Болезни Военный билет Призыв

Колонна траяна общая характеристика. Колонна траяна в риме - отражение великих побед

- (Trajan s Column) Мраморная колонна, стоящая на форуме Траяна в Риме. Сооружена ок. 114 г. в честь победы императора Траяна над даками. Покрыта по спирали рельефами, изображающими эпизоды войны. Сохранившаяся до наших дней надпись на ее… … Шрифтовая терминология

КОЛОННА ТРАЯНА, мраморная колонна в Риме, высота ок. 38 м, воздвигнута императором Траяном ок. 114 в честь победы над даками (см. ДАКИ); ствол Траяна колонны покрыт рельефами со сценами из войн с даками … Энциклопедический словарь

Воздвигнута императором Траяном в Риме в 111 114. Архитектор грек Аполлодор из Дамаска. Мраморное сооружение высотой 38 м состоит из кубического цоколя, базы колонны и её ствола с капителью римско дорического ордера. Вначале колонна Траяна была… … Строительный словарь

Колонна Траяна - воздвигнута императором Траяном в Риме в 111 114. Архитектор грек Аполлодор из Дамаска. Мраморное сооружение высотой 38 м состоит из кубического цоколя, базы колонны и её ствола с капителью римско дорического ордера. Вначале колонна Траяна… … Архитектурный словарь

Колонна Траяна - Мраморная колонна в Риме, воздвигнута императором Траяном ок. 114 года в честь победы над даками. Являет собой классический образец римского капитального письма … Краткий толковый словарь по полиграфии

Колонна Марка Аврелия (лат. Columna Centenaria Divorum Marci et Faustinae, итал. … Википедия

Колонна Колонна Фоки Colonna di Foca … Википедия

Достопримечательность Колонна Антонина Пия … Википедия

Александровская колонна, Санкт Петербург Колонна Победы монумент в форме колонны, сооружённый, в честь триумфа войск того или иного государства. Как правило на её вершине возвышается статуя богини победы Виктории. В Германии статуя… … Википедия

В архитектуре, вертикальная опора, которая имеет вид цилиндрического или многогранного столба и состоит из базы, ствола и капители, а также всякая подобная колонне опора из любого материала. Наряду с обычным применением в качестве опор колонны… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Рим. Путеводитель , Ольга Чумичева. Перед вами экспресс-гид по Риму, содержащий более 20 аудиоэкскурсий по городу. Экскурсовод расскажет Вам о самых интересных местах каждого района столицы. Практичный, полезный аудиогид…

Новая эпоха в римском искусстве открылась с приходом императора Ульпия Траяна, выходца из Испании. Свою карьеру Траян начал с простого легионера, он вел непрерывные войны: в Дакии - на территории современной Румынии, в северной Аравии, в Парфии. Колоссальная добыча, однако, не могла компенсировать обеднение

Италии, разорение ее земледельцев. При Траяне усилился сенат, с которым император стремился не вступать в конфликты, и вся ориентация культуры стала республиканской.

В 100 году нашей эры Плиний Младший писал в панегирике Траяну: «Не будем ни в коем случае воздавать ему хвалу как какому-либо богу или кумиру, ибо мы говорим не о тиране, но о гражданине, не о властелине, но об отце». Однако здесь образ оказался точнее слова.

На мраморном портрете Траяна из Остии гениальная рука мастера в каждой черте оставляет печать громадного ума, воли, силы духа. Старый ветеран, каким нередко изображали Траяна, превращается в императора, властелина - и не спасает ни внешняя простота стиля, ни мнимое возвращение к наружной скромности республиканцев (характерна короткая прическа с челкой). Можно утверждать совсем другое: никогда прежде образ императора не поднимался на такую высоту. Но никогда и Рим не был так могуч, как при Траяне. При нем он приобрел самые обширные границы в своей истории. Впоследствии их могли только удерживать и сохранять, но не расширять.

Траян много строил. Возможно, при нем были сооружены два прекрасных моста в Испании - акведук в Сеговии и мост в Алькантаре. Эти мосты, очень пропорциональные, основанные на точном инженерном расчете, несмотря на свою суровость, овеяны поэзией, тонким чувством природы. У моста в Алькантаре был найден храмик и обломок надписи архитектора: «Мост, что пребудет всегда в веках постоянного мира, Лацер воздвиг над рекой, славный искусством своим».

Но в самом Риме лучшим памятником эпохи Траяна остался его Форум - последний императорский форум. Сооружался он по проекту выдающегося архитектора, судя по имени, сирийца - Аполлодора Дамасского.

Форум Траяна разительно отличается от старого римского. Официально-строгий, симметричный, парадный, он прославлял военные подвиги императора. На Форум входили через триумфальную арку, что сразу настраивало на торжественный лад, и попадали на окруженный колоннадой квадратный двор. В центре его стояла позолоченная конная статуя императора. Не было ни кусочка голой земли, покрытой травой: весь двор был выложен красивыми мозаиками из драгоценных пород мрамора. Сзади площадь замыкалась не простым портиком, а боковой стеной базилики Ульпия. На Форуме не было храма в честь высших богов. Почитался, как бог, сам Траян. Статуи пленных даков, в виде атлантов, среди бронзовых щитов, оружия и прочих трофеев, напоминали о неземном величии правителя Рима.

Напоминала об этом и посвященная ему колонна, сооруженная в 113 году. Ее верхушка с позолоченным орлом, позднее замененная шестиметровой статуей Траяна, и цветными рельефами виднелась над золоченой кровлей базилики между зданиями двух библиотек - латинской и греческой. Колонна, древний образ «мировой оси», обособляется от стен и выходит на форум. Римский правитель и есть та ось, на которой держится мир, - могучая, пестрая, разноязыкая империя.

Подобно арке Тита, колонна Траяна была и гробницей - в ее Цоколе стояла золотая урна с его прахом, и его надгробием, и летописью его эпохи. На высоту 38 метров по ней вился свиток с рассказом о двух походах в Дакию.

