Болезни Военный билет Призыв

Киевская русь 9 13 века. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси во время правления Ярослава Мудрого. Христианство и духовно-нравственные ценности личности и общества

Вопросы этногенеза в отечественной истории до сих пор остаются спорными. Существует несколько версий о прародителях славян:

1) Вислоодерское

2) Вислоднепровское

3) Среднеподунайское

4) Полесское

В 7в. весь православный мир разделился на 3 группы: восточные, западные и южные славяне. Восточные славяне: поляне, древляне, родимичи, кривичи, полачане, вятичи и другие – от Ладожских и Онежских озер до пригорья Карпат, до среднего течения Днепра; от пригорья Карпат до междуречья Волги и Оки.

По-прежнему главным источником по данным проблемам остается «Повесть временных лет» (середина 12в., Нестор). Но одна часть исследований полагает, что название «Русь» идет от названия славянского племенного союза, живущих на притоке Днепра реки Рось. Другие учёные – от славян южного побережья Прибалтики и острова Рюген (русский). Третьи – существование в 9в. русского кагоната, занимающие земли между Доном и Днепром. В основании – антский союз славян и скифов=>это не славянский этноним.

Наиболее распространенная теория – нормандская. «Русь» произошло от названия одного из варяжских племен россы, которые и образовали русское государство. Однако, в последнее время норманнская теория подвергается все большей критике:

1. Варяги-норманы являлись на Руси только дипломатами, купцами, воинами-наемниками;

2. «Повесть временных лет» показывает, что запись о призвании варяжских вождей Синеуса, Трувора и Рюрика была поздней вставкой в исходный текст повести, а Нестор писал, что государство стало складываться ещё в 6в. вокруг Киева (князь Кий);

Но и конец 9в. правящая династия – Рюриковичи.

Процесс образования древнерусского государства осуществлялся путем насильственного присоединения славянских племен к Киеву. Ко времени княжения Владимира (980-1115гг.) этот процесс завершается.

Огромное значение как с точки зрения политико-идеологической, так и духовно-нравственной, нашло принятие Россией христианства в его византийском понимании. Этот выбор был обусловлен тем, что между Россией и Византией существовали давние и прочные политические и экономические связи. В Византии существовало единство светской и религиозной власти, что придавало ей сакральный характер. С принятием христианства великий русский князь приобрел мощное идеологическое оружие, с помощью которого он получает нравственно-духовные основания для продолжения борьбы за объединение всех славянских земель. Христианство способствовало усилению тесноты связи между Россией и Европой. Но главное то, что христианская церковь, являясь религиозно-нравственным и юридическим союзом, цель которой – реализация нравственных законов на земле, составила высшую духовную основу развитию русского государства. В 10-11вв. были построены первые школы, храмы, монастыри (сосредоточие православной культуры), книгопечатание, стал возможен перевод греческих книг на русский язык. Русская церковь – метрополия Константинопольского патриархата. Константинополь назначал на Россию своих митрополитов. Митрополия делилась на епархии (епископы), а епархии – на приходы.



1051г. – Ярослав Мудрый назначает русским митрополитом Иллариона (русского человека вопреки Константинополю). Яркое свидетельство укрепления русской государственности и формирования её суверенитета – первый судебник «Русская Правда». Она создавалась 1,5 века => укрепление государственного начала на Руси, так как утверждается единая судебная система. «Русская правда» отменяла византийскую судебную систему с её практикой физического наказания (введена Владимиром) и возвращает славянскую систему: вира – штраф.

Внешнеполитические успехи (прежде всего Святослава):

60е гг. 10в. – разгром Хазарского Каганата, печенеги, Волжская Булгария;

965г. – первый военно-торговый пост России у Керченского пролива (Тмутаракань).

Задача: выход к Черному Морю (для ведения самостоятельной торговли). Но поскольку это затрагивало интересы Византии и Дунайской Болгарии, с ними были неизбежные военные стычки.

968г. – начало войны с Византией.

972г. – мирный договор, по которому Русь теряла завоеванные ранее позиции на Балканах.

Но Русь получила возможность вести широкую торговлю с Востоком. Киев – центр государства. Появился международный престиж.

Ярослав Мудрый (1019-1054гг.) . Укрепил Новгород и Псков, построил новый фортпост в Прибалтике (Юрьев, Дерп). Вел успешную борьбу с полянами, печенегами.

1073г. – набег печенегов на Киев. Они были разбиты и отброшены от Руси.

Борьба с половцами (набеги – середина 11-конец 12 вв.)

Но Русь и в 12в. – ещё непрочный государственный союз.

