Болезни Военный билет Призыв

Конспект урока по биологии (7 класс): Общая характеристика покрытосеменных и их классификация (реферат). Конспект урока по биологии (7 класс): Общая характеристика покрытосеменных и их классификация (реферат) III. Объяснение новой темы

Конспект урока биологии 7 класса Тема: Царство Животные. Общая характеристика. Задачи урока: Образовательные: изучить признаки царства животные, расширить представления учеников о живой природе. Развивающие: развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно­следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Личностные: Воспитание эмоционально­ценностного отношения к природе. Ход урока: I. Целеполагание (Слайд 1) Вопросы классу: Что мы знаем о строении и жизнедеятельности этих животных? Как они связаны с факторами среды и другими организмами? Какую роль играют в жизни человека? и др. На многие вопросы пока ответить не можем. Главная причина – отсутствие знаний. Введение в тему (Слайд 2) «Зоология ­ наука о животных, имеющих свою историю, свои методы исследования, специальные разделы и включающая специальные науки» Основные дисциплины зоологии        Систематика животных. Морфология животных. Эмбриология животных. Физиология животных. Этология животных. Экология животных. Зоогеография. Методы изучения зоологии: ­описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный. II этап. Учебно­познавательная деятельность Задание 1. Работая с текстом, запиши признаки живых организмов, выясни сходства и различия одноклеточных и многоклеточных организмов, уточни среды жизни животных. Задание 2. Вспомни таксоны систематики животных и определи место лисицы обыкновенной в системе органического мира. Выполни упражнение на установление последовательности таксонов. Задание 3. Работая с учебным текстом на странице 88. Найди отличительные черты строения животной клетки и характерные признаки животных Задание 4. Используя предложенную схему, составь рассказ о роли животных в природе Работа в группах Задание 1. определите: Прочитайте текст, осмыслите его содержание и 1) Какими отличительными признаками живых организмов обладают животные? 2) В чем сходство и различие одноклеточных и многоклеточных организмов? 3) Какие среды жизни занимают животные? Текст Многообразие животных, особенности их строения и среды жизни (Показываю Слайды 3,4). Животные ­ самое многочисленное из царств, насчитывающее около 2 миллионов видов. Разнообразие животных поражает отличием по форме и размеру: синий кит может иметь массу 150 тысяч тонн, а амеба ­ это микроскопический организм. Но при этом, у животных есть общие признаки: строение клеток, способность к питанию, развитию, размножению, дыханию и росту; и особые признаки, которых нет у других организмов. Животные имеют следующие отличия от растений и грибов:  Употребляют в пищу готовые органические вещества;  Не имеют способностей для фотосинтеза;  Почти все животные могут совершать активные движения и перемещаться;  Почти все животные имеют системы органов: опорно­двигательную, дыхательную, нервную, выделительную, пищеварительную. Животные бывают одноклеточные и многоклеточные. Многоклеточные животные образуют самую многочисленную группу живых организмов планеты, насчитывает более 1,5 млн. ныне живущих видов. Одной из важнейших черт их организации является морфологическое и функциональное различие клеток тела. Между клетками в ходе эволюции произошло разделение, что позволило им эффективнее выполнять свои функции. Разные ткани объединились в органы, а органы – в соответствующие системы органов. Для осуществления взаимосвязи между ними и координации их работы образовались регуляторные системы – нервная и эндокринная. Благодаря контролю за деятельностью всех систем, многоклеточный организм работает как единое целое. Животные, как и растения, бактерии, грибы, населили все среды жизни: водную ­ рыбы; наземно­воздушную – жуки; почвенную ­ дождевые черви. Средой жизни для многих животных служат другие животные, человек, растения. У каждого вида есть свои предпочтения к местам обитания. Например, соловьи встречаются в сырых и затенённых участках леса. Щуки в реках предпочитают места с медленным течением (омуты, заводи), заросшие у берегов. а) Запиши признаки живых организмов б) При выявлении сходства и различия одноклеточных и многоклеточных организмов заполни таблицу ­ (Слайд 5) Сравнение одноклеточных и многоклеточных животных Сходство Различия Одноклеточные Многоклеточные в) Изучив среды жизни животных, распредели их по группам (дождевые черви, рыбы, раки, тигры, бабочки, птицы, киты, медузы, дельфины) – (Слайд 6) Водная Деятельность обучающихся по работе с текстом и критерии оценивания Наземно­воздушная Почвенная Деятельность а) какими признаками живых организмов обладают животные Деятельность: Выявление информации в тексте. б) Сравнение одноклеточных и многоклеточных животных Деятельность: Анализ текста и перевод одной формы информации (словестного текста) в другую форму (таблицу) Критерии оценивания 1балл за правильный ответ Ответ: Животные питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, умирают. 2 балла – текст переведен в таблицу верно; правильно указаны черты сходства и различия одноклеточных и многоклеточных животных Сходство Различия Одноклеточные Многоклеточные 1.В клеточном строении 2.В процессах жизнедеятельности: дышат, питаются, передвигаются, выделяют продукты обмена, раздражаются 1.Тело состоит из одной клетки 1.Тело состоит из различных типов клеток, специализированных в выполнении определенных функций 2.Микроскопич еские размеры тела 2. Клетки образуют ткани, ткана­органы, органы ­ системы органов. 1 балл ­ допущены незначительные ошибки или не полностью указаны признаки сходства и различия 1 балл – правильный ответ Водная рыбы, дельфины, раки, медузы Наземно­ воздушная тигр, бабочки, птицы Почвенная дождевые черви, кроты в) какие среды жизни занимают животные Деятельность: Использование информации прочитанного текста для выполнения практического задания. Индивидуальная работа Задание 2.Вспомни таксоны систематики животных и определи место лисицы обыкновенной в системе органического мира. Выполни упражнение на установление последовательности таксонов. Деятельность обучающихся по работе с классификацией животных и критерии оценивания Определите классификацию для лисицы – (Слайд 7) Проверка – (Слайд 8) а) Определи место лисицы обыкновенной в системе органического мира Деятельность: на основе ранее полученных знаний установить систематическое положение лисицы обыкновенной 1 балл – правильный ответ Царство: Животные Тип: Хордовые Класс: Млекопитающие Отряд: Хищные Семейство: Псовые Род: Лисицы б) Расположи единицы классификации в правильном порядке, начиная с наименьшей (Слайд 9) Деятельность: на основе ранее полученных знаний, расположить таксоны в правильном порядке, начиная с наименьшей Вид: Лисица обыкновенная 1 балл ­ правильный ответ ­ Вид ­ Род ­ Семейство ­ Отряд ­ Класс ­ Тип ­ Царство Работа в парах Задание 3 ­ Работая с учебным текстом на странице 88, найдите отличительные черты строения животной клетки и характерные признаки животных, полученные данные запишите в таблицу (подсказки для учащихся – Слайды 10,11) Деятельность: Поиск и оценка информации. Перевод одной формы информации (словесного текста) в другую форму (таблицу) Деятельность обучающихся по работе с текстом и заполнению таблицы, критерии оценивания (Слайд 12) Деятельность Критерии оценивания Деятельность обучающихся по работе с учебным текстом и переводу одной формы информации (словестного текста) в другую форму (таблицу). Максимальное количество баллов­7 По 1 баллу ­ за каждый правильно указанный признак Признаки Животные Растения Питание Автотрофное Гетеротрофное Строение клетки Есть целлюлозная оболочка, вакуоли, пластиды. Нет клеточного Нет вакуоли (за исключением пищеварительных и сократительных у простейших), пластид. Есть клеточный центр Запасающее вещество центра Крахмал Гликоген Способность к росту Активность в поисках пищи Органы Симметрия тела Неограниченный Ограниченный Не активны Вегетативные Генеративные ­­­­­ В большинстве случаев – активны Соматические, половые Органы образуют системы органов Двусторонняя Лучевая После заполнения – проверка – (Слайд 13) Групповая работа Задание 4. Используя предложенную схему, составь рассказ о роли животных в природе (Слайд 14) Деятельность обучающихся по переводу информации, критерии оценивания Деятельность Деятельность обучающихся Критерии оценивания 2 балла за полный ответ с примерами 1 балл за ответ без примеров по переводе одной формы информации в другую форму (словесный рассказ). (схемы) Составление синквейна

