Болезни Военный билет Призыв

Краткое содержание усиление королевской власти. Презентация на тему "Усиление королевской власти в XVI-XVII вв". Образование централизованных государств

Разделы: История и обществознание

Цели урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её характерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу.

Тип урока: изучение нового материала.

Новые термины: абсолютизм, сословное представительство.

План урока

  • Организационный момент, целеполагание.
  • Определение понятия “ абсолютизм”:
    1. работа с документами;
    2. словарная работа.
  • Последствия абсолютизма:
    1. эвристическая беседа;
    2. вывод.
  • Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и во Франции и их функции.
    1. работа с текстом учебника;
    2. составление схем;
    3. сравнение и вывод.
  • Монарх – помазанник Божий.
  • (рассказ учителя).

  • Абсолютизм и личность.
    1. работа с учебником;
    2. составления плана ответа.

    VII. Домашние задание п. 3, учебник “Новая история. 1500-1800”. Автор А.Я.Юдовская. Таблица “Значение установления абсолютизма” для:

    1. государства; 2) личности.

    I. Сегодня, мы познакомимся с характерной для ряда стран Западное Европы, периода Раннего Нового времени формой феодального государства – абсолютной монархией или абсолютизмом.

    Рассмотрим и сравним возникновение абсолютизма и королевской власти в XVI –XVII вв. в Англии и во Франции. Именно в этих государствах он ярче всего проявился.

    Записываем тему урока.

    II. Определение понятия “ абсолютизм”.

    Что такое абсолютизм или абсолютная монархия? Чтобы выяснить это обратимся к историческим документам. (Приложение 1)

    Задание: 1) “О чём идёт речь?”

    “Что такое абсолютизм?”

    2) привести отрывки, где говорится об установлении абсолютной власти короля.

    Вывод: абсолютизм-власть одного человека в государстве.

    Что пишут об абсолютной власти в словаре? (Работа со словарями)

    Запись в тетрадях определения “Абсолютизм”.

    Абсолютизм - форма правления государством, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу - монарху и передается по наследству.

    III. Последствия абсолютизма.

    Вопросы для беседы:

    1) Как вы думаете, каким будет положение феодальной знати при абсолютизме? Сохранят ли они свою независимость? Почему?

    2) Абсолютизм и междоусобные войны, возможно ли их сосуществование? Почему?

    3) Как, по вашему мнению, должен относиться монарх в эпоху абсолютизма к сословно-представительным органам? Почему?

    Обобщение ответов учащихся и дополнительный рассказ учителя.

    Действительно, при абсолютизме продолжается присоединение окраинных территорий и пресекаются попытки старой феодальной знати сохранить свою независимость.

    Так, например, во Франции королевской власти были подчинены провинция Нормандия и Бургундия.

    В Англии, Генрих VIII Тюдор лишил независимости и подчинил Лондону северные графства и Уэльс.

    Чтобы не допустить повторения кровавых событий подобных войне Алой и Белой розы, английские короли распустили феодальные войска, сравняли с землёй замки бунтующих феодалов.

    Окрепнувшая монархическая власть всегда стремилась избавиться от сословно-представительных органов.

    Ученики делают вывод с последующей записью в тетрадь.

    “Последствия усиления королевской власти в XVI-XVII вв.”:

    1. Ликвидируется независимость феодальной знати.
    2. Прекращаются междоусобные войны.
    3. Ограничивается деятельность сословно-представительных органов.

    IV. Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и во Франции и их функции.

    Рассмотрим органы власти в Англии и во Франции существовавшие в XVI - XVII веках. (Рисунок 1, Рисунок 2)

    Изобразим в виде схем, для удобства сравнения.

    1. – класс делится на 2группы: “Англия” и “Франция”;
    2. – работа с текстом учебника;

      – составление схемы;

      – запись в тетрадь.

    3. “англичане” - работают по страницам 24-27;

    “французы” - работают по страницам 28-29.

    Рисунок 1. Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и их функции.

    Рисунок 2. Органы власти в XVI-XVII вв. во Франции и их функции.

    Сравнить и сделать вывод.

    1. В каком государстве власть короля была более сильной. Почему?

    Вывод: ФРАНЦИЯ.

    СРАВНЕНИЕ:

    1. Парламент и Генеральные штаты:

    а) полномочия;

    б) когда созывались и как созывались;

    2) Тайный совет – Совет (правительство).

    3) Судебные органы Англии и Франции;

    4) Местная власть:

    а) как выбиралась;

    б) полномочия.

