Болезни Военный билет Призыв

Краткое содержание произведения н в гоголя шинель. Н. Гоголь, история создания "Шинели". Знакомство с тихим скромным Акакием Акакиевичем

«Шине́ль» - повесть Николая Васильевича Гоголя . Входит в цикл «Петербургские повести».

Первая публикация состоялась в 1842 году.

Сюжет

Повесть рассказывает читателю о жизни так называемого «маленького человека».

Главный герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный титулярный советник из Петербурга. Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил ручное переписывание бумаг, но в общем роль его в департаменте была очень незначительна, из-за чего над ним нередко смеялись молодые чиновники. Жалование его составляло 400 рублей в год.

Однажды Акакий Акакиевич заметил, что его старенькая шинель совсем пришла в негодность. Он отнёс её к портному Петровичу, чтобы тот залатал её, однако последний отказался чинить шинель, сказав, что надо шить новую.

Акакий Акакиевич уменьшил расходы: по вечерам прекратил пить чай, старался ходить на цыпочках, чтобы не истёрлись ботинки, реже отдавал прачке бельё в стирку, а дома, чтобы не изнашивать одежду, носил только халат.

Наконец, премия к празднику оказалась больше ожидаемого, и титулярный советник вместе с портным отправляются покупать материал для новой шинели.

И вот однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошёл в департамент в новой шинели. Все принялись хвалить и поздравлять его, а вечером пригласили на именины к помощнику столоначальника. Акакий Акакиевич был в прекрасном расположении духа. Ближе к полуночи он возвращался домой, когда к нему вдруг со словами «А шинель-то моя!» подошли «какие-то люди с усами» и сняли шинель с плеч.

Хозяйка квартиры посоветовала Акакию Акакиевичу обратиться к частному приставу. На следующий день Акакий Акакиевич отправился к частному приставу, но безуспешно. Он явился в департамент в старой шинели. Многим стало жаль его, и чиновники советовали обратиться за помощью к «значительному лицу» потому, что это лицо ещё недавно было незначительным. «Значительное лицо» накричал на Акакия Акакиевича, да так, что тот «вышел на улицу, ничего не помня».

В Петербурге в то время было ветрено, морозно, а шинель была старая, и, вернувшись домой, Акакий Акакиевич слёг в постель. Поправиться он уже не смог и через несколько дней умер в бреду.

С тех пор у Калинкина моста стал появляться призрак «в виде чиновника», стаскивавший с прохожих шинели, шубы, пальто. Кто-то узнал в мертвеце Акакия Акакиевича. Не было никакой возможности угомонить мертвеца. Однажды через эти места проезжало «значительное лицо». Мертвец с криком «Твоей-то шинели мне и нужно!» сорвал и с его плеч шинель, после чего исчез и более уже не появлялся.

Действующие лица

  • Титулярный советник по имени Акакий Акакиевич Башмачкин
  • Портной Петрович
  • «Значительное лицо»

Инсценировки

  • Пьеса «Башмачкин» Олега Богаева .

Экранизации

1926
Год Страна Название Режиссёр В ролях Примечание
СССР СССР

Название произведения: Шинель
Николай Васильевич Гоголь
Год написания: 1842
Жанр произведения: повесть
Главные герои: Акакий Акакиевич Башмачкин – титулярный советник, Петрович - портной.

Сюжет

Башмачкин является бедным чиновником, имеющим оклад 400 рублей в году. Его обязанностями является переписывание бумаг. Ему так нравится работа, что переписывает и дома, а засыпает с мыслями о новом рабочем дне. Развлечения в компании совсем не волнуют героя. Сослуживцы ранят Акакия Акакиевича шутками и колкостями. В один день оказалось, что шинель уже износилась и пропускает ветер. Портной Петрович сказал что нужно шить новую. Это было дорого, 80 рублей, но чиновник очень радовался каждому этапу работы мастера. Долго носить шинель не вышло - ее отобрали на улице. Надев старую Башмачкин простыл и умер. Люди видели его призрак, снимающий шубы и пальто с прохожих. Некоторые узнавали в нем Акакия Акакиевича. Он снял верхнюю одежду и со своего обидчика.

Вывод (мое мнение)

Данная повесть побуждает считать всех людей равными и оценивать по личным качествам, а не по должности, или месте в обществе. Слова могут оставлять болезненные отпечатки на сердце. Также важно радоваться мелочам, которые окружают. А это ценить свою работу, новую одежду. Не воспринимая события как должное, человек становится счастливее.

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье.

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?

О чем?

Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин . Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.

