Болезни Военный билет Призыв

Когда появились первые школы как образовательные учреждения. История развития школьного образования в россии. Где появились первые школы? История возникновения образования

Воскресные чтения в сельской школе, Богданов-Бельский Н.П., 1895 год

Школа - это место, где несколько человек, обычно детей, собираются вместе, чтобы получить определенные знания и умения. Вы можете отметить две отличительные черты школы: это определенное место, где обучается сразу несколько человек.

Греческие и римские школы стали предшественниками всех современных школ и колледжей. Но даже в Греции много веков назад были времена, когда к одному учителю-профессионалу приводили одного ученика. Тогда не было ни школ, ни классов.

Позднее греческие ораторы и философы, к которым приходили ученики и которым приходилось много путешествовать, чтобы дарить людям знания, начали создавать некоторое подобие школ. Великий греческий философ Платон был первым учителем, который организовал обучение в месте, которое он назвал «академией». Срок обучения составлял там 3–4 года.

Рафаэль, Афинская Академия Аристотеля

Древние школы располагались обычно на площадках, где тренировались военные или устраивались парады. Площадки эти назывались гимназиями. Позже Аристотель создал свою школу и назвал ее лицеем. Интересно и другое: в Германии школы стали называть гимназиями, во Франции - лицеями, а шотландское название школы - академия! Все три названия сохранились со времен Платона и Аристотеля.

Ни одна из этих двух школ не была похожа на современное учебное заведение. Скорее, это были места для проведения дискуссий, и только изредка ученикам читали лекции или устраивали занятия.

Примерно в 250 году древние греки поняли, что учеников стоит обучать грамматике, поэтому постепенно появились специальные грамматические школы.

Ученики первой школы в Дагестане

Еще позднее римляне переняли у греков их систему обучения. Римские школы были более похожи на современные. Хотите верьте, хотите нет, но ученики с таким же нежеланием шли в римские школы, как мы порой ходим в современные. Ученикам приходилось рано вставать, заучивать сложные правила, иностранный язык и, кроме того, вести себя подобающим образом. Непослушных и ленивых секли розгами!

Школы на территории Древней Руси впервые появились после принятия христианства в 988 году. По указу князя Владимира из семей духовных лиц и старост отдавали на книжное учение Новгорода, созданную Ярославом Мудрым. В ней ученики постигали чтение, письмо, русский язык, счет и христианское вероучение. Кроме этого, на Руси существовали школы высшего типа, предназначенные для будущих церковных и государственных деятелей. В них детей обучали богословию, философии, риторике и грамматике, а также истории, и .

В древние времена образованные люди ценились очень высоко и назывались «книжными мужами».

Образование получило государственное значение при Петре 1, которому для осуществления реформ требовались образованные люди. Молодых людей отправляли учиться морскому и корабельному делу за границу, а для обучения в русских учреждениях нанимали иностранных специалистов. Также при Петре 1 была создана система светской школы, которая была необходима для осуществления преобразований в сфере военной, культурной и хозяйственной отраслей. Сам Петр все чаще задумывался о создании российских школ – именно при нем были открыты общие и специализированные школы, закладывались условия для открытия Академии наук.

Первые школы России

Первая российская школа математических и навигационных наук была учреждена Петром 1 в 1700 году. Она стала первым светским учебным заведением в Москве и Европе. В школе обучались от 200 до 500 учеников, которые находились на полном содержании учреждения. Правила школы были весьма суровы – за прогулы с учеников взимались большие штрафы, а побег карался смертной казнью. Преподавали английские педагоги, которые специализировались на арифметике, геометрии, плоской и сферической тригонометрии, навигации, основах географии и морской астрономии.

Все дисциплины в первой школе России изучались последовательно, а сама учеба приравнивалась к службе.

В 1715 году старшеклассников перевели в Петербург, где была создана Морская , выпустившая не одно поколение известны теоретиков и практиков военно-морского дела, а также руководителей экспедиций, которые прославили Россию. По типу первой школы математических и навигационных наук впоследствии были созданы еще две школы – артиллерийская и инженерная. Они были казенными профессиональными учреждениями высшего уровня, подготавливавшими квалифицированных техников. Также в Москве была основана медицинская школа, которая спустя несколько лет открылась и в Петербурге.

