Болезни Военный билет Призыв

Кто кого: как обуздать неконтролируемый стресс. Бей, беги, замри: как справиться с экстремальной ситуацией

  • Стресс – естественная реакция организма на новизну.
  • Неконтролируемый стресс возникает при невозможности приспособиться к ситуации, ее избежать и предсказать ее последствия и конец.
  • Серьезнее всего психику травмирует невозможность установить контроль над ситуацией.
  • Чтобы справиться со стрессом, важно искать в ситуации плюсы и выстраивать систему посреди хаоса.

Словом «стресс» мы привыкли описывать самые разные свои состояния: тревогу, дискомфорт, напряженность. Но с биологической точки зрения стресс – это всего лишь реакция на новизну. Поэтому ежедневные поездки на метро до работы и обратно едва ли можно считать стрессом: так или иначе, мы готовы к тому, что нас там ждет, приспосабливаемся, адаптируемся.

Стресс – реакция биологическая, и в этом смысле за миллиарды лет ничего не изменилось. В моменты стресса на работе у нас включаются те же механизмы, что и у нашего предка, на которого несся тигр. Наш организм готовится защищаться. Природа придумала для этого две основные стратегии.

«Бей-беги» или «замри, умри, воскресни»?

В нашем арсенале два типа реакций: «бей или беги» и замирание. Первую ярче всего иллюстрирует притча о лягушке, упавшей в чан с молоком. Выбрав борьбу, она взбила масло и спаслась. Такая стратегия актуальна в экстремальных условиях: например, во время войны.

В повседневной жизни, как ни странно, выигрывают те, кто замирает. Понимая, что бороться бесполезно, они потихоньку адаптируются к изменившимся условиям.

Эту стратегию иллюстрируют результаты эксперимента с аквариумными рыбками. Ограничив подачу кислорода в аквариум, исследователи заметили, что рыбы разделились на две группы: часть начала метаться, часть замерла, экономя кислород. Выжили именно «застывшие» рыбки: их запаниковавших собратьев отравил уровень адреналина.

ВРАГА НАДО ЗНАТЬ В ЛИЦО

Несмотря на то что человек по природе своей стремится к развитию, познанию, открытию чего-то нового, у этого нового должны быть рамки, границы. Мы должны чувствовать себя уверенными в завтрашнем дне, должны знать, что можем на него повлиять, способны контролировать ситуацию.

В противном случае возникает неконтролируемый стресс, который несет угрозу здоровью и может привести к развитию неврозов и депрессии. Он появляется в случае невозможности:

...приспособиться к ситуации,

...избежать ситуации,

...предсказать последствия и конец ситуации.

Неконтролируемый стресс приводит к нарушению трех функций: когнитивной (мыслительной), аффективной (чувственной) и моторной (всего, что касается наших движений). Сильнее всего психику при этом травмирует невозможность установить контроль над ситуацией.

Ярким примером того, как людей вгоняли в неконтролируемый стресс и что с ними происходило впоследствии, были трудовые лагеря в нацистской Германии, куда отправляли немцев – противников нацистского режима.

Правила и условия в лагерях постоянно менялись: заключенные выполняли бессмысленную работу, никогда не знали наверняка, во сколько начнется и закончится их трудовой день. Как только они начинали привыкать к правилам, те менялись на противоположные. Люди помещались в ситуацию, которую никак не могли себе объяснить, проконтролировать, предсказать, и это постепенно вводило их в состояние «выученной беспомощности».

Когда мозг сосредотачивается на том, что мы сами решаем, он не подвергается неконтролируемому стрессу

Но оказалось, что с этим состоянием можно бороться. Среди заключенных был психолог Бруно Беттельхейм. Он понял: для того, чтобы противостоять неконтролируемому стрессу, нужно исключить хотя бы одно из трех условий его возникновения. Да, он не мог контролировать, где и когда будет работать, что именно будет делать, во сколько ляжет спать и проснется, но он мог решать, когда делать зарядку, какие именно упражнения выполнять, сколько раз и когда чистить зубы.

Когда мозг сосредотачивается на том, что мы сами решаем, прогнозируем, на что сами влияем, он не подвергается неконтролируемому стрессу. Поэтому так важно создать «островок контроля», логики и последовательности.

