Болезни Военный билет Призыв

Конспект урока по окружающему миру. Конспекты уроков по окружающему миру в начальных классах. XIX. Домашнее задание

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

Предмет : окружающий мир , класс : 2, авторы учебника : О.Н.Федотова, Г. В. Трафимова, С.А. Трафимов.

Тема урока: грибы.

Всего часов на тему: 3

Номер урока в теме: 1

Тип урока: урок открытия новых знаний

Учебно –методическое оборудование: УМК «Перспективная начальная школа»,учебник,тетрадь для самостоятельной работы, хрестоматия О.Н.Федотова, Г. В. Трафимова, С.А. Трафимов.

, тест на проверку домашнего задания, презентация «грибы»на интерактивной доске, микроскоп.

Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по теме: «Грибы»

  • приобретение учебной информации,
  • применение знаний и умений,
  • контроль усвоения теории,
  • формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Задачи урока: освоить учащимися предметного (теоретического и практического) содержания по теме «Грибы»:

  • знать определения понятий «плодовое тело», «грибница», «мукон»
  • уметь применять знания и умения по теме для решения учебных (таких как распознавание съедобных грибов, правила сбора грибов, грибов-мукоров) и практических задач,
  • контролировать уровня освоения материала,
  • развивать метапредметные универсальные учебные действия.
  1. Планируемые образовательные результаты
  1. Предметные
  1. Метапредметные (УУД)
  1. Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

  • Знать: определения понятий «плодовое тело», «грибница», «мукон»

Понимать: как как определить образуются муконы, строение грибов и зачем это нужно в повседневной жизни

Уметь: находить съедобные грибы

1.3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

1.4. адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

2.3. осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;

2.4. устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

3.2. задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

3.3. строить небольшие монологические высказывания;

3.4. осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Организационная структура урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства: учебник, ЭОР КИТ

Организационный момент

УУД: 1.2, 2.1, 3.1, 4.1

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку

Актуализация знаний

УУД: 1.1, 2.3, 3.2, 4.2

Вступительное слово учителя.

Садовые растения.Что лишнее? Зачеркни.

  1. Яблоня
  2. Груша
  3. Крапива
  4. Репейник
  5. Вишня
  6. Пшеница
  7. Овес
  8. Кукуруза
  9. Смородина
  1. стоял на крепкой ножке теперь лежит в лукошке? Что это? Гриб .

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

УУД: 1.2, 2.2, 3.2, 4.2

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Вместе с учениками определяет цель урока.

Определяют цель урока.

Постановка проблемы .

Как вы думаете что мы будем изучать на уроке? Постановка проблемы . Как вы думаете что такое грибы? почему? Признаки живой природы: рождается,растет, питается,размножается, умирает. К грибам подходит? Условия для жизни растений: свет, тепло, вода, необходимо для жизни грибов? У них такое же строение как у других растений?

Первичное усвоение новых знаний

УУД: 1.2, 2.2, 2.3, 3.1, 4.2

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы.

Где растут грибы? Работа по учебнику с 109-111. Какое строение у гриба? –шляпка, ножка, грибница

Приложение 1

Чем питаются грибы? - остатками растений и животных, разрушают погибшие и больные деревья.Как деревья добывают свое питание?- высасывают из земли воду и соли с водой.

Первичная проверка понимания

УУД: 1.2, 2.4, 3.3, 4.1

  1. Какие грибы бывают? Съедобные и несъедобные. Демонстрация и описание грибов. Показ слайдов.
  1. Что вы знаете про грибы-мукоры? . Наблюдение в микроскоп за мукорами.

Релаксация

УУД: 3.4

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся

Выполняет упражнения психологической разгрузки

Обучающиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу

Зарядка для глаз, произвольные физминутки.

Первичное закрепление

УУД: 1.4, 2.4, 3.4, 4.3

Вывод

Правила сбора грибов. Игра «Угадай гриб»

проверка заданий.на доске таблица

Вывод грибы не растения и не животные, т.к.питаются гниющими остатками растений и животных, разрушают погибшие и больные деревья, улучшают плодородие почвы,тем самым дают пищу зеленым растениям.

Приложение 2.

Как надо собирать грибы? –срезать ножку, не повреждая грибницы, собирать только известные грибы.

