Болезни Военный билет Призыв

Космические туристы на международной космической станции. Школьная энциклопедия

Деннис Тито (родился 8 августа 1940 года в Куинсе, Нью-Йорк, США) - американский бизнесмен, который стал первым частным лицом, оплатившим свое путешествие в космос.

Краткая биография

Тито получил степень бакалавра космонавтики и аэронавтики в Нью-Йоркском университете в 1962 году и магистра технических наук в Ренсселеровском политехническом институте в г. Трое, штат Нью-Йорк, в 1964 году. Работал аэрокосмическим инженером в Лаборатории Национального управления по аэронавтике и исследованию космоса (НАСА), где помогал планировать и контролировать миссии на Марс «Маринера-4» и «Маринера-9». В 1972 году из космонавтики он ушел в сферу финансов и помог основать американскую инвестиционную компанию Wilshire Associates, а также создал индекс «Уилшир-5000» - меру оценки рынка ценных бумаг США. Он первым использовал математический инструментарий, применяемый в космонавтике, для определения рисков финансового рынка.

Сейчас или никогда

28 апреля 2001 года - день рождения коммерческих полетов в космос. В этот день американский бизнесмен оказался тем, кто стал первым космическим туристом в истории. Он оплатил свое пребывание на МКС, а также свою доставку туда на борту российского пассажирского транспортного корабля «Союз». Через сорок лет после того, как Юрий Гагарин стал Тито показал, что на космических путешествиях можно зарабатывать деньги, много денег, так как он выложил круглую сумму - 20 миллионов долларов США.

Он мечтал побывать в космосе еще со времени полета Юрия Гагарина. И в начале 2000 года Деннис начал претворять свою мечту в реальность. В том году ему исполнялось 60 лет, и он чувствовал, что его шансы попасть в космос стремительно уменьшаются. В то время старейшим астронавтом был Дик Слейтон, который побывал на орбите в 1975 году в возрасте 51 года.

И Тито я сказал себе: «Сейчас или никогда».

В июне 2000 года он подписал контракт с компанией MirCorp, который предусматривал полет на корабле «Союз ТМ-32» на российскую космическую станцию «Мир». Однако в декабре того же года эти планы провалились, так как Россия объявила, что планирует вывести с орбиты стареющую станцию («Мир» сгорел в атмосфере Земли в марте 2001 года).

Несмотря на неудачу, Деннис Тито вскоре договорился опять. Он подписал контракт с компанией Space Adventures, которая была посредником по доставке частных лиц в космос. В то время МКС была относительно новым проектом, сборка которого началась в ноябре 1998 года.

Палки в колеса

Российская сторона согласилась взять деньги Тито и предложила ему место на корабле «Союз». Но другие партнеры по станции, в частности НАСА и космические агентства Канады, Европы и Японии, не были настроены позитивно. Они прямо сказали России, что не рекомендуют полет Деннису.

Представители НАСА в то время, в принципе, не возражали против присутствия платежеспособного клиента на борту орбитальной лаборатории. Они просто не верили в то, что к апрелю обучение Тито будет достаточным, так как тогда предполагалось проведение сложных и ответственных станционных мероприятий.

В пресс-релизе НАСА от 19 марта 2001 года было заявлено, что наличие непрофессионального члена экипажа, не обученного работе со всеми критическими системами станций, который не может реагировать и помогать в любой непредвиденной ситуации, что может возникнуть, и который будет требовать постоянного наблюдения, привнесет значительную нагрузку на экспедицию и снизит общий уровень безопасности МКС.

Первый космический турист считает, что его возраст также сыграл свою роль. По его словам, у старших людей случаются и сердечные приступы, и инсульты, и что угодно, а транспортирование трупа обратно на Землю было бы не очень удобным и психологически тяжелым. Поэтому НАСА сделала все возможное, чтобы Тито не смог полететь в апреле.