Учитель химии и биологии СШ при АОДКТС «Шағала», г. Актобе.

На данном уроке учащиеся знакомятся с многообразием одноклеточных животных, их строенимем, происхождением и значением в природе и в жизни человека.

Тема урока «Одноклеточные животные» 7 класс

Цель : дать понятие об одноклеточных животных

Задачи:

Формировать знания учащихся о многообразии животного мира, обобщить, систематизировать знания об одноклеточных животных;

Закрепить знания о внутреннем строении представителей типа Саркодовые и Жгутиконосцы, Инфузории; уметь сравнивать процессы жизнедеятельности представителей данных типов;

Закрепить знания о положении представителей данных типов в системе органического мира и их значение в природе и жизни человека.

Воспитание бережного отношения к живым организмам.

Оборудование: рисунки одноклеточных животных, учебник

Тип урока : комбинированный.

Методы и приемы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, критическое мышление

Ход урока

I. Орг. момент. /сообщение темы урока, задач/

II. Проверка знаний учащихся.

Ответить на вопросы:

Что такое систематика?

Что такое классификация?

Какие особенности животных взяты за основу классификации?

На какие группы делятся животные?

Почему животные объединяются в группу хордовых?

Какую номенклатуру предложил Карл Линей?

Что такое бинарная номенклатура?

III. Объяснение новой темы:

Наступило время путешествия в страну «Простейшие», в страну, которая по размерам не больше капли прудовой воды. Путешествуя по этой стране, мы должны проверить и расширить знания об одноклеточных животных: об их строении, поведении, месте в системе органического мира и значении в природе и жизни человека. Итак, не задерживаясь - в путь!

➣ Сколько простейших известно в природе? (70 тысяч видов)

➣ Почему животные этой группы получили название одноклеточные или простейшие? (они просто устроены, их тело состоит из одной клетки).

