Болезни Военный билет Призыв

Краткое содержание повести детство толстого 1 глава. Детство, толстой лев николаевич

Название произведения: Детство
Лев Николаевич Толстой
Год написания: 1852
Жанр произведения: автобиографическая повесть
Главные герои: Николенька Иртеньев - рассказчик, прототип Льва Толстого, Володя - родной брат героя, Любочка - их сестра, Отец, Мать - родители Николеньки, Карл Иванович - учитель, Мими - гувернантка, Сонечка Валахина - первая любовь, Наталья Савишна - экономка.

Сюжет

Десятилетний мальчик Николенька Иртенев живет в дворянской семье. Отец принял решение забрать их с братом в Москву. Папа хотел дать своим детям лучшее образование. Перед отъездом семья вышла на охоту, того попросили дети. Разлука с матерью сильно терзает сердце Николеньки. В Москве они живут с отцом в доме бабушки. Написав стихи ей на именины Николенька заслуживает уважение. Вскоре, на балу случилось знакомство с Сонечкой Валахиной. Наш герой влюбился в нее, испытав до того не известное чувство. Заканчивается произведение страшным событием - смертью матери. Вскоре грусть увеличилась с кончиной близкой семье Натальи Савишной. Эти события заканчивают детство рассказчика, готовя ко взрослой жизни.

Вывод (мое мнение)

То, каким станет человек закладывается еще в детские годы. В повести делается акцент, что анализируя свои ощущения можно прийти к правильным выводам. Вспоминая детство взрослый человек может отпустить все трудности и окунуться в атмосферу любви. Также удаляется должное внимание любви к близким людям. Привязанность к родителям одно из самых важных качеств человека.

Написал прекрасную трилогию Детство. Отрочество. Юность. Ее изучают в школе, начиная с первой книги под названием Детство. Как раз ее краткое содержание для читательского дневника мы предлагаем нашим читателям. Это позволит познакомиться с произведением Льва Толстого Детство за короткое время.

Детство в сокращении знакомит нас с десятилетним мальчиком, который только два дня назад отпраздновал свой день рождения. На дворе стоит утро 18.. года, которое для ребенка начинается как обычно. Его по привычке будит немец Карл Иваныч, чтобы повести к матери поздороваться.

Герои идут вниз, где Николенька, от чьего имени ведется рассказ, встречает маму. Она добрая и заботливая, а ее улыбка восхитительная. Ежедневно мама интересуется здоровьем сына и после пары добрых слов, мальчик идет в кабинет к отцу, чтобы и ему пожелать доброго утра.

Однако в этот день все шло по-другому. Зайдя в кабинет отца, Николенька узнает, что их отец хочет взять с собой в столицу, где мальчики продолжат учебу. Герою становится понятно, что вскоре у Карла Иваныча не будет места работы, так как его уволят. Он сильно переживает, ведь придется покинуть родительский дом и расстаться с мамой.

Дальше день шел своим чередом, поэтому дети отправляются в класс, где немец преподавал историю, языки. Однако сегодня все были без настроения. Во взгляде учителя читалась обида, так как его собрались увольнять за двенадцать лет преданной службы. Горько было и Николеньке, которому было жаль старика.

В дом приходит Гришка. Это был юродивый, которому мать помогала вопреки недовольству мужа. Он часто говорил непонятные слова, которые многие принимали за предсказания. В этот раз мужчина учуял беду, что вскоре придет в дом Иртеньевых. Юродивого угостили обедом, после которого Иртеньев старший собрался на охоту. Дети также просятся поехать вместе с ним.

После приготовлений, Иртеньевы и их слуги отправляются на охоту. Они охотятся на зайца, для этого каждый участник занимает свои позиции. И вот заяц бежит прямо к Николеньке. Мальчик так разволновался, что раньше времени спустил на него собаку. В итоге животное убежало, за что герой был зол на себя.

После охоты организовали некое подобие пикника с перекусами. Дети игрались в свои игры, правда Володя был в этот раз скучен, поэтому игры не вязались.
С детьми Иртеньевых была и Катя — дочь гувернантки. Николеньке давно она нравится. Как раз во время игр, мальчику удается поцеловать Катю в щеку, за что получил упрек от брата.

