Болезни Военный билет Призыв

Классный час "познай себя". Классный час на тему "познай самого себя"

побуждать учащихся к самосовершенствованию;

способствовать формированию навыков рефлексивной деятельности;

Стимулировать учащихся к познанию собственного Я.

Подготовка: написать изречения на доске.

Ход мероприятия

1 орг момент

Круг радости «Волшебное зеркало»

Фея Любви прислала нам волшебное зеркальце

Посмотрите в него!......

Кого вы в нем увидели?

Каждый из нас - единственный каждый из нас неповторим

Повторяйте за мной

Солнце небо и земля!

Хорошо, что с вами я!

Всему миру прокричу

Очень я себя люблю

Я- самый хороший

Я- самый красивый

Я- самый умный

Я -самый –самый- самый

Я- очень себя люблю!!Каждому из вас родители дали имена. Каждое имя по-своему красиво и еще красивее, когда вас эти именем называют ласково давайте поиграем в игру

Игра «Ласковое имя» с одной стороны помогает войти в контакт с детьми и создать атмосферу доброжелательности, а с другой продолжить знакомство друг с другом. Дети стоят в кругу. Учитель предлагает вспомнить, как их лаково называют дома. После того как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того кому бросается мяч.

Классный руководитель . В Древней Греции есть храм. Построен он был в честь бога Апполона (бог света и искусств). До наших дней от этого храма дошли только обломки. На стенах храма написано 7 изречений:

Познай себя самого.

Ничего сверх меры.

Мера – важнее всего.

Всему своё время.

Главное в жизни – конец.

В многолюдстве нет добра.

Составили эти изречения 7 мудрецов. Они были известными политиками и законодателями того времени. Одно из этих дельфийских изречений любил повторять великий философ Сократ: «Познай себя самого».

Как вы думаете, что значит выражение «Познать (понять) самого себя»?

(Ответы детей)

Классный руководитель. Познать себя – значит понять, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь, на что ты способен. Как же это сделать?

Для того чтоб узнать себя мы протестируемся

7. А теперь - внимание! Перед вами пять фигур - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой можете сказать: «Это - я!» - ту, что понравилась больше всего. Затем выберите ту, что не нравится

7.А теперь посмотрим, что вы за фрукт, а вернее, что за фигура.

Квадрат. Привет, отличники и хорошисты! Вы человек организованный и трудолюбивый, дома на вашем письменном столе всегда порядок. Карандаши в пенале остро отточены, ручки всех цветов радуги. Но иногда и вы даёте промашку. Слишком увлекшись мелочами, совершаете большие ошибки. Вы упрямо идёте к своей цели. Рубль у вас попросить взаймы тяжело. Не дадите. Учиться вы любите. Из таких людей, как вы, получаются хорошие бизнесмены и учителя.

Треугольник. Вы заводила. Во снах такие девчонки, как вы, видят себя великой актрисой, а мальчики Наполеоном. Вам нравится быть в центре внимания. Вы любите соревноваться и побеждать, но принцип «главное не финиш, а участие» - не для вас. Вам важна победа!

Круг. Вы легко сходитесь с людьми. Приблизительно так же, как Колобок. Отправившись путешествовать из домика бабушки и дедушки, он слёту определил, что ни заяц, ни волк ему не помеха. Ну, а с лисой ошибочка вышла. А кто в наше время не ошибается? Вы с удовольствием встречаетесь с новыми людьми. Любимое занятие на уроке – изучать реакцию учителя на тот или иной раздражитель. На сопение Сидорова, на хлопающую форточку, на перешёптывающихся Петрову и Иванову, на скрипучие ботинки Борисова. Вы умеете сделать так, чтобы людям вокруг вас было хорошо. Ваша стихия – литература и история.

Прямоугольник. Вы всё подвергаете сомнению. Где сомнение – там желание во всём разобраться, а значит, вы любознательны и смелы. Пока не узнаете, что там шуршит в тёмном углу, не успокоитесь. Вы легко решаете сложные задачи – вам интересен сам процесс решения.

