Болезни Военный билет Призыв

Король Манса Муса I - самый богатый человек в истории (10 фото). Манса муса - самый богатый человек всех времен и народов. Чиновник невысокого ранга на государственной службе

Африканский верховный правитель Муса Кейта I считается самым богатым человеком всех времен и народов - богаче, чем можно себе представить.

В XIV веке он правил империей Мали с богатейшими природными ресурсами, среди которых первое место занимало золото.

Муса Кейта I пришел к власти в 1312 году. При коронации ему присвоили титул мансы, то есть верховного правителя. В те далекие времена большая часть Европы голодала и погрязла в пучине гражданских войн, однако многие африканские царства были на вершине своего могущества.

За время правления манса Муса значительно увеличил границы своей империи. Он присоединил город Тимбукту и восстановил власть над Гао. Его владения простирались более чем на три тысячи километров.

На этих просторах сейчас полностью или частично находятся Мавритания, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Буркина-Фасо, Мали, Нигер, Нигерия и Чад.

Остальной мир смог приблизительно оценить размер огромного состояния мансы в 1324 году, когда он совершил паломничество в Мекку, проехав около шести тысяч километров. Хадж был далеко не дешевым мероприятием.

Караван мансы Мусы простирался за горизонт. Летописцы описывают десятки тысяч солдат, гражданских лиц и рабов, а также множество верблюдов и лошадей, перевозящих огромное количество золотых слитков.

Во время остановки в Каире он потратил столько золота и пожертвовал так много денег беднякам, что вызвал огромную инфляцию! Городу потребовались годы, чтобы полностью восстановиться от валютного кризиса.

Благодаря этому экстравагантному путешествию манса Муса оказался на карте.

В 1375 году его изобразили на Каталонском атласе - одной из самых важных мировых карт средневековой Европы.

При этом материальные богатства не были единственной заботой короля. Будучи истинным мусульманином, он проявил особый интерес к городу Тимбукту, урбанизировав его путем строительства школ, мечетей и крупного университета.

Он также построил легендарную Джингереберскую соборную мечеть в Тимбукту, которая сохранилась до сих пор.

Манса Муса умер в 1337 году, его царствование продолжалось 25 лет. Богатое наследие мансы сохранялось в течение нескольких поколений. Но и по сей день остались мавзолеи, библиотеки и мечети - безмолвные свидетели золотого века в истории Мали.

В 2012 году Times назвала самым богатым человеком в истории человечества средневекового африканского правителя Мансу Мусу I из династии Кейта. На тот момент его состоянии можно было оценить не менее чем в $400 миллиардов! Самые крупные состояния современности и прошлого просто меркнуть по сравнению с достижениями этого правителя.

Повелитель золотых земель

Муса Кейта I взошел на престол империи Мали в 1312 году. Имя "манса" он получил про коронации, оно собственно и означало "король, правитель". В это время в Европе царили эпидемии,голод и войны, а в Африке было солнечно и мирно.

Империя Мали охватывала территории современных Сенегала, Мавритании, Гамбии,Мали, Буркина­-Фасо, Гвинеи, Нигера, Чада и Нигерии. На подвласных территориях Короля Мусы было огромное количество ценных ресурсов, в том числе и золота. А король любил роскошь и красоту...

Эпическое путешествие

В мире известность Манса Муса получил благодаря его путешествию 1324 года в мекку. Он отправился в хадж, но не скромным паломником. Путь в 6500 км правитель проделал с максимальным комфортом. Его сопровождал огромный караван свиты в 60-80 тысяч человек. Посреди пустыни к столу паломника подавали свежие фрукты и морепродукты на льду. Это был уже третий или четвертый правитель Мали совершивший паломничество в Мекку, но ни один не делал это с таким шиком.