Восемь месяцев в Звездном городке

Но Тито не сдавался. Он продолжал подготовку в Звездном городке около Москвы, где готовили космонавтов со времен Юрия Гагарина. Тито провел большую часть года там, пребывая в подвешенном состоянии. По его словам, это было непросто. Он должен был оставаться в России в течение восьми месяцев, точно не зная, полетит он или нет.

В конце концов настойчивость Денниса окупилась. Вопреки возражениям НАСА, он был отправлен на орбиту 28 апреля 2001 года, став 415-м человеком, когда-либо побывавшем в космосе.

По словам Тито, все драмы и трудности преходящи, тем более что агентство поддержало следующих космических туристов, посещавших орбитальную лабораторию, а также оказалось столь благосклонным к частным космическим полетам в целом.

Воплощение мечты

Первый космический турист поднялся на орбиту, провел около шести дней на борту МКС, а затем приземлился в Казахстане 6 мая 2001 года.

Его полет имел большое значение, так как вдохновил ряд инвестиций в частные космические путешествия. Вероятно, компании Virgin Galactic Blue Origin Джеффа Безоса, и даже SpaceX Элона Маска не появились бы в этом бизнесе, если бы полет Денниса Тито не состоялся. Его пример показал, что полет в космос доступен для частных лиц как в отношении физической подготовки, так и в финансовом плане.

Со своей стороны, Тито счастлив, что принял участие в рождении этой отрасли, хотя и относит все заслуги на счет предпринимателей и орбитальных туристов, пришедших после него. И для него, конечно же, поездка всегда будет резонировать на гораздо более личном уровне. По словам Тито, путешествие было его 40-летней мечтой. Полет дал ему ощущение полноты жизни - все, что он сделает сверх того, будет для него лишь дополнительным вознаграждением.

Деннис Тито - космический турист

Тито приземлился в казахской степи на борту посадочной капсулы корабля «Союз», которая вернула его и двух российских космонавтов с МКС на Землю. Деннис, Талгат Мусабаев и Юрий Батурин приземлились в 05:42 по Гринвичу. Космонавты смягчили падение бортовыми ракетами и парашютом. За три часа до этого капсула «Союза» отстыковалась от космической станции и начала свой молниеносный спуск на Землю.

В заключительном видео из космоса Тито сказал, что лично он выполнил мечту своей жизни, лучше которой для него ничего не могло быть, и поблагодарил всех, кто поддержал его миссию. Когда экипаж покидал МКС, Талгат Мусабаев и американский астронавт Джим Восс обнялись, и Восс пожал руку Тито. Затем Тито и космонавты проплыли головами вперед в «Союз», и люк, соединяющий капсулу со станцией, был закрыт. Внутри капсулы они включили питание - космический аппарат черпал энергию из МКС и питал навигационный компьютер. Они надели громоздкие скафандры для полета на Землю, проверили герметичность корабля и отстыковались от станции.

Видеокамера на капсуле показывала быстрое удаление МКС и появление в поле зрения Земли. Капсула облетела планету один раз, а затем избавилась от большей части своего веса, включая жилой модуль с туалетом и кухней, а также приборный отсек с батареями и солнечными панелями. Осталась лишь 3,3-тонная посадочная капсула.

Жесткая посадка

Основной парашют «Союза» должен был раскрыться в 05:26 по Гринвичу, прежде чем сработают тормозные двигатели, чтобы смягчить посадку. В последний сеанс связи с экипажем в Королеве, расположенном близ Москвы, попросил Мусабаева дать Тито две таблетки и соленой воды, чтобы помочь ему пережить перегрузки. Он не уточнил, что это были за лекарства.

Командир полета Петр Климук сообщил экипажу, что погода на месте посадки вблизи поселка, расположенного в 400 км к юго-западу от столицы Казахстана Астаны, хорошая, облачность незначительная, ветер 3-7 м/с и температура - около 20 °C.

