Болезни Военный билет Призыв

Китай в годы "культурной революции". Кто такие хунвейбины в Китае

На вопрос хунвейбин-это кто такой? заданный автором Валентина кошелева лучший ответ это Хунвэйбины (кит. трад. 紅衛兵, упрощ. 红卫兵, пиньинь hóngweìbīng, «красная охрана» , «красная гвардия») - члены созданных в 1966-1967 годах отрядов студенческой и школьной молодёжи в Китае, одни из наиболее активных участников Культурной революции. Хунвэйбинские организации были автономны и действовали в соответствии с собственным пониманием марксизма, а также они старались следовать общим указаниям Мао и некоторых других лидеров партииСреди хунвэйбинов существовали серьезные противоречия. Часть хунвэйбинов была детьми зажиточных людей и кадровых работников, большая же часть была детьми рабочих и крестьян. В соответствии с этим организации хунвэйбинов делились на "красные" (усл. дети богатых) и "черные" (усл. дети бедных) . Между этими организациями существовала серьезнейшая враждаВ августе 1966 г. был созван XI пленум ЦК КПК 8-го созыва, в работе которого не участвовали многие члены ЦК, ставшие жертвами преследований. 5 августа Мао Цзэдун лично написал и вывесил в зале заседаний свою дацзыбао "Огонь по штабам! ", он объявил участникам пленума о существовании в партии "буржуазного штаба", обвинил многих партийных руководителей в центре и на местах в том, что они осуществляют "диктатуру буржуазии", и призвал открыть "огонь по штабам", предполагая полностью разгромить либо парализовать руководящие партийные органы в центре и на местах, народные комитеты, массовые организации трудящихся, а затем создать новые "революционные" органы властиХунвэйбины проводили массовые погромы против т. н. «облечённых властью и идущих по капиталистическому пути» , «чёрных ревизионистов» , «противников Председателя Мао» , профессоров и интеллигентов; уничтожали культурные ценности в ходе кампании «Сокрушить четыре пережитка» . Осуществляли массовую критику с помощью дацзыбаоДля подавления оппозиционных сил в партии Мао Цзэдун и его сторонники использовали политически незрелую молодежь, из которой формировались штурмовые отряды хунвэйбинов - "красных охранников" (первые хунвэйбины появились в конце мая 1966 в средней школе при пекинском университете Цинхуа) . В первом "Манифесте" хунвэйбинов говорилось: "Мы являемся стражами, защищающими красную власть, ЦК партии. Председатель Мао - наша опора. Освобождение всего человечества является нашей обязанностью. Идеи Мао Цзэдуна являются самыми высшими указаниями во всех наших действиях. Мы клянемся, что ради защиты ЦК, защиты великого вождя председателя Мао мы, не задумываясь, отдадим последнюю каплю крови, решительно доведем до конца культурную революцию"После "реорганизации" партийного руководства на пленуме из пяти заместителей председателя ЦК партии остался один министр обороны Линь Бяо, о котором говорилось как о "преемнике" Мао Цзэдуна. В результате заигрываний Мао Цзэдуна с хунвэйбинами до и во время пленума (имеется в виду его переписка с хунвэйбинами, встречи с ними) , призывов открыть "огонь по штабам", бесчинства хунвэйбинов после пленума приобрели еще большие масштабы. Начался разгром органов власти, общественных организаций, парткомов. Хунвэйбины были поставлены, по существу, над партией и государственными органамиК 1969 г. были в основном переселены в сельские районы Китая в ходе кампании «Ввысь в горы, вниз в села»Мы - хунвэйбины Председателя МаоHаши красные сердца закалены ветром и волнамиВооружённые идеями Мао ЦзэдунаМы смело преодолеваем горы мечей и моря огняПрипев: Смело критиковать, смело сражатьсяРеволюционное восстание никогда не прекратится!Дочиста смести старый мирРеволюционные реки и горы будут красными десять тысяч лет!Мы - хунвэйбины Председателя МаоТверда наша пролетарская классовая позиция!Идя по революционному пути наших отцовМы выполняем важную задачу нашего времениПрипевМы - хунвэйбины Председателя МаоАвангард культурной революции!Мы сплачиваем массы и ведём их на борьбуДочиста истребляем уродов и чудовищ!

: хунвэйбин , «красные охранники», «красногвардейцы») - члены созданных в -1967 годах отрядов студенческой и школьной молодёжи в Китае , одни из наиболее активных участников Культурной революции .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ 1971г "Ночь над Китаем." Советская пропаганда. Анти-Маоистский Док. фильм СССР.

    ✪ Китай 1962-1976. Мао Цзэдун и Культурная революция.

    ✪ Культурная революция в Китае

    Субтитры

История

Отряды хунвейбинов были созданы для борьбы с противниками Мао Цзэдуна во время проведения культурной революции . Хунвейбинские группировки юридически считались автономными и действовавшими в соответствии с собственным пониманием марксизма ; в действительности они действовали согласно общим указаниям Мао и некоторых других лидеров партии. Хунвейбинские группировки отличались крайним пренебрежением к традиционной культуре, крайней жестокостью по отношению к людям и неуважением к правам личности.

Они использовались властями для репрессий и подавления свобод. Впоследствии деятельность хунвейбинов была резко осуждена не только мировой общественностью, но и в Китае.

Среди хунвейбинов существовали серьёзные противоречия. Часть хунвейбинов была детьми зажиточных людей и кадровых работников, бо́льшая же часть была детьми рабочих и крестьян. В соответствии с этим организации хунвейбинов делились на «красные» (условно «дети богатых») и «чёрные» (условно «дети бедных»). Между этими группировками была серьёзнейшая вражда.