На колонне Траян фигурирует 90 раз, и везде он - в гуще народа. Колонна - это подробный и точный рассказ о военных подвигах императора. На спирально развернутом вокруг ствола большой триумфальной колонны фризе, как на гигантской ленте, последовательно представлены эпизоды двух военных кампаний по завоеванию Дакии. На длинном, двухсотметровом, полотне ленты помещено свыше двух с половиной тысяч фигур. Непрерывность рассказа о событиях первой и второй войны в Дакии нарушается одной-единственной паузой - фигурой крылатой Победы со щитом, на котором она пишет имя победителя. Это повторение темы Победы из Брешии, выполненной незадолго до этого. Если греческая Ника представляла собой крылатого гения, вестника благорасположения богов, то римская Победа изображалась в виде задумчивой, пишущей женщины. Это сама История, отмечающая факты и сохраняющая память о них для потомков.

Скульптор изображает события войны, не подразделяя их на эпизоды, не заостряя внимания на кульминационных моментах. Быть может, у него нет определенного плана, и он изображает происшедшее так, как оно приходит ему на ум. На высоком цилиндрическом стволе колонны, символизирующей прочность и величие империи, разворачивается оживленное, но не резкое движение света и тени. События лишь слегка волнуют неподвижную гладь невозмутимой поверхности истории. Слишком пристальное внимание к отдельным фигурам, возможно, замедлило бы ход повествования. В намерения художника, по-видимому, как раз и входило не отвлекать внимание зрителя на детали, чтобы сделать сразу понятным реальный смысл этого военного дневника, через который красной нитью проходит не столько тема военной славы, сколько бесконечная смена дней с их мучениями и надеждой.

Обобщенная пластика отвечает требованиям скорей психологического, чем визуального восприятия: ведь для обозрения колонны требуется немало времени. Волнообразное движение краев ленты рельефа следует ходу соподчиненных друг другу эпизодов. Это одновременно и земля для изображенных сверху, и небеса для изображенных снизу событий. Скульптор неослабно следит за их непрерывным движением, определяющим пространственные и световые константы. Повествование в свою очередь развивается волнообразно. Оно то убыстряется, то замедляется, но никогда не останавливается. Несмотря на свой триумфальный характер, оно не щадит никого. Победы и неудачи, жестокость варваров и насилие римлян находят в нем одинаковое отражение. Художник ставит своей целью не изображение того, что он видел или видит, а того, что он знает или о чем слышал.

Пространство у него никогда не выступает в виде пейзажа, запечатленного во всем разнообразии и пестроте. Это просто место, где происходят те или иные события. Зрителю важно знать, что перед легионами разлилась река, которую надо перейти вброд, что дальше высится крепость, которую предстоит взять, или растет лес, который надо срубить, чтобы сделать частокол для лагеря. Но скульптор изображает не течение реки или ее берега, а волну, захлестывающую легионеров, не крепость, а часть стены, с которой осажденные взирают на нападающих. Обычные пропорции здесь уже ни к чему. Для правдоподобия штурм крепости следовало бы изобразить с высокой стеной, с копошащимися у ее подножия и выглядывающими сверху фигурками. Скульптор же пренебрегает подлинными пропорциями и изображает стену в виде чуть более высокой, чем сами фигуры, ограды. Сражающиеся выглядят гигантами на фоне ее, потому что роль их в повествовании гораздо важнее.

Свет также поставлен в зависимость от повествования: словно луч фонаря скользит по поверхности фигур, выхватывая или сглаживая те или иные подробности. В любой скульптуре (особенно если она должна находиться под открытым небом) степень освещенности зависит от погодных условий, наклона и отражающей способности поверхности. Обрабатывая тем или иным способом поверхность (придавая ей гладкость, шероховатость, неровность и т. д.), скульптор обуславливает ее способность принимать, поглощать, направлять, отражать или рассеивать свет, то есть проделывает работу, аналогичную той, которую выполняет художник с помощью красок. Элемент колоризма, хотя и не выраженный в красочном разнообразии, включается таким образом в пластическую структуру формы. Подобное, в том числе и колористическое, выявление образа становится тем более необходимым, что художник не представляет визуальную действительность, а передает в зрительных образах услышанный им рассказ. При этом он использует весь богатый опыт работы с натуры эллинистического искусства, не потому что он помогает ему видеть, а потому, что помогает сделать наглядными изображаемые факты, повысить их доходчивость.

Кем же был и откуда происходил этот первый выдающийся мастер древнеримской скульптуры? Это был явно не римлянин, и происходил он не из Греции и не из Малой Азии, откуда приезжали многие мастера, работавшие в Риме. Р. Бьянки Бандинелли, воссоздавший образ этого мастера, дал глубокий анализ атмосферы, пронизывающей созданную им художественную историю эпохи Траяна. «Новой и высоко поэтической особенностью этого повествования явилось человеческое, почти простонародное, так сказать, сострадание к побежденным, понимание постигшего их несчастья, ибо им больше всего симпатизирует сам художник - достигший наибольшего совершенства и новизны именно в сценах несения и оплакивания убитых или раненых предводителей варваров, а также бегства населения, изгоняемого из родных и насиженных мест».

«Во времена Траяна, - подчеркивает все тот же Бьянки Бандинелли, - великий художник, унаследовавший лучшие традиции эллинистического искусства, впитывает и переплавляет в горниле своих художественных поисков некоторые особенности древнеримского провинциального искусства и создает новый художественный язык, который отождествляется нами с наиболее типичными проявлениями искусства того времени и который, должно быть, представлял, с одной стороны, завершение более чем вековых мучительных исканий, а с другой - начало нового периода. Этот период, отличающийся от предшествующего, получил в истории Древнего Рима название позднеантичного. Этим названием обычно обозначают искусство, начинающееся с конца II века нашей эры и просуществовавшее до эпохи императора Константина и даже более позднего времени. Памятником, открывающим этот поздний период, является колонна Антонина. Но колонна Антонина ведет свое происхождение непосредственно от колонны Траяна, и та по праву может считаться памятником, возвещающим начало позднеантичного периода в истории Древнего Рима».