➣ Правильно, но несмотря на простоту строения, это настоящие живые организмы. А как вы считаете? (да, они способны передвигаться, питаться, размножаться, дышать, для них характерен обмен веществ и энергии, они живут независимо и умирают)

➣ Антони Ван Левенгук вначале всех Простейших назвал «инфузориями» и отнес к одной группе животных. В настоящее время выделяют целых семь самостоятельных типов одноклеточных. Почему? (потому что все они имеют различия в строении тела)

Мы ознакомимся с простейшими:

❖ Саркомастигофорами - (амебы, раковинная амеба, радиолярия, фораминифире) - клетки не имеют плотной оболочки, поэтому у них нет постоянной формы, у некоторых имеются внешние раковины, или минеральный скелет;

❖ Ресничные - (инфузория туфелька, инфузория трубач, балантидий сувойка, опалина) - снаружи тело покрыто плотной оболочкой, передвигаются с помощью ресничек, имеют два ядра, клеточный рот, глотку

➣ Чем похожи и чем различаются Простейшие разных групп?

Ученые 17-18 веков Простейших представляли по-разному. Среди мыслителей того времени находились такие, которые говорили, что сам Бог, скрыв Простейших от невооруженного взгляда, выразил свое нежелание того, чтобы человек изучал их. Даже Карл Линней назвал мир Простейших «невидимым миром» и в своей книге «Система природы» описал его как один единственный род, характерно названный «хаос инфузориум». Одни ученые считали, что Простейшие устроены так же совершенно, как высшие животные и растения и отличаются от них всего лишь размерами. Другие - что Простейшие всего-навсего комочки «живой слизи», не имеющие никакого внутреннего строения. Сегодня уже не спорят по этому поводу, знают наверняка, что зачастую простейшие устроены сложнее, чем отдельная клетка многоклеточного организма, но проще, чем одноклеточный организм в целом.

Какое внутреннее строение имеют Простейшие? Ответим на этот вопрос, выполнив задание.

/повторение материала из курса биологии 6 класса по рисункам/

Задание: заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Простейших».

Процессы жизнедеятельности

Эвглена Зеленая

Инфузория-туфелька

1. Движение

При помощи ложноножек

При помощи жгутика

При помощи ресничек

2. Питание

Фагоцитоз, ложноножки, пищеварительная вакуоль

Фотосинтез

Рот, глотка, пищеварительные вакуоли

3. Дыхание

Через оболочку

Через оболочку

Через оболочку

4. Выделение

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль и порошица

5. Размножение

Бесполое

Бесполое

Бесполое и половое

6. Переживание неблагоприятных условий

Образование цисты

Образование цисты

Образование цисты

Сравнивая между собой представителей разных типов одноклеточных животных, что можно заметить?

Их тело состоит из одной клетки, которая выполняет все необходимые функции живого организма - передвижение, питание, дыхание, выделение и т.д. сходно у них происходит размножение и образование цист.

Все это указывает на то, что все Простейшие родственны между собой.

От кого же произошли эти животные, кто их предок?

/рассказ учителя с помощью рисунка/

Самыми древними из одноклеточных животных ученые считают жгутиковых, способных подобно эвглене зеленой питаться как готовыми органическими веществами (на свету), так и органическими веществами (в темноте). Жгутиковые, имеющие хлоропласты, занимают как бы промежуточное положение между одноклеточными водорослями и одноклеточными животными. Следовательно, эти организмы родственны между собой и произошли от древних жгутиковых.

Ученые считают, что древние жгутиковые жили на Земле 1,5 млрд. лет назад. Доказательствами происхождения одноклеточных животных от древних жгутиковых служит наличие таких пресноводных одноклеточных животных, которые имеют одновременно и жгутики и ложные ножки, а также сходство в строении ресничек инфузорий со жгутиками эвглены зеленой, лямблии и др. жгутиковых.

Выполнение лабораторной работы № 13 «Знакомство со строением, движением и раздражимостью инфузории туфельки».

Какое значение простейших в природе и жизни человека?

Очищают воду;

Служат пищей малькам рыб, пресноводным рачкам дафниям и циклопам, личинкам комаров;

Образуют отложения известняка;

По остаткам скоплений раковин вымерших морских одноклеточных животных геологи находят места залежей нефти и других полезных ископаемых;

На Земле простейших насчитывается 70000 видов. Их не видно невооруженным глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружающую среду и жизнь человека.

1. Ответить на вопрос:

В пробирку с культурой Эвглены зеленой добавили небольшое количество картофельного отвара. Пробирку поставили в темноту. Через две недели зеленая окраска культуры исчезла. Как вы думаете, погибли ли эвглены? Что будет, если пробирку поставить на свет?

Ответ: организмы не погибли, хотя и лишились своей зелёной окраски. Если пробирку поставить на свет, то появится зеленая окраска культуры.

В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму?

Ответ: неблагоприятные условия, например, пересыхание водоема, инфузории переживают в состоянии цисты. Ветром цисты могли быть занесены на пальму

2. Биологического диктанта.

1. Вырост тела амеба... (ложноножка)

2. Содержимое пищеварительной вакуоли... (пищеварительный сок)

3. Вакуоль, удаляющая продукты обмена... (сократительная)

4. Поступление в организм амебы пищи, воды и кислорода и вывод вредных веществ называется. (обменом веществ)

5. Защитная оболочка у амебы... (циста)

6. Есть ли у амебы пищеварительная вакуоль? (есть)

Конспект урока

Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных

Задачи:

дать первичные представления о строении и жизнедеятельности

одноклеточных животных;

продолжить формировать умения работать с текстом учебника и

дополнительной литературой, готовить микропрепараты, работать с микроскопом;

работать с презентацией и интернет - ресурсами, развивать умения анализа и синтеза материала;

заполнять таблицу;

воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.

