Болезни Военный билет Призыв

Когда отмечается день петра и февронии. Православные отмечают день памяти святых петра и февронии. Для чего была написала Повесть

Многие в курсе, что 8 июля - День семьи, любви и верности, который с большим размахом отмечают в России огромным количеством мероприятий. Но не все знают, что в тот день также есть и церковный праздник Петра и Февронии в 2018, а также, что между ними есть непосредственная связь. Про святых Петра и Февронию, а также про запреты на День Петра и Февронии и про его связь с российским праздником семьи, любви и верности 2018 читайте далее в нашем материале.

В России отмечают День семьи, любви и верности - всенародный праздник, который выпадает на 8 июля. У этого дня есть красивая и светлая история, про которую мы расскажем далее.

История Петра и Февронии

Пара Февронии и Петра считается у православных образцом христианского супружества. Князь Пётр – второй сын муромского князя Юрия, он вступает на престол в 1203 году. За несколько лет до этого события Пётр заболел страшной болезнью, под названием проказа. Сон ему приснился странный очень, что вылечить от недуга способна лишь дочь «древолазца» бортника, который добывает дикий мёд. Имя её – Феврония, обычная крестьянка, проживающая в небольшой деревушке на Рязанской земле.

Девушка была очень умной, красивой, доброй, умела разговаривать с животными и знала свойства всех растений в округе. Она могла вылечить любой недуг, поэтому к ней часто обращались за помощью люди. Князь поклялся, что после исцеления возьмёт Февронию в жёны, и она помогла ему справиться с болезнью. Только вот Пётр не собирался сдерживать своё слово, и тогда проказа вернулась, ему оставалось лишь обратиться вновь к деве Февронии за советом и помощью. Она вылечила его во второй раз, и он взял её в жёны.

После унаследования княжения бояре ополчились на супружескую пару, Феврония ведь простого происхождения и это оскорбляет знатных особ. Петру был поставлен ультиматум: он должен отказаться от своей возлюбленной, но он не смог этого сделать. Вместе они уплыли по Оке на лодке и стали жить среди простых людей и радоваться тому, что Бог послал.

В Муроме начали происходить бесчинства, велась кровопролитная война за престол. Бояре собрали совет вновь и приняли единогласное решение – вернуть обратно князя и его княгиню. Февронию полюбили горожане. В преклонных годах влюблённые совершили постриг в монастыре, взяв имена Давид и Ефросинья. Они хотели умереть в один день и быть похороненными в одном гробу и молили об этом Господа. Заранее была приготовлена для супругов гробница с небольшой перегородкой из тонкого камня.

Умерли они в один день 8 июля по новому стилю (25 по старому) 1228 года. Погребение в одном гробу для монахов не позволительно, поэтому их тела положили в разных обителях, однако на следующий день они снова оказались вместе.

Церковная практика сообщает о двух основных датах: кончины святых Петра и Февронии и перенесения их мощей. Исследователи считают, что 25 июня были перенесены мощи в собор Рождества Богородицы, который снесли в 1930 году. Согласно юлианскому календарю днём почитания праздника Петра и Февронии является 25 июня, по григорианскому – 8 июля. В этот день в храме проходит богослужение, семейные пары молятся Петру и Февронии, просят счастья, гармонии и взаимопонимания. Вступающие в брак молодые люди хотят лишь благословения. Каждый может совершить паломничество в Свято-Троицкий женский монастырь, который располагается в городе Муроме. Именно там хранятся мощи святых.

Как праздновать День Петра и Февронии

В мае 2001 года мэр Мурома принимает решение отмечать день города 8 июля, приурочив его, таким образом, ко дню памяти святых великомучеников. В Госдуму были направлены более 15 000 подписей за то, чтобы праздник стал всероссийским. В 2007 Владимир Путин объявил, что 2008 год станет «годом семьи». 26 марта 2008 года в Совете Федерации было принято единогласное решение об учреждении нового праздника в честь святых Петра и Февронии.

