Болезни Военный билет Призыв

Князь игорь либретто. Опера бородина "князь игорь". история создания, музыка, арии из оперы, половецкие пляски

Все поразительно в «Князе Игоре». Во-первых, конечно же, гениальная музыка. Во-вторых, то, что опера сочинена человеком, профессиональным занятием которого была не музыка, а химия (А. П. Бородин был академиком-химиком). В-третьих, многое в опере, хотя и было сочинено Бородиным, но не было им записано и оркестровано; оперу завершили друзья композитора — Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов и А. К. Лядов Увертюра, хотя и была сочинена А. П. Бородиным, но не была им положена на бумагу. Записана же она, закончена и оркестрована после его смерти и по памяти А. К. Глазуновым, слышавшим ее много раз в исполнении на фортепиано самого автора. В-четвертых, все эти композиторы часто работали в таком тесном контакте друг с другом, что почти невозможно определить, что в «Князе Игоре» написано одной рукой, а что — другой; иными словами, музыкальный стиль оперы представляет нечто художественно абсолютно цельное. При этом необходимо подчеркнуть (как это сделал Н. А. Римский-Корсаков в связи со своим участием в работе над «Борисом Годуновым»), что «Князь Игорь» полностью опера А. Бородина.

История создания

В апреле 1869 года В. В. Стасов предложил Бородину в качестве оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185—1187). По словам композитора, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести («Задонщина», «Мамаево побоище»), исследования о половцах, музыку их потомков, былины и эпические песни. Большую помощь композитору оказывал В. В. Стасов, крупнейший знаток русской истории и древней литературы.


Текст и музыка «Игоря» сочинялись одновременно. Опера писалась в течение 18 лет, но не была завершена. После смерти Бородина А. К. Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Н. А. Римский-Корсаков инструментовал большую ее часть. Премьера прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра.

«Слово о полку Игореве» повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщеславия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвестный создатель поэмы страстно призывал русских князей к единению. Композитор подчеркнул в опере не столько политическую направленность «Слова», сколько его народно-эпические черты. Игорь в опере близок по духу к образам былинных богатырей.


Чтобы оттенить облик Игоря, Бородин по совету Стасова противопоставил ему фигуру князя Галицкого, олицетворяющего собой стихию княжеских раздоров.

Музыка

«Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому «Руслану». Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.

Музыка первой картины (первый акт) своим бесшабашным, разгульным характером резко контрастирует настроениям пролога. Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести» напоминает размашистую залихватскую пляску.

Арию князя Галицкого поет Федор Шаляпин (1929 год)

В хоре девушек «Ой, лихонько» тонко воспроизведены особенности жалобных народных причитаний. С напускной важностью звучит грубовато-комическая песня скоморохов «Что у князя да Володимира».


Во второй картине рельефно очерчен образ обаятельно женственной, но волевой Ярославны. В ариозо «Немало времени прошло с тех пор» выражена ее тоска и тревожные предчувствия; целомудренно-сдержанная, строгая по характеру музыка постепенно приобретает страстно-взволнованный характер. Далее действие драматизируется, достигая наибольшей напряженности в сцене Ярославны с боярами. Хоры бояр «Мужайся, княгиня» и «Нам, княгиня, не впервой» полны суровой, грозной силы.

Второй акт посвящен картинам половецкого стана. В каватине Кончаковны «Меркнет свет дневной» слышатся любовные призывы, страстное томление, чувственная нега.


Ариозо Кончаковны поет Тамара Синявская

Поэзией юношеской любви, очарованием роскошной южной ночи овеяна каватина Владимира «Медленно день угасал».


Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха» — многогранный портрет главного героя; здесь запечатлены и горестные думы о судьбах родины, и страстная жажда свободы, и чувство любви к Ярославле. Властным, жестоким и великодушным предстает хан Кончак в своей арии «Здоров ли, князь?»


Арию Колчака поет лучший бас в СССР Максим Михайлов

Акт завершается ослепительно красочными сценами плясок, сопровождаемых хором. Контрастно чередуются плавная женская пляска, необузданная исполненная стихийной силы мужская и стремительная, легкая пляска мальчиков. Постепенно все группы вовлекаются в буйно-темпераментный вихревой танец.


В третьем акте (в постановках этот акт обычно выпускается) в изображении половцев на первый план выступают воинственность и жестокость.

В четвертом акте музыка развивается от скорби ко всеобщему ликованию. Глубокая, неизбывная печаль слышится в ариозо Ярославны «Ах, плачу я», близком народным причитаниям.



Ариозо выливается в народный плач — хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал», который звучит как подлинная русская протяжная песня. Празднично-торжествен финальный хор «Знать, господь мольбы услышал».

Композитору удалось, не используя прямых цитат из народных песен, создать замечательное и подлинно русское эпическое полотно. Особую красоту придают сочинению ориентальные мотивы, связанные с характеристикой половцев. Знаменитой стала хореографическая картина из 2 д. « Половецкие пляски » (особенно в постановке К. Голейзовского).

Половецкие пляски в Мариинском театре

Многие арии из опер, такие, как ария Князя Игоря Ни сна, ни отдыха ,


Арию князя Игоря поет Дмитрий Хворостовский

ария Кончака Здоров ли, князь? (2 д.), приобрели всемирную известность. Опера сразу стала очень популярной. Отметим московскую премьеру 1898 (солисты Хохлов, Дейша-Сионицкая, Собинов, Власов и др.), постановку в Мариинском театре (1915, с участием Шаляпина в партии Князя Галицкого и половецкими плясками в постановке М. Фокина). Зарубежная премьера оперы состоялась в Праге (1899). В 1971 режиссер Р. Тихомиров осуществил постановку одноимённого фильма-оперы.

