Болезни Военный билет Призыв

Кто работал во время войны. Детство, растоптанное войной. Танковый приемник «Малютка-Т»

Все достижения советской экономики в годы Великой Отечественной войны были бы невозможны без подлинного героизма людей, которые работали в очень тяжелых условиях, не жалея сил, проявляя исключительную стойкость и упорство в выполнении поставленных задач, освоении новых профессий. Лишь благодаря этому удалось сравнительно быстро преодолеть все сложности перестройки экономики СССР на военный лад и Затем непрерывно наращивать производство оружия; обеспечить войска всем необходимым для достижения победы.
Война повлекла серьезные изменения в трудовых ресурсах страны. Миллионы советских людей ушли на фронт. Многие, не успев эвакуироваться, остались на оккупированной врагом территории. В результате численность рабочих и служащих в народном хозяйстве СССР резко сократилась. К концу 1941 г. она составила только 18,5 млн человек (58,7 % довоенного уровня).

Обеспечение кадрами основных отраслей экономики осуществлялось посредством установления нового трудового режима, мобилизации и перераспределения рабочей силы, ее планомерного использования. Уже в конце июня 1941 г. был увеличен рабочий день, вводились обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов, отменялись отпуска. Эти меры позволили в первые месяцы войны без увеличения контингента рабочих и служащих загрузить производственные мощности примерно на треть.

В декабре 1941 г. в целях ликвидации текучести кадров на военных предприятиях все работающие указом Президиума Верховного Совета СССР объявлялись мобилизованными. Самовольный уход с предприятий рассматривался как дезертирство, и совершившие его несли уголовную ответственность. На транспорте была установлена воинская дисциплина. В важнейших отраслях экономики немалая часть квалифицированных рабочих и специалистов закреплялась также через бронирование - освобождение от призыва в армию на тот или иной срок. Из числа военнообязанных, но не пригодных к строевой службе, для работы в промышленности, на транспорте и в строительстве создавались колонны и строительные батальоны, которыми правительство распоряжалось как воинскими частями. К концу 1941 г. в них насчитывалось более 700 тыс. человек.

Война изменила советских людей, они стали более дисциплинированными, повысилась четкость и организованность в работе, причем не только и не столько из-за чувства страха перед наказанием. Они ощущали себя участниками великой битвы за свободу и независимость своего Отечества. Это определяло смысл их жизни и деятельности, душевное состояние. Для подавляющего большинства тружеников тыла законом стали выдвинутые коммунистической партией лозунги: «Все для фронта, все для победы над врагом!», «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт!», «В труде - как в бою!».

С первых военных лет многие труженики тыла перевыполняли нормы, проявляли инициативу и смекалку, вносили рационализаторские предложения. Стремление людей работать как можно лучше, произвести больше продукции для фронта привело в самом начале войны к зарождению движения двухсотников, передовиков труда, систематически перевыполнявших нормы в два раза. Его инициатором стал молодой московский токарь Ф. Букин. В июле 1941 г. он предложил работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт, ежедневно давать по две нормы. Этот призыв подхватили многие. Уже в августе на Горьковском автозаводе свыше 500 рабочих выполняли по две нормы и более.

Разумеется, сильное моральное воздействие на массы оказывала организационная и пропагандистская работа партийных и комсомольских организаций. Далеко не последним побудительным мотивом перевыполнять норму выработки служили различные экономические стимулы. Передовики производства получали повышенные продовольственные пайки, горячее питание на работе. Победителям соревнований выдавались премии. Им объявляли благодарности, награждали грамотами, медалями, орденами.

Большой вклад в обеспечение фронта всем необходимым внесли советские женщины, заменившие на предприятиях сыновей, мужей, отцов, ушедших с оружием в руках защищать Отчизну. Именно женщина стала ведущей фигурой в военной экономике. Если в 1940 г. среди рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве СССР, женщины составляли 38,4 %, то в 1944 г. - 57,4 %. Они взяли на себя нелегкий труд изготовления военной продукции. Нередко им приходилось выполнять работу, традиционно считавшуюся мужской, ибо она требовала большой физической силы. Девушки осуществляли сварку корпусов самоходных артиллерийских установок. Когда варили стенки, было еще терпимо, но когда добирались до потолочных швов, становилось совсем невмоготу: внутри тесного корпуса температура превышала 40°. Работали, скорчившись или лежа, обливаясь потом в удушливом от сварки газе. После часа такой работы сварщицу вытаскивали наружу, обливали дымящуюся от искр робу водой, потом она снова продолжала работу.

Советские люди, которые по тем или иным причинам оказались в заключении, трудились с большей, чем до войны, отдачей. В лагерях и колониях широко практиковались стахановские вахты, трудовые салюты, открывались лицевые счета по выпуску сверхплановой продукции в фонд Главного командования. Производительность труда заключенных в 1944 г. превзошла довоенный уровень почти в два раза.

