Болезни Военный билет Призыв

Кооперативная концепция М.И. Туган-Барановского (1865–1919). Внутри - научный аспект: Взгляды на социализм

Биография Туган - Барановского:

ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ Михаил Иванович (1865--1919) -- экономист, ученый-теоретик.

Родился в семье отставного штаб-ротмистра гусарского полка Ивана Яковлевича Туган-Барановского в д. Соленое под Харьковом. Семья принадлежала к старинному роду, корни которого прослеживаются с XVв. Отец Туган-Барановского Ибрагим Якубович в связи с принятием православия переименовал себя в Ивана Яковлевича. После окончания гимназии в 1883 г. Туган-Барановский поступил на первый курс естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета. Его товарищами по университету были студенты, ставшие вскоре очень известными людьми. Это будущие писатели В.В. Вересаев и А.С. Серафимович, ученый-естественник И.Н. Чеботарев.

В конце 1885 г. были организованы студенческие землячества, члены которых выезжали «в народ» агитировать против монархии. Но когда в деревне под Петербургом крестьяне закричали: «На вилы их!», агитаторы-студенты бросились бежать. Туган-Барановский говорил потом, что этот случай его многому научил.

Во время выступления Союза землячеств на панихиде 17 ноября 1886 г. по случаю 25-летней годовщины со дня смерти Н.А. Добролюбова Туган-Барановский был задержан и отправлен в полицейский участок. Его выслали в Харьковскую губернию по месту проживания родителей. Высылка означала исключение из Петербургского университета. Отцу Туган-Барановского удалось выхлопотать для сына разрешение продолжить обучение в Харьковском университете, в 1888 г. Туган-Барановский окончил физико-математический факультет. Вскоре он приступил к изучению юриспруденции. Свое образование продолжил в Москве.

Первая научная работа (1890) была посвящена учению о предельной полезности. Увлечение политэкономией, возможно, пришло к нему в Харьковском университете. Он защитил магистерскую диссертацию на тему «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь». Туган-Барановский много печатался в «Мире Божьем», как, впрочем, и в других изданиях. Одновременно работал над книгой «Русская фабрика в прошлом и настоящем», которую защитил как докторскую диссертацию в Москве в 1898 г.

Весной 1901 г. он вновь принял участие в студенческой демонстрации у Казанского собора. Туган-Барановский и Струве были арестованы, затем правительство запретило им проживание в обеих столицах, университетских городах, а также Риге и Ярославле. Струве выехал за границу, а Туган-Барановский поселился в с. Лохвицы Полтавской губернии. В изгнании он жил до 1905 г. Полтавский период был творчески очень плодотворным, хотя с 1899 по 1905 г. он был отстранен от преподавательской деятельности и в Москве, и в Петербурге.

Во время Революции 1905--1907 гг. Туган-Барановский вернулся к преподаванию в Петербургском университете и в Политехническом институте, вступил в партию кадетов, преподавал на Бестужевских высших курсах и в Народном университете. В 1912 г. Совет университета избрал его профессором, но министерство не утвердило это постановление -- виной тому были его Политические взгляды.

Туган-Барановский переселился окончательно в Петербург в 1911 г., когда получил правительственное разрешение. Он не только возглавлял журнал «Вестник кооперации», но и был активным участником кооперативного движения.

В августе 1917 г. Туган-Барановский принял предложение главы Украинской Центральной Рады руководить финансами. Он активно включился в работу на Украине, преподавал в Киевском университете, в 1918 г. стал деканом юридического факультета Киевского университета. В конце 1917 -- январе 1918 г. был министром финансов. Свое увлечение кооперативным движением реализовал в должности председателя Центрального кооперативного украинского комитета и редактора журнала «Украинская кооперация».

После падения Центральной Рады Туган-Барановский в январе 1918 г. приехал в Москву, читал лекции, председательствовал в совете кооперативных съездов. В эти дни он близко сошелся с анархистом П. Кропоткиным. В июле 1918 г. Туган-Барановский поселился в имении в Лохвице, затем вернулся в Киев. Отошел от политической деятельности: получил кафедру в университете, одновременно являлся деканом юридического факультета, занимался созданием Украинской Академии наук. В те дни он закончил работу «Влияние политэкономии на естествознание и философию», которая была опубликована уже после его смерти. Скончался в возрасте 54-х лет 8 января 1919 г.

Основные работы:

  • 1. «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898)
  • 2. «Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма» (1903)
  • 3. «Современный социализм в своём историческом развитии» (1904)
  • 4. «Теоретические основы марксизма» (1905)
  • 5. «Основы политической экономии» (1909)

Исторический контекст развития экономической мысли:

Историко-хозяйственный аспект: Если мы обратимся к истории, то увидим, что русская экономическая наука к началу нынешнего века прошла довольно сложный и своеобразный путь, объяснявшийся особенностями развития России. И без понимания итогов развития русской экономической мысли ХIХ в. нам трудно было бы понять ее историю в нынешнем столетии.

Россия продвигалась к капитализму лишь по мере осуществления крестьянской реформы 1861 г., со всеми осложнениями, вызванными сознательно и целенаправленно сохранявшимися остатками феодализма. До этого ни о каком капитализме в России говорить все-таки не приходится. Процесс этого движения был осложнен тем, что проводимая реформа по своему содержанию и последствиям не была равнозначна буржуазно-демократическим революциям, прошедшим в Европе еще в XVII - XVIII вв. и открывшим широкий простор для капитализации экономики, быстро разрушив основы предшествующих отношений. В России же реформа проводилась, естественно, сверху, довольно долго и мучительно. Поэтому основное внимание русской экономической мысли в пореформенный период было сосредоточено на вопросе о крестьянском и помещичьем землевладении, о налогах и повинностях крестьян, о последствиях реформы 1861 г., наконец, на вопросе о перспективах русского национального хозяйства и будущего общественного устройства страны.

Рассмотрение всех этих, равно как и других, вопросов строилось зачастую на позициях, близких к классической буржуазной политической экономии. И это понятно, поскольку история последней связана с процессом разложения феодализма и становления капитализма. Именно этот процесс постепенно происходил в России, и потому идеи классиков были созвучны проблемам времени, наступившему в России.

Нельзя, однако, характеризуя экономическую мысль России второй половины 19-начала 20 века, на этом и ограничиваться. В Европе в период становления капитализма господствовала классическая школа. В России такого господства мы не наблюдали, и те характеристики науки, о которых речь шла выше, относились, и то не в полной мере, лишь к одному из направлений отечественной экономической мысли - буржуазно-демократическому.

К тому же многие представители этого направления с большой долей симпатии относились и к К.Марксу и, естественно, ко многим его принципиальным идеям. Дело дошло до того, что в рамках данного направления оформилось течение, получившее название "легальный марксизм".

Крупнейшим теоретиком легального марксизма был М. И. Туган-Барановский. Энциклопедически образованный мыслитель, он создал ряд фундаментальных трудов по теории социализма, развитию капиталистического производства и социально-политических отношений.

Историко-методологический и культурный аспект: Важное методологическое значение имеет концептуальное положение Туган-Барановского о согласовании теории предельной полезности и трудовой теории стоимости. Эти две теории противоположны, но совсем не противоречивы. Существует определенная связь между ценностью продукта и его трудовой стоимостью. В соответствии с этим Туган-Барановский обосновал положение, согласно которому предельные полезности воспроизводимых продуктов пропорциональны их трудовым стоимостям. Трудовая стоимость - определяющий фактор, полезность блага - определяемый.

Историко-идеологический аспект: М.И. Туган-Барановский рассматривал политическую экономию как науку о народном хозяйстве. Последнему он безоговорочно отдавал предпочтение в общественной жизни и ее развитии. Народное хозяйство он определяет как совокупность юридически самостоятельных, но связанных в процессе обмена единичных хозяйств, подчиненную специфическим закономерностям.