В сущности, демократизм и республиканские идеалы времени Траяна тоже были видимостью, оболочкой. Траян опирался не на народ как таковой, а в основном на армию. И его Форум, и колонна ясно говорят, что в лице Траяна правитель Рима резко возвысил себя над остальными, создал вокруг себя ореол непобедимой, божественной силы. Но его сила была не мания величия вроде Нероновой, а сила дальновидного и мудрого полководца.

Высеченная из мрамора и увитая спиральным фризом
с богатейшей резьбой, колонна Траяна возвышается
над Римом на 38 метров. Каменный дневник военных
действий в 155 сценах повествует о победе импера-
тора над коварным, но доблестным врагом.
Эндрю Карри. Журнала National Geographic


Колонна Траяна стоит в Риме уже почти две тысячи лет. Она стала памятником апогею имперского могущества Древнего Рима, высшей стадией его развития, маркируя начало затянувшегося на века процесса разрушения великой империи. Колонна Траяна не только архитектурный памятник, она еще и образец имперской пропаганды, которая продолжает действовать до сих пор, например, являясь одним из краеугольных камней румынской национальной идентичности. Колонна стала и знаковой вехой в развитии искусства. Может это звучит странно, но она — предтеча современной кинематографии. Ее создатели для яркого и увлекательного изображения истории двух дако-римских войн применили все основные современные кинематографические приемы, чем и заложили, по факту, основы современного киноискусства. Даже современные типографские шрифты и те корнями прорастают из использованных в оформлении колонны:

«Сенат и народ римский (воздвигли эту колонну) императору Цезарю Нерве Траяну Августу, сыну божественного Нервы, Германскому, Дакийскому,
великому понтифику, наделенному властью народного трибуна в 17-й раз, императору в 6-й раз, консулу в 6-й раз, отцу отечества, для того, чтобы
было видно, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения этих столь значительных сооружений»


Эта надпись - предмет культа у современных шрифтовиков. Буквы выполнены римским капитальным письмом эпохи совершенства этого стиля (114 г. н. э.), и считается, что именно тогда были заложены основы современного искусства создания шрифтов.
Кстати, по «случайному» совпадению название National Geographic на обложке одноименного журнала набрано подобным шрифтом.

Вот обо всем этом и хочется поговорить поподробнее, но для начала краткая историческая историческая справка. Колонна Траяна — колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками. Может показаться, что она монолитна, к примеру, как наша Александровская , но это не так. Колонна Траяна выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии.

National Geographic сделал анимационную реконструкцию процесса строительства колонны, благодаря чему мы можем увидеть и ее устройство, и используемые при создании технологии:

Building an Ancient, Mysterious Monument. National Geographic


Обратили внимание, что колонна цветная?
Да, это только кажется, что древнее искусство было благородных светло-мраморных тонов. Реальность же была куда более пестрой. Вот, например для иллюстрации статуя Цезаря, как мы ее привыкли видеть, и рядом то, как ее видели древние римляне:

Статуя Августа из Прима Порта. Начало I в. н.э. Рим, Ватикан. Современное состояние и реконструкция


Но реконструкция первоначального облика скульптур древнего мира - тема отдельная, мы же вернемся к колонне Траяна. Изначально она была увенчана орлом, позже — статуей Траяна, а с 1588-го года — статуей апостола Петра. Изображенный на колонне рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками (101—102 и 105—106 годов):
Секции, хотя наверное точнее было бы назвать их сериями, посвящённые войнам, разделены изображением фигуры крылатой Победы, пишущей на щите, окружённом трофеями, имя победителя.
Рассказ идет, в основном, о действиях римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2500 человеческих фигур. Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов и костюмов как римлян, так и даков того времени.

Иллюстрация из журнала National Geographic


Перспективой скульпторы сознательно пожертвовали для достижения большей информативности. Детали пейзажа и крепостные стены даны вне масштаба. Близкие и дальние человеческие фигуры имеют одинаковую чёткость и размеры, и расположены одна над другой. Подробнее об изображенной на колонне истории войн с даками поговорим отдельно, а пока, в завершение, два изображения колонны: одно, с гравюры XVIII века:

Одним из наиболее известных исторических памятников Рима, дошедших от эпохи античности до сегодняшнего дня, является Колонна Траяна. Покрывающий ствол Колонны 190-метровый рельефный фриз воспроизводит по крайней мере полторы сотни эпизодов Дакийских войн императора Траяна . Здесь изображены более двух с половиной тысяч фигур римских и дакийских воинов, их оружие, доспехи и снаряжение. Колонна является важнейшим источником информации о состоянии военного дела в Римской империи в высшей точке её подъёма, но в наши дни понемногу разрушается.

Колонна Траяна

Сегодня Колонна возвышается над улицей Императорских форумов, на месте, где в прошлом находился Форум Траяна. Как сама Колонна, так и окружавший её монументальный архитектурный ансамбль были воздвигнуты в ознаменование побед, одержанных Траяном над даками в 101–102 и 105–106 годах. Строительство Форума было начато почти сразу по окончании войны и финансировалось из огромной захваченной у даков военной добычи. Большинство работ завершили в пятилетний срок. К их окончанию в 112 году был приурочен выпуск специальной монеты с изображением Колонны.

