Болезни Военный билет Призыв

Краткое содержание рассказа маскарад. Евгений влюбляется в свою жену. Судьба драмы «Маскарад»

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано - сделано.

Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчёту, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом - как лава, «кипучем» - душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море.

Жена его, спору нет, ангел, но она - дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему - Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй... Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся - только тешатся!

К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок - «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича!

Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный - к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать своё кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!..

Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, - безотчётно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они - парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» - «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Поражённый странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины - роман с князем. Подозрение, правда, ещё не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь - до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты - штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина - одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет - с намёком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убеждён, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся ещё и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» - мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутёнка, - спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.

Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что - не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь - зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удаётся вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», даёт пощёчину.

Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина - это не безнравственный и безбожный князёк; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу. Судьба же «ведёт себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадёжно погублена, решает удалиться в своё деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады».

Князь, уже переведённый, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж - злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть вещи своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намёков. Ее Евгений - злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу... Она умрёт, жить вместе с нею доле я не могу»).

Разгорячённая танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетётся в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд - быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает.

Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитёров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своём горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин - в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передаёт Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»

Неизвестный торжествует: он отмщён вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишён и спокойствия, и чести.

Год написания:

1836

Время прочтения:

Описание произведения:

Драма в стихах Маскарад была написана в период с 1835 по 1836 годы Михаилом Лермонтовым , опубликована в 1842 году. Драма имеет четыре действия.

Главный герой драмы Маскарад - это мятежный по духу и уму дворянин Евгений Арбенин. Сама пьеса описывает петербургское общество 1830-х годов XIX века.

Ниже читайте краткое содержание драмы Маскарад.

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано - сделано. Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчету, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом - как лава, «кипучем» - душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море. Жена его, спору нет, ангел, но она - дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему - Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй…

Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся - только тешатся! К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок - «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича! Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный - к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать свое кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!.. Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, - безотчетно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на ее браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они - парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» - «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Пораженный странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины - роман с князем. Подозрение, правда, еще не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь - до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты - штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина - одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет - с намеком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убежден, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся еще и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» - мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутенка, - спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.

Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что - не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по ее представлению, дрль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает ее, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь - зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удается вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», дает пощечину.

Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина - это не безнравственный и безбожный князек; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, ее старинному и верному рабу. Судьба же «ведет себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская ее карьера безнадежно погублена, решает удалиться в свое деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады». Князь, уже переведенный, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку ее настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж - злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть веши своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намеков. Ее Евгений - злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу… Она умрет, жить вместе с нею доле я не могу»).

Разгоряченная танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетется в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд - быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает. Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитеров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своем горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин - в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передает Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»

Неизвестный торжествует: он отмщен вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишен и спокойствия, и чести.

Вы прочитали краткое содержание драмы Маскарад. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание драмы Маскарад не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию драмы.

Сцена 1

Выход 1. Четыре игрока-шулера обыгрывают в карты на крупную сумму князя Звездича. Князь в отчаянии. Вьющийся тут же мутный делец Шприх, человек неизвестной нации, «вернее всего, что жид», спешит к Звездичу с предложением денег взаймы «под вздорные проценты».

Выход 2. За игрой следит старый картёжник Казарин. К нему подходит его близкий знакомый, знаменитый в прошлом шулер Евгений Арбенин , который теперь бросил карты, женился на молодой красавице и стал жить как честный человек, распрощавшись со старым.

Арбенину знаком и Звездич. Евгений подходит к нему и узнаёт, что князь проигрался дотла. Звездич рвётся отыгрываться, но Арбенин останавливает его, намекнув, что дело тут не в отсутствии счастья, а в шулерстве. Он сам садится за карточный стол вместо князя. Другие игроки сразу притихают, почуяв нутром большого мастера . Арбенин обыгрывает всех – и отдаёт князю весь огромный куш.