Ярослав оставил после себя 5 сыновей. Усобицы между наследниками выразились с жестокой силой.

Между тем, Русь все более становилась объектом притязаний новых врагов.

Съезд в городе Любичи – 1097г. Итог съезда – решение о держание своей вотчины – Русь более не является единым владением. Но каждый князь становился суверенным. Хотя политическое единство Руси ещё сохранялось. Много сил для этого отдал Владимир Мономах (1113-1123гг.) . В целях сохранения единства Руси Мономах посадил во всех древних городах своих сыновей и вел постоянное военное нападение на Византию. Но ему не удалось завоевать В., хотя он сумел упрочить свое положение.

Сын Владимира – Мстислав. 1132г. – после его смерти Русь распалась на 13 уездов, различных по статусу и политическому строению. Русь вступила в эпоху феодальной раздробленности.

В древней Руси были 3 основных политических силы, 3 направления общественной мысли, влияющие на её общественно-политическое развитие: князь, бояре и народное вече. Соотношение этих сил определяло тип политического устройства в разных землях.

Феодальная раздробленность - естественное явление, через которое прошли все страны Европы. Естественная причина – разрастание княжеского рода (раздробление территории).

Другие причины (историки 19 в. ошибались): удельный период считается самым трудным для понимания и объяснения, поскольку на Руси складывались многочисленные центры политической жизни, а в борьбу вступают многочисленные участники, в том числе и жители городов => большое количество мнений историков.

1. Карамзин. Причина: личная слабость князей, их сильная любовь к детям.

2. Костомаров. Стремление городских общин к самостоятельности.

3. В. Соловьев. Теория новых годов: причина состоит в борьбе между старыми и новыми городами, которые являлись пригородами старых и были их колониями. Но, так как они были созданы князьями, то все права старых городов, имевших самоуправление, перешли на новые города => междуусобица.

4. Каверин. Каждая княжеская ветка уселась на свои места и появилось понятие «вотчина». Интересы владенческого и территориального права одержали верх над родовым правом. Русь распалась на уделы.

5. Бестужев-Рюмин. Одного движущего начала нет. Причина: совокупность переплетающихся начал.

Наиболее обоснована точка зрения русского мыслителя Б.Н.Чичерина. Основываясь на анализе духовных грамот великих и удельных князей, он пришел к выводу, что вся удельная эпоха сложилась под действием договора. Частное право, свобода личности. Договор появился с приходом дружин варягом-норманнов, отношения с которыми строились на частно-правовых отношениях (договор). Эти отношения развивались, и, ко времени появления «Русской Правды» захватили весь спектр общественных отношений на Руси, не оставив место родовым связям.

Еще один фактор – географический. Из-за обширности русского пространства дружинники не стали феодалами и долгое время сохраняли с князем свободный договор и право отъезда от него («Вольному воля»). Огромные пустынные пространства государства способствовали текучести народонаселения, превращая его быт в бродячее состояние.

Оба эти фактора повлекли за собой явления, идущие во вред будущему русскому государству. Но способствовали разложению родового быта, возникновению частной собственности и высвобождению личности. Как только личность начала бродить по земле => в общине появляется частная собственность => родовые отношения заменяются условными (правовыми). Процессу ускорения разложения племенного союза способствовало стремление оседлых русских князей превратить свои земли в частную собственность. =>

Частная собственность князя и его дружины. Земля – вотчина, слуги – вотчинники. Земля перешла во владение князя, община стала называться владенческой (собственник - князь).

С возникновением частного права Русь вступила в удельный период. Гражданское общество на Руси.

Гражданское общество – совокупность частно-правовых отношений. В нем верховное правовладение принадлежит либо одному лицу (князю), либо союзу лиц (община).

Парадокс гражданского общества на Руси в удельный период: обе эти формы частного права сосуществовали. Первая форма – княжеская община, вторая форма - вольная община (договор с князьями). Эти формы переходили в хаотическое столкновение, т.к. противоречили друг другу. В южных землях это противоречие так и не было разрешено. На севере – разделились. В Новгороде и Пскове – вольная община, вече (республики). В остальных землях – вотчина княжеская (феодальное отношение).

Феодальная раздробленность Руси привела к резкому истощению русских земель, и ослаблению её обороноспособности, из-за невозможности создания прочного государственного союза.

На Русь надвигались татаро-монголы.

