Болезни Военный билет Призыв

Кравченко А. Социология. Общий курс. Учебное пособие для вузов. Социология - Общий курс - Кравченко А.И

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

В учебнике излагаются основные положения и краткая история социологии - науки об обществе. Приводятся описание предмета и методов социологии, сведения о социальной структуре, стратификации, социальном неравенстве и мобильности, социальном контроле и организациях, социализации личности и культуры, социальных группах и поведении. Рассматриваются конкретные примеры из общественной жизни, формулируются выводы и указываются ключевые определения по каждой теме.


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ко второму изданию 2
Раздел I. Основы социологического знания 4
Глава I. Междисциплинарная матрица социологии 4
Ключевые понятия: 7
Глава II. Внутридисциплинарная матрица социологии 7
Ключевые понятия: 11
Глава III. Уровни социологического знания 11
Иерархия социологического знания 11
Научная картина 13
Теоретическое знание 15
Ключевые понятия: 18
Глава IV. Предмет социологии 18
Ключевые понятия: 23
Глава V. История социологии 23
5.1. Античность 24
5.2. Новое время (XV-XVII века) 25
5.3. Современный этап (середина XIX - начало XX века) 25
Ключевые понятия: 28
Глава VI. Социологическое исследование 28
6.1. От теории к инструменту 28
6.2. Какой метод применить? 29
8.3. Анкетирование 30
6.4. Виды вопросов 31
6.5. Виды опроса 31
6.6. Выборочное обследование 31
6.7. Интервью 32
6.8. Наблюдение 32
6.9. Эксперимент 33
Ключевые понятия: 33
Раздел II. Социальная динамика 35
Глава I. Определение и строение общества 35
Ключевые понятия: 42
Глава II. Гражданское общество и правовое государство 43
Ключевые понятия: 45
Глава III. Социальный прогресс 45
Ключевые понятия: 48
Глава IV. Исторические ступени общества 48
4.1. Типология обществ 48
4.2. Первая ступень: бродячие охотники 50
4.3. Вторая ступень: вождества 52
4.4. Современники первобытных людей 53
4.5. Третья ступень: скотоводство и земледелие 54
4.6. Возникновение ранних государств 56
4.7. Аграрные общества 58
4.8. Современное общество 61
4.9. Модернизация 63
Ключевые понятия: 64
Глава V. Мировое сообщество и мировая система 65
Ключевые понятия: 72
Раздел III. Социальные институты 75
Глава I. Сущность и функционирование социальных институтов 75
1.1. Что такое социальные институты 75
1.2. Функционирование институтов 76
1.3. Типология и функции институтов 77
Ключевые приятия: 79
Глава II. Социальный контроль 79
2.1. Функции и содержание социального контроля 79
2.2. Концепция социального контроля П. Бергера 85
2.3. Агенты и инструменты социального контроля 86
2.4. Общин и детальный контроль 88
Ключевые понятия: 90
Глава III. Институт как социальная организация 90
Ключевые понятия: 93
Глава IV. Образование и наука 93
4.1. Институты образования в современном в обществе 93
4.2. Высшее образование и наука 99
4.3. Российское образование на пороге третьего тысячелетия 105
Ключевые понятия: 107
Глава V. Семья и брак 107
5.1. Что такое семья 107
5.2. Жизненный цикл семьи 108
5.3. Добрачное поведение 109
5.3.1. Знакомство 109
5.3.2. Первое свидание 110
5.3.3. Ухаживание 111
5.3.4. Сватовство 112
5.3.5. Помолвка 112
5.4. Брак 112
5.5. Семья 117
5.6. Родство 118
5.7. Современная семья: распределение ролей 119
5.8. Проблема лидерства в семье 121
5.9. Развод 122
5.10. Последствия развода 125
5.11. Семья и социальный класс 127
Ключевые понятия: 129
Раздел IV. Социальная структура и стратификация 131
Глава I. Социальная структура: статусы и роли 131
1.1. Что такое социальная структура 131
1.2. Социальные статусы 131
1.3. Вселенная статусов 132
1.4. Несовпадение статусов 133
1.5. Статус и социальные отношения 133
1.6. Социальная роль 134
1.7. Ролевой набор 135
1.8. Идентификация с ролью и статусом 135
Ключевые понятия: 136
Глава II. Социальная стратификация 136
2.1. Слагаемые стратификации 137
2.2. Исторические типы стратификации 139
2.3. Классовая система 141
2.4. Типология классов 142
2.6. Стратификационный профиль и профиль стратификации 143
Ключевые понятия: 145
Глава III. Классы в российском обществе 145
13.1. Социально-экономическое расслоение населения 145
3.2. Правящий класс и элита общества 152
3.3. Российская олигархия 156
3.4. Олигархи и «новые средние» 157
3.5. Бизнес-слой в российском обществе 157
3.6. Средний класс в России 158
3.7. «Новые бедные» 161
3.8. «Социальное дно» и маргиналы 162
Ключевые понятия: 165
Глава IV. Неравенство и бедность 165
Ключевые понятия: 167
Глава V. Социальная мобильность и миграция 168
5.1. Виды и формы социальной мобильности 168
5.2. Миграционная картина современной России 170
Ключевые понятия: 172
Приложение. Социологический практикум 174
Рекомендуемая литература 229


Предисловие
.
Новое издание учебника претерпело серьезные изменения. Сокращены главы о социализации, личности, социальных группах, социальной организации и культуре. Напротив, усилен теоретико-методологический блок, посвященный структуре социологического знания и междисциплинарной матрице предмета исследования, разделы о социальной стратификации, исторической динамике общества, мировой системе, социальных институтах (семья, образование, наука). Существенно расширена и обновлена литература, введен новый раздел, где читатель встретится с задачами, упражнениями, вопросами для повторения пройденного материала.

Изменения продиктованы, с одной стороны, логикой развития российского общества, с другой - расширением свода социологических данных, появлением новых концепций и подходов.