Форум Траяна, частью архитектурного ансамбля которого была Колонна. Её высота позволяла монументу оставаться высотной доминантой Форума и просматриваться из-за заслонявшей её массивной базилики Ульпия. Позади Колонны - храм Траяна

Архитектурный проект Форума и практическое осуществление работ поручили архитектору Аполлодору из Дамаска, одному из немногих античных зодчих, которого мы знаем по имени. Прежде Аполлодор зарекомендовал себя в качестве блестящего военного инженера. Именно он навёл для войск Траяна гигантский, больше километра в длину, мост, по которому легионы пересекли Дунай и вторглись в Дакию. Кроме того, он был автором сочинений по механике и полиоркетике (искусству осады). Траян высоко ценил Аполлодора, однако в правление Адриана (117–138), завидовавшего его дарованиям, тот был сперва сослан, а затем казнён по ложному обвинению.

Аполлодор задумал Колонну как трофей, памятник победам, одержанным Траяном. Её строительство знаменовало приношение Юпитеру Феретрию «тучных доспехов» (spolia opimia ) царя даков. Полная высота сооружения изначально, скорее всего, равнялась 38 м (100 римских футов), что в немалой степени определялось громадными размерами стоявших вокруг зданий Форума Траяна, которые не должны были заслонять Колонну. На её вершине на каменном постаменте была воздвигнута 3-метровая статуя императора. Ярко блистая позолотой на солнце, она была доминантой всего архитектурного ансамбля Форума.

Из общей высоты Колонны в 38 м на её ствол приходится 29,78 м, а его диаметр достигает 3,695 м. Ствол установили на массивном 5,29-метровом пьедестале, украшенном рельефами и снабжённом посвятительной надписью. По углам пьедестала изначально установили статуи четырёх орлов, держащих в когтях ветви лавра. Внутри постамента у входа находился вестибюль, а от него лестница вела вниз, к небольшой часовне. Здесь после смерти Траяна в 117 году поместили золотую урну с его прахом, а позже и урну с прахом его супруги Помпеи Плотины. Другая лестница, вырезанная внутри пустотелого столба Колонны, вела от входа на самый наверх. Она состояла из 152 ступеней и совершала одиннадцать оборотов против часовой стрелки, по 14 ступеней в каждом. Освещение при подъёме обеспечивали 43 узкие световые щели. Лестница выводила на огороженную поручнями площадку 4,34×4,34 м у высокого постамента статуи Траяна, откуда открывался великолепный вид на Форум.


Внутреннюю часть постамента Колонны превратили в часовню, где установили золотые урны с прахом самого Траяна и его жены. Ступени справа от входа ведут к винтовой лестнице в толще Колонны

Рельефный фриз

Украшением монумента являются рельефы. Три из четырёх поверхностей пьедестала покрыты мраморными панелями с изображением оружия, доспехов и других трофеев, взятых у варваров. Всего на рельефе изображено 542 предмета, это один из самых богатых образчиков художественного жанра. Покрывающий ствол Колонны рельефный фриз для своего времени был революционным изобретением. Впоследствии ту же идею воплотили в сооружениях императоров Антонина Пия (138–161) и Марка Аврелия (161–180). Из более современных памятников можно назвать Вандомскую колонну Наполеона, воздвигнутую в честь победы при Аустерлице.

Рельефный фриз наподобие папирусного свитка 23 раза спиралью огибает ствол Колонны Траяна, а его длина составляет 190 м. Рельефная лента увеличивается от 1 м в ширину у основания колонны до 1,2 м в верхней части. Общая площадь рельефа 284 м². Изображения перетекают одно в другое, создавая непрерывное повествование. При публикации рельефов ленту разбили на 155 отдельных эпизодов. Некоторые эпизоды оказываются изображены несколько раз, как бы с разных углов зрения. Всего на рельефе присутствуют 2 662 человеческие фигуры, каждая размером от 60 до 75 см, то есть менее чем в половину реального роста, а также лошади, вьючные животные, повозки, корабли, технические и фортификационные сооружения и т.д. Первоначально рельеф был раскрашен, но до нашего времени следы красок не сохранились. Время от времени предпринимаются попытки их реконструкции, но, как правило, они оказываются весьма спорными.


Одна из недавних попыток «раскрасить» рельефы Колонны Траяна

Рельефы Колонны воспроизводят события двух победоносных военных кампаний Траяна против даков. Нижняя половина иллюстрирует первую (101–102), а верхняя половина - вторую (105–106). Сюжеты обеих кампаний разделены фигурой крылатой Победы, пишущей на щите имя победителя. Ключевое событие - пересечение Дуная римской армией, причём божество реки аллегорически изображено в виде бородатого старца, с изумлением взирающего на сооружённый поперёк реки наплавной мост, по которому маршируют солдаты в полном военном снаряжении. Показано торжественное отбытие Траяна из Рима на фронт к действующей армии, плавание по Адриатическому морю и обращение к солдатам с приветственной речью. Римская армия вторгается во вражескую страну, солдаты рубят деревья, прокладывают пути, строят укрепления. Немалую часть общей поверхности рельефа составляют батальные сцены, в которых римские войска сражаются с даками и их союзниками. В эпизодах второй кампании представлено жертвоприношение, которое Траян совершает перед каменным мостом через Дунай. Показан сам мост - архитектурное чудо, созданное гением Аполлодора. Римские солдаты жгут и разоряют страну даков, собирают хлеб на полях, угоняют их скот и захватывают пленных. Царь даков Децебал с отчаянием взирает на гибель объятой пламенем столицы Сармицегетузы. Затем мы видим сцену гибели Децебала. Его голову и правую руку доставляют Траяну. Страна полностью захвачена, уцелевшие даки спасаются бегством.


Праздничное открытие монумента. Как видно на реконструкции, Колонна стояла на заднем дворе базилики Ульпия, между двух корпусов библиотек. Это было не самое выгодное место экспозиции, однако с высоких галерей расположенных рядом строений публика могла легче различать рельефы верхней части Колонны, которые сегодня практически недоступны для невооружённых глаз

Реальность и художественный вымысел

По меткому определению Моммзена, рельефы Колонны Траяна - это «высеченная в камне книжка с картинками о Дакийской войне» . Изучению и интерпретации изображений посвящено немало научных трудов. Учёные высказывали разные суждения относительно достоверности лиц и событий, изображённых на рельефе, о их последовательности и хронологии, путях следования римских армий, об идентификации противников римлян. Единство толкования так и не было достигнуто.