Зигзаг. Такую сложную форму выбирают обычно существа творческие. Зигзаг необычен, выделяется из общего ряда, агрессивен (поэтому его же могут выбрать отъявленные хулиганы). Вы редко, когда на уроках отвечаете заученными фразами. Ответ сам рождается в вашей голове, поэтому вы любите литературу, где можно порассуждать и поспорить. Вы интересный собеседник.

А как вы думаете, что такое характер???

Характер - это слово древнегреческого происхождения. Означает «печать», «чеканка». Это индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. Он представляет собой отпечаток воспитания и деятельности. Характер накладывает отпечаток на мысли и чувства человека. Очень важным качеством характера является воля.

А бывает ли характеры схожи??? А люди бывают ли одинаковые характером??

А давайте поиграем игру зеркало

Учитель предлагает игру «Зеркало».

Дети делятся на пары и встают против друг друга. Один из них - зеркало которое отображает жесты движения мимику своего напарника который смотрится в «зеркало». Задача зеркала заключается в том чтобы в точности повторить движения. Затем дети меняются ролями

Что такое воля?
Как можно воспитать волю?

Задание

Задание предполагает составление рассказа о себе как человеке, отличающемся от других своими умениями и способностями. Ученик рассказывает о себе.

III. Рефлексия.

Предлагается обвести свою ладошку и на каждом пальце написать следующее: Готовые раздать

Большой палец – над эти я еще хотел (а) бы поработать

Указательный палец – здесь мне были даны конкретные указания

Средний палец – мне совсем не понравилось

Безымянный палец – психологическая атмосфера

Мизинец – мне здесь не хватило

Тема: Я познаю себя

Цель: способствовать осознанию себя как личности со всеми присущими ей положительными и отрицательными чертами; закрепить представление о тех чертах, которые мешают жить в гармонии с собой; развивать речь детей, фантазию в выражении своих чувств и эмоций.

Ход мероприятия:

По легенде много тысяч лет назад семеро мудрецов Древней Греции встретились в храме Аполлона в Дельфах и сделали на стене храма надпись: ”Познай самого себя”. Что означают эти слова? Как вы их понимаете? Познание самого себя – это изучение своей души, интересов, умений. Положите свои руки на грудь. Что вы чувствуете? Тепло, спокойствие. Древние говорили, что там живет душа - наши чувства, эмоции, предпочтения, интересы. Именно их изучению мы и посвятим наш сегодняшний классный час «Я познаю себя».

Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя? Дорога к самому себе – это дорога в целую жизнь.

Игровая ситуация «Кто в зеркале?»

Я в руки зеркало взяла,

Взглянула в отраженье

И вдруг совсем не поняла -

Какое наважденье, -

Кто в зеркале и почему?

Себя узнать я не могу.

А вы можете себя узнать? Возьмите лист бумаги и напишите одним словом, кто вы.

Дети выполняют задание.

Давайте прочитаем несколько определений. Посмотрите, какие вы разные. В человеке иногда сочетаются порой совершенно противоположные качества: доброта и злость, лень и трудолюбие, храбрость и трусость. Самое главное, чтобы человек научился видеть свой поступок, анализировать его и, если надо, исправлять свои ошибки.

Упражнение «Не хочу хвалиться, но я…»

Предлагаю продолжить наше общение с помощью упражнения. Оно поможет нам лучше узнать друг друга. Подумайте, что вы умеете делать лучше всего: замечательно петь или, может, отлично убирать в квартире, красиво рисовать или быть лучшим в мире слушателем. Затем продолжите предложение, подставив в него информацию о том, в чем вы мастер.

Что нового узнали друг о друге? Были ли удивлены? Каждый человек имеет свои сильные стороны. Нет обычных людей, есть те, кто еще не проявил себя.