После приземления

После посадки в 80 километрах к северо-востоку от Аркалыка в казахской степи тройка прошла предварительную медицинскую проверку в мобильном медицинском центре. Оттуда экипаж был доставлен в аэропорт Астаны для официальной встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. После краткой пресс-конференции в 12:00 по Гринвичу первый космический турист, Мусабаев и Батурин вылетели в Москву. Российские космические чиновники надеялись на безаварийную посадку, чтобы спорная поездка Тито поскорее завершилась.

Бывший американский сенатор и астронавт назвал поездку Тито на российском корабле злоупотреблением основной исследовательской миссией При этом он сказал, что не винит Тито в его желании попасть в космос, так как это невероятный опыт, но считает эту поездку неправильным использованием космического аппарата, предназначенного для проведения исследований.

Опасения НАСА

Несмотря на то что НАСА препятствовало полету Тито до завершения строительства многомиллиардного космического комплекса, поездка вызвала предположения, что другие представители элиты захотят подняться выше атмосферы. Среди всплывших имен были режиссер Джеймс Кэмерон, обладатель "Оскара", который искал идеальный ракурс для съемки нашей планеты.

Хваля Кэмерона за ожидание благословения НАСА на поездку на МКС, глава космического агентства Дэн Голдин постоянно поминал Тито перед репортерами и конгрессом в ключе его гигантского эго и космической ничтожности инвестора с Уолл-стрит. В подкомитете Палаты представителей он заявил, что эта ситуация стала невероятно стрессовой для мужчин и женщин НАСА и что г-н Тито не осознает усилий тысяч людей в США и России, работающих на обеспечение его безопасности и безопасности остальных членов экипажа.

Угроза безопасности?

Эти протесты едва ли проникли сквозь толстый корпус МКС, летящей на высоте более 300 км, где первый космический турист, бывший инженер НАСА, пользовался непритворной поддержкой своих товарищей по «Союзу», вежливым гостеприимством двух астронавтов НАСА, живущих в «Альфе», и был принят в теплые объятия российского командира станции.

Наполненный звуками арий и увертюр, а также достопримечательностями проплывающих мимо континентов и океанов, безмятежный мир гражданина-исследователя Тито был нарушен только ранним приступом морской болезни.

Во время пресс-конференции он отбросил обвинения Голдина о том, что его присутствие угрожает безопасности космических профессионалов. Тито, который заплатил до 20 млн $ за полет туда и обратно, очень многим помог экипажу.

Черная работа

Деннис Тито в космосе раздавал пищу и делал довольно грязную работу, помогая экипажу и оставляя ему больше времени для выполнения основной работы.

Именно соображения безопасности стали причиной того, что 60-летний Тито совершил свое космическое путешествие. Юрий Батурин, космонавт Талгат Мусабаев и Тито доставили на «Альфу» новую спасательную капсулу. Прибытие нового «Союза» требовалось каждые шесть месяцев, так как токсичное топливо на борту российских кораблей разлагалось и в течение длительного времени подвергало коррозии детали двигателя. Старому судну оставалось около двух недель до истечения его 200-дневного гарантийного срока.

Агентство НАСА, ведущий партнер 16 стран, по частям собиравших «Альфу», обиделось потому, что Москва продала место непрофессионалу.

Не было бы счастья

Но недостаточно финансируемая контролирующая список пассажиров для осуществления миссии «Союза», продолжила эксперимент с капитализмом высокого полета, особенно с учетом того, что стоимость билета покрывала затраты на весь полет. Многолетние нехватки денежных средств, вынудившие россиян начать свой туристический бизнес, преследовали космическую программу Москвы после распада СССР. Частично по этой причине Россия отказалась от станции «Мир» после рекордных 15 лет ее пребывания на орбите.

Вашингтон оплачивал львиную долю стоимости проекта, но Москва, которая имеет непревзойденный опыт долгосрочных космических миссий, разработала и построила много ключевых частей. По всей видимости, оппозиция США полету Тито имела политическую мотивацию.