Князь Игорь - опера в четырёх действиях с прологом, написанная и составленная Александром Бородиным. Композитор адаптировал либретто древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве» , в котором рассказывается о кампании князя Руси Игоря Святославовича против вторгшихся куманских («половецких») племён в 1185 году.

Он также включил материал, составленный из двух средневековых киевских летописей. Опера была оставлена незавершённой после смерти композитора в 1887 году и была отредактирована и дополнена Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым. Она была впервые показана в Санкт-Петербурге, в 1890 году.

Действующие лица:

  • Князь Игорь.
  • Ярославна, его жена.
  • Владимир Игоревич, сын.
  • Князь Галицкий, брат Ярославны.
  • Кончак, половецкий хан.
  • Кончаковна, его дочь.
  • Гзак, половецкий хан.
  • Овлур, крещёный половчанин.
  • Ерошка, гудошник.
  • Скула, гудошник.
  • Половецкая девушка.

Русские люди:

  • бояре;
  • дружинники;
  • девушки;
  • народ.

Половцы:

  • половецкие ханы;
  • подруги Кончаковны;
  • рабыни;
  • половецкие охранники.

Пролог

Площадь в Путивле . Князь Игорь собирается отправиться в поход против куманов / половцев и их ханов, которые ранее напали на русские земли. Народ поёт хвалу. (Припев: «Слава прекрасному солнцу»). Солнечное затмение оказывает на всех общий ужас. Двое гудошников Скула и Ерошка уверены, что князь Галицкий предложит им работу по их вкусу.

Хотя Ярославна, жена Игоря, считает затмение плохим предзнаменованием, Игорь настаивает на том, что честь требует, чтобы он пошёл на войну. Он оставляет её на попечении её брата, князя Галицкого, благодарного Игорю за то, что он укрыл его после того, как Галицкого изгнали из собственного дома его отец и братья.

Действие 1

Сцена 1: Владимир Галицкий в Путивле . Последователи Галицкого воспевают его. Скула и Ерошка теперь работают у них в качестве музыкантов. Они развлекают последователей, и все поют о том, как Галицкий и его люди похитили молодую женщину, и как она умоляла вернуть её к отцу, не будучи обесчещенной. Галицкий поёт о том, как если бы он был князем Путивля, он весь день пил и пировал, распределяя суд, и у него были самые прекрасные девушки с ним всю ночь (Песнь Галицкого). Казна будет тратиться на себя и на его людей, пока его сестра будет молиться в монастыре.

Группа молодых женщин просит Галицкого вернуть похищенную девушку. Он угрожает им и прогоняет, говоря, что она теперь живёт в роскоши и не должна работать. Галицкий возвращается в свои комнаты, отправив вино для своих последователей. Шуты и последователи Галицкого издеваются над женщинами.

Они задаются вопросом, что может случиться, если Ярославна услышит о бесчинствах Галицкого. Но потом осознают, что княгиня беспомощна , так как все её люди отправились на войну. Приспешники Галицкого поют о том, как все они пьяны и поддерживаются Галицким. Мужчины решают отправиться на городскую площадь, чтобы объявить Галицкого князем Путивля, оставив двух пьяных музыкантов.

Сцена 2: Комната в Ярославском дворце. Ярославна беспокоится о том, почему нет вестей от Игоря и его спутников (ария Ярославны). Она поёт про слезы ночью и ночные кошмары и вспоминает, когда она была счастлива с Игорем. Княгиня принимает молодых женщин, которые говорят Ярославне об их похищенной подруге. Сначала они неохотно раскрывают виновника, но, в конце концов, называют Галицкого и говорят о том, как он и его пьяные последователи создают проблемы в Путивле.

Входит Галицкий, и женщины убегают. Ярославна расспрашивает его об истине, но он издевается над ней, говоря, что она должна относиться к нему как к гостю в её доме. Княгиня угрожает ему тем, что сделает Игорь по возвращении, но Галицкий грозится захватить трон всякий раз, когда захочет.

Ярославна обвиняет его в повторении предательства, которое он совершил против своего отца, но он отвечает, что он только шутит и спрашивает, есть ли у неё любовник, теперь, когда её муж ушёл. Она угрожает ему отправить его обратно отцу. Галицкий отвечает, что вернёт девушку, но возьмёт другую и уйдёт.

Совет бояр прибывает, чтобы сообщить Ярославне, что половцы собираются атаковать Путивль. Армия Игоря была полностью разбита, а он был ранен и схвачен вместе со своим сыном и братом.

После мгновенной слабости Ярославна приказывает посланникам позвать союзников города, но бояре сообщают, что дороги отрезаны, некоторые города восстают, и их князья были схвачены. Бояре говорят, что они организуют защиту, но Галицкий возвращается со своими последователями, чтобы потребовать выборов нового князя.

Его свита говорит, что это должен быть он, поскольку он брат Ярославны и шурин князя. Бояре отказываются. Спор прерван видом пламени и плачущих женщин. Некоторые бояре бегут; некоторые присоединяются к битве, другие охраняют принцессу. Они называют атаку половцев Божьим судом.

Действие 2

Вечер в половецком лагере Половецкие девушки поют , сравнивая любовь с цветком, который парит в пылу дня и оживляется ночью. Они танцуют (Танец половецких девиц). Кончаковна присоединяется к пению, надеясь, что её собственный любовник скоро присоединится к ней. Русские заключённые приезжают с работы на день и выражают благодарность, когда их кормят Кончаковна и девицы.

Охранники русских пленных уходят спать, оставив только Овлура, христианина. Владимир, сын Игоря, поёт про свою надежду на то, что его любовь скоро присоединится к нему сейчас, когда этот день угасает. Его любовь - Кончаковна. Она приходит, и они поют про свою любовь и своё желание женится.