Исследователи подчёркивают, что Колонна прежде всего является памятником искусства. Создававшие её художники не посещали театр военных действий, не видели ни дакийских крепостей, ни жилищ, ни оружия даков - они опирались, главным образом, на устные сообщения очевидцев. Содержание и соотношение различных сцен отражает заложенную в монумент идеологическую функцию. Замечено, что собственно батальные сюжеты составляют лишь 21% изображённых сцен. Гораздо больше внимания художник уделил переходам армии (29%), строительным работам (12%), переговорам (9%), жертвоприношениям (7%) и другим относительно мирным сценам. Основной акцент в произведении, таким образом, сделан не на завоевание, а на умиротворение и цивилизацию Дакии.


Диаграмма даёт хорошее представление о соотношении основных жанровых сцен рельефа Колонны

Одна из наиболее часто изображаемых фигур - император Траян. Это неудивительно, учитывая, что Колонну воздвигли ещё при жизни императора, и, как это следует из надписи, она была персональным подарком Траяну, преподнесённым от имени сената и римского народа. В общей сложности Траян появляется в различных частях рельефа 58 раз. Фигура императора изображена с несомненным портретным сходством. Он показан отважно пересекающим море, обращающимся к воинам с речью, принимающим посольства, приносящим жертвы и, конечно же, наблюдающим за ходом военных действий. Показанные на рельефах события связаны с присутствием в них Траяна, даже если речь идёт лишь о церемониях. Те события, которые происходили в его отсутствие, остались за границами повествования.

Помимо самого Траяна на рельефах Колонны запечатлены его приближённые и военачальники: Лаберий Максим, Лициний Сура, Клавдий Ливиан, будущий император Адриан - всего 106 человек. Из числа врагов римлян обращает на себя внимание драматическая фигура дакийского царя Децебала.


Траян в окружении своих офицеров

Изображения как исторический источник

Изображения на рельефах выполнены с замечательным реализмом. Среди них мы видим римских легионеров (622 фигуры) и солдат вспомогательных когорт (461 фигура), не только пехотинцев, но и всадников (82 фигуры). Кроме римлян представлены их союзники, включая легковооружённых конных мавров (12), обнажённых по пояс германцев (25), сирийских лучников (17) и балеарских пращников (10). Кроме вооружённых воинов скульптор изобразил солдат в повседневной одежде, рабочих, моряков, обозных слуг (229 фигур). На другой стороне Колонны представлены вооружённые косами даки (660), их германские союзники (54), сарматские катафрактарии (9), а также невоенное население, в основном беженцы. Чаще всего изображаются римские знаменосцы (129) и музыканты (25).

Путём сопоставления с литературными, эпиграфическими и другими источниками могут быть идентифицированы пять разновидностей римских штандартов: преторианский значок (60), орёл легиона (15+2), значок центурии (32), значок с изображением императора (1) и кавалерийский вексиллум (16). Среди даков легко идентифицируются драконосцы (21) и носители вексиллумов (10). Скульптор со знанием дела изобразил детали военного снаряжения солдат, палатки и лагерные укрепления, повозки, корабли и даже метательные машины, используемые обеими сторонами. Для многих поколений историков рельефы Колонны Траяна служили и продолжают служить ценным источником информации для изучения военного снаряжения эпохи.

Верхняя часть Колонны со смотровой площадкой у подножия статуи Траяна

Вместе с тем в работах современных исследователей подчёркивается, что здесь мы имеем дело с художественным произведением, в котором сами изображения, а также их детали зачастую определяются сложившимися канонами жанра. Это, в частности, касается единообразного военного снаряжения римских легионеров, всех как один облачённых в пластинчатый панцирь (lorica segmentata ) и снабжённых щитами прямоугольной формы (scutum ) . Хотя, как пишет Вегеций, отдельные римские легионы различались изображениями на щитах, создававшие рельефы Колонны художники изобразили на всех прямоугольных щитах лишь два варианта орнамента: или лавровый венок, или пучок молний с орлиными крыльями. Ни по форме щитов, ни по виду военного снаряжения невозможно проследить различие между солдатами преторианской гвардии и легионерами.

По контрасту с «римлянами» солдаты вспомогательных когорт все одеты в кольчуги и носят продолговатые щиты овальной формы. Гербовые изображения на щитах хотя и более разнообразны в сравнении со щитами легионов, но также весьма стереотипны и лишь варьируются внутри небольшого количества общих форм. В действительности снаряжение солдат отличалось гораздо бо́льшим разнообразием даже в пределах одних и тех же отрядов. Легионеры, изображённые на современном Колонне Трофее из Адамклисси, в большинстве своём носят кольчугу. Остатки пластин панциря обнаружены при раскопках в местах дислокации вспомогательных частей. Не представлены на рельефах Колонны и некоторые предметы снаряжения, которые, как нам известно, римляне носили в это время: наручи и поножи.


Римская армия на рельефах Колонны Траяна

Та же художественная интерпретация характерна для изображений фигур противников римлян. Подавляющее большинство даков показаны сражающимися без доспехов и с непокрытыми головами. Для защиты они используют продолговатые овальные щиты, изображения на которых идентичны орнаменту римских щитов. Основным оружием даков служит «коса» (falx ) - изогнутый клинок на длинной рукояти, за которую брались двумя руками. В этом виде дакийские «косы» вполне достоверно изображены на рельефах постамента Колонны. Однако на рельефах фриза даки вооружены неким комбинированным оружием с длинным изогнутым клинком, которое они держат одной рукой. По-видимому, этот образ был сознательно выбран художником, чтобы избежать показа большого числа воинов, сражающихся в нехарактерной для изобразительного канона манере. На рельефах упомянутого выше Трофея из Адамклисси, автор которого гораздо менее был скован условностями, даки держат «косу» двумя руками и сражаются без щита.