Кнут без пряника

К счастью, сегодня мало кто из нас попадает в такие экстремальные ситуации. Дело в том, что самый простой способ ввести взрослого человека в состояние неконтролируемого стресса – это лишить его финансовой стабильности . И этим часто злоупотребляют работодатели. В корпоративной среде принято считать, что, когда человек адаптируется к работе, начинает выполнять ее уверенно и достигает определенной планки, ему становится комфортно и он перестает двигаться вперед.

Следовательно, для того, чтобы компания росла и развивалась, нужно периодически – не чаще, чем раз в три года – выводить сотрудников из зоны комфорта. Как? Вгоняя их в состояние стресса: меняя что-то в условиях работы или оплаты. Одни работодатели резко сокращают зарплатную часть и меняют систему премирования, другие повышают план продаж, третьи забирают у сотрудников базу клиентов.

Если при изменении условий не пообщаться с каждым сотрудником, то бизнес в конечном счете только проиграет

В целом с точки зрения компании это правильный подход: менять условия периодически нужно, иначе возникает застой. Но оказавшись в такой ситуации, сотрудник перестает контролировать, сколько он зарабатывает, не знает, сможет ли выплатить кредит, ипотеку. Такая ситуация сильно бьет по его самооценке, снижает его продуктивность и лояльность к компании.

Если при изменении условий не пообщаться с каждым сотрудником, не объяснить ему, зачем это было сделано, что это даст, как лично он может вернуть себе привычный уровень дохода, то бизнес в конечном счете только проиграет.

Главное – выстроить систему

Допустим, мы оказались в такой ситуации, но в одночасье кардинально изменить ее (например, уволиться) не можем. Как в таком случае справиться со стрессом?

1. Нарисовать картину будущего – в максимально возможных деталях и подробностях. Какую работу мы хотим найти? Что будем там делать? Что это нам даст? При этом оценить, реален ли наш план, существует ли такое место работы, о котором мы мечтаем. Если мечты далеки от реальности, стоит скорректировать их.

2. Какой бы негативной ни была ситуация, выстроить в хаосе систему и найти в текущих обстоятельствах плюсы . Это может быть что угодно, любая мелочь, важная конкретно для вас: гибкий график, приятное окружение, близость к дому, плавающий перерыв на обед (а значит, возможность в это время заняться какими-то своими делами).

Как ни банально это звучит, надо, чтобы в жизни, кроме работы, было что-то еще: спортзал, бассейн, хобби. Важно знать, что рабочий день закончится и после нас ждет что-то приятное, запланированное нами, что-то, на что мы можем переключиться. Разгрузка необходима, в противном случае даже смена работы не всегда помогает.

Смена работы раз в три года позволяет развиваться, приобретать разный опыт, быть в курсе ситуации на рынке

Чтобы впредь избегать подобных ситуаций, важна профилактика. Специалисты советуют раз в три года менять место работы. Это позволит вам развиваться, приобретать разный опыт, быть в курсе ситуации на рынке. В этом случае изменения в компании и переход на новую работу не станут для вас стрессом.

Конечно, в краткосрочной перспективе от этого можно проиграть: как в должности, так и в деньгах. Но в долгосрочном плане выигрывает тот, кто двигается.

Стресс у ребенка: как помочь

Не секрет, что наши дети каждый день подвергаются куда более серьезному стрессу, чем мы в их возрасте: в школе от них требуют гораздо большего, чем когда-то от нас. Неконтролируемый стресс возникает у детей тогда, когда они не могут объяснить себе произошедшее, разобраться в его причинах. Как им помочь?

1. Важно с малых лет приучать детей проговаривать каждую ситуацию. Почему это произошло? Почему другой человек так поступил? Как сделать, чтобы этого больше не случилось? Наказывая ребенка, объяснять ему, какой его поступок повлек за собой это наказание. Не ограничиваться фразами: «А ты подумай!», «Иди и поразмысли над своим поведением!»

Нужно учить ребенка искать позитивные моменты в любой, даже самой острой ситуации

2. Необходимо объяснить ребенку, что болезненная для него ситуация временная, что она скоро закончится.

Учитель кричит на ребенка, а возможности перевести его в другую школу прямо сейчас нет? Проанализировав вместе с ребенком поведение педагога (всегда ли и со всеми ли учениками он так себя ведет), можно обсудить с ним срок перехода в другую школу. Если ребенок будет знать, что ему осталось потерпеть до конца четверти или учебного года, справиться с ситуацией будет легче. При этом сходить в новую школу вместе с ребенком, познакомиться с директором, пройтись по коридорам, чтобы у ребенка сформировалась четкая картинка будущего.

