Болезни Военный билет Призыв

Кто ввел термин дидактика в педагогику. Что такое дидактика. Наглядное учение о числе

Дидактика – область педагогики, изучающая процесс обучения и его составляющие. В сферу изучения дидактики входит сам процесс обучения, его закономерности и принципы, содержание образования, методы, приемы и средства обучения, организационные формы обучения, оценка качества учебного процесса.

В данной книге изложение материала ведется на основании идей, разработанных и разрабатываемых в лаборатории дидактики Института теории и истории педагогики РАО. Это - идеи М.Н. Скаткина, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Л.Я. Зориной, И.К. Журавлева, Н.М. Шахмаева и других ученых, а также сотрудников лаборатории, работающих в настоящее время: Е.О. Ивановой, Т.М. Ковалевой, Л.Б. Прокофьевой, Д.В. Рязановой, И.В. Шалыгиной и др.

Необходимость указания исходных теоретических положений возникает в связи с тем, что однозначного взгляда на многие вопросы в педагогике нет. В различных научных школах они решаются по-разному.

Педагоги часто говорят: «Дидактика – это теория обучения». Применение понятия «теория» в данном случае не является точным. Что такое теория? Это – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории.

Обратим внимание, что в определении понятия «теория» выделяется целостное представление об объекте, т.е. обучении. В настоящее время такой целостности в дидактическом знании не наблюдается. Есть теории, определяющие отбор содержания образования, есть теории описывающие определенные области педагогической действительности – дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение и т.д. Отметим, что авторы называют свои совокупности утверждений обычно концепциями, а не теориями.

Теория более строгое понятие, чем концепция. Теория предполагает:

1. Исходную эмпирическую основу – множество зафиксированных в данной области фактов;

2. Исходную теоретическую основу – множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов теории, в совокупности описывающих идеализированный объект теории;



3. Логику теории – множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства;

4. «Корпус» теории – совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющие основной массив теоретического знания.

Ясно, что указанные компоненты присутствуют не во всех теориях, четче всего данной структуре соответствуют физические (дедуктивные) теории, например, механика Ньютона, теория относительности Эйнштейна. В них выделяются исходные постулаты, инструмент логического вывода, выведенные из исходной теоретической основы следствия, которые подтверждаются практикой.

В других науках, не столь высоко развитых и теоретичных как физика, присутствуют описательные теории: к ним относятся эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И.П. Павлова, современные психологические теории и т.д.

Описательные теории непосредственно описывают определенную группу объектов; их эмпирический базис обширен, а сама теория решает задачу упорядочивания относящихся к ней фактов. Данные теории носят качественный характер. К таким теориям относятся и дидактические теории, именно теории, а не одна целостная теория обучения. Таковой пока в дидактике не создано. Поэтому, когда мы говорим «теория обучения» - это, скорее, дань традиции, чем точное определение дидактики.

Однако то, что в дидактике присутствуют научные знания – несомненно. Соотнесем дидактическое знание с критериями научности. В методологии в качестве критериев выделяют истинность научного знания, интерсубъективность, системность и обоснованность.

Вся наука, все человеческое познание направлены к достижению истинных знаний, верно отражающих действительность. Истинное научное знание способствует преобразованию человеком действительности, прогнозированию ее дальнейшего развития.

Дидактические знания дают возможность совершенствовать процесс обучения: например, исследование проблемного обучения дало возможность найти способы развития у учащихся творческого мышления. Дидактическое знание дает возможность прогнозировать результат: например, исследование показывает, что учет в процессе обучения особенностей восприятия учащихся (аудиалов, визуалов, кинестетиков) больше всего помогает кинестетикам (т.е. воспринимающим материал чувственно, через манипуляции с предметами). В традиционном обучении учебный процесс построен на вербальной основе (учитель говорит, ученики слушают), т.е., в основном, нужно воспринимать информацию на слух, аудиально. При использовании наглядности подключается визуальное восприятие. Поэтому к учебному процессу лучше всего адаптируются аудиалы и визуалы, труднее всего кинестетикам. Если особенности восприятия не учитывать, то можно предвидеть, что кинестетики попадут в разряд неуспевающих учащихся, ощущая значительный психологический дискомфорт в школе.

Что такое интерсубъективность научного знания? Научное знание представляет собой стройную систему логически связанных между собой утверждений, в которых зафиксировано знание объективных связей и законов действительности. Из результатов научной деятельности должно исключаться все субъективное, связанное со спецификой самого ученого и его мировосприятия. В последнее время в науке возникают сомнения в том, что личность ученого не влияет на открытую им закономерность. Хотя научное знание объективно: если бы его открыл не один ученый, то это сделал бы другой; но на форму выражения научного знания, ход исследования личность ученого, конечно, накладывает отпечаток. Особенно это видно в дидактике, как и в других гуманитарных науках: разные ученые по разному формулируют дидактические принципы, по-разному решают вопрос о том, существуют в дидактике законы или нет.

Дидактика – развивающаяся отрасль научного знания, поэтому ее структура только устанавливается.

Третий критерий научности – это системность и обоснованность научного знания. Научные утверждения определенным образом систематизированы, в дидактическом исследовании полученные знания обосновываются и проверяются. Для этого в ходе научных исследований по дидактике организуются педагогический эксперимент, опытная работа, используются теоретические способы обоснования: анализ, синтез, моделирование и т.д.

Научное познание включает в себя два уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирическое познание обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Оно поставляет науке факты, фиксируя при этом устойчивые связи, закономерности окружающего мира. Например, вывод о том, что чем больше ученик решает однотипных задач на применение определенной формулы, тем прочнее он усвоит данную формулу, является эмпирическим. Для того, чтобы быть способным использовать усваиваемую формулу в различных, в том числе, и нестандартных ситуациях, необходимо решение задач, требующих различных подходов. Это – тоже эмпирическое знание.

Теоретическое познание дополняет и опережает эмпирическое, способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. В теоретическом познании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами, выделяются и изучаются идеализированные объекты. Например, если изучается дифференцированное обучение на теоретическом уровне, то исследователь абстрагируется от конкретных школ, учащихся, строит модель дифференциации обучения в школе, которая дает возможность сформулировать определенные закономерности.

В методологии науки выделяются описательная, объяснительная, прогностическая функции научного знания. Ясно, что все эти функции реализует и дидактическое знание. Если мы описываем ход урока, изучаем деятельность учителя на уроке, поведение учащихся, то ясно, что мы реализуем описательную функцию. Описательная функция науки позволяет набрать эмпирические факты, сделать на их основе простейшие обобщения.

Реализация дидактикой объяснительной функции позволяет наблюдающиеся явления объяснить, выявить их сущность. Приведу пример. В одной из школ решили в параллели 8-х классов создать класс повышенного уровня. Отобрали в этот класс хорошо успевающих детей, но никаких изменений в процесс обучения не внесли. По мнению педагогов, осуществили дифференциацию процесса обучения. Что же получилось? Создание класса повышенного уровня оказалось не эффективным: учащиеся стали заниматься хуже, снизилась их успеваемость.

Почему сложилась такая ситуация? Во-первых, из-за неправильного понимания сущности дифференцированного обучения. Если в школе создается класс повышенного уровня, в процессе обучения в этом классе обязательно должны произойти изменения: обогащение содержания образования, увеличение объема поисковой, исследовательской работы, широкое использование групповых форм учебного процесса, дискуссий, конференций.