Вопрос о происхождении первых людей до сих пор остается спорным. Религиозные догматы утверждают, что человек был создан Богом. Космологическая теория предполагает влияние инопланетных цивилизаций на развитие жизни на Земле. Существует также мнение о том, что человечество – аномальный элемент прогресса. Научный подход заключается в изучении развития людей как составной части биологической эволюции на планете. Именно многочисленные исследования антропологов, археологов, генетиков и других специалистов позволили определить время появления первых людей.

Инструкция

Центром раннего развития общих предков человека и обезьян – гоминид – была Африка. Здесь 5-6 млн лет назад на континенте жили , обитавшие преимущественно на деревьях. Постепенно приспосабливаясь к другим средам обитания (саванна, реки), предки людей вырабатывали новые навыки и менялись внешне.

Новый виток эволюции связан с увеличением мозга гоминид. Начался этот процесс примерно 2,4 млн лет назад у представителей ветви Homo Habilis – «человек умелый». Им стало под силу изготовить простейшие орудия из и разделывать ими туши пойманных животных.

На смену «человеку умелому» пришел «человек работающий» - Homo ergaster. Около 2 млн лет назад он научился охотиться на крупную дичь. Мясо, преобладающее в рационе гоминид, дало толчок к ускоренному развитию головного мозга и увеличению размеров тела.

Еще через миллион лет первая волна переселения человекоподобных особей за пределы Африки. На другом континенте – в Евразии – появились племена Homo erectus («человека прямостоящего»). Самыми известными и изученными представителями этой ветви являются питекантропы («люди-мартышки») и синантропы («китайские люди»). Эти предки человека умели ходить прямо, с высоко поднятой головой. Их мозг был достаточно развит, чтобы собирать , отламывать палки от деревьев, изготавливать каменные орудия для труда и охоты. Кроме того, «человек прямостоящий» использовал огонь, чтобы согреться и приготовить еду. Именно способность создавать новые вещи, не имеющие аналогов , антропологи считают порогом эволюции. Перешагнув его, животное стало человеком.

От питекантропов 200 тысяч лет назад отделилось племя неандертальцев. Именно их часто называют прямыми предками . Однако ученым не хватает данным для окончательного подтверждения этой гипотезы. Неандертальцы имели объем мозга, соответствующий мозгу людей настоящего времени. Они успешно разводили и поддерживали огонь, готовили горячую пищу. У неандертальцев отмечены первые проявления религиозного сознания: умерших соплеменников они хоронили в , а могилы украшали цветами.

Венец эволюции человекоподобных обезьян – Homo sapiens («человек разумный») – впервые обнаружил себя в Африке около 195 тысяч лет назад, а в Азии – более 90 тысяч лет назад. Позже племена переселились в Австралию (50 тысяч лет назад) и Европу (40 тысяч лет назад). Представители этой ветви были ловкими охотниками и собирателями, хорошо ориентировались на местности, вели простое домашнее хозяйство. «Человек разумный» постепенно вытеснил неандертальцев и стал единственным представителем рода Homo на планете.

Видео по теме

Источники:

  • Антропогенез

Совет 3: Когда в России была создана первая академия наук

В начале XVIII века в России бурно развивалась наука, активно накапливались знания о природе. В научных исследованиях все шире применялся эксперимент и математические методы. Жизнь настоятельно требовала соединения теории с практикой. К этому периоду как раз и относится основание первой в России Академии наук.

Инструкция

Реформаторская деятельность Петра I предполагала глубокое и всесторонне обновление российской державы. Рост промышленности и торговли, формирование транспортной системы требовали широкого развития образования и науки. Царь Петр всеми силами стремился укрепить Россию и направить ее по пути культурного развития, что позволило бы стране занять почетное место в ряду западных держав.

Планы создания в России собственной Академии наук Петр I вынашивал давно, задолго до ее основания. Он считал, что такая академия должна быть самобытным научным учреждением, а не простым слепком с западноевропейских аналогов. Концепция развития будущей академии предполагала формирование не только научного, но и образовательного учреждения, при котором предполагалось иметь гимназию и университет.