Далее герой рассказывает о своем отце и его характере. Отсюда мы узнаем, что это предприимчивый и самоуверенный человек. Он умел всем нравится и часто поддавался страстям. Страстью же у него были женщины и игры в карты.

Уже вечером были все дома. Дети занялись рисованием, мама Николеньки играла на рояле, а немец направился в кабинет к хозяину. Там он предлагает свои услуги учителя за бесплатно, говоря о том, что сильно привык к мальчикам. Отец Николеньки принимает решение не увольнять мужчину, а взять с собой.
Когда дети играли, они заметили юродивого Гришку, что остался ночевать в доме Иртеньевых. Они стали наблюдать за мужчиной и увидели, как тот стал молится. Его молитва была настолько искренней, что поразила мальчика.

Вспомнил в своих воспоминаниях герой о бывшей няне матери Николеньки, которая уже постарела и стала выполнять роль экономки. Мальчик любил Савишну, эту милую, заботливую женщину.

И вот день отъезда настал. Все собираются в путь. Перед отъездом Николенька прощается с мамой и сестрой, со всеми знакомыми и близкими ему людьми. Ему грустно, так как не хочется с ними расставаться. Но коляска тронулась. Здесь герой начинает вспоминать свое детство, веселую и беззаботную пору.

Далее из произведения Л.Толстого Детство в кратком содержании мы узнаем о том, что уже прошел месяц, как мальчики живут в Москве. Остановились они у своей бабушки. У нее праздник — день рождение. Так как было нечего дарить, Николенька сочиняет стих, но сильно переживает, ведь ему он не понравился. Однако бабушка оценила подарок и зачитала стих во всеуслышание.

В бабушкин дом стали приезжать гости. Среди них были родственники княгиня Корнакова, князь Иван Иванович, которому бабушка жаловалась на своего сына, что приехал не по делам в столицу, а для развлечений. У бабушки закрались подозрения об изменах сына. Этот разговор услышал Николенька.
Вместе со взрослыми приезжают в дом бабушки и дети. Так приехало семейство Ивиных, где было три сына. Как раз один из них, Сережа, понравился Николеньке. Во время развлечений дети решили подшутить над одним из них. Это был Иленька. Шутки приводят к обиде и плачу ребенка. Это событие убавило восхищение Николеньки Сергеем.

Гости продолжают прибывать и ближе к вечеру приехала с родителями и Соня. Двенадцатилетняя девочка очень понравилась герою и он старался привлечь ее внимание. Начались танцы и Николенька пригласил Соню на кадриль. После танца он хотел завязать разговор, но послышались звуки мазурки. Николенька вновь захотел пригласить Соню, но пришлось танцевать с некрасивой дочкой Корнаковых. Мальчик расстроен из-за чего попутал фигуры и стал посмешищем бала.

Когда все разошлись, Николенька с братом пошли в комнату спать, но сон не шел. Парни одновременно думали о Соне, которая понравилась обоим.

Спустя шесть месяцев они получают письмо. Оно было от матери Николеньки. Она сообщала о своей болезни, где выражала скорую надежду на выздоровление. Однако для отца приписала, что ее смерть неминуема, поэтому просит его приехать и привезти детей.

Муж с детьми возвращается в деревню, где жена пребывает в беспамятстве. Она не узнает детей, а на второй день после их приезда, умирает в страданиях.
Смерть матери стала большим горем для мальчика. Дальше в кратком пересказе книги Детство Толстого столкновение со смертью разрушает безмятежную жизнь. Теперь для Николеньки наступает новый этап в его жизни.

Детство закончилось. Иртеньевы переезжают в столицу, в доме в деревне остается лишь Савишна, которая вскоре по тихому также умирает. Иртеньев же, повзрослев, ежегодно наведывается в поместье, каждый раз бывая на могиле матери и ее няни.

Послушать краткое содержание книги

Толстой «Детство» краткое содержание

А какую оценку поставите вы?


Краткое содержание Эпилог Часть первая «Война и мир» Толстой

12 августа 18– г. десятилетний Николенька Иртеньев просыпается на третий день после своего дня рождения в семь часов утра. После утреннего туалета учитель Карл Иваныч ведет Николеньку и его брата Володю здороваться с матушкой, которая разливает чай в гостиной, и с отцом, отдающим в своем кабинете хозяйственные указания приказчику.

