса человеческого рода». Суть культуры, утверждали просветители, состоит в совершенствовании, улучшении и воспитании того, что существует первоначально лишь в качестве природного задатка.

    Культура – это то, что создано самим человеком, в отличие от всего того, что дано природой.

    Со второй половины XVIII века слово «культура» не просто входит в словарь образованного европейца, начинается научная разработка этого понятия. Просветители (Вольтер, Кондорсе, Тюрго, Руссо, Гердер и др.) связывали содержание культурно-исторического процесса с развитием человеческого разума. Они считали, что разумность порядков общественных и политических учреждений измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. Целью культуры, по их мнению, является задача сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей природы. Эта концепция культуры получила название натуралистической.

    Вслед за просветителями каждый по-своему развили идею культуры выдающиеся немецкие писатели и философы Г.Гете, Ф.Шиллер, И.Кант, Г.Гегель и др. И.Кант видел выход этой проблемы в сферу морального, должного, Ф.Шиллер – эстетического, Г.Гегель – в область сознания.

    Когда в Европе XVIII века закладывался фундамент теоретических представлений о культуре, господствовало механистическое мировоззрение. Главной проблемой была антитеза «культура – природа». В XIX веке – веке господства историзма и эволюционизма – в центре внимания оказалась проблема «культура – история». Именно тогда начала теоретически оформляться новая культурно-историческая концепция, представленная в книге Н.Я.Данилевского «Россия и Европа», а затем, уже в XX веке, в трудах О.Шпенглера, А. Тойнби и др. В XX веке практически все важные культурологические вопросы связаны с проблемой «человек – культура».
    В центре внимания философии культуры XX века – кризис культуры. Причины кризиса, диагноз «болезни» культуры установлен во всех направлениях культурфилософии XX века достаточно точно. И «конец культуры» как основного элемента новоевропейской «картины мира» ясно просматривается в исследованиях всех направлений: от социологических, экзистенциальных… до теологических.

    Колоссальное значение для современной культурологии имеет «философия жизни» Ф.Ницше – знаменитого критика культуры, идеолога пересмотра всех культурных ценностей.

    Культурологическую мысль XX века существенно обогатили неокантианцы Г.Риккерт и В.Виндельбанд, сосредоточившие внимание на идее различия «наук о природе» и «наук о культуре», и Э.Кассирер, создавший учение о культуре как о мире «символических форм». Значительными для становления культурологии стали идеи психоанализа (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм, Г.Маркузе), экзистенциализма (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, К.Ясперс и др.), структурализма (К.Леви-Стросс, М.Фуко, Р.Барт). Социология культуры успешно развивалась в трудах М.Вебера, А.Вебера, П.Сорокина, М.Манхейма. Сказали свое веское слово о культуре и теологи XX века (Э.Жильсон, Ж.Маритен, М.Бубер, П.Тиллих, Р.Гвардини и др.).

    Культурологическая мысль в России. Первые опыты определения понятия «культура» в России связаны с эпохой Просвещения, когда прогрессивные идеи западноевропейской мысли стали проникать в Россию и активно осваиваться. Уже в начале XVIII века термин «культура» вошел в русские словари, его употребляли в традиционном латинском значении и связывали не только с земледелием, но и с нравственностью. Позднее смысловое значение термина расширилось: его стали понимать как «искусство», «просвещение», «образование». Более глубокое осмысление приходит в 20 – 30 годы XIX столетия в трудах просветителей Я.Козельского и А.Галича (одного из любимых лицейских преподавателей А.Пушкина), чья трактовка понятия культуры близка к идеям И.Канта.

    С именем выдающегося мыслителя России П.Чаадаева (1794 – 1856) связан следующий этап в осмыслении самой культурной истории. В цикле «Философических писем», в статье «Апология сумасшедшего» Чаадаев высказал ряд мыслей, явившихся серьезным поводом для разговора о культуре Запада и России, о прошлом, настоящем и будущем европейской и особенно русской культуры, поставил ряд важных вопросов: что такое Россия, какое место занимает она в культурной истории человечества, в чем особенность русской культуры?

    Идеи, высказанные Чаадаевым, глубоко взволновали всех мыслящих людей России. Зародилась дискуссия, послужившая стимулом к развитию основных направлений отечественной общественно-политической и культурологической мысли – «западничества» и «славянофильства».

    Чаадаев, определявший культуру как духовное образование общественно-исторической жизни, полагал, что ее максимальное выражение имеет место в христианской традиции Запада. Утвердившийся в русском сознании взгляд на Россию как на европейскую христианскую страну вызывал у него сомнение. По мнению Чаадаева, «византийское наследие» (православие) оторвало русскую культуру от латинского (католического) Запада. Россия тем самым была поставлена вне истории. Вместе с тем полагая, что у России есть надежда – через просвещение и цивилизацию – открыть для себя новые перспективы, он выдвинул идею «сознательного патриотизма». У России, по Чаадаеву, есть предназначение: найти свою «национальную идею». Этот поиск – акт не рациональный, а провиденциальный и мистический. У русского народа есть скрытый, нереализованный, огромный потенциал.