, Нью-Йорк , США

Гражданство:

США США

В 2001 году Деннис Тито стал первым космическим туристом в мире, заплатив за это двадцать миллионов долларов. Он облетел Землю по орбите 128 раз; получается - каждый виток вокруг Земли стоил ему 150 тысяч долларов. И он нисколько не жалеет о потраченных деньгах.

Деннис Тито - главный управляющий фирмой Wilshire Associates, одной из ведущих инвестиционных фирм в стране - компании-консультанта и менеджера в крупномасштабном финансировании технологии. Тито всю свою жизнь интересовался космонавтикой, о чём свидетельствует полученное им образование в области космических технологий и космонавтики. После продолжительной работы в Лаборатории реактивного движения при НАСА Деннис Тито переключился на финансирование госпроектов в космической области.

Деннис Тито никогда не забывал о своем увлечении и с огромным интересом следил за достижениями США и СССР. В апреле 2001 г., в возрасте шестидесяти лет, поднявшись с космодрома Байконур в Казахстане, Тито осуществил, наконец, свою мечту - слетать в космос.

Деннис Тито готовился к полету в течение 8 месяцев. Тито пришлось пройти не только физическую подготовку, но и освоить основы управления космическим кораблем, вплоть до его ручной стыковки с МКС - на случай, если автоматика вдруг откажет. На предполетном экзамене все задания он выполнил без единой ошибки и доказал, что заслуженно может занять место в экипаже.

Тем не менее, без происшествий не обошлось. При взлете у Тито были проблемы с сердцем, а на орбите, сильно оттолкнувшись от пола, он разбил голову о люк корабля. В обоих случаях квалифицированную медицинскую помощь ему оказывал космонавт Талгат Мусабаев , за что получил от Тито звание «baby-nurse number 1» («нянька номер один»). Несмотря на происшествия, Тито полетом остался очень доволен.

Вернувшись с орбиты домой, он заявил: - Это величайшее приключение в моей жизни. Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к худшему. Однако все шесть дней я испытывал эйфорию.

Полет Тито, сразу ставшего американским национальным героем, поднял в США волну интереса к космонавтике - ведь теперь космос стал гораздо доступнее - и открыл дорогу для последующих космических туристов.

Космические проекты, финансируемые Тито

См. также

Напишите отзыв о статье "Тито, Деннис"

Примечания

Ссылки

  • . РИА Новости (21 апреля 2007). Проверено 28 апреля 2012. .
  • . Космическая энциклопедия (15 августа 2004). Проверено 28 апреля 2012. .
  • . Rensselaer Polytechnic Institute (4 ноября 2002). Проверено 28 апреля 2012.
  • (англ.) . Western Los Angeles County Council: Boy Scouts of America (23 May 2008). Проверено 28 апреля 2012. .
  • . Defender of the Trust Award . mono lake committee. Проверено 28 апреля 2012. .
  • . redOrbit.com (15 июня 2004). Проверено 28 апреля 2012. .
  • , BBC News (28 апреля 2001). Проверено 28 апреля 2012.
  • (англ.) . SpaceRef (24 July 2003). Проверено 28 апреля 2012. .
  • . .

Отрывок, характеризующий Тито, Деннис

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)
Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их.
С батареи свезли пленных, в том числе раненого французского генерала, которого окружили офицеры. Толпы раненых, знакомых и незнакомых Пьеру, русских и французов, с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи. Пьер вошел на курган, где он провел более часа времени, и из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали.
Пьер побежал вниз.
«Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» – думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения.
Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил.

Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом.
Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.
Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино.
От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута.

«Человек перенесет любые тяготы космических путешествий, кроме, пожалуй, их стоимости», - остроумно заметил американский физик Ли Дюбридж.

Космический туризм – новая форма туризма. Но пока очень дорогая, так как оплачивается из частных средств.

Идея космического туризма появилась давно, уже после нескольких лет освоения космоса. Но, конечно, в то время она казалась нереальной – было много вопросов, связанных с изучением космоса, много нерешенных задач. Активно развиваться космический туризм начал в конце XX века.

