Болезни Военный билет Призыв

Конспект занятия-викторины по обучению грамоте. План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Викторина с детьми подготовительной группы

Программное содержание:

  • закреплять материал групповых занятий по подготовке к обучению грамоте
  • совершенствовать навыки чтения и печатания
  • развивать фонематическое восприятие и логическое мышление
  • формировать познавательный интерес к обучению грамоте, чтению работать в коллективе сверстников.

Оборудование: костюмы персонажей буквоеда Феи Грамотеи, медали, панно «Звукоград», человечки – звуковички, карточки «Недописанные буквы», магнитная доска, ребусы, письмо от Незнайки.

ХОД

Организационный момент.

— Ребята, сегодня я предлагаю вам вспомнить все чему, мы учились на занятиях. Для этого проведем викторину, темой которой будет русская народная пословица: «Азбука – к мудрости ступенька». Скажу по секрету, что нас посетят гости. Вас ждут интересные конкурсы. Участвуют в викторине две команды — «Умники» и «Грамотеи». За каждый выигранный конкурс вы получаете призовую фишку.

«Разминка».

На стене панно «Звукоград», на мольберте – человечки – звуковички.

— Я приглашаю вас в Звукоград. Каждый член команды должен выбрать жильца – звука из замков и дать ему характеристику, найти его среди звуковичков и назвать слово, которое начинается на этот звук.

«Звуковые модели».

На магнитной доске 4 предметные картинки и столько же звуковых моделей. Вызываются по одному участнику команды. Необходимо соединить маркером картинку и звуковую модель.

«Проделки Буквоеда».

Раздается стук в дверь.

Логопед: А вот и наш первый гость.

Буквоед: Привет, привет! Я – буквоед, хочу посмотреть, чему вы научились, наверное, и букв – то не знаете. Куда уж вам мои сложные задачки и ребусы отгадать.

Логопед: Ребята, давайте покажем Буквоеду, что мы знаем и любим родной язык. Отгадайте загадки Буквоеда и получите призовую фишку.

«Недописанные буквы».

На доске карточки с буквами, на которых не хватает некоторых элементов.

Логопед: Что случилось, что случилось, не могу никак понять. Наши буквы изменились. Невозможно их узнать.

Буквоед: Ха – Ха – Ха. Это я съел буквы. Теперь вы их не узнаете.

Дети восстанавливают буквы карандашом.

Буквоед: Ой – ОЙ – ОЙ. Не удалось мне скушать буквы.

«Буквы потерялись».

На доске картинки с надписями, на которых отсутствуют некоторые буквы.

Буквоед: Ай – Ай. Что же я буду кушать?

«Новые слова».

Найдите в написанных на карточках новые слова.

(насос – сосна, сокол – колос)

Логопед: Убедился, Буквоед, что у нас грамотные ребята?

Буквоед: Проголодался я совсем, видно здесь я не поем! Не хочу я знаек слушать, не дают мне здесь покушать. (уходит)

«Ребусы».

— Сейчас я предлагаю каждой команде отгадать по три ребуса.

Динамическая пауза.
Игра «Домики для звуков»

— Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Домики для звуков»

На ковре – домики для гласных, согласных мягких и согласных твердых звуков. Детям раздаются картинки. Звучит музыка. Музыка заканчивается, детям необходимо определить первый звук в слове и найти свой домик.

«Незнайкины ошибки»

— Ребята. Пока вы играли и танцевали, к нам пришло письмо от Незнайки. Он просит помочь ему исправить ошибки.

Детям предлагаются слова: ЛЫЖЫ, МЫШЫ. Дети вспоминают правило: «Жи, ши пиши с буквой И» Исправляют ошибки.

Детям предлагают слова: МАЛИНА, СОК. (указаны неверно цифры) Определить сколько слогов. Вспоминают правило: «Сколько в слове гласных – столько и слогов»

Детям предлагают графические схемы предложений: «Зимой идет снег», «Мама кормит маленькую Аню». Дети вспоминают правило написания предложений.

«Кроссворды – лесенки».

Дети вписывают слова в кроссворды – лесенки.

Для снеговика катают снежный…..ком.

Бывает манная, рисовая, гречневая……каша.

Зимой берут коньки и идут на….каток.

Речная рыба с длинными усами … сом.

На них катаются зимой …санки.

Хищная птица ….сова.

«Загадки феи Грамотеи»

— Наш последний конкурс проведет гостья из Звукограда Фея Грамотея.