3. Наконец, нужно учить ребенка искать позитивные моменты в любой, даже самой острой ситуации.

Друг рассказал всему классу твою тайну и все смеялись? Это значит, что больше доверять ему секреты не стоит, это убережет тебя от ошибок в будущем. Уча этому ребенка, мы учимся сами, а значит, давать отпор стрессу становится все легче.

Об эксперте

– руководитель группы первого научно-исследовательского центра профайлинга «Профайл Групп» .

Бей или беги

Ответ на напряжение - «бей или беги» - это способ, которым тело отвечает на воспринятые угрозы, представляет ли ситуация угрозу для жизни (вроде аварии) или чувства собственного достоинства (вроде экзамена). В любом случае тело готово защитить себя от приближающейся опасности. При этом происходят следующие физиологические изменения:

Сердце начинает биться быстрее, чтобы послать кровь мышцам и мозгу. В результате кровяное давление повышается;

Человек начинает дышать глубоко и быстро. Такое дыхание поставляет телу кислород, чтобы оно могло произвести энергию от увеличенного сахара в крови;

Зрачки глаз расширяются, чтобы человек мог лучше видеть опасность.

Хотя у женщин тоже запускаются такие реакции, мужчины переживают физиологический ответ на воспринятое напряжение гораздо сильнее. Отсюда - неожиданные поступки, когда мужчина сталкивается с тем, что он воспринимает как угрожающую ситуацию. Именно поэтому еще с детства нужно учить людей управлять сильными эмоциями: если никто не показал мальчику, как контролировать сильные реакции, его поведение, вероятно, станет проблемным, а во взрослом возрасте он так и не сможет понять, почему другим мешают его вспышки.

Единственная часть реакции на стресс, которой легче всего научиться управлять, это дыхание. Замедление дыхания облегчает замедление других ответов тела.

На школьном уроке, если мальчик отвечает стоя, это помогает ему лучше подумать и лучше ответить. Все больше существует доказательств того, что встать на ноги или выйти на свежий воздух - способы, которые могут фактически улучшить способность мужчин к ясному мышлению.

Последние исследования показывают, что женщины с меньшей вероятностью отвечают на стресс реакцией «бей или беги». И хотя все способны на эту реакцию при определенных обстоятельствах, женщины чаще склонны к другому ответу - условно называемому «потянуться и поддержать». Они во время стресса с большей вероятностью обратятся к другим женщинам для поддержки, а также защитят друг друга от воспринятых угроз. Социальная поддержка помогает женщинам управлять их реакцией на стресс. Однако тенденция женщин полагаться на общественную поддержку может сослужить им дурную службу в определенных ситуациях вроде прохождения экзамена (будь то в школе или в ГИБДД), где просьба друга о помощи будет неуместной и окажется расцененной как попытка получить ответы от другого.

Хуже всего, что иногда может быть трудно обнаружить, что девочка расстроена, поскольку она становится очень тихой. Признаки заметны, когда она их проявляет, например, плачем или не может ответить на простой вопрос. При описанной реакции кровь идет в центр тела, дальше от мышц, и поэтому женщине труднее двигаться, она становится «тяжелой на подъем».

Этим вопросам посвящено внимание многих исследователей. Например, над ними работали С. Тейлор, Л. Кляйн, Б. Льюис, Т. Грюневальд, Р. Гурунг, Дж. Упдеграфф, которые представили результаты своих работ в статье «Поведенческий ответ на стресс у женщин: тянуться и поддерживать, а не бить или бежать». Дальнейшие работы С. Тейлор над этой темой - «Поведенческая основа союза под воздействием стресса» и «Регуляция уровня кортизола психологическими ресурсами».

Из книги Сотвори себе поддержку автора Светлова Маруся

Не беги… Ключ не поворачивался в замке, что-то там заедало, и она бестолково тыкала ключом еще и еще, пытаясь повернуть его.Наконец, он повернулся, и она закрыла дверь и раздраженно подергала ручку двери, - несколько раз она, вот так в спешке убегая из дома, не закрыла

Из книги Мозг. Инструкция по применению [Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок] автора Рок Дэвид

Вперед шагай осторожно, а прочь беги В книге «Гипотеза счастья» (The Happiness Hypothesis) Джонатан Хайдт пишет, что все мы – потомки людей, обращавших самое пристальное внимание даже на слабый шорох в кустах. В мире, полном опасностей, выживают сверхбдительные и сверхосторожные.