По заданиям военных наркоматов работали ученые и инженеры, репрессированные еще до войны по политическим мотивам. Создавались особые конструкторские бюро (ОКБ) под надзором представителей НКВД. Одно из таких ОКБ, которым руководил авиаконструктор А. Туполев, находилось под Москвой, в Болшеве. Со своими помощниками Туполев сконструировал фронтовой бомбардировщик Ту-2. Его заместитель итальянский коммунист Р. Бартини с небольшой бригадой совершенствовал в этом же ОКБ транспортные самолеты. Все они, даже находясь в заключении, искренне желали одного - приблизить победу Советского Союза.

Патриотизм тружеников тыла выражался также в их личной финансовой и материальной помощи стране и армии. Уже в первые дни войны возникло массовое движение за создание на добровольных началах фонда обороны Родины. В фонд обороны вносились деньги, облигации государственных займов, золотые и серебряные изделия, ценные вещи. В него также передавались крупные суммы, заработанные во время воскресников. Из сельской местности поступало зерно, мясо, масло, овощи, фрукты и многие другие продукты питания, а также сырье для изготовления обмундирования. Многие колхозы засевали сверх плана «гектары обороны», весь урожай с которых шел на нужды фронта.

Почти одновременно с созданием фонда обороны в стране возникло движение по сбору личных средств на строительство танковых колонн, эскадрилий боевых самолетов, бронепоездов, подводных лодок, боевых катеров, артиллерийских батарей и других видов военной и транспортной техники. Всего на строительство вооружения от тружеников тыла поступило 17 350 млн руб. наличными, 4,5 млрд руб. облигациями государственных займов, на 1 776 млн руб. различных драгоценностей. За счет этих средств было построено и передано в действующую армию свыше 30,5 тыс. танков, более 2,5 тыс. боевых самолетов, несколько тысяч артиллерийских орудий и другой военной техники.

В связи с переходом многих предприятий на выпуск оружия и военной техники сократилось производство гражданской продукции. Иным стал ассортимент товаров легкой и пищевой промышленности: основное место заняла продукция, необходимая для снабжения армии продовольствием и обмундированием. Из-за потери в оккупированных районах огромных посевных площадей и поголовья скота сократилось сельскохозяйственное производство. В связи с этим распределение продовольственных ресурсов велось по карточкам.
В сельской местности карточки не вводились, но и там было установлено по гарантированным нормам снабжение хлебом населения, не связанного с сельскохозяйственным производством, включая эвакуированных городских жителей. Сельским учителям, медицинским работникам и другим представителям интеллигенции хлеб отпускался по талонам или спискам.

Введение нормированного снабжения позволило государству в условиях острого дефицита сельскохозяйственной продукции обеспечить людей прежде всего таким важнейшим продуктом питания, как хлеб, что помогло многим спастись от голодной смерти.

Если хлебом по карточкам снабжали население всех без исключения городов и рабочих поселков, то карточная система на мясо, рыбу, крупу и макаронные изделия была введена отнюдь не везде. Указанная на карточке норма хлеба выдавалась полностью, другими продуктами он не заменялся. Остальные продукты, положенные по карточкам, в напряженные периоды с продовольствием выдавались отдельным категориям населения не в полной норме. Нередко потребитель получал заменители: вместо мяса - яичный порошок, вместо сахара - кондитерские изделия низкого качества и т.д.

В числе тяжелых проблем военного быта оказалась жилищная. В результате массовой миграции резко возросла переуплотненность населенных пунктов в Поволжье, на Урале, в Сибири, Казахстане и Средней Азии. В 1943 г. в восточных регионах страны население увеличилось на треть за счет эвакуированных рабочих и служащих с их семьями, мобилизованных в промышленность и на строительство колхозников. Например, в городах Свердловской области норма жилой площади во время войны не превышала 2,5-3 м2 на человека.
Советские люди были убеждены в справедливости дела, за которое они сражались на фронте и ради которого самоотверженно трудились и переносили лишения в тылу. Они доверяли руководству, не сомневались в правильности проводимой политики. Это давало им силы для выживания в тяжелейших условиях войны, вселяло уверенность в победу, надежду на лучшую жизнь.

Зимой 1944 года подросткам, работавшим на пермском заводе им. Сталина, выдали необычные награды - по банке варенья.

Повестка на завод

Для организации труда подростков еще до начала Великой Отечественной в СССР было создано Главное управление трудовых резервов. Оно занималось мобилизацией детей и распределением их по ремесленным и фабрично-заводским училищам. Чтобы обеспечить наполняемость, ввели плату за обучение школьников в старших классах. Тем, у кого денег на учебу не хватало, приходилось идти в "ремеслуху" и пополнять ряды рабочего класса.