Фея: Ребята, я слышала, что в вашем детском саду все дети любят родной язык и хотят стать грамотными людьми. Я приготовила вам загадки.

Если ей работу дашь —
Зря трудился карандаш. (ластик)

Черные. Кривые.
От рождения немые.
Встанут в ряд — заговорят! (буквы)

То я в клетку. То в линейку.
Написать по ним сумей-ка! (тетрадь)

Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (линейка)

Подведение итогов викторины.

Награждение участников.

Логопед: Ребята, на этом наша викторина «Азбука – к мудрости ступенька» подошла к концу.

Фея Грамотея: Все вы, ребята, показали сегодня свои знания. Я награждаю вас медалями «Знатоку Азбуки», желаю вам любить свой родной язык, читать много интересных книг, учиться в школе на 4 и 5.

Цели:

    обогащать и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах. Учить детей самостоятельно давать характеристику звукам.

    тренировать фонематический слух, совершенствовать звуковой анализ и синтез, составлять слова с заданными слогами.

    закрепить правильный образ печатных букв алфавита, прочитывать слова.

    развивать зрительно-пространственную координацию, внимание, мышление, память. Развивать творческие способности, воспитывать интерес к занятию, игре.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Дети делятся на команды, определив принадлежность предметов на картинках (одежда, головные уборы или обувь), садятся за столы. Каждая команда придумывает название («Почемучки», «Знайки», «Знатоки») и выбирает капитана.

На доске размещены квадраты разных цветов с номерами от 1 до 5. Капитан команды называет номер квадрата, ведущий задает вопрос для команды. Ответив правильно на вопрос, команда получает фишку. Если команда не может ответить на вопрос, то на него может ответить и заработать фишку любая другая команда.

3. Основная часть.

«Зеленый сектор».

Уважаемые игроки! Чтобы узнать, какой сказочный герой задает вам вопрос, посмотрите на картинку. Кому принадлежат эти предметы: пропеллер, банка с вареньем? (Карлсону).

Уважаемые знатоки! Внимательно прослушайте слова, определите последний звук, выберите букву на доске. Дайте характеристику звуку:

Горох, пастух, лопух

Кот, рот, бегемот

Песок, чайник, клубок

Укроп, суп, клоп

Дом, гром, костюм

Дети слушают слова, определяют последний звук, отмечают буквы, дают характеристику звуку.

«Желтый сектор».

Чтобы узнать, кто задает вам вопросы, послушайте загадку:

Бабушка девочку очень любила,

Красивую шапочку ей подарила,

Девочка имя забыла свое,

Ну, отгадайте, как звали ее? (Красная Шапочка)

Уважаемые игроки! Я не могу разобраться, какие картинки начинаются с гласных звуков, а какие - с согласных.

Каждая команда получает карточку с картинками и определяет, с какого звука начинаются слова (с гласного или согласного), распределяют картинки на две группы (буквы и квадраты синего и красного цвета).

Физминутка

«Розовый сектор».

Внимательно прослушайте загадку и отгадайте, какой сказочный герой приготовил вам задание.

Они везде вдвоем всегда,

Зверята - «неразлейвода»:

Он и его пушистый друг,

Медвежонок Винни-Пух.

И если это не секрет,

Скорее дайте мне ответ:

Кто этот милый толстячок?

Сын мамы-хрюшки - ... (Пятачок)

Пятачок: Уважаемые игроки! Как вы знаете, я очень люблю воздушные шарики. На моих воздушных шариках написаны слоги. Прочитайте слоги и составьте слова. Сделайте их звуковой анализ.

МА-КИ, КИ-ТЫ, ПУ-Х, МУ-ХИ, МО-Х

«Оранжевый сектор».

Посмотрите на картинку – что это? (Туфелька)

Кому она принадлежит? (Золушке)

Золушка приготовила для вас вопрос.

