Болезни Военный билет Призыв

Конный памятник петру 1. Изображение Петра I в скульптуре. Свободно развёрнутая в пространстве конная статуя вместе с тем имеет строгое и чёткое силуэтное построение, что сближает её с аналогичными произведениями Вероккио и Донателло

«Прадеду – правнукъ»

Удивительное дело: самый первый в России памятник Петру Великому полвека простоял под навесом, пока Павел I не повелел водрузить его вблизи только что отстроенного им Михайловского замка…

Памятник Петру I. Скульптор Бартоломео Карло Растрелли — фото предоставлено М. Золотаревым

Последними написанными Петром I были два слова:

«Отдайте все…», затем Петру достало еще сил позвать свою дочь Анну, чтобы продиктовать ей остальное. Но явившаяся тут же Анна в живых отца уже не застала. Имя, которое Петр собирался произнести, осталось неизвестным.

И несколько десятков лет после смерти Преобразователя российский престол переходил из рук в руки так, что и за неделю до каждой перемены никто не мог сказать ничего наперед. Обстоятельством же, на долгие годы возобладавшим, стало то, что престол в течение почти трех четвертей века занимали женщины.

Память о недавнем царствовании Петра в этот особенный период российской истории, окрашенный полосами в разные цвета, то горела ровным пламенем, то затухала, то возгоралась с особенной силой.

Еще за несколько лет до того, как царь Петр короновался как император, скульптор Бартоломео Карло Растрелли , приглашенный в Петербург и поступивший в 1716 году на русскую службу, получил несколько заказов и поручений.

Главным из них была подготовка проекта конной статуи Петра. Памятник должен был увековечить победы русских над шведами, и, хотя война еще длилась, Полтава и Гангут были уже позади и победа была предрешена.

«Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек, – писал Пушкин . – Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. …Европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы».

Северную войну Петр считал главным делом своей жизни, а грядущую победу в ней – венцом грандиозной работы преобразования России, что шла неустанно во все время его царствования.

***

Статуя, заказанная Растрелли Петром, едва ли могла рассматриваться как памятник в обычном смысле этого слова. Оба они – властелин и скульптор – мысленно видели в ней триумфальную, то есть символическую фигуру, подобную тем, что воздвигались в Древнем Риме полководцам в честь особенных побед.

У Растрелли начиная с 1716 года было несколько проектов статуи. Один из его рисунков, возможно самый ранний, отражая как дух времени, так и стадию разработки проекта, насыщен аллегориями – наивными и скорее переполнявшими экспозицию, однако он важен как свидетельство начальной стадии работы скульптора.

Модель статуи была отлита из свинца осенью 1717 года и несколько позже одобрена Петром, хотя отсутствие больших литейных печей вынуждало скульптора выполнять статую не сразу, а по частям.

Конная статуя, заказанная Растрелли, была, несомненно, особой. Предстоящий труд перевода в бронзу был беспрецедентно сложен еще и потому, что до замысливаемой статуи никаких подобных памятников, изваянных в России, просто не существовало.

Статуе предстояло стать первым бронзовым монументом в этом ряду. В новой петровской столице, правда, уже стали кое-где появляться скульптуры (по большей части мраморные), к примеру, ими понемногу начали украшать совсем еще молодой Летний сад, но по размерам своим все, что привозилось, не выдерживало никакого сравнения с проектируемым памятником.

Портрет архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (сына скульптора Б. К. Растрелли). Худ. Л. К. Пфандцельт. 1750–1760-е годы — фото предоставлено М. Золотаревым

Масштаб же и сложность технических задач, стоявших перед мастером-иностранцем, были чрезвычайны. Однако чрезвычайны были и те воистину великие преобразования, свидетелем которых Растрелли довелось стать в России.

Российская же действительность тех лет, когда грандиозные сдвиги и перемены в самом укладе российской жизни происходили буквально на глазах, оказала на Растрелли самое мощное влияние. Сдвиги были эпическими. Масштаб осуществляемых Петром перемен поражал.

И после нескольких лет пребывания Растрелли в юном еще Петербурге как художественные воззрения скульптора, так и воплощения их в материале, несомненно, трансформировались. Видимо, этим, а не чем бы то ни было иным можно объяснить, что в творчестве Растрелли сам тот вид искусства, который был делом его жизни, начинает проходить путь от барокко к классицизму.

