Болезни Военный билет Призыв

Кто правил в персии. Древняя Персия. От племени до империи. Персидская система управления

Персидская держава оказала огромное влияние на историю Древнего мира. Образованное небольшим племенным союзом государство Ахеменидов просуществовало около двухсот лет. Упоминание о пышности и могуществе страны персов есть во многих древних источниках, в том числе и в Библии.

Начало

Впервые упоминание о персах встречается в ассирийских источниках. В надписи, датированной ІХ в до н. э., содержится название земли Парсуа. Географически данная область находилась в районе Центрального Загроса, и в упомянутый период население этого района платило дань ассирийцам. Объединения племен еще не существовало. Ассирийцы упоминают о 27 подконтрольных им царствах. В VII в. персы, по-видимому, вступили в племенной союз, так как в источниках появились упоминания о царях из племени Ахеменидов. История Персидской державы начинается с 646 г. до н.э, когда правителем персов стал Кир І.

В царствование Кира І персы значительно расширили подконтрольные им территории, в том числе завладели большей частью иранского плато. В то же время основана первая столица Персидской державы - г. Пасаргады. Часть персов занималась земледелием, часть вела

Возникновение персидской державы

В конце VI в. до н. э. персидским народом правил Камбиз I, который находился в зависимости от царей Мидии. Сын Камбиза, Кир ІІ, стал владыкой оседлых персов. Сведения о древнем персидском народе скудны и обрывочны. По-видимому, основной ячейкой общества была патриархальная семья, во главе стоял мужчина, имевший право распоряжаться жизнью и имуществом своих близких. Община, сначала родовая, а позже - сельская, в течение нескольких столетий представляла собой могущественную силу. Несколько общин образовывали племя, несколько племен уже могли называться народом.

Возникновение Персидской державы пришлось на то время, когда весь Ближний Восток был разделен между четырьмя государствами: Египет, Мидия, Лидия, Вавилония.

Даже в эпоху своего расцвета Мидия фактически являлась непрочным племенным союзом. Благодаря победам царя Киаксара Мидии покорилось государство Урарту и древняя страна Элам. Потомки Киаксара не смогли удержать завоевания своего великого предка. Постоянная война с Вавилоном требовала присутствия войск на границе. Это ослабило внутреннюю политику Мидии, чем вассалы мидийского царя и воспользовались.

Правление Кира II

В 553 г. Кир II поднял восстание против мидян, которым персы платили дань на протяжении нескольких веков. Война длилась три года и закончилась сокрушительным поражением мидян. Столица Мидии (г. Эктабаны) стала одной из резиденций правителя персов. Покорив древнюю страну, Кир II формально сохранил Мидийское царство и принял на себя титулы мидийских владык. Так началось образование Персидской державы.

После захвата Мидии Персия заявила о себе как о новом государстве в мировой истории, и в течение двух веков играла важную роль в событиях, происходящих на Ближнем Востоке. В 549-548 гг. новообразованное государство покорило Элам и подчинило себе ряд стран, входивших в состав бывшей Мидийской державы. Парфия, Армения, Гиркания стали платить дань новым персидским правителям.

Война с Лидией

Крез, владыка могущественной Лидии, осознавал, каким опасным противником является Персидская держава. Был заключен ряд союзов с Египтом и Спартой. Однако начать полномасштабные военные действия союзникам не довелось. Крез не захотел дожидаться помощи и выступил в одиночку против персов. В решающем сражении под столицей Лидии - г. Сарды, Крез вывел на поле боя свою конницу, которая считалась непобедимой. Кир II выставил воинов верхом на верблюдах. Лошади, увидев неизвестных животных, отказались подчиняться ездокам, лидийские всадники были вынуждены сражаться пешком. Неравный бой завершился отступлением лидийцев, после чего г. Сарды был взят в осаду персами. Из бывших союзников только спартанцы решили прийти Крезу на помощь. Но, пока готовился поход, г. Сарды пал, и персы подчинили себе Лидию.

Расширение границ

Затем наступила очередь греческих полисов, которые находились на территории После ряда крупных побед и подавления мятежей персы подчинили себе полисы, тем самым приобретя возможность использовать в сражениях

В конце VI века Персидская держава расширила свои границы до северо-западных областей Индии, до кордонов Гиндукуша и подчинила себе племена, проживающие в бассейне р. Сырдарьи. Только после укрепления границ, подавления мятежей и установления царской власти Кир II обратил внимание на могущественную Вавилонию. 20 октября 539 г. город пал, и Кир II стал официальным правителем Вавилона, а вместе с тем и владыкой одной из крупнейших держав Древнего мира - Персидского царства.

Правление Камбиза

Кир погиб в сражении с массагетами в 530 г. до н. э. Его политику успешно проводил сын Камбиз. После основательной предварительной дипломатической подготовки Египет, очередной противник Персии, оказался в полном одиночестве и не мог рассчитывать на поддержку союзников. Камбиз осуществил замысел отца и покорил Египет в 522 г. до н. э. Тем временем в самой Персии зрело недовольство и вспыхнул мятеж. Камбиз поспешил на родину и погиб в дороге при загадочных обстоятельствах. Через некоторое время древняя Персидская держава предоставила возможность получить власть представителю младшей ветви Ахеменидов - Дарию Гистаспу.

Начало правления Дария

Захват власти Дарием І вызвал недовольство и ропот в порабощенной Вавилонии. Предводитель повстанцев объявил себя сыном последнего вавилонского владыки и стал именоваться Навуходононосором III. В декабре 522 г. до н. э. Дарий І одержал победу. Предводители мятежников были преданы публичной казни.

Карательные действия отвлекли Дария, а тем временем мятежи поднялись в Мидии, Эламе, Парфии и других областях. Новому правителю потребовалось более года, чтобы усмирить страну и восстановить государство Кира II и Камбиза в прежних границах.

В период между 518 и 512 годами Персидская держава покорила Македонию, Фракию и часть Индии. Это время считается расцветом древнего царства персов. Государство мирового значения объединяло под своей властью десятки стран и сотни племен и народов.

Социальное устройство Древней Персии. Реформы Дария

Персидская держава Ахеменидов отличалась большим разнообразием социальных укладов и обычаев. Вавилония, Сирия, Египет задолго до Персии считались высокоразвитыми государствами, а недавно покоренные племена кочевников скифского и арабского происхождения еще находились на стадии первобытного уклада жизни.

Цепь восстаний 522-520 гг. показала неэффективность предыдущей схемы правления. Поэтому Дарий І провел ряд административных реформ и создал устойчивую систему государственного контроля над покоренными народами. Результатом реформ стала первая в истории эффективная административная система, которая служила правителям Ахеменидам не одно поколение.

Эффективный управленческий аппарат является наглядным примером того, как правил Персидской державой Дарий. Страна была разделена на административно-податные округи, которые носили название сатрапий. Размеры сатрапий были намного больше, чем территории ранних государств, а в некоторых случаях совпадали с этнографическими границами древних народов. Например, сатрапия Египет территориально почти полностью совпадала с границами этого государства до завоевания его персами. Руководили округами государственные должностные лица - сатрапы. В отличие от предшественников, которые искали своих наместников среди знати покоренных народов, Дарий І ставил на эти должности исключительно вельмож персидского происхождения.

Функции наместников

Ранее наместник объединял в себе и административные, и гражданские функции. Сатрап времен Дария имел только гражданские полномочия, военные власти ему не подчинялись. Сатрапы имели право чеканить монеты, ведали хозяйственной деятельностью страны, сбором налогов, вершили суд. В мирное время сатрапы обеспечивались небольшой личной охраной. Армия же подчинялась исключительно военачальникам, независимым от сатрапов.

