Болезни Военный билет Призыв

Конспект урока на тему «Письменность и знания древних египтян». Проверка знаний по пройденным темам. Материалы для учителя письма

Тема урока:
ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ШКОЛА. НАУЧНЫЕ ПОЗНАНИЯ.

Задачи урока.

Личностные: осознать ценность и значимость получения образования на примере Древнего Египта;
научиться понимать, что получение образования - это большой труд;
помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
воспитывать уважение к чужой культуре.

Метапредметные: формировать логическое и историческое мышление учащихся;
на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов, древнеегипетского и современного календарей формировать умение сравнивать различные явления;
научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для решения практических задач.

Предметные:

Уяснить смысл понятий: «иероглифы», «папирус»,
сформировать представление о школе в Древнем Египте;
на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;
познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.

Оборудование:
мультимедийный проектор, интерактивная доска, ЭОР «Древний Египет», презентация «Образование в Древнем Египте»

Литература: Учебник: История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицка.— М.: Просвещение, 2012 г.
Смирнов С.Г. Задачник по истории древнего мира. - М.: МИРОС, 1994.

Ход урока.

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Действия учителя

Мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали исторические события и явления Древнего Египта. И не задумывались над тем, откуда пришла к нам информация о них. А между тем долгое время в мире ничего не было известно о Древнем Египте. Ведь эта цивилизация погибла накануне наступления новой эры.

Чуть больше, чем 200 лет назад, тогда ещё мало известный французский генерал Наполеон во главе войска отправился на завоевание Египта. Его военный поход потерпел поражение, но имел положительные результаты другого свойства, а именно - знакомство с древнеегипетской культурой. В составе экспедиции были не только воины, но и учёные, художники, архитекторы, которые тщательно исследовали находки, зарисовывали и записывали всё найденное. В результате было положено начало исследованиям погибшей древнееегипетской цивилизации. Особенно французских исследователей поразило обилие загадочных рисунков на стенах пирамид, каменных стелах, стенах храмов. (Демонстрация слайда с изображением памятников древнеегипетской культуры).

С одной стороны мы имеем обилие вещественных источников в виде пирамид, храмов, стел, скульптур, рисунков и письменных источников в виде надписей на стенах пирамид, храмов, стелах, рукописей, по которым можно было бы восстановить историю Древнего Египта. (Фиксируем 1-й факт: обилие вещественных и письменных источников по истории Древнего Египта ).

Но в то же время эти источники были безмолвны. Сами по себе они не сообщали ни имён фараонов, ни информации о конкретных войнах, походах, событиях. Фактическая история Древнего Египта оставалась неизвестной. Обычно такую информацию дают именно письменные источники. Но в данном случае они ничего не давали, потому что их невозможно было прочитать. Никто из учёных, знавших языки, не мог расшифровать древнеегипетские письмена. С другой стороны нашей проблемы мы имеем отсутствие конкретной информации по истории Древнего Египта, попросту говоря - его история оставалась неизвестной, нераскрытой загадкой. А причиной этого было то, что древнеегипетские письменные источники никто не мог прочитать. (Фиксируем 2-й факт: история Др.Египта оставалась неизвестной).

Какое противоречие обнаруживается при сопоставлении двух сторон ситуации?Какой возникает вопрос?

Обобщая ответы учеников, фиксируем на доске учебную проблему: Почему в Древнем Египте была создана столь сложная письменная система?

Действия учеников:

Противоречие между обилием исторических источников и неизвестностью, неизученностью истории Древнего Египта.
Как можно было заставить заговорить исторические источники Древнего Египта? Надо расшифровать загадочную письменность. Но как это сделать? Письменность была слишком сложной.
Фиксируют главный вопрос урока в тетради.


Регулятивные УУД
1. Определять цель - проблему.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность.
4. Работать по плану.
5. Оценивать степень и способы достижения цели.

II. Версии.

Действия учителя:
Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? Фиксирует версии на доске ключевыми словами:
1) преимущества для определённых слоёв населения.
2) письменность Др.Египта - первый опыт человечества в развитии письменности

Действия учеников:

Учащиеся выдвигают предполагаемые версии.
1.Кому-то было выгодно создать столь сложную письменность, т.к. это давало определённые преимущества перед остальными жителями Египта.
2. У людей ещё не было опыта создания удобной, универсальной и простой письменной системы.

