Болезни Военный билет Призыв

Кто первым достиг южного полюса

После того, как весной 1909 года американский полярный путешественник Роберт Пири достиг на собачьих упряжках Северного полюса, во всем мире с нетерпением ожидали покорения другого полюса.

Кто будет первым? Уже через несколько месяцев английский исследователь Антарктиды Роберт Скотт объявил о том, что он собирается на Южный полюс . Такую же экспедицию готовил другой известный полярный путешественник, норвежец Руал Амундсен . Правда, до известной поры он об этом никому не говорил. Все стало ясно, когда судно норвежской экспедиции уже находилось в Атлантическом океане.

Скотт , который был в Австралии, понял, что гонки за первенство не избежать.

Без особых трудностей мореходы достигли берегов Антарктиды и высадились на противоположных берегах моря Росса. Впереди было самое опасное.

С началом антарктической весны англичане и норвежцы устремляются к полюсу. Отряд Скотта в составе восьми человек выступил в поход 1 ноября 1911 года. Кроме собак и пони, которых запрягали в сани, в отряде были ещё мотосани. «попытка использовать сразу три вида транспорта, – писал домой Отс, – поражает меня… я абсолютно уверен, что у скотта ничего не получится». У Амундсен а были только собачьи упряжки.

Первая серьезная неприятность в английском отряде – начали падать одна за другой пони. Животные не выдерживали жестокого мороза. Сильно страдали от холода и люди. Меховая одежда у них была далеко не лучшей. Ослабленные скверным питанием, с обмороженными лицами, они медленно продвигались к заветной цели… А там уже развевался норвежский флаг.

Отряд Амундсен а водрузил его над полюсом 14 декабря 1911 года. Только через месяц сюда пришли англичане.

Первые дни их возвращения на базу у моря росса не предвещали трагедии. В спину дул устойчивый полярный ветер, сани шли, как на парусах. Под ногами хрустел прочный наст. Впереди был удобный спуск с вершины плато. Но скоро этих отважных людей постигла большая беда: они не смогли разыскать несколько хранилищ с продуктами питания, оставленных на пути к полюсу.

Ориентиры – флажки и пирамиды из снега – не помогли, снежные бури сделали свое дело. Теперь люди заметно слабели с каждым днем, продвигались из последних сил.

Первым умер Эванс, больше других страдавший от цинги. У Отса после частых обморожений началась гангрена. У руководителя экспедиции была настолько обморожена нога, что он сам стал обузой для отряда.

Во время отдыха в палатке Отс долго что-то писал в своем дневнике, а потом попросил товарищей передать записки матери: «Она единственная женщина, которую я любил». Затем он с трудом вылез из прорванного. Отсыревшего спального мешка, проковылял к выходу и исчез в снежном буране. Совсем.

Остальные участники этого несчастного похода ещё неделю боролись за жизнь. Последние три человека – скотт, Уилсон и Бауэрс – умерли в лагере, не дойдя до базы всего восемнадцать километров. «Мужества, твердости, силы им было не занимать. Немного больше опыта – и их предприятие увенчалось бы успехом» – писал позднее Амундсен о походе Скотт а к Южному полюсу .

Смерть Скотт а сделала его национальным героем. Соотечественники перечитывали строки его послания к общественности: «В нашем крушении определенно виновата плохая погода… Не думаю, чтобы когда-либо человек испытал то, что мы пережили за один месяц».

Скотт был прав, говоря о погоде, но ведь в этом отношении он допустил серьезный просчет. Задержавшись со стартом, он обрек отряд на приход к полярному плато на три недели позже летнего солнцестояния. Морозы были уже на десять градусов ниже тех, что застали в районе полюса экспедицию Амундсен а.

Раз человек сумел покорить Северный полюс, рано или поздно он должен был достичь и Южного, расположенного в центре ледяного материка Антарктиды.
Здесь ещё холоднее, чем в Арктике. Вдобавок почти никогда не утихают свирепые ураганные ветры… Но Южный полюс тоже сдался, причём история покорения двух крайних точек Земли любопытным образом связалась воедино. Дело в том, что в 1909 году на завоевание Северного полюса, как и Пири, намеревался выступить знаменитый полярный исследователь Руал Амундсен — тот самый, что за несколько лет до этого сумел провести свой корабль из Атлантического океана в Тихий северо-западным морским путём. Узнав же, что Пири добился-таки успеха первым, честолюбивый Амундсен, не колеблясь, направил своё экспедиционное судно «Фрам» к берегам Антарктиды. Он решил, что будет первым на Южном полюсе!
Добраться до самой южной точки Земли пытались и прежде. В 1902 году капитан английского королевского военно-морского флота Роберт Скотт вместе с двумя спутниками сумел достичь 82 градусов 17 минут южной широты. Но затем пришлось отступить. Потеряв всех ездовых собак, с которыми они начали путешествие, трое смельчаков едва смогли вернуться к берегу Антарктиды, где стояло экспедиционное судно «Дискавери».