Осуществление государственных реформ стало причиной создания большого центрального управленческого аппарата во главе с царской канцелярией. Государственное управление вела столица Персидской державы - г. Сузы. Крупные города того времени Вавилон, Эктабана, Мемфис также имели свои канцелярии.

Сатрапы и чиновники находились под неусыпным контролем тайной полиции. В древних источниках она называлась «уши и око царя». Контроль и надзор за чиновниками был доверен хазарапату - тысяченачальнику. Государственная переписка велась на которым владели почти все народы Персии.

Культура Персидской державы

Древняя Персия оставила потомкам большое архитектурное наследие. Великолепные дворцовые комплексы в Сузах, Персеполе и Пасаргадах производили ошеломляющее впечатление на современников. Царские поместья окружались садами и парками. Одним из памятников, дошедших до наших дней, является гробница Кира II. Многие аналогичные памятники, возникшие через сотни лет, взяли за основу архитектуру усыпальницы персидского царя. Культура Персидской державы способствовала восславлению царя и укреплению царской власти среди покоренных народов.

Искусство древней Персии сочетало в себе художественные традиции иранских племен, переплетавшиеся с элементами греческой, египетской, ассирийской культур. Среди дошедших до потомков предметов имеется множество украшений, чаш и ваз, различных кубков, украшенных утонченной живописью. Особое место в находках занимают многочисленные печати с изображениями царей и героев, а также различных животных и фантастических существ.

Экономическое развитие Персии времен Дария

Особое положение в Персидском царстве занимала знать. Вельможам принадлежали крупные земельные владения на всех покоренных территориях. Огромные участки поступали в распоряжение «благодетелей» царя за личные заслуги перед ним. Владельцы таких земель имели право управления, передачи наделов в наследство своим потомкам, а также на них возлагалось осуществление судебной власти над подданными. Широко применялась система землепользования, при которой участки назывались наделами лошади, лука, колесницы и проч. Такие земли царь раздавал своим воинам, за это их владельцы должны были нести службу в действующей армии в качестве всадников, лучников, колесничих.

Но по-прежнему огромные участки земли находились в непосредственном владении самого царя. Они обычно сдавались в аренду. В качестве платы за них принимались продукты земледелия и скотоводства.

Помимо земель, в непосредственной царской власти находились каналы. Управляющие царским имуществом сдавали их в аренду и собирали подать за использование воды. За орошение плодородных почв взималась плата, достигающая 1/3 урожая землевладельца.

Трудовые ресурсы Персии

Труд рабов использовался во всех отраслях экономики. Основную их часть обычно составляли военнопленные. Залоговое рабство, когда люди продавали сами себя, распространения не получило. Рабы имели ряд привилегий, например, право иметь свои печати и участвовать в различных сделках в качестве полноправных партнеров. Раб мог выкупить сам себя, уплатив определенный оброк, а также быть истцом, свидетелем или ответчиком в судебных разбирательствах, разумеется, не против своих хозяев. Была распространена практика привлечения к труду наемных рабочих за определенные деньги. Труд таких работников получил особенное распространение в Вавилонии, где они рыли каналы, устраивали дороги и собирали урожай с царских или храмовых полей.

Финансовая политика Дария

Основным источником поступления средств в казну являлись подати. В 519 г. царь утвердил основную систему государственных налогов. Подати были просчитаны для каждой сатрапии с учетом ее территории и плодородности земель. Персы как народ-завоеватель денежную подать не платили, но не были освобождены от натурального налога.

Различные денежные единицы, продолжавшие существовать даже после объединения страны, приносили немало неудобств, поэтому в 517 г. до н. э. царем была введена новая золотая монета, получившая название дарик. Средством обмена был серебряный сикль, стоивший 1/20 дарика и служивший в те времена. На реверсе обеих монет помещалось изображение Дария І.

Транспортные магистрали Персидской державы

Распространение сети дорог способствовало развитию торговли между различными сатрапиями. Царская дорога Персидской державы начиналась в Лидии, пересекала Малую Азию и проходила через Вавилон, а оттуда - в Сузы и Персеполь. Проложенные еще греками морские пути успешно использовались персами в торговле и для переброски военной силы.

Известны также морские экспедиции древних персов, например, путешествие морехода Скилака к индийским берегам в 518 г. до н. э.

В середине VI в. до н. э. на арену мировой истории вышли персы - загадочное племя, о котором ранее цивилизованные народы Ближнего Востока знали только понаслышке.

О нравах и обычаях древних персов известно из сочинений народов, живших рядом с ними. Помимо могучего роста и физической развитости, персы обладали волей, закалённой в борьбе с суровым климатом и опасностями кочевой жизни в горах и степях. В то время они славились своим умеренным образом жизни, воздержанностью, силой, храбростью и сплочённостью.

По словам Геродота, персы носили одежду из шкур животных и войлочные тиары (колпаки), не употребляли вина, ели не столько, сколько хотели, а сколько имели. Они были равнодушны к серебру и золоту.

Простота и скромность в пище и одежде оставались одной из основных добродетелей и в пору господства персов над , когда они стали облачаться в роскошные мидийские наряды, носить золотые ожерелья и браслеты, когда к столу персидских царей и знати доставляли в свежем виде рыбу из отдалённых морей, фрукты из Вавилонии и Сирии. Даже тогда во время обряда коронации персидских царей вступающий на престол Ахеменид должен был надеть одежду, которую носил не будучи царём, съесть немного сушёных фиг и выпить чашу кислого молока.

Древним персам разрешалось иметь много жён, а также наложниц, жениться на близких родственницах, например на племянницах и единокровных сестрах. Древнеперсидские обычаи запрещали женщинам показываться посторонним (среди многочисленных рельефов в Персеполе нет ни одного женского изображения). Античный историк Плутарх писал, что персам свойственна дикая ревность не только по отношению к жёнам. Даже рабынь и наложниц они держали взаперти, чтобы посторонние не видели их, и возили в закрытых повозках.

История древней Персии

Персидский царь Кир II из рода Ахеменидов за короткий срок завоевал Мидию и многие другие страны и имел огромную и хорошо вооружённую армию, которая начала готовиться к походу против Вавилонии. В Передней Азии появилась новая сила, сумевшая за короткий срок - всего за несколько десятилетий - полностью изменить политическую карту Ближнего Востока.

Вавилония и Египет отказались от многолетней враждебной политики по отношению друг к другу, ибо правители обеих стран хорошо осознавали необходимость подготовки к войне с Персидской империей. Начало войны было только делом времени.

Поход персов против начался в 539 г. до н. э. Решительное сражение между персами и вавилонянами произошло у города Описа на реке Тигр. Кир одержал здесь полную победу, вскоре его войска взяли хорошо укреплённый город Сиппар, и персы без боя овладели Вавилоном.

После этого взоры персидского правителя обратились на Восток, где в течение нескольких лет он вёл изнурительную войну с кочевыми племенами и где в итоге погиб в 530 г. до н. э.

Преемники Кира - Камбис и Дарий завершили дело, начатое им. в 524-523 гг. до н. э. состоялся поход Камбиса на Египет, в результате чего установилась власть Ахеменидов на берегах Нила. превратился в одну из сатрапий новой империи. Дарий продолжал укреплять восточные и западные границы империи. К концу правления Дария, умершего в 485 г. до н. э., персидская держава господствовала на огромной территории от Эгейского моря на западе до Индии на востоке и от пустынь Средней Азии на севере до порогов Нила на юге. Ахемениды (Персы) объединили почти весь известный им цивилизованный мир и владели им до IV в. до н. э., когда их держава была сломлена и покорена полководческим гением Александра Македонского.