Вид Михайловского замка и памятника Петру I. Неизвестный художник. Варьированная копия с картины Ф.Я. Алексеева 1800 года. Начало XIX века — фото предоставлено М. Золотаревым

В 1721 году, после окончания войны со Швецией, Растрелли было поручено проектирование Триумфального столпа, прославляющего победы российской армии, однако более сложный во всех отношениях замысел создания конной статуи Преобразователя продолжает оставаться главным из планируемых им работ.

По свидетельствам современников, весной 1723 года модель конной статуи, с которой уже были сняты гипсовые формы, Растрелли показывал Фридриху Берхгольцу , камер-юнкеру голштинского герцога Карла Фридриха, мужа дочери Петра I Анны. «Граф показывал мне три модели, – записал в своем дневнике Берхгольц, – именно конной статуи императора, которая будет иметь 54 фута вышины, пешей статуи… и колонны… Обе первые модели в особенности очень хороши».

Со смертью Петра градус интереса к тому, как движется к завершению изготовление конного памятника, явно понижается. Страсти около престола накалены, придворные же страсти неотделимы от трат. Болезнь императрицы, воспаривший Меншиков , 12-летний Петр II – придворная жизнь кипит…

До памятников ли в такое время? До того ли, чтобы казна тратила деньги на предварительную (пока еще лишь предварительную!) подготовку литья огромной скульптуры? До «бронзовой» же стадии работы еще далеко, и литье потребует сумм огромных. Но продолжается междуцарствие, за ним грядет совсем другая власть, не петровой ветви.

И долгое время о работе Растрелли никто не вспоминал, более того, скульптору забывали платить, и лишь десятилетие спустя Анна Иоанновна дала о том распоряжение, да и то, вероятно, лишь потому, что имела свои планы использования таланта Растрелли. Об отливке же памятника Петру по-прежнему не было речи.

Происходят ли в эти невеселые для скульптора годы изменения в его взглядах как на свое искусство вообще, так и непосредственно на ту работу, тот памятник, который, конечно, останется главным делом его жизни? Несомненно, происходят.

И хотя не изменяются ни композиция, ни общий силуэт памятника, но меняется, как всякий человек, сам скульптор. Растрелли стареет, все быстрее движется его время.

Почти незаметные уточнения и изменения, которые скульптор вносит в свою уже, кажется, давно завершенную работу, рискнем назвать корректировкой тона производимого статуей впечатления. Этой новой тональностью становятся суровая торжественность, простота образа, понижение интереса к декоративным мотивам.

Император Петр I. Бюст работы Бартоломео Карло Растрелли. 1723–1729 годы — фото предоставлено М. Золотаревым

Вспомнили о модели памятника много лет спустя (июнь 1743 года), уже в годы правления дочери Петра – императрицы Елизаветы Петровны . Императрица «изволила смотреть» модель и наконец дала указание «делать выливание из меди».

Исполнением указания занимался сам 69-летний Растрелли. Перечень необходимого для осуществления следующей стадии работы – от постройки «литейного амбара» до приобретения тысячи трехсот пудов «зеленой» и ста тридцати пудов «красной меди» – впечатляет. А еще требовались целые возы «чистого воска разных цветов».

Дело, казалось, пошло быстро, и на изготовление модели из воска Растрелли потратил не больше месяца. Шел октябрь 1744 года. В Петербурге наступало осеннее ненастье. Начинались холода, и скульптор торопился… В начале ноября огромная модель из цветного воска была полностью закончена.

Можно было приступать к отливке из бронзы. Но увидеть главное произведение своей жизни воплощенным в бронзе скульптору не довелось.

18 ноября 1744 года, не дожив нескольких месяцев до 70-летия, Бартоломео Карло Растрелли скончался.

После смерти скульптора отливку конной статуи довершил его сын, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли . Впрочем, это тоже, как и все, связанное с замечательной статуей, происходило с оттяжками по времени, то есть и не легко, и не сразу, а лишь по прошествии трех лет после смерти Растрелли-отца. Дальнейшее же опять замедлилось.

Растрелли-сына, как архитектора (Смольный монастырь, Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе), призывали огромные проекты совершенно иного круга, и в 1748 году он вынужден был сложить с себя все дела, связанные со скульптурой.

Прошло еще семь лет, а статуя все еще не была расчищена. Но когда (1755) ее все же расчистили и прочеканили, то оказалось, что не готов пьедестал… Не мерещится ли нам тут, мой современный читатель, что-то чрезвычайно знакомое?