В Каир Муса Кейта I вошел с шиком и блеском. За ним шли 12-14 тысяч рабынь, одетых в богатые йеменские шелка и бархат, везли 80-100 въюков золотого песка по 300 кг каждый. Он подарил султану 150 тысяч динаров, в ответ местный правитель одарил коллегу дворцом, верблюдами, лошадьми и дал эскорт для сопровождения до Мекки. Муса раздал столько золота, что подорвал экономику Каира, обрушив цену на драгоценный металл.

На обратном пути караван золотого короля заблудился в пустыне Хиджаг и подвергся нападению бедуинов. Но все же поиздержавшийся Муса добрался до Каира, где ему пришлось продать дворец и взять в долг 50000 динаров для возвращения домой.

Вошел в историю

В 1339 году А. Дульсер, еврей с Мальорки, создал одну из первых карт-"портулан", которая долгие годы была одной из самых авторитетных в средневековой Европе. На карте была отмечена империя Мали и нарисован сам Манса Муса с крупной золотой монетой в руках. Это же изображение с отметкой о несметном богатсве было скопировано в и атлас Абрахама Крескеса 1375 года. Правда короля на европейских картах называли Гонго Муса (испорченная версия имени Канку Муса, Канку - имя его матери, как быол принято в то время в Мали).

Кстати, Манса Муса оставил после себя и множество архитектурных памятников. Есть легенда, что он приказал каждую пятницу возводить новую мечеть в месте его привала.

Но четверть века правления "золотого короля" закончились и после го смерти в 1337 году трон Мали занял его сын Маган I. К сожалению, как правитель тот оказался далек от отцовского уровня и империя Мали начала клониться к закату. А после того, как в конце 15 века португальские мореплаватели освоили косой парус и добрались до устья Гамбии и вовсе прекратила свое существование. Европейцы вывозили из Африки, рабов, золото и легенды о несметных богатствах и роскоши исчезнувших царств.

Манса Муса (он же Канку Муса) был правителем империи Мали XIV века и, что неудивительно, человеком с необычной судьбой. Чтобы понять, как какой-то вождь племени оказался богаче всех императоров и Римских Пап, нужно немного пролить свет на ситуацию. Дело в том, что к 1312 году, то есть к моменту восхождения Мусы на трон, государство Мали было не третьесортным захолустьем, а вполне процветающей державой и не зря именовалось «империей». Благодаря завоевательным походам, оно стало больше, чем вся Западная Европа по размеру, а по уровню развития и культуры не уступала большинству ее стран. Можно представить себе альтернативную историю, в которой именно Мали вошла в пороховой век и захватила полмира, но все вышло так как вышло.

Оставшиеся описания Манса Мусы невероятно противоречивы, даже если дает их один и тот же свидетель. Историк и путешественник ал-Омари так рассказывает об императоре:

«Этот царь - величайший из царей черных - мусульман. Страна его самая обширная, с самым многочисленным войском. Царь малийский самый могущественный из них, самый великий из царей достоянием, самый прекрасный своими обстоятельствами, самый победоносный по отношению к врагам и более всех властный творить благодеяния»


Однако все тот же ал-Омари, рассказывая о внешнем виде, описывает одного их самых влиятельных правителей современного ему мира как невероятно нелепого, одетого словно балаганный шут царька и поражается его вопиющей безвкусице:

«Царское одеяние отличалось тем, что царь спускал на лоб конец тюрбанного полотнища и что его штаны были сшиты из 20 полос, никто другой не рискнул бы одеваться подобным образом… Султан той страны сидит в своем дворце на большом помосте, по бокам которого расположены бивни слона… Его золотое оружие рядом… Позади него толпа сыновей царей его страны… Один из них держит шелковый зонт с золотыми навершием и птицей».


