Болезни Военный билет Призыв

Конспект занятия звуки х. «Звуки,. Буква Х». Конспект НОД по обучению грамоте. Обучение чтению слогов

Тема: Звуки [х], [х / ]. Буква Хх.

Цели: Образовательные: познакомить учащихся со звуками [х], [х’] и буквой, которая их обозначает;

учить детей различать звуки и буквы, правильно произносить звуки и названия соответствующих букв;

совершенствовать навык чтения;

развивать познавательную активность;

расширять словарный запас;

вырабатывать самооценку;

развивать коммуникативные качества.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Мотивация к учебной деятельности.

С добрым утром! Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать!

Сядут сначала те ребята, у которых в имени первый звук гласный, потом согласный твердый, а потом – у кого согласный мягкий.

Мы начать урок готовы, будем слушать, рассуждать и друг другу помогать. Мы, как всегда, будем с вами исследователями. Очень хотелось бы, чтобы вы своей работой заслужили это звание. Какие качества мы возьмем с собой?

    Актуализация знаний

В городе Букв сегодня праздник – день рождения буквы. Жители города (звуки и буквы) пригласили нас в гости. Они предлагают сначала нам поиграть.

Игра на деление звуков на гласные и согласные.

На какие группы можно разделить все согласные звуки?

- Какие гласные буквы указывают на твердость согласных?

Какие гласные буквы указывают на мягкость согласных?

(На доске прикреплены буквы: ч, ш, с, ж, н и одна буква закрыта –х).

Ребята, вы показали хорошие знания о буквах, обозначающих гласные звуки. А теперь назовем эти буквы.

Что вы можете о них сказать?

Они обозначают согласные звуки.

Почему они такие разноцветные?

Произнесем сначала звуки, которые могут быть и мягкими и твердыми, только твердыми, только мягкими.

3. Введение в тему. Поиск решения проблемы - открытие нового знания.

А) Отгадывание загадки.

А вот эта буковка закрыта. Почему?

Значит, какую поставим перед собой цель?

Наша задача узнать, что это за буква, какие звуки она обозначает.

Тогда вперед за знаниями! Послушайте загадку.

Рос на поле колоском,

На столе лежит куском! (Хлеб )

- Какой звук мы слышим в начале отгадки?

Кто догадался, какая тема нашего урока?

На какие вопросы мы должны будем дать ответ?

Гласный –согласный? Звонкий – глухой? Твердый – мягкий?

Дайте характеристику звуку[х]. Произнесем его.

Какой это звук?

- Звук согласный, не поётся, твердый, глухой. обозначаем синей фишкой.

Попробуем подобрать к нему парный звонкий. (Дети пытаются)

Какой же вывод мы можем сделать о парности звука [х] по звонкости - глухости? (Непарный.)

Б). Звуко-буквенный анализ слова хлеб с составлением схемы на планшете.

- Составим схему слова хлеб.

Сколько слогов в слове?

Покажите схему

Итак, какой же вывод мы можем сделать о качестве звука [х] по твердости - мягкости в этом слове? (Твердый, поэтому в схеме закрашиваем синим цветом.)

Как ласково будет звучать слово хлеб?(хлебушек)

В) Работа в группах.

Определение мягкости и места звука в словах.

Группы выбирают картинки с предметами, в названии которых звук [х] мягкий.

Задания группам:

1. Определите местонахождение и твердость-мягкость звука.

2. Выберите ответственного в группе, это тот, кто будет представлять результат вашей работы

3.Дайте характеристику нового звука.

4. Первичное закрепление.

- Продолжите предложения так, чтобы получилась рифма.

Хрюша сел на петуха. Мы смеялись: «ха-ха-ха!»

Сочинять он стал стихи. Мы смеялись: «хи-хи-хи!»

Что можно сказать о твердости - мягкости звука [х] в словах Хрюша, петуха, ха-ха-ха!