К концу царствования Елизаветы Петровны, хотя в первые свои годы она сама распорядилась дело с памятником продвигать, работы эти почти не продвинулись, а потом просто не стало денег…

Памятнику, выполненному Растрелли, выпала нелегкая, а порой, казалось, даже чуть не трагическая судьба. Замечательный монумент многие десятилетия не мог в Петербурге найти себе места, а затем (и опять многие годы!) простоял забытым под навесом у Троицкого моста. Поразительно! В нашей истории любого периода время от времени мы наталкиваемся на что-то, чему не подыскать ответа…

Ведь уникальный же памятник! И вокруг – удивительный, растущий как на дрожжах город с обилием (тогда еще) пустых пятен в самом центре!

Как при этом не год, не десять лет, а полвека не найти в столице места для монумента, посвященного ее основателю? И памятник дарили и передаривали, помещая, впрочем, на пейзажных гравюрах и видовых литографиях в том месте Петербурга (Васильевский остров), где он никогда не стоял, а когда наконец памятнику нашлось достойное и подходящее по его классу значимости место у дворца императора, то императора через месяц тут же и убили… Рок? Возможно.

Памятник же, откуда на него ни посмотри, действительно первоклассный.

Все построение монумента характеризуется спокойствием и простотой, чуждыми всякого рода вычурности.

Высоко подняв голову, всадник слегка натягивает узду, сдерживая коня. Всадник в одеяниях римского цезаря, в руке у него жезл, на горностаевой мантии вытканы двуглавые орлы. Суровая сдержанность, замедленное движение, неспешность.

Конная статуя, выполненная Растрелли, относится к тому направлению в европейском искусстве, которое получило свое наиболее широкое развитие в эпоху абсолютизма. Истоки этой традиции следует искать в произведениях эпохи Возрождения, которая, в свою очередь, черпала вдохновение в скульптуре Античности.

Памятники… Монументы, статуи, бюсты. Среди этих скульптурных теней есть и те, кому мы отдаем роль судей; от других, похоже, ждем ответа. Надпись на памятнике Петру у Михайловского замка: «Прадеду – правнукъ» – может показаться спрессованным монологом заждавшегося власти Павла I . Но что Павел мог сказать прадеду? Прадед и правнук были не просто разными людьми – они были из разного теста.

Балдахин над катафалком с гробом Петра I. Оформление катафалка. Эскизы Бартоломео Карло Растрелли. 1725 год — фото предоставлено М. Золотаревым

Когда Петр строил флот, армию, империю, а также столицу, его мозолистые руки умели держать и топор, и весло, и запальный фитиль. Петр знал, как лить колокола и пушки, как для корабельных нагелей «древесину молодых дерёв» варить в соленой воде и «вялить под сараями», а также как пишутся законы. И на том берегу Невы, куда еще вполне мог прорваться неприятель, стоял его одноэтажный домик с низким потолком.

Павел же, как только власть упала ему в руки, лихорадочно принялся строить для себя окопанный рвами замок. Понимал ли он, что творит? Безумная трата казны, немыслимо сжатые сроки. И вот уже в центре столицы стоят подъемные мосты и перекликается круглосуточная стража. Каменные барельефы фасада, кованые ворота, роскошные интерьеры, полотна знаменитых мастеров, яшма, малахит, бронза.

Постамент памятника Петру I у Инженерного замка. Фотография начала ХХ века — фото предоставлено М. Золотаревым

Спальные покои с синим потолком, расписанным звездами. Встроенная церковь во имя покровителя небесного воинства. Мальтийская символика. Фаворитки. Холерические выходки. Вечерние указы, отменяемые поутру. Бешенство, лишенное логики. И… на сороковой день пребывания императора в непросохшем еще замке-дворце – цареубийство.

Но династические семьи во все времена избегают даже тени упоминаний о чем бы то ни было уголовном. Что же касается убийства Павла I, этого, как другие считают, российского Гамлета, то о нем, сколь можно судить, даже в самой царской семье предпочитали если и упоминать, то в выражениях весьма туманных. Разве что бродила легенда о том, что сын Павла, основатель Лицея и победитель Наполеона , не выдержав каких-то воспоминаний, покинул власть, уйдя в старцы.

Карта города вокруг Михайловского замка за два века изменилась, хотя и не чрезвычайно.

Но уже давно засыпаны проточные каналы, исчезли ограды и подъемный мост, а само здание замка, пережив три этапа пребывания в нем военно-инженерных училищ (потому он и Инженерный), стало одним из филиалов Русского музея, повторно превратившись в дворец.

И перед воротами замка вновь появился облицованный серым гранитом фрагмент рва. Вода во рву, понятно, не проточная, и приходится следить, чтобы в ней не плавали окурки и конфетные обертки. Все стало, как многое в нашей жизни, слегка прежним и не до конца настоящим, хотя и, безусловно, иным. И из того, что точно было здесь в 1800 году и осталось, не сдвинувшись с места, так это лишь стены замка и памятник Петру I, изваянный Растрелли-отцом.