    Итог: по схемам вы видите, что королевская власть стоит над всеми властями: исполнительной, законодательной, судебной, а во Франции даже, законодательная власть была в руках короля.

    В управлении государством монархи опирались на армию, полицию, чиновников.

    V. Монарх – помазанник Божий.

    В XVI веке начинают складываться учения, обосновывающие необходимость абсолютизма.

    Власть короля провозглашалась божественной по происхождению. Религиозным учениям вторили и светские. XVI-XVII веках во Франции уже была развита наука о государстве и праве, где главным положением являлось положение о том, что верховная законодательная власть сосредотачивалась в руках монарха.

    В XVI – XVII веках был сильно развит культ короля. О жизни королевского двора, придворной службе в Версале, во Франции прочитаете самостоятельно в учебнике (“Этикет при дворе Людовика XIV”, стр. 30).

    VI. Абсолютизм и личность.

    Мы, с вами рассмотрели абсолютизм с точки зрения государства, интересы которого он защищал. А защищал ли абсолютизм интересы людей, личности в государстве.

    Работа с текстом учебника, страница 27.

    Отвечаем на вопрос 4, страница 30. Способствовало ли укрепление абсолютизма усилению личных прав человека в обществе?

    VII. Домашние задание п. 3, таблица “Значение установления абсолютизма” для:

    1. государства; 2) личности.

    VIII. Итог: выводы учеников и учителя; выставление оценок.

    Цели урока:

    1. Узнать, что такое «абсолютизм»?
    2. Выяснить, каковы характерные
    черты абсолютизма.
    3. Каковы его проявления в европейских
    странах?

    Прокомментируйте выражение:

    «Воля Бога заключается в том,
    чтобы всякий рожденный
    подданным повиновался без
    рассуждения»

    Словарь:

    Абсолютизм – форма
    правления, при которой
    верховная власть
    неограниченно
    принадлежит одному лицу
    – монарху.

    1. Абсолютизм

    «Рожденный подданным
    должен повиноваться» - смысл
    абсолютизма.
    Абсолютизм складывался в
    конце XV – XVI вв.
    Создание общегосударственного аппарата
    управления, постоянной профессиональной
    армии, государственной налоговой системы,
    единого государственного законодательства и
    административного устройства, единой
    государственной экономической политики и т.д.

    2. Один король – одна страна

    ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ?

    2. Один король – одна страна

    Для предотвращения начала новых феодальных
    усобиц у старой непокорной и своенравной знати
    отбирались земли, разрушали замки, распускались
    отряды феодалов. Ограничения свобод коснулись
    и городов, отстаивавших свои старинные права.
    После завершения Столетней войны во Франции были
    ликвидированы старые права провинций (Нормандия,
    Бургундия и др.), они потеряли свою независимость
    и перешли под власть короля.
    В Англии король подчинил своей власти отдаленные
    северные графства и Уэльс (созданы Совет Севера
    и Совет Уэльса).

    2. Один король – одна страна

    В период абсолютизма органы
    сословного представительства
    (английский парламент,

    Генеральные штаты) утрачивают
    свое значение. Короли стремятся
    избавится от их влияния.

    (герцоги, графы, бароны,
    маркизы, баронеты) всячески
    противостоят этим попыткам.



    Основные черты абсолютизма:

    - При абсолютизме продолжается
    присоединение окраинных территорий,
    пресекаются попытки старой феодальной
    власти сохранить свою независимость

    Как мои предки могли это допустить…
    В Англии Тюдорам
    приходилось считаться с
    парламентом. Согласно
    обычаям английские
    короли не имели права
    собирать налоги без их
    разрешения. Тюдоры
    предпочитали
    сотрудничать с
    парламентом, а не
    бороться
    Генрих VIII Тюдор (1509-1547гг)

    Елизавета I Тюдор – королева Англии (1558-1603 гг)

    В период абсолютизма органы сословного
    представительства (английский парламент,
    испанские кортесы, французские
    Генеральные штаты) утрачивают свое
    значение. Короли стремятся избавится
    от их влияния.
    За 37 лет правления Генриха VIII
    парламент собирался только 21 раз, а
    за 45 лет правления его дочери
    Елизаветы – 13 раз. Короли не могли
    избавиться от парламента совсем,
    но значительно ограничили их
    влияние, тем самым укрепив свою
    абсолютную власть.