Упражнение «Принятие себя»

Возьмите лист бумаги. В следующем упражнении в левой колонке заполните графу «мои слабые стороны». В правой колонке соответственно «мои сильные стороны». Предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими слабыми сторонами. Не жалейте себя, заполняя левую половину таблицы. Слабые стороны есть у всех. Затем, напротив, каждого недостатка записываем по одному своему достоинству.

Какую из колонок было легче заполнять? Почему? Какую запись хотелось бы продлить? Как вы думаете, почему это происходило?

А сейчас я предлагаю вам послушать истории и попытаться представить себя на месте главных героев.

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Три товарища»

Послушайте рассказ и подумайте, как бы вы поступили в данном случае?

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял...

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда еще далеко!

- А где ты его потерял? - спросил Леша.

- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул его товарищу.

- Бери, ешь!

Кто из мальчиков проявил участие по отношению к Вите? Чем позиция Володи отличается от позиции других мальчиков? В чем мы можем упрекнуть Колю, Лешу и Мишу? А вы не бываете равнодушными к людям? Иногда нас не просят о помощи, но мы должны видеть, что человеку плохо, и по мере своих сил постараться ему чем-то помочь.

Иногда люди «ничегонеделанием» делают очень плохо, как в рассказе В. Осеевой «Плохо».

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Плохо»

Собака яростно лаяла, припадая на задние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно?

- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

Как вы можете охарактеризовать поведение мальчиков? Действительно ли мальчики не сделали ничего плохого? Почему же женщина их осудила?

А может быть, вы узнаете себя в этом рассказе?

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «На катке»

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы - то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

- Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой понесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

- Я нечаянно... - сказал он, отряхивая с ее шубки снег. - Ушиблась?

Девочка улыбнулась:

- Коленку...

Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!» - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

- Эка невидаль - коленка! Вот плакса! - крикнул он, проезжая мимо школьников.

- Иди к нам! - позвали они.

Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело скользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и тихонечко плакала.

Как вы думаете, есть ли сходство в поведении Вити и мальчиков, описанных в предыдущем рассказе? Почему Витя не помог девочке? Что оказалось для него важнее заботы о ней?

Как вы думаете, человек может измениться? А что для этого нужно сделать?

Дорогие ребята, я думаю, что в заключение нашего урока вы сделали для себя вывод о том, как важно искоренять в себе равнодушие, трусость, черствость и не оставлять без внимания проявление негативных качеств окружающими.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Рефлексия

Дополните эти фразы:

Я научился…

Я был удивлен…

Мне понравилось…

Я был разочарован тем, что…

Самым важным для меня было…

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Открытый классный час» Подготовила: Диденко Мария Витальевна, педагог – психолог, классный руководитель 8 «А» класса МАОУ ШИЛИ г. Калининград

2 слайд

Описание слайда:

Давайте познакомимся… «Кто «Я»? Меня зовут… Я ценю в себе… Я хочу изменить в себе … Я умею делать лучше всего…

3 слайд

Описание слайда:

Тема: «Познай самого себя» Сократ «Всем людям свойственно познавать себя и мыслить» Гераклит

4 слайд

Описание слайда:

Кто Вы? Выбери из фигур ту, в отношении которой можешь сказать: «Это - Я"!» Почувствуй свою форму. зигзаг

5 слайд

Описание слайда:

Мы разные, но у нас есть общие качества… Вопросы для обсуждения: Жизненное кредо. Положительные свойства. Отрицательные свойства. Принятие решений. Рабочее место.

6 слайд

Описание слайда:

“Квадрат”- человек левополушарный, аналитик. Жизненное кредо – работа. Положительные свойства: трудолюбие, любовь к порядку, внимательность к деталям, аналитические способности, рациональность, упорство, настойчивость, выносливость, эмоциональная сдержанность, бережливость. Отрицательные свойства: педантизм, возможность упустить главное, холодная рассудительность, излишняя осторожность, упрямство, скупость. Принятие решений: принимает медленно, по принципу: семь раз отмерь, один раз отрежь. Свойственны перестраховка, избегание ответственности. Поэтому много времени тратит на сбор информации, в связи с чем иногда опаздывает с принятием решения. При отсутствии полной информации испытывает беспокойство и дискомфорт. Рабочее место: каждая вещь на своем месте, казенный вид.

