Болезни Военный билет Призыв

Кроссинговер происходит на стадии. Значение слова кроссинговер. Примеры употребления слова кроссинговер в литературе

Казимир (Казимеж; родился 3 октября 1458 года, Краков – умер 4 марта 1484 года, Гродно) - польский королевич, литовский княжич, покровитель молодежи, святой покровитель Польши и Литвы. В 1481-1483 годах был наместником Казимира IV (Польское Королевство). Святой Казимир – первый и единственный святой с таким именем.

Жизнеописание

Отец Казимира – король польский и великий князь литовский Казимир IV, мать – Эльжбета Ракушанка, младшая дочь императора Священной Римской империи Альбрехта II.

Детство Казимир провел в спокойном и удаленном от столичных политических перипетий замке в Старом Сонче. Получил гуманистическое образование. В качестве будущего венгерского короля, Казимир должен был в совершенстве знать немецкий язык и латынь. В учителя к нему были приглашены известные гуманисты того времени: историк Ян Длугош, поэт Каллимах (в 1472-1474 годах) и Станислав Шидловецкий.

В возрасте 13-ти лет, в 1471 году, Казимир возглавил свой первый военный поход на Венгрию, корону которой ему предложили недруги венгерского короля Матвея Корвина. Однако компания потерпела фиаско, и войска Казимира вынуждены были отступить, не получив военной поддержки внутри страны. С этого времени Казимир начинает принимать активное участие в политической жизни.

В 1474 году он вносит свой вклад в организацию антитурецкой лиги в ходе люблинских переговоров. Как наследник престола в 1475 году он присутствует на заседаниях коронного совета. Совместно с отцом в 1475-1476 годах он посещает Великое княжество Литовское.

В 1476 году в Мальборке он участвует в переговорах с Тевтонским орденом. В 1479 году Казимир едет в Литву, где и находится вплоть до 1481 года. Тогда была раскрыта попытка заговора против его отца, что потребовало личного присутствия Казимира. В результате он был назначен наместником Польши и выбрал себе резиденцию в Радоме.

Казимир отказался от брака с дочерью императора Фридриха II, поскольку принял обет безбрачия.

К 1483 году Казимира уже ослаблено, скорее всего туберкулезом, тем не менее, он едет в Вильну, где получает назначение коронным подканцлером. В том же году Казимир вместе с отцом едет в Люблин, где планировал участвовать в съезде шляхты. Однако в Гродно он вынужден был прекратить свое путешествие из-за ухудшения здоровья.

Состояние здоровья Казимира стало вызывать серьезные опасения, и его отец прервал съезд и прибыл в Гродно. 4 марта на руках у отца в гродненском замке умер королевич Казимир. Захоронен он в Вильне, в часовне Божьей Матери Кафедрального собора.

Канонизация

Казимир получил хорошее образование, был скромен и глубоко религиозен. Горе, постигшее королевскую семью в связи со столь ранней кончиной королевича, породило волну сочувствия жителей Польши и Литвы.

Младший брат Казимира, Сигизмунд, активно проводил кампанию по причислению Казимира к лику святых. На то были политические причины. Литву крестили в 1387 году, и у нее не было «своего» святого. К тому же, святой Ягеллон придал бы веса и влияния династии.

Благодаря стараниям Сигизмунда, в 1517 году папа римский Лев X собрал комиссию. Папский легат, прибывший в Литву, ознакомился с распространяющимся культом Казимира, приготовил литургические тексты и его жизнеописание. В 1521 году была выпущена папская булла, согласно которой Казимир был канонизирован.

К несчастью этот документ был утерян. В конечном счете, королю Сигизмунду III была вручена новая канонизационная булла (лат. Quae ad Sanctorum), изданная 7 ноября 1602 года папой Климентом VIII.

В 1604 году была проведена церемония канонизации в кафедральном соборе Святого Станислава в Вильне, для чего была вскрыта могила Казимира, где его останки были обнаружены не истлевшими. В тоже время при иезуитской коллегии провели освящение начала строительства первого костела святого Казимира.

Мощи святого неоднократно переносились. В 1636 году со всеми почестями их переместили в капеллу Святого Казимира кафедрального собора, в 1953 году – в костел святых Петра и Павла. Наконец, торжественное водворение мощей на их законное место в кафедральном соборе произошло 4 марта 1989 года.

Культ

  • 1613 год – святой Казимир был провозглашен патроном Великого княжества Литовского, с тех пор он главный покровитель Литвы.
  • 1636 год – Казимир объявлен покровителем Литвы и Польши.
  • 11 июня 1948 года – Папа Пий XII провозгласил его небесным покровителем молодежи.
  • В Литве Казимира считают покровителем ремесленников.

    На иконах святого Казимира изображают как князя, в соответствующей одежде, с митрой на голове и лилией в руках.

    Чудотворную икону можно увидеть в кафедральном соборе Вильнюса. Согласно легенде, иконописец, заканчивая работу, обнаружил, что нарисовал одну из рук святого с неправильными пропорциями и неестественным положением. Художник постарался исправить ошибку. Он закрасил руку и нарисовал новую. Но краска не смогла скрыть исходное изображение. Так появился образ, на котором святой Казимир изображен с 3-мя руками.

    Казюк

    Казюк («Ярмарка Казюкаса») – это традиционная ярмарка в Вильнюсе, сопровождающаяся карнавалом, проходящая в выходные дни, ближайшие ко дню памяти святого Казимира. Изначально эта ярмарка проходила на площади у кафедрального собора, позднее была перенесена на 2-х главных рынка города.