Они слышат, как идёт Игорь. Он поёт о своём позоре и мучения. Он надеется на шанс вернуть себе честь. Овлур убеждает князя бежать, и тот соглашается подумать об этом.

Хан Кончак спрашивает его, все ли хорошо (ария Коньяка), и он отвечает, что сокол не может жить в неволе. Кончак говорит, что, поскольку Игорь не просил о пощаде, то он не заключённый, а почётный гость, равный хану. Игорь напоминает ему, что он тоже знает об участи пленника.

Кончак предлагает Игорю свободу, если он пообещает не вести войну с ним, но он отказывается, сказав, что он не может лгать. Кончак сожалеет, что они не союзники. Тогда они захватили бы всю Россию. Он призывает рабынь, чтобы развлечь князя и его самого, и предлагает Игорю их на выбор. Когда рабыни танцуют, половцы поют славу Кончаку (половецкие танцы).

Действие 3

Половецкая армия возвращается с триумфом , воспевая хана Гзака (половецкий марш). Кончак уверенно предсказывает, что скоро они захватят всю Россию. Игорь и его сын Владимир имеют худшие опасения, подтверждённые новыми пленниками. Владимир и другие заключённые призывают князя бежать, но он сначала неохотно поёт о своём позоре и говорит, что долг других русских князей состоит в том, чтобы спасти родину (ария князя).

Овлур теперь приходит, чтобы сказать, что нужно действовать, он приготовил лошадей для князя. Владимир и Игорь теперь соглашаются бежать. Кончаковна приходит к Владимиру, чтобы показать свою любовь, он должен взять её с собой либо оставить. Князь призывает сына ехать, но Владимир чувствует себя неспособным покинуть Кончаковну, которая грозит разбудить лагерь.

В конце концов, князь бежит в одиночку, и Кончаковна и её отец запрещают половцам убивать Владимира. Вместо этого Кончак предаёт смерти охранников и приказывает жениться Владимиру на своей дочери.

Действие 4

Рассвет в Путивле. Ярославна плачет о разлуке с Игорем и поражении его армии («Плач Ярославны»). Крестьянские женщины винят Хана Гзака за опустошение. Когда Ярославна оглядывается, чтобы признать разрушение, она видит вдалеке двух всадников, которые оказываются князем Игорем и Овлуром.

Вместе они воспевают свою радость от воссоединения и ожидание того, что Игорь приведёт русских к победе против хана. Не зная о возвращении князя, Скула и Ерошка, пьяные музыканты, поют песню, издевающуюся над ним. Затем они замечают его вдалеке. Спустя мгновение паники Скула придумывает план, который спасёт их.

Они звонят в колокола, чтобы вызвать толпу. Хотя люди сначала относятся к ним с подозрением, музыкантам удаётся убедить толпу, что князь вернулся, и они верные последователи истинного князя, а не Галицкого. Все радостно празднуют возвращение Игоря.

Произведение – великий вклад в отечественную музыкальную сокровищницу. Многие фрагменты из него находятся у всех на слуху, стали народным достоянием. Опера «Князь Игорь» написана композитором Александром Бородиным, краткое содержание, а также история написания великого произведения будут изложены ниже.

Александр Бородин появился на свет 12 ноября (по новому стилю) 1833 года. Он был внебрачным княжеским сыном, поэтому его записали как ребенка крепостных крестьян. Из-за своего происхождения мальчик не мог учиться в гимназии, потому получал домашнее образование.

Саша с детства был музыкально одаренным мальчиком, научился играть на флейте, виолончели и рояле. В самом раннем возрасте написал свои первые музыкальные произведения.

Одновременно мальчика привлекала химия, по достижении соответствующего возраста Александр поступил в Медицинскую академию, увлеченно занимался химией. В 24 года молодой медик познакомился с великим русским композитором Мусоргским, который по стечению обстоятельств находился у него на лечении.

Это знакомство оказало существенное влияние на будущего композитора. Также способствовала музыкальному развитию встреча с будущей женой, Екатериной Сергеевной, тоже лечившейся у него от легочной болезни. Девушка прекрасно играла на разных инструментах и познакомила своего доктора с творчеством многих известных композиторов.

В 1862 году знакомство с М. Балакиревым привело Бородина в «Могучую кучку» — музыкальный кружок, куда входили многие известные композиторы того времени (Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков, Кюи). Под влиянием этого коллектива произошло становление Бородина, как композитора.

Он написал множество симфонических произведений, романсов, концертов. В творчестве появилась народно-эпическая тематика. Самым выдающимся творением композитора является опера «Князь Игорь».

Но немногим известно, что тот, кто написал это произведение, являлся профессором медицины, академиком, основателем Русского химического общества и Высших женских курсов.

Этот человек был необычайно талантливым и многосторонне развитым. Такие люди рождаются нечасто, и, хотя его жизнь оборвалась рано, в расцвете сил и творчества, он оставил нам немалое наследие.

История написания

Однажды на одном из музыкальных вечеров Бородину предложили идею написания оперы. Сюжет ее изложен в произведении 12-го века «Слово о полку Игореве». Содержание оперы, как и самого литературного произведения, известно многим.

Драматургия оперы раскрывает героизм русского народа, стремление к свободе, победе над врагами. Эпическая тема так близка была композитору, что он с большим воодушевлением взялся писать эту оперу. Говорят, что автор перед началом написания оперы отправился специально в Путивль с целью изучить быт простых людей, местный говор, манеры и обычаи. Материалы легли в основу сюжета произведения.

Работа над произведением длилась около девятнадцати лет. Были написаны почти все действия, композитор не раз демонстрировал фрагменты перед своими коллегами. Но внезапно жизнь оборвалась.

Встал вопрос: кто же закончит такой великий труд. Коллеги и друзья не смогли допустить, чтобы единственное крупное произведение рано ушедшего композитора, труд почти всей его жизни, пропал даром.

