Болезни Военный билет Призыв

Когда эмоции становятся деструктивными. Деструктивные эмоции


С вами бывает, что вы чувствуете себя невероятно подавленным на пустом месте? Я сейчас говорю не о депрессии. Я говорю о каждодневной жалости к себе, возникающей потому, что вы не получили желаемую работу, не сходили на долгожданное свидание или не завели себе бенгальского тигра.

Я узнал, что чрезмерная жалость к себе ведёт к ужасным последствиям в долгосрочной перспективе. Ещё я узнал, что она способна создать для вас опасное чувство комфорта в перспективе краткосрочной.

1. Жалость к себе возводит стену между вами и неудачей

Оцените разницу между несчастьем, возникающим из-за реальной болезни, и несчастьем, которое вы создаёте для себя сами. Насколько я могу судить, разница состоит в том, что жалость к себе даёт повод не начинать действовать самостоятельно, в то время как депрессия - не позволяет вам самостоятельно действовать, даже если вы этого хотите.

И вы наверняка слышали все эти отговорки: «Я хочу написать книгу, но я не слишком хорошо излагаю свои мысли», «Я хочу сходить на свидание, но я не слишком привлекателен». Всегда легче предположить, что вы некомпетентны в чём-то, чем приложить реальное усилие и обнаружить, что ваши худшие опасения по поводу ваших способностей действительно верны.

Но всё это находится за рамками некомпетентности или лени. Многие из желающих сходить на свидание наверняка знают кого-то, кто ещё менее привлекателен, чем они, но при этом регулярно занимается сексом.

Речь идёт не о том, чтобы дать самому себе повод для бездействия, а о том, чтобы найти себе какое-то оправдание, чтобы даже не попытаться начать действовать.

Если вы попытались сделать что-то и потерпели неудачу, вполне понятно, что вы будете разочарованы, но когда вы убеждаете себя, что у вас нет возможности это сделать, то просто упускаете эту возможность.

А вот что касается свиданий, то тут шансы есть всегда. Да, вы можете несколько раз получить отказ, но в конечном счете получите что хотели.

Мы склонны прибегать к различным уловкам, которые сдерживают наш рост, и одна из них выглядит так: вначале вы находите причину не пытаться, затем начинаете переживать, что у вас нет результата, который, возможно, был бы, если бы вы однажды не пожалели себя и всё-таки попытались. В глубине души вы прекрасно знаете, что шанс у вас есть, но отказываетесь это признать. И это разъедает вас, как самая настоящая болезнь.

2. Вы оправдываете свой гнев, сравнивая себя с успешными людьми

Мощный прилив жалости к себе может вызвать ситуация, когда вы смотрите на кого-то (особенно если этот кто-то моложе вас) и сетуете, что его карьера лучше вашей, лучше дом, коллекция пластиковых супергероев полнее и так далее. Многих такая ситуация мотивирует на достижения, чтобы сделать самого себя лучше. А другие люди могут использовать её для того, чтобы создать себе ещё одно оправдание.

Если вы завидуете работе своего друга, а вам скажут, что из-за постоянной сверхурочной работы парень всегда один, вы тут же зациклитесь на втором друге, у которого работа лучше и который развлекается чаще. Вы счастливы лишь тогда, когда несчастны. А после того как вы нашли подходящее, максимально болезненное сравнение, можно начинать оправдываться:

«Неважно, сколько я буду работать, у Джеффа всегда будет больше денег. Так зачем вообще начинать»?

«Я училась играть на терменвоксе месяцами, и результат до сих пор нулевой, а Сьюзен научилась за пару дней! Стоит ли вообще этим заниматься»?

Все эти невыгодные сравнения нужны вам лишь для того, чтобы увильнуть от тяжёлой работы, которую вы вполне могли сделать, но не сделали.

Вы целенаправленно концентрируетесь на неподконтрольных вам достоинствах других людей, которые ставят вас в заведомо невыгодное положение: Джефф был мальчиком с трастовым фондом и получил бесплатную путёвку в Гарвард, тогда как вам приходилось чистить краны, чтобы протащить себя в обычный колледж. Но при этом вы упорно игнорируете переменные, которые вполне можете объяснить: Джефф после окончания Гарварда вкалывал по 80 часов в неделю, а вы в тот момент как раз начинали собирать коллекцию пивных банок. При этом вам даже в голову не приходит, что капризы жизни иногда можно компенсировать тяжёлой работой.