Более того, необходимо было учесть возрастные особенности учащихся: в возрасте 13-14 лет дети приблизительно определяют, что их больше интересует, какие предметы легче даются, задумываются над перспективой дальнейшего образования, поэтому изучение всех учебных предметов на повышенном уровне нецелесообразно.

Правильнее было бы в 8-м классе организовать углубленное изучение отдельных предметов, либо ввести элективные курсы, т.е. предложить учащимся те области, в которых их знания будут обогащаться.

В дидактике, как и в других гуманитарных науках, объяснение наблюдаемых явлений отличается от объяснения в естественных. В изучаемой ситуации действует множество факторов, часть из них явно наблюдается, но часть – скрыты от исследователя. Каждый ученик – неповторимая индивидуальность. У каждого учащегося есть собственное мнение, отношение к происходящему, и не всегда он сообщает о своих внутренних переживаниях исследователю.

Если мы наблюдаем, что определенный ученик в 9-м классе начинает учиться лучше, этому может быть множество причин: поставил цель, связанную с дальнейшим образованием в высшем учебном заведении, изменилась система приоритетов – он уже не считает, что хорошо учиться стыдно, быть «ботаником» зазорно, а может быть в классе сменился классный руководитель, или ученик не хочет выглядеть «двоечником» в глазах одноклассницы, которая ценит учение. Таким образом, однозначно, с полной уверенностью назвать факторы, повлиявшие на ученика, мы не сможем.

Прогностическая функция научного знания заключается в том, что оно не только объясняет факт или явление, но может их предсказать. Когда учитель воздействует на ученика, он обязательно предвидит результат, хотя его прогностическая деятельность может быть свернутой, не осознаваться учителем, но обязательно происходит анализ ситуации, синтез имеющихся данных, обобщение, выбор средств педагогического воздействия.

В педагогике возможно несовпадение прогноза и действительного развития события. Связано это с множеством факторов, действующих в определенной педагогической ситуации. Приведу пример. Ученик 9-го класса Саша Р. так толкнул девочку из 6-го класса Свету Н., что, опершись рукой о стену, она сломала руку. Девочка в больнице. Директор приходит на урок в 9-й класс, сообщает об инциденте и говорит виновному: «Света в больнице, а ты здесь сидишь! Иди домой, я исключаю тебя из школы до конца недели. А дальше будем решать, можешь ли ты учиться в нашей школе».

Ученик Саша Р. очень ценит учебу в своей школе, у него много друзей, поэтому слова директора вызывают смятение. Он приходит домой, переживает очень сильно, хотя свои действия оправдывает тем, что 6-классница смеялась над ним и даже пнула ногой сзади. Но, в общем-то, размышляя о своем поступке, приходит к выводу, что, конечно, его ответная реакция не соответствовала действиям Светы.

Казалось бы, воспитательное воздействие достигло цели: Саша Р. задумался о своем поступке, почувствовал вину, хочет исправить положение и извиниться перед Светой. Но дальше события развиваются так, как не мог спрогнозировать директор. К нему в кабинет приходит весь 9-й класс и просит не исключать Сашу. Находятся свидетели, которые видели, как Света первая начала задевать Сашу. Обо всех событиях Сашу информируют по мобильному телефону друзья.

В понедельник ему разрешают прийти в школу, и он… становится центром внимания. К нему подходят ребята даже из других классов и уважительно спрашивают: «Ты что ли шестикласснице руку сломал? Надо с тобой дружить! А то мне сломаешь!» И Саша, увы, становится героем дня, затмив даже своего друга, который в это же время спрятал классный журнал. Конечно, такое развитие событий никто не предвидел, педагогическое воздействие результата не достигло, хотя вначале все шло так как прогнозировали педагоги.

О чем свидетельствует описанная ситуация? О том, что прогнозы в науках, изучающих человека, не всегда оказываются эффективными, и связано это, как уже указывалось, с множеством факторов (и явных, и скрытых), действующих в каждой педагогической ситуации.

Рассмотрев особенности дидактического знания, перейдем к основным понятиям дидактики.

Начнем с понятия «процесс обучения». Процесс обучения в дидактике определяется как целенаправленная взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение целей обучения.

«Процесс обучения» и «обучение» в дидактике употребляются как синонимы, хотя если рассмотреть данные понятия более строго, различия можно выделить: процесс обучения - термин более строгий, научный, обучение - слово обыденного языка. Некоторое различие есть и в терминах «процесс обучения» и «учебный процесс». Когда используется понятие «процесс обучения», подразумевается некий абстрактный процесс, в котором можно выделить цели, содержание, методы и т.д. Понятие «учебный процесс» более конкретное и применимо к определенному образовательному учреждению.

В педагогике существует понятие «образование». Попытаемся определить, в чем его отличие от понятия «обучение». Есть много определений и образования, и обучения, и от их понимания, во-многом, зависит рассмотрение дидактических аспектов педагогической деятельности.

Образование мы рассматриваем как придание индивиду определенного «образа человеческого», создание условий формирования личности.

Образование может рассматриваться в широком смысле: совокупность воздействий, оказываемых на индивида окружающей средой в процессе его жизни. Эти воздействия могут быть как целенаправленными (например, воздействие средств массовой информации, педагогические воздействия учителей, родителей), так и не целенаправленными (воздействие определенных общественных событий, неблагоприятных условий жизни и т.д.)

Образование в узком смысле – целенаправленное, осуществляемое определенными социальными институтами (школой, учреждениями дополнительного образования, высшими учебными заведениями и т.д.) воздействие на развивающуюся личность.

Формирование «образа человека» затрагивает и его интеллектуальную, и эмоциональную, и волевую сферы, предполагает формирование системы ценностей, отношений к окружающему миру, усвоение определенных знаний и способов действия, приобретение жизненного опыта.

Образование включает в себя и обучение, и воспитание. Эти процессы в науке рассматриваются как обособленные, имеющие собственные закономерности, принципы. Ясно, что в действительности обучение и воспитание взаимосвязаны. Обучение предполагает формирование отношения к изучаемому материалу, к самому процессу познания, т.е. выполняет воспитательные функции.

Воспитание в качестве своего элемента предполагает обучение – организацию усвоения определенных знаний (об этикете, например), способов действий. И в процессе обучения, и в процессе воспитания происходит передача социального опыта.

Итак, образование мы будем рассматривать как становление «образа человека» в процессе приобщения его к культурным ценностям, социальному опыту. Обучение – понятие более узкое, чем образование.

В дидактике выделяется такое понятие как дидактический цикл процесса обучения. Разрабатывала его Л.Я. Зорина. Данное понятие базируется на представлении о процессе усвоения содержания образования учеником. Дидактический цикл включает пять структурных звеньев:

1) Постановку общей дидактической цели и принятие ее учащимися;

2) Предъявление нового фрагмента учебного материала учителем и его осознанное восприятие учеником;

3) Организацию и самоорганизацию учащихся в ходе осмысления учебного материала;

4) Организацию обратной связи, контроль за усвоением содержания учебного материала и самоконтроль;

5) Подготовку к работе учащихся вне школы.

Дидактический цикл может реализоваться полностью на одном уроке, а может завершиться в ходе нескольких уроков различного типа: лекций, лабораторных, практических работ, экскурсий, зачетов и т.д.

Процесс обучения включает оперирование учеником определенным содержанием образования.

В процессе обучения можно выделить единичную ячейку, мельчайшую клеточку. Рассматривая ее, мы выделяем самое ядро процесса обучения, абстрагируясь от не менее важных, но не центральных элементов.