    В настоящее время это мероприятие охватывает несколько площадок города и улицы. Ранее на ярмарке можно было приобрести всевозможные сельскохозяйственные товары, предметы домашней обстановки и прочие работы ремесленников. Традиционным товаром на этой ярмарке считаются виленские «пасхальные вербы» – композиции, составленные из подкрашенных высушенных цветов.

    Сегодня это ярмарка произведений декоративно-прикладного искусства, сувениров, а также польских и литовских народных ремесел.

    Святой Казимир был сыном Казимира IV Ягеллона Великого (1427 - 1492), короля Польши и Великого княжества Литовского и Елизаветы (Эльжбеты) Австрийской, дочери императора «Священной Римской империи» Альберта II . Он происходил из древнего и славного литовского рода Ягеллонов, потомков князя Ягайло, в течение 186 лет правивших объединённым польско-литовским государством.

    У короля Казимира IV было 13 детей - 7 дочерей и 6 сыновей. Из них четверо - Владислав, Ян Ольбрахт, Александр и Сигизмунд - Август стали королями. Сын Фредерик стал кардиналом и архиепископом Гнезненским. Акоролевскому сыну Казимиру суждено было умереть молодым, а после смерти стать святым и небесным покровителем Великого княжества Литовского, а ныне - Польши, Литвы и Белоруссии, а также города Ружаны и стольного града Вильны (ныне Вильнюс) .

    Святой королевич родился 3 октября 1458 года в Кракове. В детстве и ранней молодости учителем и наставником королевских детей, в том числе и Св. Казимира был известнейший польский историк, церковный деятель и гуманист Ян Длугош. Длугош между прочим известен тем, что впервые познакомил польско - литовскую общественность с творениями античных классиков, а также написал историю Королевства Польского, где содержатся значительные сведения и о древней истории Литовско-Русского государства (между прочим, благодаря Длугошу мы знаем про иконописцев из Литвы, расписавших костёлы в Малой Польши, православными («византийской») фресками). Ян Длугош выбрал для проживания королевичей тихий замок в Старом Сонче, вдали от шумного королевского двора с его шумными пирами, светскими забавами и интригами.


    Ян Длугош и маленький королевич Казимир.

    Когда король Казимир приезжал с семьёй в Вильну, Длугош приводил Св. Казимира для молитвы в Медницкий замок. В 1471 году, когда Св. Казимиру было всего 13 лет венгерские владетельные князья и дворяне захотели провозгласить его венгерским королём. Однако другая часть венгерского дворянства с 1457 года стояла горой за прославленногоМатиаша (Матвея) Корвина (Корвин по мадьярски - ворон), сына великого Яноша Хуньяди. Королевич вместе со своими братьями и 20 - ти тысячным войском отправился в Венгрию. Однако партия Корвина просто так сдаваться не собиралась. Дойдя с войском до границ Венгрии, святой Казимир прослышав, что король - Ворон помирился со своими недругами и собрал 60 -ти тысячную армию для отпора полякам, а также, что римский папа Сикст IV отправил к польскому королю посольство, призванное убедить его отказаться от претензий на Венгрию, на свой страх и риск, не посоветовавшись с отцом, вернулся с войском обратно в Польшу, предпочитая не начинать междоусобную брань с христианами перед лицом угрозы турецкого нашествия. Однако святой не сразу вернулся в Краков, а направился в находившийся неподалёку замок Добжа, где провёл месяц в покаянии, ибо своим отказом сражаться за венгерский престол он нарушил волю отца. Король - отец полностью простил сына и назначил Св. Казимира наместником Великого княжества Литовского с резиденцией в Вильне (хотя литовско-русская шляхта просила в наместники другого королевича - Яна - Ольбрехта). А в 1481 - 1483 годах во время своего отсутствия король оставлял Св. Казимира наместником в Польше. В 1480 году правление Св. Казимира было омрачено вторжением в пределы Литовского государства татарской армии хана Большой Орды Ахмата, который будучи крайне разозлён неудачей в своём противостоянии с Великим князем Московским и всея Руси Иваном III Васильевичем на реке Угре, разорил в Литовской Руси 14 городовза то, что отец королевича Казимир IV , союзник Ахмата, не подал помощи хану против московского войска.

    В Вильне святой королевич уединённо и тихо жил в Нижнем замке. Он отличался необыкновенной набожностью, был защитником и покровителем бедняков. О его необыкновенном благочестии писали все его биографы, начиная от Захария Фереры и знаменитого Петра Скарги до авторов XIX века. По словам первого биографа святого Захарии Фереры его чаще видели в костёле, чем во дворце.

    По поводу канонизации был вскрыт гроб Казимира и останки его, по свидетельству очевидцев, оказались нетронутыми тленом. Церемония канонизации состоялась в 1604 году в кафедральном соборе Св. Станислава в Вильне. По этому поводу был освящён краеугольный камень первого костёла Святого Казимира при иезуитской коллегии.

    В 1636 году мощи святого были торжественно перенесены в капеллу Святого Казимира кафедрального собора. В 1953 году мощи были перенесены в костёл Святых Петра и Павла. 4 марта 1989 года мощи были торжественно перенесены в возвращённый верующим кафедральный собор.

    В 1613 году святой Казимир был провозглашён патроном Великого княжества Литовского, получившего своего собственного святого, и с тех пор королевич считается главным покровителем Литвы.

    В 1636 году его объявли покровителем Литвы и Польши. Папа Пий XII 11 июня 1948 года провозгласил его небесным покровителем молодёжи. Кроме того, в Литве считается покровителем ремесленников.

    Казимир - единственный святой с таким именем. День его памяти приходится на день смерти 4 марта.