О том, была ли надпись «Прадеду – правнукъ» уже при установке памятника или появилась позже, искусствоведы спорят.

Михаил Глинка

У этого памятника Петру I непростая судьба.
Мысль увековечить Петра в бронзе принадлежала еще Анне Иоанновне, но, осуществила ее Елизавета, "дщерь Петрова".

Но памятник мог появиться еще при жизни Петра. В 1716 году в Петербург для его создания прибыл скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Уже через два года в «портретном амбаре» ваятеля появилась глиняная модель коня для будущего памятника. Для более точной передачи черт лица Петра, Растрелли снял с него гипсовую маску, которая в дальнейшем стала основой и для воскового бюста царя хранящегося в Эрмитаже.

В 1719 году Петр посетил мастерскую Растрелли и дал скульптору ценные указания, следуя которым итальянец отказался от своего первоначального замысла.

Модель получила высочайшее одобрение Петра, но она так и не была отлита в бронзе. В 1725 году император умер, и последующие десять лет его наследникам было не до памятника. Даже плату за уже проделанную работу Растрелли получил только в 1734 году! Растрелли так и не увидел свое детище на постаменте. Мастер скончался 18 ноября 1744 года. Работы по отливке памятника были завершены его сыном, Франческо-Бартоломео Растрелли в 1747 году.

Лишь Елизавета Петровна вспомнила о памятнике и поручила Растрелли его закончить. Хоть монумент был отлит из бронзы, установлен он почему-то не был. Случай удивительный, потому что памятник стоил больших денег.

К сожалению дочери Петра императрице Елизавете Петровне статуя не понравилась (кстати, дочери незаконно рожденной, т.е. вне церковного брака) и несколько десятилетий памятник находился в амбаре Литейного двора. Елизавета хотела поставить памятник на площади перед новым Зимним дворцом или у здания Двенадцати коллегий, но за прошедшие два десятилетия художественные вкусы сильно изменились и скульптура нуждалась в очередной доработке. Но мода на аллегоризм прошла, а ведь это первая конная статуя в России! Петр изображен полководцем-триумфатором на своем любимом коне с редким именем Лизетта.

Все царствование Екатерины Великой он пролежал на набережной Невы у Исаакиевского моста. У Петра и коня и правда выпученные глаза и вид немного комичный. Лавровый венок больше похож на рога или на корону, которую неоднократно роняли...

Возможно поэтому Петр работы Растрелли в 1782 году был подарен Г.А. Потемкину, который сперва планировал отправить памятник на Украину, а потом установил его под навес у Таврического дворца.

Когда к власти пришел Павел, во всем противоречивший матери, памятник был возвращен из потемкинской ссылки и установлен на почетном месте перед Михайловским замком. Это случилось ровно через 53 года после создания памятника, столько же лет прожил на свете и Петр Великий! Совпадение?! Не думаю (С) Кисилев.

Павел приказал сделать надпись "Прадеду - правнук". Эту надпись сочинил сам император.

Пьедестал памятника украшают два барельефа "Сражение при Гангуте" и "Полтавская битва" и необычный двуглавый орел с мальтийским крестом, без которого великий магистр Мальтийского ордена обойтись никак не мог. В одном углу барельефа «Полтавский бой» можно увидеть Карла XII покидающего поле боя на носилках, в другом - Рака, символизирующий зодиачный знак июня, месяца Полтавской битвы.

Нужно потереть копыто коня и ногу Петра. Те кто сомневается где именно Петр, трет все копыта и все ноги))))

На барельефе с гангутом, считается что нужно потереть пятку спасенного моряка, чтобы не утонуть. Особенно часто ее трут студенты для успешной сдачи экзаменов (вместо изучения билетов). Скоро сотрут напрочь.

К сожалению, правнук смог любоваться на статую прадеда только 40 дней, по прошествую которых Павел тихо скончался от «апоплексического удара» табакеркой по голове...

Памятник этот странный и таинственный. Копыта коня - всегда блестят, а левая передняя конская нога похожа на женскую ножку в высоком сапоге на каблуке (посмотрите ниже на ногу коня). Хотя... это оптический эффект такой при просмотре сбоку, если залезть к памятнику, там обычное копыто))) просто плоское.

Говорят, что если внимательно вглядываться в памятник Петру белой ночью, то в 3 часа утра можно увидеть, как он шевелится и кажется, будто Петр торжественно выезжает из ворот замка...