Прародителями современных школ стали римские и греческие школы. Обеспеченные родители в Древней Греции и Риме часто посылали своих детей к знаменитым философам, чтобы те перенимал у них мудрость и знания.

Однако свои занятия философы проводили индивидуально: они приглашал ученика либо к себе домой, либо отправлялись с ними на прогулку. Со временем известные греческие ораторы начали путешествовать по городам, обучая местное население.

Именно в этот период возникла необходимость организовать специальные учреждения, в которых бы все желающие собирались слушать лекции мыслителей. Так в Древней Греции и Риме начали появляться первые школы.

Древние школы организовывались на площадях, а не в помещениях. Такие площади со временем начали называться гимназиями. Примечательным является тот факт, что в первых школах обучение письму и грамматике началось сравнительно поздно - в 300 году н.э.

До этого времени в школах проводили дискуссии, обсуждали политические и философские вопросы. В Спарте занятие в школах представляли собой военную подготовку. С раннего возраста мальчиков обучали боевым искусствам.

Школа в разные исторические периоды, ее роль и методы обучения

Существует много теорий о том, какими были причины возникновения школ в период античности. Одна из них – это то, что родители просто хотели занять своих детей каким- нибудь делом, чтобы они не мешали им работать.

Подобная теория имеет свое подтверждение, так как первыми учениками были старики и дети – нетрудоспособные категории населения. В античных школах особое внимание уделялось духовному развитию детей: их учили основам философии и религии.

В период Средневековья школы носили религиозный характер. Зачастую они открывались при монастырях и соборах. Главной дисциплиной был латинский язык, на котором проводилось богослужение. Детей учили письму и чтению.

По окончанию монастырских школ, ребенок имел возможность стать помощником священника. Дети богатых купцов часто посещали средние школы, в которых преподавалось всего семь дисциплин: грамматика, логика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка география.

Средневековые школы славились суровыми методами обучения: к ученикам часто применялись телесные наказания, которые могли приобретать характер пытки.

С 17 века в Европе были открыты первые школы для девочек. В них маленьких учениц обучали главным на то время дисциплинам – танцам, этикету, рукоделию, литературе.

Вплоть до конца 19 века девочки не имели права поступать в высшую школу. Зачастую школы в этот период были закрытого типа с очень строгой дисциплиной.

Функции школы в обществе

Главной функцией современных школ является предоставление ребенку возможности получить образование. Однако не следует воспринимать школу исключительно как место, в котором дети познают науки, учатся читать и писать.

Благодаря школе, дети адаптируются к взрослой жизни, готовятся к выбору своей профессии. Именно в школе мы впитываем и развиваем в себе такие качества как трудолюбие, честность, ответственность, патриотизм.

Публикации раздела Лекции

В разное время в отечественных школах преподавали уроки грамоты и черчения, физики и логики, астрономии и греческого. Занятия вели сначала духовные лица, а позже - учителя-предметники. Портал «Культура.РФ» рассказывает, как менялась система образования в России на протяжении десяти веков.

Николай Богданов-Бельский. Вдохновение (фрагмент). 1910. Частное собрание

Иван Владимиров. На уроке грамоты у дьячка (фрагмент). 1913. Частное собрание

Николай Богданов-Бельский. Сочинение (фрагмент). 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но [считали] и гадали с помощью черт и резов» , - сообщалось в болгарском трактате начала X века «О письменах».

После крещения Руси в 988 году перед государством встала задача «привить» новую религию , а для этого было необходимо научить население грамоте. Появилась славянская азбука - ее создали специально для перевода церковных текстов греки Кирилл и Мефодий. В Киеве, Новгороде , Смоленске , Суздале , Курске открылись первые школы. Ученые установили, что понадобилось от 50 до 100 лет, чтобы письменность широко распространилась среди знати, духовенства, отдельных купцов и ремесленников.

В XX веке в Новгороде во время раскопок нашли более тысячи берестяных грамот. Среди них - грамоты и рисунки Онфима, мальчика шести-семи лет, жившего в XIII веке. Свои упражнения, как полагают исследователи, ребенок потерял. Скорее всего Онфим переходил с письма на восковой дощечке к письму на бересте. Сначала ученики выписывали полную азбуку, после - слоги, а затем копировали фрагменты из Псалтири и деловые формулы вроде «Взыскать с Дмитра должки», «Поклон от Онфима к Даниле».