Наиболее известным примером условности изображений на рельефах Колонны являются девять верховых фигур, у которых как сами всадники, так и их лошади с ног до головы покрыты чешуёй. По-видимому, эти всадники изображают сарматских союзников Децебала. Сарматские катафрактарии носили полный чешуйчатый доспех и защищали чешуйчатой бронёй своих лошадей. Зная об этом из литературных источников или со слов консультантов, но не имея представления о покрое доспехов, художник изобразил их так, как подсказывала ему фантазия.


Тацит писал, что сарматы не только сами с головы до ног покрыты чешуйчатым доспехом, но также защищают им своих коней. Кажется, художник понял его слова слишком буквально

Современное экспонирование

Хотя Колонна считается одним из наиболее сохранившихся древних памятников, за девятнадцать столетий, прошедших с момента её постройки, ветер и непогода нанесли рельефам большие повреждения. Этот процесс значительно усилился в ХХ веке, когда к неблагоприятным факторам добавилась сложная экологическая ситуация современного мегаполиса. Ещё в 1861 году по приказу Наполеона III были сделаны 125 гипсовых отливок рельефного фриза Колонны, которые ныне находятся в Музее римской цивилизации в Риме. Правда, в настоящий момент музей закрыт на ремонт, и увидеть их там весьма проблематично.

Другая полная копия рельефов, сделанная в 1874 году, находится в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Третья копия экспонируется в Национальном музее румынской истории в Бухаресте (1943 год). Рельефный фриз, который древние римляне рассматривали снизу вверх, в современной музейной экспозиции расположен по горизонтали в отдельных сегментах. Копии отдельных частей фриза, изготовленных в разное время и для разных заказчиков, сегодня демонстрируются в различных музеях мира, в том числе Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Нужно ли говорить, что к настоящему времени эти копии выглядят заметно лучше постепенно разрушающегося оригинала.


Рельефный фриз Колонны Траяна в Музее римской цивилизации

Ещё с конца XV века многочисленные художники зарисовывали отдельные сцены рельефного фриза и тем самым распространяли изображения, имевшие огромное влияние на искусство. Первую каталогизацию в 1576 году осуществил Франческо Вильямена, опубликовавший набор из 130 гравюр с комментариями Альфонсо Чакона. В 1672 году Пьетро Санти Бартоли выпустил свой набор гравюр с комментарием Джованни Пьетро Беллори, остававшийся наиболее авторитетным изданием вплоть до конца XIX века. Между 1896 и 1900 годами Конрад Цихориус создал наиболее полное издание каталога фотографий рельефа, которое всё ещё сохраняет своё значение в современной науке, в том числе благодаря википедии. Другими подобными публикациями были каталоги фотографий Карла Леманна-Хартлбена 1926 года, а также Франка Леппера и Шепарда Фрера 1988 года. С появлением и распространением интернета роль важнейшего источника доступных изображений выполняет сайт проекта McMaster Trajan Project , который использует фотографии, взятые из каталога Цихориуса и архива материалов Германского археологического института в Риме.

Литература :

  1. Coulston, J.C. All the Emperor"s Men: Roman Soldiers and Barbarians on Trajan"s Column / J.C. Coulston. - Oxford, 2007.
  2. Lepper, F. Trajan"s Column. A New Edition of the Cichorius Plates. Introduction, Commentary and Notes / F. Lepper, Sh. Frere. - Gloucester: Alan Sutton Publishing, 1988.
  3. Cichorius, С. Die Reliefs der Traianssäule. Erster Tafelband: «Die Reliefs des Ersten Dakischen Krieges». Tafeln 1–57 / С. Cichorius. - Berlin: Verlag von Georg Reimer, 1896.
  4. Cichorius, С. Die Reliefs der Traianssäule. Zweiter Tafelband: «Die Reliefs des Zweiten Dakischen Krieges». Tafeln 58–113 / С. Cichorius. - Berlin: Verlag von Georg Reimer, 1900.
  5. Pogorzelski, R. Die Traianssäule in Rom. Dokumentation eines Krieges in Farbe / R. Pogorzelski. - Mainz, 2012.
  6. Coarelli, F. The Column of Trajan / F. Coarelli. - Roma, 2000.
  7. Рубцов, С.М. Легионы Рима на Нижнем Дунае: военная история римско-дакийских войн (конец I - начало II века нашей эры) / С.М. Рубцов. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2003.

Колонна Траяна - один из самых известных и хорошо сохранившихся древнеримских памятников, дошедших до нас. Когда я стою перед ней, то перед глазами у меня нет-нет, да и промелькнёт картина не нынешнего, а античного Рима с громадой и великолепием его императорских форумов. Это, конечно, секундное наваждение, и вновь - я вижу лишь развалины, в которых трудно угадать былое величие. И только Колонна Траяна стоит, как ни в чём ни бывало, стоит уже больше 1900 лет, практически не изменившись с тех пор. Несомненно, этот монумент заслуживает того, чтобы познакомиться с ним поближе.

Достиг пика своего могущества: правление Траяна положило начало «золотому веку» империи. После завоевания Дакии (нынешней Румынии) в 106 г территория государства достигла своих максимальных за всю историю размеров, а военная добыча была баснословной - даки владели золотыми копями. жил на широкую ногу, империя процветала.

Траян стал императором достаточно неожиданно, до него выходцам из провинции это никогда не удавалось. Но так уж сложились обстоятельства, и наверное, к лучшему: в истории Траян остался строгим, но справедливым правителем, любимым армией и народом.