Уважаемые игроки! Помогите мне распределить картинки по вагонам поезда по количеству слогов:

Сом, мыши, корова

Лось, коза, бабочка

Кот, лиса, кузнечик

Волк, медведь, воробей

Слон, белка, ворона

4. Подведение итогов. Вручение сюрпризов.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Игра-викторина «Умники и умницы»

Кулинка Ольга Юрьевна

ЗАДАЧИ: 1) Совершенствовать у детей навыки чтения. 2) Закрепить знание букв, умение составлять предложения по предложенной схеме, проводить звуковой анализ слова. 3) Развивать внимание, слуховое восприятие. 4) Повторить гласные буквы, которые пишутся после мягких и твердых согласных звуков. 5) Воспитывать умение работать в команде, навыки учебной деятельности. Воспитатель: Сегодня у нас будет необычное занятие по обучению грамоте. Нас с вами ждет викторина в командах, но соревноваться вы будете не в силе и ловкости, а в своих знаниях и умениях. (У детей в руках гласные буквы А, О, Я, Э, Е, Ё, У, Ю, И, Ы. Столы сгруппированы на две группы, на каждом столе лежит круг, у одной команды - зеленый, у другой - синий. Для каждой команды приготовлен отдельный мольберт). Воспитатель: Я не случайно раздала вам перед занятием буквы, с их помощью вы должны разделиться на команды. Обратите внимание на столы. На одном столе лежит синий круг (большая синяя фишка). Какие согласные звуки мы обозначаем синими фишками? Дети: Твердые согласные звуки. Воспитатель: За этот стол должны сесть дети, у которых в руках гласные, которые пишутся после твердых согласных звуков. (А, О, Э, Ы, У) На втором столе лежит зеленый круг. Какие звуки мы обозначаем зелеными фишками? Дети: Мягкие согласные звуки. Воспитатель: За этот стол должны сесть дети с буквами, которые пишутся после мягких согласных звуков (Я, И, Е, Ё, Ю). (Дети рассаживаются за столы и кладут свои буквы около кругов на столе.) Воспитатель: А теперь проверьте друг друга, все ли правильно нашли свое место? (Дети проверяют правильность выполнения задания). За каждое задание вы будете получать призовые буквы и будете добавлять их к тем, что уже лежат у вас на столе. Воспитатель: Прежде чем приступить к соревнованию, давайте с вами поиграем язычком. Артикуляционная разминка «Цирк». Цирк по улице идет, Все стоят, разинув рот! (Округлить губы, изобразить наивысшую степень удивления). Цирковое представление Нам поднимет настроение! (Длительное удерживать губы растянутыми в улыбке). Мишка ходит по канату! Он получит мед в награду. (Облизывать верхнюю губу широким кончиком языка). Выполнив удачный трюк, Радостно поет индюк. (Производить быстрые движения по верхней губе широким кончиком языка вперед-назад). На качели куры сели, Вверх под купол полетели: Вверх - вниз… Вверх - вниз. Крепче, курочка, держись! (Ритмично поднимать и опускать кончик языка). Две мартышки-акробатки Ловко скачут на лошадке. (Поцокать языком). В медвежат из пулемета Леопард стреляет медом! (Имитировать стрельбу: «Трррр».) Клоун Зайчик всех смешит: Колокольчиком звенит. (Произносить: «Дзынь, дзынь»). Но поет, как балалайка, Колокольчик тот у Зайки! (Произносить: «Дрынь, дрынь»). Задание 1: Работа со схемой предложения (на мольберте для каждой команды предлагается схема предложения из 4 - 5 слов). Воспитатель: Сейчас для каждой команды я предоставлю схему предложения, по которой вы должны будете составить предложение. В этом испытании выиграет та команда, которая составит больше предложений по своей схеме. За каждое предложение я буду давать букву. Задание 2: Выложить из счетных палочек слово и сделать звуковой анализ. Воспитатель: Следующее задание для капитанов - капитан команды зеленых составит слово «ЗВУК», а капитан команды синих составит слово «БУКВА» из счетных палочек. Затем вы должны будете сделать звуковой анализ своего слова, используя фишки. За правильно выполненное задание вы получите букву. (После выполнения задания дети проверяют правильность выполнения у противоположной команды). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Дети встают и выходят из-за стола. Игра «Звук - буква». Воспитатель: Сейчас я буду называть буквы и звуки. Если я назову звук, вы поднимаете руки вверх, если назову букву - присядете на корточки. ЭС, Т, ДЭ, Г, КА, С, Д, ЭР, Л, ЭН, ЭР, Ш, ПЭ, ТЭ, М, К, ЭЛ, ЗЭ и т.д. Задание 3: «Преврати слово» - каждой команде предлагается по два слова, которые необходимо преобразовать в другие слова, убрав лишние буквы. Воспитатель: Каждой команде я дам по два слова, а вы их превратите в другие слова, но для этого вам необходимо убрать лишние буквы. За каждое верное превращение команда получит по одной букве. ГОРИЗОНТ - ЗОНТ РОГАТКА - РОГ УЛИТКА - УТКА СТРЕКОЗА - РЕКА (Правильность выполнения оценивает противоположная команда). Задание 4: Загадки. Воспитатель: Каждой команде по очереди я буду загадывать по загадке, но будьте внимательны, это не простые загадки. За каждый верный ответ вы получите по букве. 1. Ночью каждое оконце слабо освещает… (луна). 2. Знает девочка любая, что морковка… (оранжевая). 3. Слышала вся улица, как мычала… (корова). 4. Мышь считает дырки в сыре - 3+2 равно… (5). 5. Облетели листья с клена, ствол стал к осени… (_коричневый). 6. Белым снегом все одето, значит, наступило… (зима). 7. Нашел 5 ягодок в траве и съел 1 , осталось… (4). 8. Знаю прекрасно я, облако… (белое). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: «Большой и маленький братец». Дети встают в круг. Воспитатель: Я буду называть твердые и мягкие согласные звуки. Когда я назову мягкий согласный звук, вы должны присесть, а когда назову твердый - встать. Задание5: «Сложи слово». Воспитатель: Каждая команда получит слово, но слово не целое, оно рассыпалось на слоги. Вы должны сложить слово из слогов. Чья команда верно выполнит задание, та и получит букву. МОЛОТОК САПОГИ Задание 6: «Какая буква написана не верно?» Детям дается лист бумаги с написанными буквами, некоторые из которых написаны неправильно. Дается задание - перечеркнуть буквы, которые написаны неверно. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ: Давайте посчитаем, какая команда больше заработала букв. (Дети считают и отвечают).