Научная ценность политико-экономических исследований М.И. Туган-Барановского в значительной степени обусловливается идеологией -сочетанием теоретического и исторического подходов. Это позволило ученому при разработке теорий денег, циклов и кризисов, кооперации сделать заслуживающие и сегодня внимания выводы.

Мнение М.И. Туган-Барановского об особенностях русской экономической истории, отразивших многие политические, идейные, нравственные процессы в нашей стране, стало еще более актуальным в настоящее время. Ученый был одним из первых аналитиков, обративших внимание на особую роль среднего промышленного класса в процессе формирования и развития капиталистической системы. Но он считал, что в России нет традиционного для западных стран, унаследованного ими со времен цехового городского хозяйства среднего промышленного класса, и этот фактор оказывает влияние ни процесс концентрации производства, развитие присущих рыночной экономике противоречий. Большой вклад внес ученый а исследование макроэкономической сферы.

Внутри - научный аспект: Взгляды на социализм

Переход к социализму М. И. Туган-Барановский считал неизбежным, поскольку при капитализме небольшая группа людей наживается за счет остальной многочисленной части общества. Основой социализма является идея о равноценности человеческой личности (эта идея была заимствована у И. Канта), М. И. Туган-Барановский выделяет три типа социализма:

  • 1. государственный - строй, при котором единицей хозяйствования является государство;
  • 2. синдикальный - строй, при котором значительная роль государства сочетается с автономией производственных единиц;
  • 3. коммунальный - строй, при котором роль государства незначительна.

Вклад Туган-Барановского в экономическую науку:

  • · Глубокий анализ работ теоретиков различных направлений;
  • · Вклад в теорию экономических циклов и промышленных кризисов;
  • · Научная социология русской промышленности 19 века - пример историко - экономического; исследования, поднятого до высот теории хозяйственного развития;
  • · Разработка проблем кооперативного движения;
  • · Исследование социализма как положительного учения; разработка принципов этического социализма, в центре которого- возможно большая свобода каждой личности.

Очень велик был его вклад в дело российской кооперации. В 1916 году была написана книга «Социальные основы кооперации», которая является образцом достижений в методологии. Данная работа включала сочетание исторического и теоретического анализа, социально-экономический подход, «проверка теории фактами», совершенно конкретные предложения в области хозяйствования. Впервые рассматриваются такие вопросы теории, над которыми западные экономисты задумались лишь через десятилетия. Оригинальные идеи Туган-Барановского были подхвачены и развиты уже в 20-е годы его учеником Н.Д. Кондратьевым в разработанной им теории планирования. «Работы Михаила Ивановича по вопросам кооперации, несомненно, нужно признать выдающимися, одними из лучших не только у нас в России», - писал Н.Д. Кондратьев в 1923 г.

О новаторском труде «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь», который вышел в свет в России в 1894 году, и, который был опубликован в 1901 году на немецком языке, произвел ошеломляющее впечатление на Западе. Известный американский экономист Э. Хансен заметил, что эта теория Туган-Барановского «ворвалась в науку, как свежий морской ветер...». В рассматриваемой книге проводится специальный анализ динамики положения рабочего класса в условиях капитализма и под влиянием его циклического развития. Русский ученый был в то время едва ли не единственным исследователем циклов и конъюнктуры, обратившим внимание на их социальную составляющую. Сделанное Туган-Барановским исследование места и роли профсоюзов и других общественных организаций в развивающейся рыночной экономике - свидетельство поиска какой-то социальной модели, каких-то методов социальной ориентации капиталистической экономики, поиска, который был продолжен в последующих работах ученого. Автор первым из русских ученых-экономистов получил мировую известность. Еще при жизни Туган-Барановского увидели свет немецкий (1902) и французский переводы «Промышленных кризисов»; были издания в Англии (1954 г.), ФРГ (1969г.), Японии (1972 г.).

Ученые разных стран, принадлежащие к разным направлениям экономической науки, развивали и поддерживали идеи Туган-Барановского. Среди отечественных экономистов к его концепции присоединилось В.Я. Железнов, И.М. Кулишер, В.К. Дмитриев. Как выдающееся по своему значению исследование в области конъюнктуры оценивал теорию своего учителя Н.Д. Кондратьев, подчеркивая, что она настолько оригинально и глубоко ставила и решала проблему, «настолько ярко вскрыла природу капиталистического народного хозяйства в его целом и настолько в общем подтверждалась действительностью, что по справедливости доставила ему мировую известность», создала в этом вопросе целую школу, к которой с теми или иными оговорками примкнули столь видные экономисты западных стран, как Шпитгоф, Эйленбург, Поль, Шмоллер, Лескюр и др. Даже противники его теории, как В. Зомбарт, признали ее чрезвычайным шагом вперед. Один из западных последователей Туган-Барановского - А. Шпитгоф назвал его лучшими теоретиком экономической конъюнктуры. Автор наиболее обширного в то время труда, посвященного промышленным кризисам, профессор Жан Лескюр назвал его книгу самым оригинальным и самым значительным произведением во всей экономической литературе этого времени.

М.Туган-Барановский «придал новое направление анализу этой проблемы», - писал десятилетия спустя известный американский экономист А. Ноув о теории промышленных кризисов. Исследования Туган-Барановского продолжил в 20-е годы Н.Д. Кондратьев, сделавший гигантский шаг вперед в этой области, также получивший мировую известность и признание.

Научное и публицистическое наследие Туган-Барановского является достаточно обширным. Ленин назвал когда-то Туган-Барановского «кадетским профессором». А этот профессор предупреждал: если социальная среда не готова, то социализм в ней не удастся, он окажется системой более низкой производительности, нежели капитализм. Общество придет не к прогрессу, а к регрессу. И социализм - вместо того, чтобы стать царством свободы и всеобщего богатства - станет «царством рабства и всеобщей нищеты».

Туган-Барановский дал объяснение своеобразию черт русского развития. Оно, прежде всего в том, что наша страна не знала такой категории, как европейский вольный город вольных мастеров. В средние века говорили, что «городской воздух дает свободу». У нас же не веял этот воздух промышленного города - и потому не было почвы для свободы. На Западе крепостное право медленно отмирало - у нас эволюционировало и, наконец, превратилось в чистое рабство.

Всё это наложило тяжелый отпечаток на экономический, нравственный, политический облик страны. Следы этого отпечатка ощущаются еще и сегодня. А в XIX-XX веках, по Туган-Барановскому, это дало только крупных собственников, у нас не было многочисленной армии зажиточных мелких предпринимателей.

На рубеже XX и XXI столетий спорными остаются убеждения Туган-Барановского насчет социализма. Он - за социализм, но «современный», подлинный, без искажений. Словом, за такой, какого еще не было. Государственный социализм, по его мнению, должен защищать человека от государства. И важнейшей гарантией этого должны быть свободные, не использующие наемный труд, кооперативы.

Вопрос о стоимости и ценности товара занимает особое место в трудах М.И. Туган-Барановского. Тут он спорит и с Марксом, и с его теорией стоимости. Существующие теории, считал он, верны каждая по-своему, но односторонни, поскольку объясняют ценность производимых благ или только на основе объективных факторов (теория трудовой стоимости) или - только субъективных (теория предельной полезности). А их нужно рассматривать вместе, так как они неразрывно связаны. «При пропорциональном распределении производства предельные полезности продуктов должны быть пропорциональны трудовым стоимостям последних... В действительности же товары расцениваются по предельной полезности, причем товарные цены сохраняют известную грубую пропорциональность по отношению к трудовым стоимостям продуктов».

Таким образом, М.И. Туган-Барановский обосновал положение о том, что предельная полезность свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональна их трудовым стоимостям. В экономической литературе данное положение называют теоремой М.И. Туган-Барановского.