7 слайд

Описание слайда:

“Треугольник” – человек левополушарный, аналитик, лидер. Жизненное кредо – власть, карьера, престиж. Положительные свойства: лидерские качества, энергичность, способность взять ответственность на себя, решительность, концентрация на проблеме, нацеленность на победу, склонность к соревнованию, уверенность в себе, честолюбие, энергичность. Отрицательные свойства: эгоцентризм, эгоизм, категоричность, безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута, коварство, самонадеянность, карьеризм, неудержимость. Принятие решений: всегда имеет готовое решение и на все случаи жизни, кроме того, «треугольник» легко принимает решения за других, ответственность за них берет на себя. Его девиз: «Нет проблем» и «Что я буду с этого иметь?» Рабочее место: символы статуса и успеха, порядок.

8 слайд

Описание слайда:

“Круг” – человек правополушарный, интуитивный мозг, коммуникатор. Жизненное кредо – дом, семья, дети. Положительные свойства: доброжелательность, добродушие, заботливость, преданность, щедрость, доверчивость, великодушие, общительность, бесконфликтность. Отрицательные свойства: мягкотелость, нетребовательность, беспечность, навязчивость, расточительность, легковерность, склонность к самобичеванию, конформность, уступчивость. Принятие решений: непопулярных для других людей решений «круг» не принимает, в трудный момент старается заручиться поддержкой. В общении первым устанавливает контакт. В ход идут приятная улыбка, комплименты и другие похожие элементы из коммуникативного ассортимента. Рабочее место: уютная, домашняя обстановка.

9 слайд

Описание слайда:

“Зигзаг” – человек правополушарный, интуитивный, образный, мозаичный, концептуальный, креативщик. Жизненное кредо – интерес, творчество. Положительные свойства: креативность, мечтательность, экспрессивность, остроумие, интуитивность, раскованность. Отрицательные свойства: неорганизованность и разбросанность, прожектерство, несдержанность, эксцентричность, нелогичность, непрактичность, импульсивность. Принятие решений: принимает спонтанно, особенно не задумываясь, на основе сиюминутной потребности; так же быстро может отказаться от принятого им решения. Бывает и другое: в момент принятия решения погружается в себя. Делает только то, что ему нравится или потому что реализуются его собственные идеи; при потере интереса способен бросить начатое на полпути. Рабочее место: беспорядок запущенность или театрально-демонстративное оформление.

10 слайд

Описание слайда:

Выбери роли для своей «фигуры» Артист. Душка. Консерватор. Любитель эпатажа. «Жилетка, в которую можно поплакать». Пробивной. Миротворец. Надёжа и опора. Экстремал. Лидер. Ветреный тип. Исполнитель. Педант. Герой. Хранитель традиций. Пророк. Хранитель уюта. Домосед. Воин. Сердцеед. «Клей коллектива».

11 слайд

Описание слайда:

“Треугольник” – лидер, герой, пробивной, воин, пророк. “Круг” – миротворец, душка, хранитель уюта, домосед, «клей коллектива», «жилетка, в которую можно поплакать». “Зигзаг” – любитель эпатажа, артист, экстремал, ветреный тип, сердцеед. “Квадрат” – консерватор, педант, исполнитель, надёжа и опора, хранитель традиций.