Обрадованный Звездич горячо благодарит его. Арбенин отклоняет эту признательность, говоря, что сел за карты не для благодеяний, а чтобы опять, как прежде, «привести кровь в волнение». Евгений напоминает князю, что сегодня дают маскарад, и предлагает съездить туда.

Лермонтов. Маскарад. Художественный фильм 1941

Выход 3. Проигравшиеся шулера изумлены искусством Арбенина. Шприх решает любым способом свести знакомство с таким полезным человеком и едет вслед за Евгением на маскарад.

Сцена 2

Выход 1. Приехав на маскарад, Арбенин советует князю Звездичу поискать здесь любовных приключений: женщины, чьи лица скрыты под масками, легче идут на них.

Выход 2. Евгений отходит, а к Звездичу подходит женщина в маске и обещает романтическое знакомство, которого он никогда не забудет. Звездич завязывает с этой дамой фривольный, насмешливый разговор и уводит её под руку.

Выход 3. Арбенин тащит под руку мужчину в маске, который наговорил ему дерзостей. Он собирается разделаться с ним, но неизвестный вырывается и исчезает в толпе, успев крикнуть, что в эту ночь Евгения ждёт несчастье.

Выход 4. К Арбенину подходит Шприх, пытаясь вступить в дружескую беседу. Арбенин в ответ с презрением спрашивает, не ездит ли к жене Шриха один известный усач – и удаляется. Раздражённый Шприх вполголоса желает вслед Арбенину, чтобы он сам заимел рога.

Во время их разговора с канапе неподалёку встают и уходят две женские маски. С руки одной из дам при этом падает браслет. Она не замечает этого.

Выход 5. Маска, говорившая ранее с князем, прибегает и взволнованно бросается на то же канапе. В возбуждённом монологе она рассказывает, что страстно просила у Звездича любви, не желая, однако, чтобы он узнал её имя. Но капризный князь потребовал у неё какой-нибудь предмет на память. Заметив лежащий рядом браслет, маска решает отдать Звездичу эту чужую вещь.

Выход 6. К маске на канапе подходит Звездич и вновь со смехом просит, чтобы она дала ему что-нибудь как воспоминание. Маска отдаёт найденный браслет – и скрывается в толпе.

Выход 7. К Звездичу подходит Арбенин. Князь рассказывает ему о своей неожиданной любовной удаче и показывает оставленный дамой браслет. Евгению он кажется знакомым: точно такой же есть у его жены, Нины.

Сцена 3

Выход 1. Арбенин приезжает к себе в сомнениях. Нины ещё нет дома, хотя уже второй час ночи.

Выход 2. Арбенин вспоминает любовные интриги своей молодости, опасаясь: «Я теперь едва ли // не осужден нести печали // за все грехи минувших дней. // Бывало, так меня чужие жены ждали, // теперь я жду жены своей». Он старается успокоить себя тем, что Нина всегда была чиста, как агнец Божий.

Выход 3. Приезжает Нина. Арбенин спрашивает, где она так задержалась. Почувствовав подозрительность в тоне мужа, Нина старается ласково успокоить его. Она говорит, что по любому слову Евгения готова бросить свет, балы и навсегда уехать в деревню. Арбенин с большим чувством говорит о своей любви к Нине, которая исцелила его от прежнего холодного презрения к людям. Евгений начинает целовать руки жены – и вдруг видит, что на одной из них недостаёт того самого браслета. Нина говорит, что наверное потеряла его, и удивляется, почему муж так озабочен пропажей безделушки.

Выход 4. Слуга, посланный Арбениным, искать браслет в карете Нины, не находит его. Выясняется, что Нина приехала с маскарада.

Выход 5. Евгений обращается к Нине с ревнивыми словами. Всё больше распаляясь, Арбенин говорит, что нинина любовь – всё для его кипучей души, и если она была притворством, то он без сожаления «разорвёт обе их жизни». Нину ужасает яростный и страшный вид Евгения. Она убеждает его в своей невиновности и уходит, плача.