Значительный вклад был внесен в теорию распределения. В ней процесс распределения рассматривался как борьба различных классов за долю в общественном продукте. В росте самого продукта, т.е. в развитии производства, одинаково заинтересованы все классы. Этот подход позднее нашел развитие в трудах многих западных экономистов (Шумпетер, Хикс и др.)

Наследие Туган-Барановского стало фундаментом, на котором строились первые теории экономического роста, концепции государственного регулирования экономики. О вопросах государственной экономической политики, об историческом подходе к экономике, о синтезе макро- и микроэкономики, о проблемах социального распределения и многом другом он всегда судил ярко, оригинально и неожиданно для современников.

Выдающийся русский ученый-экономист Н.Д. Кондратьев, замученный в сталинских застенках, писал: «Михаил Иванович в области экономической теории был первым, кто заставил европейскую мысль серьезно прислушаться к движению ее на Востоке, в России... Он стал не только в уровень с эпохой, не только в уровень с научно-экономической мыслью передовых стран, но он содействовал прогрессу ее, и в силу этого он больше, чем кто-либо, способствовал тому, чтобы поставить русскую экономическую науку в ряд с европейской».

Список используемой литературы

  • 1. История экономических учений: учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям/под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2009 - 471 с.
  • 2. История экономических учений: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. ЯдгаровЯ.С. - М.:ИНФРА-М, 2004.- 480с.
  • 3. Экономисты теоретики прошлого и настоящего: Учебное пособи /Колл. авторов; Рук. авт.кол. Антонова И.В./Под общ.ред. А.А. Зубарева. - Тюмень: Феликс, 2005.-254с.
  • 4. История экономических учений: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2008. - 271с.

Экономические теории институционализма

К причинам возникновения институционализма относят переход капитализма в монополистическую стадию, который сопровождался значительной централизацией производства и капитала, что и породило социальные противоречия в обществе.

Институционализм (с лат. institutio – "обычай, наставление") – направление экономической мысли, которое сформировалось в 20–30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени, а также для изучения социального контроля общества над экономикой.

Институты – это первичные элементы движущей силы общества, рассматриваемые в историческом развитии. Среди институтов выделяют:
– общественные институты – семья, государство, правовые нормы, монополия, конкуренция и т. д.;
– понятия общественной психологии – собственность, кредит, доход, налог, обычаи, традиции и т. д.

Институционализм характеризуется следующими положениями:
– основа анализа – метод описания экономических явлений;
– объект анализа – эволюция социальной психологии;
– движущей силой экономики наряду с материальными факторами являются моральные, этические и правовые, элементы в историческом развитии;
– трактовка социально-экономических явлений с точки зрения общественной психологии;
– неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму;
– стремление к интеграции экономической науки с общественными науками;
– необходимость детального количественного исследования явлений;
– защита проведения антимонопольной политики государства.

В развитии институционализма выделяют три этапа.

Первый этап – 20–30-е годы XX века; он характеризуется формированием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл.

Второй этап – середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разработана теория профсоюзного движения; типичными представителями являются Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Минз.

Третий этап – 60–70-е годы XX века; этот этап называют неоинституционализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процессов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Я. Ноув, Дж, Гэлбрейт, Р. Хайлбронер, Р. Коуз.

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865–1919) – великий экономист, ученый с мировым именем. Окончил Харьковский университет. В1894 году он опубликовал работу "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь", за которую был удостоен степени магистра Московского университета.


Взяв за основу идеи, изложенные в книге "Русская фабрика в прошлом и настоящем", М. И. Туган-Барановский защищает докторскую диссертацию.

В 1916 году выходит его работа "Социальные основы кооперации", а в 1918 году – "Социализм как положительное учение", где ученый описывает свои взгляды на социализм.

Переход к социализму М. И. Туган-Барановский считал неизбежным, поскольку при капитализме небольшая группа людей наживается за счет остальной многочисленной части общества. Основой социализма является идея о равноценности человеческой личности (эта идея была заимствована у И. Канта). М. И. Туган-Барановский выделяет три типа социализма:
- государственный – строй, при котором единицей хозяйствования является государство;
- синдикальный – строй, при котором значительная роль государства сочетается с автономией производственных единиц;
- коммунальный – строй, при котором роль государства незначительна.

М. И. Туган-Барановский говорил о том, что теория предельной полезности дополняет трудовую теорию стоимости. В доказательство он приводил следующее высказывание: "Полезность последних единиц продуктов... – их предельная полезность – должна быть обратно пропорциональна относительному количеству этих продуктов, производимому в единицу рабочего времени".

Относился к числу сторонников закона убывающего плодородия почвы, как части теории предельной полезности.

Промышленное производство в своем развитии циклично. В его развитии М. И. Туган-Барановский выделил две фазы:
- в первой фазе благодаря усиленному созданию основного капитала происходит расширение производства, усиливается спрос на товары;
- во второй фазе процесс формирования основного капитала закончен; это сопровождается перепроизводством средств из-за падения спроса на них.

Исходя из этого, М. И. Туган-Барановский формулирует закон инвестиционной теории циклов – фазы промышленного цикла определяются процессом инвестирования.

М. И. Туган-Барановский глубоко изучил проблемы теории и практики кооперации. Он разработал основные принципы кооперации: материальная заинтересованность; добровольность; использование труда только членов кооператива.

Специфика учения о заработной плате М. И. Туган-Барановского: рост прибыли и падение заработной платы – явление необязательное; рост производительности труда может сопровождаться одновременным ростом прибыли и заработной платы; рабочая сила не служит товаром, так как работник – личность, наделенная потребностями; размер заработной платы зависит от производительности труда и от социальной организованности рабочего класса.

Николай Дмитриевич Кондратьев (1892–1938) – русский экономист. Родился в семье крестьянина, закончил юридический факультет Петербургского университета. В октябре 1917 года был заместителем министра продовольствия во Временном правительстве. После октября 1917 года он работа в Сельскохозяйственной академии, а затем возглавил Конъюнктурный институт. В 1938 году был расстрелян по ложному обвинению.

Аграрный вопрос. Решение аграрного вопроса Н.Д. Кондратьев видел в социализации земли. Он приходит к выводу, что в деревне должно быть уравнительное семейно-трудовое пользование землей и каждому трудящемуся земля должна предоставляться безвозмездно.

Ученый выделял три приемлемые формы землепользования – личную, общинную и артельную, но считал, что выбор формы должен осуществляться на местах.

Кооперация. Н.Д. Кондратьев верил в возможность широкой кооперации в сельском хозяйстве. Положительные стороны кооперации заключаются в отсутствии акцента на прибыль и в возможности роста производительности труда. К принципам кооперирования ученый относил добровольность и последовательный переход к высшим формам кооперации.

Теория длинных волн. Анализ важнейших экономических показателей в четырех странах за период, примерно равный 140 годам, привел Н.Д. Кондратьева к мысли о существовании больших периодических циклов продолжительностью примерно 50 лет. Каждый цикл состоял из двух фаз – подъема и спада. Период продолжительности и причину возникновения циклов Н.Д. Кондратьев связывал с революционным обновлением производственных средств.

Александр Васильевич Чаянов (1888–1939) – крупнейший ученый, экономист-аграрник. Родился в Москве. Окончил Московский сельскохозяйственный институт. В 1919 году возглавил Научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономики. За свои взгляды был репрессирован и в 1939 году расстрелян.

Аграрный вопрос. Решение аграрного вопроса А.В. Чаянов видел в социализации земли. Сущность социализации, с его точки зрения, – в уравнительном распределении земли: по трудовой норме, то есть крестьянин должен получать надел земли, который он мог бы обработать трудом своей семьи, или по потребительской норме надела, чтобы доход с земли удовлетворил все потребности его семьи.