    По традиции в день памяти святого Казимира с примыкающими к нему ближайшими выходными днями в Вильнюсе ежегодно проходит ярмарка в его честь, получившая название «Казю́к». Первоначально ярмарка проходила на Кафедральной площади, с 1901 года — на Лукишской площади, позднее фактически в нескольких местах города. Ярмарки сопровождались карнавальными шествиями. Предметом торговли были прежде всего изделия ремесленников — сельскохозяйственные орудия и их детали (косы, топорища, черенки лопат и т. п.), домашняя утварь (посуда, корзины) и характерные виленские пасхальные вербы. Позднее Казюк приобрёл характер ярмарки с торговлей преимущественно изделиями и произведениями декоративно-прикладного искусства народного, псевдонародного и авторского.

    Святой Казимир – небесный покровитель Литвы, Польши и Белой Руси

    Святой Казимир был сыном Казимира IV Ягеллона Великого (1427 - 1492), короля Польши и Великого княжества Литовского и Елизаветы (Эльжбеты) Австрийской, дочери императора «Священной Римской империи» Альберта II. Он происходил из древнего и славного литовского рода Ягеллонов, потомков князя Ягайло, в течение 186 лет правивших объединённым польско-литовским государством.

    У короля Казимира IV было 13 детей - 7 дочерей и 6 сыновей. Из них четверо - Владислав, Ян Ольбрахт, Александр и Сигизмунд - Август стали королями. Сын Фредерик стал кардиналом и архиепископом Гнезненским. А королевскому сыну Казимиру суждено было умереть молодым, а после смерти стать святым и небесным покровителем Великого княжества Литовского, а ныне - Польши, Литвы и Белоруссии, а также города Ружаны и стольного града Вильны (ныне Вильнюс) .

    Святой королевич родился 3 октября 1458 года в Кракове. В детстве и ранней молодости учителем и наставником королевских детей, в том числе и Св. Казимира был известнейший польский историк, церковный деятель и гуманист Ян Длугош. Длугош между прочим известен тем, что впервые познакомил польско - литовскую общественность с творениями античных классиков, а также написал историю Королевства Польского, где содержатся значительные сведения и о древней истории Литовско-Русского государства (между прочим, благодаря Длугошу мы знаем про иконописцев из Литвы, расписавших костёлы в Малой Польши, православными («византийской») фресками). Ян Длугош выбрал для проживания королевичей тихий замок в Старом Сонче, вдали от шумного королевского двора с его шумными пирами, светскими забавами и интригами.


    Ян Длугош и маленький королевич Казимир.


    Когда король Казимир приезжал с семьёй в Вильну, Длугош приводил Св. Казимира для молитвы в Медницкий замок. В 1471 году, когда Св. Казимиру было всего 13 лет венгерские владетельные князья и дворяне захотели провозгласить его венгерским королём. Однако другая часть венгерского дворянства с 1457 года стояла горой за прославленного Матиаша (Матвея) Корвина (Корвин по мадьярски - ворон), сына великого Яноша Хуньяди. Королевич вместе со своими братьями и 20 - ти тысячным войском отправился в Венгрию. Однако партия Корвина просто так сдаваться не собиралась. Дойдя с войском до границ Венгрии, святой Казимир прослышав, что король - Ворон помирился со своими недругами и собрал 60 -ти тысячную армию для отпора полякам, а также, что римский папа Сикст IV отправил к польскому королю посольство, призванное убедить его отказаться от претензий на Венгрию, на свой страх и риск, не посоветовавшись с отцом, вернулся с войском обратно в Польшу, предпочитая не начинать междоусобную брань с христианами перед лицом угрозы турецкого нашествия. Однако святой не сразу вернулся в Краков, а направился в находившийся неподалёку замок Добжа, где провёл месяц в покаянии, ибо своим отказом сражаться за венгерский престол он нарушил волю отца. Король - отец полностью простил сына и назначил Св. Казимира наместником Великого княжества Литовского с резиденцией в Вильне (хотя литовско-русская шляхта просила в наместники другого королевича - Яна - Ольбрехта). А в 1481 - 1483 годах во время своего отсутствия король оставлял Св. Казимира наместником в Польше. В 1480 году правление Св. Казимира было омрачено вторжением в пределы Литовского государства татарской армии хана Большой Орды Ахмата, который будучи крайне разозлён неудачей в своём противостоянии с Великим князем Московским и всея Руси Иваном III Васильевичем на реке Угре, разорил в Литовской Руси 14 городов за то, что отец королевича Казимир IV, союзник Ахмата, не подал помощи хану против московского войска.

    В Вильне святой королевич уединённо и тихо жил в Нижнем замке. Он отличался необыкновенной набожностью, был защитником и покровителем бедняков. О его необыкновенном благочестии писали все его биографы, начиная от Захария Фереры и знаменитого Петра Скарги до авторов XIX века. По словам первого биографа святого Захарии Фереры его чаще видели в костёле, чем во дворце.


    Святой Казимир и Дева Мария.


    Особо святой венценосный юноша почитал Пресвятую Деву Марию. Его довольно долго считали автором гимна в честь Девы Марии «Omni Dei», хотя на самом деле это произведение принадлежит перу католического святого XII века Бернарда Клервосского. Жизненный девиз Св. Казимира гласил «После Бога более всего надо любить правду и справедливость».

    В 1483 году вернувшись из Польши в Вильну, Св. Казимир заболел туберкулёзом лёгких. В том же году он уже больной посетил на Коляды по делам государственного управления город Гродно. Здесь его состояние резко ухудшилось, и 1 марта его отвезли обратно в Вильну, где святой умер 4 марта 1484 года в Нижнем замке. Жители Вильны и всей Литвы горько плакали о нём, ибо в народе его очень любили за набожность, справедливость, доброту и щедрость.