Формирование УУД, технология оценивания:
Регулятивные УУД
2. Выдвигать версии.

III. Актуализация знаний.

Формирование УУД, технология оценивания:
Что мы уже знаем по этой проблеме? (Фиксирует ключевые слова на доске.)

1. Письменность была необходима писцам для учёта собираемых налогов.
2. Письменность использовалась для возвеличивания фараонов: перечислялись их заслуги, титулы, завоевания.

IV. Планирование деятельности.

Что нам надо узнать для решения проблемы? Опорными словами фиксирует план действий на доске.
Надо узнать:
1.Какой была письменность в Д.Е.?
2. Кто и как мог изучить письменность в Д.Е.? Какие преимущества давало владение письменностью определённым категориям населения?
Определяют план действий по решению проблемы.

1.Узнать, что из себя представляла древнеегипетская письменность.
2.Выяснить, каким образом древние египтяне могли изучить письменность, получить образование. Что давало владение письменностью определённым группам населения?
3. Как развивалась письменность в Древнем Египте?

Формирование УУД, технология оценивания:
Регулятивные УУД
3. Планировать деятельность.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1.Какой была письменность в Древнем Египте?
Даётся задание прочесть текст пункта 1 «Загадочные письмена» § 12.
Далее учитель просит учащихся выполнить следующие задания, опираясь на информацию пункта:
1.Что такое иероглиф? Нарисуйте (напишите) в тетради 2-3 египетских иероглифа.
2.Заполните пробелы в следующем задании: «Египетские иероглифы передавали:
А)………….,
Б) ………….,
В) ………….».
3. На с.60 даны изображения нескольких др.-ег. иероглифов. Пользуясь ими, напишите следующий текст: «Под жаркими лучами египетского солнца колонна рабов медленно двигалась к колодцу с водой. Воины охраняли колонну и били тех рабов, которые шли слишком медленно».
Сложно ли вам было выполнить это задание? Смогли ли вы выполнить его полностью? Если нет, почему?
4.В египетском письме не было гласных букв. Давайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф «СЛ» - какие слова он может обозначать? (Село, сало, сила, осёл, если, сел, соло).
5.Почему было трудно овладеть древнеегипетской письменностью?
Не менее сложным, чем письменность, было и обозначение математических чисел. На с.61 учебники приведены образцы некоторых из них. (Рассматриваем рисунки). Давайте попробуем с их помощью выполнить следующие задания:.
1.Запишите на доске пример:

2012 - 1932 (год создания нашей школы) =
А теперь этот пример переведём в др.ег. математические знаки:

2.Запишите при помощи египетских цифр год своего рождения.

3. Решите задачу и запишите её решение в тетради:
«Представьте хозяйство др.-ег.храма. Под пальмами в белых одеждах стоит жрец. Он наблюдает за трудом земледельцев и про себя высчитывает: «Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков пшеницы. 20 мешков нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков - на корм быкам, 40 мешков - на похлебку рабам, 20 мешков - на семена для посева. Сколько же мешков останется?»

Итак, мы узнали, что письменность в Др.Египте была очень сложной.
Вывод на с.60: «Трудно было выучить такое письмо. Умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом».

2. Кто и как мог изучить письменность в Древнем Египте? Какие преимущества давало владение письменностью определённым категориям населения?
Учащиеся получают задание прочесть пункт 3 «Учителя и ученики» и ответить на вопросы:

1.Кто получал образование в школах Древнего Египта? Были ли это представители всех слоёв населения этой страны? Кто не мог обучатся в школе?
2. Кто обучал детей в школах Древнего Египта? Каким премудростям?

3.Почему учителя были заинтересованы в сокрытии многих знаний от учеников и передаче их только в узкому кругу?

Вывод на с.61: «Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди».
3. Какие этапы развития прошла древнеегипетская письменность?

Уже в 4-3 тысячелетиях до н.э. знаний у египтян было больше, чем они могли удержать в памяти и устно передавать их другим. Поэтому появилась потребность в письменности.

Учащимся предлагается систематизировать свои знания по новой теме. На основе уже изученного материала попытаться определить основные этапы в развитии письменности Древнего Египта (найти упоминания об этих этапах в тексте учебника).