Из книги Все способы раскусить лжеца [Тайные методы ЦРУ, которые применяются на допросах и при расследованиях] автора Крам Дэн

Бей, беги – или ЗАМРИ! В результате организм выходит из некогда блаженного состояния гомеостаза и приходит в перевозбужденное, едва ли не сверхчеловеческое состояние, в котором кровоток и насыщение крови кислородом резко усиливаются, время реакции сокращается, мышцы

Из книги Майндсайт. Новая наука личной трансформации автора Сигел Дэниел

Сигналы ствола: Внимание! Бей, беги или замри? Мы получаем доступ к нашему телу посредством интероцепции, что буквально означает «восприятие изнутри». Попробуйте прерваться на секунду прямо сейчас и почувствовать, как бьется ваше сердце и как вдохи сменяются выдохами.

Из книги Как полюбить собственное тело автора Дюфрен Трой

Механизм: беги, поймай или убей Навык избегания – это один из механизмов адаптации в мире. Неудивительно, что мы так хорошо его осваиваем. Пещерным людям было крайне важно держаться подальше от животных или явлений, которые представляли для них угрозу, – от этого

Из книги Не отступать и не сдаваться. Моя невероятная история автора Ренсин Дэвид

Беги, если хочешь жить Луи бежит за Университет Южной Калифорнии, 1938 год, когда он установил рекорд Национальной студенческой спортивной ассоциации, пробежав милю

Из книги Идеальные родители за 60 минут. Экспресс-курс от мировых экспертов по воспитанию автора Мазлиш Элейн

Беги, если хочешь жить! Мать из родительской группы под руководством детского психолога, доктора Хаима Гинота, явно была возбуждена.– Доктор Гинот, – сказала она, – сегодня утром я так разозлилась! Я не знала, ударить сына или убить!– Если вопрос стоит таким образом,

Наш мозг - удивительный механизм. Его потенциал продолжает поражать ученых. Каждый раз они словно заново открывают для себя этот потрясающий орган. Мозгу под силу высшие функции, достижения и свершения, однако лишь незначительная часть людей по-настоящему реализовали себя и раскрыли внутренние резервы. Тех, кто добился действительно потрясающих успехов, совсем немного. Что же мешает человеку качественно использовать свои психические функции?

Чудовище внутри нас

У сомнения в себе много имен: недостаток уверенности, чувство незащищенности, застенчивость, низкая самооценка, нехватка веры в свои силы и так далее. Но роза, как ее ни назови, так же прекрасно пахнет, а в нашем случае - такая же колючая. Это не красивый цветок, а острые шипы недоверия самому себе. Обратная сторона уверенности. Страх. Сомнение в себе - фундаментальный барьер, потому что не позволяет нам начать. Когда неясно, что делать, становится страшно. Испуг блокирует действие и внушает чувство уязвимости. Человек начинает сомневаться в собственных способностях, сообразительности, силе, успешности. Внимание переключается с того, что надо сделать, на самозащиту, и это приводит в тупик.

Как заметить препятствие

Определенный барьер провоцирует характерное поведение человека. В случае сомнений в себе это колебания. Первичное действие: вы колеблетесь Человек готов действовать, но не решается сделать шаг. Он стоит на краю трамплина и думает, что надо прыгнуть, но не прыгает. Он перестает двигаться к цели.

Каковы признаки сомнения в себе?

Вы верите, что…

…проблемы больше, чем ваша способность их решить.

Вы считаете, что вам не хватает умений, таланта или сил, чтобы справиться с задачей.

…вам нечего предложить.

То, что вы должны сказать, не имеет ценности; вы не можете повлиять на жизнь других людей, дать миру что-то хорошее, а то, что хотите сообщить, никому не интересно.

…вы стараетесь изо всех сил.

Вы берете ношу по себе, чтобы не надорваться. Кажется, что многое в жизни вам недоступно, поэтому нужно поумерить аппетит.

…когда хочется возразить, приходится соглашаться, особенно на работе.

Даже чувствуя правоту, вы скорее предпочтете показаться милым и покладистым, чем склонным к конфронтации спорщиком. Вы не подойдете к начальнику по поводу продвижения по карьерной лестнице или прибавки к зарплате. Не станете рассказывать о проблемах. Вы соблюдаете все правила, но кажетесь безынициативным, неуверенным, лишенным устремлений.