Единичная ячейка - это триединое отношение следующих взаимосвязанных составляющих - учителя, ученика и содержания образования .

В процессе обучения происходит взаимодействие учителя и ученика именно через содержание образования. Учитель, осознавая цели обучения и, применяя различные методы обучения, организует усвоение содержания учебного материала учеником. Ученик оперирует содержанием образования, присваивая его, и в виде обратной связи сообщает учителю информацию о его присвоении (рис. 1).

Рис. 1. Структура единичной ячейки процесса обучения.



Существует подход, в котором содержание образования отождествляется с основами наук, которые ученик должен усвоить. Другой подход рассматривает содержание образования как знания, умения, навыки, которые должны сформироваться у ученика, причем, это – не обязательно основы наук, знания могут включать обыденные, жизненно-практические сведения, элементы мифологии. Прагматический подход включает в содержание образования только те знания, умения, навыки, которые непосредственно пригодятся ученику в жизни.

Социально-центрированный подход предлагает в отборе содержания образования руководствоваться, прежде всего, интересами общества, государства. Личностно-центрированный подход в центр всего образовательного процесса ставит развивающуюся личность ребенка. Содержание образования не является в данном случае фиксированным, в этом подходе не существует определенных знаний, умений, навыков, которые ребенку нужно передать. Ребенок сам решает, что ему интересно и что он будет изучать.

Лаборатория дидактики Института теории и истории педагогики РАО работает в русле культурологического подхода к формированию содержания образования, в котором утверждается, что в содержание образования должен войти некоторый социальный опыт (конечно, не весь), и в ходе его усвоения у ученика должен сформироваться собственный личностный опыт. Подробнее об этом речь пойдет ниже, в 1.4. Содержание образования реализуется в процессе обучения с помощью методов обучения.

Методы обучения – способы целенаправленной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на усвоение содержания образования.

Наряду с методами обучения, в дидактике выделяются обучения – т.е. все то, что обеспечивает учебный процесс. К средствам обучения относятся учебники, технические средства, учебное оборудование и т.д.

В дидактике выделяются также организационные формы обучения . С одной стороны, это – фронтальные, индивидуальные, групповые формы работы. А с другой стороны, это - урок, лекция, экскурсия, лабораторная работа и др.

Наиболее распространенными являются фронтальные формы работы, когда учитель организует работу всего класса. К фронтальной форме относятся объяснение учителя, рассказ: учитель говорит, весь класс слушает. Часто проводится опрос учащихся в форме фронтальной беседы: учитель задает вопрос всему классу, все ученики ищут ответ на него.

В ходе урока организуется и индивидуальная работа учащихся, когда каждый ученик самостоятельно изучает материал, выполняет контрольную, практическую работу.

В настоящее время наблюдается рост интереса к групповым формам работы, так как именно в групповой работе происходит активное общение учеников, развиваются коммуникативные умения и навыки. Групповая форма работы дает возможность ученикам освоить организацию собственной деятельности, когда, получив задание, ученики в группе определяют цель деятельности, выбирают способы, средства, осуществляют деятельность, составляют отчет о ней. Кроме того, умения работать в группе, распределять обязанности, брать на себя функции лидера или исполнителя – это умения, жизненно необходимые человеку в настоящее время.

Конечно, групповая работа требует специфической подготовки: выбора проблем, которые будут решаться в группе, формирования группы, приучения учеников работать в группе, освоения учителем технологических приемов активизации групповой работы школьников, но значимость групповой работы в решении задач, поставленных сегодня перед образованием, так велика, что удельный вес групповой работы в процессе обучения должен быть увеличен.

Еще об одном дидактическом понятии хотелось бы сказать. Это – понятие дидактическая система учителя. В нее входят общепедагогические, дидактические, методические, предметные знания, которыми учитель руководствуется в своей деятельности. В дидактической системе находят отражение педагогические ценности учителя: один педагог для себя считает основным личностный рост и развитие учащихся, другой – глубокое и прочное усвоение знаний; один учитель считает, что необходимо учитывать особенности ученика, беречь его от воздействия лишних стрессовых ситуаций, другой педагог считает, что необходима закалка ученика, тренировка его, так как в жизни встретится достаточное количество трудностей, и т.д. Каждый учитель, осваивая педагогическое мастерство, выбирает для себя какие-либо предпочитаемые способы работы: у одного учителя хорошо получается на уроке объяснение материала в виде эвристической беседы, у другого – в виде рассказа или лекции. Есть учителя физики, у которых не получаются на уроках демонстрации, но они отлично учат детей решать физические задачи. Каждый учитель, зная свои особенности, может результативно организовать процесс обучения учащихся, но применяемые методы, приемы, формы обучения у различных учителей будут различные. Более того, в процессе обучения педагог может использовать различные компенсаторные возможности. Так, например, учитель физики, у которого не получаются на уроке демонстрации, может привлечь к их постановке учащихся, которые любят и могут работать с приборами.

Иногда директор школы, приходя к учителю на урок, видит, что учитель работает не так, как большинство учителей в школе, как привык видеть директор. Очень важно не делать скоропалительных выводов, требовать от учителя перестроить работу. Важно попытаться понять его стиль деятельности, его дидактическую систему, соотнести наблюдаемые на уроке явления с результатами.

Как можно представить нормальную человеческую жизнь без обучения? Особенно это касается нашего с вашим времени. Школа обязательно должна присутствовать как в крупных городах, так и в маленьких деревнях. Качество образования в каждом учреждении, естественно, отличается. Но при этом никто не отрицает необходимость включать учеников в процесс освоения новых знаний. Что такое вообще обучение? Есть специальная наука, которая занимается вопросами обучения людей. Называется она дидактикой.

Что такое дидактика?

Дидактика - это наука об обучении и один из разделов педагогики, который изучает оптимальные методы обучения детей. Важная цель - чтобы им было комфортно поглощать новые знания. Естественно, это очень трудная затея. И пусть уже четыре века образовательная система существует как таковая, а все равно попробуй детей заставить работать, если они не хотят! Поэтому педагогика, и дидактика в частности, ставит своей основной целью вопросы мотивации детей к обучению. И иногда даже получается использовать достижения науки в самом образовательном процессе.

Не следует путать такие понятия, как андрагогика и педагогика. Первая касается взрослых, а вторая - детей. Разница в обучении этих членов социума просто колоссальная. Судите сами: дети обычно страшно неусидчивые. У них не хватает порой волевых качеств, чтобы обучаться. Поэтому задачей педагогов является в том числе их формирование у детей, чтобы они могли ответственно подходить к процессу обучения.

В случае же со взрослыми оные идут обучаться с конкретной целью. Им важно иметь знания. И в отличие от детей, которые не ценят бесплатное образование, взрослые даже готовы платить деньги, чтобы их обучали. Так что андрагогика по своей природе значительно проще. Впрочем, там также есть проблемы. Но мы сейчас говорим о дидактике - важном подразделе педагогики.

Что это за наука? Она являет собой базу, на которой строится педагогическое знание. Достаточно трудно представить современного человека, который никогда в своей жизни не становился предметом деятельности людей, занимающихся дидактикой. Мы же немножко отклонимся от проблемы данной науки и перейдем непосредственно к истории.

Дидактика Коменского: кратко

Если говорить о разных науках, то каждая из них ассоциируется с именем определенного ученого. Педагогика ассоциируется с таким известным лицом, как Ян Коменский. Современная дидактика - это наука, которая основана именно на его работах, хоть со времени их написания уже прошло очень много лет. Коменский ввел еще четыре века назад ту систему обучения, к которой привыкли мы с вами. Например, школьные классы - это именно его изобретение.