Учащиеся выполняют задания.
«Египетские иероглифы передавали:
А) отдельные согласные звуки,
Б) сочетания согласных звуков,
В) целые слова».
Формирование УУД, технология оценивания:
Ученик у доски выполняет это задание, пользуясь рисунками учебника:
Учащиеся высказывают своё мнение по поводу степени сложности выполнения данного задания.
Учащиеся производят самооценивание согласно алгоритму.
Чтение пункта 3 «Учителя и ученики».Ответы на вопросы учителя.
Учащиеся производят самооценивание согласно алгоритму.

1 этап - «Первоначально все они были похожи на рисунки. Когда-то египтяне просто рисовали все, что хотели сказать

0 — «солнце», J]— «идти», о — «хлеб», -О-— «рот». Но такое письмо не передавало звуков языка, и многие слова, например имена, просто нельзя изобразить рисунком».

2 этап - « Тогда египтяне придумали следующее. В египетском языке слово «рот» звучало как «эр», и они стали иероглифом-о-обозначать не только слово «рот», но и согласный звук «р». Точно так же иероглиф «хлеб» употреблялся для обозначения звука «т», потому что по-египетски «хлеб» — «тэ», и так далее. Один значок мог обозначать и несколько звуков: иероглифом <£" «мотыга», по-египетски — «мер», могли записывать сочетание двух согласных «м» и «р» в каком-нибудь слове. Гласные звуки иероглифами не передавались».

Формирование УУД, технология оценивания:
Познавательные УУД
1. Находить достоверную информацию из разных источников.
2. Владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
3. Устанавливать причинно-следственные связи.
4. Анализировать, обобщать, делать вывод

Личностные УУД
1.

VI. Выражение решения проблемы.

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Какие версии подтвердились

Примерный вывод по проблеме:В Древнем Египте была создана сложная письменность потому, что во-первых, человечество делало лишь первые шаги в развитии письменной культуры и не имело ещё других оптимальных письменных систем, во-вторых, грамотная часть населения страны была заинтересована в сохранении своего исключительного права владеть письменностью и в определённых случаях искусственно усложняла письменную систему

Подтвердились обе версии, выдвинутые в начале урока.

Формирование УУД, технология оценивания:
Личностные УУД
1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий.

VII. Применение нового знания.

Прочтите «Поучения писцов» и обсудите в парах, все ли ученики в древнеегипетской школе прилежно учились. Как учителя поддерживали порядок в классе? Чем была привлекательна для египтян должность писца

VIII. Домашнее задание.

§ 12.Придумать и записать в тетради:
- иероглифическую надпись, сообщающую о юбилее нашей школы,семьи,города
Составить кроссворд