Теория крестьянского хозяйства. Крестьянское хозяйство ориентируется на оптимальное сочетание дохода и тягот труда. А.В. Чаянов говорил об исключительной выживаемости крестьянских хозяйств в условиях длительного и значительного падения цен, а также роста издержек, поскольку они не гонятся за прибылью.

Кооперация. Развитие деревни и выход из кризиса ученый видел в создании кооперации. Система кооперации представлялась ему как совокупность союзов кооперации, ведавшая отдельными отраслями крестьянского хозяйства.

А. В. Чаянов признавал преимущество крупного хозяйства над мелким. Для России, считал он, предпочтительно сочетание семейных крестьянских хозяйств с крупными кооперативами: последние берут на себя переработку, транспортировку и реализацию продукции, а также кредитование крестьянских хозяйств.

Краткая биография

Одним из наиболее интересных российских экономистов конца XIX-начала XX века было ученый-энциклопедист Михаил Иванович Туган-Барановский. Он стал первым российским ученым-экономистом, провозгласившим необходимость соединения трудовой теории ценности с теорией предельной полезности. Наибольший вклад внес М.И. Туган-Барановский в теорию рынков и кризисов, анализ развития капитализма и формирования социализма, разработку социальных основ кооперации.

Туган-Барановский Михаил Иванович родился в дворянской семье, в 1865г., в Купянском уезде Харьковской губернии. Окончив классическую гимназию, поступил на физико-математический факультет Харьковского университетата. За участие в студенческом революционно-демократическом движении был исключен из университета, но революционером не стал. Мечтая о социализме, понимаемом им как общество без эксплуатации, в котором появится возможность переустройства всей духовной культуры и расцвета гармонической личности, Туган-Барановский основывал свою веру на постулатах И. Канта, считал, что "как верховная цель в себе, человек не может быть никогда обращен в средство для других целей", и поэтому отрицал диктатуру и насильственные методы изменения государственного строя.

Получив разрешение вернуться в университет, Туган-Барановский в 1889 сдал экзамены за курс юридического и физико-математического факультетов и был удостоен степени кандидата. В 1888 г. он оканчил Харьковский университет и получил степень магистра политэкономии за работу "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние иа народную жизнь" (1894).

С 1893 г. служил в департаменте Министерства финансов, успешно преподавал в Женском училище коммерческого счетоводства, Санкт-Петербургском университете и на Высших женских курсах.

В 1898 г. за исследование по истории капитализма "Русская фабрика в прошлом и настоящем" Туган-Барановский получил степень доктора политической экономии.

Туган-Барановский ценил учение К. Маркса, хотя не разделял всех его взглядов. Он принадлежал к "легальным марксистам" и писал, что "никогда не был неограниченным поклонником Маркса и всегда относился к его теории, признавая ее сильные стороны, критически". В 1908 г. Туган-Барановский критиковал тоталитарную утопию о миллионах бездумно послушных счастливцев и пастырях, несущих за них бремя власти и ответственности.

Сотрудничал в журналах "Мир Божий", "Начало", "Вестник Европы" и других. Совместно с М. М. Ковалевским и М. С. Трушевским редактировал издание "Украинский народ в его прошлом и настоящем". В 1917-1918 гг. состоял министром финансов украинской Центральной Рады.

Социально-экономические работы Туган-Барановского: "Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма" (1903), "Теоретические основы марксизма" (1905), "Социализм как положительное учение" (1918) и др. формулировали реалистическую программу хозяйственного развития. Он полагал, что кооперация, основанная на свободной самоорганизации, может быть прообразом будущего общества. Туган-Барановский активно участвовал в кооперативном движении, пропагандируя его в научных работах, в журнале "Вестник кооперации", которым руководил с 1909. Член кадетской партии, Туган-Барановский выдвигался в Государственную думу, но не был избран. Октябрьской революции не принял. После короткого пребывания на посту министра финансов украинской Центральной рады Туган-Барановский отошел от политической деятельности, занимаясь преподаванием и наукой. Умер от приступа стенокардии.

Одним из оригинальных элементов в творчестве Туган-Барановского была социальная теория распределения, которая была им разработана специально для преодоления затруднений, в которых оказалась неоклассическая экономическая теория в начале XX в.

От чего зависит заработная плата и прибыль? По мнению Тугана, общая теория цены не может решить эту проблему, так как хотя "теория заработной платы, конечно, есть часть общей теории цены", общепринятый вариант последней исходит из условий равенства рыночных сторон, а на рынке рабочей силы существует социальное неравенство сторон (рабочий не может стать капиталистом).

Теория предельной производительности, которую активно развивает Дж. Б. Кларк и его единомышленники, также не поможет, так как даже если выделить продукт (ценность) фактора, то нет никакой гарантии, что собственник его (ее) получит. Именно поэтому Туган не придавал большого значения "фундаментальным" проблемам (исчерпаемости и пр.), которые занимали неоклассическую теорию распределения в его время.

Согласно Туган-Барановскому, уровень зарплаты (и, соответственно, прибыли) определяется двумя моментами. Во-первых, производительностью труда, так как при увеличении общего продукта могут вырасти и зарплата, и прибыль. Во-вторых, социальной (или экономической) силой договаривающихся об уровне заработной платы сторон. Самым главным определяющим фактором является то, что капиталисты имеют средства производства и поэтому могут получать часть продукта, а рабочие не имеют ничего, кроме рабочей силы и "экономическая слабость" вынуждает их продавать ее капиталисту за любую цену.

На величину социальной силы влияют следующие факторы: 1) соотношение численности рабочих и капиталистов (чем больше рабочих, тем слабее они в борьбе, и капиталисты легче могут понижать заработную плату и наоборот); 2) наличие возможности альтернативного производства (заработная плата не может упасть ниже дохода от этой деятельности – пример со свободной землей в Америке); 3) организованность рабочих. Когда рабочие разрозненны, хозяину легко пригрозить увольнением любому и снизить зарплату. Но если появляется профсоюз, социальная сила рабочих растет – они могут пригрозить общей стачкой, а касса профсоюза может помочь отдельному рабочему пережить трудное время (примеры повышения заработной платы умной политикой профсоюзов). Точно так же появление монополий в промышленности повышает социальную силу капиталистов.

Нетрудно заметить, что этот анализ находится в том же русле, что и институционализм (в особенности, теории bargaining power Дж. Р. Коммонса или супругов Вебб).

Туган-Барановский рассматривает влияние еще некоторых (традиционных для институционалистов) факторов: 1) законодательство по охране труда увеличивает силу рабочих и позволяет добиться увеличения заработной платы; 2) общественное мнение может помочь рабочим выиграть даже заведомо обреченные стачки; 3) традиции регулируют заработок лиц на государственной службе (пример с "достойным" вознаграждением министра); 4) образование и опыт рабочего увеличивают его экономическую силу.

Особенно удачно выглядит идея о колебании соотношения сил со сменой фаз экономического цикла – в период подъема капиталист легче соглашается на увеличение зарплат, а в период спада не боится приостановки производства или частичного увольнения рабочих.

Некоторые русские экономисты высказывали подобную точку зрения на распределение. Например, В. Войтинский в "Заработной плате" (1910) считал, что цена труда определяется социальной силой рабочего класса. П. Б. Струве и В. К. Дмитриев даже впадали в другую крайность, полностью вынося проблему распределения дохода за пределы экономики и отдавая ее целиком в ведение социологии.

Экономические взгляды

Он отстаивал идею необходимости развития капитализма в России, отвергал тезис народников о прочности крестьянской общины, полезности ее сохранения посредством переделов земли. Рассмотрев хозяйственную эволюцию Англии, Туган-Бара-новский в противовес народникам утверждает тезис о реальном существовании и быстром росте русского капитализма.

Итогом исследования русского капитализма стала книга «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898 г.). Кустарная промышленность, несмотря на широкое развитие в России, неизбежно проходит различные ступени подчинения капиталу. Капиталистическая фабрика является более высокой формой организации производства.