Подведение итогов урока

УУД: 1.3, 2.4, 3.4, 4.2

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Подводит итоги работы в классе.

Отвечают на поставленные вопросы. Работа светофоров

Выводы по уроку

Рефлексия

УУД: 1.4, 2.1, 3.2, 4.1

Оценивают свою работу и работу одноклассников. Повторяют, что узнали, какие умения и навыки отрабатывали и закрепляли.

Подводит итоги задавая вопросы:

Кто работал на уроке лучше всех?

Кому еще надо стараться?

С какими новыми знаниями вы уйдете с урока?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

УУД: 1.4, 2.4, 3.3, 4.2

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Записывает домашнее задание:

  1. упр 66,с.45 тетради
  2. доклад об 1 из несъедобных грибов

Обучающиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

Приложение 1.

Приложение 2.

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Дата проведения: 23.12.2013

Класс:2

Количество учащихся в классе:8

Присутствовали на уроке:8

Тема урока: Грибы

Тип урока: открытие новых знаний

Обобщенная цель урока: Выяснить свойства и признаки грибов, взаимосвязь живой и неживой природы.

Взаимосвязь целей этапов и формируемых УУД представлена в таблице

Таблица

Взаимосвязь целей этапов урока и формируемых УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

Цель этапа: Создание благоприятного психологического настроя на работу

Создание благоприятного психологического настроя на работу

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

1.2. планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

2.1. осознавать познавательную задачу;

3.1. вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

4.1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

II. Актуализация знаний

Цель этапа: Актуализация опорных знаний и способов действий

Вступительное слово учителя.

Повторение пройденного на прошлом уроке. Тест для проверки ранее изученной темы.

Определение новой темы урока (разгадывание загадки). Задает учащимся наводящие вопросы.

Работают с тестом.Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

1.1. принимать учебную задачу;

2.1. осознавать познавательную задачу;

3.1. вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

4.1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: 4.1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Создает проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод (об особенности строения грибов). Затем предлагает сверить информацию, данной в учебнике

Делают вывод о, сверяют свои результаты с учебником (стр.109-111)

2.3. осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; 1.2. планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; 3.1. вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

4.2. осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Первичная проверка понимания

Цель: Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Предлагает учащимся самостоятельно определить съедобные грибы.Направляет работу учащихся.

Просмотр слайдов, ответы на поставленные вопросы

Работа по учебнику с.111-112 определение гриб-мукор

1.2. планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

2.4. устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. 3.3. строить небольшие монологические высказывания;

3.4. осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. 4.3. осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе

Первичное закрепление

Цель Установление правильности и осознанности изучения темы.

Организация самостоятельной работы. Работа в тетрадях, с.46,№65

проверка заданий на доске таблица

Вывод

Обучающиеся выполняют в парах творческое задание.

Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку

1.4. адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления2.4. устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. 3.4. осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. 4.2. осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

4.3. осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Рефлексия . Итог урока

Цель этапа: способствовать формированию рефлексии

Цель Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Организовывает подведение итогов.

Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Оценивают свою работу и работу одноклассников. Повторяют, что узнали, какие умения и навыки отрабатывали и закрепляли

1.4. адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления2.1. осознавать познавательную задачу3.2. задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; 4.1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

1. Каково место данного урока в теме? Как данный урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

Тема урока: грибы., предыдущая тема - растения

Всего часов на тему: 3

Номер урока в теме: 1

Тип урока: урок открытия новых знаний

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока? 8 человек
в классе 3 сильных,2 средних,3 слабоуспевающих. Опора на зрительное и слуховое восприятие.

3. Цель и задачи урока. Какой результат хотелось бы получить к концу урока? Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов

Слайд

На нашей планете существовало много разных видов растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали их. И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернет их. Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от бездушного уничтожения живой природы. Назвали этот документ Красная книга.

Слайд

Слайд К. книги бывают разного уровня,

Красная книга России,

Красная книга Алтайского края,

Красная книга Смоленского района (Представьте ребята, создана К.К. Смол. р-на учениками школы № 1 и №2)

Что бы было удобно найти нужное растение в книге есть содержание или алфавитный указатель названий растений.

И в К.К. России есть еще флажки разного цвета.

Слайд

Я раздам вам книги, сами прочитайте какая книга вам досталась и найдите алфавитный указатель.