«Постановление ЦК КПК о Великой пролетарской культурной революции» от 8 августа 1966 года сообщало:

Отважным застрельщиком выступает большой отряд неизвестных дотоле революционных юношей, девушек и подростков. Они напористы и умны. Путём полного высказывания мнений, полного разоблачения и исчерпывающей критики с помощью «дацзыбао » («газет, написанных большими иероглифами») и широких дискуссий они повели решительное наступление на открытых и скрытых представителей буржуазии. В таком великом революционном движении им, разумеется, трудно избежать тех или иных недостатков. Однако их революционное главное направление неизменно остается правильным. Таково главное течение великой пролетарской культурной революции, таково главное направление, по которому она продолжает двигаться вперёд.

Хунвейбины подвергали «критике» (то есть унижениям и физическому насилию, как правило, публичным) т. н. «облечённых властью и идущих по капиталистическому пути», «чёрных ревизионистов», «противников Председателя Мао », профессоров и интеллигентов; уничтожали культурные ценности в ходе кампании «Сокрушить четыре пережитка» . Осуществляли массовую критику с помощью дацзыбао (стенгазет).

В «докладе» далее говорится, что «революционные учащиеся» применяли самые разнообразные методы извращённых физических истязаний, чтобы добиться от жертв нужных им признаний. Они затаскивали человека в тёмную комнату и били, а затем спрашивали, является ли он «агентом горкома». Если тот отрицал, издевательства продолжались. Истязуемого выволакивали во двор, ставили на табуретку под палящее солнце с согнутой спиной и вытянутыми вперёд руками, приговаривая при этом: «Солнце Мао Цзэдуна, пали нечисть». Затем хунвейбины выбивали табуретку из-под ног, вновь затаскивали в комнату и били; терявших сознание кололи иглами. Арестованным не давали ни есть, ни пить .

1 июня 1966 года после прочтения по радио дацзыбао , сочинённого Не Юаньцзы, преподавательницей философии пекинского университета: «Решительно, радикально, целиком и полностью искореним засилье и зловредные замыслы ревизионистов ! Уничтожим монстров - ревизионистов хрущёвского толка!» миллионы школьников и студентов организовались в отряды и без труда начали выискивать подлежащих искоренению «монстров и демонов» среди своих преподавателей, университетского руководства, а затем среди местных и городских властей, которые пытались защищать преподавателей. На «классовых врагов» вешали дацзыбао, напяливали шутовской колпак, иногда надевали унизительные лохмотья (чаще на женщин), раскрашивали лица чёрными чернилами, заставляли лаять по-собачьи; им приказывали идти нагнувшись или ползти. Роспуск 26 июля 1966 года учащихся всех школ и университетов на шестимесячные каникулы способствовал разгулу молодёжи и пополнению рядов хунвейбинов дополнительными 50 миллионами несовершеннолетних учащихся.

Новый министр общественной безопасности Се Фучжи заявил перед собранием сотрудников китайской милиции: «Мы не можем зависеть от рутинного судопроизводства и от уголовного кодекса. Ошибается тот, кто арестовывает человека за то, что он избил другого… Стоит ли арестовывать хунвейбинов за то, что они убивают? Я думаю так: убил так убил, не наше дело… Мне не нравится, когда люди убивают, но если народные массы так ненавидят кого-то, что их гнев нельзя сдержать, мы не будем им мешать… Народная милиция должна быть на стороне хунвейбинов, объединиться с ними, сочувствовать им, информировать их…»

В университете города Сямынь в провинции Фуцзянь вывесили дацзыбао следующего содержания: «Некоторые [преподаватели] не выдерживают собраний критики и борьбы, начинают плохо себя чувствовать и умирают, скажем прямо, в нашем присутствии. Я не испытываю ни капли жалости ни к ним, ни к тем, кто выбрасывается из окна или прыгает в горячие источники и гибнет, сварившись заживо».

Министерство транспорта осенью 1966 года выделило хунвейбинам бесплатные поезда для разъездов по стране с целью «обмена опытом».

Хунвейбины сожгли декорации и костюмы к спектаклям Пекинской оперы : в театрах должны идти только написанные женой Мао «революционные оперы из современной жизни». В течение десяти лет они были единственным жанром сценического искусства, разрешённым официальной цензурой. Хунвейбины громили и жгли храмы и монастыри, снесли часть Великой китайской стены , употребив вынутые из неё кирпичи на постройку «более необходимых» свинарников.

Отряды хунвейбинов отрезали косы и сбривали крашеные волосы у женщин, раздирали слишком узкие брюки, обламывали высокие каблуки на женской обуви, разламывали пополам остроносые туфли, заставляли владельцев магазинов и лавок менять название. Хунвейбины останавливали прохожих и читали им цитаты Мао Цзэдуна , обыскивали дома в поисках «доказательств» неблагонадёжности хозяев, реквизируя при этом деньги и ценности.

Осенью 1967 г. Мао применил армию против хунвейбинов, которых он теперь изобличал как «некомпетентных» и «политически незрелых». Иногда хунвейбины оказывали сопротивление армии. Так, 19 августа в город Гуйлинь после долгой позиционной войны вошли 30 тысяч солдат и бойцов народной крестьянской милиции. В течение шести дней в городе истребили почти всех хунвейбинов. Мао угрожал, что если хунвейбины будут драться с армией, убивать людей, «разрушать транспортные средства» или «жечь костры», они будут «уничтожены». В сентябре 1967 г. отряды и организации хунвейбинов самораспустились. Пятеро главарей хунвейбинов вскоре были высланы работать на свиноферме в глубокой провинции. 27 апреля 1968 г. нескольких руководителей «бунтарей» в

Изложение материалов советской печати 1967-1968 г.г. из архивов автора. Сейчас это кажется невероятным, но это было.