Что можно сказать о новом звуке в слогах хи-хи-хи и слове стихи? (Согласный, мягкий [х]). Вывод.

Значит, звуки [х], [х"], которые мы сейчас выделили, могут быть твердыми или мягкими, но всегда глухими.

5. Игра «Поймай звук».

Приседают девочки – мягкий. Приседают мальчики – твердый.

хлопок, хурма, хлебница, орехи, горох, мухи.

Сядут все, у кого в имени или фамилии нет звуков х или х.

6. Знакомство с новой буквой. Моделирование.

С какими звуками мы познакомились?

Мы познакомились со звуками [х], [х"].

А как называется буква, обозначающая эти звуки?

Найдём страницу в Азбуке, где живёт буква Х. Сколько букв вы видите?

Они похожи или отличаются?

Почему в азбуке даны две буквы Хх? В каких случаях употребляется заглавная буква X ?

Посмотрите на букву X. На что она похожа? (Вертушка, крылья мельницы.)

Соберите букву Х из палочек или карандашей. Сколько взяли палочек? На какую букву похожа печатная буква Х? Чем? В чем отличие?

На какой улице мы поселим нашего нового жителя в «городе букв»?

В районе согласных, на улице глухих.

7. Включение в систему знаний.

А) Чтение слогов с буквой х.

Ха – хи – хе – хо –хы Ах – их – ех – ох – ых

Б)Составление слов из подвижных слогов.

В)Выборочное чтение слов, стр.39, цепочкой (односложное, двусложные, трехсложные)

Как определяли типы слов?

Г) Составление предложения.

А теперь посмотрите на доску.

– Что вы видите?

Слова. Прочитайте их (столе, хлеб, душистый, на, свежий)

Выйдете к доске ребята, у кого есть такие карточки.

Что можно с ними сделать?

Составьте предложение.

Сколько слов в данном предложении? Кто стоит первым? Почему Даша встала первой? Почему Роме пришлось встать последним?

Сколько слов в предложении?

Запишите его схемой.

Каким ещё может быть хлеб?

Чёрный, белый, вкусный, …

д) Работа в парах.

Ребята, я обратилась к компьютеру, и он выдал вот какие слова: тёплый, душистый, хрупкий, свежий.

Какое слово лишнее? Посоветуйтесь друг с другом.

Хрупкий.

Обоснуйте ответ. Скажите, как нужно относиться к хлебу?

Е) Работа с пословицами.

Послушайте пословицы о хлебе.

Хлеб да каша – пища наша.

Хлеб всему голова.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Что у них общего?

Они все о хлебе.

Ж) Слушание текста.

Прочитаем, почему говорят, что «Хлеб – всему голова» на стр.42 (Читают хорошо читающие дети).

- Как же нужно относиться к хлебу?

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какая же тема нашего урока?

Ответили ли мы на вопросы, которые ставили вначале урока? Справились с поставленным целями? Расскажите. что нового вы узнали для себя.

Сможете ли вы отличать букву Х от других букв?

На карточках подчеркните букву Х и запишите внизу цифрой, сколько вы подчеркнули букв.

Низкий уровень (белые карточки):

Ж ж Х Ж Ж Ж ж Ж Х х К К Х К х К Х К К К К К у К к Ж Х К К Х К к К хК Х

Средний уровень (голубые карточки):

ак ах их ки хи ке жит ужм жух жёл хол

суж сух хим жим ким хми ухм кух

Средне-высокий (зелёные карточки):

кружусь жужжу хожу дружу хижина художник

дудочка кухарка хозяйка хризантема пароход

Взаимопроверка.

Самопроверка.

Кто, справился без ошибок? Покажите карточкой - светофор.

Оцените свою работу на уроке. Возьмите фломастер того цвета, который передает ваше настроение. Если вам на уроке было все понятно и вам понравилось – напечатайте большую букву Х. Если вам было что то не понятно – букву Х поменьше, но а если вам ничего не понятно и не понравилась ваша работа – маленькую х.