Хронология правителей династии Ахеменидов:

  • Ахемен, 600-е гг. до н.э.
  • Тейспес, 600-е гг до н.э.
  • Кир I, 640 - 580 гг. до н.э.
  • Камбис I, 580 - 559 гг. до н.э.
  • Кир II Великий, 559 - 530 гг. до н.э.
  • Камбис II, 530 - 522 гг до н.э.
  • Бардия, 522 г до н.э.
  • Дарий I, 522 - 486 гг до н.э.
  • Ксеркс I, 485 - 465 гг до н.э.
  • Артаксеркс I, 465 - 424 гг до н.э.
  • Ксеркс II, 424 г. до н.э.
  • Секудиан, 424 - 423 гг до н.э.
  • Дарий II, 423 - 404 гг до н.э.
  • Артаксеркс II, 404 - 358 гг до н.э.
  • Артаксеркс III, 358 - 338 гг до н.э.
  • Артаксеркс IV Арсес, 338 - 336 гг до н.э.
  • Дарий III, 336 - 330 гг до н.э.
  • Артаксеркс V Бессус, 330 - 329 гг до н.э.

Карта Персидской империи

Племена ариев - восточная ветвь индоевропейцев - к началу I тысячелетия до н. э. населили почти всю территорию нынешнего Ирана. Само слово «Иран» является современной формой названия «Ариана», т. е. страна ариев . Первоначально это были воинственные племена полукочевых скотоводов, сражавшихся на боевых колесницах. Часть ариев ещё раньше переселилась и захватила её, дав начало индоарийской культуре. Другие арийские племена, более близкие иранцам, остались кочевать в Средней Азии и северных степях - , саки, сарматы и пр. Сами же иранцы, осев на плодородных землях Иранского нагорья, постепенно отказались от кочевого быта, занялись земледелием, перенимая навыки . Высокого уровня достигло уже в XI-VIII вв. до н. э. иранское ремесло. Его памятником являются знаменитые «луристанские бронзы» - искусно выполненные оружие и предметы быта с изображениями мифических и действительно существующих животных.

«Луристанские бронзы» - памятник культуры Западного Ирана. Именно здесь, в непосредственном соседстве и противостоянии сложились наиболее сильные иранские царства. Первым из них усилилась Мидия (на северо-западе Ирана). Мидийские цари участвовали в сокрушении Ассирии. История их государства неплохо известна из письменных памятников. Но мидийские памятники VII-VI вв. до н. э. изучены очень плохо. Не найдена пока даже столица страны - город Экбатаны. Известно лишь то, что она находилась в окрестностях современного города Хамадан. Тем не менее уже исследованные археологами две мидийские крепости времён борьбы с Ассирией говорят о довольно высокой культуре мидийцев.

В 553 г. до н. э. против мидийцев восстал Кир (Куруш) II, царь подвластного племени персов из рода Ахеменидов. В 550 г. до н. э. Кир объединил иранцев под своей властью и повёл их на завоевание мира . В 546 г. до н. э. он покорил Малую Азию, а в 538 г. до н. э. пал . Сын Кира, Камбис, покорил , а при царе Дарий I на рубеже VI-V вв. до. н. э. Персидская держава достигла наибольшего расширения и расцвета.

Памятниками её величия являются раскопанные археологами царские столицы - самые известные и лучше всего исследованные памятники персидской культуры. Самая древняя из них - Пасаргады, столица Кира.

Сасанидское возрождение - Сасанидская держава

В 331-330 гг. до н. э. прославленный завоеватель Александр Македонский уничтожил Персидскую империю. В отместку за некогда разорённые персами Афины грекомакедонские солдаты жестоко разграбили и сожгли Персеполь. Династия Ахеменидов пресеклась. Наступил период греко-македонского владычества над Востоком, который обычно именуется эпохой эллинизма.

Для иранцев завоевание явилось катастрофой. На смену власти над всеми соседями пришло униженное подчинение давним врагам - грекам. Традиции иранской культуры, уже поколебленные стремлением царей и знати подражать в роскоши побеждённым, теперь были окончательно попраны. Немногое менялось и после освобождения страны кочевым иранским племенем парфян. Парфяне изгнали греков из Ирана во II в. до н. э., но сами немало заимствовали из греческой культуры. На монетах и надписях их царей ещё используется греческий язык. Храмы по-прежнему возводятся с многочисленными изваяниями, по греческим образцам, что казалось многим иранцам кощунством. Заратуштра в древности запретил поклонение идолам, заповедав почитать в качестве символа божества неугасимое пламя и ему приносить жертвы. Именно религиозное унижение было наибольшим, и недаром города, возведённые греческими завоевателями, в Иране позднее называли «строениями Дракона».

В 226 г. н. э. восставший владетель Парса, носивший древнее царское имя Ардашир (Артаксеркс), сверг парфянскую династию. Началась история второй персидской империи - державы Сасанидов , династии, к которой принадлежал победитель.

Сасаниды стремились возродить культуру древнего Ирана. Сама история Ахеменидской державы к тому времени стала смутной легендой. Так что в качестве идеала было выдвинуто то общество, которое описывалось в преданиях зороастрийских жрецов-мобедов. Сасаниды выстраивали, по сути, никогда не существовавшую в прошлом культуру, насквозь проникнутую религиозной идеей. Это имело мало общего с эпохой Ахеменидов, которые охотно перенимали обычаи покорённых племён.

При Сасанидах иранское решительно восторжествовало над эллинским. Полностью исчезают греческие храмы, греческий язык выходит из официального употребления. На смену разбитым статуям Зевса (которого при парфянах отождествляли с Ахура-Маздой) приходят безликие жертвенники огня. Новыми рельефами и надписями украшается Накш-и-Рустем. В III в. второй сасанидский царь Шапур I велел высечь на скалах свою победу над римским императором Валерианом. На рельефах царей осеняет птицеобразный фарн - знак божественного покровительства.

Столицей Персии стал город Ктесифон , построенный ещё парфянами рядом с пустеющим Вавилоном. При Сасанидах в Ктесифоне строятся новые дворцовые комплексы и разбиваются огромные (до 120 га) царские парки. Самый знаменитый из сасанидских дворцов - Так-и-Кисра, дворец царя Хосрова I, правившего в VI в. Наряду с монументальными рельефами дворцы теперь украшались тонким резным орнаментом по известковой смеси.

При Сасанидах была усовершенствована система орошения иранских и месопотамских земель. В VI в. страну охватила сеть каризов (подземных водопроводов с глиняными трубами), тянувшихся до 40 км. Очистка каризов проводилась через специальные колодцы, вырытые через каждые 10 м. Каризы прослужили долго и обеспечили бурное развитие земледелия в Иране в сасанидскую эпоху. Именно тогда в Иране начали выращивать хлопок и сахарный тростник, развились садоводство и виноделие. Тогда же Иран стал одним из поставщиков собственных тканей - как шерстяных, так и льняных и шёлковых.

Сасанидская держава была гораздо меньше Ахеменидской, охватывала лишь сам Иран, часть земель Средней Азии, территории нынешних Ирака, Армении и Азербайджана. Ей пришлось долго бороться сначала с Римом, затем с Византийской империей. Несмотря на всё это, Сасаниды продержались дольше Ахеменидов - более четырёх веков . В конечном счёте, истощённое непрерывными войнами на западе государство было охвачено борьбой за власть. Этим воспользовались арабы, нёсшие силой оружия новую веру - ислам. В 633-651 гг. после ожесточённой войны они завоевали Персию. Так было покончено с древнеперсидским государством и древнеиранской культурой.