Манса Муса не просто взошел на трон и начал править: даже с престолонаследием ему удалось вляпаться в историю. Его двоюродный дед, Сундиата Кейта, был вождем племени мандинго, подвижником ислама и попутно первым императором Мали. Говоря без преувеличения, для истории Западной Африки он был словно Цезарь, император Константин и Наполеон в одном лице. Вопреки типичной ситуации, когда наследники оказываются бездарями и дегенератами, его потомки развивали империю и приумножали ее богатства. И так было, как минимум, вплоть до императора Абубакара II, который тоже попытался стать продолжателем великого дела, но вышло все очень странно.

Сейчас уже неясно, насколько Абубакар II был адекватным правителем (хотя бы не развалил империю, и на том спасибо). Но где-то году в 1310-1311 он собрал огромный флот (от полутысячи до нескольких тысяч кораблей) и отправился в разведывательно-завоевательный поход, из которого не вернулся.


Империя Мали.

Сейчас все это выглядит невероятно странно: почему император лично уплывает на просторы Атлантического океана, в неизвестные земли, да еще и с боевым флотом? Само собой, существуют спекулятивные теории о том, что он прознал о существовании Америки или словно Колумб мечтал отыскать кружной путь в Индию. Однако более вероятно, что Абубакар мечтал вторгнуться в какую-то из сопредельных стран, но флот погиб в результате шторма.

Его преемником на время отплытия как раз остался Канку Муса, будущий коронованный Манса Муса. Спустя пару лет всем уже было понятно, что неожиданно исчезнувший флот не вернется, а значит, императором остается тот, кого оставили за главного. Нашему герою досталась огромная страна, населенная десятками народностей, которая уже успела прославиться на всю Ойкумену как источник золота, меди, соли и экзотических товаров. Причем, еще неизвестно, что именно сделало страну богаче.


Мали славилась как один из центров исламской культуры, при этом относясь к религии совсем без фанатизма (не в пример современной ситуации в этих же землях). Верхушка страны вслед за императорами поспешила обратиться в модный ислам, а остальные без проблем исповедовали древние языческие и анимистические культы. Золото здесь лежало едва ли не на поверхности, соляные копи давали качественную дорогую соль, а человеческий труд не стоил ни гроша. Власть правителя стояла на убеждении в его божественности, а его армия была поистине имперской - 100 тысяч солдат и 10 тысяч всадников - сокрушительные военные силы по тем временам.

При этом самый богатый человек в истории был достаточно сообразителен, чтобы понять, что вот сейчас самое главное - это не новые победы и экспансия, а мир и хоть какое-то подобие стабильности. Вокруг было множество племен, но Мали не захватывала их, а включала в орбиту своей власти. К примеру, Манса Муса не стал нападать на народ дьялонке, который жил на территории, немыслимо богатой драгоценными металлами. Вместо этого он нанял все племя для их охраны и добычи. Дьялонке сами добывали и отдавали большую часть собственного золота, искренне считая, что обвели Мусу вокруг пальца - это ли не успех? И так вышло с большинством племен: сама империя была огромной, но сфера ее влияния - еще больше.


Именно при Мансе Мусе Мали достигло своего наибольшего процветания и мощи. Никаких рассказов о том, как именно он правил и что делал на своем посту, не сохранилось - но вовсе не за давностью лет: про политику и административные решения того же деда Мусы, Сундиата, известно довольно многое. В общем, наш герой был лучшим воплощением идеи о том, что если что-то работает, то не трогай это, и все будет хорошо.

Нравы в Мали были далеки от идеала исламской морали, и их можно было назвать весьма свободными. Когда вскоре после гибели Манса Мусы сюда прибыл великий путешественник Ибн Баттута, он был крайне поражен двумя вещами: расточительным богатством местной знати и фривольностью местных женщин. Они оказались одновременно безумно горячими и своевольными. Своевольными в том плане, что считали мужчин равными себе и позволяли заводить себе любовников для увеселения. Мужчина, пришедший домой, мог обнаружить свою жену, оседлавшую одного из своих «приятелей», спокойно отреагировать, поздороваться, извиниться за беспокойство и удалиться. Жены не мешали развлекаться на стороне мужьям, а мужья - женам. Для воспитанного в арабских традициях Ибн Баттуты это казалось немыслимым, и его бросало в стыдливый жар от одной мысли о таких обычаях.