Дома с родителями вы работаете над проектом «Жили-были буквы». Посмотрите, какие интересные буквы Х приготовили ваши одноклассники.

А теперь нас всех ждет что? Прочитайте(пе-ре-ме-на).

Наталья Василевская
Конспект занятия «Звук [Х] и буква Х»

Конспект занятия «Наш город» звук и буква «Х»

Коррекционно-образовательные задачи :

Закрепление знаний о букве и звуке «Х» ,

Формирование звукового анализа ,

Формирование умений различать твердый и мягкий звук ,

Формирование умений определять место звука в слове .

Коррекционно-развивающие задачи :

Развитие памяти, внимания,

Развитие мелкой и общей моторики,

Развитие связной речи,

Развитие фонематического слуха

Коррекционно-воспитательные задачи :

Формирование доброжелательности, инициативности.

Оборудование : проектор, цветные квадратики, печатная буква «х» , зеркала, картинки со звуком «х» ,электронная презентация, цветные камушки,

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята!

Я хочу загадать вам загадку.

На лице цветет

От радости растет.

(Улыбка)

Подарите друг другу улыбку для хорошего настроения

А я сегодня ребята получила письмо, давайте прочтем его и узнаем кто нам пишет. А пишет нам буква «Х»

Здравствуйте ребята, я очень хотела попасть к вам, но заблудилась, помогите мне отыскать дорогу к вашему детскому саду. Буква написала , что она сможет вернуться, если вы выполните задания. Поможем?

Но прежде, мы должны подготовим наш язычок для работы.

Возьмите зеркала давайте выполним упражнения. (Дудочка, улыбка, часики, качели, вкусное варенье, лошадка)

Хорошо! А теперь скажите звук «Х» гласный или согласный? Бывает твердый, бывает мягкий, проверьте какой он, звонкий или глухой. Возьмите синий и зеленый квадратики.

Ну что ж наш язычок готов и можно посмотреть карту и начать выполнять задания.

За каждое выполненное задание вы будете получать вот такой фрагмент, посмотрим что же у вас получиться в конце.

1. У вас в руках квадратики, я буду называть слоги, если вы слышите твердый звук то поднимаете синий квадратик, если мягкий, то зеленый.

(Ха, хи, хо, ху, хе, хё, ха, ах, ух, ох,)

Молодцы справились.

Посмотрим какое же следующее задание нам нужно выполнить.

2. Распределите картинки по двум группам, к синему с твердым звуком , к зеленому с мягким звуком , вместе проверим. (Находим место звука в слове , полным ответом)

Физминутка. «Чударики» (видео игра)

3. следующее задание. Давайте составим предложение с каждым из этих слов. (используются картинки из предыдущего задания)

4. Найди лишнее слово. (на экране)

5. Назовите только те слова в названиях которых есть звук «Х»

Вот и буква ! Вернулась она к нам?

Давайте украсим нашу букву . (выкладываем камнями.)

Итог занятия : Если вы считаете , что у вас все получилось возьмите оранжевую звездочку, если вы считаете, что не все получилось, то желтую.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [о] и буква О» Тема: «Звук (О) и буква О». Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Задачи: Обучающая задача: Выделение заданного.

Конспект занятия «Звук и буква Ч» Тема: Звук и буква Ч Цель: Закрепить навык произношения звука ч в словах; Задачи: Обучающие:- учить выделять звук Ч в словах; - учить детей.

Конспект занятия «Звук и буква Ж» Тема. Звук и буква Ж Цель: закрепить правильное произношение звука [Ж] в речи. Задачи: Коррекционно – образовательные: Научить правильно.

Конспект занятия «Звук [а] и буква А» Задачи: познакомить детей с гласным звуком [а]и буквой А; учить определять позицию звука в слове; упражнять в интонационном выделении.