Надежда Руденская
Викторина «Всезнайки». Контрольно-проверочное занятие по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект контрольно - проверочного занятия

по обучению грамоте в подготовительной группе .

Викторина «Всезнайки » . (проводится в виде игры - викторины , дети разделены на две команды).

Состаила : учитель-логопед : Руденская Н. С.

Цель :

Доставить детям радость и удовольствие от игр.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.

Закрепить у детей знания полученные ранее.

Задачи :

1. Закрепить знания детей о гласных : А, О, У, Ы, Э, И; согласных звуках : П, Т, К, Х, М, Н, С.

2. Закрепить понятия «звук» , «буква» .

3. Упражнять : - в подборе слов на определённо заданный звук.

В определении количества слогов в слове.

В дифференциации твёрдых и мягких звуков.

4. Продолжать учить детей выделять место звука в слове (начало, середина конец) .

5. Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.

6. Развивать логическое мышление, память и мелкую моторику детей.

7. Воспитывать интерес к обучению грамоте .

Предварительная работа : написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию .

Материалы : Картинки, буквы, схемы для определения места звука в слове, слоговой домик, эмблемы, фишки.

Ход занятия:

Дети заранее делятся на две команды, заходят в группу и садятся за столы . Команда «Солнышки» за свой стол, команда «Звёздочки» за свой. Объявляются капитаны.

Логопед объясняет правила игры – викторины . За каждый правильный ответ в задании дети будут получать фишки. В концы игры, капитаны подсчитают результаты и узнают победителей.

Логопед напоминает детям, что на занятиях по обучению грамоте они изучают (звуки и буквы) . Показывает символ гласных и согласных звуков, уточняет, как они называются. Предлагается вспомнить, почему их так называют.

1. Игр «Не зевай, слово называй» .

Команде «Солнышки» предлагается назвать слова, начинающиеся на гласные звуки. Команде «Звёздочки» на согласные звуки.

2. Игра «Подари Тому и Тиму подарки» .

Работа у доски.

Каждой команде загадываются загадки. Ребята отгадывают, выбирают картинку с отгадкой и вешают на доску. Тому – если первый звук в слове твёрдый. Тиму – если первый звук мягкий.

За правильные ответы команды получают фишки.

Я не кот, хоть и усатый

И в шубейке полосатой. (Тигр)

Два конца,

Два кольца,

Посередине гвоздик. (Ножницы)

Проживает в странах жарких,

А в нежарких - в зоопарках.

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам. (Павлин)

В тёмном уголке живёт,

Тоненькую нить прядёт.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (Паук)

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Песни распевает,

Времечко считает. (Петух)

Бегут четыре колеса

В резину все обуты.

