Болезни Военный билет Призыв

Контурная карта расселение древних славян. Расселение восточных славян

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё.

ЗАДАНИЯ

1. Обозначьте разными цветами территории расселения восточных, западных и южных славян.

Восточные славяне - зеленым цветом

Западные славяне - жёлтым цветом

Южные славяне - розовым цветом

2. Подпишите названия рек, вдоль которых расселились восточные славяне.

Волга, Десна, Сейм, Южный Буг, Днест, Прут, Припять, Буг, Днепр, Западная Двина, Ловать, Нева, Волхов

3. Подпишите названия племенных союзов восточных славян, о которых писал летописец:

1. «Эти славяне пришли и сели по Днепру… [в полях]» - поляне

2. «А другие сели в лесах» - древляне

3. «А другие сели между Припятью и Двиною [в болотах]» - дреговичи

4. «Иные сели по Двине, по речке, которая впадает в Двину и называется Полотой» - полочане

5. «Те же славяне, которые сели вокруг озера Ильменя, прозвались своим именем» - словене ильменские

6. «А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле» - северяне

7. «И сидят в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра» - кривичи

8. «Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, а Вятко сел с родом своим по Оке» - радимичи и вятичи

9. «Было их множество: сидели они по Днестру и возле Дуная до самого моря» - тиверцы

Подпишите названия городов, ставших центрами этих союзов.

Киев, Искоростень, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Изборск, Псков, Новгород, Ладога, Ростов

4. Подпишите названия неславянских племён, соседних с восточными славянами.

Меря, мурома, мещера, мордва, венгры (мадьяры), ясы (аланы), валахи, авары, голядь, ятвяги, литва, земгалы, латгалы, чудь (эсты), водь, корела, весь.

5. Обведите границы трёх крупнейших государств начала IX в. и подпишите их названия.

Византийская империя

Хазарский каганат

Болгарское царство

Удобная навигация по статье:

Территория расселения восточных славян

Представители официальной исторической науки утверждают, что заселение племенами, которые можно отнести к славянским группам, Восточно-Европейской равнины происходило волнообразно. Таким образом, колонизация данных территорий происходила как в виде единовременных переселений племенных групп, так и путём постепенного расселения отдельных семей и родов.

При этом, в отличие от западного и южного направлений колонизации славянских племён, освоение восточными славянами территорий (по большей части, лесных областей), согласно исследованиям современных историков, проходило достаточно мирно, без типичных военных конфликтов с балтийским населением и местными жителями. Стоит отметить, что в качестве главного противника в этих местах выступал не агрессивно настроенный враг-человек, а дремучие безлюдные леса. Таким образом, лесную часть будущих славянских территорий племенам приходилось заселять, а не завоёвывать.

А вот в южных землях, лесостепных областях, славянские племена столкнулись не с проживающими там людьми, а с агрессивно настроенными кочевыми ордами.

Автор одной из самых значимых и популярных в мире летописи «Повесть временных лет» в своём рассказе о начале Руси отмечает несколько восточнославянских племён, которые расселились во второй половине первого тысячелетия на территориях, располагающихся между Чёрным и Балтийским морями. Среди этих племён Нестор выделяет: древлян, полян, а также тиверцев, гличей, северян, белых хорват, бужан или волынян (остатки племён дулебов), словен, кривичей, вятичей, радимичей, дреговичей, древлян.

Большая часть перечисленных племён известна многим средневековым авторам под их собственными именами. К примеру, Константин Багрянородный описывает жизнь древлян, лендзян (тут, скорее всего, имеются ввиду переселенцы из района современного Лодзя), словен, а также кривичей и .

Исследователи отмечают, что основная часть восточнославянских племён, которая расселилась по всей территории будущего древнеславянского государства, принадлежала к «склавенской» ветви славянства. Исключение составляли, пожалуй, только северяне, тиверцы и угличи.

Также, стоит отметить, что в заселении русских территорий иногда участвовали и те славянские племена, что в своё время колонизировали западноевропейские территории и Балканы. Это подтверждают многочисленные предметы, которые были найдены в результате археологических раскопок в лесной зоне Восточной Европы. В первую очередь, к подобным предметам историки относят луннические височные кольца, происхождение которых тесно связано именно с Среднедунайскими землями, где данные предметы выступали в качестве популярных украшений местных славянских племён – хорватов, смолян, северян и дрогувитов.

С фактическим продвижением носителей описанных лунничных колец, чаще всего, связывают популярность в фольклоре, в тот исторический период, «дунайской темы», которая передавалась в форме былин.

Река Дунай и ближайшие территории, на которых славянские племена осознали свою самобытность и этническую самостоятельность, навсегда отпечатался в народной славянской памяти как колыбель единого народа.

Таким образом, некоторые современные учёные предлагают рассматривать текст о расселении славян с берегов Дуная по европейским территориям, не как литературную или же учёную версию, но как долетописную народную традицию, устоявшуюся в народной памяти на долгие годы.