Рассмотрите в У. цветковые растения, занесенные в Красную книгу России. Прочитайте их внимательно.

Давайте найдем некоторые из этих растения в ваших книгах и убедимся, действительно ли они там есть.

Слайд

Лютик легко узнать по золотисто - желтым цветкам. Растет во влажных местностях, рядом с водоемами и болотами.

Колокольчик персиколистный - многолетнее растение с голубоватыми, сине-фиолетовыми, светло - лиловыми, реже белыми цветами. Растет в светлых лесах, опушках. (в К. книгу Алтайского края занесен колокольчик крапиволистный)

Ландыш - многолетнее растение с очень приятным запахом. Украшает лес весной. Ландыш растет в лесах, на опушках и полянках, любит тень. Считается лекарственным растением.

Прострел луговой - многолетнее невысокое растение, цветущее в апреле-мае. Отсюда народное название - "подснежник". Растет на лугах, в лесах. Считается лекарственным растением. (в К. книгу Алтайского края занесен прострел колокольчатый)

Кувшинка белая - многолетнее водное растение. Цветет с мая месяца до первых заморозков. Каждый цветок кувшинки держится 4 дня, потом вместо цветка появляется плод. (в К. книгу Алтайского края занесена кувшинка чистобелая и кувшинка четырехугольная)

Кубышка желтая - многолетнее водное растение с крупными желтыми цветами, цветущими все лето. Растет зарослями в прудах, озерах.

Когда издавали книги, это растение еще не было занесено в К.К., а в данный момент оно уже в опасности.

Птицемлечник дуговидный - многолетнее растение. Обитает в лесах. Цветки белые или слегка желтоватые, не имеют запаха.

ф\м для глаз

А сейчас каждая группа поработает со своим растением. Прочитайте название растения на стикере в книге на самой первой странице.

Найдите это растение.

Сигнализируйте, чья группа готова.

Слайд Чей цветок, та группа отвечает (выберите спикера):

Золотой корень Алт. Кр.,

Водяной орех Алт. Кр,

Фиалка надрезанная Рос.,

Пион Марьин корень Алт. кр.

Лотос орехоносный Рос.

Кто работает с К.К. России, какой флажок около вашего растения?

Слайд

ф\м вывешиваю знаки

Посмотрите на доску, что здесь появилось? Да, знаки опасности.

Возьмите красные конверты , прочитайте каждый свое ключевое слово, посовещаясь в группе выберите знак, который подходит к вашему слову. Возьмите его.

Внимание задание:

Слайд

Сформулируйте правило поведения на природе по знаку.

Пользуйтесь У.

Договоритесь, кто будет выступать.

Посмотрите на доску, почему 1 знак лишний, никто его не взял?

- Предположите, что он значит?

Мяленко Елена Владимировна
Учебное заведение: МАДОУ №13, Детский сад №13
Краткое описание работы: Чтобы что-то или кого-то полюбить, мы должны об этом узнать, изучить... Мы любим птиц и заботимся о них, потому что знаем о них многое: знаем о жизни птиц, о видах из Красной Книги, как трудно им бывает зимой, но и не легко весной, почему им бывает плохо или хорошо...Спросите нас!

Валеева Марина Владимировна
Учебное заведение: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16 г. Сыктывкара
Краткое описание работы: На данном уроке, уроке - экскурсии дети поподробнее узнают о жизни растений осенью в своем городе. Дети расширят свои представления о о характерных признаках осени в неживой природе, понаблюдают осенние изменения в жизни растений; познакомятся с многообразием окраски и форм листочков деревьев в данный период, также дети могут собрать на природе материал для уроков трудового обучения и для личного творчества дома.

Ерусланова Надежда Николаевна
Учебное заведение: МБДОУ №50 "Северянка"
Краткое описание работы: Интегрированное занятие в подготовительной группе ознакомление с миром природы. Живая природа.Поможет расширить знания детей о разнообразии мира птиц,- формировать умения выделять характерные особенности разных птиц. - учить составлять паспорт дл

Нестерова Татьяна Александровна
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30
Краткое описание работы: Конспект урока разработан для ознакомления учащихся с растительным и животным миром тайги и для развития у учащихся познавательной активности, умения работать с картой, атласом.