Темы

  • Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
  • Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
  • Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
  • Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

Проблематика

Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

  • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
  • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
  • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
  • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

В чем смысл повести?

Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.

Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

Чему учит?

«Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

Критика

В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

Интересно? Сохрани у себя на стенке! За время деятельности Н. В. Гоголя миру было представлено большое количество произведений, которые наполнены исключительным смыслом и изысканным шармом. После прочтения таких рассказов читатель начинает понимать, что же такое настоящая классика жанра. Одним из бессмертных произведений считается именно повесть под названием «Шинель».

Проведя небольшой анализ данного творения, можно понять, что писатель имеет настоящий талант и максимально точно описывает используемые образы. Создано произведение «Шинель» в далеком 1842 году и сразу же завоевало популярность у критиков того времени.

Начальный сюжет истории

Сюжет произведения Н. В. Гоголя рассказывает о мужчине с причудливым именем. Звали его Башмачкиным Акакием Акакиевичем. В рассказе описываются особенности его рождения, а также причины такого причудливого имени. В дальнейшем повествование плавно переходит на годы его службы в качестве советника с высоким титулом.

Над главным героем все его окружение постоянно шутит. Его подсмеивают на работе и постоянно мешают нормально осуществлять деятельность. То его усыпят бумажками, то скажут неприятные слова, то толкнут под руку. Все это весьма надоедает советнику и он, когда наступает уже совсем невмоготу, просит окружающих оставить его в покое жалобным голосом.

Главная цель деятельности героя картины – это постоянное переписывание бумаг. Башмачкин относится к своей работе ответственно и выполняет обязанности с любовью. Занимается работой он не только в служебном отделе, но и в домашних условиях. Придя домой, он, поевши щей, сразу же берется за банку с чернилами.

Акакий не знает приятельства, так как у него нет друзей, он не предпочитает развлечения и постоянно сидит дома. Для него таких основ просто-напросто не существует. Даже ложась отдыхать, он думает о том, как бы завтра написать побольше документов.

Неожиданное происшествие

Главный герой произведения живет постоянством и обыденностью. Он ежедневно делает одно и то же и это ему нравится. Все было бы хорошо, но в определенный момент с ним происходит неожиданный случай. Однажды, проснувшись утром после интереснейших сновидений, посмотрев на улицу и увидев морозную погоду, Акакий Акакиевич решил посмотреть и на свою шинель, в которой он ходит уже давным-давно. Он видит, что она уже потеряла свои изначальные внешние данные, посмотрев поближе, герой понимает, что она во многих местах уже сквозит. Именно поэтому Башмачкин решает отправиться к своему знакомому портному, которого зовут Петрович.

Портной осматривает принесенную Акакием шинель и делает заявление, что ее уже невозможно исправить и придется сделать новую, а это пальто выбросить. Петрович назвал цену работы, которая оказалась настоящим потрясением для главного героя.

Акакий Акакиевич решает, что он пришел не в то время и, возможно, портной просто-напросто завышает стоимость услуги. Он решает прийти к мастеру в другой раз, когда он будет выпившим. По его мнению, именно в таком состоянии Петрович будет наиболее сговорчивым и назовет совершенно иную цену, которая будет приемлемой. Но Петрович не приклонен, и стоимость может только повысить, но никак не понизить.

Мечта Башмачкина

Главный герой понимает, что без новой шинели он не сможет обойтись. Теперь его мысли постоянно о том, где ему достать 80 рублей, которые пожелал за работу портной. Только за эту сумму Петрович готов сделать новую одежду.

Башмачкин решает экономить. Он разрабатывает план, как сократить расходы – не зажигать свечи в вечернее время, не пить чай после работы, а также ходить только на цыпочках, чтобы раньше времени не стереть подметки. Экономить он решает и на стирке белья, а чтобы не потребовались услуги прачечной, он решает ходить по дому только в халате.

Мечта и реальность

Теперь реальная жизнь главного героя существенно меняется. Он постоянно думает о новой шинели, ожидая ее как свою верную подругу. Акакий каждый месяц ходит к портному и интересуется о своей будущей шинели, экономя практически на всем.

И вот, в один прекрасный момент герой получает на рабате награждение, которое оказалось больше на 20 рублей, чем он ожидал. Теперь Башмачкин с портным могут смело отправиться в магазин, чтобы выбрать достойный материал для будущей шинели. Герою потребуется также купить подкладку, сукно и кошку, которая будет использована на воротнике.

