Болезни Военный билет Призыв

Классный час «Память, которой не будет конца. Классный час:«Память, которой не будет конца Есть память которой не будет конца

Все дальше и дальше уходим от нас страшная военная пора. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советские солдаты смело смотрели в глаза смертельной опасности. Их кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию их подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига советского народа.

«Все для фронта, все для победы!» - этот лозунг стал главным с первых дней
войны для людей, заменивших рабочих, ушедших на фронт. Женщины и подростки стали главной силой на трудовом фронте.

В нашей стране нет, наверное, семьи, которую обошла бы стороной эта страшная война. Вот и в моей семье были участники тех великих сражений. Это мои прабабушка и прадедушка.

Прабабушка, к счастью, еще была жива, я часто с ней общалась. Она рассказывала, как им с прадедушкой приходилось тяжело в годы войны. И этот рассказ запомнился мне на всю жизнь, потому что нельзя безучастно слушать, всё представляешь и переживаешь вместе с ней.

В апреле 1941 года мой прадед, Шепелев Иван Тихонович, был призван в ряды Советской Армии, 240 Мото-стрелковый полк. А 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война.

Иван Тихонович рассказывал, как молодых, ещё необученных, солдат, которые не держали оружия в руках, отправляли на фронт защищать свою Родину. В начале Великой Отечественной войны его ранило осколком в шею, и его забрали в плен. Пленные испытывали на себе все ужасы по отношению к людям, жестокость в обращении, неимоверные страдания, нестерпимую боль…. Один раз в сутки давали холодную брюкву. Если утром возьмут поесть, то потом очередь подходит на следующий день вечером. Из 70 кг осталось чуть больше 30 кг. На его глазах в лагере смерти умирало по 700 человек в день. Мой прадед видел, как издевались над генералом Д.М. Карбышевым. На глазах у всех военнопленных пытали генерала, обливая его холодной водой на лютом морозе до тех пор, пока он не умер от обморожения. Шепелев Иван Тихонович чудом остался жив.

В 1945 г -долгожданная Победа… Еще год он прослужил на границе с Германией.
После войны проработал в вагонном депо, имеет много благодарностей и не раз был награждён Почётными грамотами, имеет награды за добросовестный труд.

Участник войны, инвалид 1 группы за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, награжден орденом Отечественной войны II степени.

А моя прабабушка, Шепелева (в девичестве Жукова) Екатерина Савельевна, ковала победу в тылу. Частенько вечерами мы слушали интересные истории о военной поре. Окончив пять классов, пошла работать, а перед войной 16-летняя крестьянка уже выработала более 500 трудодней. За добросовестный труд на земле прабабушку посылают на Всесоюзную Сельскохозяйственную Выставку в Москву. Отъезд был назначен на 22 июня 1941 года. А утром того дня по радио произнесли страшное слово: "Война"

Перед смертью она отдала мне несколько альбомных листочков, где говорилось о её жизни, и там, конечно же, есть фрагменты, которые затрагивают период войны.
Вот один фрагмент:

«В войну, как и многие, рыла окопы, работала. В 1943 году меня откомандировали на железную дорогу. После эвакуации прожить было трудно, а на транспорте выдавали продуктовые карточки. Я пошла на топленый склад. Наша задача была снабжать паровозы, выгружать вагоны, а после выгрузки очистить путь и сложить уголь в табеля. Работа была трудная, не женская, работали в 4 смены с 7 до 7. Лопаты из рук не выпускали, кроме маленькой передышки. И вот мужчины говорят: «Ты бы, Катя, сбегала, принесла холодной водички». Они меня считали самой ловкой и быстрой. Я взяла ведёрко и пошла к колодцу, который находился возле красного дома в п. Пролетарский (станция Готня). Не успела набрать воды, вдруг слышу: сирена - значит тревога, нужно спрятаться в убежище. Бегут люди со всех сторон, а военные, служба которых проходила в стройбате, бегут и кричат: «Девушка, быстрей в убежище». Смотрю: со стороны леса прямо на нас движется чёрная туча, мне казалось не очень высоко, прямо над головой. Самолёты летели медленно и такой гул - земля дрожит. Я присела над колодцем и начала считать, летели по три штуки, насчитала 500, а с последнего звена один разворачивается на железную дорогу и летит чёрная точка и разорвалась, тогда на моих глазах осколком убило солдата - красноармейца. Но, видно, не рассчитал, и бомба улетела в посёлок Раздолье, а там жил мой родной дедушка. Всё утихло, я сразу побежала посмотреть, не пострадал ли кто из родных. Прибежала, а дедушка говорит: «Нет, внучка, надо мной Бог смилостивился, а пойдём вот, посмотрим: сосед мой без огорода остался». Воронка в глубину и ширину с размер дома, а вокруг кучи земли. Я вернулась, набрала воды, иду, а меня уже ждут перепуганные люди, волнуются за меня и спрашивают: «Где ты была?» Я им отвечаю: «Как где!? Под колодцем самолёты считала».