Маркова Светлана Евгеньевна
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4" г.Меленки
Краткое описание работы: Данный урок предназначен для знакомства со свойствами воды обучающихся начальной школы через проведение ими эксперимента. Возможно использование помощи обучающихся 6 класса, обладающих первоначальными навыками экспериментальной химической деятельности, также полученными в рамках бинарных уроков по химии, биологии и окружающему миру. Обучающиеся начальной школы получат возможность встречи с самим Д.И. Менделеевым, поработают с его Периодической системой элементов (на узнавание элементов), ознакомятся с формулой воды и правилами по технике безопасности при работе в кабинете химии. Следуя инструкционной карте, ребята получат возможность для изучения таких свойств воды, как прозрачность, текучесть, универсальный растворитель. Также обучающиеся благодаря водной раскраске разгадают одну из пословиц и воде.

Горбачева Зоя Владимировна
Учебное заведение: КГУ "Буденновская общеобразовательная школа"
Краткое описание работы: По типу это урок усвоения новых знаний. Содержание урока соответствует учебной программе познания мира курса 2 класса. Изучаемый на уроке материал относится к разделу «Жизнедеятельность животных». При изучении данного раздела учащиеся знакомятся с разнообразием животного мира Казахстана, с тем, как животные приспосабливаются к среде обитания и т.д.

Коткова Наталья Юрьевна
Учебное заведение: Детский сад № 53 "Детский сад комбинированного вида"
Краткое описание работы: Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы "Птицы в гости к нам"Цель: формирование представлений об особенностях внешнего вида различных видов птиц.Задачи: способствовать овладению конкретных представлений детей о внешних особенностях птиц, познакомить с перелётными птицами.

Малолетова Виктория Александровна
Учебное заведение: ГБПОУ РО "ШПК"
Краткое описание работы: Тема: «Времена года».Педагогическая цель: Закрепление представлений у детей об основных признаках всех времен года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Колмык Виктория Николаевна
Учебное заведение: ГБПОУ КК ЕПК
Краткое описание работы: Сценарий КТД.Работа проводится в классе. Нужно создать своего рода проект, стенгазету к 9 мая. Цель: Разработать проект к празднику «дню победы».Задачи: 1. Образовательная.Формировать способности обучающийся к новому способу действий, как на классных часах, так и на внеурочной деятельности. 2. Развивающая.Формировать у детей образа родной страны, Родины, развивать патриотизм, исследовательские навыки.3. Воспитывать. Воспитывать любовь к родине, к истории страны.

Вишнякова Надежда Михайловна
Учебное заведение: МК ОУ «Краснинская школа – интернат»
Краткое описание работы: Цель: воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.Задачи:-способствовать воспитанию любви к лесным богатствам нашей Родины;-осуществлять патриотическое воспитание;- развивать речь, психические процессы; - прививать любовь, бережное отношение к природе


План-конспект урока по окружающему миру по ФГОС

В данном разделе образовательного портала Конспектека представлены планы-конспекты уроков по окружающему миру. Конспект урока окружающего мира представляет собой подробный план, включающий содержание и подробное описание этапов занятия по этой учебной дисциплине.

Грамотно составленный конспект урока служит преподавателю опорным планом проведения занятия, а также является документом, который используется при аттестации учителей окружающего мира. Поэтому можно сказать, что планы-конспекты уроков играют важную роль в процессе построения грамотного и эффективного процесса обучения окружающему миру в школах России.

По новым требованиям государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) план-конспект урока окружающего мира должен отвечать следующим требованиям: цели, задачи и методы проведения урока должны отвечать возрастной группе учеников, цели и задачи занятия должны быть четко сформулированы, ход урока должен способствовать выполнению поставленных задач и достижению целей.

Главными составными элементами конспекта урока по окружающему миру являются: тема, цели, задачи, вид, форма проведения, последовательность этапов, методические материалы и техническое обеспечение.

На учебно-методическом портале Конспектека можно скачать конспекты уроков окружающего мира бесплатно

Преподаватели могут разместить планы-конспекты уроков на различные темы на нашем Интернет-ресурсе и получить именные свидетельства о публикации авторского материала. Размещая свои наработки, Вы даете другим учителям окружающего мира перенять Ваш опыт и помогаете коллегам совершенствоваться. Все авторские наработки по окружающему миру на нашем портале можно совершенно бесплатно скачать в целях ознакомления.