«Мао видел себя тореадором, а Хрущева - быком».
Ян Минфу

ДАЦЗЫБАО, ХУНВЭЙБИНЫ, ЦЗАОФАНИ

Так называемая «культурная революция» в Китае может быть определена по своим внешним признакам как движение, возникшее по приказу, отданному находящейся у власти группой миллионам подростков, освобождённым от занятий, чтобы они занялись сжиганием книг, пластинок, разрушением древних произведений искусства, чтобы они метали громы и молнии против классической оперы, выступали против коммунистической партии Китая, против многих её руководителей в различных местах страны и против Коммунистического союза молодежи Китая, который был распущен.

В июне 1965 года прекратил занятия Пекинский университет. Были развешены первые «дацзыбао» (буквально: «газета больших иероглифов») – рукописные плакаты на разноцветной обёрточной бумаге. Студентов призывали «разгромить» партком и ректорат.
Группы студентов, пошедших за погромными лозунгами, стали ударной силой начавшейся кампании. Неугодных профессоров и преподавателей вытаскивали на улицу. Их «преступления» состояли зачастую в том, что виновные требовали от студентов «побольше заниматься лабораторными работами и меньше заседать на собраниях».
Процедура «наказаний» поражала жестокостью: преподавателей, в том числе женщин и убелённых сединами профессоров, протаскивали с дурацкими колпаками через толпу беснующихся недоучек, заставляли стоять, склонив голову с оскорбительными надписями на груди, оплёвывали и избивали их.
Пекинский университет стал «экспериментальным полем». То, что началось на территории его городка, было быстро распространено на остальные вузы и школы Пекина, а затем и других городов Китая.

В августе 1965 года была объявлена резолюция XI пленума ЦК КПК с призывом вести борьбу против тех, кто «пробрался в партию, но идёт по капиталистическому пути». Группа Мао Цзе-дуна, добившаяся принятия этой резолюции, сочла, что руки у неё развязаны. Было создано новое формирование «хунвейбин» - «красная охрана», в которую первоначально принимались в результате специального отбора только студенты и школьники.
Первым лозунгом хунвейбинов был призыв уничтожать «старые культуру, идеологию, традиции и привычки». Практически это свелось к уничтожению сокровищ древней китайской культуры и погрому интеллигенции. Разбиты или срыты многие древние памятники, ценные старинные книги шли на макулатуру. Отряды хунвейбинов проводили обыски, выискивая крамольную литературу и конфискуя имущество тех, кого объявляли классовыми врагами. Стихийно вспыхивавшее сопротивление подавлялось при участии армии.

Разгул насилия как бы подготовлял хунвейбинов для решения главной задачи – разгрома партийного и государственного руководства. Лично Мао Цзе-дуну приписывают брошенный в это время призыв: «Открыть огонь по штабам», то есть, говоря другими словами, подвергнуть разгрому руководящие партийные и государственные органы в масштабе всей страны .

Конкретное руководство этой беспрецедентной в истории борьбой против социалистической государственности осуществляли Военный комитет ЦК, возглавляемый Линь Бяо, и группа по делам культурной революции при ЦК КПК. Руководители группы: жена Мао Цзе-дуна Цзян Цинн, а также произведённые в ходе «культурной революции» в ранг членов Политбюро Чэнь Бода и Кан Шэн.
К тем, кто встал на сторону Мао Цзе-дуна был адресован призыв «захватывать власть», ибо именно они оказались в меньшинстве. Упор поэтому был сделан на последний аргумент – вооружённую силу армии, уже давно воспитывавшуюся в духе фанатической преданности лично Мао Цзе-дуну. Разгул защищённых штыками молодчиков, захватывающих власть, стали называть «бунтом», освятив его таким образом готовой цитатой из коллекции высказываний Мао Цзе-дуна: «Бунт – дело правое». Так возник новый термин – «цзаофани», или «бунтари», «смутьяны». Их «бунт» сводился к разгрому партийного и государственного аппарата и самосуду над неугодными .

Национализм явился одним из компонентов «культурной революции». Антисоветская пропаганда приняла невиданные размеры.
В Шанхае был снят хунвейбинами с постамента памятник Пушкину, а постамент заклеен листовками, восхваляющими Мао Цзе-дуна.
Под флагом борьбы с «ревизионизмом» хунвейбины сбили гербы союзных республик СССР со здания промышленной выставки (в 1954 году там помещалась советская выставка, а затем здание было передано КНР), сорвали эмблемы Общества китайско-советской дружбы.
В Шанхае хунвейбины сбили вывеску со здания Дворца китайско-советской дружбы и вывесили свою надпись: «Дворец борьбы с ревизионизмом».

СРЫВ ВИЗИТА СОВЕТСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ В КИТАЙ

15 ноября 1966 г. был прерван визит делегации Общества советско-китайской дружбы в Китайскую народную республику. К сожалению, делегация с первых дней визита оказалась поставленной в чрезвычайно трудные условия, вокруг неё нагнеталась враждебная атмосфера.

7 ноября, в 49-ю годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции, делегация посетила Пекинский университет. В ходе беседы в Пекинском университете были допущены клеветнические высказывания о каких-то «советских ревизионистах», нападки на КПСС и советский народ. Советская делегация выразила протест и покинула помещение, где проходила беседа.
Во дворе университета вокруг делегации была устроена антисоветская демонстрация, раздавались злобные провокационные выкрики по адресу Советского Союза и его руководителей. Всё это поощрялось и направлялось официальными лицами. «Хунвейбины» не давали делегации возможности выехать с территории университета.
Советская делегация вышла из машин и отправилась пешком к воротам университета. Вокруг злобствовала толпа молодчиков. Встав поперёк дороги, они преградили путь.
Советские делегаты запели пролетарский гимн «Интернационал». Тогда кто-то дал команду окружающей делегацию толпе запеть «Алеет восток» и советские делегаты ещё раз убедились в том, как сегодня великому пролетарскому гимну противостоит эта культовая песенка.