Тип урока: комбинированный

Вид: с элементами исследования в виде лабораторной работы.

Оборудование: таблицы, презентация, учебник, ученическая тетрадь. Микроскоп. Культура простейших. Микроскоп, предметные стекла, кусочек ваты. Карта урока.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Проверка д/з.

Индивидуальный письменный опрос в виде тестов и самопроверка

Тесты.

Вариант №1

1. Наука, которая изучает животных называется:

А) ботаника

Б) зоология

В) микология

Г) география

2. Сколько подцарств входит в царство Животные

А) 2

Б) 3

В) 1

Г) 4

3. В клетке животного отсутствует

А) ядро

Б) пластиды

В) Аппарат Гольджи

4. Животные в отличие от растений обладают

А) корнями

Б) подвижностью

В) красотой

5. Для растений характерен тип питания

А) гетеротрофное

Б) автотрофное

В) миксотрофное

6. Животные имеют

А) клеточные стенки

Б) системы органов

Тесты

Вариант №2.

1. В клетке животного отсутствует

А) ядро

Б) пластиды

В) Аппарат Гольджи

2. Животные в отличие от растений обладают

А) корнями

Б) подвижностью

В) красотой

3. Наука, которая изучает животных называется:

А) ботаника

Б) зоология

В) микология

Г) география

4. Сколько подцарств входит в царство Животные

А) 2

Б) 3

В) 1

Г) 4

5. Животные имеют

А) клеточные стенки

Б) системы органов

В) крупные вакуоли с клеточным соком.

6. Для растений характерен тип питания

А) гетеротрофное

Б) автотрофное

В) миксотрофное

Фронтальный опрос

Назовите отличительные признаки животных от растений.

Гетеротрофный тип питания – это…

В царство животные входит сколько подцарств?

    Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Игра «Чёрный ящик»

Вопрос: Антоний ван Левенгук открыл мир маленьких существ. Только при помощи этого прибора.

Как вы думаете, а зачем этот прибор нам на уроке.

Правильно мы будем изучать царство Одноклеточные.

(Записать тему урока в тетрадь)

Тема. Общая характеристика Простейших.

4.Сообщение нового материала

Попытаться сформулировать цель урока.

Давайте вспомним наш девиз на уроке «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Протистология –это наука изучающая одноклеточные Эукариотические организмы.

Откройте учебник на странице 87 и назовите, из каких типов состоит п\ц Одноклеточные.

Мы сегодня будем учеными биологами и будем изучать п\ц одноклеточные.

Поставить задачу: в течении всего урока найти доказательства или опровержения высказывания о том что инфузория туфелька сложноорганизованный организм.

Перед вами карта урока с ней мы будем работать.

Карта урока.

Общая характеристика Простейших

    Тело состоит из 1 эукариотической клетки.

Структура

Амеба

Инфузория-туфелька

Оболочка

Форма тела

Цитоплазма

Ядро

Органоиды движения

Тип питания

Пищеварительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Ротовое отверстие

Порошица

Наличие цисты

Жизненный цикл

Сообщение Ники

(фронтальный опрос)

Пресноводные животные. Размеры 5-6см.

Питание
Амёба протей питается путем фагоцитоза, поглощая бактерий, одноклеточных водорослей и мелких простейших. Образование псевдоподий лежит в основе захвата пищи. На поверхности тела амёбы возникает контакт между плазмалеммой и пищевой частицей, в этом участке образуется «пищевая чашечка». Её стенки смыкаются, в эту область (с помощью лизосом) начинают поступать пищеварительные ферменты. Таким образом формируется пищеварительная вакуоль. Далее она переходит в центральную часть клетки, где подхватывается токами цитоплазмы. Кроме фагоцитоза, амебе свойствен пиноцитоз - заглатывание жидкости. При этом образуется на поверхности клетки впячивания в форме трубочки, по которой поступает внутрь цитоплазмы капелька жидкости. Образующая вакуоль с жидкостью отшнуровывается от трубочки. После всасывания жидкости вакуоль исчезает.
Передвижение
Тело Амёбы протей образует выступы - ложноножки. Выпуская ложноножки в определённом направлении, амёба протей передвигается со скоростью около 0,2 мм в минуту.
Реакция на раздражение
Положительный таксис на пищу и свет, отрицательный на соль.
Размножение
Только агамное, бинарное деление. Перед делением амёба перестает ползать, у неё исчезают диктиосомы аппарата Гольджи и сократительная вакуоль. В начале делится ядро, потом происходит цитокинез. Полового процесса нет.

5.Физкультминутка

Ответы на вопросы да – хлопнуть, нет – топнуть

Страна, в которой мы живём Россия – да

У нас все мальчики в классе – нет

Изучаем сегодня - многоклеточных – нет

Амёба движется с помощью ресничек – нет

Циста – это состояния покоя – да.

Нам интересно на уроке –

Гимнастика для глаз.