Персидская система управления

Древние греки, познакомившиеся с организацией государственного управления в империи Ахеменидов, восторгались мудростью и дальновидностью персидских царей. По их мнению, эта организация была вершиной развития монархической формы правления.

Персидское царство делилось на большие провинции, называвшиеся сатрапиями по титулу их правителей - сатрапов (перс, «кшатра-паван» - «блюститель области»). Обычно их было 20, но это число колебалось, так как иногда управление двумя или более сатрапиями поручалось одному лицу и, наоборот, одна область делилась на несколько. Это преследовало главным образом цели налогообложения, но также учитывались иногда особенности народов, населявших их, и исторические особенности. Сатрапы и правители более мелких областей были не единственными представителями местного управления. Кроме них во многих провинциях существовали наследственные местные цари или владетельные жрецы, а также вольные города и, наконец, «благодетели», получившие в пожизненное, а то и наследственное владение города и округа. Эти цари, управители и первосвященники по положению отличались от сатрапов только тем, что были наследственны и имели историческую и национальную связь с населением, видевшим в них носителей древних традиций. Они самостоятельно осуществляли внутреннее управление, сохраняли местное право, систему мер, язык, налагали подати и пошлины, но находились под постоянным контролем сатрапов, которые часто могли вмешаться в дела областей, особенно при смутах и волнениях. Сатрапы также решали пограничные споры между городами и областями, тяжбы по делам, когда участники были гражданами различных городских общин или различных вассальных областей, регулировали политические отношения. Местные правители, как и сатрапы, имели право непосредственно сноситься с центральным правительством, а некоторые из них, такие как цари финикийских городов, Киликии, греческие тираны, содержали свои войско и флот, которыми лично командовали, сопровождая персидскую армию в больших походах или исполняя военные поручения царя. Однако сатрап мог во всякое время потребовать эти войска на царскую службу, поставить во владениях местных правителей свой гарнизон. Главное командование над войсками провинции также принадлежало ему. Сатрапу разрешалось даже самостоятельно и за свой счёт вербовать солдат и наёмников. Он был, как бы назвали его в более близкую нам эпоху, генерал-губернатором своей сатрапии, обеспечивая её внутреннюю и внешнюю безопасность.

Высшее командование войсками осуществлялось начальниками четырёх или, как во время подчинения Египта, пяти военных округов, на которые было разделено царство.

Персидская система управления даёт пример удивительного уважения победителями местных обычаев и прав покорённых народов. В Вавилонии, например, все документы времён персидского владычества в юридическом отношении не отличаются от тех, которые относятся к периоду независимости. То же самое было в Египте и Иудее. В Египте персы оставили прежними не только деление на номы, но и владетельные фамилии, расположение войск и гарнизонов, а также податную неприкосновенность храмов и жречества. Конечно, центральное правительство и сатрап во всякое время могли вмешаться и решать дела по своему усмотрению, но большей частью им было достаточно, если в стране спокойно, подати поступают исправно, войска находятся в порядке.

Такая система управления сложилась на Ближнем Востоке не сразу. Например первоначально на завоёванных территориях опиралась только на силу оружия и устрашение. Области, взятые «с боем», включались непосредственно в Дом Ашшура - центральную область . Сдавшиеся на милость победителя часто сохраняли свою местную династию. Но со временем эта система оказалась мало приспособленной для управления разрастающимся государством. Реорганизация управления, проведённая царём Тиглатпаласаром III в УНТ в. до н. э., помимо политики насильственных переселений изменила и систему управления областями империи. Цари старались не допускать возникновения чересчур могущественных родов. Чтобы воспрепятствовать созданию наследственных владений и новых династий среди управителей областей, на важнейшие посты часто назначались евнухи . Кроме того, хотя крупные чиновники получали огромные земельные владения, они не составляли единого массива, а были разбросаны по всей стране.

Но всё же основной опорой ассирийского господства, как и вавилонского впоследствии, была армия. Военные гарнизоны буквально опоясывали всю страну. Учтя опыт своих предшественников, Ахемениды к силе оружия присоединили идею «царства стран», т. е. разумного сочетания местных особенностей с интересами центральной власти.

Обширное государство нуждалось в средствах сообщения, необходимых для контроля центральной власти над местными чиновниками и правителями. Языком персидской канцелярии, на котором издавались даже царские указы, был арамейский. Это объясняется тем, что фактически он был общеупотребительным в Ассирии и Вавилонии ещё в ассирийские времена. Завоевания ассирийскими и вавилонскими царями западных областей, Сирии и Палестины, ещё более содействовали его распространению. Этот язык постепенно занял место древней аккадской клинописи в международных сношениях; он использовался даже на монетах малоазиатских сатрапов персидского царя.

Ещё одной восхищавшей греков особенностью персидской империи были прекрасные дороги , описанные Геродотом и Ксенофонтом в рассказах о походах царя Кира. Самыми известными были так называемая Царская, шедшая от Эфеса в Малой Азии, у побережья Эгейского моря, на восток - в Сузы, одну из столиц персидской державы, через Евфрат, Армению и Ассирию вдоль реки Тигр; дорога, ведшая от Вавилонии через горы Загрос на восток к другой столице Персии - Экбатане, а отсюда к бактрийской и индийской границе; дорога от Исского залива Средиземного моря к Синопу на Чёрном море, пересекавшая Малую Азию, и пр.

Эти дороги прокладывали не только персы. Большинство из них существовало в ассирийское и даже более раннее время. Начало строительства Царской дороги, которая была главной артерией персидской монархии, вероятно, относится к эпохе Хеттского царства, находившегося в Малой Азии на пути из Месопотамии и Сирии в Европу. Сарды, столица покорённой мидийцами Лидии, были соединены дорогой с другим большим городом - Птерией. От него дорога шла к Евфрату. Геродот, говоря о лидийцах, называет их первыми лавочниками, что было естественно для хозяев дороги между Европой и Вавилоном. Персы продолжили этот путь от Вавилонии далее на восток, к своим столицам, усовершенствовали его и приспособили не только для торговых целей, но и для государственных потребностей - почты.

Персидское царство воспользовалось и другим изобретением лидийцев - монетой. До VII в. до н. э. на всём Востоке господствовало натуральное хозяйство, денежное обращение лишь начинало зарождаться: роль денег выполняли слитки металла определённого веса и формы. Это могли быть кольца, пластины, кружки без чеканки и изображений. Вес везде был различен, а потому вне места происхождения слиток просто терял значение монеты и должен был каждый раз вновь взвешиваться, т. е. делался обычным товаром. На границе между Европой и Азией лидийские цари первыми перешли к чеканке государственной монеты чётко определённого веса и достоинства. Отсюда употребление таких монет распространилось по всей Малой Азии, на Кипр и в Палестину. Древние торговые страны - , и - ещё очень долго сохраняли старую систему. Они начали чеканить монету уже после походов Александра Македонского, а до этого использовали монеты, изготовленные в Малой Азии.

Устанавливая единую налоговую систему, персидские цари не могли обойтись без чеканки монет; кроме того, потребности государства, державшего наёмников, а также небывалый расцвет международной торговли вызвали необходимость в единой монете. И в царстве была введена золотая монета, причем право чеканить ее имело только правительство; местные правители, города и сатрапы для платежа наёмникам получили право чеканить только серебряную и медную монеты, которые вне их области оставались обыкновенным товаром.