Первым космическим туристом должна была стать американская учительница Кристи Маколифф . Но она погибла при запуске шаттла «Челленджер» в 1986 году.

В 1990 г. в космос в качестве туриста отправился журналист Тоёхиро Акияма . На космическом корабле «Союз ТМ-11» с экипажем в составе В. Афанасьева и М. Манарова он совершил полет на космическую орбитальную станцию «Мир» по частно финансируемому негосударственному проекту телекомпании TBS. Правда, Акияму не все считают абсолютным туристом, так как его полет был служебной командировкой на орбиту - японская телекомпания отправила на станцию «Мир» своего журналиста. А вот американский миллионер , отправившийся в космос 28 апреля 2001 г. на российском космическом корабле «Союз ТМ-32» с космонавтами Т. Мусабаевым и Ю. Батуриным, был первым космическим туристом.

О них мы сегодня и расскажем.

Тоёхиро Акияма и его полет

Он был самым первым японцем, слетавшим в космос, первым журналистом и первым космическим туристом, если учитывать тот факт, что он не был не только профессиональным космонавтом, но даже и летчиком.

Тоёхиро Акияма родился в 1942 г. в Токио. Закончил факультет общественных наук Международного христианского университета в Токио. Работал в телерадиокорпорации Ти-Би-Эс (TBS ) в Токио и Лондоне, старшим редактором и комментатором программ международных новостей Ти-Би-Эс, директор корреспондентского бюро Ти-Би-Эс в Вашингтоне.

В 1989 г. он прошёл отбор для осуществления коммерческого советско-японского полета, спонсируемого корпорацией Ти-Би-Эс. Сумма, которую корпорация уплатила за полёт своего сотрудника, в различных источниках указывается разной: от 28 до 37 миллионов долларов США. В октябре 1989 г. Акияма приступил к тренировкам в Центре подготовки космонавтов им Ю. А. Гагарина.

2 декабря 1990 г. Т. Акияма стартовал в космос на корабле «Союз ТМ-11» в качестве космонавта-исследователя в составе экипажа восьмой основной экспедиции орбитальной станции «Мир» совместно с командиром корабля В.М Афанасьевым и бортинженером М. Х. Манаровым.4 декабря была проведена стыковка с орбитальной станцией «Мир». За семь дней работы на космической станции Акияма провёл несколько прямых репортажей для японской аудитории, показательные телеуроки для японских школьников. Провёл также биологические эксперименты с японскими древесными лягушками.

Но уже первые часы журналиста на орбите показали, что его подготовка была недостаточной, он страдал «космической болезнью», связанной с расстройствами вестибулярного аппарата. Тем не менее, журналистское задание выполнил.

10 декабря 1990 г. Тоёхиро Акияма возвратился на Землю на космическом корабле «Союз ТМ-10» в составе седьмой основной экспедиции совместно с командиром корабля Г. М. Манаковым и бортинженером Г. М. Стрекаловым, находившихся на станции «Мир» с 3 августа 1990 г.

После полета

После полета работал заместителем директора департамента новостей Ти-Би-Эс. В апреле 1991г. с группой японских журналистов снимал фильм о состоянии Аральского моря в Казахстане.

В 1995 г. ушел из корпорации, т.к. был не согласен с активной коммерциализацией телевидения. Организовал ферму по выращиванию риса и грибов в городе Такине.

Выступал с докладами, посвященными своему полету. В соавторстве опубликовал статьи о развитии космического туризма.

Награжден медалью «За заслуги в освоении космоса» (государственная награда Российской Федерации) - за большой вклад в развитие международного сотрудничества в области пилотируемой космонавтики.

Деннис Тито и его полет

Российский космический корабль «Союз ТМ-32» стартовал 28 апреля 2001 г. На его боту, кроме космонавтов Т. Мусабаева и Ю. Батурина, находился и первый космический турист Деннис Тито. 30 апреля была осуществлена стыковка корабля с Международной космической станцией (МКС). Экипаж «Союза» провел на МКС 6 дней, во время которых космонавты проводили научные эксперименты, а турист Тито занимался фото- и видеосъемкой, вел дневник и подбирал продукты на завтрак, обед и ужин для всех находящихся на МКС. 6 мая российские космонавты с Деннисом Тито вернулись на Землю.