Петрович делает шинель качественно, и она очень сильно нравится Акакию. И вот наступает момент, когда главный герой ее надевает и отправляется на работу в департамент. Данное событие замечают многие из его окружения. Практически каждый сотрудник подходит к герою и хвалит его новую одежду, они просят сделать торжественный вечер по поводу нового приобретения, но денег у Башмачкина на его проведение попросту нет. Спасает его один чиновник, который зовет всех попить чая по поводу его именин.

Утеря шинели


Далее в произведении описаны драматические события. Как только закончился рабочий день, который для героя воспринимался как праздник, советник с приятными мыслями отправляется домой. Он обедает и отправляется в другую часть города к тому чиновнику. Который пригласил его сегодня на работе в гости.

Приехав по указанному адресу, он также слышит от многих похвалы по поводу шинели. На празднике есть и шампанское, и виста, и вкусный ужин – все, что помогает приятно провести вечер. Посмотрев на время, а оно уже было поздним, Акакий решает отправиться домой и старается уйти из гостей незамеченным.

Он отправляется по пустынным улицам за дамой, которая описана Гоголем максимально красивой женщиной. Темные и мрачные улицы внушают Акакию страх. И вот, на него налетают какие-то люди и снимают с него шинель.

Злоключение Башмачкина

Акакий Акакиевич испытывает весьма скверные чувства от произошедшего. Он отправляется к частному приставу за помощью, но не получает от него поддержки и поиски остаются безрезультатными.

В старой шинели главный герой отправляется на работу. По приходу коллеги жалеют Башмачкина и первым делом решаются сброситься на то, чтобы делать новую шинель. Но денежных средств оказывается слишком мало и на новую шинель даже близко не хватит. Тогда коллеги решают помочь главному герою по-другому – они советуют ему обратиться к весьма влиятельному лицу, которое способно решить поставленную задачу.

В следующей части сюжетной линии описаны особенности человека, к которому отправили Башмачкина его коллеги. Данная личность одета весьма строго и имеет волевой характер. Этот образ сразу же поражает главного героя и жестко его распекает за то, что к нему Акакий обратился не по форме. Помощи Башмачкин так и не получил и отправился домой ни с чем. Далее главному герою становится плохо и у него появляется горячка.

Смерть главного героя

Акакий Акакиевич на протяжении нескольких дней лежит в бреду и беспамятстве. В итоге советник умирает. Об этом становится известно на его работе лишь после четыре дня, как Башмачкина похоронили. По городу начинают ходить слухи о том, что мертвый главный герой время от времени появляется на Калинкином мосту и забирает шинели у всех прохожих. Несмотря на чина и звания жертв. Некоторые люди видят в этом призраке умершего главного героя. Все усилия, которые отправляет милиция на поимки, становятся напрасными и не приносят никаких результатов.

Месть Акакия Акакиевича

Далее в сюжете произведения «Шинель» Н. В. Гоголь описывает человека, к которому главный герой ранее обращался за помощью. Происшествие о том, что Башмачкин скончался, привело к сильному потрясению у этого человека. Описывается ситуация, когда данная личность отправляется на вечеринку, чтобы приятно провести вечер. После такого мероприятия он отправляется к своей знакомой и по дороге чувствует, что кто-то хватает его за воротник.

Он смотрит на лицо человека, который это сделал, и в нем видит его знакомого – Акакия Акакиевича. Именно он стаскивает шинель. Чиновник, побледнев и испугавшись увиденного, отправляется домой и решает, что больше никогда не будет строго относиться к своим подчиненным. Именно с этого момента о мертвеце нет больше упоминаний, он не гуляет по улицам и не пугает различных прохожих.

Эта повесть Гоголя была издана в 1843 году. Она входит в авторский сборник "Петербургские повести".

Ниже мы передадим краткое содержание произведения "Шинель". Для лучшего усвоения события излагаются с точки зрения их важности в сюжетном построении (завязка, развитие событий, кульминация, развязка). Начало повести, в которой мы знакомимся с главным героем Акакием Акакиевичем Башмачкиным, можно рассматривать как экспозицию.

Начало повести. Знакомимся с главным героем

Завязке предшествует наше знакомство с главным героем повести, которого зовут Акакий Акакиевич Башмачкин. Он служит мелким чиновником в одном из петербургских департаментов.

В повести рассказывается о рождении героя: несчастливая звезда Башмачкина зажглась, уже когда стали искать имя для новорожденного: сколько ни подбирали по святцам, все имена выходили заковыристые и такие причудливые, что мать его совсем отчаялась и решила дать ему имя его отца - так и стал он Акакием Акакиевичем.

Главный герой - типичный, что называется, "маленький человек". Он не блещет умом, звезд с неба не хватает, карьеру не сделал и не пытался. Башмачкин до самозабвения любит свою работу, а именно - снимать копии, то есть переписывать различные документы.

