Болезни Военный билет Призыв

Краткий пересказ произведения дикий помещик. Дикий помещик, салтыков-щедрин михаил евграфович

Князь Урус-Кучум-Кильдибаев – глупый помещик, который попросил бога избавить его от крестьян, а после одичал.

Капитан-исправник

Жил-был глупый помещик князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Он был достаточно богат, любил читать газету «Весть» и раскладывать гранпасьянс. Как-то попросил князь бога, чтобы тот извел «мужика» . Но бог знал, что помещик глуп, поэтому не внял ему.

Тогда начал помещик налагать на крестьян огромные штрафы. Взмолился народ к богу, и бог сделал так, что во владениях князя не стало ни одного мужика. Довольный помещик начал дышать чистым от «холопского духу» воздухом и тут же пригласил гостей. Но и актер Садовский, и четыре знакомых генерала, узнав, что князь остался без крестьян, посчитали его глупым.

Князь разложил гранпасьянс и убедился, что совсем не глуп. Тогда начал он мечтать, о том, как без мужика закажет из Англии машины, какой разведет плодовый сад. Но при этом питался леденцами да пряниками и не умывался.

Приехавший утром капитан-исправник начал ругать князя, что из-за пропажи мужиков теперь некому платить подати, а на базаре нельзя ничего купить. Обозвав помещика глупым, исправник уехал. Но и после этого князь не отступился от своих принципов.

Прошло время, помещик одичал – оброс волосами, ходил на четвереньках, утратил способность произносить звуки, ел зайцев с мехом. Вскоре подружился с медведем, но и тот считал его глупым.

Губернское начальство было очень озабочено пропажей мужика, а на капитан-исправника напал человекомедведь, в котором он подозревал глупого помещика. Как раз в это время через город летел рой мужиков, их поймали и послали в уезд, после чего все вернулось на круги своя. Помещика же вскоре нашли, вымыли и поручили «надзору слуги Сеньки» . «Он жив и доныне» , «тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит» .

Заключение

В сказке «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин изобразил сложнейшие общественные процессы, которые начали происходить в русской среде после Крестьянской реформы 1861 года. Автор иронизирует по поводу последствий Указа об отмене крепостнического права, показывает в сатирической, преувеличенной форме глупость и реальную беспомощность помещиков, которые в то время всеми способами старались притеснить права обычного народа.

Краткий пересказ «Дикого помещика» передает сюжет сказки, но для лучшего понимания произведения рекомендуем прочесть его полностью.

Тест по сказке

Небольшой тест для закрепления знаний:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 2032.

Произведения Салтыкова-Щедрина ориентированы на думающую, интеллектуальную читательскую аудиторию. Юмор и тонкая ирония плавно переходят в жестокий сарказм, а огромное количество используемых им литературных может способствовать расширению кругозора и лексического багажа современного подростка.

Немаловажен тот факт, что в сказках Щедрина взяты за основу исконно русские традиции и обычаи, которые знакомят нас с бытом наших предков. Злободневные темы поднимал автор в своих сказках и рассказах. Порой за сарказмом можно было угадать недовольство писателя общественным порядком и правительством в целом. Он, как истинный художник, смог подчеркнуть проблемы глобального масштаба.

«Дикий помещик»: краткое содержание сатирической сказки

Это одно из глубочайших произведений Салтыкова-Щедрина.

Если вы ограничены во времени, тогда, чтобы узнать историю до конца, советуем вам прочитать «Дикий помещик» - краткое содержание. Эта поучительная история - прекрасное чтение как для взрослого, так и для ребенка. Тонкая нить иронии, переходящая в явный сарказм, прослеживается на протяжении всей сказки. Итак, краткое содержание "Дикий помещик".

Жил он себе припеваючи, не тужил, но все ему не было спокойствия от русских мужиков да крестьян, и Господу он на долю свою нетерпимую пожаловался, дескать, «мякинный дух» мужицкий ему не люб. Бог же знал, что помещик не обладал ясным умом и оставил его мольбы без исполнения. Тогда разъяренный помещик решил выжить всех мужиков из поместья, усложнив их быт крайними мерами. Жизнь крестьян была невыносимой: ни вздохнуть, ни шагнуть нельзя было без спроса и ведома, а за малейшую провинность следовало жесточайшее наказание. И воздали мужики свои мольбы Господу, ища помощи в трудный для них час. Помиловал Бог крестьян и по воздуху перенес весь «мякинный дух» прочь из владений сурового помещика. И возрадовался мужик благодати да чистому воздуху, да спокойствию и одиночеству.

На радостях решил помещик себя побаловать театром. Да ничего путного из этого не вышло - лишь был он назван «дураком», ведь без крестьян некому было заниматься расстановкой декораций и поднятием занавеса.