Но даже у самого мудрого правителя, который позволяет всему развиваться своим чередом, обязательно будет свой бзик. У Манса Мусы такой идеей фикс стало желание показать всему миру, что Мали - это не африканское захолустье, а богатый край и империя, с которой надо считаться всем и каждому. Иными словами, ему казалось недостаточным быть богатейшим царем мира, ему хотелось, чтобы об этом знал весь мир. В 1324 году, после 12 лет правления, Манса Муса отправился в хадж, то есть паломничество в Мекку, которое обязан совершить каждый мусульманин. Но мы понимаем, что самый богатый человек в мире не мог просто отправиться туда подобно простому смертному.

Дальше начинается то, что можно смело назвать PR-кампанией Его Величества. Ради хаджа из страны были выжаты все соки: в походе императора сопровождали 80 тысяч слуг обоих полов - правители стран, через которые проходил Манса Муса, не без оснований опасались, что он пришел для того, чтобы под предлогом паломничества начать вторжение. Вся эта орава выстроилась в огромнейший караван, груженый припасами, товарами, дарами, оружием и, конечно же, золотом.


В голове колонны шли 500 рабов, каждый из которых опирался на посох из золота. Сам Манса Муса ежедневно освобождал одного из этих невольников, показывая тем самым своему народу великодушие. По современным подсчетам, в этот путь правитель Мали взял как минимум 12 750 тонн золота, каждую крупицу которого он, в результате, раздал по дороге. Домой он вернулся даже не пустым, а с огромными долгами.

В пути император вовсе не умерщвлял плоть, словно праведник. Благодаря почтовой системе, даже посреди Сахары император лакомился свежей рыбой и фруктами. Но больше всего современникам запомнилось его потакание причудливым капризам жены, Ниерибы Конде, которая тоже участвовала в хадже. Прямо посреди пустыни ей сделалось дурно, и тогда Муса приказал создать на этом месте бассейн: восемь тысяч рабочих трудились всю ночь, и к следующему утру императрица и пятьсот ее наложниц уже резвились в рукотворном озере, пока слуги с помощью бурдюков устраивали в нем что-то вроде джакузи. Все это похоже на что угодно, но только не на скромное паломничество к святым местам.


Изображение Манса Мусы на португальской карте.

В своем пути до Мекки и обратно Манса Муса разбазаривал золото так, словно это навоз, на котором вырастет его будущее величие. Дойдя до Египта, с правителем которого он был в неплохих отношениях, император одарил золотом буквально каждого чиновника в стране; подарки же важным шишкам Каира вообще были непристойно шикарными. Все были в восторге от чернокожего правителя: рассказанные им истории передавались из уст в уста, а весь город вспоминал щедрейшего паломника со слезами радости на глазах даже спустя двенадцать лет после событий.

На караване, полном золота, начали грубо и отвратительно наживаться: завидев чернокожих, торговцы ломили немыслимые суммы, а попрошайничество у Мансы Мусы могло стать источником мгновенного богатства. В результате, еще не дойдя до Мекки, император потратил все свои золотые запасы и даже умудрился влезть в долги. Вместо праздника добра и щедрости начали проявляться враждебность и неприязнь к египтянам: Муса понял, что его жесточайшим образом обманули.

И вот здесь начинается самая интересная часть истории с золотом. Его оказалось так много, что все эти подарки просто обвалили рынки драгоценных металлов сначала в Египте, а затем по всему Средиземноморью. Началась жуткая инфляция и финансовый кризис, золото обесценилось как минимум на ближайшие 12 лет (по иронии, столько же египтяне боготворили Мусу). В каком-то смысле правитель Мали сумел отомстить непомерно жадным хозяевам, которые ободрали гостя до нитки.


