Болезни Военный билет Призыв

Крыжовник очень краткое содержание. Отношение к брату Ивана Ивановича. Иван Иваныч начинает свой рассказ

Роман «Мастер и Маргарита» — главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Число жанровых определений булгаковско-го романа велико: сатирико-философский, фантастичес-кий, философский роман, роман-мистерия, роман-при-тча, лирико-сатирико-философский роман... С появлени-ем дьявола в романе начинает звучать одна из главных философских тем — тема свободы человека и его личной ответственности за нравственный выбор, который он со-вершает, признавая или отрицая существование Бога.

Идейный центр романа — «евангельские» главы, в ко-торых предстают два образа — бродячего философа Ие-шуа и римского прокуратора Понтия Пилата.

Понтий Пилат — пятый прокуратор Иудеи — человек государственный, являющийся олицетворением власти. Он вынужден находиться в Ерлашаиме, который ненави-дит из-за своих обязанностей. Пилат жестокий человек, его называют «свирепое чудовище», и он этим кичится; он считает, что миром руководит закон силы. Он был во-ином, знает цену опасности и поэтому считает, что по-беждает только сильный, такой, который не знает страха, сомнений, жалости. Понтий Пилат живет по своим зако-нам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчи-няющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема, что всесилен римский император, а в Ерлаша-име он — наместник императора, значит, господин всех и вся. Пилат считает, что победитель всегда одинокий, у него не может быть друзей, а только враги и завистники. Таким сделала его власть. Ее закон диктует черты того, кто может иметь власть.

Равных Пилату нет, как нет и человека, с которым он бы хотел пообщаться. Только собака, которую он лю-бит. Но встретившись с Иешуа, Пилат понял, что это тот человек, с которым он хотел бы общаться вечно. Га-Но-цри не боится возражать прокуратору и делает это так искусно, что Понтий Пилат приходит на какое-то время в замешательство. Более того, этот «бродяга» смеет пред-лагать: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более, что ты производишь впечатление умного человека». Га-Ноцри считает, что «злых людей нет на свете», есть люди «не счастливые»; он предельно откровенен, ведь «правду го-ворить легко и приятно». Арестант показался интересен прокуратору.

В невиновности Иешуа прокуратор убедился сразу. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бро-дячего философа, он пытается склонить Иешуа к ком-промиссу, а когда это не удается, уговорить первосвя-щенника Кайфу помиловать Га-Ноцри по случаю наступ-ления праздника Пасхи. Мы видим, что Понтий Пилат проявляет к Иешуа и человеческое соучастие, и жалость, и сострадание. Но вместе с тем и страх. Именно страх, рожденный зависимостью от государства, необходимос-тью следовать его интересам, а не истине, и определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата.

В условиях любого тоталитарного режима, будь то ра-бовладельческий Рим или сталинская диктатура, даже самый сильный человек может выжить, преуспеть, лишь руководствуясь ближайшей государственной пользой, а не своими нравственными ориентирами.

Синедрион принимает решение казнить Иешуа. Задет закон об оскорблении кесаря, налицо бунт, а бунт нужно усмирить. И Понтий Пилат кричит, чтобы слышали все: «Преступник! Преступник! Преступник!».

Иешуа казнен. Почему же мучается Понтий Пилат? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бро-дячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют? И он, «жестокий про-куратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне...».

Понтий Пилат для Булгакова, в отличие от устано-вившейся в истории христианства традиции, — не просто трус и отступник. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, свою душу. Вот почему, загнанный в угол необходимостью пре-дать смерти бродячего философа, он про себя произносит: «Погиб!», затем: «Погибли!». Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность.

Таким образом, встав перед выбором: должность или спасение души, страх перед Цезарем или мужество со-вершить поступок, он выбирает кресло, жизненные блага и преданность тому, что ненавидит. Действуя от имени Тиберия, олицетворяющего собой государство, Понтий Пилат испытывает к императору чувство брезгливости, отвращения. Прокуратор понимает, что могущество его оказалось мнимым. Он трус, он верный пес кесаря и всего лишь пешка в руках.