Тогда герой решил позвать гостей сыграть с ним в карты. Приглашение он разослал всем именитым генералам, которые с радостью откликнулись, но, узнав, что, окроме пряников да леденцов, ничем угощать не будут, уехали страшно злые, обозвав нашего горе-помещика дураком. Призадумался наш помещик, ведь не зря же его все-таки так называли.

Однако мысли прочь... и дальше гордый помещик живет, радуется свежему воздуху, питается пряниками, не моется, не бреется. Он весь в мечтах - мыслит о покупке машин, которые смогут заменить человеческие руки. Как описывает в сказке «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин, домечтался сей персонаж до такого состояния, что привиделось ему посвящение его в министры за стойкую непреклонность и упорство. Однако черный день наступил - приехал исправник проверить его житье-бытье, и он тоже обозвал глупого помещика дураком.

И понял помещик, что не только себе в урон его упрямство, но и всему государству. Испугался помещик кары и совсем одичал: от света хоронился, охотился, с медведем подружился.

Тем временем начальство обеспокоено положением вещей. И было решено вернуть крестьян обратно да сделать укор помещику за его несусветную глупость и упрямство. В конце концов, ситуацию исправили, дела государства вернулись на круги своя, а помещик смирился с присутствием «мякинного духа».

Здесь изложены лишь некоторые факты из самой истории «Дикий помещик». Краткое содержание наставительной сказки, конечно, тоже позволяет понять глубокий смысл, заложенный в нее, и значение крестьян (и вообще простых людей) в жизни страны.

План пересказа

1. Помещик просит у Бога убрать с его земли мужика. Бог не внял его просьбе.
2. Крестьяне, моля Бога, исчезают из владений глупого помещика.
3. Помещик начинает осознавать последствия исчезновения крестьян.
4. Помещик дичает.
5. Крестьян возвращают в имение дикого помещика, а глупому помещику делают внушение.

Пересказ

Сказка начинается традиционным приемом: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...» Всего у него было много, но сам помещик был глупый, читал он газету «Весть», и тело у него было мягкое, рассыпчатое. Как-то взмолился этот помещик Богу и попросил Всевышнего, чтобы тот избавил его от присутствия мужика. Но Бог не внял просьбам глупого помещика.

Однажды помещик прочитал в газете «Весть» слово «старайся!». И начал он стараться по всем правилам. Крестьянская курица на господский двор забредет, он ее в суп, дрова крестьянин решил нарубить в господском лесу — он дрова отберет и еще штраф возьмет. Своим соседям хвалится, что штрафами он на крестьян лучше действует.

Во всем ограничивать стал помещик крестьян своих. И вот они взмолились Богу, чтобы он избавил их от такой участи. Бог услышал молитву сирот и сделал так, что на всем пространстве владений глупого помещика не стало мужиков. Куда девался мужик, никто и не заметил. Вышел помещик утром на балкон, потянул носом и чует: чистый воздух сделался. Натурально, остался доволен. Стал помещик жить да поживать и думать, чем себя утешить. Приглашает он актера Садовского с актрисами к себе. Садовский привез актеров. Огляделся и спросил помещика: куда же он своих мужиков подевал? Кто будет умываться подавать? Не понравилось Садовскому у помещика, уехал он и актеров увез. Решает помещик пригласить генералов, чтобы сыграть с ними в карты. Генералы откликнулись, приехали. Сначала они не могли понять, почему здесь воздух стал чище? А помещик объяснил, что он избавился от мужика. Поиграли генералы в пульку несколько раз, пришел черед водку пить, а закусить нечем. Помещик леденец им из шкафа достал да по печатному прянику на каждого. Не понравилось генералам у помещика, уехали они вскоре. Помещик остался один. Стал мечтать, что завезет из Англии паровые машины, которые будут все делать за мужика; разведет он плодовый сад...

Помещику снится сон: все, что он не мог сделать наяву, он делает во сне. Проснувшись, он возвращается в реальность. В поместье приехал капитан-исправник, который объяснил глупому помещику, что исчезновение крестьян привело к тому, что прекратилось поступление налогов и податей, что государственная казна пуста, что производимые крестьянами продукты исчезли, что стране грозит голод. Без «мужика» приходит в упадок не только экономика — за счет мужика, от которого пахло мякиной и овчиной, существует и «культурный» помещик. Это понимают все власть имущие. Итак, уничтожив мужика, помещик превращается во врага государства. Не случайно ему исправник на прощание сказал: «А, знаете ли, чем это пахнет?» Помещику стала чудиться ссылка, но вдруг его осеняет здравая мысль, что, может, там и находится его «милый мужик»? Но все же по совету газеты «Весть» глупый помещик продолжает свою линию. «Нет, лучше совсем одичаю, лучше буду с дикими зверьми по лесам скитаться», лишь бы не сказал никто, что «российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кимдибаев от принципов отступил».