    Святого королевича похоронили в кафедральном соборе города Вильны, построенном его отцом.

    После смерти Св. Казимира на его могиле стали происходить чудеса. Все они (а было всего 408 чудес) были официально задокументированы в 17 веке католическим священником Р. Свенцицким.

    Вот некоторые из них:

    Первое зафиксированное чудо - это воскрешение из мёртвых девочки Уршулки, дочери виленского мещанина в конце 15 века.

    От ужасной головной боли при гробнице святого была исцелена литовская аристократка Катерина Тенчинская, впоследствии жена гетмана Христофора Радзивилла, по прозвищу Перун.

    Дочка Тенчинской и Христофора Радзивилла Альжбета (Елизавета), впоследствии жена Льва Сапеги, спаслась от смерти по молитвам Св. Казимира.

    В 1600 году королевский секретарь Николай Ясинский тяжело заболел в Варшаве горячкой. Врачи не могли его спасти, но он выжил и выздоровел, молясь Св. Казимиру.

    Старик - слуга Николая Ясинского исцелился от припадков эпилепсии, которыми он страдал 50 лет.

    Сам священник Свенцицкий был чудесным образом спасён от смерти Св. Казимиром. На горной дороге на крутом повороте карета, на которой ехал Свенцицкий, опрокинулась и готова была сорваться в пропасть. Но внезапно из ниоткуда появился юноша в ослепительно белой одежде, поразительно похожий на Казимира. Он схватил карету за заднее колесо и оттащил её от края пропасти.


    Святой Казимир. Картина кисти Карла Дольчи. 2-я половина 17 века. Хранится в Музее изобразительных искусст им. А. С. Пушкина. Москва.


    Особо стоит отметить посмертные ратные подвиги святого. Кроткий и благочестивый юноша, в земной жизни предпочитавший не брать в руки оружие, после смерти неоднократно помогал польским и литовским воинам в боях с врагами его земного отечества. Вот некоторые примеры:

    1. Самое известное чудо. В 1518 году во время войны Великого княжества Литовского с Московским государством, московское войско, в составе которого были также новгородцы и псковичи, под предводительством воевод князей Василия и Ивана Шуйских и князя Михаила Кислицы осадили Полоцк. Литовские силы были малы и не могли успешно защищать город. Положение было критическое. Король Сигизмунд I молился своему умершему брату. И внезапно над литовскими войсками появился юноша в белых одеждах и на белом коне. Ободрённые этим видением литвины под предводительством пана Волынца бросились в атаку на московитян и разбили их. В 1652 году в одной миле от Полоцка, на месте чудесного явления отцы-иезуиты основали костёл во имя Св. Казимира.

    2. В 1604 году знаменитый литовский коронный гетман, суровый воин и добрый католик, Ян-Кароль Ходкевич (тот самый, ходивший в 1612 году на Москву и разбитый Мининым и Пожарским), отправляясь на войну со шведами, долго молился перед гробницей святого, возложил на гробницу свой меч, исповедался и причастился и только после этого выступил в поход. И в битве у Кирхгольма 27 июня 1605 года он наголову разгромил шведское войско.

    3. Польский король Ян Собеский, отправляясь с армией на помощь осажденной турками Вене, повелел служить в соборе у гроба святого Казимира молебны за успех христианского оружия. И свою знаменитую победу Ян Собеский приписывал заступничеству святого.

    Сразу после смерти Св. Казимира, стараниями короля Сигизмунд началась подготовка к его официальной канонизации. В 1517 году папа римский Лев X назначил соответствующую комиссию. Присланный в Литву папский легат ознакомился с распространяющимся культом Казимира, приготовил его жизнеописание и литургические тексты в его честь. Папа римский Лев X издал в 1521 году канонизационную буллу, однако она пропала вместе с другими документами, связанными с канонизацией Казимира. Только королю Сигизмунду III Вазе удалось получить новую буллу лат. Quae ad Sanctorum, изданную 7 ноября 1602 года Климентом VIII на основе копии буллы Льва X, обнаруженной в ватиканском архиве.


    По поводу канонизации был вскрыт гроб Казимира и останки его, по свидетельству очевидцев, оказались нетронутыми тленом. Церемония канонизации состоялась в 1604 году в кафедральном соборе Св. Станислава в Вильне. По этому поводу был освящён краеугольный камень первого костёла Святого Казимира при иезуитской коллегии.

    В 1636 году мощи святого были торжественно перенесены в капеллу Святого Казимира кафедрального собора. В 1953 году мощи были перенесены в костёл Святых Петра и Павла. 4 марта 1989 года мощи были торжественно перенесены в возвращённый верующим кафедральный собор.

    В 1613 году святой Казимир был провозглашён патроном Великого княжества Литовского, получившего своего собственного святого, и с тех пор королевич считается главным покровителем Литвы.

    В 1636 году его объявли покровителем Литвы и Польши. Папа Пий XII 11 июня 1948 года провозгласил его небесным покровителем молодёжи. Кроме того, в Литве считается покровителем ремесленников.

    Казимир - единственный святой с таким именем. День его памяти приходится на день смерти 4 марта.

    По традиции в день памяти святого Казимира с примыкающими к нему ближайшими выходными днями в Вильнюсе ежегодно проходит ярмарка в его честь, получившая название «Казю́к». Первоначально ярмарка проходила на Кафедральной площади, с 1901 года — на Лукишской площади, позднее фактически в нескольких местах города. Ярмарки сопровождались карнавальными шествиями. Предметом торговли были прежде всего изделия ремесленников — сельскохозяйственные орудия и их детали (косы, топорища, черенки лопат и т. п.), домашняя утварь (посуда, корзины) и характерные виленские пасхальные вербы. Позднее Казюк приобрёл характер ярмарки с торговлей преимущественно изделиями и произведениями декоративно-прикладного искусства народного, псевдонародного и авторского.