С того самого момента 8 июля отмечается «Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья». Символом праздника стала ромашка, была также учреждена медаль «За любовь и верность», которой награждаются лишь образцово-показательные семьи государства. На памятном знаке изображены Пётр и Феврония с одной стороны, а с другой стороны – ромашка, две лепестка которой были окрашены в красный и синий цвета.

В каждом городе 8 июля проводятся мероприятия, направленные на укрепление семей и воспитание молодежи в духе любви и верности. Особый ритуал в день семьи, любви и верности – награждение пар, живущих в браке больше 25 лет. Медаль «За любовь и верность» получают те, кто всей своей жизнью показывает пример настоящего семейного счастья. Многодетные родители, в чьих семьях воспитываются приемные дети, в этот праздник получают награду «Родительская слава». На площадях проходят концерты с участием звёзд отечественной эстрады, проводятся тематические конкурсы.

Праздник Семьи, любви и верности стал поистине народным и с каждым годом его отмечает всё больше людей, которые стараются провести день с родными и близкими людьми, поговорить по душам или прогуляться всем вместе по торговым центрам своего города.

Что нельзя делать на Петра и Февронии 2018

Так праздник семьи любви и верности и история Петра и Февроний тесно переплелись. Петр и Февроний муромские стали воплощений тех семейных ценностей, которых в наше время часто не хватает. Но, как водится, на праздник в церковном календаре июля есть свои запреты. Читайте о том, что нельзя делать на Петра и Февронии 2018.

Главный запрет на Петра и Февронии касается следующего: венчаться в день памяти Петра и Февронии нельзя, зато обручаться можно.

Нельзя употреблять рыбные блюда, так как в разгаре Петров пост.

В этот день в народе не принято трудиться в саду и огороде, разрешено только делать мелкие бытовые дела.

Нельзя шить и заниматься рукоделием.

День Петра и Февронии у православных считается очень светлым и чистым праздником. В этот день нельзя прибегать к ритуалам чёрной магии. Лучше отправиться молиться в храм, мысли должны быть чисты – в этот момент молитва самая искренняя. Но незамужних девушек, которые находятся в поисках своей судьбы, это не останавливает. Они считают, что в этот день на свободе оказываются магические силы, которые покровительствуют влюбленным, а значит можно гадать на суженого и делать любовные привороты.

Какая погода будет на Петра и Февронию, такая же будет и в ближайшие 40 дней.

Счастливая и благополучная жизнь ожидает тех, кто 8 июля помолится перед иконой святых Петра и Февронии.

В этот день разрешается просить у святых здоровья для своих деток.

Достаток в семье будет у того, кто проведёт целый день с супругом, занимаясь общим делом.

Теперь вы знаете, почему День семьи, любви и верности 2018 связан с Днем Петра и Февронии. Проведите этот день в хорошей душевной атмосфере родными, как того и требует праздник.

Портал Православие.фм поздравляет своих читателей и прекрасных читательниц с этим светлым днём и желает каждому и каждой из них семейного счастья, радости деторождения и любви до гроба!

Святой благоверный князь Петр (в иночестве Давид) и святая благоверная княгиня Феврония (в иночество Евфросиния) – русские православные святые, Муромские чудотворцы.

История жизни святых князей Петра и Февронии - это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека, рассказывает сайт храма Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах.

История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии» . Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 – начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой – тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: “Ну как это можно – князю дочь древолаза взять себе в жены!” . Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.

Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети – устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом – смысл и назначение его.

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу - умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года , каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака.

Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре . День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.

В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый праздник – День семьи, любви и верности , приходящийся на 8 июля – день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Праздник этот является частью забытой традиции нашего народа. Раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви.

Символом праздника стала простая и близкая каждому ромашка – как символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

Также сегодня:

52 до н. э. - принятая дата основания Парижа.

303 - скончался великомученик Прокопий Кесарийский

1283 - Война Сицилийской вечерни: арагонский флот под командованием адмирала Руджеро Лауриа, побеждает анжуйский флот в Битве при Мальте.

1492 - первая морская экспедиция из Европы в Индию отплыла из Лиссабона во главе с Васко да Гама.