    « Рождённый подданным должен повиноваться»
    Не понимаю, как мои
    предки могли
    допустить такое
    учреждение…
    Я должен мириться с
    тем, от чего не могу
    избавиться…
    Яков I Стюарт король Англии и Шотландии (1603 – 1625 гг.)

    3. Ограничение роли органов сословного представительства

    Вступивший на английский трон
    после Елизаветы Яков I Стюарт
    (1603-1625) в течение всего своего
    правления боролся с парламентом,
    всячески ограничивая его роль.
    Яков I Стюарт
    Яков I считал, что парламент вредит
    делам управления государством.
    В своей речи обращенной к
    парламенту в 1604 г. король заявил,
    что он является полновластным
    хозяином всей страны: «я – глава,
    а остров мое тело, я – пастырь,
    а остров – мое стадо».

    3. Ограничение роли органов сословного представительства

    Франциск I Валуа
    Во Франции абсолютная монархия
    начала складываться к XVI веку.
    Король Франциск I Валуа (1515-1547)
    единолично принимал все важнейшие
    решения, на своих указах он писал:
    «Ибо нам так угодно». Генеральные
    штаты во Франции
    не
    превратились в постоянно
    действующий орган, а собирались
    только в случае большой
    необходимости по решению короля. С
    1614 до 1789 г. Генеральные штаты не
    собирались ни разу.

    Людовик XIV- французский «король-солнце» (1643-1715гг)

    В процессе складывания абсолютизма происходит:
    Подчинение феодальной знати королю.
    Органы представительства теряют
    свое значение.
    Идея божественного происхождения
    королевской власти.
    Создание национальных государств.

    4. Централизация государства

    Французские
    Генеральные штаты
    в 1614 г.
    В Англии центральным
    административным и
    исполнительным органом был
    Тайный совет, члены которого
    назначались королем.
    Во Франции при короле
    существовал совет,
    считавшийся правительством,
    но его члены также
    назначались королем и
    выполняли его волю. Членами
    этого правительства были
    принцы крови, высокие
    духовные чины, финансисты,
    юристы, но в стране было
    личное правление короля.

    Единая система государственного управления
    Англия
    Центральным
    административным
    и исполнительным
    органом
    стал Тайный совет,
    членов которых
    назначал монарх
    Франция
    Глава государства
    – король.
    При нём был совет,
    но монарх
    сам назначал его
    членов
    и единолично
    принимал
    решения.

    4. Централизация государства

    Английский юрист 16 в.
    В Англии большая часть
    судебных дел велась двумя
    королевскими судами.
    За правосудием и мятежной
    знатью наблюдала Звездная
    палата. На местах
    существовали выборные
    мировые судьи (из старой
    аристократии и нового
    дворянства), но они
    избирались под контролем
    правительства и Тайного
    совета.

    4. Централизация государства

    Людовик XIV
    Во Франции ограничением
    королевской власти
    являлись высшие судебные
    органы в провинциях –
    парламенты. Они могли
    обжаловать судебные
    и правительственные
    решения. Короли остро
    конфликтовали
    с парламентами.
    Король Людовик XIV в споре
    с Парижским парламентом
    заявил:
    «Государство – это я!»

    Единая судебная власть
    Англия
    Франция
    Звездная палата
    Парламенты
    судьи
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    мировые
    судьи
    Вести судебные процессы;
    Разоблачать заговоры;
    Подавлять мятежи;
    Преследовать бродяг;
    Собирать налоги;
    Сбор денег бедным.
    1. Право обжаловать
    судебные и
    правительственные
    решения;
    2. Назначение регента;
    3. Рассмотрение договоров,
    указов.

    4. Централизация государства

    Управление страной и в
    Англии и во Франции
    осуществляли чиновники.
    Должности чиновников
    передавались по
    наследству, покупались.
    Личные достоинства не
    играли роли – важно было
    наличие денег. Большинство
    чиновников не получало
    платы от государства,
    а жило за счет населения
    (подарки, подношения,
    взятки).

    2. Монархия и дворянство

    В возникающих
    централизованных государствах
    этот принцип не устраивает
    монархов. Они стремятся к
    полному подчинению себе всех
    сословий общества.
    Старая аристократия – феодалы
    (герцоги, графы, бароны,
    маркизы, баронеты) всячески
    противостоят этим попыткам.
    С этой целью феодалы постепенно лишаются своих
    привилегий и влияния. Короли принимают на службу
    дворян (новое сословие, положение которого
    полностью зависит от его службы королю)

    Местная власть
    Англия
    Франция
    Чиновники
    1000-1500
    8000
    Средства к существованию?
    Жалованье + плата населения за
    услуги

    « Монарх – помазанник Божий»
    Прочитать материал на
    стр. 32 – 33 и ответить
    на вопросы:
    * При каком монархе
    абсолютизм достиг
    наивысшего расцвета?
    В чём проявлялась
    верховная власть
    короля?