Лермонтов «Маскарад», действие 2 – краткое содержание

Сцена 1

Выход 1. Баронесса Штраль, сидя у себя дома, размышляет о жестокости света, который готов сурово судить всякое сердечное увлечение женщины. Из слов баронессы становится ясным, что именно она пыталась увлечь на маскараде князя Звездича.

Выход 2. К баронессе приезжает Нина Арбенина с измученным и грустным видом.

Выход 3. Приезжает и князь Звездич, со смехом рассказывая, что был вчера на маскараде и, кажется, узнал под масками некоторых знакомых дам. Баронесса, едва скрывая тревогу, стыдит князя за легкомыслие.

Выход 4. Баронесса на время выходит. Оставшись наедине со Звездичем, Нина рассказывает ему, что потеряла один из двух своих одинаковых браслетов. Звездич видит, что второй, не потерянный, в точности такой же, как тот, что подарила ему неизвестная на маскараде. Князь заключает отсюда, что этой неизвестной была Нина и пытается игриво флиртовать с ней. Нина с возмущением требует от князя не забываться и спешит уехать.

Выход 5. Возвращается баронесса Штраль. Раздосадованный Звездич показывает ей подаренный ему на маскараде браслет, рассказывая, как только что видел второй такой же у Нины. Баронесса советует ему побольше дорожить честью дам. Князь уезжает.

Выход 6. Оставшись одна, баронесса опасается, как бы легкомысленный Звездич не догадался, кем на самом деле была дарительница браслета, и не растрезвонил об этом всему обществу. Штраль решает спасать себя даже за счёт Нины.

Выход 7. К баронессе приезжает Шприх. Она сообщает ему, что в свете якобы уже идут слухи о любовной истории между Звездичем и Ниной Арбениной.

Выход 8. Обиженный на Арбенина Шприх радуется его позору и решает разнести известие об этом по всем знакомым.

Сцена 2

Выход 1. Арбенин дома в одиночестве терзается мыслью о возможной измене жены. Слуга неожиданно сообщает ему, что некий посыльный принёс Нине записку.

Арбенин. Иллюстрация к драме Лермонтова «Маскарад» художника Н. Кузьмина

Выход 2. К Арбенину приезжает Казарин, чьи денежные дела в последнее время совсем плохи. Чтобы поправить их, Казарин ищет способа вновь втянуть Евгения в давно брошенное им шулерское картёжничество.

Выход 3. В передней у Арбенина Казарин встречает Шприха – именно он и привёз записку Нине. Выясняется, что от баронессы Штраль Шприх сразу поехал к князю Звездичу и советовал ему не оставлять домогательств к жене Евгения. Князь тут же написал Нине любовную записку, которую Шприх и доставил в дом Арбениных.

Выход 4. Арбенин входит в комнату, читая отданную ему слугой записку Звездича. В волнении, он даже не замечает Казарина и Шприха. Евгений горько возмущается неблагодарностью князя, которому недавно так помог, и «коварством» Нины. Шприх спешит незаметно уйти.

Выход 5. Увидев Казарина, Арбенин сетует ему на людское предательство. Казарин в ответ говорит, что надо просто понять тщету пустых ожиданий добра от других – и так самому освободиться от надуманного долга делать им хорошее. Казарин напоминает Евгению их былую жизнь среди кутежа, обмана и риска, которая так нравилась им обоим. К большой радости Казарина Арбенин яростно восклицает, что отныне «порвёт союз с добродетелью».

Сцена 3

Выход 1. Готовя месть Звездичу, Арбенин приезжает к нему. Князь спит.

Выход 2. Арбенин растворяет дверь в комнату Звездича. На миг в нём загорается желание убить князя прямо сейчас, спящим. Но он преодолевает этот порыв, затворяет дверь, пишет Звездичу записку с приглашением на карточную игру сегодня и выходит.