12 слайд

Описание слайда:

Ученики какого типа чаще всего бывают: 1) отличниками, 2) хорошистами, 3) олимпиадниками, 4) волонтёрами, 5) КВНщиками, 6) «знатоками», 7) организаторами «Дня именинника»; 8) успешными в проектах: а) исследовательских, б) в конкурсных, в) реферативных, г) групповых

14 слайд

Описание слайда:

Мотивация: “Квадрат” – заслуженное вознаграждение за труд (оценка, деньги, премии…), законность требований (записано в правилах, так правильно, так неоходимо, надо...). “Треугольник” – символы успешности (диплом, грамота, кубок, сертификат…), символы престижности (фотография, публикация…), облечь доверием (только ты справишься, только тебе могу доверить…). “Круг” – материальное вознаграждение, которое можно принести домой (подарок, сувенир, …), «поймать на жалость» (сострадание, соучастие, …). “Зигзаг” – «поймать на интересе».

Форма проведения : час самопознания.

«То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле...»

И. Кант

Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тематика приобретает особую актуальность в подростковом возрасте. Обучающиеся сталкиваются со многими проблемами социализации.

По мнению психологов, для детей характерны: переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам.

Цели классного часа:

  • акцентировать внимание учащихся на собственной лично-сти с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Задача классного часа:

  • познакомить детей с приемами самопознания;
  • дать представление о том, как находить в себе главные черты;
  • научить определять свои личные особенности;
  • развивать у детей умение правильно оценивать себя и других;
  • способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше;

побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию

(Автор клипаКоровина И.Н. Сайт http://www.proshkolu.ru/club/opk/file2/3559236/ .
Песня «А над ней парили ангелы» Вячеслава Тюльканова, исполнитель Аурика Мгои, солистка вокально - эстрадной студии "Мечта

Учитель:

Однажды ученик подошел к мастеру с задумчивым видом и задал вопрос: «Учитель, ты говорил, что если я познаю кто я, то стану мудрым. Но как это сделать?»

— Для начала забери у людей право решать кто ты.

— Как это, Мастер?

— Один тебе скажет, что ты плохой, ты поверишь ему и расстроишься. Другой тебе скажет, что ты хороший, ты обрадуешься. Тебя хвалят или ругают, верят тебе или предают.

Пока у них есть право решать кто ты, или какой ты, тебе не найти себя. Забери у них это право!

И у меня тоже.

Кл.руководитель: Ребята, тема сегодняшнего классного часа - «Познай тайны собственного «Я»».

Эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

Кто я? Какой я? Почему я такой?

На первый взгляд очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего.

Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.

Еще древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле - это Человек. А философы тысячелетиями пытались разгадать феномен своего «Я».

Стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое.

Вот некоторые высказывания древних мыслителей :

  • Чаще заглядывай в самого себя.

Цицерон

  • Нет более плодотворного занятия, чем познание самого себя.

Р. Декарт

  • Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить.

Гераклий

Мыслители говорили, что человек - это самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если спросить об этом каждого из вас, то получим разные ответы, и все вы по - своему будете правы, потому что каждый из вас индивидуален и неповторим.

  1. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Начнем нашу беседу с вопросов.

  • Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?
  • Что лучше: переоценить себя или недооценить себя?
  • Как вы думаете, знаете вы себя?

Ответы :Познать себя просто необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми. Потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет себя чувствовать успешным, счастливым.

Познать себя - значит понять, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь, на что ты способен

А вот как на этот вопрос отвечает Священное Писание . «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя - означает познавать себя.
2. Трудные пути

Познание — великая страна,

Как бесконечность глубока она.

В страну ведут великие пути,

Не всякому легко по ним идти.

Тому в страну познанья путь открыт,

В ком жажда знаний тайная горит,

Пусть долог путь, но ищущий дойдет —

В страну познанья дух его ведет.

Мы подошли к определению термина «самопознание».
Самопознание - это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему.
Как человек может познать самого себя? Узнать мнение о себе у близких, друзей, вспомнить свои интересы, увлечения, пройти тест.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске) :

  1. Самонаблюдение
  2. Самоанализ
  3. Самоиспытание
  4. Самооценка

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самооценку, самоанализ. Чтобы ваша работа была более плодотворна, мы объединились в группы.