Конспект занятия «Звук [Б] и буква Б» Конспект НОД в подготовительной группе МБДОУ №61 для детей с ОНР второго года обучения. Учитель-логопед Носова Г. Г. Тема: «Звук и буква.

Конспект занятия «Звук и буква Т. Продукты питания» Цель: 1. Знакомство с продуктами питания 2. Нахождение звука Т в словах 3. Деление слогов на слоги 4. Нахождение звука в слове 5. Отвечать.

Аннотация. Данная методическая разработка – конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе содержит игры на различение звуков по их акустическим признакам, задания на развитие пространственных представлений и на развитие навыков звукового анализа и синтеза. Эти задания, на мой взгляд, являются неотъемлемым условием предупреждения дисграфии у детей с ОНР в младшем школьном возрасте.

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе.

Тема «Звуки Х-Хь. Буква Х»

  • Закрепить умение дифференцировать на слух и в произношении звуки х-хь. Познакомить с буквой Х.

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять умение различать звуки х-хь по их акустическим признакам; продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
  • Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
  • Развивать пространственную ориентацию.
  • Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.
  • Укреплять мускулатуру щёк.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь, навыки сотрудничества с группой детей.

Материалы и оборудование.

  • Интерактивная доска. Интерактивные демонстрационные таблицы «Обучение грамоте» В.Г. Горецкого «Русская азбука» (серия «Школа России»). Магнитная доска. Маркер. Картинки с изображением буквы Х, хомяка и хорька. Наборы для звукового анализа слов. Позиционная карта демонстрационная. Карточки с изображением напечатанных букв. Бумажный хомячок на пальчик (гимнастика для глаз).

Ход занятия

1.​ Оргмомент.

Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вас, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Ясно, громко говорим,
И, конечно, не спешим!

Послушайте загадку:

Я устраиваюсь ловко,
У меня с собой кладовка,
Где кладовка? за щекой!
Вот я хитренький какой.
Кто это? (хомяк)

Сегодня у нас в гостях хомяк Хома и хорёк Хим. (Кто это?) Покажите, какие у Хомы щёки (толстые), какие у хорька Хима (худые). Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать? (х,хь). Мы будем продолжать упражняться в различении этих звуков.

Расскажите Хоме и Химу про эти звуки, дайте характеристику звуку Х. С кем будет дружить х с Хомой или с Химом? Почему?

Звуку Хь. С кем будет дружить хь. Почему?

Дети дают характеристику звукам, выставляются соответствующие обозначения: синий и зелёный колокольчики без язычка.

Чтобы уметь различать твёрдый и мягкий согласные х-хь, наши гости предлагают вам поиграть в игру с пингвинами на нашей волшебной доске. Объясняю правило. Пингвины принесли слова: хобот, хитрый, холодильник, уха, петух, муха, хомяк, халат, кухня. Необходимо разместить пингвинов либо на твёрдую льдину, либо в мягкий сугроб. Образец ответа: « Я посажу этого пингвина на льдину, потому что в слове холод слышится твёрдый звук Х»).

Молодцы! Хома и Хим довольны тем, как вы справились с заданием.

2. Физминутка.

А сейчас: раз, два, три, четыре, пять –

Становитесь в круг играть.

(Дети встают в полукруг у доски).

В русском языке с этими звуками много слов, а я предлагаю вам поиграть с маленькими словами: ОХ, АХ, УХ, ЭХ. Когда мы можем употребить их? Бабушка несёт тяжёлую сумку ОХ! ОХ! ОХ! Вместе с детьми имитируем ходьбу с тяжёлыми сумками. Мы помогли бабушке донести сумки. Потом нарубили бабушке дров – УХ! УХ! УХ! Бабушка заахала от радости– АХ! АХ! АХ! А мы пляшем в хороводе ЭХ! ЭХ! ЭХ!

3. Введение в тему.