В период визита на Гуанджоу, во время посещения делегацией ярмарки, с китайской стороны опять были допущении антисоветские заявления и выкрики. Поведение китайских представителей убеждало, что они вовсе не заинтересованы в укреплении дружбы между советским и китайским народами.
Один из выступающих с китайской стороны позволил себе чудовищное утверждение, будто Советский Союз нанёс большой ущерб Китаю. Он заявил далее буквально следующее: «Китайский народ не может этого забыть и простить, так же как советский народ не может забыть и простить преступлений гитлеровских фашистов».

Заявленные советской делегацией протесты не принимались во внимание. В этих условиях у советской делегации не было иного выхода, как заявить о том, что она прерывает поездку и возвращается в Пекин.
Руководящие деятели Общества китайско-советской дружбы не только не осудили враждебные действия в отношении советской делегации, но и взяли их под защиту. Более того, они обрушились с новыми нападками на нашу партию, на политику Советского Союза, угрожая членам делегации.

Делегация констатировала, что в сложившейся обстановке она вынуждена прервать визит и возвратиться на Родину.

ПРОВОКАЦИЯ В ПОРТУ

8 декабря 1966 года китайские власти порта Дальний незаконно задержали советский теплоход «Загорск» и держали его под арестом до 28 декабря.
Как это произошло? 8 декабря стоявший у причала порта Дальний теплоход «Загорск» окончил погрузку и, завершив все необходимые формальности, готовился к выходу в море. В 16 часов 10 минут на борт теплохода поднялись два китайских лоцмана, которые дали команду отшвартоваться и повели «Загорск» к выходу из гавани. Ни капитан, ни другие члены экипажа не вмешивались в действия китайских лоцманов до того момента, когда в непосредственной близости от ворот порта лоцманы неожиданно скомандовали повернуть теплоход. Выполнение этой команды привело бы к столкновению «Загорска» с молом, что угрожало серьёзной аварией и даже гибелью судна.

Капитан воспользовался своим правом, которое позволяет ему в положении, угрожающем судну, взять командование на себя. Приказание было отменено, теплоход продолжал движение к выходу из порта. Взбешённый лоцман приказал остановить машину. Капитан отменил и это его распоряжение: судно уже находилось у самого створа двух подпортовых молов и останавливать его было опасно. Тогда лоцман подскочил к телеграфу, у которого стоял старший помощник капитана, и повернул ручки на «стоп». Старпом спокойно снял его руку с рукояток телеграфа и дал «малый вперёд». Когда портовые ворота остались за кормой капитан судна приказал бросить якорь.
Когда судно было поставлено на якорь, на борт прибыли вооружённые китайские охранники и представители портовых властей, которые запретили судну следовать дальше, пытались силой ворваться в штурманскую рубку теплохода, чтобы захватить карты и судовые документы.
Дорожа интересами дружбы между китайским и советским народами, наши моряки проявили выдержку и терпение, стремясь урегулировать инцидент. Капитан подробно рассказал представителям портовых властей о случившемся.
Чиновники вопреки фактам заявили в ответ, что судну, дескать, не угрожала опасность. Они обвинили советских моряков в невыполнении приказания лоцмана остановить машину и заявили, что разрешение покинуть порт «Загорск» получит лишь в том случае, если капитан напишет объяснение, в котором признает, что… «нарушил суверенитет Китая».
Около пяти часов представители портовых властей вымогали нужную им бумажку. Но ничего не добившись, вынуждены были удалиться.

Перед их отъездом капитан сообщил агенту, обслуживающему советские суда, что утром ему нужен катер для связи на берегу с советским посольством.
- Поднимите флаг (даблю) и я вышлю катер, - ответил агент фирмы.
- Но ведь это же сигнал о том, что нужен врач, - удивился капитан.
- Не беспокойтесь, у нас свои сигналы.

Утром подняли флаг. Но лишь в полдень к теплоходу подрулил катер, На нём прибыл… врач. Капитан тут же приказал поднять флаги, которые по международному коду означают вызов агента. Агент явился 4 часа спустя.
Столько же капитану и третьему механику пришлось дожидаться, пока их примет заместитель капитана порта. Наш капитан ещё раз сообщил ему о сути происшедшего инцидента и заявил устный протест, который тут же был безапелляционно отклонён. Возвратившись на судно, капитан «Загорска» составил письменный протест и через агента передал его портовым властям.
10 декабря в 2 часа ночи агент возвратил протест, сообщив, что он не принят.

Через два дня, когда прибыл представитель советского посольства, состоялась ещё одна встреча с заместителем капитана порта. В конце концов китайские чиновники вынуждены были признать, что капитан теплохода поступил правильно, отменив команду лоцмана «лево на борт». Но теперь они стали утверждать, что советские моряки не выполнили команду лоцмана, который якобы требовал подать на выводящий катер кормовой буксир. Их не смущало то обстоятельство, что катер даже не приближался к корме судна.

Несмотря на обращения капитана к администрации порта, обращение советского посольства в Пекине в Министерство иностранных дел КНР, представитель МИД КНР, умышленно раздувая надуманные обвинения в адрес советских моряков, заявил, что теплоход «Загорск», дескать, «нарушил суверенитет Китая».

На борту днём и ночью дежурили вооружённые китайские солдаты.
Однажды к теплоходу без всякого разрешения пришвартовался военный катер. Из динамика на его борту громко разносилась бравурная музыка. Вахтенный штурман попросил объяснить причину такого поведения. С катера закричали:
- Наша территория, где хотим, там и причаливаем!
Команда катера стала истерически выкрикивать оскорбительные слова в адрес советских моряков. Через несколько минут все находившиеся на военном катере вытащили из карманов красные книжечки и около полутора часов хором распевали цитаты из произведений Мао Цзе-дуна.