Что ты пройдёшь за два часа,

Они - за две минуты. (Машина)

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит :

«Я не остров, я же.» . (Кит)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь :

Солнце, горы, лес и пляж.

Что же это? (Карандаш)

3. Игра «Найди место звука в слове» .

Детям предлагается выполнить задания на листах, сидя за столом.

Задание : назвать картинки, определить, где слышится звук (в начале, середине, конце слова) . Раскрасить соответствующий квадратик. Команде «Солнышки» со звуком [О]. Команде «Звёздочки» со звуком [А].

За правильные ответы команды получают фишки.

4. Физминутка.

Дети стоят в кругу, делают самомассаж рук шариками «Су Джок» , проговаривая стих.

У меня колючий ёжик посмотри!

Нет ни головы, ни ножек 1, 2, 3.

Меж ладошек кладём, им ладошки разомнём.

Можно шар катать по кругу,

Перекидывать друг – другу.

1, 2, 3, 4, 5 (правой рукой,

1, 2, 3, 4, 5 (левой рукой,

Мы закончили играть.

5. Игра «Разложи предметы по местам» .

Работа у доски.

Задание : дети определяют количество слогов в словах. Вешают картинки в соответствующие окошки в слоговой домик.

За правильные ответы команды получают фишки.

6. Игра «Найди букву» .

Логопед напоминает детям, что, мы учим не только звуки, но и буквы. Предлагает вспомнить, чем отличаются звуки от букв. Звуки мы что делаем? (произносим и слышим) . А буквы? (мы видим и пишем) . Молодцы!

Сейчас я проверю, как вы помните буквы.

На доске висят буквы.

Задание : Ребёнок должен найти заданную букву, и назвать между какими буквами она находится.

За правильные ответы команды получают фишки.

7. Игра «Выложи схему слова» .

Каждой команде даётся карточка, на которой зашифровано слово. Дети должны прочитать слово по цифрам. Отгадав его, выкладывают схему этого слова. Капитаны работают на доске, дети у себя за столами.

Проверяем работу.

За правильные ответы команды получают фишки.

Заключение. Молодцы ребята, каждая команда активно принимала участие в викторине , обе команды хорошо работали. Капитаны посчитайте баллы. Молодцы! Обе команды выиграла. Детям вешаются медали с надписью «Молодец» . Чем мы сегодня занимались на занятии ? (Ответы детей) (Звонит звонок, занятие закончилось ) .

Публикации по теме:

Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с"], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Цель: закрепление знаний детей о звуках м, м" и букве м. Образовательные задачи: знакомство с буквой м, определение характеристики звуков.

Конспект НОД по подготовки к обучению грамоте подготовительная группа Конспект НОД по подготовки к обучению грамоте подготовительная группа Учитель логопед: Шарифуллина Т. В. МБДОУ д. сад №1 «Улыбка» город Осташков.

Конспект ОД по обучению грамоте (заключительное занятие) «В поисках Красной Шапочки» подготовительная к школе группа Цель: обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте. Задачи: закрепить навык дифференцирования звуков,.

Конспект игры – викторины в подготовительной группе по теме «Счастливый случай» Автор: Козлова Марина Владимировна, воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад №7 «Ромашка», г. Новоалтайска, Алтайского края.

Описание материала: Предлагаю вам конспект совместной деятельности родителей с детьми в подготовительной группе, с детьми ОНР (II – III уровень) по теме «Счастливый случай». Эта игра поможет педагогам: закрепить у детей знания о природе; поспособствует развитию нравственного сознания и потребности приобретения экологических знаний, через усвоение норм и правил грамотного взаимодействия с живой природой, проявляя доброту, чуткость, милосердие к животному и растительному миру не только у детей, но и у родителей дошкольников.

Конспект игры – викторины детей и родителей в подготовительной группе «Счастливый случай».

Приоритетное направление: социально-личностное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Коммуника-ция», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество»,«Музыка».

Цель: закрепить знания детей об окружающем мире природы.

Задачи:

Образовательные: Способствовать закреплению у детей знаний о растениях и жи-вотных.

Развивающие: Создать условия для развития наглядно-образного и логического мышления, памяти.

Речевые: Способствовать развитию связной речи, умению отвечать на вопросы быстро, полным и чётким ответом.

Воспитательные: Создать условия для эмоционального сближения членов семьи в совместной игре. Формировать осознанно-правильное отношение к природе у взрослых и детей.