Как славно мы поиграли со звуками х,хь! – Ребята, звуки мы слышим и произносим. А чтобы обозначить звуки на письме, люди придумали специальные знаки – буквы. Хома и Хим принесли нам букву, которой обозначают звуки Х и Хь на письме. Это буква Х. (Выставляю букву Х на магнитную доску).

На что похожа буква Х?

Их скольких элементов она состоит?

Давайте изобразим букву Х в воздухе пальчиком. Нарисуем на ладошке друг у друга. Соорудим её из рук.

Напишем её на волшебной доске.

(Аня напишет букву Х синим маркером в правом верхнем углу и т д.). Дети комментируют свои действия. Хома и Хим довольны тем, как изобразили их букву Х на доске.

4. Наши глазки устали.

А теперь мы сделаем гимнастику для глаз. Напоминаю правила выполнения гимнастики.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт, глазки свои хомка трёт.
Поморгает, раз,два, три. Вдох и выдох – посмотри.
Далеко ручей бежит, на носу комар сидит.
Смотрит хомка выше, ниже, вправо, влево, дальше, ближе.
Осмотрел он всё кругом – оп, и в норочку бегом.

6. Какие интересные игры нам предложили хомяк и хорёк! Я предлагаю составить звуковые схемы слов – ХОМА и ХИМ. Дети садятся за столы.

7. Хома и Хим хотят убедиться в том, что вы хорошо запомнили букву Х. Они предложили вот такое задание на внимание: среди других букв отыскать букву Х и обвести её в кружок красного цвета. Перед началом задания дети выполняют самомассаж пальцев рук карандашом. Дети выполняют задание за столами.

9. Итог.

С какой буквой познакомились? Какие звуки она обозначает? Молодцы. Хома и Хим довольны тем, как вы работали на занятии.

Мелихова Л.Н.,
учитель-логопед

Тема:

Звук (Х) и (Х). Буква Х, х.

Цели:

Обучающая

    Изучить новые звуки (Х) и (Х), букву Х х;

    Продолжить работу по формированию навыка чтения у детей;

    Расширить представление о мире, словарный запас;

Развивающая

    Развивать частично-поисковую деятельность;

    Развивать мышление, внимание, речь;

    Развивать навык фонетического слуха, навык конструирования.

Воспитательная

    Воспитывать прилежание, умение помочь ближнему(добрососедство);

    Воспитывать бережное отношение к хлебу, стремление к получению новых знаний.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Золотой ключик,

Фото Тима и Тома,

Карточки с дифференцированными заданиями,

- « волшебная палочка»,

Костюмы Мальвины, Буратино, Карабаса- Барабаса, - слайды на тему « Как хлеб пришёл на стол»,

Карточки для конструирования,

- « Стихотворение- загадка» , « Слово рассыпалось».

Ход урока:

    Организация класса.

(В класс входит учительница в костюме Мальвины)

Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет необычный урок. Сказочный. Вести урок буду я, Мальвина. А помогать мне будет Буратино. Но что-то он опаздывает. Пока его ждём, проведём зарядку.

(Включается песня из мультфильма « Весёлая зарядка». Дети выполняют движения за Мальвиной.)

Садитесь.

II.Актуализация знании

(Неожиданно раздаётся громкий стук в дверь и входит Карабас – Барабас (К-Б)

К-Б: Что это вы так развеселились?! Расплясались?! Вот только Буратино вам и не хватает!

Мальвина (М): Мы ждём Буратино. Не знаешь ли ты К-Б, где он?

К-Б: Да, знаю, знаю. Спрятал я его. Не люблю умных детей, А Буратино и все мои куклы хотят ходить в школу и учиться, Но я их пока спрятал, а сам пришёл посмотреть, что здесь интересного происходит. И принёс много сложных заданий, Если вы их выполните, я вам отдам ключик от волшебной дверцы, где спрятан Буратино. И тогда он будет учиться вместе с вами.