1573 - Булонским эдиктом положен конец 4-летней войне французских католиков и гугенотов.

1618 - за «околдование» французской королевы была казнена камеристка Марии Медичи.

1659 - Битва под Конотопом.

1663 - английский король Чарльз II одобрил представленную Джоном Кларком Королевскую Хартию Род-Айленда.

1686 - австрийские войска оккупировали Буду, выбив турок, владевших городом с 1541 года.

1709 - состоялась Полтавская битва - крупнейшее сражение Великой Северной войны.

1710 - родился Прокофий Акинфиевич Демидов, уральский заводчик, знаменитый чудак и благотворитель.

1716 - в ходе Великой Северной войны произошла Битва в Дюнекилене между датской и шведской эскадрами.

1758 - в ходе Семилетней войны на Североамериканском театре боевых действий произошла Битва при Карильоне.

1767 - родился Павел Васильевич Чичагов, русский адмирал, сын Василия Яковлевича Чичагова, морской министр Российской империи.

1777 - Вермонт стал 1-м штатом, отменившим рабство.

1796 - государственный департамент США выдал первый паспорт гражданина США.

1819 - в Петербурге заложен Исаакиевский собор по проекту архитектора Огюста Монферрана.

1820 - франкфуртский сейм принял Венский заключительный акт, дополнявший конституцию Германского союза и подтверждавший суверенитет немецких государств.

1833 - подписан Ункяр-Искелесийский договор о мире, дружбе и оборонительном союзе между Россией и Османской империей.

1853 - в Токийском заливе высадился американский командор Мэтью Перри, от имени США потребовавший от Японии до конца года установить торговые отношения с Америкой.

1889 - вышел первый номер газеты «The Wall Street Journal».

1894 - родился Пётр Леонидович Капица, советский физик, академик, лауреат Нобелевской премии (1978).

1895 - родился Игорь Евгеньевич Тамм, советский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике (1958).

1916 - указ о мобилизации на принудительные работы 400 тыс. жителей Туркестана и степных областей. Массовое восстание казахских племён было жестоко подавлено.

1920 - английская колония Восточная Африка переименована в Кению.

1922 - впервые в мире на бывшем Ходынском аэродроме проведены опыты по применению авиации для борьбы с вредителями сельского хозяйства (лётчик Н. П. Ильзин).

1944 – Указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня» и учреждены орден «Материнская слава» и медаль «Медаль материнства»;

Выпуск первого автомобиля на эвакуированном в город Миасс заводе «ЗИС» (Заводе имени И. В. Сталина).

1945 - восстановлена после Великой Отечественной войны Крымская астрофизическая обсерватория АН СССР (КАО была основана на базе частной любительской обсерватории, созданной в 1900 году).

1958 - совершил первый полёт первый послевоенный немецкий вертолёт - трёхместный Боргварт «Колибри I», построенный Генрихом Фокке.

1969 - Вьетнамская война: начат вывод американских войск из Южного Вьетнама, завершившийся через три с половиной года.

1972 - президент США Никсон объявил о том, что СССР в течение 3 лет закупит американское зерно на сумму 750 миллионов долларов.

1974 - ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа).

1981 - в «Ленкоме» прошла премьера мюзикла «Юнона» и «Авось».

2011 - старт шаттла «Атлантис». Последний полёт шаттла «Атлантис», завершивший эксплуатацию кораблей системы «Space Shuttle».

Андрей Сегеда

Вконтакте

С 2008 года в России отмечается День семьи, любви и верности, ставший официальной альтернативой европейскому Дню святого Валентина. Петр и Феврония, день памяти которых, 8 июля (25 июня) и стал датой празднества, считаются православными покровителями брака и семьи. Что мы знаем о них?

Имели ли святые реально существующие исторические прототипы и как создавался основной источник, из которого мы можем черпать информацию о героях сегодняшнего праздника - «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?

С текстом Повести можно ознакомиться

Библиографическое описание: Библиотека литературы Древней Руси /РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. - СПб.: Наука, 2000. - Т. 9: Конец XIV - первая половина XVI века.

«Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Ефросинии» - так звучит полное название одного из самых известных произведений древнерусской книжности. Его популярность определяется многими факторами, в числе которых близкая к народной тематика, живой и необычный для агиографического жанра литературный язык и бесспорный талант автора, который позволил создать столь гармоничное произведение.

Автор «Повести о Петре и февронии Муромских» Ермолай-Еразм

Автором Повести о Петре и Февронии является известный публицист эпохи Ивана Грозного - Ермолай-Еразм, автор таких работ как «Книга о Троице», «Благохотящим царем правительница», «Слово о разсуждении любви и правде и по побеждении вражде и лжи».

Вопрос о причастности Ермолая Еразма к произведению вызывал большие споры в советской историографии. Часть исследователей относит время создания произведения к XV веку, но, в таком случае, вопрос об авторстве Ермолая отпадает. Данной точки зрения придерживается М.О. Скрипиль, аргументируя свою позицию тем, что в Повести отражается русская действительность второй половины XV века, а «автор ее не москвич, а житель одного из переферийных культурных и политических центров (вернее всего - Мурома)». Другая группа исследователей, в том числе А.А. Зимин, известнейший советский исследователь русского средневековья и источниковед, придерживается мнения, что Повесть все же следует отнести к середине XVI века в ее первой редакции, и к 60-ым годам второй, а автором ее был Ермолай Еразм.

О жизни Ермолая- Еразма, или, как его еще называли - Ермолая Прегрешного, нам известно преимущественно из его сочинений. По трудам можно выяснить, где в то или иное время публицист находился и чем занимался. В 40-ые годы XVI века проживал в Пскове, к началу 60-ых уже в Москве.

Расцвет писательской деятельности Ермолая-Еразма падает на середину века, именно в это время им был написан трактат, отправленный царю. Он известен под названием «Благохотящим царем правительница и землемерие», в этом труде Ермолай выступает на позициях гуманности, которая также прослеживается и в других его произведениях, даже в «Повести о Петре и Февронии».

Как на публициста, на него обратили внимание в 1546 году, что следовало за его знакомством с придворным книгочеем Ивана Грозного Киром Софронием. В скором времени он переезжает в Москву и получает должность протопопа дворцового (Спаса на Бору в Московском Кремле) собора. Ермолай-Еразм был привлечен к деятельности группы книжников, которая была создана митрополитом Макарием. Ее задачей было создание житий в связи с подготовкой канонизации русских святых на соборах 1547 и 1549 годов.

Св.Петр и Феврония Муромские

По поручению Макария, Ермолаем - Еразмом было написано как минимум 3 произведения, в их числе: Повесть о Петре и Февронии и Повесть о епископе Василии.

Где-то в начале 60-ых, в списках некоторых его произведений уже встречается «Ермолай, во иноцех Еразм», что свидетельствует о его постриге в монахи. Постепенно его имя забывалось, а произведения переписывались уже как анонимные.

История создания повести о Петре и Февронии и путь источника

XVI век - это эпоха назревающих перемен, когда начинается поворот от культуры церковной, каковой она была вот уже на протяжении 6 веков, к литературе мирской. В это время активно развиваются повествовательный стиль в произведениях, иллюстративность, интерес к жизненным перипетиям, изображение характеров. С другой стороны, это период, когда Церковь особенно сильно настаивала на соблюдении канонов, боролась с ересью в любых ее проявлениях, с обмирщением в литературе.

В данном контексте происходит широкое распространение житий и хроник, создаются «Великие Минеи Четьи» (ВЧМ), что приводит к необходимости установить правила для новых форм произведений. Повесть о Петре и Февронии написана Еромолаем Еразмом по заказу митрополита Макария для включения в ВЧМ как житие о муромских святых, но... включено не было, и на то были весьма веские основания. При этом митрополит разрешил переписать данное произведение отдельно, сохранив за Повестью право быть отнесенной к жанру агиографии (жития). В результате, данное решение и привело к созданию множества списков и широкому их распространению среди народа.