Выход 3. В дверях Евгений неожиданно сталкивается с баронессой Штраль. Он с издёвкой спрашивает, чем так привлекает женщин Звездич, что она сам пришла к нему. Баронесса понимает, что Евгений собирается жестоко мстить, и страстно пытается объяснить ему: Нина ни в чём не виновна. Разгневанный Арбенин не желает её слушать и уходит.

Выход 4. Баронесса идёт к князю.

Выход 5. Проснувшийся Звездич очень удивляется, видя её перед собой. Баронесса говорит: в свете уже идут слухи о дерзком письме князя жене Арбенина. Она предупреждает, что Евгений очень опасен, признаётся Звездичу, что браслет на маскараде дала ему не Нина, а она – и уходит.

Выход 6. Звездич читает принесённую слугой записку Арбенина. Увидев в ней любезное приглашение на ужин к общему знакомому, князь решает, что Евгения пока нечего опасаться.

Сцена 4

Выход 1. Арбенин и Казарин ждут Звездича. Казарин с нетерпением предвкушает, как Евгений сейчас «ощиплет» князя в карты.

Выход 2. Входит Звездич. Арбенин приглашает его к карточному столу. За игрой Евгений под видом «анекдота» рассказывает князю историю о том, как один человек оказал важную услугу приятелю, а тот «в благодарность» соблазнил его жену. Окончив рассказ, Арбенин вдруг обвиняет Звездича в шулерской подмене карты и бросает колоду ему в лицо. Ошеломлённый князь не знает, что делать. Заметавшись, он сначала грозит убить Евгения, но его решимость к этому быстро остывает. Понимая, что, не ответив достойно на оскорбление, он теперь опозорен навсегда, Звездич падает и закрывает руками лицо. Евгений зло высмеивает его и уходит.

Лермонтов «Маскарад», действие 3 – краткое содержание

Сцена 1

Выход 1. Светский бал. Гости передают друг другу слухи, что баронесса Штраль вдруг почему-то уехала в деревню, а князь Звездич был жестоко опозорен Арбениным. Входит князь. Все сторонятся его, как обесчещенного. Звездич подходит к Нине Арбениной, украдкой возвращает её браслет и советует ей остерегаться беспощадного мужа. Евгений издали наблюдает за этой сценой.

Выход 2. Все гости выходят в зал. Оставшись один в комнате, Арбенин ходит по ней в бешенстве от того, что слух об измене Нины уже всем известен. Евгений решает убить жену. Однажды, лет десять назад, проигравшись по молодости в карты, он хотел отравиться, купил яд, но в тот же вечер отыгрался. Отрава тогда не понадобилась, однако Арбенин не стал выбрасывать её и всегда держал при себе.

Выход 3. Гости бала просят Нину спеть. Она садится за пианино и исполняет грустный романс о несчастной любви.

Выход 4. Подходит Арбенин. Нина в волнении прекращает петь и отходит с мужем в сторону. В глубине комнаты при этом показывается какой-то неизвестный, следя за ними.

Нина говорит, что ей жарко, и просит Евгения принести мороженое. Вздрогнув, тот идёт за мороженым и незаметно всыпает в него яд. Нина в задумчивости и тоске съедает мороженое. Неизвестный видит всю эту сцену и понимает, что Арбенин отравил жену, но ничему не препятствует.

Сцена 2

Выход 1. Печальная и бледная Нина раздевается ко сну. К ней входит Евгений.

Арбенин и Нина. Иллюстрация к лермонтовской драме «Маскарад» художника Н. Кузьмина

Выход 2. Нина упрекает мужа за то, что он стал груб с ней. Почувствовав вдруг жжение в груди, она просит позвать врача. Однако Евгений не спешит слать за доктором. Он начинает обвинять жену в измене. Нина уверяет: её оклеветали. Арбенин говорит, что её слова – ложь, и признаётся: он дал ей на балу яд, от которого она сейчас умрёт. Нина мучится всё сильнее. В страданиях она проклинает Евгения, вновь клянётся, что невинна – и умирает. Арбенин отказывается верить ей.