Карта расселения восточных славян

Изучив карту расселения восточных славян, можно заметить, что особенно привлекали славянские племена реки, а упоминание о жителях этих территорий как о «речном» народе встречается у византийских писателей шестого века. Об этом свидетельствует и рассмотренная нами «Повесть временных лет».

Фактически, общие контуры расселения этого этноса, как правило, полностью соответствует линиям речных русел. Согласно той же летописи Нестора, племя полян осело на землях среднего Днепра, древляни обосновались по берегам реки Припять, племя дреговичей – соседствовало на севере с древлянами, к западу от полян проживали бужане, к востоку от племени полян жили северяне, соседями которым на севере были родимичи. Дальше всех автор отодвигает вятичей, которые поселились в верховьях Оки. Кривичи расселились вдоль Западной Двины, Волги и Днепра, а у озера Ильмень обосновались так называемые ильменские славяне.

Прокопий Кесарийский и различные арабские источники сообщают о расселении восточных славян ещё дальше – в Донской бассейн. При этом, судя по всему, закрепиться они там надолго не смогли. Так, в одиннадцатом – двенадцатым веках, в период создания «Повести временных лет» были под властью кочевых племён, а память о том, что там когда-то жили славяне была утрачена.

Таблица по теме: Расселение восточных славян

Восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по реке Москва. Расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или с верховьев Днестра. Субстратом вятичей являлось местное балтское население. Вятичи дольше других славянских племен сохраняли языческие верования и сопротивлялись влиянию киевских князей. Непокорность и воинственность - визитная карточка племени вятичи.

Племенной союз восточных славян 6-11 веков. Проживали на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения - Тушемлинская культура. В этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских - эсты, ливы, латгалы - племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением. Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа.

Словене ильменские - племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около озера Ильмень, по соседству с кривичами. По свидетельству "Повести временных лет", словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам - выходцам с Балтийского Поморья. Ряд историков считает прародино словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.

Дулебы - племенной союз восточных славян. Населяли территории бассейна реки Буг и правых притоков Припяти. В 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

Волыняне - восточнославянский союз племен, проживавший на территории по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять. В русских летописях волыняне впервые упоминаются в 907 году. В 10 веке на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.

Древляне - восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне дано им потому, что они жили в лесах.

Дреговичи - племенной союз восточных славян. Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей, в 6-9 веках дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна реки Припять, в 11 - 12 веках южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная - в водоразделе рек Друть и Березина, западная - в верховьях реки Неман. При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север к реке Неман, что указывает на их южное происхождение.

Полочане - славянское племя, часть племенного союза кривичей, которые жили по берегам реки Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.
Центром земли полочан был город Полоцк.

Поляне - племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур.

Радимичи - восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по реке Сож и ее притокам в 8-9 веках. Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения - прах хоронился в срубе - и схожие височные женские украшения (височные кольца) - семилучевые (у вятичей - семило-пастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра.

Северяне - восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 веках по pекам Десна, Сейм и Сула. Происхождение названия северяне имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян - Чернигов. Основным занятием северян было земледелие.

Тиверцы - восточнославянское племя, расселившееся в 9 веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины.

Уличи - восточнославянский союз племен, существовавший в 9 - 10 веках. Уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. Уличи долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти.

Существует несколько версий происхождения славян. Во время огромное количество племен центральной и восточной Европы направилось на запад. Различные гипотезы говорят о том, что славяне произошли от антов, венедов и склавенов в V-VI вв. Со временем эта большая масса разделилась на три группы: западную, южную и восточную. Представители последней расселилась на территории современной России, Украины и Белоруссии.

Восточные славяне не были единым народом. Это было невозможно из-за различий в климате и условий проживания. Было 15 племенных союзов Невзирая на относительное родство и близкое соседство, их отношения не всегда были дружелюбными.

Для удобства классификации исследователи часто группируют племенные союзы восточных славян. Таблица поможет разобраться в многочисленных названиях этих прообразов государств. В IX-X вв. все они объединились в Русь под предводительством

Северные племенные союзы

На самом севере этой ойкумены проживали словене. В историографии также закрепилось определение «ильменские» - по названию озера, вокруг которого они селились. Позже здесь появится крупный город Новгород, ставший наравне с Киевом одним из двух политических центров Руси. Этот племенной союз восточных славян был одним из самых развитых благодаря торговле с соседними народами и странами на берегах Балтийского моря. Известны их частые конфликты с варягами (викингами), из-за чего на княжение был приглашен князь Рюрик.

Южнее обосновался другой племенной союз восточных славян - кривичи. Они селились в верховьях нескольких крупных рек: Днепра, и Волги. Их главными городами были Смоленск и Изборск. В Полоцке и Витебске жили полочане.

Центральные племенные союзы

На крупнейшем притоке Волги - Оке - проживали вятичи. Это был самый восточный племенной союз восточных славян. От вятичей остались археологические памятники ромено-борщевской культуры. В основном они занимались земледелием и торговлей с волжскими булгарами.