Многие знали содержание, основных действующих лиц, кроме того, сохранился черновик.

Выяснилось, что некоторые сцены не были оркестрованы. Тогда русские композиторы Глазунов и Римский-Корсаков принялись за дело. С их помощью произведение было закончено, полностью оркестровано, была дописана партитура, завершены некоторые сцены.

Важно! Премьера состоялась в конце 1890 года на сцене Петербургского оперного театра. Драматургия понравилась многим, удачное либретто, красота и одновременно народная простота мелодий, их широта, красота внутреннего мира действующих лиц были оценены по достоинству как профессионалами, так и простыми зрителями.

Сцена половецких плясок (которую закончили друзья композитора) имела наибольшую популярность. Особенно хор пленниц «Улетай на крыльях ветра» сразу и навсегда поселился в сердцах российских зрителей.

Эта мелодия популярна до сих пор, ее исполняют профессиональные певцы и напевают люди, далекие от искусства.

Многие даже не подозревают о том, что это – фрагмент оперы Бородина. Эта мелодия давно уже стала народной. Интересно, что ноты этого хора были увековечены на лицевой стороне памятника композитору на его могиле в Питерском некрополе.

Краткое содержание

Либретто написал искусствовед Владимир Стасов. В создании также участвовал и сам композитор. Краткое содержание оперы немного отличается от литературного источника. Например, в опере Игорь и Ярославна состоят во втором браке, когда в первоисточнике сказано, что это их единственный брак. Также и Владимир по действию оперы – сын от первого брака, в чем тоже состоит отличие.

Действующие лица оперы:

  • Князь Северский — Игорь Святославич (его исполняет баритон или высокий бас);
  • Ярославна — жена Игоря (исполняет сопрано);
  • Владимир, княжеский сын от первой жены (тенор);
  • Владимир – князь Галицкий, брат Ярославны (бас-баритон);
  • Кончак – хан половецкий (бас);
  • Кончаковна – дочь хана (контральто);
  • Гзак – хан половецкий (бас);
  • Овлур – крещеный половчанин (тенор);
  • Скула (бас);
  • Ерошка (тенор).

Действие произведения разворачивается в Путивле и стане половцев, где находился в плену Игорь. Княжеский сын влюбился в дочку половецкого хана, девушка отвечала ему взаимностью.

Этой особенностью музыкальное произведение отличается от литературного. Из плена им помог бежать Овлур — крещеный половчанин.

Это музыкальное произведение состоит из четырех действий, включает увертюру и пролог.

Надо сказать, что увертюру полностью написал Глазунов. Остальные сцены были созданы самим композитором, а оркестрованы многие из них Глазуновым, Римским-Корсаковым и Лядовым. Например, сцена Половецких плясок.

Пора приступить к подробному описанию содержания оперы.

Пролог

Начинается действие с прославления Игоря, который собирает своих воинов в поход. Внезапно на небе является грозное знамение солнца.

Жена князя Ярославна начинает уговаривать своего супруга не ходить на войну, видя в этом предостережение Божие. Но супруг непреклонен, оставляет жену на попечение ее брата — князя Галицкого.

Два музыканта — Ерошка и Скула — изменяют своему господину и переходят на службу к Галицкому, надеясь на веселую и беззаботную жизнь. Дружина отправляется в путь с благословения старца.

Действие 1

Первая картина начинается с веселого пира у князя Галицкого в тереме, хозяин дома в арии раскрывается как любитель гуляний, завистливый и злой человек, мечтающий занять пост правящего князя, а его жену сослать в монастырь.

Внезапно появляются несколько девушек, которые умоляют его вернуть подругу, которую Галицкий украл. Им отказывают и выгоняют прочь. Заходят музыканты Ерошка и Скула, поют шуточную песню о веселом житии у князя Галицкого. Заговорщики размышляют, как князю Галицкому занять трон князя Игоря.

Во второй картине Ярославна печалится о муже, что от него нет никаких известий. Появляются девушки и жалуются на князя Галицкого, просят защиты.

Она утешает их, обещает помочь. Однако тот не поддается на уговоры, утверждает, что если девушку и выпустит, то украдет другую. При этом оскорбляет сестру, подозревая ее в измене мужу.

Оскорбленная Ярославна говорит, что скоро муж вернется и обо всем узнает. Приходят бояре и приносят скорбное известие о том, что муж оказался в плену.

Действие 2

В половецком стане Кончаковна ждет встречи с княжеским сыном. Приходит возлюбленный, они исполняют дуэт, в котором клянутся в любви друг ко другу, хотят пожениться, но отец не дает благословение, пока не выйдут из плена.

Игорь исполняет свою известную арию, в которой сетует на заточение и просит свободы. Олувр уговаривает пленника бежать, но тот не хочет обидеть хана Кончака, который настроен к нему дружелюбно. Хан исполняет свою арию, в которой называет Игоря своим гостем, а не пленником. Кончак готов отпустить Игоря в обмен на обещание больше не нападать на половцев, тот не дает согласие. Хан решает смягчить его сердце, предложив ему послушать песни и посмотреть пляски.

Действие 3

Приходит хан Гзак и приводит с собой пленных, его встречает Кончак. Все ложатся спать, Овлур предлагает побег Игорю. Тот соглашается, Кончаковна уговаривает Владимира остаться, но получает отказ.

Тогда дочка хана ударяет в било с целью поднять всех. Становится известно о побеге, половчане отправляются вдогонку. Кончаковна уговаривает воинов не убивать Владимира.

Действие 4

Княгиня грустит о супруге и исполняет свой знаменитый плач. Тут возвращается Игорь и кидается к ней в объятия. Звучит дуэт о взаимном счастье. Супруг уверяет Ярославну, что пойдет опять на половцев.