М: Ребята, вы согласны помочь Буратино? Давай К-Б своё задание!

(К-Б достаёт из кармана бумагу и передаёт её Мальвине).

М: Ребята, послушайте задание: Изучить звуки (Х)и (Х), букву Х

III . Повторение.

М: Начнём работу.

На какие две группы делятся все звуки в русском языке? - Сколько гласных? -Назовите их хором.

Почему они относятся к гласным?

Какие ещё звуки есть?

Почему они относятся к согласным?

Почему согласные располагаются на таблице в два ряда?

Какие ещё могут быть согласные звуки?

IV . Работа над темой урока. – К какой группе относится звук (Х)?

- Может ли он быть мягким? Назовите.

Фонетическая зарядка (отвечаем хором и используем новый звук).

Как стонет больной?

Как мы смеёмся?

Игра « Тим и том»

У нас в гостях наши друзья Тим и Том. Том – друг твёрдых согласных, Тим- друг мягких согласных.

(Весь класс делится на друзей Тома и Тима)

М: Я называю слова. Если в них есть звук (Х)- твёрдый, встают друзья Тома, если мягкий- Тима. (хор, хищник, холод, химик, хвост, хлыст).

М: У вас на столе карточки, в них записаны слова, в которых встречаются новый звук. Возьмите зелёный карандаш и подчеркните в этих словах мягкий звук (Х).

(карточки разного уровня сложности для сильных и слабых учеников)

Мы выяснили, что звук (Х) может быть твёрдым и мягким. А ещё этот звук может быть звонким и глухим.. Давайте, определим звук(Х) глухой или звонкий.

Произнесём его хором?

Глухой или звонкий?

Какой можно сделать вывод? (Звук(Х)- глухой)

Знакомство с буквой.

А теперь узнаем какой же буквой можно обозначить новый звук. Эта буква родится прямо у вас в руках. Для этого нужно лишь развернуть букву К.

Ребята, на что похожа буква Х?

(отвечают дети)

Х- забавная игрушка, деревянная зверюшка.

Х – всё ходит, ходит, ходит, места что- ли не находит?

Кто может показать букву Х при помощи рук и ног?

(чтение по учебнику слогов слияния).

Физминутка.

« Буратино»

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл. Ключик что-ли не нашёл?

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

« Прятки»

Ребята я сейчас отвернусь, а вы должны спрятаться. Но из класса не выходить.

Учитель поворачивается, говорит удивлённо:

Где же все ребята?

Сейчас я снова отвернусь и посчитаю до трёх и вы занимаете своё место. 1 ,2, 3.

Игра « Буква потерялась»

М: У меня на столе появились какие-то странные слова. В них потерялся первый звук. Какой это звук

Прочитайте слова и сразу опишите звук.

Алва, _ леб, _ итрец, _ алат, _обот.

Развитие речи.

Что такое хобот?

У кого он есть? (слон, бабочка)

Для чего он нужен?

Посмотрите на рисунок и расскажите.

Стихотворение –загадка.

Прочитайте стихотворении е –загадку и угадайте пропущенное слово.

Хомяку сказал хорёк:

Твой узок, мой широк.

О чём идёт речь?

Охарактеризуйте звук (Х) в слове « хвост».

Игра «Хвосты»

Сейчас я раздам карточки, на которых слева нарисованы хвосты, а справа- названия животных. Ваша задача соединить верно хвост и животное, к которому оно относится.

Если затрудняешься – посоветуйся с соседом.

(после завершения работы карточки сдаются).

Люди придумали и сделали машину, которая летает высоко и далеко. У неё как у птицы есть хвост.

Что это за машина?

Зачем ей хвост?

Игра « Слово рассыпалось»

К-Б нёс нам задания из нескольких слов, но споткнулся и рассыпал буквы. Ребята составьте из рассыпанных букв слова.