Конспект урока по истории Древнего мира "Письменность и знания древних египтян"
Цель урока:
Познакомить учащихся с древнеегипетской письменностью и научными знаниями.
Формировать понятийный аппарат учащихся по теме;
Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты, анализировать текст и выделять главное
Формировать познавательный интерес учащихся через использование творческих заданий.
Воспитывать уважение к чужой культуре.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Самостоятельное повторение.
Ребята.давайте вспомним,что означает слово "цивилизация"
Какую цивилизацию мы сейчас проходим?
Что мы с вами узнали?Что хотим узнать?
2. Актуализация знаний учащихся.
1. Работа с картой «Древний Египет».Нанесите все географические названия, которые вы знаете.
2. Работа с терминами: расшифруйте анограммыЦивилизация- вилицизацияГосударство- даргосуствоФараон- онрафаВельможи- мовельжиЖрецы- ержцыПисцы- сипцыРабы-бары
Налоги- логина
Религия- лигиреяХрам-марх
3.Что это за божество:
1. Бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями (Гор)
2. Бог пустыни, т. е. "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба (Сет)
3. Бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила (Себек)
4. Бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут (Геб)
5. Бог - покровитель мертвых, создатель погребальных обрядов. Его изображали в виде человека с головой шакала или дикой собаки (Анубис)
6. Богиня – покровительница женщин и их красоты (Бастет)
7. Бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Его священным животным был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса (Тот)
4. Давно исчезли многие древние государства востока, засыпаны пеплом времени, на поверхности только небольшие фрагменты. Пирамиды, фрески, обелиски, заметьте,все они щедро исписаны. Что нам напоминает эта письменность – иероглифы. Где –то 3000 лет до нашей эры появилась письменность у египтян. В переводе с греческого – священные письмена, а сами египтяне называли свою письменность – божественная речь. Как вы думаете, почему? Они были уверены, что письменность даровал им бог мудрости –тот. Но прошли тысячелетия и письменность подзабыли и мы встали перед выбором – как же узнать, что хотели донести до нас египтяне? Ценой упорных трудов, ученые разгадали письмена многих древних восточных народов, но египетскую письменность долго не могли расшифровать. Но вот однажды… офицером армии наполеона в 1799 году в Египте была найдена плита – выбитый на ней текст был на двух языках: древнеегипетские иероглифы и древнегреческом языке. Камень был найден в местечке – розетт, поэтому получил название розетский камень. Наполеон понял всю важность находки и отправил камень в музей Каира, но французы потерпели поражение в Египте от англичан и отступая им, конечно же, было не до исторических находок. Древнегреческий язык был хорошо известен лингвистам, поэтому этот текст на древнегреческом достаточно быстро перевели, а сопоставление текстов, позволило французскому ученому Жану Шампольону расшифровать и древнеегипетские записи. Давайте же прочитаем в учебнике о расшифровке…
Язык древнего Египта достаточно сложен, поэтому далеко не все египтяне владели письмом. Это была прерогатива богатых и знатных людей,в первую очередь писцов, так ка они ведали всеми делами в стране. На подготовку лучших писцов тратились годы. Ведь в древне египетском письме более 700 знаков. Давай те посмотрим поучение писца – ученикам.
Иероглифы могли читаться как с права налево. так и слева на право. Буквы писались таким образом.что бы быть расположенными лицом к человеку. Многие слова имели 2 и более значения. На чем же писали египтяне – папирус, давайте прочитаем, что представляет собой папирус.
Давайте с вами попробуем написать свои имена на древнеегипетском, с помощью иероглифов. .В место гласных используйте схожие звуки…24 согласных в конце мужского имени рисуйте мужскую фигуру, в конце женского – женщину. Давайте посмотрим. У кого, что получилось. Выход к доске.
Физминутка…Один, два, три, четыре, пять - топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять - хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять - занимаемся опять.
А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника
земляника голубика
Что бы ягоду сорвать
надо глубже приседать(приседания)
нагулялся в лесу
корзинку с ягодами несу(хотьба на месте)
,

Отдохнули,молодцы. Потребности в развитии знаний, развитии жизни и хозяйства, поэтому в школах обучались не только письму, но и математике, астрономии, медицине.
На земле существуют два государства, где письменность появилась раньше, чем в других странах. Одна- Двуречье, другая –Египет.
Письменность возникла более 5тыс. лет назад. Подумайте, приблизительно в каком году? Знаний у египтян накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти. Это привело к изобретению письма. Первыми знаками для письма были иероглифы(слайд + раздаточный материал). Ребята рассматривают иероглифы. Вопрос к классу:
-Как вы думаете, легко ли было овладеть иероглифами?
Всего было более 750 иероглифов. И расшифровали их только в XIX веке в 1822г. Имя человека,кому принадлежит эта заслуга, Шампольон. И прежде, чем мы с вами прочитаем документ о дешифровки иероглифов, ответьте на вопросы:
-Почему так важно было расшифровать иероглифы?
-Что дают нам письменные источники?
Разве возможно было бы узнать о жизни египтян только по рисункам?
Работа с документом на с.62 учебника. Как удалось расшифровать иероглифы?
Работа с раздаточным материалом. На каждой парте - листы с изображением иероглифов.
Один иероглиф мог обозначать один звук, другие - сочетание звуков, третьи – слово. Гласные не писались (ребята изучают раздаточный материал). Египтяне придумали определители, они не читались, а только подсказывали о чём шла речь.
Попробуем побывать с вами в роли учёных. Ребятам предлагается расшифровать предложения,отмеченные галочкой, используя листок-подсказку.
Проверка задания.
Цифры в Древнем Египте. Слайд. Производить математические действия было очень сложно(предлагается попробовать это сделать дома).
Вывод: учиться в Египте было очень трудно. Умеющий читать и писать считался настоящим мудрецом.
Материал для письма - папирус. Демонстрация слайдов о производстве материала для письма.
Обучение в школах. Учащиеся самостоятельно знакомятся с п.3.с.61 учебника. Вопросы:
-Чему обучали в школах?
-Кто обучался?
-Как поддерживалась дисциплина?
Благодаря расшифровке иероглифов мы узнали о научных знаниях в Древнем Египте.
Какие науки были развиты?
Делается вывод о высоком развитии науки. Что нового вы узнали сегодня
А в завершении нашего урока вам нужно решить кроссворд.(Рабочая тетрадь.№1.стр 34)
Домашнее задание: П.12(вопрос 3,4 устно).