Итак, к середине I тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке усилиями многих поколений и многих народов возникла цивилизация, которая даже свободолюбивыми греками считалась идеальной . Вот что писал древнегреческий историк Ксенофонт: «Где бы царь ни жил, куда бы ни отправлялся, он заботится, чтобы везде были сады, называемые парадисами, полные всем красивым и хорошим из того, что может производить земля. В них он проводит большую часть времени, если этому не препятствует время года... Некоторые говорят, что, когда царь даёт подарки, сначала вызываются отличившиеся на войне, ибо бесполезно много пахать, если некому защищать, а потом - наилучшим образом обрабатывающие землю, ибо не могли бы существовать и сильные, если бы не было обрабатывающих...».

Неудивительно, что эта цивилизация сложилась именно в Западной Азии. Она не только возникла раньше других, но и развивалась быстрее и энергичнее , имела наиболее выгодные условия для своего развития благодаря постоянным контактам с соседями и обмену нововведениями. Здесь чаще, чем в других древних очагах мировой культуры, возникали новые идеи и совершались важные открытия едва ли не во всех областях производства и культуры. Гончарный круг и колесо, изготовление бронзы и железа, боевая колесница как принципиально новое средство ведения войны , различные формы письма от пиктограмм до алфавита - всё это и многое другое генетически восходит именно к Западной Азии, откуда эти новшества распространялись по остальному миру, включая и иные очаги первичной цивилизации.

Дарий I - персидский царь, правивший в 522-486 г. до н.э. При нем Персидская империя еще больше раздвинула свои границы и достигла наивысшего могущества. Она объединяла множество стран и народов. Персидскую империю называли «страна стран», а ее правителя шахиншах - «царь царей». Ему беспрекословно подчинялись все подданные - от знатных персов, занимавших самые высокие посты в государстве, до последнего раба.

Он создал эффективную, но весьма деспотичную систему управления страной, которую разделил на 20 провинций - сатрапий, предоставив правителям неограниченные полномочия. Но они отвечали за порядок во вверенной территории своей головой. По всей территории Персидской империи специальные чиновники собирали налоги в царскую казну. Всех уклоняющихся ждала суровая кара. Никто не мог укрыться от уплаты налогов. Дороги достигали самых удаленных уголков Персидской империи. Для того чтобы приказы царя быстрее и надежнее доходили до провинции, Дарий учредил государственную почту. Особая «царская» дорога соединяла важнейшие города Персидской империи. На ней были установлены специальные посты. По ней можно было ездить только по государственным делам. Дарий обновил денежную систему. При нем стали чеканиться золотые монеты, которые назвались «дарики». В Персидской империи процветала торговля, велось грандиозное строительство, развивались ремесла. Подверглись стандартизации меры и веса; функцию единого торгового языка начал выполнять арамейский; строились дороги и каналы, в частности, великий царский путь от Сард, в западной части Малой Азии, до Суз, к востоку от Тигра, и возобновил работу канал, соединивший Нил с Красным морем. Дарий I построил новую столицу Персеполь. Он был возведен на искусственной платформе. В царском дворце находился огромный тронный зал, где царь принимал послов.

Дарий I расширил свои владения, включив в них северо-запад Индии, Армению, Фракию. Участие балканских греков в делах своих сородичей из Малой Азии, захваченной персами, заставило Дария решиться на завоевание Греции. Дважды поход Дария на греков заканчивался неудачно: первый раз шторм разметал корабли персов (490 г. до н.э.), второй раз они потерпели поражение в Марафонской битве (486 г. до н.э.). Умер Дарий в преклонном возрасте, не успев завершить завоевание, в возрасте шестидесяти четырех лет, его преемником стал сын - Ксеркс I.

Кир II (Караш или Куруш II) — одаренный полководец и царь Персии, который еще при жизни получил прозвище "Великий", когда основал мощную Персидскую империю, объединив разрозненные государства от Средиземного моря до Индийского океана. Почему персидский царь Кир был назван Великим? Имя мудрого правителя и гениального стратега овеяно легендами, многие факты навеки забыты, но до наших дней сохранились величественные монументы, свидетельствующие о победах Кира, а в Пасаргадах, первой столице Ахеменидов, находится мавзолей, где предположительно покоятся его останки.

Кир Великий: краткая биография

Происхождение и точные годы жизни Кира Великого неизвестны. В архивах древних историков — Геродота, Ксенофонта, Ксетия — сохранились противоречивые версии. Согласно самой распространенной из них, Кир был потомком Ахемена, основателя династии Ахеменидов, сыном персидского царя Камбиса I и дочери царя Мидии Астиага (Иштувегу) Манданы. Он появился на свет предположительно в 593 г. до н.э.

С первых дней жизни царственного младенца ждали суровые испытания. Поверив своим вещим снам и предсказаниям жрецов о будущих великих завоеваниях мальчика, находившегося еще в утробе матери, Астиаг поручил одному из своих подданных убить новорожденного внука. Из жалости ли или из-за нежелания заниматься чудовищным делом самому Гарпаг, сановник мидийского царя, передал ребенка рабу-пастуху, приказав бросить его в горах на съедение диким животным. У раба в то время умер новорожденный сын, тело которого он одел в роскошные одежды царевича и оставил в укромном месте. А Кир занял место умершего в хижине пастуха.

Спустя годы Астиаг узнал об обмане и жестоко покарал Гарпага, убив его сына, но подросшего внука оставил в живых и отправил к родителям в Персию, поскольку жрецы убедили его, что опасность миновала. Позднее Гарпаг перешел на сторону Кира, возглавив одну из армий персидского царя.

Восстание против Мидии

Приблизительно в 558 г. Кир стал царем Персии, находившейся в зависимости от Мидии, и вассалом своего деда Астиага. Первое восстание персов против Мидии произошло в 553 г. Инициатором его был Гарпаг, организовавший заговор мидийских царедворцев против Астиага и привлекший на свою сторону Кира. Через 3 года после кровопролитных сражений персидский царь захватил Экбатаны, столицу Мидии, низложил и взял в плен мидийского царя.

Антиперсидская коалиция

После триумфального возвышения царя маленькой и прежде совершенно незначительной Персии правители самых мощных в то время государств Среднего Востока и Малой Азии — Египта, Лидии, Вавилона — образовали своеобразную коалицию с целью предотвратить продвижение персидских войск в любом направлении. Коалицию поддержала Спарта — самый сильный в военном отношении эллинский полис. К 549 г. Кир Великий завоевал Элам, находившийся в юго-западной части современного Ирана, затем покорил Гирканию, Парфию, Армению, которые входили в состав Царь Киликии добровольно перешел на сторону Кира и впоследствии неоднократно обеспечивал ему военную помощь.

Завоевание Лидии

Походы Кира Великого навсегда остались в истории. В 547 г. до н.э. легендарный Крез, царь процветающей Лидии, попытался захватить Каппадокию, которая находилась на территории, подвластной Киру. Лидийская армия встретила яростный отпор, Крез предпочел отвести свои войска, чтобы восстановить силы, а потом отбить Каппадокию у Кира. Но персидская армия едва ли не на следующий день оказалась у стен Сард, столицы Лидии и неприступной крепости. Крез был вынужден бросить в бой свою лучшую конницу, однако Кир с Гарпагом, который к тому времени стал военачальником и одним из самых надежных подданных царя Персии, придумали гениальный тактический ход: в авангарде персидской армии вместо конницы шла колонна верблюдов, на которых восседали вооруженные воины. Лидийские кони, почуяв неприятный им запах верблюдов, вставали на дыбы, сбрасывали всадников и бросались в бегство. Лидийским всадникам пришлось принимать бой, спешившись, что привело к поражению. Сарды оказались в осадном положении, но спустя всего пару недель пали, поскольку персы покорили отвесные стены крепости, воспользовавшись тайной тропой. Крез попал в плен к Киру, а Лидия, управление над которой получил Гарпаг, вошла в состав Персидской империи.