Скрытый механизм: неспособность подавить страх

Одна из самых важных функций головного мозга - защищать человека. Когда мозг замечает угрозу, он активирует симпатическую нервную систему - ту часть нервной системы, которая контролирует острую стрессовую реакцию, больше известную как реакция «бей или беги».

Этот древний неврологический механизм готовит организм к действию при потенциальной угрозе. Как только человек попадает в ситуацию, которая может угрожать его благополучию, эта примитивная часть мозга посылает сигналы в разные области организма, чтобы подготовить их к реакции. Изменяются сердцебиение, давление, скорость дыхания, работа потовых желез, сосудов, мочевого пузыря, мышц - все должно функционировать так, чтобы человек или справился с угрозой, или смог убежать в противоположном направлении с максимально возможной скоростью. Когда мозг приходит к выводу, что угрозы нет, он дает отбой симпатической нервной системе, и гиперактивность сходит на нет.

Понятие «бей или беги» ввел в 1929 году Уолтер Кеннон, который описывал этим термином реакцию животных на опасность. Со временем ученые обнаружили подобный механизм и у человека, он включает цепочку из четырех возможных реакций, которую условно принято называть так: «замри - беги - бей - сдавайся». Первая реакция - замереть. Столкнувшись с потенциально опасной ситуацией, человек сосредоточивает внимание на стимуле и пытается разобраться, как поступать дальше.

Например, если вы идете по лесу и замечаете пожар, понятно, что огонь представляет для вас угрозу. Вы откладываете другие дела и переключаете внимание на опасность. Затем следует выбор реакции: бей или беги. Если это просто непотушенный костер, можно затоптать его. Если перед вами бушующая стихия лесного пожара, вы изо всех сил броситесь бежать в противоположном направлении с криком о помощи.

Хотя опасности стали другими, реакция мозга осталась прежней. Как только он замечает угрозу, то активирует реакцию «замри - беги - бей - сдавайся». Столкнувшись с чем-то потенциально опасным, человек замирает. Затем он начинает думать, что делать дальше. В зависимости от того, насколько серьезной кажется ситуация, он может либо бороться, либо отступить. А если нельзя сделать ни то ни другое, человек сдается, оставаясь в оцепеневшем состоянии.

Если же он решит, что нет ни возможностей, ни ресурсов для решения проблемы, она постепенно поглотит человека. Например, стало известно, что в вашей компании планируется сокращение персонала. Вы замираете, останавливаетесь и прислушиваетесь. Что дальше? Вступать в борьбу, драться? Пойти к начальнику и узнать подробности? Проанализировать трудовой договор и показатели результативности, чтобы найти аргументы в свою пользу? А может, прибавить темп и показать, насколько вы ценный сотрудник? Или лучше убежать? Начать искать другую работу, требовать компенсацию и подготовить заявление на пособие по безработице? Если вы не сможете заставить себя делать что-то из вышеперечисленного, включится режим «сдаться».

Как преодолеть препятствие

Сомнение в себе вызвано страхом. Оно включается, когда мозг начинает реагировать на тревогу, хотя реальной опасности нет. Чтобы этого избежать, необходимо тренировать мозг подавлять ненужные опасения. Цель перечисленных ниже стратегий - справиться с испугом. Чтобы отключить автоматическое возникновение страха, нужно приучить себя к этой эмоции. Она с большей вероятностью появляется в новой и предположительно опасной ситуации, а после неоднократного столкновения с необычной задачей мозг перестает чрезмерно реагировать и привыкает. Другими словами, если периодически ставить себя в ситуации, которых боишься сильнее всего, можно побороть страх и в результате преодолеть барьер. Борьба с сомнениями - это повышение уверенности в себе. Угрозы больше не ужасают, а вызовы перестают восприниматься как неразрешимые и непомерные.

Не надо скромничать

Рекламировать себя себе непросто, потому что вы свой самый придирчивый критик. Но если не получится убедить в собственной ценности даже себя, других не удастся и подавно. Выработайте привычку регулярно себя хвалить. Вспоминайте о своих хороших качествах и радуйтесь им. Три следующих упражнения должны заставить вас вспомнить о сильных сторонах. Чем серьезнее вы их воспримете и чем чаще будете о них думать, тем больше вас удивят результаты. Не стесняйтесь делиться своими мыслями с человеком, которому доверяете.