Уже после 1890-х гг. Туган-Барановский отходит от ортодоксального восприятия идей Маркса и одним из первых выдвигает идею соединения трудовой теории стоимости с теорией предельной полезности («Теоретические основы марксизма» 1905 г.).

Он утверждал, что предельные полезности свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональны их трудовым стоимостям. Это соотношение получило название«теорема Туган-Барановского».

Трудовая стоимость – определяющий фактор, полезность блага – определяемый фактор. Общественный спрос Туган-Барановский рассматривал как проявление общественной потребности, общественное предложение – как результат разделения труда по различным отраслям и сферам производства. Тем самым ученый выделял объективные и субъективные факторы, лежащие в основе цены.

Туган-Барановский построил концепцию разно-уровневости цен и ценностей (стоимостей) и их методической несоединимости с теорией распределения («Социальная теория распределения» 1913 г.). Он модифицировал схемы воспроизводства Маркса, введя три подразделения общественного производства, подверг критике «закон тенденции нормы прибыли к понижению» Маркса.

В работе «Социализм как положительное учение» Туган-Барановский рассматривает систему государственного социализма как одну из форм общественного устройства. Он считает, что элементы принуждения сохраняются до тех пор, пока сам человек не научится подчинять свои интересы общественным. Социальным идеалом, по мнению ученого, является не «социальное равенство, а социальная свобода. Общество совершенно свободных людей – вот конечная цель общественного прогресса». Однако социальный идеал «полностью никогда не будет достигнут», в приближении к нему и «заключается весь исторический прогресс человечества».

Деятельность

Среди мыслителей России, оставивших заметный след в отечественной и мировой науке, особое место занимает М. И. Туган-Барановский (1865-1919). Он работал в Санкт-Петербургском политехническом институте в начале ХХв.

В историю отечественной экономической мысли конца XIX – начала XX в. М.И.Туган-Барановский вошел, прежде всего, как создатель оригинальных теорий в области рыночного хозяйства.

В своей книге «Основы политической экономии», где он дал определение предмета политической экономии как общего учения о народном хозяйстве и разработал концепцию народного хозяйства, он попытался совместить теорию предельной полезности с трудовой теорией стоимости. С этой целью им был проделан анализ основных логических категорий: стоимости (затраты) и ценности (получки). Ученый считал, что все прежние трактовки данных категорий страдали односторонностью, v объясняя их либо с объективной, либо субъективной стороны. Анализ этих категорий, по мнению ученого, удобнее начинать с категории ценности, гак как последняя является всегда только средством.

Помимо ценности и стоимости важнейшей категорией рыночного хозяйства в теории Туган-Барановского является цена. Колебания цен в условиях рыночного хозяйства являются той силой, которая стремится восстановить равновесие общественного спроса и общественного предложения и установить определенную пропорциональность общественного производства в условиях экономической обособленности товаропроизводителей, то есть является регулятором товарного хозяйства. Цена отдельных товаров стала индикатором фазы экономического цикла.

Разработав концепцию народного хозяйства и проанализировав его основные экономические категории, М. И. Туган-Барановский создал теоретическую базу для исследования капиталистического цикла и кризисов, теории рынка и экономической конъюнктуры. Рассматривая проблемы капиталистического хозяйства в целом, ученый проанализировал теории рынка классической школы Сэя, Милля и Рикардо, теории рынка Мальтуса, Сисмонди и школы К. Маркса, а также решение проблемы рынка в таблице Кенэ.

Туган-Барановский был, по сути, одним из создателей теории рыночного равновесия, в частности, динамического равновесия как основы методологии исследования динамики народного хозяйства в процессе производства. Именно анализ динамического равновесия подвел его к определению причин капиталистических кризисов перепроизводства.

Туган-Барановский был одним из создателей теории экономической конъюнктуры. Он разработал общее понятие экономической конъюнктуры, вскрыл ее сущность, обосновал необходимость ее изучения для исследования динамики народного хозяйства. Значение законов формирования и движения конъюнктуры дает возможность воздействия со стороны общества на развитие общественного производства в условиях рыночного хозяйства. Концепция рынка и экономической конъюнктур!! стали для него отправным пунктом в исследовании кризисов и циклов.

Принципиально новым в исследованиях Туган-Барановского был анализ механизма наступления кризиса. Ученый связывал его г нарушениями пропорциональности общественного производства И превращением частичного перепроизводства во всеобщее, которое выражается в падении цен на все или основную массу товаров на рынке.

«Русская фабрика»

В 1898 году М.И.Туган-Барановский издает книгу «Русская фабрика в прошлом и настоящем», где развивает идеи о развитии капитализма и России и защищает ее в том же году в качестве докторской диссертации.

Названная работа была написана Туган-Барановским в дни его молодости, когда он был "почти марксистом", и насыщена боевым духом борьбы с народническими воззрениями. В свое время она расценивалась как научная монография, занимающая далеко не последнее место в боевом арсенале научного вооружения каждого активного борца за марксистское мировоззрение. Ее внимательно изучал такой величайший революционер, как В. И. Ленин. И достаточно просмотреть многочисленные ссылки на эту книгу в сочинениях В. И. Ленина, который не раз отмечал не только ошибки, но и заслуги Туган-Барановского, чтобы оценить ее как далеко не заурядное литературное явление, для своего времени конечно.

Эта книга посвящена эволюции русской фабрики в XVIII-XIX веках. В течение 40 лет эта монография издавалась на родине автора. Туган – Барановский затронул много спорных исторических проблем XVIII-XIX веков. Дискуссии по кругу вопросов, поставленных в этой книге, проходили еще до ее выхода, сопровождали все ее последующие издания (их было 8), но особенно широкий характер приобрели, естественно, с выходом ее первого издания, когда во многих журналах и газетах появились рецензии экономистов и историков.

Выходу книги предшествовало обсуждение доклада Михаила Ивановича Туган-Барановского «Статистические итоги промышленного развития России» в Вольном экономическом обществе. Туган-Барановский, отвечая своим оппонентам, отметил: «Наши прения носят живой странный характер, потому что мы обсуждаем теперь вопрос, имеющий наиболее животрепещущий интерес – это вопрос об экономической будущности России – самый важный из современных вопросов. Теперь трудно сомневаться в неизбежности развития капитализма в России, теперь спорят о другом, как относиться к этому развитию, что несет с собой капитализм России?»

М.И. Туган-Барановский предполагал всесторонне осветить эту проблему во втором томе «Русской фабрики», рукопись которой, очевидно, погибла. Однако и доклад, и первый том «Русской фабрики» содержали ответ на этот вопрос. В «Русской фабрике» картина промышленного развития России приводится на широком историческом фоне, на основе обширной И(очниковедческой базы, которые дают представление о тенденциях козяйственного развития. Книга содержит оценку реформ Петра Первого, о которых говорили, что они искусственны и направили страну по ножному пути. Он говорил о подготовленности отечественной «почвы» для возникновения петровских фабрик. Однако автор констатирует, что фабрика, которая в начале была «чуждым, хотя и, необходимым элементом» нашего хозяйственного строя, лишь постепенно органически срастается с этим строем и в 19 веке становится социальным фактором первой важности. Этому предшествует длительный процесс взаимоотношений крупного и мелкого производства, не идущий однонаправлено, а включающий и такой период – 40-е годы XIX века, когда эволюция принимает «обратный характер», когда фабрика порождает кустаря, когда «кустарь берет верх над фабрикой» до тех пор, пока не было достигнуто техническое превосходство крупного производства над мелким.

Однако Туган-Барановский отмечает, что капиталистическая фабрика в общем строе нашего хозяйства играет гораздо меньшую роль, чем в передовых странах капиталистического мира; помимо того у нас отсутствует значительный и многочисленный класс мелких предпринимателей – «средний класс», составляющий одну из прочных опор западных демократий. В то же время капитализм в России складывается в таких формах, которые еще не были достигнуты странами, стоящими по хозяйственному развитию далеко впереди.