Теперь нам предстоит не самая интересная вещь, потому что в этой части никто головы никому не рубит, но она очень важна для нас. Значит, мы с вами протопали по социально-экономической истории и политической. У нас нет с вами времени на историю русской культуры, но ее обязательно надо знать. Поэтому мы поступим таким образом. В большом базовом моем курсе три лекции по этому периоду. Культура Руси в 9-первой половине 13 века. Культура в 13-16 веке. И в 17 веке. Естественно, времени, потому что у нас курс ограничен 4 семестрами, времени читать культуру нет. Это большая тема. Но у вас должен быть синопсис, чтобы вы ориентировались в этой теме. Это наша культура, ее нужно знать. Поэтому мы поступим таким образом. Я вам продиктую синопсис по каждой теме и отмечу то самое важно и самое интересное.

I. Культура как явление общественной жизни.

Совокупность материальных, социальных и духовных достижений того или иного общества человечества в целом. Материальная, духовная, народная элитарная культура.

II. Особенности древнерусской культуры.

Взаимодействие славянского и не славянских языческих и крестьянских элементов.

III. Устное народное творчество (былины и сказы).

Кто вспомнит, чем принципиально, в первой лекции об этом говорилось. Чем принципиально отличаются русские былина от западного эпоса? В западноевропейском эпосе герои это рыцари. И даже Робин Гуд это Робин их Локсли. В русских былинах герои богатыри, то есть представители народа. Если там встречаются, так скажем, князья, то это персонажи со знаком минус, Владимир Красное Солнышко, либо Вольга, который терпит поражение от Микулы. А кто мне напомнит, с чем это было связано? От степняков? Этот элемент демократической культуры, но не на западный манер, а на наш, он был заложен в самом начале нашей истории.

IV. Письменность и образование.

Дохристианская письменность.

Славянская азбука Кирилла и Мефодия. Глаголица – более ранее происхождение разработал Кирилл Философ на основе византийской скорописи.

Кириллица разработали ученики Кирилла и Мефодия на основе греческого письма. Название кириллица произошло после смерти Кирилла и Мефодия. А глаголицей стали называть любую азбуку.

Переводы («Священное писание»);

Произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского;

«Жития святых» (агиография);

«Слова»;

Хожения (Игумена Даниила в Палестину);

«Слово о полку Игореве» (конец 12 века). Но есть целая группа ученых, которые оспаривают эту точку зрения и полагают, что «слово о полку Игореве» это подделка, которая осуществлена в 18 веке. Вопрос до сих пор остается спорным. По крайней мере, есть представители другой точки зрения.



«Словом» назывались поучения и речи. Это все называлось «слово». «Хожения» это жанр такой был, то есть путешествия.

Летописания. Кто знает самая известная летопись наша, как называется?

«Повесть временных лет» - 1113г. До нас дошла в рукописных копиях не старше 14 века. То есть исходной у нас нет. Наиболее известные из рукописных копий Лаврентьевская и Ипатьевская летопись. То есть когда вы встретите где-то Лаврентьевская или Ипатьевская Летопись это не самостоятельные летописи. Это просто копии Повести Временных лет.

«Первые школы» (отсутствие интеллектуальной теологии). Это то, что отличает православие при всех его замечательных качеств от католицизма. Я уже рассказывал в одной из первых лекция, что православие было принято у нас на славянском языке, то есть нашим священникам не надо было учить латынь. Но латынь католическим священникам открывала целый мир античности, а если они еще учили греческий, то они получают доступ ко всей античной культуре. И латынь позволяла всем, лингво франка, позволяла ехать из Праги в Рим, из Рима в Эдинбург. И везде он мог беседовать со своими коллегами на латыни. Вот на Руси этого не было. И интеллектуальных споров в православии не знали. Хотя у него есть другие достояния, вещи. Например, то влияние, которое на православие оказали местные ведические религии. Оно привело к тому, что до середины 17 века до Никоновских реформ, у нас не было одной формулировки в православии. Как у нас говорят, человек это раб божий. Вот до середины 17 века этой формулировки этого не было. До середины 17 века отрок Божий. То есть мы потомки богов, а не рабы. Поэтому когда неоязычники. У меня такой плакат есть, стоит мужик со здоровым топором и подпись: «Мой Бог меня рабом не называл». Но дело в том, что до середины 17 века этой формулировки не было в православии. Она есть в католицизме, она есть в исламе, но в православии она появилась с середины 17 века, а до этого отрок Божий.



V. Архитектура.

Деревянное зодчество;

Каменное зодчество;

Храмы, светские постройки;

Особенности русской архитектуры;

Складывание местных архитектурных школ в 12-13 веках;

Владимиро-Суздальская, Смоленская и Новгородско-Псковская архитектурные школы.