3. Жалость к себе заставляет чувствовать себя особенным

Если бы жалость к себе лишь делала людей несчастными, у неё бы не было присущего ей очарования. Вы убедили себя, что другие люди всё время здоровы и счастливы. Ещё вы убедили себя, что несчастны не по своей вине. Таким образом вы создали историю, в которой ваши добровольные страдания благородны и вовсе не являются результатом вашего неведения.

Каждому хочется почувствовать себя особенным, потому что альтернатива этой точке зрения предполагает, что вы обычный человек, такой же, как и миллиарды других, который ведёт своё короткое бессмысленное существование, а потом умрёт и будет навсегда забыт.

Карьера, семья, работа - всё это может на какой-то момент придать вашей жизни огромный смысл и на время отодвинет на второй план мысли о неизбежной всепоглощающей пустоте.

А если у вас достаточно большой опыт общения с людьми, то вы никогда не станете обсуждать эту тему, поскольку никто из вас не хочет услышать в ответ что-то вроде: «А вы думаете, только у вас есть проблемы? Да ваша жизнь прекрасна, прекратите жаловаться»!

4. Это может стать привычной рутиной

В данный момент некоторые из вас, вероятно, говорят: «Ну конечно я жалею себя! В прошлом месяце я потерял свою работу, жена меня бросила, моя собака умерла. Моя жизнь - отстой, и всё, что мне остаётся - напиться, чтобы хоть как-то себя утешить».

Если вы сталкиваетесь со сложными обстоятельствами, то тут жалость к себе не только вполне понятна, но и может стать важной частью процесса выздоровления.

Если вы будете использовать жалость к себе в качестве костыля перед лицом серьёзных проблем, то можете заметить, что ваша мотивация при этом стремительно улетучивается.

Деструктивные эмоции похожи на наркотик: мы испытываем своего рода опьянение от них, это порождает психическое привыкание. И с каждым разом когда мы позволяем себе испытать такую эмоцию, привыкание лишь укрепляется. Поэтому методы, предлагающие вымещать на чём-нибудь, скажем, гнев, на самом деле будут лишь приучать нас его испытывать. Речь, однако, не идёт и о том, что гнев или какую-либо другую деструктивную эмоцию необходимо подавлять: подавление это купирование внешних проявлений при сохранении внутренних причин. Речь идёт о нейтрализации внутренних причин.

Если попытаться рассмотреть эти внутренние причины, то можно сказать следующее: каждой эмоции предшествует и поддерживает её мысль. Это могут быть просто обрывки образов, но, тем не менее, деструктивная эмоция развивается всегда на почве определённой картины себя и трактовки событий, поддерживаемых определёнными мыслями.

Если нам кто-то наступил на ногу, то раздражение будет порождено картиной мира, в которой это событие достаточно важно и достойно того чтобы ради него приходить в раздражение. При этом возникают недобрые конфронтационные мысли в отношении наступившего. И так далее. Всё это приводит к вспышке эмоции.

Второй элемент деструктивной эмоции – вовлечённость. Мы, вовлекаясь в приходящие к нам в голову мысли и в привычные мироописания, связанные с эмоциями, отождествляясь с ними, способствуем их усилению и разрастанию вплоть до такой степени, что они полностью захватывают наше существо, не позволяя взглянуть на ситуацию с иной точки зрения.

Вот почему первый шаг к освобождению от помрачённых эмоций – это осознавание, наблюдение, саморефлексия. Это потому, что если мы наблюдаем за каким-то процессом спокойно, мы не вовлекаемся в него. Это требует лишь навыка. Если пытаться постоянно, раз за разом сохранять саморефлексию, бдительность относительно возникающих в нашем уме мыслей, желаний, эмоций, то постепенно это станет нашей второй натурой, нашим постоянным состоянием.