В первой половине 90-х годов, когда сформировалась в общем и целом концепция учебника, в социологической науке не
было исчерпывающих эмпирических данных о становлении социальной структуры общества. Хотя кризисные явления в ней были уже четко зафиксированы, но устойчивые тенденции в социальной поляризации общества не были подтверждены надежными эмпирическими данными. Неясно было, что происходит с базовыми институтами общества. Теперь такие данные есть и, очевидно, студенту необходимо с ними познакомиться.

Существуют и другие факторы, которыми можно объяснить необходимость по-новому подойти к составлению учебника. Первая половина 90-х годов характеризовала некий подражательный этап становления учебных дисциплин: отечественные ученые механически переписывали понятийные схемы и приемы изложения, отработанные в зарубежной социологии, от которой мы существенно отставали.

Во второй половине 90-х годов появляются оригинальные учебные пособия, в которых авторы стремятся отойти от известных стереотипов, выработать собственный подход и осмыслить те социальные процессы, которые происходят в современном российском обществе. Десятилетний опыт ВУЗовского преподавания социологии (она была введена в качестве обязательного предмета в 1992 г.) обогатил и расширил горизонт тех знаний, которые сегодня стали основой социологического образования.

Кравченко А.И.

Социология. Общий курс.

Учебное пособие для вузов

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Москва 2002

УДК 316

Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.:

ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.

ISBN 5-9292-0019-Х («ПЕР СЭ»)

ISBN 5-94010-001-5 («Логос»)
Книга дает общую картину развития общества, раскрывает ключевые социологические понятия, логично увязанные в единую систему . Приводятся описание предмета и методов социологии, сведения о социальной структуре, социальных группах и поведении и т.д. Параллельно теоретическому материалу дается обширный практический, в который вошли лучшие студенческие работы, подготовленные в последние годы студентами разных вузов в рамках настоящего курса . Практические задания, ориентированные на повседневную жизнь, и большое число иллюстраций служат для лучшего усвоения студентами теоретического материала. Книга может быть рекомендована в качестве учебника для студентов непрофильных специальностей.

Для студентов вузов. Представляет интерес для преподавателей, а также широкого круга читателей.