Для начала предлагаю вам в группах провести обсуждение и дать ответ на вопрос «Какого человека можно назвать уникальным?». через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу (под тихую спокойную музыку идет обсуждение).

Примерные ответы детей:

-это яркий, талантливый, незаурядный человек

-человек, который отличается от других

-необычный человек, странный, чудак

-это обычный человек, любой человек отличается от другого человека

Упражнение № 1 “Учимся ценить индивидуальность”.
Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок. Затем- кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же?
Вывод: у каждого из учащихся получилось что-то свое. Так и в жизни: каждый человек-это неповторимая личность, и на всей земле больше такой не существует.
Все мы разные. А какие мы, мы узнаем в ходе нашего общения.

Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности.

Упражнение №2 “ Вот я какой!”.
Представьте себе, что вы находитесь дома. Вдруг раздается телефонный звонок, вы берете трубку, а на другом конце провода раздается голос: “ Здравствуйте, с вами разговаривает редактор детской телевизионной программы «. Я приглашаю вас к сотрудничеству. Мне бы хотелось узнать немного о вас”.
Вам необходимо рассказать редактору о себе. Чтобы вам легче это было сделать, я предлагаю пользоваться своеобразным “путеводителем”.
Учащимся предлагается анкета “ Вот я какой!”. Вопросы могут быть следующими:

1. Меня зовут…
2. Мне… лет.
3. Лучше всего я умею…
4. Меня огорчает…
5. Меня радует…
6. Больше всего мне нравится в людях…
7. Самая главная моя цель…

Игра в группах «Кто я? Какой я?»

Для начала мы напишем слева в столбик 10 раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?, Какой я?» Это могут быть суждение о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

(в течение 3-5 минут дети работают)

А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так. Чтобы получился активный рассказ.

(дети в группах рассказывают о себе)

А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет себя всему классу?

(представитель от группы рассказывает о себе)

Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

(Ответыдетей)

Образ «Я» многогранен.

Психологи говорят:

  • В каждом из нас множество «Я»
  • Внутреннее «Я» - это то, что человек о себе думает
  • Внешнее «Я» - то, что видят люди

Человек по-разному представляет себя в различных ситуациях и обстоятельствах. Возникает впечатление, что внутри нас спорят разные «Я».

Подобно героине Л. Керролла Алисе: «Видите ли, сэр, конечно, примерно я знаю, кто я сейчас такая. Нет, конечно, я примерно знаю, кто я такая была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая, словом какая-то не такая….Эта выдумщица ужасно любила понарошку быть двумя разными людьми сразу.

Случалось ли с вами такое?

  • Дома, в кругу семьи, вы можете быть одними?
  • В школе другими?
  • В компании друзей - совсем иными?

Подготовленная инсценированная беседа юноши и девушки. У обоих в руках по зеркалу.

Ведущий 1: Я смотрю в зеркало. Сегодня мне нравится мое отражение. На меня смотрит хороший человек. Он умен, ироничен, мужественен...

Ведущая также смотрит в зеркало и повторяет:

Ведущая 2: О, и на меня смотрит прекрасное лицо. Она умна, изящна, привлекательна, загадочна...

Ведущий (глядя в зеркало): Какой ужас! Какая тупая физиономия на меня смотрит. Он примитивен, туп и безволен!

Ведущая: Я смотрю опять в зеркало. Кто это? Что за лицо? Ни намека на обаяние, что за жалкая личность?

Ведущая: Каждый день мы отражаемся во множестве зеркал. На протяжении всей жизни мы отражаем и ловим несовершенные, сиюминутные, иногда мутные и расплывчатые свои отражения, силуэты...

Ведущая: Каждый раз мы пытаемся представить светлый образ самого себя, созданный нами в самых сокровенных мечтах.