Вся его жизнь в этом и состоит. На работе он пишет. Придет домой со службы, наскоро поест - и снова за стол, достает перо с чернильницей и вновь принимается за работу - переписывает то, что не дописал в департаменте. Впрочем, если работы не оказывалось, Башмачкин писал какую-нибудь бумагу "просто для себя". Среди букв у Акакия Акакиевича есть даже свои любимчики.

Засыпал он с улыбкой, думая:

Что-то Бог пошлет переписывать завтра?

Ревностно относится Башмачкин к своему занятию. Нельзя сказать, что в старании своем был он совсем не замечен: однажды начальство назначило задание, которое помогло бы ему в продвижении по службе. Всего и делов было - слегка изменить содержание документа, переписывая его. Но для нашего героя задача оказалась непосильной, и он с облегчением вернулся к простому переписыванию.

Внешний вид и костюм героя

И красотой Акакий Акакиевич не отличается: он рыжеват, рябоват, с плешью на голове, видит неважно, ест без аппетита. Рассеян, ходит, не интересуясь тем, что происходит вокруг. Порой, шагая по улице, он задумывается о своем занятии так, что повсюду ему чудятся написанные строчки. Потом приходит в себя, глядь - а он стоит посреди дороги.

Говорит Акакий Акакиевич мало, а если и изъясняется, то по большей части предлогами, междометиями и частицами.

Друзей у него нет, в гости не ходит, нередко обижаем окружающими и терпеливо сносит насмешки канцелярских сослуживцев. Только иногда, когда толкнут его под руку и помешают писать, скажет он:

Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?

Завязка

Носит Башмачкин вицмундир, бывший когда-то зеленым. Но давно уже он порыжел от старости. И старенькая шинель, которую в насмешку окружающие называют "капотом", совсем протерлась, и материя ее местами стала походить на сито.

Итак, в кратком содержании "Шинели" заметим, что завязка повести - пришедшая в негодность старая одежда главного героя.

И рад бы герой не обращать внимания на свою "тощенькую шинелишку", да как-то основательно стал прохватывать его ветер. Снял он шинель, посмотрел - а сукно-то по спине и плечам совсем дырявое, да и ткань подкладочная расползлась.

Обратился Башмачкин тогда к портному, которого все звали Петрович. Когда не бывал пьян, тот успешно занимался починкой всякого рода чиновничьей и прочей одежды - фраков, шинелей и панталон. Однако Петрович заявил, что, мол, никак такое сукно залатать нельзя, заплатку на гнилую ткань не положишь - тотчас расползется. А значит, непременно нужно шить новую шинель.

Это стало для героя страшным сообщением. Однако, подумав, решился Акакий Акакиевич зайти к портному в воскресенье, когда тот после субботней рюмочки будет подобрее - авось, и возьмется тогда за работу. Однако ж и в следующий к нему визит Петрович авторитетно заявил, что починить шинель невозможно.

На новую шинель, которую взялся сшить все тот же портной Петрович, ушло бы больше, чем полтораста рублей. Акакий Акакиевич стал прикидывать. Решил, что портняжка по обыкновению своему заломил высокую цену, и шинель встанет ему рублей в восемьдесят.

Но в копилке лежало у него только сорок рублей. Надо было набрать где-то еще сорок.

Развитие событий

И Башмачкин начал экономить: он не ужинает,

изгоняет употребление чая по вечерам

и не покупает свечей. Бедный Башмачкин даже ходит, ступая мягче и осторожнее, чтобы не стирались быстро подошвы обуви. А чтобы не отдавать в стирку лишний раз белье, дома он носит только халат.

Теперь целыми днями герой думает о шинели, о ее фасоне и материи. Ходит по лавкам, прицениваясь к сукну и прикидывая. Он уже привык сидеть голодным по вечерам. Башмачкин, как говорит нам автор,

сделался как‑то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель

Все эти привычки к новому образу жизни занимают у героя, как должно быть упомянуто в кратком содержании "Шинели", несколько месяцев.

Потом директор, как будто почувствовав, что Башмачкин нуждается в новой одежде, выдал ему аж шестьдесят рублей жалованья вместо положенных сорока.

И Акакий Акакиевич с портным направились в лавки, чтобы купить материю. Приобрели хорошее сукно и отличный подкладочный коленкор. А куницы для воротника не купили - дорога оказалась куница. Зато купили мех кошки, который по виду вполне казался приличным и походил на куницу.