Повесть создана в 40-ые годы XVI века, но сама легенда о героях и начало их почитания относятся куда к более раннему периоду, как и церковная служба Петру и Февронии.

Повесть была написана как житие, в преддверии канонизации муромских чудотворцев на соборе 1547 года. Наряду с основной задачей - прославлением, Повесть имеет второе значение - преподнести читателю иносказательный смысл, поведать о силе любви и веры в Божественный промысел. И сведения для «агиографического подтекста» своего произведения Ермолай Еразм черпал из текста церковной службы и устных преданий.

Каждый из вариантов повести сохранился в большом числе списков. Наиболее устойчиво сохраняют текст повести списки вариантов так называемой Хлудовской версии (ГИМ. Хлудов. №147, XVI в.). Второй известный вариант МДА (РГБ. Собран. Фунд. библ. Московской Духовной академии №224, XVI в.), к которому восходит список с именем Еразма говорит о том, что в руки редактора этого списка попал не первоначальный текст Повести, а много раз переписанный. В результате классификации и сопоставления списков Первой редакции Повести можно считать установленным, что наиболее близкий оригиналу текст сохранился в одном из трех списков - Собрание Соловецкое № 826, собрание Погодина № 892, собрание ЦГАЛИ № 27.

Общепринятым текстом Повести оказался текст, дошедший до нас в списке собрания Погодина, а не текст из сборника Ермолая-Еразма. В Соловецкой рукописи № 287 представлен авторский текст, а в Погодинской - та копия, которая пущена в читательский оборот. Хоть авторский вариант Повести дошел до нас в очень малом количестве списков, а рукопись самого автора попала в XVI веке в Соловецкий монастырь, но их история подтверждает, что текст Повести тесно связан с именем Еразма.

Неидеальное начало брака Петра и Февронии

На самом деле, со всем вниманием обратившись к началу истории Петра и Февронии, сложно представить, что спустя несколько веков именно их союз назовут идеальным.

Муромский князь Петр убил святым мечом Змея-диавола, приходившего к жене его брата Павла. Но змей, вздох последний испуская, обрызгал героя кровью, от чего последний тяжко заболел и покрылся струпьями. Долгие поиски целителя не дают результата, пока князь не попадает к дочери древолаза — Феврнии. Вылечивает ли она его сразу, оказав честь герою, который Агриковым мечом поразил дьявола? В благодарность ли за услугу ее Петр женится на деве, обладающей даром исцеления? Нет. Вот что Феврония отвечает слуге князя, который передает его просьбу об излечении: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его».

Петр же не хочет брать в жены незнатную девушку, а потому пробует обмануть ее — приняв лечение, но обещания жениться не исполнив. Но Феврония, будущая святая, оказывается куда хитрее: по ее совету Петр оставил один из струпьев не помазанным целебным средством, и от него после отъезда вновь разрослась болезнь. И уж на этот раз Петр кается и, дав обещание на брак, получает исцеление.

Ермолай Еразм ни в коей мере не сомневается в святости Февронии, позже описывая чудеса, которые она в состоянии творить Божьей милостью, но этот элемент знакомства, характерный скорее для плутовской сказки про хитрую крестьянку делает Повесть произведением уникальным, и о многом заставляет задуматься.

Повесть о Петре и Февронии — вопрос о жанре

Вопрос о жанре Повести, наверное, один из самых широко обсуждаемых и интересных. Да, произведение не включено в Великие Четьи Минеи, но после канонизации Петра и Февронии в 1547 году за ней был признан агиографический характер. Первым исследователем, который отказал Повести вправе называться житием, был В.О. Ключевский. Он пишет: «Легенда о Петре… не может быть названа житием ни по литературной форме, ни по источникам, из которых почерпнуто ея содержание». Исследователь Я.С. Лурье, изучая Повесть, перенес на нее характеристики «плутовской повести», делая упор на образе Февронии как хитрой крестьянки, способной заполучить в мужья князя. Такой вывод является следствием сопоставления Повести с западноевропейской новеллой эпохи Возрождения. Существуют также трактовки Повести как средневековой литературной притчи и немалозаметный взгляд на нее как на богословско-аллегорическое житие, рассматривая союз Петра и Февронии как аллегорию христианской власти на Руси.