Царь Кир Великий при поддержке бывшего мидийского царедворца, который едва не убил его в младенческом возрасте, достиг невероятных успехов. Пока Кир с войсками продвигался в глубь Центральной Азии, Гарпаг захватил эллинские города в и подавил в Лидии восстание против персов. Постепенно империя Ахеменидов расширялась во все стороны света. С 545 по 540 гг. до н. э. в ее состав вошли Дрангиана, Бактрия, Хорезм, Маргиана, Согдиана, Арахосия, Гандахара, Гедросия.

Взятие Вавилона Киром Великим

Теперь главная угроза для Кира Великого сосредоточилась в Вавилонии, объединявшей Сирию, Месопотамию, Палестину, Финикию, восточную Киликию, север Аравийского полуострова. У царя Вавилона Набонида было достаточно времени подготовиться к серьезной войне с персами, пока войска Кира возводили оборонительные земляные валы в долинах рек Диялы и Гинд. Древнее славилось мощной, подготовленной к любым сражениям армией и большим количеством неприступных крепостей, разбросанных по всей территории. Самым сложным оборонительным сооружением была Вавилонская крепость с глубоким рвом, наполненным водой, и толстыми стенами высотой от 8 до 12 м.

Тем не менее, Кир Великий, персидский царь, биография которого представлена вашему вниманию в статье, приближался к столице. Август 539 г. был ознаменован сокрушительным поражением и гибелью пасынка вавилонского царя под Описом на Тигре. Переправившись через Тигр, персы в октябре захватили Сиппар, и всего через пару дней был практически без боя взят Вавилон. Набонид, который не пользовался популярностью и уважением ни у жителей самого Вавилона, ни у покоренных им стран, ни у собственных царедворцев и воинов, был низложен, но не только остался в живых, но и получил должность сатрапа в Кармании.

Царь Кир Великий разрешил депортированным народам вернуться домой, сохранил привилегии местной знати, приказал восстановить разрушенные вавилонянами и ассирийцами храмы на захваченных территориях, вернуть туда идолов. Именно благодаря Киру у евреев появилась возможность вернуться в Палестину и восстановить свою главную святыню — Иерусалимский храм.

Как Египту удалось сохранить суверенитет

В 538 г. Кир провозгласил себя "царем Вавилона, царем стран". Все провинции Вавилонской империи добровольно признали власть персидского правителя. Царство Ахеменидов к 530 г. до н.э. раскинулось от Египта до Индии. Прежде чем двинуть войска на Египет, Кир решил взять под контроль территорию между Каспием и Аралом, где жили кочевые племена массагеты под предводительством

Кир Великий, персидский царь, передал бразды правления Вавилоном своему старшему сыну Камбису II и отправился к северо-восточным пределам своего царства. На этот раз поход закончился трагически — великий завоеватель погиб. Камбис не сразу смог найти останки отца и достойно его похоронить.

Разъяренная мать — причина гибели Кира Великого

Чем еще прославился Кир Великий? Интересные факты насквозь пронизывают его биографию. Ниже представлен один из них.

На первом этапе Киру как всегда сопутствовала удача. Перед своим войском царь распорядился поставить обоз, груженный бурдюками с вином. Отряд кочевников напал на обоз, воины выпили вино и, опьянев, без боя оказались в плену у персов. Возможно, все закончилось бы для персидского царя благополучно, если бы среди захваченных массагетов не оказался сын царицы.

Узнав о пленении царевича, Томирис рассвирепела и приказала убить хитрого перса любой ценой. В сражении массагеты продемонстрировали такую ярость, что персам даже не удалось вынести с поля тело погибшего царя. По приказу Томирис, отрубленную голову Кира засунули в бурдюк с вином...

Империя после смерти Кира

Смерть Кира II Великого не стала причиной краха его империи. Грандиозное царство Ахеменидов просуществовало в том виде, в котором его оставил одаренный полководец, на протяжении еще 200 лет, пока Дария, потомка Кира, не сокрушил

Кир Великий, персидский царь, был не только гениальным стратегом, умевшим просчитывать любую мелочь, но и гуманным правителем, которому удавалось сохранять свою власть на завоеванных территориях без жестокости и кровопролития. В течение столетий персы считали его "отцом народов", а евреи — помазанником Иеговы.

Дарий — сын персидского и мидийского царя Гистаспа (перс. Wischtâspa; 550 г. до н.э.), внук персидского царя Аршама (перс. Aršāma — «Героическая мощь»), правившего в Парсе с 590 по 550 год до н. э., принадлежал к младшей ветви правящей династии Ахеменидов. Дараявуаш (Dārayava(h)uš — «Держащий добро», «Добронравный») до того, как вошёл в историю Древнего Востока под именем царя Дария I, был выдающимся человеком, и уже имел немалый военный опыт, поскольку война в те далекие времена была нормальным состоянием всех государств, народов и племён.

В надписи из царского дворца в Сузах (Иран):
Царь Дарий говорит : Ахура-Мазда, величайший из богов, создал меня, сделал меня царём, даровал мне это царство большое, обладающее хорошими лошадьми , обладающее хорошими людьми. По милости Ахура-Мазды мой отец Гистасп и мой дед Аршама оба жили, когда Ахура-Мазда поставил меня царём на этой земле.

Став царем Персии, Дарий I Великий, правивший в 522-486 годах до н. э., силой оружия подавил крупные восстания против правящей династии Ахеменидов в Вавилонии, Персии, Мидии, Маргиане, Эламе, Египте, Парфии, Саттагидии и мятежи кочевых племён в Средней Азии.

Подавление антиперсидских восстаний на подвластных территориях велось большим военным походом, сопряженным со сбором большого войска, привлечением войск союзников из числа кочевых племён прежде всего, взятием приступами мятежных городов и крепостей, сбором военной добычи и наказанием государственных преступников, поднявших мятеж. У Дария было два брата - военачальники Артабан и Артан, имевшие свои сотрпии. Персидскому царю приходилось быть не только полководцем, но и искусным дипломатом, поскольку с местной знатью ему выгоднее было ладить, чем воевать.

Персидская держава стремилась распространить свою экспансию на богатые земли, налоги и поборы с завоёванных земель постоянно пополняли царскую казну. Царь Дарий I обратил внимание на соседние индийские государства, в которых не было согласия, но было много богатств, ставших лёгкой добычей воинственных персов.

Около 518 года до н. э. царь Дарий I Великий завоевал северо-западную часть Индии – западный берег реки Инд. Затем – северо-западную часть Пенджаба, расположенного восточнее этой реки. Персидские завоевания в Индии продолжались до 509 года до н. э. Дарий I посылал греческого моряка и географа Скилака исследовать реку Инд до Аравийского моря.

На золотых и на серебряных табличках Дарий I сообщал лаконично, но выразительно об огромных размерах своего государства:

«Дарий, Великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид. Царь Дарий говорит: «Это царство, которым я владею от Скифии, которая позади Согдианы, до Куша (Эфиопии), от Индии до Сард, дал мне Ахурамазда, величайший из богов. Да защитит Ахурамазда меня и мой дом».

После успешного индийского похода персидской армии Дарий I решил подчинить себе скифов Северного Причерноморья. Видно, не все скифы знали о том, что персидский царь Дарий Великий, владеет Скифией, и новый поход 511 года до н. э. оказался для Дария неудачным. По пути в далекую и неведомую Скифию Дарий собрал большое войско , объединив его с силами подвластных народов, и двинул через Дунай, персидские мореходы навели два наплавных моста – один через пролив Босфор, другой через Дунай. Для защиты моста через Дунай царю пришлось оставить большой военный отряд персов.