По сообщению историка Василия Татищева, князь Роман Смоленский открыл в Смоленске несколько школ. В них изучали греческий и латинский языки. В Суздальском княжестве образованием занимался князь Константин.

В Суздальском княжестве князь Константин (сын Всеволода III) собрал библиотеку из греческих и славянских книг, заказал переводы с греческого на русский и завещал - в 1218 году - свой дом во Владимире и часть доходов от имения школе, в которой должны были обучать греческому языку.

Василий Татищев

Николай Богданов-Бельский. Будущий инок (фрагмент). 1889. Латвийский Национальный художественный музей, Рига

Николай Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе (фрагмент). 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Николай Богданов-Бельский. У дверей школы (фрагмент). 1897. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

О системе образования в Московском государстве можно узнать из «Азбуковников» - сборников с учебными пособиями и школьными правилами. В XVII веке училища для мальчиков 8–12 лет держали духовные лица. Обучение шло неспешно: зубрили азбуку, потом начинали читать Часослов, Псалтирь, Деяния апостолов и Евангелие, затем переходили к письму.

В старших классах осваивали «семь свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие, включавшее сведения по геометрии и географии, и звездознание, то есть астрономию . Из иностранных языков в почете были лишь латынь и греческий - их преподавали будущим церковным служителям, чиновникам и дипломатам.

Старшие дети царя Алексея Михайловича под руководством поэта и богослова Симеона Полоцкого изучали латинский, греческий и польский языки, музыку. Но образованию младшего сына - будущего Петра I - не уделялось должного внимания. К этому времени Алексей Михайлович скончался, и ребенок от второго брака вместе с матерью оказался в опале.

Петр начал учиться письму, кажется, в начале 1680 года и никогда не умел писать порядочным почерком. Зотов (бывший канцелярский служащий Иван Зотов, приставленный к царевичу. - Прим. ред.) как пособие при обучении употреблял иллюстрации, привозимые в Москву из-за границы, ознакомил Петра с событиями русской истории.

Сергей Платонов, «Русская история»

Пользоваться привезенной из-за границы астролябией (старейший астрономический инструмент. - Прим. ред. ) Петра научил голландец Тиммерман. Другой голландец из Немецкой слободы по фамилии Карштен-Брант учил любознательного юношу лавировать на боте и управлять парусами.

Николай Богданов-Бельский. Ученицы (фрагмент). 1901. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

Алексей Стрелковский. Сельская школа (фрагмент).1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Венецианов. Портрет Кирилла Ивановича Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками (фрагмент). 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Петр I понимал необходимость профессионального образования. Поэтому в 1701 году в Москве по его указу открыли Школу математических и навигацких наук. Учились в ней юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения, как правило, поступали на службу, а отпрыски знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», где изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию.

В это же время появились учебные заведения, выпускавшие рабочих-металлургов, медиков, канцелярских служащих, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков. В 1714 году появились начальные цифирные школы - упор в них делали на арифметику и геометрию.

Для «губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет» была введена учебная повинность. Она вызвала недовольство родителей, поскольку купцы и ремесленники традиционно учили наследников грамоте сами, одновременно с этим обучали и торговле. Из-за этого купцы не могли своевременно передать семейное дело детям. Церковнослужители же отдавали своих отпрысков в религиозные архиерейские школы - они открылись во всех епархиях в 1721 году.

Одним из последних детищ Петра стала Академия наук . Ее император учредил в 1724 году. Однако работу она начала уже после смерти императора - в конце 1725 года. В состав академии входили гимназия и университет.

Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции (прав искусству), медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают.

Положение об учреждении Академии наук и художеств, 1724

Василий Перов. Приезд институтки к слепому отцу (фрагмент). 1870. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Екатерина Хилкова. Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих (фрагмент). 1855. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Лемох. Гимназистка (фрагмент). 1885. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Первое учебное заведение для девушек было открыто во время царствования Екатерины II . В 1764 году императрица учредила Воспитательное общество благородных девиц. В историю оно вошло как . Институт просуществовал до 1917 года.