Ни в чем не повинного мужика, как преступника, «изловили и водворили», а дикому помещику, который стал похож на зверя несмотря даже на то, что он был зачинщиком всей смуты, было приказано «наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствий не чинил».

Название: Дикий помещик

Жанр: Сказка

Продолжительность: 9мин 54сек

Аннотация:

Один помещик, князь Урус-Кучум-Кильдибаев, очень не любил мужиков.
Он старался сделать все, чтобы жизнь простого мужика в его землях была невыносимой: за мелкую провинность облагал штрафами, кричал, что и земля, и вода- это все его. Совсем мужикам жизни не стало. И взмолились мужики богу, чтобы избавил их от такой жизни.
Бог услышал их молитву. На всей земле этого помещика не стало мужиков. Обрадовался помещик. Пытался развлекать себя. То актеров пригласит, чтобы спектакль поставить. То друзей-генералов пригласит в карты играть. Однако, гостей даже накормить было некому. И все приглашенные говорили ему, что он дурак, коль так с мужиками поступил.
Скоро его усадьба стала зарастать. Под окном часто сидел медведь. Помещик одичал, оброс волосами и стал сам охотиться на зайцев и съедать их прямо с потрохами.
Начальство обеспокоилось, так как подати в казну за мужиков платить стало некому. Торговля сошла на нет, в кабаки тоже ходить некому. Решили вернуть мужиков. Помещика тоже поймали, постригли, помыли и оставили на попечении его слуги Сеньки. А в уезде дела сразу наладились, торговля оживилась, мужики стали подати платить. А помещик тот тоскует по прежней дикой жизни и умывается только по принуждению.

М.Е. Салтыков-Щедрин — Дикий помещик. Прослушать аудиозапись краткого содержания онлайн.

«Дикий помещик» Салтыков-Щедрин

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, “и всего-то у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. Был он глуп, читал газету "Весть" и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”.

Одно только ему не нравится, и вот, жалуется он Богу: слишком много развелось мужиков! Но Бог знал, что помещик глуп, а потому его не послушал. Тогда помещик решил сам их извести и начал всячески притеснять. Крестьяне взмолились всем миром к Господу Богу: “Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!” Бог услышал их молитву — “и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика”. Помещик обрадовался.

Решил он завести у себя театр, пригласил труппу, но в доме помещика пусто, некому даже поднимать занавес, так что актеры уехали. Помещик созвал гостей, те приехали голодные — а есть-то нечего! Пришлось уезжать несолоно хлебавши, дивясь глупости помещика. А тот решил разложить пасьянс: если три раза кряду выйдет, значит, надо стоять до конца. Как раз три раза пасьянс и выходит. Помещик бродит по комнатам и думает, какие он машины из Англии выпишет, как сад разведет, какие коровы у него будут. Забудется, позовет слугу, а никто не откликается.

И тут приезжает к нему сам капитан-исправник и спрашивает, кто за мужиков подати платить будет. Да и на базаре стало совсем пусто, нет ни мяса, ни хлеба. “Глупый же вы, господин помещик!” — говорит исправник. Тут уж помещик призадумался: все его глупым называют, неужели он в самом деле дурак? Между тем имение помещика приходит в запустение, зарастает травой, а однажды появился даже медведь. “Сенька!” — вскрикнул испуганный помещик, спохватился и... заплакал. Но все еще хочет держаться до конца. “И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами... а ногти у него сделались как железные.

Сморкаться он уж давно перестал, ходил же все больше на четвереньках... Утратил даже способность произносить членораздельные звуки... Но хвоста еще не приобрел”. Залезет он на дерево и сидит. Прибежит заяц — он на него бросается сверху и поедает прямо со шкурой. “И сделался он силен ужасно, до того силен, что даже счел себя вправе войти в дружеские сношения с тем самым медведем”. Исправник тем временем сообщил об исчезновении мужиков губернскому начальству. Созвали совет. Было решено: “Мужика изловить и водворить, а глупому помещику, который всей смуте зачинщик, наиделикатней-ше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствия не чинил”.

Мужиков вернули в уезд, и на базаре снова появились и мука, и мясо, и живность всякая, да и подати потоком пошли в казначейство. Помещика, с большим трудом, изловили. “Изловивши, сейчас же высморкали, вымыли и обстригли ногти”. Капитан-исправник отобрал у помещика газету “Весть” и поручил его надзору Сеньки. Помещик “жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит”.