В 1941 году статую сняли с пьедестала и закопали на площади. Так ее сохранили для потомков. Только в июле 1945 года она вернулась на свое законное место.

В 1989-1990 гг. памятник был отреставрирован. Сегодня он не так знаменит у туристов как а зря...)))

Памятник стоит у Михайловского замка. ул. Садовая, д. 2. Ряд фото (С) Артем Кирпиченок. Инфа (С) интернет

Эта бронзовая конная статуя была установлена в 1800 году на площади Коннетабля (ныне с 2003 года пл. Петра Великого). Император изображен в одеянии римского полководца, с лавровым венком на голове и фельдмаршальским жезлом в руке. Прообразом для нее послужила конная статуя Марку Аврелию в Риме.

От создания до установки этого памятника прошло больше 50 лет. Мешали этому и вкусовые предпочтения царственных особ, и долгий выбор достойного для него места.

В 1717 году Петр I заказал монумент скульптору Карло Бартоломео Растрелли. 7 лет мастер работал над ее созданием. Модель конного памятника со множеством аллегорических фигур и барельефов, прославляющих деяния первого российского императора, была завершена к 1724 году, однако смерть Петра I в январе следующего года надолго приостановила работу над осуществлением замысла. Лишь к 1744 году в времена царствования Елизаветы Петровны была сделана восковая модель, а отливку в бронзе произвели в 1745-1747 годах после смерти самого Растрелли.

Существовали проекты установки конного монумента на площади у здания Двенадцати коллегий или в круглой колоннаде на площади перед построенным Ф. Растрелли Зимним дворцом. Оконченную статую перевезли к Троицкому мосту, где под деревянным навесом она простояла 45 лет.

Екатерина II сочла, что памятник «не сделан искусством таким, каково б должно представить столь великого монарха», и с 1766 года скульптор Фальконе начал работу над новым монументом Петру Великому.

В 1782–1791 годах растреллиевская статуя находилась во владении князя Г.А. Потёмкина, но это не изменило её судьбы. Лишь в августе 1798 года император Павел I вспомнил о скульптуре и повелел установить её в Кронштадте, у входа в Петровский док. Но 3 марта следующего года был отдан новый указ — «отправление в Кронштадт монумента Петра I остановить».

В 1799 году Павел I распорядился установить монумент на площади Коннетабля перед строившимся для него Михайловским замком. На лицевой стороне пьедестала Павел повелел начертать: «Прадеду правнук».

Пьедестал монумента облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленого оттенков. Это единственный в России образец конной статуи стиля барокко, который удачно вписался в классический ансамбль конца XVIII века.

На передней грани пьедестала на доске из серого мрамора золотыми литерами выложена надпись: «Прадеду Правнук 1800», приписываемая лично Павлу I. Выше её укреплён золочёный символ Российской империи - двуглавый орёл, увенчанный коронами.
Боковые грани украшены бронзовыми барельефами. Отливку барельефов осуществил литейщик В.П. Екимов. Барельефы установлены в ниши, оформленные в виде картинных рам.

На правой грани постамента установлен барельеф «Полтавская баталия». Основное внимание привлекают фигуры Петра I и его верного сподвижника А. Меншикова на фоне наступающих русских войск. Над их головами парят гении Победы, трубящие славу и венчающие лавровыми венками победителей. 27 июня 1709 года под Полтавой была одержана яркая победа над доселе считавшимся непобедимым шведским войском.
Справа на барельефе изображение Рака указывает на знак Зодиака, соответствующий июню.

На противоположной грани постамента установлен барельеф с ещё одним героическим событием Северной войны - «Битва при Гангуте». 26-27 июля 1714 года при мысе Гангут (совр. полуостров Ханко) была одержана победа в первом крупном морском сражении молодого российского флота. Основное внимание этого барельефа привлекает его левая часть. На флагманском корабле Пётр I руководит сражением. К нему спускается гений победы с лавровыми венками и пальмовой ветвью, другой гений победы трубит славу. Справа - уже пленённый шведский корабль с поднятым российским флагом. На заднем плане многочисленные корабли, участвующие в сражении.
В нижней части барельефа отображён один из трагических моментов морского сражения - спасение тонущего моряка.
В правом верхнем углу барельефа изображён Лев - знак Зодиака, указывающий на месяц июль.

На задней грани постамента, обращённой к Михайловскому замку, на доске из серого мрамора размещена золочёная композиция из лаврового венка и воинских атрибутов - знамён, орудийного ствола, ядра, сабли.