Геродот восхищался воинской доблестью скифов, и собирал сведения о войне скифов с врагами его родины, он хотел понять, из чего складывается сила скифских племён. Скифы воевали по-своему , их конница считалась непобедимой. Скифы уклонялись от прямого боя с персибской армией Дария, заманивая персов вглубь страны, они совершали быстрые и неожиданные партизанские налёты на растянувшиеся по степи отряды персов.

Скиф в скифской одежде и «фракийской» шапке, вооружён коротким мечом (акинак). Так же одеты персы

Войну в бескрайней Причерноморской скифской степи персы проиграли, и всемирно известный завоеватель поспешно отступил, Дарий бежал из Скифии с остатками разбитых войск, а скифы сохранили свою независимость. Так неожиданно для Дария закончился с огромными потерями его бесславный поход в Северное Причерноморье. Тем не менее, Дарий Великий сохранил контроль над Фракией и Македонией (государство Одрисов) и Черноморскими проливами.

При царе Дарии I началась серия Греко-персидских войн (499 –449 годы до н. э.), которые шли с переменным успехом. Военные конфликты между Ахеменидской Персией и греческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость растянулись 50 лет. Главными противниками Персидской державы в этих войнах были Афины и некоторые греческие города-полисы на полуострове Пелопоннес.

Поводом для первой Греко-персидской войны 492 года до н. э. стало восстание малоазиатских греческих городов, которые находились под гнётом сатрапа – наместника царя Персии. Восстание начал город Милет. Тогда Афины послали на помощь восставшим грекам Малой Азии 20 боевых кораблей с войском на борту. Сильная Спарта отказала в помощи восставшим в Милете.

Чтобы пресечь связи восставших городов на восточном берегу Эгейского моря, Дарий I собрал большой флот, который нанёс поражение грекам в сражении близ острова Леде, неподалеку от Милета. Восстание греческих городов в Малой Азии было жестоко подавлено. Помощь Афин явилась поводом для объявления Дарием войны эллинскому миру на Пелопонесском полуострове по ту сторону Эгейского моря.

Против греческих государств Дарий I совершил два больших военных похода. Первый состоялся в 492 году до н. э., когда царь послал в Грецию войско под командованием своего зятя Мардония. Сухопутная армия шла по южной части Фракии, а флот двигался вдоль морского побережья. Однако во время сильного шторма у Афонского мыса большая часть флота персов погибла, а их сухопутные войска, лишившись поддержки с моря, стали нести большие потери в частых столкновениях с местным населением. В конце концов Мардоний решил вернуться назад.

В 491 году до н. э. Дарий I отправил в Грецию послов, которые должны были привести к покорности свободолюбивых греков. Ряд небольших греческих городов-государств не устоял и признал власть персов над собой, но в Афинах и Спарте царские послы Персии были убиты.

В 490 году до н. э. состоялся второй поход Дария I в Грецию. Царь отправил против Греции большую армию под начальством опытных полководцев Датиса и Артаферна . Персидское войско на европейскую территорию доставил огромный персидский флот. Персы разрушили город Эритрию на острове Эвбее и высадились около Марафона, всего в 28 километрах от Афин.

Именно в знаменитой Марафонской битве греки нанесли персам самое тяжелое поражение в ходе трёх Греко-персидских войн. Битва при Марафоне произошла 13 сентября 490 года до н. э. Небольшому греческому селению Марафон суждено было войти не только в военную историю, но и в историю международного Олимпийского движения.

Греческое войско, под командованием опытного полководца Мильтиад, одного из десяти афинских стратегов, состояло из 10 тысяч воинов-гоплитов из Афин и одной тысячи их союзников из Платей (Беотия) . Примерно столько же было плохо вооруженных рабов. Спартанцы обещали прислать значительную военную помощь, но опоздали к началу битвы.

Шестидесятитысячную персидскую амию возглавил один из лучших царских военачальников Датис . Персидский царский флот после высадки войска Датиса стоял на якорях неподалеку от Марафона. Малые суда персидские мореходы, по традиции Древнего мира, вытащили на берег, чтобы обезопасить их на случай большого волнения моря и сильного ветра. Команды многих кораблей сошли на берег, чтобы после победного окончания битвы с греками принять участие в сборе военной добычи на поле брани.

Сражение персы начали применив свою обычную тактику – в основе их боевого построения стоял «победоносный» центр, которому предстояло расколоть на две части неприятельский строй . Мильтиад был хорошо знаком с военным искусством персов и рискнул изменить построение греческих боевых порядков, традиционных для того времени. Он стремился длинной фалангой тяжеловооруженной греческой пехоты охватить всю ширину Марафонской долины. Благодаря этому можно было избежать окружения, ведь персидский полководец имел легкую конницу, а Мильтиад – нет.

Фланги тяжеловооруженной греческой пехоты упирались в каменистые взгорья, через которые конница персов не могла пройти, находясь под обстрелом греческих лучников и пращников. В качестве препятствия персидской коннице, на флангах были устроены засеки из срубленных деревьев.

Укрепив позиции флангов тяжеловооруженной греческой пеших воинов, Мильтиад сознательно ослабил её центр, в котором поставил отборные отряды пеших афинских воинов и немногочисленную конницу греков.

Войско персидского царя и объединенное войско афинян и платейцев трое суток стояли на боевых позициях друг против друга. Мильтиад не начинал битву, потому что ждал обещанной помощи от Спарты. Персы тоже выжидали, они надеялись, что их хорошо видимое численное превосходство устрашит противника.

Персы первыми начали битву. Их огромное войско, плохо соблюдая строй, стало накатываться на греческую фалангу, которая в ожидании подхода врага замерла, перегородив по ширине всю Марафонскую долину. Уже само начало сражения обещало царскому полководцу скорую, на его взгляд, победу. «Победоносный» центр персидской армии таранным ударом отбросил назад центр греческой фаланги, которая по приказу Мильтиада нанесла контрудар по атакующему врагу. Под натиском огромной людской массы греческая фаланга всё же устояла и не разорвалась на части.

После первой атаки персов произошло то, чего Датис никак не ожидал. Греки нанесли сильные удары по атакующим одновременно с двух флангов, и отбросили персов назад. «Победоносный» центр персов оказался окружённым полукольцом греческих пехотинцев, и был наголову разгромлен. У персов не было большого резерва, чтобы направить его в центр сражения на помощь окружённым воинам в самом центре Марафонской долины.

Персидское войско охватила паника, и оно устремилось к морскому берегу, к своим кораблям. Датис, как ни пытался, не смог восстановить порядок в своём войске. По приказу Мильтиада греки, восстановив монолитность своей фаланги, начали преследовать бегущего врага.

Персам удалось добежать до близкого берега и спустить на воду суда. Они на всех парусах и веслах пустились прочь от берега, спасаясь от стрел греческих лучников.

В Марафонской битве персидское войско было полностью разгромлено и потеряло 6400 человек убитыми, не считая пленных, и не одна тысяча раненых осталась на ушедших на восток кораблях персидского царского флота. В день Марафонской битвы 13 сентября 490 года до н. э. афиняне потеряли всего 192 своих воина.

Победа греков в войнах с персами вдохновила другие греческие города-государства на сопротивление господству Персии.

После выхода из войны Спарты, которая как сухопутная держава не была заинтересована в заморских операциях, руководство военными действиями перешло к Афинам, возглавившим в 478/477 г. до н.э. новое военно-политическое объединение Делосский союз, или Первый афинский морской союз, куда вошли островные и приморские ионийские, полисы. Союз повёл активное наступление на персов с целью окончательного их вытеснения из Эгейского моря, и освобождения от их власти малоазийских греческих городов. В 470-е годы персов изгнали с фракийского побережья и из зоны Черноморских проливов и освободили малоазийские гресеские полисы на побережие.