VI. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (чеканка, финифть, чернь, зернь), фрески, мозаика, иконопись, книжные миниатюры («Остромирово Евангелие», «Изборник Святослава»). Неразвитость скульптуры.

Чеканку на Руси называли скань или филигрань. Финифть – выемчатая и перегородчатая эмаль. Чернь – это когда серебро украшалось черным порошком. Зернь – это маленькие металлические зернышки, напаянные на изделие.

VII. Музыка – народная и богослужебная.

VIII. Общая оценка древнерусской культуры 9-первая половина 13 века.

Что по этому периоду. Какая важная вещь. Вы знаете, что на Руси воздвигали крестово-купольные храмы, в его основе был такой квадрат, расчлененный 4 столпами. А для византийской архитектуры, вот это многоглавие было нехарактерно. Если кто-нибудь видел когда-нибудь Софийский собор, который теперь мечеть в Стамбуле. Это огромный купол. Вот на Руси стоили многоглавые церкви. Как вы думаете почему? Почему не строили такие огромные купола? Мрамора не было для возведения больших по площади форм. То есть верхние галереи решали проблему освещения. Сама здание должно было быть иным, чем византийские храмы, чтобы обеспечить свет. Причем строили византийские мастера, но они оказались людьми творческими и поняли, что на Руси надо строить многокупольные храмы. Это то, что касается архитектуры.

Становление и развитие древнерусской культуры было неразрывно связано с теми же историческими факторами и условиями, которые оказывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической и духовной жизни общества. Богатейшее культурное наследие восточных славян, их верование, опыт, обычаи и традиции – все это органично соединилось с элементами культуры соседних стран, племен и народов.

1) Огромное значение в культурной жизни Древней Руси имело принятие христианства. Однако долго время новая религия не могла вытеснить языческие обряды и верования. Даже в княжеско – боярской среде пережитки язычества сохранялись на протяжении 11-13 веков.

2) Письменные памятники свидетельствуют о богатстве и многообразии устного народного творчества – фольклора Древней Руси . Значительное место в нем занимала обрядовая поэзия – песни, заговоры, заклинания, плачи – причитания. Фольклорный материал лег в основу летописания.

3) К 9-10 векам относиться возникновение былинного эпоса – нового эпического жанра фольклора. В нем отразилось представление о Руси как едином могучем государстве, а главной темой стала защита страны от внешних врагов.

4) Устное народное творчество продолжало развиваться и после появления письменной литературы. Русский эпос 11 – начала 12 века обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половцами.

5) Древняя Русь знала письменность еще до официального принятия христианства. Создание славянской азбуки связано с именами христианских миссионеров братье Кирилла (Константина) и Мефодия. Во второй половине 9 века Кириллом была создана глаголица – глаголический алфавит , а на рубеже 9-10 веков на основе греческого письма и элементов глаголицы возникла кириллица .

6) Крещение Руси в конце 10 века способствовало быстрому развитию письменности и распространению грамотности.

7) Христианизация Руси дала мощный толчок распространению грамотности .

8) На основе богатых традиций устного народного творчества возникла древнерусская литература . Одним из ее основных жанров стало летописание – погодное изложение событий (конец 10 века).

9) Высокого уровня достигла на Руси архитектура (памятники древнерусского деревянного зодчества, каменные сооружения. Первая каменная постройка – Десятинная церковь в Киеве(конец 10 века, разрушена в 1240г.)

10) С принятия христианства из Византии на Русь пришли новые виды монументальной живописи мозаика и фреска , а также станковая живопись (иконопись ).

11) Распространение письменности и появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи – книжной миниатюры (древнейшие русские миниатюры с яркой орнаментальностью и обилием золота).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Культура Руси в X – XIII веках. Дегтярева Н.А Преподаватель истории и обществознания Астраханское СУВУ

2 слайд

Описание слайда:

План. 1.Главные особенности древнерусской культуры. 2. Грамотность и образование. 3.Письменная культура: А) религиозная литература; Б) историческая литература; В) светские произведения. 4. Зодчество и живопись. 5. Фольклор. 6. Быт и повседневность.

3 слайд

Описание слайда:

Что такое культура? Культура – с латинского – возделывание, обрабатывание. Культура – все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей, выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы и т.д. Культура материальная духовная определенные идеи, представления, идеалы, бытовые привычки, религия язык произведения искусства, зодчество, живопись, литература, и т.д.