Памятник у Инженерного замка сохранился в годы вражеской блокады Ленинграда. В 1942–1945 годах бронзовая статуя, снятая с постамента, находилась в земляном укрытии в котловане, вырытом рядом. Крупные реставрационные работы по памятнику проводились в 1989–1990 годах

В конце 1716 года Растрелли получил указание Петра отлить его конную статую и бронзовый барельеф. Он создаёт несколько графических эскизов конной статуи, в которых варьируется по существу одна и та же идея: торжество над врагами России. Пётр был представлен в воинских доспехах на коне, попирающим побеждённых противников. Барельефы на постаменте должны были представлять главные исторические эпизоды его царствования и символизировать процветание и успехи Русского государства.

По проекту, памятник имеет пирамидальное построение. Основанием монументу служит сложный в плане высокий цоколь с выносными карнизами, раскреповками и волютами. Все стороны его украшены барельефами. На цоколе возвышается пьедестал с надписями и овальными барельефами, обрамлёнными лентами. По углам пьедестала помещены полуобнажённые мускулистые фигуры побеждённых. Они закованы в цепи и как бы брошены на поверженные знамёна, доспехи и оружие. На пьедестале возвышается статуя: Пётр I в одеянии римского императора, увенчанный лавровым венком победителя, восседает на могучем коне, подняв в правой руке жезл полководца; над ним парит крылатая фигура Славы с пальмовыми ветвями и венком.

Проект конного монумента (1716)

Растрелли письменно уточнил проект. На цоколе должен был помещаться большой барельеф «Полтавская баталия»; фигуры побеждённых «полоняников» служили аллегорией подвластных Петру народов. Надписи намечалось сделать на чёрном мраморе, цоколь – из пёстрого мрамора. Многие детали монумента – барельефы, воинские арматуры, буквы надписей и другие «уборы» предполагалось позолотить. Так скульптор ещё не знал достаточно хорошо важнейших событий петровского времени, то для овального барельефа он просил Петра самого выбрать соответствующую «историю».

Пётр приказал скульптору приступить к исполнению монумента. Однако в своей переписке 1717 года с Меншиковым по поводу необходимых материалов и помощников Растрелли ведёт речь только об отливке лошади. Вероятно, из-за сложности работы и отсутствия больших литейных печей, он решил сначала выполнить изображение лошади в натуральную величину, а затем уже вылепить и отлить фигуру самого Петра.

В сохранившейся модели великолепно переданы гордая стать и упругая поступь сильного породистого коня. В пластической трактовке форм видна особенность расстреллиевской манеры.

Деревянная модель «великого коня» (1717)

К концу 1718 года лепка глиняной лошади была закончена и с неё готовились снять алебастровые формы. Однако, вскоре с моделью, очевидно, происходит некая неудача: о ней более не упоминается в документах, а через 4 года она исчезает и из мастерской скульптора.

В начале 1719 года Петру I была показана модель конного монумента, отлитая из свинца осенью 1717 года. Одобрив модель, Пётр приказал отправить её Парижскую Академию словесности и запросить о том, какие латинские надписи, по мнению академиков, должны быть помещены на пьедестале. На этом работа над памятником приостановилась.

В начале 1720-х годов Растрелли изготавливает новую модель памятника. Модель имела76 сантиметровв высоту и более метра в ширину. Пётр был представлен на лошади, попирающий копытами фигуру Зависти. Вокруг постамента располагались аллегорические фигуры шести добродетелей; у основания монумента была сделана статуя «Река» с четырьмя купидонами и «Земная сфера», поддерживаемая также четырьмя купидонами. Пьедестал декорировался четырьмя барельефами, а вокруг цоколя шёл барельеф в виде ленты. Сравнение с рисунком 1716 года показывает, что Растрелли расширил замысел, усложнил композицию памятника, увеличил число аллегорических статуй. Главное звучание приобрело прославление «добродетели» и посрамление «зависти». Появились характерные для петровского времени аллегории: Реки (может быть, Невы) и Глобуса – земного шара. Изображение глобуса, с которого амуры срывают ветхое, изодранное покрывало и «облачают в златую обёртку», означало обновление и исправление карты мира, т.е. возвращение несправедливо отторгнутых территории.

Проект установки памятника Петру I работы Б.-К. Растрелли перед зданием Коллегий (1720-е)

Пётр осмотрел эту модель, но повеления приступать к работе не дал. Она останется у Растрелли до 1743 года. Лишь с восшествием на престол Елизаветы Петровны, Растрелли получил указание вернуться к работе. При этом он переработал первоначальную модель, утверждённую Петром.