17 декабря с советской стороны был заявлен протест посольству КНР в Москве в связи с незаконным арестом теплохода «Загорск» и выдвинуто требование о немедленном освобождении. Однако китайская сторона не только не предприняла никаких мер по освобождению судна, но даже не дала ответа на это заявление.
В связи с этим советская сторона вновь заявила решительный протест против ареста советского теплохода. Лишь после этого китайские власти были вынуждены 24 декабря отпустить советский теплоход «Загорск».

Судну пришлось изменить маршрут. Пока теплоход стоял 20 дней в порту Дальний, задерживаемый китайскими властями, Охотское море сковали льды. Министерство морского флота СССР оставило за собой право предъявить соответствующим властям КНР требование о возмещении ущерба, вызванного незаконным задержанием в течение длительного времени теплохода «Загорск».

Симпатии к советскому народу, к КПСС, прошлые и настоящие, объявляются в Китае контрреволюционным преступлением. Особенно разнузданный характер антисоветская кампания приобрела в январе-феврале 1967 года. .

Владимир Высоцкий на провокационные действия китайских властей времён "культурной революции" откликнулся песней, в которой были такие куплеты:
Вот немного посидели,
А теперь похулиганим
Что-то тихо, в самом деле -
Думал Мао с Ляо Бянем.
Чем еще уконтрапупишь
Мировую атмосферу?
Вот мы покажем крупный кукиш
США и СССР-у.
И ведь главное, знаю отлично я,
Как они произносятся,
Но что-то весьма неприличное
На язык ко мне просится.
Хун-вей-бины.
*уй-венбины - ведь это ж неприлично.

БЕСЧИНСТВА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

25 января 1967 года в полдень около семидесяти китайских граждан – это были главным образом китайские студенты, возвращающиеся через Москву в КНР, и сотрудники китайского посольства в Москве – прибыли на Красную площадь и стали в очередь желающих посетить Мавзолей В.И.Ленина.
Когда китайские граждане подошли к Мавзолею, их представитель возложил венок у входа. Однако затем они стали грубо нарушать установленные всем известные правила посещения Мавзолея В.И. Ленина. Китайские граждане выстроились вдоль Мавзолея, перепрыгнув через ограждения, достали книжечки цитат Мао Цзе-дуна и стали хором выкрикивать его «изречения». (Как впоследствии стало известно из заявления МИД КНР, китайские граждане заведомо пришли на Красную площадь не для того, чтобы почтить память великого вождя пролетарской революции – Ленина, а прославлять Мао Цзе-дуна).
Таким образом, они создали беспорядок, мешая другим посетителям пройти в Мавзолей. Советские люди, стоявшие вслед за китайской группой, терпеливо ждали. Находящиеся обычно в дни посещения Мавзолея около него два-три милиционера, наблюдающие за порядком, предложили китайским гражданам либо пройти в Мавзолей, либо освободить проход и не задерживать очередь.
В ответ на это законное требование китайские граждане стали ещё громче выкрикивать цитаты Мао Цзе-дуна и требовать, чтобы советские люди присоединились к их декламации. Свои требования они подкрепляли выкриками, толчками, явно провоцируя беспорядок.
Чтение цитат сменилось сплошным истерическим криком китайских граждан. И в этот момент один из них ударил по лицу женщину, стоявшую в очереди. Это послужило как бы сигналом для всей группы китайских граждан. Они стали набрасываться на советских людей, наносить удары.

Хулиганство китайских граждан – бесчинства, нападения на советских людей, драка и выкрики – продолжалось несколько минут. Советские люди, находившиеся на Красной площади, продемонстрировали большую выдержку и спокойствие. Сами, без помощи милиции, они, взявшись за руки, образовали живую цепь и вытеснили китайскую группу на несколько метров от Мавзолея в сторону собора Василия Блаженного. После этого советские люди отошли в сторону, а китайские граждане, поняв, что провокация не увенчалась успехом, вынуждены были сесть в автобусы и уехать с Красной площади.

Организаторы бесчинств на Красной площади собрали в китайском посольстве митинг, на котором выступил Временный Поверенный в делах КНР в СССР, выразивший своё «восхищение» уголовно-наказуемыми действиями хулиганов. Более того, Временный Поверенный в делах КНР угрожал, что советские люди «заплатят за нашу кровь».

Следующий акт постыдного спектакля, который был разыгран китайскими представителями в Москве, состоялся при отъезде группы китайских студентов на Ярославском вокзале. Они появились на вокзале с марлевыми наклейками и пластырями на щеках, пятнами йода на лицах. По отзывам очевидцев, они были раскрашены с использованием пудры, туши и губной помады. Однако под поспешно наложенным гримом нельзя было обнаружить никаких признаков царапин, синяков, порезов и опухших мест…

Продолжением антисоветской истерии, организованной китайскими властями, послужила «торжественная» встреча прибывших самолётом в Пекин девяти участников провокации на Красной площади в Москве, а также 49 китайских студентов из других стран. В своей речи на аэродроме заместитель премьера Госсовета, министр иностранных дел Чэнь И расхваливал «революционные заслуги» хулиганов.

По Пекину разъезжали грузовики с громкоговорителями, через которые непрерывно передавалась фальшивая версия фактов, связанных с хулиганскими выходками китайских студентов на Красной площади в Москве.

ШАБАШ У СОВЕТСКОГО ПОСОЛЬСТВА

Вслед за провокационными выходками китайских граждан в Москве началась новая волна бесчинств у здания советского посольства в Пекине.