Читая Булгакова, мы делаем для себя вывод: человек не волен распоряжаться собственным рождение и смер-тью. Но он должен распоряжаться своей жизнью. Чело-век, по Булгакову, ответственен за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности.

Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали видне-ется село Миро-но-сицкое. Начи-на-ется дождь, и они решают зайти к прия-телю-поме-щику Павлу Констан-ти-нычу Алехину, усадьба кото-рого распо-ла-га-ется непо-да-леку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длин-ными воло-сами, похожий больше на профес-сора или худож-ника, чем на поме-щика», встре-чает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и пред-ла-гает им пройти в купальню. Помыв-шись и пере-одев-шись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с варе-ньем Иван Иваныч расска-зы-вает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из канто-ни-стов, но выслужил офицер-ский чин и оставил детям потом-ственное дворян-ство. После смерти отца именье у них отсу-дили за долги. Николай с девят-на-дцати лет сидел в казенной палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочув-ствовал желанию брата «запе-реть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время пред-ставлял себе будущую усадьбу, где непре-менно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недо-едал, женился без любви на некра-сивой, но богатой вдове. Он держал жену впро-го-лодь, а деньги ее положил на свое имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раска-и-ваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжов-ника, посадил их и зажил поме-щиком.

Когда Иван Иваныч приехал наве-стить брата, то был непри-ятно поражен тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал насто-ящим барином, много ел, судился с сосед-ними заво-дами и говорил тоном мини-стра фразы вроде: «обра-зо-вание необ-хо-димо, но для народа оно преж-девре-менно». Николай потчевал брата крыжов-ником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счаст-ли-вого чело-века Иван Иванычем «овла-дело чувство, близкое к отча-янию». Всю ночь, прове-денную им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире стра-дает, сходит с ума, пьет, сколько детей умирает от недо-едания. И сколько других людей живет «счаст-ливо», «днем ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благо-душно тащит на клад-бище своих покой-ников». Ему поду-ма-лось, что за дверью каждого счаст-ли-вого чело-века должен стоять «кто-нибудь с моло-точком» и напо-ми-нать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стря-сется беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, закан-чивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовле-тво-рены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, спра-вед-ливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отно-шения. Но он рад и хочет, чтобы гости продол-жали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправ-ля-ются спать.

В этой статье мы познакомим вас с произведением "Крыжовник" Чехова. Антон Павлович, как вы уже, наверное, знаете, - русский писатель, драматург. Годы его жизни - 1860-1904. Нами будет описано краткое содержание данного рассказа, проведен его анализ. "Крыжовник" Чехов написал в 1898 году, то есть уже в поздний период своего творчества.

Буркин и Иван Иваныч Чимша-Гималайский шагают по полю. Село Мироносицкое виднеется вдали. Вдруг начинается дождь, и поэтому они решают зайти к Павлу Константинычу Алехину, приятелю-помещику, усадьба которого находится в деревне Софьино, неподалеку. Алехин описывается как высокий мужчина примерно 40 лет, полный, похожий больше на художника или профессора, чем на помещика, с длинными волосами. Он встречает путников у амбара. Лицо этого человека черно от пыли, грязна его одежда. Он рад нежданным гостям, предлагает тем отправиться в купальню. Переодевшись и помывшись, Буркин, Иван Иваныч Чимша-Гималайский и Алехин отправляются в дом, где Иван Иваныч рассказывает за чаем с вареньем историю Николая Иваныча, своего брата.

Иван Иваныч начинает свой рассказ

Детство братья провели в имении отца, на воле. Сам родитель их был из кантонистов, но оставил потомственное дворянство детям, выслужив чин офицера. Имение после его смерти отсудили у семьи за долги. С девятнадцати лет Николай сидел за бумагами в казенной палате, но ужасно там тосковал и мечтал приобрести небольшую усадебку. Иван Иваныч же желанию своего родственника на всю жизнь запереть себя в поместье никогда не сочувствовал. А Николай не мог думать ни о чем другом, все время представляя большую усадьбу, где должен был непременно расти крыжовник.