Предметами обучения в первом возрасте (6–9 лет) были: Закон Божий, русский и иностранные языки (чтение и письмо), арифметика, рисование, рукоделье и танцы. Ко второму возрасту (9–12 лет) прибавлялись история и география... В третьем возрасте (12–15 лет) вводились словесные науки, состоявшие в чтении исторических и нравоучительных книг. Затем следовала еще: опытная физика, архитектура, скульптура, токарное искусство и геральдика. Домашнему хозяйству обучали уже на практике... Курс последнего возраста (15–18 лет) состоял в повторении всего пройденного, причем особое внимание обращалось на Закон Божий.

Зинаида Мордвинова, «Смольный институт в эпоху Екатерины II»

Женское образование значительно отличалось от мужского. Основанный еще в 1732 году Шляхетский сухопутный кадетский корпус при Екатерине II получил новый устав. В корпусе учились с пятилетнего возраста до 21 года. Юноши осваивали «полезные» науки (физику, воинское искусство, тактику, химию, артиллерийское дело), «нужные гражданскому званию» (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственную экономию), прочие науки (логику, математику, механику, красноречие, географию, историю) и «художества» (рисование, танцы, фехтование, архитектуру и другие). Эта программа была разработана под влиянием идей французского Просвещения.

В 1786 году приняли Устав народным училищам в Российской империи. Появились малые училища с двумя классами начального образования, а в крупных городах - средние училища с тремя классами, а также главные с пятилетним обучением (последний, четвертый класс длился два года). В главных народных училищах изучали арифметику и геометрию, физику и механику, естественную историю и архитектуру с черчением планов, географию и историю, а также факультативно латинский и действующие европейские языки. Выпускники главных училищ могли сдать экзамен на звание учителя.

Алексей Корин. Опять провалился (фрагмент). 1891. Калужский областной художественный музей, Калуга

Эмилия Шанкс. Новенькая в школе (фрагмент). 1892. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Богданов-Бельский. Приготовление уроков (фрагмент). 1900-е. Новокузнецкий художественный музей, Новокузнецк

В 1802 году император Александр I учредил Министерство народного просвещения. Его основными принципами были бессословность (за исключением крепостных) и бесплатность начального образования, а также преемственность учебных программ. В 1804 году при церковных приходах стали открывать начальные школы, куда ходили в основном крестьянские дети. С 1803 года главные народные училища стали преобразовывать в гимназии (первая женская гимназия открылась через 55 лет, в 1858 году, в Петербурге). Постепенно в программу вводили новые предметы: мифологию, статистику, философию , психологию, коммерческие науки, естественную историю, иностранные языки. В гимназиях делали упор на классическое образование - в приоритете были гуманитарные науки.

В 1811 году состоялся первый набор в Императорский Царскосельский лицей . За шесть лет мальчикам из знатных семей давались энциклопедические знания. Особое внимание уделялось отечественной истории и «российскому языку», который в гимназиях того времени практически не изучали. Однокурсник Пушкина государственный деятель, историк Модест Корф писал:

…До самого конца для всех продолжался какой-то общий курс, полугимназический и полууниверситетский, обо всем на свете: математика с дифференциалами и интегралами, астрономия в широком размере, церковная история, даже высшее богословие - все это занимало у нас столько же, иногда и более времени, нежели правоведение и другие науки политические.

Все население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств - выборных органов местного самоуправления. В земских школах учились три года, а с начала XX века - четыре. Там изучали чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. В школы принимались мальчики и девочки с восьми лет. В XIX веке продолжали работать и церковно-приходские школы.

1920-е годы прошли под знаком экспериментов. Отменили домашние задания, уроки истории заменили политграмотой и обществоведением. На местах пытались ввести американскую модель: дети могли сами выбирать предметы и сдавать по ним проекты. Такое обучение приближало учеников к практике.

Однако в 1927 году правительство обозначило уже не примерные, а обязательные программы и учебные планы. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики, русского и родного языка, обязательными стали Конституция СССР, чистописание, черчение, химия, труд.