И рассказала им всё подробно. А было это 2 августа 1943 года, а 5 августа освободили Белгород. По-видимому, они летели на Курскую дугу, а оттуда не возвращались».

И все-таки в Москве прабабушка побывала. К большому числу Почетных грамот прибавилась еще одна, а с ней и желанная поездка на Выставку. Об этой поездке прабабушка Катя рассказывала мечтательно, закрыв глаза:

Выставка, Кремль, Ленинские горы - это бесподобно! Это на всю жизнь! Я очень счастлива, что побывала в Москве.
Её золотые руки были похожи на цифру 3 - множество доказательств трудовых достижений. Огромное количество свидетельств имеет прабабушка: мастер «Золотые руки», лучшая доярки района, мастер животноводства, - а также другие памятные предметы: приглашение на съезд передовиков сельского хозяйства, удостоверения победителя Социалистического соревнования, медали: «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» и юбилейная ленинская, орден Трудовой Славы…

Она в горах обычного песка будней всегда могла разглядеть золотинку и искренне радоваться ей.
И вот держу я в руках тяжёлые медали, удостоверения к ним, перелистываю пожелтевшие, потрёпанные листочки военного билета, смотрю на старые, черно-белые немногочисленные фотографии прадедушки и прабабушки и пытаюсь представить, сколько испытаний, тяжестей выпало на их долю, на долю всего советского народа.

О войне нужно помнить, чтобы на полях колосились янтарные хлебные колосья. О войне нужно помнить, чтобы в ярко-синем небе плыли белоснежные облака и светило ласковое солнце. О войне нужно помнить, чтобы над миром плыл колокольный звон, а не бил тревожный набат, и с иконы смотрело умиротворённое лицо Девы Марии с младенцем на руках- символ красоты, любви и мира. Об этом слова Юлии Друниной: «Самое страшное не забывается и сейчас, столько лет после войны выплывает и болит. Но мы не должны забывать, что такое война, чтобы быть чище, добрее, чтобы умели ценить мир».

Ковалёва Дарина,
ученица 7 «В» класса
МОУ «Пролетарская средняя
общеобразовательная школа №1»
Ракитянского района
Белгородской области,13 лет

Я решила принять участие в конкурсе «Спасибо деду за победу!», так как людей, которые не считают СССР главной страной, разгромившей фашистскую Германию. Советское государство спасло многие народы от полного истребления.

Хорошо, что объявили такой конкурс, одно дело учить по учебнику, а другое - узнать, что в этих страшных событиях принимали участие родные тебе люди.

Время летит так быстро, что те, кто воевал, для нашего поколения считаются прадедушками, а у некоторых уже и прапрадедушками. И нам, их потомкам, надо как можно полнее раскрыть их подвиг, увековечить события, из которых и складывалась Великая Отечественная война. Наш народ заплатил слишком великую цену за эту Победу.

В 60 - е годы про потери в этой войне говорили около 20 миллионов. Потом стали утверждать, что 20, позже, более 20 и в настоящее время называют цифру 27 миллионов, а за каждой цифрой конкретный человек.

Страшно представить себе, что кто - то не дождался сына, отца, брата или сестру. Написала и подумала, а каково было моей прабабушке, получить похоронку, а у нее на руках осталось трое маленьких детей.

Жили мои родственники в Кировской области. Мой прадед Григорий Макарович Дудин родился в 1907 году в крестьянской семье. Окончил три класса начальной школы. Учеба давалась легко, но учиться дальше не было возможности. О том, что он был очень способный, говорит тот факт, что Григорий, имея такое образование, занимал должность кладовщика, а перед войной его назначили бригадиром.