4 слайд

Описание слайда:

Особенности культуры Древней Руси в X – XIII веках: Культура Киевской Руси – синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии. Культура периода раздробленности – на базе культуры Киевской Руси создавались культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности Византийская церковная и религиозная культура была сначала предметом освоения, затем – образцом для подражания. Взаимовлияние культур Хазарского каганата и культур кочевников степи Культура восточного славянства – традиции язычества Русь складывалась как равнинное государство, открытое воздействие тех народов, которые проживали на русских землях в процессе их освоения; Язычество продолжало оказывать глубокое влияние на сознание народа, крестьянский быт, литературу, живопись, архитектуру; VI-X века XI-XII века

5 слайд

Описание слайда:

Образование и грамотность: Письменность появилась с принятием христианства в X веке – кириллица (Кирилл и Мефодий) Первые школы открыты при церквях, монастырях. Обучение ограничивалось чтением, реже – письмом и счетом.

6 слайд

Описание слайда:

Общественно-политическая литература: Летопись –историческое произведение, в котором повествование велось по годам: «Повесть временных лет» монаха Нестора Слово - речь религиозно-назидательного содержания «Слово о законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона Жития – сказания о святых, Житие Бориса и Глеба Поучения Владимир Мономах «Поучение к детям».

7 слайд

Описание слайда:

Художественная и светская литература: Хождение – описание путешествий «Хождение игумена Даниила в святые места» «Хождение за три моря» Афанасия Никитина Моление «Моление» Даниила Заточника Героические сказания «Слово о полку Игореве» (1185г.)(о походе Новгород-Северского князя Игоря против половцев).

8 слайд

Описание слайда:

Народный фольклор. Фольклор – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Былины – легендарные эпические песни о русских богатырях Пословицы, поговорки, сказания песни.

9 слайд

Описание слайда:

Русское Зодчество Зодчество – это архитектурное искусство возведения зданий и сооружений. Первые храмы на Руси сооружались по образцу крестово-купольного храма греков Храмы такого типа представляли собой прямоугольник, разделенный 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служили крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центром храма возвышался купол.

10 слайд

Описание слайда:

Храмы на Руси. Церковь Успения Богородицы (Десятинная) в Киеве Каменная церковь Успения Богородицы в Киеве была заложена в 989 году, сразу после Корсуньского похода и крещения Великого князя Владимира Святославича Святого. Строительство было завершено в 996 году. Церковь была отделана с величайшей для того времени роскошью: мрамором, яшмой, мозаикой. Князь Владимир Святославич постановил жертвовать в ее пользу десятую часть своих доходов с городов и имений на вечные времена, вследствие чего церковь получила известность под названием "Десятинная". Киевская церковь Успения Богородицы, была разрушена в 1240 году, при нашествии на Киев хана Батыя.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Киево-Печерский монастырь один из первых по времени основания монастырей вДревнерусском государстве. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием.

13 слайд

Описание слайда:

«Золотые ворота» во Владимире «Золотые ворота" во Владимире были возведены в 1164 году в западной части владимирской крепости, на главной дороге, ведущей в город. Они служили одновременно и оборонительным сооружением, и торжественным въездом. Белокаменную арку ворот венчала надвратная церковь с золоченым куполом. В те времена на противоположной стороне владимирской крепости возвышались, вероятно, столь же мощные и парадные "Серебряные ворота". В 1469 году русский зодчий Василий Дмитриевич Ермолин подновил надвратную церковь "Золотых ворот". Позднее храм был перестроен.

14 слайд

Описание слайда:

Архитектура периода раздробленности. С распадом Руси поток национального искусства не иссяк, а разбился на множество рукавов. Со 2-й пол.XII в. большинство храмов однокупольные, строились из плинфы. (Плинфа-от греч. «плинтос» - кирпич). Храм Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода В 1198 году близ Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена каменная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице. Храм, сильно разрушенный в 1941-1943 годах, во время Великой Отечественной войны, ныне восстановлен, но фрески 1199 года на его стенах почти полностью утрачены. В 1165 году близ Боголюбова, на берегу реки Нерли, возвели каменную одноглавую церковь Покрова Богородицы. Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский построил этот храм после кончины сына в память о нем и в умиротворение своей печали. Храм Покрова Богородицы на Нерли близ Боголюбова

15 слайд

Описание слайда:

Дмитриевский собор во Владимире Построен в 1194-1197 годах при Великом князе Всеволоде III Юрьевиче Большое Гнездо каменный одноглавый Дмитриевский собор во Владимире хорошо сохранился до настоящего времени. Успенский собор во Владимире Построен в 1158-1160 годах по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского Успенский собор во Владимире не сохранился в первоначальном виде. В настоящее время собор пятиглавый. Внутреннее убранство храма сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. Его сравнивали с легендарным храмом библейского царя Соломона. В 1408 году собор украсили фрески прославленных русских мастеров Андрея Рублева и Даниила Черного.