    3. Абсолютизм

    Монархи стремятся к максимально
    возможной централизации управления,
    сосредоточения всех рычагов власти в
    своих руках – АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ.

    Создание профессиональной армии
    Англия
    (отсутствие
    регулярной армии)
    1. Народное ополчение.
    2. Отряды дворяндобровольцев.
    Франция
    (постоянная наёмная армия)
    налоги
    прямые
    налог на
    землю и
    имущество
    косвенные
    налог на
    соль

    Единая экономическая политика
    Меркантилизм
    Протекционизм
    Политика, направленная
    на преобладание
    экспорта товара
    над импортом
    Поддержка
    правительством
    промышленности,
    защита внутреннего
    рынка от
    иностранного
    вмешательства

    Единая экономическая политика

    Меркантилизм – экономическая
    политика, в основе которой лежит
    идея преобладания вывоза товаров над
    ввозом с целью накопления золота.

    Кому принадлежат слова?
    «Не понимаю, как мои предки могли допустить такое учреждение.
    Я должен мириться с тем, от чего не могу избавиться».
    «В моем лице Бог ниспослал вам благословение. Я муж, а весь
    остров – моя законная жена. Я глава, а остров – моё тело. Я
    пастырь, а остров – моё стадо». (из речи на первом парламенте).
    «Такова моя добрая воля, ибо так мы желаем»
    «Вы думали господа, что государство – это Вы?
    Ошибаетесь. Государство – это Я!».

    Подведение итога урока
    § 32
    Вопросы на стр. 35
    Знать термины

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ИСТОРИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. 1) Кому из мореплавателей удалось открыть морской путь в Индию? А) Христофору Колумбу. Б) Бартоломеу Диашу. В) Америго Веспуччи. Г) Васко да Гама. Д) Фернандо Магеллану. 2) Кто из путешественников ввёл термин «Новый свет»? А) Христофору Колумб. Б) Бартоломеу Диаш. В) Америго Веспуччи. Г) Васко да Гама. Д) Фернандо Магеллан.

    Соотнесите названия коренных жителей с континентом или страной. индейцы; индийцы; негры; А) Америка; Б) Африка; В) Индия.

    Тема урока: Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Учитель истории и обществознания Ронова Татьяна Васильевна МБОУ Тасеевская СОШ №1 Урок истории в 7 классе

    Проблема: Абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал войны “всех против всех”. Но в то же время в XVI–XVII вв. в Европе происходят революции, одна из задач которых – уничтожение системы абсолютизма. Почему же в обществе велась борьба против абсолютизма? Может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения?

    Цели урока: 1. Узнать, что такое «абсолютизм»? 2. Выяснить, каковы характерные черты абсолютизма. 3. Каковы его проявления в европейских странах?

    Выполните задание: Прочитайте определение и характеристику абсолютизма. Рассмотрите матрицу схемы “Абсолютизм” и заполните её краткими пояснениями: Абсолютизм: 1.Складывается в конце XV-XVI вв. 2.Достигает своего расцвета в XVII веке

    1.Что такое абсолютизм? Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. с.27 учебника Яков I Стюарт Французский король Людовик XV

    2. Характерные черты абсолютизма Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников; Формирование постоянной профессиональной армии. Создание государственной налоговой системы; Введение единого законодательства и административного устройства, единых мер и весов; Образование государственной церкви; Проведение единой государственной экономической политики. Проверь свою схему

    Стр. 28 «Один король – одна страна» Рассмотрите карту “Западная Европа в1648 г.” и найдите территории, которые потеряли свою независимость, подчинившись королевской власти в период абсолютизма?