Своим полетом Деннис Тито был вполне удовлетворен, даже сравнил пребывание в космосе с пребыванием в раю. Федеральное космическое агентство России получило от него 20 миллионов долларов оплаты за этот полет.
С этого времени в мировых СМИ и появилось выражение «космический туризм».

Де́ннис Э́нтони Ти́то - первый космический турист, американский предприниматель и мультимиллионер итальянского происхождения. Он родился в 1940 г. в Нью-Йорке.

Он облетел Землю по орбите 128 раз; получается, что каждый виток вокруг Земли стоил ему 150 тысяч долларов. Но он нисколько не жалеет о потраченных деньгах.

Деннис Тито - главный управляющий фирмой Wilshire Associates, одной из ведущих инвестиционных фирм в стране - компании-консультанта и менеджера в крупномасштабном финансировании технологии. Всю свою жизнь он интересовался космонавтикой и даже получил специальное образование в области космических технологий и космонавтики. Работал в Лаборатории двигателей внутреннего сгорания при НАСА, финансировал государственные проекты в космической области.

Тито с интересом следил за достижениями США и СССР в космонавтике, и вот, наконец, в возрасте 60 лет он осуществил свою мечту.

Подготовка его к полету проходила в течение 8 месяцев. Он тренировался с полной отдачей и на предполетном экзамене доказал, что заслуженно может занять место в экипаже.

Но при взлете у Тито были проблемы с сердцем, а на орбите, сильно оттолкнувшись от пола, он разбил голову о люк корабля. Квалифицированную медицинскую помощь ему оказывал космонавт Талгат Мусабаев, за что получил от Тито звание «baby-nurse number 1» («космического няньки номер один»).

После полета он сказал: «Это величайшее приключение в моей жизни. Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к худшему. Однако все шесть дней я испытывал эйфорию».

После полет Тито сразу стал американским национальным героем, поднял в США волну интереса к космонавтике и открыл дорогу для последующих космических туристов.

Перспективы космического туризма

Космический туризм (полеты в космос или на околоземную орбиту, финансируемые из частных средств, в развлекательных или научно-исследовательских целях) будут развиваться, в этом нет сомнения. Согласно исследованиям общественного мнения, у многих людей в мире есть желание полететь в космос. По мнению специалистов, это желание может в перспективе стать важным источником финансирования дальнейшего развития космонавтики. В настоящее время единственной используемой целью космического туризма является Межпланетная космическая станция (МКС). Полеты осуществляются при помощи российских космических кораблей «Союз». Подготовка космических туристов проводится в Звёздном городке под Москвой, а также в небольших самолётах, симулирующих невесомость. Последний полёт космического туриста состоялся в 2009 году, а всего на МКС побывали семь туристов. Из них одна женщина - Ануше Ансари, а Чарльз Симони слетал в космос два раза (данные на апрель 2012 года). Сегодня космический туризм становится серьезным бизнесом - число желающих увидеть космос и готовых платить за недоступные на Земле ощущения постоянно растет. Также важно отметить, что именно Россия открыла эпоху космического туризма в первый год XXI века, ровно через 40 лет после полета Ю. Гагарина.

Но нельзя не учитывать и оборотной стороны медали.

Мартин Росс, являющийся автором исследования и работающий в Aerospace Corporation, подсчитал, что количество туристических суборбитальных запусков в следующие десять лет достигнет одной тысячи в год. Росс утверждает, что ракеты являются единственным прямым источником химического загрязнения антропогенного происхождения на высоте более 22,5 км, поэтому люди должны понять, насколько велико влияние этих выбросов на земную атмосферу.
Согласно расчетам учёных, тонкий слой сажи в стратосфере может привести к тому, что поверхность Земли остынет на 0,7 градуса по Цельсию. При этом Антарктика станет теплее на 0,8 градуса. От сажи пострадает и озоновый слой, который в экваториальных районах станет тоньше на 1%, а у полюсов – на целых 10%.Темпы климатических изменений ускорятся за счёт сажи и углекислоты от выхлопных газов ракетных двигателей, считают исследователи этого вопроса. Так что есть о чем задуматься.