Помимо конспектов по окружающему миру на нашем сайте Вы найдете разработки по литературе , русскому , математике и всем другим предметам из учебной программы российских школ.

Цели:

  1. Учить детей соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев;
  2. Развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного искусства;
  3. Расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме;

Планируемые результаты: научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства языка; Формы организации работы детей: фронтальная работа со слайдами, знакомство с репродукциями картин русских художников, знакомство со старинными названиями зимних месяцев, ответы на вопросы по теме.

Формы организации работы учителя:

Организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседы по репродукциям картин и слайдам, анализирует и дополняет ответы детей, читает стихи.

Используемое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ПК, проектор, таблички с древнеримскими и современными названиями зимних месяцев, разноцветные карточки с заданиями

Ход урока

I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний. Повторение изученного материала.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с экологическим календарем. Давайте проверим ваши знания. Проведем РАУНД ТЕЙБЛ. Участник под №1 возьмет зеленый листок. Выполнив первую строчку, он передает листок 2 и т.д. Даю вам 1 мин.
Вставь пропущенные даты.

Всероссийский день заповедников и национальных парков.

Всемирный день воды.

Международный день птиц.

День Земли.

III. Изучение нового материала.

1. Самоопределение к деятельности.

Посмотрите на таблички децембер, януариус, фебруариус. Нам нужно разгадать эти слова. Попробуйте перевести их на русский язык. Переводить мы будем с латинского языка. Задача сложная, так что сосредоточьтесь на звучании этих древних слов».

Какие времена года вы знаете? А как вы думаете, к какому времени года относятся эти месяца. А теперь давайте проведем КОНЭРС. Подойдите к тому времени года (зима, весна, лето, осень) как вы думаете. Сегодня мы с вами будем говорить о зимних месяцах. Представьте, что ваш друг берет у вас интервью. Что вы ему расскажете? Может быть, кто-то помнит стихи о зиме? Предлагаю вам провести ТАЙМД-ПЭА-ШЭА. Даю вам время 1 мин.

2. Рассказ учителя о зиме.

Наша страна очень большая. В одних ее уголках зима — долгая, снежная, морозная. Бывает даже, что солнце покидает людей на всю долгую зиму. В других же местах России за целую зиму снег может выпасть всего несколько раз, скоро тает, и зима быстро уступает место следующему за ней времени года. Всего зимних месяцев три.

Учитель прикрепляет к доске таблицы с современными названиями зимних месяцев и сообщает: «Сейчас вы отгадаете загадку и услышите старинные названия одного из зимних месяцев. Подумайте, какого.

Назовите-ка, ребятки,

месяц в этой вот загадке.

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей, короче ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт -

Мы встречаем Новый год. (Дрожжин В.)

Правильно, декабрь.

Учитель читает несколько из предложенных в учебнике названий декабря: студень, студный, холодень, ледостав, годопроводец. Обсуждает с детьми их ответы.
Учитель: «Какие особенности декабря подмечены в названиях?

А теперь подумайте, о каком месяце сейчас пойдет речь?

Щиплет уши, щиплет нос.

Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится:

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что скажи за месяц это? (Телепенин Д.)

Молодцы,январь.

Учитель зачитывает названия января: просинец, сечень. Вместе с детьми объясняют название.

Снег мешками валит с неба,

с дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

на деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно

Ну, так что за месяц это?

Правильно, февраль.

Почему месяц февраль называли „крутень“, „межень?

Чтобы разобраться, послушаем объяснение учебника.
Учитель читает в учебнике на с. 6 текст «Зима в трех месяцах владыка». После этого уточняет понимание детьми прочитанного по вопросам:

Учащиеся выполняют задание №1 на с.3 рабочей тетради. Взаимопроверка.

Физкультминутка ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕРпод аудиозапись «Бибика». Кто хочет быть лидером?

IV. Закрепление нового материала.

Люди не перестают удивляться красоте зимней природы. Поэты слагают о ней стихи, художники пишут картины. Сейчас я предлагаю вам каждому прочитать про себя стихотворение Галины Галиной. А потом пусть поднимет руку тот, кто захочет прочитать это стихотворение вслух для всех, выразительно, попробовать передать голосом красоту поэтических строк». Дети читают стихотворение «про себя». Затем учитель вызывает желающих.