К западу от вятичей и к югу от кривичей жили радимичи. Они владели землей в междуречье Десны и Днепра в современной Белоруссии. От этого племени почти не осталось письменных источников - только упоминания более развитых соседей.

Дреговичи жили еще западнее радимичей. К северу от них начинались владения дикого народа литвы, с которым у славян были постоянные конфликты. Но даже такая взаимосвязь оказывала большое влияние на дреговичей, которые переняли многие балтские привычки. Даже их язык изменился и позаимствовал новые слова у северных соседей.

Западные племенные союзы

На крайнем западе проживали волыняне и белые хорваты. О них даже упоминал византийский император Константин Багрянородый (в своей книге «Об управлении империей»). Он считал, что именно этот племенной союз восточных славян являлся предком балканских хорватов, живших на границах с его государством.

Волыняне также известны как бужане, получившие свое название по реке Они упоминались в Повести временных лет.

Южные племенные союзы

Причерноморские степи стали домом для уличей и тиверцев. Эти племенные союзы оказались на южных рубежах Жили они в степи и постоянно воевали с местными кочевниками тюркского происхождения - печенегами и половцами. В этом противостоянии славянам победить не удалось, и во второй половине X века они окончательно покинули Причерноморье, осев в землях волынян и перемешавшись с ними.

На юго-востоке славянской ойкумены проживали северяне. От остальных соплеменников они отличались узкой формой лица. На них большое влияние оказали степные соседи-кочевники, с которыми северяне взаимно ассимилировались. До 882 года эти племена были данниками хазар, пока Олег не присоединил их к своей державе.

Древляне

В лесах между Днепром и Припятью поселились древляне. Их столицей был Искоростень (сейчас от него осталось городище). У древлян была развита система взаимоотношений внутри племени. По сути, эта была ранняя форма государства со своим собственным князем.

Некоторое время древляне спорили со своими соседями-полянами за главенство в регионе, и последние даже платили им дань. Однако после того как Олег объединил Новгород и Киев, он подчинил себе и Искоростень. Его преемник князь Игорь погиб от рук древлян, после того как потребовал от них излишки дани. Его жена Ольга жестоко отомстила восставшим, предав огню Искоростень, который потом так и не восстановили.

Названия племенных союзов восточных славян часто имеют аналоги в разных источниках. Например, древлян также описывают как дулебский племенной союз, или дулебов. От них осталось Зимновское городище, которое в VII веке было уничтожено агрессивными аварами.

Поляне

Среднее течение Днепра облюбовали поляне. Это был самый сильный и влиятельный племенной союз. Отличные природные условия и плодородная почва позволили им не только кормить себя, но и успешно торговать с соседями - снаряжать флотилии и т. д. Именно по их территории проходил путь «Из варяг в греки», который давал им большую прибыль.

Центром полян стал Киев, находившийся на высоком берегу Днепра. Его стены служили надежной защитой от врагов. Кто был соседями племенных союзов восточных славян в этих краях? Хазары, печенеги и другие кочевники, желавшие обложить оседлый народ данью. В 882 году новгородский захватил Киев и создал единое восточнославянское государство, перенеся сюда свою столицу.

Во II в. до н. э. под напором кельтов праславяне расселились из районов Вислы в Припятское Полесье и близлежащие среднеднепровские земли. Там сформировались «зарубинецкая», а позже «киевская» культуры (названия даны по археологическим памятникам), население которых испытало влияние балтов, скифов, местных племен. К культурным достижениям ран­него славянства прибавился очаг, двухскатная соломенная или глиняная крыша, железный серп, коса, топор, долото, рыболовные крючки, шило, иг­лы, бронзовые украшения и т. п. Что касается Киевской культуры, то ее насе­ление в большей степени использовало кость, а не железо, а также глиняные пряслица, тигли и очень редко жернова и каменные зернотерки.

Население этих посёлков употребляло провинциальные римские изде­лия: гончарную посуду, фибулы (специальные застежки для одежды), пряж­ки, стеклянные бусы, костяные гребни, серебряные монеты. Киевское насе­ление, кроме того, использовало украшения с выемчатой эмалью, что свиде­тельствовало о контактах с балтами, которые владели соответствующей тех­нологией.

В районе Дуная и Прикарпатья во II−V вв. н. э. проходили процессы ассимиляции славянами готского и скифо-сарматского населения. В результате такого этнического симбиоза родилась славянская общность, которую пись­менные источники называют антами. Этноним имеет не славянское, а скорее всего индо-иранское происхождение («живущие на окраине», иран., или аntas – «край», «конец», инд.)

В IV−V вв. началось активное расселение всех народов Европы, в том числе и славянских. Что же заставило племена сдвинуться с освоенных мест? Историки отмечают несколько причин «великого переселения народов». Во-первых, в очередной раз природа преподнесла сюрпризы. Резкое похолода­ние, увеличение увлажненности почвы, повышение уровня рек и озёр застав­ляли людей покидать обжитые места. Во-вторых, восточные кочевые племе­на – гунны – начали свое продвижение на запад. В 70-е годы IV в. они вторг­лись в ареал славянских и германских племен, а также в пределы Римской империи. Под влиянием вышеперечисленных факторов славянская культур­ная общность начала распадаться.