Спустя год Манса Муса, возможно, уже не самый богатый человек в мире, вернулся на родину. В его отсутствие имперские военачальники захватили царство Сонгай, а с ним и мощный торговый узел. Возможно, только благодаря этому Мали смогла выдержать потерю своего золота и даже снова расцвести под руководством императора. Кроме этого, он привез из похода множество талантливых людей: поэтов, архитекторов, теологов - а с ними и огромную библиотеку книг, которая сделала Мали бастионом культуры и научной мысли.

Однако на Манса Мусе прервалась невероятная династическая удача страны: после череды великих правителей пришли потомки Мусы, которые умудрились испоганить и промотать буквально все нажитое империей. Его сын и вовсе отрекся от ислама и назло своему правоверному родителю перешел обратно в язычество - это ли не злая насмешка судьбы?

Манса Муса, или Канку Муса (Канку, или Конго, было именем его матери), был, несомненно, самым прославленным царем Мали. Несмотря на это, в западносуданской устной традиции о нем меньше песен и преданий, чем о Сундиате, хотя последний и не был известен в Европе.

В арабских хрониках манса Муса и время его правления, особенно его хаджж в Мекку, освещены довольно хорошо. Наиболее надежные и чаще всего цитируемые хронисты - это Ибн Фадлаллах ал-Омари, Ибн Баттута и Ибн Халдун.

Наиболее важные сведения о правлении мансы Мусы мы находим у его современников. Тем не менее время его правления датируется по-разному. Его начало чаще всего относят к 1312 г., но об окончании у историков различные представления. По мнению большей их части, период власти мансы Мусы продолжался до 1337 г., но некоторые указывают 1332 г.

Время мансы Мусы обоснованно считается временем расцвета малийской империи. Важнейшей причиной распространения славы мансы Мусы за пределы Черной Африки, вплоть до Европы, был хаджж, который он совершил в Мекку в 1324 г. Историки единодушны в том, что манса Муса для того и совершил это путешествие, чтобы показать внешнему миру, и, прежде всего, арабским правителям побережья Средиземного моря, сколь богаты он и его страна. Несомненно, что черный царь, проделавший путешествие из далекой страны внутренней Африки через Сахару, произвел впечатление на народы и государей, через земли которых он шел. Его свита поражала своей численностью. По данным хроники «Тарих ал-Фатташ», в ней было 80 тысяч человек!

Другая хроника, «Тарих ас-Судан», называет число на 20 тысяч меньше. Устная традиция повествует о 777 сотнях мужчин и 400 сотнях женщин. Поскольку царь знал, что путешествие с подобной свитой обойдется дорого, он взял с собой соответствующую дорожную казну: говорят, он вез тонны золота, частью в виде золотых посохов, частью золотым песком.

Хотя более или менее точные сведения о путешествии мансы Мусы можно получить из арабских хроник, устная традиция сохранила удивительные подробности об этом историческом событии.

Традиция, между прочим, упоминает по именам многих знаменитых людей из ближайшего окружения мансы Муссы. О снабжении каравана и расписании его передвижения имеются необычайно точные сведения.

Авангард под предводительством гриота Силмана Бана состоял, по преданиям, из 500 рабов, в личное снаряжение каждого из которых входил наряду с прочим золотой посох. С начала путешествия расстояние между этим авангардом и основной частью путешественников сильно растянулось: авангард уже входил в Томбукту, а царь еще пребывал в своем дворце. Дело было не в медлительности мансы Мусы, а в том, что некоторые из его советников убеждали его покинуть столицу в субботу, которая приходилась бы на двенадцатый день месяца, а такая суббота наступила лишь после девятимесячного ожидания. И другой день недели памятен в связи с путешествием мансы: в каждом городе, куда он прибывал в пятницу, он приказывал строить мечеть.