Как вы думаете, что помогает поэту передать красоту природы зимой?
Учитель: «Мы уже сказали, что художники часто пишут зимние пейзажи. Давайте рассмотрим репродукции картин на с. 4—5 учебника. Как вы думаете, какие именно зимние месяцы изобразили художники?

  • Какие признаки этих месяцев мы видим на картинах?
  • Как художники воспевают красоту зимней природы? С помощью чего?

Представьте себе, что мы с вами отправились на прогулку в лес, в тот самый, который изображен И.И. Шишкиным на картине.

Какая погода нас встретит? Давайте прислушаемся, в лесу тихо.

А можно в такой тишине услышать самый небольшой шум?

А что бы вы могли услышать?

Природа и сама великая художница. Ее художественными средствами служат явления природы. Послушайте, как в народе говорили о зиме. О каких зимних природных явлениях говорится в народном присловье?» Учитель зачитывает текст присловья на с. 7 учебника, просит детей перечислить явления природы, названные в ней.

V. Рефлексия. Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке. Назовем самое главное. Для этого ответим на вопросы:

  • Как называются зимние месяцы?
  • Что подмечено в народных названиях зимних месяцев?
  • Что воспевают поэты и художники в своих произведениях о зиме? А теперь пусть кто-нибудь из вас прочитает выводы учебника. (Учитель вызывает желающего.) Ребята, правильно ли мы ответили на вопросы? Совпали ли наши ответы с выводами учебника? Значит, мы не зря отправлялись сегодня на прогулку. О многом поговорили, многое узнали. И, самое главное, встретились с русской красавицей-зимой, о великолепии которой знают во всем мире.

БИЛЕТИК НА ВЫХОД. Участник №3 раздаст синие листочки. Выполните последнее задание.

Допиши предложения.

  • Снежень, бокогрей, кривые дороги, межень - ___________________.
  • Студень, ледостав, лютень, холодень, стужайло- ________________.
  • Просиней, перелом зимы, людовей- ____________________.

VI. Домашнее задание.

Сделать фотографии родного села зимней порой. Если у вас уже есть такие фотографии, подберите их для выполнения задания № 5 на с. 5 рабочей тетради.

Зад 4 с. 4 по желанию каждого.

Давайте вспомним пословицы о зимних месяцах и приметы зимы.

ДЕКАБРЬ


ЯНВАРЬ

Январь - весне дедушка.


ФЕВРАЛЬ



ЗИМА
Зима снежная - лето дождливое.
Если зимою сухо и холодно, летом сухо и жарко.
Если зимою тепло - летом холодно.
Зима морозная - лето жаркое.
Если зимою вьюги - летом ненастье.
Если зимою иней - летом роса.
Большой иней во всю зиму - лето тяжелое для здоровья.
Снежная зима предвещает хороший рост трав.
Зимой месяц кверху рожками - к морозу.
Если окна начинают потеть при двойных рамах - к усилению мороза.
Зимой собаки валяются - быть метели.
Кошка на печи - ко стуже, а кошка на полу - к теплу.
Птица хохлится - к непогоде.
Снегирь под окном чирикает - к оттепели.

ДЕКАБРЬ
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Декабрь - стужайло на всю зиму землю студит.
Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.

Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля - это к урожаю.
Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам - плохое будет лето; коли же остается промежуток - урожайное.

ЯНВАРЬ
Январь - году начало, зиме середка.
Январь-батюшка год начинает, зиму величает.
Месяц январь - зимы государь.
Январь - весне дедушка.
Январю-батюшке - морозы, февралю - метелицы.

Холодные январи подряд почти не повторяются.
Если январь холодный - июль будет сухой и жаркий, не жди грибов до осени.
Коли в январе март - бойся в марте января.
Если в январе частые снегопады и метели, то в июле - частые дожди.
В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший.

ФЕВРАЛЬ
Февраль - месяц лютый: спрашивает, как обутый.
Февраль силен метелью, а март капелью.
Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Февраль богат снегом - апрель водою.

Если февраль будет дождливый, то таким же можно ожидать весны и лета, а если погодливый, то предвещает засуху.
Февраль холодный и сухой - август жаркий.
В феврале много инея на деревьях - будет много меда.
Снег прилипает к деревьям - тепло будет.
Если кошка встает на задние лапы и начинает скрести стену - будет вьюга.