Тема 1. Формирование социологического знания. Краткий исторический очерк 6

Тема 2. Как провести социологическое исследование 43

Пример 2 Исследование уровня религиозности московских студентов 67

Тема 3. Социальное пространство и социальная структура 79

Задание 3 Эволюция человеческого общества 109

Задание 3 Эволюция человеческого общества 112

Тема 4. Статусный портрет человека и его изменение. 116

Статусный набор (портрет) индивида 118

Эпизодические статусы и социальное время 123

Главный и личный статусы 124

Приписываемый и достигаемый статусы 125

Смешанный статус 127

Статусное поведение 128

Статусная несовместимость 129

Динамика статусного портрета человека 132

Ключевые положения темы 138

Ключевые термины 138

Ключевые мысли 139

Словарь 139

Практикум 4 140

Статусный портрет человека и его изменение 140

Задание 1 Статусный портрет известного человека 140

Задание 2 Статусный портрет члена семьи 143

Задание 4 Статусный анализ сказки 149

Задание 5 Сравнение статусов 150

Задание 6 Статусная несовместимость 151

Задание 7 Виды статусов 166

Тема 5. Социальные роли. 168

Ролевые ожидания 171

Социальное действие 172

Социальные нормы 173

Формы выражения роли 175

Исполнение роли 175

Идентификация с ролью 176

Обучение ролям 177

Ролевой набор 177

Ролевой набор в семье 178

Сексуальный партнер 178

Кормилец и домохозяйка 179

Социальный партнер 180

Социализатор 181

Ролевой конфликт и ролевые дисфункции 181

Ролевое напряжение 184

Динамика ролевого набора 185

Роли в жизненном цикле семьи 186

Историческая смена ролей 186

Ключевые положения темы 187

Ключевые термины 187

Словарь 188

Практикум 5 189

Социальные роли 189

Задание 1 Ролевой набор в семье 189

Задание 2 Ролевые конфликты в семье 197

Тема 6. Социализация и образование 205

Социобиологические предпосылки социализации 205

Кризисные точки социализации 208

Первичная и вторичная социализация 211

Агенты и институты социализации 213

Противоречие между агентами социализации 214

Школа как институт социализации 215

Влияние класса на социализацию 217

Неравенство в доступе к образованию 218

Институт посредников 220

Роль армии в социализации 222

Кризис института образования 224

Ключевые положения темы 226

Ключевые даты 226

Ключевые термины 226

Ключевые мысли 226

Словарь 227

Практикум 6 228

Социализация в моей жизни 228

Задание 1 Социальная автобиография 228

Задание 2 Супруги в роли социализаторов 237

Тема 7. Социальная стратификация 247

Слагаемые стратификации 247

Исторические типы стратификации 250

Классовая система 252

Типология классов 253

Средний класс в России 255

Стратификационный профиль и профиль стратификации 257

Неравенство и бедность 258

Неравенство и бедность 261

Социальная мобильность 263

Миграционная картина современной России 265

Ключевые положения темы 269

Ключевые термины 269

Ключевые мысли 269

Словарь 269

Практикум 7 270

Стратификация 270

Метод измерения классовой принадлежности 270

Задание 1 Признаки классовой стратификации в повседневной жизни 272

Задание 2 Бюджет бедной, зажиточной и богатой семьи 275

Задание 3 Классы в художественной литературе 280

Словари и справочники 288

Учебники, учебные пособия и монографии 289

Классики социологии 291


Предисловие автора


Когда общество находится в кризисной точке своего развития, но обладает мощным интеллектуальным потенциалом, в нем происходит активная мыслительная работа по анализу причин и законов общественного развития. Всякий раз на очередной лекции, а читать приходится в самых разных местах и для самых разных аудиторий, меня спрашивают о том, почему же России провально не везет: и политический режим в XX веке у нее был самым жестоким, и экономический базис отсталый, и социальной защиты населения нет никакой. Одним словом, самая нецивилизованная страна, если не считать ее высочайшей культуры и духовного богатства, среди всех цивилизованных стран, а уж тем более среди великих держав, какой она сама и другие страны считают Россию.
Каждый раз приходится доказывать, что ответить на подобные вопросы могут и должны только гуманитарные науки – каждая дисциплина со своей точки зрения, раскрывая свой очень узкий фрагмент реальности. И только социология берет на себя смелость показать общемировые универсалии и доказать, вооружившись эмпирическими фактами и теоретическими законами, что Россия – никакое не исключение из общего ряда , не заповедник зла. Все страны в разное время и в разной форме переживали те острые и болезненные процессы, которые наблюдаются сегодня у нас. Психологи способны раскрыть внутренний мир индивида, экономисты – дать рекомендации по оздоровлению производства, а политологи – описать существующие во властных структурах противоречия. Но когда мы касаемся фундаментальных процессов и законов развития общества в целом, мы не способны всесторонне раскрыть проблему, не обращаясь к категориям социальной структуры, социальным институтам, изменениям классовой системы общества, уровню жизни, проблемам бедности и богатства и множеству других, которые относятся к компетенции социологии. Именно ей по плечу решать все вопросы в комплексе и дать общую картину мира.
Вот, пожалуй, мы и подошли к разгадке названия этой книги. Почему она называется «Социология. Общий курс», а, скажем, не «Социология», «Основы социологии» или как-то еще? Мне видятся несколько причин. Первая и самая главная – общая социология призвана давать не самые общие, оторванные от реальной жизни знания и категории, а прежде всего общую картину развития общества. Пусть кратко, не вдаваясь в исторические подробности, методологические тонкости построения научного знания и не увлекаясь отраслевыми социологиями, показать ключевые социологические понятия, логично увязанные в единую систему. Только таким образом студент способен избавиться от хаоса точек зрения и многообразия эмпирических фактов. Какие понятия лежат в основе социологической картины мира, как из них – логично и последовательно – выводятся другие категории – это наиглавнейшая задача.
Вторая и не менее важная. Спрашиваем: для чего студенту нужна теоретическая система знаний? Отвечаем: для того чтобы с его помощью лучше понять то общество , в котором он живет. Ни теория М. Вебера, ни построения П. Сорокина или Т. Парсонса сами по себе ничего не стоят. Знать их только для расширения своего кругозора – задача нелепая и бессмысленная. Беру на себя смелость утверждать, что эти теории необходимы для решения одной-единственной задачи – научить молодежь тому, как жить в этом обществе, как разбираться в перипетиях социальной реальности и глубже осмыслить происходящее вокруг. Если в книге излагаются социологические теории ради самих себя, то учебником именовать такую книгу нельзя. Это может быть монография. Назовите ее как-то иначе. Но учебник должен учить жить. Вооружаясь интеллектуально, вы совершенствуетесь практически.
Приведу простой пример. Первую теорию социальной стратификации создал 2500 лет назад Платон, а чуть позже ее развил Аристотель. Первый учил нас тому, что власть в обществе надо предоставлять интеллигенции, а не «новым русским» или «старым бюрократам». Он называл ее представителей по-своему: философами. Слова разные, а суть одна. И даже описал приемы, при помощи которых можно обуздать власть имущих и, если надо, воспитать их. Непременным условием он ставил пожизненное обучение: правителям нужно периодически проходить переаттестацию и повышение квалификации, а не засиживаться и не жиреть у «кормушки».
Специалисты непременно обвинят меня в том, что я утрирую содержание платоновской концепции. Она была создана не для нас, и не нас она стремилась научить уму разуму. Но мне, впрочем, как и вам, глубоко все равно, чему она хотела научить древних греков. Мне гораздо важнее то, какие полезные уроки я могу извлечь из нее сейчас и именно для себя. Следовательно, необходимо посмотреть на платоновское учение под иным углом зрения. Приходится и утрировать, и гипертрофировать, и выяснять то, что содержалось в скрытом виде , и добавлять новое знание, которое, не искажая сути дела, позволит актуализировать древнейшую теорию.
Или Аристотель. Тот утверждал, что становым хребтом общества должен быть средний класс. Понадобилось две тысячи лет, чтобы сегодня переоткрыть эту истину. И ведь как совпало. О среднем классе как остове общества мы заговорили только на исходе XX столетия, когда начали строить демократию. Но ведь Платон и Аристотель создавали свои концепции тоже для демократического общества. Почему-то никто в советском обществе не говорил о среднем классе как о хребте социальной структуры. Никто не осмеливался заявить, что обществом должны править интеллигенты и философы. Интеллигенцию мы превратили в жалкую прослойку между рабочим классом и крестьянством. Нарушили вековые законы развития общества, вот и поплатились.
Много еще таких законов, которые и сейчас, и две тысячи лет назад управляли и управляют обществом, которые нам предстоит постичь, а значительную часть уже открытых узнать и вооружиться ими. Вооружиться для того, чтобы снова и снова не экспериментировать над страной, пытаясь нащупать какие-то особые, свойственные только России законы развития. Может быть наша особость проистекает от незнания универсальных закономерностей. Большие претензии всегда свойственны людям, мягко выражаясь, малограмотным.
Такова первая причина того, почему книга, которую вы держите в руках, именуется учебником по общей социологии. Вторая заключается в свободе от частностей. Стремясь построить общую картину социальной реальности, разумеется, такой, какой вижу ее я, а не кто-то другой, намеренно избегаю многих подробностей, к примеру, необходимости давать систематический очерк истории социологии.
Уникальность данной книги состоит в том, что параллельно теоретическому материалу дается обширный практический. В него вошли лучшие работы, подготовленные в последние годы студентами разных вузов в рамках настоящего курса.
У меня накопился неплохой иллюстративный материал и того, как правильно надо выполнять задание, и того, как этого не следует делать. Такого рода практикум очень эффективен в усвоении теоретического материала. Большинство практических заданий ориентированы на повседневную жизнь, требуют от студента наблюдательности, смекалки и умения применять полученный теоретический материал. Никаких сверхспособностей или энциклопедических знаний не требуется. Социологическое видение должно быть обращено на окружающих людей, например, на составление статусного портрета своей семьи или анализ его динамики.
Вызывали неизменный интерес у студентов и такие задания , как составление социальной автобиографии, написание социологической сказки, составление ролевого конфликта в семье и др. Если собрать выполненные задания в одну книгу, получится занимательное и очень поучительное произведение. Но мне показалось правильным давать их в дополнение к лекционному материалу. Так они выигрышнее смотрятся, получают необходимое теоретическое разъяснение. А если дополнить их комментариями преподавателя, то действительно получится не сборник задач, а настоящий практикум – особый жанр, призванный обучить практическому ремеслу на примере анализа правильно и неправильно выполненных заданий.
В заключение хочу поблагодарить своих юных помощников, тех, кто конспектировал мои лекции и чертил схемы: студентов 1-го курса (1999 г.) социологического факультета МГУ Д. В. Кондрашова, И. А. Островского, М. А. Архипова, А. Негребецкого; студентов 1-го курса (1998 г.) Института социологии Государственного университета гуманитарных наук (ГУГН) О. Перфильеву, А. М. Власенко, И. Желанову, Д. Авербух, Ю. В. Гришину.
Имена авторов практических заданий указаны в соответствующих разделах.