Консолидация славянских племенных союзов. Славянские протогосударства и ранние государства

Выделилось несколько крупных группировок славянства. Пражско-Корчакская славянская группировка расселилась на реках Сава, Висле, Днестре, именно её Иордан назвал славинами. Это было первое упоминание славян под своим этническим именем. По поводу этого этнонима в исторической науке есть несколько предположений. Наиболее убедительной представляет­ся гипотеза о его происхождении от понятия «слово», что означало в те вре­мена «ясно говорящие» в отличие от немцев, т. е. «немых». В этой группе были также дулебы, висляне (в районах Верхнего и Среднего течения Вис­лы), поляне (Верхнее и Среднее течение Варты), ленчицане и середзяне, слензяне (Средний и Верхний Одер), дедошане и бобряне (по реке Бобр). Именно эти племена составили основу будущей польской народности. В Среднем Подунавье складывались народности чехов и словаков, основой которых стали славянские племена сепдличан, лучан, дечан, пшован, дулебов, чехов, моравов и др. Между верхним течением Западного Буга и Днепра рас­селились дулебы, от которых в VII−IX вв. отпочковались волыняне, древляне, поляне и дреговичи.

На юго-востоке раннесредневекового славянского мира выделилась племенная группировка антов. Они имели специфическую лепную керамику, земляные жилища, характерные только для них фибулы для женской одежды − пальчатые застежки с маскообразными основаниями. Интересно то, что анты имели только групповые могильники. В V−VI вв. анты рассели­лись в левобережной части Среднего Поднепровья и достигли Северского Донца, а в западном направлении − Дуная и Азовского моря.

Согласно описаниям Прокопия Кесарийского, анты и славины пользовались одинаковым языком, имели сходный быт, общие верования и даже похожую внешность. После 602 г. имя антов не встречается в письменных источниках. Одни исследователи считают, что анты были истреблены ава­рами, другие – что на их основе сформировались новые славянские племена (тиверцев, уличей, хорватов). Археологические раскопки подтверждают ско­рее вторую версию, нежели первую.

В начале VII в. произошла новая волна славянского расселения, вызван­ная вторжением в Европу аваров. По приглашению Византийского импера­тора Ираклия славянские племена сербов и хорватов поселились на опусто­шенных аварами землях Византийской империи. Во второй четверти VII в. в Среднем Подунавье создается крупное политическое объединение славян во главе с сербами, которое вскоре стало частью аварского каганата. Здесь на основе этнического синтеза сербов, аваров, наречан, захлумян и др. славян­ских племен складывается сербская народность. В борьбе с аварами рожда­лась хорватская народность. В середине VII в. хорваты создали свое протогосударство – княжество в Далмации. Оно находилось под верховной властью франков. Названия «сербы» и «хорваты» – иранские. Слово «хорваты» произошло, скорее всего, от иранского «страж скота», однако, возможно и от этнонима «сарматы» («женские», «изобилующие женщинами»).

Наряду с венетами и антами, в середине I тыс. н. э. формировалась третья большая культурно-племенная группа славян. Часть славянских племен под влиянием природно-климатических факторов в IV−V вв. переселилась из районов Среднего Повисленья в Новгород-Псковские земли. Страх перед разливами рек заставлял их селиться на возвышенностях и вдали от водоёмов. На новом местеони входили в контакты с местным финно-балтийским населением, которое, в отличие от пришельцев, не знало земле­делия и скотоводства. Поселки славян не были укреплены и состояли из домов − срубов. Поселенцы использовали подсечно-огневую систему земледе­лия и по диалекту (языку) были ближе к балтам, чем другим славянам. Инте­ресно то, что на новом месте пришельцы создали новый погребальный обряд. Остатки кремации (трупосожжения) хоронили в невысоких курганах. Мо­гильники были коллективные, поэтому курганы были достаточно длинными, до 10−100 метров.

С конца VI в. на северо-западе Европы наблюдались серьезные клима­тические изменения. Наступало потепление, уменьшалась влажность, пони­жалось зеркало Балтийского моря, осушались болотистые местности. Все это позволяло славянам северных областей Европы продвинуться на 200−300 км вглубь Русской равнины. В VII в. они осели в бассейне озера Ильмень и реки Волхов и стали называться ильменскими словенами. Теперь уже люди сели­лись чаще по берегам рек, озер, не опасаясь наводнений. Кроме традицион­ных земледельческих поселков, у них были укрепленные городские поселе­ния (Старая Ладога, Новгород). У истока реки Волхов из озера Ильмень словене соорудили племенное святилище. На Перынском холме, в священной роще стояла огромная деревянная статуя бога грозы и молнии − Перуна.

Словене имели специфический погребальный обряд. Остатки трупосожжения хоронили в высоких крутобоких насыпях, т. н. «сопках». Это были коллективные могильники, принадлежавшие большой семье, но росли они не в длину, а в высоту и ширину. В исторической науке есть несколько версий о происхождении ильменских словен. Одни ученые склонны считать их при­шельцами из Западной и Средней Европы, другие видят их родство с балтийскими народами. На самом деле по антропологическому типу ильменские словене близки балтам (низкое или низко-среднее узкое лицо).