    Чудотворный образ святого Казимира. Около 1520 года.


    Иконографический канон предписывает изображать Казимира в княжеском облачении с княжеской митрой на голове и с лилией в руке. В кафедральном соборе хранится образ святого Казимира с тремя руками. Считается, что образ чудотворный. По преданию, художник, почти закончив его, заметил, что правая рука неестественно отведена в сторону и непропорционально длина. Он её закрасил её и написал другую руку, но первая рука проступила сквозь краску, и сколько художник её ни закрашивал, она вновь и вновь появлялась. Тогда художник принялся закрашивать новую руку, но и она не поддавалась.

    Использованные материалы:

    Главная святыня

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    День памяти Покровитель

    В 1471 году вместе с войском совершил поход на Венгрию , королём которой был избран противниками короля Матвея Корвина . Не получив обещанной военной помощи, поляки покинули Венгрию . В 1474 году участвовал в люблинских переговорах с венгерской стороной о создании антитурецкой лиги , с 1475 участвовал в заседаниях коронного совета как наследник престола . В 1475-1476 годах находился с отцом в Великом княжестве Литовском. В 1476 году участвовал в переговорах с Орденом в Мальборке . С 1479 года находился в Литве. После того как в 1481 году был раскрыт заговор против его отца , Казимир выехал в Великое княжество, оставив наместником Польши королевича Казимира . Резиденция Казимира находилась в Радоме . В том же году, ссылаясь на обет целомудрия , он отказался от брака с дочерью императора Фридриха III .

    В 1483 году Казимир был вызван отцом в Вильну для занятия должности коронного подканцлера . В 1483, уже будучи больным (вероятно, туберкулёзом), приехал в Вильну . В конце года вместе с отцом направился на съезд шляхты в Люблин, но из-за плохого самочувствия был вынужден остановиться в Гродно . Узнав в феврале о тяжёлом состоянии сына, Казимир IV приказал закончить мероприятие и возвратился в Гродно. Королевич Казимир скончался в гродненском замке 4 марта в присутствии отца. Прах был перевезен в Вильну , где захоронен в часовне Божьей Матери Кафедрального собора .

    Канонизация

    При жизни Казимир обращал на себя внимание современников образованностью, скромностью и набожностью. О чрезвычайной набожности королевича писали все его биографы . Ранняя смерть члена правящего семейства вызвала сочувственный отклик в Польше и Литве, выразившийся в прославляющих королевича высказываниях и эпитафиях.

    В канонизации Казимира играли роль политические факторы. У крещённой в 1387 году Литвы не было «своего» святого. Кроме того, святой Ягеллон дал бы дополнительный вес династии и связанным с нею знатным родам. Усиленные старания о канонизации своего брата предпринимал Сигизмунд . В 1517 году папа римский Лев X назначил соответствующую комиссию. Присланный в Литву папский легат ознакомился с распространяющимся культом Казимира, приготовил его жизнеописание и литургические тексты в его честь. Папа римский Лев X издал в 1521 году канонизационную буллу , однако она пропала вместе с другими документами, связанными с канонизацией Казимира. Только королю Сигизмунду III Вазе удалось получить новую буллу лат. Quae ad Sanctorum , изданную 7 ноября 1602 года Климентом VIII на основе копии буллы Льва X, обнаруженной в ватиканском архиве.

    По поводу канонизации был вскрыт гроб Казимира и останки его, по свидетельству очевидцев, оказались нетронутыми тленом. Церемония канонизации состоялась в 1604 году в кафедральном соборе Св. Станислава в Вильне . По этому поводу был освящён краеугольный камень первого костёла Святого Казимира при иезуитской коллегии.

    В 1636 году мощи святого были торжественно перенесены в капеллу Святого Казимира кафедрального собора. В 1953 году мощи были перенесены в костёл Святых Петра и Павла . 4 марта 1989 года мощи были торжественно перенесены в возвращённый верующим кафедральный собор.

    Культ

    В 1613 году святой Казимир был провозглашён патроном Великого княжества Литовского и с тех пор считается главным покровителем Литвы , в 1636 году объявлен покровителем Литвы и Польши. Папа Пий XII 11 июня 1948 года провозгласил его небесным покровителем молодёжи. Кроме того, в Литве считается покровителем ремесленников.

    Казимир - единственный святой с таким именем. День его памяти приходится на день смерти 4 марта.

    Иконографический канон предписывает изображать Казимира в княжеском облачении с княжеской митрой на голове и с лилией в руке. В кафедральном соборе хранится образ святого Казимира с тремя руками. Считается, что образ чудотворный. По преданию, художник, почти закончив его, заметил, что правая рука неестественно отведена в сторону и непропорционально длина. Он закрасил её и написал другую руку, но первая рука проступила сквозь краску, и сколько художник её ни закрашивал, она вновь и вновь появлялась. Тогда художник принялся закрашивать новую руку, но и она не поддавалась.

    Казюк

    По традиции в день памяти святого Казимира с примыкающими к нему ближайшими выходными днями в Вильнюсе ежегодно проходит ярмарка в его честь, получившая название «Казю́к» . Первоначально ярмарка проходила на Кафедральной площади , с 1901 года - на Лукишской площади , позднее фактически в нескольких местах города. Ярмарки сопровождались карнавальными шествиями. Предметом торговли были прежде всего изделия ремесленников - сельскохозяйственные орудия и их детали (косы , топорища, черенки лопат и т. п.), домашняя утварь (посуда, корзины) и характерные виленские пасхальные вербы. Позднее Казюк приобрёл характер ярмарки с торговлей преимущественно изделиями и произведениями декоративно-прикладного искусства народного, псевдонародного и авторского.