В 469 году персы вновь были разгромлены афинским полководцем Кимоном в морском и сухопутном сражениях при устье реки Эвримедонт, у южного побережья Малой Азии. Попытка афинян добиться большего, поддержав новое восстание египтян, окончилась неудачей: персы уничтожили греческий флот в дельте Нила и подавили восстание в Египте. Однако в 450/449 афинский полководец Кимон ещё раз нанёс поражение персам в морском сражении у г. Саламин на Кипре, после Саламинского сражения афинский представитель Каллий и персы начали мирные переговоры.

По Каллиеву миру, заключённому в 449 году, персы признали своё поражение в войне с греками. Отныне персидским кораблям было запрещено заплывать в Эгейское море, и ничьи войска не могли находиться в пределах трёх дней пути от малоазийского побережья. Эгейское море окончательно стало внутренним морем греков, а греческие города Малой Азии обретали свободу и независимость, получили торговые пути и доступ к источникам сырья и рынкам сбыта в в Эгеиде и Причерноморье. Победа греков над персами обеспечила античному обществу Греции возможность дальнейшего развития.

Персидская держава Дария Великого.

Основу Персидского государства составляли западно-иранские племена, объединённые в административном и в военном отношении в одно сильное и сплочённое государство под властью царя. В Персидском государстве персы занимали привилегированное положение в качестве правящей народности. Персы были освобождены от всех налогов, так что все налоговые тяготы, и подати взимались с покорённых персами народов. Персидские цари всегда подчёркивали свои «заслуги и достоинства», и господствующее положение персов в государстве.

Персов объединяли единый язык и единая религия — почитался культ верховного бога АхураМазды (авест.ahura- mazdā — «Господь Мудрый»). В Авесте Ахура Мазда — безначальный Творец, пребывающий в бесконечном свете, создатель всех вещей и податель всего благого, всеведущий устроитель и властитель мира.

Ахура (ahura-) соответствует санскритскому असुर asura, эпитету многих , прежде всего Варуны. Асуры - это род индоиранских божеств, связанных с основами бытия и моралью человеческого общества, «старшие боги» в противоположность дэвам, «молодым богам». В индийской традиции в дальнейшем асуры подвергаются демонизации как «завистники богам (дэвам)». В зороастризме наоборот проклинаются дэвы и почитаются ахуры, по преимуществу - Ахура Мазда.
Мазда (имен. пад. mazdå) - из праиндоевропейского *mn̥s-dʰeH «устанавливающий мысль», «осмысливающий», отсюда «мудрый».

Древнеримский историк Аммиан Марцеллин считал отца Дария Великого, царя Гистаспа начальником магов (членом жреческой касты Персии), и рассказывал о его учёбе в Индии у браминов — брахманов высшей варны индуистского общества. Персидский царь считался правителем страны, ставшим по воле верховного бога Ахурамазды, поэтому все персы должны приносить клятву верности своему царю, наместнику бога на земле.

Царь Дарий I писал : «По воле Ахурамазды эти провинции следовали моим законам, что я им приказывал, они исполняли. Ахурамазда дал мне это царство. Ахурамазда помог мне, чтобы я овладел этим царством. По воле Ахурамазды, этим царством я владею».

Персидский царь Дарий I Великий прославился как крупный государственный деятель, политик и военный реформатор. При нём огромное Персидское государство было разделено на 24 сатрапии – административно-податные округа. Во главе их стояли царские наместники – сатрапы, которые одновременно были начальниками военных сил, находящихся на территории сатрапий. В их обязанности входила охрана государственных границ от разбойных нападений соседей, прежде всего кочевых племён, ведение военной разведки и обеспечение безопасности на путях сообщений.

При Дарии I владения наместников (сатрапов) постепенно стали наследственными, что способствовало усилению государства.

Дарий I упорядочил налоговую систему, что значительно упрочило благополучие Персидской державы, а царская казна стала стабильно пополняться за счёт снижения финансовых злоупотреблений в сатрапиях, и внутренних народных восстаний против царской власти становилось гораздо меньше.

Для упрочения могущества Персии, царь Дарий I провёл серьезную военную реформу. Реорганизации подверглась царская армия. Ядром персидской армии была пехота и конница, набранные из персов. Это было не случайно – персидские владыки не доверяли войскам, состоявшим не из персов, поскольку те были склонны к измене и избегали рисковать жизнью во время военных походов и битв.

Царские войска возглавляли военачальники независимые от сатрапов и подчинявшиеся только лично царю Дарию. Это позволило Дарью избежать опасности возникновения крупных мятежей в стране с участием войск, расквартированных в сатрапиях. В критических ситуациях военачальники могли действовать самостоятельно , руководствуясь только интересами Персидской державы.

Образцово содержались старые торговые пути и строились новые дороги . Царь прекрасно понимал, что от процветания внешней и внутренней торговли, безопасности дорог Персии для торговцев во многом зависит благополучие государства, равно как и доходы казны и персидской знати – главной опоры династии Ахеменидов. Торговля в Персии при Дарии I процветала ещё и потому, что через её территорию проходили многие оживленные торговые пути от Средиземноморья в Индию и Китай — «Великий шёлковый путь».

В годы правления царя Дария был восстановлен судоходный канал от Нила до Суэца, который соединил богатый Египет с Персией . Царь Дарий I заботился о развитии флота и безопасности морской торговли , благополучии приморских портовых городов, приносивших в его казну немалые доходы. По свидетельству историков Древнего мира, персидского властелина египтяне почитали наравне со своими фараонами-законодателями. Даже жители далекого Карфагена признавали, хотя и номинально, власть Дария, но в Египте писали и говорили на древнеегипетском языке, в Вавилонии - на вавилонском, в Эламе - на эламском и т. д.

Чеканка золотых монет заметно укрепила финансовую систему Персидского государства. По имени царя Дария получили название золотые и серебряные монеты «дарики» , имеющие хождение в соседних странах, в первую очередь греческих городах-государствах, занимающихся торговлей. Введение в оборот золотой монеты свидетельствовало прежде всего о финансовом благополучии Персии при царе Дарии I. Золотые рудники Персии были особой заботой царской администрации.

Большие доходы позволяли воинственному царю Дарию содержать военные крепости и огромную наёмную армию, стоявшую не только на границах Персии, но и внутри её.

Царь Дарий I , по традиции того времени, задолго стал готовиться к своей смерти. По его повелению в скалах Накши-Рустама, близ города Персополя («города персов»), была построена царская гробница, украшенная великолепными скульптурами, ставшая последним прибежищем самого могущественного правителя Древней Персии.

На своей могильной надписи Дарий I писал: «Если ты подумаешь: «Как многочисленны были страны, подвластные царю Дарию», то посмотри на изображения, которые поддерживают трон; тогда ты узнаешь и будешь знать, (как) далеко проникло копьё персидского мужа; тогда ты будешь знать, (что) персидский муж далеко от Персии поражал врага».

В дворцовой надписи в Персеполе царь Дарий I молит Ахурамазду о благополучии своей страны и народа; он гордится своим происхождением из персидского царского рода. Как видно из персидских надписей, персидский царь торжественно обещал отражать всякое нападение на Персию.

Прямые наследники Дария не проявили ни полководческих и дипломатических дарований, ни последовательности во внешней политике Персии.

Достигнув наивысшего расцвета в правление венценосного полководца Дария I (Дарая-вауша), государство Ахеменидов после смерти царя стало неуклонно приходить в упадок, прежде всего из-за военных поражений, и терять одно за другим территории своих владений.