Николай Иванович воплощает свою мечту в реальность

Копил деньги брат Ивана Иваныча, недоедал, в конце концов женился не по любви на богатой некрасивой вдове. Жену свою он держал впроголодь, а ее деньги на свое имя положил в банк. Не вынесла этой жизни супруга и умерла вскоре, а Николай, ничуть не раскаиваясь, приобрел себе желанное имение, посадил 20 кустов крыжовника и зажил в свое удовольствие помещиком.

Иван Иваныч навещает брата

Продолжаем описывать рассказ, который создал Чехов, - "Крыжовник". Краткое содержание дальнейших событий следующее. Когда Николая приехал навестить Иван Иваныч, он был поражен тем, как сильно опустился, обрюзг и постарел его брат. Барин превратился в настоящего тирана, много ел, постоянно судился с заводами и разговаривал тоном министра. Потчевал Ивана Иваныча Николай крыжовником, и видно было по нему, что своей судьбой он доволен так же, как и самим собой.

Иван Иваныч размышляет о счастье и смысле жизни

Следующие дальнейшие события передает нам рассказ "Крыжовник" (Чехов). Братом Николая при виде его родственника овладело близкое к отчаянию чувство. Он размышлял, проведя в усадьбе ночь, о том, как много в мире людей страдают, пьют, какое количество детей погибает от недоедания. А другие тем временем счастливо живут, спят ночью, едят днем, говорят чепуху. Подумалось Ивану Иванычу, что за дверью непременно должен находиться некто "с молоточком" и стуком напоминать ему, что есть на земле несчастные, что когда-нибудь и с ним приключится беда, и его не услышит и не увидит никто, так же как сейчас он не слышит и не замечает других.

Заканчивая рассказ, Иван Иваныч говорит, что нет счастья, а если и существует в жизни смысл, то находится он не в нем, а в том, чтобы творить добро на земле.

Как восприняли рассказ Алехин и Буркин?

Ни Алехин, ни Буркин рассказом этим не удовлетворены. Не вникает Алехин, справедливы ли слова Ивана Иваныча, поскольку речь шла не о сене, не о крупе, а о чем-то таком, что не имеет прямого отношения к его жизни. Однако он очень рад гостям и желает, чтобы те продолжали беседу. Но время уже позднее, гости и хозяин отправляются спать.

"Крыжовник" в творчестве Чехова

В значительной мере творчество Антона Павловича посвящено "маленьким людям" и футлярной жизни. Рассказ, который создал Чехов, "Крыжовник" о любви не повествует. В нем, как и во многих других произведениях этого автора, обличаются люди и общество в мещанстве, бездушии и пошлости.

В 1898 году рассказ "Крыжовник" Чехова появился на свет. Следует отметить, что время, когда было создано произведение, - период царствования Николая II, который продолжал политику своего отца, не желая осуществлять либеральные реформы, необходимые в то время.

Характеристика Николая Ивановича

Чехов описывает нам Чимша-Гималайского - чиновника, который служит в одной палате и мечтает иметь собственную усадьбу. этого человека - сделаться помещиком.

Подчеркивает Чехов, насколько отстает от своего времени этот персонаж, ведь в описываемое время люди не гнались уже за бессмысленным титулом, капиталистами мечтали стать многие дворяне, это считалось модным, передовым.

Герой Антона Павловича выгодно женится, после чего забирает деньги, необходимые ему, у жены и приобретает, наконец, желаемое имение. Еще одну свою мечту исполняет герой, высаживая в усадьбе крыжовник. А супруга его тем временем умирает от голода...

"Крыжовник" Чехова построен с использованием "рассказа в рассказе" - особого Историю описываемого помещика мы узнаем из уст его брата. Однако глаза Ивана Ивановича - глаза самого автора, он показывает таким образом читателю свое отношение к людям, подобным Чимша-Гималайскому.