    Генеалогия

    Владислав II
    Ягайло
    ок. 1351
    zm. 1 июня 1434
    Софья
    Гольшанская
    ок. 1405
    21 сентября 1461
    Альбрехт II
    Габсбург
    16 августа 1397
    27 октября 1439
    Елизавета
    Люксембургская
    5 октября 1409
    19 декабря 1442
    Казимир IV
    Ягеллон
    30 ноября 1427
    7 июля 1492
    Эльжбета
    Ракушанка
    1436
    30 августа 1505
    Казимир
    3 октября 1458
    4 марта 1484

    Напишите отзыв о статье "Святой Казимир"

    Примечания

    Литература

    • Lipnicki A. Życie, cuda i śmierć świętego Kazimierza. - Wyd. 2. - Wilno, 1907. (польск.)
    • Prochaska A. Wyprawa św. Kazimierza na Węgry (1471-1474) // Ateneum Wileńskie. - 1-2. - Wilno: Towarzystwo Przyjaciół Nauk, 1923. (польск.)
    • Jodziewicz A. Miejsce zgonu św. Kazimierza // Ateneum Wileńskie. - r. III. - zesz. 9. - Wilno: Towarzystwo Przyjaciół Nauk, 1925. (польск.)
    • Rabikauskas P. Lietuvos globėjas šv. Kazimieras. - Vilnius, 1993. (лит.)
    • Samsonowicz H. Kaplica św. Kazimierza w Wilnie i uroczyste przeniesienie relikwii świętego w 1636 roku // Sztuka ziem wschodnich Rzeczypospolitej XVI-XVIII w. / red. Jerzy Lileyko. - Lublin, 2000. (польск.)
    • Ankstyvieji šv. Kazimiero «Gyvenimai» / Sudare Mintautas Čiurinskas. - Vilnius: Aidai, 2004. (лит.)
    • Kiryk F. Królewicza Kazimierza Jagiellończyka działalność publiczna // Studia Historyczne. - 2005. - Z. 1. - S. 3-14. (польск.)

    Ссылки

    • // Сайт «Internetowa Liturgia Godzin». (польск.)
    • Ковалёв В. // Католическая энциклопедия . В 4 тт. Т. 2. - М ., 2005. - ISBN 5-89208-054-4.
    • Ярашэвіч А. // Наша Вера. - № 1(19). - 2002. (белор.)