Туган-Барановский отмечает, что русский капитализм питается не только соками эксплуатируемых рабочих, но и соками других, некапиталистических производителей, в этой возможности «жечь свечу с обеих сторон» он усматривал и секрет особой привлекательности России для иностранного капитала. Особенностью экономического развития России выступает и исключительно большая роль торгового капитала, отрезающая производителя от потребителя, Единственное спасение от всех зол капитализма Туган-Барановский видит в его дальнейшем развитии. Его прогноз заключается во вполне успешном развитии капитализма в России, в том, что Россию ожидает его могущественное развитие. Его оппоненты рисовали иную картину перспектив народнохозяйственного развития России. Они обращали внимание на необходимость восприятия Россией иной «формулы экономического развития».

В своем исследовании об исторических судьбах русской фабрики Туган-Барановский показал, что торговый капитал был необходимым для крупной промышленности.

Исследование Туган-Барановского, проведенное с позиций марксизма, имело огромное значение не только в борьбе с русским народничеством, но и для уяснения путей развития как русского капитализма, так и капитализма вообще. Туган-Барановский много сил и внимания уделял критике капитализма, отмечал его противоречия, но подчеркивал, что капитализм никогда не умрет естественной смертью, он способен к непрерывному развитию.

«Русская фабрика» представляла собой итог глубокого исследования экономики русской промышленности. В ней излагалась история промышленного развития России, показывалась несостоятельность народнических представлений об «искусственности» и «нежизнеспособности» русского капитализма. В дореволюционной историографии, несмотря на значительную критику, эта книга была, признана классической, а ее данные активно использовались исторической и экономической наукой.

В зарубежной литературе идеи ученого-экономиста получили дальнейшее развитие в работах У. К. Митчелла, Д. М. Кейнса, И. Шумпетера, Д. Хикса и др. Они восприняли идею Туган-Барановского о первопричине экономических колебаний в виде теории «сбережения-инвестиции». Несомненна преемственность взглядов М. И. Туган-Барановского и Н. Д. Кондратьева, которые развил его теорию и создал обобщающую теорию экономических «длинных волн». Математическую формулировку «теории волн» дал известный русский экономист-математик Е. Е. Слуцкий.

Недочеты:

Замечание Тугана о технике ткачества очень уместно, ибо и меньшее число рабочих на механических станах может дать значительно больше продукции чем большое число ручных ткачей. Но верно ли это замечание? Нет, неверно. Так, например, в неопубликованном отчете департамента мануфактур за 1835 г. значится: "Фабриканты все более и более убеждаются в пользе введения механического ткачества, и одним из значительнейших фабрикантов устраивается 100 механических станков". В другом источнике сообщается, что с 1839 г. "машинный миткаль лучшей доброты на 45 механических станках" начал производиться на мануфактуре Волкова 1 .

Не более удачна, однако, ссылка Туган-Барановского и на фабричную статистику той эпохи. Всем известны ее дефекты. Но все же Туган, пользовавшийся всеми архивными материалами департамента мануфактур, мог бы извлечь из них кое-что и помимо случайного сопоставления численности рабочих за несколько лет.

В узких рамках рецензии мы не имеем возможности коснуться целого ряда других весьма существенных дефектов "Русской фабрики" Туган-Барановского. Особенно слабо и превратно освещена у него история XVIII века.

"крупное промышленное производство могло основываться в петровское время только на принудительном труде". Вообще роль посессионного и крепостного труда у Тугана, в особенности для петровской эпохи, крайне преувеличена и искажена.

Устарелыми приходится считать в известной части и некоторые другие концепции "Русской фабрики", как это нам пришлось уже отмечать по другому поводу. И все же эта книга, несомненно, еще очень долго будет полезной всякому образованному советскому экономисту и историку. Поэтому можно лишь приветствовать новое ее издание.

Биография М.И. Туган-Барановского

Туган-Барановский Михаил Иванович (8.1.1865, Харьковская губерния, -- 21.1.1919, близ Одессы), русский экономист, историк, один из представителей "легального марксизма". Вступил в партию кадетов в период Революции 1905--07. В конце 1917 -- январь 1918 был министром финансов контрреволюционной Центральной рады. Окончил Харьковский университет (1888). В 1895--99 приват-доцент Петербургского университета по кафедре политэкономии; с 1913 профессор Петербургского политехнического института. Получил степень магистра политэкономии за работу "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь" (1894). Главную причину кризисов Туган-Барановский видел не в противоречии между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения, а в особенностях движения ссудного капитала, в ограниченности банковских ресурсов. Итогом изучения истории русской промышленности явилась книга "Русская фабрика в прошлом и настоящем" (т. 1, 1898), фактический материал которой и ряд частных выводов и наблюдений сохранили своё значение и ныне.

В 90-е гг. Туган-Барановский изучал работы К. Маркса, но встал на позиции "легального марксизма"; активно участвовал в спорах с либеральными народниками, доказывая, что капитализм в России прогрессивен и исторически обусловлен. С 1900-х гг. открыто выступал в защиту капитализма с ревизионистской критикой основных положений марксизма. Издал "Теоретические основы марксизма" (1905), в которых объявил теорию Маркса только "отчасти верной", и "Основы политической экономии" (1909). В. И. Ленин относил Туган-Барановского к буржуазным демократам, "... для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, как для нас, а к буржуазному либерализму" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 96). Туган-Барановский участвовал в кооперативном движении, которому посвятил ряд работ; наиболее значительная "Социальные основы кооперации" (1916). В 1917--1918 гг. был министром (секретарем) финансов Украинской народной республики. Принимал участие в создании Украинской академии наук. Умер 21 января 1919 в Одессе в вагоне поезда, которым в составе украинской делегации ехал на Версальскую мирную конференцию.

М.И. Туган-Барановский о социализме

Гуманистические принципы раннего марксизма были в центре философии русского народничества. Социализм, согласно народнической концепции - это необходимая стадия общественного прогресса, потому что он реализует внутренне присущие человечеству черты коллективизма, солидарности. Типы народных форм производства должны были включать не только самоуправление конкретных экономических единиц, но и уравнительное начало. Более того, уравнительное начало рассматривалось "народниками" как движущий элемент перехода к социализму. Представляют интерес взгляды П.Л.Лаврова.

Ведущим направлением конца девятнадцатою века были представители марксистского направления, получившего название "легального марксизма" (П.Б.Струве, Тюган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев). Своими работами они способствовали развитию марксизма, начиная от теории ценности и кончая теорией экономических конъюнктур. Н.А.Бердяев (1874-1948) и С.Н.Булгаков (1871-1944) положили начало современным концепциям этического социализма, акцентируя внимание на проблеме духовных ценностей: человеческую личность они рассматривали как абсолютную ценность бытия.

Известный русский экономист М.И.Туган-Барановский также большое внимание уделяет проблемам экономического и социально-политического развития России. В 1906 г. он выпустил специальную работу "Современный социализм в своем историческом развитии", а в 1918 г. - "Социализм как положительное учение". В этих работах социализм рассматривался в узком и широком смысле слова. Социализм в узком смысле слова представал как специфическая форма товарного хозяйства, в которой сочетаются элементы капитализма и индекализма. Под последним понималась система, в которой рабочие данного предприятия непосредственно принимают участие в его управлении и распределении полученного продукта.

Конечный продукт развития - социализм - в широком смысле слова представал как некий анархический коммунизм, где новый уровень производительных сил сочетается с появлением нового типа человека. Происходит органичное сочетание централизованного государственного управления с использованием средств производства кооперативами трудовых коллективов.