В момент возникновения первичных мыслей, до того как развилась собственно эмоция, у нас есть возможность предотвратить этот процесс в зародыше. Если продолжать наблюдать за этими мыслями, отмечая их подобно врачу, наблюдающему за симптомами больного, мы будем оставаться невовлечёнными и соответственно процесс не будет развиваться.

Здесь получается своего рода парадокс. Если мы пытаемся подавить эмоцию, прервать её, то мы будем терпеть неудачу, которая породит фрустрацию и лишь усугубит наше состояние. Но если мы просто внимательно наблюдаем за тем, что происходит в нашей психике, она сама через какое-то время успокаивается. Это состояние называется естественным покоем ума.

Со временем, мы можем научиться постоянно поддерживать осознавание чистого пространства ума, в котором возникают мысли. Т.е. переключить внимание с того, ЧТО возникает в психике на то, В ЧЁМ оно возникает. Это порождает радикальное изменение позиции, с которой мы взираем на мир. Это порождает радикальное изменение в понимании «себя».

Для этого, конечно, необходимо упражняться в такой позиции мировосприятия не только в момент, чреватый возникновением эмоции, но и постоянно. Но подобное изменение сознания (а в разных духовных традициях подход в этой области несколько разнится) – это всё же довольно глубокое изменение, которое, в целом, совсем не обязательно, если человек не идёт по пути фундаментальной трансформации сознания.

Если мы сохраняем саморефлексию во время назревающей эмоции, у нас элементарно появляется пространство для манёвра. Если мы задаёмся целью не потакать деструктивной эмоции, мы можем, например, просто изменить своё поведение таким образом, чтобы купировать развитие эмоционального процесса. Например, вместо того, чтобы сказать грубое слово, мы можем сделать глубокий вдох и улыбнуться. Вместо того, чтобы пускаться в холивар на форуме, мы можем промолчать или просто помедлить с ответом, занявшись другим делом. Вместо того, чтобы ссориться, можно остановиться и сказать: «Сейчас я не буду ничего говорить, потому что слишком зол и не хочу сказать чего-нибудь лишнего. Давай лучше я напишу тебе об этом всём письмо, которое пришлю завтра. Так, по крайней мере, я выскажусь не сгоряча и обдуманно». Вместо того, чтобы питать злые мысли, мы можем сознательно продуцировать мысли противоположного характера. И так далее.

Эмоции могут быть довольно опасным оружием против нас самих. Негативные эмоции испытывают все, они являются неотъемлемой частью нашей жизни и нас самих. Если вы никогда не злились, не огорчались, не смущались, не завидовали кому-либо, то, скорее всего, вы или робот, или камень. Многим людям непросто совладать со своими чувствами, и они очень страдают от их последствий.

Контролировать токсичные эмоции действительно трудно, а подчас и вовсе нереально. Люди мучаются, портят жизнь себе и другим, разрушают самооценку, перечёркивают отношения, рвут социальные связи, стагнируют свою личность. И часто сами не знают причины своего несчастья.

Полноценная личность – это личность, живущая в гармонии с собой, адекватно оценивающая себя и собственные поступки, знающая, чего хочет, не игнорирующая свои потребности. Когда вас переполняет обида, страх, гнев, чувство вины, ревность или зависть, то, согласитесь, очень сложно назвать себя гармоничной полноценной личностью. Именно поэтому так важно наладить контроль над чувствами, которые вы испытываете. Это не так просто, как кажется, но, поверьте, от этого зависит очень многое в жизни каждого человека.

Представляем вам самые распространённые деструктивные эмоции, которые разрушают человеческую жизнь.

Страх . Все мы чего-то боимся: мышей, собак, пауков, грозы, старости, смерти, потери работы, предательства близкого человека, расстроить родителей, разочаровать преподавателя и т.д. Но задумывались ли вы, что гораздо страшнее то, как ваш страх вас ограничивает? Постоянное чувство страха перед чем-либо может испортить жизнь кому угодно. Из-за боязни кого-то или чего-то человек не может в полной мере реализовать себя, страх попросту не позволяет ему это сделать. Если попробовать копнуть поглубже и выявить причину страха, понять, откуда он проистекает, то это поможет вам справиться с ним и приносимым им дискомфортом. У страха, как гласит знаменитая пословица, глаза велики. Подумайте, что может произойти с вами в самом скверном случае, и как вы намерены разбираться с проблемами. Тогда вы трансформируйте ваш страх в чётко выстроенный план действий и, в итоге, оставите позади.