    Отрывок, характеризующий Святой Казимир

    – А ты ведь говорила, что у тебя нет друзей, а их вон даже сколько?!.. – удивлённо и даже как-то чуть-чуть расстроено, спросила Стелла.
    – Это не те друзья, которые настоящие. Это просто ребята, с которыми я рядом живу или с которыми вместе учусь. Они не такие, как ты. А вот ты – настоящая.
    Стелла сразу же засияла... А я, «отключённо» ей улыбаясь, лихорадочно пыталась найти какой-то выход, абсолютно не зная, каким образом из этого «скользкого» положения выйти, и уже начинала нервничать, так как ни за что не хотела обижать свою лучшую подругу, но наверняка знала, что скоро моё «странное» поведение обязательно начнут замечать... И опять посыпятся глупые вопросы, на которые у меня сегодня не было ни малейшего желания отвечать.
    – Ух ты, какая у вас здесь вкуснятина!!! – в восторге разглядывая праздничный стол, затараторила Стелла. – Как жалко, я уже не могу попробовать!.. А что тебе подарили сегодня? А можно мне посмотреть?.. – как обычно, из неё градом сыпались вопросы.
    – Мне подарили мою любимую лошадку!.. И ещё много всего, я даже ещё не смотрела. Но я тебе обязательно всё покажу!
    Стелла просто искрилась от счастья быть вместе со мной здесь, на Земле, а я всё больше терялась, никак не находя решения из создавшегося щекотливого положения.
    – Как это всё красиво!.. И как же всё-таки это наверное вкусно!.. – Какая ты счастливая – есть такое!
    – Ну, я тоже такого не получаю каждый день, – засмеялась я.
    Бабушка за мной лукаво наблюдала, видимо от души забавляясь возникшей ситуацией, но пока не собиралась мне помогать, как всегда сперва ожидая, что же я такое предприниму сама. Но мне, наверное, от слишком бурных сегодняшних эмоций, как на зло, ничего не приходило в голову... И я уже серьёзно начинала паниковать.
    – Ой, а вот и твоя бабушка! Можно я приглашу сюда свою? – радостно предложила Стелла.
    – Нет!!! – сразу же мысленно чуть ли не закричала я, но обижать малышку было никак нельзя, и я, с самым счастливым видом, который в тот момент сумела изобразить, радостно сказала: – Ну, конечно же – приглашай!
    И тут же, в дверях появилась всё та же самая, теперь уже хорошо мне знакомая, удивительная старушка...
    – Здравствуйте, дорогие, я тут к Анне Фёдоровне шла, а попала прямо на пир. Вы уж простите за вторжение...
    – Да что вы, заходите пожалуйста! Места всем хватит! – ласково предложил папа, и очень внимательно уставился прямо на меня...
    Хотя на моего «гостя» или «школьного товарища» Стеллина бабушка никак не походила, но папа, видимо почувствовав в ней что-то необычное, сразу же «свалил» это «необычное» на меня, так как за всё «странное», происходящее в нашем доме, обычно отвечала я...
    У меня от смущения за то, что я не могу ему сейчас ничего объяснить, покраснели даже уши... Я знала, что после, когда все гости уйдут, обязательно сразу же всё ему расскажу, но пока мне очень не хотелось встречаться с папой глазами, так как я не была привыкшая что-то от него скрывать и чувствовала себя от этого сильно «не в своей тарелке»...
    – Да что с тобой опять, милая? – тихо спросила мама. – Ты прямо витаешь где-то... Может сильно устала? Хочешь полежать?
    Мама по-настоящему беспокоилась, и мне было совестно говорить ей неправду. А так как правду я, к сожалению, сказать не могла (чтобы снова её не пугать), то я тут же постаралась её заверить, что у меня всё правда-правда совершенно прекрасно. А сама лихорадочно думала, что же такое всё-таки предпринять...
    – А что ты так нервничаешь? – неожиданно спросила Стелла. – Это потому, что я пришла?
    – Ну, что ты! – воскликнула я, но, увидев её пристальный взгляд, решила, что нечестно обманывать боевого товарища.
    – Ладно, ты угадала. Просто когда я говорю с тобой, для всех остальных я выгляжу «замороженной» и это смотрится очень странно. Особенно это пугает маму... Вот я и не знаю, как выйти из такого положения, чтобы было хорошо всем...
    – А что же ты мне не сказала?!.. – очень удивилась Стелла. – Я ведь хотела тебя обрадовать, а не расстроить! Я сейчас же уйду.
    – Но ты ведь меня и вправду обрадовала! – искренне возразила я. – Это просто из-за них...
    – А ты скоро придёшь опять? Я соскучилась... Так неинтересно одной гулять... Хорошо бабушке – она живая и может ходить куда хочет, даже к вам....
    Мне стало дико жаль эту чудесную, добрейшую девчушку...
    – А ты приходи когда захочешь, только когда я буду одна, тогда нам никто не сможет мешать, – искренне предложила я. – А к тебе я скоро приду, вот только кончатся праздники. Ты только подожди.
    Стелла радостно улыбнулась, и снова «украсив» комнату сумасшедшими цветами и бабочками, исчезла... А мне без неё сразу стало пусто, как будто она унесла с собой частичку радости, которой был наполнен этот чудесный вечер... Я посмотрела на бабушку, ища поддержки, но она о чём-то очень увлечённо беседовала со своей гостьей и на меня никакого внимания не обращала. Всё опять вроде бы встало на свои места, и снова всё было хорошо, но я не переставала думать о Стелле, о том, как она одинока, и как несправедлива иногда почему-то бывает наша Судьба... Так, пообещав себе как можно скорее вернуться к своей верной подружке, я опять полностью «возвратилась» к своим «живым» друзьям, и только папа, очень внимательно целый вечер за мной наблюдавший, смотрел на меня удивлёнными глазами, как будто сильно стараясь понять, где же и что же такое серьёзное он со мной так обидно когда-то «проморгал»...
    Когда гости уже начали расходиться по домам, «видящий» мальчик вдруг начал плакать... Когда я его спросила, что же такое случилось, он надул губки и обиженно произнёс:
    – А где зе девоська?.. И миска? И бабосек нету...
    Мама лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав, никак не желающего с нами прощаться, второго сына, ушла домой...
    Я была очень расстроена и очень счастлива одновременно!.. Это было впервые, когда я встретила другого малыша, у которого имелся похожий дар... И я дала себе слово не успокоиться, пока не удастся убедить эту «несправедливую» и несчастную маму, каким по-настоящему огромным чудом являлся её малыш... У него, как и у каждого из нас, должно было оставаться право свободного выбора, и его мама не имела права это у него отнимать... Во всяком случае, до тех пор, когда он сам начнёт что-то понимать.
    Я подняла глаза и увидела папу, который стоял, оперевшись на дверной косяк, и всё это время с большим интересом за мной наблюдал. Папа подошёл и, ласково обняв меня за плечи, тихонечко произнёс:
    – Ну-ка пойдём, ты расскажешь мне, за что это ты здесь так горячо воевала...
    И тут же мне стало на душе очень легко и спокойно. Наконец-то он всё-всё узнает и мне больше никогда не придётся ничего от него скрывать! Он был моим лучшим другом, который, к сожалению, не знал даже половины правды о том, в чём по-настоящему заключалась моя жизнь... Это было нечестно и это было несправедливо... И я только сейчас поняла, как странно было всё это время от папы скрывать мою «вторую» жизнь только лишь потому, что маме казалось – папа не поймёт... Я должна была дать ему ещё раньше такой шанс и теперь была очень рада, что могу это сделать хотя бы сейчас...
    Удобно устроившись на его любимом диване, мы говорили очень долго... И как же сильно меня обрадовало и удивило то, что, по мере того, как я рассказывала ему о своих невероятных приключениях, папино лицо всё больше и больше светлело!.. Я поняла, что вся моя «невероятная» история его не только не пугает, а наоборот, почему-то делает очень счастливым...
    – Я всегда знал, что ты у меня будешь особенной, Светленькая... – когда я закончила, очень серьёзно сказал папа. – Я тобой горжусь. Могу ли я чем-то тебе помочь?
    Я была настолько потрясена происшедшим, что ни с того, ни с сего, разревелась навзрыд... Папа баюкал меня в своих руках, как маленького ребёнка, тихонечко что-то нашёптывая, а я, от счастья, что он меня понял, ничего не слышала, только понимала, что все мои ненавистные «тайны» уже позади, и теперь уж точно всё будет хорошо...
    Я написала об этом дне рождения потому, что он оставил в моей душе глубокий след чего-то очень важного и очень доброго, без чего мой рассказ о себе наверняка оказался бы неполным...
    На следующий день всё снова казалось обычным и каждодневным, как будто и не было вчера того невероятно счастливого дня рождения...
    Привычные школьные и домашние заботы почти полностью загружали отпущенные сутками часы, а что оставалось – как всегда, было моим самым любимым временем, и использовать его я старалась очень «экономно», чтобы как можно больше полезного узнать, и как можно больше «необычного» в себе и во всём окружающем отыскать...
    К «одарённому» соседскому мальчику меня, естественно, не подпускали, объясняя тем, что малыш простыл, но как я чуть позже узнала от его старшего брата, мальчик чувствовал себя совершенно прекрасно, и «болел» видимо только для меня...
    Было очень жаль, что его мать, которая наверняка прошла в своё время достаточно «тернистый» путь того же самого «необычного», категорически не желала принять от меня никакую помощь, и старалась всячески оградить от меня своего милого, талантливого сынишку. Но это, опять-таки, был лишь один из множества тех горьких и обидных моментов моей жизни, когда никто не нуждался в предлагаемой мною помощи, и таких «моментов» я теперь уже старалась как можно тщательнее избегать... Опять же – людям невозможно было что-то доказать, если они не хотели этого принимать. А доказывать свою правду «с огнём и мечом» я никогда не считала правильным, поэтому предпочитала оставлять всё на самотёк до того момента, когда человек придёт ко мне сам и попросит ему помочь.
    От своих школьных подружек я снова чуточку отдалилась, так как в последнее время у них появились почти что постоянно одни и те же разговоры – какие мальчишки им больше всего нравятся, и как можно было бы одного или другого «заполучить»... Откровенно говоря, я никак не могла понять, чем это так сильно их тогда привлекало, что они могли безжалостно тратить на это такие дорогие нам всем свободные часы, и при том находиться в совершенно восторженном состоянии от всего, друг другу сказанного или услышанного. Видимо, я для всей этой сложной эпопеи «мальчишки-девчонки» была почему-то пока ещё совершенно и полностью не готова, за что и получила от своих подружек злое прозвище – «гордячка»... Хотя, думаю, что именно гордячкой-то я никак не была... А просто девчонок бесило, что я отказывалась от предлагаемых ими «мероприятий», по той простой причине, что меня честно это пока ещё никак не интересовало, а выбрасывать своё свободное время напрасно я не видела никакой серьёзной на то причины. Но естественно, моим школьным товарищам такое моё поведение никоим образом не нравилось, так как оно, опять же, выделяло меня из общей толпы и делало другой, не такой, как все остальные, что, по мнению ребят, было по школьному «противочеловечно»... рис. 1