Упражнение №4 «Волшебная рука»

Учащимся предлагается обвести на листе свою руку. На пальцах предлагается написать 5 своих хороших качеств, на ладошке - то, что бы вы хотели изменить в себе (зачитывают по желанию). На доске одна большая ладошка, предлагается прикрепить все ладошки на неё

Упражнение №5 «Три горячих стула»

Это необычные стулья. Приглашаются три человека. Первый стул - это стул только с хорошими качествами человека. Второй стул - это стул, где сидящему на этом стуле нужно посоветовать, что-то исправить. Третий стул - это стул, где сидящий открывает для всех новое свое качество «никто из вас не знает, что я…»

Рефлексия

Что чувствовали вы, когда сидели на стуле?

Просто ли найти свои достоинства?

Чем полезно для тебя данное упражнение?

Ведущий: Устраняя свои недостатки, осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим людям, получает возможность открыто высказывать своё мнение, почувствовать поддержку со стороны окружающих его людей, оценить свои положительные стороны.

Но иногда ребята скрывают в себе что-то хорошее, но могут проявить плохое. И эти «три горячих стула» помогут нам узнать еще лучше самих себя и своих одноклассников. Вот следующее упражнение поможет вам еще раз оценить ваши хорошие качества и помочь устранить

Упражнение№6. «Узнавание и знакомство с собой» С согласия всех один из учащихся выходит из класса, остальные договариваются, о ком будут говорить. Входит отсутствующий. Класс характеризует загаданного несколькими словами. Задача водящего - отгадать, о ком говорят. Все убеждаются, насколько это трудно.

Вывод: чтобы иметь целостное представление о человеке, нужно увидеть его с разных сторон, услышать о нём разные точки зрения.

Посмотрим, как об этом рассуждал Н.А. Бердяев: «Нам легко видеть вещи с нашей собственной точки зрения, принимать во внимание взгляды других людей гораздо труднее»

  1. Чем полезен для каждого из вас был сегодняшний разговор.

Этот разговор мне был полезен тем, что…

После нашего разговора я…
Возможные выводы:

1. Самопознание - необходимость. Мы должны разбираться в себе. Это необходимо нам самим.

2. Взаимопонимание, общение с друзьями будет не в тягость, а в радость и т.д.

Слово учителя :

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

На доске у нас находится солнышко. Но у него почему - то нет лучиков, давайте лучами для него сделаем те хорошие качества, которые вы записали на пальчиках, и они будут освещать нам дорогу в жизни. Вам нужно каждому подойти к доске и прикрепить к солнышку свою нарисованную руку.

А сейчас посмотрите на доску, на ней записаны высказывания психологов, педагогов о личности каждого человека и правила, которые мы с вами должны соблюдать:

  1. Самопознание - необходимость. Мы должны разбираться в себе. Это, прежде всего, необходимо нам самим.
  2. Если мы станем внимательны к себе, это отразится на людях вокруг.
  3. Взаимопонимание, общение, сотрудничество с друзьями, другими людьми в обществе для вас не в тягость, а в радость.
  4. При общении искренне интересуйтесь собеседником, его проблемами.
  5. Не критикуйте людей, это бесполезно.
  6. Будьте внимательны к людям.

Следуйте, ребята, этим правилам, и вас полюбит весь мир!

Заповедь. (стихотворение читает ученик)

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятения всех,

Верь сам в себя наперекор вселенной

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил, жди не уставая,

Пусть лгут лжецы - не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК !

Р.Киплинг.

Итак, наша встреча подходит к концу, и мне хотелось бы сказать, что все мы - маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. А что для этого нужно?

Послушайте китайскую притчу «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго- видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. То взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение . И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И мира тоже.

Понравилась вам притча? Так какие три слова были написаны стариком?

Давайте никогда об этом не будем забывать! И будем стараться делать так, чтобы положительных качеств у нас становилось больше, а отрицательных - как можно меньше.

Мультфильм- притча о познании мира и себя.