Обида . Не существует тех, кого бы когда-либо не обижали. Обида – реакция вполне естественная, но не самая полезная. Вы словно выпиваете яда и ждёте, когда умрёт другой. Пользы в обидах нет никакой, они лишь гложут вашу душу, заставляя вновь и вновь прокручивать в голове неприятные воспоминания. Запомните, что никто не способен обидеть вас, пока вы сами этого не разрешите. Прощать следует далеко не всё, это правда. Однако отпускать нужно многое, ведь жизнь продолжается. Поговорите с обидчиком, если им оказался ваш близкий человек – член семьи или друг – выскажите всё то, что вас тяготит, дайте ему понять, что его слова, поступки или отношение сильно вас задевают. Разберитесь в ситуации, ведь молчание не решит вашей проблемы. Если это по каким-то причинам невозможно, то сделайте вывод об обидевшем вас человеке и впредь постарайтесь больше с ним не взаимодействовать. Обида не должна, подобно червю, точить вас изнутри.

Чувство вины . Речь идёт, конечно, не о реальной вине, как, например, вследствие нарушения закона, а об эмоциональной, которая становится результатом каких-либо межличностных коллизий. Посредством критической оценки взгляните на свои действия, породившие эту вину. Вы поступили несправедливо к кому-то? А, может, вам это внушили, чтобы воззвать к вашей жалости и снять с себя ответственность? Как можно более детально разберите ситуацию, из которой произрастает ваше чувство вины. Вполне возможно, что вы ни в чём не виноваты, и данное токсичное чувство просто-напросто было вам навязано. Причём навязано так мастерски тонко, что вы сами не заметили, как приняли его и начали мучиться. Если вы реально ощущаете вину за содеянное, извинитесь. Если же нет – отпустите гадкое чувство и продолжайте жить дальше. Вина – это страшная вещь. С помощью неё не только манипулируют людьми, но и разрушают им впоследствии жизнь. Вот почему так важно оставить позади эту ужасающую эмоцию.

Стыд . Будучи социальным регулятором нашего поведения, стыд, по сути, заложен в нас как ограничитель положительный, предохраняющий от аморального поведения. «Ай-яй-яй, нельзя маленьких обижать, как не стыдно!», «Ты как со старшими разговариваешь? Тебе должно быть стыдно!», «Мне было стыдно за твоё поведение! Сегодня ты наказан(а)!» – мы слышим это слова с детства в большом количестве. Тем не менее мало кто из нас задумывается, что стыд, к которому так апеллирует общество, может стать таким же эффективным орудием манипуляции, как и чувство вины. Боязнь и нежелание выглядеть нелепо, предстать перед окружающими в невыгодном или даже смешном свете, вызвать недовольство большинства или заслужить негативную оценку, с одной стороны, понятно, но с другой, может стать серьёзным ограничителем жизни индивида. Подумайте, разве жить под копирку хорошо? Разве соответствовать навязанным предписаниям и установкам хорошо? Разве вы станете счастливее, проживая чужую жизнь? Научитесь следовать своим желанием и с долей юмора относиться к своим ошибкам. Никто из нас не идеален, и небольшой промах не сделает вас хуже других.

В основе этого рассказа о сотрудничестве между Далай-Ламой и группой ученых, направленном на изучение деструктивных эмоций и борьбу с ними, зак.гючена решимость принять вызов, брошенный всему человечеству. Эта встреча состоялась задолго до катастрофических событий 11 сентября 2001 года. Но в силу непосредственного отношения к темным страстям, породившим невиданный разгул терроризма, такое сотрудничество приобрело неожиданную актуальность.
Из аннотации Дэниела Гоулмана
ДЭНИЕЛ ГОУЛМАН - доктор психологии, автор всемирно известных бестселлеров. Дважды номинирован на Пулитцеровскую премию за журналистскую деятельность по освещению наук о мозге и поведении в газете New York Times. В настоящее время занимает пост сопредседателя консорциума по исследованию эмоционального интеллекта при аспирантуре прикладной и профессиональной психологии Университета Рутгерса и является членом Американской ассоциации содействия прогрессу науки.