26 января вечером около тысячи хунвейбинов устроили у ворот советского посольства бесчинства и демонстрации. Организованные колонны хунвейбинов изо всех районов города с лозунгами против Советского Союза, против политики КПСС и Советского правительства стекаются к посольству СССР. Ворота и ограда посольства, торгового представительства СССР исписаны злобными антисоветскими высказываниями. Среди этих надписей есть, например, такие: «Кто против Мао Цзе-дуна, тому размозжим голову», «Советские ревизионисты – враги китайского народа».
В скопище хунвейбинов кричали: «Мы ждём момента, чтобы отомстить вам, мы спустим с вас шкуру, распорем вам вены, сожжем ваши трупы и развеем по ветру ваш прах».

Шабаш хунвейбинов и «отрядов смуты» (цзаофаней) вокруг советского посольства в Пекине принимает самые изуверские формы. Из мощных громкоговорителей раздаются гнусная брань и кровожадные призывы к расправе над советскими людьми.
Бесчинствующая толпа обманутых «антисоветской пропагандой» китайских граждан устраивает вокруг советского посольства оргии с кострами, на которых сжигаются изображения советских людей. На территорию посольства бросают различные горящие предметы, создающие опасность возникновения пожара.

29 января Министерство иностранных дел СССР вручило посольству КНР в СССР ноту, в которой сообщалось о следующем.
Против советского посольства в Пекине 26 января 1967 года вновь начались антисоветские действия организованных групп китайских граждан. В адрес посольства и правительства СССР раздаётся грубая брань, клевета, враждебные выкрики и угрозы. Бесчинствующие толпы, заблокировав въезд на территорию посольства, препятствуют проезду служебных автомашин, обливают их краской, бьют по ним палками, приводят автомашины в негодное состояние.
Разнузданные хулиганы не дают советским людям выйти из ворот посольства, а посетителям – пройти на его территорию. Создана обстановка, в условиях которой посольство лишено возможности нормально осуществлять свою деятельность.
Ни у кого не возникает сомнений в том, что бесчинства, происходящие у советского посольства в Пекине в последние дни, не только поощряются, но и организовываются китайскими властями.
Советская сторона оставляет за собой право принять необходимые меры в случае, если китайские власти не создадут нормальных условий для деятельности советского представительства.

30 января у посольства СССР в КНР после небольшого ночного перерыва возобновились антисоветские бесчинства.
Автомашины с громкоговорителями, через которые передаются антисоветские речи и провозглашаются антисоветские призывы, теперь располагаются не только у центрального входа в посольство, но и вокруг всей его территории. Они почти не умолкают ни днём, ни ночью.
Угрозы по адрес советских людей можно слышать не только у ворот посольства. Ими сопровождается появление советских граждан в городе. Останавливающиеся на улицах китайской столицы автомашины, в которых следуют советские люди, исписываются и заклеиваются лозунгами антисоветского содержания.

2 февраля 1967 года. Шестой день советское посольство в Пекине осаждено беснующимися толпами хунвейбинов и цзаофаней. Через громкоговорители, установленные на автомашинах, передаются антисоветские речи и провозглашаются антисоветские призывы. Дикторы зачитывают «смертные приговоры» хунвейбинов работникам посольства.
В этот же день около 11 часов утра у управления китайского Гражданского флота были задержаны советские дипломаты и сотрудники других советских учреждений в Пекине. Они были отпущены только на следующие сутки около 3 часов ночи после энергичных протестов с советской стороны. В течение 16 часов они подвергались оскорблениям, шантажу и угрозам, а в отношении некоторых из них была применена физическая сила; машины советского посольства были обезображены до неузнаваемости.
У посольства СССР в Пекине по-прежнему продолжается дикий разгул хулиганствующих молодчиков.

ИСТЕРИЯ НА АЭРОДРОМЕ ПЕКИНА

Хулиганы не только чинят препятствия и создают невыносимые условия для деятельности посольства СССР, но и препятствуют эвакуации советских женщин и детей из Пекина.

«Бойцы отрядов Мао Цзе-дуна» всячески мешали эвакуации. Они оскорбляли советских дипломатов, оформлявших документы и багаж отъезжающих. Здание Пекинского аэропорта было увешано злобными антисоветскими лозунгами и плакатами. Один из огромных плакатов на аэродроме гласил: «Призываем всех не допускать погрузку на советские самолёты!».
В аэропорту советских дипломатов в течение многих часов держали в окружении, не давая сесть. Оскорблению подверглись также дипломатические работники других социалистических стран. Хулиганы всеми силами старались спровоцировать драку.

Когда отъезжающие поднимались в самолёт, из толпы неслось: "Собаки", "Подлецы", "Убирайтесь домой", "Смерть советским ревизионистам", "Долой советских ревизионистов".

В ответ на неоднократные резкие протесты посольства СССР и требования безотлагательно принять необходимые меры по пресечению бесчинств и обеспечению безопасности советских людей, официальные представители китайского МИД отвечали грубым отказом.
8 февраля 1967 года из Пекина вылетели последние две группы семей советских работников.
Не добившись своей цели – сорвать отъезд советских семей из Пекина, - организаторы антисоветской истерии свою злобу решили выместить на наших дипломатах при возвращении их с аэродрома. Разбушевавшаяся толпа блокировала автобус, в котором находился 21 советский работник. 12 часов они не могли вырваться из окружения и вернуться в посольство. 34 других советских работника, тоже возвращавшихся с аэродрома и подвергшихся нападкам хулиганов, вынуждены были укрыться в посольстве одной из социалистических стран.