6. Лабораторная работа

Цель:

Оборудование:

Техника безопасности:

1. Микроскоп должен располагаться на расстоянии 5-8 см от края стола.

2. Свет направляется зеркалом в отверстие предметного столика.

3. Поместив препарат на предметный столик, пользуясь винтом, опустите тубус так, чтобы нижний край объектива находился на 1-2 мм от препарата.

4. Смотря в окуляр, медленно поднимайте тубус пока не появиться четкое изображение предмета.

5. После работы уберите предметное стекло, промойте его водой или поместите в специально отведенную для этого ванночку, готовые препараты необходимо убрать в коробку.

6. После работы микроскоп убрать в футляр.

7. При работе с предметными стеклами и готовыми препаратами следует проявлять осторожность, чтобы не разбить их.

Инструктивная карточка

Ход работы:

1. Прочитайте дополнение.

1.1. Поместите на предметное стекло каплю культуры инфузории туфельки

2. Накройте каплю покровным стеклом. Рассмотрите препарат, обратите внимание на форму тела простейших.

3. Рассмотрите готовые препараты на презентации. Сравните увиденное с рисунками и таблицами. Определите передний (тупой) и задний (заостренный) конец, предротовое углубление.

4. Зарисуйте инфузорию туфельку.

5. Сделайте вывод об особенностях строения и передвижения инфузории туфельки. Для этого сформулируйте ответы на вопросы:

А) По каким признакам инфузорию можно назвать животным

Б) Можно ли инфузорию назвать более сложноорганизованным животным по сравнению с амёбой и почему.

Лабораторная работа

Тема: Строение инфузории- туфельки

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности инфузории туфельки.

Оборудование: Культура инфузории туфельки, готовый материал о простейших, микроскоп, предметные стекла, кусочек ваты.

Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Записать в словарь терминов: псевдоподии, реснички, макронуклеус, микронуклеус, пелликула.

Дополнение .

Название «инфузория» происходит от латинского слова «инфузум», что означает влитый куда-либо, т. к. впервые инфузории были обнаружены в воде, настоянной на травах. У инфузории-туфельки одноклеточное тело, покрытое плазматической мембраной, с внутренней стороны окружено эластичной и тонкой пелликулой. Вся поверхность тела покрыта ресничками, которые располагаются косыми рядами. Такое расположение ресничек способствует вращению тела вдоль продольной оси при движении. Отверстия – на поверхности тела проходящие, в пелликулу. Для удержания пищи или при опасности через эти отверстия выбрасываются трихоцисты, похожие на тонкие стрелы. Внутренняя полость заполнена цитоплазмой, в которой находятся малое и большое ядро, сократительная вакуоль, пищеварительная вакуоль. От переднего конца и до середины тела проходит околоротовая воронка, и, сужаясь, переходит в глотку. Глотка заканчивается клеточным ртом. Две сократительные вакуоли инфузории туфельки сокращаются поочередно. Продукты жизнедеятельности и вода собираются из цитоплазмы и по канальцам поступают к сократительным вакуолям. За процесс размножения отвечает малое ядро и дает начало большим ядрам.

Конъюгация

Бесполое размножение повторяется много раз подряд, но время от времени в жизненном цикле инфузорий происходит половой процесс, который носит характер . Главное отличие конъюгации инфузорий заключается в том, что она представляет временное соединение двух инфузорий. Последние обмениваются частями своего ядерного аппарата, после чего расходятся. Полного слияния конъюгирующих особей не происходит, поэтому их нельзя приравнять к гаметам прочих простейших. Во время конъюгации инфузории сходятся попарно и чаще всего прикладываются друг к другу брюшной стороной.

У некоторых видов на месте соприкосновения пелликула обеих особей растворяется и между конъюгантами образуется более или менее широкий соединительный цитоплазматический мостик. У других видов во время конъюгации целостность пелликулы не нарушается.

Существенные изменения во время конъюгации претерпевает ядерный аппарат. конъюгантов распадается на части и постепенно резорбируется в цитоплазме. сначала делится дважды. Это мейоз, во время которого происходит редукция числа хромосом, и диплоидный комплекс их превращается в гаплоидный, далее три из четырех ядер разрушаются и резорбируются в цитоплазме, а четвертое снова делится.

В результате каждый конъюгант обладает двумя ядрами, происшедшими из микронуклеуса. Это половые ядра - пронуклеусы. Одно из них (мигрирующее, или мужское) покидает конъюгант и переходит в соседнюю особь, где и сливается с единственным оставшимся в нем стационарным (женским) ядром; то же происходит и в другом конъюганте. Оба половых ядра (стационарное и мигрирующее) сливаются, и таким образом восстанавливается диплоидный комплекс хромосом. У некоторых инфузорий на мигрирующем ядре появляется на одном конце острый носик, на другом - хвостообразный вырост и оно по строению становится похожим на живчик, лишний раз подтверждая мужскую природу мигрирующего ядра.