Если вы страдаете паническим неврозом, то во время приступа думаете, что серьезно больны. Но симптомы панических атак объясняются по-другому. В этой статье я расскажу, что происходит в организме в состоянии паники.

Реакция организма на необходимость сражаться

Для того, чтобы объяснить возникающие симптомы, перенесемся во времена древних людей. Тогда человек в любой момент мог столкнуться с хищником. Представьте себе, что с волком столкнулся взрослый мужчина. Он решил сразиться со зверем. У него нет ружья. Ему приходится рассчитывать только на себя. Чтобы справиться с опасным зверем, он должен задействовать всю свою ловкость, силу и скорость. Для того, чтобы он мог эффективно сражаться в его организме происходят изменения.

Активируются гипофиз и гипоталамус. Они воздействуют на надпочечники. В кровь выбрасывается адреналин, норадреналин и кортизол. При воздействии этих веществ учащается дыхание, расширяются бронхи, в легкие поступает много кислорода. Это помогает переживать интенсивные нагрузки. Чтобы лучше работали мышцы, а реакция была молниеносной — учащается сердцебиение, ускоряется пульс и повышается давление. Вырабатывается глюкоза, чтобы лучше питать мышцы и мозг. Его бросает в пот. Организм должен избежать внутреннего перегрева, вот и выделяет влагу для того, чтобы охладиться.

Реакция организма в ситуации бегства

Но вот иная ситуация. Волк почуял маленькую девочку и пустился в погоню. Она в состоянии паники. Конечно, ей не справиться с грозным хищником. Чтобы выжить ей нужно бежать к своим соплеменникам. Чтобы она могла быстрее бежать в ее организме также происходят изменения. Опять организму нужно большое количество энергии. И снова выбрасывается адреналин, норадреналин и кортизол. И провоцирует сердцебиение, учащенное дыхание и выделение глюкозы.

Одна из реакций в состоянии паники – сброс балласта. Человеку легче бежать на пустой желудок, когда он освободил мочевой пузырь и сходил в туалет. Поэтому при испуге может возникнуть медвежья болезнь, непроизвольное мочеиспускание, тошнота и рвота. Организм делает все, чтобы человек мог выжить и пережить интенсивные нагрузки.

Во времена древних людей выживали только те, у кого реакция организма на опасность была быстрой и достаточно сильной.

Почти 100 лет назад психолог Уолтер Кеннон такую реакцию организма на стресс назвал реакцией борьбы или бегства.

Реакция «бей или беги» в современном мире

Прошло много веков. Но и в современном обществе люди также прибегают к реакции борьбы или бегства, чтобы чувствовать себя комфортно и в безопасности. Например, вы мгновенно отскакиваете на тротуар, когда слышите сигнал приближающегося автомобиля. Такая реакция помогает избежать вреда или травмы. Мы не удивляемся, когда реакция «бей или беги» происходит в моменты настоящей опасности. Но современные люди гораздо реже сталкиваются с угрожающими жизни ситуациями.

Панический невроз: что происходит в организме во время панических атак

Сейчас стрессовые ситуации стали иными – это первое свидание с девушкой, экзамен или разговор с начальством. В таких ситуациях уже нет необходимости нападать, сражаться или убегать. Современные люди практически не дерутся. В большинстве ситуаций ни физическая агрессия, ни простое бегство в решении проблем не помогают. Такое поведение противоречит правилам поведения в цивилизованном обществе. В большинстве случаев реакция «бей или беги» создает одни лишь проблемы. Но организм человека остался таким же. И поэтому на всякий случай, на стресс тело реагирует так же, как раньше на нападение льва.

Гормоны выбрасываются в тех же количествах. Учащается дыхание, поднимается давление, появляется тахикардия, организм готов сбросить балласт. Это так называемая вегетативная реакция. Но у человека нет никакой возможности бежать, кричать и драться. В современном обществе это было бы странно. У человека нет возможности утилизировать выброшенные гормоны. Они не находят выхода. Учащенное дыхание и перепады уровня глюкозы приводят к головокружению и чувству дереализации.

Ситуацию осложняет то, что из-за темпа современной жизни многие живут в хроническом стрессе. Организм на взводе, в полной «боевой» готовности. Он практически все время реагирует так, как будто жизни человека угрожает опасность. Накопившееся напряжение выбрасывается во время панического приступа.