Отношение к брату Ивана Ивановича

Брат главного героя рассказа "Крыжовник" Чехова поражается духовной скудности Николая Ивановича, ужасает его праздность и сытость своего родственника, а мечта как таковая и исполнение ее кажутся этому человеку вершиной лени и эгоизма.

За время, проведенное в усадьбе, дурнеет и стареет Николай Иванович, он гордится своей принадлежностью к дворянам, не понимая при этом, что данное сословие уже отмирает, а на смену приходит более справедливая и свободная форма жизни, меняются постепенно общественные устои.

Однако больше всего рассказчика поражает момент, когда Николаю Ивановичу подают первый урожай крыжовника. Сразу же он забывает о модных вещах времени и важности дворянства. Этот помещик в сладости крыжовника обретает иллюзию счастья, он находит причину восхищаться и радоваться, и это обстоятельство поражает Ивана Ивановича, который раздумывает о том, что люди предпочитают себя обманывать, лишь бы поверить в свое благополучие. Критикует он при этом и самого себя, находя такие недостатки, как желание поучать и самодовольство.

Раздумывает Иван Иванович о моральном и нравственном кризисе личности и общества, беспокоит его нравственное состояние современного ему социума.

Мысль Чехова

Иван Иванович говорит о том, как его мучает ловушка, которую создают люди сами для себя, и просит творить в будущем лишь добро и пытаться искоренять зло. Но на самом деле через своего персонажа говорит сам Чехов. Человек ("Крыжовник" обращен к каждому из нас!) должен понимать, что цель в жизни - добрые дела, а не ощущение счастья. По мысли автора, у каждого добившегося успеха должен стоять за дверью "человек с молоточком", напоминающий ему о том, что необходимо творить добро - помогать сиротам, вдовам, обездоленным. Ведь однажды может случиться беда даже с самым состоятельным человеком.

В пасмурный нежаркий день ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин шли по полю, которое уже стало им казаться бесконечным. Они разговаривали.

Когда же пошел сильный дождь, путники со своими собаками решили укрыться у Алехина. Он жил в Софьино.

«Мельница работала, заглушая шум дождя; плотина дрожала. Тут около телег стояли мокрые лошади, понурив головы, и ходили люди, накрывшись мешками. Было сыро, грязно, неуютно, и вид у плеса был холодный, злой. Иван Иваныч и Буркин испытывали уже чувство мокроты, нечистоты, неудобства во всем теле, ноги отяжелели от грязи, и когда, пройдя плотину, они поднимались к господским амбарам, то молчали, точно сердились друг на друга»

Помещик Алехин стоял на пороге одного из амбаров. Это был «мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника». Мужчина очень обрадовался гостям и пригласил их в большой двухэтажный дом. Сам же Алехин жил внизу, в двух комнатах со сводами и с маленькими окнами, где когда-то жили приказчики. Обстановка была простая. В парадных комнатах, которые находились наверху, он бывал редко, только когда приезжали гости. Алехин предложил гостям помыться, да и сам с ними отправился в купальню. Красивая горничная Пелагея принесла простыни и мыло.

Когда же вымытые гости с хозяином оказались в большой гостиной, Иван Иваныч приступил к рассказу о себе и своем брате. Его звали Николай Иваныч. И был он на два года моложе. Иван Иваныч пошел по ученой части, стал ветеринаром, а Николай уже с девятнадцати лет сидел в казенной палате. «Наш отец Чимша-Гималайский был из кантонистов, но, выслужив офицерский чин, оставил нам потомственное дворянство и именьишко. После его смерти именьишко у нас оттягали за долги, но, как бы ни было, детство мы провели в деревне на воле. Мы, все равно как крестьянские дети, дни и ночи проводили в поле, в лесу, стерегли лошадей, драли лыко, ловили рыбу и прочее тому подобное...» Николай Иваныч тосковал в казенной палате и мечтал о том, как купит себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера. Иван Иваныч не понимал желания брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Он не хотел «уходить из города, от борьбы, от житейского шума...».