16 слайд

Описание слайда:

Живопись. Фреска. Фреска- техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.

  1. 1. Славяне в древности Военная Середина I тысячелетия н.э. демократия Великое переселение народов Славяне Рост от Одера до среднего течения Днепра Появлениечисленности знати Расселение IV-VIII вв. Балканы Западные Южные Восточные
  2. 2. Восточные славяне в VI-VIII вв.Восточные славяне – СЕВЕР словене ильменскиеэто 12 союзов племен. кривичиНайдите их на карте ЦЕНТР ЗАПАД поляне ВОСТОК волынянеСоюзы племен носили белые древляне радимичи дреговичи вятичине кровнородственный, хорваты северянеа территориально-политический характер. ЮГ тиверцы уличи
  3. 3. Восточные славяне в VI-VIII вв. Основа хозяйства – земледелие Подсечно-огневая система Низшее звено социальной Переложная организации – вервь (соседская система община) + скотоводство Народное собрание – вече. + охота + рыболовство Основа господствующего слоя – + бортничество дружина (военно-служилая + ремесла знать, подчиняющаяся князю) + торговля Для содержания своей дружины Балтийское князья собирали дань со море свободных общинников Как назывался этот торговый путь? Черное Константинополь море
  4. 4. Религия, основанная на обожествлении сил природы Язычество Основные богиПерун – бог грозы и войныВелес – бог скотаДаждьбог – бог солнцаСварог – бог неба и огняСтрибог – бог ветраРод – бог плодородияМокошь – богиня женского Обереги-конькирукоделия Волхвы? Капище?
  5. 5. Варяжский князь Рюрик вокняжился в Новгороде в 862 г. Образование Древнерусского государстваВ IX в. были два основных центраобразования Древнерусскогогосударства – Новгород (столицасловен, кривичей, чуди и веси) иКиев (столица полян).В 882 г. новгородский князь Олег Рюрик (862-882)захватил Киев и объединилвосточнославянские земли вединое государство. Норманнская теория? Олег (882-912)
  6. 6. Против норманнской теории У восточных славян уже существовали органы, являвшиеся прообразом государственных институтов (князь, дружина, вече). Приглашение иноплеменника в Предпосылки качестве правителя является возникновения государства показателем готовности к формированию государства. Частная собственность Крупные племенные суперсоюзы у восточных славян сложились уже в Имущественное VIII-IX вв. (вокруг Новгорода и Киева). неравенство Внешние угрозы (Скандинавия, Родовую общину Хазария) подталкивали к сплочению. сменяет соседская Варяги, дав правящую династию, Необходимость отпора быстро слились со славянами. внешним врагамТем не менее варяги сыграли немалую роль в образовании древнерусского государства
  7. 7. ДаньДо 945 г. дань с покоренныхсоюзов племен собираласьпосредством полюдья (сноября по апрель).В 945 г. после гибели князяИгоря (912-945) его вдова,княгиня Ольга (945-964)ввела уроки (размер дани) иустановила погосты (места К.В. Лебедев.сбора дани). Полюдье Полюдье Повоз
  8. 8. Внешняя политика (IX-X вв.) Основные направления Походы: Олег? Защита от на Византию (907,набегов печенегов 911, 941, 944, 970-971 гг.) Игорь? и других кочевых на Болгарию (967) народов на Хазарию (964-965 гг.) Святослав? Русско-византийские договоры 907, 911 и 944 гг.
  9. 9. Князь Владимир (980-1015) Лествичная система передачи власти Принятие (начала складываться еще христианства при Святославе, (988 г.) оформилась при Ярославичах) Новгород, Полоцк, Туров, Владимир- Волынский, Смоленск, Ростов, Муром, Усиление Тмутаракань, южных земля древлян границ (печенеги)
  10. 10. Значение принятия христианства Укрепление единства страны и центральной власти Изживание сепаратизма отдельных земель и сложение общерусского самосознания Развитие феодальных отношений Рост международного престижа Развитие культуры (письменность, иконопись, В. Васнецов фрески, каменное зодчество, Крещение Владимира школы…) Константинопольский патриарх Церковная Десятина Митрополит киевский иерархия Иларион – первый Епископы русский (1051)