В войну детей стали призывать на предприятия, как взрослых в армию. На пермском моторостроительном заводе N 19 им. Сталина, выпускавшем авиадвигатели, в то время трудилось около восьми тысяч подростков. Большинству было 14 - 16 лет, хотя встречались и младше: на вспомогательные работы брали уже с 11 лет.

Отца и старших братьев забрали на фронт. Мы с мамой остались в деревне Орлово Вологодской области. В 1943 году мне принесли повестку на трудовой фронт - в Пермь, - вспоминает Иван Шилов, мобилизованный на завод в 14 лет. - Мама плакала: "Куда тебя, такого маленького, забирают?" Но спорить не стала: уложила в сумку две пары белья, кружку, ложку, три пары лаптей да мешок сухарей - вот и вся амуниция. Снова я увидел маму лишь после войны, в 1946 году. Она сразу руками всплеснула: "Что же ты, сынок, с тех пор так и не вырос?"

Брезентовые ботинки

Детей в Пермь привозили эшелонами, в основном из Вологодской, Ивановской и Ленинградской областей. Трудиться им, несмотря на возраст, приходилось как взрослым. Тот же Иван Шилов однажды работал 29 часов подряд. За это его наградили сутками отдыха и "коммерческим" обедом, куда входили суп, пшенная каша, чай и двести граммов хлеба. Обычно на заводе кормили пустой баландой, потому таким поощрением паренек был очень доволен.

С одеждой положение было не лучше. Приехавшим издалека детям не к кому было обратиться за помощью. Изнашивали то, что привезли из дома.

В 1943 году меня из Вологодской области привезли в Пермь, на авиазавод, - рассказывает Александра Беляева, в мирное время ставшая депутатом пермского горсовета. - Работала токарем. Часто даже не уходила домой из цеха - ночевала прямо на заводе: в кочегарках, в туалете на ящиках. Помню, ботинки у меня были брезентовые, на деревянной подошве. За хорошую работу получила нормальную обувь и материал на платье. Вот радости было...

Руководство завода понимало, что рабочих, особенно детей, надо поддерживать. Потому прямо на предприятии начали шить одежду, катать валенки. И то, и другое потом распределяли среди нуждающихся.

Передовики поневоле

Работали мы по 12-16 часов в день. В цехах было очень холодно, потому ходили все время в телогрейках, - вспоминает Анна Титова.

Из-за тяжелых условий труда многие взрослые не выдерживали напряжения и сбегали. Еще до войны правительство СССР приняло решение о закреплении рабочих за предприятиями, и за "самоволку" беглецов наказывали. В 1941 году из тогдашних 12 тысяч рабочих пермского моторостроительного завода четыре тысячи были осуждены за дезертирство, прогулы и опоздания. Амнистию им объявили только в 1945 году. На производстве в военное время работали и заключенные. Их водили на завод под конвоем по центральной улице Перми. Но толку от таких "специалистов" было немного. Народ отчаянный, никого особо не боялся и работой себя не перетруждал.

От подростков польза тоже была невеликая, правда, по другой причине. Они не имели профессиональных навыков, могли выполнять только черновую работу. Многие были хилыми и слабыми - дети все-таки, да и война - не мать родная, не пожируешь. Некоторые заводские начальники таких малосильных работников гнали прочь: какой прок, если один только вал весит аж 160 килограммов и подростки, даже поднатужившись, все равно не могут его поднять? Но, кроме них, работать было некому.

Согласно закону дети, которым еще не исполнилось 16 лет, должны были трудиться не больше шести часов в сутки. На заводе даже выпустили приказ по этому поводу. Директор Анатолий Солдатов лично предупредил начальников цехов и напомнил, что нельзя привлекать подростков к сверхурочным и ночным работам. В приказе также говорилось, что малолетние работники имели право на один выходной в неделю и на ежегодный отпуск на 12 суток.

Однако приказ приказом, а авиадвигатели были нужны фронту как воздух. К тому же при эвакуации промышленных предприятий в 1941 году получилось так, что пермский завод долгое время оставался единственным в СССР, выпускавшим моторы для истребителей. Кроме того, здесь производили пистолеты-пулеметы Шпагина, минные взрыватели и запалы для реактивных снарядов минометов "Катюша". Ясно, что Ставка Верховного Главнокомандования требовала от пермяков как можно больше боеприпасов и авиадвигателей. Вопросы соблюдения трудового законодательства при этом отходили на второй план.

Сладкая награда

Зато юных передовиков директор завода приглашал к себе. Первый раз это произошло 14 ноября 1944 года. В кабинет строгого руководителя, робея, вошли 52 подростка. Мальчишки и девочки по такому случаю были умытые, причесанные, в почищенной одежде.