Новая шинель

Портной доставил герою новую шинель рано утром - как раз, когда надо было отправляться на службу. Акакий Акакиевич вышел в обновке на улицу, а Петрович даже проводил его, чтобы еще раз полюбоваться своей работой.

По департаменту вдруг быстро разлетелась новость, что у Башмачкина новая шинель, и

капота более не существует.

Все поздравляют его - чиновника тяготит повышенное внимание - и настаивают,

что нужно вспрыснуть новую шинель и что, по крайней мере, он должен задать им всем вечер,

чтобы отпраздновать это событие.

Башмачкин не знает, как бы отказаться. Хорошо, что нашелся чиновник, который сообщил, что он сегодня именинник, и потому приглашает всех к себе сегодня же вечером.

Этот день становится для Акакия Акакиевича праздником. Когда вернулся домой, он посмотрел на старую и новую шинели и рассмеялся, сравнивая и радуясь обновке. Поужинав и повалявшись на постели, что вообще было не в его правилах, Башмачкин отправился в гости.

Чиновник проживал в лучшей части города, где фонари светили ярче, и улицы были не столь пустынны, как около его дома. На вечере сначала он чувствовал себя неуютно, но потом, выпив шампанского, повеселел. И все же среди играющих в карты и весело болтающих людей ему сделалось скучно, и, увидев, что уже за полночь, Башмачкин незаметно покинул торжество.

Кульминация

На одной из пустынных улиц оказались перед главным героем какие-то люди. Один из них, показав ему кулак, приказал молчать и вытряхнул из шинели. Потом ему дали такого пинка, что он упал в снег и потерял сознание.

На другой день по совету своей квартирной хозяйки Акакий Акакиевич посетил частного пристава, с трудом добился приема, но тот, задав какие-то нелепые вопросы, ничего толкового не сказал.

На службу пришлось идти ему в старом своем "капоте". Многие из сослуживцев, услышав печальную историю с ограблением, посочувствовали ему, и кто-то посоветовал попросить помощи у "значительного лица".

"Значительным лицом" был генерал. Долго дожидался Башмачкин в приемной, пока тот разговаривал с приятелем. Выслушав историю о "бесчеловечном ограблении", генерал рассердился на Акакия Акакиевича, прикрикнув на него, отчасти из желания покрасоваться перед бывшим еще здесь же знакомым. Испугавшись и едва не лишившись чувств, Башмачкин вернулся домой.

Развязка

Акакий Акакиевич слег с горячкой. Весь его болезненный бред вертелся вокруг украденной шинели и бессовестных воров.

Пришел врач, но ничего, кроме символической припарки, не прописал. А квартирной хозяйке сказал, что дня через полтора непременно наступит конец.

И Акакий Акакиевич умирает. Имущества после него осталось - лишь пучок гусиных перьев, несколько листов бумаги, пара пуговиц да старый его "капот".

А на службе отсутствия чиновника Башмачкина сразу и не заметили, а хватились лишь через четыре дня, когда того уже похоронили.

Один из самых значительных составляющих элементов повести - эпилог, придающий ей фантастический оттенок и дополнительный интересный смысл, должен быть обязательно упомянут в кратком содержании "Шинели".

Страшный эпилог

По Петербургу ползут тревожные слухи, что по ночам около якобы бродит призрак, который стаскивает со всех встреченных шинели, не глядя, какого вида шинели, бедные они или богатые. Один из чиновников сумел разглядеть мертвеца и признал в нем Акакия Акакиевича.

А генерал, который так грубо обошелся с Башмачкиным, почувствовал раскаяние, вспомнив о несчастном посетителе. Он даже послал к нему, пожелав оказать ему какую-нибудь помощь. Когда курьер доложил, что давешний посетитель умер в горячке, генерал расстроился.

Желая развеяться, он отправился на вечеринку к своему другу, а по окончании, совсем придя в хорошее настроение, решил навестить знакомую даму Каролину Ивановну. Ехал он к ней в санях, уютно обернувшись теплой шинелью.

Вдруг кто-то потянул его за ворот. Обернувшись, генерал с ужасом увидел того самого умершего чиновника в старом вицмундире. Акакий Акакиевич был бел, как снег. Но еще больше генерал испугался, когда прежний его посетитель произнес:

А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, — отдавай же теперь свою!

Испуганный генерал беспрекословно выполнил приказание призрака и сам отдал ему шинель, а потом велел кучеру нестись домой. Про Каролину Ивановну он и думать забыл. А мертвец с тех пор исчез - вероятно, шинель генерала оказалась ему впору.

Повесть не разбита на главы, из-за отсутствия таковых, мы не смогли привести краткого содержания по главам "Шинели" Гоголя.