  11. 11. Расцвет Киевской Руси (конец Х – середина XII вв.) Составление первого сборника законов (Русская Правда) Межгосударственные династические браки В 1054 г. появились половцы Разгром печенегов (1037 г.) Расцвет культуры (Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове, «Золотые ворота» в Киеве…) Ярослав Мудрый (1019-1054) Реконструкция М.М. Герасимова
  12. 12. Русская Правда Правда Ярослава 1016 г.Краткая ст.1-18 Правда Ярослава иПравда Ярославичей Правда Ярославичей ст.1-52 Пространная 1072 г. ст.19-41 Правда нач. XII в. Устав Владимира Мономаха ст.53-121 Божий суд? Защита имущества жителей Руси, особенно собственности князей Вира – штраф Изгои – выгнанные Послухи – Вервь – община за преступление из общины свидетели замена кровной мести
  13. 13. Социальная структура Киевской Руси владели в о т ч и н а м и Знать (феодалы): князья, бояре (дружинники), церковь Люди – свободное сельское и городское население Смерды – полусвободные общинники, несшие повинности в отношении князя (?) Рядович – человек, обязанный выполнять работы по договору («ряду») со своим господином Закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за заем («купу») Холоп – раб Челядь – рабы-военнопленные
  14. 14. 1097 г. – Любечский съезд: «Каждо да держит отчину свою» Владимир Мономах (1113-1125) Составлена окончательная редакция Русской Правды Победы над половцами Укрепление центральной власти После смерти Мстислава Владимировича (1125-1132) «раздрася вся русская земля» Шапка Мономаха
  15. 15. Причины феодальной раздробленности1. Формирование княжеского и боярского землевладения (князья стали бороться не за Киев, а за расширение территории своего княжества).2. Укрепление власти князей, их независимость от Киева.3. Господство натурального хозяйства, способность отдельных княжеств и городов обеспечить себя всем необходимым.4. Ослабление Киева из-за половецких набегов.5. Упадок пути «из варяг в греки». Иванов С.В.6. Неудобство и сложность лествичной Съезд князей системы.
  16. 16. Крупнейшие княжества боярская республика, приглашение и изгнание князей, важнейшая роль торговли Новгородская земля сильная княжеская власть, интенсивный приток населения Владимиро-Суздальское княжество (Залесский край) сильные соседи (венгры, поляки, половцы), мощная боярская оппозиция Галицко-Волынское княжество
  17. 17. Новгородская боярская республика с 1136 г. ВЕЧЕ важнейшие решения и законы, выборы должностных лиц, приглашение и изгнание князей Тысяцкий ПОСАДНИК Епископфинансовые дела, сбор председательствует особая казна иналогов, разбор жалоб на вече, управляет владычный полк, по торговым делам городским хозяйством посредническая роль Князь с 1148 г. архиепископ военный предводитель и третейский судья Софийская сторона не мог посещать вече, (Кремль) приобретать вотчины на окраинах Новгородской земли Торговая сторона Новгородская (торг, вече) земля А.М. Васнецов пятины Новгородский торг
  18. 18. Владимиро-Суздальское княжествоЮрий Долгорукий (1125-1157)1147 – основание… Андрей Боголюбский (1157-1174) 1157 – из Суздаля во Владимир Деспотическое правление убийство Всеволод Большое Гнездо (1176-1212) 8 сыновей и 4 дочери Расцвет Владимиро-Суздальской земли
  19. 19. Галицко-Волынское княжество Владимиро-Волынское княжество Галицко-Волынское княжество княжество Галицкое (с 1199 г.) (с 1140 г.) (с конца Х в.) Роман Мстиславич Волынский (1199-1205) Не передавивши пчел, меду не есть! Даниил Романович Галицкий (1221-1264) Король с 1254 г.
  20. 20. Значение феодальной раздробленности + – Рост городов Ослабление Развитие ремесла, центральной торговли власти Расцвет и Междоусобные разнообразие войны древнерусской Упадок военного культуры могущества Древней Руси
  21. 21. Культура Древней РусиУстное народное творчество Заговоры Загадки ЗаклинанияПословицы СказкиПоговорки Песни Былины
  22. 22. Культура Древней Руси Письменность Рукописи на пергаменте: Граффити: Остромирово надпись о кончине Евангелие 1057 г., Ярослава Мудрого Изборники Святослава на стене Софийского 1073 и 1076 гг. Собора в Киеве и др. Эпиграфика: Берестяные грамоты: надпись на записи, выцарапанные Тмутараканском писалами на кусках камне бересты