Анатолий Солдатов, генерал-майор инженерно-технической службы, усадил их за широкий полированный стол. Произнес речь, угостил чаем и вручил каждому из приглашенных по паре валенок, а в придачу по большой банке фруктовых консервов - варенья, проще говоря.

В декабре директор собрал у себя еще 95 подростков, перевыполнявших план на 120-150 процентов. Среди них были слесари, токари, контролеры, электрики... Всех также премировали банками варенья.

К сожалению, сейчас в живых уже не осталось никого из тех, кто получил сладкую премию. Но их воспоминания живут в письмах, хранящихся ныне в заводском музее. Вот одно из них - от бывшего рабочего Александра Аксенова:

"Я был во фронтовой бригаде, и в один из дней мне удалось выполнить норму на 570 процентов, - пишет он. - В заводской газете появилась публикация: "Отец-фронтовик может гордиться таким сыном, как Саша Аксенов". Я был очень рад и послал бате заметку на фронт, чем очень обрадовал не только его, но и командиров - от них даже получил очень теплое письмо. Спустя несколько дней после моего трудового успеха и заметки в газете мы с ребятами выходили из цеха, а навстречу группа людей - начальство, судя по виду. С ними - генерал Солдатов. Кто-то из пацанов громко позвал меня: "Аксенов! Иди на генерала смотреть!" Тот услышал и громко сказал: "А я как раз иду на Аксенова смотреть". Солдатов меня расцеловал, а после этого отдал команду накормить нас в столовой. Для таких вечно голодных пацанов, как мы, это было не лишним".

Дословно

Из указа президиума Верховного Совета СССР от 02.10.1940 г.:

"7. Предоставить право Совету народных комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 млн человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах, в возрасте 16-17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.

10. Установить, что все окончившие ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при СНК СССР с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях".

Из приказа N 433 от 02.12.1944 г. "О премировании вновь принятых на завод рабочих":

"Следуя примеру молодых рабочих, отмеченных в приказе по заводу за N 415 от 14.11. 1944 года, вновь принятые молодые рабочие показывают примеры стахановской работы. За систематическое перевыполнение сменно-суточных заданий на 120-150 процентов объявить благодарность с занесением в трудовую книжку и премировать подарками (по одной паре валенок и по одной банке консервированных фруктов)".

Справка "РГ"

За годы войны пермский ордена Ленина моторостроительный завод N 19 им. Сталина выпустил 32 000 авиамоторов. Они устанавливались на истребители Ла-5ФН и Ла-7. За отличную работу в 1943 году предприятие было награждено Знаменем Государственного Комитета Обороны, которое заводу оставили на вечное хранение.

Фотодокумент

Юрий Гейко, журналист, материал которого о труде детей в Перми в свое время вызвал немалый общественный резонанс:

"В 1983 году я работал в "Комсомольской правде" и летал в Пермь по заданию редакции. Еще были живы многие, сидящие за этим столом. Нина Котлячкова (Федоссева) рассказывала:

Где бы мы тогда купили такое богатство? Содержимое банок съедалось в юнгородке, делили на всех. Каждому пришлось всего по нескольку ложек. Но даже с них мы были, как пьяные.

Все, с кем мне довелось встретиться, вспоминали, что варенье было очень сладкое. Но я выяснил, что это было не варенье, а американский компот - кислый и совсем без сахара. Но переубедить их, детей военного времени, маленьких рабочих Победы, было невозможно.

Да и нужно ли?

1944 год. Маленькие рабочие в кабинете директора завода Анатолия Солдатова сразу после награждения.

По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.

Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза. С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.

Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали всё это партизанам, конечно, они серьёзно рисковали. Многие школьники, опять же на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненных красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. На "детском фронте" воевали как мальчики, так и девочки. Особенно массовым он был в Белоруссии.

В частях и подразделениях на фронте вместе с бойцами и командирами нередко воевали подростки 13-15 лет. В основном это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию. Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.

Кроме этого, немцы в тылу совсем не стеснялись, и со всей жестокостью расправлялись с детьми. "...Часто из-за развлечений группа немцев на отдыхе устраивала себе разрядку: бросали кусок хлеба, дети бежали к нему, а вслед им автоматные очереди. Сколько детей погибло из-за таких забав немцев по всей стране! Опухшие от голода дети могли что-то взять, не смысля, съестное у немца, и тут же очередь из автомата. И наелся ребенок навек!" (Солохина Н.Я., Калужская область, г. Людиново, из статьи «Мы родом не из детства», «Мир новостей», №27, 2010, с. 26).
Поэтому, проходящие по этим местам части Красной Армии чутко относились к таким ребятам и часто забирали их с собой. Сыны полков – дети военных лет воевали против немецких оккупантов наравне со взрослыми. Маршал Баграмян вспоминал, что смелость, отвага подростков, их изобретательность в выполнении заданий поражали даже старых и опытных солдат.