Николенька чувствует в себе чистую и ясную любовь к родителям, он любуется ими, делая для себя точные наблюдения: “…в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то оно прекрасно; если она не изменяет его, то лицо обыкновенно; если она портит его, то оно дурно”. Для Николеньки лицо матушки – прекрасное, ангельское. Отец в силу своей серьезности и строгости кажется ребенку загадочным, но бесспорно красивым человеком, который “нравится всем без исключения”.

Отец объявляет мальчикам о своем решении – завтра он забирает их с собой в Москву. Весь день: и учеба в классах под надзором расстроенного от полученного известия Карла Иваныча, и охота, на которую берет детей отец, и встреча с юродивым, и последние игры, во время которых Николенька чувствует что-то вроде первой любви к Катеньке, – все это сопровождается горестным и печальным чувством предстоящего прощания с родным домом. Николенька вспоминает счастливое время, проведенное в деревне, дворовых людей, беззаветно преданных их семейству, и подробности прожитой здесь жизни предстают перед ним живо, во всех противоречиях, которые пытается примирить его детское сознание.

На другой день в двенадцатом часу коляска и бричка стоят у подъезда. Все заняты приготовлениями к дороге, и Николенька особенно остро чувствует несоответствие важности последних минут перед расставанием и всеобщей суеты, царящей в доме. Вся семья собирается в гостиной вокруг круглого стола. Николенька обнимает мать, плачет и ни о чем не думает, кроме своего горя. Выехав на большую дорогу, Николенька машет матери платком, продолжает плакать и замечает, как слезы доставляют ему “удовольствие и отраду”. Он думает о маменьке, и любовью к ней проникнуты все воспоминания Николеньки.

Уже месяц отец с детьми живут в Москве, в бабушкином доме. Хотя Карл Иваныч тоже взят в Москву, детей учат новые учителя. На именины бабушки Николенька пишет свои первые стихи, которые читают прилюдно, и Николенька особенно переживает эту минуту. Он знакомится с новыми людьми: княгиней Корнаковой, князем Иван Иванычем, родственниками Ивиными – тремя мальчиками, почти ровесниками Николеньки. При общении с этими людьми у Николеньки развиваются главные его качества: природная тонкая наблюдательность, противоречивость в собственных чувствах. Николенька часто оглядывает себя в зеркале и не может представить, что его кто-то может любить. Перед сном Николенька делится своими переживаниями с братом Володей, признается, что любит Сонечку Валахину, и в его словах проявляется вся детская неподдельная страстность его натуры. Он признается: “…когда я лежу и думаю о ней, бог знает отчего делается грустно и ужасно хочется плакать”.

Через полгода отец получает из деревни письмо от маменьки о том, что она во время прогулки жестоко простудилась, слегла, и силы ее тают с каждым днем. Она просит приехать и привезти Володю и Николеньку. Не медля, отец с сыновьями выезжают из Москвы. Самые страшные предчувствия подтверждаются – последние шесть дней маменька уже не встает. Она даже не может попрощаться с детьми – ее открытые глаза ничего уже не видят… Маменька умирает в этот же день в ужасных страданиях, успев лишь попросить благословения для детей: “Матерь божия, не оставь их!”

На другой день Николенька видит маменьку в гробу и не может примириться с мыслью, что это желтое и восковое лицо принадлежит той, кого он любил больше всего в жизни. Крестьянская девочка, которую подносят к покойнице, страшно кричит в ужасе, кричит и выбегает из комнаты Николенька, пораженный горькой истиной и отчаянием перед непостижимостью смерти.

Через три дня после похорон весь дом переезжает в Москву, и со смертью матери для Николеньки заканчивается счастливая пора детства. Приезжая потом в деревню, он всегда приходит на могилу матушки, недалеко от которой похоронили верную до последних дней их дому Наталью Савишну.

Вариант 2

Повесть “Детство” Л. Н. Толстого является автобиографической. В ней писатель изображает свое детство, которое старается воплотить на страницах своего произведения, во всех подробностях. Однако главным моментом в данном произведении является то, что автор пытается разъяснить своему читателю о важности этой поры. Для этого писатель пользуется приемом, который называется “диалектика души”.