Участники
(с указанием званий и постов на момент проведения конференции)
Тензин Гьяцо, Его Святейшество 14-й Далай-Лама
Доктор Ричард Дж. Дэвидсон, профессор психологии и психиатрии кафедры Уильяма Джеймса и кафедры Вилас; директор лаборатории аффективной нейронг.уки при университете штата Висконсин в Мадисоне
Доктор Пол Экман, профессор психологии и директор лаборатории человеческого взаимодействия при медицинской школе Калифорнийского университета в Сан- Франциско
Доктор Оуэн Фланаган, профессор философии и заведующий кафедрой Джеймса Б Дьюка. член научного общества когнитивной нейронауки и внештатный профессор экспериментальной психологии университета Дьюка
Доктор Дэниель Гоулман, автор этой книги; сопредседатель консорциума по исследованию эмоционального интеллекта при аспирантуре прикладной и профессиональной психологии университета Рутгерса
Доктор Марк Гринберг, заведующий кафедрой профилактических исследований Беннета; профессор кафедры человеческого развития и семейных исследований; директор Центра профилактических исследований в области содействия человеческому развитию при университете Пенсильвании
Доктор геше Тхуптен Джинпа, президент и главный редактор проекта «Библиотека классических тибетских текстов» Института тибетского классического наследия в Монреале (Канада)
Досточтимый Аджан Маха Сомчай Кусаласитто, буддийский монах и помощник настоятеля буддийского монастыря Чандарам; лектор и проректор по внешним связям университета Махачулалонгкорнраджавидьялая (MCU), Бангкок
Доктор Маттье Рикар, соавтор этой книги; буддийский монах монастыря Шэчен в Катманду и французский переводчик Его Святейшества Далай-Ламы
Доктор Джин JI. Цай, доцент кафедры психологии в университетах Миннесоты, Миннеаполиса и св. Павла
Доктор Франеиско X. Варела, председатель Французского фонда, профессор кафедры когнитивных наук и эпистемологии Высшей политехнической школы; руководитель научно-исследовательских работ Национального центра научных исследований в Париже; заведующий отделением нейродинамики в больнице Сальпетри- ер, Париж
Доктор Алан Б. Уоллес, внештатный преподаватель факультета теологических исследований Калифорнийского университета в Санта-Барбаре
ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ Франсиско Варела 07.09.1946-28.05.2001

Доброе утро, мой дорогой друг - и мой духовный брат. Невозможно выразить словами, как нам здесь тебя не хватает. Поэтому хочу выразить тебе мою глубокую, братскую благодарность за твой вклад в науку, особенно в неврологию и науку о разуме, а также в нашу работу во время этого диалога научной и буддийской мысли. Мы никогда не забудем твоих неоценимых заслуг. Я буду вспоминать о тебе до самой моей смерти.
ДАЛАЙ-ЛАМА, 22 МАЯ 2001 ГОДА,
СООБЩЕНИЕ ПО ЧАСТНОМУ ТВ-КАНАЛУ из МЭДИСОНА, ШТАТ ВИСКОНСИН, для ФРАНСИСКО ВАРЕЛА,
НАБЛЮДАВШЕЮ ЗА НАМИ со СВОЕЙ КРОВАТИ в ПАРИЖЕ,
ГДЕ ОН СКОНЧАЛСЯ ШЕСТНАДЦА ТЬЮ ДНЯМИ ПОЗЖЕ