"Федя Самодуров. Феде 14 лет, он воспитанник мотострелковой части, которой командует гвардии капитан А. Чернавин. Подобран был Федя на своей родине, в разрушенном селе Воронежской области. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчётом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчёт погиб, подросток вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемёт, долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Федя был награждён медалью «За отвагу».
Ваня Козлов. Ване 13 лет, он остался без родных и уже второй год находится в мотострелковой части. На фронте он доставляет пищу, газеты и письма бойцам в самых сложных условиях.
Петя Зуб. Не менее трудную специальность избрал себе Петя Зуб. Он давно решил стать разведчиком. Родители его убиты, и он знает, как можно рассчитаться с проклятым немцем. Вместе с опытными разведчиками добирается до врага, сообщает по радио его местонахождение, и артиллерия по их указке даёт огонь, сокрушая фашистов". («Аргументы и факты», №25, 2010, с. 42).


Воспитанник 63-й гвардейской танковой бригады Анатолий Якушин за спасение жизни командира бригады получил орден Красной Звезды. Примеров героического поведения детей и подростков на фронте существует достаточно много…

Таких ребят во время войны погибло и пропало без вести очень много. В повести Владимира Богомолова «Иван» можно прочитать о судьбе юного разведчика. Родом Ваня был из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Мальчику пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце – в лагере смерти. Массовые расстрелы, жестокое обращение с населением вызывали и у детей огромное желание мстить. Попадая в гестапо, подростки проявляли удивительные мужество и стойкость. Вот как описывает автор гибель героя повести: "...21 декабря сего года в расположении 23-го армейского корпуса, в запретной зоне близ железной дороги, чином вспомогательной полиции Ефимом Титковым был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский, школьник 10 – 12 лет, лежавший в снегу и наблюдавший за движением эшелонов на участке Калинковичи – Клинск... На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи. В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.12.43 г. в 6.55".

Девочки тоже активно участвовали в подпольной и партизанской борьбе на оккупированной территории. Пятнадцатилетняя Зина Портнова приехала из Ленинграда к родственникам в 1941 г. на летние каникулы в деревню Зуй Витебской области. Во время войны стала активным участником Обольской антифашистской подпольную молодёжной организации «Юные мстители». Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Участвовала в других диверсиях, распространяла листовки среди населения, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 г., возвращаясь с задания, она была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена, зверски замучена и 13 января 1944 г. расстреляна в тюрьме г. Полоцка.


А шестнадцатилетняя школьница Оля Демеш со своей младшей сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. Конечно, девчонки привлекали к себе куда меньше внимания немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Но ведь девочкам впору в куклы было играть, а они сражались с солдатами вермахта!

Тринадцатилетняя Лида часто брала корзину или сумку и уходила на железнодорожные пути собирать уголь, добывая разведданные о немецких военных эшелонах. Если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Маму Оли и младшую сестрёнку Лиду фашисты схватили и расстреляли, а Оля продолжала бесстрашно выполнять задания партизан. За голову юной партизанки Оли Демеш фашисты обещали щедрую награду – землю, корову и 10 тысяч марок. Копии ее фотографии были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Захватить и доставить ее живьем – таков был приказ! Но поймать девочку не удалось. Ольга уничтожила 20 немецких солдат и офицеров, пустила под откос 7 вражеских эшелонов, вела разведку, участвовала в «рельсовой войне», в уничтожении немецких карательных подразделений.

С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках.

Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин. Об одном таком концерте есть трогательное стихотворение у Е. Евтушенко:

"В палате выключили радио...
И кто-то гладил мне вихор.
В Зиминским госпитале раненым
Давал концерт наш детский хор..."

А тем временем голод, холод, болезни в два счета расправлялись с хрупкими маленькими жизнями.
Ряд объективных причин: уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетного обязательного обучения, начатого в 30-е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены. При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.

В летописи Великой Отечественной войны до сих пор остаётся ещё много малоизвестных страниц, например, судьба детских садов. "Оказывается, в декабре 1941-го в осажденной Москве в бомбоубежищах работали детские сады. Когда враг был отброшен, они возобновили свою работу быстрее, чем многие вузы. К осени 1942 года в Москве открылись 258 садиков!


Более пятисот воспитателей и нянь осенью 1941-го рыли окопы на подступах к столице. Сотни работали на лесозаготовках. Воспитательницы, еще вчера водившие с детьми хоровод, сражались в московском ополчении. Под Можайском героически погибла воспитательница детскою сада Бауманского района Наташа Яновская. Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков. Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, охранить их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души – для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение". (Д. Шеваров «Мир новостей», №27, 2010, с. 27).