Так, к концу конъюгации каждый конъюгант имеет по одному ядру двойственного происхождения, или . Примерно в это время инфузории отделяются друг от друга. У разошедшихся конъюгантов (которые теперь называются эксконъюгантами) происходит процесс реконструкции нормального ядерного аппарата. Он довольно сложен и в деталях протекает неодинаково у разных видов инфузорий. Сущность его сводится к тому, что синкарион митотически делится один, два или три раза и часть ядер - продуктов деления - становится микронуклеусами, другая часть преобразуется в макронуклеусы. Процесс преобразования продуктов деления синкариона в макронуклеусы выражается прежде всего в повышении содержания ДНК, в основе которого лежит многократная репликация макромолекул. В развивающемся макронуклеусе появляются многочисленные ядрышки, которые в микронуклеусах и синкарионе отсутствуют. После завершения реконструкции ядерного аппарата инфузории вновь приступают к бесполому размножению.

Выводы сделали,

7 . Закрепление (таблицу заполнили.), см. карту урока.

Если останется время, то работа с текстом и кроссворд.

8. Подведение итогов

    - разбор и запись домашнего задания;

- Ответить на вопросы 1-5 на стр.98 учебника. Рабочая тетрадь выполнить задание№49, №51.

*подготовить сообщение с презентацией Темы «Эвглена зелёная», «Малярийный плазмодий», «Раковинные амёбы»

    оценка работы учащихся

    рефлексия

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Конспект урока по биологии, 7 класс

История развития зоологии

БОУ «СОШ №24» г.Омска,

Стрекозина Ю.С.

Тема: История развития зоологии

Тип урока:изучение нового материала

Целиурока:сформировать у учащихся знания о зоологии как науке о животных, о этапах ее

развития; познакомить с классификацией животных, ее основными систематическими категориями;

познакомить с методическим аппаратом учебника, правила работы с ним, с учебной литературой.

Задачи урока:выделить этапы развития зоологии – свидетельство накопления знаний о животных;

познакомить учащихся с жизненным и творческим путем греческого ученого Аристотеля;

нидерландского ученого Антониванн Левенгука; выделить заслуги К.Линнея в развитии

биологической науки; отметить отличительные особенности систематики животного мира.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должные уметь характеризовать зоологию как науку о животных,

являющуюся частью науки биологии, знать основные этапы ее развития, могут назвать основные

Метапредметные:учащиеся должны уметь работать с учебником.

Личностные:у учащихся формируется интерес к познанию природы.

Оборудование:учебник, интерактивная доска, компьютер, презентационный материал.

Ход урока

1. Организационный этап.

А) требования к уроку

Б) знакомство с учебником

2. Мотивация и актуализация знаний.

Ребята, давайте вспомним, как называется наука, изучающая живую природу?

О. Биология

Какие царства живой природы изучает биология?

О. бактерии, грибы, растения и животные

С представителями царств бактерии, грибы и растения вы познакомились, изучая биологию в 5-6

Вспомним, как называется наука, изучающая бактерии?

О. бактериология

Как называется наука, изучающая грибы?

О. микология

Как называется наука, изучающая растения?

О. ботаника

Как называется наука, изучающая животных? Может быть, кто- то уже знает?

О. зоология

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на первом уроке зоологии?

Предположения учащихся

биологическую семью. И сегодня, наш первый урок будет посвящен тому, как появилась эта наука и

как происходило ее историческое развитие.

Тема урока……

3. Изучение нового материала

1) понятие зоология

Слово «Зоология» имеет греческое происхождение и состоит из двух маленьких греческих слов.

Как вы думаете, какие это слова? По вашему мнению, как они переводятся?

О. «зоон» - животное, «логос - наука»

Как мы можем сформулировать и записать, что такое зоология?

О. Зоология –наука, изучающая животных

2) представления наших предков о животных

Как вы думаете, как давно человек знаком с животным миром?(ответы учащихся)

Около 6 тысяч лет назад люди внешне выглядели так же, как мы с вами. Но жизнь их была совсем

другой: они не знали железных ножей, топоров, огнестрельного оружия. Но они очень хорошо знали

съедобные растения, грибы. Они были умелыми охотниками и рыболовами:знали повадки зверей и

птиц, пути их миграции, звериные тропы. Знали, как обмануть зверя или птицу, как притвориться

мертвым, чтобы подманить добычу.

?. С какой целью люди охотились на животных?

О. источник еду, шили из шерсти одежду, изготавливали оружие

Откуда современные люди узнали, на каких животных и как охотились в каменном веке?

О. из рисунков, изображенных на камнях, скалах (слайд 4)

Учитель обращает внимание на рисункив учебнике на с.4- 5, приводит несколько примеров из главы

первобытных людей.

Одна из самых красивых пещер с рисунками первобытных людей находится в Дордони (Франция).

Называется она Ласко. Эту пещеру нашли в 1940 году несколько мальчиков совершенно случайно.

Они шли мимо с собакой, и вдруг собака куда- то исчезла. Ребята раздвинули кустарник, убрали

камни и увидели большую щель. Один из мальчиков полез в нее и начал пробираться вперед. Вдруг

он съехал куда- то вниз, но все же продолжал ползтив темноте все дальше –туда, откуда доносился

испуганный визг. Наконец в большой, просторной пещере он увидел собаку и позвал своих

товарищей. Они поползли вслед за ним. Но вскоре расцарапанные, ободранные все вылезли обратно

на поверхность. Дети решили сохранять пока в тайне свое открытие и самим обследовать пещеру. На

следующий день мальчики вернулись к ней с веревками и фонарями. Путешествие началось.