К этому времени он уже был женат. Его красавицу жену звали Федора. Жили очень дружно. Григорий был еще и отличным сапожником. Перед войной сшил для дочери такие крохотные туфельки, что все изумлялись. Они прошли проверку временем, в них ходила и моя мама. Но, недолго длилось это счастье, так как грянула война, которая изменила жизнь всех советских людей.

О ее начале узнали только к вечеру 22 июня 1941 года. Эшелоны с мобилизованными уходили по железной дороге один за другим. Федора хваталась за мужа, как будто предчувствовала, что видит его в последний раз. А сын Иван, как вцепился в отца еще дома, так и не отпускал ни на минуту. Григорий с тоской оглядывал все вокруг на перроне, еще не понимая до конца, что помчит его поезд навстречу страшной судьбе.

Гудок паровоза оповестил, что состав отправляется. Что тут началось! Мужчины, скрывая слезы, с силой отрывали от себя обезумевших жен, пришлось сделать это и Григорию. Поцеловал последний раз сына в теплую макушку, он толкнул его в сторону матери. Потом бегом вместе со всеми догонял свой вагон и оттуда наблюдал, как вдали расплывались родные лица, пока не исчезли совсем.

Немцы наступали по трем направлениям – Север, Центр и Юг. Войска под командованием фон Бока наступали на Москву. На южном направлении основной удар на Киев, Сталинград, Закавказье богатое нефтью. Ленинград должны были стереть с лица земли войска генерала фон Лееба.

Среди защитников северной столицы был и Григорий Дудин. Он попал на Западный фронт. Немцы, когда не получилось с ходу взять город, решили задушить его костлявой рукой голода. Горожане и войска были лишены запасов продовольствия после взрывов на Бадаевских складах. Они прозвучали в начале первых атак фашистов на Ленинград.

Пайки хлеба были урезаны до минимума. На работающего, давали 250 граммов хлеба, а на иждивенца 125, солдаты получали по 500 граммов.

Непрерывные бомбежки с воздуха выматывали защитников города. В один из таких налетов Григорий был ранен. В больницах не хватало перевязочного материала, медикаментов. Кормили, как всех жителей города. Он рвался на фронт, который был совсем рядом.

Солдат не унывал, так как по натуре был веселый находчивый. В кармане его гимнастерки лежали письма, полученные из дома. Федора писала, что все у них в порядке. Живут хорошо, не голодают.

Григорий уже насмотрелся на смерть. Она была кругом. Умирали не только от бомбежек, но и от голода и холода. В письмах - треугольничках из дома, он умел читать между строк. Понимал, как им тяжело, но согревало то, что они живы и это самое главное.

В тылу действительно было тяжело. Женщины выполняли свою работу, а также ту, которая раньше была обязанностью мужчин. Надо было ещё и платить налоги, а чем?

Однажды уполномоченные довели Федору до такого состояния, пугая расстрелом, что она вскочила и закричала: «К какой стенке становиться, ну?» Те, махнули рукой и ушли.

Дети все время просили есть, как им объяснить, что еды нет. Эти умоляющие, голодные глаза прабабушка помнила до конца своих дней. Моя мама рассказывала, что в мирное время, когда они были чем - то не довольны, бабушка все время повторяла: «Господи, лишь бы не было войны и голода».

Хотя Григорий уже имел ранение, но в бою не осторожничал и получил второе. Ему раздробило фаланги пальцев правой руки. Письмо домой писал его друг по палате.

Федора упала в обморок, увидев незнакомый почерк. Когда ее привели в сознание, все уже знали содержание письма. Она долго не могла понять, почему ее Григорий не мог сам написать письмо. Получила она долгожданную весточку еще один раз. Теперь она не удивилась, увидев каракули, подумала, что писал опять какой - то сосед. Оказалось, что писал Григорий, но левой рукой. Он научился это делать, так как не хотел никого пускать в свою счастливую семейную жизнь.

Теперь становится понятным, почему моя прабабушка, до конца своей жизни осталась солдатской вдовой. Она все время ждала, что откроется дверь и войдет ее веселый, озорной Григорий. У мертвых одно преимущество, они не стареют.