    Текст на с.32-33 Доп. материал «Этикет при дворе Людовика XIV » на с. 35-36) Выберите источник самостоятельно Составить устный рассказ “ Из чего складывался культ монарха – помазанника Божьего?” Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Монарх – «помазанник божий»

    Отводили парламенту английские монархи Отводили Генеральным штатам французские монархи Стр, 28-29 Выясните, какое место в системе государственного управления… Генрих VIII Тюдор. Король Англии Елизавета I Тюдор. Королева Англии Яков I Стюарт. Король Англии и Шотландии. Франциск I Валуа. Король Франции

    Единая система управления (с.29-30) Англия Тайный совет: Внешняя политика Внутренняя политика Финансы Оборона страны. король Франция Правительство Внешняя политика Внутренняя политика Финансы Оборона страны. король Сравните деятельность государственного аппарата Англии и Франции

    Единая судебная власть (с. 30-31) Англия Звездная палата судьи мировые судьи Вести судебные процессы; Разоблачать заговоры; Подавлять мятежи; Преследовать бродяг; Собирать налоги; Сбор денег бедным. Франция Парламенты Право обжаловать судебные и правительственные решения; Назначение регента; Рассмотрение договоров, указов. Объясните схему, используя текст на с. 30-31

    Местная власть (с.31) Англия Франция Чиновники 1000-1500 8000 Жалованье + плата населения за услуги Средства к существованию?

    Создание профессиональной армии Англия (отсутствие регулярной армии) Народное ополчение. Отряды дворян-добровольцев. Франция (постоянная наёмная армия) налоги прямые косвенные налог на налог на землю и соль имущество

    Единая экономическая политика Меркантилизм Протекционизм Вспомните, что обозначают данные термины? С. 34

    Закончите предложения и запишите их: 1.У населения таких европейских стран, как _____________________________________ в эпоху абсолютизма складывается национальное самосознание и образуются централизованные государства. 2. В Германии и Италии в XVI – XVII веках не сложились централизованные государства, т.к. здесь существовали _____________________________ С. 34

    Итог урока: Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Черты: Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников; Формирование постоянной профессиональной армии. Создание государственной налоговой системы; Введение единого законодательства и административного устройства, единых мер и весов; Образование государственной церкви; Проведение единой государственной экономической политики.

    Прочитайте цели урока Достигли ли вы целей урока? В какой степени? Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали: 25 баллов, то получаете оценку 5 20–15 баллов – оценку 4 10 баллов – оценку 3 5 баллов – оценку 2

    Кому принадлежат слова? «Не понимаю, как мои предки могли допустить такое учреждение. Я должен мириться с тем, от чего не могу избавиться». «В моем лице Бог ниспослал вам благословение. Я муж, а весь остров – моя законная жена. Я глава, а остров – моё тело. Я пастырь, а остров – моё стадо». (из речи на первом парламенте). «Такова моя добрая воля, ибо так мы желаем» «Вы думали господа, что государство – это Вы? Ошибаетесь. Государство – это Я!».

    Источники http://festival.1september.ru/articles/532938/ http://www.proshkolu.ru/club/historians/file2/181296 http://www.uchportal.ru/load/54-1-0-14873 http://director.edu54.ru/node/73607 А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.Всеобщая история. История нового времени. 1500-1800. М., Просвещение. 2009


    Усиление королевской
    власти в XVI-XVII вв.
    Абсолютизм в Европе

    ПЛАН УРОКА

    Абсолютизм
    Один король – одна страна
    Ограничение роли органов сословного представительства
    Централизация государства

    1. Образование централизованных государств

    В начале Нового времени на территории Европы возникают крупные государства.
    В чем отличие от Средневековья?
    Англия
    Франция
    Испания
    Речь Посполитая
    Русское государство

    1. Абсолютизм

    «Рожденный подданным должен повиноваться» - смысл абсолютизма. Абсолютизм - форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху.
    Абсолютизм складывался в конце XV – XVI вв.

    Создание общегосударственного аппарата управления, постоянной профессиональной армии, государственной налоговой системы, единого государственного законодательства и административного устройства, единой государственной экономической политики и т.д.

    2. Один король – одна страна

    ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ?

    2. Один король – одна страна

    После завершения Столетней войны во Франции были ликвидированы старые права провинций (Нормандия, Бургундия и др.), они потеряли свою независимость и перешли под власть короля. В Англии король подчинил своей власти отдаленные северные графства и Уэльс (созданы Совет Севера и Совет Уэльса).

    Для предотвращения начала новых феодальных усобиц у старой непокорной и своенравной знати отбирались земли, разрушали замки, распускались отряды феодалов. Ограничения свобод коснулись и городов, отстаивавших свои старинные права.

    2. Один король – одна страна

    В период абсолютизма органы сословного представительства (английский парламент, испанские кортесы, французские Генеральные штаты) утрачивают свое значение. Короли стремятся избавится от их влияния.