Предварительная работа: Непосредственная образовательная деятельность по те-мам: «Растения леса», «Дикие животные России», «Деревья наши друзья!», «Пере-лётные птицы», «Осторожно – ядовитые!», «Насекомые», «Четыре времени года», «Правила общения с природой!». Чтение сказок Б. Заходера «Серая звёздочка», «Русачок». Дидактические игры: «Кто кем будет!», «Кто кем был?». Отгадывание загадок про животных. Подвижная игра «Мы не скажем, а покажем!».

Материал: эмблемы для команд с изображение белочки и зайчика; 2 вазы, искусственные цветы; карточки, расчерченные на две части, слева пусто, а справа изображено животное или растение; карточки с изображением деревьев; 2 схемы следов животных; напечатанные тексты песни для родителей; медали.

Методические приёмы: интеллектуальная разминка, продуктивная деятельность, этюды, тесты, описательная загадка, проблемные ситуации и вопросы.

Ход игры.

Детей делят на две команды «Зайчики» и «Белочки». Перед каждой командой расположена ваза. За каждый правильный ответ в вазу ставят искусственный цветок. Выигрывает та команда, у которой будет больше цветов в вазе. Родители рассаживаются за участниками игры, они болельщики. Выбирается жюри. Викторину ведёт ведущий.

Ведущий: Внимание! Внимание! Мы начинаем игру «Счастливый случай» и посмотрим, кому же сегодня повезёт в этой игре. Я думаю, что повезёт добрым, умным и горячо любящим природу. Вы со мной согласны? Тогда начинаем.

1гейм Разминка «Вопрос – ответ!»

Ведущий задаёт вопросы, на которые дети должны быстро и правильно ответить. Если они ошибаются, ведущий говорит правильный ответ и задаёт следующий вопрос.

Вопросы для команды «Белочка»:

1. Где растут грибы? (В лесу, на лугу).

2. Назовите зимующую птицу. (Любую).

3. Хвойное дерево. (Ель, сосна).

4. Назовите санитара леса. (Дятел, волк и др.).

5. Кто живёт в норе? (Барсук, лиса, крот и др.).

6. Назовите дикое травоядное животное. (Заяц, белка и др.).

7. Красная ягода. (Любая).

8. Кто из животных спит зимой? (Ёж, медведь и др.).

9. Как называются плоды у дуба? (Жёлуди).

11. Назовите ядовитое растение. (Вороний глаз, белена и др.).

12. Героиня сказки Б. Заходера «Серая звёздочка». (Жаба).

13. Самое теплое время года. (Лето).

Вопросы для команды «Зайчики».

1. Где растёт клюква? (На болоте).

2. Назовите перелётную птицу. (Любую).

3. Лиственное дерево. (Любое).

4. Кто опыляет растения? (Пчёлы, шмели).

5. Кто живёт в дупле? (Сова, белка и др.).

6. Назовите насекомоядных животных. (Ёж, крот и др.)

7. Чёрная ягода. (Любая).

8. Кто из животных зимой не спит? (Волк, лисица, заяц и др.).

9. Назовите дерево – символ России. (Берёза).

10. Назовите насекомое. (Любое).

11. Назовите ядовитый гриб. (Мухомор, бледная поганка и др.).

12. Герой сказки Б. Заходера «Русачок». (Заяц).

13. Самое холодное время года. (Зима).

Жюри подсчитывает правильное количество ответов, оценивает.

2 гейм. «Кто кем был?»

Детям раздаётся карточка, расчерченная пополам, слева пусто, а справа картинка животного или растения. Дети на карточке слева должны нарисовать, кто кем был раньше (лягушка – икринкой, заяц – зайчонком, бабочка – яичком или гусеницей, одуванчик – семечком, птица – яйцом, комар – мотылём, ёлка – семечком, крокодил – яйцом и т. д.). Затем каждый участник рассказывает, а жюри подводит итоги.

3 гейм «Где бывали, что видали?»

Дети каждой команды придумывают какое-то действие, а другая команда отгадывает. (Родители могут помочь детям придумать действие)

Например, собирают грибы, моют ягоды и кушают их, слушают пение птиц, как пчёлки нектар собирают, как заяц защищается от коршуна и т. д.

4 гейм «Игра со зрителями».

Болельщикам каждой команды ведущий задаёт вопросы (ответы выделены жирным шрифтом).

1 команда:

1) Почему суслику не спиться?