  23. 23. Культура Древней Руси ЛИТЕРАТУРАПроповеди и поучения: «Слово о законе и Жития святых: благодати» Илариона «Сказание о Борисе и (1049 г.), «Поучение» Глебе», «Житие Владимира Мономаха Феодосия» Нестора (1117 г.) и др. Летописи: Героический эпос: «Повесть временных «Слово о полкуИгореве» (после 1187 г.) лет» Нестора (1113 г.) Публицистика: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (нач. XIII в.)
  24. 24. Культура Древней Руси ЗОДЧЕСТВО Софийский собор в Киеве 1037-1041 гг.Десятинная церковь в Киеве 989-996 гг. Софийский собор в Киеве сейчас Софийский собор в Новгороде 1045-150 гг.
  25. 25. Культура Древней Руси ЗОДЧЕСТВОУспенский собор Дмитриевский собор Церковь Покрова во Владимире во Владимире на Нерли 1158-1160 1194-1197 гг. 1165 г. Золотые ворота во Владимире 1158-1164 гг.
  26. 26. Культура Древней Руси ЗОДЧЕСТВО Крестово-купольный храм 4 алтарная 3 алтарь преграда 6 барабанВ 1 куполЗ 7 апсиды5 хоры 2 столпы
  27. 27. Культура Древней Руси изобразительное искусствоМозаика Фреска Икона Миниатюра
  28. 28. Образование монгольской державы Темучин Курултай 1206 г. Чингисхан (1206-1227) Завоевал Законы ЯсыСеверный Китай (1215) Жесткая дисциплинаСреднюю Азию (1221) Десятичная система комплектования, Кавказ (1223) коллективная ответственность Низкие выносливые лошади (по 3 на воина), конное войско, отличная разведка Битва на Калке Полководец не должен ввязываться в бой 31 мая 1223 г. лично
  29. 29. Нашествие Батыя на Русь Декабрь 1237 г. – падение Рязани Начало 1238 г. – опустошение 4 марта 1238 г. битва на р.Сити Владимиро-Суздальской земли Козельск Весна 1238 г. – отступление 49 дней Весна 1239 г. – разорение Переяславля Осень-зима 1240 г. – поход на Южную Русь, падение Киева (6 декабря 1240) Весна 1241 г. – захват Галицко- Волынского княжества В 1241-1242 гг. монголо-татары опустошили Польшу, Чехию и Венгрию
  30. 30. Последствия нашествия Разрушены 49 из 74 городов (29 – исчезли навсегда или превратились в села) Резкое сокращение населения Упадок земледелия, ремесла, культуры Усиление феодальной раздробленности На смену дружинникам пришли выходцы из простонародья (холопы) усиление деспотизма
  31. 31. Золотая Орда основана ханом Батыем в 1242 г. Ордынское иго Система взаимоотношений между Русью и Ордой Русь была лишена независимости Князья могли править, лишь получив ярлык на княжение Ханы поощряли межкняжеские усобицы Дань собирали ханские наместники – баскаки Огромная дань Орде Число? Выход? Воинская повинность «Живой товар» Но! Ханы не покушались на позиции православной церкви
  32. 32. Влияние монголо-татарского завоевания на историю Руси Монголо-татары подтолкнулиН.М. Карамзин создание единого РусскогоГ.В. Вернадский государства, но задержали культурное развитие Руси.С.М. Соловьев Моноголо-татары незначительноВ.О. Ключевский повлияли на внутреннее развитиеС.Ф. Платонов русского общества. Монголо-татары тормозилиСоветские развитие Руси, мешалиисследователи объединению. Влияние заметное, но не определяющее.
  33. 33. Борьба против западной агрессии в XIII веке Невская битва Шведы 15 июля 1240 г. Ледовое побоище 5 апреля 1242 г. Новгород Тевтонский орден Псков Ливонский (с 1198 г.) ВладимирНемцы орден (сОрденг.) 1237 меченосцев РУСЬ (с 1202 г.) Александр Ярославич Невский: «Кто с мечом…»
  34. 34. Значение победАлександра Невского (1236-1252+) Приостановлен «дранг нах остен» («натиск на восток») Сохранена православная вера Моральное значение (после нашествия Батыя) Рост авторитета и влияния Александра Невского П.Д. Корин Александр Невский
  35. 35. Великий князь владимирский в 1252-1263 гг. Александр Невский и Орда 1246 г.Александр Ярославич – князь ярлык Неврюева Андрей Ярославич – князь новгородский и киевский Владимиро-суздальский ратьПокорность Орде, т.к.: 1252борьба с Ордой г. недостаточно сил угроза католизации с Запада Даниил Галицкий позиция православной церкви (1221-1264) расправа с восставшимНовгородом в 1257 и 1259 гг. поездки к хану в Орду(1249-1250, 1262-1263 гг.)