Скульптор свёл число барельефов к четырём и столько же оставил аллегорических фигур, вернувшись в этом к первому проекту. Изменения направлялись в сторону большей композиционной лаконичности и обобщению пластической формы.

В октябре-ноябре 1744 года была изготовлена сначала глиняная, а затем и восковая модели конного монумента. Скульптору помогали свыше 20 человек. Однако Растрелли не увидел своё произведение отлитым в металле: 18 ноября 1744 года он умер.

В 1745-47 годах, под руководством сына архитектора, были построены две литейные печи. К ноябрю 1747 года отливка из меди была закончена. Для пьедестала приготовили 13 блоков, вытесанных из чёрного олонецкого мрамора.

В 1748-55 годах производилась чеканка и исправление мелких недостатков литья. Над этим поочерёдно работали разные группы чеканщиков. Но все запросы Канцелярии от строений в Сенат об отливке декоративных скульптур и деталей по проекту покойного Растрелли были безуспешны.

В 1782 году недоделанный памятник был подарен Екатериной II князю Потёмкину и помещён им в амбаре Таврического дворца.

В 1799 году Павел I приказывает архитектору В. Бренна поставить монумент перед фасадом Михайловского замка на «наружном дворе».

Автор проекта постамента неизвестен. Наблюдение за его сооружением поручили Н. Давыдову, а рисунки деталей облицовки исполнил архитектор А. Михайлов. Гранитный пьедестал облицевали тивдийским светло-красным и рускольским серовато-белым мрамором, цоколь сделали из сердобольского гранита. Одновременно у статуи была усилена железная арматура, заново отлиты две кисти седла, окончена чеканка чепрака, вся статуя «прикрыта колером», т.е. патинирована.

На лицевой части постамента поместили надпись: «Прадеду правнук 1800 год».

На боковых сторонах пьедестала укрепили два барельефа, вылепленные по эскизам М. Козловского и его учениками Н. Теребеневым, В. Демут-Малиновским и Н. Моисеевым, отлитые и прочеканенные В. Екимовым. На барельефах изображено морское сражение при Гангуте и эпизод битвы под Полтавой.

На барельефе «Полтавская битва» справа – русское воинство, Пётр I, шпагой указывающий в сторону бегущих шведских войск, рядом – Меншиков. Над ними – парящие фигуры гениев Победы с трубами и венками. Над головой русских в облаках изображён рак – зодиакальный символ месяца, когда произошло сражение (27 июня 170 года).

Барельеф «Полтавская битва» на постаменте памятника

На барельефе «Гангутский бой» слева на флагманском корабле – Пётр I, который командует «авангардией». К нему с облаков спускается гений Победы, неся в руках лавровые венки и пальмовые ветви. Справа – пленный шведский корабль, на который уже вступили русские, подняв флаг своей страны. В облаках помещено изображение льва – знака июля, когда произошёл бой.

Барельеф «Гангутский бой» на постаменте памятника

В конце лета 1800 года конный монумент был установлен перед въездом в Михайловский замок.

Над прямоугольным плинтом, плоскость которого сверху смягчена едва заметным волнообразным возвышением, высится исполинская фигура Петра на могучем коне. Растрелли представил его не на поле битвы, а как бы обозревающим новую столицу – флот, полки, крепостные бастионы…

Фигура Петра поражает гигантским сложением – мощные плечи, широкая грудь, крупные руки. На нём одет воинский доспех, тяжёлый кованый панцирь, который по плечу только богатырю. На ногах римские сандалии и подколенники в виде львиных полумасок. Головой льва украшена и рукоять меча. Через грудь за плечи переброшена порфира с рельефными гербами, подбитая горностаем. Левой рукой он держит поводья коня, правой сжимает жезл полководца.

Пётр неколебимо сидит на послушном ему коне. От всего его облика веет грозной силой и величием. Укрупнив пропорции фигуры Петра, расширив его грудь, увеличив несколько голову, Растрелли добился впечатления исполинской силы и достиг высокой правды художественного образа.



Примечателен тип коня. Скульптор избрал не изящную породистую лошадку, а под стать всаднику – богатырского коня. Конь медленно поднял правую переднюю ногу и чутко замер, выгнув упругую шею. Убор коня по-царски богат: ковровый чепрак с подвесками, осыпанные драгоценными каменьями шлея и уздечка.



Голова Петра повёрнута чуть влево. Его лицо полно силы и спокойствия. Все черты плавны, округлы и вместе с тем мужественны. Огромные глаза под орлиными дугами бровей «всевидящим» взглядом пронизывают даль. Волосы, ниспадая назад, обрамляют благородный овал лица; выбившиеся пряди подчёркивают крутой лоб. На голове Петра лавровый венок, но его листья трактованы как языки пламени.