Лермонтов «Маскарад», действие 4 – краткое содержание

Сцена 1

Выход 1. Перед похоронами Нины Арбенин в бессилии сидит дома. Его уже терзают сомнения в виновности жены, но он гонит их от себя.

Выход 2. Приехавший пособолезновать Казарин, видя Евгения очень расстроенным, считает, что он лишь нацепил на себя притворную личину.

Выход 3. С телом Нины приходят проститься две родственницы – дама с племянницей. Даму больше всего заботят предстоящие расходы на траурное платье.

Выход 4. Из комнаты покойницы выходят доктор и старик. Доктор рассказывает, что приехал не вовремя: больная уже скончалась.

Выход 5. Доктор подходит к Арбенину и уговаривает его не слишком убиваться. Евгений, как будто очнувшись, бессвязно кается в том, что «осквернил божественное создание», хотя виной тому не он сам, а один неблагодарный человек. Доктор решает, что Арбенин сходит с ума.

Выход 6. После отъезда всех прочих в дом Арбенина входят князь Звездич и тот неизвестный, что был на балу.

Выход 7. Неизвестный, не открывая князю своего имени, убеждает его: Евгений сам отравил свою жену. Он предлагает сейчас же бросить это обвинение Арбенину в лицо.

Выход 8. Входит Арбенин со свечой. Не замечая неизвестного и князя, он разговаривает сам с собой. Евгений убеждает себя, что его суд над Ниной был справедлив, и никто не осмелится разуверить его в этом. Со словами: «Осмелюсь я!» – к нему подходит неизвестный.

Евгений вначале не узнаёт его. Неизвестный напоминает: семь лет назад мы были с тобой друзьями. Я был молод и неопытен, но «в твоей груди уж крылся этот холод, // То адское презренье ко всему, // Которым ты гордился всюду!» Раз ты увлёк меня играть, и я спустил в карты всё, что имел. Я плакал и молил, но в тебе это возбудило лишь смех. И вот ныне это злое семя произвело достойный плод!

Арбенин с волнением говорит, что узнал его. Неизвестный рассказывает дальше: преисполнившись жаждой мести, я всюду тайно следовал за тобой, мешаясь с толпой. Я узнавал про тебя всё – и видел, как ты убил Нину!

Подходит князь Звездич. Он вызывает Арбенина на дуэль за прошлое оскорбление – и рассказывает всю историю с браслетом, ещё и отдавая Евгению письмо баронессы Штраль с её подтверждением. Прочитав письмо, Арбенин в отчаянии пытается броситься на «своих палачей» – неизвестного и князя, но в бессилии падает на кресла, а потом встаёт с них и хохочет, как безумный.

Арбенин становится на колени перед Звездичем и неизвестным, моля, чтобы они подтвердили ему виновность Нины, иначе его душа разорвётся. Он обвиняет неизвестного, который видел, как он сыпал яд в мороженое, и не вмешался. Подбежав к гробу Нины, Евгений оседает рядом с ним на пол и застывает полулёжа с обезумевшими, неподвижными глазами…

…Неизвестный радуется, что свершилась его месть («и этот гордый ум сегодня изнемог!»). Звездич раздосадован: с сумасшедшим ему нельзя будет стреляться.

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано - сделано.

Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчёту, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом - как лава, «кипучем» - душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море.

Жена его, спору нет, ангел, но она - дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему - Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй... Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся - только тешатся!

К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок - «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича!

Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный - к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать своё кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!..

Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, - безотчётно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они - парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» - «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Поражённый странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины - роман с князем. Подозрение, правда, ещё не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь - до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты - штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина - одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет - с намёком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Вариант 1

Действие начинается за карточным столом. Князь Звездич, Казарин и Шприх мечут банк и понтируют. Входит Арбенин. Казарин упрекает Арбенина, что с женитьбой он забыл прежних друзей и перестал играть. Арбенин предлагает Казарину поехать на маскарад.
На маскараде среди масок Арбенин говорит, что его сердце холодно, хотя повсюду старается найти развлечения. Маска вступает с князем в беседу.
Ты! Бесхарактерный, безнравственный, безбожный,
Самолюбивый, злой, но слабый человек;
В тебе одном весь отразился век,
Век, нынешний, блестящий, но ничтожный.
Наполнить хочешь жизнь, а бегаешь страстей.
Все хочешь ты иметь, а жертвовать не знаешь;
Людей без гордости и сердца презираешь,
А сам игрушка тех людей.
Дальше разговор заходит о любви. Князь говорит, что не ищет её.
Женская маска, разговаривавшая с князем, в одиночестве размышляет. На полу она замечает браслет и решает отдать его князю, чтобы по нему князь нашёл её впоследствии. Появляется князь, убеждает её открыть лицо, но та убегает, оставляя ему браслет. Появляется Арбенин, подшучивает над князем, которому в душу запала незнакомка. Тот говорит, что отыщет её обязательно. После маскарада Арбенин дома. Его жены нет, хотя уже второй час ночи. Он размышляет над тем, что наказан за прежние грехи: его вот так ждали чужие жёны, как он теперь ждёт свою.
Появляется Нина. Арбенин упрекает её, что она вернулась так поздно. Она в ответ говорит, что, если бы он любил её, она оставила бы свет и скрылась в деревне, но он не любит и не ревнует её. Арбенин убеждает её в обратном, они почти мирятся, но вот он целует её руки и на одной не видит браслета. Арбенин в чрезвычайном возбуждении. Нина упрекает его в том, что тревога поднята из – за такого пустяка. Арбенин грозит разорвать свою и её жизни, несмотря на то, что он любит её. Он не терпит измены. Со словами «Прощай, я знаю всё» Арбенин гонит её прочь. Нина уверяет, что измены не было. Арбенин ей не верит. Баронесса в одиночестве размышляет о судьбе женщины в современном обществе. Приезжает Нина. Баронесса замечает, что у неё заплаканные глаза. Приезжает князь. Он намекает, что на маскараде узнал присутствующих женщин. Его упрекают, говоря, что порядочные дамы не посещают такие места, но князь не верит. Он заводит разговор о браслете. Нина не понимает, куда он клонит, сердится, разговор заканчивается. Спустя некоторое время, князь пытается поговорить с Ниной, возвращает ей браслет и сообщает, что уезжает на Кавказ. Арбенин решает убить жену. На балу он всыпает ей в мороженое яд. Нина умирает. Арбенин в печали размышляет. К нему приезжает неизвестный человек. Вместе с князем они обвиняют Арбенина во многих грехах, в том числе и в убийстве жены. В разговоре открывается, что Нина умерла невиновной. Огромное горе охватывает Арбенина.

Вариант 2

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано - сделано. Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчету, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом - как лава, «кипучем» - душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море. Жена его, спору нет, ангел, но она - дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему - Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй… Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся - только тешатся! К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок - «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича! Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный - к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать свое кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!.. Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, - безотчетно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они - парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» - «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Пораженный странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины - роман с князем. Подозрение, правда, еще не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь - до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты - штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина - одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет - с намеком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убежден, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся еще и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» - мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутенка, - спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.

Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что - не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь - зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удается вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», дает пощечину.

Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина - это не безнравственный и безбожный князек; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу. Судьба же «ведет себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадежно погублена, решает удалиться в свое деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады». Князь, уже переведенный, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж - злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть веши своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намеков. Ее Евгений - злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу… Она умрет, жить вместе с нею доле я не могу»). Разгоряченная танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетется в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд - быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает. Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитеров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своем горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин - в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передает Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»

Неизвестный торжествует: он отмщен вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишен и спокойствия, и чести.