Хитрецы Скула и Ерошка решают звонить в колокол, чтобы загладить вину и всех оповестить о том, что князь вернулся. Пришедшие люди прощают их по причине великой радости. Все восхваляют правителя.

Полезное видео

Подведем итоги

Драматургия и простые напевы оперы «Князь Игорь», так похожие на народные, полюбились многим слушателям. Среди всех произведений Бородина - это, пожалуй, самое гениальное. Прошло много лет, но популярность только возрастает.

Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь могущественного галицкого князя Ярослава Владимировича, названного в “Слове” Осмомыслом. Княгиня в тексте именуется по отчеству, как и жена брата Игоря, Буй-Тура Всеволода – “красная Глебовна”. С конца XVIII в. считается, что имя Я.- Ефросинья. У Игоря было пятеро сыновей и дочь. Старший сын – Владимир, участвовавший в походе 1185 г., попал в плен вместе с отцом, дядей и двоюродным братом. Женился у половцев на дочери хана Кончака (на Русь вернулся в 1187 г. с женой и “дитятей”).
Еще три сына Игоря погибли в начале XIII в. в борьбе за обладание Галичем, что становится необъяснимым, если принять точку зрения некоторых исследователей, полагающих, что Я.- вторая жена Игоря, а все дети князя – ее пасынки.
Образ тоскующей по мужу Я.- одно из ярчайших поэтических достижений безымян ного создателя “Слова”. Им открывается череда многочисленных образов русских женщин в отечественной литературе и искусстве. В Я. воплотился внесословный идеал женщины Древней Руси. В отличие от княгини Ольги, мудрой и преданной памяти мужа мстительницы, Я.- носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Традиции средневекового искусства подразумевали особый, религиозно-аскетический взгляд на женщину и ее судьбу. В “Слове”, напротив, торжествует народное начало. Так, автор обратился к особому фольклорному жанру – плачу.
Плач Я.- важнейший элемент поэтического строя памятника. Композиционно он предваряет рассказ о бегстве Игоря из половецкого плена. Я., плачущая на высокой стене Путивля (город, которым владел ее сын Владимир Игоревич, расположен ближе к половецкой степи), заклинает силы природы. В троекратном обращении к ветру (“О ветре, ветрило!”), Днепру (“О Днепре, Словутицю!”) и солнцу (“Светлое и тресветлое слънце!”) звучит и упрек (“Чему, господине, мое веселие по ковыляю развея?”), и призыв о помощи (“Взълелей, господине, мою ладу къ мне”). Природные стихии, словно бы отзываясь на мольбы Я., начинают помогать Игорю, пережившему горечь поражения и раскаяния, в его стремлении вернуться на Русь. Всепобеждающая сила любви воплощена в плаче Я., жалобы которой автор “Слова” уподобляет крику кукушки, символизирующей тоскующую женщину. Печальный голос Я. летит над землей, он слышен на Дунае: “Полечу,- рече,- зегзицею по Дунаеви, омочу бебрян рукавъ въ Каяле реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцемъ его теле”.
Историк В. Н. Татищев в своей “Истории Российской”, научные споры об источниках которой имеют давнюю традицию, предложил интересный рассказ о трогательной встрече Игоря, возвращающегося из плена, и Я., поспешившей навстречу мужу. Эти и некоторые иные сведения, приводимые Татищевым, не находят подтверждения в известных ныне летописных текстах.
Образ Я. постоянно притягивает к себе внимание писателей, художников и музыкантов нового времени. Княгиня XII в. становится героиней ряда произведений, а ее Плач – постоянным источником разноплановых реминисценций. Я. вызывала больший интерес у авторов XIX – XX вв., нежели фигура центрального героя произведения.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. 1. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского. 2. Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря. 3. Игорь – доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской. 4. Значение плача Ярославны в создании образа Игоря.> “Слово Read More ......
  2. Полечу, – молвит, – кукушкою по Дунаю. Омочу шелковый рукав в Каяле реке, Отру князю кровавые его раны на могучем его теле. В истории русской литературы сохранилось множество интересных женских образов, воплотивших идеал русской женщины. Наиболее яркий из них – Read More ......
  3. В то же время Святославич Игорь, внук Олегов, поехал из Новгорода [Северского] месяца апреля в двадцать и третий день, во вторник, взяв с собой брата Всеволода с [города] Трубец познали князя и возвратились бы. Однако же не возвратился никто, а Read More ......
  4. План: 1. Вступление. Система персонажей в “Слове”. 2. Единственный женский образ произведения – княгиня Ярославна. 3. “Живая сила” образа. 4. Обращение Ярославны к стихиям – самый лиричный эпизод в “Слове”. 5. Заключение. Образ Ярославны – воплощение истинно русского характера. “Слово Read More ......
  5. Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на Read More ......
  6. В истории общечеловеческой культуры есть памятки, которые отображают наилучшие черты, присущие тому или иному народу. К таким шедеврам искусства принадлежит и “Слово о полке Игореве”. Когда я листаю страницы этого произведения, на меня будто дышит героическая Давняя Русь. Из строк Read More ......
  7. Что может быть лучше чем любовь и верность? Ничего. Поэтому и от образа Ярославны из “Слова о полке Игореве” веет внутренней красотой, которая удивляет нас своей целостностью и глубиной. В этой женщине соединилось большое чувство к любимому с большой любовью Read More ......
  8. В походе он действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья – Игорь и его брат Всеволод – оказались Read More ......
Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря

Вместо эпиграфа: все события, описанные в выдающемся древнерусском литературном памятнике “Слово о полку Игореве” происходили на территории современной Украины. Сам Игорь был князем Новгород-Северским, которое образовалось в составе Черниговского княжества в 1097 году. Главными городами княжества Игоря были Курск, Трубчевск, Путивль и Рыльск. Сейчас город Новгород-Северский – райцентр Черниговщины на границе с Сумской областью Украины. Путивль, на городских стенах которого Ярославна озвучила свой знаменитый “Плач” сейчас – райцентр Сумщины на границе с Россией. Сбежав из половецкого плена, Игорь несколько дней пробирался степью и добрался до города своего Новгород-Северского княжества Донец, который под названием Донецкое городище теперь входит в черту Харькова. Князь Игорь был сыном черниговского князя Святослава и племянником двух великих киевских князей, старших братьев отца – Всеволода и Игоря . Ярославна по своему рождению была княжной Галицкой, дочерью Галицкого князя. Злосчастная битва дружины Северских князей с половцами, в результате которой русы потерпели сокрушительное поражение, произошла в окрестностях села Бунчуковка современной Луганской области, а в плену Игорь с сыном и младшим братом Всеволодом , князем Курским, находился где-то недалеко от современного райцентра Старобельск всё той же Луганской области.

В историографии принято считать, что “плачущую” Ярославн у звали Ефросиньей , хотя, скорее всего, в древних хрониках ей приписали иноческое имя её матери, княгини Ольги Юрьевны (?-1182), дочери великого князя киевского и владимиро-суздальского, Юрия Долгорукого . Если древнерусские князья получали при рождении два имени – “мирское” и крестильное (Ярослав Мудрый , например, был крещён Георгием , Владимир Мономах Василием ), то у древнерусских княгинь их было, как правило, три. Поскольку после смерти своих супругов в большинстве случаев они постригались в монахини с новым иноческим именем, или же (если умирали раньше мужа) принимали схиму на смертном одре (как в данном случае). И вот как раз про мать Ярославны точно известно, что схиму она приняла под именем Ефросинья .

Владимир Серов “Ярославна в Путивле”, 1957-1962 гг.

Образ супруги главного героя литературного памятника Древней Руси “Слова о полку Игореве” по праву считается символом любви и преданности. “Плач Ярославны” признан одним из самых поэтических фрагментов “Слова…”, а сама Ярославна давно стала идеалом верной жены, которая может благодаря своей любви сохранить любимого на поле сражения. Что можно считать иронией судьбы, поскольку семьи родителей Игоря и Ярославны по части верности и преданности оставляли очень сильно желать лучшего.

О личных взаимоотношениях Игоря Святославича (1151-1201) князя Новгород-Северского (1180-1198), князя Черниговского (1198-1201) и его жены “Ефросиньи” Ярославны (годы жизни неизвестны), княжны Галицкой, доподлинно ничего не известно. Они вступили в династический брак в 1169 году, совсем юными – разумеется, с учётом политических интересов своих семейств, которым не было никакого дела до симпатии молодожёнов друг к другу. Кстати, именно в год их свадьбы (точной даты которой нет) 18-летний жених (или молодой муж) участвовал со своим старшим братом в кровавом походе князя Андрея Боголюбского на Киев, в результате которого столица Древней Руси впервые в истории была захвачена и разграблена не чужеродными завоевателями, а представителями правящей династии в ходе междоусобной войны.
До взрослого возраста у супругов дожили шестеро детей – пятеро сыновей и дочь.

ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ (1151-1201) князь Новгород-Северский, был назван своим отцом в честь родного дяди – святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (?-1147), убитого киевлянами по до сих пор остающейся непонятной причине в ходе городских беспорядков. Бабкой Игоря по отцу была неизвестная по имени дочь половецкого князя Осолука , так что для половцев, против которых он много раз за свою жизнь воевал с различным успехом (в 1171 году князь ходил с северской дружиной за реку Ворсклу и одержал знаменитую победу над половецкими ханами Кобяком и Кончаком , освободив пленных и отняв добычу), Игорь был не совсем чужим, и при необходимости всегда находил с ними общий язык и даже воевал на одной стороне.

Отец Игоря , Святослав Ольгович (ок. 6 декабря 1106 – 15 февраля 1164) – князь Новгородский (1140), Туровский (1142, 1154-1155), Волынский (1142-1146), Новгород-Северский (1157-1164), Черниговский (1164-1180) женился в 1136 году в Новгороде на дочери местного боярина при драматических обстоятельствах. Подробности скандала не дошли до наших дней, известно лишь то, что новгородский архиепископ Нифонт отказался тогда венчать будущих родителей Игоря , поскольку князь был “не достоинь ея пояти” . Брак заключал другой священник. Из того, что известно, можно сделать вывод, что Святослав Ольгович отнял жену у живого мужа, что по законам того времени делало его молодую княгиню в глазах Церкви двоемужницей, а сам брак и рождённых в нём детей (а их было шестеро) – незаконными. В целях примирения с Нифонтом , Святослав возобновил древний устав Владимиров , определив епископу брать вместо десятины 100 гривен из княжеской казны, кроме некоторых сборов и пошлин. Видимо, именно по этой причине мутная история его женитьбы не имела никаких неприятных для него последствий со стороны Церкви.

“ЕФРОСИНЬЯ” ЯРОСЛАВНА (годы жизни неизвестны) княжна Галицкая. Была дочерью выдающегося политического деятеля и правителя Древней Руси, князя Галицкого (1153-1187) Ярослава Владимировича Осмомысла (ок.1130-1187). Прозвище князя “Осмомысл” на древнерусском языке означает “тот, у которого восемь умов”, то есть очень умный. Второй вариант объяснения этого определения – “владеющий восемью языками”, что, опять-таки, является доказательством его недюжинного ума.
Матерью князя Ярослава была София Венгерская , дочь короля Венгрии Кальмана І (Коломана І) Книжника , который считался самым образованным и умным правителем Европы своего времени. Его правление Венгрией с 1095 по 1116 год привело к усилению и расцвету этого государства.