Ребята рассказывали потом, что в пещере было темно и жутко и сердца их бились от страха. Один из

них приподнял фонарь и заметил на стене какие- то линии. Тогда все наставили свет на стены и

увидели изображения быков, оленей, диких лошадей.

О первобытных людях мальчики слышали в школе. Поэтому они, прежде всего рассказали о

пещере учителю. Он хотел поскорее осмотреть все рисунки, но это ему не удалось: рисунков было

слишком много. Этого не мог сделать и ученый Брейль, который впоследствии внимательно изучал

пещеру. Считают, что на стенах этой пещеры сохранилось больше двух тысяч одноцветных и еще

множествоцветных рисунков. Изображения часто находят одно на другое, и иногда трудно понять,

что же там нарисовано. До сих пор некоторые рисунки в пещере еще не разгаданы.

Сейчас эта пещера хорошо освещена электричеством. Лампы искусно спрятаны, но свет от них

На некоторых из них животные достигают в длину шесть метров. Все рисунки выполнены с

большим мастерством. Тонкий сталактитовый покров, образовавшийся на протяжении веков,

предохранил их от порчи. В пещеру можно проникнуть сравнительно легко. Местные жители бывали

в ней еще раньше мальчиков, но не обратили внимания на рисунки. Сейчас они гордятся "своей"

пещерой, которую открыли не приезжие ученые, а их дети. Самиребята потом работали в пещере

3) история развития зоологии

Современному человеку, попади он в те времена, пришлось бы очень трудно.

Послушайте отрывок из книги Сетона- Томпсона о белом мальчике, путешествующем в лесах Канады

с другом- индейцем [Сетон- Томпсон Э. Рольф в лесах. –М.: Дет. лит., 1993, стр.80]:

Порох и дробь были слишком драгоценны, чтобы тратить их на месть, и Рольф собрался

вскарабкаться на ёлку, но Куонеб поспешно его остановил:

- Нет, нет, и не думай. Я один раз видел, как белый полез за кэком. Кэк подпустил его поближе, а

потом повернулся спиной и замахал хвостом. Белый закрыл лицо локтем, но иглы вонзились ему в

руку в пятидесяти местах, да и лица уберечь ему не удалось. Он полез вниз, но кэк спускался

быстрее и бил его хвостом. Тут пальцы у него разжались, он упал на землю и сломал ногу. А рука

распухла втрое, и опухоль держалась полгода. Иглы очень ядовитые. Он чуть не умер.

- Ну так я собью его вниз! – воскликнул Рольф и схватил топор.

Ва! – остановил его Куонеб. – Нет! Мой отец говорил, что кэка просто так убивать нельзя.

Только если тебе нужныиглы для каких- нибудь изделий и ты принес жертву. Убьешь кэка –быть

Кто такой кэк?

О. колючая свинья

О каких двух правилах узнал от индейца Рольф?

Вы скажете, что современным людям необязательно знать то, о чем знали первобытные охотники.

Так нужно ли изучать зоологию?

Где могут пригодиться зоологические познания?

О. разведение домашних животных, охотничий и рыбный промыслы, паразиты и переносчики

заболеваний, садоводство и огородничество (опылители, энтомофаги, вредители), походы в лес,

охрана животного мира, создание биороботов, собаководство.

Г) история развития зоологии

Первый этап развития зоологии –донаучный, или описательный. Легко ли описать животное?

Попробуем это сделать.

Работа в группах. Учащиеся делают описание насекомых, затем представители каждой группы

читают готовое описание, а другие группы по этому описанию пытаются определить, о каком

виде идет речь. Изображения всех 6 видов без названий проецируются на экране.

Примеры работ учащихся

1) Гусеница непарного шелкопряда. Два глаза, длинный хвостик, брюшные и грудные лапки.

Гусеница пепельного цвета, спинка черная, покрыта волосками.

2) Боярышница. Четыре крыла белого цвета с жилками черного цвета. Есть голова, грудь, брюшко

черного цвета. 2 уса.

3) Стрекоза. У взрослой особи вытянутое брюшко, грудь, голова с большими глазами. 4 сетчатых

крыла. Крылья с темными пятнами. Голова с мощными челюстями. На груди 6 ножек.

4) Американская белая бабочка. Похожа на нашего мотылька. У неё маленькие белые крылья

длиной около 1 см. Мохнатые усы. Черные глаза. Тело мохнатое. 4 крыла, шесть лапок.

5) Кобылка. Небольшое насекомое. Имеет 2 прямых усика. Задние лапки намного больше передних.

Голова с глазами, грудь, брюшко, сетчатые крылышки. 4 лапки. Умеет стрекотать. Питается травой.

6) Майский жук. Голова насекомого черного цвета, покрыта маленькими волосками. 2 усика. Тело

светло- коричневое. 6 лапок. Брюшко черного цвета. Нижние крылья коричневого цвета.

Второй этап – научный. Большой вклад в развитие зоологии внесли такие ученые, как Аристотель,

А. Левенгук, К.Линней, М.В. Ломоносов. Некоторые из них вам уже знакомы. (слайд 9)

Проверка работ

Самостоятельная работа. Пользуясь информацией учебника на с.5-6, с.7- последний абзац,

заполните таблицу об этих ученых,и чем они знамениты.