Исторические прототипы образов Петра и Февронии

В Повести нет никаких прямых или косвенных упоминаний, какие конкретно муромские князья имеются автором в виду. Но в работах В.О. Ключевского и Е.Е. Голубинского князь Петр отождествляется с князем, правившим в первой четверти XIII века в Муроме - с Давидом Юрьевичем.

Что касается выбранной для празднования даты, она несколько расходится с историческими свидетельствами. Праздник семьи, любви и верности отмечается 25 июня по старому стилю, т.е. 8 июля по-новому. В источнике XVII века «Книге глаголемой описание русских святых» эта дата указана как дата преставления чудотворцев. Но в сведениях касательно Давида Муромского, которые мы находим в летописи, сказано, что преставился он в апреле, да и даты отличаются на 1 год (1228-1227).

Точка зрения на исторический прототип Петра, выраженная Н.Д. Квашиным-Самариным вызвала некоторые сомнения у других исследователей, но мне она кажется весьма интересной. По его мнению, св. Петр - это муромский князь Петр, предок бояр Овцыных и Володимировых. Данный факт существования такого князя и его двух братьев подтверждается муромскими синодиками куда более позднего времени, но запись эта, скорее всего была сделана уже с Повести. Легенда о Василии Рязанском и Муромском дает новые сведения о предании, и определяет время жизни Петра и его супруги как более позднее, чем жизнь Давида Юрьевича. На основании этих данных можно сделать вывод, что время жизни исторических прототипов относится к концу XIII или началу XIV, и князья эти нам абсолютно не известны.

Христианское и языческое в истории о Петре и Февронии

Условно разделить повесть можно на 2 части - история об убийстве коварного змея-искусителя Петром, братом муромского князя Павла, и происходящие уже после свадьбы Петра и Февронии перипетии в судьбе новых муромских чудотворцев. Таким образом, в основе первой части лежат два не зависящих друг от друга фольклорных элемента: сказки о мудрых девах и сказание об огненном змее. В первой части повести (до начала лечения) можно выделить следующие этапы, которые скорее характерны для сказки, чем для жития:

  1. Испытание героя, после которого он обретает помощника или волшебный предмет
  2. Борьба героя с бедой и последующая победа
  3. Обретение. По канону сказки на этом месте должна быть невеста/богатство, но в данном случае - болезнь, и переход на следующую сюжетную линию.

Повесть наполнена символикой, причем как христианской, так и языческой. Среди первых аллегорий - чудеса, совершенные Февронией и чудодейственное обретение Агрикова меча Петром через явление ему отрока-ангела, превращение хлебных крошек в руке Февронии в фимиам благоухающий, а также превращение двух сухих палок в живые деревья. Чудо с деревами является символом возрождения жизни. Символика праздника Воздвижения составляет один из подтекстов Повести. Петр же соотнесен с Христом, который искупил первородный грех крестной смертью и победил тем самым змея-дьявола, исследователи сюжета истолковывают раны Петра как символ грехов человеческих.

Но как же быть с фольклорной языческой традицией, которая явно заложена в Повесть? Не стоит обделять вниманием и тот факт, что христианство пришло в Муром куда позднее, чем распространилось на основной территории Руси. Муромская земля находилась на противоположном конце, потому и понадобилось почти столетие. Эту подробность многие исследователи ставят краеугольным камнем своих выводов касательно заложенной в образ Февронии параллели героини с языческой богиней, ее генетическое родство с мифологическими персонажами. Ряд исследователей в целом замечали некоторые образы, которые, как считается, Ермолай Еразм сознательно вводил в произведение, дабы приблизить его к народному восприятию. К примеру, игра в вопрос-ответ, которая происходит между слугой Петра и Февронией, хлебная закваска, которой она лечит будущего мужа - завуалированная брачная символика. Заяц, скачущий вокруг Февронии — лунное животное, символ ее невинности и мудрости. Существует мнение, что основным сюжетопорождающим принципом в Повести является именно свадебная обрядность, используемая Еразмом для полного выражения собственного авторского замысла: воскрешение Петра через брак.