9 февраля МИД СССР вручило посольству КНР в Москве ещё одну ноту, в которой потребовало немедленного прекращения принятых китайскими властями произвольных мер, направленных против советского посольства в Пекине и свободы передвижения его сотрудников.
11 февраля в полдень на центральном городском стадионе «Гужень» состоялся антисоветский митинг, который транслировался по радио и телевидению. С речами, изобилующими злобными выпадами против КПСС и СССР, выступили Чжоу Эньлай и Чэнь И. На митинге была провозглашена «победа» над «советскими ревизионистами». В чём она заключалась, никто не сказал – ни премьер, ни министр, ни хунвейбины, ни цзаофани, выступавшие с истерическими речами. Чжоу Эньлай целиком и полностью одобрил все хулиганские выходки и бесчинства хунвейбинов, а хунвейбиновская печать изображала хунвейбинов «героями».
11 и 12 февраля у советского посольства ещё продолжалась хунвейбиновская вакханалия, хотя накал её заметно ослабевал.
13 февраля впервые за последние недели у посольства не было бесновавшихся толп. Изредка к нему подходили отдельные группы.
14 февраля во второй половине дня от посольства ушла последняя машина с громкоговорителями.

По материалам советской прессы за 1967-68 г.г.:
1. «Известия»
2. «Комсомольская правда»
3. «Неделя»
4. «Правда»
5. Сообщение ТАСС
6. «Тюменская правда»
7. Яковлев М. 17 лет в Китае (1981 г.).


Но ближе к современной действительности. Обязательно сходите на выставку в Манеже под названием "От великих потрясений к великой победе. 1914 - 1945." Как пишет мне на сайт мой знакомый прозорянин: "Сегодня с огромным удовольствием посетил выставку в Манеже. Впечатление потрясающее от впервые увиденного, как теперь называют, интерактивного показа исторических материалов с огромным количеством фотографий, высказываний видных политиков, священников, биографов, художников и кинематографов".

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Дорогой Марк! Выполняю своё обещание.

Когда к краю поля подъехала чёрная "Волга", никаких сомнений в том, что пожаловали высокие гости, не было. Они вышли из салона, степенно отправились по жнивью в нашу сторону. Тракторист привычно выскочил из кабины С-80 и начал было рапортовать о ходе уборки. Но один из мужчин нетерпеливо махнул рукой, а другой известным жестом подозвал меня.
" Меня?" - сказать, что я была удивлена,- значит, ничего не сказать. Но оказалось, что товарищам из обкома комсомола нужна была именно девчонка, вчерашняя школьница, а сейчас копнильщица на прицепном комбайне С-6.
Причина интереса к моей особе выяснилась не сразу. Поначалу меня расспрашивали о том, что я знаю о событиях в Венгрии. А я ничего толком не знала. Потом гости поинтересовались, как мне работается на комбайне. Мне хорошо работалось. И вот наконец мне объявили, что Хабаровский и Приморский края отправляют в Китай комсомольско-молодёжную делегацию. И есть мнение включить в эту делегацию меня как отличницу, золотую медалистку, которая по каким-то неведомым причинам предпочла поступлению без экзаменов в институт работу здесь, в целинном совхозе "Бабстовский".
О том, как наш класс оказался на целине, я уже довольно подробно писала.А сейчас хочу рассказать об этой самой поездке в Китай в составе комсомольско-молодёжной делегации, ставшей, как выяснилось, последней на много лет вперёд. Потому что дело было в 1957 году, в самом преддверии китайской культурной революции.
Первое впечатление от Китая ударило сразу по переезде границы.У неё, границы, стоит сопка, с нашей стороны заросшая непроходимым диким лесом. Китайский склон - весь в грядках, до самой вершины! Всё чистенько, ухожено. И по склону ползёт китаец с вёдрами на коромысле: поливает свой огород.
Вот это различие сопровождало нас всё время, пока мы ездили по КНР.
В том, что культурная революция охватила всё китайское общество, нет ничего необычного: в течение тысяч лет этот народ привык к дисциплине и послушанию. Как-то мы спросили у нашего гида, почему у всех встречных брюки (это одежда и мужчин, и женщин) какие-то подстреленные, короче привычной длины сантиметров на 10. Оказалось, Великий Вождь Мао предложил своему народу таким образом сэкономить мануфактуру: представляете- 10 сантиметров, помноженные на тогдашние 600 миллионов китайцев! В нашей делегации был сталевар из Комсомольска-на-Амуре.Вот его реакция: "Да если б у нас предложили такое, я первый бы стал клёшами мести мостовые!"
Мы застали ещё ту самую дружбу между нашими народами, которая была воспета в песне "Русский с китайцем - братья навек..." Школа.Нас ведут в библиотеку. "Вот тут,- рассказывает библиотекарь, - у нас китайская и русская литература. А там,- размашистый жест в другую сторону, - иностранная." Кстати, все встреченные нами образованные китайцы неплохо говорили по-русски.
О! Вот и первые ростки будущей революции: мы в вестибюле института. Он перегорожен бельевыми верёвками, на которых "сушатся" да-цзы-бао (не уверена, что написала правильно). Это что-то вроде плакатов или стенгазет. В них каждый студент рассказывает о своей борьбе с ревизионизмом и оппортунизмом, о своих ошибках и о верности идеям Мао.Пишут все - иначе нельзя, объясняют нам: если ошибаешься, надо раскаяться в своих заблуждениях, прямо рассказать товарищам обо всём!
Мао повсюду! Его цитаты штудируются,пропагандируются. В музее чуть ли не каждый экспонат сопровождается подходящей (или не очень) мыслью вождя. Кстати, денег на поездку нам не выделили совсем: не купить никаких сувениров!Но вернулись мы домой с полными чемоданами подарков, довольно значительную часть которых составляли бюсты Мао.
На одной из экскурсий нам с гордостью поведали о том, как Мао умело расправился с врагами революции. Была провозглашена идея "Пусть расцветает сто цветов - пусть соперничают сто учёных". И, призванные высказываться, люди искренне говорили о том, что их тревожит, предлагали своё видение дальнейшего развития страны и критиковали её руководство. Целый год! А потом (к этому времени мы уже давно были дома) всех несогласных отправили в трудовые лагеря на перевоспитание. И полуграмотные фанатики "учили" правильно жить и мыслить учёных, артистов,писателей...
Думаю, там оказались и те, кто писал мне письма. Наивная девочка- первокурсница, убеждавшая меня, что нет ничего красивее её страны. Стройный, высокий красавец, будущий инженер, учивший меня танцевать и объяснявший, что самые красивые танцы и самые нежные мелодии пришли в Китай из Кореи. Улыбчивая женщина лет тридцать пяти,партийный функционер, которая с восторгом заявила, что я заговорила по-китайски на диалекте её деревни, расположенной далеко на юге.Они на очень недолгий срок стали моими адресантами. БОльшую часть свободного времени я проводила, читая их письма и отвечая на них. И вдруг - как отрезало! Ни странички, ни строчки!
Через несколько лет, уже будучи мамой, я, прийдя с работы, застала такую картину: мой замечательный сын, вооружённый молотком, бил один за другим бюсты Мао, приговаривая при этом:"У-у, Малодун - гаматик!"
Это мой муж научил его. Потому что уже был Даманский. Уже кончилась вечная дружба наших стран, уже пел Высоцкий про странное слово "хун-вей-бин", вызывавшее у него неприличные ассоциации.
И я до сей поры с ужасом думаю, что только переписка со мной, мои невинные письма хорошим китайским друзьям могли стать в какой-то мере причиной их трагической судьбы.