Данный учебник содержит целостное, полное и глубокое описание основных теоретических положений современной социологии - одной из самых молодых и быстро развивающихся наук, обязательное изучение которой сегодня предусмотрено государственным стандартом для всех специальностей высшего образования. Учебник написан в строгом соответствии с образовательным стандартом МО РФ, но при этом - живо, занимательно, интересно; текст содержит четкие определения описываемых явлений, понятий, гипотез и закономерностей, снабжен большим количеством рисунков, таблиц и схем; после каждой главы приводятся контрольные вопросы, а в конце книги - глоссарий. Учебник может быть использован студентами различных специальностей - как естественнонаучных и технических, так и гуманитарных.
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов несоциологических специальностей естественно-научных, технических и гуманитарных вузов.

Социология как наука.
Социология - одна из самых молодых научных дисциплин. Время ее возникновения и становления в качестве самостоятельной сферы научных изысканий совпадает с тем историческим периодом, который сами социологи именуют индустриализацией, - с этим этапом развития человеческого общества нам предстоит впоследствии познакомиться поближе. Хотя, конечно, социология просто не могла бы появиться, если бы ее возникновению не предшествовал длительный этап накопления фактов, дискуссий, размышлений, обобщений большого числа мыслителей начиная с античных времен. Однако, возникнув в середине XIX века, эта научная дисциплина стала развиваться достаточно быстрыми темпами -вначале в виде национальных социологических школ, а затем - как единый общепризнанный комплекс знаний, течений, парадигм. Этот комплекс формировался в ходе многочисленных дискуссий, споров, иногда абсолютно непримиримых; что-то из выдвигаемых гипотез принималось сразу, что-то отвергалось навсегда, а что-то, будучи раскритикованным и, казалось бы, безжалостно отброшенным, спустя какое-то время рассматривалось заново и признавалось справедливым - но уже на новом витке приращения общенаучного знания.

В сравнительно недавние исторические времена социология в отечественной научной мысли разделяла участь целого ряда других «лженаук», таких, например, как генетика и кибернетика. Тем не менее потребность в научной дисциплине, занятой изучением наиболее общих законов, по которым развивается человеческое общество, ощущалась и в советские времена. В те времена эту функцию фактически выполняла другая научная дисциплина с претенциозным названием «научный коммунизм». Социология же проникала в советскую науку не столько через открытую дверь, сколько через окно. С начала 60-х годов партийные власти стали проявлять интерес к эмпирическим социологическим исследованиям, данные которых активно использовались в идеологических целях. Хотя теоретической, объяснительной базой для получаемых данных оставался все тот же научный коммунизм.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Социология, Кравченко А.И., Анурин В.Ф., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

А. И. Кравченко, В. Ц. Анурин

Социология

Предисловие

Социология изучает социальную жизнь, социальные изменения в обществе и социальные события, с которыми люди постоянно сталкиваются, в которых участвуют и которые так или иначе отражаются на их поведении, образе жизни, положении в обществе и, возможно, на их судьбе.

Кроме того, социологи тщательно анализируют структуру общества и входящие в него социальные институты и социальные организации, от деятельности которых, успешной или неуспешной, в конечном счете зависит судьба человека.

Поскольку любое поведение людей можно считать категорией социальной, диапазон научных интересов социологии простирается от небольшой семьи или дружеской компании до крупных человеческих объединений, будь то социальные классы, аудитория или толпа. Социологию интересуют организованная преступность и религиозные культы, профессиональные группы и политические партии, поскольку те и другие выступают проявлением коллективного поведения. Стремления социологов проанализировать происходящие явления и события обнаруживаются в самых горячих точках социальной борьбы. Социологи пытаются не только объяснить социальное неравенство, но и намереваются, или намеревались, как свидетельствует история, изменить общество в соответствии с идеалами равенства и справедливости. Неудивительно, что иногда их именовали ходатаями несчастных и угнетенных, защитниками социальных аутсайдеров и маргиналов.

Социология как наука уникальна тем, что ею разработано несколько стратегических теорий развития общества, с позиций которых можно по-разному взглянуть и различным образом объяснить окружающий мир. Это функциональный структурализм и гуманистическая перспектива, гендерная и феноменологическая социология, марксизм и позитивизм. Многообразие социологических подходов вызвано сложностью, многомерностью самого человеческого общества, равно как и сложностью внутреннего мира человека, который оценивает и познает реальность с самых разнообразных точек зрения. Только физический мир однозначен и последователен, поскольку он создан природой, а не человеческими существами. Социальная же реальность не только многомерна, но и многозначна. Создавая ее, человек не только измеряет и анализирует, он еще оценивает, переживает, критикует, принимает и отвергает, наделяет окружающее символическим значением, порождает иллюзии и вымыслы.