Также данный ученый предложил ввести такие понятия, как учебный год и учебная программа. Как видим, все очень похоже на всемирную систему образования. То есть Коменский - это настолько великий ученый, что он ввел теорию, которая активно используется не только в определенных странах, но и во всем мире. Вот что интересно: Коменский еще был сторонником мнения, что детей нужно поощрять и активно их мотивировать.

Процесс обучения для них должен строиться таким образом, чтобы у них не возникало желания забросить учебу на полпути. Каждый учитель должен стимулировать его. К сожалению, многие так не поступают. Например, кричать на учеников и унижать их никто не должен. Но в нашей стране это можно встретить повсеместно.

Каждая наука имеет свои базовые положения, из которых исходят научные исследования. Такие положения называются принципами. Они являются очень важным пунктом, который изучают в любой науке. Какие же основные положения имеет дидактика? Ведь именно в принципах дидактика Коменского кратко показывает, чем она является.

Принцип объективности

Данное правило говорит, что процесс образования должен полностью соответствовать последним научным данным. И своеобразным посредником между наукой и школой должна выступать учебная программа. К сожалению, наша учебная программа нередко отстает от того, что появляется в науке сегодня.

Причин этому много. Первая - это Министерство образования, которое не стремится менять программу. Вторая - это учебники, которые нередко не соответствуют даже самым старым программам. А третья - это очень большой темп научного прогресса, что также способствует нарушению этого принципа. А ведь он основной в данной науке. Так что далеко не всегда информация является объективной.

Принцип связи теории с практикой

Великая дидактика Коменского, кратко излагаемая здесь, имеет еще один очень важный принцип, которого следует придерживаться. Это принцип связи теории с практикой. Любая наука, которая преподается в учебных заведениях, должна давать отчетливое представление ученику о том, зачем ему она нужна. И вот с этим достаточно большие проблемы. Потому что в наших школах редко кому нужна физика или химия. Она необходима разве что тем людям, которые в дальнейшем хотят связать свою жизнь с ней. И на это в основном направлен данный принцип в школах.

Принцип последовательности

Согласно этому принципу, обучение в школах должно производиться по определенной системе. Желательно, чтобы это был принцип "от общего к конкретному". И это правильная система, так как общее обычно значительно проще изучается. Но без него нельзя продолжить обучение. Роль выполнения данного принципа берет на себя школьная программа. Дидактика Коменского, краткое содержание которой мы сейчас излагаем, начала предусматирвать данный принцип очень рано. Но он настолько эффективный, что сейчас невозможно представить школьное обучение без него.

Принцип доступности

Данный принцип дидактики в какой-то степени сопряжен с предыдущим. Ведь для того чтобы процесс обучения был максимально эффективным, изучаемый материал уже должен иметь связи с тем, что было в голове человека раньше. Здесь мы видим, что каждая наука является системой, в которой один принцип тесно связан с другим. И это прекрасно, так как только благодаря этому обеспечивается эффективность образовательного процесса.

Принцип наглядности

Дидактика обучения - очень старая наука. А данный принцип является основным. Сам Коменский говорил, что это золотое правило обучения. И он был прав. Ведь дети не имеют способностей к восприятию абстрактной информации, развитых в той же мере, что у взрослых. Процесс обучения может быть только конкретным. Особенно это касается детей, которые не могут самостоятельно обобщать информацию, излагаемую учителем. Все это приводит к такому результату: ребенку не только трудно правильно воспринять поданный материал, и у него существенно снижается самооценка, что негативно сказывается на дальнейшей эффективности обучения.

Принцип активности обучаемых

Согласно данному принципу обучения, оба участника педагогического процесса должны быть активными и не лениться. Учителю нужно делать все возможное, чтобы ребенок хорошо усвоил информацию. Последнему также нужно делать все возможное для достижения этой цели. Дидактика - это наука, которая предусматривает обоюдную ответственность людей за процесс обучения.

И нужно делать все возможное для того, чтобы данный процесс был эффективным. Вот такая наука - дидактика. Это не просто какая-то теория обучения без особого предмета - это эффективное средство обеспечения взаимодействия между учителем и учеником. Не просто так дидактика является основополагающей научной дисциплиной в педагогике. В западных странах даже последней науки нет. У них только дидактика - настолько она важная.

Дидактика. Основные категории дидактики. Виды обучения.

Что такое дидактика.

Дидактика - это составная часть педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.

Слово «дидактика» происходит от греческого «дидактикос», что означает «обучающий». Это наука об обучении, теоретическая часть процесса обучения.

Основными задачами дидактики являются:

Описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации;

Организация учебного процесса;

Разработка более современных процессов обучения, новых обучающих систем, новых технологий обучения

Иными словами, дидактика отвечает на вопросы: для чего учить? Как учить? Где учить? В каких организационных формах?

Она дает научное обоснование целям, содержанию образования, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения.

  1. История дидактики.

Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит вглубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше. Основоположником дидактики считают чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670гг.). Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Как отрасль педагогической науки, дидактика получила наиболее четкое оформление в труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» (1632), в котором дидактика определялась как «всеобщее искусство всех учить всему». В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам К. Д. Ушинского, К. Юркевича, Г.Сковороды.

  1. Основные категории дидактики

Дидактика как отрасль педагогики, имеющая свои предмет и область исследования, решая четко очерченный круг вопросов, оперирует определенным кругом понятий. Наиболее важными и значительными из них, носящими в силу этого характер дидактических категорий, являются:

- процесс обучения

- принципы обучения,

- методы,

- формы организации обучения.

Процесс обучения - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся.

Принципы обучения представляют собой систему важнейших дидактических требований, соблюдая которые можно обеспечить эффективное функционирование учебного процесса.

Изучение каждого учебного предмета предполагает усвоение знаний и формирование определенных умений и навыков.

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками, их воспитанию и общему развитию в процессе обучения.

Формы организации обучения отражают особенности объединения учащихся для организуемых учителем занятий, в процессе которых и совершается учебно-познавательная деятельность.

  1. Виды обучения.

В зависимости от характера организации, специфики содержания учебного материала, использования методов и средств обучения, исторической эпохи можно выделить следующие виды обучения :

1) сократовский вид обучения,

2) догматическое обучение

3) развивающее обучение

4) объяснительно-иллюстративное (традиционное) обучение

5) проблемное обучение

6) программированное обучение

7) модульное обучение

1.СОКРАТОВСКИЙ МЕТОД – сформировался в Древней Греции, называют так по имени древнегреческого философа Сократа.

Иногда этот метод называют «сократовская, или эвристическая, беседа». Основывался он на вопросно–ответной системе обучения. Сократ, беседуя с каждым учеником, стремился подвести его к противоречию в своих рассуждениях, после чего путем индукции вел к верному суждению. Важную роль в этом методе играли последовательность, систематичность и логика вопросов, задаваемых учителем и дающих возможность получить новые знания. Словом, Сократ не только давал новые знания, но и развивал в своих учениках логическое мышление.

2. ДОГМАТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Типичной чертой догматического обучения является авторитарность, выражающаяся в минимальной роли не только учащихся, но и учителей. При догматическом обучении канонизированное содержание образования должно было быть усвоено в том виде, в котором оно давалось. Всякая самостоятельная мысль ученика пресекалась, субъект познания как бы выносился за скобки, цели обучения навязывались учителем, оценка возможностей ученика сводилась к стихийной диагностике. Целью экзаменов являлось определение положения ученика по отношению к другим. При таком стиле обучения проблема познавательной активности личности не ставится.

3. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ , в котором:

1) центральной фигурой в процессе обучения является не учитель, а ученик;

2) функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности учащихся и развитии их мышления;

3) педагогический процесс в рамках развивающего обучения носит характер парного диалога – учителя с учеником, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ преобладают принципы развивающего обучения и используются три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:

Объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным,

Проблемное,

Программированное и развившееся на его основе компьютерное обучение.

4.ОБЬЯСНИТЕЛЬНО –ИЛЮСТРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

(или его ещё называют традиционным обучением): учитель объясняет новый материал, обобщает, организует практические работы; ученик -воспринимает учебную информацию, выполняет указания учителя. Основная нагрузка в работе на уроке ложится на учителя, задача ученика - репродуктивная: воспринимать и воспроизводить то, что требует учитель. Наиболее распространённый вид обучения.

Объяснение в сочетании с наглядностью - главные методы такого обучения, слушание и запоминание -ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного- главное требование и основной критерий эффективности.

Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимания сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом.

Положительный момент в нём - ведущая, направляющая, основная роль учителя.

Отрицательный - пассивность ученика, ученик (по мнению К.Д.Ушинского) превращается в «сосуд, наполняемый знаниями».

4.ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

его преимущества: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действительные результаты обучения.

Включение учащихся в активную познавательную деятельность опирается на ряд этапов, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно.

Важным элементом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся.

На втором этапе разрешения проблемы(«закрытом») учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выявляет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.

Третий этап(«открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблем знаний. Дальше следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставление с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

6.ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО) (от термина «программа », что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату). Основная цель ПО – улучшение управления учебным процессом. Особенности ПО заключаются в следующем:

1) учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

2) учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

3) каждый шаг завершается контролем;

4) при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;

5) при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;

6) каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

7) результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

8) учитель выступает организатором обучения и консультантом при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

9) в учебном процесс широко применяются специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства и т.д.).

Модульное обучение

7. Технология модульного обучения построена на том, что учащийся должен самостоятельно изучить выделенную часть курса по индивидуальной схеме. Преподаватель выдает учащемуся так называемый учебный модуль, который состоит из законченного блока информации, программы действий, целью которой является изучение этой информации наиболее полным образом, рекомендации по успешному достижению цели и решения задач, поставленных в модуле.

Такая технология обучения заставляет ученика (студента) учиться не просто зубрить учебники и справочники, а разбираться самостоятельно в искомой информации, находить необходимые знания. При этом у обучаемого появляется чувство удовлетворенности от проделанной работы, а полученные знания накрепко оседают в памяти.

В конце срока, отведенного на изучение модуля, обязательно проводится проверка полученных знаний, их полноты и соответствия поставленной задаче. Такая форма обучения позволяет не только заставить ученика творчески подходить к процессу самообразования, но и научиться получать нужную информацию без посторонней руководящей помощи.

Принципиальным отличием модульного обучения от стандартной системы образования является то, что учащийся получает индивидуальное задание (блок, модуль) с письменными рекомендациями о способах его рационального выполнения и целях самого задания. Процесс обучения становится максимально самостоятельным, однако не воспрещается, а даже рекомендуется консультироваться с преподавателем, по вопросам, возникающим в процессе выполнения модуля. Благодаря такому методу обучения у преподавателя и учащегося есть больше возможности взаимодействовать по индивидуальной схеме обучения. Такая схема всегда была более эффективной, чем одновременное общение с аудиторией в 20-30 человек. Кроме того, учащийся, работая большую часть времени индивидуально, учится целеполаганию и самопланированию, самостоятельно организует свое рабочее время и контролирует собственную работу.

7.1. Общее понятие о дидактике. Предмет и задачи дидактики

Срок дидактика происходит от греческого слова didaktikos - обучающий и didasko - изучающий. Впервые термин дидактика был введен в использование в Германии в 1613 Именно тогда Кристоф Хельвиг и Иохим Юнг, анализируя деятельность известного языковеда и сторонника обучение на родном языке Вольфганга Ратке (1572 - 1635), подготовили "Краткий отчет по дидактике, или Искусство обучения Ратихия" . Уже из названия работы следует, что авторы трактовали дидактике как искусство обучения.

Аналогичным образом трактовал это понятие и Я.А.Коменского (1592 - 1670) в своем знаменитом произведении "Великая дидактика, или Универсальное искусство учить всех всему". Однако, Коменский считал, что дидактика является не только искусство обучения, но и воспитания.

Такое понятие сохранялось до начала XIX в., Когда Иоганн Фридрих Гербарт (1776 - 1841), известный немецкий педагог и философ, разработал теоретические основы дидактики, сделав Ее внутренне целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения, подчиненной педагогике. Учитывая роль, которую И.Гербарт и его последователи отводили процесса овладения учебным материалом, важнейшей задачей дидактики, в соответствии с гербартианською концепцией, должен был стать анализ действий учителя, направленных на ознакомление учащихся с новым материалом.

Такое понимание предмета и задач дидактики не устраивало сторонников различных вариантов так называемого "нового воспитания", живая педагогическая деятельность которых развернулась на рубеже XIX и XX вв. Крупнейшие представители этого направления, в частности американский ученый Джон Дьюи (1859 - 1952), отводили ученикам более активную роль в процессе обучения по сравнению с гербартианцямы. В этой связи они отказались от гербартськои концепции "передачи знаний", которая предусматривала преимущественно обогащения памяти учеников и потребовали формирования и развития у них способностей и интеллектуально? деятельности, а также навыков практической деятельности. Эта концепция не могла не повлиять на способ понимания как предмета, так и задач дидактики, которую начали отождествлять не столько с теорией преподавания, сколько теории обучения. Важнейшей задачей такой дидактики стал уже анализ действий ученика, а не учителя. При этом считалось, что преподавание является функцией обучения, а действия учителя обусловлены познавательной деятельностью учащихся, а не наоборот.

В наше время эти два вида деятельности не противопоставляются друг другу. Преподавание неразрывно связано с обучением, эти два аспекта процесса образуют интегрирующую целостность в виде процесса обучения. Среди факторов, обеспечивающих единство процесса обучения, является не только общая цель образования, но и используемые при этом методы, организационные формы и методы обучения.

Таким образом, на современном этапе дидактике понимают как науку о преподавания и обучения, о закономерностях, действующих в сфере предмета Те исследования, о зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения; на этой основе она устанавливает соответствующие закономерности, определяет методы, организационные формы и средства обучения учащихся. Другими словами - дидактика - это наука об обучении и образовании, их цели и задачи, содержание, методы, формы, средства, организацию, достигнутые результаты.

Заметный вклад в развитие мировой дидактики внесли также Й.Песталоцци (1746 - 1827), А.Дистервег (1790 - 1866), К. Ушинский (1823 - 1870), Г.Кершенштейнер (1854 - 1932), В.Ла (1862 - 1926).

На развитие отечественной дидактики в конце XIX - начале XX в. заметное влияние имели труды П.Ф.Каптерева, Н.К.Крупской, С.Т.Шацького, П.П.Блонського, А.П.Пинкевича, М.М.Пистрака, Г.Г.Ващенка, И.Л. Огиенко, И.М.Стешенка, С.Ф.Русовои, Я.Ф.Чепигы и многих других.