Теперь, автор не только обращает внимание на поступки героя Николеньки, но и на его чувства, которые тесно взаимосвязаны между собой. В результате, читателю удается ближе познакомиться с мальчиком, узнать все его слабости и страхи. Однако главное – это познать его внутреннюю жизнь: о чем думает, переживает. Писатель изображает не просто жизнь маленького героя, который подвергается эмоциям, Толстой, изображает доброту и жестокость, которая вплетается в жизни героев.

Читатель становится свидетелем теплых отношений между мальчиком и родителями, а также гувернером Карлом Ивановичем, няней Натальей Савишной, бабушкой и братом. Благодаря их теплому слову, Николенька растет добрым мальчиком. Чувство сострадания, которое развито в душе героя, заставляет читателя самому переживать за мальчика.

Читая страницу за страницей, читатель наталкивается на ситуацию, когда выбрасываю щенка за забор или птичку из гнезда. Этот момент не только ранит душу и психическое состояние героя, но и читателя. Однако дальнейшие события приобретают неожиданный оборот. Иногда отношение мальчика к своим родным и близким оказываются несправедливыми и недостойными. Так, он плохо думает о гувернере Карле Ивановиче, который является самым добрым человеком на земле.

В самом начале повести “Детство” читатель видит, как Карл Иванович щекочет его маленькую пяточку, пытаясь разбудить героя. Однако тот воспринимает это, как занудливость противного человека, который специально его мучает, потому что он в семье младший ребенок. В это же время, автор изображает раскаяние мальчика, он понимает, что он был не прав и ему становится стыдно.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Отрочество Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после Read More ......
  2. Имя гениального русского писателя Л. Н. Толстого известно читателям всего мира. Его великий талант и неиссякаемый интерес к движениям человеческой души раскрылись в полной мере в повести “Детство”. Главный герой произведения – Николенька Иртеньев. Это маленький десятилетний мальчик с добрым, Read More ......
  3. Повесть Л. Н. Толстого “Детство” является первой частью задуманной писателем тетралогии. В ней автор хотел описать четыре поры жизни человека, влияющих на формирование его характера, его личности. В каждой из частей своего произведения Толстой задумал отразить “коренные” чувства, свойственные каждой Read More ......
  4. Юность Идет шестнадцатая весна Николая Иртеньева. Он готовится к экзаменам в университет, переполнен мечтаниями и размышлениями о будущем своем предназначении. Чтобы яснее определить цель жизни, Николай заводит отдельную тетрадь, куда записывает обязанности и правила, необходимые для нравственного совершенствования. В страстную Read More ......
  5. Литературная деятельность Льва Николаевича Толстого началась в 1852 году, когда в передовом журнале той эпохи – “Современнике” – появилась его повесть “Детство”, в которой он изобразил сложный процесс формирования духовного мира ребенка. Николенька Иртеньев – мальчик из дворянской семьи, он Read More ......
  6. Детство 1913 год, Нижний Новгород. Повествование ведется от имени мальчика Алеши Пешкова. I Мое первое воспоминание – смерть отца. Я не понимал, что отца больше нет, но в память мне врезался плач матери Варвары. Перед этим я сильно болел, и Read More ......
  7. Отец Сергий Повесть “Отец Сергий” Льва Толстого была написана в то время, когда писатель нашел “своего Бога”. В данном произведении автор изображает духовный путь главного героя, который направлен к Богу. Известно, что в свое время, Толстому удалось разработать собственную религиозно-философскую Read More ......
  8. Детство Темы Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства – отставной генерал Николай Семенович Карташев. Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего дают вполне определенное направление воспитанию детей, среди которых Тема, старший в семье из мальчиков, оказывается главным “поджигателем обычного Read More ......
Краткое содержание Детство Толстой Л. Н

Легли воспоминания о его детстве, семье и людях, окружающих его в то время. Действия, описанные в ней, происходят в середине XIX века. Ниже представлен рассказ Толстого «Детство», краткое содержание.