В 1908 году новую попытку предпринял другой англичанин — Эрнст Шеклтон. И вновь неудача: несмотря на то, что до цели оставалось всего лишь 179 километров, Шеклтон повернул назад, не выдержав тягот пути. Амундсен же и в самом деле добился успеха с первого раза, продумав буквально каждую мелочь.
Его путешествие к полюсу было разыграно, как по нотам. Между 80-м и 85-м градусами южной широты через каждый градус норвежцы заранее устроили склады с продовольствием и топливом. В путь Амундсен отправился 20 октября 1911 года, с ним были четверо спутников-норвежцев: Хансен, Вистинг, Хассель, Бьоланд. Путешественники двигались на санях, которые тащили ездовые собаки.

Костюмы для участников похода были сшиты… из старых одеял. Идея Амундсена, неожиданная на первый взгляд, полностью себя оправдала — костюмы были легки и вместе с тем очень теплы. Но трудностей немало выпало и на долю норвежцев. Удары пурги до крови иссекли лица Хансена, Вистинга и самого Амундсена; эти раны долго потом не заживали. Но закалённые, мужественные люди не обращали внимания на такие мелочи.
14 декабря 1911 года в 3 часа дня норвежцы достигли Южного полюса.
Они пробыли здесь три дня, проводя астрономические определения точного местоположения, чтобы исключить малейшую возможность ошибки. В самой южной точке Земли был установлен высокий шест с норвежским флагом и вымпелом «Фрама». На доске, прибитой к шесту, все пятеро оставили свои имена.
Обратный путь занял у норвежцев 40 дней. Не произошло ничего непредвиденного. И рано утром 26 января 1912 года Амундсен вместе со своими спутниками вернулся на берег ледяного материка, где в Китовой бухте его поджидало экспедиционное судно «Фрам».

Увы, победа Амундсена была омрачена трагедией другой экспедиции. В том же 1911 году новую попытку достичь Южного полюса предпринял Роберт Скотт. На этот раз она была успешной. Но 18 января 1912 года Скотт и четверо его спутников нашли на Южном полюсе норвежский флаг, оставленный Амундсеном ещё в декабре. Разочарование англичан, пришедших к цели лишь вторыми, оказалось столь великим, что выдержать обратный путь у них уже не было сил.
Несколько месяцев спустя поисковые отряды англичан, обеспокоенных долгим отсутствием Скотта, разыскали в антарктических льдах палатку с замёрзшими телами капитана и его спутников. Кроме жалких крох еды, в ней обнаружили 16 килограммов редких геологических образцов Антарктиды, собранных во время путешествия на полюс. Как оказалось, до спасительного лагеря, где запасено было продовольствие, от этой палатки оставалось всего двадцать километров…

Долгое время самый холодный континент планеты - Антарктида, оставался неизученным.

Но вот в 1911 году отважные полярные исследователи добрались и до него.

Целых две группы независимо друг от друга ушли в сложнейший поход по заснеженной и скованной льдом Антарктике.

Они поставили своей целью исследовать Южный Полюс. Место, где ещё не ступал человек.

Первая группа состояла из норвежских путешественников, ею руководил Руаль Амундсен. Вторая - англичане во главе с Скоттом. Группы отправились немного в разное время и первой своей цели достигла группа Амундсена. Они с замиранием сердца установили норвежский флаг на Южном полюсе. Случилось это 14 декабря 1911 года.

Группа Амундсена как раз и вышла первой, да к тому же они взяли с собой тренированные собачьи упряжки. А вот Скотт использовал для движения пони. Эти маленькие лошадки были мало приспособлены к таким суровым условиям похода.

Спустя месяц после норвежской группы, в январе 1912 года англичане наконец-то подошли к полюсу, но радостное волнение сменило разочарование от того, что Амундсен опередил их на месяц. Но самое страшное ждало их впереди.