Видимо, балтийские славяне, отправившись в северное путешествие, задержались в псковско-новгородских землях, ассимилировали и захватили с собой местное население, прибыли в район озера Ильмень и реки Волхов и сформировали здесь союз ильменских словен. Оставшаяся часть псковских и новгородских жителей стала называться кривичи («отрезанные»). В резуль­тате расселения других славянских групп образовались новые племенные союзы вятичей, северян, радимичей, дреговичей. Восточно-славянская народность − непосредственные предки русских – складывалась в рамках древнерусского государства на основе этнического синтеза венетов, актов, славян псковско-полоцких и словен ильменских.

Расселившиеся в юго-западном направлении (в северной Германии и северной Польше) славянские племена полабов, вагров, варнов и ободритов участвовали в складывании этнокультурной общности ободритов (что означало по однойверсии – «живущие по обе стороны Одера» и по другой – «те, кто грабит, обдирает»). Ободриты были союзниками Восточно-Франского госу­дарства. Они построили много укрепленных городов, центров политической жизни, ремесла и торговли.

В VI−VII вв. на Нижнем Одере поселилось племя велетов. Название его говорит само за себя. Славянский корень «вел» использовался для образова­ния таких слов как «великан», «богатырь». Видимо, эти богатыри отличались суровым нравом, ибо вторым этническим названием племени было «лютичи» (т. е. лютые).

В тесном контакте с германцами проходил этногенез словенцев. Славяне активно осваивали Балканский полуостров. Неслучайно византийские источни­ки называют целый ряд политических союзов, т. н. «славиний» или «славий» племенных союзов, создававшихся как с оборонительными, так и с захватническими целями. После болгарского завоевания балканских территорий местные славянские союзы были покорены. Однако славяне ассимилировали завоевателей, приняв их этническое имя.

С VI в. славяне попали в Грецию. В IХ−Х вв., когда Греция вошла в Ви­зантийскую империю, славянство было ассимилировано народами империи. Наконец, славяне проникли в восточные области Франкского государства. В бассейне реки Майна (правого притока Рейна) они создали первое славянское государство под руководством Само (сер. VII в.). Ещё в IX в. этот район был известен как «Terra Slavorum». Впоследствии местное славянское население было полностью ассимилировано представителями романо-германской куль­туры.

Таким образом, в IV−VII вв. славяне пережили несколько миграцион­ных волн, следствием чего стало ускорение процессов этногенеза.

Миграции способствовали консолидации племен. Они же приводили к появлению дружины, воинов. Появлялись благоприятные условия развития и возвышения княжеской власти. Постепенно союзы племен стали делиться на большие и малые племена и лишь в последних сохраняется вече – народное собрание. Большие племенные союзы хорватов, сербов, дулебов, кривичей занимали огромные территории. Некоторые славянские князья старались подражать византийскому императору, носили богатые одежды и умели го­ворить по-гречески. У некоторых племен (сербов, хорватов, полян) появи­лись княжеские династии. Однако вторжения и завоевания кочевников пре­рывали этот естественный процесс внутренней эволюции племен к государ­ственности. Так, например, случилось с балканскими славянами, когда они попалипод болгарское управление. Дальнейшее развитие государственности шло здесь в условиях славяно-болгарского синтеза в Первом Болгарском царстве.

Внутренние тенденции к объединению славянских племен и росту са­мостоятельности княжеской власти нашли отражение в образовании госу­дарства Само в Центральной Европе, о котором уже упоминалось на страни­цах данного пособия. На территории Моравии, Чехии, Словакии в VII−VII вв. племена оставались в пределах издавна занимаемых территорий. Политиче­ские процессы не форсировались миграцией. Катализатором их послужил на­тиск аварского каганата сюга и Франкской империи − с запада. Легенда гла­сит, что к славянам пришел франкский купец Само. Он возглавил восстание против аварского господства, сбора дани, пленения жен и детей. После ус­пешного восстания он правил в течение 35 лет, был богат, имел 12 жен и 37 детей. Таким образом, правителем государства был избран уважаемый чело­век, по его заслугам, доблести и мудрости. Это было типичное варварское королевство эпохи раннего средневековья.

Следующий этап складывания славянской государственности прихо­дится на VII−Х вв. Складывались и развивались Первое Болгарское царство, Сербское государство Рашка, Раннее польское государство, Великоморавское государство и, наконец, Древняя Русь. В VII−X вв. славянские народы созда­ли ранние государственные образования или вошли в иноэтнические полити­ческие союзы. Болгары, покорив славян, основали Первое Болгарское царство. С VII в. известны также раннее сербское, хорватское, польское государство. В VII−IX вв. набирало силу Великоморавское княжество. В это же время скла­дывались племенные княжения восточных славян, территории которых в IX в. были объединены в государство − Киевскую Русь. Таким образом, политогенез славянских племен протекал практически синхронно, может быть с некоторым опозданием (на 1−2 столетия) у восточных славян.