В отличие от представителей народничества М.И.Туган-Барановский считает, что Россия уже встала на путь развития капитализма и весь вопрос заключается в том, что несет капитализм - гибель или "с ним загорается заря надежды". В традициях русской социально-экономической мысли он критикует капиталистическую систему хозяйства, отмечая что при данном строе огромное большинство населения обречены постоянно служить средством для увеличения 6лагосостояния других общественных классов, несравненно менее многочисленных. Поэтому неизбежен переход к социалистическому обществу. Цель социализма, как отмечает М.И.Туган-Барановский, устроить жизнь на началах свободы, правды и справедливости. Он считал, что в основе социализма как учения о справедливом обществе должна лежать этическая идея, сформулированная И.Кантом - Идея о равноценности человеческой личности, о человеческой личности как цели в себе. М.И.Туган-Барановский пишет, "...что люди равны по своим правам на жизнь и счастье, равны по тому уважению, к каким мы должны относиться к интересам их всех, они равны по бесконечной ценности, которой обладает личность каждого из них". При социализме, по его мнению, развитие каждой отдельной личности становится главной общественной целью.

Большое внимание М.И.Туган-Барановский уделяет анализу типов социализма, выделяя государственный, коммунальный и синдикальный социализм, считая при этом, что именно государственный социализм придает общественному производству пропорциональность и планомерность и дает возможность быстрого роста общественного богатства. государственным социализмом, по мнению М.И.Туган-Барановского, может быть назван такой строй социализма, при котором хозяйственной единицей являлось бы все государство. Под синдикальным социализмом М.И.Туган-Барановский понимает такую форму социалистического строя, при которой средства производства принадлежат не всему государству, как целому, но отдельным группам рабочих, работающих при помощи этих средств производства. При этом каждая из этих групп рабочих является автономной и самоуправляющейся производственной единицей. Однако при этом типе социализма роль государства остается очень значительной, так как только государство может согласовывать, действия различных рабочих ассоциаций.

При коммунальном же социализме государство совершенно исчезает или его роль сводится к очень незначительным функциям. Самым замечательным представителем коммунального социализма М.И.Туган-Барановский считал Ш.Фурье.

В работе "Социализм как положительное учение" М.И.Туган-Барановский подчеркнул, что для построения хозяйственного плана социалистическое общество будет вычерчивать кривые полезности по каждому продукту и кривые их трудовой стоимости, и в точке их пересечения будет отыскиваться оптимальная цена на все виды продуктов.

Рассматривая государственный социализм М.И.Туган-Барановский отмечает, что хотя последний и обеспечивает планомерность, пропорциональность развития и приоритет общественных потребностей, но он сохраняет элементы принуждения и противоречит идее полного и свободного развития человеческой личности.

И потому, согласно убеждению М.И.Туган-Барановского, хотя создание общественного богатства и обладает "значительной положительной ценностью", но оно не может идти за счет принижения человеческой личности. Не может считаться общественным благом низведение трудящегося человека до простого винтика огромного государственного механизма, до "простого подчиненного орудия общественного целого". Поэтому М.И.Туган-Барановский предлагает дополнить систему государственного социализма элементами коммунального и синдикального социализма. Он считает, что в наибольшей степени соответствует Идеалу свободного развития человека такая форма организации труда как кооперация, поскольку она строится на взаимном согласии членов при свободе вступления и выхода из кооперативной организации.

В тенденции, по мнению М.И.Туган-Барановского, общество должно до конца превратиться в добровольный союз свободных ладей - стать насквозь свободным кооперативом.

Следует обратить внимание, что социальным идеалом М.И.Туган-Барановского является не социальное равенство, а социальная свобода. Общество совершенно свободных людей - вот, по его мнению, конечная цель общественного прогресса. В приближении к социалистическому идеалу и заключается весь исторический прогресс человечества. Это положение явно имеет много общего с идеей Маркса, рассматривающего будущее общество как союз свободных людей, работающих общими средствами производства и планомерно расходующих свои индивидуальные рабочие силы как одну общую силу.

туган барановский марксизм инвестиционный цикл


Михаил Иванович Туган-Барановский родился 8 января 1865 года в селе Соленом Купянского уезда Харьковской губернии в дворянской семье. Его отец был артиллерийским генералом и имел древние крымско-татарские корни, а мать принадлежала к роду украинских интеллигентов. В детские годы Михаил с родителями переехал в Киев, где учился в Первой классической гимназии. Заканчивал гимназическое образование уже в Харькове, где в 1884 году поступил на физико-математический факультет университета, который закончил в 1888 году. Параллельно осваивал правоведение и в следующем году сдал экстерном экзамены на звание юриста.

По окончании университета М. И. Туган-Барановский все больше углублялся в экономическую науку, живо воспринимая доминировавший в то время в политэкономии марксистский взгляд на отношения труда и капитала. В те годы народническая идеология в России переживала глубокий кризис, и многие честные мыслящие молодые люди, не принимая официальной самодержавно-церковной доктрины, возмущаясь социальной несправедливостью и политическим бесправием, царившими в стране, воспринимали марксизм как последнее слово западной социально-экономической мысли.

Глубоко интересуясь также вопросами социально-экономической теории, М. И. Туган-Барановский в начале 90-х годов публикует книги о жизни, научной и общественной деятельности таких известных европейских интеллектуалов XIX века, как П. Ж. Прудон и Дж. С. Милль. Они принесли ему авторитет в научных кругах. Исследователь становится сотрудником таких известных периодических изданий, как «Новое слово», «Начало», «Вестник Европы» и «Мир Божий».

В 1892 году М. И. Туган-Барановский отправился на стажировку в Англию. Здесь он внимательно изучал новейшие на то время экономические концепции и конкретное функционирование экономики наиболее развитой капиталистической страны. Марксистские взгляды молодого ученого нашли определенное выражение в его работе «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь», опубликованной в 1894 году и вскоре защищенной в качестве магистерской диссертации в Московском университете. В последующие годы это исследование в дополненном виде было издано на всех основных европейских языках и даже переведено на японский.

Но, ознакомившись с реалиями западной хозяйственной жизни и все более изучая процессы, происходившие в его родной стране, М. И. Туган-Барановский в течение 90-х годов XIX века существенно пересматривает свое отношение к марксизму и постепенно формирует собственный взгляд на социально-экономические проблемы.

Критический пересмотр политэкономии марксизма был отражен М. И. Туган-Барановским в книге «Основная ошибка абстрактной теории капитализма К. Маркса» (1898) и последовавших за ней трудах: «Очерки из новейшей истории политэкономии и социализма» (1903), «Теоретические основы марксизма» (1905) и «Основы политической экономии» (1909). В них ученый решительно выступает против пропагандировавшейся в то время русскими марксистами теории классовой борьбы как двигателя прогресса, придавая все большее значение этико-психологическим основам. Этими книгами он положил начало переориентации политэкономии в России на позиции неолиберально-субъективистской школы, утверждавшейся в мировой науке в начале XX века.

Анализируя факторы, обусловливающие хозяйственную активность, в основу своего экономического учения М. И. Туган-Барановский кладет идею взаимосвязи колебаний производства с периодическим возрастанием основного капитала, выдвинутую в конце XIX века американским экономистом Э. Хансеном. Особое внимание в этой связи он уделяет вопросам роли инвестиций в экономическом росте.

Ученый, в частности, первым сформулировал основной закон, лежащий в основе теории инвестиционных циклов. Согласно ему, фазы промышленного цикла определяются прежде всего законами инвестирования. Увеличение инвестиций в сферу производства вызывает самопроизвольный рост всех элементов экономической активности. Идеи М. И. Туган-Барановского были со временем восприняты крупнейшим экономистом-теоретиком XX века англичанином Дж. Кейнсом.