Николай Иваныч даже стал чертить план своего имения, «и всякий раз у него на плане выходило одно и то же: а) барский дом, b) людская, с) огород, (d) крыжовник». Для того чтобы построить дом, Николай «недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и все копил и клал в банк. Страшно жадничал».

Прошли годы, минуло Николаю Иванычу уже сорок лет, а он все продолжал копить. Вскоре женился «на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у нее водились деньжонки. Он и с ней тоже жил скупо, держал ее впроголодь, а деньги ее положил в банк на свое имя. Раньше она была за почтмейстером и привыкла у него к пирогам и к наливкам, а у второго мужа и хлеба черного не видала вдоволь; стала чахнуть от такой жизни да года через три взяла и отдала богу душу. И, конечно, брат мой ни одной минуты не подумал, что он виноват в ее смерти. Деньги, как водка, делают человека чудаком».

Позже Николай купил сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком. Только фруктового сада и крыжовника там не было. Но Николай Иваныч решил не отступать от намеченного плана: он посадил двадцать кустов крыжовника и «зажил помещиком».

Вскоре Иван Иваныч поехал проведать брата. Там везде были канавы, «заборы, изгороди, понасажены рядами елки, — и не знаешь, как проехать во двор, куда поставить лошадь. Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью, и сказала, что барин отдыхает после обеда. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло».

В общем, Николай Иваныч стал настоящим помещиком, барином. Ему было приятно, когда мужики его называли «ваше высокоблагородие» . Творил помещик и добрые дела. «Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно. Ах, эти ужасные полведра! Сегодня толстый помещик тащит мужиков к земскому начальнику за потраву, а завтра, в торжественный день, ставит им полведра, а они пьют и кричат «ура» и «пьяные» кланяются ему в ноги. Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое».

Николай Иваныч считал, что его народ любит, что сделает для него все, стоит ему только пальцем шевельнуть. Совсем он позабыл, что дед его был мужик, а отец — солдат.

За то время, пока Иван Иваныч был в гостях у брата, в нем произошла перемена. Вечером кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Это был не купленный, а свой собственный крыжовник. С жадностью ел Николай Иваныч кислые и жесткие ягоды и все время их нахваливал.

Заветная мечта этого человека осуществилась. Он был счастлив и доволен собой. При виде счастливого человека Иваном Иванычем «овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию». Ночью он размышлял о жизни. О том, что несмотря на сложные жизненные условия, счастливых людей много. Кругом бедность, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье, а на улицах тишина, спокойствие. Громко никто не возмущается. Протестует одна только немая статистика: люди сходят с ума, выпивается с каждым днем гораздо больше, дети гибнут от недоедания.

Иван Иваныч приходит к мысли, что «без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз». В ту ночь Ивану Иванычу стало понятно, что он тоже был доволен и счастлив. Он поучал, говорил, что ученье свет, что образование необходимо, но для простых людей пока довольно одной грамоты, что без свободы жить нельзя.

Теперь же Иван Иваныч не понимает: «во имя чего ждать?» «Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!

Я уехал тогда от брата рано утром, и с тех пор для меня стало невыносимо бывать в городе. Меня угнетают тишина и спокойствие, я боюсь смотреть на окна, так как для меня теперь нет более тяжелого зрелища, как счастливое семейство, сидящее вокруг стола и пьющее чай. Я уже стар и не гожусь для борьбы, я не способен даже ненавидеть. Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать... Ах, если б я был молод!»

Затем Иван Иваныч просил Павла Константиныча не успокаиваться, делать добро.

После этого наступила тишина. Буркин, Алехин и Иван Иваныч расселись в разных концах гостиной. Ведь им хотелось слушать про изящных людей, про женщин, а не про скучного чиновника. Вскоре Алехин простился и ушел спать. Гости остались наверху и всю ночь слушали дождь.