Быть «счастливее Августа и лучше Траяна» желал сенат последующим императорам. Что говорить, если даже нетерпимые к язычникам христиане, впоследствии поминали императора добрым словом. По распространённой легенде Папа Григорий Великий, будучи не в силах вынести мысли, что такой справедливый правитель горит в аду, страстно молился за Траяна, и в итоге тому было даровано спасение. Рождение такой легенды в то время стоило многого: даже спустя 500 лет, когда Римской империи уже не существовало, Траян пользовался уважением и любовью людей.

Однако мы знаем, что римскому императору для того, чтобы остаться в веках, мало было победить врагов, проявлять щедрость и милосердие - нужно было ещё оставить после себя что-то монументальное, достойное великолепия и масштабов римской архитектуры. Что же оставил Риму после себя император Траян?

Форум Траяна

Как известно, ещё Юлий Цезарь заметил, что старый римский Форум становится тесноват для бурно развивающегося города. Он же и начал строить практически впритык к старому Форуму новый, названный впоследствии Форумом Цезаря. Так началась история «императорских форумов» Рима: с тех пор многие императоры вносили свою лепту в это строительство. В результате, по соседству со старым Форумом образовалось огромное, плотно застроенное пространство, включавшее Форум Цезаря, Форум Августа и др. В контексте моего рассказа нас, конечно, интересует Форум Траяна - последний из императорских форумов.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что если старый Римский Форум сравнительно неплохо сохранился, и туристов впускают теперь туда, как в музей, то от императорских форумов, в общем, мало что осталось. Огромная их часть скрыта под современной улицей Форо Империали, проложенной во времена Муссолини.


Если идти по этой улице от Колизея, то по левую руку можно наблюдать не особо впечатляющие развалины Форума Цезаря. От Форума Августа и Форума Нервы и вовсе практически ничего не дошло до нас. Правда, археологические работы ведутся в этих местах и поныне, и возможно, когда-нибудь в Риме попытаются воссоздать что-то из былых строений, пока же всё, что нам остаётся - напрягать воображение.
Из сооружений Форума Траяна до наших дней невредимой дошла только Колонна. Зато контуры его расположения и сейчас выделяются довольно ясно. Предлагаю вам вооружиться реконструированной схемой Траянского форума и взглянуть на его нынешние обломки другим взглядом.


Как видно, Форум Траяна представлял собой большую площадь, со всех сторон окружённую портиками - стандартный стиль для римской архитектуры. Строился Форум на золото, добытое во время войны с даками, и во славу победы над ними, что нашло отражение в украшении и оформлении отдельных элементов комплекса. Весь замысел форума (включая Колонну) и его реализация принадлежит знаменитому античному мастеру - Аполлодору из Дамаска.

Центральным входом на Форум служила триумфальная арка Траяна (1), которую венчала статуя императора, правившего упряжкой золотых коней. Выглядело всё это примерно вот так.


К сожалению, арка не сохранилась, но место, где она находилась, мы можем отыскать. Если мы идём в сторону Колонны Траяна со стороны Колизея, то в какой-то момент увидим, как от широкой via dei Fori Imperiali отходит вправо улица чуть поменьше - via Alessanrina. Чуть дальше этой развилки, примерно там, где сейчас виднеется статуя одного из императоров, и располагалась арка Траяна.


Подойдём к этому месту поближе. Сейчас справа виднеются постройки хорошо сохранившегося рынка Траяна (2), который в наши дни работает, как музей - рекомендую вам его посетить.


В прежние же времена здания рынка было не видно за массивной колоннадой (3). Вид развалин, открывающихся перед нами, едва ли может дать представление о впечатлении, которое производила эта площадь Форума на жителей и гостей античного Рима. Зато нам известно, что спустя 250 лет после строительства форума, когда уже не был столицей империи и клонился к упадку, город посетил император Констанций II, и из всего увиденного, его больше всего восхитил именно Форум Траяна.


Так площадь выглядела тогда, а вот что мы видим на этом месте в наши дни.


В центре площади располагалась конная статуя императора (4). Она тоже не дошла до нас, однако археологи откопали постамент этого памятника и сделали вывод: статуя Траяна была, по крайней мере, в три раза больше конного монумента Марка Аврелия, оригинал которого сейчас находится в Капитолийском музее. Посмотрите на этот памятник, чтобы представить себе размер не дошедшей до нас композиции.


Портик на противоположном от арки конце площади назывался Базиликой Ульпия (5). Как вы, наверное, знаете, в то время базиликами называли отнюдь не религиозные учреждения. Кстати, Форум Траяна отличался от прочих тем, что на нём не было храмов - только большое свободное пространство, ограниченное со всех сторон колоннадой. Увы, и от Базилики Ульпия не осталось ничего. Есть, однако, предположение, что отдельные элементы, украшавшие её, мы и сейчас можем увидеть в Риме. Речь идёт о некоторых фризах и скульптурах на Арке Константина рядом с Колизеем. На этой арке вообще собраны фрагменты памятников разных времён, и некоторые из них наверняка когда-то украшали Форум Траяна.

Через Базилику Ульпия посетители попадали в довольно тесный двор, в центре которого и размещалась Колонна Траяна (6). По бокам от Колонны симметрично располагались два одинаковых здания библиотеки (7), в одном из которых хранились рукописи на латинском, а в другом - на греческом языках (традиционное устройство книгохранилищ в Римской империи).


Сейчас мы видим Колонну Траяна издалека, в отдалении от зданий, на большой площади, и кажется, что так было всегда. А вот древние римляне видели её заключённой со всех сторон в узкое пространство небольшой площадки. То есть, получается, смотреть на Колонну народ приходил, почти как в музей. Давайте же узнаем, что в ней особенного?