Двойственность того мира, который приходится изучать социологии, то есть его принадлежность одновременно вселенной фактов и вселенной ценностей, методам объективного измерения и субъективного предпочтения, придала этой науке двойственный теоретический статус. Социология является не только социальной наукой подобно экономике или психологии, но также и гуманитарным знанием, как философия или искусствоведение. Такое необычное размещение социологии в структуре научного знания безгранично расширяет круг ее возможностей.

Изучая молодежную тусовку, уличную толпу, выражение человеческих эмоций, взлеты и падения промышленных корпораций, закат целых цивилизаций и крушение политических режимов, социология прибегает к самым разнообразным и порою не имеющим между собой ничего общего исследовательским техникам. Она с успехом применяет сравнительно-исторический анализ, системный подход и диалектический метод, количественные модели и корреляционные матрицы, равно как глубинное интервью, полевое наблюдение, сплошной или выборочный опрос, анализ прессы и политические рейтинги. Социология не только лучше других наук знает, о чем думают, чем обеспокоены и за кого готовы проголосовать простые люди, но и способна с определенной точностью предсказать развитие одного или нескольких обществ, просчитать изменение их социальной структуры на достаточно далекую перспективу.

На социологические данные опираются президенты и министры, реформаторы и революционеры, господствующие и оппозиционные партии. Среди социологов встречались крупные политические советники, известные революционеры и террористы; вместе с тем социологию считают идеологией среднего класса, который, как известно, всегда выступает гарантом социальной стабильности и мира.

Многоплановость социологии рождает и поддерживает к ней интерес со стороны рядовых членов общества. В 60-е годы, когда в США наблюдался массовый всплеск интереса к этой науке, социологическими эссе зачитывались миллионы людей. О проблемах, поднятых социологами, – от городской преступности до положения альтернативных меньшинств – говорили на радио и телевидении, о них спорили политики, академические профессора и обыватели, никогда не покидавшие пределов своего провинциального городишки.

Социология и сегодня остается лидером изучения общественного мнения, выразителем чаяний и взглядов больших групп людей. Ее аудитория, как и объекты исследований, пожалуй, самая массовая и, если можно так выразиться, самая народная. Когда внедряют то или иное новшество, будь то платный телефон или новая система образования, политическая элита страны, крупные хозяйственные деятели всегда стремятся узнать мнение простых людей: примут ли они нововведения, придут ли голосовать на выборах, положительно ли отнесутся к различного рода реформам? С полным правом можно назвать социологию барометром общественного мнения. Ведь известно: прежде чем накалять котел, надо заглянуть в него и выяснить, а что происходит с водой? Может быть, накопившаяся энергия готова разорвать емкость и все, что рядом с ней находится?

Заглянем и мы в разогретый докрасна мир человеческих страстей, столкновений, борьбы и разочарований. Побываем в лаборатории общественного мнения, понаблюдаем за динамикой больших социальных групп. Одним словом, окунемся в мир загадочной, интересной и увлекательной науки, предметом которой является сама жизнь – во всех ее общественных проявлениях.

Социология как наука

Социология – одна из самых молодых научных дисциплин. Время ее возникновения и становления в качестве самостоятельной сферы научных изысканий совпадает с тем историческим периодом, который сами социологи именуют индустриализацией, – с этим этапом развития человеческого общества нам предстоит впоследствии познакомиться поближе. Хотя, конечно, социология просто не могла бы появиться, если бы ее возникновению не предшествовал длительный этап накопления фактов, дискуссий, размышлений, обобщений большого числа мыслителей начиная с античных времен. Однако, возникнув в середине XIX века, эта научная дисциплина стала развиваться достаточно быстрыми темпами – вначале в виде национальных социологических школ, а затем – как единый общепризнанный комплекс знаний, течений, парадигм. Этот комплекс формировался в ходе многочисленных дискуссий, споров, иногда абсолютно непримиримых; что-то из выдвигаемых гипотез принималось сразу, что-то отвергалось навсегда, а что-то, будучи раскритикованным и, казалось бы, безжалостно отброшенным, спустя какое-то время рассматривалось заново и признавалось справедливым – но уже на новом витке приращения общенаучного знания.

[email protected]

Информация о книге

УДК 316(075.8)

Кравченко А. И.

Пособие представляет собой краткое изложение основ социологической науки, преподаваемой в вузе для студентов несоциологических специальностей.

Книга написана в соответствии с программой учебного курса «Социология», содержит все основные вопросы, включаемые в экзаменационные билеты: история и структура социологии, даны определения таким основным понятиям социологии, как «общество», «социальная структура», «социальная группа», «личность», «социализация» и др.

Структура изложения материала в виде вопросов и ответов, доступность стиля изложения, список рекомендуемой литературы позволят быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету.

Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

УДК 316(075.8)

© А. И. Кравченко, 2014

© ООО «Проспект», 2014

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга представляет собой краткое изложение основ социологической науки, преподаваемой в вузе для студентов несоциологических профилей. Речь пойдет о молодой науке, изучающей самый сложный объект – человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение людей. Физики, химики, биологи, кажется, уже раскрыли все тайны Вселенной, атомарное строение вещества и генную структуру организма. А социологи продолжают спорить о том, что такое общество, которое постоянно меняется, принимая новые, неожиданные для нас формы, какие законы управляют поведением людей и управляемо ли оно вообще, почему происходят разводы и межнациональные конфликты, по каким причинам одни общества процветают и уходят в своем развитии далеко вперед, а другие запаздывают.

Множество подобных вопросов вот уже 2,5 тыс. лет задают себе лучшие умы человечества и не могут найти окончательных ответов. О классовом строении общества, принципах социальной справедливости, правильном разделении труда писали в V–IV вв. до н. э. Платон и Аристотель. После них свои гипотезы предлагали Ибн Хальдун, Руссо, Вольтер, Кант, Гегель и Маркс.

Одним из первых решился поставить философские суждения на твердый фундамент эмпирических факторов французский мыслитель Огюст Конт в начале XIX в. Он предложил метод, каким можно соединить абстрактную теорию общества и проверенные данные о поведении людей. О. Конт дал имя новой науке, поэтому его считают родоначальником социологии.