В последнем письме он писал, что, скорее всего не выживет и его ожидает смерть. Так оно и случилось. Вскоре пришло извещение, что он умер в госпитале. Все, некого было моей бабушке называть папой, а моя мама никогда не знала своего дедушки. Будь проклята война, которая лишает родных людей и приносит столько горя и страданий.

Долгое время семья не знала, где похоронен мой прадед, но стараниями моей тети не только узнали, но и посетили мемориал на Пискаревском кладбище, где похоронены останки прадеда Григория Макаровича Дудина.

Иван привез свою мать к братской могиле, где покоился ее ненаглядный Григорий. Верная жена опустилась на колени, поздоровалась со своим мужем, высыпала горсть родной земли и начала отчет о своей жизни. Плакали не только сын и внучка, но и все, кто в тот момент находился рядом. А народу там, всегда очень много.

Хочу сказать огромное спасибо тем, кто организовал этот конкурс. Он заставил мою семью связаться со всеми родственниками, поднять все документы, которые касались моего прадеда.

Не нашли последних писем -треугольников. Их свято хранила моя прабабушка, а потом и бабушка. Жизнь разбросала всех по городам и весям нашей огромной страны. Знаем точно, что они есть, но чтобы найти их, нужно время. Мы обязательно найдем, потому что это память, а давно известно, что без памяти нет прошлого, а значит, нет и будущего. Такого допустить нельзя!


Открытый классный час

«Память, которой не будет конца».

6 и 10 кл. Кл. рук.: Мамедова З.Г.

Цель:


  • создать условия для формирования у учащихся гордости за историческое прошлое своей Родины, ратный подвиг ветеранов ВОВ;

  • воспитание уважения к старшему поколению, любви к Родине, стремления быть похожими на ветеранов.

  • формировать чувства гражданственности и патриотизма;

Учитель: В начале нашего классного часа я хочу вам задать два вопроса, ответ на которые вы мне дадите в конце нашего мероприятия.

Кто такой герой?

Всякий ли человек может быть героем?

Вед : 22 июня и 9 мая – эти даты глубоко врезались в память людей, навечно вошли в историю нашей страны. Но разве можно забыть о тысячах героев, ценою жизни которых завоевано право на мир? Героические дела тех, кто грудью отстоял независимость нашей Родины, навсегда в сердцах всех поколений. Сколько бы лет ни прошло с тех страшных событий. За мужество и героизм свыше 7 млн. воинов награждены орденами и медалями, а за особо выдающиеся подвиги 11 600 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

1-й Ученик:

Берегите Россию -

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе...

2-й Ученик:

Берегите Россию -

Без нее нам не жить.

Берегите ее.

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию -

Нет России другой!

Вед:

Наш народ разгромил фашизм и спас от него народы всего мира. Победа при­шла весной 9 мая 1945 года. Шестьдесят пять лет назад, 24 июня 1945 года, в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. Наши солдаты и офицеры бросили к подножию Мавзолея знамена разгромленных немецких армий.

1-я Ученица.


У нашей великой державы

От счастья сияли глаза.

И радости слез не сдержали

В тот день над Москвой небеса.

И шли за колонной колонна,

Победу всем людям неся.

И падали вражьи знамена,

Уже никому не грозя.

В открытую плакали люди,

Но были те слезы светлы.

И, как о свершившемся чуде.

Шептались заморцы-послы.

Рубиново звезды пылали

Над красной Кремлевской стеной.

Да, эта Победа - мы знали,

Какою досталась ценой!

Вед:

Закончилась война. Солдаты вернулись домой и занялись мирным трудом. Но память и незаживающие раны порой воз­вращают их к дням той страшной войны. Снят­ся им грохот орудий, лица друзей-однополчан, могилы которых разбросаны по всей нашей земле.

2-я Ученица.


Неверно, что от той войны

Остались лишь могильные холмы.

Она жива,

Пока живые мы.

Мне сегодня приснились солдаты,

Поле в рытвинах,

Пули шальные,

И тяжелая близость утраты,

И пробитые каски стальные...

Учитель.

Бывших фронтовиков к сожалению становится с каждым днём всё меньше и меньше, но мы не забываем о тех кто живёт ещё рядом с нами и свято чтим память тех кого уже нет. Это скромные люди, которые не думали на войне о том, что совершают подвиг. Они честно выпол­нили свой долг, долг солдата, долг сына своей Родины.