Хунвейбины (или «красные стражи» в дословном переводе с китайского) — это участники, созданного в годы Культурной Революции в Китае движения, направленного на ликвидацию капиталистических порядков, космополитизма и государственной измены.

Почти все тоталитарные режимы использовали молодёжь в качестве своей опоры, пользуясь неопытностью большинства подростков. Не был исключением и режим Мао Цзэдуна. Отряды хунвейбинов составляли молодые люди в возрасте от 12 до 20 лет. Однако если гитлерюгенд в Третьем Рейхе или комсомол в Советском Союзе эпохи Сталина не играли серьёзной роли в политических процессах, то хунвейбины стали основной ударной силой Мао Цзэдуна, не имевшего в подчинении такой развитой и могучей структуры, как например, НКВД. В 1950-60-е годы, после провала «Большого скачка» и начала кампании десталинизации в СССР, Мао Цзэдун ощутил существенный удар по своему авторитету.

Для того чтобы избавиться от своих политических противников, в 1966 году Великий Кормчий начал Культурную революцию, ключевая роль в которой была отведена хунвейбинам. Чтобы молодые люди могли полностью посвятить себя политической борьбе, указом Мао Цзэдуна по всей стране на несколько месяцев прекратили работу все учебные заведения. Получившие полную власть в свои руки «красные стражи» начали:

  • физически уничтожать врагов Мао, которыми были, преимущественно, интеллигенты, священнослужители и зажиточные крестьяне. Первыми от рук хунвейбинов пострадали школьные учителя и преподаватели высших учебных заведений. После того как Мао Цзэдун объявил о том, что многие региональные ячейки компартии также недостаточно лояльны по отношению к нему, начались погромы в местных администрациях и убийства мелких чиновников;
  • развешивать на стенах домов и в школах «дацзыбао» — прокламации с угрозами в адрес всех непокорных;
  • врываться в дома в поисках улик, подтверждающих причастность хозяев к подрывной антикоммунистической деятельности;
  • громить магазины, аптеки, библиотеки, рестораны, учебные заведения и музеи;
  • уничтожать всё, что, по мнению хунвейбинов, могло относиться к предметам роскоши;
  • нападать на прохожих в одежде западного кроя или с причёсками на западный манер;
  • вести политическую пропаганду;
  • бороться со всем, что на их взгляд, перечило коммунистическим взглядам: проведением праздников и похорон, развлечениями;
  • сжигать книги и уничтожать произведения искусства.

Все действия хунвейбинов признавались законными и всячески поощрялись властями.

Ликвидация хунвейбинов

Хунвейбины превращали Китай в руины и уничтожали лучших людей своего времени. Очень быстро «красные стражи» потеряли свой интерес к политике, возникали отдельные шайки, занимавшиеся грабежом и насилием. Также среди лидеров движения началась внутренняя борьба за власть: по одну сторону баррикад встали дети бедняков, а по другую — выходцы из семей партийных чиновников.

Подростковый бунт стал утомлять не только простых китайцев, но и сторонников Мао. Великий Кормчий боялся потерять контроль над молодёжью и уже в 1967 году стал предпринимать первые шаги для сворачивания движения. К тому же хунвейбины уже исчерпали себя и выполнили ту функцию, которую на них изначально возлагал Мао Цзэдун. Теперь молодёжные отряды были для него лишь помехой на пути восстановления порядка. Часть хунвейбинов отказались подчиняться указу о роспуске своих организаций, поэтому Мао Цзэдун начал применять против мятежной молодёжи регулярную армию. Многие хунвейбины были расстреляны или отправлены в ссылки.

И по сей день в Китае и заграницей остаётся немало бывших хунвейбинов, в юности охотно учинявших расправы над врагами Великого Кормчего. Некоторые из них, например, отличница Культурной Революции в Сон Биньбинь, до смерти забившая свою школьную учительницу, а ныне — преподавательница Массачусетского университета; сегодня утверждают, что искренне раскаиваются в своих поступках. Впрочем, поскольку руководство современного Китая постепенно отказывается от культа Мао и проводит новые, более либеральные идеи через СМИ, подобные публичные покаяния вряд ли можно рассматривать, как нечто большее, чем часть политической пропаганды. Некоторые же из бывших хунвейбинов гордятся своим прошлым. Несмотря на то, что многим из них глубоко за 60, они добровольно помогают милиции патрулировать улицы, продолжая чувствовать себя верными слугами режима.