О школе 1930-х годов вспоминал философ Александр Зиновьев:

Школа, в которой я проучился с 1933 по 1939 год, была построена в 1930 году и считалась новой. Она не была исключением в то время. Но таких школ было еще немного. Она не была привилегированной. Но вместе с тем она была одной из лучших школ в стране.
Приобщение к культуре на первых порах происходило для меня также через школу. Это упоминавшиеся выше экскурсии, различного рода кружки, коллективные походы в музеи, в кино и в театры. В нашей школе был драматический кружок. У нас были даже уроки музыки. Учитель, заметив, что у меня не было ни голоса, ни слуха, но что я что-то постоянно рисовал, предложил мне «рисовать музыку», то есть изображать в рисунках то, как я воспринимал музыку.

В это время ввели обязательное сначала четырехлетнее, а затем семилетнее обучение для детей 8–10 лет. В 1943 году в школу начали брать с семи лет. В послевоенное время появилась школьная форма, в программу добавили уроки логики, психологии , латыни, вернулись к раздельному обучению мальчиков и девочек. Но после смерти Сталина «гимназические» веяния из советской школы убрали. В эпоху холодной войны появился новый предмет - начальная военная подготовка, которая оставалась в программе до конца 1980-х.

Первые школы возникли в странах Древнего Востока (Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии и др.)— жреческие школы при храмах, дворцовые для обучения знати, школы писцов для нужд административно-хозяйственного управления. В античном мире школа стала важнейшей частью спартанской, афинской и римской систем воспитания. В Индии, например, она существовала при крупных храмах. Здесь кроме чтения и письма изучались тексты священных книг, эпические поэмы, мифология, грамматика, литература, история, философия, математика, астрономия, медицина. В Западной Европе с установлением в средние века монополии церкви на образование все школы стали открываться только католической церковью. При отдельных церквях с V века создавались для мальчиков приходские школы элементарного обучения; при монастырях действовали монастырские школы; в центрах епархий — соборные школы. С укреплением средневековых городов в 12 веке открылись первые университеты. Школа в странах Азии, Африки и Латинской Америки кроме начальных, открывалось небольшое число повышенных начальных, средних (коллежи, лицеи) и высших учебных заведений (университетов и др.). В них готовились будущие надсмотрщики, чиновники, солдаты и младшие офицеры "цветных войск". Контингент учащихся составляли и дети местной знати и буржуазии, для сыновей вождей племён имелись закрытые привилегированные школы. Летописные источники дают весьма неполные сведения о школах Киевской Руси, открывавшихся в 10—13 вв. при монастырях, церковных приходах, дворцах князей. Берестяные грамоты 11—15 вв. содержат данные о методах обучения грамоте, свидетельствуют о распространении грамотности в Древней Руси как среди феодальной знати и духовенства, так и среди горожан, посадских людей, ремесленников, торговцев. В дореволюционной России для народных масс существовала начальная школа различных типов. Имущие слои населения обучали детей в гимназиях, реальных училищах, коммерческих училищах, университетах и других вузах. Школа после Октябрьской революции 1917 становится общенародной, доступной всем, независимо от социального положения и национальности. С 1918 в стране введено совместное обучение лиц обоего пола.

Понятие успешности

Мы изучили разнообразные источники литературы с целью выяснить, что такое «успешность» и «успешность обучения».

Успешность - ценностная категория, поскольку в понимании человеком своей успешности в жизни, в профессиональной деятельности отражается представление человека о смысле собственной жизни. Поэтому формирование успешности в детстве и юности - педагогическая задача, которая выходит за рамки обучения и имеет социальную направленность, воспитательный характер. Успешность как человеческая ценность, жизненный стимул, как жизненная позиция во многом зависит от того, насколько сформирована потребность в ней у ребенка и каким ценностным смыслом он ее наполняет. В этом аспекте актуальность педагогических и психологических исследований проблемы успешности, в частности - успешности обучения, представляется особенно значимой.

Рассмотрим понятие успешности учащихся

Успешность учащихся - необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья

Успешность школьника- результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех - способ самоутверждения, самовыражения.

Успех - это подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.