Предисловие Далай-Ламы
Многие человеческие страдания берут свое начало в деструктивных эмоциях. Так, ненависть порождает насилие, а вожделение питает пагубные привычки. И если мы неравнодушны к судьбе ближнего, то одна из наших первоочередных задач - уменьшить цену, которую человечеству приходится платить за такие неуправляемые эмоции. Я твердо убежден в том, что и буддизм, и наука могут внести значительный вклад в достижение этой цели.
Буддизм и наука - это не противоборствующие мировоззрения, а скорее, различные подходы к решению одной задачи - поиску истины. Практика буддизма требует глубокого исследования реальности, а наука предлагает собственные способы проведения таких исследований. И хотя цели науки и цели буддизма могут отличаться, оба пути поиска истины расширяют объем нашего знания и понимания.
Диалог между наукой и буддизмом - это двусторонний разговор. Мы, буддисты, можем использовать открытия науки для уточнения нашего понимания мира, в котором мы живем. Но ученые тоже могут использовать некоторые теории буддизма. Есть много сфер познания,
где буддизм способен внести значительный вклад в развитие научного понимания, и некоторые из них стали главными темами диалогов Разума и Жизни.
Например, когда речь идет о механизмах мышления, то буддизм может предложить многовековой опыт внутренней науки, который может представлять практический интерес для исследователей, работающих в области когнитивных наук и нейронаук, а также в области изучения эмоций, поскольку это учение может в значительной мере способствовать пониманию этих механизмов. После наших дискуссий у некоторых ученых появились идеи относительно новых направлений в исследованиях.
С другой стороны, буддизм тоже может многое почерпнуть у науки. Я часто говорю, что каждый раз, когда получают научные факты, противоречащие буддийскому пониманию мира, буддизм должен поступиться некоторыми своими постулатами в соответствии с этими фактами. Мы всегда должны принимать точку зрения, которая опирается на факты. Если в результате собственных исследований мы убедимся, что научные выводы достаточно рациональны и обоснованны, то нам следует согласиться с ними. Однако необходимо провести четкое разграничение между тем, чего наука не знает, и тем, существование чего наука доказательно опровергает. Все, что признано наукой несуществующим, мы тоже должны признать несуществующим, но явления, которые просто пока не изучены, - это совсем другое дело. Взять хотя бы сознание. Несмотря на то что все чувствующие существа, в том числе и человек, пользуются сознанием с доисторических времен, мы до сих пор не знаем, что есть сознание на самом деле: какова его природа и как оно функционирует.
В современном обществе наука стала главной движущей силой человеческого и планетарного развития. С одной стороны, научные и технические новшества обес
печили стремительные темпы материального прогресса. Однако наука не может ответить на все вопросы, так же как в прошлом на них не могла ответить религия. Чем больше мы будем увлекаться погоней за материальным благосостоянием, игнорируя удовольствие, которое можно получить от внутреннего роста, тем быстрее станут исчезать из нашей жизни нравственные ценности. В конечном счете все мы испытаем горькое разочарование, потому что, когда в сердцах людей не остается места для справедливости и честности, раньше других страдают слабые. И от обид, вытекающих из подобной несправедливости, не сможет уберечься ни один человек.
Влияние науки на нашу жизнь с каждым днем возрастает, и в этих условиях религия и духовенство просто обязаны приложить все силы к тому, чтобы напомнить людям об их человечности. Мы должны уравновесить влияние научного и материального прогресса с осознанием ответственности, являющимся продуктом внутреннего развития. Вот почему я придаю такое большое значение диалогу религии с наукой, результатом которого могут стать новые открытия, способные принести неоценимую пользу человечеству.
Когда речь заходит о человеческих проблемах, вызван-» ных деструктивными эмоциями, буддизм многое может поведать науке. Главная цель буддийского вероучения заключается в том, чтобы ослабить влияние деструктивных эмоций на нашу жизнь. Для решения этой задачи буддизм предлагает широкий спектр теоретических концепций и практических методов. Если в ходе научных исследований будет доказана полезность хотя бы некоторых из них, у нас появятся все основания искать способы обучения этим методам всех людей на свете - независимо от того, интересуются они буддизмом или нет.
Одним из результатов нашего диалога стала попытка таких научных оценок. Я с большим удовольствием со
общаю вам, что дискуссия Разума и Жизни, отчет о которой изложен в этой книге, смогла перерасти в нечто большее, чем простой обмен мнениями между буддизмом и наукой. Ученые сделали шаг навстречу и приступили к реализации нескольких программ оценки отдельных буддийских методов, которые могут оказаться полезными для всех, кому приходится сталкиваться с деструктивными эмоциями.
Я приглашаю читателей принять участие в нашем исследовании причин деструктивных эмоций и способов борьбы с ними и серьезно задуматься над многими из поднятых вопросов, играющих важное значение для каждого человека. Надеюсь, этот опыт общения науки и буддизма окажется для вас таким же вдохновляющим, как и для меня.
28 АВГУСТА 2002ГОДА
Пролог
Вызов человечеству
Между мартом 2000 года, когда происходили описываемые здесь события, и осенью 2001 года, временем завершения этой книги, существует многозначительная связь. В то время когда происходил обмен мнениями, описанный здесь, мир с некоторым облегчением оставил позади ужасы двадцатого столетия, и многие из нас с надеждой вглядывались вперед, надеясь на лучшее будущее человечества. Затем произошли трагические события сентября 2001 года, и мы снова столкнулись с неопровержимыми доказательствами того, что расчетливая, крупномасштабная бесчеловечность все еще живет внутри нас.
Но эти варварские акты стали всего лишь очередным эпизодом в бесконечном потоке бездушной жестокости, где ненависть толкает людей на убийство. Из всех деструктивных эмоций именно такая безжалостная враждебность является самой опасной чертой человеческой психики. Большую часть времени эта форма варварства скрывается за кулисами, маячит на задворках нашего коллективного сознания, храня зловещее молчание в ожидании момента, когда она снова сможет появиться на сцене в свете прожекторов. Но жестокая ненависть неизбежно будет и
дальше раз за разом выходить на авансцену - до тех пор, пока мы не поймем, где ее корни, и не найдем способ держать жестокость (а вместе с ней и все остальные деструктивные эмоции) под надежным замком.
Этот извечный вызов человечеству стал главной темой данной книги, в которой описан опыт сотрудничества между Далай-Ламой и группой ученых, целью которого было изучение механизма деструктивных эмоций и поиск способов успешной борьбы с ними. Мы не ставили перед собой задачу выяснить, как деструктивные импульсы отдельного человека трансформируются в массовые акции или как несправедливость (или ее восприятие) порождает идеологию, провоцирующую нен