Ярослав Осмомысл пользовался огромным уважением среди Рюриковичей, в частности, его слово было решающим в споре древнерусских князей даже за великокняжеский киевский стол. О могуществе князя Галицкого можно судить из слов современника, певца “Слова о полку Игореве”:
«Галичкы Осмомысле Ярославе! Высоко седиши на своем златокованнем столе, подпер горы угорскыи своими железными полки, заступив королеви путь, затворив Дунаю ворота, меча бремены чрез облаки, суды рядя до Дуная. Грозы твоя по землям текут; отворяеши Киеву врата, стреляеши с отня злата стола салтани за землями »…

Отец “Ефросиньи” (и она сама, разумеется) был близким родственником императоров Византии. В 1104 году его родная тётка по отцу, княжна Ирина Перемышльская , была выдана замуж за Исаака Комнина (1093-1152), сына византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057-1118). Стать императрицей Ирине не довелось, поскольку её супруг не стал императором. Зато их младший сын Андроник I Комнин (1118-1185), двоюродный брат Ярослава Осмомысла , стал в 1183 году последним правителем Византии из династии Комнинов. Интересно, что Андроник почти два года – с 1164 по 1165/1166 прожил в Галицком княжестве, куда бежал после своего побега из византийской тюрьмы, в которой он оказался после попытки захватить престол у своего двоюродного брата, Мануила I Комнина .Князь Ярослав оказал своему кузену радушный приём, выделил ему “в кормление” несколько галицких городов. Они часто охотились вдвоём, Андроник принимал участие в заседаниях княжеского совета. “Ефросинья” , которая до своего замужества в 1169 году жила в доме отца, и была тогда подростком, безусловно, лично знала будущего византийского императора.

Общепризнанный ум Ярослава Осмомысла , однако, не смог ему помочь в семейных и любовных отношениях, что, в конечном итоге, привело семью родителей “Ефросиньи” сначала к личной трагедии, а потом и к кризису в Галицком княжестве, переросшему в беспорядки и волнения. Ярослав с 1149 года был женат на Ольге (?-1182), дочери князя Ростово-Суздальского Юрия Долгорукого , в ознаменование союза с ним своего отца против Изяслава Мстиславича , великого князя Киевского. До взрослого возраста у супругов дожили четверо детей – три дочери и единственный сын Владимир . Князь Галицкий никогда не считал нужным хранить супружескую верность, а к 1170 году его увлечение одной постоянной любовницей, некоей Настасьей , от которой у него был незаконнорожденный сын Олег , которому отец оказывал предпочтение перед Владимиром , привело к разрыву с женой и законным наследником. В семейный скандал вмешались галицкие бояре, по приказу которых Анастасия была схвачена и заживо сожжена, а князя заставили дать клятву, что он будет жить в согласии с супругой. Как и следовало ожидать, в результате мать и брат “Ефросиньи” были вынуждены бежать через Польшу и Луцк во Владимир-на-Клязьме, к старшему брату княгини Ольги , князю Андрею Боголюбскому . Жена Ярослава Осмомысла к мужу так больше никогда и не вернулась, навсегда оставшись в Суздальском княжестве.

Что касается её сына – в этот раз отец сумел с ним примириться и восстановить свою власть над галицкими боярами. Владимир вернулся в Галич. Впрочем, уже в следующем году брат “Ефросиньи” снова сбежал от отца, который опять через некоторое время его вернул домой. Так продолжалось вплоть до самой смерти князя Ярослава в 1187 году (интересно, что два года из своей жизни в бегах Владимир провёл у сестры “Ефросиньи” и её мужа князя Игоря Святославича Новгород-Северского в Путивле).

Князь Ярослав Осмомысл скончался 1-го октября 1187 года в Галиче, в возрасте примерно 57 лет. Умирая, он оставил свой главный стол любимому незаконнорожденному сыну Олегу (“Настасьичу” ), а законному сыну Владимиру – Перемышль. Во исполнение своей последней воли князь Галицкий взял клятву с Владимира и бояр. Которую они, разумеется, нарушили сразу после его смерти. Олег был изгнал из Галича (и в следующем году отравлен), а Владимир стал править Галицким княжеством.

Впрочем, меньше чем через год вольнолюбивые галицкие бояре лишили его власти, причём по той же причине, по которой восставали против его отца. Князь Владимир был таким же прелюбодеем, как и его покойный родитель. С 16-ти лет (с 1167 года) Владимир Ярославич был женат на Болеславе , княжне Киевской (годы жизни не известны) – дочери ещё одного героя “Слова…”, великого князя киевского Святослава Всеволодовича . Однако к началу своего самостоятельного правления он уже давно не жил вместе с супругой. Её место заняла некая “попадья”, которую Владимир отнял у живого мужа (священника). В 1187 году у них было двое взрослых незаконнорожденных сыновей – Василько и Владимир . Нежелание галицких бояр “кланяться попадье” послужило предлогом для их бунта и намерения её убить. Владимир бежал в Венгрию со своей незаконной семьёй, где заручился поддержкой венгерского короля Белы III . Тот вторгся в Галицкое княжество и, воспользовавшись выгодным соотношением сил, нарушил договор, заточил Владимира с семьёй и посадил на княжение своего сына Андраша . Владимиру с женой и сыновьями снова пришлось бежать – на этот раз из венгерского плена. Впрочем, уже в 1189 году Владимиру удалось окончательно утвердиться на галицком престоле при поддержке императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы и поляков (при условии ежегодной выплаты 2000 гривен). После чего обратился к могущественному владимиро-суздальскому князю Всеволоду Большое Гнездо (который приходился ему родным дядей по матери) с просьбой о покровительстве. Всеволод согласился помочь Владимиру и взял клятву с других князей “Галича не искать под ним” . В результате брат “Ефросиньи” спокойно правил Галичиной вплоть до своей смерти в 1199 году, после чего династия галицких Ростиславичей угасла. Ничего не известно о судьбе двух его незаконнорожденных сыновей, скорее всего, они умерли ещё при жизни Владимира . Впрочем, прав на галицкий княжеский стол они всё равно не имели.