Б) 1 ряд пишет на доске.

В) 2 ряд откладывает слово в кассе.

Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок.

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Шейку моет, щёчки трёт.

Подметает хомка хату и выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5- хомка хочет сильным стать!

К-Б: Ну, удивили так удивили! Как это всё у вас получается? Но вот с этим заданием вам не справиться. Угадайте, что здесь нарисовано.?

(к доске выходят дети и рассказывают подготовленные дома стихотворения)

    Подошёл к ребятам Витя.

Показал листок:

Взгляните!

Кто сумеет угадать, Что я начал рисовать?

    – Угадал! – сказал Володя.

Это солнышко восходит!

    Возразила сразу Зина:

Здесь арбуза половина!

Сказал, подумав Боря,-

Это гриб, чего тут спорить.

    Головой качает Вася:

Я с тобою не согласен.

Я уверен, будет тут нарисован парашют!

Витя свой рисунок взял

Улыбнулся и сказал:

Вы догадливыми были,

Только жаль, про хлеб забыли.

Как собрали урожай,

Испекли мы каравай! (ученик вносит каравай хлеба)

М: Ребята, какое важное слово начинается со звука (Х)?

А знаете ли вы, откуда пришёл хлеб на стол?

(Мальвина рассказывает о том, как хлеб пришёл на стол и сопровождает свой рассказ слайдами или рисунками)

Хлеб приходит с поля. Тракторист вспахивает землю. Хлебороб засеивает зерном поле. Колосья убирает комбайнёр. Машины везут зерно на мельницу. Зерно перемалывают в муку. Из муки пекарь готовит тесто и выпекает хлеб.

Вот видите, ребята насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу. За много лет народ сочинил немало пословиц и поговорок о хлебе.

« Хлеб- всему голова», « Худ обед, коли хлеба нет»

Наверное, не раз вам говорили мама и папа, дедушка и бабушка о том, что хлеб нужно беречь.

Ребята, как вы бережёте хлеб?

Для того, чтобы хлеб пришёл на стол, трудятся много людей.

Прочитайте: Комбайнёр, тракторист.

Объясните значение этих слов.

Как можно назвать одним словом? (хлебороб)

У кого из вас родители хлеборобы?

Работа по учебнику.

    Чтение учителем рассказа.

На странице 56 найдите рассказ «Заботливая внучка» послушайте.

(учитель читает)

Что значит « грамотный»?

Считаете ли вы себя грамотными?

3. Чтение рассказа учащимися.

А теперь давайте скажем Карабасу- Барабасу хорошо ли быть грамотными?

V . Итог урока.

Ну что, Карабас – Барабас – выполнили мы твоё задание?

К-Б: Да, я очень доволен. Но теперь скажите мне, что нового изучили на уроке.

М: Ребята, какие звуки изучили? Какой буквой они обозначаются? Звонкий звук или глухой? Сейчас я возьму волшебную палочку, пройду по рядам. До кого дотронусь, тот произносит слово с новым звуком.

К-Б: Вы просто молодцы! Вот ключ.

М: Сегодня все хорошо работали. Но лучшим был.. (..). Ему предоставляется право открыть дверь. (Дверь открывается, вбегает Буратино.)

Буратино: Здравствуйте, Ребята! Спасибо за то, что меня освободили. Теперь я буду учиться вместе с вами и стану умненьким и благоразумненьким.

М: Всем за хорошую работу мы дарим танец « Буратино»!

(Мальвина, Буратино, Карабас-Барабас танцуют. Кланяются. Уходят.

Коррекционно-развивающие задачи.

Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность).

Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над по значению.

Научить правильно произносить звуки [X] — [Х! ], дифференцировать их на слух и в произношении.

Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов.

Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.

Продолжать учить писать зрительные диктанты.