Проверка индивидуального задания. Зачем в гробницу поместили мебель, вазы, оружие?

Наше путешествие в Древний Египет подходит к концу, сегодня у нас последняя тема: Письменность и знания древних египтян. На следующем уроке мы с вами проведем игру-викторину. Вам нужно разделиться на 3 команды, выбрать капитана, придумать название и нарисовать эмблему. Ну и, конечно, повторить всю тему «Древний Египет».

План:

    Письменность древних египтян

    Египетские папирусы

    Школа и научные знания

1 . Письменность древних египтян. На земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира. Одна из них – Двуречье – с ней мы познакомимся позже, а другая – это Египет. Письменность возникла в Двуречье и в Египте примерно в одно время, более 5 тыс. лет назад .

Древнеегипетское письмо было не похоже на наше. Первоначально знаками для письма служили рисунки. Знаки для письма называются иероглифами . Древнеегипетское письмо было очень сложным: в нем было около 750 иероглифов.

Давайте прочитаем о древнеегипетских иероглифах (с. 61 «Когда-то египтяне…..») «идем» и «Дима» - на доске.

Теперь вы понимаете, что в Древнем Египте научиться читать и писать было очень трудно: чтобы выучить 700 иероглифов, были нужны долгие годы; было необходимо не только выучить их, но еще и правильно ими пользоваться – любой иероглиф мог обозначать либо слово, либо согласный звук. Например, иероглиф, напоминающий яму с водой, обозначал в одном случае слово колодец , в другом – сочетание двух согласных хм , а в третьем – вообще не читался, а лишь подсказывал, что речь идет о прудах и болотах.

Долгое время вопрос о том, что представляет собой древнеегипетское письмо, оставался открытым, и лишь в начале XIX века после долгих исследований секрет египетского письма был раскрыт французским учёным Шампольоном. Французские солдаты нашли огромную каменную плиту с надписью на 2 языках: греческом и египетском (с. 63). Плиту эту привезли во Францию, и многие пытались разгадать эти надписи, но удалось это сделать Шампольону через 23 года после того, как она была найдена. Главная причина, почему так долго не удавалось её расшифровать, - отсутствие гласных в египетском письме.

Знавший греческий язык Шампольон заметил, что некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой. Причём столько раз, сколько в греческой надписи встречалось имя фараона Птолемея. Учёный предположил, что так египтяне выделяли царские имена. На другом же камне, также содержащем один и тот же текст на двух языках, он обнаружил в овальной рамке имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки п, т, л – и иероглифы в друг рамочках совпадали. Так Шампольон доказал, что иероглифы – знаки письма, которыми можно передавать звуки речи.

2 . Египетские папирусы. В Египте впервые в истории человечества был изобретен особый материал для письма. Вспомните, мы уже говорили об этом. Папирус. Египтяне выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под тяжесть: из растения выделялось клеящее вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям кладки обрезали - получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.

Папирус - ломкий материал, его нельзя складывать, как складываются листы бумаги в современной книге. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (свитки ). До наших дней дошло много больших свитков с записями, один из них достигает длины 40 м.

Посмотрите на статую писца (с. 62). Писцы часто занимали особое положение при дворе фараона, они гордились своей образованностью. На с. 64 вы можете увидеть письменные принадлежности. Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения краски и пенал с двумя углублениями для черной и красной краски. Весь текст был черного цвета, но начало новых разделов выделяли красным цветом (отсюда и выражение «красная строка»). Основой черных чернил была сажа, а красных – красная глина. Папирус можно было использовать несколько раз: старые записи смывали и высушивали листок.