В передаче портретного сходства скульптор стремился к обобщённости. Не нарушая портретности, Растрелли усилил и подчеркнул те черты лица Петра, которые выявляют героическое, волевое начало.



Монумент Петра – свидетельство пластического мастерства Растрелли. Он достиг органического единства силуэта, массы и ювелирно проработанной детали.

Свободно развёрнутая в пространстве конная статуя вместе с тем имеет строгое и чёткое силуэтное построение, что сближает её с аналогичными произведениями Вероккио и Донателло.

История памятника Петру I у Михайловского замка (Инженерного) на площади Коннетабля, сама по себе интересна, потому что протянулась практически на весь XVIII век. Началась она в 1716 году, когда приглашенному итальянскому скульптору Карло Бартоломео Растрелли поручили создание конного памятника императору. В первых эскизах скульптора сразу же обозначилась основная задумка всей композиции – Петр в образе римского императора, с лавровым венком на голове, восседающий на коне. Прототипом послужил конный памятник Марку Аврелию в Риме.

Марк Аврелий. Памятник в Риме.

Модель памятника многократно дорабатывалась, дополнялась, корректировалась, в том числе, по заметкам самого Петра, с его лица была слеплена маска, которую использовал Растрелли, однако кончина царя в 1725 году надолго остановила работу над завершением установки памятника.

В 1743 году, после осмотра и одобрения модели Елизаветой Петровной, Растрелли приступает к изготовлению большой скульптуры. Работа над ней была завершена в 1744. Так сложилась судьба - ни при жизни Петра, ни при жизни создателя памятника, он не был установлен. В этом же 1744 году Карло Бартоломео Растрелли умирает в Петербурге, и отливку статуи Петра в бронзе по восковым моделям отца осуществляет уже его сын Франческо три года спустя. Императрица Екатерина II оценила памятник и сочла его недостойным великого монарха, после чего Растрелли младший был отстранен от дел, а Екатерина заказала новый памятник Петру вместо «неудачного» труда Растрелли.

За работу над памятником великому царю взялся французский скульптор Этьен Морис Фальконе, так родился знаменитый на весь мир «Медный всадник», а готовый памятник итальянского скульптора долгие годы хранился у князя Григория Потемкина, но опять же, установлен не был. Только пришедший к власти император Павел I вспомнил про многострадальную статую предка и повелел воздвигнуть ее в Кронштадте. Спустя некоторое время Павел меняет свое решение и отдает приказ о перевозке и установке памятника в Петербург, и с 1800 года по сей день, он стоит у фасада Михайловского замка на площади Коннетабля. Павел также приказал сделать на постаменте надпись - «Прадеду Правнук 1800», явно перекликающуюся с надписью «Петру первому Екатерина вторая Лета 1782» на гром-камне «Медного всадника».

Пара слов о постаменте. Скульптура царя установлена на высокий мраморный постамент, по обеим его сторонам украшения в виде бронзовых барельефов, рассказывающих историю двух сражений Северной войны. С одной стороны (восточной)– фрагмент Полтавская баталия, с другой (западной) – бой при Гангуте. На первом барельефе изображен Петр, он шпагой указывает своему соратнику князю Меншикову на отступающих шведских врагов, над их головами парят трубящие гении Победы. На втором барельефе запечатлен первый крупный морской бой, выигранный Петром у мыса Гангут. Корабль царя Петра и он сам изображены в левой части барельефа, в правой части захваченный шведский корабль, над которым поднимается русский флаг. В середине композиции сцена спасения утопающего моряка.

Оба барельефа выполнены целой группой скульпторов, над ними трудились В.И. Демут-Малиновский, И.И. Теребенев и И.Е. Моисеев. Решающие сцены битв отличаются высочайшим художественным уровнем, точностью изображения мельчайших деталей всей композиции.

Барельефы любимы и почитаемы горожанами, как добрые приметы времени. Обратите внимание, насколько отполированы выступающие части барельефов – копыта коней, нога Петра и тонущий моряк, особенно пятка. Это городские легенды, которыми со временем обрастает практически любой памятник нашего города. Считается, если подержаться за пятку моряка – не утонешь, а если потрогать ботфорт царя или копыто коня – это принесет удачу.

Однако памятник Петру у Михайловского замка интересен еще одним удивительным загадочным явлением. Женская ножка вместо левой ноги коня и туфелька вместо копыта, об этом есть тема