Задание 1 . Взрослый предъявляет ребенку картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если ребенок услышит правильное название, то он должен хлопнуть в ладоши, а если искаженное — то нет:

баман — панам — банан — банам;

ваван — даван — диван — ванан;

альбом — альбон — альмон — аньбом — аблем — альпом;

витавин — митанит — фитамин — митавим — витамин — виталим.

Задание 2 . Знакомство с предлогом под.

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие команды: положить мяч под стул, поднять мяч над стулом; положить книгу под стол, поднять книгу над столом. Потом спрашивает: «Куда ты положил мяч?» или «Что ты с ним сделал?» Ребенок отвечает. Затем взрослый поднимает мяч над столом и спрашивает: «Где находится мяч (по отношению к столу)?» Взрослый вспоминает с ребенком значение предлога над, объясняет значение предлога под, знакомит с его графическим изображением. Затем взрослый предлагает выполнить следующие задания:

— договорить предложения:

Лампа висит над... Ручка упала под...

— выбрать нужный предлог:

Мальчик поднял мяч... головой. Девочка положила книгу... подушку;

— исправить ошибку:

Лампа висит под столом. Заяц спит в лесу над елкой;

— составить предложения из заданных слов:

Самолет, лететь, лес, над; гриб, расти, елка, под;

— самостоятельно составить предложения с предлогами над и под.

Задание 3 . Знакомство со звуком [X].

Взрослый предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?

светло — темно, жарко — ...(холодно).

хлеб, холодно, хоккей, ходули.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [X]:

губки и зубки свободны;

кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;

горлышко «молчит».

Символ звука: дедушка храпит: XXX... .


Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4 . Фонетическое упражнение.

Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ... (на плавном длительном выдохе).

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X]»:

х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо..

Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:

ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...

Задание 7 . Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.

пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...

Задание 8. Дидактическое упражнение «Составь слово»:

хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.

Задание 9 . Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:

Не вкусно без соли,

Не сытно без... (хлеба)

Легкий, а не пух,

Мягкий, а не мех,

Белый, а не снег,

Но оденет всех. (Хлопок)

Назвать последний звук в слове:

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох)

С красным гребнем,

Посадили зернышко,

Выросло солнышко. (Подсолнух)

Задание 10 . Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длинное слово и самое короткое.

Задание 11 . Самостоятельно подобрать слова со звуком [X], состоящие из одного, двух, трех, четырех слогов.

Задание 12 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [X].

Задание 13 . Выучить чистоговорки:

Ха-ха-ха — испугали петуха.

Ху-ху-ху — ели мы уху.

Их-их-их — ветерок затих.

Ох-ох-ох — зеленый мох.

Задание 14. Знакомство со звуком .

Символ звука: детям весело, они смеются: хьхьхь...


Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук »:

хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.

Задание 16. Повторить за взрослым серию слогов (с выделением голосом любого слога).

хя-хе-хю-хи; ахь-охь-ухь-ихь...

Задание 17 . Повторить за взрослым ряд слов. Объяснить ребенку значение каждого слова. Разделить эти слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово:

хижина, хитрый, хирург, хищник, хек.

Задание 18 . Выучить чисто говорку:

Хи-хи-хи — в поле пели петухи.

Задание 19. Дифференциация звуков [X] — . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и ). Объяснить ребенку значение незнакомых слов:

муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.

Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу». Назвать первый звук в словах:

хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый).

Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.)

молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец, лодырь.

Подобрать слова со звуками [X] и . Выучить скороговорку:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

Задание 20 . Знакомство с буквой X.

Хорошо хвалить, хихикать,

Худо — хвастаться и хныкать.

О. Гофман

На что похожа буква X?

Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и леве рук.

Игры с буквой.

Задание 21 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.

Выкладывание схем из кружков. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:

уха, мох, муха, мухи, хата, Хома.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

муха — мухи; хата — хатка — хатки.

Чтение и запись предложения по памяти после зрительного предъявления:

У Хомы хата.