Колонна Траяна

Колонна Траяна состоит из двадцати установленных друг на друга огромных цилиндров, вытесанных из каррарского мрамора, весом около 40 тонн. Думаю, вы легко сможете себе представить, какие трудности пришлось преодолеть строителям. Блоки были скреплены между собой металлическими фиксаторами, однако в Cредние века металл растащили. Между прочим, та же история случилась и с Колизеем, и остаётся только восхищаться античными строителями: даже без этих крепежей их творения выдержали испытание временем.

Внутри колонны находится винтовая лестница из 185 ступеней, позволяющая подняться на самый верх, к сожалению, публику туда не пускают. Наверху мы видим статую св. - её установили по указанию Папы Сикста V уже в XVI веке. Изначально там, конечно же, находилась статуя самого Траяна, но в Cредневековье она была утрачена.


Разумеется, главное в Колонне Траяна - это рельефные изображения, оформленные в виде непрерывной ленты, огибающей колонну снизу доверху. Тематика изображений связана с различными эпизодами войны с даками (война эта, кстати, была очень непростой, полностью покорить врагов римлянам удалось только со второй попытки). Лента делает 23 оборота вокруг колонны - говорят, что если её «развернуть» на земле длина составит 200 метров. Рельеф Колонны Траяна часто метко называют «гигантским античным комиксом», и может быть, для людей той эпохи подобные изображения и вправду представляли то, что для нас сейчас кино и комиксы вместе взятые. Тем более - обращу на это ваше внимание - изображения на Колонне Траяна в те времена были ярко раскрашены, как и многие другие античные памятники, которые мы привыкли видеть лаконично одноцветными. На картинке ниже показано, как примерно выглядела Колонна Траяна в годы расцвета Рима.


При всём этом, стоит отметить, что римляне создавали сооружения, подобные Колонне Траяна, не столько для того, чтобы народу было на что поглазеть, сколько из религиозно-нравственных соображений. Этим они выказывали уважение к богам, чтили традиции и, попросту говоря, выполняли свой долг перед государством (как они его понимали).

Считается, что изображения создавались, когда все 20 блоков колонны уже были собраны. Так, можно заметить, что ширина ленты с фризом неодинакова на разных уровнях колонны. Причём, лента сначала сужается снизу вверх, а наверху наоборот присутствуют несколько расширенных витков. Эту странность можно объяснить, предположив, что мастера сначала просто экономили место, а увидев, что всё прекрасно помещается, - расслабились.


Сюжетов на фризе очень много. Представлено, по сути, доскональное описание кампаний: подготовка и снабжение армии, мелкие и крупные сражения, осада крепостей, строительство мостов через Дунай и т. д., вплоть до триумфа. Сам Траян тоже часто появляется на картинках. Я с удивлением узнала, что для историков фриз Колонны Траяна - ценнейший источник информации о предметах той эпохи, тактике римской армии, быте людей и т.д.


Рассмотреть сюжеты Колонны Траяна во всех подробностях невозможно. Фактически, стоя внизу, мы можем разглядеть лишь малую их часть. Не знаю, как с этим обстояли дела в древности, возможно, с верхних уровней Ульпиевой Базилики или библиотек (если эти уровни существовали) всё было прекрасно видно. Но скорее всего, римлян подобные вопросы вообще не интересовали: как я уже говорила, отношение к таким сооружениям у них было скорее ритуально-почтительным, чем любознательным.

Однако, если вы всё же захотите рассмотреть «комикс» Траяна детально, рекомендую вам посетить Музей Римской Цивилизации в Риме. Там выставлены полные слепки всех изображений с Колонны Траяна. Также их копии можно увидеть в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и в Национальном музее в Бухаресте. Румыны, потомки даков, кстати, очень гордятся своей былой связью с Римской империей - даже нынешнее название их страны прозрачно намекает на это. И ведь владели римляне Дакией всего 100 лет, но маленький народ до сих пор гордится столь славной страницей своей истории.


Стоя у Колонны, обратите внимание на надпись на её постаменте. Она, помимо прочего, сообщает нам о том, что при строительстве Форума Траяна были проведены работы огромного масштаба - срыт целый холм, высотой как раз с колонну. О каком холме идёт речь, историки спорят до сих пор. Предполагается, что перешеек высотой 30 метров соединял два холма - Капитолий и Квиринал - его и срыли при сооружении Форума; однако существуют и другие версии.

Надпись на постаменте интересна ещё и тем, что стиль написания букв на ней в 90-х годах XX века вдохновил одного дизайнера на создание распространённого и сейчас шрифта под названием Trajan. Даже таким своеобразным способом шедевры Древнего Рима до сих пор влияют на нашу жизнь.


Как добраться до Колонны Траяна

Удобнее всего добраться до Колонны Траяна (1) следующим образом: доехать на метро до остановки Colosseo (2) и пройти вверх по via dei Fori Imperiali (3) примерно 10 минут.


Колонну видно издалека, в любом случае вы её не пропустите. Курсирует здесь и множество автобусов, например, такие маршруты, как 51, 85, 87, останавливаются буквально в нескольких десятках метров от Колонны. Рассмотрите её внимательно и не торопясь, окиньте взором развалины императорских форумов. Между прочим, в Риме можно найти и другую колонну, сооружённую позже, но в таком же стиле - Колонну Марка Аврелия. А если вы бывали в Париже, то наверно видели Вандомскую колонну - она также сделана «по мотивам» Колонны Траяна.

Мы сейчас стоим в самом центре Рима, и у вас есть множество вариантов, куда пойти. Я уже рекомендовала вам посетить Рынок Траяна (4), или можно подняться на Алтарь Отечества (5) - «пишущую машинку», «свадебный торт» - как его только не называют за помпезный внешний вид. Там работает несколько музеев, но главное - с обзорной площадки открывается отличный вид на Рим.


В двух шагах от Колонны Траяна расположены и главные римские музеи - Капитолийский (6), Римский Форум (7), Колизей (8). Так что день у вас получится насыщенным и полным новых впечатлений, чего я вам от души и желаю!