3 . Школа и научные знания. Многие науки впервые зародились в Египте и в других странах древнего Востока. По мере развития хозяйства появилась потребность в научных знаниях. Например, фараон повелел выстроить для себя дворец. Строители собрались на совет, чтобы высчитать, сколько понадобится кирпичей для дворца его величества; сколько крестьян и рабов надо согнать на строительство: тысячу человек или десять тысяч; сколько дней будет продолжаться строительство. Какая наука для этого нужна? Математика. Система счета и записи чисел была сложной и громоздкой (рис. на с. 64), особенно трудно было умножать и делить. Несмотря на это, египтяне знали все четыре действия арифметики.

Астрономия - древнейшая наряду с математикой наука; она изучает планеты и звезды. Наблюдая за ночным небом, египтяне заметили, что каждый раз перед началом разлива в предутренние часы ярко сияет звезда Сириус. Египетские астрономы высчитали, сколько дней проходит между двумя разливами Нила - двумя появлениями Сириуса на небе. Первыми в истории египтяне определили, что в году 365 дней; они разделили год на 12 месяцев. Многолетние наблюдения за звездами помогли египтянам хорошо ориентироваться по странам света. Египетские пирамиды, например, ориентированы с очень большой точностью, между тем компаса в те времена не было.

Еще в глубокой древности в Египте получила развитие медицина. Как ни странно, способствовал этому религиозный обычай. Вспомните, как и для чего из тела умершего делали мумию. Предположите, как этот обычай влиял на развитие медицины. (При вскрытии мертвого тела египтяне знакомились с внутренними органами: сердцем, печенью, почками, легкими. Они наблюдали за изменениями, происшедшими во внутренних органах под влиянием различных болезней. Обычай делать мумии способствовал развитию медицины.)

В Египте существовала специализация врачей. Были врачи зубные: они, например, отлично закрепляли шатающийся зуб с соседними здоровыми при помощи тонкой проволочки, умели сверлить больной зуб, чтобы удалить из него гной. В качестве лекарств египетские врачи использовали настои и отвары трав, различные соли.

Школы обычно находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.

Теперь давайте прочитаем «Поучение писцов ученикам» (с. 62). Как учителя поддерживали порядок на занятиях? Чем была привлекательна для египтян должность писца?

Д.з. Повторить тему «Древний Египет».

§ 1 Древние иероглифы

Крупным вкладом древних египтян в мировую культуру стало создание уникальной письменной системы - иероглифов. Изобретение письма способствовало наиболее точному накоплению и передачи информации от одного человека к другому. Создание письменности определило появление и развитие наук.

В XIX веке, когда началось изучение Древнего Египта, исследователям стали попадаться загадочные знаки, украшавшие стены гробниц, храмов и саркофагов. Эти картинки представляли собой упрощенное изображение живого существа или предмета. Долгое время не удавалось расшифровать эти символы, дать им какое-нибудь описание.

В 1799 года в разгар Египетского похода Наполеона неподалеку от города Розетты офицером французской армии была найдена каменная плита с тремя таинственными письменами. Две надписи были сделаны на древнеегипетском языке, а третья на древнегреческом, хорошо известном в то время. Этот камень, названный Розеттским, оказался важной находкой для египтологов, поскольку содержал ключ к пониманию иероглифическую письма. В 1822 году французский историк и лингвист Жан-Франсуа Шампольон, сопоставляя греческий и иероглифический тексты, сумел разгадать тайну иероглифов. С этого момента началось активное изучение истории и культуры Древнего Египта.

Всего в египетской письменности насчитывалось около 6000 знаков, из них наиболее часто употребляемыми были 700 знаков. Произошли иероглифы от рисуночного письма первобытных народов. Постепенно рисунки упрощались и со временем превратились в знаки. Гласные звуки в иероглифическом письме отсутствовали. Кроме того, один и тот же символ мог обозначать несколько предметов, в зависимости от его положения в тексте.

§ 2 Появление папируса

Для письма египтяне использовали специальный материал - папирус. Он изготавливался из тростника, росшего по берегам Нила. Стебель разрезался на длинные и узкие полосы, которые выкладывали на ровной поверхности, одну возле другой, затем в поперечном направлении выкладывался еще один слой папирусных стеблей. Такую двухслойную кладку прижимали сверху камнем и оставляли высушиваться. В результате получался материл, на котором можно было писать.

Для удобства хранения и переноса папируса с записями, его сворачивали в трубочку - свиток.