Однако, как часто бываете первопроходцами, О. Конт намного опередил свое время. Только в конце XIX в. появляется плеяда великих ученых – прежде всего это М. Вебер, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, – воплотивших его замысел в жизнь. Ведь Конт, будучи первооткрывателем социологии, не провел ни одного анкетного опроса, не построил ни одной статистической таблицы, не проверил на практике ни одной научной гипотезы. Хотя именно этим в массе своей занимаются сейчас социологи всего мира. Мало догадаться о том, как надо строить науку, необходимо показать на практике, как она работает и какова ее отдача.

В нашей книге вы познакомитесь с тем, как ученые изучают реальность, с которой мы сталкиваемся каждый день, о которой мы обладаем лишь приблизительными и очень поверхностными знаниями.

Курс социологии ставит своей целью:

– дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;

– помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы;

– способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в России, исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

Глава 1
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Один из патриархов мировой социологии Роберт Мертон (род. 1910) как-то сказал: «Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности.

Кого считают первыми социальными философами?

В течение 2,5 тыс. лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя однако полученные знания социологией. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы – Платон и Аристотель. Многие классики социологической мысли вошли в историю науки и как классики философии, т. к. социология зарождается и долгое время существует в качестве составной части философии – социальной философии. Поэтому первых социологов античности называют социальными философами.

Среди них выделяются два гиганта – Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество.

Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство» Платона. Великий мыслитель разработал основы первой в мире теории стратификации, согласно которой любое общество делилось на 3 класса : высший – состоявший из мудрецов, управлявших государством; средний – включавший воинов, охранявших его от смуты и беспорядка; низший – где числились ремесленники и крестьяне.

Свой вариант теории стратификации предложил другой энциклопедический ум античности – Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него, существуют еще два класса – богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат.

Кого можно назвать предшественниками научного этапа социологии?

Только через 2 тыс. лет европейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе, прежде всего благодаря усилиям Н. Макиавелли, Дж. Локка и Т. Гоббса, которые послужили непосредственными предшественниками научного этапа социологии.

Еще в Средневековье арабский мыслитель Ибн-Хальдун пристально изучал поведение больших социальных групп людей, составляя анатомию человеческого общества. Многие европейские мыслители XVII–XIX вв., в том числе Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Гоббс, задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей. В XVII–XVIII вв. впервые появились термины, призванные сыграть решающую роль в формировании социологии: общество, культура, цивилизация, классы, структура, функция и некоторые др.

Каковы характерные черты учения О. Конта?

Социология как наука – если не говорить о тысячелетней предыстории – родилась в середине XIX в. Термин «социология» появился лишь в 1839 г. Его создателем стал француз Огюст Конт (1798–1857). Получив математическое и естественное образование, Конт считал, что социология должна стать точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергая спекуляции и вымыслы. По Конту, социология (первоначально он называл ее «социальной физикой») – единственная наука, которая призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Сам Конт термин «позитивный» рассматривал в пяти значениях: реальный, полезный, достоверный, точный, организующий.

В своем творчестве он руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Открытые ею законы надо преподавать в школах и университетах, дабы просветить людей, научить людей тому, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения. В этом отношении он был близок к взглядам просветителей.

О. Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину – выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии.

Конт совершил поистине революционный переворот в науках об обществе, определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего к ним относятся философские суждения, оторванные от жизни.

Конт преклонялся не только перед социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид – почти ничто. Общество состоит не из отдельных индивидов, а из социальных систем. Под ним подразумевалось все человечество или какая-то его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием). Посредствующим звеном между индивидом и обществом выступает семья, а семейная связь совсем иной природы, нежели социальная. Учение Конта состояло из двух частей – социальной статики, описывающей взаимоотношения между социальными институтами, и социальной динамики, раскрывающей законы и этапы изменения общества. Последствиями изучения социальной динамики являются исследования в области социального прогресса, представляющего собой развитие по восходящей линии. Первичные факторы такого прогресса – духовное и умственное развитие человека и вторичные – климат, раса, продолжительность жизни.

В чем суть «закона трех стадий» Огюста Конта?

О. Конт сформулировал основной закон общественного прогресса, или закон трех стадий, по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума.

Первую теологическую, или фиктивную стадию, охватывающую Древность и раннее Средневековье (до 1300 г.), Конт делил на 3 периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма – эпоха христианства.

Метафизическую стадию (с 1300 по 1800 г.) Конт рассматривал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований – фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи – Реформация, Французская революция. Им сопутствовало распространение критической философии, приведшей к упадку авторитетов. Общество, погруженное в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегрирующую роль. Такова, по Конту, философия позитивизма, знаменующая наступление третьей стадии – позитивной.

Свидетельством вступления в последнюю, позитивную эру является распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни.

Философы оказались весьма плодотворны в части создания новых наук или придумывания им названий. Вспомним, что родоначальником экономики был философ Адам Смит, а психологии – философ Вильгельм Вундт. Таким образом, 3 науки, составляющие ныне костяк так называемых социальных, или поведенческих, наук, – психология, экономика и социология – созданы философами. Но они не исключение. Из недр философии, как из первоматерии, в разное время выделились в самостоятельные науки и физика, и астрономия, и математика и все другие дисциплины. Только социальные, в отличие от естественных наук, задержались с появлением на свет. Человеческое общество, как ныне считают антропологи, зародилось никак не менее 40 тыс. лет назад, а науки о нем – социология, экономика, психология, этнография, антропология – появились, причем все одновременно, только в XIX в.

Возникновение в XIX в. опытной, эмпирической науки об обществе является не случайным, а имеет определенные гносеологические и социально-экономические предпосылки. Девятнадцатый век – это век естествознания, его идеалом является опытное, «позитивное» знание.

Наука не знает границ, естественно-научному методу подвластно все, в том числе мораль, право, общественное устройство – все то, что раньше было предметом метафизики и спекулятивных домыслов.