Собираясь в путь, манса Муса взимал со своего народа как деньги, так и съестные припасы. Но в пути он питался не только тем, что увез из родной страны. Хронисты рассказывают, что даже в центре Сахары царь лакомился свежей рыбой и овощами, которые получал благодаря хорошо налаженной почтовой службе. Но не трапезы царя были наибольшей роскошью во время его путешествия: больше фантазии проявляла в использовании своего положения жена мансы Ниериба Конде. Ее расточительные капризы упоминаются как в хрониках, так и в устной традиции.

Едучи долго по песчаной пустыне, Ниериба Конде в один прекрасный вечер заявила мужу, что страдает ужасным зудом и ей во что бы то ни стало надо выкупаться, причем предпочтительно в проточной воде. Несколько обескураженный неуместной просьбой царь вышел из своего шатра и пошел совещаться с фама - начальником группы. Мигом было разбужено 8700 человек царской прислуги, и они принялись копать бассейн для царственной супруги!

Согласно хронике, на следующее утро первые лучи солнца могли уже играть в воде этого бассейна, выкопанного среди песчаной пустыни. К общему восторгу, в нем были даже такие же водовороты, как в Нигере, о котором так мечтала царица. Водовороты возникали, когда в водоем лили воду из бурдюков.

Фама, выполнивший эту строительную задачу, сиял довольный и возносил славу Аллаху и царице. Возможно сильно преувеличивая, Махмуд Кати сообщает в «Тарих ал-Фатташ», что царица въехала в бассейн на спине мула и вместе с нею туда с восторженными криками бросились купаться 500 девушек ее свиты.

Устная традиция рассказывает об этом эпизоде несколько иначе, хотя и в ничуть не более достоверной форме: супруга мансы Мусы выкупалась не в бассейне, выкопанном людьми, а в озере, которое появилось по воле Аллаха в ответ на молитвы царя!

Манса Муса пересек Сахару, пройдя через соляные копи Таоденни, то есть через Валату, Туат и Тегаззу. Важнейшим местом остановки в пути был Каир, и именно оттуда распространились по всему миру рассказы о богатстве мансы Мусы. Как сообщает ал-Омари, даже через 12 лет после хаджжа в Каире хорошо помнили его щедрость.

«Этот человек волной излил свою щедрость на весь Каир. Во всем султанате не было ни одного придворного или другого чиновника, который не получил бы от него подарка золотом. Как славно он держал себя, какое достоинство, какая скромность!»

Манса Муса отличался воистину царским достоинством, хотя не умел ни читать, ни писать по-арабски и на советы всегда ходил с переводчиком. При каирском дворце мансу Мусу засыпали вопросами. Он успел рассказать египтянам и о плавании своего предшественника, и о границах своей земли, которые он несколько преувеличивал: он сказал, будто земля его столь огромна, что нужен целый год, чтобы пересечь ее. Он говорил также о ее золотых и медных приисках и о соседних народах. Когда один из придворных назвал его по ошибке царем Текрура, он несколько рассердился, сказав: «Текрур - это лишь часть моих владений».

И каирскому султану манса Муса сумел продемонстрировать свое достоинство: он отказался совершить челобитие. «Почему я должен делать так?» - рассердился он, но тут же проявил находчивость, с тем чтобы сохранить свой престиж и вместе с тем исполнить требования этикета. Оказавшись перед султаном, он коснулся лбом пола, но при этом воскликнул, что кланяется Аллаху, сотворившему его, и владыке мира.

Каирские купцы бесстыдно спекулировали на доброжелательности мансы Мусы и его свиты, их прямой неосведомленности: за товары, которые хотели приобрести малийцы, купцы заламывали непомерные цены, а те безропотно платили. Малийское золото, которое шло на покупку тканей, рабынь и певиц, подорвало экономику Каира, поскольку неожиданное его изобилие поколебало установившуюся систему цен. Ухудшились и отношения малийцев с каирцами, поскольку манса Муса в конце концов понял, что его и его спутников водят за нос.