Амундсен и его товарищи благополучно вернулись из экспедиции, а вот английскую группу постигла беда. На обратном пути двое исследователей погибли от холода. Остальные трое попали в метель и долго блуждали вокруг основного лагеря. Они петляли кругами и проделав путь в 2 500 км по ледяной пустыне замерзли насмерть.

Но и они остались в памяти и истории, как отважные покорители Южного Полюса.

История открытия Южного полюса полна драматизма. Многие путешественники мечтали достичь заветной точки Земли. Среди них француз Жан - Батист Шарко, известный исследователь Арктики и Антарктики. Грезил о лаврах первооткрывателя Нансен, намереваясь отправится в Антарктику на своем «Фраме». Англичанин Эрнст Шеклон в 1909 году продвинулся вглубь материка, но был вынужден повернуть из-за нехватки продовольствия.

И вот в октябре 1911 года к берегам Антарктиды параллельно направились две экспедиции - норвежская и британская. Норвежцами руководил к тому времени известный покоритель Арктики Руал Амундсен, а британскую команду возглавил кавалер ордена Виктории, капитан I ранга Роберт Фолкон Скотт.

Поначалу Амундсен даже не собирался в Антарктику. Он занял у Нансена «Фрам» и планировал отправиться к Северному полюсу. Но тут пришла весть, что англичане снаряжают экспедицию в южные широты и Амундсен повернул корабль на юг, тем самым бросив Скотту открытый вызов. Вся дальнейшая история открытия проходила под знаком состязания.

Британцы выбрали в качестве тягловой силы лошадей, хотя у них были собаки и даже моторные сани – новинка того времени. Норвежцы сделали ставку на собак. Амундсен умело выбрал место зимовки – на 100 миль ближе к цели, чем бухта, где высадился Скотт.

Преодолевая 800 миль от берега до полюса англичане растеряли всех лошадей, у них постоянно ломалась техника, они терпели 40 градусные морозы и кроме того, маршрут был выбран неудачно - приходилось пробираться по трещинам и ледяному хаосу антарктического высокогорья.

С огромными лишениями и трудностями 17 января 1912 года Скотт с товарищами достиг математической точки Южного полюса…. И увидел там остатки лагеря соперников и палатку с норвежским флагом. В своем дневнике Скотт записал: « Норвежцы нас опередили. Ужасное разочарование, и мне больно за моих верных товарищей».

Амундсен, с присущей ему предусмотрительностью, без единой жертвы и травм, четко следуя разработанному маршруту, прибыл на полюс на месяц раньше соперников – в декабре 1911 года. Все путешествие Руала Амундсена и его товарищей Оскара Вистинга, Хелмера Хансена, Сверре Хасселя, Олафа Бьяланда к Южному полюсу и обратно продлилось 99 дней.

Судьба английской экспедиции была трагичной. Измотанные тяжелым переходом люди теряли силы. Неожиданно умер самый молодой член экспедиции Эдгар Эванс. Отморозив руки и понимая, что стал обузой, ушел в пургу на верную смерть Лоуренс Отс. 11 миль не дошли до продуктового склада лейтенант Генри Бауэрс, доктор Эдвард Уилсон и сам Роберт Скотт. Вся экспедиция погибла. Только через семь месяцев их тела обнаружила поисковая команда. Рядом со Скоттом лежала сумка с дневниками, благодаря которым мы сегодня знаем все подробности этой трагедии.

На месте захоронения членов экспедиции был установлен трехметровый крест из австралийского эвкалипта с надписью-цитатой из стихотворения «Улисс» английского классика Альфреда Теннисона - «Бороться и искать - найти и не сдаваться!»

Как только известие о гибели британской экспедиции дошла до мира, история состязания получила мощный резонанс. Многие задумывались над моральной стороной поступка Амундсена. Никто не сомневался, что появление неожиданного конкурента, его победа, обернувшаяся поражением для экспедиции Скотта, повлияла на психологическое состояние британских полярников.

Амундсен так и не простил себя за то, что случилось обжигающим арктическим летом 1911-1912 года. Узнав о гибели Скотта, он написал пронзительные слова: «Я пожертвовал бы славой, абсолютно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии. Она преследует меня!»

В наше время в той самой точке, которая принесла победу одному и поражение и смерть другому расположена научно-исследовательская станция Амундсен – Скотт. Южный полюс навек соединил соперников.