Главы с I по IV (Учитель Карл Иваныч, maman, папа, классы)

  1. Николеньку, которому три дня назад исполнилось 10 лет, и его брата воспитывал и учил наукам Карл Иваныч. Мальчик любил своего учителя , хотя в это утро Карл Иваныч разозлил его. Учитель тоже любил своих подопечных, но, находясь в классной, он старался быть строгим. Карл Иваныч любил много читать, из-за этого он даже испортил себе зрение. Дождавшись когда мальчики примут утренний туалет, повёл их здороваться с матушкой.
  2. В своей повести Толстой очень сожалеет, что не может подробно вспомнить свою мать тех времён. Ему запомнились только карие её глаза и сухие руки, которыми она ласкала Николеньку в детстве. Поздоровавшись с детьми, мама отправила их к папе сказать, чтобы он пришёл к ней.
  3. У папы был серьёзный разговор с приказчиком, поэтому он попросил немного подождать. Поздоровавшись, папа сообщил мальчикам свой план , что в ночь уезжает в Москву и их забирает с собой для более серьёзной учёбы. Вопреки ожиданиям Николеньки, затем папа отправил их на занятия к Карлу Иванычу, пообещав позже взять мальчиков на охоту.
  4. Карл Иваныч был очень расстроен полученной отставкой, в связи с отъездом его подопечных. Он постоянно жаловался дядьке Николаю по поводу своей дальнейшей судьбе. Уроки в этот день, казалось Николеньке, не закончатся никогда, но тут послышались шаги на лестнице.

Главы с V по VIII (Юродивый, приготовления к охоте, охота, игры)

Главы с IX по XII (Что-то вроде первой любви. Что за человек был мой отец? Занятия в кабинете и гостиной. Гриша)

  1. Игра сразу прекратилась после того как сестра Николиньки, Любочка, сорвала с дерева вместе с листком червяка. Дети стали наблюдать за червяком, а Николеньке больше нравилось смотреть на Катеньку (дочь гувернантки Любочки Мими). Она всегда нравилась ему, но сейчас он понял, что полюбил её ещё больше. В это время отец мальчиков сообщил, что по просьбе матушки отъезд откладывается до утра.
  2. В X главе своей повести Толстой рассуждает о характере своего отца . Он характеризует своего родителя как человека самоуверенного, предприимчивого, с оттенками любезности и разгула. Любимым занятием его была игра в карты, а также он любил женщин. Отец его был человеком счастливым, считал Толстой. Любил находиться на публике, очень много и интересно умел рассказывать всякие истории.
  3. Когда вернулись с охоты домой, папа, пообщавшись с Карлом Иванычем, решил взять его с собой в Москву. Maman одобрила эту новость, сказав, что детям с ним будет лучше, да и привыкли они друг к другу. Уже перед сном дети решили посмотреть вериги Гриши, который ночевал на втором этаже.
  4. Наблюдение за тем, как Гриша молится перед сном, произвело такое впечатление на мальчика, что Толстой пишет о невозможности забыть эти чувства до конца своей жизни.

Главы с XIII по XVI (Наталья Савишна, разлука, детство, стихи)

Главы с XVII по XX (Княгиня Корнакова, князь Иван Иваныч, Ивины, собираются гости)

  1. Затем бабушка приняла княгиню Корнакову с её поздравлениями. Разговор у них был о методах воспитания детей. Княгиня приветствовала телесные наказания в воспитании. Николенька подумал, хорошо, что он не её сын.
  2. Гостей с поздравлениями было очень много в этот день. Но Николеньку поразил один из них - это князь Иван Иваныч . Он смотрел на князя с восхищением и уважением. Ему нравилось, что бабушка была рада появлению князя. Прослушав стихи мальчика, он похвалил его и сказал, что из него будет другой Державин.
  3. Далее, пришли родственники Ивины. У них был сын Серёжа, который очень нравился Николеньке. Он иногда даже пытался подражать ему. Дети стали играть в свою любимую игру - разбойники.
  4. Между тем в гостиной и зале начали собираться гости. Среди них была г-жа Валахина со своей дочерью Сонечкой. Николенька был неравнодушен к Сонечке и она занимала всё его внимание.