Возвратившись в Россию уже известным ученым, М. И. Туган-Барановский приступает к широкой преподавательской деятельности и читает курсы экономики в высших учебных заведениях Москвы и Петербурга. Большое внимание в эти годы он уделял осмыслению развития капитализма в России - главной проблемы отечественной экономической науки конца XIX века.

В 1898 году был опубликован его капитальный труд «Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историко-экономическое исследование», защищенный им в Московском университете в качестве докторской диссертации. В ближайшие годы были изданы «Очерки по истории политической экономии» (1901–1902) и «Очерки по новейшей истории политической экономии» (1903). К рубежу XIX–XX веков относится его энергичная полемика с такими авторитетными представителями поздней народнической школы в российском обществоведении, как Н. К. Михайловский и Н. И. Кареев, обращавшими недостаточное внимание на развитие капиталистического предпринимательства в России.

Изучая становление капиталистического сектора производства и связанные с этим социальные проблемы, ученый полагал, что облегчение участи работников возможно благодаря развитию кооперативных форм производства и собственности. В этом он усматривал компромисс, некий «средний путь» развития между «диким» капитализмом с его диктатом рыночной конъюнктуры и социалистической доктриной, которая казалась ученому все более утопической.

Не порывая с высшими учебными заведениями российских столиц, М. И. Туган-Барановский в 1901–1905 годах жил преимущественно на Полтавщине, сотрудничая с местными земскими учреждениями в деле экономического развития и решения социальных проблем губернии. В эти и последующие годы он вносит большой практический вклад в развитие кооперативных структур губернии.

С 1906 года М. И. Туган-Барановский, будучи приват-доцентом, а затем профессором политической экономии Петербургского университета и Петербургского политехнического института, выступает главным редактором журнала «Вестник кооперации», совмещая эту работу с редактированием капитального серийного издания «Новые идеи в экономике» (всего вышло 5 томов). Свои теоретические выкладки относительно значения кооперации он смог проверять и применять на практике в Украине. Результаты этого сочетания теории и практики были обобщены в книге «Социальные основы кооперации» (1916). Вскоре была опубликована и его теоретическая работа «Бумажные деньги и металл» (1917).

В 1905 году Туган-Барановский, как и многие другие представители российской, в том числе, и украинской научной интеллигенции, активно включается в работу партии конституционных демократов - носительницы идей свободы и прав личности. В ходе первой русской революции 1905–1907 годов в многочисленных книгах, брошюрах и статьях он разрабатывает и пропагандирует новые, основанные на новейших политэкономических разработках, шаги по преодолению постигшего страну общественно-политического кризиса путем отказа от насилия и уважения к правам и свободам человека. Этому посвящены работы «Земельная реформа» (1905), «Современный социализм в своем историческом развитии» (1906), а также написанные в последующие годы «К лучшему будущему» (1912) и «В поисках нового мира» (1913).

Вполне преодолев марксизм как экономическую теорию, М. И. Туган-Барановский оставался верен социализму, видя в нем идеал социальной справедливости. В этом отношении он был органически близок украинским кадетам и умеренным социалистам, таким как Н. П. Василенко, Д. И. Дорошенко или С. А. Ефремов.

Все годы после возвращения из Англии и защиты докторской диссертации ученый был непосредственно связан с либерально-социалистическим крылом украинского национального движения, полностью разделяя его установку относительно необходимости реорганизации государства Российского на федеративных началах с предоставлением Украине, как и другим его самобытным частям, самых широких автономных прав. Он внес и весомый вклад в украиноведение. В частности, М. И. Туган-Барановский вместе с М. С. Грушевским, А. Е. Крымским и М. М. Ковалевским редактировал авторитетное справочное издание «Украинский народ в его прошлом и настоящем» (1914–1916).

Поэтому не удивительно, что вскоре после Февральской революции 1917 года, когда в Киеве друзья и сотрудники ученого образовали Центральную Раду, М. И. Туган-Барановский возвращается в Украину и примыкает к либерально-социалистическому крылу ее общественно-политического движения - партии украинских социалистов-федералистов. Летом 1917 года, после признания Временным правительством Центральной Рады в качестве краевого органа власти автономной Украины, ученый принимает деятельное участие в формировании украинских финансовых учреждений и пишет принятую Центральной Радой в качестве ее программного документа декларацию «Экономическая политика».

В сентябре 1917 года М. И. Туган-Барановский был назначен генеральным секретарем (министром) финансов в правительстве Центральной Рады. Однако левый крен, который создавали доминировавшие в Центральной Раде украинские социал-демократы и социалисты-революционеры, был для него органически неприемлем. Губительность проводимого ими курса, как и неспособность украинских социалистов к планомерной, последовательной повседневной работе по построению основ новой государственной жизни, была ему вполне ясна. К тому же его соратники по партии социалистов-федералистов постепенно оттеснялись на вторые роли более радикальными деятелями, а общего языка с возглавлявшим в те месяцы исполнительную власть В. К. Винниченко ученый не находил. Поэтому в середине декабря 1917 года он подал в отставку.

Отход от политики позволил М. И. Туган-Барановскому снова сосредоточить силы на педагогической, научной и научно-публицистической работе. Он читает лекции в Киевском университете и редактирует выходивший в 1918 году на украинском языке журнал «Киевская кооперация».

Главной задачей ученого в последний период жизни становится разработка теории и пропаганда кооперативного движения, сочетающего рыночные и социально-гуманистические регуляторы народно-хозяйственной жизни. Он публикует работу «О кооперативном идеале» (1918), а вскоре после его смерти, в 1919 году, вторым, переработанным изданием вышла книга «Социальные основы кооперации» и написанная на украинском языке «Кооперация, ее природа и цель».

Летом 1918 года, во время непродолжительной стабилизации в Украине М. И. Туган-Барановский возвращается к практической работе. В первые дни сентября 1918 года он руководит работой съезда украинских кооператоров и возглавляет руководящий орган этого, становившегося все более массовым, движения.

Параллельно, вместе с В. И. Вернадским, Н. П. Василенко и А. Е. Крымским он работал над организацией Украинской академии наук и при ее учреждении в ноябре 1918 года оказался в числе ее 12 первых действительных членов-основателей, вскоре возглавив социально-экономическое отделение Академии.

Однако грозные события, разворачивавшиеся в Украине в годы гражданской войны, не позволяли ученому сосредоточиться ца академической деятельности. В январе 1919 года, когда власть уже перешла в руки Директории, М. И. Туган-Барановский в составе украинской делегации отбыл на Парижскую мирную конференцию, где решалась судьба Европы после окончания Первой мировой войны. Смерть настигла его в поезде недалеко от Одессы 20, 21 или 22 января (на этот счет данные расходятся) того же года. В Одессе он и был похоронен.

Начав, как и многие его современники из числа творческой интеллигенции, с марксистского понимания социально-экономических вопросов, М. И. Туган-Барановский на рубеже XIX–XX веков, подобно П. Б. Струве, С. Н. Булгакову или Н. А. Бердяеву, пришел к мысли об ограниченности марксизма и необходимости его дополнения этическим учением в духе неокантианства. Дальнейшая его идейная эволюция проходила под знаком ориентации на либерально-гуманистические ценности, органически сочетаемые с высокими идеалами социальной справедливости.

М. И. Туган-Барановский был одним из первых в мировом масштабе, кто, осознавая ограниченность и недостаточность как сугубо рыночных, так и предлагавшихся ортодоксальным марксизмом плановых регуляторов, выдвинул концепцию их синтеза. В этом плане он придавал особое значение быстро распространявшемуся в начале XX века, особенно в украинских губерниях, кооперативному движению, выступая его ведущим теоретиком и одним из организаторов и руководителей, имея многочисленных сторонников и продолжателей в Украине и России. Его идеи сыграли важную роль в возрождении нормальной экономической жизни в годы нэпа, однако в конце 20-х годов связанное с его именем направление было разгромлено большевистской властью.