В общем, отец и брат у “Ефросиньи” , ставшей в Древней Руси воплощением верной любви и преданности, были те ещё бл….. прелюбодеи. Недалеко от них ушла и одна из двух её сестёр (скорее всего, старшая), имя которой не дошло до наших дней. В 1167 году она была выдана замуж за короля Венгрии Иштвана III (1147-1172), но этот брак продлился всего один год. Уже в 1168 году Иштван отправил жену назад в Галич к отцу. Никакого скандала не было, однако в европейских правящих домах так поступали только в одном случае. Дальнейшая судьба ещё одной блудной родственницы женщины – олицетворения идеальной жены, историкам не известна.

Василий Перов “Плач Ярославны” 1881 г.

Надо отметить, что автор “Слова о полку Игореве”, когда писал “Плач Ярославны”, забыл упомянуть, что у княгини, кроме тревоги за мужа, были ещё целых три причины для тоски и печали. Эти причины звались Владимир , Олег и Святослав – её старшие сыновья, которые отправились в злосчастный поход на половцев вместе со своим отцом. Если Владимиру на тот момент было почти 15 лет (поход имел место в мае 1185 года, а княжич родился в октябре), и по представлениям того времени он был уже взрослым, то Олегу и Святославу исполнилось, соответственно, 10 и 9 лет. В “Слове…” они поэтически упоминаются, как “молодые месяцы”. Из четырёх дорогих для “Ефросиньи” воинов двое по итогам поражения северских князей оказались в плену – её муж князь Игорь и старший сын Владимир . И если дошедшие до нашего времени факты не дают возможности понять, каким мужем был Игорь , то насчёт того, что отцом он был, мягко говоря, так себе, нет никаких сомнений. Потому что для облегчения своего положения в неволе муж Ярославны женил 15-летнего сына на дочери своего тюремщика, князя Кончака , Свободе . А сам при первой же возможности (по одним источникам, через несколько недель после того, как попал в плен, по другим – через год) сбежал на Русь. Без сына. Владимир вернулся к матери примерно через год-два – с молодой женой, получившей при крещении имя Анастасия , и грудным сыном Изяславом . Забегая вперёд – этот внук “Ефросиньи” , который по своему происхождению являлся половцем на 9/16 (потому что его мать и прабабка были половчанками), прожил долгую по тем временам жизнь (около 70 лет), полную интриг и сражений, на протяжении которой сумел даже на несколько лет стать киевским князем, и закончил свои дни в 1255 году, предположительно, на плахе – по приказу первого короля Руси, князя Даниила Галицкого . Справедливости ради – князь Изяслав Владимирович за свою бурную жизнь ну очень часто злоупотреблял близким родством с половцами для решения личных проблем военным способом с другими своими родичами – Рюриковичами.

Всеволод Святославич Буй-Тур (1155-1194) – князь Трубчевский и Курский, родной младший брат князя Игоря, оказавшийся вместе с ним в плену у половцев. Вернулся на Русь из плена примерно через два года, вместе со своим племянником княжичем Владимиром, его женой-половчанкой Анастасией и младенцем-сыном Изяславом. Реконструкция по черепу М.Герасимова

А в сентябре 1211 года, в один день, были казнены (повешены) и трое из пяти сыновей Ярославны Святослав , Роман и Ростислав . После гибели в 1205 году в битве при Завихосте князя Романа Мстиславича Галицкого , который захватил Галичину в 1199 году, когда скончался брат “Ефросиньи” , князь Владимир Ярославич , сыновья Ярославны в 1206 году с помощью части неугомонных галицких бояр захватили наследство своего деда, князя Ярослава Осмомысла , на которое в создавшихся условиях имели все права. Однако княжить сообща Игоревичи не смогли, между ними начались распри, чем немедленно воспользовались поляки и венгры. На протяжении пяти лет в Галицком княжестве постоянно шли бои, братьев брали в плен поляки (Владимира ) и венгры (Святослава ). Те откупались из плена или сбегали из него, чтобы в очередной раз с помощью оружия предъявить свои права на власть в галицких городах. В конце-концов, где-то к началу 1211 года Игоревичи , наконец-то, вернули себе дедово наследство. И немедленно начали репрессии против осточертевших им галицких бояр. В ответ те, разумеется, немедленно позвали на помощь польско-венгерские войска, а на галицкий престол посадили будущего короля Руси Даниила Романовича , которому тогда было примерно 10 лет – с расчётом на то, что мальчик, пока не вырастет, не будет мешать им жить по-своему. Польско-венгерские войска захватили в плен трёх Игоревичей , самому старшему брату, Владимиру , удалось бежать, и его дальнейшая судьба не известна. Торжествующие галицкие бояре не пожалели денег на то, чтобы выкупить из плена князей Святослава , Романа и Ростислава , после чего публично казнили их в один день. Маленький князь Даниил Галицкий ожидаемо не вмешался – даже будь он взрослым, самостоятельным правителем, казнь Игоревичей , которые были для него конкурентами на стол Галицкий, вполне его устраивала.

Очень надеюсь, что Ярославна не дожила до этого времени и не узнала об ужасном конце своих детей. Что касается её мужа, князя Игоря , то к 1211 году он уже десять лет как был покойником.

На первой, заглавной иллюстрации к статусу – картина Николая Рериха “Поход князя Игоря”.

Advertisements