    За 37 лет правления Генриха VIII парламент собирался только 21 раз, а за 45 лет правления его дочери Елизаветы – 13 раз. Короли не могли избавиться от парламента совсем, но значительно ограничили их влияние, тем самым укрепив свою абсолютную власть.

    3. Ограничение роли органов сословного представительства

    Вступивший на английский трон после Елизаветы Яков I Стюарт (1603-1625) в течение всего своего правления боролся с парламентом, всячески ограничивая его роль.

    Яков I считал, что парламент вредит делам управления государством. В своей речи обращенной к парламенту в 1604 г. король заявил, что он является полновластным хозяином всей страны: «я – глава, а остров мое тело, я – пастырь, а остров – мое стадо».

    Яков I Стюарт

    Слайд №10

    3. Ограничение роли органов сословного представительства

    Во Франции абсолютная монархия начала складываться к XVI веку. Король Франциск I Валуа (1515-1547) единолично принимал все важнейшие решения, на своих указах он писал: «Ибо нам так угодно». Генеральные штаты во Франции не превратились в постоянно действующий орган, а собирались только в случае большой необходимости по решению короля. С 1614 до 1789 г. Генеральные штаты не собирались ни разу.

    Франциск I Валуа

    Слайд №11

    4. Централизация государства

    В Англии центральным административным и исполнительным органом был Тайный совет, члены которого назначались королем. Во Франции при короле существовал совет, считавшийся правительством, но его члены также назначались королем и выполняли его волю. Членами этого правительства были принцы крови, высокие духовные чины, финансисты, юристы, но в стране было личное правление короля.

    Французские
    Генеральные штаты
    в 1614 г.

    Слайд №12

    4. Централизация государства

    В Англии большая часть судебных дел велась двумя королевскими судами. За правосудием и мятежной знатью наблюдала Звездная палата. На местах существовали выборные мировые судьи (из старой аристократии и нового дворянства), но они избирались под контролем правительства и Тайного совета.

    Английский юрист 16 в.

    Слайд №13

    4. Централизация государства

    Во Франции ограничением королевской власти являлись высшие судебные органы в провинциях – парламенты. Они могли обжаловать судебные и правительственные решения. Короли остро конфликтовали с парламентами. Король Людовик XIV в споре с Парижским парламентом заявил: «Государство – это я!»

    Людовик XIV

    Слайд №14

    4. Централизация государства

    Управление страной и в Англии и во Франции осуществляли чиновники. Должности чиновников передавались по наследству, покупались. Личные достоинства не играли роли – важно было наличие денег. Большинство чиновников не получало платы от государства, а жило за счет населения (подарки, подношения, взятки).

    Слайд №15

    2. Монархия и дворянство

    В возникающих централизованных государствах этот принцип не устраивает монархов. Они стремятся к полному подчинению себе всех сословий общества.

    С этой целью феодалы постепенно лишаются своих привилегий и влияния. Короли принимают на службу дворян (новое сословие, положение которого полностью зависит от его службы королю)

    Старая аристократия – феодалы (герцоги, графы, бароны, маркизы, баронеты) всячески противостоят этим попыткам.

    Слайд №16

    3. Абсолютизм

    Монархи стремятся к максимально возможной централизации управления, сосредоточения всех рычагов власти в своих руках – АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ.

    Слайд №17

    3. Абсолютизм

    Для обоснования притязаний короля выдвигается теория КОРОЛЕВСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА король ни с кем не делится своими полномочиями и властью.

    Король соединяет в своих руках все ветви власти ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ АДМИНИСТРАТИВНУЮ СУДЕБНУЮ решал все основные вопросы внутренней и внешней политики

    Король-солнце

    Слайд №18

    3. «Бюрократическая» монархия

    Откройте стр.79 и прочитайте раздел «Бюрократическая» монархия»

    1. Что такое бюрократия? Какие функции она выполняет?

    2. Почему короли вынуждены были терпеть упрямство и волокиту государственных чиновников?

    3. К какому результату привело усиление бюрократического аппарата во Франции?

    Слайд №19

    4. Аристократическая оппозиция

    Генрих Наваррский

    Образцом абсолютизма стала Франция. Генрих IV восстановил религиозный мир, выступая в роли верховного судьи.
    В 1610 г. он был убит религиозным фанатиком. Власть перешла в руки Марии Медичи. Католики-аристократы потребовали восстановить все свои привилегии. Началась «Смута», которая продолжалась 10 лет.