Наш рассказ о человеке чья, жизнь в годы войны стала сплавом мужества, стойкости и самоотверженности. Один из них - бывший учитель истории Костинской школы, более 20-ти лет проработавший директором этой же школы, ветеран Великой Отечественной войны Мерхайдаров Якуб Юсупович.

23 марта 1922 года в крестьянской семье Мерхайдаровых Юсупа и Зухры родился второй сын – Якуб в деревне Хасьяново Пугачевского уезда Самарской губернии. Как и все деревенские мальчишки, Якуб рано познал крестьянский труд: пахал, боронил, косил сено, убирал урожай, ухаживал за скотиной. А как только подрос, стал работать с 1937 года в качестве учетчика тракторной бригады.

Но у него была мечта – стать учителем и ни кем-нибудь еще. Поэтому с февраля 1940 года начал работать учителем в Хасьяновской начальной школе. Но все его планы отбросила война, в июле 1941 года он уходит на фронт. Ему пришлось в жизни видеть многое и всякое. Не думал Якуб Юсупович, что, как хороший врач, безошибочно сможет определить: если болит в одном месте – это дает знать харьковская рана, если в другом – он вспоминает Моздок. Но всякий раз, возвращаясь из госпиталя в свою часть, он знал, что должен вернуться домой. Ведь он обязательно будет учителем. И мстил врагу Мерхайдаров за поруганную юность, за сломанную мечту, за то, что пустует теперь его место в педучилище. И потому, что всем сердцем Якуб Юсупович ненавидел врага, он победил. Он – советский солдат. В сентябре 1944 года в результате ранений был демобилизован. И он вернулся к своей мечте.

Все позади. Война. Областная годичная партшкола. До сентября 1947 года работал партийным работником – инструктором Большечерниговского и Ставропольского райкомов партии. Но его тянуло в школу. Он знал, что только там, среди детей, его место. Это его мечта и он шел к ней упорно через трудности, болезни, напряженную заочную учебу в Камышлинском педагогическом училище Куйбышевской области, в Куйбышевском государственном педагогическом институте имени В.В.Куйбышева.

И никакая романтика ему не виделась и не влекла. Он хотел работать там, где сам учился, рос.

С сентября 1947 года начал работать педагогом в Большечерниговском районе.

1 сентября 1955 года порог Костинской школы переступил учитель истории – Мерхайдаров Якуб Юсупович, где он проработал директором школы более 20 лет.

В 1971 году в мае месяце сгорела учительская хибара. В течение летних каникул построили новую школу, а 1 октября переступили ее порог первые ученики. Школа была красивая, типовая, восьмилетняя. В ней обучались 154 ученика из нескольких поселков: Хасьяново, Костино, Фитали, Исток.

Я.Ю. Мерхайдаров вел большую общественную работу: был депутатом Алексеевского райсовета, неоднократно избирался депутатом Краснооктябрьского сельского Совета, работал секретарем партийной организации отделения совхоза, пропагандистом.

Всюду, куда направляла его партия, Якуб Юсупович отличался принципиальностью, пользовался заслуженным уважением, отдавая все свои знания, энергию и силы порученному делу. Коммунистическая партия и Советское государство высоко оценили его ратный и мирный труд, наградив орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией» и «30 лет победы над фашистской Германией», значком «Отличник народного просвещения РСФСР».

4-я Ученица.

От первых боев до победной весны

Полземли прошагал с автоматом.

И на редких привалах

Военных дорог,

В черном зареве

Огненных смерчей,

Он мечтал...

Чтобы школьный звонок

Заглушил перекличку смерти.

Он мечтал,

Чтобы в мирные детские сны

Не врывались орудий раскаты.

Он учителем стал накануне войны,

А к ребятам пришел в сорок пятом.

Учитель.

За свою трудовую деятельность Якуб Юсупович сделал более 20 выпусков. Многие его ученики избрали труд учителя. Одни его выпускники возделывают хлеб, другие строят дома, охраняют наш покой, вспоминая с благодарностью своего учителя, давшего путевку в жизнь.