Каковы особенности ранних славянских государств?

Во-первых, все они достаточно долго переживали стадию перехода от племенной к государственной структуре. Фактически все славянские госу­дарства были союзами племен. Традиции племенной жизни были еще силь­ными: кое-где сохранялось всеобщее вооружение всех мужчин, вече – народное собрание, тысячная организация населения и т. п.

Во-вторых, в племенных союзах активно шел процесс складывания надобщинных, надплеменных государственных структур − княжеской власти, выделение княжеской дружины, княжеской администрации. Сущест­венные изменения претерпевала социальная структура племен. Значение ста­рой племенной знати уходило в прошлое. Формировалась новая знать, отбо­ром которой занимался зачастую сам князь. При этом решающую роль игра­ла служба князю, а не принадлежность к знатному роду, племени и т. п. В не­которых славянских государствах богатые люди также формировали новую знать.

В отличиеот уравнительной социальной структуры племени раннее го­сударство уже знает социальное неравенство. Наряду с племенной верхуш­кой, существовало значительное количество свободных земледельцев, а так­же зависимых людей (должников, например) и рабов.

В-третьих, в славянских государствах распадалась родовая община и формировалась соседская. Особенно быстро этот процесс протекал в Хорва­тии, Великой Моравии. Здесь появилось много городов, что является следст­вием и одновременно фактором распада родовой общины.

В-четвертых, в большинстве славянских политических союзов верховным титульным собственником земли считалось государство. Где-то, напри­мер в Хорватии и Великой Моравии, князь выступал лишь как политический держатель государственных земель, а поземельные отношения строились на основе частного и бенефициального права (т. е. условного землевладения), а где-то, как например, в Сербии или Болгарском царстве, экономическая сво­бода землевладельцев ограничивалась государством. Эти различия, наряду с другими причинами, объясняются близостью или отдаленностью славянских государств к тем странам, где поземельные отношения строились на основе римского частного права.

В-пятых, ранние славянские государственные институты выполняли следующие функции: организовывали борьбу с кочевниками, защищали сла­вянские территории, взимали подати, организовывали выполнение повинно­стей (например, строительной), регулировали социальные отношения (в большинстве славянскихстран государство препятствовало обнищанию сво­бодных общинников − потенциальных воинов и источник податей), вводили законы (например, «Закон судный людем» − раннее христианское законодательство, имевшее хождение во всех славянских странах), создавали благо­приятные внутренние и внешние условия хозяйственной деятельности, уст­раняли остатки племенного сепаратизма, вводя для этого, например, территориальное деление государства вместо племенного и т. п.

В-шестых, христианство начинало оказывать существенное влияние на жизнь, быт, общественные отношения ранних славянских государств. Раннее польское, хорватское, моравское общество находилось под преимуществен­ным влиянием западной христианской церкви, а сербское и русское общество − византийской христианской церкви.

Таким образом, на исходе раннесредневековой эпохи славяне создали государственность. Ряд факторов, в том числе близость к тем или иным оча­гам цивилизации (Византии, империи Карла Великого и т. п.) зачастую опре­деляла социокультурные и политические ориентации молодых политиче­ских союзов.

Основой мировоззрения славян было язычество.Следует отметить, что о славянской религии до VI−X вв. осталось мало свидетельств. Язычество содержало в себе аниматические верования. Славяне были убеждены, что всё в природе живое: и камень, и огонь, и дерево, и молния. Анимические представления (представления о душе) покоились на убежденности в трансцедентности души, в ее способности переходить в другую плоть. Славяне ве­рили в способность сверхъестественной силы к метаморфозам, превращени­ям, обращениям человека то в козла, то в собаку. По их воззрениям сверхъес­тественной и, прежде всего, нечистой силой была населена вся вселенная. Постепенно из этой сверхъестественной силы, видимо, выделились языче­ские божества. К VI в. славяне имели не только пантеон богов, но и были близки к единобожию. Скромное влияние на культуру славян оказало хри­стианство. В IХ−Х вв. большинство славянских народов принимает креще­ние.

На первом месте стояло обожествление сил природы. У славян насчиты­валось до 400 языческих персонажей. Каждое племя поклонялось своим бо­жествам. Наиболее известны были боги: Сварог − бог Неба, Хорс − бог Красного Солнца, Ярило − бог зрелого солнца, Дажбог − (Дающий бог) − божество Солнца, Световид − бог света. Велес − бог скота. Славянским Зевсом был бог грома и молнии Перун. Дом, баня, лес, водоемы населялись добрыми и злыми духами − домовыми, банниками, лесавками, русалками. Особо почитались родоплеменные божества и духи. Сородичи поклонялись мифическому родоначальнику − Деду. Отзвуки древнего заговора, обра­щенного к деду-пращуру, слышатся в современной детской присказке − «Чур! (т. е. Пращур) не меня!»