    Как происходит «обычное» разрешение перекрестов – понятно по рисунку. Как происходит разрешение с «перескоком» (вертикальные черточки) – по рисунку не очень понятно. Для того, чтобы понять это, надо перейти от плоской ДНК к трехмерной.


    рис. 2

    Левый рисунок аналогичен схемам, которые мы рисовали выше. На среднем рисунке та же самая структура нарисована так, как она выглядит в жизни. Повернув нижнюю часть среднего рисунка по стрелочке, получаем правый рисунок. Если мы разрежем ножиком между цифрами 1, то получим «левый путь», кроссинговера не будет. А если разрежем между цифрами 2, то получим «правый путь», кроссинговер. (Но если «разрезание ножичком» 1 и 2 равноправны, то почему первое происходит гораздо чаще, чем второе? – «Разрезание» зависит не от того, как в пространстве повернулась молекула ДНК, а от того, какие белки работают в месте перекреста.)

    То же самое с терминами

    «Левый конец» называется инвазивным , процесс его встраивания в гомологичную ДНК – инвазия . После того, как инвазивный конец соединился с гомологичной ДНК, получается гетеродуплекс (участок ДНК, содержащий цепи из разных молкул). Петля, вытесненная инвазивным концом, называется D-петля . Перекрест между цепями ДНК называется структура Холидея – на рисунке №2 она изображена аж три раза, в трех различных позах. Мало? – Вот вам она же в виде мультика.


    Разрешение структуры Холидея может происходить по рекомбинационному либо по конверсионному пути. Рекомбинационный путь (вертикальные черточки на рис. 1, разрезание через цифры 2 на рис. 2, правые ножнички на рис. 3) приводит к рекомбинации, хромосомы меняются своими участками. Конверсионный путь (горизонтальные черточки на рис. 1, разрезание через цифры 1 на рис. 2) приводит к конверсии.

    Конверсия

    Материнская и отцовская ДНК не полностью одинаковы (а иначе зачем бы мы производили кроссинговер).

    Соответственно, в гетеродуплексе отцовская и материнская цепочка не полностью комплементарны.

    Ферменты репарации исправляют некомплементарные пары нуклеотидов, причем чью букву они будут исправлять – папину или мамину – случайность.

    Например, если мамина ДНК была А=Т, а папина Г≡Ц, то гетеродуплекс получается А=Ц – ферменты репарации исправляют его либо на А=Т, либо на Г≡Ц.

    Соответственно, есои мама была АА, а папа аа, то гетеродуплекс будет Аа – ферменты репарации исправляют его либо на АА, либо на аа, получаются странные расщепления:




    Собственно, именно эти неформальные расщепления в 1964 году заставили Робина Холидея придумать модель кроссинговера – которая (с изменениями, конечно) дожила до наших дней. Со своей стороны, я поздравляю вас с тем, что вы почти дожили до конца статьи. Давайте проверим, поняли ли вы что-нибудь? Вот вам неразжеванный рисуночек.