    «Западники» и «славянофилы» сделали свои выводы из «национальной идеи» Чаадаева. Первые сконцентрировались на идее некапиталистического пути развития России через крестьянскую общину к социализму. Вторые стали искать основу «национальной идеи» в допетровской Руси. К западническому направлению русской культуры принадлежали такие яркие личности, как А.Грановский, А.Герцен, Н.Огарев, В.Белинский, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Д.Писарев и др. Они обогатили русскую общественно-политическую и эстетическую мысль интересными идеями, но непосредственно проблемами культуры представители этого направления занимались мало. Славянофилы – А.Хомяков, братья И.В. и П.В.Киреевские, братья А.К. и С.К.Аксаковы, Ю.Самарин, А.Кошелев и др. – активно занимались именно культурологическими вопросами. Идеологи славянофильства обратили внимание на изучение самобытности духовной жизни русского народа. Самобытность, по их мнению, составляет основу культуры. Без нее невозможно ни сохранить лучшее в культуре, ни достойно развиваться в будущем. Славянофилы были европейски просвещенными людьми: подолгу жили за границей, обучались в европейских университетах.

    По их мнению все лучшее, что отличало культуру Запада – развитие науки, достижения в образовании – достойно внимательного изучения и продуманного применения в России. Они проявляли неподдельный интерес к своей истории, к истокам культуры. Многие из них, прекрасно зная историю славян, путешествуя по славянским странам, своими исследованиями внесли существенный вклад в развитие науки. Например, П.Киреевский собрал уникальный фольклорный материал, вылившийся в солидный труд под названием «Песни русского народа».

    Среди поздних славянофилов яркой фигурой отечественной культурологии был Н.Я.Данилевский, чей знаменитый труд «Россия и Европа», опубликованный в 1869 г., стал явлением мировой культурологической мысли. Нельзя не отметить и К.Н.Леонтьева, в книге которого «Восток, Россия и Славянство» нашли подтверждение и развитие основные идеи Данилевского.

    Начало «золотого века» русской философии обычно связывают с именем выдающегося религиозного мыслителя Вл.Соловьева. В его размышлениях о судьбе русской культуры и ее месте в мире переплетаются славянофильские и западнические идеи. Главные работы Вл.Соловьева – «Оправдание добра», «Три силы», «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» – имеют непреходящее значение для развития отечественной культурологии. В центре внимания Вл.Соловьева – христианская культура, которая, по его мнению, должна развиваться на основе органического соединения положительных элементов духовной культуры христианского Востока и Запада.

    В дальнейшем осмыслением проблем развития культуры в целом, выявлением особенностей русской культуры в частности занимались наследники Вл.Соловьева – выдающиеся русские религиозные философы Н.Бердяев и С.Булгаков, В.Розанов и П.Флоренский, Д.Мережковский и Л.Шестов, И.Ильин и Н.Лосский, Б.Вышеславцев и В.Эрн, Л.Карсавин и Е.Трубецкой, Н.Трубецкой и Г.Федотов.

    Глубокий анализ проблем культурного развития России содержится в знаменитых сборниках «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1922), составленных из статей лучших представителей русской интеллигенции. К сожалению, судьба большинства авторов этих сборников, как и всех русских мыслителей «серебряного века», сложилась трагически: одни по решению советской власти были высланы из страны, другие вынуждены были покинуть родину из-за невозможности реализовать свой творческий потенциал в новых исторических обстоятельствах, третьи оказались в ссылке и лагерях.
    Впрочем, несмотря на политическую и духовную несвободу, откровенное идеологическое давление и постоянную угрозу личного преследования, советский период развития отечественной культурологии не был бесплодным. М.Бахтин и А.Лосев, Г. Шпет и Ю.Лотман, А.Гуревич и В.Библер и др. внесли весомый вклад в развитие мировой культурологической мысли.

    Вопросы для самопроверки:
    1. Предмет и методы культурологии.
    2. Культурология как наука: возникновение, развитие, основные проблемы.
    3. Развитие культурологической мысли в России.

    Советы при подготовке к вопросам:
    Подготовку первого вопроса начните с анализа этимологии слова «культурология». Охарактеризуйте предмет культурологии, выделите основные направления этой дисциплины. Что и как изучает культурология? Какие главные вопросы она ставит? В чем специфика «наук о культуре»? Чем отличается основной метод этих наук? Охарактеризуйте концепцию Г.Риккерта и В.Виндельбанда. Проанализируйте культурологию как интегративную область знания. В чем проявляется процесс интеграции наук в XX – XXI вв.? В чем проявляется интегративность культурологического знания? Каково место культурологического знания в современном мире? Подумайте, с какими дисциплинами связана культурология? В чем отличие культурологии от других наук, изучающих культуру?

    Ответ на второй вопрос подразумевает изучение истории культурологических учений Западной Европы. Подумайте, когда и почему возникла культурология? Каковы истоки культурологического знания? Почему термин «культура» возник в античности, а понятие «культура» – в век Просвещения? Выделите основные этапы развития культурологической мысли. Следует иметь в виду, что история культурологических учений становится понятна только в общем историческом контексте, а также в контексте развития философской мысли.

    Подумайте, почему определяющей для развития культурологической мысли стала эпоха Просвещения? Какие культурологические проблемы были актуальны в век Просвещения? Выделите основные проблемы, с которыми были связаны культурологические исследования XIX – XX вв.

    Третий вопрос посвящен развитию культурологической мысли в России. Изучая этот вопрос, важно помнить, что начало светской культуре и светским знаниям в России было положено в конце XVII века, и в эпоху Петра мы только начинали осваивать достижения европейской интеллектуальной традиции. Тем не менее, приобщение к европейской культуре, к образованию протекало быстро. Выделите основные этапы развития отечественной культурологической мысли, назовите важнейшие проблемы русской культурологии и ее наиболее выдающихся представителей.