Стилю научного мышления XIX в. были одинаково чужды как обскурантизм Средневековья, так и морализаторство просветителей. Говоря современным языком, лидерами естествознания в XIX в. являлись физика (механика И. Ньютона) и биология (эволюционная теория видов Ч. Дарвина). Именно эти науки определяли стиль научного мышления своей эпохи. Особенности этого стиля мышления наложили зримый отпечаток на сам процесс формирования социологии и криминологии. Общество и преступность стали рассматриваться как объективное явление, ничем, в принципе, не отличающиеся от объектов познания физики и биологии. И достаточно долго опытная, позитивная наука об обществе называлась социальной физикой, а ее разделы, по аналогии с механикой, назывались социальная статика и социальная динамика.

В XIX в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Двое первых из рассматриваемых здесь мыслителей, а именно – О. Конт и К. Маркс, застали начальную стадию капитализма, а двое других (Э. Дюркгейм и М. Вебер) – развитую. Между этими стадиями существует качественная разница.

Естественно, что первые и вторые описывали совершенно разные общества. Отсюда во многом проистекает и различие их взглядов.

Что нового внес К. Маркс в подход к пониманию общества?

Чем отличаются взгляды К. Маркса и О. Конта?

Карл Маркс (1818–1883) родился в семье адвоката, получил разностороннее образование (философия, история), жил во многих европейских городах, занимаясь научной, публицистической, организационной деятельностью, связанной с его интересом к рабочему движению. Он воочию наблюдал «зверства первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, сказочное обогащение кучки буржуев, продажу своих детей в рабство и т. п. Поэтому Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества, нежели Конт. Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и формировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи – за реформистский. Маркс – основоположник теории конфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории.

В отличие от Конта и Дюркгейма Маркс придавал негативным сторонам капитализма, а именно эксплуатации, обнищанию, преступности, не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм – непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т. е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд.

Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логической точки. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если 2 класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Наиболее важными для социолога работами Маркса являются: «Манифест Коммунистической партии» (1848 г. – совместно с Ф. Энгельсом), «Капитал» (1867, 1885, 1894), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «К критике политической экономии. Предисловие» (1859).

Что представляет собой основной закон социального развития Г. Спенсера?

В Англии наибольший вклад в мировую социологию внес Герберт Спенсер (1820–1903), создавший учение о социальной эволюции. Получив инженерно-ремесленное образование, Спенсер обратился к изучению философии и социологии. Большое влияние на Спенсера оказала теория эволюции Ч. Дарвина. Спенсер сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (государство, церковь, образование и т. д.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т. д.). Каждая из них несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно важную функцию. Экономическая жизнь в обществе подобна обмену веществ в организме: правительство аналогично головному мозгу, торговля выполняет функции, подобные кровообращению, и т. д. Изменения общества не могут происходить без изменения его частей и выполняемых ими функций: изменилась экономика – меняется социальная структура общества, поскольку в ней возникают новые классы, например предприниматели и наемные рабочие. Считается, что Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции.

Основной закон социального развития, по Спенсеру, – закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Правительство не должно вмешиваться, по мнению Спенсера, в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться – такая позиция получила название «социальный дарвинизм». Спенсер был противником революции, называл ее болезнью организма.

Научное признание получила его идея о том, что общества развиваются от простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, к сложному обществу с совершенно несхожими между собой элементами. Такое развитие эволюционно по своему характеру и выражает единство и борьбу двух взаимосвязанных процессов – дифференциации и интеграции. Чем больше разнообразия между частями общества, т. е. чем сильнее их дифференциация, тем неумолимее действует встречный закон интеграции частей. К объединению стремятся регионы одной страны, разные страны, нации, народы. Сегодня мы называем такой процесс глобализацией. Но во времена Спенсера этого слова не существовало, а потому он писал о социальной интеграции.

Спенсер способствовал распространению термина «социальный институт», выделив и описав его главные разновидности. Ему удалось сделать удачный прогноз относительно возможного установления социалистического общества и его скорого возвращения к естественным законам эволюции. Спенсер первым дал полномасштабное описание сферы социологии, предвосхитил некоторые положения структурного функционализма, применил эволюционный подход к анализу социальных явлений.

Представителями эволюционно-органического направления были также французский ученый Р. Вормс, в Германии – А. Шеффле, в России – П. Лилиенфельд, все они искали аналогии между организмом и обществом. Во многом благодаря их идеям в XX в. зародился системный подход к изучению общества.

Какие новые принципы социологии были выдвинуты Э. Дюркгеймом?

Какая проблема была центральной в его научном творчестве?

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии: 1) натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы и 2) социологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства индивидами. В 1855 г. в работе «Правила социологического метода» Дюркгейм (первый профессор социологии во Франции) сформулировал принципы социологии, ставшие хрестоматийными.

Э. Дюркгейм считал, что основной задачей социологии является изучение социальных фактов, под которыми он подразумевал независимую от индивидов реальность, обладающую «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения. Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. В социальной реальности им выделены 3 уровня: уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население), уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила) и уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).

Центральной в научном творчестве Дюркгейма, как и всей французской школы, является проблема социальной солидарности. Он, как и Конт, считал, что общество по своей природе основано на консенсусе. Конфликты не являются ни движущей силой исторического развития, ни неизбежным признаком коллективной жизни, они – признак болезни или разлада в обществе. Дюркгейм отвергал идею К. Маркса о революции как способе разрешения социальных конфликтов.

Вслед за Контом он рассматривал общество как отношения согласия и солидарности. Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное, или традиционное общество); 2) органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество). Механическая солидарность присуща неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны. Такое общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение. Органическая солидарность основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При ней каждый индивид в какой-то мере независим от общества, свободен и автономен. Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.

Каковы социологические воззрения М. Вебера?

Чем его взгляды отличались от идей К. Маркса и Э. Дюркгейма?

Макс Вебер (1864–1920) – соотечественник К. Маркса – жил в одно время с Э. Дюркгеймом. Тем не менее взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали приоритет обществу. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание – скорее метафора, нежели точное понятие.