Вед:

Не было в нашей стране семьи, которая не понесла бы в этой войне тяжелой утраты. Долг живых - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину. Мы у них в вечном долгу. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя.

Учитель : А сейчас, ребята, поговорим о ваших родных, которые воевали, были участниками Великой Отечественной войны.

Выступление учащихся.

Вед: В День Победы мы приходим к могилам павших воинов, к обелискам и замираем в молчании. Высоким чувствам не нужны гром­кие слова. Трепетные минуты молчания - как бы наша клятва, павшим в Великой Отечествен­ной войне, хранить и нести сквозь годы благо­дарную память о них.

3-й Ученик.

Пусть же проходят

За годами годы,

Ветеранов не забудет страна.

Свято и ревностно

Память народа

Ваши хранит имена.

Бились отважно

И стойко с врагами

Вы за Отчизну свою.

Вечная слава

И вечная память

И павшим в жестоком бою!

Вед: В память о тех, кто своей жизнью защитил наши жизни, объявляется Минута молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Учитель: Низкий поклон поколению Великой Отечественной войны, которое в стремительной схватке с врагом отстояло независимость нашей великой Родины, которое честно трудилось на благо своей страны в мирное время.

О войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о ней. О тех кто не вернулся, и о тех кто вернулся с искалеченной душой. Но несмотря на все жизнь продолжается, продолжается своими контрастами: черное – белое, темное – светлое. И мы надеемся и желаем Вам, чтобы темные и черные дни никогда не вернулись, чтобы для жен и матерей не повторились, а остались в прошлом те мучительные дни и ночи ожидания тревог.

Классный час: «Память, которой не будет конца»

Цель: 1. Расширять исторические знания детей.

2. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.

Ход мероприятия.

Ведущий: Перед войной год за годом наша Родина крепла и хорошела. Советские люди распахивали поля, строили новые города, заводы, фабрики, растили и учили детей, радовались своим успехам, гордились своей страной.

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

И здесь нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Песня «Русские березы».

Ведущий: 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германией. Наша страна вступила в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

Каждый год наш народ проникновенно поклоняется великим тем военным годам. Время не властно предать их забвению. Есть память, которой не будет конца.

Мы здесь не потому, что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад,

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

Ведущий: Казалось шесть десятилетий прошло с того летнего воскресного дня 1941 года, но каждый из нас прочувствовал строки, бьющие прямо в сердце.

«Внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза».

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цвету приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось.

Песня «Священная война».

Война – жестче нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – светлее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

Ведущий: Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, 1417 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шел смертный бой «не ради славы, ради жизни на земле». Но даже в дни тяжелых испытаний – в битвах под Москвой, на Волге, под Курском и на Днепре – наши воины верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом.

Мы по дорогам пыльным с боем шли,

От бомб земля дрожала, как живая.

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

Когда от бомб, казалось, мир оглох,

И друг мой пал из нашей роты первым,

Я знал: нужны не слезы и не вздох,

А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.

Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

В атаку шел – других не гнулся ниже,

Шел смело в бой не потому, что смел,

А потому, что трусость ненавижу.

Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завывали.

И песня нашей спутницей была.

В бою. В поход. На ночном привале.

Ведущий : В истории Великой Отечественной войны есть события, оставляющие неизгладимый след в памяти человечества. Одним из таких событий является победа Советских Вооруженных Сил в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года.

Ведущий: Гитлеровское командование хотело взять реванш за Сталинград, изменить ход войны в свою пользу. Германия по-прежнему располагала большой военной мощью. Она провела тотальную (всеобщую) мобилизацию людских резервов, оснастила армию новой боевой техникой – тяжелыми танками «тигр» и «пантера», самоходными орудиями «Фердинанд», новыми самолетами.

Ведущий : Для проведения крупной наступательной операции, получившей кодовое название «Цитадель», фашисты избрали Курское направление. Им казалось, что выдвинутый на запад Курский выступ создавал благоприятные возможности для окружения и разгрома советских войск и перехвата стратегической инициативы. Основная ставка делалась на внезапность танковых ударов на узких участках фронта.

Родина! Пламя ударило в небо –

Ты слышишь, Родина

Тихо сказала: «Вставайте на помощь».

Родина.