Царская щедрость к добру не привела: деньги Мусы и деньги, накопленные поколениями его предшественников, кончились, и ему пришлось брать в долг у одного каирского купца. Тот, впрочем, ничего не имел против: доверие к черному царю в Каире было велико. Всего своего состояния манса Муса в Каире, однако, не растратил. И поныне в Мали живы предания о том, как манса Хадж Муса, то есть царь-паломник Муса, позже, в Мекке, покупал дома и земли для черных пилигримов.

Как по устным преданиям, так и по арабским хроникам, у мансы Мусы была репутация правоверного мусульманина. Но наряду с этим легенды из Диомы и Хаманы рассказывают, что по возвращении из Мекки он вез с собой 1444 фетиша, а это значит, что он не полностью отказался от анимизма. Ниань, правда, подчеркивает, что «фетишами» могли быть и те священные книги, которые он во множестве приобрел в Каире и Мекке. Во всяком случае, есть основания верить, что, хотя манса Муса и был законопослушным мусульманином, большая часть малийского народа сумела сохранить своих анимистических богов. Рассказывается, что сын мансы Мусы в конце концов отказался от веры отца и вернулся к старым богам своего народа.

Согласно рассказу ал-Омари, манса Муса, у которого было войско из 100 тысяч пехоты и 10 тысяч всадников, ни на каком этапе не пытался начать священную войну против живущих на юге «неверных». Он, видимо, пришел к выводу, что мирное сосуществование с племенем дьялонке, стерегущим золотые россыпи, наилучшим образом обеспечивает непрерывность золотого потока.

И с племенами, живущими в зоне лесов тропических дождей, манса Муса вел выгодную торговлю, привозя оттуда в числе прочего орехи кола и пальмовое масло. Некоторые соседние страны, и прежде всего государство народа моси, занимавшее земли в излучине Нигера, могли бы, по всей вероятности, и дать должный отпор в случае, если бы манса Муса начал войну за веру.

Хотя манса Муса и придерживался веротерпимости, он видел в исламе важный фактор подъема уровня культуры народа. Арабские хронисты так превозносят стойкость мансы Мусы в вопросах веры, что историки считают это основанием полагать, что при нем учение Корана было обязательным в столице.

Манса Муса вернулся из Мекки в Мали в 1325 г. Обратный путь шел через Гадамес и Агадес. Царя, который, экономя носильщиков, путешествовал на спине верблюда, сопровождали учителя ислама, ученые и знатоки шариата. Человеком, который проводил в этом обществе многие часы, был уроженец Гранады, архитектор Абу Исхак, более известный под именем ас-Сахели.

Будучи на службе у мансы Мусы, он построил в Томбукту, который в этот блестящий период истории Мали стал важнейшим центром изучения ислама, мечети Джингеребер и Санкоре, а также мадугу - королевский дворец. Ас-Сахели положил начало новому стилю строительства в Западном Судане - «сахельскому», или «стилю мансы Мусы», от которого, правда, мало что уцелело, потому что войны, особенно в XVI в., погубили эти здания. Но несомненно, что ас-Сахели был первым в Западном Судане архитектором, который пользовался при строительстве обожженным кирпичом.

Когда манса Муса еще только возвращался из Мекки, он получил известие, что его младший военачальник Сагаманджа завоевал город Гао - центр народа сонгай. Услышав это, царь изменил маршрут, чтобы ознакомиться со своими новыми владениями и укрепить там свое положение. В Гао в то время правила династия За, или Дья.

Чтобы заручиться верностью нового вассала, манса Муса забрал с собой двух сыновей дья Ассибоя - Али Колена и Сулеймана Нари.