Вебер ввел в социологию понятие идеальный тип. Эти теоретические конструкты («капитализм», «церковь», «хозяйство» и т. д.), служат основой понимания человеческих действий и исторических событий. «Класс», «государство», «общество» – собирательные понятия. Мы говорим «о капиталисте», «предпринимателе», «рабочем» или «короле» как о среднетипичном представителе данного слоя. Но предпринимателя или рабочего «вообще» не существует. Это абстракция, придуманная для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений.

Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправильно. Это первый и далеко не последний шаг ученого. Второй и более главный шаг – поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений. Статистика и изучение мотивов, которые игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм, – взаимодополняющие части социологического исследования. Таково ядро научного метода.

Но как выяснить мотивы? Ведь мы их не видим. Ученому надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Наблюдая цепочку реальных действий, например забастовку, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково. Так, Вебер подошел к теории социального действия, выделив 4 его типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное. Два последних не входят в предмет социологии, т. к. человек выполняет их либо автоматически, сообразуясь с традициями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Только первые два он относил к социологии и называл их рациональными (осознанными).

М. Вебер разработал все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, отчуждении, профессии как призвании, основы социологии религии, экономической социологии и социологии труда, социологии города, теории бюрократии, концепцию социальной стратификации и статусных групп, основы политологии и института власти, учение о социальной истории общества и рационализации, учение об эволюции капитализма и института собственности. Все достижения М. Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны.

Благодаря М. Веберу, а также его коллегам Ф. Теннису и Г. Зиммелю немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны.

Что представляет собой типология социальности Ф. Тенниса?

В своем главном труде «Община и общество» (1887) немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855–1936) предложил ставшую позже классической типологию социальности: сообщество (община), где господствуют непосредственно личные и родственные отношения, и общество, где преобладают формальные институты. Если «общинные» отношения предполагают «высшую самость», то «общественные» – «искусственное лицо». Отсюда следует и различие главных экономико-правовых категорий. В первом случае (община) речь идет о «владении», «земле», «территории», «семейном праве»: во втором (общественные) – об «имуществе», «деньгах», «обязательственном» (торговом) праве. Сюда же Т. добавляет и противоположность статуса и контракта (договора). Касаясь динамики общества, Теннис полагал, что «общинная» социальность в ходе истории все больше вытесняется «общественной» социальностью. Отсюда открывался путь для анализа нравов, права, семьи, хозяйствования, деревенской и городской жизни, религии, государства, политики, общественного мнения и т. д.

Почему учение Г. Зиммеля называют «формальной социологией»?

Что представляет собой его учение?

Главная работа Георга Зиммеля (1858–1918) «Философия денег» была задумана им еще в 1889 г. первоначально как «Психология денег», а получила завершение и была опубликована в 1890 г. Автор предпринял глубокий анализ влияния денежных отношений и разделения труда на социальную реальность, человеческую культуру и отчуждение труда. Учение Зиммеля часто называют «формальной социологией» за то, что основным предметом изучения он считал «чистую форму», фиксирующую в социальных явлениях самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирически многообразные, преходящие. В том, как люди ведут себя или действуют в различных экономических ситуациях, слишком много случайного, идущего от наших эмоций и желаний. Индивиды и их желания могут изучаться естественными и историческими науками. Изолировав желания, переживания и мотивы как психологические акты от их объективного содержания, социолог, по мнению Зиммеля, получает то, что не относится к психологии, а составляет сферу ценностей – область идеального. Социолог изучает идеальное (точнее – идеациональное), а не психологическое или нравственное. Но и это еще не все. Настоящий социолог изучает не содержание индивидуального, а ценности сами по себе, т. е. как чистые социальные формы. Так, очистив от случайного человеческие отношения, ученый получает черты вечного – чистые формы. Из них предлагается строить геометрию социального мира. Чистая форма есть попросту отношение между индивидами, рассматриваемыми отдельно от тех объектов, которые выступают предметом их желаний. Формально-геометрический метод Зиммеля позволил выделить общество вообще, институты вообще и построить такую систему, в которой социологические переменные освобождены от морализаторских оценочных суждений.

Чем отличается развитие социологии в Европе и США?

Европейское общество, когда его изучали Конт, Маркс, Дюркгейм и Вебер, переживало потрясающе интересные события. Капитализм, благодаря индустриальной революции, разворачивался во всю свою мощь. Буквально штаны трещали на теле старого общества – рост промышленных городов-спрутов, обезземеливание крестьян, концентрация преступности и проституции, торговля детьми, пауперизация и обнищание широких масс. И все это на фоне невиданного расширения политических прав прежде всего для средних слоев, а не только аристократии, как прежде, появления железных дорог, газовых фонарей, синематографа, пароходов и других невиданных ранее чудес «века железа», как его окрестили позже историки.

Социология, по мнению А. Гоулднера, возникала как идеология среднего класса. Именно в XIX в. мы видим широкое движение интеллигенции, причем во всех европейских странах, включая и Россию, в помощь социальным аутсайдерам. Врачи проводят инспекции на предприятиях и описывают условия труда, филантропы жертвуют деньги на помощь беднякам и сиротам, учителя дают бесплатные уроки и выявляют одаренных детишек. Множащийся числом средний класс горел желанием улучшить положение дел в обществе. Социология рождалась как наука об обществе и его трансформации. Если европейские пионеры социологии были философами, то американские – проповедниками и священниками. Это свидетельствует не только о романтическом ореоле зарождения социологии, но и о том утопическом проекте, который был выбран в качестве некой теоретической платформы.

XIX в., судя также и по русской литературе (вспомнить хотя бы Базарова), был весьма деятельным. Все что-то улучшали, изменяли, преобразовывали. О. Конт, создавая новую науку, мечтал ее сделать разновидностью научной религией, поверив в которую правители смогут править в соответствии с объективными и надежными законами. Алгеброй они поверят общественную гармонию. А что вы думаете о положении дел в XX и XXI вв.? Сохранился ли прежний героический пафос в социологии?