Люди верили, что с помощью церемоний, заговоров, молитв, жертвопри­ношений можно воздействовать на силы природы. Объектом особого почи­тания была земля, которую называли «матерью». Предметы, принесшие ко­гда-то удачу, хранились долгое время. Амулеты носили для того, чтобы ото­гнать темные силы. Религиозные верования не могли не влиять на образ жиз­ни славян. Они не знали понятие «греха». «Умыкание девиц» (воровство не­вест), сквернословие считалось обычной нормой и не осуждалось.

Особой церемонией сопровождалось погребение. В некоторых местностях трупы сжигали на костре, пепел собирали в специальную урну,которую вы­ставляли на столбе, на перекрёстке дорог. Считалось, что в течение 30 дней души покойников могутпосещать дом, потому для них выставлялась жерт­венная пища. Погребение сопровождалось тризною – поминками, которые состояли в пиршествах и воинственных играх. По истечение положенного срока урну хоронили. Как и многим варварским народам, славянам не был чужд обычай кровной мести.

Огромное влияние на культуру славян оказало христианство. Большой вклад в распространение христианского вероучения среди славян внесли гре­ческие миссионеры, святые Кирилл и Мефодий, а также их ученики (IХ−Х вв.). Мефодий и Кирилл принадлежали к знаменитому роду города Фессалоники. Они с детства научились славянскому языку. Мефодий сначала был на военной службе и управлял славянской областью, а позднее постригся в монахи. Кирилл получил образование при Константинопольском дворе, принял духовный сан и остался в столице. Позднее он поступил в Олимпийский мо­настырь, настоятелем которого к тому времени был Мефодий. По просьбе великоморавского князя в 862 г. византийский император послал братьев не­сти слово божие западным славянам. Братья перевели Святое Писание на славянский язык, составили славянскую азбуку, вели проповеди на славян­ском языке. Трудной была борьба между немецкими и греческими миссионе­рами. Немцы преследовали Кирилла и Мефодия и их учеников. В начале X в. Великоморавское государство попало под германское влияние, местные на­роды приняли крещение по Римскому обряду. Католичество утвердилось также среди ляхов (поляков), живших на реках Висле и Варге. Ученики Ки­риллаи Мефодия способствовали распространению православной веры в Болгарском царстве. В IХ−Х вв. большинство славянских народов приняли христианство, либо в католической, либо в православной его версиях.

К IX−X вв. четко определилось деление славян на западных, восточных и южных. Предками русских людей стали восточные славяне. Совсем недав­но господствующей была точка зрения об исходном единстве восточного славянства, о распространении всех восточных славян из единого центра, ко­торым, как правило, считалось Поднепровье. Единым считался и язык вос­точных славян, который, как полагалось, стал диалектным лишь во времена феодальной раздробленности. Однако, как показали исследования, такой подход является упрощенным и не-точным.

Все больше сторонников находит точка зрения Д.К. Зеленина, выска­занная им ещё в начале ХХ в. о полицентризме и полиэтнической базе фор­мирования восточного славянства. Д.К. Зеленин писал, что южнорусское на­селение отличается от севернорусского значительно больше, чем от белору­сов. Этнические корни этого явления он видел в том, что славянство, прини­мавшее участие в складывании восточнославянской народности, не было од­нородным. Полочане, словене новгородские имели генетическое родство с западными и балтийскими славянами. Сейчас доказано, что словене ильменские по 20 важнейшим признакам отличались от днепровских славян (см. разд. «О происхождении и расселении славян»).

15 славянских племенных союзов заняли территорию от Южного Буга и Днепра до Волги, от Дуная до Волхова и положили начало древнерусской народности. Летописи сохранили их названия. На севере Восточно-Европейской равнины, около озера Ильмень и реки Волхов, жили, как нам уже известно, словене. Племенным центром их был город Новгород. Почвы севера оказались малопригодны для земледелия, поэтому здесь развивались ремес­ла, торговля, промыслы.

На плодородных землях долины реки Днепр расселились поляне (поле). Их городом был Киев, название которого напоминает об его легендарном основателе − Кие (по одним источникам славянский князь, по другим − перевозчик на днепровской переправе). Как правило, славяне селились по берегам рек. Это было удобно для ведения земледельческого хозяйства и торговли.

По реке Припяти жили древляне (обитатели леса). Верховье Западной Двины, Волги, Днепра заняли кривичи и полочане. По реке Оке и Москва-реке – вятичи. По Соже и Десне − радимичи. По Десне, Сейме и Северскому Донцу – северяне, по Буту − бужане, волыняне, дулебы. Часть племен разместилась в Причерноморье (тиверцы, уличи).

Города славян были племенными и религиозными центрами. В зависи­мости от местности славяне занимались земледелием, скотоводством, зве­роловством, ремеслами, торговлей. Земледельческие племена, кроме дере­вянной сохи, использовали плуг с железным наконечником. Однако славян­ское земледелие длительное время оставалось подсечным. Посевы произво­дились на месте лесных вырубок. Первые два–три года получали неплохой урожай, а затем переходили на новое место.