В 1972-м Деннис Тито основал компанию "Wilshire Associates"; со временем его детище стало ведущим поставщиком консультационных, инвестиционных и технологических услуг в Санта-Монике (Santa Monica, California).


Родился Тито в Куинсе, Нью-Йорк (Queens, New York); окончив школу, он поступил в Нью-Йоркский Университет (New York City), где в 1962-м получил степень бакалавра космонавтики и воздухоплавания. Позже Тито поступил в Политехнический Институт Ренсселера (Rensselaer Polytechnic Institute) в Хартфорде, Коннектикут (Hartford, Connecticut) – там ему вручили диплом магистра. Уже 18 мая 2002-го Тито получил почетную докторскую степень – во все том же Институте Ренсселера.

В 1972-м Деннис Тито основал компанию "Wilshire Associates"; со временем его детище стало ведущим поставщиком консультационных, инвестиционных и технологических услуг в Санта-Монике (Santa Monica, California). На данный момент Тито работает с большим количеством крайне "дорогих" клиентов; общее состояние его подопечных оценивается в 12.5 триллионов долларов. Занимается компания количественным анализом, активно используя сложные математические инструменты; методики, которые Тито использует в оценке рисков и выгод, во многих отношениях схожи с техниками, использующимися при расчете направления движения космических судов.

В 90-х Деннис Тито был назначен в лос-анджелесский департамент по водоснабжению и энергетике; в 1994-м департамент Тито оставил, дабы поддержать проект по предохранению озера Моно (Mono Lake) от сброса вредоносных отходов.


Несмотря на то, что основной доход Деннису Тито принесла отрасль деятельности вполне земная и с космосом не связанная, интерес к астронавтике Деннис не утратил. Долгое время мечта побывать в космосе казалась несбыточной; помогли Тито, как ни странно, русские – и запущенный ими проект космического туризма. Федеральное космическое агентство кандидатуру Денниса одобрило; интересно, что в NASA проект раскритиковали вдребезги – так, Дэниэл Голдин (Daniel Goldin) открыто заявил, что туристов в космос брать просто недопустимо. Позже Тито даже было отказано в возможности потренироваться на американских площадках; впрочем, и это пыл будущего космического туриста не охладило.

28 апреля 2001-го Деннис Тито на корабле "Союз ТМ-32" отправился в главное путешествие своей жизни. В космосе Тито пробыл 7 дней, 22 часа и 4 минуты; за это время он успел 128 раз обогнуть земной шар. Известно, что одним лишь наблюдением за космическими пейзажами в иллюминаторы Деннис не ограничивался – Тито проделал на станции несколько научных экспериментов (показавшихся ему потенциально полезными для его основной работы). Кое-какие трудности в полете возникли – на этапе взлета у Денниса прихватило сердце, а уже в космосе миллионер умудрился разбить себе голову об один из люков; впрочем, в общем и целом полетом Тито остался более чем доволен. В общей сложности поездка обошлась Деннису в 20 миллионов долларов.

Сравнительно недавно стало известно, что одним космическим путешествием Деннис свою "неземную" деятельность ограничивать не собирается; 23 февраля 2013-го Тито официально заявил о своем желании организовать "частный" полет на Марс. По словам мультимиллионера, все необходимые технологические ресурсы у него уже имеются; единственная проблема заключается в человеческих ресурсах – вынести 501-дневное путешествие будет очень и очень нелегко как физически, так и психологически.

Известно, что Деннис Тито активно (хотя и на любительском уровне) увлекается уфологией; по его словам, наиболее надежным способом выискивать инопланетные корабли является использование тепловизоров.