Человеку трудно объяснить такое возбуждение и столь бурную реакцию вегетативной нервной системы. Не находя объяснения телесным проявлениям, человек чувствует страх за свое здоровье или испытывает страх сойти с ума. Состояние паники еще больше усиливает телесные симптомы. Именно так формируется панический невроз.

Но такая реакция тела не опасна и объяснима. О причинах паники вы можете прочитать в статье «Причины приступов паники ». Проанализировать то, что вызвало состояние паники поможет дневник самонаблюдения из статьи «Анализ первого панического приступа ». Больше о том, как стресс влияет на развитие панического невроза, вы узнаете из статьи «

Мы получаем доступ к нашему телу посредством интероцепции, что буквально означает «восприятие изнутри». Попробуйте прерваться на секунду прямо сейчас и почувствовать, как бьется ваше сердце и как вдохи сменяются выдохами.

Ключевые физиологические процессы регулируются стволом головного мозга; он также помогает управлять корой, воздействуя на внимательность и формируя душевное состояние. Сигналы ствола легко уловить в любое время, для этого нужно обратить внимание на возбуждение и на изменения в дыхании или сердечном ритме.

Вспомните, что происходит, когда вас клонит в сон. Вы пытаетесь сконцентрироваться и продолжать улавливать информацию: например, во время лекции или чтения этой книги. Возможно, вы несколько раз перечитали параграф, как следует не осмыслив его, и признались себе, что не в состоянии продолжать. Затем вы выбираете, как поступить: выпить кофе, ополоснуть лицо холодной водой или немного вздремнуть. Это один из способов регуляции внутреннего мира - отслеживание и последующая модификация энергетического и информационного потоков, или, в данном случае, уровня возбуждения ствола головного мозга.

Ствол совместно с лимбическими структурами и корой оценивает степень опасности или безопасности.

Когда система сообщает, что нам ничто не угрожает, мы отпускаем напряжение в теле и расслабляем мышцы лица. Мы делаемся восприимчивыми, а сознание - ясным и спокойным.

Анализируя опасность , ствол (вместе с лимбическими участками и медиальной префронтальной корой) активирует механизм принятия решений: если нам кажется, что мы справимся, мы переключаемся в режим бей или беги . В результате активируется симпатический отдел автономной нервной системы. Наше тело готовится к действию, и сердце начинает колотиться. Адреналин поступает в кровь, происходит выброс кортизола - гормона стресса. Обмен веществ готовится к предстоящим затратам энергии.

С другой стороны, если мы уверены в собственной беспомощности, мы падаем или замираем . Исследователи называют это нейрогенным обмороком, и во время него активируется дорсальный отдел парасимпатической части автономной нервной системы. Такая реакция была свойственна нашим самым ранним предкам, и считается, что она способна спасти животное, настигнутое хищником. Падение симулирует смерть, и хищник, питающийся только живой пищей, теряет к жертве интерес. Когда мы замираем, артериальное давление резко падает, что помогает сократить кровопотерю от возможных ран. Это вызывает обморочное состояние у человека (или у животного), и он без сил падает на землю, что поддерживает кровоснабжение самого ценного органа - мозга.

Если сознание вертикально интегрировано, вы считываете сообщения тела об опасности или безопасности , в том числе и очень тонкие ощущения .

Вы можете почувствовать некоторое напряжение, идя по улице, и только потом понять, что вас кто-то преследует. Или в разговоре внезапно смекнуть, что собеседнику нельзя доверять.

В повседневной жизни доступ к подкорковой энергии и информации необходим и для мыслительного процесса. Осознание подкорковых импульсов позволяет понимать, как вы себя ощущаете, предупреждает о возникающих потребностях, помогает расставлять приоритеты при выборе и побуждает к принятию решения.

Именно так способность чувствовать нутром или сердцем позволяет нам жить полной жизнью.

[ 1] . В работах Стивена Поргеса описывается поливагусная теория, согласно которой различные отростки блуждающего нерва и симпатический отдел автономной нервной системы участвуют в ответе ствола головного мозга на опасность. Поргес ввел термин «нейроцепция», обозначающий, как мы оцениваем ситуацию на предмет угрозы и затем, почувствовав опасность, активируем реакцию «бей-беги-замри». При отсутствии угрозы мы включаем систему социального взаимодействия и оказываемся восприимчивы к другим. Поргес называет это любовью без страха. Параллельный процесс заключается в том, что внутренняя настроенность создает ощущение безопасности и включает систему взаимодействия с самим собой. Мы открываемся себе и становимся собственным лучшим другом.