Выучить древнеегипетское письмо было очень сложно, поэтому к грамотным людям относились с особым почтением.

§ 3 Обучение в школе

Для обучения письму создавались специальные школы. Эти школы посещали лишь дети знатных родителей. Детям простых земледельцев и скотоводов грамота была не доступна, основной их задачей было научится от родителей сеять зерно и разводить скот.

Школы, как правило, открывались при храмах. Учителями в таких школах были жрецы. Выпускники становились писцами, чиновниками и жрецами.

Учеников обучали счету, они решали задачи по арифметике и геометрии. Многие символы и знаки, придуманные в Древнем Египте используются в математике до сих пор. Среди наук, преподаваемых в египетских школах, была астрономия, благодаря которой жрецы составляли точные календари и предсказывали дни начала и конца разливов Нила. Для точного измерения времени египтяне использовали солнечные и водные часы. Именно из Египта пришло к нам выражение «сколько воды утекло».

Еще одной наукой, развивавшейся в Египте, была медицина. Древние врачи умели лечить как тела, так и души. Они верили, что болезни в человека вселяют злые духи и различными отварами, а так же магическими заклинаниями стремились изгнать их из тела больного. Необходимо отметить, что многие средства лечения признаются эффективными до сих пор.

Список использованной литературы:

  1. Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Том I: От каменного века до элевсинских мистерий, Перевод H.H.Кулаковой, В.Р.Рокитянского и Ю.Н.Стефанова, М.: Критерион, 2002
  2. История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 832 с.
  3. Керам К. "Боги, гробницы и ученые". Роман археологии

Использованные изображения:

В развитии любого древнего общества наступает время, когда оно не может двигаться вперёд, разви-ваться, если ему неизвестна письменность. Она была необходима для управления государством и его хо-зяйством, укрепления отношений между государства-ми, развития науки, составления законов и т. п. Все знания и опыт, приобретённые людьми, можно было передать потомкам только посредством письменнос-ти. Но создание системы письма — дело нелёгкое. Этот процесс происходил очень медленно.

Письменность — система графических знаков, употребляемых для передачи информации.

Сначала египтяне рисовали то, о чём хотели сказать. Такая форма письма называется рисуночная , или пик-тографическая. Рисунок мог изображать целое предло-жение, мысль, предмет, действие, животных, человека. Но при таком способе письма нужно было множество рисунков — для каждой мысли свой. К тому же рисунок можно было не совсем точно понять при чтении. Со вре-менем для упрощения каждый рисунок стал обозначать лишь одно слово. Теперь число знаков было равно коли-честву слов. Их насчитывалось несколько сотен. Каж-дый знак египетской письменности назывался иерогли-фом, что означало «священные письмена». При этом каждый рисунок изображал предмет или действие с по-мощью предмета. Так, слово «идти» обозначалось двумя ногами, которые шагают. Слово «вода» изображалось двумя волнистыми чёрточками, одна над другой. Позже, когда египтяне стали писать быстрее, знаки упрощались. Такой вид письма называется скорописным, или демотическим.

Пиктография — с латин. «пиктус» — рисунок и греч. «графо» — пишу.

Пиктографическое письмо — рисуночное письмо.

Иероглиф — с греч. «иерос» — священный и «глифо» — вырезаю. Материал с сайта

Писали на любом материале, который сохранял рисунки или вырезанные зна-ки. Египтяне писали на камне, на глиняных черепках, дереве, коже. Со временем стали писать на папирусе — материале, изготавливаемом из нильского трост-ника. Стебли папируса разрезали на длинные продольные полосы, складывали в несколько слоёв, прессовали и высушивали. После этого папирус скручивали в свитки, длина которых иногда достигала нескольких десятков метров. На па-пирусе писали красной и чёрной красками специальной заостренной тростнико-вой палочкой. Папирус можно было использовать несколько раз, смывая водой предыдущий текст. Со временем он становился хрупким и ломким Долгое вре-мя он был лучшим для письма, пока не изобрели бумагу.

Египетские иероглифы сохранились на стенах пирамид, погребальных камер, храмов. Прошло время, и древнеегипетское письмо было забыто, тексты никто не мог прочитать. И только в XIX ст. французский языковед и историк Жан Франсуа Шампольон сумел разгадать тайну древнеегипетских иероглифов.