В советский период плодотворно работали в области дидактики П.Груздев, Ш.Ганелин, Е.Голант, Л.Занков, Б.Есипов, М.Данилов, М.Скаткин, В.Онищук, А.Алексюк, В.Краевський, В. Загвьязинський, И.Лернер, М.Махмутов и другие.

Предметом дидактики являются процессы образования и обучения, которые неразрывно связаны с воспитанием и является его органической составляющей. Общество постоянно заботится о том, чтобы накопленный предыдущими поколениями опыт, знания, умения, навыки, которыми оно обладало на достигнутом ступени развития, наиболее надежными и плодотворными путями и средствами усваивались молодыми подрастающими поколениями. Этой цели и служит образование и обучение как планомерно осуществляемые процессы вооружение людей знаниями, умениями и навыками, отражающие накопленный и обобщенный опыт человечества.

Задача дидактики на всех этапах ее исторического развития состояла в том, чтобы: а) определять содержание образования новых поколений; б) находить наиболее эффективные пути вооружение их полезными знаниями, умениями и навыками; в) раскрывать закономерности этого процесса. Поэтому понятно, что дидактика определяется как теория образования и обучения. Учитывая, однако, то обстоятельство, что процесс обучения всегда связан с воспитанием, прежде всего умственным и нравственным, есть основания означуваты дидактике как теорию образования и обучения, а, вместе с тем, и воспитание. Сюда относится, прежде всего, формирование мировоззрения учащихся.

Предметом дидактики на современном этапе ее развития с процесс образования и обучения, взятый в целом, то есть содержание образования, реализуется в учебных планах, учебниках, методы и средства обучения, организационные формы обучения, воспитательная роль учебного процесса, а также условия, способствующие активной творческой деятельности учащихся и их умственном развитии.

Различают общую и предметные дидактики.

Предметом исследования общей дидактики является процесс обучения, взятый в целом, а главной задачей - раскрытие общих закономерностей процесса обучения, имеют объективный характер, и характеристика условий их обнаружения. Современная дидактика доказала, что истинным показателем эффективности учебного процесса является не только объем усвоенных знаний, умений и навыков, безусловно, важно, но и высокий уровень умственного развития учащихся, их непрерывное проникновение в сущность учебных предметов, процессов и явлений и преобразования среднего и даже слабого по успеваемости ученика в более сильного и изготовление этого.

Дидактика призвана исследовать осуществляемую в процессе обучения взаимодействие преподавания и обучения и выяснить условия, при которых это взаимодействие обеспечивает движение сознания учеников от возникновения познавательной задачи к ее решению, переход от незнания к знанию, от неумения или несовершенных навыков к формированию рациональных умений и быстрых навыков использования знаний на практике.

Перед дидактикой, изучающая общие закономерности процесса обучения, возникает вопрос: что общего в процессе обучения различных учебных предметов? Таким общим элементом является закономерные связи между преподаванием и обучением. При изучении любого учебного предмета под влиянием деятельности учителя осуществляется осознание познавательной задачи, выявление учебных объектов окружающей действительности, формирование представлений об их признаки и свойства, установление связей этих объектов с другими предметами и явлениями и формирование понятия о них Анализ способов использования этих понятий и переход их в новые понятия.

В исследованиях закономерностей процесса обучения общая дидактика использует достижения многих наук, в частности, философии, психологии, возрастной психологии, кибернетики и др. Именно кибернетика в значительной степени обусловила разработку в дидактике программированного обучения, алгоритмизации и системно-структурный подход в организации учебно-воспитательного процесса.

Пользуясь данным психологии, дидактика осуществляет чрезвычайно сложный анализ внутренних аспектов обучения, закономерностей в области познавательной деятельности учащихся, условий формирования мотивационно-потребностной сферы учащихся. Педагогическая психология изучает закономерности психологического развития учащихся в условиях воспитания и обучения, раскрывает психическое содержание этих процессов и обеспечивает психологический анализ требований, предъявляемых в учебно-воспитательном процессе в личности ученика.

Возрастная и педагогическая психология помогает педагогу организовать обучение и воспитание с учетом закономерностей психики ребенка.

Возрастная физиология обеспечивает дидактике пониманием механизмов чрезвычайно сложных процессов, которые стали результатом обучения (интеллектуальных, эмоциональных, волевых).

Философия служит почвой для разработки дидактикой личностно-ориентированного обучения, а теория познания является методологической основой процесса обучения, в структуре которого формируется характер и направленность познавательной деятельности учащихся.

Общие закономерности обучения, исследуются общей дидактикой, не охватывают конкретных особенностей преподавания и изучения отдельных учебных предметов. Между тем, для преподавателей этих дисциплин именно конкретные особенности проявления общих закономерностей обучения имеют чрезвычайно важное значение. Более того, сама дидактика, как общая теория процесса обучения, не может успешно развиваться без обобщения специфических закономерностей обучения всех учебных предметов во всем богатстве их конкретного содержания.

Раскрытие этих закономерностей, как и определение содержания, методов и форм организации обучения отдельных учебных предметов, включая воспитательные проблемы, реализуемых в процессе обучения, является прерогативой особых педагогических наук - предметных дидактик. До недавнего времени эти науки назывались методиками преподавания отдельных учебных предметов. Однако, такой практический аспект не отражает содержания этих наук.

Нетрудно заметить взаимосвязь между общей дидактикой, педагогической психологией и предметными дидактики в зависимости от развития каждой из этих отраслей педагогической науки от успехов соседней области. Особый эффект научных достижений имеет место в условиях комплексного исследования актуальных проблем теории и практики обучения.

Основными понятиями общей дидактики как науки являются: "преподавание", "обучение", "учебный предмет", "учебный материал", "учебная ситуация", "метод обучения", "учитель", ученик "," урок "и др. Это - специфические понятия дидактики как науки. Дидактика оперирует и другими понятиями, а именно, "образование", "просвещение", "самообразование", "воспитание" и другие.

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию целей обучения (образовательные задачи), обеспечение информированности, воспитания, осознания и практического использования знаний.

Учения (обучения) - процесс, в котором на основе познания, упражнений и приобретения опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение - упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленная на достижение определенной цели. Учебный (дидактический) процесс включает следующие главные звенья взаимодействия:


Деятельность педагога

1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения.

2. Сообщение новых знаний.

3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений.

4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов.

5. Управление процессом перехода от теории к практике.

6. эвристической и исследовательской деятельности.

7. Проверка, оценка изменений в обучении и развитии учащихся.

Деятельность учащихся

1. Создание положительной мотивации учения.

2. Восприятие новых знаний, умений.

3. Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация.

4. Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей.

5. Приобретение умений и навыков, их систематизация.

6. Самостоятельное решение учебных проблем.

7. Самоконтроль, самодиагностика
достижений.


Напомним вкратце сущность некоторых других категорий дидактики.

Образование - система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание - совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом.

Умение - овладение способами (приемами, действиями) использовать усвоенные знания на практике.

Навыки - умение, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится обучение; будущее, которое направлены все усилия.

Организация - упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации определенных задач.

Форма - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма, в первую очередь, связана с количеством учащихся, местом и временем обучения, порядком его осуществления и др.

Метод - путь достижения цели и задач обучения.

Средство - предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) учителя, его мастерство в широком смысле, учебники, школьные принадлежности и т.д.

Результат (продукты обучения) - это конечные последствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

В связи с интенсивными процессами дифференциации и интеграции в современной науке, дидактика оперирует понятиями, заимствованными из других областей знания, такими как "система", "структура", "функция", "элемент" и другие.