"Играйте же, дети
Растите на воле!
На то вам и красное
Детство дано"
, – писал Некрасов Н.А., но война лишила и детсадовцев «красного детства». Рано повзрослели и эти маленькие детишки, быстро разучившись шалить и капризничать. На детские утренники в садики приходили из госпиталей выздоравливающие бойцы. Раненые солдаты долго аплодировали маленьким артистам, улыбаясь сквозь слезы... Тепло детского праздника согревало израненные души фронтовиков, напоминало о доме, помогало вернуться с войны невредимыми. Ребята из детских садов и их воспитательницы тоже писали письма солдатам на фронт, посылали рисунки, подарки.

У детей изменились игры, появилась "…новая игра – в госпиталь. В больницу играли и раньше, но не так. Теперь раненые для них – реальные люди. А вот в войну играют реже, потому что никто не хочет быть фашистом. Эту роль у них выполняют деревья. В них стреляют снежками. Научились оказывать помощь пострадавшим – упавшим, ушибленным". Из письма мальчика фронтовику: "Мы раньше тоже часто играли в войну, а теперь гораздо реже – надоела война, скорее бы она кончилась, чтобы мы опять хорошо жили…" (Там же).

В связи с гибелью родителей в стране появилось много беспризорных детей. Советское государство, несмотря на тяжелое военное время, все же выполняло свои обязательства перед детьми, оставшимися без родителей. Для борьбы с безнадзорностью была организована и открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых родителей. К сожалению, далеко не все воспитатели и руководители детских учреждений отличались честностью и порядочностью. Вот некоторые примеры.


"Осенью 1942 г. в Починковском районе Горьковской области были пойманы одетые в лохмотья дети, воровавшие картофель и зерно с колхозных полей. Выяснилось, что «урожай собирали» воспитанники районного детского дома. И делали они это отнюдь не от хорошей жизни. При проведении дальнейшего расследования местные милиционеры раскрыли преступную группу, а, по сути, банду, состоявшую из сотрудников данного учреждения. Всего по делу были арестованы семь человек, в том числе директор детдома Новосельцев, бухгалтер Сдобнов, кладовщица Мухина и другие лица. При обысках у них были изъяты 14 детских пальто, семь костюмов, 30 метров сукна, 350 метров мануфактуры и другое незаконно присвоенное имущество, с большим трудом выделенное государством в это суровое военное время.

Следствие установило, что путем недодачи полагающейся нормы хлеба и продуктов указанные преступники только в течение 1942 г. расхитили семь тонн хлеба, полтонны мяса, 380 кг сахара, 180 кг печенья, 106 кг рыбы, 121 кг меда и т.д. Все эти дефицитные продукты работники детдома распродавали на рынке либо просто сами проедали. Только один товарищ Новосельцев ежедневно получал на себя и членов своей семьи пятнадцать порций завтраков и обедов. За счет воспитанников неплохо питался и остальной обслуживающий персонал. Детей же кормили «блюдами», приготовленными из гнилья и овощей, ссылаясь при этом на плохое снабжение. За весь 1942 г. им лишь один раз выдали по одной конфетке к 25-й годовщине Октябрьской революции… И что самое удивительное, директор детдома Новосельцев в том же 1942 г. получил от наркомата просвещения почетную грамоту за отличную воспитательную работу. Все эти фашисты заслуженно были приговорены к длительным срокам заключения". (Зефиров М.В., Дектярёв Д.М. «Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа», с. 388-391).

"Аналогичные случаи преступлений и невыполнения педагогическими работниками своих обязанностей выявлялись и в других регионах. Так, в ноябре 1942 г. в Саратовский городской комитет обороны было направлено специальное сообщение о тяжелом материально-бытовом положении воспитанников детских домов… Интернаты отапливаются плохо или вообще находятся без топлива, теплой одеждой и обувью дети не обеспечены, в результате несоблюдения элементарных социально-гигиенических правил наблюдаются инфекционные заболевания. Воспитательная работа запущена… В интернате в селе Нестерове в некоторые дни дети вовсе не получали хлеба, словно проживали не в тыловой Саратовской области, а в блокадном Ленинграде. Учеба из-за отсутствия учителей и нехватки помещений была давно заброшена. В интернатах Ровенского района, в селе Волкове и других, дети также по нескольку дней вообще не получали хлеба". (Там же с. 391-392).

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. Война каждый день, каждую секунду, каждый сон и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Стала наиболее масштабной в человечества. Она унесла множество жизней как на линии огня, так и за пределами театра военных действий. Но на фронте жизнь граничила со смертью сильнее всего. Фронтовые 100 грамм , конечно, позволяли немного отвлечься и побороть страх, но, по сути, с утра и до позднего вечера во время активных боевых столкновений солдаты и офицеры не знали, когда их час покинуть этот мир.