Ведущий : Разрабатывая план летней кампании 1943 года, советское командование на основании разведывательных данных разгадало замысел врага и 12 апреля приняло решение о переходе к преднамеренной обороне. К началу июля Ставка сосредоточила на Курском направлении крупные силы и средства, обеспечившие перевес в пользу советских войск. Теперь они были способны не только отразить мощное наступление, но и перейти в решительное контрнаступление.

Ведущий: Гитлеровцы рассчитывали ошеломить советские войска внезапной лавиной артиллерийского огня и новых мощных танков – «тигров» и «пантер». Однако на рассвете 5 июля сосредоточенные на исходном положении для атаки их войска были сами ошеломлены сокрушительными залпами «катюш», орудий и минометов. Артиллерийская и авиационная контрподготовка войск Центрального и Воронежского фронтов нанесла противнику серьезный урон, сразу нарушив тщательно размеченный график его действий.

Ведущий: Итак, фашистское наступление началось 5 июля 1943 года.

Плескалось багровое знамя

Горели багровые звезды

Слепая пурга накрывала

Багровый от крови закат.

И слышалось поступь дивизий,

Точная поступь солдат!

Навстречу раскатом ревущего грома

Мы в бой поднимались сурово.

На наших знаменах начертано слово:

«Победа!»

Ведущий : Контрнаступление Красной Армии успешно развивалось и спустя месяц, 5 августа 1943 года, советские войска освободили Орел и Белгород. В честь этой победы в Москве в тот же день был произведен первый торжественный артиллерийский салют.

Ведущий: 50 дней продолжалось Курская битва. За эти дни фашистские войска потеряли более полмиллиона солдат и офицеров, огромный урон понесли танковые войска и военно-воздушные силы.

Ведущий : 23 августа Курская битва завершилась. Это победа и последовавший за ней выход советских войск на Днепр завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Ведущий: В те тяжелые годы войны наши славные воины умели не только побеждать, постоять за свою Родину, но и в редкие минуты затишья они умели отдыхать.

Ведущий: Велик вклад в победу и тех, кто самоотверженно трудился в тылу – женщин, стариков. Они заменили ушедших на фронт мужей и сыновей, отцов и братьев, трудясь на полях, заводах, на транспорте.

Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!...

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым,

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Рубила, возила, копала, -

Да разве же все перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву шептал, как молитву,

Далекое имя твое.

Ведущий: В те горестные годы войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10 – 14 лет осознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества. Они старались ни в чем не уступать взрослым.

Ведущий: Никогда не будут забыты имена ребят – героев: Леня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик, Зина Портнова.

Портреты детей-героев

Земли Российской преданные дети,

Бессмертными вы стали на планете.

Навстречу солнцу чистыми руками

Победы нашей вознесли вы знамя.

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись.

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух,-

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг,

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог,

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

Ведущий: Прошло уже 70 лет со дня Курской битвы. Светла и прекрасна наша память о людях, которых страна потеряла в годы войны. Безмерна скорбь о тех, кто погиб за Родину.

Ведущий: Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать.

Минута молчания.

(со свечой) Есть очень добрый обычай Руси:

В память бессмертия душ

Ставить к иконам пламя свечи

Тем, кто не встретится уж.

Эта свеча – частица любви,

Память о тех, кого нет.

Мы зажигаем и помним о них,

Жизни негаснущий свет!

Вечная слава и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за отчизну свою!

Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!

Ведущий: Каждый день Великой Отечественной войны и на фронте, и в тылу – это подвиг беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.

Ведущий: И он пришел, этот день – 9 мая 1945 года – ДЕНЬ ПОБЕДЫ! С каким нетерпением ждали его люди. Во имя его были пролиты реки крови и перенесены тягчайшие испытания.

В девятый день ликующего мая.

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Без малого 4 года

Гремела грозная война.

И снова русская природа

Живого трепета полна.

И вот дорогою обратной,

Непокоряемый вовек,

Идет, свершивши подвиг ратный,

Великий русский человек!

Песня «День Победы»

Победа! Победа!

Во имя отчизны – победа!

Во имя живущих – победа!

Во имя грядущих – победа!

Мы учимся в школе,

Растим тополя,

Мы любим походы в леса и поля.

Нам в жизни открыты любые пути,

Под небом спокойным хотим мы расти!

Песня «Пусть всегда будет солнце!»