Чем знаменит

Аристотель

А. Левенгук

К. Линней

М.В. Ломоносов

Проверка таблицы, обсуждение, дополнение учителем информации по ученым.

(?) – дополнительные вопросы учащимся к этим пунктам.

Аристотель:

А) Он разделил их на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Это деление примерно

соответствует делению на позвоночных и беспозвоночных.

Б) Аристотеля называют «отцом зоологии». Он изучил более 500 видов животных, описав их

внешний вид и строение, образ жизни и поведение.

4) многообразие животного мира и систематические категории

Просмотр видеоролика «разнообразие животного мира»

? Что вы видели, просматривая видеоролик?

О. животных

?. Какое количество? (много) Они все одинаковые? (нет, разные – по размеру, цвету и.т.д.)

В настоящее время существует, по разным оценкам, от 2млн. до 4,5 млн. видов животных. Больше

всего на земле насекомых: комаров, бабочек, жуков, мух. Их более 1 млн. видов. Все животные

разнообразны - по внешнему и внутреннему строению, образу жизни, месту обитания и.т.д. Чтобы

не запутаться в таком многообразии, ученые предложили классифицировать животных, используя

А что, по вашему мнению, классифицировать?

О. разделить на группы

А как называется наука, которая занимается классификацией животных на группы

О. систематика

Как вы думаете, чем руководствуются ученые, разделяя животных на группы?

О. сходное внешнее и внутреннее строение

?. Вспомните, кто из ученых и когда предложил систему классификации животных и растений,

которая сохранилась и до настоящего времени?

О. 1735г, К. Линней

Какие систематические категории он предложил?

О. класс, отряд, род, вид

Что такое вид?

О. группа организмов, имеющих сходное строение.

Действительно, система К. Линнея сохранилась до настоящего времени и она была взята за основу в

современной систематики. Со временем она претерпела небольшие изменения, в нее были добавлены

такие систематические категории, как семейство, тип (у растений - отдел), подтип, царство.

Самостоятельная работа –в тетради, а потом на доске. Проверка заданияна доске с карточками

–расположите следующие систематические категории в последовательности от самого «низкого»

до самого «высокого» ранга:

1 – вид; 2 – семейство; 3 – класс; 4 – тип; 5 – отряд; 6 – царство; 7 – род; 8 - подтип

Проверка задания.

4. Закрепление материала.

А) фронтальный опрос «мозговой штурм»

1) О ком мы говорили сегодня на уроке? Царство?

2) Как называется наука, изучающая животных?

3) Как давно человек знаком с животным миром?

4) Как человечество приобретало знания о животных?

5) О чем говорят наскальные рисунки?

6) Выделяют два этапа истории развития зоологии…….?

7) Какие ученые внесли большой вклад в развитие зоологии?

8) Кого из этих ученых считают «отцом зоологии»?

9) Почему его считают «отцом зоологии»? Что вы можете сказать о его достижениях?

10) Кто из ученых изготовил микроскоп, что позволило изучать мир микроскопических организмов?

11) Как ученые разбираются в многообразии животных?

Класс: 7

Учебник: «Многообразие живых организмов», 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И., Дрофа, 2011г.

Тема урока: «Общая характеристика царства Растения»

Цель урока: сформировать общее представления о царстве Растения

Планируемые результаты.

Личностные: осознание ценностей растительного мира, как важнейшего компонента природы.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, синтезировать и обобщать знания, использовать имеющиеся знания для создания общей картины изучаемой темы, высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: называть растения Подцарства Высшие и Низшие растения, объяснять и выделять основные отличительные особенности растений от других царств живой природы.

Универсальные учебные действия.

Личностные: осознавать необходимость изучения растительного мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной целью, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о классификации растений, делать анализ и отбор информации, извлекать информацию из различных источников, обрабатывать ее до получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Задачи:

Образовательные:
- Познакомить учащихся с критериями классификации растений на высшие и низшие;
- Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы;
Развивающие:
- Формирование умения работы с тестами;
- Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливания и формулирования выводов.

Воспитательные:
- Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: компьютер; проектор; интерактивная доска; муляжи овощей и фруктов, магнитная доска, магниты, сырой картофель, раздаточный материал.
Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин)

Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; Настрой на урок. Разделение класса на три рабочие группы.

Давайте улыбнемся друг другу. Улыбки это свет и тепло. Заряд положительных эмоций. И начнем наше занятие. (слайд №1)

Настраиваются эмоционально к уроку.

Актуализация знаний.

(2 мин)

На нашей планете более 2 млн. видов живых организмов, принадлежащих к разным царствам природы.

Давайте вспомним их. Назовите.(слайд№2)

Какие из них мы уже изучили?

А теперь послушайте стихотворение.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос.

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах пленительная сила

Для всех, умеющих их тайны разгадать!

(Р.Рождественский

Как вы думаете, почему для сегодняшнего урока я выбрала именно это стихотворение?

Какой будет тема урока? (слайд №3)

Отвечают на вопросы учителя. Называют царства живой природы и выделяют те, которые уже изучили. Слушают учителя.

Формулируют тему.