а)
Боится замёрзнуть.

б) о лете вспоминает.

в) стережёт запасы.

2) У кого когти самые сильные?

а) у медведя.

б)
У муравьеда.

в) у льва.

3) Кто из млекопитающих самый быстрый?

б) дельфин.

в)
Гепард.

4) Зачем зайцу большие уши?

а) чтобы лучше слышать;

б)
Чтобы не перегреваться;

в) для торможения на поворотах.

5) Чистят ли обезьяны зубы?

а) не чистят;

б) иногда чистят;

в)
Чистят с удовольствием.

2 команда:

1) Для чего дятел «барабанит»?

а) клюв чистит;

б)
Кому-то что-то сообщает;

в) музыкой увлекается.

2) Кто самый крупный среди грызунов?

б)
Водосвинка;

в) заяц-русак.

3) Какая змея самая ядовитая?

б)
Кобра.

в) гремучая змея.

4) Для чего дельфины плачут?

а) для нервной разрядки.

б)
Для защиты глаз от повреждений.

в) для удаления избытка влаги.

5) У кого уши на ногах?

а) у бабочек и жуков.

б) у мух и комаров.

в)
у кузнечиков и сверчков.

5 гейм «Тёмная лошадка».

Ведущий представляет загадками животное, а команды должны отгадать. После каждого предложения, адресованной той или иной команде, ведущий делает паузу, для того, чтобы игроки могли вынести свою версию.

Это животное.

У него есть голова, туловище, лапы и хвост.

У него большой дом. Это животное чистоплотное.

У него острые зубы. Он не может прожить без воды.

Для жизни ему необходимы деревья.

Он умеет хорошо плавать. Его называют инженером.

А ещё называют строителем.

Живёт в реке.

Его дом называют хаткой.

(Выходит взрослый, переодетый в бобра).

Вопросы от бобра:

– Я люблю деревья, поэтому и спрошу у вас о них, а вы покажите мне ответ (у детей на столе карточки с изображением деревьев):

1) Хвойное дерево, а зимой стоит голое. (Лиственница).

2) В народе это дерево называют «сладким». (Липа).

3) Дерево, которое на солнце не нагревается? (Берёза).

4) Весной это дерево всё белое, и запах его цветов чувствуется издалека. Жаль, только люди ломают его из-за цветов. (Черёмуха).

5) Это дерево – долгожитель. Его плодами питаются кабаны, белки и многие другие. (Дуб).

6) Ягоды на этом дереве висят всю зиму, оно птиц кормит. (Рябина).


А теперь вам загадка – картинка «Что здесь произошло?».

На одном рисунке схематично нарисованы следы зайца и лисы, а на другом рисунке следы мышки и лисицы. Дети должны узнать и рассказать, что произошло.

– До свиданья, друзья! Я вижу, вы очень любите и знаете природу.

Жюри подводит итоги.

6 гейм «Гонка за лидером».

Ведущий читает вопросы по очереди обеим командам. Если дети не знают, ответ или сомневаются, то могут попросить помощи у родителей. Дети объясняют, почему они так думают.

1) Можно ли в лесу оставлять стеклянные бутылки? (Нет).

2) Может ли человек прожить без берёзового сока? (Да).

3) Ядовитые грибы надо топтать? (Нет).

4) Зимой птиц надо подкармливать? (Да).

5) Нужна ли зверям соль? (Да).

6) Нужно ли забирать птенца, упавшего на землю из гнезда, домой? (Нет).

7) Нужен ли снег зимой растениям? (Да).

8) Нужно ли спасать тонущих животных весной? (Да).

9) Может ли человек в лесу громко слушать музыку? (Нет).

10) Может ли человек прожить на свете, не причинив вред животному или растению? (Да, он может постараться).

Ведущий: Молодцы! Я вас поздравляю с завершением игры, а пока жюри подводит итоги последнего гейма, предлагаю всем вместе исполнить песню.

Совместное исполнение песни детей с родителями «Дорогою добра» сл. Ю. Эн-тина, муз. М. Минкова.

Жюри объявляет победителей!

Победителей награждают медалями.

Результат. Игра прошла на высоком уровне. Детям понравилось играть вместе с родителями. Были небольшие казусы, это когда ведущая задавала вопросы родителям, а отвечали дети и когда дети просили помощи у родителей, они не знали правильного ответа. Многие родители задумались о том, что надо расширить свои знания о живой природе!