В дидактических исследованиях часто можно встретить такие понятия психологии, как "восприятие", "усвоение", "умственное развитие", "мышление", "запоминание". С кибернетики вошли в оборот дидактики понятия "обратная связь", "динамическая система" и др.

Широкое использование категорий и понятий из других наук в дидактике не означает, что ее понятийный аппарат является неупорядоченной совокупности. Все отношения и понятия дидактики группируются вокруг главных категорий "преподавание" и "обучение". Заимствованные и используемые в дидактических исследованиях понятия из других наук отражают лишь отдельные аспекты, явления обучения и способствуют более глубокому теоретическому осмыслению ее собственного предмета и объекта.

Дидактика, как и другие науки, находится в стадии непрерывного обновления и становления ее научной терминологии. Выработка четкой и однозначной системы терминологии является необходимым условием дальнейшего развития дидактики как науки. Это позволит анализировать процесс обучения по элементам и в системе их взаимодействия, исследовать системно, полнее и глубже сущность образования и обучения.

Кроме того, на основе упорядоченной собственной понятийной системы можно понять сущность существующих дидактических концепций и разрабатывать конкретные современные обучающие системы, проектировать учебный процесс с определенными характеристиками.

Каждый человек с момента своего рождения подпадает под влияние окружающих его людей: изначально это его родители и другие родственники, затем воспитатели в детском саду, учителя в школе и преподаватели в других учебных заведениях. Изначально, ещё не обладая самосознанием и пониманием окружающей реальности, человек представляет собой «чистый лист», на котором можно писать всё что угодно. Но именно от того, что на этом листе будет написано, зависит вся жизнь человека в будущем: его успехи и неудачи, жизненная активность или пассивность, стремление и тяга к знаниям или нежелание узнавать что-либо новое вообще, развитие и совершенствование или топтание на одном месте. А это значит, что каждый, кто каким-то образом причастен к жизни другого в период его становления, должен обладать познаниям в области воспитания, обучения и развития. И если опустить тему воспитания как такового, то эти функции возложены, как правило, на учителей и педагогов. Именно тому, как обучать других людей, учит наука под названием «педагогика».

Педагогические знания с самого начала развития человечества обладали огромным значением. Ведь для того чтобы находить подход к ученикам, уметь донести до них суть обучения и получения образования, а также грамотно и качественно обучить какой-либо дисциплине и привить определённые навыки и умения, нужно уметь обучать, а этот процесс можно без обиняков назвать настоящим искусством. К тому же отличается он огромнейшим количеством своих специфических особенностей и нюансов.

Учитывая саму важность этого вопроса и для тех, кто обучает, и для тех, кто обучается, мы пришли к пониманию того, что просто обязаны посвятить один из курсов нашего педагогике, введение к которому, собственно говоря, вы и имеете возможность читать в настоящий момент.

В курсе «Педагогика: Основы дидактики» мы поговорим о том, что такое педагогика и дидактика, рассмотрим основы педагогики и дидактики, общие принципы, закономерности, цели и задачи этих дисциплин. Беря во внимание то, что для становления педагогической науки неоценимое значение имела теория педагогики Яна Амоса Коменского, мы рассмотрим и её в рамках его труда «Великая дидактика». Кроме того, в курсе будет рассмотрена и тема взаимосвязи педагогики с : важные составляющие психологии учащихся, психологические основы обучения, а также психологические принципы эффективного обучения. Естественно, мы не могли не сказать и о традиционных и современных методах обучения - о них и о многом другом вы узнаете из представленного курса уроков. А по окончании курса вам будут предложены дополнительные материалы для изучения - список лучших книг и учебников по педагогике и дидактике.

Что такое педагогика?

С древнегреческого языка термин «педагогика» переводится как искусство воспитания. В настоящее же время педагогика понимается как наука о воспитании и обучении человека.

Если же привести более точную формулировку, то можно сказать, что:

Педагогика - это социальная наука, изучающая организованную систематическую и целенаправленную деятельность по формированию ; наука, изучающая содержание, формы и методы воспитания, обучения и образования, а также процесс передачи опыта ученику педагогом.

Становление педагогики как науки идёт вместе развитием человечества, т.к. сама педагогическая мысль зародилась ещё в философии и теологии эпохи Древнего мира. Однако из системы философских знаний педагогика была вычленена только в начале XVII столетия Фрэнсисом Бэконом - английским философом. Позже её закрепили труды чешского педагога Яна Коменского. На данный момент времени педагогика представляет собой многоотраслевую науку, которая функционирует и развивается, взаимодействуя с другими науками.

Как и любое научное направление, педагогика имеет свой предмет, объект, методологию и задачи:

Предмет педагогики состоит в целостном педагогическом процессе направленного развития и формирования личности человека, обусловленного его воспитанием, обучением и образованием.

Объект педагогики состоит в воспитании как целенаправленно и сознательно осуществляемом процессе. В роли объекта могут выступать явления действительности, обусловленные целенаправленной деятельностью социума. Такие явления называются образованием - частью объективного мира, изучаемого педагогикой.

Методология педагогики является системой знаний о структуре и основаниях педагогической теории, способах поиска знаний и принципах педагогического подхода, которые отражают педагогическую действительность, а также системой деятельности по получению знаний и обоснованию способов, логики, программ и качества исследовательской деятельности.

Задачи педагогики как научного направления состоят в следующем:

  • Воспитание человека как процесса выработки в нём устойчивых поведенческих , например, трудолюбия, порядочности, честности и т.д. Целью воспитания является не просто знание того, что такое, к примеру, честность, но именно привычка всегда быть честным. Представленную задачу можно назвать первостепенной
  • Определение комплекса природных способностей и их величины, а также взаимосвязанных с ними потребностей каждого отдельного человека, которые в наибольшей степени определяют его возможности к обучению в каком-либо направлении
  • Определение комплекса социальных потребностей к воспитанию и обучению и их величины в конкретном месте в конкретный момент времени
  • Формирование условий и реализация гармоничного удовлетворения социальных и личных потребностей в обучении и воспитании, учитывая потребности и способности, как учащегося, так и иерархии социальных групп

Очевидно, что педагогика является сложной и разносторонней наукой, и изучает довольно широкий спектр областей человеческой жизнедеятельности. Но в нашем курсе мы не станем затрагивать такие темы как воспитание или, например, самостоятельное обучение , т.к. для их изучения вы можете пройти отдельные тренинги на нашем сайте, а направим основные усилия на исследование именно обучения - передачу знаний от педагога к учащемуся.

Применение педагогических знаний

Использование знаний педагогического характера - это крайне полезный и эффективный навык для любого человека вообще, не говоря об учителях и педагогах. Обладая им, можно не только передать другому человеку то, что знаешь и умеешь сам, но и глубже понять психику и индивидуальные личностные особенности и окружающих и себя самого, улучшить коммуникативные навыки, закрепить собственный опыт и т.д.

Те же, для кого педагогическая деятельность является профессией и делом жизни, должны изучать педагогику, чтобы личностно и профессионально расти, выполнять свои задачи наиболее продуктивно, улучшать своими действиями образовательный процесс того учреждения, в котором работают. А если посмотреть на этот вопрос более масштабно, то чем больше в нашей стране будет профессиональных высококлассных педагогов, тем более развитым и образованным будет молодое поколение, будет больше специалистов, в детях, подростках и юношестве будет преобладать познавательный интерес и тяга к знаниям, стремление к , желание приносить пользу отдельным людям и обществу в целом, делать лучше и себя и окружающий мир.