Славяне выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, бобы, го­рох, лен, коноплю; разводили домашних животных: коров, лошадей, овец, свиней, коз. Крестьянский труд составлял основу жизни народа. Неслучайно былины прославляли пахаря-богатыря Микулу Селяниновича. Славяне знали кузнечное, литейное, гончарное дело. Славяне были высоки, сильны, вынос­ливы. Они отличались простотой быта. Питались грубой и даже сырой пищей, употребляя ячмень, просо, молоко, квас. На пирах пили хмельной напи­ток из меда. В теплое время года носили только белье, а в холодное – наки­дывали на плечи звериные шкуры. Обувью служили лыковые лапти. Оружие делали из дерева и железа. Широко использовались деревянные копья и стрелы.В условиях сурового климата им требовались теплые жилища, для строительства которых употреблялся лес. Это были срубы – дома из бревен, которые освещались масляными лампами. В случае опасности славяне ухо­дили в леса и грады (города, защищенные земляным валом и деревянными стенами).

Геополитические условия (срединное положение между Востоком и Западом, однотипность природы, оторванность от морей, а значит, от миро­вых торговых путей, удаленность от «осевых цивилизаций», слабая заселен­ность территории, короткий цикл сельскохозяйственных работ) не способст­вовали индивидуализации хозяйственной и социальнойжизни, наоборот, обусловили консервацию родовых отношений и длительное сохранение об­щины − коллектива родственников или соседей, ведущих, как правило, ча­стное хозяйство на земле, право распоряжения которой принадлежало всему коллективу.

Сход (собрание) общинников устраивал уравнительные переделы земельных участков и других сельхозугодий по справедливости, столь ценимой славянами. Ценностями общинного поведения становились взаимопомощь, терпеливость, сплочённость, преданность харизматическим (т. е. наделенным божественной благодатью)лидерам, склонность не к праву, но к воле. Еще и сегодня не забыты пословицы о пользе общины: «Миром (так называлась община)тору сдвинем», «С миру по ниткеголому рубашка» и др. В догосударственный период важную роль в племенах играли старейшины и воен­ные вожди, а также народные собрания − вече.

На востоке соседями славян были тюркские народы, которые уже соз­дали свои государства. Это Тюркский, Хазарский, Аварский каганаты, Волж­ская Булгария. Часть тюркских народов приняли ислам. Правители этих го­сударств − каганы – имели неограниченную власть. В Хазарии официальной религией был иудаизм, что позволило Л. Гумилеву сделать предположение о том, что Хазарское государство было основано евреями, проделавшими в свое время путь из Вавилона через Кавказ в долину реки Волги и основав­шими здесь свои поселения, в том числе крупнейший торговый город сред­невековья Итиль.

Славяне время от времени были данниками тюркских народов и хазар. На северо-востоке славяне мирно уживались с финно-угорскими народами (мордвой, весью, муромой, чудью). Финны были невысоки ростом, занима­лись звероловством, жили в землянках и шалашах, обменивали меха и кожи на оружие и арабские ткани, привозимые из Волжской Булгарии. Славяне се­лились среди финно-угорских племен, строили города Изборск, Белоозеро и другие.

Достаточно активными деятелями конца I тыс. н. э. были жившие на Скандинавском полуострове германские племена норманнов, которых евро­пейцы называли «викингами», а славяне − «варягами». Это были отважные мореплаватели и воины. Известно, что один из норманнских конунгов (воен­ных вождей) Лейф Счастливый уже в Х в. на своих ладьях (так называ­лись корабли скандинавов) добрался до берегов Северной Америки. Викинги часто вторгались в европейские города и грабили их.

Славянские купцы нередко нанимали варягов для охраны своих торго­вых караванов, продвигавшихся по знаменитому в средние века торговому пути «из варяг в греки», маршрут которого начинался в Скандинавии, пере­секал Финский залив, реки Неву, Волхов, озеро Ильмень, реку Днепр и завершался в Византии. В рассматриваемое время норманны переживали процесс рас­пада родовой общины. Молодые конунги рвали традицию и искали опоры не столько среди сородичей, сколько среди воинов-дружинников. Энергия пас­сионариев выплескивалась в завоевательные походы. На Западе земли пред­ков россиян граничили с территориями западных славян и балтийских наро­дов. И те, и другие все чаше попадали под католическое влияние.

Наконец, богатым и авторитетным соседом славян была Византия. Во­енные походы в Константинополь (Царьград) становились делом чести сла­вянских князей. Реципрокные раздачи награбленного имущества поднимали авторитет племенных вождей, создавались возможности для выдвижения «способных и честолюбивых» на руководящие роли в общине.

К концу I тыс. н. э. у восточных славян накопилось немало проблем, решение которых было не под силу отдельным племенам. Это, например, потребности в обороне иликвидация даннических отношений, установление торговых контактов с развитыми государствами, преодоление братоубийст­венного соперничества, развитие межплеменных обменов. Однако племен­ной сепаратизм, подогреваемый язычеством, оказался настолько велик, что не позволил создать единые, надобщинные властные структуры.