Первооткрыватели южных широт не всегда оставляли истории свои имена. Множество экспедиций известны лишь по фамилиям своих предводителей, оставляя в небытие имена остальных участников. Те, кто достиг первым Южного полюса, к счастью, оставили свои имена. Гениальная экспедиция, достигшая заветной цели, состоялась в 1911 году.

Руаль Амундсен. Краткая биография

Великий норвежец, тот, кто достиг первым Южного полюса, непрестанно путешествовал в самых трудных и малонаселенных уголках Земли. Он родился в 1872 году в семье мореплавателей. Еще в юные годы в руки будущего исследователя попала замечательная книга Дж. Франклина — полярного исследователя. Руаль Амундсен проникся идеей стать первооткрывателем, поэтому с детства готовил себя к предстоящим трудностям. Он спал с открытыми окнами даже в лютые холода, был крайне неприхотлив в еде и постоянно тренировал свое тело. Его мать хотела, чтобы Руаль посвятил себя медицине. Тот добросовестно штудировал книги и посещал занятия. Но сразу после ее смерти Амундсен забросил учебники и стал готовить себя к полярным путешествиям.

Первые путешествия

На борт своего первого корабля Руаль Амундсен взошел в 22 года. Первоначально он служил юнгой на промысловом судне, ходившем в северную Атлантику. В 1896 году впервые вынужденно зазимовал со своими товарищами в высоких широтах. Зимовка была внезапной и незапланированной, моряки были вынуждены есть собственную обувь, чтобы выжить. После возвращения он оценил важность тщательной подготовки к сложным условиям. Впоследствии Амундсен смог сдать важный экзамен и получил диплом капитана дальнего плавания.

Первым собственным кораблем путешественника стала парусная шхуна «Йоа». С небольшим экипажем Амундсен прошел на ней от Гренландии до Аляски, открыв Северо-Западный проход. Такая серьезная подготовка к условиям плавания в полярных широтах позволила ему созреть для новых открытий, среди которых был Южный полюс Земли.

Экспедиция

В 1910 году при поддержке великого Ф. Нансена Р. Амундсен ведет подготовку к походу в Антарктику. Для этой цели был нанят корабль «Фрам», который должен был высадить путешественников в Антарктиде. Тщательно подготовленная экспедиция, состоящая из пяти человек, 52 собак и четырех саней, отправлялась в путь. 19 октября 1911 года путешественники высадились на шельфе Росса и отправились вглубь ледяного континента.

Вначале экспедиция долго шла по широкой ледяной пустыне. После пересечения 85 параллели рельеф местности изменился — дорогу преграждали высокие ледяные скалы. У подножья скал путешественники устроили небольшой тайник с запасами продовольствия. Остальную провизию Амундсен взял с собой, рассчитав, что Южный географический полюс находится в пределах досягаемости, и путь до него и обратно должен занять не более 60 дней.

К середине намеченного срока путешественники достигли большого ледника, который был назван в честь Акселя Хейберга — спонсора экспедиции, поверившего в победу Амундсена и предоставившего немалые деньги для покрытия расходов. Позднее на карту были нанесены имена других людей, знакомых и родных. Так на карте Антарктиды появился ледник Лив, названный в честь дочери Ф. Нансена.

Достичь цели

В середине лета путешественники достигли рубежа, за которым не побывала еще ни одна полярная экспедиция. Крайняя точка холодного континента, открытая Шеклтоном, не досягала географической отметки полюса всего на 180 км. Пройдя последний отрезок пути, экспедиция достигла заветной точки, в которой пересекались все меридианы Земли. Имя каждого, кто достиг первым Южного полюса, осталось навечно связано с холодным южным континентом. Это Руаль Амундсен,Оскар Вистинг, Сверре Хассель, Хелмер Хансен и Олаф Бьяланд.

Свое пребывание в самой южной точке земли путешественники отметили выставленным норвежским флагом и вымпелом с корабля «Фрам». Неподалеку от флага была установлена палатка, в которой Амундсен отставил послание своему сопернику — Скотту. Зафиксировав свое пребывание на Южном полюсе, экспедиция двинулась в обратный путь.

Все путешествие заняло 99 дней. Тех, кто достиг первым Южного полюса, радостно встречали сначала на корабле «Фрам», а затем - в небольшом городе Хобард, расположенным в Тасмании. Оттуда в газеты мира пришло сообщение о том, что самая южная точка земли была покорена. Но для Руаля Амундсена путешествие не прекращалось...