Применение педагогических знаний, если оно будет осуществляться регулярно и систематически, сделает даже не имеющего опыт выпускника, получившего педагогическую специальность, настоящим профессионалом своего дела, педагогом, обладающим высоким уровнем подготовки, необходимыми профессиональными навыками и качествами, вызывающими уважение среди коллег и воспитанников. К тому же те преимущества, которые дают человеку педагогические знания, позволяют ему продуктивно применять свои умения и достигать успеха не только в профессиональной сфере деятельности, но и в любой другой сфере жизни, включая семейные и личные отношения.

Если вы учитесь на педагога, или даже являетесь педагогом со стажем, представленный в нашем курсе материал будет вам полезен - восполнит пробелы, ответит на какие-то вопросы, улучшит навыки, освежит в памяти информацию. Но не важно, являетесь вы педагогом или далеки от этой профессии, педагогические знания применяются вами в вашей жизни всегда. Когда вы общаетесь с друзьями и знакомыми, учите чему-то своих детей или посвящаете нового сотрудника в особенности его должностных обязанностей - в любой подобной ситуации вы обучаете, и очень важно помнить об этом. И если у вас есть стремление научиться эффективно воспитывать своего ребёнка, улучшить личные качества, чтобы стать более успешным в жизни и работе, раздвинуть свои персональные границы, дабы стать ещё более развитой личностью, педагогические навыки пойдут вам только на пользу. И обучиться им вы можете без проблем, даже не имея информационной базы.

Как этому научиться?

Педагогических знаний и навыков, как, впрочем, и любых других, у человека нет на момент его рождения. Любые данные и умения появляются у него по мере его взросления, вместе с опытом, который он получает в процессе жизни. Но, как вы, конечно же, знаете, у всех людей есть генетически обусловленные предрасположенности к чему-либо. Так, у некоторых имеется предрасположенность к продуктивному взаимодействию с окружающими и передаче им того, что они сами знают и умеют. Люди этой категории уже с малых лет и сами начинают максимально познавать окружающую их действительность, и помогают это делать другим. Впоследствии они выбирают для себя специальности, связанные с педагогикой, успешно обучаются и становятся преподавателями.

Однако и тех, у кого такой предрасположенности нет, со счетов сбрасывать ни в коем случае нельзя, просто для успеха в выбранной области им приходится предпринимать на порядок больше усилий и стараний. Важно просто понимать, что человек способен изучить и овладеть абсолютно всем, что его интересует, в том числе и знаниями и навыками в области педагогической науки. Можно, естественно, пойти в университет и даже получить второе или третье высшее образование, если первое не является соответствующим это сфере, а можно и самостоятельно изучить представленную область, для чего и создан наш курс.

При изучении педагогики по нашему курсу (и вообще) важно учитывать два аспекта - теоретический и практический:

  • Теоретический аспект педагогики представляет собой тот теоретический материал, который, во-первых, преподаётся в учебных заведениях, а во-вторых, на котором основан и наш тренинг - теория является его основой, и учебный материал важно не только прочитать, но и хорошенько усвоить
  • Практические аспект педагогики включает в себя применение полученного теоретического материала в практической деятельности, т.е. в работе и жизни. Практика является залогом успеха в любом деле

Невзирая на важность практической части, множество людей усваивают теорию, причём делать они этого могут так успешно, что и равных им в познаниях просто не найти, но вот до практики дело так и не доходит, что и является причиной бесполезности знаний. Но точно так же, как практика невозможна без теории (ведь практиковать просто будет нечего), несостоятельна и теория без практики (она остаётся просто чем-то прочитанным и заученным). Виной отказа от практической деятельности могут быть обе стороны: и составители материала, и изучающие этот материал. В первом случае теоретические основы могут быть составлены так, что читатель просто не понимает, как их применять, а во втором может играть роль лень, отсутствие интереса и мотивации. И если на вашу мотивацию, интерес и желание заниматься и работать мы никак не можем повлиять, кроме того как порекомендовать изучить отдельные разделы нашего сайта, например, и , то при составлении курса мы постарались сделать всё возможное, чтобы теория не показалась слишком скучной и трудной для усвоения.

В дополнение к грамотно составленной теоретической базе мы постарались максимально адаптировать материал к применению на практике. Важно лишь отметить, что разделы педагогики довольно сложно снабжать примерами и конкретными указаниями, по причине чего мы постарались преподнести теорию таким образом, чтобы уже из неё было понятно, что нужно делать, какие принципы и закономерности учитывать и какие методы и приёмы использовать в своей деятельности. Но, конечно же, в тренинге есть и примеры, и конкретные рекомендации и советы, дополняющие собой теоретическую часть.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки по педагогике

После довольно серьёзного с нашей стороны изучения источников информации на тему педагогики, а также после отбора наиболее важного из них и адаптации полученного материала к продуктивному освоению и практическому применению, мы разработали шесть уроков по педагогике, из которых вы узнаете о традиционных идеях, современных веяниях, методах, принципах, целях и задачах педагогической науки и т.д.

Представим небольшой обзор каждого из уроков.

Пятый урок продолжает тему методов обучения, однако рассматриваются в нём уже другие методы - современные - методы, которые только начинают находить своё применение в образовательно-воспитательной деятельности. Из этого урока вы узнаете о семинарах, тренингах, модульном и дистанционном обучении, ценностной ориентировке, методе кейс-стади, коучинге, ролевых и деловых играх, креативных группах, мифологемах и ряде других современных методов обучения. В процессе рассмотрения данных методов будут даны их определения и указаны основные преимущества и недостатки.

Как проходить занятия?

Как мы уже упоминали, учитывая всю сложность и специфику представленной темы, мы постарались составить материал таким образом, чтобы его теоретические основы были максимально адаптированы для усвоения и применения на практике. Но наше дело - предоставить вам, так сказать, пищу для ума, и вооружить знаниями, а что с этими знаниями будете делать вы - это уже вопрос вашего собственного выбора. Но хотим всё же ещё раз напомнить, что без практического применения всё, что вы узнаете из этого или какого бы то ни было другого тренинга, так и останется всего лишь составляющей багажа ваших знаний. По этой причине мы настоятельно рекомендуем вам и систематизировать свои занятия.

Изучение имеющихся уроков мы советуем разбить на несколько временных промежутков. Например, вы можете сделать такой план: один день вы уделяете изучению одного урока, второй день перечитываете материал и , а на третий день стараетесь применить знания в реальных условиях. По большому счёту это обычная схема, которую мы предлагаем свои читателям и членам нашего интеллектуального клуба. Но ещё раз повторимся: учитывая специфику рассматриваемой темы и, как следствие, специфику тренинга, применить знания на практике может получиться не всегда. Поэтому мы советуем либо посвятить тот же третий день (прочтению конспекта, восстановлению в памяти знаний и сверке их с материалом курса), либо изучению дополнительных материалов, к примеру, расшифровке незнакомых терминов и понятий или углублённому изучению заинтересовавшего раздела. Хотя применять педагогические знания очень просто даже при обычном ежедневном общении с родными, друзьями или коллегами.

После одного для перерыва между уроками можно переходить к новому уроку. В итоге на прохождение всего курса у вас уйдёт примерно три недели. Естественно, это не ультиматум, и при желании вы можете составить свой индивидуальный график, соответствующий вашим индивидуальным предпочтениям и/или графику работы/учёбы.