«Меня попросили дать определение деструктивным эмоциям, и я могу сделать это в одном предложении: деструктивными эмоциями являются те, которые причиняют вред самому человеку и другим людям». Такое простое определение было единодушно принято нашей

группой после дней жарких дискуссий на предварительной встрече в Гарварде несколько месяцев назад.
«Но что именно мы понимаем под словом „вред“? Каковы особенности воздействия того, что может показаться вредным, но на самом деле не быть таковым? Вот вопросы, которые мы будем обсуждать в последующие дни. Нас интересует не только природа деструктивных эмоций, но и факторы, которые служат их катализаторами: события, генетическая предрасположенность, мозговая активность, а также любые другие факторы, которые могут быть связаны с этим процессом. Что является источником деструктивных эмоций? Откуда они появляются?
Буддизм считает эти вопросы очень интересными. Каковы последствия воздействия деструктивных эмоций на самого человека, на его окружение, на других людей? Когда мы дадим определение природе деструктивных эмоций и выясним причины их возникновения и вредные последствия, то сможем перейти к следующим вопросам, которые можно сформулировать так: что может стать противоядием от этих напастей? Какое лекарство может нам помочь? Что мы можем им противопоставить? Следует ли нам прибегнуть к помощи медицинских препаратов, хирургии, генной терапии, психотерапии или лучше использовать медитацию?
И наконец, мы обратимся к вопросу, который является основополагающим для буддизма: можно ли полностью освободиться от отдельных деструктивных эмоций или от всех подобных эмоций в целом? Этот вопрос настолько важен, что поиском ответа на него следует заняться каждому из нас.
Эти вопросы одинаково важны как для западной, так и для буддийской традиции. На Западе эти вопросы поднимаются со времен античности: в Библии, работах Платона, Аристотеля. В буддизме они были в центре внима
ния всегда. Общая основа сходных проблем свидетельствует о важности темы, однако существует ряд очень важных различий в подходах, которые каждая из традиций использует для изучения и решения этих проблем. Я считаю, что и сходство, и различия представляют для нас одинаковый интерес и что нам необходимо разобраться в причинах и того и другого».