Ермолай Еразм, по-видимому, заинтересовался народной легендой, в которой героиней была простая крестьянская девушка, соединив же историю с деталями агиографического канона, создал яркую по форме и глубокую по содержанию повесть, которая стала одним из самых значительных произведений этого жанра в русской литературе XVI в. Подвиги, сказочный мотив, дева, хитростью заполучившая мужа, святые и влюбленные. Не в этом ли вечном соединении подлинного народного и христианского стоит искать корни русской культуры?

Ольга Давыдова

В этот день Русская православная церковь отмечает день памяти святых Петра и Февронии, которые издревле считались на Руси покровителями семьи и брака.

Инициатива об учреждении нового государственного праздника - всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья в честь благоверных князя Петра и княгини Февронии была единогласно одобрена в Совете Федерации на заседании Комитета СФ по социальной политике 26 марта 2008 года.

Согласно житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на муромский престол в 1203 году. За несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же она была мудрой девушкой, знала свойства трав и умела лечить недуги. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.

Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания и потребовали, чтобы князь оставил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Петр и Феврония покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке. Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, домогаясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.

В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы им умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались каждый в своей келье в один день и час - 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года.

Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Так и похоронили святых супругов вместе в городе Муроме в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Примерно через 300 лет после кончины Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Ныне мощи святых Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

С той поры православный мир 8 июля чествует семейных покровителей. Традиция светского празднования дня Петра и Февронии была восстановлена муромцами в 1990-х годах: день города решили объединить с днем семейных ценностей.

Праздником всероссийского масштаба День семьи, любви и верности стал в 2008 году .

С одной стороны медали изображается символ праздника - ромашка, с оборотной - лики святых Петра и Февронии. Лозунг медали: "За любовь и верность семье".

Вместе с медалью вручаются также ценные подарки, которые соответствуют "семейной" тематике и определяются местными властями и организаторами.

В 2011 году медалями были награждены более 5 тысяч семей россиян. В 2012 году награды .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Пётр и Феврония – православные покровители семьи и брака. 8 июля, в день их почитания, в России установлен праздник в их честь — День семьи, любви и верности. Важность этой праздничной даты в том, что она напоминает нам о первостепенной роли семьи в государстве и обществе.

Согласно юлианскому календарю днём почитания праздника Петра и Февронии является 25 июня, по григорианскому – 8 июля.

Церковная практика сообщает о двух основных датах: кончины святых Петра и Февронии и перенесения их мощей. Исследователи считают, что 25 июня были перенесены мощи в собор Рождества Богородицы, который снесли в 1930 году.

В этот день в храме проходит богослужение, семейные пары молятся Петру и Февронии, просят счастья, гармонии и взаимопонимания. Вступающие в брак молодые люди хотят лишь благословения. Каждый может совершить паломничество в Свято-Троицкий женский монастырь, который располагается в городе Муроме. Именно там хранятся мощи святых.

Праздник Петра и Февронии в 2017 году выпадает на Петров пост, и тот, кто его соблюдает должен знать о том, что если он пришёлся на вторник, четверг, субботу, либо воскресенье – разрешается употреблять рыбу, в понедельник следует ограничиться только горячей пищей без масла, а в пятницу и среду разрешается только пища растительного происхождения.

На день 8 июля многие пары назначают дату свадьбы, свято веря в то, что будут жить в согласии и мире на протяжении долгих лет. Некоторые, наоборот, считают, что играть свадьбу в период Петрова поста — не самая лучшая идея.

День Петра и Февронии у православных считается очень светлым и чистым праздником. В этот день нельзя прибегать к ритуалам чёрной магии. Лучше отправиться молиться в храм, мысли должны быть чисты – в этот момент молитва самая искренняя. Но незамужних девушек, которые находятся в поисках своей судьбы, это не остановливает. Они считают, что в этот день на свободе оказываются магические силы, которые покровительствуют влюбленным, а значит можно гадать на суженого и делать любовные привороты.