Учитель Карл Иваныч
12-го августа 18..., на третий день после дня рождения Николеньки Иртеньева, когда ему исполнилось 10 лет, Карл Иванович разбудил его, ударив над головой по мухе. Николенька рассердился, так как считал, что его тревожат только потому, что он маленький.

Но потом Карл Иванович добрым голосом стал поднимать мальчика и, смеясь, щекотать пятки. Николенька брыкал ногами и старался удержаться от смеха. «Какой он все-таки добрый», —думал он. Ему одновременно хотелось смеяться и плакать. Чтобы объяснить Карлу Ивановичу причину своих слез, он придумал, что видел дурной сон — будто шашап умерла и ее несут хоронить.

После того как дети встали и умылись с помощью дядьки Николая, послышался голос Карла Ивановича, созывающий в классную комнату. Теперь это был уже другой голос — очень строгий: в нем не было той доброты, которая тронула Николеньку до слез.

Когда Карл Иванович бывал свободен, он часто сидел в кресле около маленького столика и читал, а рядом, на столике, лежали часы с нарисованным егерем, клетчатый платок, круглая черная табакерка. Бывало, он не замечал Николеньку, а тот тихонько стоял и думал: «Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он один-одинешенек, и никто-то его не приласкает».

По утрам Карл Иванович вместе с детьми спускался вниз, в гостиную, — поздороваться с матушкой.

Когда Николенька вспоминал о матушке, ему никогда не удавалось воскресить в памяти общий ее образ. Ему вспоминались только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, шитый белый воротничок, нежная сухая рука.

«Хорошо ли спали дети?» — спрашивала она по-немецки у Карла Ивановича.

Затем, поздоровавшись с Николенькой и внимательно посмотрев на него, шашап спросила, плакал ли он сегодня.

«Это я во сне плакал, шашап», — отвечал Николенька, вспоминая выдуманный сон и содрогаясь от ужаса.

Наталья Савишна
В середине прошлого столетия по дворам села Хабаровки бегала босоногая, толстая и краснощекая девка Наташка. По просьбе ее отца дед Николеньки взял девку в число женской прислуги бабушки. Горничная Наташка отличалась на этой должности кротостью и усердием.

Когда родилась матушка и понадобилась няня, эту обязанность возложили на Наташку. И на этом поприще она заслужила похвалы за верность и привязанность к своей госпоже. Но вскружил Наташке голову молодой бойкий официант Фока. Она даже сама пошла к дедушке просить позволения выйти замуж. Дедушка воспринял это как неблагодарность и велел отправить ее в далекую деревню на скотный двор. Через год Наташку возвратили; больше она никогда не помышляла о замужестве и стала зваться с тех пор Натальей Савишной.

Когда подле матушки ее заменили гувернанткой, она получила ключи от кладовой. Новые обязанности Наталья Савишна исполняла так же преданно и с любовью.

Выйдя замуж, maman в награду подарила своей бывшей няне вольную. Но Наталья Савишна расплакалась и не захотела ею воспользоваться. А когда у матушки появились дети, Наталья Савишна перенесла на них свою любовь.

Детство
Счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о нем?

Набегавшись досыта, сидит, бывало, Николенька за чайным столом; он уже выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает ему глаза, а он сидит и слушает, слушает...

И вот уже все разошлись. Николенька услышал милый знакомый голос: «Вставай, моя душечка, пора идти спать». И Николенька, обвив руками шею maman, восклицал: «Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!»

После этого, бывало, пойдет Николенька наверх, помолится, ляжет в постель, завернется в одеяло; на душе светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любви и надежды на светлое счастье.

Что ожидало нас в деревне

Больше месяца дети жили в Москве, в бабушкином доме. Потом приехал за ними отец, и они отправились снова в деревню. По дороге он был задумчив и грустен.

Старший брат Николеньки Володя спросил, не больна ли шашап. Отец с грустью кивнул головой.

Когда они приехали, им сказали, что Наталья Николаевна шестой день не выходит из спальни. Отец с детьми прошли к комнате матушки. Кто бы ни встречался им, все смотрели на детей с жалостью и со слезами на глазах.

Когда все вошли, глаза maman были открыты, но она ничего не видела. О, сколько страданий выражалось в этом взгляде!

Детей увели. Больше они не видели ее живой.