Какое бы ни было качественное современное вооружение, всегда был шанс попасть под шальную пулю или погибнуть от взрывной . Что уж говорить о наспех собранных частях в начале войны, когда автомат давался на трех человек, и приходилось ждать смерти товарищей, чтобы вооружиться. Спали в землянках и блиндажах, питались там же или на свежем воздухе, немного вдали от боевых действий. Конечно, тыл располагался рядом. Но госпитали и расположение частей казались уже совершенно другим миром.

Жизнь на оккупированных территориях

Здесь было совсем невыносимо. Вероятность оказаться застреленным без всякой внятной причины была велика. Конечно, можно было приспособиться к законам оккупантов и сносно вести свое хозяйство – делиться с оккупантами, чем попросят, и они не будут трогать. Но все зависело от человеческих качеств тех или иных солдат и офицеров. С обеих сторон всегда имеются простые . Также всегда имеются подонки, которых и людьми назвать сложно. Иногда местных жителей особо не трогали. Конечно, занимали лучшие избы в деревнях, забирали продовольствие, но людей не мучили. Временами же некоторые захватчики расстреливали потехи ради стариков и детей, насиловали женщин, сжигали дома с живыми людьми.

Трудная жизнь в тылу

Жизнь была крайне сложная. Женщины и дети выполняли на заводах тяжелую работу. Трудиться приходилось по 14 и более часов. Еды не хватало, многие крестьяне воевали, поэтому кормить страну было некому. В некоторых регионах, к примеру в Ленинграде, во время Великой Отечественной войны жилось просто невыносимо. Люди в блокаду тысячами умирали от голода, холода и болезней. Кто-то замертво падал на улицах, были случаи каннибализма и трупоедства.

Относительно спокойная жизнь

Даже во времена таких масштабных войн, как Вторая мировая, были люди, которые вели вполне безопасную жизнь. Конечно, имелись страны, которые поддерживали нейтралитет, но речь не столько о них. Представители высших эшелонов власти всех воющих сторон особо не бедствовали и в самые тяжелые периоды войны. Даже в блокадном Ленинграде городское руководство получало такие посылки с едой, о которых могли бы только мечтать и в более сытых регионах.

В последнее время о них говорят исключительно как о социальной категории. Перечисляют положенные им привилегии, периодически жалуются на недостаток льгот. Впрочем, кому-то озлобленному, напротив, кажется, что эти древние старики и старухи получают от государства слишком много, да и вообще зажились на этом свете. Но назло недоброжелателям эти немолодые люди все еще здесь, с нами, хотя с каждым годом их число неумолимо сокращается. Кто же они, труженики тыла?

Немного терминологии

К данной категории российское законодательство относит лиц, которые во время работали в тылу не менее полугода, что нашло свое подтверждение в их документах. Под определение «труженики тыла» подпадают и те, кто награжден за свою трудовую деятельность в эти годы орденами и медалями СССР - это избавляет их от необходимости доказывать факт своей работы иным путем.

Немного арифметики

Война против фашизма закончилась почти 70 лет назад. Этой же цифрой определяется и средняя Иными словами, большинства тех, кто появился на свет в конце войны, уже нет в живых. Сколько же их осталось, тех, кто не просто родился раньше, а еще и мог во время войны работать, ковать, не жалея сил, великую победу?

Наверное, давно уже нет на свете тех героических женщин, которые вместо ушедших воевать мужчин спускались в шахты или пытались пахать мерзлую сибирскую землю, чтобы потом испечь хлеб для сражающегося бойца. В большинстве своем покинули этот мир и те, кто поднимал военные заводы, кто измученным и полуголодным сутками не отходил от станков, чтобы обеспечить армию вооружением. Чаще всего под определением «труженики тыла Великой Отечественной войны» подразумеваются дети. Точнее, кто был ребенком в те страшные годы, но не просто жил обычной детской жизнью (впрочем, тогда это было невозможно), а работал на заводах, в совхозах, в госпиталях, пытаясь внести свою лепту в общую победу над врагом.

Об особенностях преподавания

В Советском Союзе немалое внимание уделялось патриотическому воспитанию молодежи на примерах героических сверстников. Каждый советский школьник мог, что называется, слету назвать не менее десятка фамилий пионеров-героев (Валя Котик, Леня Голиков, Зина Портнова и др.) и подробно рассказать об их подвиге. После распада СССР изменилось многое: и взгляды на отдельные события, и методики преподавания, да и самой не стало. Наверное, определенная перестройка взглядов была и вправду нужна.

Например, - кто он, действительно ли герой? Или предатель собственной семьи? Или просто сопливый, неразумный мальчишка, запутавшийся в сложных взрослых играх?