Какая погода будет на Петра и Февронию, такая же будет и в блтжайшие 40 дней.

Счастливая и благополучная жизнь ожидает тех, кто 8 июля помолится перед иконой святых Петра и Февронии.

В этот день разрешается просить у святых здоровья для своих деток.

Достаток в семье будет у того, кто проведёт целый день с супругом, занимаясь общим делом.

История Петра и Февронии:

Пара Февронии и Петра считается у православных образцом христианского супружества. Князь Пётр – второй сын муромского князя Юрия, он вступает на престол в 1203 году. За несколько лет до этого события Пётр заболел страшной болезнью, под названием проказа. Сон ему приснился странный очень, что вылечить от недуга способна лишь дочь «древолазца» бортника, который добывает дикий мёд. Имя её – Феврония, обычная крестьянка, проживающая в небольшой деревушке на Рязанской земле.

Девушка была очень умной, красивой, доброй, умела разговаривать с животными и знала свойства всех растений в округе. Она могла вылечить любой недуг, поэтому к ней часто обращались за помощью люди. Князь поклялся, что после исцеления возьмёт Февронию в жёны, и она помогла ему справиться с болезнью. Только вот Пётр не собирался сдерживать своё слово, и тогда проказа вернулась, ему оставалось лишь обратиться вновь к деве Февроние за советом и помощью. Она вылечила его во второй раз, и он взял её в жёны.

После унаследования княжения бояре ополчились на супружескую пару, Феврония ведь простого происхождения и это оскорбляет знатных особ. Петру был поставлен ультиматум: он должен отказаться от своей возлюбленной, но он не смог этого сделать. Вместе они уплыли по Оке на лодке и стали жить среди простых людей и радоваться тому, что Бог послал.

В Муроме начали происходить бесчинства, велась кровопролитная война за престол. Бояре собрали совет вновь и приняли единогласное решение – вернуть обратно князя и его княгиню. Февронию полюбили горожане. В преклонных годах влюблённые совершили постриг в монастыре, взяв имена Давид и Ефросинья. Они хотели умереть в один день и быть похороненными в одном гробу и молили об этом Господа. Заранее была приготовлена для супругов гробница с небольшой перегородкой из тонкого камня.

Умерли они в один день 8 июля по новому стилю (25 по старому) 1228 года. Погребение в одном гробу для монахов не позволительно, поэтому их тела положили в разных обителях, однако на следующий день они снова оказались вместе.

Как отмечают День Петра и Февронии в России:

В мае 2001 года мэр Мурома принимает решение отмечать день города 8 июля, приурочив его, таким образом, ко дню памяти святых великомучеников. В Госдуму были направлены более 15 000 подписей за то, чтобы праздник стал всероссийским. В 2007 Владимир Путин объявил, что 2008 год станет «годом семьи». 26 марта 2008 года в Совете Федерации было принято единогласное решение об учреждении нового праздника в честь святых Петра и Февронии.

С того самого момента 8 июля отмечается «Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья». Символом праздника стала ромашка, была также учреждена медаль «За любовь и верность», которой награждаются лишь образцово-показательные семьи государства. На памятном знаке изображены Пётр и Феврония с одной стороны, а с другой стороны – ромашка, две лепестка которой были окрашены в красный и синий цвета.

В каждом городе 8 июля проводятся мероприятия, направленные на укрепление семей и воспитание молодежи в духе любви и верности. Особый ритуал в день семьи, любви и верности – награждение пар, живущих в браке больше 25 лет. Медаль «За любовь и верность» получают те, кто всей своей жизнью показывает пример настоящего семейного счастья. Многодетные родители, в чьих семьях воспитываются приемные дети, в этот праздник получают награду «Родительская слава». На площадях проходят концерты с участием звёзд отечественной эстрады, проводятся тематические конкурсы.

Праздник Семьи, любви и верности стал поистине народным и с каждым годом его отмечает всё больше людей, которые стараются провести день с родными и близкими людьми, поговорить по душам или прогуляться всем вместе по торговым центрам своего города.