Отправляясь в Мекку, манса Муса назначил регентом своего сына - мансу Магана. Согласно данным ал-Омари, манса Муса намеревался по возвращении домой отказаться от короны в пользу сына и вновь уехать в Мекку, чтобы жить поближе к святым местам ислама, но этот замысел остался неосуществленным, поскольку, согласно тому же ал-Омари, манса Муса умер прежде, чем успел отречься от престола.

Это краткое сообщение ал-Омари возбудило среди ученых много споров, так как находилось в противоречии с другими сведениями о кончине мансы Мусы. Обычно говорится, что царь вернулся из хаджжа в 1325 г. и, следовательно, он, согласно ал-Омари, умер в то же время. Но Ибн Халдун со своей стороны утверждает, что манса Муса хотел установить контакт с султаном Феса в Марокко, Абу-л-Хасаном, чтобы поздравить его с победой в битве при Тлемсене, а так как битва произошла лишь в 1337 г., значит, манса Муса в это время был жив.

Но, отправив посланцев в Фес, манса Муса, видимо, скоро умер, ибо посланцы Абу-л-Хасана, которые отправились в Мали с ответным визитом, встретились уже не с Мусой, а с мансой Сулейманом.

Между этими визитами, однако, прошло по меньшей мере пять лет, так как мансе Мусе наследовал его сын Маган, и только после четырех лет его правления царем стал брат Мусы - манса Сулейман, который и дал аудиенцию посланцам марокканского султана. Таким образом, упоминание ал-Омари о смерти мансы Мусы сразу после хаджжа недостоверно, и знаменитый царь Мали умер только в 1337 г.


Пока в XIV веке Европе сотрясалась от междоусобных войн, нападений турок и черной чумы, в Западной Африке процветала империя Мали . Тогдашний правитель манса Муса имел состояние, которое сделало его самым богатым человеком всех времен и народов.




Манса Муса стал известен всему миру, благодаря хаджу (паломничеству) в Мекку, который он совершил в период между 1324-1325 гг. Через пустыню шел караван, состоящий из 10 тысяч солдат, 30 тысяч гражданских лиц, 12 тысяч рабов и 500 глашатаями, сообщающими о приближении царя. Естественно такой огромный караван требовал немалого содержания, поэтому, согласно историческим хроникам, с собой в путь манса Муса взял более 12000 кг золота и ни в чем себе не отказывал.



Пересекая Сахару, правитель каждый день имел у себя на столе свежеприготовленную рыбу и овощи. Их подвозили гонцы. К тому же исполнялись все причуды жены Мусы. Однажды Ниериба Конде пожелала искупаться в бассейне. 8700 рабов тут же стали рыть песок, и на утро царица и 500 девушек из ее свиты уже плескались в бассейне, наполненном водой из бурдюков.



Паломничество манса Мусы продолжалось около года. В каждом городе, который правитель проезжал в пятницу, он приказывал строить мечеть. Муса раздавал золото беднякам, покупал товары за непомерно высокие цены. От этого в крупных городах Каире, Медине и Мекке на последующие 10 лет произошла девальвация золота. На обратном пути домой манса Муса заимствовал золото в крупных размерах и под большие проценты. Это единственный случай в истории, когда один человек регулировал цены на золото.



Основным средством пополнения казны государства Мали в то время были добыча золота и соли. К счастью, правитель заботился не только о себе, но и благополучии своего народа. Во время своего правления манса Муса привел государство к процветанию. Повсюду строились мечети, был создан крупный университет, библиотека. Правитель был терпим к тем, кто не принимал ислам и поклонялся языческим богам. Это еще одна немаловажная причина стабильности государства.



Правление манса Мусы называют «золотым веком» для Мали. По исследованиям 2012 года манса Муса занял первое место среди 25 самых состоятельных людей в истории, опередив Рокфеллера и Ротшильдов. Его состояние оценили в 400 млрд. американских долларов.
К сожалению, так сложилось, что в Африка видела больше жестоких правителей, чем лояльных и мудрых. В XX веке в Центральноафриканской республике правил