Говорить о том, что детство бывает не только беззаботным, школьникам необходимо. Важно рассказать, что были и такие дети - труженики тыла, вклад которых в общую победу над врагом несоизмерим с их малым возрастом и воистину огромен. Если этот урок истории хорошо не усвоить, то по-прежнему будут в немалом количестве появляться озлобленные юные отморозки, третирующие и обманывающие пожилых людей. А позже из них вырастут взрослые, попрекающие стариков-ветеранов их копеечными привилегиями.

Кстати, о льготах

В СССР гражданских лиц, ударно работающих в военное время в тылу, называли по-другому - ветеранами войны (тех, кто принимал непосредственное участие в боях, называли участниками ВОВ). Уже к концу 80-х годов общее количество участников и ветеранов войны уменьшилось настолько, что разница в льготах, положенных той или иной категории, постепенно сходила «на нет». В 1985 году к ветеранам войны были причислены и бывшие партизаны, воевавшие на оккупированных территориях. Как и непосредственные участники сражений ВОВ, труженики тыла пользовались определенными и довольно существенными привилегиями. Перечень этих льгот и порядок их получения были одинаковыми для всех республик СССР.

И что потом?

После распада Советского Союза каждая из бывших республик сама формулировала свое отношение к ветеранам, сама принимала решение о полагающихся этим людям привилегиям. Хуже всего пришлось тем ветеранам войны, что оказались на территории Они не только лишились всех имеющихся льгот - новые власти назвали советских воинов оккупантами, а кое-кто из них даже столкнулся с судебным преследованием. В большинстве других республик героизм ветеранов никто не оспаривал, но их жизненный уровень оказался существенно снижен. Инфляция, рост цен и квартирной платы, проблемы с медицинским обслуживанием - все это серьезно ударило по благосостоянию и реальным возможностям немолодых людей.

А как в России?

В России величайшие заслуги советских воинов (тружеников тыла) не только не подвергаются сомнению, напротив, год от года все больше подчеркивается значимость их подвига, а сама победа над фашизмом каждый раз отмечается все пышнее. Но не забыли ли за этим обилием красивых слов и праздничных салютов тех, кому, собственно, мы и обязаны этой победой?

Немногие еще живущие участники трудового фронта обижаются. Хотя формально определение ветеранов войны в российском законодательстве сохранено для всех лиц, ковавших победу, но появившееся в 2000 году понятие «труженики тыла» льготы последних существенно сузило. Исчезла, в частности, существенная надбавка к пенсии, а также преимущества в оказании медицинской помощи и покупке лекарств.

Неправдой будет сказать, что об этих людях в России совсем не заботятся - им положены определенные выплаты и прочие привилегии. Но значительная часть льгот предоставляется не из федерального, а из муниципального бюджета, а его возможности в разных регионах могут существенно различаться. Да и выплаты ветеранам не слишком велики. Героический труд вполне можно было оценить дороже - страна вряд ли бы обеднела!

Из воспоминаний

Историки и краеведы нечасто, но вспоминают об этих людях. Разговаривают с ними, спрашивают о жизни в то нелегко время, затем публикуют воспоминания о войне. Что же рассказывают ветераны-труженики тыла?

На подступах к оборонительным рубежам Сталинграда трудились десятки рабочих батальонов. Участница одного из них, А. В.Осадчая, вспоминала, как ей с подругами приходилось работать в тяжелейших условиях, долбить мерзлую землю, сооружая противотанковые рвы. От холода и скудного питания юные тела застывали, покрывались нарывами. Ночевать приходилось тут же, в промозглых землянках, а с утра снова на работу, потому что не хватало рабочих рук. Другая участница, М. П. Ускова, рассказывала, как труженики тыла в условиях лютой сталинградской зимы стирали в кровь руки, роя окопы и очищая от снежных заносов железнодорожное полотно.

Подобных воспоминаний можно услышать тысячи. Всю важность того, чем занимались эти люди, трудно переоценить, как невозможно и представить всю тяжесть испытаний, пережитых ими. В Самаре в 1996 году был установлен монумент «Несовершеннолетним труженикам тыла 1941-1945. Благодарная Самара». В этом городе, который в военные годы был одной из главных кузниц страны, хорошо знают о том вкладе, который внесли в общий котел победы обыкновенные дети.

Заключение

Когда о пожилых вспоминают лишь социальные работники, да и те вынужденно, это очень обидно. Старость - не пауза перед смертью, а неминуемый жизненный этап, и прожит он должен быть полноценно и достойно. Пожилые люди немало сделали для процветания общества, младшие поколения им немало задолжали, а долги приличные люди все же стараются отдавать.

Один из немаловажных критериев, по которому судят о государстве, - хорошо ли в нем старикам. К сожалению, ни Россия, ни ее соседи - страны постсоветского пространства - не могут похвастаться особой заботой о старшем поколении. Как мы видим, не слишком избалована и данная категория пенсионеров - труженики тыла. А по отношению к ним быть безразличным и безучастным просто преступно.